Фахр ад-Дин ар-Рази
Фахр ад-Дин ар-Рази | |
---|---|
Фахр ад-Дин ар-Рази | |
Заголовок | Shaykh al-Islam , аль-Фахр ар-Рази, Султан аль-Мутакаллимин (Султан богословов), [1] и Имам или Шейх аль-Мушаккикин (Имам или Учитель скептиков). [2] |
Персональный | |
Рожденный | 1149 или 1150 (543 или 544 г. хиджры ) |
Умер | 1209 г. (606 г. хиджры, 59 или 60 лет) |
Религия | ислам |
Эра | Золотой век ислама |
Область | Персия |
Номинал | сунниты |
Юриспруденция | Шафииты [3] |
Крид | Ашари [3] [4] |
Основной интерес(и) | Тафсир , Принципы исламской юриспруденции , Риторика , Калам , Исламская философия , Логика , Астрономия , Космология , Онтология , Химия , Физика , Медицина , Анатомия |
Известные работы | Аль-Тафсир аль-Кабир (Мафатих аль-Гайб) , Асас аль-Такдис |
Занятие | Ученый и учёный |
Мусульманский лидер | |
Под влиянием | |
Под влиянием |
Фахр ад-Дин ар-Рази ( араб . فخر الدين الرازي ) или Фахруддин Рази ( персидский : فخر الدين رازی ) (1149 или 1150–1209), часто известный среди богословов под прозвищем Султан , был влиятельным иранцем Мусульманский эрудит . . учёный и один из пионеров индуктивной логики . [6] [7] [8] Он написал различные работы в области медицины , химии , физики , астрономии , космологии , литературы , теологии , онтологии , философии , истории и юриспруденции . Он был одним из первых сторонников и скептиков, которые придумали концепцию мультивселенной и сравнили ее с астрономическими учениями Корана . [9] [10] Отвергая геоцентрическую модель и аристотелевские представления о единой вселенной, вращающейся вокруг единого мира, ар-Рази утверждал о существовании космического пространства за пределами известного мира. [10] [11]
Ар-Рази родился в Рее, Иран , и умер в Герате , Афганистан . [12] Он оставил очень богатый корпус философских и богословских работ, в которых обнаруживается влияние работ Авиценны , Абу'л-Бараката аль-Багдади и аль-Газали . Две его работы озаглавлены «Мабахит аль-машрикийя фи 'илм аль-илахийят ва-'л-табиийят аль-Мушркийя в восточных исследованиях в области метафизики и физики» и «Аль-Маталиб аль-Алия аль . -Мутталиб » Вопросы ) обычно считаются его наиболее важными философскими работами. [13]
Биография
[ редактировать ]Часть серии о |
Ашаризм |
---|
Фон |
Фахр ад-Дин ар-Рази, полное имя которого было Абу Абдаллах Мухаммад ибн Умар ибн аль-Хусейн ( араб . أبو عبدالله محمد بن عمر بن الحسين ), родился в 1149 или 1150 году н.э. (543 или 544 г. хиджры ) в Рэе ( близко к современному Тегерану ), откуда его нисба ар-Рази. [12] Согласно Ибн аль-Шахару аль-Мавсили (умер в 1256 г.), одному из первых биографов ар-Рази, его прадед был богатым купцом в Мекке . [14] То ли его прадед, то ли дед переселились из Мекки в Табаристан (горный регион, расположенный на каспийском побережье северного Ирана ) в XI веке, а через некоторое время после этого семья поселилась в Рее. [14] Родившись в семье мекканского происхождения, ар-Рази заявлял о своем происхождении от первого халифа Абу Бакра ( ок. 573–634 ) и был известен средневековым биографам как аль-Кураши (член курайшитов , племени пророка Мухаммеда , к которому принадлежал и Абу Бакр). [15] Однако неясно, из какой именно линии происхождения ар-Рази предполагал возникновение своих предполагаемых связей с Абу Бакром, а поэт Ибн Унайн (умер в 1233 г.) фактически восхвалял его как потомка второго халифа Умара ибн аль-Хаттаба ( умер в 644 г.). [16]
Фахр ад-Дин сначала учился у своего отца, Хия ад-Дина аль-Макки , который сам был ученым с некоторой репутацией, чей выдающийся труд в каламе недавно был частично заново открыт. [17] а затем в Мерве и Мараге , где он был одним из учеников Маджд ад-Дина аль-Джили, который, в свою очередь, был учеником аль-Газали . Он был ведущим сторонником богословской школы ашари .
