Моди-скрипт
Моди перерыв / 𑘦𑘻𑘚𑘲 | |
---|---|
![]() Стих из Днянешвари шрифтом Моди . | |
Тип сценария | |
Период времени | в. 1200 или ок. 1600–ок. 1950 рэндов [ 1 ] [ 2 ] (Две разные теории происхождения) |
Направление | Слева направо ![]() |
Языки | Начальный Маратхи Иногда конкани , хинди , гуджарати , каннада , телугу и санскрит. [ 1 ] [ 2 ] |
Связанные скрипты | |
Родительские системы | |
Родственные системы | Гуджарати , Кайти , Деванагари , Нандинагари , Гунджала Гонди |
ИСО 15924 | |
ИСО 15924 | Моди (324) , Моди, Моди |
Юникод | |
Псевдоним Юникода | Моди |
U + 11600–U + 1165F Окончательное принятое предложение по сценарию |
Брахмические сценарии |
---|
Сценарий Брахми и его потомки |
Моди ( маратхи : मो ी ญ , Произношение на маратхи: [moːɖiː] ) [ 3 ] Это сценарий, используемый для написания языка маратхи , который является основным языком, на котором говорят в штате Махараштра , Индия . Существует множество теорий относительно его происхождения. [ 4 ] Сценарий Моди использовался наряду со сценарием деванагари для написания маратхи до 20-го века, когда балбодха стиль сценария деванагари не был продвинут как стандартная система письма для маратхи. [ 5 ]
Этимология
[ редактировать ]Имя «Моди » может быть получено из маратхи глагола moḍaṇe ( маратхи : मोडणे), что означает «сгибаться или ломаться». Считается, что Моди произошел от сломанных символов деванагари, что подтверждает эту конкретную этимологию. [ 2 ]
Теории происхождения
[ редактировать ]Теория происхождения гемадпанта
[ редактировать ]Хемадпант был министром во время правления Махадевы. [ 6 ] (годы правления 1261–1271) и первые годы правления Рамачандры (годы правления с 1271 по 1309 год) [ 7 ] из династии Ядава . [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
Подтеория творения
[ редактировать ]Хемадпант создал сценарий Моди. [ 9 ]
Подтеория уточнения
[ редактировать ]Сценарий Моди существовал уже в 13 веке; он был усовершенствован и представлен Хемадпантом как официальный сценарий маратхи. [ 1 ]
Подтеория Шри-Ланки
[ редактировать ]Хемадпант привез сценарий Моди в Индию из Шри-Ланки. [ 2 ] [ 10 ]
Теория происхождения Бахаджи Аваджи Читниса
[ редактировать ]Бакаджи Аваджи Читнис был государственным секретарем короля маратхов Шиваджи Махараджа (правил в 1642–1680 гг.). [ 2 ]
История
[ редактировать ]Существуют различные стили письма Моди, связанные с определенной эпохой. В каждую эпоху произошло множество изменений. [ 2 ] [ 6 ]
Прото-Моди
[ редактировать ]Стиль протомоди, или адьякалин (आद्यकालीन), появился в XII веке.
Ядава Эра
[ редактировать ]Стиль эпохи Ядава, или ядавакалин (यादव कालीन) , возник как отдельный стиль в 13 веке во времена династии Ядава .
Бахамани Эра
[ редактировать ]Стиль Бахаманской эпохи, или (период Бахмани) , появился в XIV–XVI веках, в годы существования Бахманийского султаната. бахаманикалин
Эра Чатрапати Шиваджи
[ редактировать ]Во время правления Шиваджи , стиля Шиваджи, или шивакалин (शिव कालीन) , который был в 17 веке, развился читнисский стиль письма Моди.
Пешва Эра
[ редактировать ]В эпоху пешва , или пешвекалин (पेशवे कालीन) , различные стили Моди получили широкое распространение во времена Империи маратхов и просуществовали до 1818 года. Отличительными стилями Моди, использовавшимися в этот период, были Читниси, Билавалкари, Махадевапанти и Ранади. Несмотря на то, что все они были довольно популярны, Читниси был самым известным и часто используемым шрифтом для письма Моди.
