Сербская Православная Церковь
Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
Обзор |
Сербская Православная Церковь ( сербский : Srpska pravlavlavna crkva , Srpska pravlavlavna crkva ) — одна из автокефальных ( церковно независимых) восточно-православных христианских церквей . [ 4 ] [ 5 ]
Большинство населения Сербии , Черногории и Республики Сербской Боснии и Герцеговины являются членами Сербской Православной Церкви. Она состоит из митрополий и епархий , расположенных в основном в Сербии, Боснии и Герцеговине, Черногории и Хорватии . Остальные общины находятся в сербской диаспоре . Сербский Патриарх служит первым среди равных в своей церкви. Нынешний патриарх — Порфирий , возведен на престол 19 февраля 2021 года. [ 6 ]
Церковь получила статус автокефалии в 1219 году. [ 7 ] под руководством святого Саввы , став независимым архиепископством Жичи . его статус был повышен до патриархата . В 1346 году [ 8 ] и впоследствии был известен как Сербский Патриархат Печа . Этот патриархат был упразднен Османской империей в 1766 году. [ 9 ] хотя несколько региональных отделений церкви продолжали существовать, наиболее известными среди них были Карловицкая митрополия в Габсбургской монархии . [ 10 ] После воссоздания Сербии . церковная автономия была восстановлена в 1831 году [ 11 ] и автокефалия была возобновлена в 1879 году. Современная Сербская Православная Церковь была восстановлена в 1920 году, после объединения Белградской митрополии , Карловицкого Патриархата и Черногорской митрополии . [ 12 ]
История
[ редактировать ]Раннее христианство
[ редактировать ]Христианство начало распространяться по Юго-Восточной Европе в I веке. Ранние мученики Флор и Лавр II века, убитые вместе с другими 300 христианами в Ульпиане , недалеко от современного Липляна , почитаются как христианские святые. Епископ Сирмийский Ириней также принял мученическую смерть в 304 году. Император Константин Великий (306–337), родившийся в Наиссе (современный Ниш в Сербии), был первым христианским правителем Римской империи . Несколько местных епископов, заседавших в современной Сербии, стали известными в 4 веке, такие как Герминий Сирмийский , Урсаций Сингидунский и Секундиан Сингидунский (современный Белград ), в то время как в Сирмиуме было проведено несколько соборов . [ 13 ]
В 395 году Империя была разделена, а ее восточная половина позже стала называться Византийской империей . В 535 году император Юстиниан I создал архиепископство Юстиниана Прима с центром в родном городе императора Юстиниана Прима , недалеко от современного Ливана в Сербии. Архиепископство имело церковную юрисдикцию над всеми провинциями Дакийской епархии . [ 14 ] [ 15 ] К началу VII века византийский провинциальный и церковный порядок в регионе был разрушен вторжением авар и славян . Церковная жизнь возобновилась в том же столетии в провинции Иллирик и Далмация после более выраженной христианизации сербов и других славян Римской церковью . [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] В VII и середине VIII века эта территория не находилась под юрисдикцией Константинопольского Патриархата. [ 20 ]
Христианизация сербов
[ редактировать ]История раннесредневекового Сербского княжества зафиксирована в труде «De Administando Imperio» ( DAI ), составленном византийским императором Константином VII Багрянородным ( годы правления 913–959). Информацию о сербах DAI черпала, в частности, из сербского источника. [ 22 ] Говорят, что сербы получили защиту императора Ираклия (годы правления 610–641), и Багрянородный подчеркнул, что сербы всегда находились под имперским правлением. Согласно De Administando Imperio, центром, из которого сербы приняли крещение, был отмечен Рим . [ 23 ] Его рассказ о первой христианизации сербов можно датировать 632–638 годами; это могла быть конструкция Багрянородного, или она могла охватывать ограниченную группу вождей с меньшим приемом со стороны более широких слоев племени. [ 24 ] С VII до середины IX века сербы находились под влиянием Римской церкви. [ 25 ] Первоначальная церковная принадлежность к конкретной епархии неясна, вероятно, это не был Адриатический центр. [ 26 ] К 870-м годам раннесредневековые сербы считаются христианами. [ 27 ] но это был процесс, завершившийся в конце 9 века во времена Василия I , [ 28 ] и средневековые некрополи до XIII века на территории современной Сербии демонстрируют «незавершенный процесс христианизации», поскольку местное христианство зависело от социальной структуры (городской и сельской). [ 29 ]
Считается, что расширение Вселенского Константинопольского Патриархата на преторианскую префектуру Иллирик началось в 731 году императором Львом III , когда он аннексировал Сицилию и Калабрию . [ 30 ] [ 31 ] но вопрос о том, распространился ли Патриархат также на восточные части Иллирика и Далмации, неизвестен и является предметом научных дискуссий. [ 32 ] Расширение определенно произошло с середины 9 века. [ 20 ] когда византийские императоры и патриархи потребовали, чтобы административные границы Церкви соответствовали политическим границам. [ 25 ] В том же столетии за этот регион также велись политические споры между Каролингской империей и Византийской империей. [ 33 ] Самым влиятельным и успешным был император Василий I , который активно работал над получением контроля над всей преторианской префектурой Иллирика (от греческих, болгарских, сербских до хорватских славянских народов). [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] Василий I, вероятно, отправил по крайней мере одно посольство к Мутимиру Сербскому . [ 38 ] который решил сохранить общение Церкви в Сербии с Константинопольским Патриархатом, когда Папа Иоанн VIII предложил ему вернуться в юрисдикцию епископства Сирмия (см. также Архиепископство Моравское ) в письме, датированном маем 873 года. [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ]
Алексис П. Власто утверждал, что Расская епархия была основана во время правления Мутимира как епископство Сербии в Расе с церковью Святых Апостолов Петра и Павла . [ 42 ] в рамках генерального плана учреждения епископств в славянских землях Империи, утвержденного Константинопольским собором 879–880 гг., [ 42 ] наиболее существенно связано с созданием автономного архиепископства Болгарии, юрисдикцию которого потеряла Римская церковь. [ 43 ] [ 44 ] Однако, по словам Предрага Коматина, ни о каком епископстве в Сербии не упоминается. В раннесредневековой Европе существование христианской церкви без епископа в определенной стране не было редкостью, и подчинение Паннонского епископа подразумевает, что в то время не было местного сербского епископа. [ 45 ] Тибор Живкович пришел к выводу, основываясь на первоисточниках Константинопольской Церкви, что не было никакой информации относительно создания какого-либо нового церковного центра и организации в Сербии, что сербский церковный центр и столица находились в Дестиниконе , а Рас в середине 9-го века был всего лишь пограничным фортом, который к 1019-1020 гг. стал церковным центром епископства. [ 46 ] Императорская грамота Василия II от 1020 года Охридскому архиепископству , в которой были установлены права и юрисдикции, содержит самое раннее упоминание о епископстве/епископии Раса, утверждая, что оно принадлежало Болгарской автокефальной церкви во времена Петра I ( 927–969) и Самуил Болгарский (977–1014). [ 47 ] [ 48 ] Оно было небольшого размера. [ 49 ] Считается, что он, возможно, был основан болгарским императором, [ 50 ] [ 51 ] но, скорее всего, это была самая поздняя дата, когда она могла быть интегрирована в Болгарскую церковь. [ 52 ] Епископия, вероятно, была частью болгарской митрополии Моравы, но уж точно не Дурреса . [ 53 ] Если это было на сербской территории, то, похоже, Церковь в Сербии или на части территории Сербии стала связана и находилась под влиянием Болгарской Церкви между 870 и 924 годами. [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ]
С христианизацией в 9 веке христианские имена появляются среди членов сербских династий (Петар, Стефан, Павле, Захарие). [ 57 ] Принц Петар Гойникович (годы правления 892–917), очевидно, был христианским правителем. [ 57 ] и христианство, по-видимому, распространялось в его время. [ 58 ] Поскольку Сербия граничила с Болгарией, оттуда исходило христианское влияние и, возможно, миссионеры, усилившиеся за время двадцатилетнего мира. [ 59 ] Болгарская аннексия Сербии в 924 году имела важное значение для будущего направления сербской церкви. Самое позднее к тому времени Сербия должна была получить кириллицу и славянские религиозные тексты, уже знакомые, но, возможно, еще не предпочитаемые греческому. [ 42 ]
Архиепископство Охрид (1018–1219)
[ редактировать ]После своего окончательного подчинения болгарского государства в 1018 году Василий II , чтобы подчеркнуть победу Византии, учредил Охридское архиепископство , понизив Болгарский патриархат до ранга архиепископства. Нынешнее архиепископство оставалось автокефальной церковью, отдельной от Константинопольского Патриархата . Однако, хотя в остальном архиепископство было совершенно независимым, его предстоятель избирался императором из списка из трех кандидатов, представленных местным церковным синодом . В трёх сигиллиях, изданных в 1020 году, Василий II наделил новую кафедру обширными привилегиями. [ 60 ] В первой и третьей грамоте Василия II упоминается епископство Сербское, а во второй грамоте Василия II, датированной 1020 годом, упоминается епископство Рас , с резиденцией в церкви святых апостолов Петра и Павла, Рас . [ 61 ] [ 62 ]
Евангелие X или XI веков Codex Marianus , написанное на старославянском языке , глаголицей является одним из старейших известных славянских рукописей. Частично оно было написано в сербской редакции старославянского языка . [ 63 ] XI века Другие ранние рукописи включают фрагмент Апостола Гршковича и фрагмент Михановича .
