Римский флот
Часть серии о |
Военные Древнего Рима |
---|
Портал Древнего Рима |
Военно -морские силы древнеримского государства ( лат . classis , букв. «флот») сыграли важную роль в завоевании римлянами Средиземноморского бассейна , но они никогда не пользовались престижем римских легионов . На протяжении всей своей истории римляне оставались в основном сухопутным народом и частично полагались на своих более склонных к морскому делу подданных, таких как греки и египтяне , при строительстве своих кораблей. Из-за этого военно-морской флот никогда не был полностью принят Римским государством и считался в некоторой степени «неримским». [ 1 ]
В древности военно-морские и торговые флоты не имели логистической автономии, которой обладают современные корабли и флоты, и в отличие от современных военно-морских сил, римский флот даже на пике своего развития никогда не существовал как автономная служба, а действовал как дополнение к римской армии .
В ходе Первой Пунической войны римский флот был значительно расширен и сыграл жизненно важную роль в римской победе и Римской республики возможном восхождении к гегемонии в Средиземном море . В течение первой половины II века до нашей эры Рим продолжил разрушение Карфагена и подчинил эллинистические королевства восточного Средиземноморья, добившись полного господства над внутренним морем, которое они назвали Mare Nostrum . Римский флот снова сыграл важную роль в I веке до нашей эры в войнах против пиратов и в гражданских войнах, которые разрушили Республику, кампании которой распространялись по всему Средиземноморью. В 31 г. до н.э. великая морская битва при Акциуме положила конец гражданским войнам , кульминацией которых стала окончательная победа Августа и создание Римской империи .
В имперский период Средиземное море превратилось в мирное «римское озеро». В отсутствие морского противника флот был в основном занят патрулированием, борьбой с пиратством и транспортировкой. [ 2 ] Безусловно, самой важной задачей военно-морского флота было обеспечить импортируемого римского зерна беспрепятственную доставку в столицу через Средиземное море. Военно-морской флот также укомплектовал и обслуживал суда на крупных приграничных реках, таких как Рейн и Дунай, для снабжения армии.
На окраинах Империи, во время новых завоеваний или, все чаще, в целях защиты от вторжений варваров , римский флот все еще вел открытую войну. Упадок Империи в III веке нанес тяжелый урон военно-морскому флоту, который превратился в тень своего прежнего «я», как по размеру, так и по боеспособности. Когда последовательные волны Völkerwanderung обрушивались на сухопутные границы разбитой Империи, флот мог играть лишь второстепенную роль. В начале V века римские границы были нарушены, и на берегах западного Средиземноморья возникли варварские королевства. Одно из них, Королевство вандалов со столицей в Карфагене , собрало собственный флот и совершило набег на берега Средиземного моря, даже разграбив Рим , в то время как уменьшившийся римский флот был неспособен оказать какое-либо сопротивление. Западная Римская империя распалась в конце V века . Военно-морской флот сохранившейся Восточной Римской империи известен как Византийский флот .
История
[ редактировать ]Ранняя Республика
[ редактировать ]Точное происхождение римского флота неясно. Традиционно земледельческое и земледельческое общество, римляне редко выходили в море, в отличие от своих этрусских соседей. [ 3 ] Есть свидетельства существования римских военных кораблей в начале 4 века до нашей эры, например, упоминание о военном корабле, который доставил посольство в Дельфы в 394 году до нашей эры, но в любом случае римский флот, если он существовал, был незначительным. [ 4 ] Традиционной датой рождения римского флота считается ок. 311 г. до н.э., когда после завоевания Кампании двум новым чиновникам, duumviri navales classis ornandae reficiendaeque causa , было поручено содержание флота. [ 5 ] [ 6 ] В результате Республика обзавелась своим первым флотом, состоящим из 20 кораблей, скорее всего, триер , причем каждый дуумвир командовал эскадрой из 10 кораблей. [ 4 ] [ 6 ] Однако республика продолжала полагаться в основном на свои легионы в экспансии в Италию; флот, скорее всего, был ориентирован на борьбу с пиратством и не имел опыта ведения морской войны, и в 282 г. до н.э. его легко разгромили тарентийцы . [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Такая ситуация продолжалась до Первой Пунической войны : основной задачей римского флота было патрулирование вдоль итальянского побережья и рек, защита морской торговли от пиратов. Всякий раз, когда приходилось решать более масштабные задачи, например морскую блокаду осажденного города, римляне обращались к союзным греческим городам южной Италии, socii navales , с просьбой предоставить корабли и команды. [ 9 ] Вполне возможно, что надзор за этими морскими союзниками был одной из обязанностей четырех новых классических преторов , созданных в 267 г. до н.э. [ 10 ]
Первая Пуническая война
[ редактировать ]Первая римская экспедиция за пределы материковой Италии была направлена против острова Сицилия в 265 г. до н.э. Это привело к началу военных действий с Карфагеном , которые продлились до 241 г. до н.э. В то время Пунический город был неоспоримым хозяином западного Средиземноморья, обладая многолетним морским и военно-морским опытом и большим флотом. Хотя Рим полагался на свои легионы для завоевания Италии, операции на Сицилии должны были поддерживаться флотом, а кораблей, имеющихся у союзников Рима, было недостаточно. [ 10 ] Таким образом, в 261 г. до н. э. римский сенат намеревался построить флот из 100 квинкверем и 20 триер. [ 9 ] По словам Полибия , римляне захватили потерпевшую кораблекрушение карфагенскую квинкверему и использовали ее в качестве чертежа для своих собственных кораблей. [ 11 ] Новым флотом командовали ежегодно избираемые римские магистраты , но военно-морскую экспертизу обеспечивали младшие офицеры, которых по-прежнему обеспечивали общества , в основном греки. Эта практика продолжалась вплоть до Империи, о чем также свидетельствует прямое заимствование многочисленных греческих военно-морских терминов. [ 12 ] [ 13 ]
Несмотря на массовое наращивание сил, римские экипажи по-прежнему уступали карфагенянам по военно-морскому опыту и не могли надеяться сравниться с ними в морской тактике , требовавшей большой маневренности и опыта. Поэтому они применили новое оружие, которое превратило морскую войну в свою пользу. Они оснастили свои корабли корвусами , возможно, разработанными ранее сиракузянами против афинян . Это была длинная доска с шипом для зацепления за вражеские корабли. Используя его в качестве абордажного мостика, морские пехотинцы смогли подняться на абордаж вражеского корабля, превратив морской бой в вариант наземного боя, где преимущество имели римские легионеры. Однако считается, что вес Корвуса делал корабли нестабильными и мог опрокинуть корабль в бурном море. [ 14 ]
Хотя первое морское сражение войны, битва у Липарских островов в 260 г. до н.э., было поражением Рима, задействованные силы были относительно небольшими. Используя «Корвус » , молодой римский флот под командованием Гая Дуилия выиграл свое первое крупное сражение позже в том же году в битве при Милах . В ходе войны Рим продолжал одерживать победы на море: за победами при Сульках (258 г. до н. э.) и Тиндарисе (257 г. до н. э.) последовала масштабная битва у мыса Экнома , где римский флот под командованием консулов Марка Атилия Регула и Луция Манлий нанес карфагенянам тяжелое поражение. Эта череда успехов позволила Риму распространить войну дальше за море, в Африку и сам Карфаген. Продолжающийся успех римлян также означал, что их флот приобрел значительный опыт, хотя он также понес ряд катастрофических потерь из-за штормов, в то время как карфагенский флот, наоборот, страдал от истощения. [ 14 ]
Битва при Дрепане в 249 г. до н. э. привела к единственной крупной морской победе Карфагена, вынудив римлян снарядить новый флот на пожертвования частных лиц. В последнем сражении войны, у Эгатских островов в 241 г. до н.э., римляне под предводительством Гая Лутация Катула продемонстрировали превосходное мореходное искусство по сравнению с карфагенянами, в частности, для достижения победы использовали свои тараны, а не ныне заброшенный Корвус . [ 14 ]
Иллирия и Вторая Пуническая война
[ редактировать ]После победы римлян баланс военно-морских сил в Западном Средиземноморье сместился от Карфагена к Риму. [ 15 ] Это обеспечило карфагенянам молчаливое согласие на завоевание Сардинии и Корсики, а также позволило Риму решительно бороться с угрозой, исходящей от иллирийских пиратов на Адриатике . Иллирийские войны ознаменовали первое вмешательство Рима в дела Балканского полуострова. [ 16 ] Первоначально, в 229 году до нашей эры, флот из 200 военных кораблей был отправлен против царицы Теуты и быстро изгнал иллирийские гарнизоны из греческих прибрежных городов современной Албании . [ 15 ] Десять лет спустя римляне отправили в этот район еще одну экспедицию против Деметрия Фаросского , который восстановил иллирийский флот и занимался пиратством до Эгейского моря. Деметрия поддержал Филипп V Македонский , которого беспокоило расширение римской власти в Иллирии. [ 17 ] Римляне снова быстро одержали победу и расширили свой иллирийский протекторат, но начало Второй Пунической войны (218–201 гг. до н.э.) вынудило их направить свои ресурсы на запад на следующие десятилетия.
