Бог Отец

Бог Отец — титул, данный Богу в христианстве . В господствующем тринитарном христианстве Бог-Отец считается первым Лицом Троицы и , за ним следует второе лицо, Иисус Христос- , Сын третье лицо, Бог Святой Дух . [ 1 ] Со второго века христианские вероучения включали утверждение веры в «Бога-Отца ( Всемогущего )», прежде всего в его качестве «Отца и творца вселенной». [ 2 ]
Христиане развивают концепцию Бога как отца Иисуса Христа метафизически дальше, чем концепцию Бога как создателя и отца всех людей. [ 3 ] как указано в Апостольском Символе веры, где за выражением веры в «Отца всемогущего, Творца неба и земли» сразу, но отдельно следует «Иисус Христос, Его единородный Сын, Господь наш», таким образом выражая оба чувства отцовства. . [ 4 ]
христианство
[ редактировать ]
Обзор
[ редактировать ]
В большей части современного христианства к Богу обращаются как к Отцу, отчасти из-за его активного интереса к человеческим делам на земле, так же, как отец проявлял бы интерес к своим детям, которые зависят от него, и как отец, он ответит человечеству, своим детям, действуя в их интересах. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Многие верят, что могут общаться с Богом и приближаться к Нему посредством молитвы – ключевого элемента достижения общения с Богом. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
В общем, титул Отец (с заглавной буквы) означает роль Бога как жизнедателя, власти и могущественного защитника, которого часто рассматривают как огромного, всемогущего , всеведущего , вездесущего , обладающего бесконечной силой и милосердием , выходящим за пределы человеческого понимания. [ 11 ] Например, после завершения своего монументального труда Summa Theologica католик Св. Фома Аквинский пришел к выводу, что он еще не начал понимать «Бога-Отца». [ 12 ]
Хотя термин «Отец» подразумевает мужские характеристики , Бог обычно определяется как имеющий форму духа без какого-либо человеческого биологического пола, например, в Катехизисе Католической Церкви № 239 конкретно говорится, что « Бог не является ни мужчиной, ни женщиной: Он Бог ". [ 13 ] [ 14 ] Хотя к Богу никогда не обращаются напрямую как к «Матери», иногда материнские качества можно интерпретировать в ссылках Ветхого Завета , таких как гимн хвалы. Иса 42:14 , Иса 49:14–15 или Иса 66:12–13 . [ 15 ]
Часть серии о |
христианство |
---|
![]() |
В Новом Завете христианская концепция Бога-Отца может рассматриваться как продолжение еврейской концепции, но с определенными дополнениями и изменениями, которые с течением времени сделали христианскую концепцию еще более отчетливой к началу Средневековья . [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Соответствие концепциям Ветхого Завета показано в Матфея 4:10 и Луки 4:8 , где в ответ на искушение Иисус цитирует Второзаконие 6:13 и утверждает: «Написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному поклоняйся». ты служишь». [ 16 ] 1 Коринфянам 8:6 показывает отчетливое христианское учение о посредничестве Христа , сначала заявляя: «есть один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него», и сразу же продолжая словами «и один Господь Иисус Христос». , через которого все, и мы через него». [ 17 ] Этот отрывок ясно признает еврейское учение об уникальности Бога, но также заявляет о роли Иисуса как посредника в творении. [ 17 ] Со временем христианское учение начало полностью расходиться с иудаизмом благодаря учению отцов церкви во втором веке, а к четвёртому веку вера в Троицу была официально оформлена. [ 17 ] [ 18 ] По мнению Мэри Роуз Д'Анджело и Джеймса Барра, арамейский термин «Авва» в ранние времена Нового Завета не был ни выражением нежности, ни выражением нежности . [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] ни формальное слово; но это слово обычно используется сыновьями и дочерьми на протяжении всей жизни в семейном контексте. [ 22 ]
Ветхий Завет
