Jump to content

Палийская литература

(Перенаправлено из Палийской литературы )
Досовременные копии Типитаки сохранились в рукописях из пальмовых листьев , большинство из которых не сохранились во влажном климате Южной и Юго-Восточной Азии.
Бирманско-палийская рукописная копия буддийского текста Маханиддеса, показывающая три различных типа бирманского письма: (вверху) средний квадрат, (в центре) круглый и (внизу) круглый контур, нанесенный красным лаком с внутренней стороны одной из позолоченных обложки.

Палийская литература посвящена в основном Тхеравады буддизму которого является пали , традиционным языком . Самая ранняя и самая важная палийская литература представляет собой Палийский канон , авторитетные писания школы Тхеравады .

Палийская литература включает в себя многочисленные жанры, в том числе сутты (буддийские беседы), винаю (монашескую дисциплину), абхидхамму ( философию ), поэзию , историю , филологию , агиографию Священных , толкование Писаний и руководства по медитации .

Язык Пали представляет собой составной язык, основанный на различных среднеиндоарийских языках. [ 1 ]

Большая часть дошедшей до нас палийской литературы происходит из Шри-Ланки, которая на протяжении веков была штаб-квартирой Тхеравады. Большая часть дошедшей до нас палийской литературы была написана и составлена ​​именно здесь, хотя некоторая часть также производилась на аванпостах в Южной Индии . [ 2 ] Большая часть старейшего собрания палийской литературы, Палийского канона , была написана в Шри-Ланке примерно в первом веке до нашей эры (хотя она содержит материалы, которые гораздо старше и, возможно, относятся к периоду досектантского буддизма ). [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

Примерно в начале нашей эры были написаны некоторые из самых ранних палийских комментариев и экзегетических руководств (которые теперь иногда включаются в сам Палийский канон), в основном « Суттавибханга » , «Ниддеса» , «Неттипакарана» и «Петакопадеша» . [ 6 ] Другие произведения, такие как « Чарьяпитака» , «Буддхавамса» и « Ападана», также могут принадлежать к этому постасоканскому периоду . [ 7 ]

В течение первого тысячелетия палийская литература состояла из двух основных жанров: истории ( вамса ) и комментариев ( аттхакатха ). Истории включают Дипавамсу и Махавамсу , которые представляют собой стихотворные хроники буддизма в Индии и Шри-Ланке. [ 7 ]

Комментаторские работы включают сочинения Буддхагхоши (4 или 5 век н.э.), который написал влиятельную Висуддхимаггу, а также различные комментарии к Палийскому канону. После Буддхагхоши работало несколько других комментаторов, таких как Буддхадатта (около пятого века), Ананда (шестой век), Дхаммапала (в какой-то момент до XII века) и другие анонимные комментаторы, имена которых мы не знаем. [ 7 ]

Период реформ между 10 и 13 веками ознаменовался взрывом новой палийской литературы. [ 2 ] Частично импульсом этих литературных усилий был страх, что война на острове может привести к упадку буддизма. [ 8 ] Эта литература включает работы таких выдающихся ученых, как Ануруддха, Сумангала, Сиддхаттха, Тхера , Махакассапа Димбулагалы Сарипутта и Моггаллана Тхера. [ 9 ] [ 10 ]

Они работали над составлением комментариев к Типитаке , грамматик, резюме и учебников по Абхидхамме и Винайе, таких как влиятельная Абхидхамматтха-сангаха Ануруддхи. Они также писали кавья палийские стихи и филологические произведения в стиле . Их работа во многом обязана влиянию санскритской грамматики и поэтики, особенно в интерпретации шри-ланкийского ученого Ратнамати. В этот период эти новые палийские доктринальные работы также демонстрируют растущее понимание тем, встречающихся в санскритской буддийской литературе Махаяны. [ 11 ]

Начиная с 15-го века, в палийской литературе доминирует Бирма , хотя некоторые из них также были написаны в Таиланде, Лаосе и Камбодже, а также на Цейлоне. [ нужна ссылка ] В этой бирманской литературе, в свою очередь, преобладали сочинения, прямо или косвенно связанные с Абхидхамма Питакой . [ нужна ссылка ] часть Канона, которую по-разному называют философией, психологией , метафизикой и т. д.

