Монтанизм

Часть серии на |
История Христианское богословие |
---|
![]() |
![]() |
Монтанизм ( / ˈ m ɒ n t ə ˌ n ɪ z əm / ) , известный по его приверженцам как новое пророчество , было раннее христианское движение [ Сломан якорь ] конца 2 -го века , позже упоминаемого по имени его основателя Монтана . [ 1 ] Монтанизм придерживался взглядов на основные принципы христианского богословия, похожих на более широкую христианскую церковь , но она была названа ересью за веру в новые пророческие фигуры . [ 2 ] [ 3 ] Пророческое движение призывало к зависимости от спонтанности Святого Духа и более консервативной личной этики. [ 2 ]
Монтанизм возник в Фригии , провинции Анатолии , и процветал по всему региону, [ 2 ] приводя к тому, что движение называется в других местах как катапригианскую (то есть «от фригии») или просто как фригиан . [ 4 ] Иногда их также называли пепузианцами после города Пепуза , который они считали новым Иерусалимом . Иногда пепузианцы отличались от других монтанистов за презирать тех, кто не живет в новом Иерусалиме. [ 5 ] Монтанистское движение быстро распространилось на другие регионы в Римской империи, прежде чем христианство, как правило, терпимо или стало законным после указания Сердики в 311 году. Он сохранялся в некоторых изолированных местах в 6 -м веке. [ 6 ]
Монтанисты не хотели отделять себя от более широкой христианской церкви, и христианский богослов Тертуллиан даже записал событие, когда епископ почти объявил монтанизм как православным , однако в дальнейшем изменил свой разум. [ 7 ] Некоторые современные христианские богословы проводили параллели между монтанизмом и современными протестантскими движениями , такими как харизматическое движение , а также пятидесятничество (включая пятидесятники единства ). [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
История
[ редактировать ]Ученые дебаты о том, когда Монтанус впервые начал свою пророческую деятельность, выбрав даты, варьируясь от c. От 135 г. до н.э. до 177 г. н.э. 177. [ 11 ] [ 12 ] Монтанус был недавним новообращенным, когда он впервые начал пророчать, предположительно, во время проконкуляции Грата в деревне в Миссии под названием Ардабау; Однако не проконсул и деревня. было идентифицировано [ 13 ] Некоторые рассказы утверждают, что до его обращения в христианство Монтанус был священником Аполлона или Кибеле . [ 14 ] [ А ] Он верил, что он был пророком Бога, и что Параклет говорил через него. [ 3 ]
Монтанус объявил города Пепуза и Тимион в Западной Центральной Фригии как место Нового Иерусалима , делая более крупную штаб-квартиру. [ 5 ] [ 16 ] Фригия как источник этого нового движения не была произвольной. Эллинизация медленно укоренилась в Фригии, в отличие от многих окружающих восточных регионов Римской империи. Это чувство различия, одновременно имея легкий доступ к остальному средиземноморскому христианскому миру , поощряло основу этой отдельной секты христианства. [ 17 ]
У Монтана было две коллеги -женщины, Приска (иногда называемая Присцилла , миниатюрная форма ее имени) и Максималла , которая также претендовала на вдохновение Святого Духа. Их популярность даже превысила собственную Монтануса. [ 18 ] «Три» говорили в экстатических видениях и призвали своих последователей быстро и молиться, чтобы они могли поделиться этими откровениями. Их последователи утверждали, что они получили пророческий дар от пророков Quadratus и Ammia of Philadelphia , фигуры, которые, как полагают, были частью линии пророческой преемственности, простирающейся до Агабуса (1 -й век нашей эры) и до дочерей Филиппа, евангелиста . [ 19 ] Со временем новое пророчество распространилось от родной фригии Монтана по всему христианскому миру, до Африки и в Галлию . [ 6 ]
Ответ на новое пророчество разделила христианские общины, а протоортодоксальное духовенство в основном боролось за то, чтобы подавить его. Противники полагали, что злые духи обладали фригианскими пророками, и как Максимала, так и Присцилла были целями неудачных экзорцизмов . [ 20 ] Церкви Малой Азии объявили пророчества , не было прохладными и отлученными приверженцами новых пророчества. [ 21 ] Около 177 года Аполлинарий , епископ Иераполиса , руководил синодом , который осудил новое пророчество. [ 22 ] Лидеры церквей Лиона и Вена в Галлии ответили на новое пророчество в 177 году. Их решение было передано церквям в Азии и папе Элетерусе , но не известно, из чего это состояло, только то, что это было «разумно и большинство ортодоксальный ". [ 5 ] Вполне вероятно, что они призвали к умеренности в работе с движением.
