Демокрит
Демокрит | |
---|---|
![]() Эллинский бюст философа, возможно, Демокрита. Вилла Папирусов . [1] | |
Рожденный | в. 460 г. до н.э. |
Умер | в. 370 г. до н.э. (около 90 лет) |
Эра | Досократическая философия |
Область | Западная философия |
Школа | Атомизм |
Основные интересы | |
Известные идеи |
Демокрит ( / d ɪ ˈ m ɒ k r ɪ t ə s / , dim -OCK -rit-əs ; греческий : Δημόκριτος , Демокритос , что означает «избранный народом»; ок. 460 – ок. 370 до н. э. ) был древним Греческий философ-досократик из Абдеры прежде всего помнят за его формулировку атомной теории Вселенной , которого сегодня . [2] Демокрит много писал на самые разные темы. [3]
Ни одна из оригинальных работ Демокрита не сохранилась, за исключением вторых рук. Многие из этих упоминаний исходят от Аристотеля , который считал его важным соперником в области натуральной философии . [4] В древности он был известен как «смеющийся философ» из-за того, что подчеркивал ценность жизнерадостности. [5]
Жизнь
Демокрит родился в Абдере, на побережье Фракии . [б] [6] Он был эрудитом и плодовитым писателем, написавшим около восьмидесяти трактатов по таким темам, как поэзия, гармония, военная тактика и вавилонское богословие. Он много путешествовал, посетив Египет и Персию, но эти страны не произвели на него особого впечатления. Однажды он заметил, что предпочел бы найти хотя бы одно научное объяснение, чем стать царем Персии. [3] Хотя многие анекдоты о жизни Демокрита сохранились, их подлинность не может быть проверена, и современные ученые сомневаются в их точности. [6] Древние отчеты о его жизни утверждают, что он дожил до очень преклонного возраста, а некоторые писатели [с] [д] утверждая, что на момент смерти ему было более ста лет. [6]
Философия и наука
Демокрит писал как по этике, так и по физике. [7] Отношения между Демокритом и его предшественником Левкиппом заключались в том, что Демокрит был его учеником; в то время как более ранние древние источники, такие как Аристотель и Теофраст, приписывают Левкиппу изобретение атомизма и приписывают его доктрины обоим философам, более поздние источники приписывают только Демокриту, что затрудняет окончательную идентификацию конкретных доктрин. [6]
Атомная гипотеза
У нас есть различные цитаты Демокрита об атомах, одна из них:
но они стараются так: сначала они всеиндивидуальны и пусты, потом все остальное неномистхаи [славно]. (Диоген Лаэртий, Демокрит, т. IX, 44) Его основные доктрины были таковы. Эти атомы и вакуум были началом Вселенной? и что все остальное существовало только во мнениях. (пер. Йонге, 1853 г.)
Он пришел к выводу, что делимость материи подходит к концу и наименьшие возможные фрагменты должны быть телами с размерами и формами, хотя точные аргументы в пользу этого его вывода не известны. Наименьшие и неделимые тела он назвал «атомами». [3] Атомы, считал Демокрит, слишком малы, чтобы их можно было обнаружить органами чувств; их бесконечное количество и они бывают бесконечно многих разновидностей, и они существовали всегда, и что эти атомы находятся в постоянном движении в пустоте или вакууме. Объекты повседневной жизни среднего размера представляют собой комплексы атомов, собранных вместе в результате случайных столкновений и различающихся по типу в зависимости от различий между составляющими их атомами. [3] Для Демокрита единственные истинные реальности — это атомы и пустота. То, что мы воспринимаем как воду, огонь, растения или людей, — это всего лишь комбинации атомов в пустоте. Чувственные качества, которые мы испытываем, нереальны; они существуют только по соглашению. [7] О массе атомов Демокрит сказал: «Чем больше неделимое превышает, тем оно тяжелее». Однако его точная позиция по атомному весу оспаривается. [8]
Его точный вклад трудно отличить от вклада его наставника Левкиппа , поскольку они часто упоминаются в текстах вместе. Их рассуждения об атомах, заимствованные у Левкиппа, имеют мимолетное и частичное сходство с пониманием атомной структуры XIX века, которое побудило некоторых считать Демокрита более ученым, чем других греческих философов; однако их идеи основывались на совершенно разных основах. [4] Демокрит, наряду с Левкиппом и Эпикуром , предложил самые ранние взгляды на форму и связность атомов. Они пришли к выводу, что твердость материала соответствует форме задействованных атомов. [4] человека Используя аналогии из чувственного опыта , он дал картину или изображение атома, отличавшего их друг от друга формой, размерами и расположением частей. Причём связи объяснялись материальными связями, в которых отдельные атомы были снабжены креплениями: одни — крючками и ушками, другие — шариками и гнездами. [и]
Атом Демокрита — инертное твердое тело, исключающее другие тела из своего объема и механически взаимодействующее с другими атомами. Квантово-механические атомы похожи тем, что их движение может быть описано механикой в дополнение к их электрическим, магнитным и квантовым взаимодействиям. Они отличаются тем, что могут расщепляться на протоны, нейтроны и электроны. Элементарные частицы подобны атомам Демокрита в том, что они неделимы, но их столкновения регулируются исключительно квантовой физикой . Фермионы соблюдают принцип исключения Паули , который аналогичен принципу Демокрита, согласно которому атомы исключают другие тела из своего объема. Однако бозоны этого не делают, ярким примером которых является фотон элементарной частицы .
