Афро-пуэрториканцы
| |
---|---|
Общая численность населения | |
228,711-1,000,000 [1] [2] (Включает афро-пуэрториканцев, живущих за пределами Пуэрто-Рико) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Пуэрто-Рико (более сконцентрировано в прибрежных северо-восточных районах острова) | |
Языки | |
Религия | |
Преимущественно католицизм ; протестантизм ; Растафари и другие религии афро-диаспоры (в основном сантерия ) | |
Родственные этнические группы | |
Народ йоруба , арара , народ фанг , народ буби , афрокубинцы , афродоминиканцы , афрогаитяне , другие афролатиноамериканские и афрокарибские этнические группы |
Часть серии о |
Принудительный труд и рабство |
---|
Часть серии о |
Пуэрториканцы |
---|
По региону или стране |
Подгруппы |
Культура |
Религия |
История |
Язык |
Портал Пуэрто-Рико |
Афро-пуэрториканцы ( испанский : Afropuertorriqueños ), наиболее известные как Afroboricuas , но также иногда называемые Afroborinqueños, Afroborincanos , [а] [3] или Афропуэрторрос, [б] [4] являются пуэрториканцами полностью или в основном из стран Африки к югу от Сахары , которые преимущественно являются потомками рабов , вольноотпущенников и свободных чернокожих выходцев из Западной и Центральной Африки . [5] [6] Термин «афро-пуэрториканец» также используется для обозначения исторических или культурных элементов пуэрто-риканского общества, связанных с этим сообществом, включая музыку , язык , кухню , искусство и религию .
История афро-пуэрториканцев берет свое начало с прибытия свободных чернокожих западноафриканских людей, или либертос (вольноотпущенников), которые сопровождали испанского конкистадора Хуана Понсе де Леона в начале колонизации острова - Пуэрто Рико . [7] После высадки и заселения испанцы поработили и эксплуатировали коренных жителей Таино для работы по добыче золота . Когда подневольные рабочие таино были истреблены в первую очередь из-за Старого Света инфекционных заболеваний , испанская корона начала полагаться на из стран Африки к югу от Сахары, рабство происходящее от различных этнических групп в Западной и Центральной Африке, для укомплектования своих горнодобывающих предприятий , плантаций и строек . [8] [9]
Несмотря на то, что в Пуэрто-Рико существовало рабство, остров принимает меньше порабощенных рабочих из стран южнее Сахары, чем другие испанские и нелатиноамериканские колонии в Карибском бассейне и Америке . Потребность в прямом порабощенном труде, привезенном через работорговлю в Атлантике, значительно сократилась из-за истощения запасов золота в Пуэрто-Рико в 16 веке, и остров стал служить в первую очередь стратегическим и военным форпостом для поддержки, защиты и защиты торговых путей. испанских кораблей , курсирующих между Испанией и территориями континентальной Америки . Однако испанцы , надеясь дестабилизировать соседние колонии конкурирующих мировых держав , поощряли порабощенных беглецов и освобожденных цветных людей из неиспаноязычных стран Карибского бассейна эмигрировать в Пуэрто-Рико. В результате Пуэрто-Рико косвенно приняло большое количество африканцев к югу от Сахары из соседних британских , датских , голландских и французских колоний, ищущих свободы и убежища от рабства. [10]
В 19 веке рабство в Пуэрто-Рико увеличилось, поскольку испанцы , столкнувшиеся с экономическим спадом и потерей всех своих колониальных территорий в Америке, за исключением Кубы и Пуэрто-Рико , установили и расширили производство сахарного тростника на острове. С 1789 года рабам в Пуэрто-Рико было разрешено зарабатывать или покупать свободу. произошло несколько восстаний рабов На протяжении многих лет на острове . Обещав свободу, рабы приняли участие в восстании Грито де Лареса против испанского правления в 1868 году . 22 марта 1873 года в Пуэрто-Рико было официально отменено рабство .
Вклад пуэрториканцев полного или преимущественно африканского происхождения к югу от Сахары в музыку, искусство, язык и наследие сыграл важную роль в формировании культуры Пуэрто-Рико .
Первые африканцы в Пуэрто-Рико
[ редактировать ]Когда Понсе де Леон и испанцы прибыли на остров Боринкен (Пуэрто-Рико), их приветствовал Касике Агуэйбана , верховный вождь мирных племен таино на острове. Агуэйбана помог сохранить мир между таино и испанцами. По словам историка Рикардо Алегриа , в 1509 году Хуан Гарридо был первым свободным африканцем, ступившим на остров; он был конкистадором , входившим в окружение Хуана Понсе де Леона . Гарридо родился на побережье Западной Африки в семье африканского короля. В 1508 году он присоединился к Хуану Понсе де Леону, чтобы исследовать Пуэрто-Рико и искать золото. В 1511 году он сражался под командованием Понсе де Леона, чтобы подавить карибов и таино, которые объединили свои силы в Пуэрто-Рико в большом восстании против испанцев. [11] Затем Гарридо присоединился к Эрнану Кортесу в испанском завоевании Мексики. [12] Еще одним свободным африканцем, сопровождавшим де Леона, был Педро Мехиас. Мехиас женился на женщине-вожде таино (касика) по имени Юиса. Юису крестили как католичку, чтобы она могла выйти замуж за Мехиаса. [11] [13] Ей дали христианское имя Луиза ( город Лоиза в Пуэрто-Рико в ее честь был назван ).
Мир между испанцами и таино был недолгим. Испанцы воспользовались добросовестностью таино и поработили их, заставив работать на золотых приисках и на строительстве фортов. Многие таино умерли, в частности, из-за эпидемии оспы , к которой у них не было иммунитета . Другие таино покончили жизнь самоубийством или покинули остров после неудавшегося восстания таино в 1511 году. [14]
Брат Бартоломе де лас Касас , сопровождавший Понсе де Леона, был возмущен обращением испанцев с таино. В 1512 году он протестовал на совете Бургоса при испанском дворе. Он боролся за свободу туземцев и смог отстоять их права. Испанские колонисты, опасаясь потери своей рабочей силы, также подали протест в суд. Они жаловались, что им нужна рабочая сила для работы в шахтах, строительства фортов и предоставления рабочей силы для процветающих плантаций сахарного тростника. В качестве альтернативы Лас Касас предложил ввоз и использование африканских рабов. В 1517 году испанская корона разрешила своим подданным ввозить по двенадцать рабов каждому, тем самым положив начало африканской работорговле в своих колониях. [15]
По мнению историка Луиса М. Диаса, самый крупный контингент африканских рабов прибыл из районов современной Ганы , Того , Бенина , Нигерии ; Все эти нынешние страны расположены в Гвинейском заливе , районе, также известном как Невольничий берег . Подавляющее большинство составляли йоруба и игбо , этнические группы из Нигерии, и банту из Гвинеи . Число рабов в Пуэрто-Рико выросло с 1500 в 1530 году до 15 000 к 1555 году. Рабам ставили клеймо на лбу раскаленным железом - клеймо, которое означало, что они были доставлены в страну на законных основаниях и предотвращали их похищение. [13]
Африканских рабов отправляли работать на золотые прииски, чтобы заменить таино, или работать на полях островной промышленности по производству имбиря и сахара. Им разрешили жить со своими семьями в бохио (хижине) на хозяйской земле и дали участок земли, где они могли сажать и выращивать овощи и фрукты. У африканцев было мало или вообще не было возможностей для продвижения по службе, и они сталкивались с дискриминацией со стороны испанцев. Рабы получали образование у своих хозяев и вскоре научились говорить на языке хозяина, обучая своих детей новому языку. Они обогатили «пуэрто-риканский испанский» язык, добавив свои собственные слова. Испанцы считали африканцев более податливыми, чем таино, поскольку последние не желали ассимилироваться. У рабов, напротив, не было другого выбора, кроме как приспособиться к своей жизни. Многие обратились (по крайней мере номинально) в христианство ; они были крещены католической церковью и получили фамилии своих хозяев. Многие рабы подвергались жестокому обращению; и женщины подвергались сексуальному насилию. Большинство конкистадоров и фермеров, заселивших остров, прибыли без женщин; многие из них вступили в брак с африканскими женщинами или женщинами таино. Их многорасовые потомки сформировали первые поколения раннего населения Пуэрто-Рико. [13]
In 1527, the first major slave rebellion occurred in Puerto Rico, as dozen of slaves fought against the colonists in a brief revolt.[16] The few slaves who escaped retreated to the forests and mountains, where they resided as maroons with surviving Taínos. During the following centuries, by 1873 slaves had carried out more than twenty revolts. Some were of great political importance, such as the Ponce and Vega Baja conspiracies.[17]
By 1570, the colonists found that the gold mines were depleted. After gold mining ended on the island, the Spanish Crown bypassed Puerto Rico by moving the western shipping routes to the north. The island became primarily a garrison for those ships that would pass on their way to or from richer colonies. The cultivation of crops such as tobacco, cotton, cocoa, and ginger became the cornerstone of the economy. With the scale of Puerto Rico's economy reduced, colonial families tended to farm these crops themselves, and the demand for slaves was reduced. [18]
With rising demand for sugar on the international market, major planters increased their cultivation and processing of sugar cane, which was labor-intensive. Sugar plantations supplanted mining as Puerto Rico's main industry and kept demand high for African slavery. Spain promoted sugar cane development by granting loans and tax exemptions to the owners of the plantations. They were also given permits to participate in the African slave trade.[18]
To attract more workers, in 1664 Spain offered freedom and land to African-descended people from non-Spanish colonies, such as Jamaica and Saint-Domingue (later Haiti). Most of the free people of color who were able to immigrate were of mixed-race, with African and European ancestry (typically either British or French paternal ancestry, depending on the colony.) The immigrants provided a population base to support the Puerto Rican garrison and its forts. Freedmen who settled the western and southern parts of the island soon adopted the ways and customs of the Spaniards. Some joined the local militia, which fought against the British in the many British attempts to invade the island. The escaped slaves and the freedmen who emigrated from the West Indies used their former master's surnames, which were typically either English or French. In the 21st century, some ethnic African Puerto Ricans still carry non-Spanish surnames, proof of their descent from these immigrants.[13]
After 1784, Spain suspended the use of hot branding the slave's forehead for identification.[13] In addition, it provided ways by which slaves could obtain freedom:
- A slave could be freed by his master in a church or outside it, before a judge, by testament or letter.
