Святой Дух в христианстве
Часть серии о |
христианство |
---|
Для большинства христианских конфессий Дух или Святой Дух считается третьим Лицом Троицы Святой . [ 1 ] триединый Бог, проявленный как Бог-Отец , Бог-Сын и Бог-Святой Дух , каждый из которых является Богом . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Нетринитарные христиане, отвергающие учение о Троице, существенно отличаются от основного христианства в своих представлениях о Святом Духе . В богословии христианском пневматология – это изучение Святого Духа . Из-за исторических связей христианства с иудаизмом теологи часто отождествляют Святой Дух с концепцией Руах Хакодеш в еврейских писаниях, исходя из теории, что Иисус расширял эти еврейские концепции. Подобные имена и идеи включают Руах Элохим (Дух Божий), Руах ЯХВЕ (Дух Яхве ) и Руах Хакодеш (Святой Дух). [ 5 ] [ 6 ] В Новом Завете Святой Дух отождествляется с Духом Христовым, Духом Истины и Параклетом (помощником). [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Новый Завет подробно описывает тесные отношения между Святым Духом и Иисусом во время его земной жизни и служения . [ 10 ] В Евангелиях от Матфея и Луки , а также в Никейском Символе веры говорится, что Иисус был «зачат Святым Духом, рождён от Девы Марии ». [ 11 ] Святой Дух сошел на Иисуса, как голубь, во время его крещения , и в своей прощальной речи после Тайной вечери Иисус пообещал послать Святого Духа своим ученикам после его ухода. [ 12 ] [ 13 ]
Святой Дух упоминается как «Господь, Податель жизни» в Никейском символе веры , который суммирует несколько ключевых убеждений, которых придерживаются многие христианские конфессии. Участие Святого Духа в трехстороннем характере обращения очевидно в заключительном после воскресения наставлении Иисуса своим ученикам в конце Евангелия от Матфея : [ 14 ] «Подготавливайте учениками все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». [ 15 ] С первого века христиане также призывали Бога с помощью тринитарной формулы «Отец, Сын и Святой Дух» в молитве, отпущении грехов и благословении. [ 16 ] [ 17 ] В книге Деяний Апостолов сошествие Святого Духа происходит через пятьдесят дней после воскресения Христа и празднуется в христианском мире праздником Пятидесятницы . [ 18 ]
Этимология и использование
[ редактировать ]Греческое койне слово пневма ( πνεῦμα , пневма ) встречается в Новом Завете около 385 раз, при этом некоторые ученые различаются от трех до девяти раз. [ 19 ] Пневма появляется 105 раз в четырёх канонических Евангелиях , 69 раз в Деяниях Апостолов , 161 раз в посланиях Павла и 50 раз в других местах. [ 19 ] Эти обычаи различаются: в 133 случаях оно относится к «духу», а в 153 случаях — к «духовному». Около 93 раз имеется в виду Святой Дух. [ 19 ] иногда под названием пневма , а иногда явно как пневма то Хагион ( Πνεῦμα τὸ Ἅγιον ). (В некоторых случаях оно также просто используется в общем смысле для обозначения ветра или жизни . [ 19 ] его обычно переводили В Вульгате как Spiritus и Spiritus Sanctus .
Английские латинского термины «Святой Дух» и «Святой Дух» являются полными синонимами: один происходит от древнеанглийского gast , а другой — от заимствованного слова Spiritus . Как и пневма , они оба относятся к дыханию , его оживляющей силе и душе . Этот древнеанглийский термин используется во всех других германских языках (сравните, например, немецкий Geist ), и он старше; в Библии короля Иакова обычно используется «Святой Дух». Начиная с 20-го века, переводы в подавляющем большинстве отдают предпочтение «Святому Духу», отчасти потому, что общий английский термин «призрак» все чаще стал относиться только к духу умершего человека. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]
Имена
[ редактировать ]Еврейская Библия
[ редактировать ]Источник: [ 5 ]
- וְר֣וּחַ קדְשׁ֑וֹ ( rûaḥ qodšô ) – Его Святой Дух ( Исаия 63:10) [ 23 ]
- וְר֣וּחַ קָἝἝδְשְׁ֗ ( rûaḥ qodšəkā ) – Твой Святой Дух ( Псалом 51:11 ) [ 24 ]
- וְר֣וּחַ אֱלִ֔ים ( rûaḥ ĕlōhîm ) – Дух Божий ( Бытие 1:2) [ 25 ]
- Нишмат -руах хайим – Дыхание духа жизни (Бытие 7:22) [ 26 ]
- ר֣וּחַ יְהוָ֑ה ( rûaḥ YHWH ) – Дух ЯХВЕ (Исаия 11:2) [ 27 ]
- רוא ḥ ḥokmâ ûbînâ ) – Дух мудрости и разумения (Исаия 11:2) [ 27 ]
- силы и Дух совета [ 27 ]
- ר֥וּחַ דַּ֖עַת וְיִרְא֥ת יְהוָֽה ( rûaḥ da'at wəyīrəʾat YHWH ) – Дух знания [ 28 ] и страх перед ЯХВЕ (Исайя 11:2) [ 27 ]
Новый Завет
[ редактировать ]- Святой Дух ( Pneumatos Hagiou ) – Святой Дух (Матфея 1:18) [ 29 ]
- дух Божий ( Пнеумати Теу ) – Дух Божий (Матфея 12:28) [ 30 ]
- paraclētos ( Ho Paraclētos ) – Утешитель, ср. Утешитель Иоанна 14:26 (Иоанна 16:7) [ 31 ]
- дух истины ( Pneuma tēs Alētheias ) – Дух истины (Иоанна 16:13) [ 32 ]
- Дух Христов ( Pneuma Christou ) – Дух Христов (1 Петра 1:11) [ 33 ]
В зависимости от контекста:
- πνεῦμα ( Пневма ) – Дух (Иоанна 3:8) [ 34 ]
- Дух ( Пневматос ) – Дух (Иоанна 3:8)
Библейское изображение
[ редактировать ]Ветхий Завет
[ редактировать ]Этот раздел в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( июнь 2014 г. ) |
называется То, что в еврейской Библии называется «Духом Божьим» и «Духом Элохима», в Талмуде и Мидраше «Святым Духом» ( ruacḥ ха-кодеш ). Хотя выражение «Святой Дух» встречается в Пс. 51:11 и в Ис. 63:10–11, оно еще не приобрело того же значения, которое придавалось ему в раввинской литературе: в последней оно эквивалентно выражению «Дух Господень». В Быт.1:2 Божий дух парил над формой безжизненной материи, тем самым делая возможным Творение. [ 35 ] [ 36 ] Хотя руах ха-кодеш можно назвать вместо Бога, оно задумывалось как нечто отдельное; и, как все земное, исходящее с небес, руах ха-кодеш состоит из света и огня . [ 36 ] Наиболее характерным признаком наличия руах ха-кодеш является дар пророчества. Использование слова «руах» (иврит: «дыхание» или «ветер») во фразе руах ха-кодеш , по-видимому, предполагает, что иудейские власти считали, что Святой Дух был своего рода средством общения, подобно ветру. Дух говорит иногда мужским, иногда женским голосом; слово руах имеет как мужское, так и женское происхождение. [ 36 ]
Новый Завет
[ редактировать ]Термин Святой Дух встречается в Новом Завете не менее 90 раз. [ 7 ] Святость Святого Духа для христиан подтверждается во всех трёх синоптических Евангелиях . [ 37 ] которые провозглашают, что хула на Святого Духа является непростительным грехом . [ 38 ] Участие Святого Духа в Троице предлагается в последнем наставлении Иисуса своим ученикам после Воскресения в конце Евангелия от Матфея (28:19): [ 39 ] «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». [ 15 ]
Синоптические Евангелия
[ редактировать ]Святой Дух упоминается всеми тремя авторами синоптических Евангелий. Большинство ссылок принадлежит автору Евангелия от Луки ; этот акцент продолжается тем же автором в Книге Деяний .