Корреляция с современной наукой
Теория атомистов, по-видимому, более близка к теории современной науки, чем любая другая теория древности. Однако сходство с современными научными концепциями может сбить с толку при попытке понять, откуда взялась эта гипотеза. Классические атомисты не могли иметь эмпирической основы для современных представлений об атомах и молекулах.
Гипотеза атомистической пустоты была ответом на парадоксы Парменида и Зенона , основателей метафизической логики, выдвинувших трудноразрешимые аргументы в пользу идеи о том, что движения быть не может. Они считали, что любое движение потребует пустоты, которая есть ничто, но ничто не может существовать. Позиция Парменида заключалась в следующем: «Вы говорите, что существует пустота; следовательно, пустота — это не ничто; следовательно, пустоты не существует». [9] [ф] Позиция Парменида оказалась подтвержденной наблюдением, что там, где кажется, что ничего нет, есть воздух, и действительно, даже там, где нет материи, есть что-то , например световые волны.
Атомисты согласились, что движение требует пустоты, но просто отвергли аргумент Парменида на том основании, что движение является наблюдаемым фактом. Поэтому, утверждали они, должна быть пустота.
Демокрит считал, что изначально Вселенная состояла только из крошечных атомов, вращающихся в хаосе, пока они не столкнулись вместе, образовав более крупные единицы, включая Землю и все, что на ней. [2] Он предположил, что существует множество миров , некоторые из которых растут, некоторые распадаются; у некоторых нет ни солнца, ни луны, у некоторых их несколько. Он считал, что каждый мир имеет начало и конец и что мир может быть разрушен в результате столкновения с другим миром. [г]
Математика

Демокрит был также пионером математики и, в частности, геометрии. По мнению Архимеда , [час] Демокрит был одним из первых, кто заметил, что конус и пирамида с одинаковой площадью основания и высотой имеют одну треть объема цилиндра или призмы соответственно; результат, который, как утверждает Архимед, был позже доказан Евдоксом Книдским . [я] [11] Плутарх [Дж] также сообщает, что Демокрит работал над проблемой, связанной с поперечным сечением конуса, которая, по мнению Томаса Хита, может быть ранней версией исчисления бесконечно малых . [11]
Антропология
Демокрит считал, что первые люди вели анархический и животный образ жизни, добывая пищу индивидуально и питаясь самыми вкусными травами и плодами, которые росли на деревьях, пока страх перед дикими животными не заставил их объединиться в общества. Он считал, что у этих древних людей не было языка, но постепенно они начали выражать свои мысли, устанавливая символы для каждого вида объектов, и таким образом пришли к пониманию друг друга. Он говорит, что первые люди жили тяжело, не имея никаких жизненных благ; одежда, дома, огонь, одомашнивание и земледелие были им неизвестны. Демокрит представляет ранний период человечества как период обучения методом проб и ошибок и говорит, что каждый шаг медленно вёл к новым открытиям; зимой они укрывались в пещерах, запасали плоды, которые можно было сохранить, и благодаря разуму и остроте ума строили каждую новую идею. [2] [к]
Этика
Демокрит был красноречив на этические темы. Около шестидесяти страниц его фрагментов, записанных у Дильса-Кранца , посвящены моральным советам. Этика и политика Демокрита доходят до нас главным образом в форме максим. Поставив поиск счастья в центр моральной философии, ему следовали почти все моралисты древности. Наиболее распространенными изречениями, связанными с ним, являются: « Принимайте услуги только в том случае, если вы планируете оказать им большую услугу взамен », а также считается, что он дает некоторые противоречивые советы, такие как « Лучше не иметь детей, чтобы их воспитывать». ну требует больших хлопот и забот, и видеть, как они плохо растут, — самая жестокая из