- A slave could be freed against his master's will by denouncing a forced rape, by denouncing a counterfeiter, by discovering disloyalty against the king, and by denouncing murder against his master.
- Any slave who received part of his master's estate in his master's will was automatically freed (these bequests were sometimes made to the master's mixed-race slave children, as well as to other slaves for service.)
- If a slave was made a guardian to his master's children, he was freed.
- If slave parents in Hispanic America had ten children, the whole family was freed.[19]
Royal Decree of Graces of 1789
[edit]In 1789, the Spanish Crown issued the "Royal Decree of Graces of 1789", which set new rules related to the slave trade and added restrictions to the granting of freedman status. The decree granted its subjects the right to purchase slaves and to participate in the flourishing slave trade in the Caribbean. Later that year a new slave code, also known as El Código Negro (The Black Code), was introduced.[20]
Under "El Código Negro", a slave could buy his freedom, in the event that his master was willing to sell, by paying the price sought. Slaves were allowed to earn money during their spare time by working as shoemakers, cleaning clothes, or selling the produce they grew on their own plots of land. Slaves were able to pay for their freedom by installments. They pay in installments for the freedom of their newborn child, not yet baptized, at a cost of half the going price for a baptized child.[20] Many of these freedmen started settlements in the areas which became known as Cangrejos (Santurce), Carolina, Canóvanas, Loíza, and Luquillo. Some became slave owners themselves.[13]
The native-born Puerto Ricans (criollos) who wanted to serve in the regular Spanish army petitioned the Spanish Crown for that right. In 1741, the Spanish government established the Regimiento Fijo de Puerto Rico. Many of the former slaves, now freedmen, joined either the Fijo or the local civil militia. Puerto Ricans of African ancestry played an instrumental role in the defeat of Sir Ralph Abercromby in the British invasion of Puerto Rico in 1797.[21]
Despite these paths to freedom, from 1790 onwards, the number of slaves more than doubled in Puerto Rico as a result of the dramatic expansion of the sugar industry in the island. Every aspect of sugar cultivation, harvesting and processing was arduous and harsh. Many slaves died on the sugar plantations.[18]
19th century
[edit]Royal Decree of Graces of 1815
[edit]Year | White | Mixed | Free Blacks | Slaves |
---|---|---|---|---|
1827 | 163 | 100 | 27 | 34 |
1834 | 189 | 101 | 25 | 42 |
1847 | 618 | 329 | 258 | 32 |
The Royal Decree of Graces of 1815 was intended to encourage Spaniards and later other Europeans to settle and populate the colonies of Cuba and Puerto Rico. The decree encouraged the use of slave labor to revive agriculture and attract new settlers. The new agricultural class immigrating from other countries of Europe used slave labor in large numbers, and harsh treatment was frequent. The slaves resisted -from the early 1820s until 1868, a series of slave uprisings occurred on the island; the last was known as the Grito de Lares.[22]
In July 1821, for instance, the slave Marcos Xiorro planned and conspired to lead a slave revolt against the sugar plantation owners and the Spanish Colonial government. Although the conspiracy was suppressed, Xiorro achieved legendary status among the slaves, and is part of Puerto Rico's heroic folklore.[23]
The 1834 Royal Census of Puerto Rico established that 11% of the population were slaves, 35% were colored freemen (also known as free people of color in French colonies, meaning free mixed-race/black people), and 54% were white.[24] In the following decade, the number of the slave population increased more than tenfold to 258,000, the result mostly of increased importation to meet the demand for labor on sugar plantations.
In 1836, the names and descriptions of slaves who had escaped, and details of their ownership were reported in the Gaceta de Puerto Rico. If an African presumed to be a slave was captured and arrested, the information was published.[25]
Planters became nervous because of the large number of slaves; they ordered restrictions, particularly on their movements outside a plantation. Rose Clemente, a 21st-century black Puerto Rican columnist, wrote: "Until 1846, Blacks on the island had to carry a notebook (Libreta system) to move around the island, like the passbook system in apartheid South Africa."[26]
After the successful slave rebellion against the French in Saint-Domingue (Haiti) in 1803, establishing a new republic, the Spanish Crown became fearful that the "Criollos" (native born) of Puerto Rico and Cuba, her last two remaining possessions, might follow suit. The Spanish government issued the Royal Decree of Graces of 1815 to attract European immigrants from non-Spanish countries to populate the island, believing that these new immigrants would be more loyal to Spain than the mixed-race Criollos. However, they did not expect the new immigrants to racially intermarry, as they did, and to identify completely with their new homeland.[19] By 1850, most of the former Spanish possessions in the Americans had achieved independence.
On May 31, 1848, the Governor of Puerto Rico Juan Prim, in fear of an independence or slavery revolt, imposed draconian laws, "El Bando contra La Raza Africana", to control the behavior of all Black Puerto Ricans, free or slave.[27]
On September 23, 1868, slaves, who had been promised freedom, participated in the short failed revolt against Spain which became known as "El Grito de Lares" or "The Cry of Lares". Many of the participants were imprisoned or executed.[28]
During this period, Puerto Rico provided a means for people to leave some of the racial restrictions behind: under such laws as Regla del Sacar or Gracias al Sacar, a person of African ancestry could be considered legally white if able to prove they also had ancestors with at least one person per generation in the last four generations who had been legally white. Therefore, people of black ancestry with known white lineage became classified as white. This was the opposite of the later "one-drop rule" of hypodescent in the United States, whereby persons of any known African ancestry were classified as black.[29]
Abolitionists
[edit]During the mid-19th century, a committee of abolitionists was formed in Puerto Rico that included many prominent Puerto Ricans. Dr. Ramón Emeterio Betances (1827–1898), whose mixed-race parents were wealthy landowners, believed in abolitionism, and together with fellow Puerto Rican abolitionist Segundo Ruiz Belvis (1829–1867), founded a clandestine organization called "The Secret Abolitionist Society". The objective of the society was to free slave children by paying for freedom when they were baptized. The event, which was also known as "aguas de libertad" (waters of liberty), was carried out at the Nuestra Señora de la Candelaria Cathedral in Mayagüez. When the child was baptized, Betances would give money to the parents, which they used to buy the child's freedom from the master.[30]
José Julián Acosta (1827–1891) was a member of a Puerto Rican commission, which included Ramón Emeterio Betances, Segundo Ruiz Belvis, and Francisco Mariano Quiñones (1830–1908). The commission participated in the "Overseas Information Committee" which met in Madrid, Spain. There, Acosta presented the argument for the abolition of slavery in Puerto Rico.[31] On November 19, 1872, Román Baldorioty de Castro (1822–1889) together with Luis Padial (1832–1879), Julio Vizcarrondo (1830–1889) and the Spanish Minister of Overseas Affairs, Segismundo Moret (1833–1913), presented a proposal for the abolition of slavery.
On March 22, 1873, the Spanish government approved what became known as the Moret Law, which provided for gradual abolition.[32] This edict granted freedom to slaves over 60 years of age, those belonging to the state, and children born to slaves after September 17, 1868.
The Moret Law established the Central Slave Registrar. In 1872 it began gathering the following data on the island's slave population: name, country of origin, present residence, names of parents, sex, marital status, trade, age, physical description, and master's name. This has been an invaluable resource for historians and genealogists.[33]
Abolition of slavery
[edit]On March 22, 1873, slavery was abolished in Puerto Rico, but with one significant caveat. The slaves were not emancipated; they had to buy their own freedom, at whatever price was set by their last masters. The law required that the former slaves work for another three years for their former masters, other people interested in their services, or for the state in order to pay some compensation.[34]
The former slaves earned money in a variety of ways: some by trades, for instance as shoemakers, or laundering clothes, or by selling the produce they were allowed to grow, in the small patches of land allotted to them by their former masters. In a sense, they resembled the black sharecroppers of the southern United States after the American Civil War, but the latter did not own their land. They simply farmed another's land, for a share of the crops raised.[20] The government created the Protector's Office which was in charge of overseeing the transition. The Protector's Office was to pay any difference owed to the former master once the initial contract expired.