Автокефальное архиепископство (1219–1346)
[ редактировать ]Сербский князь Растко Неманич , сын Стефана Немани , принял монашеский постриг на Афоне как Савва (Савва) в 1192 году. [ 64 ] [ 65 ] Через три года к нему присоединился отец, принявший монашество Симеона . Отец и сын обратились к Священной общине с просьбой основать сербский религиозный центр на заброшенном месте Хиландара , который они отремонтировали. Это положило начало эпохе Возрождения (в искусстве , литературе и религии ). Отец Саввы умер в Хиландаре в 1199 году и был канонизирован как святой Симеон. [ 65 ] Святой Савва оставался там несколько лет, повышаясь в звании, затем вернулся в Сербию в 1207 году, взяв с собой останки своего отца, которые он похоронил в монастыре Студеница , после примирения двух своих ссорящихся братьев Стефана Неманича и Вукана . [ 66 ] Стефан попросил его остаться в Сербии со своими священнослужителями, что он и сделал, обеспечивая народу широкую пастырскую заботу и образование. Святой Савва основал несколько церквей и монастырей, среди них монастырь Жича . В 1217 году Стефан был провозглашен королем Сербии , и были открыты различные вопросы церковной реорганизации. [ 67 ]
Святой Савва вернулся на Святую Гору в 1217/18 году, готовясь к образованию автокефальной Сербской Церкви. Он был рукоположен в 1219 году как первый архиепископ Сербской Церкви и получил автокефалию от Константинопольского Патриарха Мануила I , находившегося тогда в изгнании в Никее . [ 68 ] [ 69 ] В том же году святитель Савва издал «Законоправило» (Номоканон святителя Саввы). Таким образом, сербы приобрели обе формы независимости: политическую и религиозную. [ 70 ] После этого в Сербии Савва остался в Студенице и продолжил просвещать сербский народ в своей вере. Позже он созвал собор, объявивший вне закона богомилов , которых считал еретиками. Савва назначил нескольких епископов, отправив их по Сербии для организации своих епархий. [ 71 ] Чтобы сохранить свой статус религиозного и общественного лидера, он продолжал путешествовать по монастырям и странам, обучая людей. В 1221 году в монастыре Жича состоялся синод, осуждавший богомильство . [ 72 ]
Следующие места были вновь созданы во времена святого Саввы:
- Жича, резиденция архиепископа монастыря Жича ;
- Зетская епархия ( Зецка ), расположенная в монастыре Святого Архангела Михаила на Превлаке недалеко от Котора в Зетинском районе;
- Хумская епархия ( Гумская ), расположенная в монастыре Святой Богородицы в Стоне , в Хумском районе;
- Дабарская ( Дабарская ) епархия с местонахождением в монастыре Святителя Николая в Дабаре (район) ;
- Моравицкая епархия ( Моравичка ), расположенная в монастыре Святого Ахиллия в Моравицкой жупе ;
- Будимлянская епархия ( Будимлянская ), расположенная в монастыре Св. Георгия в Будимля ; районе
- Топлицкая епархия ( Топличка ), расположенная в монастыре Святого Николая в Топлицком районе;
- Хвосненская ( Хвостанская ) епархия, расположенная в монастыре Святой Богородицы в Хвосненском районе (северная Метохия ).
Старшими епархиями под юрисдикцией Сербского архиепископа были:
- Расская епархия ( Рашка ), расположенная в церкви Святых апостолов Петра и Павла недалеко от Раса в Рашском районе;
- Липлянская епархия ( Липлянская ), расположенная в Липляне в Косово ;
- Призренская епархия ( Призренская ), расположенная в Призрене на юге Косово .
В 1229/1233 году святой Савва отправился в паломничество в Палестину и в Иерусалиме встретился с патриархом Афанасием II. Святой Савва увидел Вифлеем, где Иисус родился , реку Иордан , где крестился Христос , и Великую Лавру святителя Саввы Освященного ( монастырь Мар-Саба ). Савва спросил Афанасия II, своего хозяина, и Великолавское братство во главе с игуменом Николаем, может ли он приобрести два монастыря на Святой Земле . Его просьба была принята, и ему были предложены монастыри Святого Иоанна Богослова на горе Сион и монастырь Святого Георгия в Аконе , оба для проживания сербских монахов. Икона Троерукица ( Троерукица Богородицы ), дар Великой Лавре от святителя Иоанна Дамаскина , была передана святому Савве, а он, в свою очередь, завещал ее Хиландару .
Святой Савва скончался в Велико Тырново , столице Второго Болгарского царства , во время правления Ивана Асена II Болгарского . Согласно его Житию , он заболел после Божественной литургии в праздник Крещения Господня , 12 января 1235 года. Святой Савва на обратном пути из Святой Земли посетил Велико Тырново , где основал приют для сирийских паломников в Иерусалиме и организовал прием сербских монахов в существующих там монастырях. Он умер от пневмонии в ночь с субботы на воскресенье, 14 января 1235 года, и был похоронен в соборе Святых сорока мучеников в Велико Тырново, где его тело оставалось до 6 мая 1237 года, когда его священные кости были перенесены в монастырь Милешева в Южная Сербия.
перенес кафедру в монастырь Печ . В 1253 году архиепископ Арсений [ 73 ] С тех пор сербские приматы переместились между ними. [ 74 ] Где-то между 1276 и 1292 годами половцы сожгли монастырь Жича, а король Стефан Милютин (1282–1321) отремонтировал его в 1292–1309 годах, во время правления Евстатия II . [ 75 ] В 1289–1290 годах главные сокровища разрушенного монастыря, в том числе останки святого Евстатия I , были перенесены в монастырь Печ. [ 76 ] Во время правления того же короля монастырь Грачаница . был обновлен и [ 77 ] а во время правления короля Стефана Уроша III (1321–1331) монастырь Дечани , был построен [ 78 ] под руководством архиепископа Данила II . [ 79 ]
Средневековый Патриархат (1346–1463)
[ редактировать ]Статус Сербской Православной Церкви рос вместе с расширением и повышением престижа Сербского королевства . После того, как король Стефан Душан принял императорский титул царя , Сербское архиепископство было соответственно повышено до ранга Патриархата в 1346 году. В последующее столетие Сербская Церковь достигла наибольшего могущества и престижа. носило титул протоса В XIV веке сербское православное духовенство на Афоне .
16 апреля 1346 года ( Пасха ) Стефан Душан созвал великое собрание в Скопье , на котором присутствовали сербский архиепископ Иоанникий II , архиепископ Охридский Николай I , патриарх Болгарский Симеон и различные религиозные лидеры Афона . Собрание и духовенство согласовали, а затем торжественно совершили повышение автокефального Сербского архиепископства до статуса Патриархата. Отныне архиепископ носил титул Сербского Патриарха , хотя в некоторых документах он назывался Патриархом сербов и греков с резиденцией в Патриаршем монастыре Печ . Новый Патриарх Иоанникий II теперь торжественно короновал Стефана Душана как « Императора и самодержца сербов Император и римлян » (см. сербов ). Статус Патриарха привел к повышению епископства до митрополий, как, например, Скопская митрополия . Патриархат взял на себя суверенитет на Афоне и греческих архиепископствах, находящихся под юрисдикцией Константинопольского Патриархата (Охридское архиепископство оставалось автокефальным), что привело к отлучению Душана от церкви Патриархом. Каллист I Константинопольский в 1350 году. [ 80 ]
В 1375 году было достигнуто соглашение между Сербским Патриархатом и Константинопольским Патриархатом. [ 81 ] Битва за Косово (1389 г.) и ее последствия оказали длительное влияние на средневековое наследие и более поздние традиции Сербской Православной Церкви. [ 82 ] В 1455 году, когда турки-османы завоевали Патриаршую резиденцию в Пече, Патриарх Арсений II нашел временное убежище в Смедерево , столице сербского деспотата . [ 83 ]
Среди культурного, художественного и литературного наследия, созданного под эгидой Сербской Православной Церкви в средневековый период, были жития , известные по-сербски как žitije (вита), которые были написаны как биографии правителей, архиепископов и святых с 12 по 15 века. век. [ 84 ] [ 85 ] [ 86 ]
Обновленный Патриархат (1557–1766).
