Палийская литература
Часть серии о |
Тхеравада Буддизм |
---|
Палийская литература посвящена в основном Тхеравады буддизму которого является пали , традиционным языком . Самая ранняя и самая важная палийская литература представляет собой Палийский канон , авторитетные писания школы Тхеравады .
Палийская литература включает в себя многочисленные жанры, в том числе сутты (буддийские беседы), винаю (монашескую дисциплину), абхидхамму ( философию ), поэзию , историю , филологию , агиографию Священных , толкование Писаний и руководства по медитации .
История
[ редактировать ]Язык Пали представляет собой составной язык, основанный на различных среднеиндоарийских языках. [ 1 ]
Большая часть дошедшей до нас палийской литературы происходит из Шри-Ланки, которая на протяжении веков была штаб-квартирой Тхеравады. Большая часть дошедшей до нас палийской литературы была написана и составлена именно здесь, хотя некоторая часть также производилась на аванпостах в Южной Индии . [ 2 ] Большая часть старейшего собрания палийской литературы, Палийского канона , была написана в Шри-Ланке примерно в первом веке до нашей эры (хотя она содержит материалы, которые гораздо старше и, возможно, относятся к периоду досектантского буддизма ). [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Примерно в начале нашей эры были написаны некоторые из самых ранних палийских комментариев и экзегетических руководств (которые теперь иногда включаются в сам Палийский канон), в основном « Суттавибханга » , «Ниддеса» , «Неттипакарана» и «Петакопадеша» . [ 6 ] Другие произведения, такие как « Чарьяпитака» , «Буддхавамса» и « Ападана», также могут принадлежать к этому постасоканскому периоду . [ 7 ]
В течение первого тысячелетия палийская литература состояла из двух основных жанров: истории ( вамса ) и комментариев ( аттхакатха ). Истории включают Дипавамсу и Махавамсу , которые представляют собой стихотворные хроники буддизма в Индии и Шри-Ланке. [ 7 ]
Комментаторские работы включают сочинения Буддхагхоши (4 или 5 век н.э.), который написал влиятельную Висуддхимаггу, а также различные комментарии к Палийскому канону. После Буддхагхоши работало несколько других комментаторов, таких как Буддхадатта (около пятого века), Ананда (шестой век), Дхаммапала (в какой-то момент до XII века) и другие анонимные комментаторы, имена которых мы не знаем. [ 7 ]
Период реформ между 10 и 13 веками ознаменовался взрывом новой палийской литературы. [ 2 ] Частично импульсом этих литературных усилий был страх, что война на острове может привести к упадку буддизма. [ 8 ] Эта литература включает работы таких выдающихся ученых, как Ануруддха, Сумангала, Сиддхаттха, Тхера , Махакассапа Димбулагалы Сарипутта и Моггаллана Тхера. [ 9 ] [ 10 ]
Они работали над составлением комментариев к Типитаке , грамматик, резюме и учебников по Абхидхамме и Винайе, таких как влиятельная Абхидхамматтха-сангаха Ануруддхи. Они также писали кавья палийские стихи и филологические произведения в стиле . Их работа во многом обязана влиянию санскритской грамматики и поэтики, особенно в интерпретации шри-ланкийского ученого Ратнамати. В этот период эти новые палийские доктринальные работы также демонстрируют растущее понимание тем, встречающихся в санскритской буддийской литературе Махаяны. [ 11 ]
Начиная с 15-го века, в палийской литературе доминирует Бирма , хотя некоторые из них также были написаны в Таиланде, Лаосе и Камбодже, а также на Цейлоне. [ нужна ссылка ] В этой бирманской литературе, в свою очередь, преобладали сочинения, прямо или косвенно связанные с Абхидхамма Питакой . [ нужна ссылка ] часть Канона, которую по-разному называют философией, психологией , метафизикой и т. д.
Каноническая палийская литература
[ редактировать ]Существует Типитака
[ редактировать ]Самая ранняя и самая важная палийская литература представляет собой Палийскую Типитаку , главное собрание священных писаний школы Тхеравады . Они имеют индийское происхождение и были записаны во время правления Ваттагамани Абхая (29—17 до н.э.) в Шри-Ланке . [ 12 ]
Типитака («Тройная корзина»), также известная как Палийский канон, разделена на три «корзины» (пали: питака ): [ 13 ]
- Виная Питака (Корзина монашеской дисциплины)
- Суттавибханга : Патимоккха (список правил для монашествующих) и комментарии.
