Jump to content

Эпистемология

(Перенаправлено из научных исследований )

Эпистемология — раздел философии , изучающий природу, происхождение и пределы познания . Также называемая теорией познания , она исследует различные типы знаний, такие как пропозициональные знания о фактах, практические знания в форме навыков и знания путем знакомства как знакомства через опыт. Эпистемологи изучают концепции веры , истины и обоснования , чтобы понять природу знания. Чтобы выяснить, как возникает знание, они исследуют источники обоснования, такие как восприятие , самоанализ , память , разум и свидетельство .

Школа скептицизма ставит под сомнение способность человека достигать знаний, в то время как фаллибилизм утверждает, что знание никогда не является достоверным. Эмпирики рассматривают чувственный опыт как основной источник знания, тогда как рационалисты рассматривают разум как дополнительный источник. Когерентисты утверждают, что убеждение оправдано, если оно согласуется с другими убеждениями. Фундаменталисты , напротив, утверждают, что обоснование основных убеждений не зависит от других убеждений. Интернализм и экстернализм расходятся во мнениях относительно того, определяется ли оправдание исключительно психическими состояниями или также внешними обстоятельствами.

Отдельные разделы эпистемологии посвящены знаниям, найденным в конкретных областях, таких как научное, математическое, моральное и религиозное знание. Натурализованная эпистемология опирается на эмпирические методы и открытия, тогда как формальная эпистемология использует формальные инструменты логики . Социальная эпистемология исследует общинный аспект знания, а историческая эпистемология исследует его исторические условия. Эпистемология тесно связана с психологией , которая описывает убеждения людей, тогда как эпистемология изучает нормы, регулирующие оценку убеждений. Она также пересекается с такими областями, как теория принятия решений , образование и антропология .

Ранние размышления о природе, источниках и сфере знаний встречаются в древнегреческой и древнеиндийской философии . Отношения между разумом и верой были центральной темой в средневековый период . Современная эпоха характеризовалась контрастными взглядами эмпиризма и рационализма. Эпистемологи 20-го века исследовали компоненты, структуру и ценность знаний, интегрируя идеи естественных наук и лингвистики .

Определение

[ редактировать ]

Эпистемология – это философское исследование знания . Ее еще называют теорией познания . [ а ] он исследует, что такое знание и какие типы знаний существуют. Далее исследуются источники знаний, такие как восприятие , умозаключения и свидетельства , чтобы определить, как создаются знания. Другая тема — объем и пределы знаний, встающие перед вопросами о том, что люди могут и чего не могут знать. [ 2 ] Другие центральные концепции включают веру , истину , оправдание , свидетельства и разум . [ 3 ] Эпистемология является одной из основных отраслей философии помимо таких областей, как этика , логика и метафизика . [ 4 ] Этот термин также может использоваться в несколько ином смысле для обозначения не отрасли философии, а конкретной позиции внутри этой отрасли, как в эпистемологии эпистемологии Платона и Канта . Иммануила [ 5 ]

Эпистемология как нормативная область исследований исследует, как люди должны приобретать убеждения. Таким образом, он определяет, какие убеждения соответствуют стандартам или эпистемическим целям знания, а какие нет, тем самым обеспечивая оценку убеждений. Описательные области исследований, такие как психология и когнитивная социология , также интересуются убеждениями и связанными с ними когнитивными процессами. В отличие от эпистемологии, они изучают убеждения людей и то, как люди их приобретают, вместо того, чтобы изучать оценочные нормы этих процессов. [ 6 ] [ б ] Эпистемология актуальна для многих описательных и нормативных дисциплин, таких как другие отрасли философии и науки, поскольку она исследует принципы того, как они могут прийти к знанию. [ 9 ]

Слово эпистемология происходит от древнегреческих терминов ἐπιστήμη (эпистема, означающее знание или понимание ) и λόγος (логос, означающий изучение или разум ), буквально, изучение знания. Хотя древнегреческие философы практиковали эпистемологию, они не использовали это слово. Этот термин был придуман только в 19 веке, чтобы обозначить эту область и представить ее как отдельную ветвь философии. [ 10 ] [ с ]

Центральные концепции

[ редактировать ]

Знание – это осведомленность, знакомство, понимание или навык. Все его различные формы предполагают когнитивный успех, посредством которого человек устанавливает эпистемический контакт с реальностью. [ 15 ] Знания обычно понимаются как аспект личности, как правило, как когнитивное психическое состояние , которое помогает им понимать, интерпретировать и взаимодействовать с миром. Хотя этот основной смысл представляет особый интерес для эпистемологов, этот термин имеет и другие значения. На социальном уровне знание — это характеристика группы людей, разделяющих идеи, понимание или культуру в целом. [ 16 ] Этот термин также может относиться к информации, хранящейся в документах, например, «знаниям, хранящимся в библиотеке». [ 17 ] или знания, хранящиеся в компьютерах в виде базы знаний экспертной системы . [ 18 ]

Знание контрастирует с невежеством , которое часто определяют просто как отсутствие знаний. Знание обычно сопровождается незнанием, поскольку люди редко обладают полными знаниями в определенной области, что вынуждает их полагаться на неполную или неопределенную информацию при принятии решений. [ 19 ] Несмотря на то, что многие формы невежества можно смягчить с помощью образования и исследований, существуют определенные пределы человеческого понимания, которые несут ответственность за неизбежное невежество. [ 20 ] Некоторые ограничения присущи самим когнитивным способностям человека , например, неспособность знать факты, слишком сложные для человеческого понимания. [ 21 ] Другие зависят от внешних обстоятельств, когда доступа к соответствующей информации нет. [ 22 ]

Эпистемологи расходятся во мнениях относительно того, насколько много люди знают, например, могут ли ошибочные убеждения о повседневных делах приравниваться к знанию или ли абсолютная уверенность требуется . Самую жесткую позицию занимают радикальные скептики , утверждающие, что знаний нет вообще. [ 23 ]

Фотография Бертрана Рассела
Различие между пропозициональным знанием и знанием путем знакомства играет центральную роль в эпистемологии Бертрана Рассела . [ 24 ]

Эпистемологи различают разные типы знания. [ 25 ] Их основной интерес заключается в знании фактов, называемом пропозициональным знанием . [ 26 ] Это теоретическое знание, которое можно выразить в повествовательных предложениях с использованием придаточного предложения, например: «Рави знает, что кенгуру прыгают». По этой причине его еще называют знанием-то . [ 27 ] [ д ] Эпистемологи часто понимают это как отношение между знающим и известным предложением , в приведенном выше случае между личностью Рави и предложением «хоп кенгуру». [ 28 ] Он не зависит от использования, поскольку не привязан к одной конкретной цели. Это мысленное представление, которое опирается на концепции и идеи для изображения реальности. [ 29 ] Из-за своей теоретической природы часто считается, что только относительно сложные существа, такие как люди, обладают пропозициональным знанием. [ 30 ]

Пропозициональное знание контрастирует с непропозициональным знанием в форме знания-как и знания путем знакомства . [ 31 ] Знание-как — это практическая способность или навык, например, умение читать или готовить лазанью . [ 32 ] Обычно оно привязано к конкретной цели и не осваивается абстрактно без конкретной практики. [ 33 ] Знать что-либо по знакомству — значит быть знакомым с этим в результате эмпирического контакта. Примерами могут служить знание города Перт , знание вкуса цампы и личное знакомство с Мартой Виейра да Силва . [ 34 ]

Еще одно влиятельное различие - между апостериорным и априорным знанием. [ 35 ] Апостериорное знание — это знание эмпирических фактов, основанное на чувственном опыте, например, наблюдение за тем, как светит солнце, и ощущение, что кусок мяса испортился. [ 36 ] Знания, принадлежащие эмпирической науке, и знания повседневных дел принадлежат апостериорному знанию. Априорное знание — это знание неэмпирических фактов и не зависит от данных чувственного опыта. Это относится к таким областям, как математика и логика , например знание того, что . [ 37 ] Контраст между апостериорным и априорным знанием играет центральную роль в споре между эмпириками и рационалистами о том, зависит ли все знание от чувственного опыта. [ 38 ]