В Риме было реальное сомнение, и его епископ (либо Элетер, либо Виктор I ) даже написал письма в поддержку монтанизма, хотя позже прасис убедил его вспомнить. [ 23 ] [ 24 ] В 193 году анонимный писатель обнаружил, что церковь в Анкире в Галатии разорвана там и выступила против «ложного пророчества». [ 25 ]
В конце концов, учения монтаниста стали считаться ересью ортодоксальной великой церковью по ряду причин. Столкновение основных убеждений между сторонниками движения и большим христианским миром, вероятно, было достаточно для такого конфликта. Кроме того, по мнению анти-монтанистов, склонность движения за драматические публичные проявления его приверженцев привлекло нежелательное внимание к все еще лежащей религии. Таким образом, опасения относительно появления монтанистских практик для их нехристианских правителей вызвали антимонтатанские настроения. [ 26 ] Императорское правительство выполнило спорадические казни христиан под правлением Маркуса Аурелиуса , около 161–180 гг. До н.э., что совпадает с распространением монтанизма. [ Цитация необходима ]
Нет четких доказательств того, что случилось с Монтаном. Одна из самых распространенных историй в то время, как заявил анонимный партнер Аполлинария , заключается в том, что он повесился, как и Максимал, хотя он не исключает возможность их умирать другим путем. [ 27 ]
Никогда не было единообразного отлучения от новых приверженцев пророчества, и во многих местах они поддерживали свои позиции в православном сообществе. Это имело место в Карфагене . В то время как не без напряжения, церковь избегала раскола по этому вопросу. В Карфагене были женщины, и пророчество считалось подлинной харизмом . Совет старейшин был обязан проверить все пророчество и определить подлинное откровение. [ 28 ] Тертуллиан , несомненно, самый известный защитник нового пророчества, полагал, что претензии Монтана были подлинным началом c. 207 [ 29 ] Он верил в обоснованность нового пророчества и восхищался дисциплиной и аскетическими стандартами движения. Продолжают дебаты о том, решительно ли Тертуллиан покинул православную церковь и присоединился к отдельной монтанистской секте или остался ранним протоортодоксальным христианином. [ 29 ] [ 30 ]
Хотя то, что стало Православной христианской церковью, преобладало против монтанизма в течение нескольких поколений, надписи в долине Тембриса Северной Фригии , датируемые 249 и 279, открыто провозглашают верность новому пророчеству. Speros Vryonis считает эти надписи замечательными тем, что они являются единственным набором надписей, которые открыто раскрывают религиозную принадлежность умершего до периода терпимости, когда христиане не осмеливались этого делать. [ 31 ] В 3 -м веке в Пепузе, Квинлия , появилась новая пророчица . Ее последователи, квинтиллианцы, считались важной монтанистской сектой в 5 веке. [ 32 ]
Письмо Иерома Марселле , написанное в 385 году, опровергает заявления монтанистов , которые беспокоили ее. [ 15 ] Группа «терраллианистов», возможно, продолжилась в Карфагене. Анонимный автор Praedestinatus записывает, что проповедник приехал в Рим в 388 году, где он сделал много новообращенных и получил использование церкви для своей общины на том основании, что мученики, которым она была посвящена, были монтанистами. [ 33 ] Он был вынужден бежать после победы I. Феодосия
В свое время Августин (354–430) записывает, что тертуллианская группа сократилась почти до ничего и, наконец, была примирена с церковью и передала свою базилику. [ 34 ] Не уверен, были ли эти терраллианисты во всех отношениях "монтанистом" или нет. В 530 -м императоре Юстиниан изгнал монтанистское духовенство из Константинополя. В 550 году, по приказу Юстиниана, Джон из Эфеса привел экспедицию в Пепузу , чтобы уничтожить там монтанистскую святыню, которая была основана на могилах Монтана, Присциллы и Максималы. [ 35 ]