The majority of the freed slaves continued to work for their former masters, but as free people, receiving wages for their labor.[35] If the former slave decided not to work for his former master, the Protectors Office would pay the former master 23% of the former slave's estimated value, as a form of compensation.[34]
The freed slaves became integrated into Puerto Rico's society. Racism has existed in Puerto Rico, but it is not considered to be as severe as other places in the New World, possibly because of the following factors:
- In the 8th century, nearly all of Spain was conquered (711–718), by the Arab-Berber/African Moors who had crossed over from North Africa. The first African slaves were brought to Spain during Arab domination by North African merchants. By the middle of the 13th century, Christians had reconquered the Iberian peninsula. A section of Seville, which once was a Moorish stronghold, was inhabited by thousands of Africans. Africans became freemen after converting to Christianity, and they lived integrated in Spanish society. African women were highly sought after by Spanish males. Spain's exposure to people of color over the centuries accounted for the positive racial attitudes that prevailed in the New World. Historian Robert Martínez thought it was unsurprising that the first conquistadors intermarried with the native Taíno and later with the African immigrants.[36]
- Католическая церковь сыграла важную роль в сохранении человеческого достоинства и работе по социальной интеграции африканцев в Пуэрто-Рико. Церковь настаивала на том, чтобы каждый раб был крещен и обращен в католическую веру. Церковная доктрина утверждала, что господин и раб равны перед глазами Бога и, следовательно, являются братьями во Христе, имеющими общий моральный и религиозный характер. Жестокое и необычное наказание рабов считалось нарушением пятой заповеди. [13]
- Когда в 1570 году золотые прииски были объявлены истощенными и добыча полезных ископаемых в Пуэрто-Рико прекратилась, большинство белых испанских поселенцев покинули остров в поисках счастья в более богатых колониях, таких как Мексика; остров стал испанским гарнизоном. Большинство оставшихся были либо африканцами, либо мулатами (смешанной расы). К тому времени, когда Испания восстановила торговые связи с Пуэрто-Рико, на острове проживало большое многорасовое население. После того, как испанская корона издала Королевский указ о милостях 1815 года, он привлек множество европейских иммигрантов, фактически «отбелив» остров в 1850-х годах. Но вновь прибывшие также вступали в брак с коренными жителями островов и увеличивали многорасовое население. Они также идентифицировали себя с островом, а не просто с правителями. [13]
Два пуэрториканских писателя написали о расизме; Абелардо Диас Альфаро (1916–1999) и Луис Палес Матос (1898–1959), которым приписывают создание поэтического жанра, известного как афро-антильяно. [37]
Испано-американская война
[ редактировать ]1898 Парижский договор года урегулировал испано-американскую войну , положившую конец многовековому испанскому контролю над Пуэрто-Рико. Как и другие бывшие испанские колонии, теперь он принадлежал Соединенным Штатам. [38] [39] С контролем Соединенных Штатов над институтами острова также произошло сокращение политического участия местных жителей. По сути, военное правительство США свело на нет успех десятилетий переговоров о политической автономии между политическим классом Пуэрто-Рико и колониальной администрацией Мадрида. [40] Пуэрториканцы африканского происхождения, зная о возможностях и трудностях чернокожих в Соединенных Штатах, отреагировали по-разному. Расовый фанатизм законов Джима Кроу контрастировал с афроамериканской экспансией мобильности, которую продемонстрировал Гарлемский Ренессанс . [41] [42]
Одним из пуэрториканских политиков африканского происхождения, отличившихся в этот период, был врач и политик Хосе Селсо Барбоза (1857–1921). 4 июля 1899 года он основал Пуэрто-риканскую республиканскую партию, выступающую за государственность, и стал известен как движение «Отец государственности Пуэрто-Рико». Другим выдающимся пуэрториканцем африканского происхождения, выступавшим за независимость Пуэрто-Рико, был Артуро Альфонсо Шомбург (1874–1938). Эмигрировав в Нью-Йорк в США, он собрал обширную коллекцию рукописей и других материалов чернокожих американцев и африканской диаспоры. Некоторые считают его «отцом черной истории» в Соединенных Штатах, и в его честь назван крупный исследовательский центр и коллекция Нью-Йоркской публичной библиотеки - Шомбургский центр исследований черной культуры . Он ввел термин «афроборинкано», что означает «африканец-пуэрториканец». [43]
Дискриминация
[ редактировать ]После того, как Конгресс США одобрил Закон Джонса 1917 года, пуэрториканцы получили гражданство США . Как граждане Пуэрториканцы имели право на призыв в армию, и многие из них были призваны в вооруженные силы Соединенных Штатов во время Первой мировой войны. Вооруженные силы были разделены до окончания Второй мировой войны. Пуэрториканцы африканского происхождения подвергались дискриминации, которая широко распространена в армии и США. [44]
Чернокожие пуэрториканцы, проживающие на материковой части Соединенных Штатов, были приписаны к отрядам, состоящим исключительно из чернокожих. Рафаэль Эрнандес (1892–1965) и его брат Хесус вместе с еще 16 пуэрториканцами были завербованы руководителем джазового оркестра Джеймсом Ризом Европа, чтобы присоединиться к Европейскому оркестру армии США . Их приписали к 369-му афроамериканскому полку пехоты; он получил известность во время Первой мировой войны и был прозван « Гарлемскими борцами за ад » немцами . [45] [46]
Соединенные Штаты также разделили воинские части в Пуэрто-Рико. Педро Альбису Кампос (1891–1965), ставший впоследствии лидером Пуэрто-риканской националистической партии , имел звание лейтенанта. Он основал подразделение «Ополчение» Понсе, а позже был направлен в 375-й пехотный полк, полностью черный пуэрториканский полк, который дислоцировался в Пуэрто-Рико и никогда не участвовал в боях. Позже Альбису Кампос сказал, что дискриминация, свидетелем которой он стал в вооруженных силах, повлияла на развитие его политических убеждений. [47]
Пуэрториканцы африканского происхождения подвергались дискриминации в спорте. Пуэрториканцам, которые были темнокожими и хотели играть в Высшей лиге бейсбола в Соединенных Штатах, не разрешили это сделать. В 1892 году в организованном бейсболе была введена цветовая линия, запрещающая афроамериканским игрокам и темнокожим игрокам из любой страны. [48] Этнические афро-пуэрториканцы продолжали играть в бейсбол. В 1928 году Эмилио «Миллито» Наварро отправился в Нью-Йорк и стал первым пуэрториканцем, игравшим в бейсбол в негритянских лигах , когда он присоединился к «Кубинским звездам» . [49] [50] Позже за ним последовали другие, такие как Франсиско Коимбре , который также играл за «Кубинские звезды».
Настойчивость этих людей проложила путь таким игрокам, как члены Зала бейсбольной славы Роберто Клементе и Орландо Сепеда в 1947 году нарушил цветовую линию , которые играли в Высшей лиге после того, как Джеки Робинсон из « Бруклин Доджерс» ; они были занесены в Зал славы бейсбола за свои достижения. Отцу Сепеды Педро Сепеде было отказано в попадании в высшую лигу из-за его цвета кожи. Педро Сепеда был одним из величайших игроков своего поколения, доминирующим нападающим в Профессиональной бейсбольной лиге Пуэрто-Рико с момента ее основания в 1938 году. Он отказался играть в негритянских лигах из-за своего отвращения к расизму, свойственному сегрегированным Соединенным Штатам. . [51]
Чернокожие пуэрториканцы также участвовали в других видах спорта в качестве международных участников. В 1917 году Неро Чен стал первым пуэрториканским боксером, получившим международное признание, когда он дрался против (панамского) Джо Гана в «Palace Casino» в Нью-Йорке. [52] На летних Олимпийских играх 1948 года (XIV Олимпийских играх), отмечавшихся в Лондоне, боксер Хуан Евангелиста Венегас вошел в историю спорта, став первым олимпийским медалистом Пуэрто-Рико, победив представителя Бельгии Калленбоата по очкам единогласным решением судей. Он завоевал бронзовую медаль по боксу в легчайшем весе. [53] Это событие имело также историческое значение, поскольку впервые Пуэрто-Рико как нация приняло участие в международном спортивном мероприятии. Бедные пуэрториканцы часто использовали бокс как способ заработать.
