Миф об ударе в спину
Миф об ударе в спину ( нем . Dolchstoßlegende , произносится [ˈdɔlçʃtoːsleˌɡɛndə] , букв. « легенда об ударе кинжалом » ) [а] была антисемитской теорией заговора , которая получила широкое распространение и распространялась в Германии после 1918 года . Он утверждал, что Имперская немецкая армия не проиграла Первую мировую войну на поле боя, а вместо этого была предана некоторыми гражданами в тылу – особенно евреями , революционными социалистами, которые разжигали забастовки и трудовые волнения, [1] и политики- республиканцы , свергнувшие Дом Гогенцоллернов во время немецкой революции 1918–1919 годов . Сторонники мифа называли руководителей немецкого правительства, подписавших перемирие 11 ноября 1918 года , « ноябрьскими преступниками » ( Novemberverbrecher) .
Когда Адольф Гитлер и нацистская партия пришли к власти в 1933 году, они сделали теорию заговора неотъемлемой частью своей официальной истории 1920-х годов, изображая Веймарскую республику делом рук «ноябрьских преступников», которые «нанесли удар по нации в назад», чтобы захватить власть. Нацистская пропаганда изображала Веймарскую Германию как «трясину коррупции, вырождения, национального унижения, безжалостного преследования честной «национальной оппозиции» – четырнадцать лет правления евреев, марксистов и « культурных большевиков », которые, наконец, были сметены Национал-социалистическое движение под руководством Гитлера и победа «национальной революции» 1933 года». [2]
Историки внутри и за пределами Германии, хотя и признают, что экономический и моральный коллапс в тылу был фактором поражения Германии, единогласно отвергают этот миф. указывают на отсутствие дополнительных резервов Императорской немецкой армии, опасность вторжения с юга, превосходство немецких войск на западном фронте более многочисленными силами союзников, особенно после вступления Соединенных Штатов в войну Историки и военные теоретики в качестве доказательства . что Германия уже проиграла войну в военном отношении к концу 1918 года. [3] [4]
Фон
[ редактировать ]Часть серии о |
Антисемитизм |
---|
Категория |
В конце Первой мировой войны Верховное Главнокомандование ( Oberste Heeresleitung , OHL) контролировало не только вооруженные силы, но и большую часть экономики посредством Закона о вспомогательных службах от декабря 1916 года, который в рамках программы Гинденбурга был направлен на полное мобилизация экономики для военного производства. Однако для реализации этого закона генерал-фельдмаршалу Паулю фон Гинденбургу и его начальнику штаба, первому генерал-квартирмейстеру Эриху Людендорфу пришлось пойти на значительные уступки профсоюзам и рейхстагу . [5] Гинденбург и Людендорф пригрозили уйти в отставку в июле 1917 года, если император не сместит канцлера Теобальда фон Бетмана Хольвега . Он потерял для них свою полезность, когда потерял доверие Рейхстага после того, как тот принял мирную резолюцию Рейхстага, призывающую к миру путем переговоров без аннексий. [6] Бетманн Хольвег подал в отставку, и его заменил Георг Михаэлис , назначение которого было поддержано ОХЛ. Однако всего через 100 дней пребывания у власти он стал первым канцлером, свергнутым рейхстагом. [7]
После многих лет боевых действий и миллионов жертв Великобритания и Франция с осторожностью относились к вторжению в Германию с его неизвестными последствиями. Однако союзники получили обильное снабжение от Соединенных Штатов , у которых были свежие армии, готовые к бою. [8] На Западном фронте , хотя линия Гинденбурга была прорвана и немецкие войска отступали, союзные армии не только пересекли немецкую границу 1914 года в нескольких местах в Эльзасе-Лотарингии (см. карту ниже). Тем временем на Восточном фронте Германия уже выиграла войну против России , заключённую Брест-Литовским договором . На Западе Германия добилась успехов в весеннем наступлении 1918 года, но атака исчерпала себя, союзники перегруппировались, и в ходе « Стодневного наступления» они отбили утраченные позиции без каких-либо признаков остановки. Вкладая в Dolchstoßlegende , общий провал немецкого наступления был возложен на забастовки в оружейной промышленности в критический момент, в результате чего солдаты остались без достаточного запаса техники . Считалось, что забастовки были спровоцированы предательскими элементами, причем большую часть вины взяли на себя евреи. [9]
Слабость стратегического положения Германии усугублялась быстрым крахом других центральных держав в конце 1918 года после побед союзников на македонском и итальянском фронтах. Болгария первой подписала перемирие 29 сентября 1918 года в Салониках. [10] 30 октября Османская империя капитулировала в Мудросе . [10] 3 ноября Австро-Венгрия направила флаг перемирия итальянской армии с просьбой о перемирии. Условия, согласованные по телеграфу с союзными властями в Париже, были доведены до сведения австро-венгерского командующего и приняты. Перемирие с Австро-Венгрией было подписано на вилле Джусти недалеко от Падуи 3 ноября. Австрия и Венгрия подписали отдельные договоры после распада Австро-Венгерской империи.
