Jump to content

Кодекс Хаммурапи

(Перенаправлено из Кодекса Хаммурапи )

Кодекс Хаммурапи
Фотография. Стела Кодекса Хаммурапи в Лувре в Париже.
Стела Лувра
Созданный в. 1792–1750 гг. до н.э. ( среднее летоисчисление )
Расположение
Автор(ы) Царь Хаммурапи Вавилона
Тип носителя Базальтовая стела [1] [2]
Предмет Закон, справедливость
Цель Обсуждаются: законодательство , юридический отчет или судебная практика.
Полный текст
Кодекс Хаммурапи в Wikisource

Кодекс Хаммурапи вавилонский юридический текст, составленный в 1755–1750 годах до нашей эры. Это самый длинный, лучше всего организованный и лучше всего сохранившийся юридический текст древнего Ближнего Востока . Оно написано на древневавилонском диалекте аккадского языка , предположительно Хаммурапи , шестым царем Первой династии Вавилона . Первичный экземпляр текста начертан на базальтовой стеле. 2,25 м (7 футов 4 + 1 2 дюйма) в высоту.

Стела была вновь открыта в 1901 году на месте Суз на территории современного Ирана, откуда она была разграблена через шестьсот лет после создания. Сам текст копировался и изучался месопотамскими писцами более тысячелетия. Сейчас стела находится в Лувре .

На вершине стелы изображено рельефное изображение Хаммурапи с Шамашем , вавилонским богом солнца и богом справедливости. Под рельефом расположено около 4130 строк клинописного текста: одна пятая содержит пролог и эпилог в поэтическом стиле, а остальные четыре пятых содержат то, что обычно называют законами. В прологе Хаммурапи утверждает, что боги даровали ему власть, «чтобы не дать сильным угнетать слабых». Законы казуистичны , выражаются в виде   типа «если … то» условных предложений . Их сфера применения широка и включает, например, уголовное право , семейное право , имущественное право и коммерческое право .

Современные ученые отреагировали на Кодекс с восхищением его воспринимаемой справедливостью и уважением к верховенству закона , а также сложностью древневавилонского общества. Также было много дискуссий о его влиянии на Моисеев закон . Ученые быстро определили lex talionis — принцип «око за око», лежащий в основе этих двух коллекций. С тех пор споры среди ассириологов сосредоточились вокруг нескольких аспектов Кодекса: его цели, его основных принципов, его языка и его связи с более ранними и более поздними сборниками законов.

Несмотря на неопределенность вокруг этих вопросов, Хаммурапи считается за пределами ассириологии важной фигурой в истории права, а этот документ - настоящим юридическим кодексом. В Капитолии США есть рельефный портрет Хаммурапи наряду с портретами других исторических законодателей. Реплики стелы находятся во многих учреждениях, включая штаб-квартиру Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке и Пергамский музей в Берлине .

Хаммурапи

[ редактировать ]
Карта территории Вавилона до и после правления Хаммурапи
Территория Вавилона до (красный) и после (оранжевый) Хаммурапи . правления

Хаммурапи (или Хаммурапи), шестой царь аморейской Первой династии Вавилона , правил с 1792 по 1750 год до нашей эры ( средняя хронология ). Он обеспечил вавилонское господство над Месопотамской равниной посредством военной доблести, дипломатии и предательства. Когда Хаммурапи унаследовал своего отца Син-Мубаллита , трон [3] Вавилон не имел большого влияния на местном уровне; местным гегемоном был Рим-Син из Ларсы . Хаммурапи подождал, пока Рим-Син состарится, а затем завоевал его территорию в одной быстрой кампании, оставив свою организацию нетронутой. [4] Позже Хаммурапи предал союзников в Эшнунне , Эламе и Мари , чтобы получить их территории. [5]

Хаммурапи проводил агрессивную внешнюю политику, но из его писем следует, что он заботился о благополучии своих многочисленных подданных и интересовался законом и справедливостью. [6] Он заказал масштабные строительные работы и в своих письмах часто представляет себя пастырем своего народа. [7] Справедливость также является темой пролога Кодекса. [8] и «слово, переведенное как «справедливость» [ ešērum ] ... есть слово, корень которого проходит как через пролог, так и через эпилог». [9]

Более ранние сборники законов

[ редактировать ]

Хотя Кодекс Хаммурапи был первым обнаруженным сборником законов Месопотамии, он не был первым письменным; сохранилось несколько более ранних коллекций. Эти сборники были написаны на шумерском и аккадском языках . Они также утверждают, что были написаны правителями. Таких сборов почти наверняка было больше, поскольку заявления других правителей позволяют предположить, что этот обычай был широко распространен. [10] Сходство между этими сборниками законов заставляет предположить наличие последовательной базовой правовой системы. [10] Однако, как и в случае с Кодексом Хаммурапи, трудно интерпретировать цель и лежащие в основе этих более ранних сборников правовые системы, что заставляет многих ученых сомневаться в том, следует ли пытаться это сделать. [11] Сохранившиеся коллекции включают:

Существуют также тысячи документов из юридической практики до и во время древневавилонского периода. Эти документы включают контракты, судебные постановления, письма по юридическим делам и документы о реформах, такие как документ Урукагины , царя Лагаша в середине 3-го тысячелетия до нашей эры, чьи реформы боролись с коррупцией. Месопотамия имеет наиболее полный из сохранившихся юридических сводов времен до Дигестов Юстиниана , даже по сравнению с корпусами древней Греции и Рима . [14]

Стела Лувра

[ редактировать ]
Фотография. См. подпись
Раскопки акрополя Суз в 1897–1898 годах, за четыре года до того, как на этом месте был найден Кодекс.
Фотография. См. подпись
Королевский город (слева) и Акрополь (справа) Сузы в 2007 году.

Первый найденный экземпляр текста, и до сих пор наиболее полный, находится на высотой 2,25 м (7 футов 4 + 1 дюйма ) Стела . Сейчас стела выставлена ​​на первом этаже Лувра , в зале 227 крыла Ришелье. [15] Вверху — изображение Хаммурапи с Шамашем , вавилонским богом солнца и богом справедливости. Под изображением находится около 4130 строк клинописного текста: одна пятая содержит пролог и эпилог, а остальные четыре пятых содержат то, что обычно называют законами. [16] Внизу семь колонок законов, каждая из которых содержит более восьмидесяти строк, были отполированы и стерты в древности. [17] Стела была найдена в трех крупных фрагментах и ​​реконструирована. [18] Это Высота 225 см (7 футов 4 + 1 2 дюйма), окружность 165 см (5 футов 5 дюймов) на вершине и 190 см (6 футов 3 дюйма) у основания. [18] Образ Хаммурапи 65 cm (2 ft 1+12 in) high and Ширина 60 см (1 фут 11 + 1 2 дюйма). [18]

Стела Лувра была найдена на месте древнего эламского города Сузы . Сузы находятся на территории современной провинции Хузестан ( в Иране на момент раскопок Персия). Стела была раскопана Французской археологической миссией под руководством Жака де Моргана . [19] Отец Жан-Винсент Шейль опубликовал первоначальный отчет в четвертом томе « Отчетов делегации в Персии» ( Mémoires de la Délégation en Perse ). По словам Шейля, фрагменты стелы были найдены на территории акрополя Сузы ( l'Acropole de Suse ) в период с декабря 1901 по январь 1902 года. [18] Несколько крупных фрагментов облегчили сборку. [18]

Шейль предположил, что стела была перевезена в Сузы эламским царем Шутрук-Нахунте и что он приказал стереть несколько столбцов законов, чтобы написать там свою легенду. [18] Предполагается, что рельефная часть стелы, особенно бороды Хаммурапи и Шамаша, была переработана одновременно. [20] Рот предполагает, что стела была украдена в Сиппаре. [21] где Хаммурапи жил в конце своего правления. [22]

