Jump to content

Поведенческая экономика

(Перенаправлено из Поведенческой экономики )

Поведенческая экономика — это изучение психологических , когнитивных , эмоциональных, культурных и социальных факторов, влияющих на решения отдельных лиц или учреждений, а также того, как эти решения отклоняются от тех, которые подразумеваются классической экономической теорией . [ 1 ] [ 2 ]

в первую очередь занимается пределами рациональности . экономических агентов Поведенческая экономика Поведенческие модели обычно объединяют идеи психологии, нейробиологии и микроэкономической теории . [ 3 ] [ 4 ] Изучение поведенческой экономики включает в себя то, как принимаются рыночные решения, и механизмы, определяющие общественное мнение.

Поведенческая экономика возникла как отдельная область исследований в 1970-х и 80-х годах, но ее можно проследить до экономистов 18-го века, таких как Адам Смит , который размышлял о том, как на экономическое поведение людей могут влиять их желания. [ 5 ]

Статус поведенческой экономики как раздела экономики появился сравнительно недавно; открытия, которые заложили основу для этого, были опубликованы в течение последних трех десятилетий 20-го века. [ 6 ] [ 7 ] Поведенческая экономика все еще развивается как область, все чаще используемая в исследованиях и преподавании. [ 8 ]

Адам Смит , автор книг «Богатство народов» (1776 г.) и «Теория моральных чувств» (1759 г.)

Ранние экономисты-классики включали психологические рассуждения в большую часть своих работ, хотя психология в то время не была признанной областью исследований. [ 9 ] В «Теории моральных чувств » Адам Смит написал о концепциях, позже популяризированных современной теорией поведенческой экономики, таких как неприятие потерь . [ 9 ] Джереми Бентам , философ- утилитарист 1700-х годов, концептуализировал полезность как продукт психологии. [ 9 ] Среди других экономистов, которые включили психологические объяснения в свои работы, были Фрэнсис Эджворт , Вильфредо Парето и Ирвинг Фишер .

Отказ и устранение психологии из экономической науки в начале 1900-х годов положили начало периоду, определяемому опорой на эмпиризм. [ 9 ] Отсутствовало доверие к гедонистическим теориям, которые считали стремление к максимальной выгоде важным аспектом понимания экономического поведения человека. [ 6 ] Гедонический анализ не продемонстрировал особых успехов в прогнозировании человеческого поведения, что заставило многих усомниться в его жизнеспособности как надежного источника прогнозирования. [ 6 ]

Среди экономистов также существовали опасения, что участие психологии в формировании экономических моделей было чрезмерным и отходом от общепринятых принципов. [ 10 ] Они опасались, что усиление внимания к психологии подорвет математические компоненты этой области. [ 11 ] [ 12 ]

Чтобы повысить способность экономической науки точно прогнозировать, экономисты начали обращать внимание на осязаемые явления, а не на теории, основанные на человеческой психологии. [ 6 ] Многие из этих экономистов считали психологию ненадежной, поскольку это была новая область, не считавшаяся достаточно научной. [ 9 ] Хотя ряд ученых выразили обеспокоенность позитивизмом в экономической науке, модели исследования, основанные на психологических знаниях, стали редкими. [ 9 ] Вместо этого экономисты концептуализировали людей как чисто рациональных и корыстных лиц, принимающих решения, что иллюстрируется концепцией homo Economicus . [ 12 ]

Возрождение психологии в экономической науке, которое способствовало распространению поведенческой экономики, было связано с когнитивной революцией . [ 13 ] [ 14 ] В 1960-е годы когнитивная психология начала проливать больше света на мозг как на устройство обработки информации (в отличие от бихевиористских моделей). Психологи в этой области, такие как Уорд Эдвардс, [ 15 ] Амос Тверски и Дэниел Канеман начали сравнивать свои когнитивные модели принятия решений в условиях риска и неопределенности с экономическими моделями рационального поведения. Эти события побудили экономистов пересмотреть то, как психология может быть применена к экономическим моделям и теориям. [ 9 ] Одновременно с этим гипотеза ожидаемой полезности и модели дисконтированной полезности начали получать признание . Ставя под сомнение точность определения общей полезности, эти концепции создали фундаментальную практику поведенческой экономики: опираясь на стандартные модели, применяя психологические знания. [ 6 ]

Математическая психология отражает давний интерес к транзитивности предпочтений и измерению полезности. [ 16 ]

Развитие поведенческой экономики

[ редактировать ]

В 2017 году Нильс Гейгер, преподаватель экономики в Университете Хоэнхайма, провел исследование распространения поведенческой экономики. [ 8 ] В исследовании Гейгера рассматривались исследования, в которых количественно определялась частота ссылок на термины, специфичные для поведенческой экономики, и то, как часто влиятельные статьи по поведенческой экономике цитировались в экономических журналах. [ 8 ] Количественное исследование показало, что после работ Канемана и Тверски в 1990-х и начале 2000-х годов поведенческая экономика получила значительное распространение. [ 8 ]

Частота цитирования в экономических журналах исследований Канемана и Тверски по поведенческой экономике по пятилетним периодам [ 8 ]
1979 Бумага 1992 Бумага 1974 Бумага 1981 Бумага 1986 Бумага
1974-78 0 0 1 0 0
1979-83 1 0 4 3 0
1984-88 7 0 0 1 0
1989-93 19 1 2 6 3
1993-98 37 16 12 7 6
1999-2003 51 20 5 15 11
2004-08 80 48 18 15 16
2009-13 161 110 59 38 19
Total Citations 356 195 101 85 55

Bounded rationality

[edit]
Herbert A. Simon, winner of the 1975 Turing award, the 1978 Nobel Prize in economics, and the 1988 John von Neumann Theory Prize

Bounded rationality is the idea that when individuals make decisions, their rationality is limited by the tractability of the decision problem, their cognitive limitations and the time available.

Herbert A. Simon proposed bounded rationality as an alternative basis for the mathematical modeling of decision-making. It complements "rationality as optimization", which views decision-making as a fully rational process of finding an optimal choice given the information available.[17] Simon used the analogy of a pair of scissors, where one blade represents human cognitive limitations and the other the "structures of the environment", illustrating how minds compensate for limited resources by exploiting known structural regularity in the environment.[17] Bounded rationality implicates the idea that humans take shortcuts that may lead to suboptimal decision-making. Behavioral economists engage in mapping the decision shortcuts that agents use in order to help increase the effectiveness of human decision-making. Bounded rationality finds that actors do not assess all available options appropriately, in order to save on search and deliberation costs. As such decisions are not always made in the sense of greatest self-reward as limited information is available. Instead agents shall choose to settle for an acceptable solution. One approach, adopted by Richard M. Cyert and March in their 1963 book A Behavioral Theory of the Firm, was to view firms as coalitions of groups whose targets were based on satisficing rather than optimizing behaviour.[18][19] Another treatment of this idea comes from Cass Sunstein and Richard Thaler's Nudge.[20][21] Sunstein and Thaler recommend that choice architectures are modified in light of human agents' bounded rationality. A widely cited proposal from Sunstein and Thaler urges that healthier food be placed at sight level in order to increase the likelihood that a person will opt for that choice instead of less healthy option. Some critics of Nudge have lodged attacks that modifying choice architectures will lead to people becoming worse decision-makers.[22][23]

Prospect theory

[edit]
Daniel Kahneman, winner of the 2002 Nobel Prize in economics

In 1979, Kahneman and Tversky published Prospect Theory: An Analysis of Decision Under Risk, that used cognitive psychology to explain various divergences of economic decision making from neo-classical theory.[24] Kahneman and Tversky utilising prospect theory determined three generalisations; gains are treated differently than losses, outcomes received with certainty are overweighed relative to uncertain outcomes and the structure of the problem may affect choices. These arguments were supported in part by altering a survey question so that it was no longer a case of achieving gains but averting losses and the majority of respondents altered their answers accordingly. In essence proving that emotions such as fear of loss, or greed can alter decisions, indicating the presence of an irrational decision-making process. Prospect theory has two stages: an editing stage and an evaluation stage. In the editing stage, risky situations are simplified using various heuristics. In the evaluation phase, risky alternatives are evaluated using various psychological principles that include:

  • Reference dependence: When evaluating outcomes, the decision maker considers a "reference level". Outcomes are then compared to the reference point and classified as "gains" if greater than the reference point and "losses" if less than the reference point.
  • Loss aversion: Losses are avoided more than equivalent gains are sought. In their 1992 paper, Kahneman and Tversky found the median coefficient of loss aversion to be about 2.25, i.e., losses hurt about 2.25 times more than equivalent gains reward.[25]
  • Non-linear probability weighting: Decision makers overweigh small probabilities and underweigh large probabilities—this gives rise to the inverse-S shaped "probability weighting function".
  • Diminishing sensitivity to gains and losses: As the size of the gains and losses relative to the reference point increase in absolute value, the marginal effect on the decision maker's utility or satisfaction falls.