Святой Дух не просто впервые появляется в Пятидесятницу после воскресения Иисуса , но присутствует у Луки (в главах 1 и 2 ) до рождения Иисуса . [ 7 ] В Евангелии от Луки 1:15 сказано, что Иоанн Креститель был «исполнен Святого Духа» еще до своего рождения. [ 40 ] и Святой Дух сошел на Деву Марию в Луки 1:35. [ 41 ] [ 7 ] Позже, в Луки 3:16, [ 42 ] Иоанн Креститель заявил, что Иисус крестил не водой, а Святым Духом; и Святой Дух сошел на Иисуса во время его крещения в реке Иордан. [ 7 ] В Луки 11:13: [ 43 ] Иисус заверил, что Бог Отец «даст Святого Духа просящим у Него». [ 7 ]
В Евангелии от Марка 13:11 конкретно говорится о силе Святого Духа действовать и говорить через учеников Иисуса во время нужды: «Не заботьтесь заранее, что вам говорить; ибо не вы говорите, но Дух Святой». [ 44 ] Матфея 10:20 [ 45 ] относится к тому же акту говорения через учеников, но использует термин «Дух Отца вашего». [ 46 ]
Деяния апостолов
[ редактировать ]Деяния апостолов иногда называют «Книгой Святого Духа» или «Деяниями Святого Духа». [ 47 ] [ 48 ] Из примерно семидесяти употреблений слова «Пневма» в Деяниях пятьдесят пять относятся к Святому Духу. [ 48 ]
С самого начала, в Деяниях 1:2, [ 49 ] читателю напоминается, что служение Иисуса , пока он был на земле, осуществлялось силой Святого Духа и что «деяния апостолов» продолжают действия Иисуса, а также совершаются при содействии Святого Духа. [ 48 ] Деяния представляют Святой Дух как «жизненный принцип» ранней Церкви и приводят пять отдельных драматических случаев его излияния на верующих в Деяниях 2:1–4: [ 50 ] 4:28–31, [ 51 ] 8:15–17, [ 52 ] 10:44, [ 53 ] и 19:6. [ 54 ] [ 47 ]
Ссылки на Святого Духа встречаются в Деяниях, например Деяния 1:5 и 8. [ 55 ] в начале говорится: «Ибо Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым. ... Вы примете силу, когда Дух Святой сойдет на вас», имея в виду исполнение пророчества Иоанна. Креститель в Луки 3:16, [ 42 ] «Он будет крестить вас в Святом Духе». [ 56 ]
Иоаннова литература
[ редактировать ]три отдельных термина, а именно Святой Дух , Дух Истины и Параклет используются В писаниях Иоанна . [ 9 ] «Дух истины» используется в Иоанна 14:17: [ 57 ] 15:26, [ 58 ] и 16:13. [ 59 ] [ 7 ] Затем Первое послание Иоанна противопоставляет это «духу заблуждения» в 1 Иоанна 4:6. [ 60 ] [ 7 ] В 1 Иоанна 4:1–6 проводится разделение между духами, «исповедующими, что Иисус Христос, пришедший во плоти, есть от Бога» и теми, кто по ошибке отвергает это, что указывает на то, что они являются злыми духами. [ 61 ]
В Иоанна 14:26: [ 62 ] Иисус утверждает: «Но Утешитель, [даже] Святой Дух, которого Отец пошлет во имя Мое, научит вас всему». Личность «Утешителя» была предметом споров среди богословов, которые предложили множество теорий по этому поводу. [ 63 ]
Послания Павла
[ редактировать ]Святой Дух играет ключевую роль в посланиях Павла ; и пневматология апостола Павла тесно связана с его богословием и христологией , до такой степени, что почти неотделима от них. [ 8 ]
Первое послание к Фессалоникийцам , которое, вероятно, было первым из посланий Павла, представляет характеристику Святого Духа в 1 Фессалоникийцам 1:6. [ 64 ] и 1 Фессалоникийцам 4:8. [ 65 ] которое встречается во всех его посланиях. [ 66 ] В 1 Фессалоникийцам 1:6 Павел говорит о подражании Христу (и самому себе) и утверждает: «И вы стали подражателями нам и Господу, приняв слово во многих скорбях, с радостью Святаго Духа», чье источник указан в 1 Фессалоникийцам 4:8 как «Бог, дающий вам Духа Своего Святого». [ 66 ] [ 67 ] [ 68 ]
Эти две темы получения Духа «подобно Христу» и Бога как источника Духа сохраняются в посланиях Павла как характеристика отношений христиан с Богом. [ 66 ] Для Павла подражание Христу предполагает готовность быть сформированным Святым Духом, как в Римлянам 8:4 и 8:11: «Но если Дух Того, Кто воскресил Иисуса из мертвых, живет в вас, то Воскресивший Христа Иисус из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас». [ 69 ] [ 67 ]
В Первом послании к Фессалоникийцам также говорится о силе Святого Духа в 1 Фессалоникийцам 1:5: [ 70 ] эта тема встречается и в других письмах Полины. [ 71 ]
В апокрифах
[ редактировать ]Представление о Святом Духе как ответственном за беременность Марии, встречающееся в синоптических Евангелиях: [ 72 ] отличается от того, что можно найти в апокрифическом Евангелии от евреев , принятом в качестве канонического назарянами IV века , в котором Иисус говорит о Святом Духе как о своей матери и, следовательно, как о женщине. [ 73 ] Некоторые считали женственность несовместимой с идеей о том, что Иисус был зачат Святым Духом; по апокрифическому Евангелию от Филиппа , например,
- Некоторые говорят: «Мария зачата Святым Духом». Они ошибаются. Они не знают, что говорят. Когда женщина могла забеременеть от женщины? [ 74 ]
Иисус и Святой Дух
[ редактировать ]Новый Завет подробно описывает тесные отношения между Святым Духом и Иисусом во время его земной жизни и служения . [ 10 ] Апостольский Символ веры перекликается с утверждениями Евангелий от Луки и Матфея, в которых говорится, что Иисус был зачат Святым Духом и рожден Девой Марией. [ 11 ]
Конкретные ссылки в Новом Завете на взаимодействие Иисуса и Святого Духа во время его земной жизни, а также на действенную силу Святого Духа во время его служения включают: [ 10 ] [ 11 ] [ 75 ]
- «Дух без меры» был дан Иисусу в Иоанна 3:34 , имея в виду, что слово, произнесенное Иисусом ( Рема ), является словами Бога. [ 76 ]
- Крещение Иисуса , когда Святой Дух сошел на него в виде голубя в Евангелии от Матфея 3: 13–17. [ 77 ] Марка 1:9–11 [ 78 ] и Луки 3:21–23. [ 79 ]
- Искушение Иисуса . В Евангелии от Матфея 4:1 Святой Дух повел Иисуса в пустыню, чтобы он подвергся искушению. [ 80 ]
- Дух, изгоняющий бесов в чуде «Изгнание слепого и немого» . [ 81 ]
- Возрадуйтесь, Дух, в Евангелии от Луки 10:21, где семьдесят учеников . Иисус послал [ 82 ]
- В Деяниях 1:2 говорится, что до своей смерти и воскресения Иисус «давал заповедь апостолам через Духа Святого». [ 49 ]
