Туата де Дананн

Tuatha ( Danann dé Ирландцы ingːin̄in ظə ) : [ ( [ pə [ 1 ] сверхъестественная раса в ирландской мифологии . Считается, что многие из них представляют божества дохристианской гэльской Ирландии . [ 1 ] [ 2 ]
Tuath Dé часто изображаются как короли, королевы, друиды, барды, воины, герои, целители и ремесленники, которые обладают сверхъестественными способностями. Они живут в потустороннем мире , но взаимодействуют с людьми и человеческим миром. Они связаны с сидхе : выдающиеся древние захоронения , такие как Бру На Боинн , которые входят в сферы потустороннего мира. [ 1 ] [ 2 ] Их традиционные соперники - это фоморийцы (фомуар), которые могут представлять разрушительные силы природы, [ 3 ] [ 4 ] и кого поражение Tuath Dé в битве при Маг -Туириде . Видимые члены Tuath Dé включают Dagda («Великий Бог»); Морриган («Великая королева» или «Призрачная королева»); Луг ; Нуада ; Aengus ; Бригид ; Manannán ; Дайан Чехт целитель; и Goibniu Smith, один из Tri Dé Dena («Три бога ремесла»). [ 5 ] Некоторые из тут -де -дэ родственные с древними кельтскими божествами: Луг с Лугусом , Бриджит с бригантией , нуада с узлами , Огма с огмиосом и гобню с гобаннусом . [ 1 ]
Средневековые тексты о Tuath Dé были написаны христианами. Иногда они объясняли Туат -де падших ангелов, которые не были ни полностью добрыми, ни злом, [ 6 ] Или древние люди, которые стали высококвалифицированными в магии, но несколько писателей признали, что, по крайней мере, некоторые из них были богами. [ 1 ] У некоторых из них есть несколько имен, но в рассказах они часто кажутся разными персонажами. Первоначально они, вероятно, представляли собой различные аспекты одного и того же божества, в то время как другие были региональными именами. [ 7 ]
Tuath Dé в конечном итоге стал Aes Sídhe , Sídhe -folk или «фей» более позднего фольклора. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Имя
[ редактировать ]Часть серии на |
Кельтские мифологии |
---|
![]() |
Старое ирландское слово Tuath (множественное число Tuatha ) означает «племя, народ, люди»; Dé - это родительный падеж Día , и, в зависимости от контекста, может означать «Бог, боги, богиня» или, более широко, «сверхъестественное существо, объект поклонения». [ 12 ] В самых ранних сочинениях мифическая раса упоминается как Tuath Dé , «Племя богов», или Tuatha dé , «племена богов». [ 1 ] В Lebor Bretnach их имя переводится на латынь как Plebes Deorum , «Божий Фолк». [ 13 ] [ 14 ] Тем не менее, ирландские монахи также начали использовать термин Tuath Dé для обозначения израильтян , [ 1 ] со значением «народ Божий». [ 15 ] Видимо, чтобы избежать путаницы с израильтянами, [ 1 ] Писатели начали ссылаться на мифическую расу на севере (а) на дальнем севере (а) Дин Происхождение (а) Диннерс (а) Диннерс (а) Да Дхананн (а) Динн " Старое ирландское произношение: [ˈt̪uaθa d̪ʲeː ˈd̪anan̪] ). Обычно это переводится «народ богини Дану». [ 2 ] Возможно, это также был способ гуманизации их: вместо «Бога-Фолк» теперь они были людьми определенной богини. [ 16 ] Ранние христианские писатели также называли их еловыми де (Божьими-людьми) и Сенела Де (Божьи-Киндредс), опять же, чтобы не называть их просто «богами». [ 17 ] Некоторые из Tuath Dé иногда называют Clann Eladan , «Дети искусства». [ 1 ]
Дананн Как правило, считается, что является родительным падежом женского имени, для которого именительное дело не засвидетельствовано. Он был реконструирован как * Дану , из которых Ану (родительный падеж Ананн ) может быть альтернативной формой. [ 1 ] Ану называется « Мать ирландских богов » Кормака Мак -Кайленнана . [ 1 ] Это может быть связано с валлийской мифической фигурой Дон . [ 1 ] Индуистская мифология также имеет богиню по имени Дану , которая может быть индоевропейской параллелью. Однако эта реконструкция не является универсальной. [ 18 ] Также было высказано предположение, что Дананн - это смешение Дана («Навык, ремесло») и имя богини Ананн . [ 1 ] Название также найдено как Донанн и Домнан , [ 19 ] который может указывать на то, что происхождение является прото-кельтским *Дон , что означает «Земля» [ 1 ] (Сравните старое ирландское слово для Земли, Доман ). , Народ из народа из Дей Терени «Земные боги». [ 1 ] Имя может быть родственным с мифическим пиром домунном [ 20 ] и британский Dumnonii . [ 21 ]