Портрет Иммануила Канта
Различие аналитико-синтетическое уходит корнями в философию Иммануила Канта . [ 39 ]

Тесно связанный контраст существует между аналитическими и синтетическими истинами . Предложение аналитически истинно, если его истинность зависит только от значения используемых в нем слов. Например, предложение «все холостяки не женаты» аналитически верно, поскольку слово «холостяк» уже включает в себя значение «неженатый». Предложение является синтетически истинным, если его истинность зависит от дополнительных фактов. Например, предложение «снег бел» является синтетически истинным, поскольку его истинность зависит не только от цвета снега, но и от значений слов « снежный» и «белый» . Априорное знание в первую очередь связано с аналитическими предложениями, тогда как апостериорное знание в первую очередь связано с синтетическими предложениями. Однако остается спорным, верно ли это для всех случаев. Некоторые философы, такие как Уиллард Ван Орман Куайн , отвергают это различие, заявляя, что аналитических истин не существует. [ 40 ]

Анализ знания — это попытка идентифицировать существенные компоненты или условия всех и только пропозициональных состояний знания. Согласно так называемому традиционному анализу , [ и ] Знание состоит из трех компонентов: это убеждение, которое обосновано и истинно. [ 42 ] Во второй половине 20-го века эта точка зрения была поставлена ​​под сомнение серией мысленных экспериментов , целью которых было показать, что некоторые обоснованные истинные убеждения не приравниваются к знанию. [ 43 ] В одном из них человек не подозревает обо всех фальшивых сараях в своем районе. По стечению обстоятельств они останавливаются перед единственным настоящим сараем и формируют обоснованное истинное убеждение, что это настоящий сарай. [ 44 ] Многие эпистемологи сходятся во мнении, что это не знание, поскольку обоснование не имеет прямого отношения к истине. [ 45 ] Более конкретно, этот и подобные контрпримеры связаны с некоторой формой эпистемической удачи, то есть когнитивного успеха, который является результатом случайных обстоятельств, а не компетентности. [ 46 ]

Схема компонентов знаний
Так называемый традиционный анализ утверждает, что знание — это обоснованная истинная вера. Эдмунд Геттье пытался показать, что некоторые обоснованные истинные убеждения не являются знаниями.

После этих мысленных экспериментов философы предложили различные альтернативные определения знания, модифицируя или расширяя традиционный анализ. [ 47 ] Согласно одной точке зрения, известный факт должен вызывать правильное убеждение. [ 48 ] Другая теория утверждает, что убеждение является продуктом надежного процесса формирования убеждений. [ 49 ] Дальнейшие подходы требуют, чтобы у человека не было убеждения, если бы оно было ложным. [ 50 ] что убеждение не выводится из лжи, [ 51 ] что оправдание не может быть подорвано , [ 52 ] или что вера непогрешима. [ 53 ] Нет единого мнения относительно того, какая из предложенных модификаций и реконцептуализаций правильна. [ 54 ] Некоторые философы, такие как Тимоти Уильямсон , отвергают базовое предположение, лежащее в основе анализа знания, утверждая, что пропозициональное знание — это уникальное состояние , которое нельзя разделить на более простые компоненты. [ 55 ]

Ценность знаний – это ценность, которую они имеют, расширяя понимание и направляя действия. Знания могут иметь инструментальную ценность , помогая человеку достичь своих целей. [ 56 ] Например, знание болезни помогает врачу вылечить пациента, а знание того, когда начинается собеседование, помогает кандидату прийти вовремя. [ 57 ] Полезность известного факта зависит от обстоятельств. Знание некоторых фактов может оказаться практически бесполезным, например, запоминание случайных телефонных номеров из устаревшей телефонной книги. [ 58 ] Возможность оценить ценность знаний имеет значение при выборе того, какую информацию приобретать и передавать другим. Это влияет на решения, например, какие предметы преподавать в школе и как распределять средства на исследовательские проекты. [ 59 ]

Особый интерес для эпистемологов представляет вопрос о том, является ли знание более ценным, чем просто истинное мнение. [ 60 ] Знание и истинное мнение часто имеют одинаковую полезность, поскольку оба являются точным отображением реальности. Например, если человек хочет поехать в Ларису , истинное мнение о том, как туда добраться, может помочь ему так же, как и знание. [ 61 ] Платон уже рассматривал эту проблему и предположил, что знание лучше, потому что оно более устойчиво. [ 62 ] Другое предложение фокусируется на практическом рассуждении . Он предполагает, что люди больше доверяют знаниям, чем простым истинным убеждениям, когда делают выводы и решают, что делать. [ 63 ] Другой ответ гласит, что знания имеют внутреннюю ценность, а это означает, что они хороши сами по себе, независимо от их полезности. [ 64 ]

Вера и истина

[ редактировать ]

Убеждения — это ментальные состояния относительно того, что происходит, например, вера в то, что снег белый или что Бог существует . [ 65 ] В эпистемологии под ними часто понимают субъективные установки, подтверждающие или отрицающие суждение , которое может быть выражено в повествовательном предложении . Например, поверить в то, что снег бел, значит подтвердить утверждение «снег бел». Согласно этой точке зрения, убеждения — это представления о том, как устроен мир. Они сохраняются в памяти и могут быть вызваны, когда активно размышляют о реальности или решают, как действовать. [ 66 ] Другая точка зрения понимает убеждения как модели поведения или склонности к действию, а не как репрезентативные элементы, хранящиеся в уме. Эта точка зрения гласит, что верить в то, что в холодильнике есть минеральная вода, — это не что иное, как группа диспозиций, связанных с минеральной водой и холодильником. Примерами могут служить склонности утвердительно отвечать на вопросы о наличии минеральной воды и идти к холодильнику при жажде. [ 67 ] Некоторые теоретики отрицают существование убеждений, говоря, что эта концепция, заимствованная из народной психологии, представляет собой упрощение гораздо более сложных психологических процессов. [ 68 ] Убеждения играют центральную роль в различных эпистемологических дебатах, которые охватывают их статус как компонента пропозиционального знания, вопрос о том, имеют ли люди контроль над своими убеждениями и несут ли за них ответственность , а также вопрос о том, существуют ли степени убеждений, называемые доверительными . [ 69 ]

Как пропозициональные установки, убеждения являются истинными или ложными в зависимости от того, подтверждают ли они истинное или ложное суждение. [ 70 ] Согласно корреспондентной теории истины , быть истинным — значит находиться в правильном отношении к миру, точно описывая, каков он. Это означает, что истина объективна: убеждение истинно, если оно соответствует факту . [ 71 ] Теория когерентности истины утверждает, что убеждение истинно, если оно принадлежит когерентной системе убеждений. Результатом этой точки зрения является то, что истина относительна, поскольку она зависит от других убеждений. [ 72 ] Дальнейшие теории истины включают прагматическую , семантическую , плюралистическую и дефляционную теории . [ 73 ] Истина играет центральную роль в эпистемологии как цель когнитивных процессов и компонент пропозиционального знания. [ 74 ]

Обоснование

[ редактировать ]

В эпистемологии обоснование — это свойство убеждений, которые соответствуют определенным нормам относительно того, во что должен верить человек. [ 75 ] Согласно распространенному мнению, это означает, что у человека есть достаточные причины придерживаться этого убеждения, поскольку у него есть информация, подтверждающая это убеждение. [ 75 ] Другая точка зрения гласит, что убеждение оправдано, если оно сформировано в результате надежного процесса формирования убеждения, такого как восприятие. [ 76 ] Термины разумный , гарантированный и поддерживаемый тесно связаны с идеей обоснования и иногда используются как синонимы. [ 77 ] Обоснование – это то, что отличает оправданные убеждения от суеверий и удачных догадок. [ 78 ] Однако оправдание не гарантирует истину. Например, если у человека есть убедительные, но вводящие в заблуждение доказательства, у него может сформироваться обоснованное ложное убеждение. [ 79 ]