Из-за господства Рима на море Ганнибал , великий полководец Карфагена, был вынужден отказаться от морского вторжения, вместо этого решив перенести войну на суше, на итальянский полуостров. [ 18 ] В отличие от первой войны, в этой войне флот не играл особой роли ни с одной из сторон. Единственные морские столкновения произошли в первые годы войны, при Лилибее (218 г. до н. э.) и на реке Эбро (217 г. до н. э.), оба из которых привели к победам римлян. Несмотря на общее численное равенство, до конца войны карфагеняне не бросали серьезный вызов римскому превосходству. Таким образом, римский флот был занят в первую очередь набегами на берега Африки и охраной Италии, задача, которая включала перехват карфагенских конвоев с припасами и подкреплениями для армии Ганнибала, а также отслеживание потенциального вмешательства союзника Карфагена Филиппа V. . [ 19 ] Единственным крупным действием, в котором был задействован римский флот, была осада Сиракуз в 214–212 годах до нашей эры 130 кораблями под командованием Марка Клавдия Марцелла . Осада запомнилась гениальными изобретениями Архимеда , такими как зеркала, сжигавшие корабли, или так называемый « Коготь Архимеда », который сдерживал осаждающую армию в течение двух лет. [ 20 ] Был собран флот из 160 судов для поддержки армии Сципиона Африканского в Африке в 202 г. до н. э., а в случае неудачи его экспедиции — для эвакуации его людей. В этом случае Сципион одержал решающую победу при Заме , и последующий мир лишил Карфаген его флота. [ 21 ]
Операции на Востоке
[ редактировать ]Рим стал теперь бесспорным хозяином Западного Средиземноморья и перевел свой взгляд с побежденного Карфагена на эллинистический мир. Небольшие римские силы уже участвовали в Первой Македонской войне , когда в 214 г. до н. э. флот под командованием Марка Валериуса Лаевина успешно помешал Филиппу V вторгнуться в Иллирию с его недавно построенным флотом. Остальная часть войны велась в основном союзниками Рима, Этолийской лигой , а затем Пергамским королевством , но объединенным римско-пергамским флотом численностью ок. 60 кораблей патрулировали Эгейское море до конца войны в 205 г. до н.э. В этом конфликте Рим, все еще втянутый в Пуническую войну, был заинтересован не в расширении своих владений, а в том, чтобы помешать росту власти Филиппа в Греции. Война закончилась фактически тупиком и возобновилась в 201 г. до н. э., когда Филипп V вторгся в Малую Азию . у Морское сражение Хиоса закончилось дорогостоящей победой Пергаменско- Родийского союза, но македонский флот потерял множество военных кораблей, в том числе свой флагманский корабль « Децерес». . [ 24 ] Вскоре после этого Пергам и Родос обратились к Риму за помощью, и Республика была втянута во Вторую Македонскую войну . Ввиду огромного превосходства римлян на море война велась на суше, а македонский флот, уже ослабленный у Хиоса, не осмеливался покинуть свою якорную стоянку в Деметрии . [ 24 ] После сокрушительной победы римлян при Киноскефалах условия, навязанные Македонии, были жесткими и включали полный роспуск ее флота.
Почти сразу после поражения Македонии Рим оказался втянутым в войну с империей Селевкидов . Эта война также решалась в основном на суше, хотя объединенный римско-родосский флот также одержал победы над Селевкидами при Мионессе и Эвримедонте . Эти победы, которые неизменно завершались заключением мирных договоров, запрещавших содержание чего-либо, кроме символических военно-морских сил, привели к исчезновению эллинистических королевских флотов, оставив Рим и его союзников без сопротивления на море. В сочетании с окончательным разрушением Карфагена и концом независимости Македонии римский контроль над всем тем, что позже было названо mare nostrum ко второй половине II века до нашей эры был установлен («наше море»). Впоследствии римский флот был резко сокращен в зависимости от его Socii navales . [ 25 ]
Поздняя республика
[ редактировать ]Митридат и пиратская угроза
[ редактировать ]Однако в отсутствие сильного военно-морского присутствия пиратство процветало по всему Средиземноморью, особенно в Киликии , а также на Крите и в других местах, что еще более подкреплялось деньгами и военными кораблями, предоставленными царем Понтийским Митридатом VI , который надеялся заручиться их помощью в своих войны против Рима. [ 26 ] Во время Первой Митридатовой войны (89–85 до н. э.) Сулле пришлось реквизировать корабли везде, где он мог их найти, чтобы противостоять флоту Митридата. Однако, несмотря на импровизированный характер римского флота, в 86 г. до н. э. Лукулл разгромил понтийский флот при Тенедосе . [ 27 ]
Сразу после окончания войны постоянные силы численностью ок. 100 судов было построено в Эгейском море на средства союзных Риму морских государств. Хотя этих сил было достаточно для защиты от Митридата, их было совершенно недостаточно против пиратов, мощь которых быстро росла. [ 27 ] В течение следующего десятилетия пираты разгромили нескольких римских полководцев и беспрепятственно совершали набеги даже к берегам Италии, достигнув римской гавани Остии . [ 28 ] По сообщению Плутарха , «кораблей пиратов насчитывалось более тысячи, а захваченных ими городов — четыреста». [ 29 ] Их деятельность представляла растущую угрозу для римской экономики и бросала вызов римской власти: несколько выдающихся римлян, в том числе два претора со свитой и молодой Юлий Цезарь , были схвачены и удержаны с целью выкупа . Возможно, самое важное то, что пираты нарушили жизненно важную линию жизни Рима, а именно массовые поставки зерна и других продуктов из Африки и Египта, которые были необходимы для поддержания населения города. [ 30 ]
Возникшая в результате нехватка зерна стала серьезной политической проблемой, а народное недовольство грозило перерасти в взрывоопасный. В 74 г. до н.э., с началом Третьей Митридатовой войны , Марк Антоний (отец Марка Антония ) был назначен претором с чрезвычайным империем против пиратской угрозы, но явно не справился со своей задачей: он потерпел поражение у Крита в 72 г. до н.э. вскоре умер. [ 31 ] Наконец, в 67 г. до н.э. был принят закон Габинии на Плебейском совете , надевший Помпея беспрецедентными полномочиями и разрешивший ему выступить против них. [ 32 ] В ходе масштабной и согласованной кампании Помпей очистил моря от пиратов всего за три месяца. [ 25 ] [ 33 ] После этого флот снова был переведен на полицейские функции в борьбе с периодическим пиратством.
Цезарь и гражданские войны
[ редактировать ]В 56 г. до н.э. римский флот впервые вступил в бой за пределами Средиземного моря. Это произошло во время Юлия Цезаря , Галльских войн когда морское племя венетов восстало против Рима. Против венетов римляне находились в невыгодном положении, так как не знали побережья и были неопытны в бою в открытом море с его приливами и течениями. [ 34 ] Более того, корабли венетов превосходили легкие римские галеры. Они были построены из дуба и не имели весел, поэтому были более устойчивы к таранам . Кроме того, их большая высота давала им преимущество как при обмене ракетами, так и при абордажах. [ 35 ] В том случае, когда два флота встретились друг с другом в Киберонской бухте , флот Цезаря под командованием Д. Брута прибегнул к использованию крючков на длинных шестах, которые перерезали фалы, поддерживающие венетские паруса. [ 36 ] Неподвижные корабли венетов были легкой добычей для взошедших на них легионеров, а бегущие корабли венетов были захвачены, когда они застигнуты врасплох внезапным отсутствием ветра. [ 37 ] Установив таким образом свой контроль над Ла-Маншем , в последующие годы Цезарь использовал этот недавно построенный флот для осуществления двух вторжений в Британию .