Описание
[ редактировать ]Туатха -де Дананн описывается как сверхъестественная раса, очень похожая на идеализированных людей, которые невосприимчивы от старения и болезни, и которые обладают силами магии. [ 1 ] Силы, которые чаще всего приписывают Tuath Dé, являются контроль над погодой и элементами, а также способность формировать себя и другие вещи. [ 1 ] Говорят, что они контролируют плодородие земли; Сказка де Габаил в Т-Сиде говорит, что первые Гаэльс должен был установить дружбу с Туат-де-делом, прежде чем они смогут выращивать урожай и стада. [ 1 ]
Они живут в другом мире , который описывается как параллельный мир или небесная земля за морем или под поверхностью Земли. [ 1 ] Многие из них связаны с конкретными местами в ландшафте, особенно насыпками ; Древние захоронения и проходные гробницы , которые въезжают в сферы потустороннего мира. [ 1 ] [ 2 ] Волшебный туман ( 'магический туман') [ 2 ] и кажутся людям только тогда, когда они хотят. [ 1 ]
В некоторых рассказах, таких как Бэйл в Скале , король получает подтверждение своей легитимности от одного из туат -де. [ 1 ] В других рассказах право царя править подтверждается встречей с потусторонней женщиной. Утверждалось, что инаугурация ирландских царей первоначально представляла его ритуальный брак с богиней земли (см. Богиню суверенитета ). [ 1 ] Tuath Dé также может принести гибель в непрерывных царей. [ 1 ]
Средневековые писатели, которые писали о Tuath Dé, были христианами. Иногда они объясняли Tuath Dé как падшие ангелы ; Нейтральные ангелы, которые не настали ни с Богом, ни Люцифером и были наказаны тем, что их вынуждены остановиться на земле; или люди, которые стали высококвалифицированными в магии. Однако несколько писателей признали, что, по крайней мере, некоторые из них были богами. [ 1 ]
Существуют убедительные доказательства того, что многие из Dé Tuath представляют богов ирландского язычества. [ 1 ] [ 2 ] Само имя означает «племя богов», а Скёл Туин Мейк Кайлл (Сказ о Туан Мак-Кейрилл ) говорит о Туат-де-Окусе Анде , «Племени богов и не богов». [ 1 ] Goibniu , Creerne и Luchta называют Tri De déno , «Три бога ремесла». [ 1 ] В Sanas Cormaic ( Ану Глоссарий Кормака) называют «Мать ирландских богов», « Бог войны» и Бриджит «богиней поэтов» [ 1 ] чей отец - дагда ; Его собственное имя означает «великий Бог». [ 1 ] Письмо в седьмом веке, Тиречан объяснил сидх народ как «земных богов» (латинский деи Терени ), [ 1 ] Патрик Святой sídh before the coming of Saint Patrick. [ 1 ] Goibniu, Dian Cécht, врач, и Flidais, любовница животных призван в заклинаниях , еще больше свидетельствуют о том, что они рассматривались как сверхъестественные способности. [ 1 ] Некоторые из тут -де -дэ родственны древним кельтским божествам: Луг с Лугусом , Бриджит с бригантией , нуада с узлами и огмой с огмиосом . [ 1 ]
Тем не менее, Джон Кэри отмечает, что не совсем точно описывать их всех как богов в самой средневековой литературе. Он утверждает, что литературно -туат -де -дженеринг и предполагает, что «Бессмертные» могут быть более нейтральным термином. [ 1 ]
Легенда
[ редактировать ]В оба заседании Туата -де Дананн произошел от захвата , лидера предыдущей волны жителей Ирландии. В неэлемемерированных отчетах они происходят от Дану / Ану , богини-матери. Они приехали из четырех городов к северу от Ирландии - Фалиаса, Гориаса, Муриаса и Финисов - где они преподавали свои навыки в науке, включая архитектуру, искусство и магию. [ 22 ] [ 23 ] По словам Лебора Габала Эренна , они приехали в Ирландию «в темных облаках» и «приземлились на горы [] Конмайна Рейна в Коннахте иначе » , ночи ». Они сразу же сожгли корабли, «чтобы они не думали о отступе к ним, и дым и туман, которые пришли с судов, заполнили соседнюю землю и воздух. Поэтому было задумано, что они прибыли в облака тумана».
Стихотворение в Lebor Gabáil Erenn говорит об их прибытии:
Это Бог страдал, хотя он сдержал их
Они приземлились с ужасом, с высоким делом,
в их облаке могущественного боя при призраках,
На горе Конмайна Коннахта.
Без различия в проницательной Ирландии,
Без кораблей безжалостный курс
Истина не была известна под небом звезд,
были ли они небеса или земли.