[ редактировать ]Османская империя завоевала Сербский деспотат в 1459 году, Боснийское королевство в 1463 году, Герцеговину в 1482 году и Черногорию в 1499 году. Все завоеванные земли были разделены на санджаки . Хотя некоторые сербы приняли ислам , большинство продолжало придерживаться Сербской православной церкви. Сама церковь продолжала существовать на протяжении всего периода Османской империи, хотя и не без некоторых разрушений. После смерти сербского патриарха Арсения II в 1463 году преемник не был избран. Таким образом, Патриархат был де-факто упразднен, а Сербская Церковь перешла под юрисдикцию Охридского архиепископства и, в конечном итоге, Вселенского Патриархата , который осуществлял юрисдикцию над всеми православными Османской империи в рамках системы миллета .
После нескольких неудачных попыток, предпринятых с c. С 1530 по 1541 год митрополитом Павлом Смедеревским, чтобы вернуть себе автокефалию , захватив трон Печа и провозгласив себя не только архиепископом Печа, но и сербским патриархом, Сербский патриархат был окончательно восстановлен в 1557 году при султане Сулеймане I , благодаря при посредничестве паши Мехмеда Соколовича, серба по происхождению. Его двоюродный брат, один из сербских православных епископов Макарий Соколович, был избран Патриархом в Пече. Восстановление Патриархата имело большое значение для сербов, поскольку способствовало духовному объединению всех сербов Османской империи. В состав Печского Патриархата также входили некоторые епархии в западной Болгарии. [ 87 ]
Во времена сербского патриарха Йована Кантула (1592–1614) турки-османы вывезли останки святого Саввы из монастыря Милешева на холм Врачар в Белграде сжег их , где Синан-паша на костре, чтобы запугать сербский народ в случае нападения восстания (см. Банатское восстание ) (1594 г.). Храм Святого Саввы был построен на месте сожжения его останков. [ 88 ]
После последовавших сербских восстаний против турецких оккупантов, в которых церковь играла ведущую роль, в 1766 году османы снова упразднили Патриархат. [ 9 ] Церковь вновь вернулась под юрисдикцию Константинопольского Вселенского Патриарха. Этот период правления так называемых « фанариотов » был периодом великого духовного упадка. [ нужна ссылка ] потому что греческие епископы очень мало понимали свою сербскую паству.
Церковь в Габсбургской монархии
[ редактировать ]В этот период христиане на Балканах были вынуждены принять ислам, чтобы избежать суровых налогов, введенных турками в отместку за восстания и продолжающееся сопротивление. Успех исламизации был ограничен определенными областями, при этом большинство сербского населения сохраняло свою христианскую веру, несмотря на негативные последствия. Чтобы избежать их, многие сербы мигрировали со своими иерархами в Габсбургскую монархию , где им была предоставлена автономия. В 1708 году была создана автономная Сербская православная Карловицкая митрополия , которая позже стала патриархатом (1848–1920). [ 89 ]
Во время правления Марии Терезии (1740-1780) было проведено несколько собраний православных сербов, направлявших свои прошения к Габсбургскому двору. В ответ на это было издано несколько королевских актов, таких как Regulamentum privilegiorum (1770 г.) и Regulamentum Illyricae Nationis (1777 г.), оба из которых были заменены королевским декларативным рескриптом 1779 г., который регулировал различные важные вопросы, начиная с процедуры выборов сербских православных епископов Габсбургской монархии на управление епархиями, приходами и монастырями. Закон оставался в силе до тех пор, пока он не был заменен «Королевским рескриптом», изданным 10 августа 1868 года. [ 90 ]
Современная история
[ редактировать ]Тесная связь церкви с сербским сопротивлением османскому правлению привела к тому, что восточное православие стало неразрывно связанным с сербской национальной идентичностью и новой сербской монархией, возникшей с 1815 года. Сербская Православная Церковь в Княжестве Сербия получила автономию в 1831 году и была организована как Белградская митрополия , оставаясь под церковной юрисдикцией Вселенского Константинопольского Патриархата . [ 11 ] Княжество Сербия получило полную политическую независимость от Османской империи в 1878 году, и вскоре после этого были начаты переговоры с Вселенским Патриархатом, которые привели к каноническому признанию полной церковной независимости ( автокефалии ) Белградской митрополии в 1879 году. [ 91 ]
При этом сербские православные епархии в Боснии и Герцеговине оставались под высшей церковной юрисдикцией Константинопольского Патриархата, но после австро-венгерской оккупации (1878 г.) этих провинций местные епархии получили внутреннюю автономию, регламентированную Конвенцией 1880 г. , подписанный представителями властей Австро-Венгрии и Константинопольского Патриархата. [ 92 ] [ 93 ]
В южных епархиях, оставшихся под властью Османской империи, к концу XIX века были назначены сербские митрополиты. [ 94 ] Таким образом, к началу 20-го века существовало несколько самобытных сербских церковных провинций, в том числе Карловицкий Патриархат в Габсбургской монархии , Белградская митрополия в Королевстве Сербия и Черногорская митрополия в Княжестве Черногория .
Во время Первой мировой войны (1914–1918) Сербская Православная Церковь понесла огромные потери. [ 95 ]
воссоединение
[ редактировать ]После освобождения и политического объединения, достигнутого путем создания Королевства сербов, хорватов и словенцев (1918 г.), все православные сербы были объединены под одной церковной властью, а все сербские церковные провинции и епархии были объединены в единую Сербскую православную церковь. Церковь, 1920 год. [ 12 ] Первым предстоятелем объединенной СПЦ был Сербский Патриарх Димитрий (1920–1930). SOC приобрела большое политическое и социальное влияние в межвоенном Королевстве Югославия , в течение которого она успешно проводила кампанию против намерений югославского правительства подписать конкордат со Святым Престолом .
Объединенная Сербская Православная Церковь сохранила под своей юрисдикцией Будайскую епархию в Венгрии. В 1921 году Сербская Православная Церковь создала новую епархию на чешских землях во главе с епископом Гораздом Павликом . В то же время была реорганизована Сербская Церковь в диаспоре и создана епархия (епархия) для США и Канады. [ 96 ] В 1931 году была создана еще одна епархия, названная Мукачевской и Прешовской епархией , для православных христиан Словакии и Карпатской Русинии .
Во время Второй мировой войны Сербская Православная Церковь сильно пострадала от преследований со стороны оккупационных держав и ярого антисербского усташского режима Независимого Государства Хорватия (NDH), который стремился создать « Хорватскую Православную Церковь », которую православные сербы были вынуждены создать. присоединиться. Многие сербы были убиты, изгнаны или вынуждены обратиться в католицизм во время геноцида сербов ; епископы и священники Сербской Православной Церкви подверглись преследованиям, а многие православные церкви были повреждены или разрушены. [ 97 ] Из 577 сербских православных священников, монахов и других религиозных деятелей в NDH от 214 до 217 были убиты, а 334 были сосланы в оккупированную немцами Сербию . [ 98 ] Некоторые из них были жестоко замучены и изуродованы усташами перед тем, как их убили. [ 99 ] На территории Боснии и Герцеговины 71 православный священник был убит усташами, 10 партизанами , 5 немцами и 45 умерли в первое десятилетие после окончания Второй мировой войны. [ 100 ]
Под коммунистическим правлением
[ редактировать ]После войны церковь была подавлена коммунистическим правительством Иосипа Броз Тито , которое относилось к ней с подозрением из-за связей церкви с руководством периода Королевства Югославия и националистическим движением четников . По мнению Дениса Бечировича , помимо идеологических разногласий Союза коммунистов Югославии с Церковью, на такое негативное отношение повлияло и то, что некоторые священники во время войны поддерживали движение четников , о которых упоминается в документах Комиссии по религиозным делам. Дела, в которых утверждается, среди прочего, что большинство священников во время войны поддерживали и сотрудничали с движением Дражи Михайловича , и что церковь распространяла «враждебную пропаганду» против югославских партизан и назначала в администрацию церковных учреждений лиц, которые были осуждены за сотрудничество с оккупантами. [ 100 ] Наряду с другими церковными учреждениями всех конфессий, церковь находилась под строгим контролем со стороны югославского государства, которое запрещало преподавание религии в школах, конфисковало церковное имущество и препятствовало религиозной деятельности среди населения. [ 101 ]
В 1963 году Сербская Церковь в диаспоре была реорганизована, а епархия для США и Канады была разделена на три отдельные епархии. В то же время в сербской диаспоре возникли некоторые внутренние разногласия, которые привели к созданию отдельной «Свободной Сербской Православной Церкви» под руководством епископа Дионисия . В 1991 году разделение было улажено, и в составе единой Сербской Православной Церкви была создана Новограчаницкая митрополия. [ 102 ] В 1983 году специально для канадских церквей была создана четвертая епархия в Северной Америке: Сербская православная епархия Канады . [ 103 ]
Постепенный упадок югославского коммунизма и рост конкурирующих националистических движений в 1980-е годы также привели к заметному религиозному возрождению по всей Югославии, и не в последнюю очередь в Сербии. Сербский Патриарх Павел поддерживал оппозицию Слободану Милошевичу в 1990-х годах.