Монтанистская секта в Галатии, Таскодугитах , подтверждается около 600 годами Тимофеем Константинополя , а в 9 -м веке Теодором Студитом . [ 36 ] Секта под названием «Монтанист» существовала в 8 веке; Император Лео III заказал обращение и крещение своих членов. Эти монтанисты отказались, заперлись в своих домах поклонения, поджег здания и погибли . [ 31 ]
Убеждения
[ редактировать ]Поскольку большая часть того, что известно о монтанизме, происходит из антимонтанистских источников, трудно понять, во что они на самом деле верили, и как эти убеждения отличались от христианского основного потока того времени. [ 37 ] Новое пророчество было также разнообразным движением, и то, что, по мнению монтанистов, варьировалось в зависимости от места и времени. [ 38 ] На монтанизм особенно влиял литература Иоганнина , особенно Евангелие от Иоанна и Апокалипсис Иоанна (также известная как Книга Откровения). [ 39 ]
В Евангелии от Иоанна Иисус пообещал послать параклета или Святого Духа, из которого монтанисты поверили, что их пророки вызвали вдохновение. В апокалипсисе Иоанн был доставлен ангелом на вершину горы, где он видит, как новый Иерусалим спускается на Землю. Монтанус идентифицировал эту гору как расположенную в Фригии около Пепузы. [ 40 ] Последователи нового пророчества называли себя спирталами («духовными людьми») в отличие от своих противников, которых они назвали психики («плотские, естественные люди» [ необходима цитата для проверки ] ). [ 41 ]
В восторгее пророчество
[ редактировать ]Как подразумевалось название «Новое пророчество», монтанизм был движением, сосредоточенным на пророчестве, в частности, пророчества основателей движения, которые, как полагали, содержали откровение Святого Духа для нынешнего эпоха. [ 42 ] Само пророчество не было спорным в христианских общинах 2-го века. [ 43 ] [ 44 ] Тем не менее, новое пророчество, описанное Евсевием Цезарии , отошло от церковной традиции: [ 45 ]
И он [Монтанус] стал вне себя, и, внезапно в каком -то безумие и экстазе , он бредю и начал болтать и произносить странные вещи, пророчествуя, противоречащая постоянному обычаю церкви, передаваемую традицией начало.
- Евсевий Цезария [ 46 ]
По словам противников, пророки монтаниста не говорили как посланники Бога, но верили, что они стали полностью одержимыми Богом и говорили как Бога. [ 5 ] Пророческое высказывание Монтана описало это одержимое состояние: «Вот, человек как лира, и я летаю над ним как выбор. Человек спит, пока я смотрю». Таким образом, фригианцы рассматривались как ложные пророки, потому что они действовали иррационально и не контролировали свои чувства. [ 47 ]
Критика монтанизма заключалась в том, что его последователи утверждали, что их откровение, полученное непосредственно от Святого Духа, может заменить власть Иисуса или Павла Апостола или кого -либо еще. [ 48 ] В некоторых из своих пророчеств Монтанус, по-видимому, и несколько похожи на оракулы греко-римского мира, говорил от первого человека как Бога: «Я Отец, Сын и Святой Дух». [ 49 ]
Многие ранние христиане понимали, что это Монтанус, утверждая себя Богом. Тем не менее, ученые согласны с тем, что эти слова Монтануса иллюстрируют общую практику религиозных пророков говорить как пассивные мундштуки божественного и претендовать на божественное вдохновение (аналогично современным пророкам, заявляющим «таким образом, говорит Господь»). Эта практика произошла как в христианских, так и в языческих кругах с некоторой степени частоты. [ 50 ] [ 51 ]
Другие убеждения
[ редактировать ]Другие убеждения и практики (или предполагаемые убеждения и практики) монтанизма следующие:
- В воскресении плоти Тертуллиан писал, что Святой Дух через новое пророчество очистило неоднозначности Писания. [ 52 ] [ 53 ] Новые пророчества не содержали нового доктринального содержания, но предписывали строгие этические стандарты. [ 54 ] Для основной христианской церкви, по -видимому, монтанисты полагали, что новые пророчества заменили и выполнили доктрины, провозглашенные апостолами . [ 5 ]
- Монтанисты, как утверждается, верили в силу апостолов и пророков прощать грехи . [ 55 ] Приверженцы также полагали, что мученики и исповедника также обладали этой властью. Основная церковь полагала, что Бог простит грехи через епископов и пресвитеров (и эти мученики признаны законной церковной властью). [ 56 ]
