теология
Часть серии о |
Феминизм |
---|
![]() |
![]() |

Теология рассматривает божественные вопросы с женской точки зрения, включая, помимо прочего, феминизм. Валери Саивинг , Исаак Боневиц (1976) и Наоми Гольденберг (1979) представили это понятие как неологизм (новое слово). [ 1 ] Затем его использование расширилось и стало обозначать все женские идеи о священном, что Шарлотта Карон полезно объяснила в 1993 году: «размышления о божественном в женских или феминистских терминах». [ 2 ] К 1996 году, когда Мелисса Рафаэль опубликовала «Теалогию и воплощение» , этот термин уже прочно утвердился. [ 3 ]
Как неологизм, этот термин происходит от двух греческих слов: thea , θεά , что означает «богиня», женский эквивалент слова theos , «бог» (от корня PIE *dhes- ); [ 4 ] и logos , λόγος , множественное число logoi , часто встречающееся в английском языке как суффикс -logy , означающий «слово, причина, план»; а в греческой философии и теологии — божественный разум, заложенный в космосе. [ 5 ] [ 6 ]
Теология имеет общие области с феминистской теологией – изучение Бога с феминистской точки зрения, часто с упором на монотеизм. Это отношение частично совпадает, поскольку теология не ограничивается одним божеством (несмотря на его этимологию); [ 7 ] [ 8 ] эти две области были описаны как связанные и взаимозависимые. [ 9 ]
История термина
[ редактировать ]
Происхождение и первоначальное использование этого термина остаются предметом постоянных дискуссий. Патрисия Иолана относит раннее использование этого неологизма к 1976 году, отдавая должное Валери Сейвинг и Исааку Боневитсу за его первоначальное использование. [ 10 ] Была пропагандирована чеканка богослова , зарегистрированная Боневицем в 1976 году. [ 11 ] [ 12 ]
В книге 1979 года « Смена богов » Наоми Гольденберг представляет этот термин как будущую возможность в отношении отдельного дискурса, подчеркивая мужскую природу богословия. [ 13 ] Также в 1979 году, в первом пересмотренном издании « Настоящей магии» , Боневиц в своем «Глоссарии» определил теологию как «Интеллектуальные рассуждения относительно природы Богини и Ее отношений с миром в целом и с людьми в частности; рациональные объяснения религиозных доктрин, практик и убеждения, которые могут иметь или не иметь никакой связи с какой-либо религией, как ее фактически воспринимают и практикуют большинство ее членов». В том же глоссарии он дал определение «теологии» почти идентичными словами, соответствующим образом заменив местоимения женского рода местоимениями мужского рода. [ 14 ]
Кэрол П. Крист использовала этот термин в «Смехе Афродиты» (1987), утверждая, что создатели теологии не могли избежать влияния категорий и вопросов, поставленных в христианской и еврейской теологии. [ 15 ] В своем эссе 2002 года «Феминистское богословие как посттрадиционное богословие» она определила теологию как «размышление о значении Богини». [ 16 ]
В своем эссе 1989 года «О зеркалах, туманах и ропоте: к азиатско-американской теологии» Рита Накашима Брок определила теологию как «работу женщин, размышляющих о своем опыте и убеждениях о божественной реальности». [ 17 ] И снова в 1989 году Урсула Кинг отмечает растущее использование теологии как фундаментальное отклонение от традиционной, ориентированной на мужчин теологии, характеризующейся привилегией символов над рациональным объяснением. [ 18 ]
» появилось всеобъемлющее и четкое определение теологии, данное Шарлоттой Карон, как «размышление о божественном в женских и феминистских терминах» В 1993 году в книге «Сделать и сделать снова . [ 19 ] К этому времени эта концепция приобрела значительный статус среди приверженцев Богини.