- Кхандхака : 22 главы на разные темы.
- Паривара : анализ правил с разных точек зрения.
- Сутта-Питака (Корзина высказываний/беседов), в основном приписываемая Будде, но некоторые и его ученикам.
- Дигха Никайя , «длинные» беседы.
- Маджхима Никайя , беседы «средней длины».
- Самьютта Никайя , «связанные» беседы.
- Ангуттара Никайя , «числовые» дискурсы.
- Кхуддака Никая , «малая коллекция».
- Абхидхамма Питака (Корзина Абхидхаммы , т.е. Философская Психология). По словам К.Р. Нормана , «очевидно, что Абхидхамма более поздняя, чем остальная часть канона». [ 14 ]
Ранние постканонические тексты
[ редактировать ]Это ранние произведения, написанные после закрытия канона. Первые четыре из этих текстов присутствуют в Кхуддака-никае бирманской Типитаки, но отсутствуют в тайском или шри-ланкийском языках. также не упоминает их Буддхагхоша как часть канона. [ 15 ]
- Суттасамгаха - Сборник важных сутт из Типитаки.
- Неттипакарана - «Книга руководства», труд по экзегезе и герменевтике.
- Петакопадеша - «Наставление по Питаке», еще один текст по экзегезе и герменевтике.
- Милиндапанья — Вопросы короля Милинды . Диалог монаха с индо-греческим царем.
- Вимуттимагга - Краткое практическое руководство Упатиссы (возможно, I век н.э.), палийский текст сейчас утерян, и сохранился только китайский перевод.
Палийские тексты, составленные в Шри-Ланке
[ редактировать ]Комментарии
[ редактировать ]Сборник палийских комментариев ( Аттхакатха ) был написан в Шри-Ланке различными (некоторые анонимными) авторами, такими как Буддхагоса , Дхаммапала , Маханама, Упасена и Буддхадатта . Буддхагоса пишет, что свои комментарии он основывал на более старых работах, которые были привезены в Шри-Ланку, когда туда впервые пришел буддизм, и были переведены на сингальский язык. К. Р. Норман написал, что есть свидетельства того, что некоторые части комментариев очень старые. [ 16 ]
Подкомментарии
[ редактировать ]Подкомментарные произведения, называемые «Тика », представляют собой вторичные комментарии, то есть комментарии к Аттхакатхам. Дхаммапала — один из первых авторов тик. Он особенно известен своим «Параматтхаманджушой» , дополнительным комментарием к « Висуддхимагге» . [ 17 ]
Доктринальные руководства, резюме и трактаты
[ редактировать ]- Висуддхимагга - Буддхагхоша , очень влиятельный сборник буддийских доктрин и практик Буддхагосы (5 век).
- Абхидхаммаватара - Буддхадатта , самая ранняя попытка создания вводного руководства, обобщающего доктрины Абхидхаммы (5 век).
- Рупарупа-вибхага - Буддхадатта - Краткое руководство по Абхидхамме (5 век)
- Саккасанкхепа - Кулла-Дхаммапала, «Элементы истины», «Краткий трактат об Абхидхамме» (7 век)
- Абхидхамматтха-сангаха - Ачарья Ануруддха, Краткое изложение Абхидхаммы, широко используемое в качестве вводного текста Абхидхаммы, ок. 11-12 века.
- Намарупа-париччеда - Ачарья Ануруддха, Стих-предисловие к Абхидхамме
- Параматтха-виниччая - приписываемая Ачарье Ануруддхе, К. Р. Норман считает, что это может быть другой Ануруддха. [ 18 ]
- Кхемаппакарана - Монахиня Кхема, «Краткое руководство по Абхидхамме».
- Мохавиччедани - Махакассапа из Чолы , Путеводитель по матикам (темам) семи книг Абхидхаммы (12 век)
- Намачарадипика - Чаппата (15 век)
- Винаявиниччая - Буддхадатта , краткое изложение стихов первых четырех книг Виная (V век)
- Уттаравиниччая - Буддхадатта , краткое изложение стихов Паривары, последней книги Винайи ( V век).
- Кхуддасиккха и Муласиккха - Краткие изложения монашеской дисциплины.
- Упасака-джаналанкара — Сихала Ачарья Ананда Махатхера, руководство по учению Будды для учеников-мирян ( упасаков ) (13 век)
- Сималанкара, работа, посвященная монашеским границам (сима)
- Бхесаджаманджуса - медицинский текст из Шри-Ланки (13 век).
