Туата Де Дананн

Туата Дананн Де ( Ирландский: [ˈt̪ˠuə(hə) dʲeː ˈd̪ˠan̪ˠən̪ˠ] , что означает «народ богини Дану », также известный под более ранним названием Туат Де («племя богов»), [ 1 ] — сверхъестественная раса в ирландской мифологии . Считается, что многие из них представляют божества дохристианской гэльской Ирландии . [ 1 ] [ 2 ]
Туат Де часто изображаются как короли, королевы, друиды, барды, воины, герои, целители и мастера, обладающие сверхъестественными способностями. Они обитают в Потустороннем мире , но взаимодействуют с людьми и человеческим миром. Они связаны с сидхе : выдающимися древними курганами, такими как Бру-на-Бойнне , которые являются входами в сферы Потустороннего мира. [ 1 ] [ 2 ] Их традиционными соперниками являются фоморы (Fomoire), которые могут олицетворять разрушительные силы природы. [ 3 ] [ 4 ] и кого Туат Де победили в битве при Маг Туиред . Среди выдающихся членов Туат Де - Дагда («великий бог»); Морриган («великая королева» или «призрачная королева»); Луг ; Нуада ; Энгус ; Бриджит ; Мананнан ; Диан Чехт целительница ; и Гоибниу кузнец , один из Три Де Дана («трех богов ремесла»). [ 5 ] Некоторые из Туат Де родственны древним кельтским божествам: Луг с Лугусом , Бригит с Бригантией , Нуада с Нодонсом , Огма с Огмиосом и Гоибниу с Гобаннусом . [ 1 ]
Средневековые тексты о Туат Де были написаны христианами. Иногда они объясняли Туат Де падшими ангелами , которые не были ни полностью добрыми, ни злыми. [ 6 ] или древние люди, которые стали высококвалифицированными в магии, но некоторые писатели признавали, что по крайней мере некоторые из них были богами. [ 1 ] У некоторых из них несколько имен, но в сказках они часто предстают разными персонажами. Первоначально они, вероятно, представляли разные аспекты одного и того же божества, тогда как другие были региональными именами. [ 7 ]
Туат Де в конечном итоге стали аэс сидхе , сидхе -народом или «феями» позднего фольклора. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Имя
[ редактировать ]Часть серии о |
Кельтские мифологии |
---|
![]() |
Староирландское ) означает « племя слово туат (множественное число туата , народ, народ»; dé является родительным падежом от día и, в зависимости от контекста, может означать «бог, боги, богиня» или, в более широком смысле, «сверхъестественное существо, объект поклонения». [ 12 ] В самых ранних писаниях мифическая раса упоминается как Туат Де , «племя богов», или Туатха Де , «племена богов». [ 1 ] В Lebor Bretnach их имя переводится на латынь как plebes deorum , «божественный народ». [ 13 ] [ 14 ] Однако ирландские монахи также начали использовать термин Туат Де для обозначения израильтян . [ 1 ] со значением «Народ Божий». [ 15 ] Видимо, чтобы не путать с израильтянами, [ 1 ] писатели стали называть мифическую расу Туат (а) Де Дананн или Туат(а) Де Донанн ( Староирландское произношение: [ˈt̪uaθa d̪ʲeː ˈd̪anan̪] ). Обычно это переводится как «народ богини Дану». [ 2 ] Возможно, это также был способ очеловечить их: вместо «божественного народа» они теперь были народом определенной богини. [ 16 ] Раннехристианские писатели также называли их fir dé (богочеловеки) и cenéla dé (боги-родственники), опять же, возможно, чтобы не называть их просто «богами». [ 17 ] Некоторых из Туат Де иногда называют кланом Эладан , «детьми искусства». [ 1 ]
Обычно считается, что Дананн является родительным падежом женского имени, именительный падеж которого не засвидетельствован. Оно было реконструировано как * Danu которого может быть Ану (родительный падеж Анан ). , альтернативной формой [ 1 ] Ану названа « матерью ирландских богов » Кормаком мак Куиленнайном . [ 1 ] Это может быть связано с валлийским мифическим персонажем Доном . [ 1 ] В индуистской мифологии также есть богиня по имени Дану , которая может быть индоевропейской параллелью. Однако эта реконструкция не является общепринятой. [ 18 ] Также было высказано предположение, что Дананн представляет собой смесь слова «дан» («мастерство, ремесло») и имени богини Ананн . [ 1 ] Имя также встречается как Донанн и Домнанн . [ 19 ] происхождение что может указывать на протокельтское *don , что означает «земля». [ 1 ] (сравните староирландское слово, обозначающее землю, доман ). Тиречан описал народ Сидх как dei terreni , «земные боги». [ 1 ] Имя может быть родственным мифическому Фиру Домнанну. [ 20 ] и британские Думнонии . [ 21 ]