Другие копии

[ редактировать ]

Фрагменты второй и, возможно, третьей стелы, записывающей Кодекс, были найдены вместе со стелой Лувра в Сузах. [23] Известно более пятидесяти рукописей, содержащих законы. Их находили не только в Сузах, но и в Вавилоне, Ниневии , Ассуре , Борсиппе , Ниппуре , Сиппаре , Уре, Ларсе и других местах. [24] Копии создавались во время правления Хаммурапи, а также после него, поскольку текст стал частью учебной программы писцов. [25] Были найдены копии, датируемые тысячей лет после создания стелы. [17] каталоге из библиотеки неоассирийского а в царя Ашшурбанипала (685–631 до н. э.) указана копия «судов Хаммурапи». [26] Дополнительные копии заполняют большую часть исходного текста стелы, включая большую часть стертого раздела. [17]

Ранняя стипендия

[ редактировать ]
Фотография Жана-Винсента Шейля за столом со стопками книг и бумаг.
Отец Жан-Винсент Шейль , первый современный редактор Кодекса

Editio Princeps Кодекса был опубликован отцом Жаном-Винсентом Шейлем в 1902 году. [27] в четвертом томе « Отчетов делегации в Персии» ( Mémoires de la Délégation en Perse ). После краткого ознакомления с подробностями раскопок, [28] Шейль дал транслитерацию и вольный перевод на французский язык: [29] а также подборка изображений. [30] Вскоре последовали издания на других языках: на немецком языке Хьюго Винклера в 1902 году, [31] на английском языке CHW Johns в 1903 году, [32] и на итальянском языке Пьетро Бонфанте, также в 1903 году. [33]

Кодекс считался самым ранним сборником месопотамских законов, когда он был заново открыт в 1902 году — например, книга Ч. У. Джонса 1903 года называлась «Старейший свод законов в мире» . [32] Английский писатель Герберт Уэллс включил Хаммурапи в первый том «Очерка истории» , и для Уэллса Кодекс был «самым ранним известным сводом законов». [34] Однако впоследствии были заново открыты три более ранних сборника: Кодекс Липит-Иштар в 1947 году, Законы Эшнунны в 1948 году и Кодекс Ур-Намму в 1952 году. [35] Ранние комментаторы датировали Хаммурапи и стелу 23 веком до нашей эры. [36] Однако это более ранняя оценка, чем можно было бы поддержать даже в « сверхдлинной хронологии ». Кодекс был составлен ближе к концу правления Хаммурапи. [37] Частично это было выведено из списка его достижений в прологе. [38]

Шейль был в восторге от важности стелы и ее справедливости, назвав ее «моральным и политическим шедевром». [18] CHW Джонс назвал его «одним из самых важных памятников в истории человечества». [39] Он отметил, что «есть много гуманитарных положений и слабым и беспомощным предоставляется большая защита». [40] и даже восхвалял «чудесную современность духа». [41] Джон Дайнли Принс назвал повторное открытие Кодекса «самым важным событием, произошедшим в развитии ассириологической науки со времен Роулинсона и Лейарда ». [42] Чарльз Фрэнсис Хорн высоко оценил «мудрого законодателя» и его «знаменитый кодекс». [43] Джеймс Генри Брестед отметил «справедливость Кодекса по отношению к вдове, сироте и бедным», но заметил, что он «также позволяет сохранить многие старые и наивные идеи справедливости». [44] Комментаторы хвалили развитое общество, которое, по их мнению, демонстрирует Кодекс. [45] Некоторые выделили воспринимаемый секуляризм : Оуэн Дженкинс, [46] например, но даже Шарль Сувей из Католической энциклопедии , который полагал, что в отличие от Моисеева закона Кодекс «основан на велениях разума». [27] Вопросу о влиянии Кодекса на Закон Моисеев сразу же было уделено много внимания. [47] Ученые также отождествили Хаммурапи с библейским персонажем Амрафелем . [48] но с тех пор от этого предложения отказались. [49]

Облегчение

[ редактировать ]
Фотография. См. заголовок и прилегающий текст.
Рельеф на Лувра стеле

На рельефе изображен Хаммурапи, стоящий перед сидящим Шамашем. [23] Шамаш носит рогатую корону божества. [50] и имеет солнечный атрибут, пламя, [51] льющийся из его плеч. [52] Напротив, Шейль в этих высоких изданиях [27] идентифицировал сидящую фигуру как Хаммурапи, а стоящую фигуру как Шамаша. [18] Шейл также утверждал, что в этой сцене Шамаш диктует Хаммурапи, в то время как Хаммурапи держит перо писца и внимательно смотрит на бога. [18] Марта Рот перечисляет и другие интерпретации: «что король предлагает законы богу; что король принимает или предлагает символы верховной власти жезла и кольца; или, что наиболее вероятно, что эти эмблемы являются измерительными инструментами жезла». -мера и мера-верёвка, используемые при строительстве храмов». [53] Хаммурапи, возможно, даже подражает Шамашу. [54] Однако несомненно, что автор рисунка показал тесную связь Хаммурапи с божественным царством. [55] использование композиции и иконографии. [56]

Пролог и эпилог вместе занимают пятую часть текста. Из примерно 4130 строк пролог занимает 300 строк, а эпилог — 500. [16] Они расположены кольцевой композицией вокруг законов, хотя визуального разрыва, отличающего их от законов, нет. [57] Оба написаны в поэтическом стиле. [58] и, как писал Уильям В. Дэвис, «содержат много   … что очень похоже на хвастовство». [59]

Пролог из 300 строк начинается с этиологии царской власти Хаммурапи (1–49). Анум , вавилонский бог неба и царь богов , предоставил власть над человечеством Мардуку . Мардук выбрал центром своей земной власти Вавилон, который в реальном мире поклонялся ему как своему богу-покровителю . Мардук установил царскую власть в Вавилоне. Наконец, Анум вместе с вавилонским богом ветра Энлилем избрал Хаммурапи царем Вавилона. Хаммурапи должен был править, «чтобы не дать сильным притеснять слабых» (37–39: даннум эншам ана ла Хабалим ). Он должен был подняться, как Шамаш, над месопотамцами (салмат каккадим , буквально «черноголовый народ») и осветить землю (40–44). [60] [примечание 1]

Затем Хаммурапи перечисляет свои достижения и добродетели (50–291). Они выражены в форме существительного, в аккадской конструкции именного предложения от первого лица единственного числа «[существительное]   ... анаку » («Я есть [существительное]»). [61] Первое именное предложение (50–53) короткое: «Я Хаммурапи, пастырь, избранный богом Энлилем» ( ḫammurabi rē'ûm nibīt enlil anāku ). Затем Хаммурапи продолжает более 200 строк в одном именном предложении с задержкой анаку до самого конца (291). [62] [примечание 1]

Хаммурапи неоднократно называет себя надум , «благочестивый» (строки 61, 149, 241 и 272). Также повторяется метафора Хаммурапи как пастыря своего народа. Это была распространенная метафора древних ближневосточных царей, но, возможно, она оправдана интересом Хаммурапи к делам своих подданных. [63] Повсюду подчеркивается его близость со многими разными богами. Его изображают послушным в восстановлении и поддержании храмов и несравненным на поле боя. Список его достижений помог установить, что текст был написан в конце правления Хаммурапи. После списка Хаммурапи объясняет, что он выполнил просьбу Мардука установить «правду и справедливость» ( kittam u mīšaram ) для людей (292–302), хотя в прологе никогда напрямую не упоминаются законы. [64] Пролог заканчивается «в это время» (303: inūmišu ), и начинаются законы. [65] [примечание 1]

Эа или Энки, изображенный на цилиндрической печати с потоками рыбы, бьющими из его плеч. См. подпись
Эа/Энки , бог мудрости , которого Хаммурапи умоляет сбить с толку любого, кто испортит его стелу, изображенную на цилиндрической печати ок. 2300 г. до н.э.