- Руководство Йогавачары — шри-ланкийское руководство по медитации (ок. 16-17 веков) Эзотерической Тхеравады ( Боран-камматхана ).
- Аматакараваннана (ок. 18 века). По словам Кейт Кросби, это одно из самых обширных руководств по эзотерической медитации Тхеравады, составленное кандианскими сингальскими учениками тайских мастеров эзотерической медитации. [ 19 ]
Исторические хроники
[ редактировать ]Ниже приведены различные буддийские исторические хроники ( вамса ): [ 20 ]
- Дипавамса - «Островная хроника» (4 век).
- Махавамса - «Великая хроника» (6 век) Маханамы.
- Камбоджийская Махавамса , почти вдвое длиннее оригинала и включающая многочисленные дополнения. [ 21 ]
- Кулавамса – «Малая хроника».
- Вамсаттхаппакасини , комментарий к Махавамсе (6 век)
- Тупавамса Вачиссары, хроника Великой Ступы в Анурадхапуре (12 век)
- Датхавамса Дхаммакитти, хроника буддийской истории, в которой основное внимание уделяется реликвиям, таким как реликвия зуба.
- Самантакутаваннана - Ведехатера, Поэма из 796 строф о жизни Будды и его посещениях Шри-Ланки.
- Хаттхаванагалла-вихаравамса - История жизни сингальского буддийского царя Сирисангхабодхи (годы правления 247-249) (13 век)
- Локапаньятти — труд по буддийской космологии , в основном заимствованный из санскритского Локапраджнятти . [ 22 ]
- Саддхамма-сангаха - Дхаммакитти Махасами, Литературная и церковная история буддизма (14 век)
- Ча-кесадхатувамса - История шести ступ , в которых хранятся реликвии волос Будды. (14 век)
- Саддхаммасангаха, содержащая подробную информацию о буддийских текстах и их авторах. [ 23 ]
- Сандесакатха - 19 век.
Поэзия (в основном агиографическая)
[ редактировать ]Большая часть сингальской палийской поэзии написана в стиле кавья с большим санскрита . влиянием [ 24 ]
- Махабодхивамса Упатиссы, историческое стихотворение, посвященное дереву бодхи (10 век).
- Телакатахагатха - «Стихи о масляном котле», сборник шри-ланкийских стихов монаха, брошенного в кипящее масло.
- Джиналанкара - Буддхараккхита, поэма из 278 стихов о жизни Будды (12 век)
- Анагата-вамса - Махакассапа Колы, История Майтрейи, следующего Будды (12 век)
- Дасабодхисаттупаттикатха - Истории рождения десяти бодхисаттв
- Дасабодхисаттуддеша - Еще один сборник историй о рождении.
- Джиначарита - Медханкара, 472 стиха-поэмы о жизни Будды (13 век)
- Паджамадху - Буддхапия Дипанкара (13 век), стихотворение о красоте Будды
- Самантакутаваннана Ведехи (13 век), история жизни Бодхисатты Сиддхаттхи.
- Панчагатидипана - стихотворение, описывающее пять форм перерождения.
- Саддхаммопаяна - 629 коротких стихов, восхваляющих Дхамму .
- Джинавамсадипани - Моратуве Медхананда Тхера, эпическая поэма о жизни Будды и его учениях в 2000 стихах (1917)
- Махакассапачарита - Видурапола Пиятисса, стихотворение 1500 стихов о жизни Махакашьяпы (1934)
Поучительные сказки
[ редактировать ]Жанр, состоящий из рассказов в смешанной прозе и стихах, часто сосредотачивающихся на преимуществах даяния ( дана ). [ 25 ]
- Дасаваттхуппакарана
- Сихалаваттхуппакарана
- Сахассаваттхуппакарана
- Расавахини
Лингвистические работы
[ редактировать ]Работает на языке Пали, в основном по грамматике . [ 26 ]
- Каччаяна-вьякарана , Дата неизвестна, но после Буддхагхоши. Это самая ранняя и самая влиятельная грамматика пали.
- Ньяса , или Мухаматтадипани , Вималабуддхи (11 век), комментарий к «Грамматике» Каччаяны.
- Суттаниддеша или Ньясапрадипа Чапаты или Саддхаммаджоти-палы
- Каччаяна-сара , сокращенное изложение «Грамматики Каччааны», написанное Дхамманандой.