[ редактировать ]По словам Марианны Томпсон , в Ветхом Завете Бог назван «Отцом» с уникальным чувством близости. Помимо того, что Бог является «Отцом» для всех людей, поскольку Он создал мир (и в этом смысле «отцом» мира), тот же Бог также является уникальным законодателем для Своего избранного народа . Он поддерживает особые, заветные отношения отца и ребенка с людьми, давая им Шаббат , управление своими пророчествами и уникальное наследие в делах Бога, называя Израиль «моим сыном», потому что он освободил потомков Иакова из рабства. в Египте [ 23 ] согласно заветам и клятвам своим отцам Аврааму , Исааку и Иакову . В еврейской Библии Исаия 63:16 (JP) гласит: «Ибо Ты — наш отец, ибо Авраам не знал нас, и Израиль не узнал нас; Ты, о [ЯХВЕ], — наш отец; наш Искупитель в древности — Ваше имя." Богу, согласно иудаизму, отведена отцовская роль защитника. Его называют Отцом бедных, сирот и вдов, их гарантом справедливости. Его также называют Отцом царя, учителем и помощником судьи Израиля. [ 24 ]
По мнению Алона Гошен-Готштейна, в Ветхом Завете «Отец» обычно является метафорой ; это не имя собственное Бога , а скорее один из многих титулов, под которыми евреи говорят о Боге. По словам Марка Самета, упоминания о Боге-Отце, страдающем в схватках, родах и кормлении грудью (Второзаконие 32:13, 18), намекают на священническую веру, отмеченную в шестнадцатом и девятнадцатом веках Гийомом Постелем и Микеланджело Ланчи соответственно, что « Бог Отец» — двуполое божество. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] В христианстве отцовство понимается в более буквальном и содержательном смысле и ясно говорит о необходимости Сына как средства доступа к Отцу, что приводит к более метафизической, а не метафорической интерпретации. [ 3 ]
Новый Завет
[ редактировать ]Христиане в глубоком смысле верят, что они стали участниками вечных отношений Отца и Сына через Иисуса Христа. Христиане называют себя приемными детьми Божьими: [ 29 ] [ 30 ]
Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, рожденного от женщины, рожденного под законом, чтобы искупить тех, кто был под законом, чтобы мы могли получить усыновление в качестве сыновей. И поскольку вы — сыновья, Бог послал Духа Сына Своего в наши сердца, взывающего: «Авва! Отче!» Итак, ты уже не раб, а сын, а если сын, то наследник через Бога.

В христианстве концепция Бога как Отца Иисуса отличается от концепции Бога как создателя и Отца всех людей, как указано в Апостольском Символе веры . [ 4 ] Профессия в символе веры начинается с выражения веры в «Отца всемогущего, Творца неба и земли», а затем сразу же, но отдельно, в «Иисуса Христа, Его единородного Сына, Господа нашего», выражая таким образом оба чувства отцовства в символе веры. . [ 4 ]
История
[ редактировать ]Часть серии о |
Теизм |
---|
Начиная со второго века, вероучения Западной церкви включают подтверждение веры в «Бога-Отца (Всемогущего)», при этом основная ссылка делается на «Бога в его качестве Отца и создателя вселенной». [ 2 ] Это не исключало ни того факта, что «вечный отец вселенной был также Отцом Иисуса Христа», ни того, что он даже «сподобился усыновить [верующего] как своего сына по благодати». [ 2 ]
Символы веры Восточной Церкви (как известно, возникшие позднее) начинались с утверждения веры в «единого Бога» и почти всегда расширяли это, добавляя к этому слова «Отец Всемогущий, Создатель всего видимого и невидимого» или других слов. эффект. [ 2 ]
К концу первого века Климент Римский неоднократно ссылался на Отца, Сына и Святого Духа и связывал Отца с творением, в 1 Климента 19.2 утверждая: «Взираем пристально на Отца и Творца вселенной». [ 31 ] Считается, что около 213 года нашей эры в Adversus Praxeas ( глава 3 ) Тертуллиан дал формальное представление концепции Троицы , то есть того, что Бог существует как одна «субстанция», но три «Личности»: Отец, Сын и Святой Дух. , и с Богом-Отцом, являющимся Главой. [ 32 ] [ 33 ] Тертуллиан также рассуждал о том, как Святой Дух исходит от Отца и Сына. [ 32 ] Хотя среди них встречается и выражение «от Отца через Сына». [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ]
Никейский символ веры , датируемый 325 годом, утверждает, что Сын (Иисус Христос) «рожден от Отца прежде всех веков», указывая на то, что их божественные отношения Отца и Сына рассматриваются как не связанные с событием во времени или человеческой истории.