- Говоря о жертве Иисуса, который должен был быть распят из-за послушания отцу, в Послании к Евреям 9:14 говорится, что Иисус «через вечный Дух принес Себя непорочного Богу». [ 83 ]
В своей прощальной беседе со своими учениками Иисус пообещал, что «пошлет им Святого Духа» после своего ухода, в Иоанна 15:26, заявив: «Которого Я пошлю к вам от Отца, [даже] Духа истины». ... засвидетельствует обо Мне». [ 58 ] [ 12 ] [ 13 ]
Основные доктрины
[ редактировать ]Теология духов называется пневматологией. Святой Дух назван Господом и Подателем жизни В Никейском символе веры . [ 84 ] Он — Дух -Творец , присутствовавший до сотворения вселенной, и Его силой все было создано в Иисусе Христе Богом -Отцом . [ 84 ] Христианские гимны , такие как « Veni Creator Spiritus » («Приди, Дух-Создатель»), отражают эту веру. [ 84 ]
В раннем христианстве концепция спасения была тесно связана с призыванием «Отца, Сына и Святого Духа». [ 16 ] [ 17 ] и с первого века христиане призывали Бога именем «Отец, Сын и Святой Дух» в молитве, крещении, причастии, изгнании нечистой силы, пении гимнов, проповедях, исповедании, отпущении грехов и благословении. [ 16 ] [ 17 ] Это отражено в поговорке: «До появления «доктрины» о Троице христианская молитва призывала Святую Троицу». [ 16 ]
Для большинства христианских конфессий Святой Дух является третьим Лицом Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа и является Всемогущим Богом . [ 2 ] [ 3 ] [ 85 ] Как таковой Он является личностью, а также полностью Богом, равным и совечным Богу Отцу и Сыну Божьему . [ 2 ] [ 3 ] [ 85 ] Он отличается от Отца и Сына тем, что исходит от Отца (а, по мнению римо-католиков , старых католиков , лютеран , англикан и других протестантов , от Отца и Сына ), как описано в Никейском Символе веры . [ 3 ] Таким образом, Триединый Бог проявляется как три Лица ( греческие ипостаси ), [ 86 ] в Едином Божественном Существе ( греч . Усия ), [ 4 ] называемое Божеством ( от древнеанглийского: Godhood ), Божественной Сущностью Бога. [ 87 ]
В Новом Завете силой Святого Духа Иисус был зачат во чреве Девы Марии , сохранив Ее девственность . [ 88 ] Святой Дух сошел на Иисуса телесно, как голубь, во время его крещения , и послышался голос с Небес: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». [ 89 ] [ 90 ] Он — Освятитель, Помощник, [ 91 ] Утешитель, [ 92 ] Податель благодати, тот, кто приводит людей к Отцу и Сыну. [ 84 ]
Святому Духу приписывают вдохновение верующих и возможность им толковать все Священные Писания, а также руководство пророками как в Ветхом, так и в Новом Завете . [ 93 ] Христиане получают Плоды Святого Духа по Его милости и благодати . [ 94 ]
Бог Святой Дух
[ редактировать ]Христианское учение о Троице включает в себя концепцию Бога Святого Духа, а также Бога Сына и Бога Отца . [ 95 ] [ 96 ] Богослов Владимир Лосский утверждал, что хотя в акте Воплощения - Бог Сын проявился как Сын Божий , то же самое не произошло с Богом-Святым Духом , который остался нераскрытым. [ 97 ] [ не удалось пройти проверку ] Однако, как и в 1 Коринфянам 6:19, [ 98 ] Бог Дух продолжает обитать в верных. [ 96 ]
Подобным же образом латинский трактат «De Trinitate » ( «О Троице» ) Августина Гиппопотама утверждает: «Ибо, как Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Дух Святой есть Бог, в чем никто не сомневается, что сказано в Что касается субстанции, то мы не говорим, что сама Высшая Троица есть три Бога, но один Бог... Но положение, и состояние, и места, и времена, как говорится, находятся в Боге не в собственном смысле слова, а метафорически и. посредством подобий ... А что касается действия (или творения), возможно, наиболее верно это можно сказать только о Боге, ибо только Бог творит, а Сам Он не подвержен страстям, поскольку это принадлежит той субстанции, посредством которой Он не подвержен страстям. Он Бог. ...Итак, Отец всемогущ, Сын всемогущ, и Святой Дух всемогущ; но не три всемогущих, но один всемогущий ... Итак, все, что говорится о Боге о Нем Самом, есть. оба говорят по отдельности о каждом Лице , то есть об Отце, и Сыне, и Святом Духе, и вместе о самой Троице, не во множественном числе, но в единственном числе». [ 99 ]
В христианском богословии считается, что Святой Дух выполняет определенные божественные функции в жизни христианина или церкви. Действие Святого Духа рассматривается как важнейшая часть приведения человека к христианской вере. [ 100 ] Новый верующий «рождается свыше от Духа». [ 101 ] Святой Дух дает возможность христианской жизни, обитая в отдельных верующих, и дает им возможность жить праведной и верной жизнью. [ 100 ] Святой Дух также действует как утешитель или Параклет , тот, кто ходатайствует, поддерживает или действует как защитник, особенно во времена испытаний. И он действует, чтобы убедить неискупленного человека как в греховности его действий, так и в его моральном положении грешников перед Богом. [ 102 ] Другая способность Святого Духа – вдохновение и толкование Священных Писаний. Святой Дух одновременно вдохновляет на написание Священных Писаний и толкует их христианам и церкви. [ 103 ]
Шествие Святого Духа
[ редактировать ]В Иоанна 15:26 Иисус говорит о Святом Духе: «Но когда придет Утешитель, которого Я пошлю к вам от Отца, Дух истины, исходящий от Отца, он засвидетельствует о Мне». [ 104 ] В 325 году Первый Никейский собор , будучи первым вселенским собором, завершил свой Символ веры словами «и во Святом Духе». В 381 году Первый Константинопольский собор , являющийся вторым Вселенским собором, расширил Символ веры и заявил, что Дух Святой «исходит от Отца» (ἐκ τοῦ Πατρὸς ἐκπορευόμενον). Эта фраза основана на Иоанна 15:26 (ὃ παρὰ τοῦ πατρὸς ἐκπορεύεται). В 451 году Халкидонский собор , являясь четвертым вселенским собором, утвердил Никейско-Константинопольский Символ веры . [ 105 ] В то же время к вопросу об исхождении Святого Духа обращались различные христианские богословы, выражая разные взгляды и используя разную терминологию, тем самым положив начало дебатам, которые сосредоточились на Filioque пункте .