В отличие от пролога, эпилог из 500 строк явно связан с законами. [64] Эпилог начинается (3144–3151): «Это справедливые решения, которые   установил Хаммурапи…» ( dīnāt mīšarim ša ḫammurabi… ukinnu-ma ). Он превозносит свои законы и свое великодушие (3152–3239). [66] Затем он выражает надежду, что «любой обиженный человек, у которого есть судебный процесс» ( awīlum ḫablum ša awātam iraššû ), сможет прочитать ему вслух законы стелы и узнать свои права (3240–3256). [67] Это принесет Хаммурапи похвалу (3257–3275 футов) и божественную милость (3276–3295 футов). [68] Хаммурапи желает удачи любому правителю, который прислушивается к его заявлениям и уважает его стелу (3296–3359). [69] Однако он вызывает гнев богов на любого человека, который не подчиняется или стирает его заявления (3360–3641, конец текста). [70] [примечание 1]

Эпилог содержит много юридических образов и фразу «чтобы не дать сильным притеснять слабых» (3202–3203: dannum enšam ana lā ḫbālim ). [71] повторно используется из пролога. Однако главная забота короля, судя по всему, заключается в том, чтобы его достижения не были забыты и его имя не было запятнано. [72] Список проклятий, налагаемых на любого будущего дефейсера, состоит из 281 строки и чрезвычайно силен. Некоторые из проклятий очень ярки: «пусть бог Син   ... определит ему жизнь, которая не лучше смерти» (3486'–3508': sin... balāṭam ša itti mūtim shitannu ana šīmtim lišīmšum ); [73] «пусть он [будущий осквернитель] заканчивает каждый день, месяц и год своего правления стенаниями и трауром» (3497'–3501': ūmī warḫī šanāt palēšu ina tānēḫim u dimmatim lišaqti ); [73] пусть он испытает «разлитие своей жизненной силы, как вода» (3435'–3436': tabāk napištišu kīma mê ). [74] Хаммурапи умоляет различных богов по отдельности обратить свои особые качества против осквернителя. Например: «пусть бог [бури] Адад   ... лишит его благ дождя с неба и наводнений из источников» (3509'–3515': адад... зунни ина шаме милам ина нагбим литершу ); [73] «да лишит его бог [мудрости] Эа   … всякого понимания и мудрости, и да приведет его в замешательство» (3440’–3451’: ea… uznam u nēmeqam līṭeršu-ma ina mīšītimlittarrušu ). [74] [примечание 1] Богов и богинь вызывают в следующем порядке: [70]

  1. Контейнер (3387-3394 футов)
  2. Энлиль (3395–3422 минуты)
  3. Нинлиль (3423–3439’)
  4. Из (3440–3458 футов)
  5. Шамаш (3459–3485 футов)
  6. Син (3486–3508 футов)
  7. Адад (3509–3525 футов)
  8. Забаба (3526–3536 футов)
  9. Иштар (3537–3573 футов)
  10. Нергал (3574–3589 футов)
  11. Нинту (3590–3599 футов)
  12. Нинкарра (3600–3619 футов)
  13. Все боги (3620–3635 футов)
  14. Энлиль во второй раз (3636–3641 мин.)

Кодекс Хаммурапи — самый длинный и наиболее структурированный юридический текст древнего Ближнего Востока. [75] а также наиболее хорошо сохранившиеся. [76] Приведенная ниже классификация (столбцы 1–3) — Driver & Miles, [77] с некоторыми поправками и использован перевод Рота. [78] Законы, представленные буквами, реконструированы в основном на основе других документов, а не стелы Лувра.

Правовые области, охватываемые Кодексом Хаммурапи, а также конкретные положения и примеры.
Правовая сфера Законы Конкретные положения Пример (английский) Пример (аккадский)
Преступления против отправления правосудия 1–5
  • ложные обвинения (1–2)
  • ложные показания (3–4)
  • фальсификация судебного решения (5)
Если человек обвиняет другого человека и обвиняет его в убийстве, но не может предъявить против него доказательств, его обвинитель должен быть убит. (1) [79] шумма авилум авилам уббир-ма нертам элишу идди-ма день уктиншу муббиршу иддак (1)
Преступления против собственности 6–25
  • кража и получение краденого имущества (6–13)
  • похищение (14)
  • укрытие беглых рабов (15–20)
  • взлом и проникновение (21)
  • ограбление (22–24)
  • грабеж горящих домов (25)
Если человек вломится в дом, его убьют и повесят(?) перед той самой проломом. (21) [80] шумма авилум бить текущие замки пани, сшитые идуккшу-ма иаллалшу (21)
Земля и дома 26–к
  • владение феодальными владениями (26–41)
  • обязанности фермеров (42–48)
  • долги фермеров (49–52)
  • ирригационные правонарушения (53–56)
  • посягательство на скот (57–58)
  • вырубка деревьев (59)
  • уход за финиковыми садами (60–а)
  • правонарушения, связанные с домом (б–к)
Если у человека есть долг перед ним, и бог бури Адад опустошит его поле, или наводнение смоет посевы, или на поле не вырастет зерно из-за недостаточности воды, – в тот год он не отдаст зерно его кредитор; он должен приостановить исполнение своего контракта [буквально «намочить свою глиняную табличку»] и не выплачивать проценты за этот год. (48) [81] шумма авилум хубуллум элиша ибашши-ма экелшу адад иртахиш у лу биббулум итбал у лу ина ла ме ше'ум ина эклим ла иттабши ина шаттим шеам ана бел хубуллити ул шатддииб ( )
Коммерция л–126
  • кредиты и торговля (л – 107)
  • содержание гостиницы (108–111)
  • мошенничество со стороны курьеров (112)
  • арест и залог лиц в долг (113–119)
  • ответственное хранение или депозит (120–126)
Если купец отдаст серебро торговому агенту для инвестиционного предприятия, и он [торговый агент] понесет убыток в своем путешествии, он должен вернуть серебро купцу в размере суммы капитала. (102) [82] шумма тамкарум ана шамаллим каспам ана тадмиктим иттадин-ма асар иллику битиктам итамар каккад каспим ана тамкарим утар (102)
Брак, семья и собственность 127–194
  • клевета на угбабтум -жриц или замужних женщин (127)
  • определение понятия "замужняя женщина" (128)
  • прелюбодеяние (129–132)
  • повторный брак в отсутствие мужей (133–136)
  • развод (137–143)
  • брак с надитум -женщинами (144–147)
  • содержание больных жен (148–149)
  • подарки от мужей женам (150)
  • Ответственность супругов по долгам (151–152)
  • убийство мужей (153)
  • инцест (154–158)
  • зачаточный брак (159–161)
  • передача брачных подарков после смерти жен (162–164)
  • подарки к звукам inter vivos (165)
  • преемственность среди сыновей (166–167)
  • лишение наследства сыновей (168–169)
  • легитимация (170)
  • имущество вдов (171–174)
  • брак женщин класса авилум с рабами (175–176)
  • повторный брак вдов (177)
  • сакральные женщины (178–184)
  • усыновление и вскармливание младенцев (185–194)
Если мужчина берет на усыновление маленького ребенка при рождении [буквально «в его воде»] и затем воспитывает его, этот ребенок не будет возвращен. (185) [83] шумма авилум серам ина мешу ана марутим ильке-ма уртаббишу тарбитум ши уль иббаккар (185)
Атаковать 195–214
  • нападения на отцов (195)
  • нападения на мужчин класса авилум (196–208)
  • нападения, повлекшие за собой выкидыш (209–214)
Если [ авилум ] ослепит глаз другого [ авилум ], они должны ослепить его глаз. (196) [84] Шумма авилюм ин мар авилим утаппид иншу ухаппаду (196)
Профессиональные мужчины 215–240
  • хирурги (215–223)
  • ветеринарные хирурги (224–225)
  • парикмахеры (226–227)
  • строители (228–233)
  • кораблестроители и лодочники (234–240)
Если строитель построит дом для человека, но не приведет его в соответствие с требованиями, так что стена прогнется, то этот строитель должен сделать эту стену звуковой, используя свое серебро. (233) [85] красота итиннум бит ана алим завернутая в специи в уштешби-ма игарум иктуп итиннум эта мать касап раманишу игарам сшитый уданнан (233)
Сельское хозяйство 241–273
  • быки (241–252)
  • воровство кормов арендаторами (253–256)
  • наем сельскохозяйственных рабочих (257–258)
  • кража сельскохозяйственного инвентаря (259–260)
  • найм пастухов (261)
  • обязанности пастырей (262–267)
  • прокат животных и повозок (268–272)
  • найм сезонных рабочих (273)
Если вол забодает человека, идущего по улице, то в этом случае нет оснований для иска. (250) [86] Шумма альпум сукам ина алакишу авилам иккип-ма уштами дней шу ругуммям ул ишу (250)
Цены на прокат 274–277
  • заработная плата мастеров (274)
  • прокат лодок (275–277)
Если человек арендует лодку вместимостью 60 кур , то он должен отдавать за нее одну шестую [сикля] серебра в день. (277) [87] шумма авилум элеп шушим игур ина умим иштен шудуш каспам идиша инаддин (277)
Рабы 278–282
  • гарантии на продажу рабов (278–279)
  • покупка рабов за рубежом (280–281)
  • отрицание мастерства (282)
Если раб заявит своему господину: «Ты не мой господин», он [хозяин] должен предъявить ему обвинение и доказать, что он действительно его раб, и его хозяин отрежет ему ухо. (281) [87] прекрасный вардум ана белиш ул пале атта иктаби кима варассу уканшу-ма красивый узуншу инаккис (281)