In 1992, in the Journal of Risk and Uncertainty, Kahneman and Tversky gave a revised account of prospect theory that they called cumulative prospect theory.[25] The new theory eliminated the editing phase in prospect theory and focused just on the evaluation phase. Its main feature was that it allowed for non-linear probability weighting in a cumulative manner, which was originally suggested in John Quiggin's rank-dependent utility theory. Psychological traits such as overconfidence, projection bias and the effects of limited attention are now part of the theory. Other developments include a conference at the University of Chicago,[26] a special behavioral economics edition of the Quarterly Journal of Economics ("In Memory of Amos Tversky"), and Kahneman's 2002 Nobel Prize for having "integrated insights from psychological research into economic science, especially concerning human judgment and decision-making under uncertainty."[27]

A further argument of Behavioural Economics relates to the impact of the individual's cognitive limitations as a factor in limiting the rationality of people's decisions. Sloan first argued this in his paper 'Bounded Rationality' where he stated that our cognitive limitations are somewhat the consequence of our limited ability to foresee the future, hampering the rationality of decision.[28] Daniel Kahneman further expanded upon the effect cognitive ability and processes have on decision making in his book Thinking, Fast and Slow Kahneman delved into two forms of thought, fast thinking which he considered "operates automatically and quickly, with little or no effort and no sense of voluntary control".[29] Conversely, slow thinking is the allocation of cognitive ability, choice and concentration. Fast thinking utilises heuristics, which is a decision-making process that undertakes shortcuts, and rules of thumb to provide an immediate but often irrational and imperfect solution. Kahneman proposed that the result of the shortcuts is the occurrence of a number of biases such as hindsight bias, confirmation bias and outcome bias among others. A key example of fast thinking and the resultant irrational decisions is the 2008 financial crisis.

Nudge theory

[edit]

Nudge is a concept in behavioral science, political theory and economics which proposes positive reinforcement and indirect suggestions as ways to influence the behavior and decision making of groups or individuals—in other words, it's "a way to manipulate people's choices to lead them to make specific decisions".[30]

The first formulation of the term and associated principles was developed in cybernetics by James Wilk before 1995 and described by Brunel University academic D. J. Stewart as "the art of the nudge" (sometimes referred to as micronudges[31]). It also drew on methodological influences from clinical psychotherapy tracing back to Gregory Bateson, including contributions from Milton Erickson, Watzlawick, Weakland and Fisch, and Bill O'Hanlon.[32] In this variant, the nudge is a microtargeted design geared towards a specific group of people, irrespective of the scale of intended intervention.

In 2008, Richard Thaler and Cass Sunstein's book Nudge: Improving Decisions About Health, Wealth, and Happiness brought nudge theory to prominence.[30] It also gained a following among US and UK politicians, in the private sector and in public health.[33] The authors refer to influencing behavior without coercion as libertarian paternalism and the influencers as choice architects.[34] Thaler and Sunstein defined their concept as:[35]

A nudge, as we will use the term, is any aspect of the choice architecture that alters people's behavior in a predictable way without forbidding any options or significantly changing their economic incentives. To count as a mere nudge, the intervention must be easy and cheap to avoid. Nudges are not mandates. Putting fruit at eye level counts as a nudge. Banning junk food does not.

Nudging techniques aim to capitalise on the judgemental heuristics of people. In other words, a nudge alters the environment so that when heuristic, or System 1, decision-making is used, the resulting choice will be the most positive or desired outcome.[36] An example of such a nudge is switching the placement of junk food in a store, so that fruit and other healthy options are located next to the cash register, while junk food is relocated to another part of the store.[37]

In 2008, the United States appointed Sunstein, who helped develop the theory, as administrator of the Office of Information and Regulatory Affairs.[34][38][39]

Notable applications of nudge theory include the formation of the British Behavioural Insights Team in 2010. It is often called the "Nudge Unit", at the British Cabinet Office, headed by David Halpern.[40] In addition, the Penn Medicine Nudge Unit is the world's first behavioral design team embedded within a health system.

Nudge theory has also been applied to business management and corporate culture, such as in relation to health, safety and environment (HSE) and human resources. Regarding its application to HSE, one of the primary goals of nudge is to achieve a "zero accident culture".[41]

Criticisms

[edit]

Cass Sunstein has responded to critiques at length in his The Ethics of Influence[42] making the case in favor of nudging against charges that nudges diminish autonomy,[43] threaten dignity, violate liberties, or reduce welfare. Ethicists have debated this rigorously.[44] These charges have been made by various participants in the debate from Bovens[45] to Goodwin.[46] Wilkinson for example charges nudges for being manipulative, while others such as Yeung question their scientific credibility.[47]

Some, such as Hausman & Welch[48] have inquired whether nudging should be permissible on grounds of (distributive[clarification needed]) justice; Lepenies & Malecka[49] have questioned whether nudges are compatible with the rule of law. Similarly, legal scholars have discussed the role of nudges and the law.[50][51]

Behavioral economists such as Bob Sugden have pointed out that the underlying normative benchmark of nudging is still homo economicus, despite the proponents' claim to the contrary.[52]

It has been remarked that nudging is also a euphemism for psychological manipulation as practiced in social engineering.[53][54]

There exists an anticipation and, simultaneously, implicit criticism of the nudge theory in works of Hungarian social psychologists who emphasize the active participation in the nudge of its target (Ferenc Merei[55] and Laszlo Garai[56]).

Concepts

[edit]

Behavioral economics aims to improve or overhaul traditional economic theory by studying failures in its assumptions that people are rational and selfish. Specifically, it studies the biases, tendencies and heuristics of people's economic decisions. It aids in determining whether people make good choices and whether they could be helped to make better choices. It can be applied both before and after a decision is made.

Search heuristics

[edit]

Behavioral economics proposes search heuristics as an aid for evaluating options. It is motivated by the fact that it is costly to gain information about options and it aims to maximise the utility of searching for information. While each heuristic is not wholistic in its explanation of the search process alone, a combination of these heuristics may be used in the decision-making process. There are three primary search heuristics.

Satisficing

Satisficing is the idea that there is some minimum requirement from the search and once that has been met, stop searching. After satisficing, a person may not have the most optimal option (i.e. the one with the highest utility), but would have a "good enough" one. This heuristic may be problematic if the aspiration level is set at such a level that no products exist that could meet the requirements.

Directed cognition

Directed cognition is a search heuristic in which a person treats each opportunity to research information as their last. Rather than a contingent plan that indicates what will be done based on the results of each search, directed cognition considers only if one more search should be conducted and what alternative should be researched.

Elimination by aspects

Whereas satisficing and directed cognition compare choices, elimination by aspects compares certain qualities. A person using the elimination by aspects heuristic first chooses the quality that they value most in what they are searching for and sets an aspiration level. This may be repeated to refine the search. i.e. identify the second most valued quality and set an aspiration level. Using this heuristic, options will be eliminated as they fail to meet the minimum requirements of the chosen qualities.[57]

Heuristics and cognitive effects

[edit]

Besides searching, behavioral economists and psychologists have identified other heuristics and other cognitive effects that affect people's decision making. These include:

Mental accounting

Mental accounting refers to the propensity to allocate resources for specific purposes. Mental accounting is a behavioral bias that causes one to separate money into different categories known as mental accounts either based on the source or the intention of the money.[58]

Anchoring

Anchoring describes when people have a mental reference point with which they compare results to. For example, a person who anticipates that the weather on a particular day would be raining, but finds that on the day it is actually clear blue skies, would gain more utility from the pleasant weather because they anticipated that it would be bad.[59]

Herd behavior

This is a relatively simple bias that reflects the tendency of people to mimic what everyone else is doing and follow the general consensus.

Framing effects

People tend to choose differently depending on how the options are presented to them. People tend to have little control over their susceptibility to the framing effect, as often their choice-making process is based on intuition.[60]

Biases and fallacies

[edit]

While heuristics are tactics or mental shortcuts to aid in the decision-making process, people are also affected by a number of biases and fallacies. Behavioral economics identifies a number of these biases that negatively affect decision making such as:

Present bias

Present bias reflects the human tendency to want rewards sooner. It describes people who are more likely to forego a greater payoff in the future in favour of receiving a smaller benefit sooner. An example of this is a smoker who is trying to quit. Although they know that in the future they will suffer health consequences, the immediate gain from the nicotine hit is more favourable to a person affected by present bias. Present bias is commonly split into people who are aware of their present bias (sophisticated) and those who are not (naive).[61]

Gambler's fallacy

The gambler's fallacy stems from law of small numbers.[62] It is the belief that an event that has occurred often in the past is less likely to occur in the future, despite the probability remaining constant. For example, if a coin had been flipped three times and turned up heads every single time, a person influenced by the gambler's fallacy would predict that the next one ought to be tails because of the abnormal number of heads flipped in the past, even though the probability of a heads occurring is still 50%.[63]

Hot hand fallacy

The hot hand fallacy is the opposite of the gambler's fallacy. It is the belief that an event that has occurred often in the past is more likely to occur again in the future such that the streak will continue. This fallacy is particularly common within sports. For example, if a football team has consistently won the last few games they have participated in, then it is often said that they are 'on form' and thus, it is expected that the football team will maintain their winning streak.[64]

Narrative fallacy

Narrative fallacy refers to when people use narratives to connect the dots between random events to make sense of arbitrary information. The term stems from Nassim Taleb's book The Black Swan: The Impact of the Highly Improbable. The narrative fallacy can be problematic as it can lead to individuals making false cause-effect relationships between events.[65] For example, a startup may get funding because investors are swayed by a narrative that sounds plausible, rather than by a more reasoned analysis of available evidence.[66]