С момента создания югославской федеральной единицы « Македония » (1944 г.) коммунистические власти ограничили деятельность СОЦ в этом регионе, отдавая предпочтение созданию отдельной церкви. [ 104 ] Македонская Православная Церковь была создана в 1967 году как ответвление Сербской Православной Церкви на территории тогдашней Социалистической Республики Македония , как часть югославского стремления построить македонскую национальную идентичность . Этому решительно сопротивлялась Сербская церковь, которая не признавала независимость своего македонского аналога. [ 105 ]
Подобные планы создания независимой церкви в югославской федеральной единице Черногория также рассматривались, но эти планы не были реализованы до 1993 года, когда было провозглашено создание Черногорской православной церкви . Организация не была официально зарегистрирована до 2000 года, не получала поддержки со стороны восточно-православной общины и сумела привлечь лишь меньшинство восточно-православных приверженцев в Черногории. [ 106 ] [ 107 ]
Новейшая история
[ редактировать ]Югославские войны серьезно повлияли на несколько ветвей Сербской Православной Церкви. Многие священнослужители Сербской Православной Церкви поддержали войну, в то время как другие были против нее. [ нужна ссылка ]
Многие церкви в Хорватии были повреждены или разрушены во время хорватской войны (1991–95). Беженцами стали епископы, священники и наиболее верующие епархии Загреба , Карловаца , Славонии и Далмации . Последние три были почти полностью заброшены после исхода сербов из Хорватии в 1995 году ( операция «Шторм» ). Епархия Далмации также временно перенесла свою кафедру в Книн самопровозглашенного протогосударства Республика Сербская Краина после создания . Епархия Славонии перенесла свою кафедру из Пакраца в Дарувар . После операции «Шторм » особенно пострадали два монастыря: монастырь Крупа, построенный в 1317 году, и монастырь Крка, построенный в 1345 году.
Епархии Бихач и Петровац, Дабар-Босния, Зворник и Тузла также были перемещены из-за войны в Боснии и Герцеговине . Дабар-Боснийская епархия была временно перенесена в Соколац , а Зворник-Тузлинская кафедра - в Биелину . За время войны было разрушено или повреждено более ста церковных объектов в Зворник-Тузлинской епархии. [ нужна ссылка ] Были разрушены также многие монастыри и церкви в Захумльской епархии. [ нужна ссылка ] Беженцами стали и многочисленные верующие из этих епархий. [ нужна ссылка ]
К 1998 году ситуация в обеих странах стабилизировалась. Духовенство и многие верующие вернулись; большая часть имущества Сербской Православной Церкви была возвращена в нормальное пользование, а поврежденное и разрушенное имущество было восстановлено. Процесс восстановления нескольких церквей все еще продолжается. [ когда? ] в частности собор Верхнекарловацкой епархии в Карловаце . [ нужна ссылка ]
Из-за войны в Косово после 1999 года многие сербские православные святыни в Косово остались занятыми только духовенством. С момента прибытия войск НАТО в июне 1999 года 156 сербских православных церквей и монастырей были повреждены или разрушены. [ 108 ] После волнений 2004 года в Косово 35 сербских православных церквей и монастырей были сожжены или разрушены албанской мафией, а тысячи сербов были вынуждены покинуть Косово из-за многочисленных нападений косовских албанцев на сербские церкви и сербов. [ 109 ]
В период с 2009 по 2011 год завершился процесс церковной реорганизации в диаспоре и полной реинтеграции Новой Грачаницкой митрополии. Тем самым было достигнуто полное структурное единство сербских церковных учреждений в диаспоре.
Приверженцы
[ редактировать ]По данным официальной переписи населения, в странах, входящих в территориальную каноническую юрисдикцию Сербской Православной Церкви (сербский автохтонный регион Западных Балкан), насчитывается более 8 миллионов приверженцев церкви. Православие - крупнейшая религиозная конфессия в Сербии, по данным переписи 2011 года, насчитывает 6 079 296 приверженцев (84,5% населения). [ 110 ] а в Черногории - около 320 000 (51% населения). Это вторая по величине религия в Боснии и Герцеговине с 31,2% населения и в Хорватии с 4,4% населения. Цифры по епархиям за рубежом (Западная Европа, Северная Америка и Австралия) неизвестны, хотя некоторые оценки можно сделать, исходя из размера сербской диаспоры , которая насчитывает более двух миллионов человек.
Структура
[ редактировать ]Глава Сербской Православной Церкви — патриарх одновременно является главой ( митрополитом митрополии ) Белградской и Карловицкой . Нынешний патриарх Порфирий был инаугурирован 19 февраля 2021 года. Сербские православные патриархи используют стиль Его Святейшество архиепископа Печского, митрополита Белградского и Карловецкого, Сербского Патриарха .
Высшим органом Сербской Православной Церкви является Архиерейский Собор . В его состав входят Патриарх, митрополиты , епископы , архиепископ Охридский и викарные епископы. Он собирается ежегодно – весной. Архиерейский Собор принимает важные для Церкви решения и избирает патриарха.
Исполнительным органом Сербской Православной Церкви является Священный Синод . В его состав входят пять членов: четыре епископа и патриарх. [ 111 ] Священный Синод заботится о повседневной деятельности церкви, регулярно проводя заседания.
Территориальная организация
[ редактировать ]Территория Сербской Православной Церкви делится на: [ 112 ] [ 113 ]
- 1 патриаршая епархия , возглавляемая Сербским Патриархом
- 4 епархии , являющиеся почетными митрополиями , возглавляемые митрополитами.
- 35 епархий ( епархий ) во главе с архиереями
Епархии делятся на епископские благочиния , каждый из которых состоит из нескольких церковных общин или приходов . Церковные общины состоят из одного или нескольких приходов. Приход – это наименьшая церковная единица – община православных верующих, собравшихся на Святую Евхаристию во главе с приходским священником.
Автономное архиепископство Охрид
[ редактировать ]Автономное архиепископство Охрида или Православное Охридское архиепископство было автономным архиепископством в Республике Македония, находящимся под юрисдикцией Сербской Православной Церкви. Она была образована в 2002 году в противовес Македонской православной церкви и была распущена в 2023 году. Македонская православная церковь имела аналогичные отношения с Сербской православной церковью до 1967 года, когда она в одностороннем порядке объявила себя автокефальной . Это архиепископство было разделено на одну митрополию, Скопье , и шесть епархий: Брегалницу, Дебар и Кичево , Полог и Куманово , Преспа и Пелагония, Струмица, Велес и Повардарье.
Доктрина и литургия
[ редактировать ]Сербская Православная Церковь придерживается восточно-православного богословия , разделяемого всеми Восточными Православными Церквами и основанного на доктринальных достижениях Семи Вселенских Соборов . Для него характерны монотеистический тринитаризм , вера в Воплощение Логоса определяемая ( Сына Божьего ), баланс катафатического богословия с апофатическим богословием , герменевтика, Священной Традицией , и терапевтическая сотериология . В области церковной организации и управления Сербская Православная Церковь поддерживает традиции и принципы восточно-православной экклезиологии . [ 114 ]
Литургические традиции и практики Сербской Православной Церкви основаны на восточно-православном богослужении . [ 115 ] Службы не могут надлежащим образом проводиться одним человеком, но должны присутствовать хотя бы еще один человек. Обычно все службы совершаются ежедневно только в монастырях и соборах, а приходские церкви могут совершать службы только в выходные и большие праздники. Божественная Литургия – это совершение Евхаристии. Божественная литургия не совершается в будние дни в период подготовки к Великому посту . Причастие освящается по воскресеньям и раздается в течение недели за Литургией Преждеосвященных Даров . Службы, особенно Божественную литургию, можно совершать только один раз в день на каком-либо конкретном алтаре. [ нужна ссылка ]
Ключевой частью сербской православной религии является Слава , праздник святого покровителя клана, включенный в сербский православный религиозный канон первым сербским архиепископом Святым Саввой .