30 марта 1965 года Хосе «Чеги» Торрес победил Вилли Пастрано техническим нокаутом и выиграл чемпионаты Всемирного боксерского совета и Всемирной боксерской ассоциации в полутяжелом весе . Он стал третьим пуэрториканцем и первым выходцем из Африки, выигравшим профессиональный чемпионат мира. [54]
Среди тех, кто разоблачал расизм и дискриминацию в США, которым подвергались пуэрториканцы, особенно чернокожие пуэрториканцы, был Хесус Колон . Многие считают Колона «отцом нуйориканского движения». Он рассказал о своем опыте жизни в Нью-Йорке, будучи чернокожим пуэрториканцем, в своей книге « Lo que el pueblo me dice--: crónicas de lacolonia puertorriqueña en Nueva York» («Что мне говорят люди---: Хроники пуэрто-риканской колонии в Нью-Йорке»). Йорк). [55]
Критики дискриминации говорят, что большинство пуэрториканцев смешаны по расовому признаку, но они не чувствуют необходимости идентифицировать себя как таковые. Они утверждают, что пуэрториканцы склонны предполагать, что они имеют чернокожее африканское, индейское или европейское происхождение, и идентифицируют себя как «смешанные» только в том случае, если у них есть родители, которые кажутся представителями совершенно разных «рас». Пуэрто-Рико подверглось процессу «отбеливания», находясь под властью США. В переписи 1920 года произошло резкое изменение числа людей, отнесенных к «черным» и «белым» пуэрториканцам, по сравнению с таковым в 1910 году. Численность людей, отнесенных к категории «черных», резко сокращалась от одной переписи к другой ( в течение 10 лет). Историки предполагают, что все больше пуэрториканцев относили других к белым, потому что в то время это было выгодно. В те годы в расовую классификацию входили, как правило, переписчики. Благодаря власти белых демократов Юга, перепись населения США исключила категорию мулатов или смешанной расы в переписи 1930 года, введя в действие искусственную бинарную классификацию черных и белых. Респондентам переписи не разрешалось выбирать собственные классификации до конца 20 - начала 21 веков. Возможно, в народе считалось, что с США будет легче продвигаться в экономическом и социальном плане, если человек будет «белым». [56]
Африканское влияние в культуре Пуэрто-Рико
[ редактировать ]Потомки бывших рабов сыграли важную роль в развитии политической, экономической и культурной структуры Пуэрто-Рико. Они преодолели множество препятствий и внесли свой вклад в развитие развлечений, спорта, литературы и научных учреждений острова. Их вклад и наследие до сих пор ощущаются в искусстве, музыке, кухне и религиозных верованиях Пуэрто-Рико в повседневной жизни. [57] В Пуэрто-Рико 22 марта известен как «День отмены смертной казни», и этот праздник отмечают жители острова. [58] Ограниченное внимание испанцев к ассимиляции чернокожего населения и бордовых общин, созданных на рабских плантациях, способствовало преобладающему африканскому влиянию в культуре чернокожих пуэрториканцев. [59] Большое количество межрасовых браков и воспроизводства, начиная с 1500-х годов, является причиной того, что большинство пуэрториканцев представляют собой смешанную расу европейцев, африканцев и таино, но лишь небольшое количество имеют преобладающее или полное африканское происхождение. [60]
Первые чернокожие люди на острове прибыли вместе с европейскими колонистами в качестве рабочих из Испании и Португалии, известных как ладино . [61] [62] В 1500-х годах рабы, которых Испания импортировала в Пуэрто-Рико и большинство других своих колоний, были в основном из региона Верхней Гвинеи . [57] Однако в 1600-х и 1700-х годах Испания импортировала большое количество рабов из Нижней Гвинеи и Конго . [63] Согласно различным исследованиям ДНК, большая часть африканского происхождения среди чернокожих и пуэрториканцев смешанной расы происходит от нескольких племен, таких как волоф , мандинка , дагомея , фанг , буби , йоруба , игбо и конголезцы , что соответствует современным страны Сенегала , Мали , Бенина , Экваториальной Гвинеи , Нигерии и Анголы . [64] [65] [66] Рабы приезжали со всех концов западного побережья Африки, от Сенегала до Анголы. Йоруба и конголезцы оказали наиболее заметное влияние на культуру Пуэрто-Рико. [67] Были свидетельства межколониальной миграции между Пуэрто-Рико и его соседями в 1700-х и 1800-х годах, которая заключалась в миграции свободных чернокожих и покупке рабов с соседних островов. [68]
Язык
[ редактировать ]Многие африканские рабы, импортированные на Кубу, Доминиканскую Республику и Пуэрто-Рико, говорили по-испански «бозал» , креольскому языку , основанному на испанском языке, с конголезским и португальским влиянием. [69] Хотя бозалский испанский вымер в девятнадцатом веке, африканское влияние на испанский язык, на котором говорят на острове, все еще очевидно во многих словах Конго , которые стали постоянной частью пуэрто-риканского испанского языка . [70]
Музыка
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
Вы можете послушать "Bomba Puertorriqueña" в исполнении в кафе Nuyorican в Пуэрто-Рико здесь. | |
и к «Попурри Пленаса», интерпретированному Рене Рамосом здесь . |
Пуэрто-риканские музыкальные инструменты, такие как баррилы, барабаны с натянутой кожей животных, а также пуэрто-риканские музыкально-танцевальные формы, такие как Бомба или Плена, также имеют корни в Африке. Бомба представляет сильное африканское влияние в Пуэрто-Рико. Бомба — это музыка, ритм и танец, привезенные на остров рабами из Западной Африки. [71]
Плена — еще одна форма фольклорной музыки африканского происхождения. Плену привезли в Понсе чернокожие, иммигрировавшие на север с англоязычных островов к югу от Пуэрто-Рико. Plena — это явно африканский ритм, очень похожий на музыку Calypso, Soca и Dance Hall из Тринидада и Ямайки . [72]
Бомбу и Плену играли во время праздника Сантьяго (Св. Иакова), поскольку рабам не разрешалось поклоняться собственным богам. Бомба и Плена превратились в бесчисленное множество стилей, основанных на типе танца, который предполагалось использовать. В их число входили леро, юба, кунья, бабу и белен. Рабы праздновали крещения, свадьбы и рождения детей с помощью «bailes de bomba». Рабовладельцы, опасаясь восстания, разрешили танцы по воскресеньям. Танцовщицы подражали рабовладельцам и высмеивали их. Маски носили и до сих пор носят, чтобы отогнать злых духов и пиратов. Один из самых популярных персонажей в масках — Веджиганте (ви-хи-ГАНТ-э). Веджиганте — озорной персонаж и главный герой карнавалов Пуэрто-Рико. [73]
До 1953 года Бомба и Плена были практически неизвестны за пределами Пуэрто-Рико. Островные музыканты Рафаэль Кортихо (1928–1982), Исмаэль Ривера (1931–1987) и оркестр Эль Конхунто Монтеррей представили Бомбу и Плену остальному миру. То, что Рафаэль Кортихо сделал со своим оркестром, заключалось в том, чтобы модернизировать пуэрториканские фольклорные ритмы с использованием фортепиано, баса, саксофонов, труб и других ударных инструментов, таких как тимбалы, бонго, и заменить типичные баррилы (бочки, покрытые кожей) конгами. [74]
Кухня
[ редактировать ]Нидия Риос де Колон, автор Смитсоновского института народной кулинарной книги, также предлагает кулинарные семинары через Пуэрто-риканский институт культуры. Она пишет о кухне:
Пуэрториканская кухня также имеет сильное африканское влияние. Смешение вкусов, составляющих типичную пуэрториканскую кухню, сочетается с африканским оттенком. Пастели , небольшие кусочки мяса, фаршированные в тесто из тертого зеленого банана (иногда в сочетании с тыквой, картофелем, бананами или яутией) и завернутые в листья подорожника, были изобретены африканскими женщинами на острове и основаны на пищевых продуктах, происходящих из Африка» — Нидия Риос де Колон, Arts Publications.
Точно так же Джонни Иризарри и Мария Миллс написали:
«Сальморехо, местное блюдо из сухопутных крабов, своей остротой напоминает южную кухню Соединенных Штатов. Мофонго , одно из самых известных блюд острова, представляет собой шарик жареного пюре из подорожника, фаршированный свиными шкварками, крабами, лобстерами и креветками. или их сочетание, кухня Пуэрто-Рико включает в себя свои африканские корни, вплетая их в индийские и испанские влияния». [75] [76]
Религия
[ редактировать ]В 1478 году католические монархи Испании Фердинанд II Арагонский и Изабелла I Кастильская учредили церковный трибунал, известный как Испанская инквизиция . Целью этого проекта было сохранение католической ортодоксальности в своих королевствах. [77]
Инквизиция не поддерживала ротацию или религиозные суды в Пуэрто-Рико. Однако еретиков записывали и при необходимости передавали региональным инквизиционным трибуналам в Испании или где-либо еще в западном полушарии. Африканцам не разрешалось исповедовать нехристианские местные религиозные верования. Ни одна организованная этническая африканская религия не сохранилась в первозданном виде со времен рабства до настоящего времени в Пуэрто-Рико. Однако многие элементы африканских духовных верований были включены в синкретические идеи и практики. Сантерия , синкретическая смесь йоруба и католиков, и Пало Майомбе , конголезские традиции, также практикуются в Пуэрто-Рико, причем последние прибыли туда гораздо раньше. Меньшее количество людей практикуют вуду , которое происходит из мифологии Дагомеи . [78]
Пало Майомбе, или конголезские традиции, существовали за несколько столетий до того, как в 19 веке возникла Сантерия. Гуаяму прозвали «городом ведьм», поскольку в этом городе широко практиковалась эта религия. Считается, что Сантерия была организована на Кубе среди своих рабов. Йоруба были завезены во многие места Карибского бассейна и Латинской Америки. Они несли с собой свои традиции, а в некоторых местах сохранили их еще больше. В Пуэрто-Рико и Тринидаде доминировало христианство. Несмотря на то, что пленные африканцы обратились в христианство, они не отказались полностью от своих традиционных религиозных обрядов. Сантерия — это синкретическая религия, созданная на основе разнообразных образов, взятых из католической церкви, и репрезентативных божеств африканской этнической группы йоруба в Нигерии . Сантерия широко распространена в городе Лоиза. [79] Родственные традиции возникли по-своему на многих небольших островах. Точно так же по всей Европе раннее христианство впитало в себя влияние различных обычаев народов, которые значительно различались в зависимости от региона, языка и этнической принадлежности.