Loss aversion

Loss aversion refers to the tendency to place greater weight on losses compared to equivalent gains. In other words, this means that when an individual receives a loss, this will cause their utility to decline more so than the same-sized gain.[67] This means that they are far more likely to try to assign a higher priority on avoiding losses than making investment gains. As a result, some investors might want a higher payout to compensate for losses. If the high payout is not likely, they might try to avoid losses altogether even if the investment's risk is acceptable from a rational standpoint.[68]

Recency bias

Recency bias is the belief that of a particular outcome is more probably simply because it had just occurred. For example, if the previous one or two flips were heads, a person affected by recency bias would continue to predict that heads would be flipped.[69]

Confirmation bias

Confirmation bias is the tendency to prefer information consistent with one's beliefs and discount evidence inconsistent with them.[70]

Familiarity bias

Familiarity bias simply describes the tendency of people to return to what they know and are comfortable with. Familiarity bias discourages affected people from exploring new options and may limit their ability to find an optimal solution.[71]

Status quo bias

Status quo bias describes the tendency of people to keep things as they are. It is a particular aversion to change in favor of remaining comfortable with what is known.[72]

Connected to this concept is the endowment effect, a theory that people value things more if they own them - they require more to give up an object than they would be willing to pay to acquire it.[73]

Behavioral finance

[edit]

Behavioral finance[74] is the study of the influence of psychology on the behavior of investors or financial analysts. It assumes that investors are not always rational, have limits to their self-control and are influenced by their own biases.[75] For example, behavioral law and economics scholars studying the growth of financial firms' technological capabilities have attributed decision science to irrational consumer decisions.[76]: 1321  It also includes the subsequent effects on the markets. Behavioral Finance attempts to explain the reasoning patterns of investors and measures the influential power of these patterns on the investor's decision making. The central issue in behavioral finance is explaining why market participants make irrational systematic errors contrary to assumption of rational market participants.[1] Such errors affect prices and returns, creating market inefficiencies.

Traditional finance

[edit]

The accepted theories of finance are referred to as traditional finance. The foundation of traditional finance is associated with the modern portfolio theory (MPT) and the efficient-market hypothesis (EMH). Modern portfolio theory is based on a stock or portfolio's expected return, standard deviation, and its correlation with the other assets held within the portfolio. With these three concepts, an efficient portfolio can be created for any group of assets. An efficient portfolio is a group of assets that has the maximum expected return given the amount of risk. The efficient-market hypothesis states that all public information is already reflected in a security's price. The proponents of the traditional theories believe that "investors should just own the entire market rather than attempting to outperform the market". Behavioral finance has emerged as an alternative to these theories of traditional finance and the behavioral aspects of psychology and sociology are integral catalysts within this field of study.[77]

Evolution

[edit]

The foundations of behavioral finance can be traced back over 150 years. Several original books written in the 1800s and early 1900s marked the beginning of the behavioral finance school. Originally published in 1841, MacKay's Extraordinary Popular Delusions and the Madness of Crowds presents a chronological timeline of the various panics and schemes throughout history.[78] This work shows how group behavior applies to the financial markets of today. Le Bon's important work, The Crowd: A Study of the Popular Mind, discusses the role of "crowds" (also known as crowd psychology) and group behavior as they apply to the fields of behavioral finance, social psychology, sociology and history. Selden's 1912 book Psychology of The Stock Market was one of the first to apply the field of psychology directly to the stock market. This classic discusses the emotional and psychological forces at work on investors and traders in the financial markets. These three works along with several others form the foundation of applying psychology and sociology to the field of finance. The foundation of behavioral finance is an area based on an interdisciplinary approach including scholars from the social sciences and business schools. From the liberal arts perspective, this includes the fields of psychology, sociology, anthropology, economics and behavioral economics. On the business administration side, this covers areas such as management, marketing, finance, technology and accounting.

Critics contend that behavioral finance is more a collection of anomalies than a true branch of finance and that these anomalies are either quickly priced out of the market or explained by appealing to market microstructure arguments. However, individual cognitive biases are distinct from social biases; the former can be averaged out by the market, while the other can create positive feedback loops that drive the market further and further from a "fair price" equilibrium. It is observed that, the problem with the general area of behavioral finance is that it only serves as a complement to general economics. Similarly, for an anomaly to violate market efficiency, an investor must be able to trade against it and earn abnormal profits; this is not the case for many anomalies.[79] A specific example of this criticism appears in some explanations of the equity premium puzzle.[80] It is argued that the cause is entry barriers (both practical and psychological) and that the equity premium should reduce as electronic resources open up the stock market to more traders.[81] In response, others contend that most personal investment funds are managed through superannuation funds, minimizing the effect of these putative entry barriers.[82] In addition, professional investors and fund managers seem to hold more bonds than one would expect given return differentials.[83]

Quantitative behavioral finance

[edit]

Quantitative behavioral finance uses mathematical and statistical methodology to understand behavioral biases. Some financial models used in money management and asset valuation, as well as more theoretical models, likewise, incorporate behavioral finance parameters. Examples:

  • Thaler's model of price reactions to information, with three phases (underreaction, adjustment, and overreaction), creating a price trend. (One characteristic of overreaction is that average returns following announcements of good news is lower than following bad news. In other words, overreaction occurs if the market reacts too strongly or for too long to news, thus requiring an adjustment in the opposite direction. As a result, outperforming assets in one period is likely to underperform in the following period. This also applies to customers' irrational purchasing habits.[84])
  • The stock image coefficient
  • Artificial financial market
  • Market microstructure

Applied issues

[edit]

Behavioral game theory

[edit]

Behavioral game theory, invented by Colin Camerer, analyzes interactive strategic decisions and behavior using the methods of game theory,[85] experimental economics, and experimental psychology. Experiments include testing deviations from typical simplifications of economic theory such as the independence axiom[86] and neglect of altruism,[87] fairness,[88] and framing effects.[89] On the positive side, the method has been applied to interactive learning[90] and social preferences.[91][92][93] As a research program, the subject is a development of the last three decades.[94][95][96][97][98][99][100]

Artificial intelligence

[edit]

Большая часть решений все чаще принимается либо людьми с помощью машин с искусственным интеллектом, либо полностью этими машинами. Чилидзи Марвала и Эван Гурвиц в своей книге: [ 101 ] изучили полезность поведенческой экономики в таких ситуациях и пришли к выводу, что эти интеллектуальные машины уменьшают влияние ограниченного рационального принятия решений. В частности, они заметили, что эти интеллектуальные машины уменьшают степень информационной асимметрии на рынке, улучшают процесс принятия решений и, таким образом, делают рынки более рациональными.

Использование машин искусственного интеллекта на рынке в таких приложениях, как онлайн-торговля и принятие решений, изменило основные экономические теории. [ 101 ] Другие теории, в которых ИИ оказал влияние, включают в себя рациональный выбор , рациональные ожидания , теорию игр , поворотный момент Льюиса , оптимизацию портфеля и контрфактическое мышление .

Другие области исследований

[ редактировать ]

Другие разделы поведенческой экономики обогащают модель функции полезности, не подразумевая противоречивости предпочтений. Эрнст Фер , Армин Фальк и Рабин изучали справедливость , неприятие неравенства и взаимный альтруизм , ослабляя неоклассическое предположение о совершенном эгоизме . Эта работа особенно применима к установлению заработной платы. по «внутренней мотивации» В работах Ури Гнизи и Альдо Рустичини и «идентичности» Джорджа Акерлофа и Рэйчел Крэнтон предполагается, что агенты извлекают полезность из принятия личных и социальных норм в дополнение к условной ожидаемой полезности. По мнению Аггарвала, помимо поведенческих отклонений от При рациональном равновесии рынки, скорее всего, также будут страдать от запаздывающей реакции, затрат на поиск, внешних эффектов общего достояния и других трений, которые затрудняют выявление поведенческих эффектов в поведении рынка. [ 102 ]

«Условная ожидаемая полезность» — это форма рассуждения, при которой у человека возникает иллюзия контроля , и он рассчитывает вероятности внешних событий и, следовательно, их полезность как функцию своих собственных действий, даже если у него нет причинной способности влиять на эти внешние события. . [ 103 ] [ 104 ]

Поведенческая экономика завоевала популярность среди широкой публики благодаря успеху таких книг, как Дэна Ариэли » «Предсказуемая иррациональность . Практики этой дисциплины изучали вопросы квазигосударственной политики, такие как картирование широкополосной связи . [ 105 ] [ 106 ]

Приложения поведенческой экономики включают моделирование процесса принятия решений потребителем для приложений в области искусственного интеллекта и машинного обучения . Стартап Singularities из Кремниевой долины использует постулаты AGM, предложенные Альчурроном, Гарденфорсом и Макинсоном — формализацию концепций убеждений и изменений для рациональных сущностей — в символической логике для создания «машины машинного обучения и дедукции, которая использует новейшие достижения науки о данных и алгоритмы больших данных для создания контента и условных правил (контрфактических данных), которые отражают поведение и убеждения клиентов». [ 107 ]

( Центр стимулирования здоровья и поведенческой экономики Пенсильванского университета CHIBE) изучает, как поведенческая экономика может улучшить показатели здоровья. Исследователи CHIBE обнаружили доказательства того, что многие принципы поведенческой экономики (стимулы, подталкивание пациентов и врачей, геймификация, неприятие потерь и т. д.) могут быть полезны, например, для поощрения вакцинации, отказа от курения, соблюдения режима лечения и физической активности. [ 108 ]