Важно отметить, что после капитуляции Австро-Венгрии южная граница Германии оказалась под угрозой вторжения союзников из Австрии. Действительно, 4 ноября союзники решили подготовить наступление трех армий через Альпы в направлении Мюнхена с территории Австрии в течение пяти недель. [11]
После того, как последнее немецкое наступление на Западном фронте провалилось в 1918 году, Гинденбург и Людендорф признали, что военные действия обречены, и потребовали от кайзера Вильгельма II заключения перемирия и быстрой смены гражданского правительства в Германии. Они начали предпринимать шаги, чтобы переложить вину за поражение в войне с себя и немецкой армии на других. [12] Людендорф сказал своему штабу 1 октября:
Я... просил Его Величество включить в правительство те круги, которые в значительной степени ответственны за такое развитие событий. Теперь мы увидим, как эти господа перейдут в министерства. Пусть они будут теми, кто подпишет мирный договор, который теперь должен быть заключен. Пусть едят суп, который они нам приготовили! [13] [б]
Таким образом, Людендорф назначал политиков-республиканцев – многие из которых были социалистами – которые должны были войти в правительство и стать партиями, ведущими переговоры о перемирии с союзниками , в качестве козлов отпущения, которые должны были взять на себя вину за поражение в войне. вместо себя и Гинденбурга. [12] Обычно во время войны между военными командующими враждебных сил ведутся переговоры о перемирии, но вместо этого Гинденбург и Людендорф передали эту задачу новому гражданскому правительству. [15] Позиция военных заключалась в том, что «левые партии должны принять на себя ненависть этого мира. Тогда буря гнева обернется против них», после чего военные могли бы снова вмешаться, чтобы гарантировать, что все когда-нибудь наладится. снова запуститься «по-старому». [16]
5 октября канцлер Германии принц Максимилиан Баденский связался с президентом США Вудро Вильсоном , указав, что Германия готова принять его «Четырнадцать пунктов» в качестве основы для дискуссий. В ответ Вильсон настаивал на том, чтобы Германия установила парламентскую демократию, отказалась от территории, которую она получила к этому моменту в войне, и значительно разоружилась, включая отказ от немецкого флота открытого моря . [17] 26 октября Людендорф был уволен императором со своего поста и заменен генерал-лейтенантом Вильгельмом Гренером , который начал подготовку вывода и демобилизации армии. [18]
11 ноября 1918 года представители вновь образованной Веймарской республики, созданной после революции 1918–1919 годов, вынудившей кайзера отречься от престола, подписали перемирие, положившее конец боевым действиям. Военные командиры устроили это так, чтобы их не обвиняли в том, что они требуют мира, а республиканские политики, связанные с перемирием, должны были: [15] подпись на документе о перемирии принадлежала Матиасу Эрцбергеру , который позже был убит по обвинению в государственной измене.
Учитывая, что подвергавшаяся жесткой цензуре немецкая пресса на протяжении всей войны не передавала ничего, кроме новостей о победах, а сама Германия была неоккупирована, хотя и оккупировала значительную часть зарубежной территории, неудивительно, что немецкая общественность была озадачена просьбой о перемирии. тем более что они не знали, что об этом просили их военачальники, [15] они также не знали, что немецкая армия полностью отступила после того, как ее последнее наступление провалилось. [12]
Таким образом, были созданы условия для «мифа об ударе в спину», в котором Гинденбург и Людендорф считались невиновными, немецкая армия рассматривалась как непобедимая на поле боя, а республиканские политики – особенно социалисты – были обвинен в предательстве Германии. Дальнейшая вина была возложена на их ноги после того, как они подписали Версальский договор в 1919 году, который привел к территориальным потерям и серьезным финансовым трудностям для шаткой новой республики, включая удручающий график репараций.