В Сантерии есть много божеств, которые считаются «верхними» или «главными» богами. Эти божества, которые, как говорят, спустились с небес, чтобы помочь и утешить своих последователей, известны как « Ориша ». По словам Сантерии, именно Ориша выбирают человека, за которым каждый будет присматривать. [80]
В отличие от других религий, где верующий тесно отождествляется с сектой (например, христианством ), верующий не всегда является «Сантеро». Сантерос — священники и единственные официальные практикующие. (Этих «сантерос» не следует путать с мастерами Пуэрто-Рико, которые вырезают и создают религиозные статуи из дерева, которых еще называют сантерос). Человек становится Сантеро, если он проходит определенные испытания и был выбран Ориша. [79]
Текущая демография
[ редактировать ]Учитывая, что перепись 2020 года является первой переписью, которая позволила респондентам указывать несколько рас в своих ответах, существует значительное совпадение, которое, хотя и кажется противоречивым, на самом деле отражает смешанную историю и население Пуэрто-Рико. По данным переписи 2020 года, 17,1% пуэрториканцев идентифицируют себя как белые, 17,5% идентифицируют себя как черные или черные в сочетании с другой расой, 2,3% как индейцы, 0,3% как азиаты и 74% как «некоторые другие расы отдельно или в сочетании». ." [81] Хотя оценки различаются, большинство источников считают, что около 60% пуэрториканцев имеют значительное африканское происхождение. [29] Подавляющее большинство чернокожих в Пуэрто-Рико являются афро-пуэрториканцами, то есть они живут в Пуэрто-Рико на протяжении нескольких поколений, обычно со времен работорговли, и составляют важную часть пуэрто-риканской культуры и общества. [82] [83] Недавние чернокожие иммигранты прибыли в Пуэрто-Рико, в основном из [84] Доминиканская Республика , Гаити в меньшей степени непосредственно из Африки и другие страны Латинской Америки и Карибского бассейна, а также . Многие чернокожие мигранты из США и Виргинских островов переехали и поселились в Пуэрто-Рико. [85] [86] Кроме того, многие афро-пуэрториканцы мигрировали из Пуэрто-Рико, а именно в Соединенные Штаты. Там и на Виргинских островах США они составляют основную часть афро-латиноамериканского населения США. [87]
Под властью Испании и Америки Пуэрто-Рико подверглось процессу отбеливания. Пуэрто-Рико выросло с примерно 50% населения, классифицированного как чернокожие и мулаты в первой четверти 19 века, до почти 80%, классифицированного как белые к середине 20 века. [88] [56] [89] [90] [91] Под властью Испании в Пуэрто-Рико действовали такие законы, как Regla del Sacar или Gracias al Sacar , которые классифицировали людей смешанного афро-европейского происхождения как белых, что было противоположностью « правилу одной капли » в американском обществе после Гражданской войны в США. [29] испанского правительства Кроме того, Королевский указ о милостях от 1815 года поощрял иммиграцию из других европейских стран. Массовая европейская иммиграция увеличила население Пуэрто-Рико примерно до одного миллиона к концу 19 века, уменьшив долю африканцев, проживающих в Пуэрто-Рико. В первые десятилетия правления США переписчики начали переходить от классификации людей как черных к «белым», и общество претерпело так называемый процесс «отбеливания», в частности, с переписи 1910 по 1920 год. В середине 20-го века правительство США насильственно стерилизовало пуэрториканских женщин, особенно небелых пуэрториканских женщин. [92]
Афро-пуэрто-риканская молодежь узнает больше об истории своего народа из учебников, которые охватывают больше афро-пуэрто-риканской истории. [56] [93] [94] Перепись населения США 2010 года зафиксировала первое снижение доли белых жителей Пуэрто-Рико и первый рост доли чернокожих за более чем столетие. [95] Многие из факторов, которые, возможно, могут увековечить эту тенденцию, включают в себя: все больше пуэрториканцев могут начать идентифицировать себя как чернокожие из-за растущей гордости чернокожих и осведомленности об африканской культуре на всем острове, а также растущего числа чернокожих иммигрантов, особенно из Доминиканской Республики. и Гаити, многие из которых являются нелегальными иммигрантами, [96] и растущая эмиграция белых пуэрториканцев на материковую часть США. [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105]
Следующие списки включают только количество людей, которые идентифицируют себя как чернокожие, и не пытаются оценить всех людей африканского происхождения. Как отмечалось ранее, некоторые из этих городов были местами, где вольноотпущенники собирались после обретения свободы и основывали общины.
По состоянию на 2020 год муниципалитетами : с самым высоким процентом жителей, идентифицирующих себя как чернокожих, были [106]
Лойза : 64,7% Канованас : 33,4% Маунабо : 32,7% Рио-Гранде : 32% Кулебра : 27,7% Каролина : 27,3% Вьекес : 26% Поток : 25,8% Лукильо : 25,7% Бакенбарды : 24,1% Сейба : 23,8% Тростник : 22,9% Сан-Хуан : 22,2% Тоа Лоу : 22,1% Салинас : 22,1% Катано : 21,8%
Известные афро-пуэрториканцы
[ редактировать ]- Рафаэль Кордеро (1790–1868) родился свободным в Сан-Хуане , Пуэрто-Рико. Имея африканское происхождение, он стал известен как «Отец государственного образования в Пуэрто-Рико». Кордеро был пуэрториканцем-самоучкой, который давал бесплатное образование детям независимо от их расы. Среди выдающихся выпускников, посещавших школу Кордеро, были будущие аболиционисты Роман Бальдориоти де Кастро , Алехандро Тапиа-и-Ривера и Хосе Хулиан Акоста . Кордеро доказал, что расовая и экономическая интеграция возможна и принята в Пуэрто-Рико. В 2004 году Римско-католическая церковь по просьбе архиепископа Сан-Хуана Роберто Гонсалеса Ньевеса начала процесс беатификации Кордеро. [107] Он был не единственным в своей семье, кто стал педагогом. В 1820 году его старшая сестра Селестина Кордеро основала первую школу для девочек в Сан-Хуане. [108]
- Хосе Кампече (1751–1809), рожденный свободным человеком, внес свой вклад в культуру острова. Отец Кампече, Томас Кампече, был освобожденным рабом, родившимся в Пуэрто-Рико, а его мать Мария Хордан Маркес прибыла с Канарских островов . Поскольку она считалась европейкой (или белой), ее дети рождались свободными. Кампече принадлежал к смешанной расе и был классифицирован как мулат , что в его время было распространенным термином, означавшим афроевропейское происхождение. [109] [110] Кампече считается выдающимся пуэрториканским художником на религиозные темы той эпохи. [111]
- Капитан Мигель Энрикес (ок. 1680–17??), бывший пират, ставший первым чернокожим военным героем Пуэрто-Рико, организовав экспедиционный корпус, разгромивший британцев на острове Вьекес. Капитан Энрикес был принят как национальный герой, когда вернул остров Вьекес Испанской империи и Пуэрто-Рико. Он был награжден « Золотой медалью настоящей фигуры »; и испанская корона назвала его «Капитаном морей», наградив его каперской грамотой и репрессалией , которые предоставили ему привилегии капера . [112] [ ненадежный источник? ]
- Рафаэль Сепеда (1910–1996), также известный как «Патриарх Бомбы и Плены», был патриархом семьи Сепеда. Семья является одним из самых известных представителей пуэрто-риканской народной музыки: поколения музыкантов работают над сохранением африканского наследия в пуэрто-риканской музыке. Семья хорошо известна своим исполнением фольклорной музыки бомба и плена, и многие считают ее хранителями этих традиционных жанров. [113]
- Сильвия дель Виллар (1928–1990) была участницей балета Афро-Борикуа. Она участвовала в следующих афро-пуэрто-риканских постановках: Palesiana y Aquelarre и Palesianisima . [114] В 1968 году она основала Афро-Борикуа-театр Эль-Коки, который был признан Панамериканской ассоциацией фестиваля Нового Света важнейшим авторитетом культуры чернокожих Пуэрто-Рико. С труппой театра был заключен контракт, который позволял им представлять свои выступления в других странах и в различных университетах США. [115] В 1981 году дель Виллар стал первым и единственным директором Управления по делам афро-пуэрто-риканцев Института пуэрто-риканской культуры . Она была известна как откровенная активистка, боровшаяся за равные права чернокожих пуэрториканских художников. [55]
В художественной литературе
[ редактировать ]- Супергерой комиксов Marvel . Майлз Моралес/Человек-паук — афро-пуэрториканец, так как он родился у отца-афроамериканца и матери-пуэрториканки [116] [117]
См. также
[ редактировать ]- Список пуэрториканцев
- Серия «Иммиграция в Пуэрто-Рико»:
- Пуэрториканский народ
- Афро-Карибский
- Афро-латиноамериканцы – Северная, Центральная и Южная Америка
- Афро-испанец
- Черные латиноамериканцы - Соединенные Штаты Америки
- Бозалский испанский (язык)
- Список тем, связанных с чернокожими и африканцами
- Расизм в Пуэрто-Рико
Примечания
[ редактировать ]- ^ Термин Afroboricua нейтральен с гендерной точки зрения, тогда как термины Afropuertorriqueño , Afroborinqueño , Afrobornincano и Afropuertorro относятся к мужскому полу, когда оканчиваются на «о», и к женскому, когда заканчиваются на «а».