Социальные проблемы
[ редактировать ]Сербская Православная Церковь придерживается традиционных взглядов на современные социальные проблемы. [ 116 ] такие как разделение церкви и государства (введенное после отмены монархии в 1945 году) и социальное равенство . [ 117 ] Поскольку все формы священства принадлежат только мужчинам, роль женщин в церковном управлении ограничивается конкретной деятельностью, главным образом в сфере религиозного образования и религиозного искусства, включая участие в различных формах благотворительной деятельности. [ 118 ]
Межхристианские отношения
[ редактировать ]Сербская Православная Церковь находится в полном общении с Константинопольским Вселенским Патриархатом (который занимает особое почетное место в Восточном Православии и служит резиденцией Вселенского Патриарха, пользующегося статусом первого среди равных ) и всеми основные автокефальные организации Восточной Православной Церкви, за исключением Православной Церкви Украины . С 1965 года является членом Всемирного совета церквей . [ 119 ] Патриарх Германский даже был избран в ее центральный комитет в 1968 году, [ 120 ] а также Конференции Европейских Церквей .
Искусство
[ редактировать ]Архитектура
[ редактировать ]Сербские средневековые церкви построены в византийском духе. Стиль Рашка относится к сербской архитектуре XII — конца XIV века ( Студеница , Хиландар , Жича ). был стиль Вардар Типичный разработан в конце 13 века, сочетая византийские и сербские влияния, чтобы сформировать новый архитектурный стиль ( Грачаница , Патриарший монастырь Печ ). Ко времени существования Сербской империи сербское государство распространилось на Македонию , Эпир и Фессалию вплоть до Эгейского моря , что привело к усилению влияния византийской художественной традиции. Стиль Моравы относится к периоду падения Сербии под власть Османской империи, с 1371 по 1459 год ( Раваница , Любостиня , Каленич , Ресава ).
В 17 веке многие из сербских православных церквей, построенных в Белграде, приобрели все характеристики церквей в стиле барокко , построенных в оккупированных Габсбургами регионах, где жили сербы. Церкви обычно имели колокольню и однонефное здание с иконостасом внутри церкви, покрытым картинами в стиле ренессанс . Эти церкви можно найти в Белграде и Воеводине, которые были оккупированы Австрийской империей с 1717 по 1739 год, а также на границе с Австрией (позже Австро-Венгрией ) по рекам Сава и Дунай с 1804 года, когда была восстановлена сербская государственность.
Иконки
[ редактировать ]Иконы полны символики, призванной передать гораздо больше смысла, чем просто личность изображенного человека, и именно по этой причине православная иконография стала требовательной наукой копирования старых икон, а не возможностью художественного самовыражения. Личные, своеобразные и творческие традиции западноевропейского религиозного искусства в значительной степени отсутствуют в православной иконографии до 17 века, когда русская и сербская иконопись находилась под влиянием религиозных картин и гравюр из Европы.
Большие иконы украшают стены церквей и часто полностью покрывают внутреннюю структуру. В православных домах иконы также часто висят на стене, обычно вместе на восточной стене и в центральном месте, где семья может вместе молиться.
Знаки отличия
[ редактировать ]Сербский триколор с сербским крестом используется в качестве официального флага Сербской Православной Церкви, как это определено в статье 4 Конституции ШПЦ. [ 111 ]
Существует ряд других неофициальных вариантов флагов, некоторые из которых имеют варианты креста, герба или того и другого. [ нужны разъяснения ]
См. также
[ редактировать ]- Список глав Сербской Православной Церкви
- Список епархий Сербской Православной Церкви
- Список сербских православных монастырей
- Список сербских святых
- Хронология Сербской Православной Церкви
- Архив Сербской Православной Церкви
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сербская Православная Церковь во Всемирном совете церквей
- ^ Всемирный совет церквей: Сербская Православная Церковь
- ^ Джонстон и Сэмпсон 1995 , с. 330.
- ^ Радич 2007 , стр. 231–248.
- ^ Фотич 2008 , стр. 519–520.
- ^ «На престол возведен Святейший Порфирий, архиепископ Печский, митрополит Белградский и Карловицкий и Сербский Патриарх» . Сербская Православная Церковь [Официальный веб-сайт] . Проверено 4 апреля 2021 г.
- ^ Чиркович 2004 , с. 28.
- ^ Чиркович 2004 , с. 64-65.
- ^ Jump up to: а б Чиркович 2004 , с. 177.
- ^ Чиркович 2004 , с. 149-151.
- ^ Jump up to: а б Чиркович 2004 , с. 192-193.
- ^ Jump up to: а б Радич 2007 , стр. 235-236.
- ^ Попович 1996 .
- ^ Короткометражка 2001 , с. 77.
- ^ Турлей 2016 , стр. 189.
- ^ Короткометражка 2001 , с. 125, 130.
- ^ Живкович 2013a , стр. 47.
- ^ Коматина 2015 , с. 713.
- ^ Коматина 2016 , с. 44–47, 73–74.
- ^ Jump up to: а б Коматина 2016 , с. 47.
- ^ Живкович 2007 , стр. 23–29.
- ^ Живкович 2010 , стр. 117–131.
- ^ Живкович 2010 , стр. 121.
- ^ Живкович 2008 , стр. 38–40.
- ^ Jump up to: а б Коматина 2016 , с. 74.
- ^ Коматина 2016 , с. 397.
- ^ Живкович 2013a , стр. 35.
- ^ Коматина 2016 , с. 45–46.
- ^ Шпехар 2010 , стр. 216.
- ^ Файн 1991 , с. 116.
- ^ Тредголд 1997 , с. 354–355.
- ^ Коматина 2016 , с. 47–48.
- ^ Живкович 2013a , стр. 38.
- ^ Живкович 2013a , стр. 46–48.
- ^ Коматина 2015 , с. 712, 717.
- ^ Коматина 2016 , с. 47–50, 74.
- ^ Шпехар 2010 , стр. 203.
- ^ Живкович 2013a , стр. 46.
- ^ Живкович 2013a , стр. 44–46.
- ^ Коматина 2015 , с. 713, 717.
- ^ Коматина 2016 , с. 73.
- ^ Jump up to: а б с Власто 1970 , с. 209.
- ^ Живкович 2013a , стр. 45.
- ^ Коматина 2015 , с. 715.
- ^ Коматина 2015 , с. 716.
- ^ Живкович 2013a , стр. 48.
- ^ Коматина 2015 , с. 717.
- ^ Коматина 2016 , с. 76, 89–90.
- ^ Попович 1999 , стр. 38.
- ^ Попович 1999 , стр. 401.
- ^ Циркович 2004 , стр. 20, 30.
- ^ Коматина 2016 , с. 76–77, 398.
- ^ Коматина 2016 , с. 75, 88–91.
- ^ Коматина 2015 , с. 717–718.
- ^ Коматина 2016 , с. 77, 91.
- ^ Шпехар 2010 , стр. 203, 216.
- ^ Jump up to: а б Власто 1970 , с. 208.
- ^ Файн 1991 , с. 141.
- ^ Fine 1991 , стр. 141–142.
- ^ Принцинг 2012 , стр. 358–362.
- ^ Чиркович 2004 , с. 20, 40.
- ^ Стивенсон 2000 , с. 75.
- ^ Ягич 1883 .
- ^ Власто 1970 , с. 218.
- ^ Jump up to: а б Чиркович 2004 , с. 33.
- ^ Чиркович 2004 , с. 35-36.
- ^ Калич 2017 , с. 7-18.
- ^ Ферьянчич и Максимович 2014 , с. 37–54.
- ^ Марьянович 2018 , с. 41–50.
- ^ Чиркович 2004 , с. 43, 68.
- ^ Чиркович 2004 , с. 43.
- ^ Власто 1970 , стр. 222, 233.
- ^ Чанак-Медич и Тодич 2017 .
- ^ Павлович 2002 , с. 11.
- ^ Ярмарка 2005 , с. 100-101.
- ^ Любинкович 1975 , с. VIII.
- ^ Чурчич 1979 .
- ^ Тодич и Чанак-Медич 2013 .
- ^ Пантелич 2002 .
- ^ Fine 1994 , стр. 309–310.