Эпистемологи часто определяют оправдание как один из компонентов знания. [ 80 ] Обычно их интересует не только то, есть ли у человека достаточная причина придерживаться убеждения, известная как пропозициональное обоснование , но также и то, придерживается ли человек этого убеждения потому или на основании. [ ж ] эта причина, известная как доксастическое обоснование . Например, если у человека есть достаточные основания полагать, что район опасен, но он формирует это убеждение на основе суеверий, тогда у него есть пропозициональное обоснование, но отсутствует доксастическое обоснование. [ 82 ]

Источники

[ редактировать ]

Источники оправдания — это способы или когнитивные способности, с помощью которых люди обретают оправдание. Часто обсуждаемые источники включают восприятие , самоанализ , память , разум и свидетельства , но не существует единого мнения, в какой степени все они обеспечивают действительное обоснование. [ 83 ] Восприятие опирается на органы чувств для получения эмпирической информации. Существуют различные формы восприятия, соответствующие различным физическим стимулам, такие как зрительное , слуховое , тактильное , обонятельное и вкусовое восприятие. [ 84 ] Восприятие — это не просто получение чувственных впечатлений, а активный процесс, который выбирает, организует и интерпретирует сенсорные сигналы . [ 85 ] Интроспекция — это тесно связанный процесс, ориентированный не на внешние физические объекты, а на внутренние психические состояния . Например, вид автобуса на автовокзале относится к восприятию, а чувство усталости — к самоанализу. [ 86 ]

Рационалисты понимают разум как источник оправдания неэмпирических фактов. Его часто используют для объяснения того, как люди могут знать математические, логические и концептуальные истины. Разум также отвечает за умозаключение, при котором одно или несколько убеждений используются в качестве предпосылок для поддержки другого убеждения. [ 87 ] Память зависит от информации, предоставляемой другими источниками, которую она сохраняет и вспоминает, например, запоминая ранее воспринятый номер телефона. [ 88 ] Оправдание показаниями основано на информации, которую одно лицо сообщает другому лицу. Это может произойти во время разговора друг с другом, но также может произойти и в других формах, например, в письме, газете или блоге. [ 89 ]

Другие концепции

[ редактировать ]

Рациональность тесно связана с обоснованием, и термины «рациональное убеждение» и «обоснованное убеждение» иногда используются как синонимы. Однако рациональность имеет более широкую сферу применения, охватывающую как теоретическую сторону, охватывающую убеждения, так и практическую сторону, охватывающую решения , намерения и действия . [ 90 ] Существуют разные представления о том, что значит быть рациональным. Согласно одной точке зрения, психическое состояние является рациональным, если оно основано на веских причинах или реагирует на них. Другая точка зрения подчеркивает роль последовательности, утверждая, что рациональность требует, чтобы различные психические состояния человека были последовательными и поддерживали друг друга. [ 91 ] Несколько иной подход предполагает, что рациональность связана с достижением определенных целей. Двумя целями теоретической рациональности являются точность и полнота, то есть, чтобы у человека было как можно меньше ложных убеждений и как можно больше истинных убеждений. [ 92 ]

Эпистемические нормы являются критериями оценки когнитивного качества убеждений, таких как их обоснованность и рациональность. Эпистемологи различают деонтические нормы, которые представляют собой предписания о том, во что люди должны верить или какие убеждения являются правильными, и аксиологические нормы, которые определяют цели и ценности убеждений. [ 93 ] Эпистемические нормы тесно связаны с интеллектуальными или эпистемическими добродетелями , которые представляют собой такие черты характера, как непредвзятость и добросовестность . Эпистемические добродетели помогают людям формировать истинные убеждения и приобретать знания. Они контрастируют с эпистемическими пороками и выступают в качестве основополагающих концепций эпистемологии добродетели . [ 94 ]

Доказательства убеждения — это информация, которая благоприятствует или поддерживает его. Эпистемологи понимают доказательства прежде всего с точки зрения психических состояний, например, как чувственные впечатления или как другие положения, известные человеку. Но в более широком смысле сюда могут также относиться физические объекты, такие как пятна крови, исследованные судебно-медицинскими экспертами, или финансовые записи, изучаемые журналистами-расследователями. [ 95 ] Доказательства часто понимают с точки зрения вероятности : свидетельства в пользу убеждения повышают вероятность того, что это убеждение истинно. [ 96 ] Победитель — это свидетельство против убеждения или свидетельство , которое подрывает другое доказательство. Например, показания свидетеля, связывающие подозреваемого с преступлением, являются доказательством его вины, тогда как алиби является доказательством поражения. [ 97 ] Эвиденциалисты анализируют обоснование с точки зрения доказательств, утверждая, что для того, чтобы быть оправданным, убеждение должно основываться на адекватных доказательствах. [ 98 ]

Наличие доказательств обычно влияет на сомнения и уверенность , которые представляют собой субъективное отношение к предложениям, которые различаются по уровню достоверности. Сомнение предполагает сомнение в достоверности или истинности предложения. Уверенность, напротив, представляет собой сильное утвердительное убеждение, означающее, что человек свободен от сомнений в истинности суждения. В эпистемологии сомнение и уверенность играют центральную роль в попытках найти надежную основу всех знаний и в скептических проектах, направленных на установление того, что ни одно убеждение не застраховано от сомнений. [ 99 ]

Хотя пропозициональное знание является основной темой эпистемологии, некоторые теоретики сосредотачивают внимание на понимании, а не на знании. Понимание – это более целостное понятие, которое предполагает более широкое понимание предмета. Чтобы что-то понять, человеку необходимо осознание того, как связаны разные вещи и почему они такие, какие есть. Например, знание отдельных фактов, заученных из учебника, не составляет понимания. Согласно одной точке зрения, понимание — это особое эпистемическое благо, которое, в отличие от знания, всегда имеет внутреннюю ценность. [ 100 ] Мудрость в этом отношении аналогична и иногда считается высшим эпистемическим благом. Оно включает в себя рефлексивное понимание с практическим применением. Это помогает людям понимать и оценивать сложные ситуации и вести хорошую жизнь. [ 101 ]

Школы мысли

[ редактировать ]

Скептицизм, фаллибилизм и релятивизм

[ редактировать ]

Философский скептицизм ставит под сомнение способность человека достигать знаний. Некоторые скептики ограничивают свою критику определенными областями знаний. Например, религиозные скептики говорят, что невозможно иметь определенные знания о существовании божеств или других религиозных доктрин. Точно так же моральные скептики оспаривают существование морального знания, а метафизические скептики говорят, что люди не могут познать высшую реальность. [ 102 ]

Глобальный скептицизм — это самая широкая форма скептицизма, утверждающая, что ни в одной области нет знаний. [ 103 ] В древней философии эта точка зрения была принята академическими скептиками , в то время как скептики-пирронианцы рекомендовали приостановить веру для достижения состояния спокойствия . [ 104 ] В целом, немногие эпистемологи открыто защищают глобальный скептицизм. Влияние этой позиции проистекает главным образом из попыток других философов показать, что их теория преодолевает вызов скептицизма. Например, Рене Декарт использовал методологическое сомнение , чтобы найти факты, в которых нельзя сомневаться. [ 105 ]

Одним из соображений в пользу глобального скептицизма является аргумент мечты . Все начинается с наблюдения о том, что, когда люди видят сны, они обычно не осознают этого. Эта неспособность отличить сон от обычного опыта используется для того, чтобы доказать, что не существует определенного знания, поскольку человек никогда не может быть уверен, что он не спит. [ 106 ] [ г ] Некоторые критики утверждают, что глобальный скептицизм — это самоопровержимая идея , поскольку отрицание существования знаний само по себе является заявлением о знании. Другое возражение гласит, что абстрактные рассуждения, ведущие к скептицизму, недостаточно убедительны, чтобы опровергнуть здравый смысл. [ 108 ]

Фаллибилизм — еще один ответ на скептицизм. [ 109 ] Фаллибилисты согласны со скептиками в том, что абсолютная уверенность невозможна. Большинство фаллибилистов не согласны со скептиками по поводу существования знания, утверждая, что знание существует, поскольку оно не требует абсолютной уверенности. [ 110 ] Они подчеркивают необходимость сохранять открытый и пытливый ум, поскольку сомнения никогда не могут быть полностью исключены, даже в отношении устоявшихся заявлений о знании, таких как тщательно проверенные научные теории. [ 111 ]

Эпистемический релятивизм - это родственная точка зрения. Он не ставит под сомнение существование знания в целом, но отвергает идею о том, что существуют универсальные эпистемические стандарты или абсолютные принципы, которые одинаково применимы ко всем. Это означает, что то, что знает человек, зависит от субъективных критериев или социальных конвенций, используемых для оценки эпистемического статуса. [ 112 ]

Эмпиризм и рационализм

[ редактировать ]
Портрет Джона Локка
Портрет Дэвида Юма
Джон Локк и Дэвид Юм сформировали философию эмпиризма.