Тринитарный
[ редактировать ]
Для христиан -тринитариев (к которым относятся католики , восточные православные , восточные православные , англиканцы и большинство, но не все протестантские конфессии ), Бог Отец не является отдельным Богом от Бога Сына которого является Иисус ( воплощением ) и Святого Духа. , другие ипостаси христианского Божества . [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] В восточно-православном богословии Бог-Отец является архе или принципиумом («началом»), «источником» или «происхождением» как Сына, так и Святого Духа, и считается вечным источником Божества. [ 40 ] Отец есть тот, кто вечно рождает Сына, и Отец через Сына вечно дышит Святым Духом. [ 31 ] [ 40 ]
Как член Троицы, Бог Отец един, равнозначен, совечен и единосущен Сыну и Святому Духу, причем каждая Личность есть единый вечный Бог и никоим образом не разделена: все одинаково несотворены. и всемогущий. [ 31 ] По этой причине Троица находится за пределами разума и может быть познана только через откровение. [ 38 ] [ 41 ]
Троичная концепция Бога-Отца не является пантеистической в том смысле, что он не рассматривается как тождественный вселенной или смутное представление, сохраняющееся в ней, а существует полностью вне творения, как его создатель. [ 37 ] [ 42 ] Его рассматривают как любящего и заботливого Бога, Небесного Отца, действующего как в мире, так и в жизни людей. [ 37 ] [ 42 ] Он сотворил все видимое и невидимое в любви и мудрости и создал человека ради него самого. [ 42 ] [ 43 ]
Появление тринитарной теологии Бога-Отца в раннем христианстве было основано на двух ключевых идеях: во-первых, на общей идентичности Яхве Ветхого Завета и Бога Иисуса в Новом Завете , а затем на саморазличении и, тем не менее, единстве. между Иисусом и его Отцом. [ 44 ] [ 45 ] Примером единства Сына и Отца является Матфея 11:27 : «Никто не знает Сына, кроме Отца, и никто не знает Отца, кроме Сына», утверждая взаимное знание Отца и Сына. [ 46 ]
Идея отцовства Бога действительно появляется в Ветхом Завете, но не является основной темой. [ 44 ] [ 47 ] Хотя взгляд на Бога как Отца используется в Ветхом Завете, он стал центром внимания только в Новом Завете, как часто говорил об этом Иисус. [ 44 ] [ 47 ] Это проявляется в Молитве Господней , соединяющей земные нужды в хлебе насущном с ответным понятием прощения. [ 47 ] А акцент Иисуса на его особых отношениях с Отцом подчеркивает важность различных, но единых натур Иисуса и Отца, созидающих единство Отца и Сына в Троице. [ 47 ]
Отцовский взгляд на Бога как Отца распространяется не только на Иисуса, но и на его учеников и всю Церковь, что отражено в прошениях, которые Иисус подал Отцу за своих последователей в конце Прощальной речи , в ночь перед своим распятием . [ 48 ] Примерами этого в Прощальной речи являются Иоанн 14:20, когда Иисус обращается к ученикам: «Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас», а также в Иоанна 17:22, когда он молится Отцу: «Я дал им славу, которую Ты дал Мне, чтобы они были одно, как мы». [ 49 ]
Нетринитарный
[ редактировать ]
Ряд христианских групп и общин отвергают доктрину равноправной Троицы и обычно учат, что Бог-Отец является верховным, но нетринитарные христианские группы несколько отличаются друг от друга в своих взглядах на Бога-Отца и Христа-Сына. [ 50 ]
В мормонизме , включая его крупнейшую деноминацию, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД), наиболее известная концепция «Божества» представляет собой божественный совет трех различных существ: Отца (которого также называют Элохим ), Сына Иисуса (которого отождествляют с Иеговой Ветхого Завета) и Святого Духа . Считается, что Отец и Сын имеют совершенные физические тела, а Святой Дух имеет тело духовное. [ 51 ] Члены Церкви СПД верят, что Бог-Отец руководит и Сыном, и Святым Духом, причем Бог-Отец больше, чем оба, но они едины в том смысле, что имеют единство цели. [ 52 ] [ 53 ] Большинство конфессий движения Святых последних дней также верят, что у Бога (часто называемого Небесным Отцом) есть по крайней мере один супруг, которого называют Небесной Матерью , и вместе они называются Небесными Родителями . [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ]
Собрания Яхве нетринитарны и верят, что Отец во всем больше, чем Сын, и что Святой Дух не равен Отцу и не является реальной личностью, но является Божьей «силой» или «характером» в Боге. действие. Они называют Бога-Отца « Яхве ». [ 57 ] Собрания Яхве и другие группы Священного Имени обычно учат, что Христос Сын был первым и главным творением Бога и использовался для создания всего остального. [ 58 ] Они верят, что Мессия, которого они называют « Яхшуа », или « Иешуа », или « Йеошуа », умер за грехи человека и должен почитаться как Помазанный Господь, но что Бог Отец (Яхве) — это Истинный Бог, которого все «истинные поклонники» в конечном итоге служат и поклоняются. Они учат, что Отец — единственный вечный. [ 59 ]