По словам Туана:
От них это туатха -де и Анде, чье происхождение ученые не знают, но им кажется, что они пришли с небес, из -за их интеллекта и из -за превосходства их знаний. [ 24 ]
Во главе с королем Нуада они сражались в первой битве при Маг -Туриде на западном побережье, в которой они победили и вытеснили местного пирого Болга , который затем жил Ирландией. В битве Нуада потеряла руку своему чемпиону, Сренг . Поскольку Нуада больше не была «незаметной», он не мог продолжать как король и был заменен полуфоморскими краями , которые оказались тираном. Врач Дайан Чехт заменил руку Нуады рабочим серебряным, и он был восстановлен как король. Тем не менее, сын Диана Чехта Миах был недоволен заменой, поэтому он читал заклинание: « Алт пт остановил Диат и Фри Фри Фет » (сустав к нему и сухожили В течение девяти дней и ночей. [ 25 ] [ 26 ] Однако в приступе ревнивой ярости Дайан Чехт убил своего собственного сына. Из -за восстановления Нуады в качестве лидера Брюс пожаловался своей семье и его отцу Элате , который послал его обратиться за помощью к Балору , королю фоморийцев .
Туата де Дананн затем сражался во второй битве при Маг -Туриде против фоморийцев . Нуада была убита ядовитым глазом Фомориана Балора , но Балор был убит Лугом , чемпионом Туата -де, который затем стал королем.
Третья битва была сражается против последующей волны захватчиков, милеров , с северо-запада от Иберийского полуострова (современная Галисия и северная Португалия ), потомки Мила Эспайна (которые, как полагают, представляют годельские кельты). Майлеры встретили трех богинь Туата де Данананна, Эриу , Банбы и Фодла , которые попросили назвать его остров; Эриу - это происхождение современного названия , а Банба и Фодла все еще иногда используются в качестве поэтических названий для Ирландии.
Их трое мужей, Мак Каул , Мак -Чехт и Мак Грин , были королями Туатха -де Дананна в то время, и попросили перемиривать три дня, в течение которых милезийцы будут лежать на якоре девять волн от берега. Майлеры подчинились, но Tuatha Dé Danann создал волшебный шторм, пытаясь их изгнать. Майлезийский поэт Амергин успокоил море своим стихом, затем его люди приземлились и победили Туата -де Дананн в Хэмттиу . Когда Амергин был призван разделить землю между Туата -де -Дананном и его собственным народом, он ловко выделил часть над землей до милеров и часть под землей до Туата -де Дананна. Туатха -де Дананн привел под землю в Сидхе насыпь Мананна Мак Лир и Тир На ног на цветочную равнину/равнину меда, засвидеемую в путешествии отруби.
Четыре сокровища
[ редактировать ]Tuatha Dé Danann принес с собой четыре волшебных сокровища в Ирландию, по одному из своих четырех городов: [ 27 ]
- Котел Дагды
- Копье Луга
- Лиа Файл (камень Фал)
- Светлый меч (меч света)
Tuatha Dé Danann High Kings of Ирландии
[ редактировать ]Ниже приводится хронология из летопись четырех мастеров ; Основываясь на длине правления, приведенных в Джеффри Китинг 's Forus Feasa Feasa Ar Erinn . В оригинальном правлении Нуады не хватает точной даты начала.
- Nuada (первое правление) AFM неизвестно - 1897 г. до н.э.; FFE неизвестно - 1477 до н.э.
- BRES AFM 1897–1890 гг. До н.э.; FFE 1477–1470 до н.э.
- Нуада (окончательное правление) АСМ 1890–1870 гг. До н.э.; FFE 1470–1447 до н.э.
- Луг АФМ 1870–1830 гг. До н.э.; FFE 1447–1407 до н.э.
- Eileanid Oghair Eileanid AFM 1830-1750 гг. До н.э.; Fe 1407-1337 до н.э.
- Delbáeth AFM 1750–1740 гг. До н.э.; FFE 1337–1327 до н.э.
- AFMM .; 1740–1730 гг. До н.э FFE 1327–1317 до н.э.
- Mac Cuill , Mac Cecht и Mac Greine AFM 1730–1700 гг. До н.э.; FFE 1317–1287 до н.э.