Его комментарий к Корану был самым разнообразным и многогранным из всех дошедших до нас произведений подобного рода, включающим в себя большую часть важного материала, появившегося ранее. Он посвятил себя широкому спектру исследований и, как говорят, потратил большое состояние на эксперименты в алхимии . Он преподавал в Рее (Центральный Иран) и Газни (восточный Афганистан ) и стал главой университета, основанного Мухаммедом ибн Тукушем в Герате (западный Афганистан). [18]
В более поздние годы он также проявил интерес к мистицизму , хотя это никогда не составляло значительной части его мыслей. [9] Он умер в Герате (Афганистан) в 1209 году (606 г. хиджры), где его могила почитается до сих пор. [12] Многие полагают, что он был отравлен Каррамией . [19]
Великий комментарий
[ редактировать ]Одним из выдающихся достижений Имама Рази была его уникальная интерпретационная работа по Корану под названием «Мафатих аль-Гайб» ( «Ключи к сокровенному» ), позже получившая прозвище «Тафсир аль-Кабир» ( «Великий комментарий» ), одной из причин того, что она состояла из 32 томов. Эта работа содержит много философского интереса. Одной из его «главных забот была самодостаточность интеллекта». Его «признание главенства Корана росло с годами». Ар-Рази Рационализм , несомненно, «занимает важное место в дискуссии исламской традиции о гармонизации разума и откровения». [9]
Развитие Калама
[ редактировать ]Развитие Ар-Рази Калама (исламского схоластического богословия) привело к развитию и расцвету богословия среди мусульман. Рази пережил разные периоды в своем мышлении, на которые повлияла школа мысли Ашари , а затем аль-Газали. Ар-Рази пытался использовать элементы Мутазилы и Фальсафы , и хотя у него была некоторая критика в адрес Ибн Сины, он сильно повлиял на Рази. Самым важным примером, показывающим синтез мысли Рази, может быть проблема вечности мира и его отношения к Богу. Он попытался реорганизовать рассуждения теологов и философов по этому поводу, собрал и критически рассмотрел доводы обеих сторон. Он считал, по большей части, аргументы философов о вечности мира более сильными, чем позиция теологов, делающих упор на временную природу мира. [20] По мнению Тони Стрита, мы не должны видеть в теоретической жизни Рази путь от молодого диалектика к религиозному состоянию. [21] Похоже, что в своей экзегезе « Великий комментарий» он перенял разные мысли разных школ, таких как мутазилиты и ашариты . [22]
Гипотетическая концепция множественных вселенных
[ редактировать ]Ар-Рази, рассматривая свою концепцию физики и физического мира в своей книге «Маталиб аль-Алия» , критикует идею геоцентрической модели во Вселенной и «исследует идею существования мультивселенной в контексте своего комментария». В аяте Корана : «Вся хвала принадлежит Богу, Господу миров». Он поднимает вопрос о том, относится ли термин « миры » в этом стихе к «множеству миров внутри этой единой вселенной или космоса , или ко многим другим вселенным, или к мультивселенной за пределами этой известной вселенной». [10]
Ар-Рази утверждает: [10]
Доказано, что за пределами мира существует пустота без конечного предела ( кхала'ла нихаята лаха ), а также установлено, что Бог Всевышний имеет власть над всеми случайными существами ( ал-мумкинат ). Поэтому Он, Всевышний, имеет власть ( кадир ) создать миллионы миров ( альфа альфи 'авалим ) за пределами этого мира, так что каждый из этих миров будет больше и массивнее, чем этот мир, а также иметь нечто подобное тому, что этот мир. имеет трон ( аль-арш ), кресло ( аль-курсий ), небеса ( ас-самават ) и землю ( ал-ард ), а также солнце ( аль-шамс ) и луну ( аль-камар ) . Аргументы философов ( далаил аль-фаласифа ) в пользу того, что мир един, являются слабыми, ненадежными аргументами, основанными на слабых предпосылках.