Описание
[ редактировать ]Туата Де Дананн описываются как сверхъестественная раса, очень похожая на идеализированных людей, невосприимчивая к старению и болезням и обладающая магическими способностями. [ 1 ] Способности, которые чаще всего приписывают Туат Де, — это контроль над погодой и стихиями, а также способность изменять себя и другие вещи. [ 1 ] Говорят также, что они контролируют плодородие земли; В сказке Де Габайль в т-Сиде говорится, что первым гэлам пришлось установить дружбу с Туат Де, прежде чем они смогли выращивать урожай и стада. [ 1 ]
Они живут в Потустороннем мире , который описывается либо как параллельный мир, либо как райская земля за морем или под поверхностью земли. [ 1 ] Многие из них связаны с конкретными местами ландшафта, особенно с курганами сидхов ; древние курганы и проходные гробницы , являющиеся входами в миры Потустороннего мира. [ 1 ] [ 2 ] Туат Де могут скрываться с помощью фет фиада («волшебного тумана»). [ 2 ] и появляются людям только тогда, когда они этого хотят. [ 1 ]
В некоторых сказках, таких как «Байле в Скайле» , король получает подтверждение своей легитимности от одного из Туат Де. [ 1 ] В других сказках право короля на правление подтверждается встречей с женщиной из потустороннего мира. Утверждалось, что инаугурация ирландских королей первоначально представляла собой его ритуальный брак с богиней земли (см. Богиня суверенитета ). [ 1 ] Туат Де также может принести гибель неправедным королям. [ 1 ]
Средневековые писатели, писавшие о Туат Де, были христианами. Иногда они объясняли Туат Де падшими ангелами ; нейтральные ангелы, которые не встали ни на сторону Бога, ни на сторону Люцифера и были наказаны тем, что были вынуждены жить на Земле; или люди, которые стали высококвалифицированными в магии. Однако некоторые писатели признали, что по крайней мере некоторые из них были богами. [ 1 ]
Есть убедительные доказательства того, что многие из Туат Де представляют богов ирландского язычества. [ 1 ] [ 2 ] девятого века Само название означает «племя богов», а в книге Scél Tuain meic Cairill («Сказание о Туане мак Кайрилле ») говорится о Tuath Dé ocus Andé , «племени богов и небогов». [ 1 ] Гоибниу , Кредне и Лухта называют три де дано , «тремя богами ремесла». [ 1 ] В Санасе Кормаике ( Ану Глоссарий Кормака) названа «матерью ирландских богов», Нет — «богом войны», а Бригит — «богиней поэтов». [ 1 ] чей отец — Дагда ; его собственное имя означает «великий бог». [ 1 ] В седьмом веке Тирехан называл народ сидхов «земными богами» (лат. dei terreni ), [ 1 ] в то время как в Гимне Фиакка говорится, что ирландцы поклонялись сидхам до прихода Святого Патрика . [ 1 ] Гоибниу, Диан Кехт врач и повелительница животных Флидис упоминаются в заклинаниях , что является еще одним свидетельством того, что в них считались сверхъестественные силы. [ 1 ] Некоторые из Туат Де родственны древним кельтским божествам: Луг с Лугусом , Бригит с Бригантией , Нуада с Нодонами и Огма с Огмиосом . [ 1 ]
Тем не менее, Джон Кэри отмечает, что в самой средневековой литературе не совсем правильно называть их всех богами. Он утверждает, что литературные Туат Де являются уникальными , и предполагает, что термин «бессмертные» может быть более нейтральным. [ 1 ]
Легенда
[ редактировать ]Согласно эвгемеризованным источникам, Туата Де Дананн произошли от Немеда , лидера предыдущей волны жителей Ирландии. В неэвхемеризованных источниках они происходят от Дану / Ану , богини-матери. Они прибыли из четырех городов на севере Ирландии — Фалиаса, Гориаса, Муриаса и Финиаса — где обучали своим навыкам в области наук, включая архитектуру, искусство и магию. [ 22 ] [ 23 ] По словам Лебора Габала Эренна , они прибыли в Ирландию «в темных облаках» и «приземлились на горах [] Конмаикне Рейн в Коннахте », иначе Слиаб ан Иаринн , «и навели тьму на солнце на три дня и три ночи». Они немедленно сожгли корабли, «чтобы они не думали об отступлении к ним, а дым и туман, исходивший от судов, наполнили окрестную землю и воздух. Поэтому предполагалось, что они прибыли в облаках тумана».
В стихотворении «Лебор Габала Эренн» говорится об их прибытии:
Бог терпел их, хотя и удержал их
они приземлились с ужасом, с высоким поступком,
в их облаке могучей битвы призраков,
на горе Конмайн в Коннахте.