Последние крупные кампании римского флота в Средиземноморье до конца III века нашей эры были гражданскими войнами , положившими конец республике. На Востоке республиканская фракция быстро установила свой контроль, и Родос, последняя независимая морская держава в Эгейском море, был подчинён Гаем Кассием Лонгином в 43 г. до н. э. после того, как его флот был разгромлен у Коса . На Западе против триумвиров выступил Секст Помпей , которому сенат поручил командовать итальянским флотом в 43 г. до н.э. Он взял под свой контроль Сицилию и сделал ее своей базой, блокируя Италию и остановив политически важные поставки зерна из Африки в Рим. [ 38 ] Потерпев поражение от Секста в 42 г. до н. э., Октавиан при содействии своего ближайшего соратника Марка Агриппы приступил к масштабному военно-морскому вооружению : корабли были построены в Равенне и Остии, новой искусственной гавани Портуса Юлия, построенной в Кумах , и были набраны солдаты и гребцы, включая более 20 000 освобожденных рабов. [ 39 ] Наконец, Октавиан и Агриппа победили Секста в битве при Наулохе в 36 г. до н.э., положив конец всему сопротивлению помпеев.
Могущество Октавиана еще больше усилилось после его победы над объединенным флотом Марка Антония и Клеопатры , царицы Египта , в битве при Акциуме в 31 г. до н.э., где Антоний собрал 500 кораблей против 400 кораблей Октавиана. [ 40 ] Это последнее морское сражение Римской республики окончательно утвердило Октавиана как единоличного правителя Рима и Средиземноморского мира. После своей победы он формализовал структуру флота, основав несколько ключевых гаваней в Средиземном море (см. Ниже). Основные обязанности теперь уже полностью профессионального флота заключались в защите от пиратства, сопровождении войск и патрулировании речных границ Европы. Однако он продолжал вести активную войну на периферии Империи.
княжества
[ редактировать ]Операции под руководством Августа
[ редактировать ]При Августе и после завоевания Египта требования римской экономики о расширении торговых путей в Индию возрастали. Препятствием был арабский контроль над всеми морскими путями в Индию. Поэтому одной из первых военно-морских операций принцепса Августа была подготовка к кампании на Аравийском полуострове. Элий Галл , префект Египта, приказал построить 130 транспортов и впоследствии перевез 10 000 солдат в Аравию. [ 41 ] Но последующий марш через пустыню в сторону Йемена провалился, и от планов контроля над Аравийским полуостровом пришлось отказаться.
На другом конце Империи, в Германии играл флот , важную роль в снабжении и транспортировке легионов . был установлен независимый флот В 15 г. до н.э. на Боденском озере . Позже генералы Друз и Тиберий широко использовали флот, когда пытались расширить римскую границу до Эльбы . В 12 г. до н. э. Друз приказал построить флот из 1000 кораблей и повел их по Рейну в Северное море . [ 42 ] Фризиям нечего было противопоставить численному, тактическому и Чаучи и технологическому превосходству римлян. Когда они вошли в устья рек Везер и Эмс , местным племенам пришлось сдаться.
В 5 г. до н.э. римские знания о Северном и Балтийском морях значительно расширились во время кампании Тиберия , достигнув Эльбы : Плиний описывает, как римские военно-морские формирования прошли мимо Гельголанда и отправились к северо-восточному побережью Дании, а Сам Август хвастается в своих Res Gestae : «Мой флот отплыл от устья Рейна на восток до земель кимвров, куда до того времени ни один римлянин не проникал ни по суше, ни по морю...» . [ 43 ] От многочисленных военно-морских операций к северу от Германии пришлось отказаться после битвы в Тевтобургском лесу в 9 году нашей эры.
Династия Юлиев-Клавдиев
[ редактировать ]В 15 и 16 годах Германик провел несколько операций флота вдоль рек Рейн и Эмс, но без постоянных результатов из-за упорного германского сопротивления и катастрофического шторма. [ 44 ] К 28 году римляне утратили контроль над устьем Рейна в результате череды фризских восстаний. С 43 по 85 год римский флот сыграл важную роль в завоевании Римом Британии . Classis Germanica оказала выдающиеся услуги в многочисленных десантных операциях. В 46 году военно-морская экспедиция совершила рывок вглубь Причерноморья и даже прошла по Танаису . В 47 г. восстание хауков , перешедших к разбойничьей деятельности вдоль галльского побережья, было подавлено Гнеем Домицием Корбулоном . [ 45 ] К 57 г. экспедиционный корпус достиг Херсонеса (см. Харакс, Крым ).
Похоже, что при Нероне флот получил стратегически важные позиции для торговли с Индией; не было известного флота но в Красном море . Возможно, части александрийского флота действовали в качестве эскорта индийской торговли. Во время еврейского восстания с 66 по 70 годы римляне были вынуждены сражаться с еврейскими кораблями, курсировавшими из гавани в районе современного Тель-Авива , на . средиземноморском побережье Израиля Тем временем несколько сражений флотилий в Галилейском море произошло .
В 68 году, когда его правление становилось все более небезопасным, Нерон собрал легион I Adiutrix из моряков преторианского флота. После свержения Нерона, в 69 году, « годе четырех императоров », преторианский флот поддержал императора Отона против узурпатора Вителлия , [ 46 ] и после своей окончательной победы Веспасиан сформировал из их рядов еще один легион, legio II Adiutrix . [ 47 ] Только в Понте Аникет , поддержал , командующий Classis Pontica Вителлия. Он сжег флот и искал убежища у иберийских племен, занимаясь пиратством. После того, как был построен новый флот, это восстание было подавлено. [ 48 ]
Династии Флавианов, Антонинов и Северов
[ редактировать ]Во время батавского восстания Гая Юлия Цивилиса (69–70) повстанцы путем предательства овладели эскадрой Рейнского флота, [ 49 ] и в конфликте часто использовалась римская Рейнская флотилия. На последнем этапе войны британский флот и легион XIV были переброшены из Британии для нападения на батавское побережье, но кананефаты , союзники батавов, смогли уничтожить или захватить большую часть флота. [ 50 ] Тем временем новый римский полководец Квинт Петиллий Цериалис двинулся на север и построил новый флот. Цивилис предпринял лишь короткую попытку столкновения со своим собственным флотом, но не смог помешать превосходящим римским силам высадиться и опустошить остров батавов , что вскоре привело к переговорам о мире. [ 51 ]
В 82–85 годах римляне под предводительством Гнея Юлия Агриколы начали кампанию против каледонцев в современной Шотландии . В этом контексте римский флот значительно активизировал действия на восточном побережье Шотландии. [ 52 ] Одновременно были предприняты многочисленные экспедиции и разведывательные походы. захватили Оркнейские острова ( Оркады Во время них римляне на короткое время ) и получили информацию о Шетландских островах . [ 53 ] Есть некоторые предположения о высадке римлян в Ирландии, основанные на сообщениях Тацита об Агриколе, обдумывающем завоевание острова. [ 54 ] но никаких убедительных доказательств в поддержку этой теории найдено не было.
При Пяти Добрых Императорах флот действовал главным образом на реках; поэтому он сыграл важную роль во время Дакии завоевания Траяном , и временно был основан независимый флот для рек Евфрат и Тигр . Также во время войн против маркоманской конфедерации под предводительством Марка Аврелия произошло несколько сражений на Дунае и Тисе .
Под эгидой династии Северов единственные известные военные операции военно-морского флота были проведены при Септимии Севере с использованием военно-морской помощи в его походах по Евфрату и Тигру , а также в Шотландии . Таким образом, римские корабли достигли, среди прочего, Персидского залива и вершин Британских островов .
Кризис третьего века
[ редактировать ]На заре III века Римская империя находилась на пике своего расцвета. В Средиземноморье на протяжении более двух столетий царил мир, поскольку пиратство было уничтожено и никаких внешних морских угроз не возникало. В результате наступило самоуспокоение: военно-морская тактика и технология были игнорированы, а римская военно-морская система пришла в упадок. [ 55 ] Однако после 230 года и в течение пятидесяти лет ситуация резко изменилась. Так называемый « кризис третьего века » ознаменовал период внутренних беспорядков, и в тот же период возобновилась серия морских нападений, которые имперский флот оказался неспособен остановить. [ 56 ] На Западе пикты и ирландские корабли совершали набеги на Британию, а саксы совершали набеги на Северное море, вынуждая римлян покинуть Фризию . [ 56 ] На Востоке готы и другие племена современной Украины совершали массовые набеги на Черное море. [ 57 ] Эти вторжения начались во времена правления Требониана Галла племена впервые , когда германские создали на Чёрном море собственный мощный флот. В результате двух внезапных атак (256) на римские военно-морские базы на Кавказе и у Дуная многочисленные корабли попали в руки немцев, после чего набеги распространились до Эгейского моря ; Византия , Афины , Спарта и другие города были разграблены, а флот провинций был сильно истощен. Только когда нападавшие допустили тактическую ошибку, их наступление удалось остановить.