Консерваторы, националисты и бывшие военные лидеры начали критически высказываться о мире и веймарских политиках, социалистах, коммунистах и евреях. Даже к католикам некоторые относились с подозрением из-за предполагаемой верности Папе и предполагаемого отсутствия у них национальной лояльности и патриотизма. Утверждалось, что эти группы недостаточно поддержали войну и сыграли роль в продаже Германии ее врагам. Эти ноябрьские преступники , или те, кто, казалось, получил выгоду от недавно образованной Веймарской республики, считались «нанесшими им удар в спину» на внутреннем фронте, критикуя немецкий национализм , провоцируя беспорядки и усиливая забастовки в критически важных военных отраслях, или путем спекуляции. Считалось, что эти действия лишили Германию почти наверняка победы в одиннадцатый час.
Оценки положения Германии в конце 1918 г.
[ редактировать ]Современный
[ редактировать ]Во время консультации по условиям перемирия в октябре 1918 года Дуглас Хейг , командующий силами Великобритании и Содружества на западном фронте, заявил, что «Германия не сломлена в военном смысле. В последние недели ее войска отошли, сражаясь очень храбро и в отличном состоянии». Фердинанд Фош , Верховный главнокомандующий союзными войсками, согласился с этой оценкой, заявив, что «немецкая армия, несомненно, могла бы занять новую позицию, и мы не могли этому помешать». [19] Когда его спросили о том, сколько времени, по его мнению, потребуется, чтобы немецкие войска переправились через Рейн, Фош ответил: «Может быть, три, может быть, четыре или пять месяцев, кто знает?». [11]
В частной переписке Хейг был более оптимистичен. В письме жене в середине октября он заявил: «Я думаю, что их армия сейчас разбита». [20] : 316 Хейг отметил в своем дневнике от 11 ноября 1918 года, что немецкая армия находилась в «очень плохом» состоянии из-за неподчинения и недисциплинированности в рядах. [20] : 318
Разведка британской армии в октябре 1918 года оценила немецкие резервы как очень ограниченные: всего 20 дивизий на всем западном фронте, из которых только пять были оценены как «свежие». Однако они также подчеркнули, что немецкий класс 1920 года (то есть класс молодых людей, которые должны были быть призваны в 1920 году при нормальных обстоятельствах, но призваны досрочно) сохранялся в качестве дополнительного резерва и будет включен в состав немецких дивизий в зимой 1918 года, если война продолжится. [20] : 317–318 Воздушная разведка также выявила отсутствие каких-либо подготовленных укрепленных позиций за линией Гинденбурга. [20] : 316 В отчете немецкого генерала в отставке Монтгеласа , который ранее связывался с британской разведкой для обсуждения мирных предложений, говорилось, что «военная ситуация отчаянная, если не безнадежная, но это ничто по сравнению с внутренним состоянием из-за быстрого распространения большевизма. ". [20] : 318
Послевоенный
[ редактировать ]В 1930 году британский военный теоретик Бэзил Лиддел Харт писал:
Принятие Германией этих суровых условий [т. е. условий перемирия] было ускорено не столько существующей ситуацией на западном фронте, сколько крахом «тыла» в сочетании с открытием нового удара в тыл через Австрию. [21]
Анализируя роль, которую события на западном фронте сыграли в решении Германии о капитуляции, Харт особенно подчеркнул важность новых военных угроз Германии, к которым они были плохо подготовлены, наряду с событиями внутри Германии, заявив, что:
Более значительным было принятое 4 ноября, после капитуляции Австрии, решение подготовить концентрическое наступление на Мюнхен трех союзных армий, которые должны были собраться на австро-германской границе в течение пяти недель. Вдобавок Тренчарда Независимые ВВС собирались бомбить Берлин: в масштабах, до сих пор невиданных в воздушной войне. А число американских войск в Европе теперь возросло до 2 085 000, а количество дивизий — до сорока двух, из которых тридцать две были готовы к бою. [21]
Немецкий историк Имануэль Гейсс также подчеркнул важность австро-венгерского распада, наряду с внутренними факторами, влияющими на Германию, в окончательном решении Германии заключить мир:
Какие бы сомнения ни сохранялись в умах немцев относительно необходимости сложить оружие, они были окончательно разрушены событиями внутри и за пределами Германии. 27 октября император Карл выплюнул губку [...] Германия была практически открыта для вторжения через Богемию и Тироль в Силезию, Саксонию и Баварию. Одно дело вести войну на чужой земле, а другое — иметь разрушения современной войны на немецкой земле. [22]
