Астика и Настика
Часть серии о | |
Индуистская философия | |
---|---|
православный | |
неортодоксальный | |
Часть серии о |
буддизм |
---|
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
Астика ( санскрит : आस्तिक; IAST : Āstika ) и Настика ( санскрит : नास्तिक; IAST : Nāstika) — концепции, которые используются для классификации школ индийской философии современными учёными, а также в некоторых индуистских , буддийских и джайнских текстах. [1] [2] [4] Различные определения философии астики и настики оспариваются с древних времен, и единого мнения нет. [5] [6] Одно стандартное различие, как и в санскритской философской литературе древней и средневековой эпохи, заключается в том, что школы астики признают Веды , древние тексты Индии, как фундаментально авторитетные, а школы настики - нет. [7] [8] [5] , развился отдельный способ различения этих двух терминов Однако в современных индийских языках, таких как телугу , хинди и бенгали , где астика и ее производные обычно означают « теист », а настика и ее производные означают « атеизм ». [9] Тем не менее, философская традиция сохраняет прежнее различие, например, идентифицируя школу санкхьи , которая является нетеистической (поскольку она явно не подтверждает существование Бога в своей классической формулировке), как астики ( подтверждающую Веды философию ), хотя «Бог» часто используется как эпитет сознания ( пуруша ) в рамках его доктрины. [10] Точно так же, хотя буддизм считается насстикой , Гаутама Будда считается аватаром бога Вишну в некоторых индуистских конфессиях . [11] Благодаря принятию Вед философия астики в первоначальном смысле часто эквивалентна индуистской философии : философии, которая развивалась параллельно с индуистской религией .
Астика ( санскрит : आस्तिक ; от санскрита: асти , «есть, существует») означает того, кто верит в существование Самости или Брахмана и т. д. Его определяют одним из трех способов: [5] [12]
- кто признает эпистемический авторитет Вед как те , ;
- как те, кто признает существование Атмана ;
- как те, кто признает существование Ишвары .
Настика ( санскрит : नास्तिक; от санскрита: на , «не» + астика ), напротив, — это те, кто отрицает все соответствующие определения астики ; [5] они не верят в существование Самости. [13]
Шесть наиболее изученных школ астики индийской философии, иногда называемых ортодоксальными школами, — это Ньяя , Вайшешика , Санкхья , Йога , Миманса и Веданта . Пять наиболее изученных школ настики индийской философии, иногда называемых неортодоксальными школами, — это буддизм , джайнизм , чарвака , адживика и аджняна . [14] [15] Однако эта ортодоксально-неортодоксальная терминология является конструкцией западных языков и не имеет научных корней на санскрите. Недавние научные исследования показывают, что в литературе 20-го века по индийской философии существовали различные ересиологические переводы Астики и Настики, но многие из них были бесхитростными и ошибочными. [5]
Этимология
[ редактировать ]Астика — санскритское прилагательное и существительное, происходящее от асти («есть или существует»), [13] означает «знание того, что существует» или « благочестивый ». [16] Слово Настика ( на , не, + астика ) является отрицательным.
Одна из традиционных этимологий термина астика , основанная на 4.4.60 Панини Аштадхьяи (« астинастидиштам матих »), определяет это понятие как «тот, чье мнение состоит в том, что Ишвара существует» ( асти ишвара ити матир йасья ). [17] По мнению санскритского грамматика Хемачандры , астика — синоним слова «тот, кто верит». [17] Другие определения включают:
- «противоположность настике » ( nástika bhinna );
- «тот, чья идея состоит в том, что Ишвара существует» ( ишвара асти ити вади ); и
- «тот, кто считает Веды авторитетами» ( ведапраманьявади ).