- Рупасиддхи , переработка Каччаяна-вьякараны.
- Балаватара, переработка Каччаяна-вьякараны.
- Моггаллаяна-вьякарана , также известная как Саддалакхана, и автокомментарий Моггаллаянапанчика - это новая палийская грамматика Моггалланы, создавшего новую школу грамматики ок. 12 век.
- Абхидханаппадипика, палийский словарь
Поэтика и просодия
[ редактировать ]Работает над поэтикой и просодией . [ 27 ]
- Субодхаланкара Сангхаракхиты (12 век), труд по поэтике.
- Вуттодая , произведение Сангхаракхиты на палийском метре.
- Самбандхасинта Сангхаракхиты, работа о глаголах и синтаксисе
Неканонические коллекции Джатаки
[ редактировать ]Это сборники джатаки, не входящие в Палийский канон: [ 28 ]
- Паньяса-джатака
- Судханукумара Джатака
- Косала-бимба-ваннана, история, рассказанная в стиле Джатака о статуях Будды.
Антологии
[ редактировать ]Антологии различных текстов на разные темы: [ 29 ] [ 30 ]
- Махапаритта - Небольшой сборник текстов, взятых из Суттапитаки.
- Суттасамгаха - Подборка текстов из Трипитаки.
- Сарасангаха [ 30 ] - Сиддхатта, «Руководство по Дхамме» в прозе и стихах (13 век).
- Упасакаджананаланкара [ 30 ]
Бирманская палийская литература
[ редактировать ]- Дхаммасаттха - жанр буддийского права Юго-Восточной Азии.
- Дхамманити , Локанити, Махараханити и Раджанити , сборники афоризмов житейской мудрости ( нити ). [ 31 ]
- Садданити Аггавамсы Аримадданы , влиятельного палийского грамматика; Бирма (ок. 1154 г. н. э.). К. Р. Норман называет ее «величайшей из существующих палийских грамматик». Он основан на Каччаяне Панини. и [ 32 ]
- Буддхагхосупатти - Махамангала, История Буддхагосы (Бирма, 15 век)
- Брах Малейадеваттераваттхум - Рассказ о путешествиях монаха Малейядева.
- Гандхавамса - Каталог древних буддийских комментаторов (19 век). [ 33 ]
- Сасанавамса , написанная в 1861 году Панньясами, история буддизма, включая бирманский буддизм. [ 34 ]
- Сандесакатха (19 век)
- Сима-вивада-виничайа-катха (19 век)
- Висуддхиньяна-катха ( «Прогресс прозрения ») Махаси Саядо , первоначально на бирманском языке, переведено на пали (1950).
Тайская палийская литература
[ редактировать ]- Чаккаваладипани, работа по космологии, ок. 1520. [ 31 ]
- Джинакаламали - Тайские буддийские хроники тайского старейшины по имени Ратапанья (16 век).
- Сангитивамса — тайская хроника, посвященная различным буддийским советам ( сангити ) 18 века.
См. также
[ редактировать ]- Ранние буддийские тексты
- Палийский канон
- Сутта Питака
- Vinaya Piṭaka
- Абхидхамма Питака
- Он ушел
- Общество палийских текстов
- Рукопись на пальмовом листе
- Список антологий Палийского канона
- Список сутт
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бхиккху Ньянатусита. Обширная справочная таблица палийской литературы.
- Большая коллекция палийской литературы в оригинале.
- огромная коллекция канонической и постканонической палийской литературы, некоторые тексты отсутствуют на типитака.org
- Джон Буллит (2002) «За пределами Типитаки: практическое руководство по постканонической палийской литературе»,
- Список текстов на пали, составленный Обществом палийских текстов .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Боде, Мейбл Хейнс Палийская литература Бирмы , Королевское азиатское общество, Лондон, 1909.
- Коллинз, Стивен Нирвана и другие буддийские радости: утопии палийского воображаемого , Cambridge University Press, 1998 (издание в мягкой обложке, 2006 г.).
- Норман, Палийская литература КР , Отто Харрасовиц, Висбаден, 1983 г.
- Там, Оскар против. Справочник по палийской литературе , Вальтер де Грюйтер, Берлин, 1996 г.
- Уоррен (редактор и тр), Буддизм в переводах , издательство Гарвардского университета, 1896 г.
- Маласекера, Г.П. Палийская литература Цейлона , Коломбо, 1928; Буддийское издательское общество, Канди, 1994 г. (см. http://www.bps.lk ).