В теологии Свидетелей Иеговы только Бог Отец ( Иегова ) является единственным истинным всемогущим Богом, даже над Его Сыном Иисусом Христом. Они учат, что Логос — это Единородный Сын Божий, а Святой Дух — это активная сила Бога (проецируемая энергия). Они верят, что Отец и Сын едины в божественном замысле, управлении, законодательстве и спасении человека , но не являются одним существом и не равны в силе. Хотя Свидетели признают предсуществование, совершенство и уникальное «Сыновство» Иисуса от Бога-Отца и верят, что Логос сыграл важную роль в творении и искуплении и является Мессией, они верят, что только Отец не имеет начала. . Они говорят, что Сын был единственным непосредственным творением Отца до всех времен. Хотя обе Личности высоко почитаются, учатся и проповедуются, в их толкованиях Иоанна 17:3 и Иоанна 14:28 Бог-Отец подчеркивается на собраниях и служениях Свидетелей Иеговы больше, чем Христос-Сын, поскольку они учат, что Отец есть больше, чем Сын. [ 60 ]
Пятидесятничество единства учит, что Бог — это единый дух, который представляет собой одну личность, а не три божественные личности, личности или разумы. Бог Отец — это титул верховного творца. Титулы Сына и Святого Духа — это просто титулы, отражающие различные личные проявления Единого Истинного Бога-Отца во вселенной. [ 61 ] [ 62 ] [ нужна страница ]
Другие религии
[ редактировать ]![]() | Этот раздел , возможно, содержит обобщение материала , который достоверно не упоминает и не относится к основной теме. ( июнь 2020 г. ) |
Хотя между религиями существуют сходства , общий язык и общие представления о Боге и его титуле «Отец» среди авраамических религий весьма ограничены, и каждая религия имеет очень специфические структуры убеждений и религиозную номенклатуру по отношению к этому предмету. [ 63 ] Хотя религиозный учитель одной веры может легко объяснить эти концепции своей аудитории, остаются значительные препятствия в передаче этих концепций через религиозные границы. [ 63 ]
Греко-романизм
[ редактировать ]Греко-римские язычники верили в первоначальную триаду , со временем имена и боги ее были изменены, за исключением одного, Юпитера , что означает «Отец Юпитер» и происходит от прото-курсивного Djous Patēr , от Djous («день, небо»). ) + Patēr («отец»), от протоиндоевропейского Dyḗws (буквально «светлый»), корень nomen Agentis от Dyew — («быть ярким, дневное небо») и Ph₂tḗr («отец»).
Общество поклонения Богу
[ редактировать ]Синкретическая секта, созданная Хун Сюцюанем , основателем Тайпинского Небесного царства , смешавшая протестантизм и китайскую народную религию . Целью этой секты было свержение маньчжуров и восстановление власти Хань . Бог состоял из триады , состоящей из Шанди (Верховного императора в древнем китайском богослужении), Христа как старшего сына и Хун как младшего сына.
индуизм
[ редактировать ]В индуизме , глава 9, стих 17, заявил: «Я Отец этого мира, Мать , Бхагаван Кришна в « Бхагавад-гите» Распределитель и Дедушка», один комментатор добавил: «Бог является источником вселенной и существ в нем, Он считается Отцом, Матерью и Дедушкой». [ 64 ] Бесполый Брахман также считается творцом и подателем жизни, а богиня Шакта рассматривается как божественная мать и подательница жизни. [ 65 ] [ 66 ]
ислам
[ редактировать ]В отличие от иудаизма, термин «отец» формально не применяется мусульманами к Богу, а христианское представление о Троице отвергается в исламе. [ 67 ] [ 68 ] Хотя традиционное исламское учение формально не запрещает использование термина «Отец» по отношению к Богу, оно не пропагандирует и не поощряет его. Есть несколько рассказов об исламском пророке Мухаммеде , в которых он сравнивает милость Бога к своим прихожанам с милостью матери к своему младенцу. [ 69 ]
Исламское учение отвергает христианские отношения отца и сына Бога и Иисуса и утверждает, что Иисус — пророк Божий, а не Сын Божий. [ 67 ] Исламская теология строго подтверждает Абсолютное Единство Бога и полностью отделяет его от других существ (будь то люди, ангелы или любые другие святые фигуры) и отвергает любую форму дуализма или тринитаризма. В главе 112 Корана говорится:
Скажи, о Пророк: «Он Бог – Один и Неделимый; Бог – Поддерживающий, «нужный всем». У Него никогда не было потомства, и Он не родился. И нет никого, подобного Ему».