Теории цели

[ редактировать ]

Цель и юридическая сила Кодекса оспариваются с середины 20 века. [88] Теории делятся на три основные категории: что это законодательство , будь то свод законов или свод законов ; что это своего рода юридический отчет , содержащий записи прошлых дел и судебных решений; и что это абстрактный труд по юриспруденции . Теория юриспруденции получила большую поддержку в ассириологии. [89]

Законодательство

[ редактировать ]
Мозаика Юстиниана I
Картина Наполеона Бонапарта в его кабинете в Тюильри.
Юстиниан I из Византийской империи (слева) и Наполеон Бонапарт из Франции (справа) создали юридические кодексы, с которыми сравнивают стелу Лувра.

Термин «кодекс» предполагает, что документ был предназначен для применения в качестве закона. Его использовал Шейль в своем издании «Принцепс» . [90] и впоследствии получил широкое распространение. Ч. У. Джонс, один из самых плодовитых первых комментаторов документа, заявил, что «Кодекс вполне заслуживает своего названия». [41] Недавние ассириологи использовали этот термин без комментариев. [91] а также учёные за пределами ассириологии. [92] Однако только в том случае, если текст был задуман как действующее законодательство, его можно действительно назвать сводом законов и его положениями законами.

Документ, на первый взгляд, напоминает высокоорганизованный кодекс, подобный Кодексу Юстиниана и Кодексу Наполеона . [93] Есть также свидетельства того, что динатум , который в Кодексе Хаммурапи иногда обозначает отдельные «законы», соблюдался. [94] В одном из экземпляров Кодекса он называется шимдат шаррим , «королевский указ», что означает своего рода принудительное законодательство. [95]

Однако аргументы против этой точки зрения сильны. Во-первых, это будет очень необычный код: Реувен Ярон назвал обозначение «Код» «постоянным неправильным употреблением». [96] Жизненно важные сферы жизни общества и торговли опущены. [97] Например, Марк Ван Де Миеруп отмечает, что Кодекс «касается крупного рогатого скота и сельскохозяйственных угодий, но почти полностью игнорирует работу пастухов, жизненно важную для экономики Вавилонии». [98] Затем, в более общем смысле, вопреки теории законодательства, приводятся весьма неправдоподобные обстоятельства, такие как обмолот коз, животных, слишком непослушных для этой задачи (закон 270). [99] Законы также строго казуистичны («если   ... то»); в отличие от Закона Моисеева здесь нет аподиктических законов (общих повелений). Более очевидно, что это предполагает наличие предписывающего законодательства. Однако самым сильным аргументом против теории законодательства является то, что большинство судей, судя по всему, не обратили внимания на Кодекс. Эта линия критики возникла у Бенно Ландсбергера в 1950 году. [88] Ни один месопотамский юридический документ не содержит прямой ссылки на Кодекс или какой-либо другой сборник законов. [93] несмотря на большой масштаб корпуса. [100] Две ссылки на рецепты на «стеле» ( нару ) [101] подойти ближе. Напротив, во многих судебных решениях цитируются королевские указы mīšarum . [93] Рэймонд Уэстбрук считал, что это усиливает аргумент замалчивания о том, что древние правовые «кодексы» Ближнего Востока имели юридическое значение. [102] Более того, многие решения Старого Вавилона полностью противоречат предписаниям Кодекса. [103]

Юридический отчет

[ редактировать ]
Фотография. См. подпись
Экспозиция Британского музея с табличками из библиотеки Ашшурбанипала . В библиотеке есть копия «судов Хаммурапи» спустя тысячелетие после смерти Хаммурапи.

Вторая теория заключается в том, что Кодекс является своего рода юридическим отчетом и, как таковой, содержит записи прошлых дел и судебных решений, хотя и сформулированных абстрактно. Это могло бы дать одно из объяснений казуистического формата «законов»; действительно, Жан Боттеро считал, что нашел запись о случае, который вдохновил его. [104] Однако такие находки неубедительны и очень редки, несмотря на масштабы месопотамского юридического корпуса. [105] Более того, в Месопотамии часто записывались судебные решения, в которых излагаются факты дела, не обобщая их. [106] Эти решения касались почти исключительно фактов, что побудило Марту Рот прокомментировать: «Я знаю только один случай из тысяч существующих, который, можно сказать, вращается вокруг вопросов права». [107]

Юриспруденция

[ редактировать ]

Третья теория, получившая распространение в ассириологии, заключается в том, что Кодекс — это не настоящий кодекс, а абстрактный трактат о том, как следует формулировать суждения. Это побудило Фрица Рудольфа Крауса в ранней формулировке теории назвать ее юриспруденцией ( Rechtssprüche ). [108] Краус предположил, что это работа месопотамских ученых из той же категории, что и сборники предзнаменований, такие как шумма алу и ана иттишу . [108] Другие представили свои версии этой теории. [109] А. Лео Оппенгейм заметил, что Кодекс Хаммурапи и аналогичные сборники месопотамских законов «представляют собой интересную формулировку социальной критики и не должны рассматриваться как нормативные указания». [110]

Такая интерпретация обходит проблему низкого соответствия Кодекса реальным судебным решениям. Во-вторых, Кодекс действительно имеет поразительное сходство с другими работами месопотамских ученых. Ключевыми моментами сходства являются формат списка и порядок элементов. [111] которую Энн Гинан описывает как сложную «последовательную логику». [112] Марк Ван Де Миеруп объясняет, что, как и в других трудах месопотамских ученых, таких как списки предзнаменований, списки царей и списки богов, статьи Кодекса Хаммурапи организованы в соответствии с двумя принципами. Это «оппозиция» — когда переменная в одной записи изменяется, чтобы создать другую запись, — и «пуантилизм» — когда к записи добавляются новые условия или выполняются парадигматические серии для создания последовательности. [113] Ван Де Мироп приводит следующие примеры:

Если врач проведет серьезную операцию бронзовым ланцетом на [ авилуме ] и таким образом исцелит [ авилум ] или откроет висок [ авилума ] бронзовым ланцетом и таким образом исцелит [ авилум глаз ], он должен принять десять сиклей серебра (в качестве вознаграждения).