В 589 году Третий Толедский собор в своем третьем каноне официально принял учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына ( a Patre et Filio procedere ). [ 106 ] В течение следующих нескольких столетий постепенно сформировались две различные школы мысли: восточная и западная. Восточные богословы учили, что Святой Дух исходит только от Отца (понятие, называемое монопроцессионизмом ). [ 107 ] в то время как западные богословы учили, что Святой Дух исходит от Отца и Сына (понятие, называемое филиоквизмом ). [ 108 ] В «Мистагогии Святого Духа » Фотий I Константинопольский излагает восточную позицию. Дебаты и разногласия между двумя сторонами стали важным пунктом разногласий в христианской пневматологии , включая их историческую роль в подготовке почвы для Великого раскола 1054 года .
Плоды и дары духа
[ редактировать ]Плод Святого Духа [ 109 ] состоит из «постоянных диспозиций» [ 109 ] (в этом сходство с постоянным характером таинств ) — добродетельные качества, зарождаемые в христианине действием Святого Духа. [ 110 ] В Послании к Галатам 5:22–23 названы девять аспектов и говорится: [ 110 ]
А плод Духа — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, благость, верность, кротость, воздержание; против таких нет закона. [ 111 ]
В Послании к Галатам эти девять характеристик противопоставляются «делам плоти» и подчеркивают положительные проявления работы Святого Духа в верующих. [ 110 ]
« Дары Святого Духа » [ 109 ] отличаются от плода Духа и состоят из особых способностей, дарованных отдельному христианину. [ 100 ] Их часто называют греческим словом «дар», «харизма» , в английском языке «харизма» термин «харизматический» , от которого происходит . Не существует общепринятого исчерпывающего списка даров, и различные христианские конфессии используют разные списки, часто опираясь на 1 Коринфянам , [ 112 ] Римлянам 12 [ 113 ] и Ефесянам 4. [ 114 ] [ 115 ] Пятидесятнические деноминации и харизматическое движение учат, что отсутствие сверхъестественных даров произошло из-за пренебрежения Святым Духом и Его работой со стороны основных деноминаций. [ 115 ] Верующие в значимость сверхъестественных даров иногда говорят о крещении Святым Духом или наполнении Святым Духом , которое христианину необходимо пережить, чтобы получить эти дары. [ 116 ] Однако многие христианские конфессии считают, что крещение Святым Духом идентично обращению, и что все христиане по определению крещены Святым Духом.
« Семь даров Святого Духа » [ 109 ] изливаются на верующего при крещении и традиционно взяты из Исаии 11: 1–2, [ 117 ] хотя Новый Завет не ссылается на Исаию 11: 1–2 относительно этих даров. [ 115 ] [ 118 ] Эти 7 даров таковы: мудрость , понимание , совет , стойкость (сила), знание , благочестие и страх Господень . [ 115 ] [ 118 ] Это мнение католической церкви [ 109 ] [ 118 ] и многие другие основные христианские группы. [ 115 ]
Конфессиональные вариации
[ редактировать ]Христианские конфессии имеют доктринальные различия в своих верованиях относительно Святого Духа. Хорошо известным примером является полемика Filioque относительно Святого Духа – одно из ключевых различий между учениями основных западных церквей и различными восточно-христианскими конфессиями ( восточно-православными , восточно-православными , церковью Востока ). [ 119 ] [ 120 ]
сосредотачиваются Споры о Филиокве вокруг того, должен ли Никейский Символ веры утверждать, что Дух «исходит от Отца», а затем останавливаться, поскольку Символ веры был первоначально принят на греческом языке (а затем ему следовала Восточная Церковь), или следует сказать «от «Отец и Сын», как это было позже принято на латыни и которому последовала Западная церковь, где filioque на латыни означает «и от Сына». [ 121 ]
К концу 20-го века велись дискуссии об удалении Filioque в Никейском символе веры из англиканских молитвенников в соответствии с подходами восточно-православного и восточно-православного подходов, но они до сих пор не достигли стадии окончательной реализации. [ 122 ]
Большинство господствующего протестантизма придерживаются тех же взглядов на богословие Святого Духа, что и Римско-католическая церковь, но между пятидесятничеством и остальным протестантизмом существуют значительные различия в верованиях. [ 2 ] [ 123 ] Пятидесятничество фокусируется на «крещении Духом», полагаясь на Деяния 1: 5, где говорится «теперь вы будете крестить Святым Духом». [ 124 ] Более поздние харизматические движения фокусируются на «дарах Духа» (таких как исцеление, пророчество и т. д.) и полагаются на 1 Коринфянам 12 как на библейскую основу, но часто отличаются от пятидесятнических движений. [ 125 ]
Нетринитарные взгляды на Святого Духа существенно отличаются от господствующей христианской доктрины.