иудаизм
[ редактировать ]В иудаизме использование титула «Отец» обычно является метафорой , относящейся к роли Жизнедателя и Законодателя, и является одним из многих титулов, которыми евреи говорят о Боге и о Боге. [ 3 ] Еврейская концепция Бога заключается в том, что Бог бестелесный, трансцендентный и имманентный, высший источник любви. [ 70 ] [ 71 ] [ 72 ] [ 73 ] и метафорический «Отец». [ 3 ]
Арамейский иврит термин «отец» ( : אבא , абба ) появляется в традиционной еврейской литургии и еврейских молитвах к Богу (например, в Кадише ).
По словам Ариэлы Пелайи, в молитве Рош ха-Шана Арешету Сфатейну демонстрируется двойственное отношение к Богу, обусловленное его ролью отца и царя. Вольный перевод соответствующего предложения может быть таким: «сегодня всякое существо судится либо как сыновья, либо как рабы. Если как сыновья, прости нас, как отец прощает сына. Если как рабы, мы ждем, надеясь на добро, до приговора». , ваше святое величество». [ нужна ссылка ] Другая известная молитва, подчеркивающая эту дихотомию, называется Авину Малкеину , что на иврите означает «Отче наш Царь». Обычно все собрание хором поет последний стих этой молитвы, в котором говорится: «Отче наш, Царь наш, ответь нам, как будто у нас нет дела, защищающего наше дело, спаси нас милостью и любящей добротой». [ 74 ]
сикхизм
[ редактировать ]Гуру Грантх постоянно называет создателя «Он» и «Отец». Это связано с тем, что Грантх написан на индоарийских языках Северной Индии (смесь пенджаби и диалектов хинди), которые не имеют нейтрального рода. Поскольку Грант говорит, что Бог неописуем, согласно сикхизму, у Бога нет пола. [ 75 ]
В сикхских писаниях Бог упоминается под несколькими именами, взятыми из индийских и семитских традиций. В человеческих отношениях его называют отцом, матерью, братом, родственником, другом, возлюбленным, возлюбленным, мужем. Другие имена, выражающие его превосходство, — это Тхакур , Прабху , Свами , Сах , Пацах , Сахиб , Саин (Господь, Мастер). [ 75 ]
В западном искусстве
[ редактировать ]
Около тысячи лет не предпринималось попыток изобразить Бога-Отца в человеческом облике, поскольку ранние христиане верили, что слова Исхода 33:20 «Лица Моего не можно тебе увидеть, ибо никто не может увидеть Меня и остаться в живых» и Евангелия от Иоанна 1:18: «Бога никто не видел никогда» должны были относиться не только к Отцу, но и ко всем попыткам изображения Отца. [ 76 ] Обычно изображается только небольшая часть тела Отца, обычно рука, иногда лицо, но редко весь человек, и во многих изображениях фигура Сына заменяет Отца, поэтому меньшая часть человека изображен Отец. [ 77 ]
В период раннего средневековья Бога часто представлял Христос как Логос , что продолжало быть очень распространенным даже после появления отдельной фигуры Бога-Отца. Западному искусству в конечном итоге потребовался какой-то способ проиллюстрировать присутствие Отца, поэтому примерно в десятом веке нашей эры благодаря последовательным изображениям постепенно возник набор художественных стилей для изображения Отца в человеческой форме.