- ^ Термин Puertorro -a используется широко , спонтанно и вежливо для обозначения пуэрториканцев или Пуэрто-Рико. Иногда его принимают за уничижительный , но пуэрториканцы не считают этот термин оскорбительным. Наиболее широко его использовали пуэрториканские музыканты, в том числе Бобби Валентин в его песне Soy Boricua (1972), Энди Монтаньес в En Mi Puertorro (2006) и Bad Bunny в ACHO PR (2023).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Пуэрто-Рико» . Бюро переписи населения США . Проверено 24 февраля 2024 г.
- ^ «Перепись населения Пуэрто-Рико 2020 года» . Архивировано из оригинала 14 февраля 2020 г. Проверено 27 сентября 2021 г.
- ^ «Пуэрто-Рико» . Словарь испанского языка Королевской испанской академии (на испанском языке) . Проверено 19 января 2024 г.
- ^ «Пуэрторро» . Ассоциация академий испанского языка: Словарь американизмов (на испанском языке) . Проверено 19 января 2024 г.
- ^ «Перепись населения Пуэрто-Рико 2020 года» . Архивировано из оригинала 14 февраля 2020 г. Проверено 27 сентября 2021 г.
- ^ Виа, Марк; Жиньу, Кристофер Р.; Рот, Линдси А.; Фейерман, Лаура; Галантер, Джошуа; Чоудри, Света; Лабрадор-ретривер, Глэдис; Вьера-Вера, Хорхе; Олексик, Тарас К.; Бекман, Кеннет; Зив, Элад; Риш, Нил; Бурхард, Эстебан Гонсалес; Мартинес-Крусадо, Хуан Карлос (31 января 2011 г.). «История сформировала географическое распространение геномной примеси на острове Пуэрто-Рико» . ПЛОС ОДИН . 6 (1): e16513. Бибкод : 2011PLoSO...616513V . дои : 10.1371/journal.pone.0016513 . ПМК 3031579 . ПМИД 21304981 .
- ^ «Афро-пуэрториканец» . Афропедия.орг . Архивировано из оригинала 28 ноября 2020 года . Проверено 23 марта 2016 г.
- ^ «Афро-пуэрториканцы в Пуэрто-Рико» . Правозащитная группа . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ «Сан-Матео-де-Крабс: Сообщество Симаррона в Пуэрто-Рико» (PDF) . Хильберто Апонте Торрес (на испанском языке) . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Чинея, Хорхе Л. (1996). «Раса, колониальная эксплуатация и иммиграция из Вест-Индии в Пуэрто-Рико девятнадцатого века, 1800-1850» . Америки . 52 (4): 495–519. дои : 10.2307/1008475 . JSTOR 1008475 . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Кэрон, Эймери (15 сентября 1990 г.). «Первый западноафриканец на острове Санта-Крус?» . Университет Виргинских островов. Архивировано из оригинала 1 января 2008 года . Проверено 9 мая 2008 г. [ самостоятельно опубликованный источник? ]
- ^ Аппиа, Энтони ; Гейтс, Генри Луи (1999). Африкана: Энциклопедия Африки . Основные книги Civitas. п. 815 . ISBN 978-0-465-00071-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Мартинес, Роберт А. «Африканские аспекты личности пуэрториканцев» . ipoaa.com. Архивировано из оригинала 14 декабря 2007 года . Проверено 22 марта 2016 г.
- ^ Лето (29 июня 2001 г.). " ДОМАШНЯЯ СТРАНИЦА ГРИЛЬИ "ПУЭРТО-РИКО"" . Angelfire.com. Архивировано из оригинала 4 июля 2017 года . Проверено 23 июля 2015 г. [ самостоятельно опубликованный источник? ]
- ^ «Бартолем де лас Касас» . Орегонстейт.edu. Архивировано из оригинала 26 декабря 2002 г. Проверено 23 июля 2015 г.
- ^ Родригес, Юниус П. (2007). Энциклопедия рабского сопротивления и восстания . Издательская группа Гринвуд. п. 398. ИСБН 978-0-313-33273-9 . Архивировано из оригинала 25 июля 2020 года . Проверено 28 марта 2016 г.
- ^ «Эсклавитуд Пуэрто-Рико» . Proyectosalonhogar.com. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 23 июля 2015 г. [ самостоятельно опубликованный источник? ]
- ^ Jump up to: а б с Баральт, Гильермо А. (2007). Восстания рабов в Пуэрто-Рико: заговоры и восстания, 1795–1873 гг . Издательство Маркуса Винера. п. 5. ISBN 978-1-55876-463-7 .
- ^ Jump up to: а б «Теория, критика и история: отмена рабства и латиноамериканский мир» (на испанском языке). Essayistas.org. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 23 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с «El «Bando Negro» o «Código Negro» » [«Черный указ» или «Черный кодекс»]. Правительственный вестник Пуэрто-Рико (на испанском языке). Fortunecity.com. 31 мая 1848 года. Архивировано из оригинала 6 июня 2007 года. [ самостоятельно опубликованный источник? ]
- ^ Томас, Дон Педро (1830). «Британское вторжение в Пуэрто-Рико 1797 года» (на испанском языке). 1898 г. Общество друзей истории Пуэрто-Рико. Архивировано из оригинала 28 мая 2008 года. [ самостоятельно опубликованный источник? ]
- ^ «Генеральный архив Пуэрто-Рико: Документы» [Генеральный архив Пуэрто-Рико: Документы]. Институт пуэрто-риканской культуры (на испанском языке). 2003. Архивировано из оригинала 18 октября 2007 года.
- ^ Восстания рабов в Пуэрто-Рико: заговоры и восстания, 1795–1873 ; автор: Гильермо А. Баральт (2007 г.); Издательство Маркуса Винера; ISBN 1-55876-463-1 , ISBN 978-1-55876-463-7
- ^ «История Пуэрто-Рико Р. А. Ван Мидделдика - Полнотекстовая бесплатная книга (Часть 4/5)» . Fullbooks.com. 1903. Архивировано из оригинала 28 августа 2015 года . Проверено 23 июля 2015 г.
- ^ "Объявления " Газета Пуэрто-Рико . 9 января 1836 г. с. 4. Архивировано из оригинала 11 июня. Получено 11 июня.
- ^ «Кто такой Блэк?» . Finalcall.com. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 23 июля 2015 г.
- ^ Баральт, Уильям А. (1988). «Глава социальной и экономической истории Пуэрто-Рико, 1800–1880 гг . ». Центр перспективных исследований Пуэрто-Рико и Карибского бассейна (на испанском языке). linktopr.com. Архивировано из оригинала 29 июня.
- ^ «Эль Грито де Ларес» . Нью-Йоркский латиноамериканский журнал. 23 сентября 2006 г. Архивировано из оригинала 21 октября 2008 г. Проверено 23 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Кинсбрунер, Джей (1996). Не чистой крови: свободные цветные люди и расовые предрассудки в Пуэрто-Рико девятнадцатого века . Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-1842-2 . [ нужна страница ]
- ^ Давила дель Валле, Оскар Г. «Рамон Эметерио Бетансес» (на испанском языке). triplov.com. Архивировано из оригинала 15 мая 2007 года. [ самостоятельно опубликованный источник? ]
- ^ «Хосе Х. Акоста Кальбо: юрист и депутат» (на испанском языке). zonai.com. Архивировано из оригинала 15 ноября 2007 года.
- ^ «Мир 1898 года: Испано-американская война: Роман Бальдориоти де Кастро 1822–1889» . Латиноамериканский отдел Библиотеки Конгресса. 22 июня 2011. Архивировано из оригинала 10 февраля 2011 года . Проверено 23 июля 2015 г.
- ^ «Ley Moret: Ley para los esclavos en Cuba» [Закон Море: Закон для рабов на Кубе] (на испанском языке). cubacreme.com. 4 июля 1870 года. Архивировано из оригинала 18 октября 2004 года . Проверено 23 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Бас Гарсиа, Хосе Р. (23 марта 2009 г.). «Отмена рабства в 1873 году в Пуэрто-Рико » . Центр перспективных исследований Пуэрто-Рико и Карибского бассейна (на испанском языке). independentcia.net. Архивировано из оригинала 19 марта 2011 года.
- ^ «Мир 1898 года: Испано-американская война: отмена рабства в Пуэрто-Рико» . Латиноамериканский отдел Библиотеки Конгресса. 22 июня 2011. Архивировано из оригинала 24 июля 2015 года . Проверено 23 июля 2015 г.
- ^ «Африка и Пуэрто-Рико» . Ipoaa.com. Архивировано из оригинала 31 августа 2015 года . Проверено 23 июля 2015 г.
- ^ Родригес Хулия, Эдгардо (19 апреля 1998 г.). «Утопия и ностальгия в палес матос» . Jornada.unam.mx. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 21 марта 2016 г. [ самостоятельно опубликованный источник? ]
- ^ Макчесни, Роберт В. (1 марта 2004 г.). «Эскалация войны против корпоративных СМИ». Ежемесячный обзор . 55 (10): 1. doi : 10.14452/MR-055-10-2004-03_1 .