Ар-Рази отверг аристотелевские и авиценнианские представления о единой вселенной, вращающейся вокруг единого мира. [10] [11] Он описывает их основные аргументы против существования множественных миров или вселенных, указывая на их слабости и опровергая их. Это неприятие возникло из-за его утверждения атомизма , пропагандируемого ашари школой исламского богословия , который влечет за собой существование пустого пространства, в котором атомы движутся, объединяются и разделяются. [ нужна ссылка ] . Он более подробно обсудил проблему пустоты – пустых пространств между звездами и созвездиями во Вселенной , которые содержат мало звезд или вообще не содержат их – более подробно в пятом томе « Маталиба» . [10] существует бесконечное космическое пространство . Он утверждал, что за пределами известного мира [23] и что у Бога есть сила заполнить вакуум бесконечным количеством вселенных. [9] [24]
Список работ
[ редактировать ]Ар-Рази написал более сотни работ на самые разные темы. Его основные работы включают:
- Тафсир аль-Кабир ( Великий комментарий ) (также известный как Мафатих аль-Гайб )
- Асраар ат-Танзиль из Анваара ат-Та'вила ( «Тайны откровения и свет истолкования »). Тафсир избранных Корана аятов
Примечание. Не путать с книгой Тафсира имама Насира ад-Дина аль-Байдави Кади Байдави под названием: Анваар ат-Танзиль ва Асраар ат-Та'вил ( «Света Откровения и Тайны толкования ») или, чаще всего, Тафсир. аль-Байдави
- Асас ат-Такдис ( Основы провозглашения превосходства Бога ) Опровержение Ибн Хузаймы , каррамитов и антропоморфистов
- Аджаиб аль-Коран ( Тайны Корана )
- Аль-Баян ва аль-Бурхан фи аль-Радд ала Ахль аз-Зейг ва ат-Тугьян
- Аль-Махсул фи Ильм аль-Усул
- Аль-Мувакиф для Ильм аль-Калама
- Ильм аль-Ахлак ( Наука этики )
- Буку аль-Фираса ( Книга о Фирасе )
- Китаб аль-Мантик аль-Кабир ( Основная книга по логике )
- Китаб ан-нафс валь-рух ва шарх кува-хума ( Книга о душе, духе и их способностях )
- Мабахит аль-машрикийя фи'илм аль-илахийят ва-'л-табиийят ( Восточные исследования в области метафизики и физики )
- «Аль-Маталиб аль-Алия мин аль-ильм аль-илахи» ( «Высшие вопросы ») – его последняя работа. Ар-Рази написал аль-Маталиб во время написания аль-Тафсира и умер, не завершив обе работы.
- Мухашал Афкар аль-Мутакаддимин валь-Мутаххирин ( «Жатва/Сборник мыслей древних и современников »)
- Нихаят аль-Укул фи Дираят аль-Усул
- Рисала аль-Худут
- Шарх аль-Ишарат ( Комментарий к аль-Ишарат ва-ат-Танбихат Ибн Сины )
- Шарх Асма Аллах аль-Хусна ( Комментарий к Асма Аллах аль-Хусна )
- Шарх Куллият аль-Канун фи аль-Тибб ( Комментарий к канону медицины )
- Шарх Нисф аль-Ваджиз ли'л-Газали ( Комментарий к Нисф аль-Ваджизу Аль-Газали )
- Шарх Уюн аль-Хикма ( Комментарий к Уюн аль-Хикма )
- Китаб аль-Арбаин Фи Усул ад-Дин
- Аль-Шаджара аль-Мубарака [25]
См. также
[ редактировать ]- Список ашарисов
- Список мусульманских богословов
- Список иранских ученых
- Астрономия в средневековом исламе
- Космология в средневековом исламе
- Абдул Хамид Хосро Шахи
- Нур ад-Дин ас-Сабуни
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Питер Адамсон (7 июля 2016 г.). Философия в исламском мире: история философии без пробелов . Издательство Оксфордского университета. п. 315. ИСБН 978-0-19-957749-1 .
- ^ Омар, Ирфан (2013). Ислам и другие религии: пути к диалогу . Тейлор и Фрэнсис. п. 113. ИСБН 9781317998525 . Проверено 2 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Мирза, Юнус Ю. (1 февраля 2014 г.). «Был ли Ибн Касир «представителем» Ибн Таймийи? Иона как пророк послушания» . Журнал коранических исследований . 16 (1): 1. doi : 10.3366/jqs.2014.0130 . ISSN 1465-3591 .