- ^ Файн 1994 , с. 387-388.
- ^ Шуйка 2011 , стр. 152-174.
- ^ Чиркович 2004 , с. 107, 134.
- ^ Бирнбаум 1972 , с. 243–284.
- ^ Томсон 1993 , с. 103-134.
- ^ Иванович 2019 , стр. 103–129.
- ^ Даскалов и Маринов 2013 , с. 29.
- ^ Сотирович 2011 , с. 143–169.
- ^ Чиркович 2004 , с. 149–151, 166–167.
- ^ Чиркович 2004 , с. 166-167, 196-197.
- ^ Кимин 2009 , с. 20-21.
- ^ Чиркович 2004 , с. 231.
- ^ Томич 2019 , стр. 1445-1465.
- ^ Чиркович 2004 , с. 244.
- ^ Радич 2015 , стр. 263–285.
- ^ Вукович 1998 .
- ^ Стоянович 2017 , стр. 269–287.
- ^ Великоня 2003 , с. 170.
- ^ Стоянович 2017 , стр. 275.
- ^ Jump up to: а б Бечирович, Денис (2010). «Коммунистическое правительство и Сербская православная церковь в Боснии и Герцеговине (1945-1955) – Давление, нападения, аресты и судебные процессы» (PDF) . Течения истории (3): 76–78.
- ^ .Вукич, Невен. 2021. «Церковь в коммунистическом государстве: Юстин Попович (1894–1979) и борьба за православие в Сербии/Югославии». Журнал Церкви и государства 63 (2): 278–99.
- ^ Спасович 2004 , с. 124-129.
- ^ Роудс, Ран (2015). Полное руководство по христианским конфессиям . Издательство Harvest House. п. 328. ИСБН 978-0-73695-291-0 .
- ^ Слиепчевич 1958 , с. 224, 242.
- ^ Радич 2007 , стр. 236.
- ^ Радич 2007 , стр. 247.
- ^ Моррисон и Чагорович 2014 , с. 151-170.
- ^ Батакович 2017 , стр. 116.
- ^ Батакович 2007 , стр. 255-260.
- ^ Бранка Пантич; Арсич Александр; Мирослав Ивкович; Елена Милойкович. «Республиканский институт статистики Сербии» . Архивировано из оригинала 3 февраля 2015 года . Проверено 5 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Конституция Сербской Православной Церкви
- ^ См.: Список епархий Сербской Православной Церкви.
- ^ Официальный сайт SPC: Ссылки на епархии (на сербском языке)
- ^ Йованович 2019 , с. 169-187.
- ^ Убипарипович 2019 , стр. 258-267.
- ^ Радич и Вукоманович 2014 , с. 180-211.
- ^ Кубурич 2014 , стр. 399.
- ^ Абрамович 2019 , стр. 243-262.
- ^ «Сербская Православная Церковь» . Всемирный совет церквей . Январь 1965 года . Проверено 4 апреля 2021 г.
- ^ Тодорович, Милош (2024). «Православие в дипломатии: обзор религиозной дипломатии и роли Сербской Православной Церкви в международных отношениях» . Журнал балканских и черноморских исследований (12): 123. doi : 10.56679/balkar.1449077 . Проверено 4 июля 2024 г.
Источники
[ редактировать ]- Абрамович, Аня (2019). «Женские проблемы в Сербской Православной Церкви» . Религия и толерантность: журнал Центра эмпирических исследований религии . 17 (32): 243–262.
- Андрич, Станко (2016). «Святой Иоанн Капистран и деспот Георгий Бранкович: невозможный компромисс» . Византинославица . 74 (1–2): 202–227.
- Батакович, Душан Т. , изд. (2005). народа сербского История (на французском языке). Лозанна: эпоха человека. ISBN 9782825119587 .
- Батакович, Душан Т. (2007). «Выживание в анклавах, похожих на гетто: сербы Косово и Метохии, 1999-2007 годы» (PDF) . Косово и Метохия: жизнь в анклаве . Белград: Институт балканских исследований. стр. 239–263.
- Батакович, Душан Т. (2017). «Пример Косово: разделение против интеграции: наследие, идентичность, национализм» . Центральноевропейские и балканские исследования . 26 : 105–123.
- Бирнбаум, Хенрик (1972). «Трансформация византийской традиции: старая сербская жизнь» . Аспекты Балкан: преемственность и изменения . Гаага и Париж: Мутон. стр. 243–284.
- Бухенау, Клаус (2014). «Сербская Православная Церковь» . Восточное христианство и политика в XXI веке . Лондон-Нью-Йорк: Рутледж. стр. 67–93. ISBN 9781317818663 .
- Чанак-Медич, Милка; Тодич, Бранислав (2017). Монастырь Печского Патриархата . Нови-Сад: Платонеум, Беседа. ISBN 9788685869839 .
- Картер, Фрэнсис В. (1969). «Анализ средневековой сербской ойкумены: теоретический подход » Географические летописи . Серия B: Человеческая география. 51 (1–2): 39–56. дои : 10.1080/04353684.1969.11879331 .
- Чиркович, Сима ; Корач, Воислав ; Бабич, Гордана (1986). Монастырь Студеница . Белград: Югославское обозрение.
- Чиркович, Сима (2004). Сербы . Молден: Издательство Блэквелл. ISBN 9781405142915 .
- Чиркович, Сима (2014) [1964]. «Двойной венок: вклад в историю королевской власти в Боснии» . Балканика (45): 107–143. дои : 10.2298/BALC1445107C .
- Црнчевич, Деян (2013). «Архитектура соборных церквей Восточного побережья Адриатики во времена первых княжеств южных славян (IX-XI вв.)» . Мир славян: исследования восточных, западных и южных славян: Цивитас, Оппид, виллы и археологические свидетельства (7-11 века нашей эры) . Белград: Институт истории. стр. 37–136. ISBN 9788677431044 .
- Чурчич, Слободан (1979). Грачаница: церковь короля Милютина и ее место в поздневизантийской архитектуре . Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 9780271002187 .
- Курта, Флорин (2001). Становление славян: история и археология Нижнего Дуная, ок. 500–700 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139428880 .
- Курта, Флорин (2006). Юго-Восточная Европа в средние века, 500–1250 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521815390 .
- Курта, Флорин (2019). Восточная Европа в средние века (500-1300 гг.) . Лейден и Бостон: Брилл. ISBN 9789004395190 .
- Даскалов, Румен; Маринов, Чавдар, ред. (2013). Запутанная история Балкан: Том первый: Национальные идеологии и языковая политика . БРИЛЛ. ISBN 9789004250765 .
- Дордевич, Живота; Пейич, Светлана, ред. Культурное наследие Косово и Метохии . Белград: Институт охраны памятников культуры Республики Сербия. ISBN 9788680879161 .
- Драгойлович, Драголюб (1990). «Диррахий и епископства Доклеи до основания архиепископства Бар» (PDF) . Балканика (21): 201–209.
- Драгойлович, Драголюб (1991). «Архиепископство Охрида в иерархии основных христианских церквей» (PDF) . Балканика (22): 43–55.
- Драгойлович, Драголюб (1993). «Сербская духовность в XIII и XIV веках и западная схоластика» . Сербы в европейской цивилизации . Белград: Нова, Сербская академия наук и искусств, Институт балканских исследований. стр. 32–40. ISBN 9788675830153 .
- Дворник, Фрэнсис (1962). Славяне в европейской истории и цивилизации . Нью-Брансуик: Издательство Университета Рутгерса. ISBN 9780813507996 .
- Ферьянчич, Божидар ; Максимович, Любомир (2014). «Сава Неманич и Сербия между Эпиром и Никеей» . Балканика (45): 37–54. дои : 10.2298/BALC1445037F . hdl : 21.15107/rcub_dais_12894 .
- Хорошо, Джон Ван Антверпен младший (1991) [1983]. Раннесредневековые Балканы: критический обзор с шестого по конец двенадцатого века . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0472081497 .
- Хорошо, Джон Ван Антверпен младший (1994) [1987]. Позднесредневековые Балканы: критический обзор с конца двенадцатого века до османского завоевания . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0472082604 .
- Хорошо, Джон Ван Антверпен младший (2005). Когда этническая принадлежность не имела значения на Балканах: исследование идентичности в донационалистической Хорватии, Далмации и Славонии в периоды средневековья и раннего Нового времени . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0472025600 .
- Фотич, Александр (2008). «Сербская Православная Церковь » Энциклопедия Османской империи Нью-Йорк: Издательство информационной базы. стр. 100-1 519–520. ISBN 9781438110257 .