Споры между эмпиризмом и рационализмом сосредоточены на происхождении человеческого знания. Эмпиризм подчеркивает, что чувственный опыт является основным источником всех знаний. Некоторые эмпирики выражают эту точку зрения, утверждая, что разум — это чистый лист , который развивает идеи о внешнем мире только посредством чувственных данных, которые он получает от органов чувств. По их мнению, разум может прийти к различным дополнительным открытиям, сравнивая впечатления, комбинируя их, обобщая для получения более абстрактных идей и выводя из них новые выводы. Эмпирики говорят, что все эти мыслительные операции зависят от материала органов чувств и не функционируют сами по себе. [ 113 ]

Хотя рационалисты обычно принимают чувственный опыт как один из источников знания, [ ч ] они также говорят, что важные формы знания исходят непосредственно от разума, без чувственного опыта, [ 115 ] как знание математических и логических истин. [ 116 ] По мнению некоторых рационалистов, разум обладает врожденными идеями , к которым он может получить доступ без помощи чувств. Другие считают, что существует дополнительная когнитивная способность, иногда называемая рациональной интуицией , с помощью которой люди приобретают неэмпирические знания. [ 117 ] Некоторые рационалисты ограничивают свои дискуссии происхождением концепций, говоря, что разум полагается на врожденные категории, чтобы понять мир и организовать опыт. [ 115 ]

Фундаментализм и когерентизм

[ редактировать ]

Фундаменталисты и когерентисты расходятся во мнениях относительно структуры знания. [ 118 ] [ я ] Фундаментализм различает базовые и небазовые убеждения. Убеждение является базовым, если оно обосновано напрямую, то есть его обоснованность не зависит от поддержки других убеждений. [ Дж ] Убеждение является небазисным, если оно обосновано другим убеждением. [ 121 ] Например, убеждение в том, что прошлой ночью шел дождь, является небазисным убеждением, если оно выведено из наблюдения о том, что улица мокрая. [ 122 ] Согласно фундаментализму, базовые убеждения являются основой, на которой строятся все остальные знания, тогда как небазовые убеждения представляют собой надстройку, опирающуюся на этот фундамент. [ 121 ]

Когерентисты отвергают различие между базовыми и небазисными убеждениями, заявляя, что обоснование любого убеждения зависит от других убеждений. Они утверждают, что убеждение должно быть в гармонии с другими убеждениями, чтобы стать знанием. Это тот случай, если убеждения последовательны и поддерживают друг друга. Согласно когерентизму, обоснование — это целостный аспект, определяемый всей системой убеждений, напоминающей взаимосвязанную паутину. [ 123 ]

Взгляд фундаментализма представляет собой промежуточную позицию, сочетающую в себе элементы как фундаментализма, так и когерентизма. Он признает различие между базовыми и небазовыми убеждениями, утверждая при этом, что оправдание небазовых убеждений зависит от их согласованности с другими убеждениями. [ 124 ]

Инфинитизм представляет другой подход к структуре знания. Он согласен с когерентизмом в том, что не существует базовых убеждений, но при этом отвергает точку зрения, согласно которой убеждения могут циклически поддерживать друг друга . Вместо этого он утверждает, что убеждения образуют бесконечные цепочки обоснований, в которых каждое звено цепочки поддерживает следующее за ним убеждение и поддерживается предшествующим ему убеждением. [ 125 ]

Интернализм и экстернализм

[ редактировать ]
Фотография Элвина Голдмана
Элвин Голдман был влиятельным защитником экстернализма. [ 126 ]

Разногласия между интернализмом и экстернализмом касаются источников оправдания. [ 127 ] [ к ] Интерналисты говорят, что оправдание зависит только от факторов внутри человека. Примеры таких факторов включают опыт восприятия, воспоминания и наличие других убеждений. Эта точка зрения подчеркивает важность когнитивной точки зрения человека в форме его психических состояний. Обычно это ассоциируется с идеей о доступности соответствующих факторов, а это означает, что человек может осознать причины своего обоснованного убеждения посредством самоанализа и размышлений. [ 129 ]

Экстернализм отвергает эту точку зрения, утверждая, что по крайней мере некоторые важные факторы являются внешними по отношению к человеку. Это означает, что когнитивная перспектива человека играет менее важную роль, в то время как другие факторы, в частности отношение к истине, становятся более важными. [ 129 ] Например, рассматривая убеждение, что чашка кофе стоит на столе, экстерналисты не только интересуются опытом восприятия, который привел к этому убеждению, но также учитывают качество зрения человека, его способность отличать кофе от других напитков. и обстоятельства, при которых они наблюдали чашу. [ 130 ]

Эвиденциализм — влиятельная интерналистская точка зрения. Он говорит, что оправдание зависит от наличия доказательств . [ 131 ] В этом контексте доказательством убеждения является любая информация в сознании человека, которая поддерживает это убеждение. Например, восприятие дождя является свидетельством веры в то, что идет дождь. Эвиденциалисты предложили различные другие формы доказательств, включая воспоминания, интуицию и другие убеждения. [ 132 ] Согласно эвиденциализму, убеждение оправдано, если доказательства человека подтверждают это убеждение, и он придерживается этого убеждения на основе этих доказательств. [ 133 ]

Релайабилизм — это экстерналистская теория, утверждающая, что для обоснования необходима надежная связь между верой и истиной. [ 134 ] Некоторые релайабилисты объясняют это с точки зрения надежных процессов. Согласно этой точке зрения, убеждение оправдано, если оно создано в результате надежного процесса формирования убеждения, такого как восприятие. Процесс формирования убеждений надежен, если большинство убеждений, которые он вызывает, верны. Несколько иная точка зрения фокусируется на убеждениях, а не на процессах формирования убеждений, утверждая, что убеждение оправдано, если оно является надежным индикатором факта, которое оно представляет. Это означает, что убеждение отслеживает факт: человек верит в это, потому что это факт, но в противном случае он бы не поверил. [ 135 ]

Эпистемология добродетели — это еще один тип экстернализма, который иногда понимается как форма релайабилизма. Он говорит, что вера оправдана, если она демонстрирует интеллектуальные добродетели. Интеллектуальные добродетели — это способности или черты характера, которые выполняют когнитивные функции и помогают людям формировать истинные убеждения. Предлагаемые примеры включают такие способности, как зрение, память и самоанализ. [ 136 ]

В гносеологии восприятия прямые и косвенные реалисты расходятся во мнениях относительно связи между воспринимающим и воспринимаемым объектом. Прямые реалисты говорят, что эта связь является прямой, имея в виду, что нет никакой разницы между объектом, присутствующим в перцептивном опыте, и физическим объектом, вызывающим этот опыт. Согласно косвенному реализму, связь является непрямой, поскольку существуют ментальные сущности, такие как идеи или чувственные данные, которые являются посредниками между воспринимающим и внешним миром. Контраст между прямым и косвенным реализмом важен для объяснения природы иллюзий. [ 137 ]

Конструктивизм в эпистемологии — это теория, согласно которой то, как люди видят мир, является не простым отражением внешней реальности, а изобретением или социальной конструкцией. Эта точка зрения подчеркивает творческую роль интерпретации, но подрывает объективность, поскольку социальные конструкции могут различаться от общества к обществу. [ 138 ]