- ^ Фонер, Филип С. (1972). Испано-кубинско-американская война и рождение американского империализма Том. 2: 1898–1902 . Нью-Йоркский университет Пресс. ISBN 978-0-85345-267-6 . [ нужна страница ]
- ^ Сотомайор, Антонио (2016). Суверенная колония: олимпийский спорт, национальная идентичность и международная политика в Пуэрто-Рико . Университет Небраски Пресс. стр. 11–12. ISBN 978-0-8032-8540-8 .
- ^ Денис-Росарио, Милагрос (22 марта 2012 г.). «Отстаивая свои права: пуэрториканцы в поисках социальной справедливости». Центро . 24 (1): 44–68. Гейл A298615483 ПроКвест 1032973885 .
- ^ Бонилья, ES (1 декабря 1961 г.). «Социальная структура и расовые отношения». Социальные силы . 40 (2): 141–148. дои : 10.2307/2574293 . JSTOR 2574293 .
- ^ Найт, Роберт (1995). «Артуро Альфонсо «Афроборинкено» Шомбург» . cwo.com. Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года. [ самостоятельно опубликованный источник? ]
- ^ «Закон Джонса - Мир 1898 года: Испано-американская война (латиноамериканское отделение, Библиотека Конгресса)» . Лок.gov. Архивировано из оригинала 8 мая 2019 года . Проверено 23 июля 2015 г.
- ^ «Хронология великой сальсы» . Salsa-merengue.co.uk . 1999. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 29 января 2016 г.
- ^ Надаль, Джеймс (8 июля 2007 г.). «Джеймс Риз Европа: Биография» . allaboutjazz.com. Архивировано из оригинала 14 декабря 2007 года.
- ^ Хантер, Стивен; Бейнбридж, Джон (2005). Американская перестрелка: заговор с целью убить Гарри Трумэна и перестрелка, которая его остановила . Саймон и Шустер. п. 26. ISBN 978-0-7432-8195-9 .
- ^ Болтон, Тодд. «История высшей негритянской лиги» . Ассоциация бейсболистов Негритянской лиги. Архивировано из оригинала 20 декабря 2007 года . Проверено 1 января 2008 г.
- ^ «Эмилио «Миллито» Наварро умирает в возрасте 105 лет» . ЭСПН . Ассошиэйтед Пресс. 30 апреля 2011 года. Архивировано из оригинала 4 апреля 2016 года . Проверено 23 марта 2016 г.
- ^ «Электронный музей бейсбола негритянских лиг: Личные профили: Эмилио Наварро» . Coe.ksu.edu. 26 сентября 1905 года. Архивировано из оригинала 24 июля 2015 года . Проверено 23 июля 2015 г.
- ^ Коуп, Майрон (16 мая 1966 г.). «Бэйб Кобб из Пуэрто-Рико» . Иллюстрированный спорт . Том. 24, нет. 20. Архивировано из оригинала 5 ноября 2013 года . Проверено 11 сентября 2013 г.
- ^ Пуэрториканские пионеры в Нью-Йорке ; Хоакин Колон Лопес; страницы: 229, 230; Издательство: Arte Publico Press (ноябрь 2001 г.); ISBN 1-55885-335-9 ; ISBN 978-1-55885-335-5
- ^ «Содружество придает Пуэрто-Рико спортивную идентичность» . Пуэрто-Рико Вестник. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 23 июля 2015 г.
- ^ «Вводные выходные: выпуск 97-го» . Международный зал боксерской славы. Архивировано из оригинала 25 апреля 2008 года . Проверено 22 мая 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Биография Иисуса Колона (1901–1974)» . Биографический словарь латиноамериканской литературы в США . дуб.cats.ohiou.edu. 1989. Архивировано из оригинала 8 июня 2011 года. [ самостоятельно опубликованный источник? ]
- ^ Jump up to: а б с Лавман, Мара; Мунис, Херонимо О. (декабрь 2007 г.). «Как Пуэрто-Рико стал белым: динамика границ и расовая реклассификация между переписями». Американский социологический обзор . 72 (6): 915–939. CiteSeerX 10.1.1.563.9069 . дои : 10.1177/000312240707200604 . OCLC 707579899 . S2CID 40535564 .
- ^ Jump up to: а б Тим, капитан (30 сентября 2014 г.). «Черная история Пуэрто-Рико» . Карибская торговля . Архивировано из оригинала 3 февраля 2021 года . Проверено 9 мая 2022 г.
- ^ «Энциклопедия дней: Пуэрто-Рико» . shagtown.com. 2004. Архивировано из оригинала 7 августа 2007 года. [ самостоятельно опубликованный источник? ]
- ^ Хопкинс, Татьяна (1 апреля 2018 г.). «Лоиза: сердце черной культуры Пуэрто-Рико» . Новости Черного Голоса . Архивировано из оригинала 13 февраля 2021 года . Проверено 24 февраля 2021 г.
- ^ Роглер, К. (1 октября 1946 г.). «Мораль расового смешения в Пуэрто-Рико». Социальные силы . 25 (1): 77–81. дои : 10.2307/2571712 . JSTOR 2571712 .
- ^ Пшеница, Дэвид (2016). Атлантическая Африка и испанский Карибский бассейн, 1570-1640 гг . Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 978-1-4696-2380-1 . OCLC 1119633191 . [ нужна страница ]
- ^ «Cronologia | Первые чернокожие в Америке» . firstblacks.org . Архивировано из оригинала 8 июля 2019 г. Проверено 22 июля 2020 г.
- ^ [1] [ мертвая ссылка ] [ ненадежный источник? ]
- ^ «Результаты Пуэрто-Рико» . Ноябрь 2015 г. Архивировано из оригинала 3 ноября 2020 г. Проверено 24 февраля 2021 г. [ самостоятельно опубликованный источник? ]
- ^ «Сравнение диаспор» . 15 мая 2016 г. Архивировано из оригинала 8 ноября 2020 г. . Проверено 24 февраля 2021 г. [ самостоятельно опубликованный источник? ]
- ^ «Африканские рабы в Пуэрто-Рико» . 10 июня 2014 года. Архивировано из оригинала 1 декабря 2015 года . Проверено 24 февраля 2021 г. [ самостоятельно опубликованный источник? ]
- ^ «Уточнение африканского происхождения генома афродиаспоры (Часть 1)» . 4 июня 2015 г. Архивировано из оригинала 14 декабря 2018 г. Проверено 24 февраля 2021 г. [ самостоятельно опубликованный источник? ]
- ^ Мартинес, Роберт А. «Африканские аспекты личности пуэрториканцев» . IPOAA.com . Архивировано из оригинала 14 декабря 2007 г. Проверено 23 июля 2007 г.
- ^ Клементс, Дж. Клэнси (2009). «Бозальский испанский Куба». Лингвистическое наследие испанского и португальского языков . стр. 68–101. дои : 10.1017/CBO9780511576171.005 . ISBN 978-0-511-57617-1 .
- ^ Феррейра, Фернанда Л. (2006). «История афро-латиноамериканского языка (обзор)». Аризонский журнал исследований латиноамериканской культуры . 10 (1): 272–274. дои : 10.1353/hcs.2007.0017 .
- ^ Бэйлин, Эван. «Жанр музыки: Бомба» . Музыка Пуэрто-Рико. Архивировано из оригинала 24 июля 2015 года . Проверено 23 июля 2015 г.
- ^ Ритмы Пуэрто-Рико Хорхе Джинорио заархивирован ( оригинал 20 июля 2007 г.)
- ^ «Hips On Fire ~ Обучение латиноамериканским танцам, выступления и услуги диджеев» . Hipsonfire.com. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 23 июля 2015 г.
- ^ «Нелли Танко: вокалистка, последовательница бубна» . Художники Лос-Пленерос-де-ла-21. Архивировано из оригинала 24 июня 2007 года.
- ^ Вэй, Дебора; Камель, Рэйчел (1998). Сопротивление в раю: переосмысление 100-летнего участия США в Карибском и Тихоокеанском регионе . Комитет службы американских друзей. ISBN 978-0-910082-33-4 . ЭРИК ED432482 . [ нужна страница ]
- ^ Демси, Мэри А. (30 июня 2021 г.). «Пастыли не безвкусные: вкус афро-Пуэрто-Рико» . Архивировано из оригинала 9 мая 2022 г. Проверено 15 апреля 2022 г. [ ненадежный источник? ]
- ^ Хомза, Лу Энн (2006). Испанская инквизиция, 1478–1614 гг .; Страница xxv, издательство Hackett Publishing, ISBN 0-87220-795-1 .
- ^ "несвязано?" . oecd.org . Архивировано из оригинала (XLS) 11 мая 2005 г.
- ^ Jump up to: а б Меррилл, Зенит Харрис (2002). «Сантерия, традиция Вуду Ориша: гадание, танец и инициация» . Блумингтон.Ин.США. Архивировано из оригинала 14 июля 2007 года . Проверено 23 июля 2007 г. [ самостоятельно опубликованный источник? ]
- ^ «Мое первое чтение Сантерии» . На перепутье - Блог поп-оккультуры. Архивировано 2006. 23 июня 2007 года.
- ^ «Население Пуэрто-Рико сократилось на 11,8% с 2010 по 2020 год» . Бюро переписи населения США . 25 августа 2021 г. Архивировано из оригинала 26 августа 2021 г. Проверено 7 марта 2022 г.
