Анаксагор
Анаксагор | |
---|---|
Рожденный | в. 500 г. до н.э. |
Умер | в. 428 г. до н. э. |
Эра | Древняя философия |
Область | Западная философия |
Школа | Ионическая школа |
Основные интересы | Натуральная философия |
Известные идеи | Нус , или Разум, упорядочивающий все вещи |
Анаксагор ( / ˌ æ n æ k ˈ s æ ɡ ə ə r s / ; греч . Ἀναξαγόρας , Анаксагорас , «господин собрания»; ок. 500 – ок. 428 до н. э.) был -досократиком греческим философом . Родившийся в Клазоменах в то время, когда Малая Азия находилась под властью Персидской империи , Анаксагор приехал в Афины . В более позднем возрасте он был обвинен в нечестии и отправился в ссылку в Лампсак .
Отвечая на утверждения Парменида о невозможности изменения, Анаксагор ввел понятие Нуса ( Космического Разума) как упорядочивающей силы. Он также дал несколько новых научных объяснений природных явлений, включая идею панспермии , согласно которой жизнь существует во Вселенной и может быть распространена повсюду. Он вывел правильное объяснение затмений и описал Солнце как огненную массу размером больше Пелопоннеса , а также попытался объяснить радугу и метеоры .
Биография
[ редактировать ]Анаксагор родился в городе Клазоменах в начале V века до нашей эры. [1] где он, возможно, родился в аристократической семье. [2] [1] Он прибыл в Афины либо вскоре после персидской войны (в которой он, возможно, сражался на стороне персов), либо вскоре после персидской войны. [3] или в какой-то момент, когда он был немного старше, около 456 г. до н.э. [1] Находясь в Афинах, он сблизился с афинским государственным деятелем Периклом . [1] Согласно Диогену, Лаэрцию и Плутарху , в более поздней жизни он был обвинен в нечестии и отправился в ссылку в Лампсак ; обвинения могли быть политическими из-за его связи с Периклом , если бы они не были сфабрикованы более поздними древними биографами. [4] По словам Лаэрция, Перикл выступал в защиту Анаксагора на суде. [а] , с. 450 . Несмотря на это, Анаксагор был вынужден удалиться из Афин в Лампсак в Троаде ( ок. 434–433 ). Он умер там около 428 года. Граждане Лампсака воздвигли в его память жертвенник Уму и Истине и многие годы отмечали годовщину его смерти. Над его могилой разместили следующую надпись:
Здесь покоится Анаксагор, который в поисках истины взошел на небеса. [б] [с]
Философия
[ редактировать ]Отвечая на утверждения Парменида о невозможности изменения, Анаксагор описал мир как смесь первичных неразрушимых ингредиентов, где материальные изменения никогда не были вызваны абсолютным присутствием определенного ингредиента, а скорее его относительным преобладанием над другими ингредиентами; по его словам, «каждый из них... наиболее явно представляет собой то, чего в нем больше всего». [5] Он ввел концепцию нуса ( космического разума) как упорядочивающей силы, которая перемещала и разделяла первоначальную смесь, которая была однородной или почти .
Анаксагор принес философию и дух научных исследований из Ионии в Афины. По мнению Анаксагора, все вещи каким-то образом существовали с самого начала, но первоначально они существовали в бесконечно малых фрагментах самих себя, бесконечных по числу и неразрывно связанных во всей вселенной. Все вещи существовали в этой массе, но в запутанной и неразличимой форме. [6] Существовало бесчисленное множество как однородных частей ( ὁμοιομερῆ ), так и разнородных. [6] [7]
Работа упорядочения, отделение подобного от непохожего и суммирование целого в одноимённые суммы были работой Разума или Разума ( νοῦς ). Разум не менее безграничен, чем хаотическая масса, но он оставался чистым и независимым, вещью более тонкой текстуры, одинаковой во всех своих проявлениях и везде одинаковой. Этот тонкий агент, обладающий всеми знаниями и силой, особенно правит всеми формами жизни. [д] Его первое проявление и единственное его проявление, описанное Анаксагором, — это движение. Оно придавало отчетливость и реальность совокупности подобных частей. [6]
Убыль и рост представляют собой новое агрегирование ( σὐγκρισις ) и разрушение ( διάκρισις ). Однако первоначальное смешение вещей никогда полностью не преодолевается. [6] Каждая вещь содержит части других вещей или разнородные элементы и является тем, что она есть, только благодаря преобладанию определенных однородных частей, составляющих ее характер. [8] В результате этого процесса возникают вещи, которые мы видим в этом мире. [8]
Астрономия
[ редактировать ]Плутарх [и] говорит: «Говорят, Анаксагор предсказал, что, если небесные тела ослабнут из-за какого-то скольжения или тряски, одно из них может оторваться, упасть и упасть на землю».