католицизм
[ редактировать ]Святой Дух был темой как минимум двух папских энциклик:
- Этот божественный дар - Папа Лев XIII (1897 г.)
- Господь и Податель жизни - Папа Иоанн Павел II (1986)
Тема Святого Духа широко обсуждается в Катехизисе Католической церкви : «Я верю в Святого Духа» в параграфах с 683 по 747.
Свидетели Иеговы и христадельфиане
[ редактировать ]Свидетели Иеговы и христадельфиане рассматривают Святого Духа не как реальную личность, отдельную от Бога-Отца, а как вечную «энергию» или «действующую силу» Бога, которую Он использует для исполнения своей воли в творении и искуплении. [ 126 ] [ 127 ]
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней
[ редактировать ]Члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД) верят, что Святой Дух является третьим членом Божества и духовной личностью, не имеющей тела из плоти и костей. [ 128 ] В отличие от многих других конфессий, термин «Святой Дух» остается гораздо более распространенным, чем «Святой Дух» в контексте СПД. [ 129 ] Тем не менее, Святого Духа иногда называют Духом, Святым Духом, Духом Божьим, Духом Господним или Утешителем. [ 130 ] Святые последних дней верят в своего рода социальный тринитаризм и субординационизм , что означает, что Отец, Сын и Святой Дух понимаются как единые в воле и цели, но не по существу. [ 131 ] Считается, что Святой Дух подчиняется Отцу и Сыну и действует под их руководством. Святой Дух, как и все разумные существа, считается вечным, несотворенным и самосуществующим. [ 132 ]
Церковь СПД учит, что влияние Святого Духа можно получить до крещения, но дар или постоянное общение Святого Духа, которое приходит через возложение рук должным образом рукоположенным носителем священства с линией власти. восходящая ко Христу через Петра – получается только после крещения, когда человек конфирмуется . [ 133 ] Джозеф Смит , основатель церкви, учил: «Вы могли бы с тем же успехом крестить мешок с песком, как и человека, — сказал он, — если это не делается ради прощения грехов и получения Святого Духа. Крещение водой это лишь половина крещения, и оно ни на что не годится без другой половины, то есть крещения Святым Духом». [ 134 ]
Символизм и искусство
[ редактировать ]Символизм
[ редактировать ]Святой Дух часто упоминается метафорами и символами , как в доктрине, так и в Библии. С богословской точки зрения эти символы являются ключом к пониманию Святого Духа и его действий, а не просто художественными изображениями. [ 85 ] [ 135 ]
- Вода – означает действие Святого Духа при Крещении, таким образом, что «все [верующие] были крещены одним Духом», так и они «напоены одним Духом». [ 136 ] Таким образом, Дух также лично является живой водой, текущей из распятого Христа. [ 137 ] как ее источник и бьющий в христианах к вечной жизни. [ 135 ] [ 138 ] Катехизис Католической Церкви , пункт 1137, рассматривает упоминание о Воде Жизни в Книге Откровения. [ 139 ] «один из самых красивых символов Святого Духа». [ 140 ]
- Помазание. Символика благословения маслом также означает Святой Дух, вплоть до того, что становится синонимом Святого Духа. Пришествие Духа называется его «помазанием». [ 141 ] В некоторых конфессиях помазание практикуется при конфирмации; («миропомазание» в Восточных Церквах ). Его полную силу можно постичь только в отношении первичного помазания, совершенного Святым Духом, помазания Иисуса. Титул « Христос » (по-еврейски « мессия ») означает «помазанный» Духом Божьим. [ 135 ] [ 138 ]
- Огонь – символизирует преобразующую энергию действия Святого Духа. В виде языков «как бы огненных» Святой Дух почил на учениках утром Пятидесятницы. [ 135 ] [ 138 ]
- Облако и свет – Дух сходит на Деву Марию и «осеняет» ее, чтобы она могла зачать и родить Иисуса. На горе преображения Дух в «облаке пришёл и осенил» Иисуса, Моисея и Илию, Петра, Иакова и Иоанна, и «из облака раздался голос, говорящий: «Сей есть Сын Мой, Избранный Мой; слушай» ему!'" [ 138 ] [ 142 ]
- Голубь. Когда Христос выходит из воды своего крещения, Святой Дух в виде голубя сходит на него и остается с ним. [ 135 ] [ 138 ] [ 143 ]
- Ветер. Дух сравнивается с «ветром, который дует, где хочет». [ 144 ] и описан как «звук с небес, подобный порыву сильного ветра». [ 145 ] [ 135 ]
Искусство, литература и архитектура
[ редактировать ]Искусство
Святой Дух был представлен в христианском искусстве как Восточной , так и Западной Церкви с использованием различных изображений. [ 146 ] [ 147 ] [ 148 ] Изображения варьировались от почти идентичных фигур, изображающих трех лиц Святой Троицы , до голубя и пламени.
Святой Дух часто изображается в виде голубя , основываясь на рассказе о том, как Святой Дух сошел на Иисуса в виде голубя, когда он крестился в реке Иордан . [ 149 ] На многих картинах Благовещения Святой Дух изображен в виде голубя, спускающегося к Марии на лучах света, как архангел Гавриил возвещает Иисуса Христа о пришествии Марии . Голубя также можно увидеть возле уха Григория Великого – как записал его секретарь – или других авторов-отцов церкви, диктующих им свои произведения. Голубь также аналогичен тому, который принес Ною оливковую ветвь после потопа, как символ мира. [ 149 ]
В книге Деяний описывается, как Святой Дух сошел на апостолов в Пятидесятницу в виде ветра и огненных языков, покоящихся над головами апостолов. Судя по образам в этом повествовании, Святой Дух иногда символизируется огненным пламенем. [ 150 ]
Древние кельтские христиане изображали Святого Духа в виде гуся по имени Ах-Геад-Глас, что означает дикий гусь. [ 151 ] Был выбран гусь, а не традиционный голубь, потому что гуси считались более свободными, чем их собратья-голуби. [ 152 ] [ 153 ]
Литература
Святой Дух традиционно был предметом строго богословских работ, направленных на доказательство основных доктрин о Святом Духе, часто в ответ на аргументы религиозных групп, отрицающих эти убеждения. Однако в последние годы Святой Дух вошел в мир (христианской) литературы через такие книги, как «Хижина», опубликованную в 2007 году.
Изобразительное искусство
[ редактировать ]-
Изображение голубя в Крещении Христа работы Пьетро Перуджино , около 1498 года.
-
Изображение одновременно голубя и пламени, Равенсбург, Германия, 1867 г.