- ^ Абреу, Альма (13 февраля 2004 г.). «Празднование черного наследия Пуэрто-Рико» . Seeingblack.com. Архивировано из оригинала 14 февраля 2004 г. Проверено 23 июля 2015 г.
- ^ «Международная группа по правам меньшинств: Пуэрто-Рико: афро-пуэрториканцы» . Minorityrights.org. Архивировано из оригинала 29 апреля 2009 г. Проверено 23 июля 2015 г.
- ^ «Наблюдения с «Острова волшебства»: доминиканцы в Пуэрто-Рико» . Encantada2006.blogspot.com. 30 сентября 2010. Архивировано из оригинала 24 июля 2015 года . Проверено 23 июля 2015 г. [ самостоятельно опубликованный источник? ]
- ^ «Доминиканцы в Пуэрто-Рико заявляют о жестокости полиции» . Нью-Йорк Дейли Ньюс . Ассошиэйтед Пресс. 27 октября 2008. Архивировано из оригинала 24 июля 2015 года . Проверено 23 июля 2015 г.
- ^ «Меньше задержанных доминиканских иммигрантов без документов в Пуэрто-Рико» . HispanicallySpeakingNews.com. Архивировано из оригинала 18 июня 2013 года . Проверено 23 июля 2015 г.
- ^ «Латиноамериканское население: 2010 г.» (PDF) . Census.gov. Архивировано (PDF) из оригинала 27 января 2018 г. Проверено 23 июля 2015 г.
- ^ Винсент, Тед (30 июля 2002 г.). «Расовая амнезия — африканское Пуэрто-Рико и Мексика: профессор государственного университета Эмпории публикует противоречивую историю Мексики» . Stewartsynopsis.com. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 28 марта 2016 г. [ самостоятельно опубликованный источник? ]
- ^ Дуани, Хорхе. «Ни белые, ни черные: политика расы и этнической принадлежности среди пуэрториканцев на острове и на материковой части США». CiteSeerX 10.1.1.464.1912 . [ самостоятельно опубликованный источник? ]
- ^ «Всемирная книга фактов» . Cia.gov. Архивировано из оригинала 28 января 2021 года . Проверено 23 марта 2016 г.
- ^ «Данные переписи населения 2010 года» . Бюро переписи населения США . 2011. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года.
- ^ «35% пуэрториканских женщин стерилизовались» . Uic.edu. Архивировано из оригинала 30 апреля 2015 года . Проверено 23 июля 2015 г.
- ^ «В Пуэрто-Рико наблюдается рост числа чернокожих и американских индейцев» . Nativetimes.com. 31 марта 2011. Архивировано из оригинала 24 июля 2015 года . Проверено 23 июля 2015 г.
- ^ «Пуэрто-Рико: афро-карибская и идентичность таино» . Повторяющиеся острова. 26 июня 2011 года. Архивировано из оригинала 24 июля 2015 года . Проверено 23 июля 2015 г.
- ^ Кото, Даника (31 марта 2011 г.). «PRico видит рост числа чернокожих и американских индейцев» . Бостон.com . Архивировано из оригинала 5 апреля 2016 года . Проверено 23 июля 2015 г.
- ^ «Доминиканцы» . Группа по правам меньшинств . 19 июня 2015 года. Архивировано из оригинала 3 мая 2021 года . Проверено 29 октября 2021 г.
- ^ Ривера, Энрике (3 сентября 2008 г.). «Тего Кальдерон: Реггетон на черной гордости» . Все учтено . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР. Архивировано из оригинала 24 июля 2015 года . Проверено 4 апреля 2018 г.
- ^ «Путешествие по переулку памяти: африканские потомки в Пуэрто-Рико (афро-пуэрториканцы)» . Kwekudee-tripdownmemorylane.blogspot.com. 17 декабря 2012. Архивировано из оригинала 24 июля 2015 года . Проверено 23 июля 2015 г. [ самостоятельно опубликованный источник? ]
- ^ «Другая граница: моря Пуэрто-Рико» . Латиноамериканцы США. 28 марта 2014. Архивировано из оригинала 24 июля 2015 года . Проверено 23 июля 2015 г.
- ^ «Всплеск мигрантов, незаконно ввозимых в Соединенные Штаты через Пуэрто-Рико» . Новости CBS . 26 июля 2014. Архивировано из оригинала 24 июля 2015 года . Проверено 23 июля 2015 г.
- ^ Кото, Даника; Трентон Дэниел (6 июня 2013 г.). «Иммигранты с Гаити используют Пуэрто-Рико как ворота в США на новом пути мигрантов» . Huffingtonpost.com. Архивировано из оригинала 7 мая 2013 года . Проверено 23 июля 2015 г.
- ^ Гринблатт, Алан (2 июня 2014 г.). «Десятки гаитянских мигрантов, брошенных возле Пуэрто-Рико: двусторонний путь» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР. Архивировано из оригинала 24 июля 2015 года . Проверено 23 июля 2015 г.
- ^ « Кризис «третьей границы»: количество гаитянских мигрантов, направляющихся в Пуэрто-Рико, резко возросло» . Latino.foxnews.com. 1 августа 2014. Архивировано из оригинала 24 июля 2015 года . Проверено 23 июля 2015 г.
- ^ «Пуэрто-Рико теряет профессионалов в штатах США» . usatoday.com. 11 марта 2012. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 23 июля 2015 г.
- ^ «Данные: уровень PR-утечки мозгов увеличился» . Карибский бизнесpr.com. 3 февраля 2014. Архивировано из оригинала 14 февраля 2014 года . Проверено 23 июля 2015 г.
- ^ «Население Пуэрто-Рико сократилось на 11,8% с 2010 по 2020 год» . Бюро переписи населения США . Архивировано из оригинала 26 августа 2021 г. Проверено 27 сентября 2021 г.
- ^ Негрон Эрнандес, Луис Р. «Рафаэль Кордеро Молина: Учитель великих людей, слуга Божий» . PReb.com. Архивировано из оригинала 14 мая 2007 года.
- ^ Мияке, Ёсико (сентябрь 2002 г.). «Современная историческая перспектива пуэрториканских женщин: пуэрториканские женщины за пределами региональной политики». Вестник факультета социального обеспечения . 5 (1): 35–44.
- ^ Вудсон, CG; Уэсли, Швейцария (2008). Пересказ истории негра . Вайлдсайд Пресс, ООО. ISBN 978-1-4344-7326-4 . Проверено 6 апреля 2024 г.
- ^ Темз, Эмили К. (25 июня 2023 г.). « «Сделано сыном черного»: Хосе Кампече как художник и свободный цветной человек в Пуэрто-Рико конца восемнадцатого века» . Искусство . 12 (4). MDPI AG: 126. doi : 10.3390/arts12040126 . ISSN 2076-0752 .
- ^ «Хосе Кампече и Иордания» . Смитсоновский музей американского искусства . 2001. Архивировано из оригинала 5 февраля 2016 года . Проверено 29 января 2016 г.
- ^ «Эль корсарио Мигель Энрикес» [Капер Мигель Энрикес]. xpertia.com (на испанском языке). 14 марта 2002 г. Архивировано из оригинала 11 марта 2007 г.
- ^ «Дон Рафаэль Сепеда Атилес: Патриарх Бомбы... и Плены (1910–1996) ] (на испанском языке). netdial.caribe.net. Архивировано из оригинала 19 июня 2007 года . Проверено 20 июля 2007 г. [ самостоятельно опубликованный источник? ]
- ^ «Сильвия дель Виллар - Национальный фонд популярной культуры | Сан-Хуан, Пуэрто-Рико» . Prpop.org. 6 июля 2014. Архивировано из оригинала 25 сентября 2014 года . Проверено 23 июля 2015 г.
- ^ Родригес, Хорхе (2007). «34-й фестиваль Бомбы и Плены retoma a Piñones» [34-й фестиваль Бомбы и Плены возвращается в Пиньонес] (на испанском языке). представитель.com. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года.
- ↑ Тауэрс, Андреа (1 февраля 2016 г.). «Загляните внутрь Человека-паука №1». Архивировано 8 февраля 2016 года в Wayback Machine . Развлекательный еженедельник .
- ↑ Сакс, Итан (21 июня 2015 г.). «ЭКСКЛЮЗИВ: Человек-паук Майлз Моралес — популярная двухрасовая версия героя — этой осенью присоединяется к основной вселенной комиксов Marvel». Архивировано 6 сентября 2015 г. в Wayback Machine . Дейли Ньюс (Нью-Йорк).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фигероа, Луис А. Сахар, рабство и свобода в Пуэрто-Рико девятнадцатого века
- Скарано, Франсиско А. Сахар и рабство в Пуэрто-Рико: плантационная экономика Понсе, 1800–1850 гг.
- Балет, Барбара. Insight Guide Пуэрто-Рико
- Ортис, Ивонн. Вкус Пуэрто-Рико: традиционные и новые блюда пуэрториканца
- де Вагенхайм, Ольга Дж. Пуэрто-Рико: интерпретирующая история от доколумбовых времен до 1900 года
- Шмидт-Новара, Кристофер . Империя и антирабство: Испания, Куба и Пуэрто-Рико, 1833–1874 (1990). ISBN 978-0-8229-5690-7
- Солер, Луис, доктор медицинских наук История черного рабства в Пуэрто-Рико