В 267–270 годах произошла еще одна, гораздо более жестокая серия атак. Флот, состоящий из герулов и других племен, совершил набег на побережья Фракии и Понта . Разгромлен у Византии полководцем Венерианом. [ 58 ] варвары бежали в Эгейское море и разорили многие острова и прибрежные города, включая Афины и Коринф . Когда они отступили на север по суше, они были разбиты императором Галлиеном при Нестосе . [ 59 ] Однако это была всего лишь прелюдия к еще более масштабному вторжению, которое началось в 268/269 году: несколько племен объединились (в «Истории Августы» упоминаются скифы, грейтунги , тервинги , гепиды , певкини, кельты и герулы ) и предположительно 2000 кораблей и 325000 человек. сильный, [ 60 ] совершил набег на фракийский берег, напал на Византию и продолжал набеги на Эгейское море вплоть до Крита , при этом основные силы подошли к Фессалонике . Однако император Клавдий II смог победить их в битве при Найссе , положив на время конец готской угрозе. [ 61 ]
Варварские набеги также участились вдоль Рейнской границы и в Северном море . Евтропий упоминает, что в 280-х годах море вдоль побережий провинций Бельгика и Арморика было «населено франками и саксами». Чтобы противостоять им, Максимиан назначил Караузия командующим британским флотом . [ 62 ] Однако Караузий восстал в конце 286 года и отделился от Империи вместе с Британией и частями северного галльского побережья. [ 63 ] Одним ударом римляне потеряли контроль над Ла-Маншем и Северным морем, а император Максимин был вынужден создать совершенно новый Северный флот, но из-за отсутствия подготовки он почти сразу же был уничтожен штормом. [ 64 ] Лишь в 293 году при Цезаре Констанции Хлоре Рим вернул себе галльское побережье. Был построен новый флот, чтобы пересечь Ла-Манш. [ 65 ] а в 296 г. в результате концентрической атаки на Лондиниум восставшая провинция была отбита. [ 66 ]
Поздняя античность
[ редактировать ]К концу III века римский флот резко пришел в упадок. Хотя считается, что император Диоклетиан усилил флот и увеличил его численность с 46 000 до 64 000 человек, [ 67 ] старые постоянные флоты практически исчезли, и в гражданских войнах, положивших конец Тетрархии , противоборствующим сторонам пришлось мобилизовать ресурсы и конфисковать корабли портовых городов Восточного Средиземноморья. [ 57 ] Таким образом, эти конфликты привели к возобновлению военно-морской деятельности, кульминацией которой стала битва при Геллеспонте в 324 году между силами Константина I под командованием Цезаря Криспа и флотом Лициния , которая была единственным крупным военно-морским противостоянием 4-го века. Вегеций , писавший в конце IV века, свидетельствует об исчезновении старых преторианских флотов в Италии, но комментирует продолжающуюся деятельность Дунайского флота. [ 68 ] В V веке только восточная половина Империи могла иметь эффективный флот, поскольку он мог использовать морские ресурсы Греции и Леванта. Хотя Notitia Dignitatum все еще упоминает несколько военно-морских подразделений Западной Империи , они, очевидно, были слишком истощены, чтобы иметь возможность выполнять гораздо больше, чем просто патрулирование. [ 69 ] В любом случае, рост военно-морской мощи Королевства вандалов под руководством Гейзериха в Северной Африке и его набеги в Западном Средиземноморье практически не встречали сопротивления. [ 57 ] Хотя есть некоторые свидетельства военно-морской деятельности Западной Римской империи в первой половине V века, в основном они ограничиваются транспортировкой войск и незначительными десантными операциями. [ 68 ] Историки Приск и Сидоний Аполлинарий в своих трудах утверждают, что к середине V века Западная империя практически не имела военного флота. [ 70 ] Ситуация стала еще хуже после катастрофического провала флота, мобилизованного против вандалов в 460 и 468 годах при императорах Майориане и Антемии .
Для Запада восстановления не будет, поскольку последний западный император Ромул Августул был свергнут в 476 году. Однако на Востоке сохранилась классическая военно-морская традиция, и в VI веке был реформирован постоянный флот. [ 57 ] Восточно -римский (византийский) флот оставался грозной силой в Средиземном море до 11 века.
Организация
[ редактировать ]Экипажи
[ редактировать ]Основную часть экипажа галеры составляли гребцы, ремиги (пойте. remex ) или еретай (пойте. eretēs ) по-гречески. Вопреки распространенному мнению, римский флот и древние флоты в целом на протяжении всего своего существования опирались на гребцов со свободным статусом, а не на галерных рабов . Рабов использовали только в случае острой потребности в рабочей силе или крайней необходимости, и даже тогда их сначала освобождали. [ 71 ] В имперские времена неграждане свободнорожденных провинциалов ( перегрини ), главным образом выходцев из стран с морским прошлым, таких как греки, финикийцы, сирийцы и египтяне, составляли основную часть экипажей флотов. [ 71 ] [ 72 ]
Во времена раннего принципата команда корабля, независимо от его размера, была организована как центурия . Члены экипажа могли работать морскими пехотинцами , гребцами/моряками, ремесленниками и выполнять различные другие должности, хотя весь персонал, служащий в имперском флоте, классифицировался как милиты («солдаты»), независимо от их функций; только когда требовалось различение с армией, добавлялись прилагательные classiarius или classicus . Наряду с рядом других случаев преобладания армейской терминологии это свидетельствует о более низком социальном статусе военно-морского персонала, считавшегося уступающим вспомогательным войскам и легионерам. [ 71 ] Император Клавдий первым предоставил юридические привилегии членам экипажа военно-морского флота, позволив им получить римское гражданство после окончания службы. [ 73 ] Первоначально этот период был установлен как минимум в 26 лет (на один год больше, чем в легионах), а позже был увеличен до 28. При почетном увольнении ( честна миссио ) моряки также получали значительную денежную выплату. [ 74 ]
Как и в армии, корабельную центурию возглавлял центурион с опцией в качестве его заместителя, а бенефициарий руководил небольшим административным аппаратом. [ 13 ] В составе экипажа также было несколько руководителей (младших офицеров) и иммунитетов (специалистов, освобожденных от определенных обязанностей). Некоторые из этих должностей, в основном административные, были идентичны позициям вспомогательных армейских подразделений, тогда как некоторые (в основном греческого происхождения) были свойственны флоту. Надпись с острова Кос , датированная Первой Митридатовой войной , дает нам список корабельных офицеров, nautae : губернатор ( кибернетес по-гречески) был рулевым или лоцманом, целеуста ( келеустес по-гречески) руководил гребцы, прорета ( по-гречески prōreus ) — наблюдатель, находившийся на носу корабля, пентаконтарх — очевидно, младший офицер, и ятрос (лат. medicus ) — корабельный врач. [ 75 ]
Каждым кораблем командовал триерарх , точные отношения которого с корабельным центурионом неясны. Эскадры, скорее всего, по десять кораблей в каждой, были отданы под командование науарха , который, по-видимому, часто поднимался из рядов триерархов . [ 71 ] [ 76 ] [ 77 ] Должность nauarchusarchigubernes или nauarchus Princeps появилась позже в имперский период и функционировала либо в качестве командира нескольких эскадрилий, либо в качестве старшего офицера под командованием гражданского адмирала, что эквивалентно легионеру primus pilus . [ 78 ] [ 79 ] Все это были профессиональные офицеры, обычно перегрины , имевшие статус, равный вспомогательному центуриону (и, таким образом, их все чаще называли центурионами [classiarii] ). после примерно 70 г. н.э. [ 80 ] До правления Антонина Пия их карьера ограничивалась флотом. [ 13 ] Лишь в III веке эти офицеры по статусу и оплате были приравнены к легионерам-центурионам и впредь могли быть переведены на аналогичную должность в легионах. [ 81 ]
Торговыми судами командовал магистр флота . В случае частной собственности владельца называли exercitor navis . [ 82 ] Современный термин « мастер » для обозначения капитана торгового судна происходит от magister navis .