- Монтанисты узнали женщин как епископов и пресвитеров. [ 57 ] [ 58 ]
- Женщинам и девочкам было запрещено носить украшения, а девственницы должны были носить вуали . [ 59 ]
- Был разрыв между тринитарными монтанистами и монархианскими монтанистами, оба убеждения, существующие внутри монтанизма. [ 60 ]
- Акцент на этическом жесткости и аскетизме . Они включали запреты на повторный брак после развода или смерти супруга. Они также подчеркнули, что посты строго строго и добавили новые пости. [ 61 ]
- Монтанус предоставил зарплату для тех, кто проповедовал его доктрину, которая, как утверждали православные писатели, продвигали обжорство . [ 62 ]
- Некоторые из монтанистов также были « Quartodeciman » («четырнадцать»), предпочитая отпраздновать Пасху на еврейском календаре даты 14 Нисан , независимо от того, в какой день недели он приземлился. Основные христиане считали, что Пасха должна быть отмечена в воскресенье после 14 Нисан. [ 63 ] Однако однородность в этом вопросе еще не была полностью достигнута, когда началось движение монтаниста; Поликарп , например, был квартадециман, и Сент -Ирнейский убедил Виктора , тогдашнего епископа Рима, воздерживаться от вопроса о дате Пасхи разделительным. [ 64 ] Позже католическая церковь установила фиксированный способ расчета Пасхи в соответствии с календарем Джулиана (а затем Григорианского).
- Монтанисты верили в премилениализм . [ 65 ]
- Что LAPSI не может быть восстановлен обратно в общение. [ 66 ]
- В восторге от поклонения. [ 67 ]
- Ограниченное различие между мирянами и духовенством . [ 68 ]
- Рассказывание о крещении младенца [ 69 ]
Географические различия
[ редактировать ]Похоже, что североафриканский монтанизм и форма монтанизма в Анатолии имели много различий, монтанисты в Северной Африке полагали, что Новый Завет был высшим правлением христианской жизни и богослови Великая церковь , в то время как у самого Монтана были разные взгляды. [ 60 ]
Противники
[ редактировать ]Ориген косвенно обращается к монтанизму.
Смотрите также
[ редактировать ]- Апостольское движение
- Арттирит
- Асцитанана
- Харизматическое христианство
- Пятидесятничество
- Завет работы
- Фразирование
Примечания
[ редактировать ]- ^ Претензии, представленные в диалоге между монтанистом и православным (4.4) и, возможно, намекаемого святым Иеромом [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лейнг, Джим (7 января 2014 г.). «5 вещей, которые нужно знать о монтанизме» . Трансформирован . Архивировано из оригинала 16 сентября 2020 года . Получено 15 сентября 2020 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в «Монтанизм» . Католическое информационное агентство . Получено 15 сентября 2020 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный «Монтанизм» . www.theopedia.com . Получено 15 сентября 2020 года .
- ^ Speros Vryonis, упадок средневекового эллинизма в Малой Азии: и процесс исламизации с одиннадцатого до пятнадцатого века (Беркли: Университет Калифорнии, 1971), с. 36
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и Чепмен, Джон (1911). "Монтанисты" . Католическая энциклопедия . Тол. 10. Роберт Эпплтон . Получено 27 июня 2011 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Брэдшоу, Роберт I. "Монтанизм: ересь или здоровое возрождение?" Полем Раннее христианство .
- ^ Биндер, Стефани Э. (13 ноября 2012 г.). Тертуллиан, на идолопоклонство и Мишна Авода Зара: подвергая сомнению расставание путей между христианами и евреями . Брилль ISBN 978-90-04-23548-9 .
- ^ Форд, Жозефина М. (1970). Пятидесятнический опыт . Paulist Press . С. 50–53 - через интернет -архив .
- ^ Robeck, Cecil M Jr. (2010). «Монтанизм и настоящие« Пророки » ». Пневма: Журнал Общества пятидесятнических исследований . 32 (3): 413. doi : 10.1163/157007410x531934 .
- ^ «Пятидесятническое происхождение единства Томаса Вайссера» . 16 мая 1996 г. Получено 15 сентября 2020 года .