Его наблюдения за небесными телами и падением метеоритов привели его к формированию новых теорий всемирного порядка и к предсказанию воздействия метеоритов. По словам Плиния [ф] Ему приписывают предсказание падения метеорита в 467 году . [9] Он был первым, кто дал правильное объяснение затмений, и был известен и печально известен своими научными теориями, включая утверждения о том, что Солнце представляет собой массу раскаленного металла, что Луна земная, а звезды огненные. камни. [г] Он думал, что Земля плоская и плавает под ней, поддерживаемая «сильным» воздухом, и что возмущения в этом воздухе иногда вызывают землетрясения. [час] Он ввел понятие панспермии , согласно которому жизнь существует во Вселенной и может быть распространена повсюду. [10] [11]
Он попытался дать научное объяснение затмениям , метеорам , радугам и Солнцу , которое он описал как массу пылающего металла, размером больше, чем Пелопоннес ; он также говорил, что на Луне есть горы, и считал, что она обитаема. Небесные тела, утверждал он, представляют собой каменные массы, оторванные от Земли и воспламененные от быстрого вращения. [6] Его теории о затмениях Солнца и Луны вполне могли быть основаны на наблюдениях затмения 463 г. до н.э. [я] , который был виден в Греции.
Анаксагор был одним из первых, кто утверждал, что Луна отражает солнечный свет , а не излучает свет сама по себе; В его трудах было обнаружено утверждение, переведенное как «Солнце освещает луну своей яркостью». [12]
Математика
[ редактировать ]Согласно Плутарху в его работе «Об изгнании» , Анаксагор — первый грек, попытавшийся решить задачу квадратуры круга — задачу, над которой он работал, находясь в тюрьме. [Дж]
Наследие
[ редактировать ]Анаксагор написал книгу по философии, но сохранились только фрагменты первой части ее благодаря работе Симплиция Киликийского в VI веке нашей эры. [к]
Сообщается, что книгу Анаксагора можно было купить за драхму на афинском рынке . [1] Это наверняка было известно Софоклу , Еврипиду и Аристофану , исходя из содержания их сохранившихся пьес: [1] а возможно и Эсхилу , по свидетельству Сенеки . [1] Однако, хотя Анаксагор почти наверняка жил в Афинах при жизни Сократа (родившегося в 470 г. до н. э.), нет никаких свидетельств того, что они когда-либо встречались. В « Федоне » Платон изображает Сократа, говорящего об Анаксагоре в молодости: «Я охотно приобретал его книги и читал их так быстро, как только мог». Однако Сократ продолжает описывать свое позднее разочарование в своей философии. [л] Анаксагор также упоминается Сократом во время суда в Платона » «Апологии .
Он также упоминается в «Естественных вопросах» Сенеки (Книга 4B, первоначально Книга 3: Об облаках, Граде, Снеге). Оно гласит: «Почему и я должен позволять себе ту же свободу, какую позволял себе Анаксагор?»
Римский автор Валерий Максим сохраняет иную традицию; Анаксагор, вернувшись домой из долгого путешествия, нашел свое имущество разрушенным и сказал: «Если бы оно не погибло, я бы это сделал» - предложение, описанное Валерием как «обладающее искомой мудростью». [13] [м]
Данте Алигьери помещает Анаксагора в Первый круг ада (Лимбо) в своей «Божественной комедии» ( «Ад» , Песнь IV, строка 137).
Глава 5 во второй книге De Docta Ignorantia (1440) Николая Кузанского посвящена истинности предложения «Каждая вещь есть в каждой вещи», которое он приписывает Анаксагору.
Анаксагор появляется как персонаж второго акта « Фауста», часть II Иоганна Вольфганга фон Гете .