Согласно контрастивизму , знание — это сравнительный термин, означающий, что знание чего-либо предполагает отличие этого от соответствующих альтернатив. Например, если человек заметит в саду птицу, он может знать, что это воробей, а не орел, но может не знать, что это воробей, а не неотличимая голограмма воробья. [ 139 ]

Эпистемический консерватизм – это взгляд на пересмотр убеждений . Он отдает предпочтение убеждениям, которые у человека уже есть, утверждая, что человек должен менять свои убеждения только в том случае, если у него есть веская причина. Одной из причин принятия эпистемического консерватизма является то, что когнитивные ресурсы человека ограничены, а это означает, что невозможно постоянно пересматривать каждое убеждение. [ 140 ]

Прагматическая эпистемология — это форма фаллибилизма, которая подчеркивает тесную связь между знанием и действием. Он рассматривает стремление к знаниям как непрерывный процесс, руководствующийся здравым смыслом и опытом, но всегда открытый для пересмотра. [ 141 ]

Байесианская эпистемология — это формальный подход, основанный на идее о том, что у людей есть степень убежденности, показывающая, насколько они уверены. Он использует теорию вероятностей для определения норм рациональности , которые определяют, как определенные люди должны относиться к своим убеждениям. [ 142 ]

Феноменологическая эпистемология подчеркивает важность опыта от первого лица. Он различает естественные и феноменологические установки. Естественное отношение фокусируется на объектах, принадлежащих здравому смыслу и естествознанию. Феноменологическая установка фокусируется на восприятии объектов и направлена ​​на беспредпосылочное описание того, как объекты кажутся наблюдателю. [ 143 ]

Партикуляризм и генерализм расходятся во мнениях относительно правильного метода проведения эпистемологического исследования . Партикуляристы начинают свое исследование с рассмотрения конкретных случаев. Например, чтобы найти определение знания, они полагаются на свою интуицию относительно конкретных примеров знания и конкретных мысленных экспериментов. Они используют эти наблюдения как методологические ограничения, которым должна следовать любая теория более общих принципов. Генералисты действуют в противоположном направлении. Они отдают предпочтение общим эпистемическим принципам, утверждая, что без понимания этих принципов невозможно точно идентифицировать и описать конкретные случаи. [ 144 ] Другие методы современной эпистемологии направлены на извлечение философских идей из обычного языка или рассмотрение роли знания в утверждениях и руководстве действиями. [ 145 ]

Фотография Элизабет Андерсон
Работы Элизабет С. Андерсон сочетают в себе перспективы феминистской, социальной и натурализованной эпистемологии. [ 146 ]

Постмодернистская эпистемология критикует условия знания в развитых обществах. Это касается, в частности, метанарратива постоянного прогресса научного знания, ведущего к универсальному и фундаментальному пониманию реальности. [ 147 ] Феминистская эпистемология критикует влияние пола на знания. Среди других тем в нем исследуется, как предубеждения относительно гендера влияют на тех, кто имеет доступ к знаниям, как производятся знания и какие типы знаний ценятся в обществе. [ 148 ] Деколониальная наука критикует глобальное влияние западных систем знаний, часто с целью деколонизации знаний, чтобы подорвать западную гегемонию. [ 149 ]

встречаются различные школы эпистемологии В традиционной индийской философии . Многие из них сосредоточены на различных источниках знания, называемых прамана . Восприятие , умозаключение и свидетельство — источники, обсуждаемые в большинстве школ. Другими источниками, рассматриваемыми только в некоторых школах, являются невосприятие , которое приводит к знанию отсутствия, и презумпция. [ 150 ] Буддийская эпистемология имеет тенденцию сосредотачиваться на непосредственном опыте, понимаемом как представление уникальных деталей без участия вторичных когнитивных процессов, таких как мысль и желание. [ 151 ] Эпистемология ньяя обсуждает причинно-следственную связь между познающим и объектом познания, которая происходит посредством надежных процессов формирования знаний. Он рассматривает восприятие как основной источник знаний, проводя тесную связь между ним и успешными действиями. [ 152 ] Эпистемология мимамсы понимает священные писания, известные как Веды , как ключевой источник знаний и обсуждает проблему их правильной интерпретации. [ 153 ] Джайнская эпистемология утверждает, что реальность многогранна , а это означает, что ни одна точка зрения не может охватить всю истину. [ 154 ]

Некоторые отрасли эпистемологии сосредотачиваются на проблемах познания в рамках конкретных академических дисциплин. Эпистемология науки исследует, как создаются научные знания и какие проблемы возникают в процессе проверки, обоснования и интерпретации научных утверждений. Ключевой вопрос касается проблемы того, как отдельные наблюдения могут поддерживать универсальные научные законы . Дополнительные темы включают природу научных данных и цели науки. [ 155 ] Эпистемология математики изучает происхождение математического знания. Исследуя обоснованность математических теорий, он исследует роль доказательств и существуют ли эмпирические источники математического знания. [ 156 ]

Эпистемологические проблемы встречаются в большинстве областей философии. Эпистемология логики исследует, как люди узнают, аргумент действителен что . Например, он исследует, как логики доказывают, что modus ponens — это правильное правило вывода , или что все противоречия ложны. [ 157 ] Эпистемологи метафизики исследуют, возможно ли познание конечной реальности и какие источники могут иметь это знание. [ 158 ] Знание моральных утверждений, таких как утверждение о том, что ложь недопустима, принадлежит эпистемологии этики . Он изучает роль этической интуиции , согласованность моральных убеждений и проблему моральных разногласий. [ 159 ] Этика веры — тесно связанная область, охватывающая взаимосвязь эпистемологии и этики . Он исследует нормы, регулирующие формирование убеждений, и задается вопросом, является ли их нарушение морально неправильным. [ 160 ]

Религиозная эпистемология изучает роль знания и обоснования религиозных доктрин и практик. Он оценивает вес и надежность свидетельств религиозного опыта и Священных Писаний , а также задается вопросом, следует ли применять нормы разума к религиозной вере . [ 161 ] Социальная эпистемология фокусируется на социальном измерении знания. В то время как традиционная эпистемология в основном интересуется знаниями, которыми обладают отдельные люди, социальная эпистемология охватывает приобретение, передачу и оценку знаний внутри групп, уделяя особое внимание тому, как люди полагаются друг на друга в поисках знаний. [ 162 ] Историческая эпистемология исследует, как понимание знаний и связанных с ними концепций менялось с течением времени. В нем задается вопрос, являются ли основные проблемы эпистемологии вечными и в какой степени прошлые эпистемологические теории актуальны для современных дебатов. Особую озабоченность вызывают научные знания и связанные с ними практики. [ 163 ] Она контрастирует с историей эпистемологии, которая представляет, реконструирует и оценивает эпистемологические теории философов прошлого. [ 164 ] [ л ]

Натурализованная эпистемология тесно связана с естественными науками , полагаясь на их методы и теории для изучения знаний. Эпистемологи-натуралисты сосредотачивают внимание на эмпирических наблюдениях при формулировании своих теорий и часто критикуют подходы к эпистемологии, основанные на априорных рассуждениях. [ 166 ] Эволюционная эпистемология – это натуралистический подход, который понимает познание как продукт эволюции , исследуя знание и ответственные за него когнитивные способности с точки зрения естественного отбора . [ 167 ] Эпистемологи языка исследуют природу лингвистического знания. Одной из их тем является роль неявного знания, например, когда носители языка освоили правила грамматики , но не могут четко сформулировать эти правила. [ 168 ] Эпистемологи модальности исследуют знания о том, что возможно и необходимо. [ 169 ] Эпистемологические проблемы, возникающие, когда два человека имеют разные мнения по теме, охватываются эпистемологией разногласий. [ 170 ] Эпистемологов невежества интересуют эпистемические ошибки и пробелы в знаниях. [ 171 ]

Существуют отдельные области эпистемологии, посвященные конкретным источникам знаний. Примерами являются эпистемология восприятия, [ 172 ] эпистемология памяти, [ 173 ] и эпистемология свидетельства . [ 174 ]