- ^ Овамир Анджум , Политика, право и сообщество в исламской мысли: момент Таймияна, стр. 143. ISBN 1107014069
- ^ «БОРХАН-АЛЬ-ДИН НАСАФИ» . iranicaonline.org . Энциклопедия Ираника . Архивировано из оригинала 29 октября 2020 года.
Несмотря на свою приверженность ханафитской юридической школе, он явно склонялся к ашаризму в богословии и был поклонником Хазали и Фахр-ад-Дина Рази.
- ^ Ричард Максвелл Итон, Расцвет ислама и граница Бенгалии, 1204–1760 , University of California Press, 1996, - страница 29
- ^ Шейх М. Газанфар, Средневековая исламская экономическая мысль: заполнение большого пробела в европейской экономике , Routledge, 2003 [1]
- ^ «Философия» .
- ^ Jump up to: а б с д Джон Купер (1998), «Ар-Рази, Фахр ад-Дин (1149-1209)» , Философская энциклопедия Routledge , Routledge , получено 7 марта 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ади Сетиа (2004), «Фахр ад-Дин Ар-Рази о физике и природе физического мира: предварительный обзор» (PDF) , Ислам и наука , 2 , получено 26 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Уильямс, Мэтт (11 января 2016 г.). «Что такое геоцентрическая модель Вселенной?» . Вселенная сегодня . Проверено 3 октября 2020 г.
За этим последовала публикация Фахром ад-Дином ар-Рази (1149–1209) своего трактата «Маталиб», посвященного концептуальной физике. В нем он отверг идею центрального положения Земли во Вселенной и вместо этого предложил космологию, согласно которой существуют «тысячи тысяч миров за пределами этого мира…».
- ^ Jump up to: а б с Анавати 1960–2007 гг .
- ^ Тейлор, Ричард; Лопес-Фарджит, Луис Ксавье, ред. (2013). «Бог и творение в комментарии ар-Рази к Корану». Спутник Рутледжа по исламской философии . Рутледж . п. 9. ISBN 9780415881609 .
- ^ Jump up to: а б Шихаде 2013–2019 , стр. viii–ix.
- ^ Шихаде 2013–2019 , с. IX; ср. Кэннон 1998 , с. 347: «Семья заявляла как о своем давнем племенном происхождении (связанном с племенем Тайми ), так и о происхождении от семьи Абу Бакра, первого халифа».
- ^ Шихаде 2013–2019 , с. ix. Об Ибн Унайне см. Масарва 2021 .
- ^ Факсимиле в Шихаде, 2013–2019 гг .
- ^ Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Гилман, округ Колумбия ; Пек, ХТ; Колби, FM, ред. (1905). . Новая международная энциклопедия (1-е изд.). Нью-Йорк: Додд, Мид.
- ^ «Фахр ад-Дин ар-Рази | Мусульманский богослов, философ, учёный | Британника» . www.britanica.com . Проверено 9 июля 2023 г.
- ^ Искендероглу, Муаммер (1 января 2002 г.). Фахр ад-Дин ар-Рази и Фома Аквинский к вопросу о вечности мира . БРИЛЛ. ISBN 9004124802 .
- ^ Ридделл, Питер Г.; Стрит, Тони; Джонс, Энтони Херл (1 января 1997 г.). Ислам - Очерки Писания, мысли и общества: Фестиваль в честь Энтони Х. Джонса . БРИЛЛ. ISBN 9004106928 .
- ^ Адель, Голамали Хаддад; Эльми, Мохаммед Джафар; Тароми-Рад, Хасан (31 августа 2012 г.). Толкования Корана: избранные записи из Энциклопедии мира ислама . ЭВИ Пресс. ISBN 9781908433053 .
- ^ Муаммер Искендероглу (2002), Фахр ад-Дин ар-Рази и Фома Аквинский о вопросе вечности мира , Brill Publishers , стр. 79, ISBN 90-04-12480-2
- ^ Аликузай, Хамид Вахед (2013). Краткая история Афганистана в 25 томах . Траффорд. п. 139. ИСБН 9781490714462 .