Фридрих Ницше также часто упоминает Анаксагора в последних главах своей книги, озаглавленной «Философия в трагическую эпоху греков» . Анаксагора Он с любовью отзывается о «нусе» и защищает эту идею, заявляя, что философы «не смогли распознать значение «нуса» Анаксагора…» и считали, что «совершенно достаточно для его проницательности обнаружить движение, способное изсоздание видимого порядка в тщательно перемешанном хаосе посредством простого непрерывного действия». [14] Ницше считает, что «нус» Анаксагора необходимо понимать как своего рода акт свободной воли, не определяемый каким-либо предшествующим действием.
См. также
[ редактировать ]- Анаксагор (кратер) на Луне
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Лаэртий 2.15
- ^ Древнегреческий : на самом деле, на краю небесного мира покоится Анаксагор.
- ^ Лаэртий 2.15
- ^ Б12
- ^ Жизнь Лисандра 12.1
- ^ Естественная история 2.149
- ^ Творог
- ^ Бёрнет
- ^ «НАСА - Полное солнечное затмение -462 30 апреля» .
- ^ Плутарх, В изгнании
- ^ Проще
- ^ Платон, Федон , 85б.
- ^ Вал. Макс., 8, 7, доп., 5: Кто, вернувшись из долгого паломничества и увидев свое имущество опустошенным, «я не был бы в безопасности», говорит он, «если бы они не погибли». требуемая мудрость!
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Творог 2019 , 1.
- ^ ДК 59А1 .
- ^ Коплстон 2003 , стр. 66.
- ^ Филоник 2013 , стр. 26–33.
- ^ Творог 2011 , B12.
- ^ Jump up to: а б с д и Уоллес и Митчелл 1911 , с. 943.
- ^ Шмитц 1870 .
- ^ Jump up to: а б Смит 1952 .
- ^ Купри 2004 .
- ^ Холлингер 2016 .
- ^ Колб и Кларк 2020 , с. 47.
- ^ Берджесс, Марк Роберт (2011). Трансцендентный априоризм: поиски чистого разума нуменального . Универсал-Издательство. п. 90. ИСБН 9781599423814 .
- ^ Творог 2007 .
- ^ Ницше (1873). Философия в трагическую эпоху греков . стр. 115–116.
Ссылки
[ редактировать ]Древнее свидетельство
[ редактировать ]В Дильса-Кранца нумерации свидетельств и фрагментов досократической философии Анаксагор занесен в каталог под номером 59.
Последнее издание этого каталога: Дильс, Герман; Кранц, Вальтер (1957). Пламбёк, Герт (ред.). Фрагменты досократиков (на древнегреческом и немецком языках). Ровольт. ISBN 5-87560-741-6 . Проверено 11 апреля 2022 г.
Биография
[ редактировать ]- А1. Лаэртий, Диоген (1925). . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 1:2. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба.
- А3. «Гераклит». Суда .
- А5. Лаэртий, Диоген (1925). . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 2:9. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба. § 41.
- А12. Плутарх . Жизнь Лисандра . §12 .
- А13. Плутарх . Жизнь Перикла . §16 .
- А15. Платон . Федр . 270а .
- А16. Плутарх . Жизнь Перикла . §6 .
- А17. Плутарх . Жизнь Перикла . §32 .
- А18. Плутарх . Жизнь Никия §23 .
Сочинения
[ редактировать ]Доктрины
[ редактировать ]Фрагменты
[ редактировать ]- Б1. Симплиций Киликийский . Комментарий к физике Аристотеля . 155.23.
- Б2. Симплиций Киликийский. Комментарий к физике Аристотеля . 155.30.
- Б3. Симплиций Киликийский. Комментарий к физике Аристотеля . 164.16.
- Б4. Симплиций Киликийский. Комментарий к физике Аристотеля . 34.28.
- Б5. Симплиций Киликийский. Комментарий к физике Аристотеля . 156,9.
- Б6. Симплиций Киликийский. Комментарий к физике Аристотеля . 164,25.
- Б7. Симплиций Киликийский. Комментарий к книге Аристотеля «О небесах» . 155.23.
- Б8. Симплиций Киликийский. Комментарий к физике Аристотеля . 175.11.
- Б9. Симплиций Киликийский. Комментарий к физике Аристотеля . 35.13.
- Б10. Симплиций Киликийский. Комментарий к физике Аристотеля . 460.16.
- Б11. Симплиций Киликийский. Комментарий к физике Аристотеля . 164,22.