Как учебная дисциплина
[ редактировать ]Теология, связанная с областями теологии и религиоведения , представляет собой дискурс, который критически затрагивает верования, мудрость, практики, вопросы и ценности сообщества Богинь, как прошлого, так и настоящего. [ 20 ] Подобно богословию, теология занимается вопросами смысла, включая размышления о природе божественного, [ 21 ] отношение человечества к окружающей среде, [ 22 ] отношения между духовной и сексуальной самостью, [ 23 ] и природа веры. [ 24 ] Однако в отличие от теологии, которая часто фокусируется на исключительно логическом и эмпирическом дискурсе, теология охватывает постмодернистский дискурс личного опыта и сложности. [ 25 ]
Этот термин предполагает феминистский подход к теизму и контексту Бога и пола в язычестве , неоязычестве , духовности богинь и различных религиях, основанных на природе. Тем не менее, теологию можно охарактеризовать как религиозно плюралистическую , поскольку богословы происходят из различных религиозных групп, которые часто имеют гибридный характер. Помимо язычников, неоязычников и религиозных традиций, ориентированных на Богиню, они также являются христианами , иудеями , буддистами , мусульманами , квакерами и т. д. или определяют себя как духовные феминистки. [ 26 ] Таким образом, термин теология также использовался феминистками в основных монотеистических религиях для более подробного описания женского аспекта монотеистического божества или троицы, такого как Сама Бог/Богиня или Небесная Мать движения Святых последних дней .
В 2000 году Мелисса Рафаэль написала текст «Введение в теологию: беседа о богине» для серии «Введение в феминистскую теологию». Написанная для академической аудитории, она призвана представить основные элементы теологии в контексте феминизма Богини. Она рассматривает теологию как дискурс, в котором могут участвовать феминистки Богини — те, кто являются феминистскими приверженцами Богини, которые, возможно, покинули свою церковь, синагогу или мечеть, — или те, кто все еще может принадлежать к своей изначально установленной религии. [ 27 ] В книге Рафаэль сравнивает и противопоставляет теологию движению Богини. [ 28 ] В 2007 году Пол Рид-Боуэн написал текст «Богиня как природа: к философской теологии», который можно рассматривать как еще один систематический подход к теологии, но интегрирующий философский дискурс. [ 29 ]
За последнее десятилетие другие теологи, такие как Патрисия Иолана и Двора Гренн, создали дискурсы, которые соединяют теологию с другими академическими дисциплинами. теология Иоланы « Юнгианская соединяет аналитическую психологию с теологией, а метаформическая теология Гренна является мостом между матриархальными исследованиями и теологией. [ 30 ]
Среди современных богословов — Кэрол П. Крист , Мелисса Рафаэль, Асфодель Лонг, Беверли Клак, Шарлотта Карон, Наоми Гольденберг, Пол Рид-Боуэн, Рита Накашима Брок и Патрисия Иолана.
Критика
[ редактировать ]По крайней мере, один христианский богослов отвергает теологию как создание нового божества, придуманного радикальными феминистками. [ 31 ] Пол Рид-Боуэн и Чаоне Мэллори отмечают, что эссенциализм — это проблемный скользкий путь , когда феминистки Богини утверждают, что женщины по своей природе лучше мужчин или по своей природе ближе к Богине. [ 32 ] [ 33 ] В своей книге « Богиня без маски: рост неоязыческой феминистской духовности » Филип Дж. Дэвис подвергает ряду критических замечаний движение «Богиня», включая логические заблуждения , лицемерие и эссенциализм. [ 34 ]
Теалогию также критиковали за ее возражение против эмпиризма и разума . [ 35 ] В этой критике теология рассматривается как ошибочная, поскольку она отвергает чисто эмпирическое мировоззрение в пользу чисто релятивистского. [ 36 ] Между тем, такие ученые, как Хардинг [ 37 ] и Харауэй [ 38 ] ищите золотую середину в феминистском эмпиризме.