Гейсс далее связал эту угрозу границам Германии с тем фактом, что немецкое революционное движение возникло сначала в землях, которым больше всего угрожала новая угроза вторжения, – в Баварии и Саксонии. По мнению Гейсса, это привело к появлению двух конкурирующих движений за мир – одного «сверху», состоящего из деятелей истеблишмента, которые хотели использовать мир для сохранения статус-кво, и другого «снизу», которое хотело использовать мир для установления социалистического строя. , демократическое государство. [22]
Историк военно-морского флота и ветеран Королевского флота Первой мировой войны капитан С.В. Роскилл оценил ситуацию на море следующим образом:
Нет никакого сомнения в том, что в 1918 году противолодочные силы союзников нанесли тяжелое поражение подводным лодкам... так называемый «удар в спину» в результате краха гражданского населения является фикцией немецкого милитаристского воображения. [23]
Хотя Роскилл также уравновесил это, заявив, что то, что он охарактеризовал как «триумф невооруженных сил» (т.е. давление со стороны немецкого гражданского населения в пользу мира под влиянием блокады союзников), было фактором победы союзников наряду с победой вооруженных сил, включая военно-морские, сухопутные и воздушные силы. [23]
Развитие мифа
[ редактировать ]По словам историка Рихарда Штайгманна-Галла , концепция удара в спину восходит к проповеди, произнесенной 3 февраля 1918 года капелланом протестантского суда Бруно Дерингом , за девять месяцев до окончания войны. [9] Немецкий ученый Борис Барт, в отличие от Штайгманна-Галла, предполагает, что Деринг на самом деле не использовал этот термин, а говорил только о «предательстве». [25] Барт связывает первое задокументированное использование с центристским политическим собранием в мюнхенском Лёвенбройкеллере 2 ноября 1918 года, на котором Эрнст Мюллер-Майнинген , член Прогрессивной народной партии в рейхстаге , использовал этот термин, чтобы призвать своих слушателей продолжать борьбу:
Пока фронт держится, мы, черт возьми, обязаны держаться на родине. Нам пришлось бы стыдиться перед нашими детьми и внуками, если бы мы атаковали фронт боя с тыла и нанесли ему удар кинжалом ( wenn wir der Front in den Rücken fielen und ihr den Dolchstoß versetzten ).
Однако широкое распространение и принятие мифа об «ударе в спину» произошло благодаря его использованию высшим военным эшелоном Германии. Весной 1919 года Макс Бауэр – армейский полковник, который был главным советником Людендорфа по политике и экономике – опубликовал статью « Могли ли мы избежать, выиграть или прекратить войну?» , в котором он писал, что «[Война] была проиграна только и исключительно из-за провала Родины». [24] Рождение самого специфического термина «удар в спину», возможно, можно отнести к осени 1919 года, когда Людендорф обедал с главой британской военной миссии в Берлине, британским генералом сэром Нилом Малькольмом . Малькольм спросил Людендорфа, почему он считает, что Германия проиграла войну. Людендорф ответил своим списком оправданий, в том числе и тем, что тыл подвел армию.
Малькольм спросил его: «Вы имеете в виду, генерал, что вас ударили ножом в спину?» Глаза Людендорфа загорелись, и он набросился на эту фразу, как собака на кость. — Удар в спину? — повторил он. «Да, именно так, нас ударили в спину». Так родилась легенда, которая так и не исчезла полностью. [26]
Эта фраза пришлась Людендорфу по душе, и он дал понять генеральному штабу, что это «официальная» версия, что привело к ее распространению в немецком обществе. Его подхватили правые политические фракции, и его даже использовал кайзер Вильгельм II в мемуарах, которые он написал в 1920-х годах. [27] Правые группы использовали это как форму нападения на раннее правительство Веймарской республики, возглавляемое Социал-демократической партией (СДПГ), которая пришла к власти после отречения кайзера. Однако даже СДПГ сыграла свою роль в распространении этого мифа, когда рейхспрезидент Фридрих Эберт , лидер партии, сказал войскам, возвращающимся в Берлин 10 ноября 1918 года, что «ни один враг вас не победил» ( kein Feind Hat euch überwunden! ). [27] и «они вернулись непобежденными с поля боя» ( sie sind vom Schlachtfeld unbesiegt zurückgekehrt ). Последняя цитата была сокращена до im Felde unbesiegt (непобедимый на поле боя) как полуофициальный лозунг Рейхсвера . Эберт имел в виду эти высказывания как дань уважения немецкому солдату, но это только усилило преобладающее чувство.