-
Изображение луча света на русской иконе Пятидесятницы , XV век.
-
На замковом камне (внутри купола) церкви Святого Архангела Михаила, Каунас.
соборы Святого Духа
[ редактировать ]-
Гилфордский собор , Великобритания
См. также
[ редактировать ]- Барбело
- Культ Святого Духа
- Пол Святого Духа
- Святой Дух в Исламе
- Святой Дух в иудаизме
- Покровительство Духа
- Чудо
- Семь Духов Божиих
- Венчик в честь Святого Духа
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эмери, Жиль (2011). Троица: Иисус не мог быть Богом, потому что Бог сказал, что я не человек. 1 Царств 15:29 И слава Израиля не будет лгать и не сожалеть, ибо он не человек, чтобы ему сожалеть. Введение в католическое учение о Триедином Боге . Издательство Католического университета Америки. ISBN 978-0813218649 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Эриксон, Миллард Дж. (1992). Знакомство с христианской доктриной . Книжный дом Бейкера. п. 103.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хаммонд, TC (1968). Райт, Дэвид Ф. (ред.). В понимании людей: Справочник христианской доктрины (6-е изд.). Межвузовская пресса . стр. 54–56, 128–131.
- ^ Перейти обратно: а б Грудем, Уэйн А. 1994. Систематическое богословие: введение в библейскую доктрину. Лестер, Англия: Межуниверситетская пресса; Гранд-Рапидс, Мичиган: Зондерван с. 226.
- ^ Перейти обратно: а б «Катехизис Католической Церкви – IntraText» . www.vatican.va . нет. 711–712 . Проверено 29 марта 2024 г.
- ^ Парсонс, Джон. «Еврейские имена Бога» .
Святой Дух, явленный в Брит Хадаша.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Деяния и сочинения Полины Уотсона Э. Миллса, Ричарда Ф. Уилсона, 1997 г. ISBN 086554512X , стр. xl – xlx.
- ^ Перейти обратно: а б Грейбе, Петрус Дж. Сила Божья в письмах Павла 2008 г. ISBN 978-3161497193 , стр. 248–249.
- ^ Перейти обратно: а б Дух Истины: Истоки Иоанновой пневматологии Джона Брека, 1990 г. ISBN 0881410810 , стр. 1–5.
- ^ Перейти обратно: а б с Иисус в тринитарной перспективе: вводная христология Скотта Хоррелла, Дональда Фэйрберна, Гаррета ДеВиза и Брюса Уэра (2007) ISBN 080544422X, стр. 208–213.
- ^ Перейти обратно: а б с Эриксон, Миллард Дж. (1992). Знакомство с христианской доктриной . Книжный дом Бейкера. стр. 267–268.
- ^ Перейти обратно: а б Джон Андреаса Дж. Кёстенбергера, 2004 г. ISBN 080102644X , с. 442.
- ^ Перейти обратно: а б с Евангелие от Иоанна: вопрос за вопросом , Джудит Шуберт, 2009 г. ISBN 0809145499 , стр. 112–127.
- ^ Мэтью 28:19
- ^ Перейти обратно: а б Господь, дающий жизнь (Лона) Джейн Бартер Мулезон (2006). ISBN 0889205019 , с. 5.
- ^ Перейти обратно: а б с д Викерс, Джейсон Э. Призыв и согласие: создание и переделка тринитарного богословия. Вм. Издательство Б. Эрдманс, 2008. ISBN 0802862691 , стр. 2–5.
- ^ Перейти обратно: а б с Кембриджский спутник Троицы , Питер К. Фан, 2011 г. ISBN 0521701139 , стр. 3–4.
- ^ «Пятидесятница» . Британская энциклопедия . Проверено 3 июня 2017 г.
Пятидесятница... главный праздник христианской церкви, отмечаемый в воскресенье, приходящее на 50-й день после Пасхи.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дополнительная Библия – KJV, автор: Э. У. Буллингер , Kregel Publications, 1999. ISBN 0825420997 . п. 146.
- ^ Робин В. Ловин, Предисловие к английскому переводу книги Карла Барта «Святой Дух и христианская жизнь» (1993) ISBN 0664253253 , с. XVIII.
- ^ Миллард Дж. Эриксон, Л. Арнольд Хустад, Представляя христианскую доктрину Baker Academic (2001) ISBN 978-0801022500 , с. 271.
- ^ «Школы Норфолка говорили о Святом Духе как о «слишком жутком» » . Хранитель . Лондон, Англия. 11 апреля 2005 г. Проверено 4 мая 2010 г.
- ^ «Анализ еврейского текста Исайи 63:10» . biblehub.com . Проверено 29 марта 2024 г.
- ^ «Псалом 51:11 Анализ текста на иврите» . biblehub.com . Проверено 29 марта 2024 г.
- ^ «Анализ еврейского текста Бытие 1:2» . biblehub.com . Проверено 29 марта 2024 г.
- ^ «Анализ еврейского текста Бытие 7:22» . biblehub.com . Проверено 29 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Анализ еврейского текста Исайи 11:2» . biblehub.com . Проверено 29 марта 2024 г.
- ^ «Иврит Стронга: 1847. דָּ֫עַת (даат) – знание» . biblehub.com . Проверено 4 января 2019 г.
- ^ «Анализ греческого текста от Матфея 1:18» . biblehub.com . Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ «Анализ греческого текста Матфея 12:28» . biblehub.com . Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ «Анализ греческого текста Иоанна 16:7» . biblehub.com . Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ «Анализ греческого текста Иоанна 16:13» . biblehub.com . Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ «1 Петра 1:11 Анализ греческого текста» . biblehub.com . Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ «Иоанна 3:8 Подстрочный: Дух, где хочет, дышит, и голос Его слышишь, но не знаешь, откуда Он приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа». " . biblehub.com . Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ См.: Даршан, Гай, «Руах Элохим в Бытие 1:2 в свете финикийских космогоний: история традиции», Журнал северо-западных семитских языков 45:2 (2019), 51–78.
- ^ Перейти обратно: а б с «Святой Дух» . www.jewishencyclepedia.com . Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ Матфея 12:30–32 , Марка 3:28–30 и Луки 12:8–10.
- ^ Бломберг, Крейг Л., Иисус и Евангелия: введение и обзор , 2009 г. ISBN 0805444823 , с. 280.
- ^ «Отрывок из Библейских ворот: Матфея 28:19 - стандартная английская версия» . Библейский шлюз . Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ Луки 1:15
- ^ Луки 1:35
- ^ Перейти обратно: а б Луки 3:16
- ^ Луки 11:13
- ^ Марка 13:11
- ^ Мэтью 10:20
- ↑ Евангелие от Луки Люка Тимоти Джонсона, Дэниела Дж. Харрингтона, 1992 г. ISBN 0814658059 , с. 195.