Эпоха после обретения независимости
[ редактировать ]
Использование Моди уменьшилось после обретения Индией независимости. Теперь стиль Балбодха Деванагари является основным письмом, используемым для написания маратхи. [ 11 ] [ 12 ] Однако некоторые лингвисты в Пуне недавно начали попытки возродить этот сценарий. [ 13 ]
Описание
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Сценарий Моди происходит от семейства сценариев Нагари и представляет собой модификацию стиля Балбодх сценария Деванагари, предназначенного для непрерывного письма. Хотя Моди основан на деванагари, он значительно отличается от него с точки зрения формы букв, поведения передачи и орфографии. Формы некоторых согласных, гласных и знаков гласных схожи. Различия видны в поведении этих персонажей в определенных обстоятельствах, например, в сочетаниях согласных и гласных и соединениях согласных, которые являются стандартными особенностями орфографии Моди. В сценарии Моди 46 различных букв, из которых 36 согласных и 10 гласных. [ 2 ]
Курсивные функции
[ редактировать ]Сценарий Моди имеет несколько характеристик, которые облегчают письмо, сводя к минимуму необходимость отрывать ручку от бумаги для погружения в чернила при переходе от одного символа к другому. Некоторые персонажи представляют собой «сломанные» версии своих собратьев из деванагари, а многие персонажи имеют более круглую форму. Эти характеристики делают Моди своего рода скорописным стилем письма на маратхи. В сценарии Моди нет короткого «i» (इ) и длинного «ū» (ऊ) деванагари. [ 2 ] Курсивный характер письма также позволял писцам легко делать несколько копий документа, если это необходимо. [ 13 ]

Особенности букв
[ редактировать ]В сценарий Моди вносятся многочисленные изменения в письменном виде как «сокращения», отражающие его историю как квазисокращенной формы деванагари.
Согласные делятся на три широкие категории: 1) те, которые всегда сохраняют свою изолированную форму и присоединяют формы зависимых гласных способом, обычным для большинства индийских письменностей; 2) Те, которые принимают «контекстную» форму и меняют свою форму только при наличии зависимой гласной сразу после нее, и в этом случае эти формы гласных присоединяются к контекстуальной форме согласного единообразно, как это делается с согласными. в Категории 1 и с большинством других индийских алфавитов; и 3) те, которые образуют лигатуры при наличии гласной, следующей за согласной. Лигатуры обычно определяются формой согласной и наличием петли справа.
Что касается союзов, то, как и в деванагари, кша и тра имеют особые союзы, в то время как другие согласные обычно занимают полуформы или контекстуальные формы. Буква ра особенная, так как она может занимать разные визуальные позиции в качестве первого согласного в соединении в зависимости от того, палатализована она или нет. Однако как второй согласный в группе он функционирует почти так же, как и в деванагари.
Альтернативные формы буквы ра также используются для образования многосложных групп с ее участием. Это видно в кара , тара , сара и некоторых других как присоединенное ра в правом нижнем углу буквы, а при соединении в конце других слогов оно проявляется с изогнутой головкой. После зависимых знаков гласных, таких как -aa, и знаков препинания, таких как dandas, внизу также присоединяется ra , а любые дополнительные знаки гласных пишутся непосредственно поверх присоединенного ra .
У Моди также есть пустой кружок, обозначающий сокращения, которые также, возможно, были заимствованы Гойканади и использовались для написания конкани , тесно связанного с маратхи .
Удар головой
[ редактировать ]Штрих головы в Моди отличается от Деванагари тем, что он обычно пишется до букв, чтобы создать «разлинованную страницу» для написания Моди в строках. Таким образом, нет видимых границ слов, поскольку штрих головы не прерывается между словами.
Использование
[ редактировать ]Сценарий Моди часто использовался в качестве сокращенного письма для быстрого письма в сфере бизнеса и управления. Моди использовался в основном административными людьми, а также бизнесменами для ведения своих счетов и написания хунди (кредитных нот). Моди также использовался для шифрования сообщения, поскольку не все люди хорошо разбирались в чтении этого сценария. [ 13 ]
Печать и набор текста
[ редактировать ]Печать
[ редактировать ]До того, как печать на маратхи стала возможной, сценарий Моди использовался для написания прозы, а балбодх - для написания стихов. Когда стало возможным печатать на маратхи, выбор между Моди и Балбодом стал проблемой. Уильям Кэри опубликовал первую книгу по грамматике маратхи в 1805 году, используя Балбодх, поскольку печать шрифтом Моди была ему недоступна в Серампуре , Бенгалия. В то время книги на маратхи обычно писались в Балбодхе. Однако последующие издания книги Уильяма Кэри по грамматике маратхи, начиная с 1810 года, были написаны шрифтом Моди. [ 14 ] [ 15 ] Использование офсетных печатных машин (ранее литографии ) было в моде.