Верховное командование
[ редактировать ]Во времена республики командование флотом было передано действующему магистрату или промагистрату , обычно консульского или преторианского ранга. [ 83 ] Например, во время Пунических войн один консул обычно командовал флотом, а другой — армией. В последующих войнах в Восточном Средиземноморье преторы возьмут на себя командование флотом. Однако, поскольку эти люди были политическими назначенцами, фактическое управление флотами и отдельными эскадрами было поручено их более опытным легатам и подчиненным. Поэтому именно во время Пунических войн впервые появилась отдельная должность praefectus classis («префекта флота»). [ 84 ]
Первоначально подчинявшийся командующему магистрату, после реорганизации флота Августом префект классис стал прокурорской должностью, отвечающей за каждый из постоянных флотов. Первоначально эти должности заполнялись либо из числа всадников , либо, особенно при Клавдии императора , из вольноотпущенников , обеспечивая тем самым имперский контроль над флотами. [ 85 ] Со времен императоров Флавиев статус префектуры был только всадники с военным опытом, прошедшие ополчение конницы . повышен, и назначались [ 78 ] [ 85 ] Тем не менее, префекты оставались в основном политическими назначенцами, и, несмотря на их военный опыт, обычно командование вспомогательными подразделениями армии, их знания военно-морских вопросов были минимальными, что вынуждало их полагаться на своих профессиональных подчиненных. [ 74 ] Разницу в значении флотов, которыми они командовали, отражали и звания и соответствующее жалованье командиров. Префекты двух преторианских флотов имели звание procuratores ducenarii , что означало, что они зарабатывали 200 000 сестерциев ежегодно, префекты Classis Germanica , Classis Britannica и позже Classis Pontica были центенариями (т.е. зарабатывали 100 000 сестерциев), в то время как другие префекты флота были сексагенариями. (т.е. они получили 60 000 сестерциев). [ 86 ]
Типы кораблей
[ редактировать ]Общим римским термином для военного корабля-галеры с веслами был «длинный корабль» (лат. navis longa , греч. naus makra ), в отличие от парусного navis oneraria (от onus, oneris: бремя ), торгового судна, или второстепенное ремесло ( navigia majora ), такое как скафа . [ 87 ]
Военно-морской флот состоял из самых разных классов боевых кораблей: от тяжелых полиремов до легких рейдерских и разведывательных судов. Однако, в отличие от богатых эллинистических королевств-преемников на Востоке, римляне не полагались на тяжелые военные корабли с квинкверемами (греч. pentērēs ) и, в меньшей степени, квадриремами (греч. tetrērēs ) и триерами (греч. triērēs ), составлявшими основу Римский флот от Пунических войн до конца Гражданских войн. [ 88 ] Самым тяжелым судном, упомянутым в римском флоте в этот период, была « Гексарема» , некоторые из которых использовались в качестве флагманов. [ 89 ] Более легкие суда, такие как либурнии и гемиолии , оба быстроходных типа, изобретенные пиратами, также использовались в качестве разведчиков и легких транспортных судов.
Во время финального противостояния Октавиана и Марка Антония флот Октавиана состоял из квинкверем, нескольких «шестерок», а также множества триер и либурний, в то время как Антоний, у которого были ресурсы Птолемеевского Египта , которые он мог использовать, [ 88 ] выставил флот, также в основном состоящий из квинкверем, но со значительным составом более тяжелых боевых кораблей, от «шестерок» до «десяток» (греч. dekērēs ). [ 90 ] [ 91 ] Более поздняя историческая традиция во многом указывала на преобладание более легких и быстрых судов во флоте Октавиана. [ 92 ] причем Вегеций даже явно приписывал победу Октавиана либурнам. [ 93 ]
Такое выдающееся положение более легких судов в историческом повествовании, возможно, лучше всего объясняется в свете последующих событий. После Акциума оперативный ландшафт изменился: на остальной территории Принципата не существовало противника, который мог бы бросить вызов римской военно-морской гегемонии, и никакая массовая военно-морская конфронтация была маловероятна. Задачи римского флота теперь заключались в охране средиземноморских водных путей и пограничных рек, подавлении пиратства и сопровождении поставок зерна в Рим и экспедиций имперской армии. Более легкие корабли гораздо лучше подходили для этих задач, и после реорганизации флота после Акциума самым большим кораблем, оставшимся в эксплуатации, была «Гексарема», флагман Classis Misenensis . Основная часть флота состояла из более легких триер и либурний (лат. liburna , греч. libyrnis ), причем последние, очевидно, составляли большую часть провинциальных флотов. [ 94 ] Со временем термин «либурнийец» стал означать «военный корабль» в общем смысле. [ 25 ]
Римские корабли обычно назывались в честь богов ( Марс , Юпитер , Минерва , Исида ), мифологических героев ( Геркулес ), географических морских объектов, таких как Ренус или Океан , таких понятий, как Гармония, Мир, Верность, Победа ( Конкордия , Пакс , Фидес , Виктория). ) или после важных событий ( Дакик для Дакийских войн Траяна или Саламин для битвы при Саламине ). [ 95 ] [ 96 ] Их отличали подставные лица ( insigne или parasemum ), [ 97 ] и, по крайней мере, во время Гражданских войн, по схемам окраски их башен, которые различались в зависимости от флота. [ 98 ]
Вооружение и тактика
[ редактировать ]В классической древности основным оружием корабля был таран ( rostra , отсюда и название navis rostrata для военного корабля), который использовался, чтобы потопить или обездвижить вражеский корабль, пробив его корпус. Однако для его использования требовался квалифицированный и опытный экипаж, а также быстрый и маневренный корабль, такой как трирема или квинкверема. В эллинистический период более крупные военно-морские силы стали полагаться на более крупные суда. Это имело несколько преимуществ: более тяжелая и прочная конструкция уменьшала последствия тарана, а большее пространство и устойчивость судов позволяли перевозить не только больше морских пехотинцев, но и размещать палубные баллисты и катапульты . [ 99 ]
Хотя таран продолжал оставаться стандартной особенностью всех боевых кораблей и таранным стандартным режимом атаки, эти разработки трансформировали роль боевого корабля: из старых «пилотируемых ракет», предназначенных для потопления кораблей противника, они превратились в мобильные артиллерийские платформы, которые участвовал в обмене ракетами и абордажах . В частности, римляне, изначально неопытные в морском бою, полагались на абордажные действия с использованием « Корвуса» . Хотя он принес им несколько решающих побед, его прекратили использовать, поскольку он имел тенденцию выводить из равновесия квинкеремы в открытом море; Зарегистрировано, что два римских флота были потеряны во время штормов Первой Пунической войны . [ 100 ]
Во время Гражданских войн ряд технических новшеств, приписываемых Агриппе, [ 101 ] имело место: гарпакс , катапультируемый абордажный крюк , который использовался для того, чтобы зацепиться за вражеский корабль, намотать его и взять на абордаж, гораздо более эффективным способом, чем со старым корвусом , а также использование складных боевых башен, размещенных по одному на носу и на корме, которые использовались для обеспечения абордажа поддерживающим огнем. [ 102 ]
Флоты
[ редактировать ]Период княжеств
[ редактировать ]После окончания гражданских войн Август сократил и реорганизовал римские вооруженные силы, включая флот. Большая часть флота Марка Антония была сожжена, а остальная часть была отведена на новую базу на Форуме Юлии (современный Фрежюс ), [ 103 ] который оставался действующим до правления Клавдия. [ 104 ] Однако основная часть флота вскоре была разделена на два преторианских флота в Мизенуме и Равенне , дополненные растущим числом второстепенных в провинциях, которые часто создавались на разовой основе для конкретных кампаний. Эта организационная структура сохранялась практически неизменной до IV века.
Преторианский флот
[ редактировать ]Два основных флота дислоцировались в Италии и действовали как центральный военно-морской резерв, доступный непосредственно императору (отсюда и название «преторианский»). В отсутствие какой-либо морской угрозы их обязанности в основном заключались в патрулировании и транспортировке. Они распространялись не только на воды вокруг Италии, но и по всему Средиземноморью. Существуют эпиграфические свидетельства присутствия моряков двух преторианских флотов в Пирее и Сирии. Эти два флота были:
- Classis Misenensis , основанная в 27 г. до н.э. и базирующаяся в Портусе Юлии. Поздний Classis praetoria Misenesis Pia Vindex Отряды флота несли службу на второстепенных базах, таких как Остия , Путеолы , Сентумцеллы и других гаванях. [ 105 ]
- Classis Ravenna , основанная в 27 г. до н. э. и базирующаяся в Равенне . Флагманом позднего класса Равенны был «Благочестивый мститель» .
Провинциальные флоты
[ редактировать ]Различные провинциальные флоты были меньше преторианских и состояли в основном из более легких судов. Тем не менее, именно эти флоты принимали участие в полномасштабных кампаниях или набегах на периферию Империи.
- Classis Africana Commodiana Herculea , основанная Коммодом в 186 году для обеспечения поставок зерна ( аннона ) из Северной Африки в Италию. [ 106 ] по модели Classis Alexandrina .