В индуистской философии различие между астикой и настикой не относится к теизму или атеизму. [5] Эти термины часто, но не всегда, относятся к признанию ведической литературы как авторитетного источника, особенно в отношении ее учений о Самости. Веды и индуизм не поддерживают и не включают концепцию всемогущего, отдельного от человека, т.е. не существует концепции Бога в христианском или исламском смысле. Н. Н. Бхаттачарья пишет:
Политические сторонники ведической традиции часто называли последователей Тантры настиками. Термин «Настика» не обозначает атеиста, поскольку Веды представляют собой безбожную систему без единого всемогущего существа или множества всемогущих существ. Оно применяется только к тем, кто не верит в Веды. Санкхьи . и мимансаки не верят в Бога, но они верят в Веды и, следовательно, они не настики Буддисты, джайны и чарваки не верят в Веды; следовательно, они Настики.
- Бхаттачарья 1999 , стр. 174.
Астика — это также имя, например, имя ведического ученого, рожденного от богини Манасы («Ум») и мудреца Джараткару . [18]
Классификация школ
[ редактировать ]Взгляды шести учителей-еретиков | |
---|---|
Взгляды шести шраманов Палийского канона, известных как шесть учителей-еретиков , основаны на Саманьяпхала Сутте . [19] | |
Пурана Кассапа | |
Аморализм | Ни за хорошие, ни за плохие дела нет награды и наказания. |
Макхали Госала ( Адживика ) | |
Fatalismфатализм | Мы бессильны; страдания предопределены. |
Аджита Кесакамбали ( Чарвака ) | |
Материализм | Живите счастливо; со смертью все уничтожается. |
Пакудха Каччаяна | |
Этернализм ( сассатавада ) | Материя, удовольствие, боль и душа вечны и не взаимодействуют. |
Махавира ( джайнизм ) | |
Сдержанность | Будьте наделены, очищены и наполнены предотвращением всякого зла. [20] |
Санджая Белатхипутта ( Выбор ) | |
Агностицизм | «Я так не думаю. Я не думаю ни так, ни иначе. Я не думаю, что нет или нет». Приостановление судебного решения. |
Термины Астика и Настика использовались для классификации различных индийских интеллектуальных традиций.
Астика
[ редактировать ]Школы астики — это шесть систем или саддаршана , которые считают Веды надежным и авторитетным источником знаний. [21] Их часто объединяют в три группы как по историческим, так и по концептуальным причинам.
- Ньяя-Вайшешика
- Ньяя , школа логики
- Вайшешика , школа атомистов.
- Санкхья-Йога
- Мимамса-Веданта
- Мимамса , традиция ведической экзегезы
- Веданта или Уттара Миманса , традиция Упанишад .
Настика
[ редактировать ]Основные школы индийской философии, отвергающие Веды , традиционно считались неортодоксальными: [3]
Использование термина настика для описания буддизма и джайнизма в Индии Гэвин Флуд объясняет следующим образом:
На раннем этапе, во время формирования Упанишад и подъема буддизма и джайнизма, мы должны предусмотреть общее наследие медитации и умственной дисциплины, практикуемое отрекшимися от неортодоксальных (отвергающих Веды) и ортодоксальных (Веды) принятие) традиций.... Эти школы [такие как буддизм и джайнизм] по понятным причинам считаются неортодоксальными ( nāstika ) ортодоксальным ( āstika ) брахманизмом.
— Гэвин Флад [22]
Тантрические традиции в индуизме имеют линии астики и настики ; как пишет Банерджи в «Тантре в Бенгалии» :
Тантры... также делятся на астику , или ведическую, и настику , или неведическую. В соответствии с преобладанием божества астика- работы снова делятся на шактов, шайвов, саур, Ганапатьи и вайшнавов .
