непостоянство
![]() | этой статьи Фактическая точность оспаривается . ( Апрель 2022 г. ) |

Непостоянство , также известное как философская проблема перемен , представляет собой философскую концепцию , рассматриваемую в различных религиях и философиях . В восточной философии он известен своей ролью в буддийских трех признаках существования . Это также элемент индуизма . В западной философии оно наиболее известно благодаря своему первому появлению в греческой философии в трудах Гераклита и в его учении о panta rhei (все течет). В западной философии это понятие также называют становлением .
Индийские религии
[ редактировать ]Палийское слово , обозначающее непостоянство, аничча , представляет собой составное слово, состоящее из «а», означающего непостоянство, и «никча», означающего «постоянный, непрерывный, постоянный». [ 1 ] В то время как «никча» — это концепция непрерывности и постоянства, «аничча» относится к своей полной противоположности; отсутствие постоянства и преемственности. Этот термин является синонимом санскритского термина анитья (а + нитья). [ 1 ] [ 2 ] Концепция непостоянства занимает видное место в буддизме, а также встречается в различных школах индуизма и джайнизма. Этот термин также появляется в Ригведе . [ 3 ] [ 4 ]
буддизм
[ редактировать ]
Непостоянство , называемое аничча (пали) или анитья (санскрит), широко встречается в Палийском каноне. [ 1 ] как одно из основных учений буддизма . [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ] Доктрина утверждает, что все обусловленное существование без исключения «преходяще, мимолетно, непостоянно». [ 1 ] Все временные вещи, материальные или ментальные, представляют собой составные объекты, находящиеся в постоянном изменении состояния, подверженные упадку и разрушению. [ 1 ] [ 2 ] Все физические и психические события не метафизически реальны. Они не постоянны и не постоянны; они возникают и растворяются. [ 7 ]
индуизм
[ редактировать ]Термин анитья (अनित्य), означающий непостоянство объектов и жизни, появляется в стихе 1.2.10 Катха -упанишад , одной из основных упанишад индуизма. [ 8 ] [ 9 ] Он утверждает, что все в мире непостоянно, но непостоянная природа вещей — это возможность обрести то, что постоянно ( нитья ), как представляет индуистское писание свое учение об Атмане (Самости). [ 10 ] [ 9 ] [ 11 ] Термин Анитья также появляется в Бхагавад-гите в аналогичном контексте. [ 10 ]
Буддизм и индуизм разделяют доктрину Аниччи или Анитьи , то есть «ничто не вечно, все находится в состоянии постоянных изменений»; однако они не согласны с доктриной Анатты , то есть существует ли «Я» или нет. [ 7 ] Даже в деталях своих теорий непостоянства, утверждают Фрэнк Хоффман и Дигалле Махинда, буддийские и индуистские традиции различаются. [ 12 ] Изменение, связанное с Аниччей и связанными с ней привязанностями, вызывает печаль, или Дуккха, утверждает буддизм, и, следовательно, от них необходимо отказаться ради освобождения ( ниббана ), в то время как индуизм утверждает, что не все изменения и привязанности ведут к Дуккхе , а некоторые изменения – умственные, физические или самопознание – ведут к счастью и поэтому нужно стремиться к освобождению ( мокша ). [ 12 ] Никча анатта (постоянное) в буддизме — это ( не-душа), Нитья в индуизме — это атман (Я). [ 10 ]
Западная философия
[ редактировать ]Часть серии о |
Философия |
---|
![]() |
Непостоянство впервые появляется в греческой философии в трудах Гераклита и его учении о panta rhei (все течет). Гераклит был известен своей настойчивостью в том, что постоянные изменения являются фундаментальной сущностью вселенной, как сказано в знаменитой поговорке: «Ни один человек никогда не вступает в одну и ту же реку дважды». [ 13 ] Обычно это считается ключевым вкладом в развитие философской концепции становления , в отличие от «бытия», и иногда рассматривается в диалектической связи с утверждением Парменида о том, что «все, что есть, есть, а то, что не есть». не может быть», последнее понимается как ключевой вклад в развитие философской концепции бытия . По этой причине Парменида и Гераклита обычно считают двумя основателями онтологии . Ученые в целом считали, что либо Парменид отвечал Гераклиту, либо Гераклит Пармениду, хотя мнения о том, кто кому отвечал, менялись на протяжении 20-го и 21-го веков. [ 14 ] Позиция Гераклита была дополнена его решительной приверженностью единству противоположностей в мире, заявив, что «путь вверх и вниз - один и тот же». Посредством этих доктрин Гераклит охарактеризовал все существующие сущности парами противоположных свойств, согласно которым ни одна сущность никогда не может занимать одно и то же состояние в одно и то же время. Это, наряду с его загадочным высказыванием о том, что «все сущности возникают в соответствии с этим Логосом » (буквально «слово», «причина» или «отчет»), было предметом многочисленных интерпретаций.
