Сейдр

На древнескандинавском языке seiðr ( иногда англизированный как seidhr , seidh , seidr , seithr , seith или seid ) был типом магии , которая практиковалась в скандинавском обществе во время позднего скандинавского железного века . Считается, что практика сейра — это форма магии, связанная как с предсказанием, так и с формированием будущего. Связанный с древнескандинавской религией , его происхождение в значительной степени неизвестно, и его практика постепенно пришла в упадок после христианизации Скандинавии . Сообщения о сейде обнаружили дополнительные свидетельства о нем позже вошли в саги и другие литературные источники, а археологи . Различные ученые обсуждали природу сейда , некоторые из них утверждали, что он имел шаманский контекст и включал в себя визионерские путешествия его практикующих.
Практикующими сейд были представители обоих полов, а волшебницы были известны как вёлур , сейдконур и висендакона . Были также сообщения о практикующих мужчинах, известных как сейдменн (или сейдмадур в единственном числе). Во многих случаях у этих магов были помощники, которые помогали им в ритуалах.
В дохристианской скандинавской мифологии сейд ассоциировался как с богом Одином , божеством, которое одновременно отвечало за войну, поэзию и колдовство, так и с богиней Фрейей , членом ванов, которая , как полагали, научила этой практике асов . . [ 1 ]
В 20 веке приверженцы различных современных языческих новых религиозных движений переняли формы магико-религиозной практики, в том числе сейд . Практика этих современных сейд -работников с тех пор изучалась различными академическими исследователями, работающими в области языческих исследований .
Терминология и этимология
[ редактировать ]Seiðr Считается, что происходит от протогерманского * saiðaz , родственного литовскому saitas (связывать, привязь) и протокельтскому * soito- «колдовство» (что дает валлийское hud , бретонское hud «магия»), все они произошли от протоиндо-индийского языка. -Европейское * soi- to- 'струна, веревка', в конечном итоге от протоиндоевропейского корня * seH2i- 'связывать'. [ 2 ]
Родственные слова в древневерхненемецком языке (см. немецкий Saite , используемый как в струнных инструментах, так и в смычках) и древнеанглийском стиха есть такая строка. относятся к «шнуру, веревке» или «ловушке, шнуру, поводу», и в стихе 15 скальдического стихотворение Рагнарсдрапа используется , в котором сейд в этом смысле. [ 3 ] Однако неясно, как это происхождение связано с практикой сейда . Было высказано предположение, что использование шнура для привлечения может быть связано с сейдом , где привлечение является одним из элементов практики магии сейда , описанной в скандинавской литературе, и с колдовством в скандинавском фольклоре . [ 3 ] Однако, если бы сейд включал в себя «заклинания прядения», это могло бы объяснить прялку , инструмент, используемый для прядения льна, а иногда и шерсти, который, по-видимому, связан с практикой сейд . [ 3 ] В любом случае, нить относится к «нитям судьбы», которые Норни прядут, измеряют и перерезают.
Древнеанглийские термины, родственные seiðr, — это -siden (как суффикс существительного ælfsiden в различных изменяемых формах) и sidsa , оба из которых засвидетельствованы только в контекстах, которые предполагают, что они использовались эльфами ( ælfe ); они, вероятно, означали что-то похожее на seiðr . [ 4 ] Среди древнеанглийских слов, обозначающих практикующих магию, есть wicca (м.) или wicce (ф.), этимоны современного английского слова « ведьма ».
Древнескандинавская литература
[ редактировать ]В эпоху викингов практика сейра мужчинами имела оттенок немужественности или женственности, известный как эрги , поскольку ее манипулятивные аспекты противоречили мужскому идеалу откровенного, открытого поведения. [ 5 ] Фрейя и, возможно, некоторые другие богини скандинавской мифологии были практикующими сейд обвинил Одина . Локи в «Локасенне» в том, что он «мужественный», на что Один ответил: «Знаешь ли ты, что я дал тем, кому не следует – победу трусам? Ты пробыла восемь зим на земле внизу, доила корову, как женщина, и родила там детей. Мне кажется, это свидетельствует о низменной натуре».