Искусство и культура
[ редактировать ], весом 250 фунтов (110 кг) художницы Эдвины Сэндис Бронзовая статуя распятия женщины с обнаженной грудью, Криста была удалена из собора Святого Иоанна Богослова по приказу епископа Иисуса Суфрагана епископальной епархии Нью-Йорка во время Страстная неделя в 1984 году. Епископ обвинил настоятеля собора в «оскорблении наших символов», хотя реакция зрителей была «исключительно положительной». [ 39 ] Сэнди В 2016 году «Криста» была переустановлена в соборе, на алтаре, как центральный элемент «новаторского» проекта «Криста: Проявление божественных тел». [ 40 ] Епископ Епископальной епархии Нью-Йорка написал статью для буклета собора, в которой заявил: «В развивающейся, растущей, обучающейся церкви мы, возможно, готовы увидеть «Христу» не только как произведение искусства, но и как объект поклонения. , над нашим алтарем, со всеми трудностями, которые могут с этим возникнуть для многих посетителей собора или даже, возможно, для всех нас». [ 41 ] Эта выставка, состоящая из более чем 50 современных работ, которые «интерпретируют – или переосмысливают – символику, связанную с образом Иисуса», призвана стать «отличным средством для размышлений о священном воплощении, которое доступно людям всех полов». расы, религии и сексуальная ориентация» включала работы Фредерики Фостер , Кики Смит , Дженезиса Брейера Пи-Орриджа и Эйко Отаке . [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ]
См. также
[ редактировать ]- Деви (индуистская богиня)
- Бог и пол
- Движение богини
- Поклонение богине
- Матриархальная религия
- Матриархат
- Мать-богиня
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сэйвинг развивал феминистские взгляды на богословие с 1950-х годов. Боневиц сослался на «теолог» в 1976 году. Гольденберг использовал «теалогию» в значении «разговор богини», выражая надежду, что это слово войдет в обиход. Полные ссылки на все три см. в разделе «История термина».
- ^ Шарлотта Кэрон, Сделать и сделать снова: феминистская ритуальная теология (Перекресток, 1993), с. 281.
- ^ Мелисса Рафаэль, Теалогия и воплощение: постпатриархальная реконструкция женской сакральности (Sheffield Academic Press: 1996)
- ^ Интернет-этимология < https://www.etymonline.com/word/thea >
- ^ Британника < https://www.britanica.com/topic/logos >
- ^ Рафаэль, Мелисса (2005). «Теалогия». В Джонсе, Линдси (ред.). Энциклопедия религии . Том. 13 (2-е изд.). Детройт: Справочник Macmillan USA. ISBN 0028659821 .
- ^ Рафаэль, Мелисса (2000). Введение в теологию: беседа о богине . Введение в феминистскую теологию. Кливленд, Огайо: Pilgrim Press. п. 10. ISBN 0829813799 . Проверено 7 декабря 2012 г.
Хотя граница между феминистской теологией и теологией может быть проницаемой, основное разделение между радикальным/языческим и реформистским/библейским феминизмом является историческим продуктом и микрокосмом этого внутреннего разногласия в феминистском сообществе.
- ^ 'Иолана, Патрисия (январь 2012 г.). «Божественная имманентность: психодинамическое исследование женского опыта Богини» (PDF) . Клермонтский журнал религии . 1 (1): 86–107 [90]. Архивировано из оригинала (PDF) 5 сентября 2013 г.
Несмотря на то, что теология кажется всеобъемлющей по своему охвату, она часто имеет основной недостаток: она монотеистична в своем мышлении, рассматривая Бога через узкую и часто монокулярную линзу, часто конкретизированную ее собственными догмами, а также часто эксклюзивистскую и ограниченную утверждениями об истине. Теология, с другой стороны, плюралистична, синкретична и инклюзивна. Оно подвижно и всеобъемлюще, способно включать в себя множество различных систем верований и способов существования. Теология не противостоит, а дополняет теологию как отрасль религиоведения.
- ^ Клак, Беверли (май 1999 г.). «Теалогия и теология: взаимоисключающие или творчески взаимозависимые?». Феминистская теология . 7 (21): 21–38. дои : 10.1177/096673509900002103 . S2CID 143523339 .
- ^ 'Иолана, Патрисия (2011). «Радикальные образы женского божества: женские духовные мемуары раскрывают теологический сдвиг». В «Иолане, Патрисия; Язык, Сэмюэл (ред.). Проверка границ: личность, вера, интерпретация и тенденции изменения в религиоведении . Ньюкасл-апон-Тайн: Издательство Cambridge Scholars Publishing. п. 15. ISBN 9781443826693 .
Согласно моему исследованию, теология или теологизм впервые были использованы в публикациях Исаака Боневица («Хроники друидов (развитые)») и Валери Сейвинг («Андроцентризм в религиоведении») в 1976 году. Наоми Гольденберг продолжила эту новую тему, используя термин в «Смене богов» (Goldenberg 1979b, 96). С тех пор многие пытались дать определение «теологии».
- ^ Боневиц, Исаак (2007). Неоязыческие обряды: руководство по созданию эффективных общественных ритуалов . Ллевеллин по всему миру. п. 222. ИСБН 9780738711997 .