Ввод текста
[ редактировать ]
Большинство шрифтов Modi являются клип-шрифтами . Некоторые известные клиповые шрифты Modi включают kotem1, разработанный Ашоком Котхаре; Hemadree, разработанный Сомешом Бартакке; ModiGhate, разработанный Самиром Гейтом; и Моди Хилари, разработанный Раджешем Хилари. Из этих шрифтов в настоящее время доступны Hemadree и Modi Khilar. [ 16 ] [ 17 ] Некоторые другие шрифты для Modi используют блок Unicode Devanagari для отображения символов Modi. Сценарий Моди был впервые включен в Юникод в версии 7.0. [ 2 ] [ 18 ] Это включение недавно привело к разработке шрифтов Unicode для Modi, таких как MarathiCursive и Noto Sans Modi. Кроме того, Unicode для Modi под названием «Modi (KaGaPa Phonetic)». раскладка клавиатуры недавно была добавлена XKB в стек клавиатуры [ 19 ] который в основном используется в Linux операционных системах на базе . Раскладка символов в этой раскладке клавиатуры аналогична существующей раскладке маратхи (KaGaPa Phonetic), но для ввода текста используется специальный блок Unicode Моди.
Документы в скрипте Моди
[ редактировать ]Большинство документов в Моди написаны от руки. Самый старый документ, написанный письмом Моди, датируется 1389 годом и хранится в Бхарат Итихас Саншодхан Мандал (BISM) в Пуне. [ 6 ] Большинство документов и переписки до времен Шиваджи Радже Бхонсле написаны шрифтом Моди. [ 13 ]
Юникод
[ редактировать ]Алфавит Моди (U+11600–U+1165F) был добавлен в стандарт Unicode в июне 2014 года с выпуском версии 7.0.
Моди [1] [2] Официальная таблица кодов Консорциума Unicode (PDF) | ||||||||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | А | Б | С | Д | И | Ф | |
U + 1160x | 𑘀 | 𑘁 | 𑘂 | 𑘃 | 𑘄 | 𑘅 | 𑘆 | 𑘇 | 𑘈 | 𑘉 | 𑘊 | 𑘋 | 𑘌 | 𑘍 | 𑘎 | 𑘏 |
U + 1161x | 𑘐 | 𑘑 | 𑘒 | 𑘓 | 𑘔 | 𑘕 | 𑘖 | 𑘗 | 𑘘 | 𑘙 | 𑘚 | 𑘛 | 𑘜 | 𑘝 | 𑘞 | 𑘟 |
U + 1162x | 𑘠 | 𑘡 | 𑘢 | 𑘣 | 𑘤 | 𑘥 | 𑘦 | 𑘧 | 𑘨 | 𑘩 | 𑘪 | 𑘫 | 𑘬 | 𑘭 | 𑘮 | 𑘯 |
U + 1163x | 𑘰 | 𑘱 | 𑘲 | 𑘳 | 𑘴 | 𑘵 | 𑘶 | 𑘷 | 𑘸 | 𑘹 | 𑘺 | 𑘻 | 𑘼 | 𑘽 | 𑘾 | 𑘿 |
U + 1164x | 𑙀 | 𑙁 | 𑙂 | 𑙃 | 𑙄 | |||||||||||
U + 1165x | 𑙐 | 𑙑 | 𑙒 | 𑙓 | 𑙔 | 𑙕 | 𑙖 | 𑙗 | 𑙘 | 𑙙 | ||||||
Примечания |
Цифры
[ редактировать ]Цифра Моди | 𑙐 | 𑙑 | 𑙒 | 𑙓 | 𑙔 | 𑙕 | 𑙖 | 𑙗 | 𑙘 | 𑙙 |
Индо-арабская цифра | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Образец текста
[ редактировать ]Моди
𑘦𑘰𑘖𑘰 𑘦𑘨𑘰𑘙𑘲𑘓𑘲 𑘤𑘻𑘩𑘳 𑘎𑘼𑘝𑘳𑘎𑘹𑙁 𑘢𑘨𑘲 𑘀𑘦𑘿𑘨𑘲𑘝𑘰𑘝𑘹𑘮𑘲 𑘢𑘺𑘕𑘰𑘭𑘲 𑘕𑘲𑘽𑘎𑘹𑙁 𑘋𑘭𑘲 𑘀𑘎𑘿𑘬𑘨𑘹 𑘨𑘭𑘲𑘎𑘹𑙁 𑘦𑘹𑘯𑘪𑘲𑘡𑙂
Деванагари (Балбодх)
Мое любопытство к разговору на маратхи. Пари амритатехи паджаси джинке. Такие письма любят. Мелвин॥
- Святой Днянешвар
Румынский ( IAST )
маджха маратхичи болу каутуке | пари амритатехи паиджаси джинке | айси акшаре расике | мелавина||
-самта джнянешвара
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Бхимраоджи, Раджендра (28 февраля 2014 г.). «Возрождение сценария Моди» (PDF) . Типодей . Архивировано из оригинала (PDF) 7 декабря 2014 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Панди, Аншуман (5 ноября 2011 г.). «N4034: Предложение по кодированию сценария Моди в ISO/IEC 10646» (PDF) . ISO/IEC JTC1/SC2/WG2.