Саги
[ редактировать ]Эрик Красный
[ редактировать ]XIII века В «Саге об Эрике Рыжем» жил сейкона или вёлва в Гренландии по имени Торбьёрг («защищённый Тором»). Она носила синий плащ и головной убор из черного ягненка, отделанный белым горностаем, несла символическую прялку ( seiðstafr ), которую похоронили вместе с ней, и сидела на высокой платформе. Как сказано в саге:
Но когда она пришла вечером и увидела человека, посланного ей навстречу, она была так одета, что на ней была синяя клетчатая мантия, и все было завалено камнями. На шее у нее были стеклянные номера, на голове черный шарф из овчины и подкладка из белой кошачьей кожи. И у нее в руке была палка, и она была на кнопке. Она была отделана латунью, а поверх пуговицы были помещены камни. При ней была кньёскулинда, и там был большой сундук с сокровищами, и там она хранила свою магию, которую ей нужно было иметь для получения знаний. На ногах у нее были меховые сапоги из телячьей кожи, длинные ремешки с большими жестяными пуговицами на концах. На руках у нее были перчатки из кошачьей кожи, белые внутри и пушистые. [ 6 ] |
Теперь, когда она пришла вечером в сопровождении человека, посланного встретить ее, она была одета так нарядно, что на ней была синяя мантия с завязками на шее, инкрустированная драгоценными камнями совсем вниз. к юбке. На шее у нее были стеклянные бусы. На голове у нее был черный капюшон из овчины, подбитый горностаем. В руке она держала посох с набалдашником; он был украшен медью и инкрустирован драгоценными камнями вокруг ручки. Вокруг нее она носила пояс из мягких волос (или пояс из сенсорного дерева). [ 7 ] ), а там находился большой кожаный мешочек, в котором она хранила нужные ей в ее мудрости талисманы. На ногах у нее были волосатые туфли из телячьей кожи с длинными и прочными на вид ремешками и большими латунными шишками на концах. На руках у нее были перчатки из горностаевой кожи, внутри они были белые и волосатые. [ 8 ] |
Другие саги
[ редактировать ]Как описано Снорри Стурлусоном в его саге об Инглингах , [ 9 ] seiðr включает в себя как гадание, так и манипулятивную магию. Кажется вероятным, что тип гадания практикующих сейд обычно отличался, по своей более метафизической природе, от повседневных предсказаний, совершаемых провидцами ( menn framsýnir , menn forspáir ).
Однако в главе 44 исландской саги Vatnsdæla saga Тордис Спакона одалживает кому-то свой черный плащ и палку ( stafsprotann ) для магии. Палкой трижды ударяют человека по левой щеке, чтобы заставить его забыть, и три раза по правой щеке, чтобы заставить его вспомнить.
Сказки
[ редактировать ]Сейд упоминается в исландских сказках XIX века (Íslenzkar Þjóðsögur og Æfintýri, Jón Árnason).