Приложения поведенческой экономики существуют и в других дисциплинах, например, в области управления цепочками поставок. [ 109 ]

Почести и награды

[ редактировать ]

Нобелевская премия

[ редактировать ]

1978 — Герберт Саймон

[ редактировать ]

В 1978 году Герберт Саймон был удостоен Нобелевской премии по экономике «за новаторские исследования процесса принятия решений в экономических организациях». [ 110 ] Саймон получил степень бакалавра искусств и доктора философии. Получил степень бакалавра политологии в Чикагском университете, а затем начал преподавать в Технологическом институте Карнеги. [ 111 ] Герберта хвалили за его работу по ограниченной рациональности , бросающую вызов предположению, что люди являются рациональными субъектами. [ 112 ]

2002 – Дэниел Канеман и Вернон Л. Смит

[ редактировать ]

В 2002 году психолог Дэниел Канеман и экономист Вернон Л. Смит были удостоены Нобелевской премии по экономике. Канеман был удостоен премии «за интегрирование результатов психологических исследований в экономическую науку, особенно в отношении человеческих суждений и принятия решений в условиях неопределенности», а Смит был удостоен премии «за то, что лабораторные эксперименты стали инструментом эмпирического экономического анализа, особенно в изучении альтернативных рыночных механизмов». [ 113 ]

2017 - Ричард Талер

[ редактировать ]

В 2017 году экономист Ричард Талер был удостоен Нобелевской премии по экономике «за вклад в поведенческую экономику и новаторскую работу по установлению того, что люди предсказуемо иррациональны, что противоречит экономической теории». [ 114 ] [ 115 ] Талер получил особое признание за представление несоответствий в стандартной экономической теории, а также за формулировку ментального учета и либертарианского патернализма. [ 116 ] [ 117 ]

Другие награды

[ редактировать ]

1999 — Andrei Shleifer

[ редактировать ]

Работа Андрея Шлейфера была сосредоточена на поведенческих финансах и содержала наблюдения о пределах гипотезы эффективного рынка . [ 7 ] За свою работу Шлейфер получил в 1999 году медаль Джона Бейтса Кларка от Американской экономической ассоциации . [ 118 ]

2001 - Мэтью Рабин

[ редактировать ]

Мэтью Рабин получил награду «гений» от Фонда МарАртура в 2000 году. [ 7 ] Американская экономическая ассоциация выбрала Рабина лауреатом медали Джона Бейтса Кларка 2001 года. Награды Рабина были вручены ему прежде всего за его работы по вопросам справедливости и взаимности, а также за нынешнюю предвзятость . [ 119 ]

2003 - Сендхил Муллайнатан

[ редактировать ]

Сендхил Муллайнатан был самым молодым из выбранных стипендиатов Макартура в 2002 году, получив в 2003 году стипендиальный грант в размере 500 000 долларов. [ 120 ] [ 7 ] Фонд Макартуров похвалил Муллайнатана как работающего над экономикой и психологией в совокупности. [ 7 ] Исследование Муллайнатана было сосредоточено на зарплатах руководителей на Уолл-стрит; он также рассмотрел последствия расовой дискриминации на рынках Соединенных Штатов. [ 121 ] [ 7 ]

Взятые вместе, две знаковые статьи в экономической теории, которые были опубликованы до появления области поведенческой экономики, первая — это статья « Неопределенность, эволюция и экономическая теория » Армена Алчиана 1950 года, а вторая — статья «Иррациональное поведение и экономическая теория». Теория» 1962 года Гэри Беккера , обе из которых были опубликованы в « Журнале политической экономии» , [ 122 ] [ 123 ] обеспечить обоснование стандартного неоклассического экономического анализа. В статье Алчиана 1950 года используется логика естественного отбора, модель эволюционного ландшафта , случайные процессы, теория вероятностей и несколько других аргументов, чтобы оправдать многие результаты, полученные в результате стандартного анализа предложения, предполагая, что фирмы, максимизирующие свою прибыль, уверены в будущем. и иметь точное предвидение, не предполагая ничего из этого. Статья Беккера 1962 года показывает, что нисходящие кривые рыночного спроса (наиболее важное следствие закона спроса ) на самом деле не требуют предположения, что потребители на этом рынке рациональны, как утверждают поведенческие экономисты, и они также следуют из широкого спектра иррационального поведения.

Линии рассуждений и аргументации, использованные в этих двух статьях, заново выражены и расширены (по крайней мере) еще в одной профессиональной экономической публикации по каждой из них. Что касается тезиса Алчиана об эволюционной экономике посредством естественного отбора посредством принятия окружающей среды, то он резюмируется с последующим детальным исследованием его теоретических последствий для поведенческой экономической теории, а затем иллюстрируется примерами из нескольких различных отраслей, включая банковское дело, гостиничный бизнес и транспорт, в статья Манна и Живицкого «Неопределенность, эволюция и поведенческая экономическая теория» 2014 года. [ 124 ] И аргумент, выдвинутый в статье Беккера 1962 года о том, что «чистое» увеличение (относительной) цены (или условий торговли) товара X должно уменьшить количество X, требуемое на рынке на товар X, объясняется более подробно. в главах (или, как он их называет, «Лекции», потому что этот учебник представляет собой более или менее транскрипцию его лекций, прочитанных в его курсе «Теория цен», который он читал аспирантам 1-го курса несколькими годами ранее) 4 (называемые «Набор возможностей») и 5 ​​( «Эффекты замещения») из учебника Гэри Беккера «Экономическая теория», первоначально опубликованного в 1971 году. [ 125 ]

Помимо трех критических вышеупомянутых статей, критики поведенческой экономики обычно подчеркивают рациональность экономических агентов. [ 126 ] Фундаментальную критику дает Майале (2019), который утверждает, что никакое поведенческое исследование не может создать экономическую теорию. Примеры, приведенные по этому поводу, включают такие основы поведенческой экономики, как удовлетворительное поведение или теория перспектив, которые рассматриваются с неоклассической точки зрения максимизации полезности и теории ожидаемой полезности соответственно. Автор показывает, что результаты поведенческих исследований вряд ли поддаются обобщению и что они не опровергают типичные общепринятые аксиомы, связанные с рациональным поведением. [ 127 ]

Другие, такие как эссеист и бывший трейдер Нассим Талеб, отмечают, что когнитивные теории, такие как теория перспектив , являются моделями принятия решений , а не обобщенным экономическим поведением, и применимы только к разовым проблемам принятия решений, предъявляемым участникам эксперимента. или опросить респондентов. [ 128 ] Примечательно, что в эпизоде ​​EconTalk , в котором Талеб сказал это, он и ведущий Расс Робертс обсуждают значение статьи Гэри Беккера 1962 года, цитируемой в первом абзаце этого раздела, как аргумент против любых выводов, которые могут быть сделаны из одного проводил психологические эксперименты по результатам рыночного уровня за пределами лабораторных условий, то есть в реальном мире. Другие утверждают, что модели принятия решений, такие как теория эффекта владения , которые были широко приняты поведенческими экономистами, могут быть ошибочно созданы как следствие плохой практики планирования экспериментов, которая не контролирует должным образом заблуждения испытуемых. [ 2 ] [ 129 ] [ 130 ] [ 131 ]

Несмотря на обильную риторику, единая поведенческая теория до сих пор не поддержана: поведенческие экономисты не предложили никакой альтернативной единой теории, которой можно было бы заменить неоклассическую экономику.

Дэвид Гэл утверждал, что многие из этих проблем возникают из-за того, что поведенческая экономика слишком озабочена пониманием того, как поведение отклоняется от стандартных экономических моделей, а не пониманием того, почему люди ведут себя именно так. Понимание того, почему возникает поведение, необходимо для создания обобщаемых знаний, что является целью науки . Он назвал поведенческую экономику «триумфом маркетинга» и особенно привел пример неприятия потерь. [ 132 ]

Традиционные экономисты скептически относятся к экспериментальным и основанным на опросах методам, которые широко используются в поведенческой экономике. Экономисты обычно подчеркивают выявленные предпочтения по сравнению с заявленными предпочтениями (по данным опросов) при определении экономической ценности . Эксперименты и опросы подвержены риску системных предубеждений , стратегического поведения и отсутствия совместимости стимулов. Некоторые исследователи отмечают, что участники экспериментов, проводимых поведенческими экономистами, недостаточно репрезентативны и сделать общие выводы на основе таких экспериментов невозможно. Аббревиатура WEIRD была придумана для описания участников исследования — выходцев из западных, образованных, промышленно развитых, богатых и демократических обществ. [ 133 ]

Мэтью Рабин [ 134 ] отвергает эту критику, возражая, что последовательные результаты обычно достигаются в различных ситуациях и географических регионах и могут дать хорошее теоретическое понимание. Однако поведенческие экономисты отреагировали на эту критику, сосредоточив внимание на полевых исследованиях, а не на лабораторных экспериментах. Некоторые экономисты видят фундаментальный раскол между экспериментальной экономикой и поведенческой экономикой, но видные экономисты-бихевиористы и экономисты-экспериментаторы склонны разделять методы и подходы при ответе на общие вопросы. Например, поведенческие экономисты исследуют нейроэкономику , которая является полностью экспериментальной и не проверенной на практике. [ нужна ссылка ]