- Закон 215 [114]

Если врач проведет серьезную операцию бронзовым ланцетом на [ авилуме ] и тем самым вызовет [ авилум ] смерть, или откроет висок [ авилум ] бронзовым ланцетом и таким образом ослепит [ авилум ] глаз, ему отрубят руку.

- Закон 218 [114]

Законы 215 и 218 иллюстрируют принцип оппозиции: одна переменная первого закона, результат операций, изменяется, чтобы создать второй. [115]

Если есть солдат или [вспомогательный персонал], который будет взят в плен во время службы в царской крепости [...], если он должен [...] вернуться и вернуться в свой город, они должны вернуть ему его поле и фруктовый сад, и он сам должен выполнить свои служебные обязанности.

Если есть солдат или [вспомогательный персонал], взятый в плен в царской крепости, и его сын способен выполнять служебную обязанность, то поле и фруктовый сад должны быть отданы ему, и он должен выполнить служебную обязанность своего отца.

Если его сын молод и не в состоянии выполнять обязанности своего отца, одна треть поля и сада должна быть отдана его матери, и его мать будет воспитывать его.

- Законы 27–29 [116]

Здесь, следуя принципу пуантилизма, к первой записи добавляются обстоятельства, чтобы создать больше записей. [117] Пуантилизм также позволяет создавать записи в списках, следуя парадигматическим рядам, общим для нескольких отраслей науки. Таким образом, это может объяснить неправдоподобные записи. Например, в случае с козой, используемой для молотьбы (закон 270), [118] предыдущие законы касаются и других животных, использовавшихся для молотьбы. Устоявшаяся серия домашних животных требовала, чтобы следующей была коза. [119]

Вольфрам фон Зоден , десятилетиями ранее назвавший этот образ мышления Listenwissenschaft («наука о списках»), [120] часто унижал его. [121] Однако более поздние писатели, такие как Марк Ван Де Мироп, Жан Боттеро и Анн Гинан, либо избегали оценочных суждений, либо выражали восхищение. Списки занимали центральное место в месопотамской науке и логике, а их особые структурные принципы позволяли создавать бесконечное количество записей. [119] Связь Кодекса с традицией писцов, в рамках которой возникла «наука списков», также объясняет, почему писцы-стажеры копировали и изучали его на протяжении более тысячелетия. [24] Кодекс появляется в поздневавилонском (7–6 века до н. э.) списке литературных и научных текстов. [122] Ни один другой сборник законов не стал настолько прочным в учебной программе. [123] Тогда это может быть не свод законов, а научный трактат. [101]

Много было написано о том, что Кодекс говорит о древневавилонском обществе и его правовой системе. [ не удалось пройти проверку ] Например, демонстрирует ли это отсутствие профессиональных адвокатов, [124] или что были профессиональные судьи. [125] Ученые, которые рассматривают Кодекс как самостоятельный документ, отказываются от подобных претензий. [126]

Основополагающие принципы

[ редактировать ]

Одним из широко признанных принципов, лежащих в основе Кодекса, является lex talionis , или «око за око». Законы 196 и 200 соответственно предписывают око за око и зуб за зуб, когда один человек уничтожает другого. Наказания, определенные lex talionis, могли быть переданы сыновьям правонарушителя. [124] Например, закон 229 гласит, что смерть домовладельца в результате обрушения дома влечет за собой смерть строителя дома. Следующий закон 230 гласит, что, если сын домовладельца умер, сын строителя также должен умереть. [85]

Люди не были равны перед законом ; не только возраст и профессия, но также класс и пол диктовали наказание или средство правовой защиты, которое они получали. три основных типа людей: авилум , мушкенум и вардум (мужчина)/ амтум В Кодексе упоминаются (женщина). Вардум . / амтум — рабыня/мужчина/женщина Что касается awīlum и muškēnum , хотя это и спорно, кажется вероятным, что разница заключалась в социальном классе: awīlum означал что-то вроде «джентльмен», а muškēnum что-то вроде «простолюдин». [127] Наказания для мушкенума не обязательно были более строгими, чем для авилума : жизнь мушкенума , возможно, была дешевле, но и некоторые из его штрафов были такими же. [128] Внутри этих классов также существовало неравенство: например, законы 200 и 202 показывают, что один авилум может иметь более высокий ранг, чем другой. [129]

Марта Рот показала [ как? ] что идеи стыда и чести мотивировали определенные законы. [130]

Вышеуказанные принципы далеки по духу от современных систем общего и гражданского права , но некоторые из них могут быть более знакомыми. Одним из таких принципов является презумпция невиновности ; Первые два закона стелы предписывают наказания, определенные lex talionis , за необоснованные обвинения. Письменные доказательства ценились очень высоко, [131] особенно в вопросах контракта . [43] За одно преступление было назначено только одно наказание. [132] Законы также признавали важность намерений ответчика. [124] Наконец, введение Кодекса на публичных стелах предположительно было призвано расширить доступ к правосудию. Было ли это правдой, предполагая, что обиженному человеку прочитали стелу вслух (строки 3240–3254) [примечание 1] является конкретной мерой в этом направлении, учитывая недоступность образования писцов в старовавилонский период. [133]

В прологе утверждается, что Хаммурапи был избран богами. Раймонд Уэстбрук заметил, что в древнем ближневосточном праве «король был основным источником законодательства». [134] Однако они могли делегировать свои данные Богом юридические полномочия судьям. [135] Однако, как заметил Оуэн Б. Дженкинс, в самих предписаниях «поразительно отсутствует   … какой-либо богословский или даже церемониальный закон». [46]

Клинопись на стеле. См. соседний текст
Текст. Кодекса Расположение клинописи было устаревшим на момент его написания.

Законы написаны на старовавилонском диалекте аккадского языка. Их стиль регулярен и повторяется, и сегодня они являются стандартным набором текстов для вводных занятий по аккадскому языку. [136] Однако, как резюмирует А. Лео Оппенгейм, сами клинописные знаки «расположены вертикально   … внутри коробок, расположенных полосами рядом справа налево», расположение, уже устаревшее во времена Хаммурапи. [137]

Законы выражены в казуистической форме: они представляют собой условные предложения с падежом, подробно описанным в протасисе ( предложение «если» ), а средство правовой защиты указано в аподозе («предложение «то»). Протасис начинается с шумма , «если». [138] за исключением случаев, когда это дополняет обстоятельства, уже указанные в предыдущем законе (например, законы 36, 38 и 40). [139] Претерит . используется для простых глаголов протасиса или, возможно, для простого условного предложения [138] Перфект . часто появляется в конце протасиса после одного или нескольких претеритов, чтобы передать последовательность действий или, возможно, гипотетическое условное предложение [138] , Длительный падеж иногда называемый в ассириологии «настоящим», может выражать намерение в законах. [138] Для удобства чтения на английском языке в некоторых переводах глаголам претерита и совершенного вида в протасисе придается значение настоящего времени. [140] В аподозе глаголы стоят в длительном падеже, хотя их смысл варьируется от разрешительного — «разрешено, чтобы x произошло» — и поучительного — « x должно/будет произойти». [141] И в протасисе, и в аподозе последовательность действий передается суффиксом глаголов с -ма , «и». [142] -ма также может иметь значение «но». [143]