Некоторые отрасли эпистемологии характеризуются своим методом исследования. Формальная эпистемология использует формальные инструменты логики и математики для исследования природы знания. [ 175 ] [ м ] Эпистемологи-экспериментаторы полагаются в своих исследованиях на эмпирические данные об общеизвестных практиках. [ 177 ] Прикладная эпистемология фокусируется на практическом применении эпистемологических принципов к различным проблемам реального мира, таким как надежность заявлений о знаниях в Интернете, как оценивать обвинения в сексуальном насилии и как расизм может привести к эпистемической несправедливости . [ 178 ] [ н ]

Метаэпистемологи исследуют природу, цели и методы исследования эпистемологии. Как метатеория , она не защищает напрямую позицию относительно того, какие эпистемологические теории верны, но исследует их фундаментальные концепции и исходные предположения. [ 180 ] [ о ]

[ редактировать ]

Эпистемология и психология не определялись как отдельные области до 19 века; более ранние исследования знаний часто не вписываются в сегодняшние академические категории. [ 182 ] Обе современные дисциплины изучают убеждения и психические процессы, ответственные за их формирование и изменение. Одним из важных контрастов является то, что психология описывает, какие убеждения есть у людей и как они их приобретают, тем самым объясняя, почему у кого-то есть определенное убеждение. В центре внимания эпистемологии находится оценка убеждений, ведущая к вынесению суждения о том, является ли убеждение оправданным и рациональным в конкретном случае. [ 183 ] Эпистемология имеет аналогичную тесную связь с когнитивной наукой , которая понимает ментальные события как процессы, преобразующие информацию . [ 184 ] Искусственный интеллект опирается на идеи эпистемологии и когнитивной науки для реализации конкретных решений проблем, связанных с представлением знаний и автоматическим рассуждением . [ 185 ]

Логика – это изучение правильных рассуждений. Для эпистемологии это имеет отношение к умозаключенному знанию, которое возникает, когда человек рассуждает от одного известного факта к другому. [ 186 ] Так обстоит дело, например, если человек непосредственно не знает, что но приходит к выводу, основываясь на своих знаниях, что , , и . [ 187 ] Является ли выводное убеждение знанием, зависит от используемой формы рассуждения , в частности от того, что этот процесс не нарушает законы логики. [ 188 ] Еще одно совпадение между этими двумя областями обнаруживается в эпистемическом подходе к теории ошибок . [ 189 ] Заблуждения – это ошибочные аргументы, основанные на неправильных рассуждениях. [ 190 ] Эпистемический подход к заблуждениям объясняет, почему они ошибочны, утверждая, что аргументы направлены на расширение знаний. Согласно этой точке зрения, аргумент является ошибочным, если он этого не делает. [ 189 ] Дальнейшее пересечение находится в эпистемической логике , которая использует формальные логические устройства для изучения эпистемологических концепций, таких как знание и убеждение . [ 191 ]

И теория принятия решений , и эпистемология интересуются основами рационального мышления и ролью убеждений. В отличие от многих подходов в эпистемологии, основной фокус теории принятия решений лежит не столько на теоретической, сколько на практической стороне, изучая, как убеждения преобразуются в действия. [ 192 ] Теоретики принятия решений исследуют рассуждения, связанные с принятием решений, и стандарты хороших решений. [ 193 ] Они определяют убеждения как центральный аспект принятия решений. Одно из их нововведений — различать более слабые и сильные убеждения. Это помогает им учитывать влияние неопределенности на решения. [ 194 ]

Эпистемология и образование имеют общий интерес к знаниям, с той лишь разницей, что образование фокусируется на передаче знаний, исследуя роли как ученика, так и учителя. [ 195 ] Теория обучения исследует, как люди приобретают знания. [ 196 ] Теории поведенческого обучения объясняют этот процесс с точки зрения изменений поведения, например, связывая определенную реакцию с определенным стимулом . [ 197 ] Теории когнитивного обучения изучают, как когнитивные процессы, влияющие на приобретение знаний, преобразуют информацию. [ 198 ] Педагогика рассматривает передачу знаний со стороны учителя, исследуя методы обучения, которые он может использовать. [ 199 ] В методах, ориентированных на учителя, учитель берет на себя роль главного органа, предоставляющего знания и направляющего процесс обучения. В методах, ориентированных на учащихся , учитель в основном поддерживает и облегчает процесс обучения, в то время как учащиеся играют более активную роль. [ 200 ] Убеждения студентов о знаниях, называемые личной эпистемологией , влияют на их интеллектуальное развитие и успех в обучении. [ 201 ]

Антропология знаний исследует , как знания приобретаются, хранятся, извлекаются и передаются. Он изучает социальные и культурные обстоятельства, влияющие на то, как знания воспроизводятся и изменяются, охватывая роль таких учреждений, как университетские факультеты и научные журналы, а также личные дискуссии и онлайн-коммуникации. Оно понимает знание в широком смысле, охватывающем различные формы понимания и культуры, включая практические навыки. В отличие от эпистемологии, ее интересует не то, является ли убеждение истинным или оправданным, а то, как понимание воспроизводится в обществе. [ 202 ] Социология знания — тесно связанная область со схожей концепцией знания. Он исследует, как физические, демографические, экономические и социокультурные факторы влияют на знания. Он исследует, в каких социально-исторических контекстах возникают знания и какое влияние они оказывают на людей, например, как социально-экономические условия связаны с доминирующей идеологией в обществе. [ 203 ]

Ранние размышления о природе и источниках знаний встречаются в древней истории. В древнегреческой философии Платон ( 427–347 гг. до н.э.) изучал, что такое знание , исследуя, чем оно отличается от истинного мнения, поскольку оно основано на веских причинах. [ 204 ] По его мнению, процесс обучения чему-либо — это форма воспоминания , при которой душа вспоминает то, что уже знала раньше. [ 205 ] [ п ] Аристотель (384–322 гг. до н. э.) особенно интересовался научными знаниями, исследуя роль чувственного опыта и способы делать выводы на основе общих принципов. [ 206 ] Эллинистические школы начали возникать в IV веке до нашей эры. Эпикурейцы отстаивали позицию, согласно которой ощущения всегда точны и выступают высшим эталоном суждений. [ 207 ] Точно так же стоики говорили, что истинны только ясные и отчетливые чувственные впечатления. [ 208 ] Скептики сомневались в возможности познания, рекомендуя вместо этого приостановить суждение и достичь состояния спокойствия . [ 209 ]

Статуя Дхармакирти
Буддийский философ Дхармакирти разработал причинную теорию познания. [ 210 ]

Упанишады , философские писания , написанные в древней Индии между 700 и 300 годами до нашей эры, исследовали, как люди приобретают знания, включая роль самоанализа, сравнения и дедукции. [ 211 ] В VI веке до нашей эры школа Адьяны развила радикальный скептицизм, ставящий под сомнение возможность и полезность знаний. [ 212 ] Школа Ньяя возникла во II веке до нашей эры и обеспечила систематическое рассмотрение того, как люди приобретают знания, различая действительные и недействительные источники. [ 213 ] Когда буддийские философы позже заинтересовались эпистемологией, они опирались на концепции, разработанные в ньяе и других традициях. [ 214 ] Буддийский философ Дхармакирти (6 или 7 век н. э.) [ 215 ] анализировал процесс познания как ряд причинно связанных событий. [ 210 ]

Отношения между разумом и верой были центральной темой в средневековый период . [ 216 ] В арабо-персидской философии аль -Фараби ( ок. 870–950 ) и Аверроэс (1126–1198) обсуждали, как взаимодействуют философия и теология и что является лучшим средством достижения истины. [ 217 ] Аль-Газали ( ок. 1056–1111 ) раскритиковал многие основные учения предыдущих исламских философов, заявив, что они основаны на недоказанных предположениях. [ 218 ] В западной философии Ансельм Кентерберийский (1033–1109) предположил, что богословское учение и философские исследования находятся в гармонии и дополняют друг друга. [ 219 ] Пьер Абеляр (1079–1142) выступал против неоспоримых богословских авторитетов и говорил, что все вещи подвергаются рациональным сомнениям. [ 220 ] Под влиянием Аристотеля Фома Аквинский (1225–1274) заявил, что «в интеллекте нет ничего, кроме того, что сначала возникло в чувствах». [ 221 ] По мнению Уильяма Оккама ( ок. 1285–1349 ), разум воспринимает мир непосредственно. [ 222 ]

Рене Декарт использовал методологическое сомнение для поиска определенных оснований философии.