Каноническая палийская литература

[ редактировать ]
Рукопись в стиле пальмового листа из тайской Типитаки.

Существует Типитака

[ редактировать ]

Самая ранняя и самая важная палийская литература представляет собой Палийскую Типитаку , главное собрание священных писаний школы Тхеравады . Они имеют индийское происхождение и были записаны во время правления Ваттагамани Абхая (29—17 до н.э.) в Шри-Ланке . [ 12 ]

Типитака («Тройная корзина»), также известная как Палийский канон, разделена на три «корзины» (пали: питака ): [ 13 ]

  1. Виная Питака (Корзина монашеской дисциплины)
    1. Суттавибханга : Патимоккха (список правил для монашествующих) и комментарии.
    2. Кхандхака : 22 главы на разные темы.
    3. Паривара : анализ правил с разных точек зрения.
  2. Сутта-Питака (Корзина высказываний/беседов), в основном приписываемая Будде, но некоторые и его ученикам.
    1. Дигха Никайя , «длинные» беседы.
    2. Маджхима Никайя , беседы «средней длины».
    3. Самьютта Никайя , «связанные» беседы.
    4. Ангуттара Никайя , «числовые» дискурсы.
    5. Кхуддака Никая , «малая коллекция».
  3. Абхидхамма Питака (Корзина Абхидхаммы , т.е. Философская Психология). По словам К.Р. Нормана , «очевидно, что Абхидхамма более поздняя, ​​чем остальная часть канона». [ 14 ]
    1. Дхаммасангани
    2. Вибханга
    3. в Дхатукатхе
    4. Пуггалапаньятти
    5. Катхаватту
    6. Ямака
    7. Паттхана

Ранние постканонические тексты

[ редактировать ]

Это ранние произведения, написанные после закрытия канона. Первые четыре из этих текстов присутствуют в Кхуддака-никае бирманской Типитаки, но отсутствуют в тайском или шри-ланкийском языках. также не упоминает их Буддхагхоша как часть канона. [ 15 ]

  1. Суттасамгаха - Сборник важных сутт из Типитаки.
  2. Неттипакарана - «Книга руководства», труд по экзегезе и герменевтике.
  3. Петакопадеша - «Наставление по Питаке», еще один текст по экзегезе и герменевтике.
  4. Милиндапанья — Вопросы короля Милинды . Диалог монаха с индо-греческим царем.
  5. Вимуттимагга - Краткое практическое руководство Упатиссы (возможно, I век н.э.), палийский текст сейчас утерян, и сохранился только китайский перевод.

Палийские тексты, составленные в Шри-Ланке

[ редактировать ]

Комментарии

[ редактировать ]

Сборник палийских комментариев ( Аттхакатха ) был написан в Шри-Ланке различными (некоторые анонимными) авторами, такими как Буддхагоса , Дхаммапала , Маханама, Упасена и Буддхадатта . Буддхагоса пишет, что свои комментарии он основывал на более старых работах, которые были привезены в Шри-Ланку, когда туда впервые пришел буддизм, и были переведены на сингальский язык. К. Р. Норман написал, что есть свидетельства того, что некоторые части комментариев очень старые. [ 16 ]

Подкомментарии

[ редактировать ]

Подкомментарные произведения, называемые «Тика », представляют собой вторичные комментарии, то есть комментарии к Аттхакатхам. Дхаммапала — один из первых авторов тик. Он особенно известен своим «Параматтхаманджушой» , дополнительным комментарием к « Висуддхимагге» . [ 17 ]