- Уэбб, Рассел. Анализ Палийского канона . Канди, Шри-Ланка: Буддийское издательское общество. ISBN 9552400481 . Архивировано из оригинала 12 февраля 2015 г. Проверено 11 февраля 2015 г.
- Уоллис, Гленн, Буддхавакана: Палийский читатель (Оналаска, Вашингтон: Pariyatti Press, 2011)
- Хаммалава Саддхатисса, Палийская литература Юго-Восточной Азии , Коломбо, буддийский культурный центр, Дехивала, 2004 г. (см. https://www.buddhistcc.com/ )
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Норман, Кеннет Рой (1983). Палийская литература. Висбаден: Отто Харрассовиц. стр. 100-1 2–3. ISBN 3-447-02285-X .
- ^ Jump up to: а б Горналл, Аластер (2020). Переписывание буддизма: палийская литература и монашеская реформа в Шри-Ланке, 1157–1270 гг., стр. 3-4. УКЛ Пресс.
- ^ Харви, Введение в буддизм , издательство Кембриджского университета, 1990, стр. 3.
- ^ Цзе-Фу Куан. Внимательность в сравнениях в ранней буддийской литературе у Эдо Шонина, Уильяма Ван Гордона, Нирбхая Н. Сингха . Буддийские основы осознанности, стр. 267 .
- ^ Горналл, Аластер (2020). Переписывание буддизма: палийская литература и монашеская реформа в Шри-Ланке, 1157–1270 гг., с. 38. УКЛ Пресс.
- ^ Горналл, Аластер (2020). Переписывая буддизм: палийская литература и монашеская реформа в Шри-Ланке, 1157–1270, стр. 38–39. УКЛ Пресс.
- ^ Jump up to: а б с Горналл, Аластер (2020). Переписывание буддизма: палийская литература и монашеская реформа в Шри-Ланке, 1157–1270 гг., стр. 39–41. УКЛ Пресс.
- ^ Горналл, Аластер (2020). Переписывая буддизм: палийская литература и монашеская реформа в Шри-Ланке, 1157–1270 гг., стр. 5–6. УКЛ Пресс.
- ^ Перера, HR; Буддизм в Шри-Ланке. Краткая история, Буддийское издательское общество, Канди, Шри-Ланка, стр.
- ^ Горналл, Аластер (2020). Переписывая буддизм: палийская литература и монашеская реформа в Шри-Ланке, 1157–1270 гг., стр. 14–16. УКЛ Пресс.
- ^ Горналл, Аластер (2020). Переписывание буддизма: палийская литература и монашеская реформа в Шри-Ланке, 1157–1270, стр. 29–30, 37. UCL Press.
- ^ Норман (1983), с. 10.
- ^ Норман (1983), стр. 18, 30, 96.
- ^ Норман (1983), с. 96.
- ^ Норман (1983), стр. 31, 108-113.
- ^ Норман (1983), с. 119.
- ^ Норман (1983), с. 148.
- ^ Норман (1983), с. 152
- ^ Кросби, Кейт (2020). Эзотерическая Тхеравада: История забытой традиции медитации Юго-Восточной Азии, Глава 2. Публикации Шамбалы.
- ^ Норман (1983), стр. 137-145.
- ^ Норман (1983), с. 140.
- ^ Норман (1983), с. 174
- ^ Норман (1983), с. 179
- ^ Норман (1983), стр. 156-
- ^ Норман (1983), стр. 153-156.
- ^ Норман (1983), стр. 163–167.
- ^ Норман (1983), стр. 167-168.
- ^ Норман (1983), стр. 177-180.
- ^ Норман (1983), стр. 172-174.
- ^ Jump up to: а б с Янг, Джонатан (август 2020 г.). Копп, Пол; Ведемейер, Кристиан К. (ред.). «Практические каноны из буддийского прошлого: что палийские антологии могут рассказать нам об истории буддизма». История религий . 60 (1). Издательство Чикагского университета для Школы богословия Чикагского университета : 37–64. дои : 10.1086/709167 . ISSN 0018-2710 . JSTOR 00182710 . LCCN 64001081 . OCLC 299661763 . S2CID 224808404 .
- ^ Jump up to: а б Норман (1983), с. 175
- ^ Норман (1983), с. 164
- ^ Норман (1983), с. 180
- ^ Норман (1983), стр. 181-182.