- Б12. Симплиций Киликийский. Комментарий к физике Аристотеля . 164,24.
- Б13. Симплиций Киликийский. Комментарий к физике Аристотеля . 300.27.
- Б14. Симплиций Киликийский. Комментарий к физике Аристотеля . 157,5.
- Б15. Симплиций Киликийский. Комментарий к физике Аристотеля . 179.3.
- Б16. Симплиций Киликийский. Комментарий к физике Аристотеля . 179,6.
- Б17. Симплиций Киликийский. Комментарий к физике Аристотеля . 163.18.
- Б18. Плутарх . О лице, появляющемся на орбите Луны . Стефанус п. 929б .
- Б21. Секст Эмпирик . Против логиков . Книга I.90.
- Б21а. Секст Эмпирик . Против логиков . Книга I.140.
- Б21б. Плутарх . О Фортуне . Стефанус п. 98ф .
Переводы фрагментов
[ редактировать ]- Творог, Патрисия, изд. (2011). Читатель досократиков: избранные фрагменты и свидетельства (второе изд.). Индианаполис. ISBN 978-1-60384-305-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Творог, Патрисия, изд. (2007). Анаксагор из Клазомен. Фрагменты и свидетельства: текст и перевод с примечаниями и очерками . Торонто: Университет Торонто Press.
- Грэм, Дэниел В. (2010). Тексты ранней греческой философии: Полные фрагменты и избранные свидетельства крупнейших досократиков, Часть 1 . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-73763-0 .
- Симплиций: О физике Аристотеля 1.1–2 . Издательство Блумсбери. 7 апреля 2022 г. ISBN 978-1-350-28570-5 .
- Симплиций: Об Аристотеле Физика 1.3-4 . А&С Черный. 22 апреля 2014 г. ISBN 978-1-4725-1531-5 .
- Симплиций: Об Аристотеле на небесах 1.3-4 . А&С Черный. 22 апреля 2014 г. ISBN 978-1-4725-0170-7 .
- Сайдер, Дэвид (редактор), «Фрагменты Анаксагора» с введением, текстом и комментариями, Санкт-Августин: Academia Verlag, 2005.
- Кирк Г.С .; Рэйвен, Дж. Э. и Шофилд, М. (1983) Досократические философы: критическая история с подборкой текстов (2-е изд.), Cambridge University Press, Кембридж, ISBN 0-521-25444-2 ; первоначально авторами были Кирк и Рэйвен и опубликовано в 1957 году. ОСЛК 870519
Источники
[ редактировать ]- Бернет Дж. (1892). Ранняя греческая философия А. и К. Блэк, Лондон, OCLC 4365382 и последующие издания, издание 2003 г., опубликованное Kessinger, Whitefish, Montana, ISBN 0-7661-2826-1
- Коплстон, Фредерик Чарльз (2003). «IX: Наступление Анаксагора». История философии: Том 1 Греция и Рим (переиздание) . Континуум. ISBN 978-0-8264-6895-6 .
- Купри, Дирк (2004). «Как Фалес смог «предсказать» солнечное затмение без помощи предполагаемой месопотамской мудрости». Ранняя наука и медицина . 9 (4): 321–337. дои : 10.1163/1573382043004631 . ISSN 1383-7427 .
- Творог, Патрисия (2019). «Анаксагор» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Филоник, Якуб (2013). «Афинские суды над нечестием: переоценка». Дике . 16 (16). дои : 10.13130/1128-8221/4290 .
- Холлингер, Майк (2016). «Жизнь из других мест - ранняя история индивидуальной теории панспермии». Архив Зудгофа . 100 (2): 188–205. doi : 10.25162/sudhoff-2016-0009 . JSTOR 24913787 . ПМИД 29668166 . S2CID 4942706 .
- Колб, Вера М.; Кларк, Бентон К. III (13 июля 2020 г.). «10» . Астробиология для широкого читателя: вопросы и ответы — гипотеза панспермии . Издательство Кембриджских ученых . п. 47. ИСБН 978-1-5275-5502-0 .
- Шмитц, Леонард (1870). «Анаксагор» . Смит , Уильям (ред.). Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Том. 1.
- Смит, Гомер В. (1952). Человек и его боги . Нью-Йорк: Гроссет и Данлэп . п. 145 .