- Classis Alexandriae , базирующаяся в Александрии , контролировала восточную часть Средиземного моря. Он был основан Августом около 30 г. до н.э., вероятно, из кораблей, сражавшихся в битве при Акциуме , и укомплектован в основном греками из дельты Нила . [ 107 ] Поддержав императора Веспасиана в гражданской войне 69 г. , он был удостоен когномена Августа . [ 107 ] Флот отвечал главным образом за сопровождение поставок зерна в Рим (а затем в Константинополь), а также, по-видимому, управлял Potamophylaciae , речным патрулем по Нилу. [ 108 ]
- Classis Britannica , основанная в 40 или 43 году нашей эры в Гезориакуме ( Булонь-сюр-Мер ). [ 109 ] Он участвовал во вторжении римлян в Британию и последующих кампаниях на острове. [ 107 ] Флот, вероятно, базировался в Рутупиае ( Ричборо ) до 85 года нашей эры, когда он был переведен в Дубрис ( Дувр ). Другими базами были Портус Леманис ( Лимпна ) и Андеритум ( Певенси ), тогда как Гезориакум на галльском побережье, вероятно, оставался активным. [ 110 ] Во II–III веках флот в основном использовался для перевозки припасов и людей через Ла-Манш. Classis Britannica исчезает (по крайней мере, под этим названием) с середины III века, а занимаемые ею территории вскоре были включены в систему Саксонского берега . [ 110 ]
- Classis Germanica была основана Друзом в 12 г. до н.э. в Кастра- Ветера. [ 111 ] Он контролировал реку Рейн и представлял собой в основном речной флот, хотя действовал и в Северном море . Примечательно, что первоначальное отсутствие у римлян опыта борьбы с океанскими приливами привело к тому, что флот Друза застрял на Зейдерзее . [ 112 ] После ок. В 30 году нашей эры флот перенес свою главную базу в замок Альтебург, примерно в 4 км к югу от Колонии Агриппиненсис (современный Кельн). [ 113 ] Позже удостоился почетного звания Августы Пиа Фиделис Домициана после подавления восстания Сатурнина . [ 114 ]
- Classis nova Libyca , впервые упомянутая в 180 году, базировалась, скорее всего, в Птолемаиде на Киренаике .
- Classis Mauretanica , базирующаяся в Кесарии Мавритании (современный Черчелль ), контролировала африканское побережье западной части Средиземного моря. Основан на постоянной основе после набегов мавров в начале 170-х гг.
- Classis Moesica была основана где-то между 20 г. до н.э. и 10 г. н.э. [ 111 ] Он базировался в Новиодунуме и контролировал Нижний Дунай от Железных ворот до северо-западной части Черного моря до Крыма . [ 115 ] Почетное звание Флавия , присвоенное ему и Classis pannonica , может указывать на его реорганизацию Веспасианом . [ 116 ]
- Classis Pannonica — речной флот, контролирующий Верхний Дунай от Кастра Регина в Реции (современный Регенсбург ) до Сингидунума в Мезии (современный Белград ). Точная дата его основания неизвестна. Некоторые связывают это с кампаниями Августа в Паннонии ок. 35 г. до н.э., но он определенно существовал к 45 г. н.э. [ 114 ] [ 117 ] Его главной базой, вероятно, был Таурунум (современный Земун ) в месте впадения реки Савы в Дунай. При династии Флавиев он получил прозвище Флавия . [ 117 ]
- Classis Perinthia , основанная после аннексии Фракии в 46 году нашей эры и базирующаяся в Перинфе . Вероятно, основанный на местном флоте, он действовал в Пропонтиде и на фракийском побережье. [ 48 ] объединились с Classis Pontica . Вероятно, на более позднем этапе
- Classis Pontica , основанная в 64 году нашей эры на базе понтийского королевского флота. [ 111 ] [ 118 ] и базировался в Трапезе , хотя иногда перемещался в Византию (ок. 70 г.), [ 119 ] и в 170 г. — Кизику . [ 120 ] Этот флот использовался для охраны южного и восточного побережья Черного моря , а также входа в Босфор . [ 85 ] По данным историка Иосифа Флавия , во второй половине I века она насчитывала 40 военных кораблей и 3000 человек. [ 121 ]
- Classis Siriaca , основанная, вероятно, при Веспасиане и базирующаяся в Селевкии Пиерии (отсюда и альтернативное название Classis Seleucena ). [ 122 ] в Сирии . [ 108 ] Этот флот контролировал Восточное Средиземноморье и Эгейское море .
Кроме того, имеются значительные археологические свидетельства военно-морской деятельности некоторых легионов, которые, по всей вероятности, имели собственные эскадры: легион XXII Primigenia в реках Верхний Рейн и Майн , легион X Fretensis в реке Иордан и Галилейском море , а также несколько легионов. легионерские эскадроны на дунайской границе. [ 123 ]
Поздняя империя
[ редактировать ]Нашим основным источником информации о структуре позднеримской армии является Notitia Dignitatum , который соответствует ситуации 390-х годов для Восточной империи и 420-х годов для Западной империи. В Notitia примечательно большое количество созданных меньших эскадрилий, большинство из которых речные и имеют местную оперативную роль.
Флоты Дунайского рубежа
[ редактировать ]Classis Pannonica и Classis Moesica (начало V века). [ 124 ] ) были разбиты на несколько меньших эскадрилий, получивших общее название Classis Histrica , подчинявшихся пограничным командирам ( дуче ). [ 125 ] с базами в Мурсе в Паннонии II , [ 126 ] Флоренция в Паннонии Валерия [ 127 ] Аррунтум в Паннонии I , [ 128 ] Виминациум в Мезии I [ 129 ] и Эгеты в реке Дакия . [ 130 ] Classis Arlapensis et Maginensis (базируется в Арелапе и Комагене ) и Classis Lauriacensis (базируется в Лауриакуме ) в Паннонии I, [ 128 ] Classis Stradensis et Germensis , основанный на Марго в Мезии I, [ 129 ] и Classis Ratianensis на берегу реки Дакия. [ 130 ] Военно-морские части дополнялись портовыми гарнизонами и частями морской пехоты, набранными из армии. На дунайской границе это были:
- В Паннонии I и Noricum ridensis — военно-морские отряды ( milites liburnarii ) легиона XIV Gemina и легиона X Gemina в Карнунтуме и Аррабоне, а также легиона II Italica в Иовиакуме. [ 128 ]
- В Паннонии II I Флавия Августа (в Сирмиуме ) и II Флавия числятся под своими префектами. [ 126 ]
- В Мезии II — два отряда моряков ( milites nauclarii ) в Аппиарии и Альтине. [ 131 ]
- В Малой Скифии морские пехотинцы ( muscleii ) [ 132 ] легиона наукларии II Геркулии в Инплатейпегиисе и моряков ( ) во Флавиане. [ 133 ]
Флоты в Западной Европе
[ редактировать ]На Западе, и особенно в Галлии , было создано несколько речных флотов. Они находились под командованием магистра педитума Запада и были: [ 134 ]
- Classis Anderetianorum , базирующаяся в Паризии (Париж) и работающая на реках Сена и Уаза .
- Classis Ararica , базирующаяся в Кабаллодунуме ( Шалон-сюр-Сон ) и работающая на реке Сона .
- Classis barcariorum , состоящий из небольших сосудов, в Эбуродуне (современный Ивердон-ле-Бен ) на озере Невшатель .
- Classis Comensis на озере Комо
- Старые преторианские флоты, Classis Misenatis и Classis Ravennatis, все еще перечислены, хотя и без каких-либо различий, указывающих на более высокую важность, чем у других флотов. «Преторианская» фамилия все еще засвидетельствована до начала 4 века, но отсутствует в Вегеции или Нотиции . [ 135 ]
- Classis fluminis Rhodani , базирующаяся в Арелате и действующая на реке Рона . Его дополнял отряд морской пехоты ( milites Muscleii ), базировавшийся в Марселе .
- Classis Sambrica , базирующаяся в Locus Quartensis (локация неизвестна) и действующая на реке Сомма и в Ла-Манше. Им командовал герцог Белигэ Секундэ . [ 136 ]
- Classis Venetum , базирующийся в Аквилее и работающий в северной части Адриатического моря. Этот флот мог быть создан для обеспечения связи с имперскими столицами в долине реки По ( Равенна и Милан ) и с Далмацией . [ 137 ]
Примечательно, что, за исключением преторианских флотов (сохранение которых в списке не обязательно означает активный статус), старые флоты принципата отсутствуют. Classis Britannica исчезает под этим названием после середины III века; [ 138 ] его остатки позже были включены в систему Саксонского берега .