Без различия проницательной Ирландии,
Без кораблей беспощадный курс
истина не была известна под звездным небом,
были ли они с неба или с земли.
По словам Туана:
От них происходят Туата Де и Анде, происхождение которых ученые не знают, но им кажется вероятным, что они пришли с небес из-за их разума и превосходства их знаний. [ 24 ]
Под предводительством короля Нуады они сражались в Первой битве при Маг Туиреде на западном побережье, в которой победили и вытеснили коренного жителя Фир Болга , населявшего тогда Ирландию. В битве Нуада потерял руку своему чемпиону Сренгу . Поскольку Нуада уже не был «безупречным», он не мог продолжать оставаться королем и был заменен полуфомором Бресом , который оказался тираном. Врач Диан Кехт заменил руку Нуады работающей серебряной, и он был восстановлен в должности короля. Однако сын Диана Кехта , Миах, был недоволен заменой, поэтому он произнес заклинание « ault fri stop dí & féith fri féth » (сустав к суставу и сухожилие к сухожилию), в результате чего на серебряном протезе выросла плоть. в течение девяти дней и ночей. [ 25 ] [ 26 ] Однако в порыве ревнивой ярости Диан Кехт убил собственного сына. Из-за восстановления Нуады в качестве лидера Брес пожаловался своей семье и отцу Элате , который отправил его искать помощи у Балора , короля фоморов .
Затем Туата Де Дананн сражались во Второй битве при Маг Туиред против фоморов . Нуада был убит ядовитым глазом короля фоморов Балора , но Балор был убит Лугом , чемпионом Туата Де, который затем занял пост короля.
Третья битва произошла против последующей волны захватчиков, милетцев , с северо-запада Пиренейского полуострова (современная Галисия и Северная Португалия ), потомков Мил Эспаина (которые, как полагают, представляют гойдельских кельтов). Милетцы столкнулись с тремя богинями Туата Де Дананн, Эриу , Банбой и Фодлой , которые попросили назвать остров в их честь; Эриу является источником современного названия Эйре , а Банба и Фодла до сих пор иногда используются как поэтические названия Ирландии.
Их трое мужей, Мак Куилл , Мак Кехт и Мак Греин , были в то время королями Туата Де Дананн и попросили трехдневное перемирие, в течение которого милетцы будут стоять на якоре на расстоянии девяти волн от берега. Милетцы подчинились, но Туата Де Дананн создали магический шторм, пытаясь прогнать их. Милетский поэт Амергин своими стихами успокоил море, затем его люди высадились на берег и разгромили Туата Де Дананн при Тайлтиу . Когда Амергину пришлось разделить землю между Туата Де Дананн и своим народом, он ловко выделил часть над землей милетцам, а часть под землей - Туата Де Дананн. привели Туата Де Дананн под землю в Сидхе курганы Мананнан мак Лир и Тир на Ног на цветочную равнину/равнину меда, о которой свидетельствует Путешествие Брана.
Четыре сокровища
[ редактировать ]Туата Де Дананн привезли с собой в Ирландию четыре магических сокровища , по одному из четырех городов: [ 27 ]
- Котел Дагды
- Копье Луга
- Лия Файл (Камень Фала)
- Меч Света
Туата Де Дананн Верховные короли Ирландии
[ редактировать ]Ниже приводится хронология из «Анналов четырех мастеров» ; на основе продолжительности правления, указанной в Джеффри Китинга книге «Forus Feasa ar Erinn» . Первоначальное правление Нуады не имеет точной даты начала.
- Нуада (первое правление) AFM неизвестен – 1897 г. до н. э.; FFE неизвестен – 1477 г. до н.э.
- Брес АФМ 1897–1890 до н.э.; FFE 1477–1470 до н.э.
- Нуада (последнее правление) AFM 1890–1870 до н. э.; FFE 1470–1447 до н.э.
- Луг AFM 1870–1830 до н.э.; FFE 1447–1407 гг. До н.э.
- Эохайд Оллаир AFM 1830–1750 до н.э.; FFE 1407–1337 гг. До н.э.
- Дельбат AFM 1750–1740 до н.э.; FFE 1337–1327 гг. До н.э.
- Ваучер AFM 1740–1730 гг. До н.э.; FFE 1327–1317 гг. До н.э.
- МакКуилл , Мак Кехт и Мак Греин AFM 1730–1700 до н. э.; FFE 1317–1287 гг. До н.э.
Дополнительные ссылки
[ редактировать ]В ирландской версии Historia Britonum Ненния главные ученые Туата Де Дананн перечислены с их частично латинскими именами и ассоциациями следующим образом: [ 14 ]
- Лухтенус , художник («ремесленник»)
- Креденус , гончар («формовщик/строитель»)
- Дианус , врач («доктор»)
- Идон , дочь Диана и кормилица поэтов — предположительно Этаин , Бригид или Эйрмед.