Непостоянство было широко, но не повсеместно принято среди последующих греческих философов. Демокрита предполагала, что совокупности атомов непостоянны. Теория атомов [ 15 ] Пиррон заявил, что все есть астатмета (нестабильное) и анэпикрита (нестабильное). [ 16 ] Плутарх так комментировал непостоянство, говоря: «И если природа, которая измеряется, подчинена тем же условиям, что и время, которое ее измеряет, то эта природа сама по себе не имеет ни постоянства, ни «бытия», но становится и исчезает в соответствии со своим отношением ко времени. [ 17 ] Философ стоик - Марк Аврелий » в «Размышлениях содержит множество комментариев о непостоянстве, например: «Имейте в виду, что все существующее уже изнашивается по краям и находится в переходном состоянии, подвержено фрагментации и гниению». (10.18) [ 18 ]
Платон отверг непостоянство, возражая против Гераклита: [ 19 ]
Как может быть реальной вещью, которая никогда не находится в одном и том же состоянии? ...ибо в тот момент, когда наблюдатель приближается, они становятся другими... так что вы не можете продвинуться дальше в познании их природы или состояния... но если то, что знает, и то, что познано, существует когда-либо... .то я не думаю, что они могут напоминать процесс или поток....
слава мира» Несколько известных римско-латинских высказываний посвящены непостоянству, в том числе «Все меняется», «Так проходит , и времена меняются .
В искусстве и культуре
[ редактировать ]- Акио Джиссоджи « буддийский Авторский фильм Мудзё » (также известный как «Эта преходящая жизнь ») обязан своим названием доктрине непостоянства.
- «Непостоянство» — название новеллы Даниэля Фризано.
- «Impermanence» — название седьмого трека альбома For The That Wish to Exist группы Architects .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Томас Уильям Рис Дэвидс; Уильям Стед (1921). Палийско-английский словарь . Мотилал Банарсидасс. стр. 355, Статья о Никке . ISBN 978-81-208-1144-7 .
- ^ Jump up to: а б Роберт Э. Басуэлл младший; Дональд С. Лопес младший (2013). Принстонский словарь буддизма . Издательство Принстонского университета. стр. 47–48, Статья об Анитье . ISBN 978-1-4008-4805-8 .
- ^ AC Паранджпе (2006). «Я» и идентичность в современной психологии и индийской мысли . Springer Science & Business Media. п. 172. ИСБН 978-0-306-47151-3 .
- ^ Мартин Г. Уилтшир (1990). Аскетические фигуры до и в раннем буддизме: появление Гаутамы как Будды . Вальтер де Грюйтер. стр. 136, примечание 14. ISBN. 978-3-11-009896-9 .
- ^ Ричард Гомбрич (2006). Тхеравада-буддизм . Рутледж. п. 47. ИСБН 978-1-134-90352-8 . , Цитата: «Говорят, что все феноменальное существование [в буддизме] имеет три взаимосвязанные характеристики: непостоянство, страдание и отсутствие души или сущности».
- ^ Роберт Э. Басуэлл младший; Дональд С. Лопес мл. (2013). Принстонский словарь буддизма . Издательство Принстонского университета. стр. 100-1 42–43, 47, 581. ISBN. 978-1-4008-4805-8 .
- ^ Jump up to: а б Рэй Биллингтон (2002). Понимание восточной философии . Рутледж. стр. 56–59. ISBN 978-1-134-79348-8 .
- ^ Катха Упанишада 1.2.10 , Wikisource; Цитата: Я знаю, что Шевадхи бесконечен, но непостоянным он недостижим, ибо он непостоянен. Затем я Начикеты с помощью получил огонь непостоянных предметов. 10 ॥
- ^ Jump up to: а б Поль Деуссен, Шестьдесят Упанишад Вед, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120814684 , страница 283 со сноской 1.
- ^ Jump up to: а б с Ричард Фрэнсис Гомбрич; Кристина Анна Шеррер-Шауб (2008). Буддийские исследования . Мотилал Банарсидасс. стр. 209–210. ISBN 978-81-208-3248-0 .
- ^ Макс Мюллер (1884). Упанишады . Издательство Оксфордского университета (перепечатано Dover Press, 2012). п. 9, стих 1.2.10. ISBN 978-0-486-15711-5 .
- ^ Jump up to: а б Фрэнк Хоффман; Дигалле Махинда (2013). Палийский буддизм . Рутледж. стр. 162–165. ISBN 978-1-136-78553-5 .
- ↑ Так Платон излагает учение Гераклита. См. Кратил , 402а.
- ^ Джон Палмер (2016). Парменид . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
- ^ «Демокрит» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. 2016.
- ^ Беквит, Кристофер И. (2015). Греческий Будда: Встреча Пиррона с ранним буддизмом в Центральной Азии (PDF) . Издательство Принстонского университета . стр. 22–23. ISBN 9781400866328 .
- ^ Плутарх, На букве «Е» в Дельфах.
- ↑ Марк Аврелий о непостоянстве phillipwells.com, апрель 2015 г. Архивировано 31 мая 2019 г. в Wayback Machine.
- ^ Кратил, параграф 440, разделы, компакт-диск.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Буддийская философия универсального потока (1935) Саткари Мукерджи
- «Все о переменах», Таниссаро Бхиккху
- Три признака существования Ньянапоники Тхеры
- Время и временность: буддийский подход , Кеннет К. Инада (1974), Философия Востока и Запада