Практики
[ редактировать ]Прайс отмечал, что из-за своей связи с эрги , сейд несомненно, находился на «одной из моральных и психологических границ общества». [ 10 ] Сейдр включал в себя произнесение заклинаний ( гальдрар , сиг . galdr ). [ 11 ]
Практикующие, возможно, были религиозными лидерами общины викингов и обычно нуждались в помощи других практикующих, чтобы вызвать их божества, богов или духов. Как они описаны в ряде других скандинавских саг, в частности в «Саге об Эрике Рыжем» , практикующие соединялись с духовным миром через пение и молитвы. Тексты викингов предполагают, что ритуал сейд использовался во времена внутреннего кризиса как инструмент для заглядывания в будущее, а также для проклятия и проклятия врагов. С учетом сказанного, его можно было использовать для великого добра или разрушительного зла, а также для ежедневного руководства. [ 12 ]
Один автор, Нил Прайс, утверждает, что весьма вероятно, что некоторые части этой практики включали сексуальные действия. [ 10 ] Ученые отметили, что в различных исландских сагах посохи имеют фаллические эпитеты. [ 13 ]
Мифология
[ редактировать ]Один и Седр
[ редактировать ]
Британский археолог Нил Прайс отметил, что «царство колдовства» присутствовало во многих аспектах Одина. [ 14 ]
В «Локасенне» , согласно «Поэтической Эдде», Локи обвиняет Одина в занятиях сейдром , осуждая его как немужское искусство ( эрги ). Оправдание этому можно найти в саге об Инглингах , где Снорри полагает, что практика сейра делала практикующего слабым и беспомощным.
Одним из возможных примеров сейда в скандинавской мифологии является пророческое видение, данное Одину в « Вёлуспа» вёльвой, в честь которой названо стихотворение. Ее видение не связано явно с сейдом ; однако это слово встречается в стихотворении по отношению к персонажу по имени Хейд (который традиционно ассоциируется с Фрейей, но может быть тождественен вёлве ) . [ 15 ] Взаимосвязь между вёльвой в этом рассказе и норнами , судьбами скандинавских преданий, сильна и поразительна.
Другим известным мифологическим практиком сейда был Гроа , который пытался помочь Тору и который в Свипдагсмале в стихотворении, озаглавленном «Грогальдр» «Заклинание Гроа», вызван из могилы.
Фрейя и Седр
[ редактировать ]Как и Один, скандинавская богиня Фрейя также ассоциируется с сейдом в сохранившейся литературе . В саге об Инглингах ( ок. 1225 ), написанной исландским поэтом Снорри Стурлусоном , утверждается, что сейд первоначально был практикой среди ванов , но что Фрейя, которая сама была членом ванов, познакомила с ней асов . когда она присоединилась к ним. [ 16 ]
Фрейя описывается в саге об Инглингах как адепт тайн сейда , и говорится, что именно она научила этому Одина:
Дочью Ньярдара была Фрейя. Она была ругающейся богиней. Сначала она преподавала у Асума Сейда, которым Вон часто пользовался.
« Дочерью Ньёрда была Фрейя. Она руководила жертвоприношением. Именно она впервые познакомила асов с сейром , что было принято среди ванов».
Происхождение
[ редактировать ]Со времени публикации Якоба Гримма в 1835 году социо-лингвистической книги «Deutsches Wörterbuch » (стр. 638) ученые проводят балто-финскую связь с сейдом , ссылаясь на изображение его практиков как таковых в сагах и других источниках и связывая сейд с практики ноайди , шаманов по отцовской линии саамского народа . Однако возможно и индоевропейское происхождение. [ 17 ] Обратите внимание, что финское слово seita и саамские варианты термина sieidde относятся к дереву в форме человека или большому камню или скале странной формы и не обязательно относятся к магической силе. Однако есть веские основания полагать, что эти слова в конечном итоге происходят от seiðr . [ 18 ]
Сейд и гендерные роли в скандинавском обществе
[ редактировать ]В древнескандинавских обществах гендерные роли были очень жесткими, и отклонение от них считалось постыдным. Это иллюстрируется отношением к сейру и его месту как женского ремесла.
Женщину, практикующую сейд , иногда называли вёльва , что означает провидица . Иногда ее также называли спа-кона или сейд-кона , что означает «женщина-пророчество» и «женщина-волшебница» соответственно. [ 19 ] Поскольку сейд рассматривался как женская практика, любой мужчина, занимавшийся ею ( сейдмадр ), [ 20 ] был связан с концепцией под названием эрги , обозначением мужчины в скандинавском обществе, который был немужским, женственным и, возможно, гомосексуальным. [ 19 ]
Иногда женщины, занимающиеся этим ремеслом, брали в ученики молодых мужчин, а те, кто стал матерями, обучали этому ремеслу своих сыновей. [ 21 ] Хотя это и не считалось респектабельным делом, мужчины нередко участвовали в сейд магии .