Доктринальные руководства, резюме и трактаты

[ редактировать ]
  1. Висуддхимагга - Буддхагхоша , очень влиятельный сборник буддийских доктрин и практик Буддхагосы (5 век).
  2. Абхидхаммаватара - Буддхадатта , самая ранняя попытка создания вводного руководства, обобщающего доктрины Абхидхаммы (5 век).
  3. Рупарупа-вибхага - Буддхадатта - Краткое руководство по Абхидхамме (5 век)
  4. Саккасанкхепа - Кулла-Дхаммапала, «Элементы истины», «Краткий трактат об Абхидхамме» (7 век)
  5. Абхидхамматтха-сангаха - Ачарья Ануруддха, Краткое изложение Абхидхаммы, широко используемое в качестве вводного текста Абхидхаммы, ок. 11-12 века.
  6. Намарупа-париччеда - Ачарья Ануруддха, Стих-предисловие к Абхидхамме
  7. Параматтха-виниччая - приписываемая Ачарье Ануруддхе, К. Р. Норман считает, что это может быть другой Ануруддха. [ 18 ]
  8. Кхемаппакарана - Монахиня Кхема, «Краткое руководство по Абхидхамме».
  9. Мохавиччедани - Махакассапа из Чолы , Путеводитель по матикам (темам) семи книг Абхидхаммы (12 век)
  10. Намачарадипика - Чаппата (15 век)
  11. Винаявиниччая - Буддхадатта , краткое изложение стихов первых четырех книг Виная (V век)
  12. Уттаравиниччая - Буддхадатта , краткое изложение стихов Паривары, последней книги Винайи ( V век).
  13. Кхуддасиккха и Муласиккха - Краткие изложения монашеской дисциплины.
  14. Упасака-джаналанкара — Сихала Ачарья Ананда Махатхера, руководство по учению Будды для учеников-мирян ( упасаков ) (13 век)
  15. Сималанкара, работа, посвященная монашеским границам (сима)
  16. Бхесаджаманджуса - медицинский текст из Шри-Ланки (13 век).
  17. Руководство Йогавачары — шри-ланкийское руководство по медитации (ок. 16-17 веков) Эзотерической Тхеравады ( Боран-камматхана ).
  18. Аматакараваннана (ок. 18 века). По словам Кейт Кросби, это одно из самых обширных руководств по эзотерической медитации Тхеравады, составленное кандианскими сингальскими учениками тайских мастеров эзотерической медитации. [ 19 ]

Исторические хроники

[ редактировать ]

Ниже приведены различные буддийские исторические хроники ( вамса ): [ 20 ]

  1. Дипавамса - «Островная хроника» (4 век).
  2. Махавамса - «Великая хроника» (6 век) Маханамы.
  3. Камбоджийская Махавамса , почти вдвое длиннее оригинала и включающая многочисленные дополнения. [ 21 ]
  4. Кулавамса – «Малая хроника».
  5. Вамсаттхаппакасини , комментарий к Махавамсе (6 век)
  6. Тупавамса Вачиссары, хроника Великой Ступы в Анурадхапуре (12 век)
  7. Датхавамса Дхаммакитти, хроника буддийской истории, в которой основное внимание уделяется реликвиям, таким как реликвия зуба.
  8. Самантакутаваннана - Ведехатера, Поэма из 796 строф о жизни Будды и его посещениях Шри-Ланки.
  9. Хаттхаванагалла-вихаравамса - История жизни сингальского буддийского царя Сирисангхабодхи (годы правления 247-249) (13 век)
  10. Локапаньятти — труд по буддийской космологии , в основном заимствованный из санскритского Локапраджнятти . [ 22 ]
  11. Саддхамма-сангаха - Дхаммакитти Махасами, Литературная и церковная история буддизма (14 век)
  12. Ча-кесадхатувамса - История шести ступ , в которых хранятся реликвии волос Будды. (14 век)
  13. Саддхаммасангаха, содержащая подробную информацию о буддийских текстах и ​​их авторах. [ 23 ]
  14. Сандесакатха - 19 век.