— Банерджи [23]
Использование в религии
[ редактировать ]индуизм
[ редактировать ]Манусмрити в стихе 2.11 определяет Настику как тех, кто не принимает « ведическую литературу , полностью основанную на двух корнях науки рассуждения ( Шрути и Смрити )». [5] Индийский ученый 9-го века Медхатити проанализировал это определение и заявил, что Настика означает не того, кто говорит: «Ведическая литература не соответствует действительности», а скорее того, кто говорит: «Ведическая литература аморальна». Медхатити далее отметил стих 8.309 Манусмрити , чтобы представить еще один аспект определения Настики как человека, который верит: «нет другого мира, нет смысла раздавать милостыню , нет смысла в ритуалах и учениях ведической литературы». ." [5]
Манусмрити не дает и не подразумевает определения Астики. Он также ничего не говорит или противоречит конкретным ритуалам, таким как жертвоприношения животных, утверждая, что ахимса ( ненасилие , непричинение вреда) является дхармой в своих стихах, таких как стих 10.63, основанных на упанишадском слое ведической литературы, даже несмотря на то, что более старый слой ведической литературы упоминают такие жертвоприношения в отличие от более позднего слоя ведической литературы. [24] Индийские ученые, например представители школ санкхьи, йоги, ньяи и веданты, считали астику теми, которые включают шабду ( शब्द ; или аптавачану , свидетельства ведической литературы и надежных экспертов) в качестве надежного средства эпистемологии , но они приняли более позднюю версию. древний слой ведической литературы должен заменить более ранний древний слой. [5]
Без ссылки на Веды
[ редактировать ]В отличие от Манусмрити VI века н. э. , джайнский ученый и доксограф Харибхадра в своих трудах представил иную точку зрения на Астику и Настику. Харибхадра не считал «благоговение перед Ведами» признаком Астики. Он и другие джайнские ученые 1-го тысячелетия нашей эры определили Астику как человека, который «утверждает, что существует другой мир, существует переселение людей , существует добродетель ( пунья ), существует порок ( паапа )». [5] [6]
Ученые VII века Джаядитья и Вамана в Касикавритти традиции Панини ничего не говорили о роли или авторитете ведической литературы в определении Астики и Настики. Они заявляют: «Астика - это тот, кто верит, что существует другой мир. Противоположностью ему является Настика». [5] [25]
Точно так же широко изученный буддийский философ 2–3 веков н.э. Нагарджуна в стихах 60–61 главы 1 Ратнавали написал, что вайшешика и санкхья школы индуизма пудгалавадинов ( ватсипутрия были настика, наряду с джайнизмом, его собственной школой буддизма и школой буддизма ). . [26] [27]
Основан на вере в Атман
[ редактировать ]Астика в некоторых текстах определяется как те, кто верит в существование Атмана (Самости), тогда как настика - это те, кто отрицает наличие какого-либо «Я» в людях и других живых существах. [12] [28] Все шесть школ индуизма, классифицируемых как философия Астика, придерживаются посылки: «Атман существует». Буддизм, напротив, придерживается посылки: «Атмана не существует». [29] [30] Асанга Тилакаратна переводит Астику как «позитивизм», а Настику как «негативизм», при этом Астика иллюстрируется брахманическими традициями, которые признавали «Я и Бог существуют», а Настика - как те традиции, такие как буддизм, которые отрицали «Я и Бог существуют». [31]
Джайнизм
[ редактировать ]По мнению Г.С. Гурье , джайнские тексты определяют на + астику как «отрицающую то, что существует» или любую философскую школу, отрицающую существование Самости. [32] Ведантистские субтрадиции индуизма называются «астикой», потому что они признают существование Самости, в то время как буддийские традиции, отрицающие это, называются «настикой». [32]
Одно из самых ранних упоминаний концепции астики в джайнских текстах принадлежит Манибхадре , который утверждает, что астика — это тот, кто «признает существование другого мира ( паралока ), переселения «Я», добродетели и порока, которые влияют на то, как «Я» путешествует во времени. [33]