Современное язычество
[ редактировать ]Современное язычество, также называемое неоязычеством, представляет собой общий термин, используемый для обозначения широкого спектра новых религиозных движений, особенно тех, которые находятся под влиянием различных языческих верований досовременной Европы. [ 22 ] [ 23 ] Некоторые из этих современных языческих религий конкретно опираются на оригинальные средневековые религиозные верования и практики англосаксонской Англии в качестве источников вдохновения, принимая таких англосаксонских божеств как свои собственные.
Сейд интерпретируется по-разному разными группами и практиками, но обычно считается, что он указывает на измененное сознание или даже на полную потерю физического контроля. [ 24 ] Диана Л. Паксон и ее группа «Храфнар» попытались реконструировать сейд (особенно форму оракула) на основе исторического материала. [ 25 ] Автор Ян Фрис рассматривает сейд как форму «шаманского дрожи», которую он связывает с «кипением», используемым в качестве шаманской техники, причем идея является его собственной и разработана посредством экспериментов. [ 26 ] По мнению Блейна, сейр является неотъемлемой частью духовной практики, соединяющей практикующих с более широкой космологией британского германского неоязычества. [ 27 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Прайс 2002 , стр. 91, 108.
- ^ Хиллестед, Адам, 2010, «Предшественники кельтского и германского языков». в SW Jamison, HC Melchert & B Vine (редакторы), Труды двадцать первой ежегодной индоевропейской конференции Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, Лос-Анджелес, 30 и 31 октября 2009 г. Доктор Уте Хемпен Верлаг, Бремен, стр. 107-128.
- ^ Jump up to: а б с Хайде 2006 , стр. 164–68.
- ^ Холл 2004 , стр. 117–30.
- ^ Холл 2007 , с. 148.
- ↑ Сага об Эйрике Красном , Глава 4.
- ^ Гундарссон, Квелдульфр. «Спае-Ремесло, Сейр и шаманизм» . www.hrafnar.org . Проверено 10 мая 2017 г.
- ^ « Сага об Эрике Рыжем », Глава 4.
- ^ «Хеймскрингла — Сага об Инглингах, стр. 2, разд. 7» . www.northvegr.org . Архивировано из оригинала 6 апреля 2010 года . Проверено 10 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Прайс 2002 , с. 210.
- ^ Торссон, Эдред (1999). Колдовство истины: исследование Вана-Трот и практика сейра . Смитвилл, Техас: Runa-Raven Press. ISBN 978-1-885972-12-5 . OCLC 755015906 .
- ^ Дюбуа 1999 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Прайс 2002 , с. 217.
- ^ Прайс 2002 , с. 94.
- ^ МакКиннелл 2001 , стр. 394–417.
- ^ Прайс 2002 , с. 108.
- ^ Холл 2004 , стр. 121–122.
- ^ Парпола 2004 , стр. 107-1. 235–73.
- ^ Jump up to: а б Тор, Юинг (2008). Боги и поклонники: В викингском и германском мире . Страуд, Глостершир: Темус. ISBN 9780752435909 . OCLC 195680405 .
- ^ Более общий термин для духовного практика-мужчины был витки (« колдун »).
- ^ Йохенс, Дженни (1991). «Древнескандинавская магия и пол: þátrr þorvald Ens Víðförla». Скандинавские исследования . 63 (3): 305–317. JSTOR 40919289 .
- ^ Карпентер 1996 , с. 40.
- ^ Льюис 2004 , с. 13.
- ^ Харви 1997 .
- ^ Блейн 2001 , с. 21.