- Гаврилович, Зага (2001). Исследования византийского и сербского средневекового искусства . Лондон: Пиндар Пресс. ISBN 9781899828340 .
- Иванович, Милош (2019). «Сербские жития о войне и политической борьбе династии Неманичей (с двенадцатого по четырнадцатый век)» . Реформа и обновление в средневековой Восточной и Центральной Европе: политика, право и общество . Клуж-Напока: Румынская академия, Центр трансильванских исследований. стр. 103–129.
- Ивич, Павле , изд. (1995). История сербской культуры . Edgware: Издательство Porthill. ISBN 9781870732314 .
- Ягич, Ватрослав (1883). Четыре Евангелия палеословенской версии Codex Marianus Glagoliticus, переписанные кириллицей (PDF) . Берлин: Вайдманн.
- Яничиевич, Йован, изд. (1990). Сербская культура на протяжении веков: избранный список рекомендуемой литературы . Белград: Агентство югославских авторов.
- Яничиевич, Йован, изд. (1998). Культурная сокровищница Сербии . Белград: Идея, Военное издательство, система Маркт. ISBN 9788675470397 .
- Джонстон, Дуглас; Сэмпсон, Синтия, ред. (1995). Религия, недостающее измерение государственного управления . Нью-Йорк и Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195102802 .
- Йованович, Здравко Б. (2019). «Экклезиология в современном сербском богословии: обзор некоторых важных перспектив» . Сербская Православная Церковь в вызовах XXI века . Регенсбург: Удар. стр. 169–187. ISBN 9783791730578 .
- Калич, Йованка (1995). «Раша – ядро средневекового сербского государства» . Сербский вопрос на Балканах . Белград: Географический факультет. стр. 147–155.
- Калич, Йованка (2017). «Первые коронационные церкви средневековой Сербии» . Балканика (48): 7–18. дои : 10.2298/BALC1748007K .
- Кашич, Душан, изд. (1965). Сербская Православная Церковь: ее прошлое и настоящее . Том. 1. Белград: Сербская Православная Церковь.
- Кашич, Душан, изд. (1966). Сербская Православная Церковь: ее прошлое и настоящее . Том. 2. Белград: Сербская Православная Церковь.
- Кашич, Душан, изд. (1972). Сербская Православная Церковь: ее прошлое и настоящее . Том. 3. Белград:Сербская Православная Церковь.
- Кашич, Душан, изд. (1973). Сербская Православная Церковь: ее прошлое и настоящее . Том. 4. Белград:Сербская Православная Церковь.
- Кашич, Душан, изд. (1975). Сербская Православная Церковь: ее прошлое и настоящее . Том. 5. Белград:Сербская православная церковь.
- Кашич, Душан, изд. (1983). Сербская Православная Церковь: ее прошлое и настоящее . Том. 6. Белград:Сербская православная церковь.
- Киа, Мехрдад (2011). Повседневная жизнь в Османской империи . Санта-Барбара, Калифорния: Greenwood Press. ISBN 9780313064029 .
- Кидд, Бересфорд Джеймс (1927). Церкви восточного христианского мира: от 451 года нашей эры до наших дней . Лондон: Фейт Пресс. ISBN 9780598821126 .
- Киминас, Деметриус (2009). Вселенский Патриархат: история его митрополитов с аннотированными иерархическими каталогами . ООО «Вайлдсайд Пресс». ISBN 9781434458766 .
- Коматина, Ивана (2016). XI по XIII век Церковь и государство в сербских землях с . Белград: Институт истории. ISBN 9788677431136 .
- Коматина, Предраг (2014). «Расселение славян в Малой Азии в период правления Юстиниана II и епископства των Γορδοσερβων» (PDF) . Белградский исторический вестник: Историческое обозрение Белграда . 5 : 33–42.
- Коматина, Предраг (2015). «Церковь в Сербии во времена Кирилло-Мефодиевой миссии в Моравии» . Кирилл и Мефодий: Византия и мир славян . Салоники: Димос. стр. 711–718.
- Крстич, Бранислав (2003). Сохранение культурного наследия Сербии и Европы в Косово и Метохии . Белград: Координационный центр федерального правительства и правительства Республики Сербия по Косово и Метохии. ISBN 9788675560173 .
- Кубурич, Зорица (2014). «Сербская Православная Церковь в контексте истории» (PDF) . Религия и толерантность: журнал Центра эмпирических исследований религии . 12 (22): 387–402.
- Любинкович, Радивое (1975). Церковь Апостолов Печского Патриархата . Белград: Югославия.
- Марьянович, Драголюб (2018). «Возникновение Сербской церкви по отношению к Византии и Риму» (PDF) . Ниш и Византия . 16 :41–50.
- Марьянович-Душанич, Смила (2006). «Монархическая идеология в грамотах сербской династии Неманидов (1168-1371): Дипломатическое исследование» . Archiv für Diplomatik: Schriftgeschichte, Siegel- und Wappenkunde . 52 : 149–158. дои : 10.7788/afd.2006.52.jg.149 . S2CID 96483243 .
- Маркович, Миодраг; Войводич, Драган, ред. (2017). Сербское художественное наследие в Косово и Метохии: идентичность, значение, уязвимость . Белград: Сербская академия наук и искусств.
- Медакович, Деян (1989). «Сербская церковь и искусство XVIII и XIX веков» . Традиции и современное общество: симпозиум в Королевской академии литературы, истории и древностей . Стокгольм: Альмквист и Wiksell International. стр. 133–147. ISBN 9789174022025 .
- Милеушнич, Слободан, изд. (1989). Сербская Православная Церковь: ее прошлое и настоящее . Том. 7. Белград:Сербская Православная Церковь.
- Милеушнич, Слободан (1997). Духовный геноцид: обзор разрушенных, поврежденных и оскверненных церквей, монастырей и других церковных зданий во время войны 1991–1995 годов (1997) . Белград: Музей Сербской Православной Церкви.
- Милеушнич, Слободан (1998). Средневековые монастыри Сербии (4-е изд.). Нови-Сад: Прометей. ISBN 9788676393701 .
- Моравчик, Дьюла , изд. (1967) [1949]. Константин Багрянородный: De Administando Imperio (2-е исправленное изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Центр византийских исследований Думбартон-Оукс. ISBN 9780884020219 .
- Моррисон, Кеннет; Чагорович, Небойша (2014). «Политическая динамика внутриправославного конфликта в Черногории» . Политизация религии, власть государства, нации и веры: пример бывшей Югославии и ее государств-преемников . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 151–170. ISBN 9781137477866 .
- Оболенский, Дмитрий (1974) [1971]. Византийское государство: Восточная Европа, 500–1453 гг . Лондон: Кардинал. ISBN 9780351176449 .
- Острогорский, Георгий (1956). История Византийского государства . Оксфорд: Бэзил Блэквелл.
- Пайзи-Апостолопулу, Мачи (2012). «Апелляция к авторитету ученого патриарха: новые данные об ответах Геннадия Схолариоса на вопросы Георгия Бранковича» . Исторический обзор . 9 : 95–116.
- Пантелич, Братислав (2002). Архитектура Дечани и роль архиепископа Данила II . Висбаден: Райхерт. ISBN 9783895002397 .
- Павлович, Йован, изд. (1992). Сербская Православная Церковь: ее прошлое и настоящее . Том. 8. Белград:Сербская православная церковь.
- Павлович, Павел (1989). История Сербской Православной Церкви . Книги сербского наследия. ISBN 9780969133124 .
- Павлович, Стеван К. (2002). Сербия: История названия . Лондон: Херст и компания. ISBN 9781850654773 .
- Попович, Марко (1999). Рас ( Крепость на сербском языке). Белград: Археологический институт. ISBN 9788680093147 .
- Попович, Радомир В. (1996). Христианство на земле Восточного Иллирика до прихода славян . Салоники: Институт балканских исследований. ISBN 9789607387103 .
- Попович, Радомир В. (2013). Сербская Православная Церковь в истории . Белград: Академия Сербской Православной Церкви изящных искусств и консервации. ISBN 9788686805621 .
- Попович, Светлана (2002). «Сербская епископальная кафедра в тринадцатом веке» . Старинар (51: 2001): 171–184.
- Принцинг, Гюнтер (2012). «Автокефальная византийская церковная провинция Болгария/Охрид. Насколько независимыми были ее архиепископы?». Болгария Средневековая . 3 : 355–383. ISSN 1314-2941 .
- Радич, Радмила (1998). «Сербская православная церковь и война в Боснии и Герцеговине» . Религия и война в Боснии . Атланта: Scholars Press. стр. 160–182. ISBN 9780788504280 .