К двенадцатому веку изображения фигуры Бога-Отца, по существу основанные на Ветхом днями из Книги Даниила, начали появляться во французских рукописях и в витражах церковных окон в Англии. В 14 веке в иллюстрированной Неаполитанской Библии было изображение Бога-Отца в Неопалимом кусте . К 15 веку Часослов Рохана включал изображения Бога-Отца в человеческой форме или антропоморфных образах. Хотя это изображение остается редким и часто противоречивым в восточно-православном искусстве, ко времени Возрождения художественные изображения Бога-Отца свободно использовались в Западной церкви. [ 78 ]
См. также
[ редактировать ]- Ветхий днями
- Божественное происхождение
- Отец Время
- Один Бог
- Евгения Равазио
- Сабелианство
- Небесный отец
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Жиль Эмери (2011). Троица: введение в католическую доктрину о Триедином Боге . Издательство Католического университета Америки. ISBN 978-0-8132-1864-9 .
- ^ Jump up to: а б с д Келли, JND Early Christian Creeds Longmans: 1960, стр. 136, 139, 195 соответственно.
- ^ Jump up to: а б с д «Бог-Отец в раввинистическом иудаизме и христианстве: измененная основа или точки соприкосновения?, Алон Гошен-Готтштейн. Межконфессиональный институт Илии, впервые опубликовано в Журнале экуменических исследований, 38:4, весна 2001 г.» (PDF) . elijah-interfaith.org . Архивировано из оригинала (PDF) 17 декабря 2012 года.
- ^ Jump up to: а б с Роберт К. Невилл, Символы Иисуса: христология символического взаимодействия , 2002 г. ISBN 0521003539 с. 26
- ^ Бартоло-Абела, М. (2012). Божественное Сердце Бога-Отца (2-е изд.). п. 108. ИСБН 978-0983715290 .
- ↑ Джон В. Миллер, Называя Бога «Отцом» (ноябрь 1999 г.) ISBN 0809138972 страницы x – xii
- ^ Карл Барт, Церковная догматика, Vol. 2.1, раздел 31: Учение о Боге (23 сентября 2010 г.) ISBN 0567012859 стр. 15–17.
- ^ Преданность Божественному Сердцу Бога Отца (3-е изд.). 2012. с. 148. ИСБН 978-0-9837152-8-3 .
- ^ Флойд Х. Баракман, 2002 Практическая христианская теология ISBN 0-8254-2380-5 стр. 117
- ↑ Джон В. Миллер, Называя Бога «Отцом» (ноябрь 1999 г.) ISBN 0809138972 с. 51
- ^ Лоуренс Кимбро, 2006 г. Созерцая Бога-Отца B&H Publishing ISBN 0805440836 с. 3
- ^ Томас В. Петриско, 2001 Царство нашего отца, издательство St. Andrew's Press ISBN 1891903187 с. 8
- ^ Дэвид Бордвелл, 2002, Катехизис католической церкви , Continuum International Publishing. ISBN 978-0860123248 с. 84
- ↑ Катехизис на веб-сайте Ватикана. Архивировано 3 марта 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ Джон В. Миллер, Называя Бога «Отцом»: Очерки Библии, отцовства и культуры (ноябрь 1999 г.) ISBN 0809138972, стр. 50–51.
- ^ Jump up to: а б Венди Норт и Лорен Т. Штукенбрюк, Ранний еврейский и христианский монотеизм (27 мая 2004 г.) ISBN 0567082938, стр. 111–112.
- ^ Jump up to: а б с д Ларри В. Уртадо, Один Бог, Один Господь: раннехристианская преданность и древний еврейский монотеизм (25 октября 2003 г.) [ ISBN отсутствует ] стр. 96–100
- ^ Jump up to: а б Томас Д. МакГонигл и Джеймс Ф. Куигли, История христианской традиции, Том. Я (сентябрь 1988 г.) ISBN 0809129647, стр. 72–75, 90.
- ^ Джеймс Барр, «Авва не папочка», Журнал теологических исследований , 39:28–47.
- ^ «Арамейский блог: Абба не папа - традиционное арамейское обсуждение Дня отца» . aramaicdesigns.blogspot.com .
- ^ Мэри Роуз Д'Анджело, «Авва и Отец: Имперское богословие и традиции Иисуса», Журнал библейской литературы , Vol. 111, № 4 (зима, 1992), стр. 615–616.
- ^ Бокэм, Ричард (2011). Иисус . Издательство Оксфордского университета. п. 65. ИСБН 978-0199575275 .
- ^ Осия 11:1
- ^ Марианна Мей Томпсон, Обещание Отца: Иисус и Бог в Новом Завете, гл. 2 Бог как Отец в Ветхом Завете и иудаизм Второго Храма стр.35 2000 г. «Христианские богословы часто подчеркивали своеобразие образа Бога как Отца в Новом Завете на основании предполагаемого разрыва».