- ^ Библиотека, Аль-Шаджара аль-МубаракаАвтор Фахр ад-Дин ар-РазиОригинальное названиеАль-Шаджара аль-Мубарака в генеалогии талибовЯзыкАрабскийСерия1 том ТемаСемья Абу ТалибЖанрГенеологияОпубликованоВторое издание в. 1419/1998-9 ИздательАятолла Мараши Наджафи. «Аль-Шаджара аль-Мубарака (Книга) — Arc.Ask3.Ru » ru.wikipedia.net Получено 0 мая 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
Библиография
[ редактировать ]- Анавати, Жорж К. (1960–2007). «Фахр ад-Дин ар-Рази» . В Бирмане, П .; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0206 . (о его жизни и произведениях)
- Кэннон, Байрон Д. (1998). «Фахр ад-Дин ар-Рази» . В Мэгилле, Фрэнк Н.; Мус, Кристина Дж.; Авес, Элисон; Рен, Марк (ред.). Словарь мировой биографии. Том 2: Средневековье . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. стр. 347–349. ISBN 9781579580414 .
- Элкейси-Фримут, Маха (2016). «Бог и творение в комментарии ар-Рази к Корану». В Тейлоре, Ричард К.; Лопес-Фарджит, Луис Ксавьер (ред.). Спутник Рутледжа по исламской философии . Лондон: Рутледж. стр. 7–19.
- Гриффель, Фрэнк (2007). «О жизни Фахр ад-Дина ар-Рази и полученном им покровительстве». Журнал исламских исследований . 18 (3): 313–344. дои : 10.1093/jis/etm029 .
- Гриффель, Фрэнк (2021). Становление постклассической философии в исламе . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Джаффер, Тарик (2015). Рази: Мастер толкования Корана и богословских рассуждений . Издательство Оксфордского университета.
- Масарва, Алев (2021). «Ибн Унайн». Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три . дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_32280 .
- Мурад, Юсеф (1939). Арабская физиогномика и Книга Фахр ад-Дина ар-Рази . Париж.
{{cite book}}
: CS1 maint: местонахождение пропавшего издателя ( ссылка ) (о его трактате по физиогномике ) - Шихаде, Айман (2006). Телеологическая этика Фахр ад-Дина ар-Рази . Лейден: Брилл.
- Шихаде, Айман (2013–2019 гг.). Шихаде, Айман (ред.). Отец Фахр ад-Дина ар-Рази, Хия ад-Дин аль-Макки. Нихаят аль-марам фи дирайят аль-калам. Факсимиле рукописи с автографом т. II . Тегеран, Берлин и Лейден: Мирас-е Мактуб и Свободный университет Берлина и Брилл. дои : 10.1163/9789004406131 . ISBN 978-90-04-40613-1 .
- Шихаде, Айман (2017). «Комментарий Ар-Рази (ум. 1210) к указателям Авиценны: слияние экзегезы и апоретики». В Эль-Руайхебе — Халед; Шмидтке, Сабина (ред.). Оксфордский справочник по исламской философии . Издательство Оксфордского университета. стр. 296–325.
- Шихаде, Айман ; Тиле, Ян (2020). Философская теология в исламе: поздний ашаризм Востока и Запада . Лейден и Бостон: Брилл.
- Ульманн, Манфред (1972). Естественные и тайные науки в исламе . Справочник по востоковедению, раздел I, дополнительный том VI, раздел 2. Лейден: EJ Brill. стр. 388–390. (о его астролого-магических трудах)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мусульманская философия.com: Фахр ад-Дин ар-Рази
- Его биография. Архивировано 25 февраля 2016 г. в Wayback Machine.
- Еще одна биография Г. Ф. Хаддада, заархивированная 19 сентября 2006 г. в Wayback Machine.
- Ашарис
- Шафииты
- Шейх аль-Ислам
- Муджаддид
- Мусульманские богословы XII века
- Суннитские имамы
- Мусульманские ученые-сунниты ислама
- Ученые-экзегетики Корана
- Исламские философы
- Иранские ученые XII века
- Иранские учёные XIII века
- Люди из Амола
- Космологи
- Средневековые физики
- Персидские писатели XIII века
- Персидские писатели XII века
- 1150 рождений
- 1209 смертей
- Люди из Рэя, Иран
- Мусульманские богословы XIII века
- Иранские философы XIII века
- Сторонники Ибн Араби
- Иранские философы XII века
- Ученые из Хорезмийской империи