всех страданий ». [12] Он также написал трактат о цели жизни и природе счастья. Он считал, что « счастье можно найти не в богатстве, а в душевных благах, и не следует получать удовольствие от смертных вещей ». Ему часто приписывают другое высказывание: « Надежды образованных были лучше богатства невежественных ». Он также заявил, что « причина греха - это незнание того, что лучше », что позже стало центральным понятием в сократической моральной мысли. Другой выдвинутой им идеей, которая позже нашла отражение в сократовской моральной мысли, была максима о том, что « лучше быть обиженным, чем поступать неправильно ». [12] Другие его моральные представления шли вразрез с преобладавшими в то время взглядами, такими как его идея о том, что « хороший человек не только воздерживается от проступков, но даже не хочет поступать плохо » . побеждает противоречивые человеческие страсти. [13]
Эстетика
Более поздние греческие историки считают, что Демокрит утвердил эстетику как предмет исследования и изучения. [14] поскольку он теоретически писал о поэзии и изобразительном искусстве задолго до таких авторов, как Аристотель . В частности, Трасилл выделил в творчестве философа шесть работ, которые принадлежали к эстетике как дисциплине, но сохранились только фрагменты соответствующих работ; следовательно, из всех сочинений Демокрита по этим вопросам известен лишь небольшой процент его мыслей и идей.
Работает
Диоген Лаэртский приписывает Демокриту несколько произведений, но ни одно из них не сохранилось в полном виде. [4]
- Этика
- Пифагор , О характере мудреца , О вещах в аиде , Тритогения , О мужественности или о добродетели , Рог Амалфеи , О довольстве , Этические комментарии
- Естественные науки
- Великая Мировая Система [л] , Космография , О планетах , О природе , О природе человека или о плоти (две книги), О разуме , О чувствах , О вкусах , О цветах , О различных формах , Об изменении формы , Контрфорсы , Об образах , О логике (три книги)
- Природа
- Небесные причины , Атмосферные причины , Земные причины , Причины, связанные с огнем и вещами в огне , Причины, связанные со звуками , Причины, связанные с семенами, растениями и плодами , Причины, связанные с животными (три книги), Разные причины , О магнитах
- Математика
- О разных углах, или О соприкосновении кругов и сфер , О геометрии , Геометрии , числах , О иррациональных прямых и твердых телах (две книги), Планисферах , О Великом году или Астрономии (календарь) Состязание водяных часов , Описание небес , География , Описание полюсов , Описание лучей света ,
- Литература
- О ритмах и гармонии , О поэзии , О красоте стихов , О благозвучных и резко звучащих буквах , О Гомере , О песне , О глаголах , именах
- Технические работы
- Прогноз , О диете , Медицинское заключение , Причины , касающиеся подходящих и неподходящих случаев , О сельском хозяйстве , О живописи , Тактика , Бои в доспехах
- Комментарии
- О священных писаниях Вавилона , О тех, кто в Мероэ , Кругосветное плавание по океану , Об истории , Халдейское повествование , Фригийское повествование , О лихорадке и кашле , Юридические причины , Проблемы [15]
сохранил сборник высказываний, приписываемых Демокриту Стобеус , а также сборник высказываний, приписываемых « Демокриту », который некоторые ученые, включая Дильса и Кранца, также приписывали Демокриту. [4]
Наследие
Диоген Лаэртский утверждает, что Платон настолько не любил Демокрита, что пожелал сжечь все его книги . [м] Тем не менее, он был хорошо известен своему коллеге-философу, родившемуся на севере Аристотелю , и был учителем Протагора . [н]
Демокрит упоминается английским писателем Сэмюэлем Джонсоном в его стихотворении «Тщеславие человеческих желаний» (1749), лл. 49–68, и призван «встать на земле, / С веселой мудростью и поучительным весельем, / Увидеть пеструю жизнь в современных нарядах, / И накормить разными дураками вечную шутку».