- ^ Перейти обратно: а б Деяния апостолов Люка Тимоти Джонсона, Дэниела Дж. Харрингтона, 1992 г. ISBN 0814658075 , стр. 14–18.
- ^ Перейти обратно: а б с Библейский справочник к Деяниям апостолов Мэла Коуча, 2004 г. ISBN 0825423910 , стр. 120–129.
- ^ Перейти обратно: а б Деяния 1:2
- ^ Деяния 2: 1–4.
- ^ Деяния 4:28–31.
- ^ Деяния 8: 15–17.
- ^ Деяния 10:44
- ^ Деяния 19:6.
- ^ Деяния 1:5 и 8.
- ^ Чтение Деяний: литературный и богословский комментарий к Деяниям апостолов Чарльза Х. Талберта, 2005 г. ISBN 1573122777 , стр. 24–25.
- ^ Иоанна 14:17
- ^ Перейти обратно: а б Иоанна 15:26
- ^ Иоанна 16:13
- ^ 1 Иоанна 4:6
- ^ 1, 2 и 3 Джона Джона Пейнтера, Дэниела Дж. Харрингтона, 2002 г. ISBN 0814658121 , с. 324.
- ^ Иоанна 14:26
- ^ Помазанная община: Святой Дух в иоаннинской традиции Гэри М. Бердж, 1987 г. ISBN 0802801935 , стр. 14–21.
- ^ 1:6
- ^ 4:8
- ^ Перейти обратно: а б с Богословие апостола Павла Джеймса Д. Данна, 2003 г. ISBN 0567089584 , стр. 418–420.
- ^ Перейти обратно: а б Краткий богословский словарь Джеральда О'Коллинза, Эдварда Г. Фарруджиа, 2004 г. ISBN 0567083543 , с. 115.
- ^ Святые люди мира: Межкультурная энциклопедия, Том 3 Филлис Дж. Джестис, 2004 г. ISBN 1576073556 , стр. 393–394.
- ^ Римлянам 8:4
- ^ 1:5
- ^ 1 и 2 Фессалоникийцам Джона А. Уэзерли, 1996 г. ISBN 0899006361 , стр. 42–43.
- ^ Матфея 1:18 и Луки 1:34–35.
- ^ Кох, Гленн Алан (1990), «Евреи, Евангелие», в Миллс, Уотсон Э.; Буллард, Роджер Обри (ред.), Библейский словарь Мерсера , издательство Mercer University Press, стр. 364, ISBN 978-0865543737 .
- ^ «Евангелие от Филиппа» . Перевод Айзенберга, Уэсли В. 1996.
- ^ Барт, Карл (1949). Догматика в общих чертах . Нью-Йоркская философская библиотека. п. 95 .
- ^ Евангелие от Иоанна: введение и комментарий Колина Г. Круза (2004) ISBN 0802827713 , с. 123.
- ^ Матфея 3: 13–17.
- ^ Марка 1: 9–11.
- ^ Луки 3: 21–23.
- ^ Матфея 4:1
- ^ Мэтью 12:28
- ^ Луки 10:21
- ^ Евреям 9:14.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кембриджский спутник христианской доктрины Колина Э. Гантона (1997) ISBN 052147695X , стр. 280–285.
- ^ Перейти обратно: а б с «Католическая энциклопедия: Святой Дух» .
- ^ См. обсуждение в Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ CCC : Догмат Святой Троицы .
- ^ «Отрывок из Библейских ворот: Луки 1:35 - стандартная английская версия» . Библейский шлюз . Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ Харрингтон, Дэниел Дж., С.Дж. «Иисус выходит на публику». Америка, 7–14 января 2008 г., с. 38
- ^ Мф 3:17 Мк 1:11 Лк 3:21–22
- ^ «Отрывок из Библейских ворот: Иоанна 15:26 - стандартная английская версия» . Библейский шлюз . Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ «Отрывок из Библейских ворот: Иоанна 14:16 - стандартная английская версия» . Библейский шлюз . Проверено 10 августа 2020 г.
- ↑ Богословие сообщества Бога Стэнли Дж. Гренца (2000) ISBN 0802847552 с. 380.
- ↑ Крещение в ранней церкви: история, богословие и литургия в первые пять веков Эверетта Фергюсона (2009) ISBN 0802827489 , с. 776.
- ^ Систематическое богословие Льюиса Сперри Чейфера, 1993 г. ISBN 0825423406 , с. 25.
- ^ Перейти обратно: а б Библейский комментарий Вирсбе: Полный Новый Завет Уоррена В. Вирсбе, 2007 г. ISBN 978-0781445399 , с. 471.
- ^ Тайна Триединого Бога ... Итак, что бы ни говорилось о Боге по отношению к Самому Себе, то говорится и о каждой личности отдельно, то есть об Отце, и Сыне, и Святом Духе; и вместе самой Троицы, не во множественном числе, а в единственном числе. Джон Джозеф О'Доннелл, 1988 г. ISBN 0722057601 , с. 75.
- ^ 1 Коринфянам 6:19.
- ^ « De Trinitate», книга V, глава 8» . newadvent.org . Архивировано из оригинала 13 октября 1999 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Эриксон, Миллард Дж. (1992). Знакомство с христианской доктриной . Книжный дом Бейкера. стр. 265–270.
- ^ Хотя термин « рожденный свыше » чаще всего используется христианами-евангелистами, большинство конфессий считают, что новый христианин — это «новое творение» и «рожденный свыше». См., например, Католическую энциклопедию [1] .
- ^ Святой Дух и Его дары . Дж. Освальд Сандерс . Межвузовская пресса. Глава 5.
- ^ Хаммонд, TC (1968). Райт, Дэвид Ф. (ред.). В понимании людей: Справочник христианской доктрины (Шестое изд.). Межвузовская пресса . п. 134.
- ^ Иоанна 15:26
- ^ Мейендорф 1989 .
- ^ Мартинес-Диес и Родригес 1992 , с. 79.
- ^ Уилхайт 2009 , стр. 285–302.
- ^ Филлипс 1995 , стр. 60.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Катехизис Католической Церкви – IntraText» . www.vatican.va . нет. 1830–1832 гг . Проверено 29 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Послание к Галатам (Новый международный комментарий к Новому Завету) Рональда Ю.К. Фунга (1988) Wm. Издательство Б. Эрдманс, ISBN 0802825095 , стр. 262–263.
- ^ Галатам 5:22–23.