Дополнительные ссылки
[ редактировать ]В ирландской версии «Историей Британум Нениуса», главные люди науки о Туата -де Дананн, перечислены с их частично латинскими именами и ассоциациями следующим образом: [ 14 ]
- Лухтен , художник («ремесленник»)
- Поверьте , Поттер ("Shaper / Builder")
- Диана , Доктор («Доктор»)
- Эдон , дочь Диануса и медсестра поэтов - предположительно Этайн , Бригид или Воздух
- Goibnen , Faber ("Smith/Architect")
- Lug , сын Эйта, с которым были все искусства
- Дагда Великий, король
- Огма , брат царя, из которого пришли письма шотландцев
В анналах INSFALLEN следующие указаны как члены Tuatha Dé , которые преодолели FIR BOLG : [ 28 ]
- Брес , сын Элаты
- Дельбает , сын Элаты
- Дагда
- Mac Indes
- Lug , сын Ethliu
- Дейан дела
- Гобненн Смит
- Лучтейн Райт
- Credne The Craftsman
Смотрите также
[ редактировать ]- Провокационный
- Отказ
- Себе
- Данава (индуизм) , Данавы также были изгнаны с небес, как Туата Деанн
- Должен
- Железное крепление
- Двенадцать олимпийцев
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Q. ведущий с Т в v В х и С аа Аб и объявление Но из в нравиться это Кэри, Джон (2006). "Туат де". В Джоне Т. Кох (ред.). Кельтская культура: историческая энциклопедия . ABC-Clio. С. 1693–1697.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Ó Hógáin, Dáithí (1991). Миф, Легенда и Романтика: энциклопедия ирландской народной традиции . Prentice Hall Press. стр. 312–315, 407–409.
- ^ МакКаллох, Джон Арнотт. Религия древних кельтов . The Ploating Press, 2009. Стр.80, 89, 91
- ^ Смит, Дараг. Руководство по ирландской мифологии . Ирландская академическая пресса, 1996. с.74
- ^ Mackillop, James (2006). Мифы и легенды о кельтсах пингвинов направляют мировой мифологии . Пингвин. п. 90. ISBN 9780141941394 Полем
Три бога покровительствуют ремеслам: Goibniu, Creenne и Luchta.
- ^ WB Yeats (1888). Фея и народные сказки ирландского крестьянства . с.1
- ^ Ward, Alan (2011). Мифы богов: структуры в ирландской мифологии . с.9
- ^ Кох, кельтская культура , стр. 729, 1490, 1696
- ^ Монаган, Патриция. Энциклопедия кельтской мифологии и фольклора. Infobase Publishing, 2004. с.167
- ^ МакКаллох, Джон Арнотт. Кельтская мифология . Dover Publications, 2004. С.49
- ^ Черный, Рональд. Гэльские «динамики» . Birlinn, 2008. P.XXXIII
- ^ Словарь ирландского языка , Compact Edition, Королевская ирландская академия, 1990, с. 612
- ^ Уильямс, Марк (2018). Бессмертные Ирландии: история богов ирландского мифа . ПРИЗНАЯ УНИВЕРСИТЕТА ПРИСЕТА. п. 171.
- ^ Jump up to: а беременный Британская британская версия Нениуса " celt.ucc.ie
- ^ Джеймс Маккиллоп, Словарь кельтской мифологии , издательство Оксфордского университета, с. 366
- ^ Уильямс, Марк (2018). Бессмертные Ирландии: история богов ирландского мифа . ПРИЗНАЯ УНИВЕРСИТЕТА ПРИСЕТА. п. 187.
- ^ Уильямс, Марк (2018). Бессмертные Ирландии: история богов ирландского мифа . ПРИЗНАЯ УНИВЕРСИТЕТА ПРИСЕТА. п. 82
- ^ Джеймс Маккиллоп, Мифы и Легенды кельтов , Пингвин, 2005, с. 136
- ^ John T Koch & John Carey (Eds), Celtic Heroic Age , Celtic Studies Publications, 1997, p. 245
- ^ Lebor Gabala стоит §49
- ^ Mackillop 1998, p. 129
- ^ «Жизнь, понимаемая с научной и религиозной точки зрения: и практического метода разрушения греха, болезней и смерти» , Фредерик Лоуренс Роусон. Crystal Press, 1920. с. 431
- ^ «История Ирландии» , Джеффри Китинг. Экс-классический проект, 2009. с. 82
- ^ «История Туана Мак -Карилла» . MaryJones.us .
- ^ Элизабет Грей, Кэт-Майдж Туирд, Ирландское общество текстов, Лондон, 1983, стр. 32-3
- ^ "Секция пт раздел Ocus vein fri!" Полем Sengoídelc .
- ^ "Туата де Дананн" . Ирландия information.com . Получено 8 августа 2017 года .
- ^ https://celt.ucc.ie//published/t100004p/text002.html annals of insfallen "до паттинга", запись 31
Первичные источники
[ редактировать ]- Рас Макалистер (ред.). Лебор Габаил Эренн [ Книга о взятии Ирландии ]. Дублин: Ирландское общество текстов .
- Меска Улад
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Статья о Tuatha dé Danann на Transceltic.com
- Tuatha dé Danann из Annals of the Four Masters