- Портрет философа, возможно, Демокрита. Вилла папирусов , Геркуланум.
- Демокрит среди абдеритов .
- Шарль-Антуан Куапель, Веселый Демокрит , 1746 год.
- Бюст Демокрита 2020 года, подаренный агентству по атомной энергии Грецией Международному .
См. также
- Атом
- Джон Далтон
- Фракийский университет Демокрита
- У вас есть
- Мохус
- Национальный центр научных исследований «ДЕМОКРИТОС»
- Псевдо-Демокрит
- Вайшешика
Примечания
- ^ ДК B125: «И есть люди и пустота»
- ^ Аристотель, Де Коэль . iii.4, Метеор. ii.7
- ^ Лукиан, Макробий 18
- ^ Гиппарх ап. Диоген Лаэртский, ix.43.
- ^ См. свидетельства DK 68 A 80, DK 68 A 37 и DK 68 A 43.
- ^ Аристотель, Phys . iv.6
- ^ Чтобы воплотить космологию Демокрита, Рассел [10] взывает к Шелли: «Миры в мирах постоянно катятся / От сотворения к распаду, / Как пузыри на реке / Сверкают, лопаются, уносятся прочь».
- ^ Метод механических теорем - Архимед
- ^ Метод механических теорем - Архимед
- ^ Плут. Из сообщения. 39
- ^ Диодор I.viii.1–7.
- ^ возможно, было написано Левкиппом
- ^ Диоген Лаэртий , Жизни и мнения выдающихся философов , ix. 40: « Аристоксен в своих «Исторических записках» утверждает, что Платон желал сжечь все сочинения Демокрита, которые он смог собрать».
- ^ Диоген Лаэртский , Жизнеописания выдающихся философов, Книга IX, Глава 8, Раздел 50.
Цитаты
- ^ Де Петра, Джулио; Сольяно, Антонио; Патрони, Джованни; Мариани, Л.; Басси, Доменико; Marucchi, Орацио ; Конти, А. (ред.). Иллюстрированный путеводитель по Национальному музею в Неаполе: одобрен Министерством образования . Неаполь: Richter & Co. с. 68 . Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Барнс 1987 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Кенни, Энтони. Древняя философия . Оксфордские публикации. п. 27. ISBN 9780198752721 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Берриман 2016 .
- ^ Берриман, Сильвия (весна 2023 г.). « Демокрит», Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск весной 2023 г.), Эдвард Н. Залта и Ури Нодельман (ред.)» . Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск весной 2023 г.), Эдвард Н. Залта и Ури Нодельман (ред.) . Проверено 30 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Тейлор 1999 , стр. 157–158.
- ^ Перейти обратно: а б Кенни, Энтони. Древняя философия . п. 28. ISBN 9780198752721 .
- ^ Рассел 1972 , с. 64-65.
- ^ Рассел 1972 , с. 69.
- ^ Рассел 1972 , стр. 71–72.
- ^ Перейти обратно: а б Хит 1913 , стр. 121–122.
- ^ Перейти обратно: а б Кенни, Энтони. Древняя философия . Том. 1. Оксфорд. стр. 258–259. ISBN 9780198752738 .
- ^ Кенни, Энтони. Древняя философия . Издательство Оксфордского университета. п. 259. ИСБН 9780198752721 .
- ^ Татаркевич 2006 , стр. 89.
- ^ Барнс 1987 , стр. 245–246.
Ссылки
- Барнс, Джонатан (1987). Ранняя греческая философия . Книги о пингвинах. ISBN 978-0-14-044461-2 . Проверено 8 сентября 2022 г.
- Берриман, Сильвия (2016). «Демокрит» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Бернет, Джон (1892). Ранняя греческая философия . А. и К. Блэк . Проверено 8 сентября 2022 г.