Ученый-джайнизм V–VI веков Харибхадра , как утверждает Эндрю Николсон, ничего не упоминает о принятии или отказе от Вед или бога как критерия того, чтобы быть астикой или настикой . Вместо этого Харибхадра объясняет настику в манере более древнего джайнского ученого Манибхадры, утверждая, что настика - это тот, «кто говорит, что нет других миров, нет смысла в благотворительности, нет смысла в подношениях». [33] Астика есть цель и достоинство . , по мнению Харибхадры, — это тот, кто верит, что в этической жизни, такой как ахимса (ненасилие) и ритуальные действия, [33] Это объяснение слов астика и настика Харибхадры похоже на толкование санскритского грамматика и индуистского ученого Панини в разделе 4.4.60 Астадхьяи . [34]
Джайнский ученый XII века Хемачандра аналогичным образом утверждает в своем тексте «Абитхана Чинтамани» , что настика — это любая философия, которая предполагает или утверждает, что «не существует добродетели и порока». [35]
буддизм
[ редактировать ]Нагарджуна , по мнению Чандрадхара Шармы, приравнивает Настикью к «нигилизму». [36]
Буддийский учёный IV века Асанга в «Бодхисаттве Бхуми » называет буддистов настика сарваива настика , описывая их как полных отрицателей. Для Асанги настика — это те, кто говорит: «Ничего не существует», а худший вид настики — это те, кто отрицает всякое обозначение и реальность. [37] Астика — это те, кто принимает заслуги и практикует религиозную жизнь. [37] По словам Эндрю Николсона, более поздние буддисты поняли, что Асанга нацелился на буддизм Мадхьямака как настика , в то время как его собственная буддийская традиция Йогачара была астикой . [37] Первоначальные интерпретации буддийских текстов с терминами астика и настика , например, написанные Нагарджуной и Ашвагхошей , интерпретировались как направленные на индуистские традиции. Однако, как утверждает Джон Келли, большинство более поздних ученых считают это неправильным, и что термины астика и настика были направлены на конкурирующие буддийские традиции, а предполагаемой аудиторией текстов были буддийские монахи, обсуждающие множество идей в различных буддийских традициях. [38]
Обвинения в настике представляли серьезную угрозу социальному положению буддиста и могли привести к изгнанию из буддийской монашеской общины. Таким образом, утверждает Николсон, индолог колониальной эпохи, определение школ астики и настики в индийской философии было основано на узком изучении литературы, такой как версия Манусмрити , хотя на самом деле эти термины более сложны и контекстуально применимы в различных школах индийской философии. Индийские философии. [37]
По словам Николсона, наиболее распространенным значением астики и настики в буддизме, индуизме и джайнизме было принятие и следование этическим предпосылкам, а не текстовая достоверность или доктринальные предпосылки. Вполне вероятно, что астика была переведена как ортодоксальная, а настика как неортодоксальная, поскольку ранние европейские индологи несли багаж христианских богословских традиций и экстраполировали свои собственные концепции на Азию, искажая тем самым сложность индийских традиций и мышления. [37]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перретт, Рой. 2000. Индийская философия . Рутледж. ISBN 978-0815336112 . п. 88.
- ^ Миттал, Сушил и Джин Терсби. 2004. Индуистский мир . Рутледж. ISBN 978-0415772273 . стр. 729–30.
- ^ Перейти обратно: а б Наводнение 1996 , стр. 82.
- ^ Наводнение: «Эти школы [такие как буддизм и джайнизм] по понятным причинам считаются неортодоксальными ( настика ) ортодоксальным ( астика ) брахманизмом». [3]
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Николсон, Эндрю Дж. 2013. Объединение индуизма: философия и идентичность в индийской интеллектуальной истории . Издательство Колумбийского университета . ISBN 978-0231149877 . гл. 9.
- ^ Перейти обратно: а б Донигер, Венди. 2014. Об индуизме . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0199360079 . п. 46.
- ^ Грейлинг, AC (2019). История философии . Книги о пингвинах. п. 519.
- ^ Чаттерджи, Сатишандра и Дхирендрамохан Датта. 1984. Введение в индийскую философию (8-е переиздание). Калькутта: Калькуттский университет . п. 5н1:«В современных индийских языках «астика» и «настика» обычно означают «теист» и «атеист» соответственно. Но в санскритской философской литературе «астика» означает «тот, кто верит в авторитет Вед». («Настика» означает противоположность этим). Это слово используется здесь в первом смысле. Шесть ортодоксальных школ — это «астика», а чарвака — это «настика» в обоих смыслах».