Кодекс относительно хорошо понятен, но некоторые пункты его словаря вызывают споры. [ нечеткий ] Как уже упоминалось, термины авилум и мушкенум оказалось трудными для перевода. Вероятно, они обозначают соответственно мужчину, принадлежащего к высшему и низшему социальному классу. [144] Вольфрам фон Зоден в своей книге «Akkadisches Handwörterbuch » предположил, что muškēnum произошло от слова šukênum , «поклоняться/молиться». [145] Как слово, обозначающее человека низкого социального положения, оно сохранилось, возможно, от шумерского корня, в арабском ( мискин ), итальянском ( мескино ), испанском ( мескино ) и французском языках ( мескин ). [146] Однако некоторые более ранние переводчики, также стремясь объяснить особое обращение с мушкенумом , переводили его как «прокаженный» и даже «благородный». [147] Некоторые переводчики дают неестественное прочтение слова awīlum , например, «сеньор», [148] «элитный человек», [149] и «член аристократии»; [150] другие оставили его непереведенным. [151] Некоторые юридические термины также оказались трудными для перевода. Например, динум и диттум могут обозначать закон в целом, а также отдельные законы, приговоры, божественные высказывания и другие явления. [152] мишарум может также обозначать закон вообще, а также своего рода королевский указ. [153]

Связь с другими сборниками законов

[ редактировать ]

Другой месопотамский

[ редактировать ]
Фотография. Глиняная табличка, содержащая пролог к ​​Кодексу Липит-Иштар, написанный клинописью.
Пролог к ​​Кодексу Липит-Иштар

Кодекс Хаммурапи имеет большое сходство с более ранними сборниками законов Месопотамии. Многие утверждают, что они были написаны правителями, и эта традиция, вероятно, была широко распространена. [10] Более ранние сборники законов аналогичным образом выражают данную Богом легитимность. [154] Как и Кодекс Хаммурапи, они имеют прологи и эпилоги: Кодекс Ур-Намму имеет пролог, Кодекс Липит-Иштар - пролог и эпилог, а Законы Эшнунны - эпилог. Также, как и Кодекс Хаммурапи, они поддерживают принцип «одно преступление — одно наказание». [155] Рассматриваемые случаи и используемые формулировки в целом поразительно схожи. [10] Переписчики все еще копировали более ранние сборники законов, такие как Кодекс Ур-Намму , когда Хаммурапи создал свой собственный Кодекс. [156] Это говорит о том, что более ранние сборники могли не только напоминать Кодекс, но и влиять на него. Рэймонд Уэстбрук утверждал, что существует довольно последовательная традиция «древнего ближневосточного права», которая включает Кодекс Хаммурапи, [157] и что это было в основном обычное право . [158] Тем не менее, есть различия: например, Стивен Бертман предположил, что если предыдущие сборы касались компенсации жертвам, то Кодекс касается физического наказания правонарушителей. [159] Кроме того, приведенные выше выводы о сходстве и влиянии применимы только к самим сборникам законов. Реальная правовая практика в контексте каждого кодекса загадочна. [160]

Кодекс Хаммурапи также имеет большое сходство с более поздними сборниками месопотамских законов: с казуистическими среднеассирийскими законами и нововавилонскими законами , [161] формат которого во многом относительен («человек, который   ...»). Легче предположить прямое влияние этих более поздних сборников, учитывая, что Кодекс сохранился благодаря учебной программе писцов. [24] Наконец, хотя влияние проследить труднее, есть свидетельства того, что хеттские законы , возможно, были частью той же традиции юридического письма за пределами собственно Месопотамии. [162]

Мозаика, греко-римская и современная

[ редактировать ]
Иллюминация из византийской Библии Льва, изображающая Моисея на горе Синай, получающего закон с небес.
Моисей принимает закон на горе Синай , изображенный в византийской Библии Льва.

Связь Кодекса Хаммурапи с Законом Моисеевым , в частности Кодексом Завета Исход с 20:22–23:19, была предметом дискуссий с момента его открытия. [47] Фридрих Делич привел аргументы в пользу сильного влияния в лекции 1902 года, в одном из эпизодов дебатов « Вавилон и Библия » («Вавилон и Библия» или « панвавилонизм ») о влиянии древних месопотамских культур на древний Израиль . Однако он встретил сильное сопротивление. [163] существовал культурный контакт Между Месопотамией и Левантом , а среднего бронзового века были найдены таблички в Хацоре с казуистическими клинописными законами . [164] Между Кодексом Хамурапи и Кодексом Пакта также есть сходство: в казуистическом формате, в таких принципах, как lex talionis («око за око»), и в содержании положений. Некоторые сходства поразительны, например, в положениях, касающихся быка, забодающего человека (Свод законов Хаммурапи 250–252, [86] Исход 21:28–32). [165] Некоторые авторы утверждали о прямом влиянии: Дэвид П. Райт , например, утверждает, что Кодекс Завета «прямо, в первую очередь и во всем зависит от Законов Хаммурапи», «творческое переписывание месопотамских источников   ... его следует рассматривать как академическая абстракция, а не сборник законов». [166] Другие [ ВОЗ? ] предполагают косвенное влияние, например, через арамейских или финикийских посредников. [167] Однако все согласны с тем, что сходство является результатом наследования общих традиций. [168] В 1916 году Джордж А. Бартон отметил «сходство предшественников и общих интеллектуальных взглядов». [169] Совсем недавно Дэвид Уинтон Томас заявил: «Нет оснований предполагать какое-либо прямое заимствование ивритом из вавилонского. Даже там, где два свода законов мало отличаются по букве, они сильно различаются по духу». [170]

Влияние Кодекса Хаммурапи на более поздние сборники законов установить трудно. Марк Ван Де Миеруп предполагает, что это могло повлиять на греческий кодекс Гортина и римские Двенадцать таблиц . [171] Однако даже Ван Де Миеруп признает, что большая часть римского права не похожа на Кодекс или, вероятно, находилась под его влиянием. [172]

Чтобы понять влияние Кодекса на современное право, необходимо знать его влияние на Моисеевское и греко-римское право. Поскольку это спорно, комментаторы ограничились наблюдением сходств и различий между Кодексом и, например, законодательством США и средневековым правом. [173] Некоторый [ ВОЗ? ] отметили, что предусмотренные Кодексом наказания не более суровы, а в некоторых случаях и менее суровы. [174] [ нужно обновить ]

Закон 238 предусматривает, что морской капитан , судовладелец или фрахтователь судна , спасший судно от полной гибели, был только половину стоимости обязан выплатить судовладельцу судна . [175] [176] [177] В Digesta seu Pandectae (533 г.), втором томе кодификации законов, заказанном Юстинианом I (527–565 гг.) Восточной Римской империи , юридическое заключение, написанное римским юристом Паулюсом в начале кризиса Третьего века. В 235 году нашей эры был включен Закон о Родии («Родийский закон»), который формулирует общий принцип морского страхования, установленный на острове Родос примерно с 1000 по 800 год до нашей эры как член Дорического Гексаполя , вероятно, финикийцами во время предполагаемое дорийское вторжение и появление предполагаемых народов моря во время средневековья Греции (ок. 1100 – ок. 750), что привело к распространению дорического греческого диалекта . [178] [179] [180] Закон общей аварии составляет фундаментальный принцип , лежащий в основе всякого страхования . [179] [ нужен лучший источник ]

Прием за пределами Ассириологии

[ редактировать ]
Фотография. См. подпись
Рельефный портрет Хаммурапи в Капитолии США работы Томаса Хадсона Джонса.