- ^ Сахитья, Академия (1992). Энциклопедия индийской литературы, том V. Академия Сахитья, Нью-Дели. п. 3898. ИСБН 81-260-1221-8 .
- ^ «Кришнаджи Мхатре – Жизнь, посвященная Моди» . Зеркало Мумбаи . 24 октября 2017 г. Архивировано из оригинала 10 августа 2020 г. . Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ Сохони, Пушкар (май 2017 г.). «Маратхи одного типа: упадок сценария Моди» . Современные азиатские исследования . 51 (3): 662–685. дои : 10.1017/S0026749X15000542 . ISSN 0026-749X . S2CID 148081127 .
- ^ Перейти обратно: а б с Кулкарни, Садананд А; Борде, Прашант Л; Манза, Рамеш Р.; Яннавар, Правин Л. (2014). «Офлайн-распознавание рукописных символов MODI с использованием HU, моментов Цернике и зонирования». arXiv : 1406.6140 [ cs.CV ].
- ^ Вечный сад: мистика, история и политика в южноазиатском суфийском центре Карла В. Эрнста стр.107
- ^ Мокаши, иллюстрация Балкришны (1 июля 1987 г.). Палхи: Индийское паломничество . СУНИ Пресс. п. 37. ИСБН 0-88706-461-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Манн, Гуриндер Сингх (1 марта 2001 г.). Создание сикхских писаний . Издательство Оксфордского университета, США. п. 1. ISBN 0-19-513024-3 .
- ^ Перейти обратно: а б «Алфавиты Моди Липи» . Сентябрь 2008 г. Архивировано из оригинала 25 октября 2013 г.
- ^ Чхатрапати, Шаху ; Сангаве, Вилас Адинатх; Хан, Б.Д. (1997). Документы Раджарши Шаху Чхатрапати . Том 7. Научно-исследовательский институт Шаху. Архивировано из оригинала 7 декабря 2014 года.
- ^ «История Моди Липи» . Моди Липи . Архивировано из оригинала 25 октября 2013 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Группа исследователей и энтузиастов стремится сохранить сценарий Моди» . Таймс оф Индия . 21 февраля 2014 г. Архивировано из оригинала 10 декабря 2014 г.
- ^ Рао, Гопараджу Самбашива (1994). Изменение языка: лексическое распространение и грамотность . Академический фонд. стр. 100-1 48 и 49. ISBN 9788171880577 . Архивировано из оригинала 7 декабря 2014 года.
- ^ Кэри, Уильям (1805). Грамматика языка маратхи . Серампур: Серампурская миссионерская пресса. ISBN 9781108056311 .
- ^ «Другие документы — сайт Google, которым управляет Вишал Телангре» . googlesite.vishaltelangre.com . Проверено 7 июля 2020 г.
- ^ «Скачать бесплатно шрифт MoDi Khilari 1 Regular» . www.dafontfree.net . Проверено 7 июля 2020 г.
- ^ BabelStone: Что нового в Unicode 7.0 [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Добавлено в (modi-kagapa) (93ea944c) · Фиксирует · xkbdesc / xkeyboard-config» . ГитЛаб . 12 мая 2020 г. Проверено 6 июля 2020 г.