- Гойбнен , Фабер («кузнец/архитектор»)
- Луг , сын Эитны, у которого были все искусства
- Дагда Великий, король
- Огма , брат короля, от которого пришли письма шотландцев
В Анналах Инисфаллена следующие члены Туата Де, победившие Фир Болг , перечислены : [ 28 ]
- Брес , сын Элаты
- Делбаэт , сын Элаты
- Дагда
- Mac и Ок
- Луг, сын Эфлиу
- Дайан Чехт
- Гойбненн, кузнец
- Люхтейн Райт
- Кредн , мастер
См. также
[ редактировать ]- Эсир
- Ануннаки
- Тебе
- Данава (индуизм) , Данавы также были изгнаны с небес, как и Туата Де Дананн.
- должен
- Железная гора
- Двенадцать олимпийцев
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть Кэри, Джон (2006). «Туат Де». В Джоне Т. Кохе (ред.). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 1693–1697.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Охогайн, Дайти (1991). Миф, легенда и романтика: энциклопедия ирландской народной традиции . Прентис Холл Пресс. стр. 312–315, 407–409.
- ^ МакКаллох, Джон Арнотт. Религия древних кельтов . Плавающий пресс, 2009. стр. 80, 89, 91.
- ^ Смит, Дараг. Путеводитель по ирландской мифологии . Irish Academic Press, 1996. стр.74.
- ^ МакКиллоп, Джеймс (2006). Мифы и легенды кельтов Пингвин путеводитель по мировой мифологии . Пингвин. п. 90. ИСБН 9780141941394 .
Ремеслам покровительствуют три бога: Гоибниу, Кредне и Лухта.
- ^ В. Б. Йейтс (1888). Сказки и народные сказки ирландского крестьянства . стр.1
- ^ Уорд, Алан (2011). Мифы о богах: структуры ирландской мифологии . стр.9
- ^ Кох, Кельтская культура , стр. 729, 1490, 1696.
- ^ Монаган, Патрисия. Энциклопедия кельтской мифологии и фольклора. Издательство «Информационная база», 2004. стр.167.
- ^ МакКаллох, Джон Арнотт. Кельтская мифология . Dover Publications, 2004. стр. 49.
- ^ Блэк, Рональд. Гэльский потусторонний мир . Берлин, 2008. стр.xxxii.
- ^ Словарь ирландского языка , компактное издание, Королевская ирландская академия, 1990, стр. 612.
- ^ Уильямс, Марк (2018). Бессмертные Ирландии: история богов ирландского мифа . Издательство Принстонского университета. п. 171.
- ^ Jump up to: а б «Ирландская версия Historia Britonum Ненния» . celt.ucc.ie.
- ^ Джеймс МакКиллоп, Словарь кельтской мифологии , Oxford University Press, стр. 366
- ^ Уильямс, Марк (2018). Бессмертные Ирландии: история богов ирландского мифа . Издательство Принстонского университета. п. 187.
- ^ Уильямс, Марк (2018). Бессмертные Ирландии: история богов ирландского мифа . Издательство Принстонского университета. п. 82.
- ^ Джеймс МакКиллоп, Мифы и легенды кельтов , Пингвин, 2005, с. 136.
- ^ Джон Т. Кох и Джон Кэри (редакторы), Кельтский героический век , Публикации кельтских исследований, 1997, стр. 245
- ^ Лебор Габала Эренн §49
- ^ МакКиллоп 1998, стр. 129
- ^ «Жизнь, понимаемая с научной и религиозной точки зрения: и практический метод уничтожения греха, болезней и смерти» , Фредерик Лоуренс Роусон. Кристалл Пресс, 1920. с. 431
- ^ «История Ирландии» , Джеффри Китинг. Проект Экс-классика, 2009. с. 82
- ^ «История Туана Мак Карилла» . maryjones.us .
- ^ Элизабет Грей, Кэт Мейдж Туиред, Ирландское текстовое общество, Лондон, 1983, стр. 32-3.
- ^ «Альт фри альт и фри фри фейт!» . Сенгоидельк .
- ^ «Туата Де Дананн» . Ирландия-информация.com . Проверено 8 августа 2017 г.
- ^ https://celt.ucc.ie//published/T100004P/text002.html Анналы Инисфоллена «Допатрицианский раздел», запись 31
Первоисточники
[ редактировать ]- РАН Макалистер (ред.). Лебор Габала Эренн [ Книга взятия Ирландии ]. Дублин: Ирландское текстовое общество .
- Город Улад
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Статья о Туата Де Дананн на Transceltic.com
- Туата Де Дананн из «Анналов четырех мастеров»