Поэзия (в основном агиографическая)

[ редактировать ]

Большая часть сингальской палийской поэзии написана в стиле кавья с большим санскрита . влиянием [ 24 ]

Поучительные сказки

[ редактировать ]

Жанр, состоящий из рассказов в смешанной прозе и стихах, часто сосредотачивающихся на преимуществах даяния ( дана ). [ 25 ]

  • Дасаваттхуппакарана
  • Сихалаваттхуппакарана
  • Сахассаваттхуппакарана
  • Расавахини

Лингвистические работы

[ редактировать ]

Работает на языке Пали, в основном по грамматике . [ 26 ]

  • Каччаяна-вьякарана , Дата неизвестна, но после Буддхагхоши. Это самая ранняя и самая влиятельная грамматика пали.
  • Ньяса , или Мухаматтадипани , Вималабуддхи (11 век), комментарий к «Грамматике» Каччаяны.
  • Суттаниддеша или Ньясапрадипа Чапаты или Саддхаммаджоти-палы
  • Каччаяна-сара , сокращенное изложение «Грамматики Каччааны», написанное Дхамманандой.
  • Рупасиддхи , переработка Каччаяна-вьякараны.
  • Балаватара, переработка Каччаяна-вьякараны.
  • Моггаллаяна-вьякарана , также известная как Саддалакхана, и автокомментарий Моггаллаянапанчика - это новая палийская грамматика Моггалланы, создавшего новую школу грамматики ок. 12 век.
  • Абхидханаппадипика, палийский словарь

Поэтика и просодия

[ редактировать ]

Работает над поэтикой и просодией . [ 27 ]

  • Субодхаланкара Сангхаракхиты (12 век), труд по поэтике.
  • Вуттодая , произведение Сангхаракхиты на палийском метре.
  • Самбандхасинта Сангхаракхиты, работа о глаголах и синтаксисе

Неканонические коллекции Джатаки

[ редактировать ]

Это сборники джатаки, не входящие в Палийский канон: [ 28 ]

  • Паньяса-джатака
  • Судханукумара Джатака
  • Косала-бимба-ваннана, история, рассказанная в стиле Джатака о статуях Будды.

Антологии

[ редактировать ]

Антологии различных текстов на разные темы: [ 29 ] [ 30 ]

Бирманская палийская литература

[ редактировать ]

Тайская палийская литература

[ редактировать ]
Иллюстрированная палийская рукопись Абхидхаммы чет камфи (подсказки для пения текста, исполняемого на похоронах)
Иллюстрированная палийская рукопись Абхидхаммы чет камфи (подсказки для пения текста, исполняемого на похоронах)
  • Чаккаваладипани, работа по космологии, ок. 1520. [ 31 ]
  • Джинакаламали - Тайские буддийские хроники тайского старейшины по имени Ратапанья (16 век).
  • Сангитивамса — тайская хроника, посвященная различным буддийским советам ( сангити ) 18 века.