Эпистемологические, онтологические и методологические компоненты поведенческой экономики все чаще обсуждаются, в частности, историками экономики и экономическими методологами. [ 135 ]

По мнению некоторых исследователей, [ 136 ] При изучении механизмов, составляющих основу принятия решений, особенно финансовых, необходимо признать, что большинство решений принимаются в условиях стресса. [ 137 ] потому что «Стресс — это неспецифическая реакция организма на любые предъявленные ему требования». [ 138 ]

[ редактировать ]

Экспериментальная экономика

[ редактировать ]

Экспериментальная экономика — это применение экспериментальных методов , включая статистические , эконометрические и вычислительные . [ 139 ] изучать экономические вопросы. Данные , собранные в ходе экспериментов, используются для оценки размера эффекта , проверки обоснованности экономических теорий и освещения рыночных механизмов. В экономических экспериментах для мотивации испытуемых обычно используются наличные деньги, чтобы имитировать реальные стимулы. Эксперименты используются, чтобы помочь понять, как и почему рынки и другие системы обмена функционируют именно так. Экспериментальная экономика также расширилась, чтобы понять институты и право (экспериментальное право и экономика). [ 140 ]

Фундаментальным аспектом предмета является планирование экспериментов . Эксперименты могут проводиться в полевых условиях или в лабораторных условиях, как на индивидуальном , так и на групповом поведении. [ 141 ]

Варианты предмета за пределами таких формальных рамок включают естественные и квазиестественные эксперименты . [ 142 ]

Нейроэкономика

[ редактировать ]

Нейроэкономика — это междисциплинарная область, которая стремится объяснить процесс принятия решений человеком , способность обрабатывать множество альтернатив и следовать определенному курсу действий. Он изучает, как экономическое поведение может формировать наше понимание работы мозга и как нейробиологические открытия могут ограничивать и направлять модели экономики. [ 143 ] Он сочетает в себе методы исследования нейробиологии , экспериментальной и поведенческой экономики, а также когнитивной и социальной психологии. [ 144 ] Поскольку исследования поведения при принятии решений становятся все более вычислительными, они также включают в себя новые подходы из теоретической биологии , информатики и математики .

Нейроэкономика изучает процесс принятия решений, используя комбинацию инструментов из этих областей, чтобы избежать недостатков, возникающих из одноперспективного подхода. В основной экономической теории до ожидаемая полезность (ЕС) и концепция рациональных агентов сих пор используются , не полностью объясняются этими моделями . Многие модели экономического поведения, такие как эвристика и фрейминг . [ 145 ] Поведенческая экономика возникла для объяснения этих аномалий путем интеграции социальных, когнитивных и эмоциональных факторов в понимание экономических решений. Нейроэкономика добавляет еще один уровень, используя нейробиологические методы для понимания взаимодействия между экономическим поведением и нейронными механизмами. Используя инструменты из различных областей, некоторые ученые утверждают, что нейроэкономика предлагает более комплексный способ понимания процесса принятия решений. [ 143 ]

Эволюционная психология

[ редактировать ]

С точки зрения эволюционной психологии многие из предполагаемых ограничений рационального выбора можно объяснить как рациональные в контексте максимизации биологической приспособленности в среде предков, но не обязательно в нынешней. Таким образом, живя на уровне прожиточного минимума, когда сокращение ресурсов может привести к смерти, возможно, было бы разумно придавать большее значение предотвращению потерь, чем получению выгод. Это также может объяснить поведенческие различия между группами, например, то, что мужчины менее склонны к риску, чем женщины, поскольку у мужчин более разный репродуктивный успех , чем у женщин. Хотя безуспешный поиск риска может ограничить репродуктивный успех для обоих полов, мужчины потенциально могут повысить свой репродуктивный успех за счет успешного поиска риска гораздо больше, чем женщины. [ 146 ]

Известные люди

[ редактировать ]

Экономика

[ редактировать ]