- ^ Фрис 1996 .
- ^ Блейн 2001 , с. 13.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Блейн, Дженни (2001). Девять миров сейд-магии: экстаз и неошаманизм в североевропейском язычестве . Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-25650-Х .
- Карпентер, Деннис Д. (1996). «Эмерджентная духовность природы: исследование основных духовных контуров современного языческого мировоззрения». В Льюисе, Джеймсе Р. (ред.). Магическая религия и современное колдовство . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 35–72. ISBN 978-0-7914-2890-0 .
- Дюбуа, Томас А. (1999). Скандинавские религии в эпоху викингов . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 0-8122-3511-8 . Ч. 6.
- Фрис, Январь (1996). Seidways: тряска, покачивание и тайны змей . Мандрагора. ISBN 1-869928-36-9 .
- Холл, Аларик (2004). Значения слов «эльф » и «эльфы» в средневековой Англии . Вудбридж: Бойделл, 2007.
- Холл, Аларик (2007). Эльфы в англосаксонской Англии: вопросы веры, здоровья, пола и идентичности . Вудбридж: Бойделл Пресс. ISBN 978-1-84383-294-2 .
- Харви, Грэм (1997). Слушающие люди, Говорящая Земля . Лондон: Издательство C. Hurst & Co. ISBN 978-1-85065-272-4 .
- Хайде, Эльдар (2006). «Вращающийся Сейр». В Андрене, Андерс; Дженнберт, Кристина; и др. (ред.). Древнескандинавская религия в долгосрочной перспективе: истоки, изменения и взаимодействия . Лунд, Швеция: Nordic Academic Press. стр. 164–168. ISBN 91-89116-81-Х .
- Льюис, Джеймс Р. (2004). Оксфордский справочник новых религиозных движений . Лондон и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-514986-9 .
- Маккиннелл, Джон (2001). «О Хейдре». Книга саг об Обществе викингов (PDF) . Том. 25. стр. 394–417.
- Парпола, Аско (2004). «Древнескандинавский SEIÐ (R), финский SEITA и саамский шаманизм». В Ирме Хиваринен; Петри Каллио; Ярмо Корхонен (ред.). Этимология, заимствования и развитие: Фестиваль Йормы Койвулехто к его 70-летию . Mémoires de la Société Néophilologique de Helsinki, 64. Хельсинки: Société Néophilologique. стр. 235–73.
- Прайс, Нил (2002). Путь викингов: религия и война в Скандинавии позднего железного века . Уппсала: Департамент археологии и древней истории Уппсальского университета. ISBN 91-506-1626-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гардела, Лешек (2009). В умах викингов: новая интерпретация посохов волшебства и разгадка сейдра . Издательство Брепольс.
- Якобссон, Арманн (2011). «Один как мать: древнескандинавский девиантный патриарх». Архив скандинавской филологии . 126 : 5–16.
- Джолли, Карен; Раудвере, Екатерина; Питерс, Эдвард (2002). Колдовство и магия в Европе: Средние века . Атлон История колдовства и магии в Европе. Том. 3. Лондон: Атлон Пресс. ISBN 978-0-485-89103-4 .
- Карлссон, Томас (2002). Утарк: Темная сторона рун . Сундбюберг: Уроборос. ISBN 91-974102-1-7 . OCLC 186199355 . Показаны рунические изображения Т. Кетола.
{{cite book}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - Норт, Ричард (1997). Языческие боги в древнеанглийской литературе . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-03026-7 .
- Поллингтон, Стивен (2011). Старшие боги: Потусторонний мир ранней Англии . Литл-Даунхэм, Кэмбс, Великобритания: Anglo-Saxon Books. ISBN 978-1-898281-64-1 .
- Толли, Клайв (2009). Шаманизм в скандинавских мифах и магии: Том первый . Хельсинки: Финская академия наук. ISBN 978-951-41-1028-3 .