- Радич, Радмила (2007). «Сербское христианство» . Блэквеллский компаньон восточного христианства . Молден: Издательство Блэквелл. стр. 231–248. ISBN 9780470766392 .
- Радич, Радмила (2015). «Сербская Православная Церковь в Первой мировой войне» . Сербы и Первая мировая война 1914-1918 гг . Белград: Сербская академия наук и искусств. стр. 263–285. ISBN 9788670256590 .
- Радич, Радмила; Вукоманович, Милан (2014). «Религия и демократия в Сербии с 1989 года: на примере Сербской Православной Церкви» . Религия и политика в постсоциалистической Центральной и Юго-Восточной Европе: вызовы с 1989 года . Хаундмиллс: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 180–211. ISBN 9781137330727 .
- Радоевич, Мира; Мичич, Срджан Б. (2015). «Сотрудничество и трения Сербской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом и Болгарским Экзархатом в межвоенный период» . Студия Академической Шуменезии . 2 : 126–143.
- Рудометоф, Виктор (2001). Национализм, глобализация и православие: социальные истоки этнического конфликта на Балканах . Лондон: Гринвуд Пресс. ISBN 9780313319495 .
- Рансиман, Стивен (1985). Великая Церковь в плену: исследование Константинопольского Патриархата от кануна турецкого завоевания до греческой войны за независимость . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521313100 .
- Шакота, Мирьяна (2017). Османские хроники: Архив монастыря Дечани . Призрен: Рашка-Призренская епархия.
- Самарджич, Радован ; Душков, Милан, ред. (1993). Сербы в европейской цивилизации . Белград: Нова, Сербская академия наук и искусств, Институт балканских исследований. ISBN 9788675830153 .
- Седлар, Джин В. (1994). Восточно-Центральная Европа в средние века, 1000-1500 гг . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. ISBN 9780295800646 .
- Слиепчевич, Джоко М. (1958). Македонский вопрос: борьба за Южную Сербию . Чикаго: Американский институт по балканским делам.
- Сотирович, Владислав Б. (2011). «Сербский Патриархат Печа в Османской империи: первый этап (1557–94)» . 25 (2): 143–169.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Сулис, Джордж Христос (1984). Сербы и Византия в период правления царя Стефана Душана (1331–1355) и его преемников . Вашингтон: Библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. ISBN 9780884021377 .
- Спасович, Станимир (2004). «Сербское православие в Канаде» . Сербы диаспоры: культурный анализ . Эдмонтон: Университет Альберты. стр. 95–168. ISBN 9780921490159 .
- Шпехар, Перика Н. (2010). «По плодам их узнаете — христианизация Сербии в средние века» . Итак, по плодам их вы узнаете их . Познань: Научное объединение польских археологов. стр. 203–220.
- Шпехар, Перица Н. (2015). «Заметки о христианизации и государствах на Центральных Балканах в свете археологических находок (7-11 вв.)» . Castellum, Civitas, Urbs: центры и элиты в раннесредневековой Восточно-Центральной Европе . Будапешт: Верлаг Мари Лейдорф. стр. 71–93.
- Стивенсон, Пол (2000). Балканская граница Византии: политическое исследование Северных Балкан, 900–1204 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521770170 .
- Стоянович, Александр (2017). «Осажденная церковь: Сербская православная церковь в Независимом государстве Хорватия (NDH) 1941-1945» . Балканика (48): 269–287. дои : 10.2298/BALC1748269S .
- Суботич, Гойко (1998). Искусство Косово: Священная земля Нью-Йорк: Моначелли Пресс. ISBN 9781580930062 .
- Суботин-Голубович, Татьяна (1999). «Отражение культа святых Константина и Мефодия в средневековой сербской культуре» . Салоники – Великая Моравия: Материалы международной конференции . Салоники: Греческая ассоциация славистики. стр. 37–46. ISBN 9789608595934 .
- Шуйка, Марко (2011). «Образ битвы за Косово (1389 г.) сегодня: историческое событие, моральный образец или инструмент политического манипулирования» . Использование средневековья в современных европейских государствах: история, государственность и поиск истоков . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 152–174. ISBN 9780230283107 .
- Тодич, Бранислав (1999). Сербская средневековая живопись: эпоха короля Милютина . Белград: Драганич. ISBN 9788644102717 .
- Тодич, Бранислав; Чанак-Медич, Милка (2013). Монастырь Дечани . Белград: Музей в Приштине. ISBN 9788651916536 .
- Томсон, Фрэнсис Дж. (1993). «Архиепископ Сербский Даниил II: иерарх, агиограф, святой: с некоторыми комментариями о жизни королей и архиепископов Сербии и культах средневековых сербских святых» . Аналекта Болландиана 111 (1–2): 103–134. дои : 10.1484/J.ABOL.4.03279 .
- Тодорович, Елена (2006). Православная праздничная книга в империи Габсбургов: Праздничное приветствие Захарии Орфелина Моисею Путнику (1757 г.) . Олдершот: Издательство Ashgate. ISBN 9780754656111 .
- Тодорович, Милош (2024). «Православие в дипломатии: обзор религиозной дипломатии и роли Сербской Православной Церкви в международных отношениях» . Журнал балканских и черноморских исследований (12): 103–130. дои : 10.56679/balkar.1449077 . Проверено 4 июля 2024 г.
- Томич, Марко Д. (2019). «Взгляд на правовое положение Сербской Православной Церкви в Боснии и Герцеговине под властью Австро-Венгерской империи» (PDF) . Известия: Юридический факультет в г. Нови-Саде . 53 (4): 1445–1465.
- Тредголд, Уоррен Т. (1997). История византийского государства и общества . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9780804726306 .
- Турлей, Станислав (2016). Юстиниана Прима: недооцененный аспект церковной политики Юстиниана . Краков: Издательство Ягеллонского университета. ISBN 9788323395560 .
- Убипарипович, Срболюб (2019). «Развитие литургиологии среди православных сербов и ее влияние на актуальное литургическое обновление в Сербской Православной Церкви» . Сербская Православная Церковь в вызовах XXI века . Регенсбург: Удар. стр. 258–267. ISBN 9783791730578 .
- Васари, Иштван (2005). Половцы и татары: Восточная армия на доосманских Балканах, 1185–1365 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139444088 .
- Великоня, Митя (2003). Религиозное разделение и политическая нетерпимость в Боснии и Герцеговине . Колледж-Стейшн, Техас: Издательство Техасского университета A&M. ISBN 9781603447249 .
- Власто, Алексис П. (1970). Вхождение славян в христианский мир: Введение в средневековую историю славян . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521074599 .
- Вукович, Сава (1998). История Сербской Православной Церкви в Америке и Канаде 1891–1941 гг . Крагуевац: Каленич.
- Живкович, Тибор ; Боянин, Станое; Петрович, Владета, ред. (2000). Избранные грамоты сербских правителей (XII-XV века): Относительно территории Косово и Метохии . Афины: Центр исследований византийской цивилизации.
- Живкович, Тибор (2007). «Золотая печать Строймира» (PDF) . Исторический обзор . 55 . Белград: Институт истории: 23–29. Архивировано из оригинала (PDF) 24 марта 2018 года . Проверено 3 апреля 2021 г.
- Живкович, Тибор (2008). Ковка единства: Южные славяне между Востоком и Западом 550-1150 гг . Белград: Институт истории, Чигоя штампа. ISBN 9788675585732 .
- Живкович, Тибор (2010). «Источник Константина Багрянородного по древнейшей истории хорватов и сербов» . Труды Института хорватской истории в Загребе . 42 : 117–131.
- Живкович, Тибор (2012). Об обращении хорватов и сербов: утраченный источник . Белград: Институт истории.
- Живкович, Тибор (2013). «О крещении сербов и хорватов во времена Василия I (867–886)» (PDF) . Studia Slavica et Balcanica Petropolitana (1): 33–53.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сербское Благо | Сайт сокровищ Сербии - фотографии, QTVR и фильмы сербских монастырей и сербского православного искусства.
- Статья Рональда Роберсона о Сербской Православной Церкви на сайте CNEWA.
- Статья о средневековой истории Сербской Православной Церкви в фонде Института византийских исследований Австрийской академии наук (на немецком языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сербская Православная Церковь
- Члены Всемирного совета церквей
- Члены Национального совета церквей
- Восточное православие в Сербии
- 1219 заведений
- Органы Восточной Православной Церкви в Европе
- Восточное православие по странам
- Восточное православие в Европе
- Национальные церкви
- Заведения XIII века в Сербии
- Государственные церкви (христианские)
- Культура Сербии
- Христианство в Сербии