Курс современной философии определил Рене Декарт (1596–1650), который утверждал, что философия должна начинаться с позиции несомненного познания первых принципов. Вдохновленный скептицизмом, он стремился найти абсолютно достоверные знания, сталкиваясь с истинами, в которых нельзя сомневаться. Он думал, что так обстоит дело и с утверждением « Я мыслю, следовательно, существую », на основе которого он строит остальную часть своей философской системы. [ 223 ] Декарт вместе с Барухом Спинозой (1632–1677) и Готфридом Вильгельмом Лейбницем (1646–1716) принадлежал к школе рационализма , утверждающей, что разум обладает врожденными идеями, независимыми от опыта. [ 224 ] Джон Локк (1632–1704) отверг эту точку зрения в пользу эмпиризма, согласно которому разум представляет собой чистый лист . Это означает, что все идеи зависят от чувственного опыта либо как «идеи чувств», которые непосредственно представлены через чувства, либо как «идеи отражения», которые разум создает, размышляя над идеями чувств. [ 225 ] Дэвид Юм (1711–1776) использовал эту идею, чтобы исследовать пределы того, что люди могут знать. Он сказал, что знание фактов никогда не бывает достоверным, добавив, что знание отношений между идеями, как и математические истины, может быть достоверным, но не содержит никакой информации о мире. [ 226 ] Иммануил Кант (1724–1804) пытался найти золотую середину между рационализмом и эмпиризмом, определив тип знания, который упустил Юм. Для Канта это знание о принципах, которые лежат в основе всего опыта и структурируют его, таких как пространственные и временные отношения и фундаментальные категории понимания . [ 227 ]

В XIX веке Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) выступал против эмпиризма, заявляя, что сенсорные впечатления сами по себе не могут составлять знания, поскольку все знания активно структурируются познающим субъектом. [ 228 ] Джон Стюарт Милль (1806–1873) защищал широкую форму эмпиризма и объяснял познание общих истин посредством индуктивного рассуждения . [ 229 ] Чарльз Пирс (1839–1914) считал, что любое знание подвержено ошибкам , подчеркивая, что искатели знаний всегда должны быть готовы пересмотреть свои убеждения, если новые доказательства встречаются . Он использовал эту идею, чтобы выступать против картезианского фундаментализма, стремящегося к абсолютно определенным истинам. [ 230 ]

В XX веке фаллибилизм продолжили исследования Дж. Л. Остина (1911–1960) и Карла Поппера (1902–1994). [ 231 ] В континентальной философии Эдмунд Гуссерль (1859–1938) применил скептическую идею воздержания от суждений к изучению опыта . Не судя о том, является ли опыт точным или нет, он вместо этого пытался описать внутреннюю структуру опыта. [ 232 ] Логические позитивисты , такие как А. Дж. Айер (1910–1989), говорили, что все знания либо эмпирические, либо аналитические. [ 233 ] Бертран Рассел (1872–1970) разработал эмпиристскую теорию чувственных данных, проводя различие между прямым знанием путем знакомства с чувственными данными и косвенным знанием путем описания, которое выводится из знания путем знакомства. [ 234 ] Здравый смысл занимал центральное место в эпистемологии Дж. Э. Мура (1873–1958). Он использовал тривиальные наблюдения, такие как тот факт, что у него две руки, чтобы выступить против абстрактных философских теорий, которые отклоняются от здравого смысла. [ 235 ] Философия обыденного языка , которую практиковал покойный Людвиг Витгенштейн (1889–1951), представляет собой аналогичный подход, который пытается извлечь эпистемологические идеи из того, как используется обычный язык. [ 236 ]

Эдмунд Геттьер (1927–2021) придумал контрпримеры против идеи о том, что знание — это то же самое, что обоснованная истинная вера. Эти контрпримеры побудили многих философов предложить альтернативные определения знания . [ 237 ] Одной из рассмотренных альтернатив был релайабилизм , который утверждает, что знания требуют надежных источников, смещая акцент с обоснования. [ 238 ] Эпистемология добродетели , тесно связанная с этим реакция, анализирует формирование убеждений с точки зрения интеллектуальных добродетелей или когнитивных способностей, участвующих в этом процессе. [ 239 ] Натурализованная эпистемология , задуманная Уиллардом Ван Орманом Куайном (1908–2000), использует концепции и идеи естественных наук для формулирования своих теорий. [ 240 ] Другими событиями в эпистемологии конца 20-го века стало появление социальной , феминистской и исторической эпистемологии . [ 241 ]