Психология

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Лин, Том CW (16 апреля 2012 г.). «Поведенческая основа риска ценных бумаг». Обзор права Университета Сиэтла . ССРН. ССНР   2040946 .
  2. ^ Jump up to: а б Зейлер, Кэтрин ; Тейтельбаум, Джошуа (30 марта 2018 г.). «Исследовательский справочник по поведенческому праву и экономике» . Книги .
  3. ^ «Поиски поведенческой экономики » . в Пэлгрейве
  4. ^ Минтон, Элизабет А.; Кале, Линн Р. (2013). Системы убеждений, религия и поведенческая экономика: маркетинг в мультикультурной среде . Бизнес Эксперт Пресс. ISBN  978-1-60649-704-3 .
  5. ^ Ашраф, Нава; Камерер, Колин Ф.; Левенштейн, Джордж (2005). «Адам Смит, поведенческий экономист» . Журнал экономических перспектив . 19 (3): 131–45. дои : 10.1257/089533005774357897 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и Агнер, Эрик (2021). Курс поведенческой экономики (3-е изд.). Ред Глобус Пресс. стр. 2–4. ISBN  978-1-352-01080-0 .
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж Отправлено, Эстер-Мирьям (2004). «Поведенческая экономика: как психология (ограниченно) вернулась в экономику» . История политической экономии . 36 (4): 735–760. дои : 10.1215/00182702-36-4-735 . hdl : 2066/67175 . ISSN   1527-1919 . S2CID   143911190 – через Project MUSE.
  8. ^ Jump up to: а б с д и Гейгер, Нильс (2017). «Рост поведенческой экономики: количественная оценка» . История социальных наук . 41 (3): 555–583. дои : 10.1017/ssh.2017.17 . ISSN   0145-5532 . S2CID   56373713 .
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г Камерер, Колин; Левенштейн, Джордж; Рабин, Мэтью (2004). Достижения в поведенческой экономике . Издательство Принстонского университета. стр. 4–6. ISBN  9780691116822 .
  10. ^ Хансен, Кристиан Бондо; Пресскорн-Тюгесен, Томас (июль 2022 г.). «О некоторых предшественниках поведенческой экономики». История гуманитарных наук . 35 (3–4): 58–83. дои : 10.1177/09526951211000950 . S2CID   234860041 .
  11. ^ Браун, Стивен Дж.; Гетцманн, Уильям Н.; Кумар, Алок (январь 1998 г.). «Теория Доу: пересмотр послужного списка Уильяма Питера Гамильтона» . Журнал финансов . 53 (4): 1311–1333. дои : 10.1111/0022-1082.00054 . JSTOR   117403 .
  12. ^ Jump up to: а б Бойд, Ричард (лето 2020 г.). «Ранние современные истоки поведенческой экономики». Социальная философия и политика . 37 (1). Оксфорд: Издательство Кембриджского университета: 30–54. дои : 10.1017/S0265052520000035 . S2CID   230794629 .
  13. ^ «Что такое поведенческая экономика? | Новости Чикагского университета» . news.uchicago.edu . Проверено 12 февраля 2024 г.
  14. ^ Камерер, Колин (14 сентября 1999 г.). «Поведенческая экономика: воссоединение психологии и экономики» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 96 (19): 10575–10577. Бибкод : 1999PNAS...9610575C . дои : 10.1073/pnas.96.19.10575 . ISSN   0027-8424 . ПМК   33745 . PMID   10485865 .
  15. ^ «Записки Уорда Эдварда» . Архивные коллекции. Архивировано из оригинала 16 апреля 2008 года . Проверено 25 апреля 2008 г.
  16. ^ Свет 2000 .
  17. ^ Jump up to: а б Гигеренцер, Герд; Зельтен, Рейнхард (2002). Ограниченная рациональность: набор адаптивных инструментов . С Прессой. ISBN  978-0-262-57164-7 .
  18. ^ Саерт, Ричард; Марш, Джеймс Г. (1963). Поведенческая теория фирмы . Прентис-Холл, Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси
  19. ^ Отправлено, Э.М. (2004). «Поведенческая экономика: как психология (ограниченно) вернулась в экономику». История политической экономии . 36 (4): 735–760. дои : 10.1215/00182702-36-4-735 . hdl : 2066/67175 . S2CID   143911190 .
  20. ^ Талер, Ричард Х.; Санстейн, Касс Р. (8 апреля 2008 г.). Подталкивание: улучшение решений относительно здоровья, богатства и счастья . Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-14-311526-7 . OCLC   791403664 .
  21. ^ Талер, Ричард Х.; Санстейн, Касс Р.; Бальц, Джон П. (2 апреля 2010 г.). Выбор архитектуры . дои : 10.2139/ssrn.1583509 . S2CID   219382170 . ССНН   1583509 .
  22. ^ Райт, Джошуа; Гинзберг, Дуглас (16 февраля 2012 г.). «Свободна ошибаться?: Поведенческое право и экономика и его последствия для свободы» . Библиотека права и свободы .
  23. ^ Санстейн, Касс (2009). Впадая в крайности: как сходные умы объединяются и разделяются . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780199793143 .
  24. ^ Канеман и Динер 2003 .
  25. ^ Jump up to: а б Тверски, Амос; Канеман, Дэниел (1992). «Достижения в теории перспектив: совокупное представление неопределенности». Журнал риска и неопределенности . 5 (4): 297–323. дои : 10.1007/BF00122574 . ISSN   0895-5646 . S2CID   8456150 . Абстрактный.
  26. ^ Хогарт и Редер 1987 .
  27. ^ «Нобелевские лауреаты 2002» . Нобелевский фонд. Архивировано из оригинала 10 апреля 2008 года . Проверено 25 апреля 2008 г.
  28. ^ Саймон, Герберт (1990). Полезность и вероятность . Пэлгрейв Макмиллан. п. 2. ISBN  978-1-349-20568-4 .
  29. ^ Канеман, Дэниел (2011). Мышление быстрое и медленное . Фаррар, Штраус и Жиру. п. 22. ISBN  978-0374275631 .
  30. ^ Jump up to: а б «Что такое поведенческая экономика? | Новости Чикагского университета» . news.uchicago.edu . Проверено 1 июня 2022 г.
  31. ^ Уилк, Дж. (1999), «Разум, природа и новая наука об изменениях: введение в метаморфологию», в Г. Корнелисе; С. Сметс ; Дж. Ван Бендегем (ред.), Метадебаты по науке , том. 6, Springer Нидерланды, стр. 71–87, doi : 10.1007/978-94-017-2245-2_6 , ISBN.  978-90-481-5242-1
  32. ^ О'Хэнлон, Б.; Уилк, Дж. (1987), Смена контекста: создание эффективной психотерапии. , Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press.
  33. См.: Доктор Дженнифер Лант и Малкольм Стейвс. Архивировано 30 апреля 2012 г. в Wayback Machine.
  34. ^ Jump up to: а б Эндрю Воробей (22 августа 2008 г.). «Говори «подталкивай»: 10 ключевых фраз из любимой книги Дэвида Кэмерона» . Хранитель . Лондон . Проверено 9 сентября 2009 г.
  35. ^ Талер, Ричард; Санстейн, Касс (2008). Подталкивание: улучшение решений относительно здоровья, богатства и счастья . Издательство Йельского университета. п. 6. ISBN  978-0-14-311526-7 .
  36. ^ Кэмпбелл-Арваи, В.; Арваи, Дж.; Калоф, Л. (2014). «Мотивация выбора устойчивых продуктов питания: роль подталкивания, ценностной ориентации и предоставления информации» . Окружающая среда и поведение . 46 (4): 453–475. дои : 10.1177/0013916512469099 . S2CID   143673378 .
  37. ^ Крозе, Ф.; Маркиори, Д.; де Риддер, Д. (2016). «Подталкивание к выбору здоровой пищи: полевой эксперимент на вокзале» (PDF) . Журнал общественного здравоохранения . 38 (2): e133–7. doi : 10.1093/pubmed/fdv096 . ПМИД   26186924 .
  38. ^ Кэрол Льюис (22 июля 2009 г.). «Почему Барак Обама и Дэвид Кэмерон стремятся «подтолкнуть» вас» . Таймс . Лондон . Проверено 9 сентября 2009 г.
  39. ^ Джеймс Форсайт (16 июля 2009 г.). «Подтолкните, подтолкните: познакомьтесь с новым гуру Камеруна» . Зритель . Архивировано из оригинала 24 января 2009 года . Проверено 9 сентября 2009 г.
  40. ^ «Кто мы» . Команда поведенческой аналитики .
  41. ^ Марш, Тим (январь 2012 г.). «Не отбрасывать тени» (PDF) . Сайт Rydermarsh.co.uk . Архивировано из оригинала (PDF) 10 октября 2017 г.
  42. ^ Санстейн, Касс Р. (24 августа 2016 г.). Этика влияния: правительство в эпоху поведенческой науки . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-107-14070-7 .
  43. ^ Шуберт, Кристиан (12 октября 2015 г.). Об этике публичного подталкивания: автономия и агентство (неопубликованная рукопись). Рочестер, штат Нью-Йорк. ССНН   2672970 .
  44. ^ Бартон, Адриан; Грюне-Янов, Тилль (1 сентября 2015 г.). «От либертарианского патернализма к подталкиванию и далее» . Обзор философии и психологии . 6 (3): 341–359. дои : 10.1007/s13164-015-0268-x . ISSN   1878-5158 .
  45. ^ Бовенс, Люк (2009). «Этика подталкивания». Изменение предпочтений . Библиотека теории и решений. Спрингер, Дордрехт. стр. 207–219. дои : 10.1007/978-90-481-2593-7_10 . ISBN  9789048125920 . S2CID   141283500 .
  46. ^ Гудвин, Том (1 июня 2012 г.). «Почему мы должны отвергать «подталкивание» ». Политика . 32 (2): 85–92. дои : 10.1111/j.1467-9256.2012.01430.x . ISSN   0263-3957 . S2CID   153597777 .
  47. ^ Юнг, Карен (1 января 2012 г.). «Подталкивание как выдумка». Обзор современного права . 75 (1): 122–148. дои : 10.1111/j.1468-2230.2012.00893.x . ISSN   1468-2230 .
  48. ^ Хаусман, Дэниел М.; Уэлч, Бринн (1 марта 2010 г.). «Дебаты: подталкивать или не подталкивать*». Журнал политической философии . 18 (1): 123–136. дои : 10.1111/j.1467-9760.2009.00351.x . ISSN   1467-9760 .
  49. ^ Лепенис, Роберт; Малецка, Магдалена (1 сентября 2015 г.). «Институциональные последствия подталкивания - подталкивания, политика и закон». Обзор философии и психологии . 6 (3): 427–437. дои : 10.1007/s13164-015-0243-6 . ISSN   1878-5158 . S2CID   144157454 .
  50. ^ Алеманно, А.; Спина, А. (1 апреля 2014 г.). «Подталкивание юридически: О сдержках и противовесах поведенческого регулирования» . Международный журнал конституционного права . 12 (2): 429–456. дои : 10.1093/icon/mou033 . ISSN   1474-2640 .