Ко времени Notitia Dignitatum Classis Germanica прекратила свое существование (последний раз она упоминается при Юлиане в 359 году), [ 139 ] наиболее вероятно, из-за падения Рейнской границы после перехода Рейна варварами зимой 405–406 гг., а мавританский и африканский флоты были расформированы или захвачены вандалами .
Флоты в Восточном Средиземноморье
[ редактировать ]Что касается Востока, то из юридических источников мы знаем, что Classis Alexandrina [ 140 ] и Классис Селевцена [ 141 ] продолжал работать, и это ок. В 400 году Classis Carpathia была отделена от сирийского флота и базировалась на острове Карпатос в Эгейском море . [ 142 ] Известно, что в самом Константинополе дислоцировался флот, но дальнейших подробностей о нем неизвестно. [ 57 ]
Порты
[ редактировать ]Крупнейшими римскими портами были:
- Порт Юлий , расположенный в Мизенуме.
- Классис , недалеко от Равенны.
- Александрия
- Лептис Магна
- Остия
- Порт
- Порт Майнц (Могонтиакум, речной флот на Рейне)
Тактика
[ редактировать ]Военно-морская тактика не была разработана в начале истории морской войны . Сражения в основном состояли из попыток взять на абордаж корабль противника, а затем вступить в рукопашный бой . Чтобы корабли могли маневрировать вокруг кораблей противника, их размещали с пространством между ними. Во время боя моряки пытались вывести из строя вражеский корабль, приблизившись к другому кораблю и тем самым сломав ему весла . После этого моряки обоих кораблей начали стрелять друг в друга стрелами. Двумя известными древними греко-римскими военно-морскими стратегиями были Периплус и Дикеплус . Периплус заключался в формировании линии кораблей с использованием резервов для атаки флангов противника. Дикеплус заключался в прорыве бреши в линии противника и одновременной атаке всех оставшихся вражеских кораблей. Более крупные корабли заменили триеры в V веке до нашей эры. Эти более крупные корабли использовали корвус для абордажа и атаки вражеских кораблей. На римских кораблях было 40 морских пехотинцев и 100 легионеров . Эти солдаты, называемые классиариями , использовал подавляющую силу для победы в сражениях. Многие корабли будут окрашены в синий цвет в целях маскировки . [ 143 ] [ 144 ] [ 145 ] [ 146 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Поттер 2004 , с. 77–78.
- ^ «Карта римского флота» . Архивировано из оригинала 4 августа 2003 года.
- ^ Мейер 1986 , с. 147–148.
- ^ Перейти обратно: а б Мейер 1986 , с. 149.
- ^ Ливий , AUC IX.30; XL.18,26; XLI.1
- ^ Перейти обратно: а б с Голсуорси 2000 , с. 96.
- ^ Мейер 1986 , с. 150.
- ^ Поттер 2004 , с. 76.
- ^ Перейти обратно: а б Голсуорси 2003 , с. 34.
- ^ Перейти обратно: а б Голсуорси 2000 , с. 97.
- ^ Полибий, Истории , I.20–21.
- ^ Саддингтон 2007 , с. 201.
- ^ Перейти обратно: а б с Вебстер и Элтон 1998 , с. 166.
- ^ Перейти обратно: а б с Голдсуорси 2003 , с. 38.
- ^ Перейти обратно: а б Мейер 1986 , с. 167.
- ^ Грюн 1984 , с. 359..
- ^ Мейер 1986 , с. 167–168.
- ^ Мейер 1986 , с. 168.
- ^ Мейер 1986 , с. 170.
- ^ Мейер 1986 , с. 170–171.
- ^ Мейер 1986 , с. 173.
- ^ Д.Б. Саддингтон (2011) [2007]. « Эволюция римского императорского флота », в книге Пола Эрдкампа (редактор), « Спутник римской армии» , 201–217. Молден, Оксфорд, Чичестер: Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1-4051-2153-8 . Табличка 12.2 на стр. 204.
- ^ Коарелли, Филиппо (1987), Святилища Лацио в эпоху республиканцев . НИС, Рим, стр. 35–84.
- ^ Перейти обратно: а б Мейер 1986 , с. 175.
- ^ Перейти обратно: а б с Коннолли 1998 , с. 273.
- ^ Аппиан , Митридатовы войны , § 92
- ^ Перейти обратно: а б Старр 1989 , с. 62.
- ^ Кассий Дион , Римская история , 36.22.
- ^ Плутарх , Жизнь Помпея , § 24
- ^ Аппиан , Митридатовы войны , § 93
- ^ Голдсуорси 2007 , с. 186.
- ^ Аппиан , Митридатовы войны , § 94
- ^ Аппиан , Митридатовы войны , § 95 – § 96.
- ^ Цезарь, Комментарии к галльским войнам , III.9
- ^ Цезарь, Комментарии к галльским войнам , III.13
- ^ Цезарь, Комментарии к галльским войнам , III.14.
- ^ Цезарь, Комментарии к галльским войнам , III.15.
- ^ Саддингтон 2007 , с. 205–206.
- ^ Саддингтон 2007 , с. 206.
- ^ Саддингтон 2007 , с. 207.
- ^ Саддингтон 2007 , с. 208.
- ^ Тацит , Анналы II.6
- ^ Рес Геста , 26,4
- ^ Вебстер и Элтон 1998 , стр. 160–161.
- ^ Вебстер и Элтон 1998 , с. 161.
- ^ Тацит , Истории , II.12
- ^ Тацит , Истории , II.67
- ^ Перейти обратно: а б Вебстер и Элтон 1998 , с. 164.
- ^ Тацит , Истории , IV.16
- ^ Тацит , Истории , IV.79
- ^ Тацит , Истории , V.23–25.
- ^ Тацит , Агрикола , 25; 29
- ^ Тацит , Агрикола , 10
- ^ Тацит , Агрикола , 24
- ^ Льюис и Рунян 1985 , с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б Льюис и Рунян (1985), с. 4
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кассон 1991 , с. 213.
- ↑ Писатели истории Августа , Жизнь Галлиения , 13.6–7.
- ↑ Писатели истории Августа , Жизнь Галлиения , 13.8–9.
- ^ Scriptores Historiae Augusta , Жизнь Диви Клавдия , 6.2–4 ; 8.1
- ^ Зосима , Новая история , I.42–45.
- ^ Евтропий , Бревиарий , IX.21. [узурпировал]
- ^ Латинские панегирики , 8.6
- ^ Латинские панегирики , 8.12.
- ^ Латинские панегирики , 6,5; 8,6–8
- ^ Евтропий , Бревиарий 9.22. [узурпировал] ; Аврелий Виктор , Книга Цезарей 39.42
- ^ Тредголд 1997 , с. 145.
- ^ Перейти обратно: а б МакДжордж 2002 , стр. 306–307.
- ^ Льюис и Рунян 1985 , стр. 4–8.
- ^ МакДжордж 2002 , стр. 307.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кассон 1991 , с. 188.
- ^ Старр 1960 , с. 75 Таблица 1.
- ^ Саддингтон 2007 , с. 212.
- ^ Перейти обратно: а б Ранков 1995 , с. 80.
- ^ Саддингтон 2007 , с. 201–202.
- ^ Старр 1960 , с. 39.
- ^ Вебстер и Элтон 1998 , стр. 165–166.
- ^ Перейти обратно: а б Саддингтон 2007 , с. 210.
- ^ Старр 1960 , стр. 42–43.
- ^ Саддингтон 2007 , с. 210–211.
- ^ Веш-Кляйн 1998 , с. 25.
- ^ Игнятович, Мария (2019). «Эксперт и магистр римского права » Facta Universitatis, Серия: Право и политика : 163–172. дои : 10.22190/FULP1803163I . S2CID 159601227 .
- ^ Роджерс 1967 , с. 60.
- ^ Ливий , AUC XXVI.48; XXXVI.42
- ^ Перейти обратно: а б с Вебстер и Элтон 1998 , с. 165.
- ^ Пфлаум, HG (1950). Конные прокураторы в Ранней Римской империи , стр. 50–53
- ^ Саддингтон 2007 , с. 202–203.
- ^ Перейти обратно: а б Поттер 2004 , с. 77.
- ^ Моррисон 1995 , с. 70.
- ^ Кассий Дион , Римская история , L.23.2
- ^ Моррисон 1995 , с. 70, 77.
- ^ Плутарх , Антоний , 62 года.
- ^ Вегетиус , De Re Militari , IV.33
- ^ Кассон 1995 , с. 141.
- ^ Кассон 1995 , стр. 357–358.
- ^ Кассон 1991 , стр. 190–191.