86. В 1974 году я написал, а в 1976 году опубликовал слово теолог в «Хрониках друидов (развитые)» , книге о реформатских друидах Северной Америки и их ответвлениях.
- ^ Шардинг, Филип Эммонс Исаак (1996). «Второе послание Исаака». Антология реформатских друидов: неофициальный и несанкционированный исторический сборник некоторых духовных сочинений различных движений реформатских друидов в Северной Америке; и в основном это переиздание «Хроник друида (развитое)», посвященное 20-летнему юбилею , впервые опубликованное в августе 1976 года под редакцией Исаака Боневица и Роберта Ларсона; но подготовлен к переизданию с некоторыми новыми дополнениями и историческими комментариями нынешним помощником редактора Майклом Шардингом в августе 1996 года . Нортфилд, Миннесота, США: The Drynemetum Press. п. 67 .
...С. Талиесин Эдвардс (ведущий богослов неоязыческих движений) назвал «Разумом» (в своих «Опытах к метатеалогии богини»), а другие называли его разными именами.
[ постоянная мертвая ссылка ] - ^ Гольденберг, Наоми (1979). Смена богов: феминизм и конец традиционных религий . Бостон: Beacon Press. п. 96 . ISBN 9780807011119 .
Слово «теология» также стало использоваться почти исключительно в отношении христианских разговоров о богах. Появление колдовства с его красочными разговорами богинь требует нового термина. Я надеюсь, что ведьмы и исследователи феминистской религии примут мое предложение и назовут себя логианами .
- ^ Боневиц, Исаак (1989). Настоящая магия: Вводный трактат об основных принципах желтой магии (пересмотренное / переиздание). Йорк-Бич, Мэн: Weiser Books. ISBN 0877286884 .
- ^ Христос, Кэрол П. (1987). Смех Афродиты: Размышления о путешествии к богине . Сан-Франциско: Харпер и Роу. п. xii. ISBN 9780062501462 .
- ^ Христос, Кэрол П. (2002). Кембриджский справочник феминистской теологии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Брок, Рита Накашима (1989). Пласкоу, Юдит; Господи, Кэрол П. (ред.). Сплетение видений: новые модели феминистской духовности . Сан-Франциско: ХарперКоллинз. п. 236 . ISBN 9780060613839 .
- ^ Король, Урсула (1989). Женщины и духовность: голоса протеста и обещаний . Новый Амстердам. стр. 126–127. ISBN 9780941533539 .
Однако до сих пор большинство работ о Богине, если они не исторические, носят либо вдохновляющий, либо религиозный характер, а систематически упорядоченная совокупность мыслей, даже в отношении символов, формируется лишь медленно.
- ^ Кэрон, Шарлотта (1993). Создавать и создавать снова: феминистская ритуальная теология . Перекресток. ISBN 9780824512491 .
- ^ Надеюсь, Анджела; Морган, Шан. «Что такое теология и деасофия богини?» . Институт теологии и деасофии . Архивировано из оригинала 8 мая 2013 года . Проверено 10 декабря 2012 г.
Теология и деасофия Богини являются отражением как прошлых, так и современных верований, мудрости, воплощенных практик, вопросов и ценностей сообществ Богинь.
- ^ Христос, Кэрол П. (2003). Та, которая меняется: новое представление о Божественном в мире . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 11–12. ISBN 9781403960832 . Проверено 10 декабря 2012 г.
Общей нитью во всех этих примерах является то, что феминистская духовная практика поднимает философские вопросы о природе божественной силы и ее связи с нашей жизнью. Феминистская теология и теология начались как радикальный вызов традиционным способам мышления о Боге и мире.
- ^ Крист, Кэрол П. (2012). Возрождение богини: поиск смысла феминистской духовности . Психология Пресс. п. 153. ИСБН 9780415921862 . Проверено 10 декабря 2012 г.
Теология Богини утверждает, что все мы происходим из одного пути, и в то же время утверждает, что разнообразие — это великий принцип земного тела… Мы оба разные и связаны в паутине жизни.
- ^ Клак, Беверли (сентябрь 1995 г.). «Отрицание дуализма: теологические размышления о сексуальном и духовном». Феминистская теология . 4 (10): 102–115. дои : 10.1177/096673509500001009 . S2CID 143348693 .
- ^ Эллер, Синтия (1995). Жизнь на коленях богини: феминистское духовное движение в Америке . Маяк Пресс. стр. 140–141. ISBN 9780807065075 . Проверено 10 декабря 2012 г.