  51. ^ Кеммерер, Александра; Мёллерс, Кристоф; Штайнбайс, Максимилиан; Вагнер, Герхард (15 июля 2016 г.). Архитектура выбора в демократических странах: исследование легитимности подталкивания - Предисловие . Рочестер, Нью-Йорк: Издательство Hart Publishing. ССНН   2810229 .
  52. ^ Сагден, Роберт (1 июня 2017 г.). «Действительно ли люди хотят, чтобы их подталкивали к здоровому образу жизни?» . Международное обозрение экономики . 64 (2): 113–123. дои : 10.1007/s12232-016-0264-1 . ISSN   1865-1704 .
  53. ^ Касс Р. Санстейн. «ПОДДВИЖЕНИЕ И АРХИТЕКТУРА ВЫБОРА: ЭТИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ» (PDF) . Law.harvard.edu . Проверено 11 октября 2017 г.
  54. ^ «Подталкивание в правильном направлении? Как мы можем использовать поведенческую экономику» . Новости АВС . 1 декабря 2015 г.
  55. ^ МЕРЕЙ, Ференц (1987). «Вариант краевой позиции: контур социально-психологический». Психология (на венгерском языке). 1 : 1–5.
  56. ^ Гарай, Ласло (2017). «Двухэтажная структура социальной идентичности». Переосмысление экономики идентичности . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN  978-1-137-52561-1 .
  57. ^ Тверский А. (16 мая 2023 г.). «Устранение по аспектам: теория выбора» .
  58. ^ поведенческий алекон. «Ментальный учет» . Поведенческая экономика.com | Центр БЭ . Проверено 21 сентября 2020 г.
  59. ^ «Закрепление предвзятости – определение, обзор и примеры» . Институт корпоративных финансов . Проверено 21 сентября 2020 г.
  60. ^ Картрайт, Эдвард (2018). Поведенческая экономика (Третье изд.). Абингдон, Оксон: Рутледж. п. 45. ИСБН  9781138097117 .
  61. ^ О'Донохью, Тед и Мэтью Рабин. 2015. «Настоящая предвзятость: извлеченные уроки и которые следует усвоить». Американский экономический обзор, 105 (5): 273–79.
  62. ^ Картрайт, Эдвард (2018). Поведенческая экономика (Третье изд.). Абингдон, Оксон: Группа Тейлора и Фрэнсиса. п. 216. ИСБН  9781138097117 .
  63. ^ Кросон, Р., Сундали, Дж. Заблуждение игрока и горячая рука: эмпирические данные из казино. J. Неопределенность риска 30, 195–209 (2005). https://doi.org/10.1007/s11166-005-1153-2
  64. ^ Картрайт, Эдвард (2018). Поведенческая экономика (Третье изд.). Абингдон, Оксон: Рутледж. п. 217. ИСБН  9781138097117 .
  65. ^ Йесудиан, Род-Айленд; Есудиан, Д.П. (27 ноября 2020 г.). «Сообщения о случаях заболевания и заблуждения в повествовании: загадка черных лебедей в дерматологии». Клиническая и экспериментальная дерматология . 46 (4): 641–645. дои : 10.1111/ced.14504 . PMID   33245798 . S2CID   227191908 .
  66. ^ «Нарративная ошибка – определение, обзор и примеры в финансах» . Институт корпоративных финансов . Проверено 26 июня 2021 г.
  67. ^ Картрайт, Эдвард (2018). Поведенческая экономика (Третье изд.). Абингдон, Оксон: Рутледж. п. 47. ИСБН  9781138097117 .
  68. ^ Кентон, Уилл. «Определение поведенческих финансов» . Инвестопедия . Проверено 21 сентября 2020 г.
  69. ^ « Используйте когнитивные искажения в своих интересах », Институт консультантов по менеджменту, № 721, 19 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 24 октября 2020 года . Проверено 1 ноября 2020 г.
  70. ^ Картрайт, Эдвард (2018). Поведенческая экономика (Третье изд.). Абингдон, Оксон: Рутледж. п. 213. ИСБН  9781138097117 .
  71. ^ «10 когнитивных искажений, которые могут привести к инвестиционным ошибкам» . Финансовая группа Магеллан . Проверено 21 сентября 2020 г.
  72. ^ Дин, М. (2017). «Ограниченное внимание и предвзятость к статус-кво. Журнал экономической теории, стр. 93–127» . Журнал экономической теории . 169 (С): 93–127. дои : 10.1016/j.jet.2017.01.009 . hdl : 10419/145423 .
  73. ^ «Эффект владения» .
  74. ^ Глейзер, Маркус и Вебер, Мартин и Ноэт, Маркус. (2004). «Поведенческие финансы» , стр. 527–546 в «Справочнике по суждениям и принятию решений» , Blackwell Publishers. ISBN   978-1-405-10746-4
  75. ^ «Поведенческие финансы – обзор, примеры и руководство» . Институт корпоративных финансов . Проверено 21 сентября 2020 г.
  76. ^ Ван Лоо, Рори (1 апреля 2015 г.). «Помогая покупателям быть осторожными: необходимость надзора за крупной розничной торговлей» . Обзор права Пенсильванского университета . 163 (5): 1311.
  77. ^ «Современная теория портфеля Гарри Марковица [Эффективная граница]» . Управляемый выбор . Проверено 21 сентября 2020 г.
  78. ^ Риккарди, Виктор (январь 2000 г.). «Что такое поведенческие финансы?» . Журнал бизнеса, образования и технологий : 181.
  79. ^ «Фама об эффективности рынка на нестабильном рынке» . Архивировано из оригинала 24 марта 2010 года.
  80. ^ Кентон, Уилл. «Головоломка с премиальными акциями (EPP)» . Инвестопедия . Проверено 21 сентября 2020 г.
  81. ^ Обзор см. в Freeman, 2004.
  82. ^ Ву, Кай-Инь; Май, Чулин; Макалир, Майкл; Вонг, Винг-Кеунг (март 2020 г.). «Обзор эффективности и аномалий на фондовых рынках» . Экономика . 8 (1): 20. дои : 10.3390/economies8010020 . HDL : 10419/257069 .
  83. ^ «Структура фондового рынка США: улучшение работы наших рынков для инвесторов» . www.sec.gov . Проверено 21 сентября 2020 г.
  84. ^ Тан, Дэвид (6 мая 2013 г.). «Почему люди не будут покупать ваш продукт, даже если он потрясающий» . Флеви . Проверено 31 мая 2013 г.
  85. ^ Ауман, Роберт . «Теория игр» . в Пэлгрейве
  86. ^ Камерер, Колин ; Хо, Тек-Хуа (март 1994 г.). «Нарушения аксиомы посредничества и нелинейности вероятности». Журнал риска и неопределенности . 8 (2): 167–96. дои : 10.1007/bf01065371 . S2CID   121396120 .
  87. ^ Андреони, Джеймс; и др. «Альтруизм в экспериментах» . в Пэлгрейве
  88. ^ Янг, Х. Пейтон . «Социальные нормы» . в Пэлгрейве
  89. ^ Камерер, Колин (1997). «Прогресс в поведенческой теории игр» . Журнал экономических перспектив . 11 (4): 172. doi : 10.1257/jep.11.4.167 . Архивировано из оригинала 23 декабря 2017 года . Проверено 31 октября 2014 г. PDF-версия. Архивировано 31 мая 2012 года в Wayback Machine.
  90. ^ Хо, Тек Х. (2008). «Индивидуальное обучение в играх» . в Пэлгрейве
  91. ^ Дуфвенберг, Мартин; Кирхштайгер, Георг (2004). «Теория последовательной взаимности». Игры и экономическое поведение . 47 (2): 268–98. CiteSeerX   10.1.1.124.9311 . дои : 10.1016/j.geb.2003.06.003 . S2CID   2508835 .
  92. ^ Гюль, Фарук (2008). «Поведенческая экономика и теория игр» . в Пэлгрейве
  93. ^ Камерер, Колин Ф. (2008). «Поведенческая теория игр» . в Пэлгрейве
  94. ^ Камерер, Колин (2003). Поведенческая теория игр: эксперименты по стратегическому взаимодействию . Нью-Йорк, Нью-Йорк, Принстон, Нью-Джерси: Фонд Рассела Сейджа, издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-09039-9 .
  95. ^ Левенштейн, Джордж ; Рабин, Мэтью (2003). Достижения в поведенческой экономике, статьи 1986–2003 гг . Принстон: Издательство Принстонского университета.
  96. ^ Фуденберг, Дрю (2006). «Продвижение за пределы достижений поведенческой экономики». Журнал экономической литературы . 44 (3): 694–711. CiteSeerX   10.1.1.1010.3674 . дои : 10.1257/jel.44.3.694 . JSTOR   30032349 . S2CID   3490729 .
  97. ^ Кроуфорд, Винсент П. (1997). «Теория и эксперимент в анализе стратегического взаимодействия» (PDF) . В Крепсе, Дэвид М.; Уоллис, Кеннет Ф. (ред.). Достижения в области экономики и эконометрики: теория и приложения . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 206–42. CiteSeerX   10.1.1.298.3116 . дои : 10.1017/CCOL521580110.007 . ISBN  9781139052009 .
  98. ^ Шубик, Мартин (2002). «Глава 62 Теория игр и экспериментальные игры». У Аумана и, Р.; Харт, С. (ред.). Теория игр и экспериментальные игры . Справочник по теории игр с экономическими приложениями. Том. 3. Эльзевир. стр. 2327–51. дои : 10.1016/S1574-0005(02)03025-4 . ISBN  9780444894281 .
  99. ^ Плотт, Чарльз Р.; Смит, Вернон Л. (2002). «45–66». У Аумана и, Р.; Харт, С. (ред.). Теория игр и экспериментальные игры #Справочник по теории игр с экономическими приложениями . Справочник результатов экспериментальной экономики. Том. 4. Эльзевир. стр. 387–615. дои : 10.1016/S1574-0722(07)00121-7 . ISBN  978-0-444-82642-8 .
  100. ^ Игры и экономическое поведение (журнал), Elsevier. Онлайн
  101. ^ Jump up to: а б Марвала, Чилидзи; Гурвиц, Эван (2017). Искусственный интеллект и экономическая теория: Скайнет на рынке . Лондон: Спрингер . ISBN  978-3-319-66104-9 .
  102. ^ Аггарвал, Радж (2014). «Животный дух в финансовой экономике: обзор отклонений от экономической рациональности». Международное обозрение финансового анализа . 32 (1): 179–87. дои : 10.1016/j.irfa.2013.07.018 .
  103. ^ Графштейн Р. (1995). «Рациональность как условная максимизация ожидаемой полезности». Политическая психология . 16 (1): 63–80. дои : 10.2307/3791450 . JSTOR   3791450 .
  104. ^ Шафир Э, Тверски А (1992). «Мышление сквозь неопределенность: несущественные рассуждения и выбор». Когнитивная психология . 24 (4): 449–74. дои : 10.1016/0010-0285(92)90015-T . ПМИД   1473331 . S2CID   29570235 .
  105. ^ «Национальный план широкополосной связи США: хорошо в теории» . Телеком 2.0. 17 марта 2010 года . Проверено 23 сентября 2010 г. ... Ужасный опыт Сары Ведеман в этом вопросе поучителен...