- ^ Саддингтон 2007 , с. 203.
- ^ Уорри 2004 , с. 183.
- ^ Уорри 2004 , с. 98.
- ^ Уорри 2004 , с. 118.
- ^ Аппиан , Гражданские войны , V.106 и V.118.
- ^ Уорри 2004 , стр. 182–183.
- ^ Тацит , Анналы , IV.5 ; Страбон , География , IV.1.9
- ^ Ранков 1995 , с. 78.
- ^ Вебстер и Элтон 1998 , с. 158.
- ^ Авторы истории Августа , Жизнь Коммода , 17.7
- ^ Перейти обратно: а б с Вебстер и Элтон 1998 , с. 159.
- ^ Перейти обратно: а б Саддингтон 2007 , с. 215.
- ^ Клир 1977 , стр. 16, 18–19.
- ^ Перейти обратно: а б Клир 1977 , с. 19.
- ^ Перейти обратно: а б с Клир 1977 , с. 16.
- ^ Вебстер и Элтон 1998 , с. 160.
- ^ Кельн-Альтебург на livius.org
- ^ Перейти обратно: а б Вебстер и Элтон 1998 , с. 162.
- ^ Вебстер и Элтон 1998 , с. 162–165.
- ^ Вебстер и Элтон 1998 , с. 163.
- ^ Перейти обратно: а б Саддингтон 2007 , с. 214.
- ^ Старр 1989 , с. 76.
- ^ Тацит , Истории , II.83 ; III.47
- ^ Старр 1989 , с. 77.
- ^ Иосиф Флавий , Еврейская война , II.16.4
- ^ Кодекс Феодосиана , X.23.1
- ^ «Флот и римская пограничная политика» . www2.rgzm.de.
- ^ Теодор, Александра и Теодор, Евгений и Флоря, Михай и Попеску, Мирча. (2011). Римская крепость Новиодунум. Обследование участка городской стены. ISPRS - Международные архивы фотограмметрии, дистанционного зондирования и пространственной информатики. XXXVIII-5/W16. 10.5194/isprsarchives-XXXVIII-5-W16-499-2011 стр. 499
- ^ Поли-Виссова , XXII.1300–1301.
- ^ Перейти обратно: а б Уведомления о почестях , часть Occ. , 32
- ^ Извещения высокопоставленных лиц , часть Occ. , 33
- ^ Перейти обратно: а б с Уведомления о почестях , часть Occ. , 34
- ^ Перейти обратно: а б Извещения высокопоставленных лиц , Часть Востока. , 41.
- ^ Перейти обратно: а б Уведомления о достоинстве , Часть Ориент. , 42
- ^ Извещения высокопоставленных лиц , Part Orient. , 40
- ^ musculus (что означает «маленькая мышь») был своего рода небольшим кораблем.
- ^ Извещения высокопоставленных лиц , Part Orient. , 39
- ^ Извещения высокопоставленных лиц , часть Occ. , 42
- ^ Поли-Виссова , III.2639 и XXII.1300
- ^ Извещения высокопоставленных лиц , часть Occ. , 38
- ^ Льюис и Рунян (1985), стр. 6
- ^ Classis Britannica на RomanBritain.org
- ^ Поли-Виссова , III.2645–2646 и XXII.1300
- ^ Кодекс Юстиниана , XI.2.4
- ^ Кодекс Юстиниана , XI.13.1
- ^ Кодекс Феодосиана , XIII.5.32.
- ^ Д'Амато, Рафаэле (2016). Имперские римские военные корабли 27 г. до н.э. – 193 г. н.э. Издательство Блумсбери . ISBN 978-1-4728-1090-8 .
- ^ Блиц, Ян Х. (2013). Сердце Рима: политическая культура Древнего Рима . Лексингтонские книги. ISBN 978-0-7391-8921-4 .
- ^ Питасси, Майкл (2011). Римские военные корабли . Бойделл Пресс. ISBN 978-18-43836-10-0
- ^ Питасси, Майкл (2012). Римский флот: корабли, люди и война 350 г. до н.э. – 475 г. н.э. Перо и меч. ISBN 978-1-4738-1775-3 .
Ссылки
[ редактировать ]- Кассон, Лайонел (1991), Древние мореплаватели: мореплаватели и морские бойцы Средиземноморья в древние времена , Princeton University Press, ISBN 978-0-691-01477-7
- Кассон, Лайонел (1995), Корабли и мореплавание в древнем мире , издательство Университета Джона Хопкинса, ISBN 0-8018-5130-0
- Клир, Генри (1977), «The Classis Britannica» (PDF) , Отчет об исследовании CBA (18): 16–19 , получено 11 октября 2008 г.
- Коннолли, Питер (1998), Греция и Рим в войне , Гринхилл
- Голдсуорси, Адриан (2000), Падение Карфагена: Пунические войны 265–146 до н.э. , Касселл, ISBN 0-304-36642-0
- Голдсуорси, Адриан (2003), Полная римская армия , Thames & Hudson Ltd., ISBN 0-500-05124-0
- Голдсуорси, Адриан (2007), «Римский Александр: Помпей Великий», Во имя Рима: люди, которые выиграли Римскую империю , Феникс, ISBN 978-0-7538-1789-6
- Грюн, Эрих С. (1984), Эллинистический мир и пришествие Рима: Том II , University of California Press , ISBN 0-520-04569-6
- Льюис, Арчибальд Росс; Рунян, Тимоти Дж. (1985), Европейская военно-морская и морская история, 300–1500 , Indiana University Press, ISBN 0-253-20573-5
- МакДжордж, Пенни (2002), «Приложение: Военно-морская мощь в пятом веке», Позднеримские военачальники , Oxford University Press , ISBN 978-0-19-925244-2
- Мейер, Фик (1986), История мореплавания в классическом мире , Routledge, ISBN 978-0-7099-3565-0
- Моррисон, Джон С. (1995). «Элинистические весельные военные корабли 399-31 гг. до н.э.». В Моррисоне, Джон С .; Гардинер, Роберт (ред.). Эпоха галеры: средиземноморские весельные суда с доклассических времен . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 66–77. ISBN 0-85177-554-3 .
- Поттер, Дэвид (2004), «Римская армия и флот» , в книге «Флауэр», Харриет И. (редактор), «Кембриджский спутник Римской республики» , Cambridge University Press, стр. 66–88 , ISBN 978-0-521-00390-2
- Ранков, Борис (1995). «Флоты Ранней Римской империи, 31 г. до н.э. – 324 г. н.э.». В Моррисоне, Джон С .; Гардинер, Роберт (ред.). Эпоха галеры: средиземноморские весельные суда с доклассических времен . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 78–85. ISBN 0-85177-554-3 .
- Роджерс, Уильям Л. (1967), Морская война под веслами, с 4 по 16 века: исследование стратегии, тактики и проектирования кораблей , Naval Institute Press, ISBN 978-0-87021-487-5
- Саддингтон, Д.Б. (2007), « Классы . Эволюция римского императорского флота», в Эрдкампе, Поле (редактор), «Товарищ римской армии» , Blackwell Publishing Ltd., ISBN 978-1-4051-2153-8
- Старр, Честер Г. (1960), Римский императорский флот: 31 г. до н.э. – 324 г. н.э. (2-е изд.), Cornell University Press
- Старр, Честер Г. (1989), Влияние морской мощи на древнюю историю , Oxford University Press, США, ISBN 978-0-19-505667-9
- Тредголд, Уоррен (1997). История византийского государства и общества . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-2630-2 .
- Уорри, Джон (2004), Война в классическом мире , Salamander Books Ltd., ISBN 0-8061-2794-5
- Вебстер, Грэм; Элтон, Хью (1998), Римская императорская армия первого и второго веков нашей эры , University of Oklahoma Press, ISBN 0-8061-3000-8
- Веш-Кляйн, Габриэле (1998), Социальные аспекты римской армии в имперскую эпоху (на немецком языке), Франц Штайнер Верлаг, ISBN 3-515-07300-0
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рост, Георг Александр (1968), О море и морской торговле в древности (на немецком языке), Издательство John Benjamins Publishing Company, ISBN 90-6032-361-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на итальянском языке) Императорский флот Мизенума
- Британский флот
- Римский флот , Roman-Empire.net
- Римский флот: хозяева Средиземноморья , HistoryNet.com
- Galleria Navale о необходимости навигации
- Порт Клавдия , музей римских торговых кораблей, найденный во Фьюмичино (Рим)
- Диана Неморская , Корабли Калигулы на озере Неми.
- Римско-германский центральный музей Майнца : Флоты и римская пограничная политика
- Римский корабельный форум