- ^ Лабриолле, Пьер (1913). Горный кризис Библиотека Фонда Терса (на французском языке). Полет. 31. Леру Получено 1 июля
- ^ Треветт 1996 , с. 2–7.
- ^ Tabbernee 2009 , с. 12, 19 Примечание 8.
- ^ Табберни 2009 , с.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Джером 385 , письмо 41.
- ^ Табберн 2009 , с. 15-18.
- ^ Табберн 2009 , с. 44.
- ^ Табберни 2009 , с.
- ^ Tabbernee 2009 , с. 37, 40–41 примечания 6–8.
- ^ Табберн 2009 , с. 31–32.
- ^ Табберни 2009 , с.
- ^ Табберни 2009 , с. 21–23.
- ^ Тертуллиан против Празяна , c. 1
- ^ Треветт 1996 , с. 58–59.
- ^ Цитируется Евсевием 5.16.4
- ^ Треветт 1996 , с. 43
- ^ Евсевий . История церкви . Пингвин Классика . п. 162.
- ^ Табберни 2009 , с.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Табберн 2009 , с.
- ^ Юстопо Л. Гонсалес, «История христианства: ранняя церковь до сегодняшнего дня, Prince Press, 1984, Vol. 1, с. 159-161 • Ярослав Пеликан, Христианская традиция: история развития доктрины, Университет Чикагской Прессы, 1971, вып. 1, с. 181–199
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Vryonis, упадок средневекового эллинизма , с. 57 и примечания.
- ^ Треветт 1996 , с. 167–170.
- ^ Тертуллиан предопределен V. 1 c. 86
- ^ Тертуллиан, ереси .
- ^ Митчелл 2005 .
- ^ Lieu 1999 , pp. 211–212.
- ^ Tabbernee 2009 , с. 1–3.
- ^ Табберни 2009 , с.
- ^ Табберн 2009 , с.
- ^ Табберни 2009 , с.
- ^ Табберни 2009 , с.
- ^ Табберни 2009 , с. 68.
- ^ Эш, Джеймс Л. М.Р. (июнь 1976 г.), «Упадок экстатического пророчества в ранней церкви», «Теологические исследования » , 37 (2): 236, doi : 10.1177/004056397603700202 , S2CID 53551663 .
- ^ Jerome 385 , Письмо 41.2: «Мы говорим им [монтанистам], что мы не столько отвергаем пророчество - потому что это подтверждается страстью Господа - как отказ принять пророков, чьи высказы ".
- ^ Табберни 2009 , с. 12, 37.
- ^ Евсевий Цезария, «Глава 16. Обстоятельства, связанные с Монтаном и его лжепророками». , Церковная история , вып. 5 , получен 5 августа 2022 года .
- ^ Epiphanius, против ереси , 48,3–4.
- ^ Плахер, Уильям С. История христианского богословия: введение . Вестминстер Джон Нокс Пресс, 1983, с. 50
- ^ Табберни 2009 , с.
- ^ Пеликан 1956 , с. 101.
- ^ Табберни 2009 , с.
- ^ Тертуллиан, на воскресении плоти , 63.9.
- ^ Табберни 2009 , с.
- ^ Табберни 2009 , с. 129.
- ^ Табберни 2009 , с. 123.
- ^ Табберни 2009 , с.
- ^ Epiphanius, против heresies , 49.2.5.
- ^ Kienzle, Беверли Мейн; Уокер, профессор Памела Дж.; Уокер, Памела Дж. (30 апреля 1998 г.). Женщины проповедники и пророки в течение двух тысячелетий христианства . Калифорнийский университет. ISBN 978-0-520-20922-0 .
- ^ Рейнольдс, Фрэнсис Дж., Эд. (1921). Новая энциклопедия Коллиера . Нью -Йорк: P.F. Collier & Son Company. .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Encyclopædia Britannica (11 -е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- ^ Табберни 2009 , с. 13-15.
- ^ Евсевий Цезария, церковная история, 5, 18
- ^ Треветт 1996 , с. 202
- ^ Евсевий Цезария, Церковная история, 5, 23–25.
- ^ Фостер К. Нил; Фессенден, Дэвид Э. (1 февраля 2007 г.). Очерки о премилениализме: современное подтверждение древней доктрины . Moody Publishers. ISBN 978-1-60066-959-0 .