«Вера» в богиню — это скорее вопрос принятия нового термина для старого опыта, чтобы привлечь внимание к его священности и женственности. Это наиболее близкая к консенсусной теологии феминистской духовности, но она на самом деле не отдает должного теологиям, которые растут вокруг нее.
- ^ Рафаэль, Мелисса (1996). Теалогия и воплощение: постпатриархальная реконструкция женской сакральности . Международная издательская группа «Континуум». стр. 228–229. ISBN 9781850757573 . Проверено 10 декабря 2012 г.
Постмодернистский теологический/теологический сдвиг от Бога-закона, управляющего космической машиной, к божеству, удерживающему творение в узле сложных отношений, - как и один из его предшественников, теология процесса - привел божественное в самое сердце перемен: Богиня не сидит и не наблюдает за космосом, а танцует в самом его центре.
- ^ Рафаэль, Мелисса. « Теалогия ». Энциклопедия религии . Эд. Линдси Джонс. 2-е изд. Том. 13. Детройт: Macmillan Reference USA, 2005. стр. 9098–9101. Виртуальная справочная библиотека Гейла. Веб. 6 декабря 2012 г. «Есть те, кто принадлежит к гиноцентрическим или женским левым взглядам еврейского и христианского феминизма, которые хотели бы называть себя теологами, потому что они находят остатки Богини или «Бога-Оны» в своих собственных традициях как Хохма, Шехина, София и другие «женские лица» божественного».
- ^ Рафаэль, Мелисса (2000). Введение в теологию: беседа о богине . Введение в феминистскую теологию. Кливленд, Огайо: Pilgrim Press. п. 16. ISBN 0829813799 . Проверено 7 декабря 2012 г.
- ^ Рафаэль, Мелисса (2000). Введение в теологию: беседа о богине . Введение в феминистскую теологию. Кливленд, Огайо: Pilgrim Press. п. 10. ISBN 0829813799 . Проверено 7 декабря 2012 г.
[Т] его книга не является эмпирическим исследованием феминистского крыла движения Богини. Скорее, это изложение основной мысли – теологии, – которая вытекает из женского опыта Богини и из более широкой истории эмансипаторских идей и которую можно определить как феминистское размышление о женственности божественного и божественности женственности, и, в более общем смысле, духовное, этическое и политическое размышление о значении (ах) обоих.
- ^ Рид-Боуэн, Пол (2007). Богиня как природа: к философской теологии . Олдершот: Ashgate Publishing, Ltd. с. 200. ИСБН 9780754656272 .
- ^ Гренн, Дебора Дж. (nd). «Соединение с Божеством через феминистскую метаформистскую теологию» (PDF) . Метаформия: журнал менструации и культуры . Проверено 10 декабря 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: год ( ссылка ) - ^ Дамиан, Константин-Юлиан (январь 2009 г.). «Радикальная феминистская теология: от протеста к богине» . Научные летописи Ясского университета имени Александра Иоанна Куза - Православное богословие (1): 171–186 . Проверено 11 декабря 2012 г.
Наконец, укажем на антихристианский характер, одушевляющий построение этого нового божества, созданного «по образу и подобию человеческому».
- ^ Рид-Боуэн, Пол (2007). Богиня как природа: к философской теологии . Издательство Эшгейт. п. 156. ИСБН 9780754656272 . Проверено 10 декабря 2012 г.
Во-первых, есть феминистские теологические утверждения, которые предполагают, что женщины, по сути, заботливы, заботливы и биофиличны, в то время как мужчины по своей сути жестоки, разрушительны и некрофилы... Во-вторых, есть те утверждения, которые предполагают, что женщины каким-то образом ближе к Богине и /или природа, чем люди.
- ^ Мэллори, Чаон (2010). «Духовное есть политическое: гендер, духовность и эссенциализм в защите леса» . Журнал по изучению религии, природы и культуры . 4 (1): 48–71. дои : 10.1558/jsrnc.v4i1.48 . ISSN 1363-7320 . Архивировано из оригинала 22 января 2013 года . Проверено 11 декабря 2012 г.
Развертывание таких текстовых образов на службе ориентированного на женщин энвайронментализма, который убедительно предполагает — иногда даже явно утверждается и прославляется — что женщины имеют врожденную, вероятно, биологическую связь с природой, которую мужчины не порождают уже отмеченную типичную критику экофеминизма. .