- ^ Например , , Атеистическое общество Индии выпускает ежемесячные публикации «Настика Юга» что переводится как «Эра атеизма». Архивировано 18 апреля 2007 года в Wayback Machine .
- ^ Фрэнсис Клуни (2008). «Восстановление« индуистской теологии »как категории в индийском интеллектуальном дискурсе». В Гэвине Флуде (ред.). Блэквеллский спутник индуизма . Блэквелл Академик. стр. 451–455. ISBN 978-0-470-99868-7 . «По мнению санкхьи , сам материальный принцип просто развивается в сложные формы, и нет необходимости считать, что некая духовная сила управляет материальным принципом или его высшим источником».
- ^ Литературный обзор вторичных упоминаний Будды как Дашаватара, которые считают Будду частью стандартного списка:
- Британника
- Словарь азиатской мифологии Дэвида Адамса Лиминга с. 19 «Аватар»
- Индуизм: Алфавитный путеводитель Рошен Далал с. 112 «Дашаватара» «»Стандартный и наиболее общепринятый список, встречающийся в Пуранах и других текстах, таков: ... Рама, Кришна, Будда, Калки».
- Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM стр. 73 «Аватар»
- Индуистские боги и богини Сунита Пант Бансал с. 27 «Вишну Дашаватара»
- Индуистские мифы (Penguin Books), стр. 62–63.
- Книга Вишну (см. Индекс)
- Семь тайн Вишну. Девдутт Паттанаик, с. 203 «В более популярном списке десяти аватаров Вишну девятый аватар изображен как Будда, а не как Баларама».
- Словарь индуизма с. 47 «Аватара»
- Би-би-си
- Флад, Гэвин Д. (13 июля 1996 г.). Введение в индуизм . Издательство Кембриджского университета. п. 116 . ISBN 978-0-521-43878-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Г. С. Гурье , Индийская социология через Гурье, словарь, под ред.: С. Девадас Пиллаи (2011), ISBN 978-8171548071 , стр. 354.
- ^ Перейти обратно: а б Монье-Вильямс 2006 г.
- ^ Наводнение 1996 , стр. 82, 224–49.
- ^ Обзор этого метода классификации с подробным описанием группировки школ см.: Radhakrishnan & Moore 1989.
- ^ Апте 1965 , стр. 240.
- ^ Перейти обратно: а б Скуарчини, Федерико (2011). «Традиции против традиции. Критика, инакомыслие и борьба за семиотическое главенство веридиктации». В Скарчини, Федерико (ред.). Границы, динамика и построение традиций в Южной Азии . Гимн Пресс. п. 446. дои : 10.7135/UPO9781843313977.018 . ISBN 9781843313977 .
- ^ Джордж Уильямс (2003), Справочник по индуистской мифологии, Oxford University Press, ISBN 978-0195332612 , стр. 65.
- ^ «DN 2 Саманьяпхала Сутта; Плоды созерцательной жизни» . www.dhammatalks.org . Проверено 10 июля 2024 г.
- ^ Бхикку, Нанамоли; Бхикку, Бодхи (9 ноября 1995 г.). Беседы Будды средней длины: перевод Маджхима Никаи (Четвертое изд.). Саймон и Шустер. стр. 1258–59. ISBN 978-0-86171-072-0 . Проверено 10 июля 2024 г.
- ^ Наводнение 1996 , стр. 231–2.
- ^ Наводнение 1996 , стр. 82.
- ^ Банерджи 1992 , стр. 2.
- ^ Санскрит: Манусмрити с шестью комментариями ученых В. Н. Мандлик, стр. 1310.
Русский: Манусмрити 10.63 Центр мировой религии, мира и мировых дел Беркли, Джорджтаунский университет - ^ П. Хааг и В. Вергиани (ред., 2009), Исследования Касикавритти, Флоренция: Società Editrice Fiorentina, ISBN 978-8860321145
- ^ Маркус Дресслер и Арвинд Мандэр (2011), Секуляризм и создание религий, Oxford University Press, ISBN 978-0199782949 , стр. 59, примечание 39.