Кодекс часто упоминается в юридической науке, где его положения считаются законами, а документ считается настоящим сводом законов. Это справедливо и за пределами академических кругов. [181] [ оригинальное исследование? ]

рельефный портрет Хаммурапи Над дверями палаты Палаты представителей висит Капитолия США , а также портреты еще 22 человек, «известных своей работой по установлению принципов, лежащих в основе американского законодательства». [182] Реплики стелы Лувра есть в учреждениях по всему миру. [ нужна ссылка ] включая штаб-квартиру Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке [183] и Дворец мира в Гааге (резиденция Международного Суда ). [184]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж CDLI (2019) Нумерация строк Рота (1995a) , перевод . Количество строк может показаться небольшим, поскольку издание CDLI не включает разделы, которых нет на стеле Лувра.
  1. ^ Сассон, Джек. Цивилизации Древнего Ближнего Востока . Хендриксон. стр. 901, 908. ISBN.  0684192799 .
  2. ^ Росс, Лесли. Искусство и архитектура мировых религий . Гринвуд Пресс. п. 35.
  3. ^ Ренгер (2020) .
  4. ^ Ван Де Миеруп (2007) , стр. 92–93.
  5. ^ Ван Де Миеруп (2007) , стр. 100–104.
  6. ^ Драйвер и Майлз (1952) , с. 52; Ван Де Миеруп (2007) , стр. 111–113.
  7. ^ Ван Де Миеруп (2007) , стр. 111–113.
  8. ^ Драйвер и Майлз (1952) , с. 36.
  9. ^ Драйвер и Майлз (1952) , с. 37.
  10. ^ Jump up to: а б с д Драйвер и Майлз (1952) , с. 9.
  11. ^ Краус (1960) , стр. 295–296; Боттеро (1992) , с. 181; Рот (1995b) , с. 13.
  12. ^ Рот (1995a) , стр. 36–39.
  13. ^ Рот (1995a) , с. 36.
  14. ^ Драйвер и Майлз (1952) , стр. 56–57.
  15. ^ Лувр (nd) .
  16. ^ Jump up to: а б Рот (1995b) , стр. 15–16.
  17. ^ Jump up to: а б с Рот (1995a) , с. 74.
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Шейль (1902) , с. 12.
  19. ^ Рот (1995b) , стр. 23–24.
  20. ^ Орнан, Таллай, «Незавершенное дело: новый рельеф на стеле в Лувре Хаммурапи», Журнал клинописных исследований, том. 71, стр. 85–109, 2019 г.
  21. ^ Рот (1995b) , стр. 21–22.
  22. ^ Драйвер и Майлз (1952) , стр. 29–30.
  23. ^ Jump up to: а б Рот (1995a) , с. 73.
  24. ^ Jump up to: а б с Рот (1995b) , с. 20.
  25. ^ Драйвер и Майлз (1952) , стр. 25–56; Ван Де Миеруп (2016) , с. 145.
  26. ^ Ван Де Миеруп (2016) , с. 147.
  27. ^ Jump up to: а б с Суве (1910) .
  28. ^ Шейль (1902) , с. 11–12.
  29. ^ Шейль (1902) , с. 13–162.
  30. ^ Шейль (1902) , пластины 3–15.
  31. ^ Винклер (1902) .
  32. ^ Jump up to: а б Джонс (1903а) .
  33. ^ Бонфанте (1903) .
  34. ^ Уэллс (1920) , с. 245.
  35. ^ Крамер (1988) , стр. 51–52.
  36. ^ Джонс (1903b) , с. 257; Харпер (1904) , титул; Equitable Trust Company (1910) , название.
  37. ^ Драйвер и Майлз (1952) , с. 34 и след.; Рот (1995a) , с. 71.
  38. ^ Финкельштейн (1961) , с. 101.
  39. ^ Джонс (1903a) , с. в.
  40. ^ Джонс (1904) , с. 68.
  41. ^ Jump up to: а б Джонс (1903b) , с. 258.
  42. ^ Принц (1904) , с. 601.
  43. ^ Jump up to: а б Хорн (1915) .
  44. ^ Брестед (1916) , с. 131.
  45. ^ Джонс (1903b) , с. 257; Суве (1910) ; Эвертс (1920) , с. 45.
  46. ^ Jump up to: а б Дженкинс (1905) , с. 335.
  47. ^ Jump up to: а б Сампей (1904а) ; Сампей (1904б) ; Дэвис (1905) ; Джонс (1914) ; Эвертс (1920) ; Эдвардс (1921) .
  48. ^ Джонс (1903a) , стр. v – vi; Принц (1904) , стр. 601–602; Суве (1910) .
  49. ^ Норт (1993) , с. 5.
  50. ^ Ван Бюрен (1943) ; Черное и зеленое (1998) , стр. 102–103; Слански (2012) , с. 106.
  51. ^ Черное и зеленое (1998) , с. 183.
  52. ^ Брестед (1916) , с. 132.
  53. ^ Рот (1995b) , стр. 22–23.
  54. ^ Чарпен (2010) , стр. 81–82.
  55. ^ Рот (1995b) , с. 23.
  56. ^ Эльсен-Новак и Новак (2006) , стр. 148–149.
  57. ^ Рот (1995b) , с. 16.
  58. ^ Хюнергард (2011) , с. 160.
  59. ^ Дэвис (1905) , с. 15.
  60. ^ Рот (1995a) , стр. 76–77.
  61. ^ Хюнергард (2011) , стр. 11–12.
  62. ^ Рот (1995a) , стр. 77–80.
  63. ^ Ван Де Миеруп (2005) , с. 82.
  64. ^ Jump up to: а б Драйвер и Майлз (1952) , стр. 40–41.
  65. ^ Рот (1995a) , стр. 80–81.
  66. ^ Рот (1995a) , стр. 133–134.
  67. ^ Рот (1995a) , с. 134.
  68. ^ Рот (1995a) , стр. 134–135.
  69. ^ Рот (1995a) , стр. 135–136.
  70. ^ Jump up to: а б Рот (1995a) , стр. 136–140.
  71. ^ Рот (1995a) , с. 133.
  72. ^ Драйвер и Майлз (1952) , с. 37; Боттеро (1992) , с. 167.
  73. ^ Jump up to: а б с Рот (1995a) , с. 138.
  74. ^ Jump up to: а б Рот (1995a) , с. 137.
  75. ^ Рот (1995a) , с. 71.
  76. ^ Ван Де Миеруп (2016) , с. 144.
  77. ^ Драйвер и Майлз (1952) , стр. 43–45.
  78. ^ Рот (1995a) , стр. 76–142.
  79. ^ Рот (1995a) , с. 81.
  80. ^ Рот (1995a) , с. 85.
  81. ^ Рот (1995a) , с. 90.
  82. ^ Рот (1995a) , с. 100.
  83. ^ Рот (1995a) , с. 119.
  84. ^ Рот (1995a) , с. 121.
  85. ^ Jump up to: а б Рот (1995a) , с. 125.
  86. ^ Jump up to: а б Рот (1995a) , с. 128.
  87. ^ Jump up to: а б Рот (1995a) , с. 132.
  88. ^ Jump up to: а б Краус (1960) , с. 292.
  89. ^ Краус (1960) ; Оппенгейм (1977) ; Боттеро (1992) , глава 10; Ван Де Миеруп (2016) , главы 6–7.
  90. ^ Суве (1910) ; Краус (1960) , с. 283.
  91. ^ Пфайфер (2011) ; Розитани (2017) .
  92. ^ Алькадри (2002–2003) ; Пирн (2016) .
  93. ^ Jump up to: а б с Ван Де Миеруп (2016) , с. 170.
  94. ^ Оппенгейм и Райнер (1959) , стр. 150–153.
  95. ^ Боттеро (1992) , стр. 180–181.
  96. ^ Ярон (2013) , с. 580.
  97. ^ Водитель и Майлз (1952) , стр. 45 и далее; Боттеро (1992) , с. 161.
  98. ^ Ван Де Миеруп (2016) , с. 165.
  99. ^ Ван Де Миеруп (2016) , с. 167; Рот (1995a) , с. 130.
  100. ^ Ван Де Миеруп (2016) , с. 172.
  101. ^ Jump up to: а б Ван Де Миеруп (2016) , с. 173.