- Купри, Дирк Л. (23 марта 2011 г.). Небо и Земля в древнегреческой космологии: от Фалеса до Гераклида Понтийского . Springer Science & Business Media. ISBN 978-1-4419-8116-5 . Проверено 8 сентября 2022 г.
- Хит, Томас (1913). Аристарх Самосский, древний Коперник: История греческой астрономии до Аристарха, вместе с трактатом Аристарха о размерах и расстояниях до Солнца и Луны . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-108-06233-6 .
- Поппер, Карл Р. (1945). Открытое общество и его враги. Том I.: Заклинание Платона . Лондон: Джордж Рутледж и сыновья.
- Рассел, Бертран (1972). История западной философии . Саймон и Шустер. ISBN 978-0-671-31400-2 . Проверено 8 сентября 2022 г.
- Татаркевич, Владислав (2006). Дж. Харрелл; К. Барретт; Д. Петш (ред.). История эстетики . А&С Черный. п. 89. ИСБН 0826488552 . Архивировано из оригинала 9 апреля 2022 года . Проверено 6 мая 2015 г.
- Тейлор, CCW (1999). Атомисты, Левкипп и Демокрит: Фрагменты: текст и перевод с комментарием . Университет Торонто Пресс. ISBN 978-0-8020-4390-0 . Проверено 9 сентября 2022 г.
Древнее свидетельство
- Диодор Сицилийский (I век до н. э.). Историческая библиотека .
Лаэртий, Диоген (1925). . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 2:9. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба.
- Петроний (конец I века нашей эры). Сатирикон . Пер. Уильям Эрроусмит. Нью-Йорк: Книга Меридиана, 1987.
- Секст Эмпирик ( ок. 200 г. н. э. ). Против математиков
Переводы
- Бакалис, Николаос (2005). Справочник по греческой философии: от Фалеса до стоиков: анализ и фрагменты , Trafford Publishing, ISBN 1-4120-4843-5 .
- Фриман, Кэтлин (2008). Помощница философам-досократикам: Полный перевод фрагментов Дильса , Забытых книг, ISBN 978-1-60680-256-4 .
Дальнейшее чтение
- Бейли, К. (1928). Греческие атомисты и Эпикур . Оксфорд. [ ISBN отсутствует ]
- Барнс, Джонатан (1982). Досократические философы , переработанное издание Рутледжа. [ ISBN отсутствует ]
- Брамбо, Роберт С. (1964). Философы Греции . Нью-Йорк: Кроуэлл.
- Бернет, Джон (1914). Греческая философия: от Фалеса до Платона . Лондон: Макмиллан.
- Гатри, В.К. (1979) История греческой философии - досократическая традиция от Парменида до Демокрита , издательство Кембриджского университета. [ ISBN отсутствует ]
- Кирк, Г.С., Дж. Э. Рэйвен и М. Шофилд (1983). Досократические философы , издательство Кембриджского университета, 2-е издание. [ ISBN отсутствует ]
- Ли, Ми-Кён (2005). Эпистемология после Протагора: ответы на релятивизм у Платона, Аристотеля и Демокрита . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-01-99-26222-9 . Проверено 22 сентября 2016 г.
- Сэндиуэлл, Барри (1996). Досократическая рефлексивность: построение философского дискурса c. 600–450 гг . до н.э. Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-10170-0 .
- Властос, Грегори (1945–1946). «Этика и физика у Демокрита». Философский обзор . 54–55: 53–64, 578–592.
Внешние ссылки

Цитаты, связанные с Демокритом, в Wikiquote
Работы Демокрита или о нем в Wikisource
- «Демокрит» . Интернет-энциклопедия философии .
- О'Коннор, Джон Дж.; Робертсон, Эдмунд Ф. , «Демокрит» , Архив истории математики MacTutor , Университет Сент-Эндрюс
- Греческие философы V века до н.э.
- Греческий народ IV века до н.э.
- Писатели IV века до нашей эры
- Абдериты
- Древнегреческие философы-атомисты
- Древнегреческие эпистемологи
- Древнегреческие математики
- Древнегреческие метафизики
- Досократические философы
- 460-е годы до н. э., рождение
- Смерти 370-х гг. до н.э.
- Математики V века до нашей эры
- Математики IV века до нашей эры