- ^ Эрнст Штайнкельнер (1991), Исследования буддийской эпистемологической традиции: материалы Второй международной конференции Дхармакирти, Вена, том 222, Издательство Австрийской академии наук, ISBN 978-3700119159 , страницы 230–238.
- ^ C Шарма (2013), Критический обзор индийской философии, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120803657 , стр. 66.
- ^ Дэ-Сук Су (1994), Корееведение: новые тихоокеанские течения, University of Hawaii Press, ISBN 978-0824815981 , стр. 171.
- ^ Джон К. Плотт и др. (2000), Глобальная история философии: осевой век, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120801585 , стр. 63, Цитата: «Буддийские школы отвергают любую концепцию Атмана. Как мы уже заметили, это основное и неистребимое различие между индуизмом и буддизмом».
- ^ Асанга Тилакаратна (2003, редакторы: Энн Блэкберн и Джеффри Сэмюэлс), Приближение к Дхамме: буддийские тексты и практики в Южной и Юго-Восточной Азии, Париятти, ISBN 978-1928706199 , страницы 128–129;
Бог, утверждает Тилакаратна, в брахманических традициях — это Парама-атма (универсальное Я, Ишвара , Брахман). - ^ Перейти обратно: а б С. Девадас Пиллаи (1997). Индийская социология через Гурье, словарь . Популярный Пракашан. стр. 353–354. ISBN 978-81-7154-807-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с Эндрю Дж. Николсон (2013). Объединение индуизма: философия и идентичность в индийской интеллектуальной истории . Издательство Колумбийского университета. стр. 172–175. ISBN 978-0-231-14987-7 .
- ^ Эндрю Дж. Николсон (2013). Объединение индуизма: философия и идентичность в индийской интеллектуальной истории . Издательство Колумбийского университета. п. 173. ИСБН 978-0-231-14987-7 .
- ^ Рамкришна Бхаттачарья (2011). Исследования Чарваки/Локаяты . Гимн Пресс. стр. 164–166. ISBN 978-0-85728-433-4 .
- ^ Чандрадхар Шарма (2000). Критический обзор индийской философии . Мотилал Банарсидасс. п. 101.ISBN 978-81-208-0365-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Эндрю Дж. Николсон (2013). Объединение индуизма: философия и идентичность в индийской интеллектуальной истории . Издательство Колумбийского университета. стр. 174–176. ISBN 978-0-231-14987-7 .
- ^ Джон Д. Келли (1996). Ян Э.М. Хубен (ред.). Идеология и статус санскрита: вклад в историю санскритского языка . БРИЛЛ Академик. стр. 88–89. ISBN 90-04-10613-8 .
Ссылки
[ редактировать ]- Апте, В.С. (1965), Практический санскритский словарь
- Банерджи, Южная Каролина (1992), Тантра в Бенгалии (второе исправленное и расширенное издание), Дели: Манохар, ISBN 81-85425-63-9
- Бхаттачарья, Н.Н. (1999), История тантрической религии (второе исправленное издание), Нью-Дели: Манохар, ISBN 81-7304-025-7
- Флад, Гэвин (1996), Введение в индуизм , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN 81-7596-028-0
- Фрэнсис Клуни (2003). Флуд, Гэвин (ред.). Блэквелл, спутник индуизма . Издательство Блэквелл . ISBN 0-631-21535-2 .
- Монье-Вильямс, Монье (2006), Санскритский словарь Монье-Вильямса , Nataraj Books, ISBN 1-881338-58-4
- Радхакришнан, Сарвепалли ; Мур, Чарльз А. (1989) [1957], Справочник по индийской философии (Принстон в мягкой обложке, 12-е изд.), Princeton University Press, ISBN 0-691-01958-4
- Вивекананда, Свами (1900), Полное собрание сочинений, Том 1, Лекции и беседы , ISBN 978-8185301761