- ^ Дэвис, Филип Г. (1998). «Основы «теологии» ». Богиня без маски: подъем неоязыческой феминистской духовности . Даллас: Издательская компания Спенс. стр. 86–100. ISBN 0965320898 .
- ^ Грэм, Элейн Л. (2002). Репрезентации поста/человека: монстры, пришельцы и другие в массовой культуре . Издательство Университета Рутгерса. п. 215. ИСБН 9780813530598 . Проверено 10 декабря 2012 г.
Хотя эта оценка опыта и подозрительность к разуму являются ценным корректирующим фактором, опасность возникает, когда в результате женщины отказываются от участия в рациональном мышлении. Критики теологии отмечают ее недостаточную строгость, как, например, в вопросе достоверных исторических свидетельств.
- ^ Фанг-Лонг, Ши (2010). «Женщины, религии и феминизм». В Брайане С. Тернере (ред.). Новый Блэквеллский компаньон по социологии религии . Джон Уайли и сыновья. п. 234. ИСБН 9781444320794 .
С одной стороны, есть социальные конструктивисты, постмодернисты и релятивисты, для которых нет фактов, а есть только риторика и власть, а с другой, есть позитивисты и эмпирики, для которых факты бесценны и даны непосредственно опыту, терпеливо ожидая. быть обнаруженным.
- ^ Хардинг, Сандра Г. (1991). Чья наука? Чьи знания?: Размышления из жизни женщин . Издательство Корнельского университета. п. 142. ИСБН 9780801497469 . Проверено 10 декабря 2012 г.
Эпистемология с феминистской точки зрения требует более строгих стандартов объективности... Они призывают к признанию того, что все человеческие убеждения – включая наши лучшие научные убеждения – социально обусловлены, но они также требуют критической оценки, чтобы определить, какие социальные ситуации имеют тенденцию порождать больше всего проблем. претензии на объективное знание.
- ^ Харауэй, Донна Дж . (1991). «Ситуативные знания: научный вопрос в феминизме и привилегия частичной точки зрения» . Обезьяны, киборги и женщины: новое изобретение природы . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 312 . ISBN 9780415903875 . Проверено 10 декабря 2012 г.
Итак, я думаю, что моя проблема и «наша» проблема заключается в том, как одновременно иметь учет радикальной исторической случайности для всех претензий на знание и познающих субъектов, критическую практику для признания наших собственных «семиотических технологий» для создания значений и серьезный анализ. приверженность точным описаниям «реального» мира
- ^ «Епископ нападает на выставку женской фигуры Христа» . Нью-Йорк Таймс . 25 апреля 1984 года . Проверено 16 декабря 2020 г.
- ^ Шварц. «5 ран художницы Беттины ВиттеВин в кафедральном соборе Иоанна Богослова в Нью-Йорке» . Искусство и произведения искусства . Проверено 16 декабря 2020 г.
- ^ Бэррон, Джеймс (4 октября 2016 г.). «Развивающаяся» епископальная церковь приглашает вернуть спорную скульптуру» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 декабря 2020 г.
- ^ Швенденер, Марта (29 декабря 2016 г.). «Что посмотреть в галереях Нью-Йорка на этой неделе» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 декабря 2020 г.
- ^ «Ценность святилища» . stjohndivine.org . Собор Святого Иоанна Богослова. Архивировано из оригинала 7 июля 2019 года . Проверено 9 сентября 2019 г.
- ^ «Проект Криста: О художниках» . stjohndivine.org . Собор Святого Иоанна Богослова. Архивировано из оригинала 22 июня 2017 г. Проверено 14 января 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гольденберг, Наоми (1990) Возвращая слова к плоти: феминизм, психоанализ и воскрешение тела. Бостон: Beacon Press.
- Миллер, Дэвид Л. (1974) Новый политеизм: возрождение богов и богинь. Нью-Йорк: Харпер и Роу.
- Рафаэль, Мелисса (1997) «Теалогия, искупление и зов дикой природы» из феминистской теологии: Журнал Британской и ирландской школы феминистской теологии № 15, май 1997 г. Лиза Ишервуд и др. (ред.) (Шеффилд: Sheffield Academic Press), с. 55-72.