См. также

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Боде, Мейбл Хейнс Палийская литература Бирмы , Королевское азиатское общество, Лондон, 1909.
  • Коллинз, Стивен Нирвана и другие буддийские радости: утопии палийского воображаемого , Cambridge University Press, 1998 (издание в мягкой обложке, 2006 г.).
  • Норман, Палийская литература КР , Отто Харрасовиц, Висбаден, 1983 г.
  • Там, Оскар против. Справочник по палийской литературе , Вальтер де Грюйтер, Берлин, 1996 г.
  • Уоррен (редактор и тр), Буддизм в переводах , издательство Гарвардского университета, 1896 г.
  • Маласекера, Г.П. Палийская литература Цейлона , Коломбо, 1928; Буддийское издательское общество, Канди, 1994 г. (см. http://www.bps.lk ).
  • Уэбб, Рассел. Анализ Палийского канона . Канди, Шри-Ланка: Буддийское издательское общество. ISBN  9552400481 . Архивировано из оригинала 12 февраля 2015 г. Проверено 11 февраля 2015 г.
  • Уоллис, Гленн, Буддхавакана: Палийский читатель (Оналаска, Вашингтон: Pariyatti Press, 2011)
  • Хаммалава Саддхатисса, Палийская литература Юго-Восточной Азии , Коломбо, буддийский культурный центр, Дехивала, 2004 г. (см. https://www.buddhistcc.com/ )
  1. ^ Норман, Кеннет Рой (1983). Палийская литература. Висбаден: Отто Харрассовиц. стр. 100-1 2–3. ISBN   3-447-02285-X .
  2. ^ Jump up to: а б Горналл, Аластер (2020). Переписывание буддизма: палийская литература и монашеская реформа в Шри-Ланке, 1157–1270 гг., стр. 3-4. УКЛ Пресс.
  3. ^ Харви, Введение в буддизм , издательство Кембриджского университета, 1990, стр. 3.
  4. ^ Цзе-Фу Куан. Внимательность в сравнениях в ранней буддийской литературе у Эдо Шонина, Уильяма Ван Гордона, Нирбхая Н. Сингха . Буддийские основы осознанности, стр. 267 .
  5. ^ Горналл, Аластер (2020). Переписывание буддизма: палийская литература и монашеская реформа в Шри-Ланке, 1157–1270 гг., с. 38. УКЛ Пресс.
  6. ^ Горналл, Аластер (2020). Переписывая буддизм: палийская литература и монашеская реформа в Шри-Ланке, 1157–1270, стр. 38–39. УКЛ Пресс.
  7. ^ Jump up to: а б с Горналл, Аластер (2020). Переписывание буддизма: палийская литература и монашеская реформа в Шри-Ланке, 1157–1270 гг., стр. 39–41. УКЛ Пресс.
  8. ^ Горналл, Аластер (2020). Переписывая буддизм: палийская литература и монашеская реформа в Шри-Ланке, 1157–1270 гг., стр. 5–6. УКЛ Пресс.
  9. ^ Перера, HR; Буддизм в Шри-Ланке. Краткая история, Буддийское издательское общество, Канди, Шри-Ланка, стр.
  10. ^ Горналл, Аластер (2020). Переписывая буддизм: палийская литература и монашеская реформа в Шри-Ланке, 1157–1270 гг., стр. 14–16. УКЛ Пресс.
  11. ^ Горналл, Аластер (2020). Переписывание буддизма: палийская литература и монашеская реформа в Шри-Ланке, 1157–1270, стр. 29–30, 37. UCL Press.
  12. ^ Норман (1983), с. 10.
  13. ^ Норман (1983), стр. 18, 30, 96.
  14. ^ Норман (1983), с. 96.
  15. ^ Норман (1983), стр. 31, 108-113.
  16. ^ Норман (1983), с. 119.
  17. ^ Норман (1983), с. 148.
  18. ^ Норман (1983), с. 152
  19. ^ Кросби, Кейт (2020). Эзотерическая Тхеравада: История забытой традиции медитации Юго-Восточной Азии, Глава 2. Публикации Шамбалы.
  20. ^ Норман (1983), стр. 137-145.
  21. ^ Норман (1983), с. 140.
  22. ^ Норман (1983), с. 174
  23. ^ Норман (1983), с. 179
  24. ^ Норман (1983), стр. 156-
  25. ^ Норман (1983), стр. 153-156.
  26. ^ Норман (1983), стр. 163–167.
  27. ^ Норман (1983), стр. 167-168.
  28. ^ Норман (1983), стр. 177-180.
  29. ^ Норман (1983), стр. 172-174.
  30. ^ Jump up to: а б с Янг, Джонатан (август 2020 г.). Копп, Пол; Ведемейер, Кристиан К. (ред.). «Практические каноны из буддийского прошлого: что палийские антологии могут рассказать нам об истории буддизма». История религий . 60 (1). Издательство Чикагского университета для Школы богословия Чикагского университета : 37–64. дои : 10.1086/709167 . ISSN   0018-2710 . JSTOR   00182710 . LCCN   64001081 . OCLC   299661763 . S2CID   224808404 .
  31. ^ Jump up to: а б Норман (1983), с. 175
  32. ^ Норман (1983), с. 164
  33. ^ Норман (1983), с. 180
  34. ^ Норман (1983), стр. 181-182.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8c248c3e69c70441684016081e4ca947__1713898320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8c/47/8c248c3e69c70441684016081e4ca947.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pali literature - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)