См. также

[ редактировать ]
  • Эпистемологический плюрализм - термин, используемый в философии, экономике и практически в любой области исследований для обозначения различных способов познания вещей, различных эпистемологических методологий для достижения более полного описания конкретной области.
  • Фальсификация знаний - Умышленное искажение знаний.
  • Реформатская эпистемология - Школа философской мысли
  • Теория познания (курс IB) – предметы обязательного международного бакалавриата.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Реже термин « гносеология » используется также как синоним. [ 1 ]
  2. ^ Несмотря на этот контраст, эпистемологи могут полагаться на идеи эмпирических наук при формулировании своих нормативных теорий. [ 7 ] Согласно одной из интерпретаций, цель натурализованной эпистемологии — ответить на описательные вопросы, но эта характеристика оспаривается. [ 8 ]
  3. ^ В качестве обозначения раздела философии термин «эпистемология» впервые был использован в 1854 году Джеймсом Э. Ферье. [ 11 ] В другом контексте это слово использовалось еще в 1847 году в нью-йоркском журнале Eclectic Magazine . [ 12 ] Поскольку этот термин не был придуман до XIX века, более ранние философы не называли свои теории явно эпистемологией и часто исследовали ее в сочетании с психологией . [ 13 ] По мнению философа Томаса Штурма, остается открытым вопрос, насколько актуальны эпистемологические проблемы, к которым обращались философы прошлого, для современной философии. [ 14 ]
  4. ^ Другие синонимы включают декларативные знания и описательные знания . [ 28 ]
  5. ^ Точность термина « традиционный анализ» обсуждается, поскольку он предполагает широкое признание в истории философии - идея, которую разделяют не все ученые. [ 41 ]
  6. ^ Отношение между убеждением и основанием, на котором оно основано, называется отношением основания . [ 81 ]
  7. ^ Мозг в чане — это аналогичный мысленный эксперимент , предполагающий, что у человека нет тела, а есть просто мозг, получающий электрические стимулы, неотличимые от стимулов, которые получал бы мозг в теле. Этот аргумент также приводит к выводу о глобальном скептицизме, основанном на утверждении, что невозможно отличить стимулы, представляющие реальный мир, от симулированных стимулов. [ 107 ]
  8. ^ Некоторые формы крайнего рационализма, встречающиеся в древнегреческой философии , рассматривают разум как единственный источник знания. [ 114 ]
  9. ^ Оба могут быть поняты как ответы на проблему регресса . [ 119 ]
  10. ^ Теория классического фундаментализма предъявляет более строгие требования, утверждая, что основные убеждения самоочевидны или неоспоримы. [ 120 ]
  11. ^ Споры интерналистов-экстерналистов в эпистемологии отличаются от дебатов интернализма-экстернализма в философии разума , которые задаются вопросом, зависят ли психические состояния только от человека или также от его окружения. [ 128 ]
  12. ^ Точная характеристика контраста оспаривается. [ 165 ]
  13. ^ Это тесно связано с вычислительной эпистемологией , которая исследует взаимосвязь между знаниями и вычислительными процессами. [ 176 ]
  14. ^ Эпистемическая несправедливость возникает, когда обоснованные утверждения о знаниях отклоняются или искажаются. [ 179 ]
  15. ^ Тем не менее, метаэпистемологические идеи могут иметь различное косвенное влияние на споры в эпистемологии. [ 181 ]
  16. ^ Чтобы аргументировать эту точку зрения, Платон использует пример мальчика-раба, которому удается ответить на ряд вопросов по геометрии, хотя он никогда не изучал геометрию. [ 205 ]
  1. ^ Мерриам-Вебстер, 2024 г.
  2. ^
  3. ^
  4. ^
  5. ^
  6. ^
  7. ^ О'Донохью и Китченер 1996 , стр. 2
  8. ^
  9. ^
  10. ^
  11. ^ Воленски 2004 , с. 3
  12. ^ Издательство Оксфордского университета, 2024 г.
  13. ^ Олстон 2006 , стр. 1–2.
  14. ^ Штурм 2011 , стр. 308–309.
  15. ^
  16. ^
  17. ^
  18. ^
  19. ^
  20. ^
  21. ^
  22. ^
  23. ^
  24. ^ Браун 2016 , с. 104
  25. ^
  26. ^
  27. ^
  28. ^ Перейти обратно: а б Хетерингтон, « Познание » , § 1б. Знание-Это
  29. ^
  30. ^ Причард 2013 , с. 4
  31. ^
  32. ^
  33. ^
  34. ^
  35. ^
  36. ^
  37. ^
  38. ^
  39. ^ Юль и Лумис 2009 , с. 4
  40. ^
  41. ^
  42. ^
  43. ^
  44. ^
  45. ^
  46. ^
  47. ^
  48. ^ Крамли II 2009 , стр. 67–68.
  49. ^ Ichikawa & Steup 2018 , § 6.1 Релайабилистские теории познания
  50. ^ Ichikawa & Steup 2018 , § 5.1 Чувствительность
  51. ^
  52. ^ Крамли II 2009 , с. 69
  53. ^
  54. ^
  55. ^ Ichikawa & Steup 2018 , § 7. Поддаются ли знания анализу?
  56. ^
  57. ^
  58. ^ Причард 2013 , стр. 11–12.
  59. ^
  60. ^
  61. ^
  62. ^
  63. ^ Причард, Турри и Картер 2022 , § 6. Другие оценки ценности знаний
  64. ^
  65. ^
  66. ^
  67. ^
  68. ^
  69. ^
  70. ^
  71. ^
  72. ^
  73. ^
  74. ^
  75. ^ Перейти обратно: а б
  76. ^
  77. ^
  78. ^ Ichikawa & Steup 2018 , § 1.3 Условие обоснования
  79. ^
  80. ^ Blaauw & Pritchard 2005 , с. 92–93
  81. ^ Сильва и Оливейра, 2022 , стр. 1–4
  82. ^
  83. ^
  84. ^
  85. ^
  86. ^ Steup & Neta 2024 , § 5.2 Самоанализ
  87. ^
  88. ^
  89. ^
  90. ^
  91. ^
  92. ^
  93. ^
  94. ^
  95. ^
  96. ^ МакГрю 2011 , с. 59
  97. ^
  98. ^
  99. ^
  100. ^
  101. ^
  102. ^
  103. ^
  104. ^
  105. ^
  106. ^
  107. ^
  108. ^
  109. ^ Коэн 1998 , § 1. Философская проблема скептицизма, § 2. Ответы на скептицизм
  110. ^
  111. ^
  112. ^
  113. ^
  114. ^ Лейси 2005a , с. 783
  115. ^ Перейти обратно: а б
  116. ^ Тиезен 2005 , с. 175
  117. ^
  118. ^
  119. ^ Брэдли 2015 , с. 170
  120. ^ Blaauw & Pritchard 2005 , с. 64
  121. ^ Перейти обратно: а б
  122. ^ Лестница 2017 , с. 155
  123. ^
  124. ^
  125. ^
  126. ^ Привет, 2016 год .
  127. ^
  128. ^
  129. ^ Перейти обратно: а б
  130. ^ Крамли II 2009 , с. 160
  131. ^
  132. ^ Полдень , § 2б. Доказательство
  133. ^ Крамли II 2009 , стр. 99, 298.
  134. ^
  135. ^
  136. ^
  137. ^
  138. ^
  139. ^
  140. ^
    • Фоли 1983 , с. 165
    • Вахид , Ведущий раздел, § 1. Доксастический консерватизм: дебаты
  141. ^
  142. ^
  143. ^
  144. ^
  145. ^
  146. ^
  147. ^
  148. ^
  149. ^
  150. ^
  151. ^
  152. ^ Филлипс 1998 , § 2. Ньяя Релайабилизм
  153. ^ Филлипс 1998 , § 2. Самосертификационизм Мимамсы.
  154. ^
  155. ^
  156. ^
  157. ^ Уоррен 2020 , § 6. Эпистемология логики.
  158. ^
  159. ^
  160. ^ Chignell 2018 , Ведущий раздел
  161. ^
  162. ^
  163. ^
  164. ^ Штурм 2011 , стр. 303–304, 08–309.
  165. ^ Штурм 2011 , с. 304
  166. ^
  167. ^
  168. ^ Барбер 2003 , стр. 1–3, 10–11, 15.
  169. ^ Вайдья и Валлнер, 2021 , стр. 1909–1910 гг.
  170. ^ Кроче 2023 , Ведущий раздел
  171. ^ Магуайр 2015 , стр. 33–34.
  172. ^ Сигел, Силинс и Маттен, 2014 , с. 781
  173. ^ Кони 1998 , Ведущий раздел
  174. ^ Причард 2004 , с. 326
  175. ^ Douven & Schupbach 2014 , Ведущий раздел
  176. ^
  177. ^ Beebe 2017 , Ведущий раздел
  178. ^ Лакей 2021 , стр. 3, 8–9, 13.
  179. ^
  180. ^
  181. ^ Геркен 2018 , Ведущий раздел
  182. ^ Олстон 2006 , с. 2
  183. ^
  184. ^
  185. ^ Уиллер и Перейра 2004 , стр. 469–470, 472, 491.
  186. ^
  187. ^ Кларк 2009 , с. 516
  188. ^ Лестница 2017 , с. 156
  189. ^ Перейти обратно: а б Хансен 2023 , § 3.5 Эпистемический подход к заблуждениям
  190. ^
  191. ^
  192. ^
  193. ^ Стил и Стефанссон 2020 , Ведущий раздел
  194. ^
  195. ^
  196. ^
  197. ^ Харасим 2017 , с. 11
  198. ^ Харасим 2017 , с. 11–12
  199. ^
  200. ^ Эмалиана 2017 , стр. 59–61
  201. ^
  202. ^
  203. ^
  204. ^
  205. ^ Перейти обратно: а б Паппас 1998 , § Античная философия
  206. ^
  207. ^
  208. ^
  209. ^
  210. ^ Перейти обратно: а б Данн 2006 , с. 753
  211. ^ Черный , Ведущий раздел
  212. ^
  213. ^
  214. ^
  215. ^ Боневак 2023 , с. восемнадцатый
  216. ^
  217. ^
  218. ^
  219. ^
  220. ^ Воленски 2004 , с. 11
  221. ^
  222. ^
  223. ^
  224. ^
  225. ^
  226. ^
  227. ^
  228. ^
  229. ^
  230. ^ Паппас 1998 , § Современная философия: от Юма до Пирса
  231. ^
  232. ^
  233. ^ Хэмлин 2005 , с. 262
  234. ^
  235. ^
  236. ^ Хэмлин 2006 , стр. 317–318
  237. ^
  238. ^
    • Goldman & Beddor 2021 , Ведущий раздел, § 1. Смена парадигмы в аналитической эпистемологии
    • Паппас 1998 , § Двадцатый век, § Последние выпуски
  239. ^
  240. ^ Крамли II 2009 , стр. 183–184, 188–189.
  241. ^

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6188087c3f28be1ff06d1aee1b3a352d__1723420260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/61/2d/6188087c3f28be1ff06d1aee1b3a352d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Epistemology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)