  106. ^ Кук, Гордон; Ведеман, Сара (1 июля 2009 г.). «Взаимодействие, пять свобод и процветание» . Общественные широкополосные сети . Проверено 23 сентября 2010 г.
  107. ^ «Синглюаристи нашей компании» . Сингуляр Я, ООО. 2017. Архивировано из оригинала 12 ноября 2017 года . Проверено 12 июля 2017 г. ... механизм машинного обучения и дедукции, который использует новейшие достижения науки о данных и алгоритмы больших данных для генерации контента и условных правил (контрфактических данных), которые фиксируют поведение и убеждения клиентов....
  108. ^ "Влияние" . Центр инициатив в области здравоохранения и поведенческой экономики . Проверено 23 ноября 2020 г.
  109. ^ Шорш, Тимм; Маркус Валленбург, Карл; Виланд, Андреас (2017). «Человеческий фактор в SCM: Представляем метатеорию поведенческого управления цепочками поставок» (PDF) . Международный журнал физического распределения и управления логистикой . 47 : 238–262. doi : 10.1108/IJPDLM-10-2015-0268 . hdl : 10398/d02a90cf-5378-436e-94f3-7aa7bee3380e . S2CID   54685109 .
  110. ^ «Премия Риксбанка Швеции в области экономических наук памяти Альфреда Нобеля 1978 года» . NobelPrize.org .
  111. ^ Велупилаи, К. Вела; Венкатачалам, Рагупати (2021). «Герберт Александр Саймон: 15 июня 1916 г. – 9 февраля 2001 г. Жизнь» . Вычислительная экономика . 57 (3): 795–797. дои : 10.1007/s10614-018-9811-z . ISSN   0927-7099 . S2CID   158617764 .
  112. ^ Лихи, Томас Х. (2003). «Герберт А. Саймон: Нобелевская премия по экономике, 1978 г.» . Американский психолог . 58 (9): 753–755. дои : 10.1037/0003-066X.58.9.753 . ISSN   1935-990Х . ПМИД   14584993 .
  113. ^ «Премия Риксбанка Швеции в области экономических наук памяти Альфреда Нобеля 2002» . Нобелевский фонд . Проверено 14 октября 2008 г.
  114. ^ Аппельбаум, Биньямин (9 октября 2017 г.). «Нобелевская премия по экономике присуждена Ричарду Талеру» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 4 ноября 2017 г.
  115. ^ Карраско-Вильянуэва, Марко (18 октября 2017 г.). «Ричард Талер и возникновение поведенческой экономики» . Ясность (на испанском языке) . Проверено 31 октября 2018 г.
  116. ^ Эрл, Питер Э. (2018). «Ричард Х. Талер: Нобелевская премия по поведенческой экономике» . Обзор политической экономии . 30 (2): 107–125. дои : 10.1080/09538259.2018.1513236 . S2CID   158175954 .
  117. ^ «Премия Шведского риксбанка в области экономических наук памяти Альфреда Нобеля 2013» . Нобелевский фонд . Проверено 1 июля 2016 г.
  118. ^ Бланшар, Оливье (2001). «В честь Андрея Шлейфера: обладателя медали Джона Бейтса Кларка» . Журнал экономических перспектив . 15 (1): 189–204. дои : 10.1257/jep.15.1.189 . ISSN   0895-3309 . JSTOR   2696547 .
  119. ^ Учитель, Луи (2001). «Экономист удостоен чести за использование психологии». Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 .
  120. ^ Пайс, Артур Дж. (2002). «Экономист Муллайнатан — «гений» Макартуса ». Индия за рубежом . ISSN   0046-8932 .
  121. ^ Ли, Фелиция Р. (2002). «Объявлены победители грантов Макартуса». Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 .
  122. ^ Алчиан, А. (1950). «Неопределенность, эволюция и экономическая теория», Журнал политической экономии , 58 (1), 211–221. Доступно по адресу: https://www.jstor.org/stable/1827159?seq=1 (дата обращения: 9 июня 2021 г.).
  123. ^ Беккер, Г. (1962). «Иррациональное поведение и экономическая теория», Журнал политической экономии , 70 (1), 1–13. Доступно по адресу: https://www.jstor.org/stable/1827018?seq=1 (дата обращения: 9 июня 2021 г.).
  124. ^ Манн, Г.; Живицкий, Т. (2014). «Неопределенность, эволюция и поведенческая экономическая теория» . Журнал права, экономики и политики . Проверено 11 ноября 2023 г.
  125. ^ Беккер, Гэри (2008). Экономическая теория . Издатели транзакций. ISBN  978-0-202-30980-4 .
  126. ^ Мягков Михаил; Плотт, Чарльз Р. (декабрь 1997 г.). «Экономика обмена и подверженность убыткам: эксперименты по изучению теории перспектив и конкурентного равновесия в рыночной среде» (PDF) . Американский экономический обзор . 87 (5): 801–828. Архивировано из оригинала (PDF) 22 декабря 2015 года . Проверено 21 октября 2015 г.
  127. ^ Майале, Робин (2019). «Обобщение результатов и неоклассическая рациональность: нерешенные противоречия методологии поведенческой экономики». Качество и количество . 53 (4): 1743–1761. дои : 10.1007/s11135-019-00837-1 . S2CID   126703002 .
  128. ^ Робертс, Расс; Талеб, Нассим (март 2018 г.). «EconTalk: Нассим Николас Талеб о рациональности, риске и шкуре в игре» .
  129. ^ Класс, Грег; Зейлер, Кэтрин (1 января 2013 г.). «Против теории дарования: экспериментальная экономика и правовая наука» . Обзор права Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . 61 (1): 2.
  130. ^ Зейлер, Кэтрин (1 января 2011 г.). «Готовность платить - готовность принять разрыв,« эффект владения », заблуждения субъектов и экспериментальные процедуры для выявления оценок: ответ» . Американский экономический обзор . 101 (2): 1012–1028. дои : 10.1257/aer.101.2.1012 .
  131. ^ Зейлер, Кэтрин (1 января 2005 г.). «Готовность платить — готовность принять разрыв, «эффект владения», заблуждения субъекта и экспериментальные процедуры для выявления оценок» . Американский экономический обзор . 95 (3): 530–545. дои : 10.1257/0002828054201387 .
  132. ^ Галь, Дэвид (6 октября 2018 г.). «Почему поведенческая экономика так популярна?» . Нью-Йорк Таймс (Мнение) . Проверено 16 ноября 2018 г.
  133. ^ Генрих, Джозеф; Хейне, Стивен Дж.; Норензаян, Ара (2010). «Самые странные люди в мире?» (PDF) . Поведенческие и мозговые науки . 33 (2–3). Издательство Кембриджского университета (CUP): 61–83. дои : 10.1017/s0140525x0999152x . ISSN   0140-525X . ПМИД   20550733 . S2CID   219338876 .
  134. ^ Рабин 1998 , стр. 11–46.
  135. ^ Керстинг, Феликс; Обст, Дэниел (10 апреля 2016 г.). «Поведенческая экономика» . Изучаем экономику .
  136. ^ Сарапульцев А.; Сарапульцев, П. (2014). «Новизна, стресс и биологические корни поведения людей на рынке» . Поведенческие науки . 4 (1): 53–69. дои : 10.3390/bs4010053 . ПМК   4219248 . ПМИД   25379268 .
  137. ^ Zhukov, D.A. (2007). Biologija Povedenija, Gumoral'nye Mehanizmy [Biology of Behavior. Humoral Mechanisms] . St. Petersburg, Russia: Rech.
  138. ^ Селье, Ганс (2013). Стресс в здоровье и болезни . Эльзевир Наука. ISBN  978-1-4831-9221-5 .
  139. ^ Рот, Элвин Э. (2002). «Экономист как инженер: теория игр, эксперименты и вычисления как инструменты экономики проектирования» (PDF) . Эконометрика . 70 (4): 1341–1378. дои : 10.1111/1468-0262.00335 . Архивировано из оригинала (PDF) 12 января 2012 года . Проверено 11 мая 2018 г.
  140. ^ Видеть; Гречениг, К. ; Никлиш, А.; Тёни, К. (2010). «Наказание, несмотря на разумные сомнения — эксперимент с общественными благами и санкциями в условиях неопределенности» . Журнал эмпирических юридических исследований . 7 (4): 847–867. дои : 10.1111/j.1740-1461.2010.01197.x . S2CID   41945226 .
  141. ^
  142. ^ Дж. Динардо, 2008. «Естественные эксперименты и квазиестественные эксперименты», Новый экономический словарь Пэлгрейва , 2-е издание. Абстрактный.
  143. ^ Jump up to: а б "Исследовать" . Институт наук о мозге Дьюка . Архивировано из оригинала 25 мая 2019 года . Проверено 21 мая 2019 г.
  144. ^ Леваллуа, Клемент; Клитеро, Джон А.; Воутерс, Пол; Смидтс, Але; Хюттель, Скотт А. (2012). «Перевод вверх: соединение нейронных и социальных наук через нейроэкономику» . Обзоры природы Неврология . 13 (11): 789–797. дои : 10.1038/nrn3354 . ISSN   1471-003X . ПМИД   23034481 . S2CID   436025 .
  145. ^ Левенштейн, Г.; Рик, С.; Коэн, Дж. (2008). «Нейроэкономика». Ежегодный обзор психологии . 59 : 647–672. дои : 10.1146/annurev.psych.59.103006.093710 . ПМИД   17883335 .
  146. ^ Пол Х. Рубин и К. Моника Капра. Эволюционная психология экономики. В Робертс, Южная Каролина (2011). Робертс, С. Крейг (ред.). Прикладная эволюционная психология . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199586073.001.0001 . ISBN  9780199586073 .
  147. ^ Грауве, Пол Де; Цзи, Юэмэй (1 ноября 2017 г.). «Поведенческая экономика также полезна в макроэкономике» .
  148. ^ Бернхейм, Дуглас; Ранхель, Антонио (2008). «Поведенческая государственная экономика» . в Пэлгрейве
  149. ^ «Ури Гнизи» . ucsd.edu . Архивировано из оригинала 25 февраля 2017 года . Проверено 18 апреля 2014 г.
  150. ^ «Роберт Сагден» .
  151. ^ «Предсказуемо иррационально» . Дэн Ариели. Архивировано из оригинала 13 марта 2008 года . Проверено 25 апреля 2008 г.
  152. ^ Стаддон, Джон (2017). «6: Поведенческая экономика» . Научный метод: Как наука работает, не работает или делает вид, что работает . Рутледж. ISBN  978-1-351-58689-4 .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c6064e5ada29d6e8d0c42d2dfba901f0__1717139460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c6/f0/c6064e5ada29d6e8d0c42d2dfba901f0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Behavioral economics - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)