  102. ^ Вестбрук (2003) , с. 19.
  103. ^ Оппенгейм (1977) , с. 211; Боттеро (1992) , стр. 163–164; Рот (1995a) , стр. 5–6.
  104. ^ Боттеро (1992) , стр. 171–172.
  105. ^ Боттеро (1992) , стр. 163–164.
  106. ^ Рот (2001) ; Кляйн (2007) .
  107. ^ Рот (2001) , с. 255.
  108. ^ Jump up to: а б Краус (1960) , с. 288.
  109. ^ Саггс (1965) , стр. 80лл.; Оппенгейм (1977) , с. 287; Боттеро (1992) , стр. 166–167; Ван Де Миеруп (2016) , главы 6–7.
  110. ^ Оппенгейм (1977) , с. 158.
  111. ^ Боттеро (1992) , стр. 173 и след.; Ван Де Миеруп (2016) , стр. 165 и далее.
  112. ^ Гинан (2014) , стр. 115.
  113. ^ Ван Де Миеруп (2016) , стр. 165ff..
  114. ^ Jump up to: а б Рот (1995a) , с. 123.
  115. ^ Ван Де Миеруп (2016) , с. 166.
  116. ^ Рот (1995a) , с. 86.
  117. ^ Ван Де Миеруп (2016) , стр. 166–167.
  118. ^ Рот (1995a) , с. 130.
  119. ^ Jump up to: а б Ван Де Миеруп (2016) , с. 167.
  120. ^ фон Зоден (1936) .
  121. ^ фон Зоден (1936) ; фон Соден (1994) , стр. 146, 158.
  122. ^ Ван Де Миеруп (2016) , с. 175.
  123. ^ Чарпен (2010) , с. 81.
  124. ^ Jump up to: а б с Джонс (1911) .
  125. ^ Чарпен (2010) , с. 52.
  126. ^ Краус (1960) , стр. 295–296; Рот (1995b) , стр. 13 и далее.
  127. ^ Рот (1995a) , стр. 72–73.
  128. ^ Дженкинс (1905) , с. 339.
  129. ^ Рот (1995b) , стр. 34 и далее; Рот (1995a) , с. 121.
  130. ^ Рот (1995b) , стр. 25 и далее.
  131. ^ Джонс (1911) ; Рот (1995a) , с. 72.
  132. ^ Принц (1904) , с. 607.
  133. ^ Джордж (2005) , с. 7.
  134. ^ Вестбрук (2003) , с. 26.
  135. ^ Боттеро (1992) , с. 165.
  136. ^ Ричардсон (2004) , с. 7.
  137. ^ Оппенгейм (1977) , с. 240.
  138. ^ Jump up to: а б с д Рот (1995a) , с. 8.
  139. ^ Рот (1995a) , с. 88.
  140. ^ Рот (1995a) ; Ван Де Миеруп (2016) , главы 6–7.
  141. ^ Рот (1995a) , стр. 7–8.
  142. ^ Хюнергард (2011) , стр. 49–50.
  143. ^ Хюнергард (2011) , с. 50.
  144. ^ Рот (1995a) , стр. 8–9.
  145. ^ фон Соден (1972) , с. 684.
  146. ^ Воль (1968) , с. 6.
  147. ^ Джонс (1914) , с. 76.
  148. ^ Мик (1958) , стр. 139 и далее.
  149. ^ Ван Де Миеруп (2016) .
  150. ^ Боттеро (1992) , с. 166.
  151. ^ Рот (1995a) , стр. 76 и далее.
  152. ^ Краус (1960) , с. 285; Рот (1995b) , с. 20; Чарпен (2010) , с. 72.
  153. ^ Краус (1960) , с. 294; Финкельштейн (1961) ; Чарпен (2010) , с. 72.
  154. ^ Драйвер и Майлз (1952) , с. 5.
  155. ^ Ван Де Миеруп (2016) , с. 161.
  156. ^ Ван Де Миеруп (2016) , стр. 144–145.
  157. ^ Вестбрук (2003) , стр. 4 и далее..
  158. ^ Вестбрук (2003) , с. 21.
  159. ^ Бертман (2003) , с. 71.
  160. ^ Краус (1960) , стр. 295–296; Рот (1995b) , с. 13.
  161. ^ Рот (1995a) , с. 145.
  162. ^ Рот (1995b) , с. 19.
  163. ^ Циолковски (2012) , с. 25.
  164. ^ Горовиц, Осима и Вукосавович (2012) .
  165. ^ Райт (2009) , глава 8.
  166. ^ Райт (2009) , с. 3.
  167. ^ Ван Де Миеруп (2016) , с. 152.
  168. ^ Райт (2009) , с. VII.
  169. ^ Бартон (1916) , с. 340.
  170. ^ Томас (1958) , с. 28.
  171. ^ Ван Де Миеруп (2016) , стр. 152–153.
  172. ^ Ван Де Миеруп (2016) , стр. 153–154.
  173. ^ Equitable Trust Company (1910) ; Дженкинс (1905) ; Драйвер и Майлз (1952) , с. 57; Ван Де Миеруп (2016) , с. 154.
  174. ^ Джонс (1903b) , с. 258; Драйвер и Майлз (1952) , с. 57.
  175. ^ Хаммурапи (1903 г.). «Кодекс Хаммурапи, царя Вавилона» . Записи прошлого . 2 (3). Перевод Зоммера, Отто. Вашингтон, округ Колумбия : Записи Общества прошлых исследований : 86 . Проверено 20 июня 2021 г. 238. Если шкипер потерпит крушение... деньги его владельцу.
  176. ^ Хаммурапи (1904 г.). «Кодекс Хаммурапи, царя Вавилона» (PDF) . Фонд Свободы . Перевод Харпера, Роберта Фрэнсиса (2-е изд.). Чикаго : Издательство Чикагского университета . п. 85 . Архивировано (PDF) из оригинала 13 июня 2021 года . Проверено 20 июня 2021 г. §238. Если лодочник утонет... половина его стоимости.
  177. ^ Хаммурапи (1910). «Кодекс Хаммурапи, царя Вавилона» . Проект Авалон . Перевод Кинга Леонарда Уильяма. Нью-Хейвен, Коннектикут : Йельская школа права . Архивировано из оригинала 10 мая 2021 года . Проверено 20 июня 2021 г. 238. Если матрос потерпел крушение... его ценность в деньгах.
  178. ^ «Гражданское право, том I, Мнения Юлия Паулюса, книга II» . Конституция.org . Перевод Скотта, SP Central Trust Company. 1932. Архивировано из оригинала 24 июня 2021 года . Проверено 16 июня 2021 г. РАЗДЕЛ VII. НА ЛЕКСЕ РОДИА. предусмотрено, Законом Родиа что если товар выброшен за борт с целью облегчить судно, ущерб возмещается оценкой всего, что сделано на благо всех.
  179. ^ Jump up to: а б Документальная история страхования, 1000 г. до н.э. – 1875 г. н.э. Ньюарк, Нью-Джерси : Prudential Press . 1915. С. 5–6 . Проверено 15 июня 2021 г.
  180. ^ «Расписание Дюэма по всемирной истории права» . Юридический словарь Дюэма . Архивировано из оригинала 24 июня 2021 года . Проверено 9 апреля 2016 г.
  181. ^ Организация Объединенных Наций (1985) ; Шварц (1993) ; Марк (2021) ; Международный Суд (2014 г.) ; Раттини (2019) ; Шарпинг (2020) ; Организация Объединенных Наций (без даты) ; Лувр (nd) ; Организация по правам человека Хаммурапи (без даты) .
  182. ^ Архитектор Капитолия (nd) .
  183. ^ Организация Объединенных Наций (nd) .
  184. ^ Международный Суд (2014) .

Источники

[ редактировать ]

Книги и журналы

[ редактировать ]

Интернет

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 48bb5df571953e1ae5f571caf227dc31__1719688140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/48/31/48bb5df571953e1ae5f571caf227dc31.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Code of Hammurabi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)