- ^ Самет, Марк (2020). Имя: история двуполого еврейского имени Бога . Випф и Сток. стр. 127н71. ISBN 978-1-5326-9384-7 .
- ^ Уилкинсон, Роберт (2015). Тетраграмматон: еврейское имя Бога. Бостон: Брилл. п. 337. ИСБН 9789004288171 .
- ^ Постель, Гийом (1969). Сокровище пророчеств Вселенной (на французском языке). п. 211. ИСБН 9789024702039 .
- ^ Ланчи, Микеланджело (1845). Паралипомены к иллюстрации Священного Писания (на итальянском языке) (Факсимиле первого изд.). Дондей-Дюпре. стр. 100–113. ISBN 978-1274016911 .
- ↑ Ян В. Скотт, Способ познания Пола (1 декабря 2008 г.) ISBN 0801036097, стр. 159–160.
- ^ Джон Ф. О'Грэйди, Столпы Евангелия Павла: Галатам и Римлянам (май 1992 г.) ISBN 080913327X с. 162
- ^ Jump up to: а б с Вели-Матти Кярккяйнен , Учение о Боге: глобальное введение, 2004 г. ISBN 0801027527, стр. 70–74.
- ^ Jump up to: а б Роджер Э. Олсон, Кристофер Алан Холл, Троица , 2002 г. ISBN 0802848273 стр. 29–31.
- ↑ Эрик Осборн, Тертуллиан, первый теолог Запада (4 декабря 2003 г.) ISBN 0521524954, стр. 116–117.
- ^ Тертуллиан Adversus Praxeas 4 ( ANF 3:599–600 ): «Я верю, что Дух не исходит ни из какого другого источника, кроме как от Отца через Сына»
- ^ Тертуллиан Adversus Praxeas 5 ( ANF 3:600–601 ).
- ^ О'Коллинз, Джеральд ; Фарруджа, Марио (2015). Католицизм: история католического христианства (2-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 157.
- ^ Jump up to: а б с Джеффри В. Бромили, Международная стандартная библейская энциклопедия: E – J (март 1982 г.) ISBN 0802837824, стр. 515–516.
- ^ Jump up to: а б Жиль Эмери ОП и Мэтью Леверинг, Оксфордский справочник Троицы (27 октября 2011 г.) ISBN 0199557810 с. 263
- ^ Критические условия религиоведения. Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1998. Справочник по кредо . 27 июля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Алан Ричардсон и Джон Боуден, Вестминстерский словарь христианского богословия (1 января 1983 г.) ISBN 0664227481 с. 36
- ^ Католический катехизис на веб-сайте Ватикана, экземпляры: 242 245 237.
- ^ Jump up to: а б с Джон Кесслер, Бог, наш Отец (13 сентября 1999 г.) ISBN 0802440681 с. 68
- ^ Предметы католического катехизиса: 356 и 295 на веб-сайте Ватикана.
- ^ Jump up to: а б с Вели-Матти Кярккяйнен, Троица: глобальные перспективы (17 января 2007 г.) ISBN 0664228909 стр. 10–13.
- ^ Уильям А. Дирнесс, Вели-Матти Кярккяйнен, Хуан Ф. Мартинес и Саймон Чан, Глобальный богословский словарь (10 октября 2008 г.) ISBN 0830824545 с. 169–171
- ^ Джеффри В. Бромили, Международная стандартная библейская энциклопедия , 1988 г. ISBN 0802837859, стр. 571–572.
- ^ Jump up to: а б с д Вели-Матти Кярккяйнен, Учение о Боге: глобальное введение, 2004 г. ISBN 0801027527 с. 37–41
- ↑ Роберт К. Невилл, Символы Иисуса (4 февраля 2002 г.) ISBN 0521003539 стр. 26–27.
- ↑ Дэниел Б. Стевик, Иисус и его собственные: комментарий к Евангелию от Иоанна 13–17 (29 апреля 2011 г.) Eeardmans ISBN 0802848656 с. 46
- ^ Пол Луи Мецгер, Тринитарное звучание в систематическом богословии , 2006 г. ISBN 0567084108 стр. 36, 43.
- ^ «Божество» , Вера верная , Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, 2004 г. См. также: «Бог Отец» , «Верный» , Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, 2004 г.
- ^ «ОДИН. Смотри на Бога, Божество; Единство», Путеводитель по Священным Писаниям , Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, 2005 г.