- Уоллес, Уильям ; Митчелл, Джон Малкольм (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 943.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бакалис Николаос (2005). Справочник по греческой философии: от Фалеса до анализа стоиков и фрагментов , Trafford Publishing, Виктория, Британская Колумбия, ISBN 1-4120-4843-5
- Барнс Дж. (1979). Досократические философы , Рутледж, Лондон, ISBN 0-7100-8860-4 и выпуски 1982, 1996 и 2006 гг.
- Дэвисон, Дж. А. (1953). «Протагор, Демокрит и Анаксагор». Классический ежеквартальный журнал . 3 (нс) (1–2): 33–45. дои : 10.1017/s0009838800002585 . S2CID 170730707 .
- Гершенсон, Дэниел Э. и Гринберг, Дэниел А. (1964) Анаксагор и рождение физики , Blaisdell Publishing Co., Нью-Йорк, ОСЛК 899834
- Грэм, Дэниел В. (1999). «Эмпедокл и Анаксагор: ответы Пармениду», глава 8 книги Лонг, А.А. (1999), «Кембриджский справочник по ранней греческой философии», издательство Cambridge University Press, Кембридж, стр. 159–180, ISBN 0-521-44667-8
- Гатри, WKC (1962). История греческой философии . Том. 2. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Лухте, Джеймс (2011). Ранняя греческая мысль: перед рассветом . Лондон: Издательство Блумсбери. ISBN 978-0-567-35331-3 .
- Мансфельд, Дж. (1979). «Хронология афинского периода Анаксагора и дата суда над ним». Мнемозина . 32 (1/2): 39–69. дои : 10.1163/156852579X00219 . ISSN 0026-7074 . JSTOR 4430850 .
- Мэнсфилд, Дж. (1980). «Хронология афинского периода Анаксагора и дата суда над ним». Мнемозина . 33 (1–2): 17–95. дои : 10.1163/156852580X00271 .
- Сэндиуэлл, Барри (1996). Досократическая рефлексивность: построение философского дискурса, c. 600–450 гг . до н.э. Том. 3. Лондон: Рутледж.
- Шофилд, Малькольм (1980). Очерк Анаксагора . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-22722-3 .
- Тейлор, А.Э. (1917). «О дне суда над Анаксагором» . Классический ежеквартальный журнал . 11 (2): 81–87. дои : 10.1017/S0009838800013094 . S2CID 170595550 . Зенодо : 1428584 .
- Тейлор, CCW (ред.) (1997). Рутледж История философии: от начала до Платона , Vol. Я, стр. 192–225, ISBN 0-415-06272-1
- Теодорссон, Свен-Таге (1982). Теория материи Анаксагора . Труды Гетеборгского университета, Гетеборг, Швеция, ISBN 91-7346-111-3
- Торрихос-Кастрильехо, Давид (2014) Анаксагор и его рецепция у Аристотеля [ постоянная мертвая ссылка ] . Рим: EDUSC, ISBN 978-88-8333-325-5 (на испанском языке)
- Уоррен, Джеймс (2007). «Анаксагор». Досократики . Стоксфилд: Проницательность. стр. 119–134. ISBN 978-1-84465-391-1 .
- Райт, MR (1995). Космология в древности . Лондон: Рутледж.
- Целлер, А. (1881). История греческой философии: от древнейшего периода до времен Сократа , Vol. II, перевод С. Ф. Аллейна, стр. 321–394.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Анаксагоре Запись Майкла Пациа об в Интернет-энциклопедии философии
- О'Коннор, Джон Дж.; Робертсон, Эдмунд Ф. , «Анаксагор» , Архив истории математики MacTutor , Университет Сент-Эндрюс
- Перевод и комментарий из Джона Бёрнета » «Ранней греческой философии .
- Работы Анаксагора или о нем в Интернет-архиве.
- Работы Анаксагора в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- 500-е годы до нашей эры, рождение
- Смерти 420-х годов до нашей эры
- Греческие философы V века до н.э.
- Древнегреческие математики
- Древнегреческие физики
- Древние греки из империи Ахеменидов
- Древнегреческие философы разума
- Древнегреческие метафизики
- Философы-метики в классических Афинах
- Военнослужащие империи Ахеменидов
- Натурфилософы
- Люди из Клазомен
- Философы древней Ионии
- Философы-плюралисты
- Математики V века до нашей эры
- Греческие изгнанники
- Древних греков обвиняют в святотатстве