- ^ 1 Коринфянам 12
- ^ 12
- ^ Ефесянам 4
- ^ Перейти обратно: а б с д и Эриксон, Миллард Дж. (1992). Знакомство с христианской доктриной . Гранд-Рапидс, Мичиган : Издательская группа Baker . ISBN 978-0801032158 . 2-е изд. 2001 . Глава тридцать – «Дело Святого Духа» (стр. 275 и далее) . ISBN 978-0801022500 .
- ^ Тозер, AW (1994). Я отвечаю дьяволу . Карлайл: Паб OM. ISBN 978-1850781486 . OCLC 31753708 .
- ^ 11:1–2
- ^ Перейти обратно: а б с Шоу, Рассел; Стравинскас, Питер MJ (1998). Католическая энциклопедия нашего воскресного посетителя . Хантингтон, Индиана : Наше воскресное издательство для посетителей . п. 457 . ISBN 978-0879736699 .
- ^ Каспер, Уолтер (2006). Петровское министерство. Католики и православные в диалоге: академический симпозиум Нелда в Папском совете по содействию христианскому единству . Паулист Пресс. п. 188. ИСБН 978-0809143344 .
- ^ Киннамон, Майкл; Коуп, Брайан Э. (1997). Экуменическое движение: антология ключевых текстов и голосов . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 172. ИСБН 978-0802842633 .
- ^ Святой Дух: классические и современные чтения Юджина Ф. Роджерса-младшего (2009) Wiley ISBN 1405136235 , с. 81.
- ^ Введение в теологию Оуэна К. Томаса и Эллен К. Вондра (2002) ISBN 0819218979 , с. 221.
- ^ Уотсон, Дэвид (1973). Один в Духе . Ходдер и Стоутон. стр. 39–64.
- ^ Энциклопедия протестантизма Дж. Гордона Мелтона, 2008 г. ISBN 0816077460 , с. 69.
- ^ Энциклопедия протестантизма Дж. Гордона Мелтона, 2008 г. ISBN 0816077460 , с. 134.
- ^ «Является ли Святой Дух Личностью?» . Бодрствующий! : 14–15. Июль 2006 г.
В Библии Божий Святой Дух описывается как Божья сила в действии. Следовательно, точный перевод еврейского текста Библии называет Божий дух «действующей силой Бога».
- ^ «Доктрины, которые следует отвергнуть» . Доктрины, которые следует отвергнуть .
Мы отвергаем учение о том, что Святой Дух является личностью, отличной от Отца.
- ^ «Учение и Заветы 130» . www.churchofjesuschrist.org . Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ «Евангельские темы: Святой Дух» .
- ^ «Верные вере», с. 81.
- ^ «Для молодежи» . www.churchofjesuschrist.org . Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ «Учение и Заветы 93» . www.churchofjesuschrist.org . Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ «Святой Дух – Энциклопедия мормонизма» . Архивировано из оригинала 02 апреля 2018 г. Проверено 10 марта 2017 г.
- ^ TPJS , стр. 314.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Уотсон, Дэвид (1973). Один в Духе . Ходдер и Стоутон. стр. 20–25.
- ^ 1 Кор. 12:13.
- ^ Ин 19:34 1 Ин 5:8
- ^ Перейти обратно: а б с д и CCC : Символы Святого Духа (№ 694–701) .
- ^ Откровение 21:6 и Откровение 22:1.
- ^ «Катехизис Католической Церкви – Совершение церковной литургии» . www.vatican.va . Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ 2Кор. 1:21.
- ^ Луки 9:34–35.
- ^ Мф 3:16
- ^ Ин 3:8
- ^ Деяния 2:24
- ^ Искусство эпохи Возрождения: Тематический словарь Ирен Эрлс, 1987 г. ISBN 0313246580 , с. 70.
- ^ Искусство Гарднера сквозь века: Западная перспектива Фреда С. Кляйнера ISBN 0495573558 , с. 349.
- ^ Владимир Лосский, 1999. Значение икон, ISBN 0913836990 , с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б Мы верим в Святого Духа (Древнее христианское учение, № 4), Джоэл К. Еловски (2009) InterVarsity ISBN 0830825347 , с. 14.
- ^ Святой Дух: классические и современные чтения Юджина Ф. Роджерса-младшего (2009) Wiley ISBN 1405136235 , стр. 121–123.
- ^ «Архивы Ах-Гид-Глас» . Сегодня, если ты услышишь его голос . Проверено 11 марта 2020 г.
- ^ «Христиане в погоне за дикими гусями» . CBN.com – Христианская радиовещательная сеть . 25 сентября 2013 г. Проверено 11 марта 2020 г.
- ^ Даунс, Энни (2018). Помните Бога . Издательская группа B&H.
Но знаете ли вы также, что кельтские христиане называют Святого Духа Ах-Геад-Глас, что означает «Дикий гусь»? Тебе это не нравится? Потому что, если вы когда-либо пытались следовать водительству Святого Духа, это наверняка может показаться вам бесполезной охотой.
Источники
[ редактировать ]- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Джейкобс, Джозеф; Блау, Людвиг (1901–1906). «Святой Дух» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- Мартинес-Диес, Гонсало; Родригес, Феликс (1992). Испаноязычный канонический сборник (на испанском языке). Том 5. Мадрид, Испания: Высший совет научных исследований. ISBN 978-8400072629 .
- Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианские разделения: Церковь 450–680 гг. н.э. Церковь в истории. Том. 2. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 978-0881410563 .
- Уилхайт, Дэвид Э. (2009). «Баптисты «и сын»: пункт о филиокве в невероятном богословии» . Журнал экуменических исследований . 44 (2): 285–302.
- Филлипс, Эндрю (1995). Православие и английская традиция . Фритгарт, Великобритания: Англосаксонские книги. ISBN 978-1898281009 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Били, Кристофер; Видман, Марк, ред. (2018). Библия и раннее тринитарное богословие . Издательство Католического университета Америки. ISBN 978-0813229966 .
- Берджесс, Стэнли М. (1989). Святой Дух: восточно-христианские традиции . Пибоди, Массачусетс: Издательство Hendrickson. ISBN 978-0913573815 .
- Чарльз Уильямс, Сошествие голубя: краткая история Святого Духа в церкви (1950), Фабер, Лондон, Англия.
- Кярккяйнен, Вели-Матти (2002). Пневматология: Святой Дух в экуменической, международной и контекстуальной перспективе . Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Academic. ISBN 978-0801024481 .
- Кярккяйнен, Вели-Матти , изд. (2010). Святой Дух и спасение: источники христианского богословия . Луисвилл, Кентукки: Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0664231361 .
- Свит, Генри Барклай (1912). Святой Дух в древней церкви: исследование христианского учения в эпоху отцов . ISBN 0342946455 .