- ^ «Единственный истинный Бог и Иисус Христос, которого Он послал» , Джеффри Р. Холланд , Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, 2007 г.
- ^ Мёнч Чарльз, Мелоди (осень 1988 г.). «Необходимость нового мормонского рая» (PDF) . Диалог: Журнал мормонской мысли . 21 (3): 83.
- ^ Уилкокс, Линда (30 июня 1992 г.). «Мормонская концепция Матери Небесной» . Сестры по духу: мормонские женщины в исторической и культурной перспективе . Шампейн, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса. п. 72. ИСБН 0252062965 .
- ^ Нойс, Дэвид (14 ноября 2016 г.). «Познакомьтесь с (небесными) родителями: лидеры мормонов все чаще упоминают этот божественный дуэт» . Солт-Лейк-Трибьюн .
- ↑ Во что мы верим. Архивировано 6 октября 2023 года в Wayback Machine — Ассамблея Яхве. Проверено 19 мая 2023 г.
- ↑ Арнн, Филипп - Профиль Ассамблей Яхве получено 19 мая 2023 г.
- ^ Джонс, Дэвид. Спор о Троице решен! - Журнал «Маяк». 2009. Проверено 26 декабря 2015 г.
- ^ Понимание Священного Писания . Том. 2. 1988. с. 1019.
- ^ Джеймс Робертс - Единство против тринитарного богословия - Объединенная пятидесятническая церковь Вестленда. Проверено 13 апреля 2012 г.
- ^ См. также Дэвид Бернард, Справочник основных доктрин , Word Aflame Press, 1988. ISBN 0932581374
- ^ Jump up to: а б Мэр Бирн, Имена Бога в иудаизме, христианстве и исламе: основа межконфессионального диалога: (8 сентября 2011 г.) ISBN 144115356X, стр. 2–3.
- ^ Шриматх Свами Чидбхавананда, Бхагавад-гита , 2009 г. ISBN 8180851478 с. 501
- ^ К. Скотт Литтлтон, Набор «Боги, богини и мифология», 2005 г. ISBN 0761475591 с. 908
- ^ Питер Крифт, Основы веры , 1988 г. ISBN 089870202X с. 93
- ^ Jump up to: а б Ганс Кехлер, Концепция монотеизма в исламе и христианстве, 1982 г. ISBN 3700303394 с. 38
- ^ Алистер Э. МакГрат, Христианское богословие: Введение (12 октября 2010 г.) ISBN 1444335146, стр. 237–238.
- ^ «Хадис – Книга хороших манер и формы (Аль-Адаб) – Сахих аль-Бухари – Sunnah.com – Высказывания и учения Пророка Мухаммада (ﷺ)» . sunnah.com.
- ^ Бергер, Дэвид; Вышогрод, Михаил (1978). Евреи и «еврейское христианство» . [Нью-Йорк]: KTAV Publ. Дом. ISBN 0870686755 .
- ^ Певица Товия (2010). Давайте по-библейски . Издательство РНБН; 2-е издание (2010 г.). ISBN 978-0615348391 .
- ^ Певица Товия (2010). Давайте займемся Библией – подробное учебное пособие . Пропагандистский иудаизм (1998). АСИН B0006RBS3K .
- ^ Каплан, Арье (1985). Настоящий Мессия? Еврейский ответ миссионерам (Новая ред.). Нью-Йорк: Национальная конференция синагогальной молодежи. ISBN 978-1879016118 . Настоящий Мессия (pdf)
- ^ Ариэла Пелайя - Что такое Рош ха-Шана? Архивировано 20 декабря 2016 года в Wayback Machine — Еврейский Новый год Рош ха-Шана — Литургия Рош ха-Шана — About.com — Иудаизм. Проверено 7 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Настоящий сикхизм – Бог – Кто такой Бог? Как выглядит Бог? – Настоящий сикхизм – Изучение сикхской религии. Проверено 8 апреля 2014 г.
- ^ Джеймс Корнуэлл, 2009 Святые, знаки и символы: символический язык христианского искусства ISBN 081922345X с. 2
- ^ Адольф Наполеон Дидрон, 2003 Христианская иконография: или История христианского искусства в средние века ISBN 076614075X с. 169
- ^ Джордж Фергюсон, 1996 Знаки и символы в христианском искусстве. ISBN 0195014324 с. 92
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Богом-Отцом, на Викискладе?