- ^ Поль, преподобный Джозеф; Пресс, Этерна. Преподобный Джозеф Поль коллекция [9 книг] . Aeterna Press.
- ^ III, HW Crocker (25 февраля 2009 г.). Триумф: сила и слава католической церкви . Корона. ISBN 978-0-307-56077-3 .
- ^ «Иерархия ранней церкви» . Католические ответы . Получено 6 мая 2022 года .
H. Иерархия как церковного учреждения .— (i) высказывание Тертуллиана (de exhort. Cast. VII), заявив, что разница между священниками и мирянами была обусловлена церковным институтом, и поэтому любой мирян в отсутствие был Священник мог принести жертву, крестить и действовать как священник, основан на монтанистических теориях и противоречиях более ранних учения Тертуллиана (например, de baptismo, xvii). (2)
- ^ Киллен, WD (29 июля 2020 г.). Древняя церковь . BOD - Книги по требованию. ISBN 978-3-7523-6403-3 .
Библиография
[ редактировать ]- Джером (385), Шафф (ред.), Марселлу (буква), Ccel
- Labrolle, Pierre (1913), La Crise Montanista (на французском языке), Париж: Леру .
- Lieu, Samuel NC (1999). Манихеизм в Месопотамии и римском востоке (2 -е изд.). Лейден: Брилл.
- Митчелл, Стивен (2005). «Апостол Анкары из Нового Иерусалима: монтанисты и евреи в малой Малой Азии». Scripta Classica Израильца . 24 : 207–223.
- Пеликан, Ярослав (1956), «Монтанизм и его тринитарное значение», « История церкви » , 25 (2), издательство Кембриджского университета: 99–109, doi : 10.2307/3161195 , JStor 3161199 , S2CID 162580581 .
- Табберни, Уильям (2009), Пророки и надгробия: творческая история монтанистов и других ранних христиан , Пибоди, Массачусетс: Хендриксон, ISBN 978-1-56563-937-9 .
- Треветт, Кристина (1996), Монтанизм: пол, власть и новое пророчество , Кембридж: издательство Кембриджского университета, ISBN 0-521-41182-3
- Тонеманн, Питер, изд. (2013), Roman Phrygia: культура и общество , Кембридж: издательство Кембриджского университета, ISBN 978-1-107-03128-9
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- , Деннис Э. 1985 Гро .
- HEINE, Re, 1987 «Роль Евангелия Иоанна в противоречии в монтанисте», Второе век против 6, стр. 1–18.
- Heine, Re, 1989. "Евангелие от Иоанна и монтанистского дебатов в Риме", в Studia Patristica 21, стр. 95–100.
- Метцгер, Брюс (1987), канон Нового Завета. Его происхождение, развитие и значение , издательство Оксфордского университета, с. 99–106, ISBN 0-19826954-4 .
- McGowan, Andrew B (2006), «Тертуллиан и« еретическое »происхождение« православной »Троицы», журнал ранних христианских исследований , 14 (4): 437–57, doi : 10.1353/ровно.2007.0005 , S2CID 170419082 .
- Пеликан, Ярослав (1977), Христианская традиция: история развития христианской доктрины , вып. Я появляется католическая традиция, 100–600 , Чикаго: Университет Чикагской Прессы .
- Табберни, Уильям (1997), Монтанистские надписи и свидетельство: эпиграфические источники, иллюстрирующие историю монтанизма , серия патристических монографий, Грузия: издательство Университета Мерсер .
- Hirschmann, Vera-Elisabeth (2005), Horrenda Secta. Расследования фруэх -христианского монтанизма и его связи с языческой религией Фригии (на немецком языке), Штутгарт: Франц Штайнер
- Батлер, Рекс (2006), Новое пророчество и «Новые видения»: свидетельство монтанизма в страсти Perpetua и Felicitas , Вашингтон, округ Колумбия: издательство Католического университета Америки .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Encyclopædia Britannica . Тол. 18 (11 -е изд.). 1911. .
- Дженнингс, Даниэль Р., Древние и средневековые ссылки на монтанизм . Обширный список ссылок 67 древних и средневековых писателей на монтанисты.
- Монтанизм , Великобритания: ранняя церковь . Обширная библиография и онлайн-статьи.