Дальнейшее «доказательство» достоверности мифа было найдено в британского генерала Фредерика Бартона Мориса книге «Последние четыре месяца» , опубликованной в 1919 году. «нанесен удар кинжалом сзади гражданским населением» ( von der Zivilbevölkerung vonhinten erdolcht ), интерпретация, которую Морис отверг в немецкой прессе, но безрезультатно. По словам Уильяма Л. Ширера , Людендорф использовал рецензии на книгу, чтобы убедить Гинденбурга в обоснованности мифа. [28]
18 ноября 1919 года Людендорф и Гинденбург предстали перед Комитетом по расследованию вины в Первой мировой войне ( Untersuruchungsausschuss für Schuldfragen des Weltkrieges ) новоизбранного Веймарского национального собрания , который расследовал причины войны и поражения Германии. Оба генерала появились в штатском, публично объяснив, что ношение их формы проявит слишком большое уважение к комиссии. Гинденбург отказался отвечать на вопросы председателя и вместо этого зачитал заявление, написанное Людендорфом. В своих показаниях он процитировал то, что якобы написал Морис, что стало самой запоминающейся частью его показаний. [24] Гинденбург заявил в конце своей речи (или речи Людендорфа): «Как очень верно сказал один английский генерал, немецкая армия получила «удар в спину»». [28]
Далее, особенности мифа об ударе в спину кратко упоминает кайзер Вильгельм II в своих мемуарах:
Я немедленно вызвал фельдмаршала фон Гинденбурга и генерал-квартирмейстера генерала Гренера. Генерал Гренер снова заявил, что армия больше не может сражаться и желает покоя превыше всего и что, следовательно, любое перемирие должно быть безоговорочно принято; что перемирие должно быть заключено как можно скорее, так как армия имела припасы еще только на шесть-восемь дней и была отрезана от всех дальнейших снабжений повстанцами, занявшими все склады продовольствия и мосты через Рейн; что по какой-то необъяснимой причине посланная во Францию комиссия по перемирию, состоящая из Эрцбергера, посла графа Оберндорфа и генерала фон Винтерфельдта, которая пересекла французские линии двумя вечерами ранее, не прислала никакого отчета о характере условий. [29]
Гинденбург, начальник немецкого генерального штаба во время Людендорфского наступления, также упомянул это событие в заявлении, объясняющем отречение кайзера:
Заключение перемирия было непосредственно приближалось. В момент наивысшего военного напряжения в Германии вспыхнула революция, повстанцы захватили Рейнские мосты, важные арсеналы и транспортные узлы в тылу армии, поставив тем самым под угрозу поставки боеприпасов и продовольствия, а припасы оказались в руках войск хватило лишь на несколько дней. Войска на коммуникациях и резервы были расформированы, поступали неутешительные сведения о надежности самой действующей армии. [30]
Именно это свидетельство Гинденбурга привело к широкому признанию Dolchstoßlegende в Германии после Первой мировой войны.
Антисемитские аспекты
[ редактировать ]Антисемитские инстинкты немецкой армии проявились задолго до того, как миф об ударе в спину стал для военных оправданием поражения в войне. В октябре 1916 года, в разгар войны, армия приказала провести еврейскую перепись в войсках с целью показать, что евреи недостаточно представлены в Хир (армии) и что они чрезмерно представлены в невоюющих частях. позиции. Вместо этого перепись показала прямо противоположное: евреи были чрезмерно представлены как в армии в целом, так и на боевых позициях на фронте. Затем Императорская немецкая армия скрыла результаты переписи. [4]
Обвинения в еврейском заговорщическом элементе в поражении Германии в значительной степени основывались на таких фигурах, как Курт Эйснер , немецкий еврей, родившийся в Берлине и живший в Мюнхене. Он писал о незаконном характере войны начиная с 1916 года, а также принимал активное участие в Мюнхенской революции , пока не был убит в феврале 1919 года. Веймарская республика под руководством Фридриха Эберта жестоко подавляла рабочие восстания с помощью Густава Носке. и генерал рейхсвера Вильгельм Гренер и терпел формирование военизированных фрайкоров по всей Германии. Несмотря на такую толерантность, легитимность республики постоянно подвергалась нападкам с использованием таких заявлений, как удар в спину. Многие из его представителей, такие как Матиас Эрцбергер и Вальтер Ратенау, были убиты, а лидеры были заклеймены как «преступники» и евреи в правой прессе, в которой доминировал Альфред Гугенберг .
Антиеврейские настроения были усилены Баварской Советской Республикой (6 апреля – 3 мая 1919 г.), коммунистическим правительством , которое некоторое время управляло городом Мюнхен, прежде чем было разгромлено Фрайкорпсом . Многие из лидеров Баварской Советской Республики были евреями, что позволяло антисемитским пропагандистам связывать евреев с коммунизмом и, таким образом, являться государственной изменой.
В 1919 году лидер Deutschvölkischer Schutz und Trutzbund (Немецкой федерации националистической защиты и неповиновения) Альфред Рот , писавший под псевдонимом «Отто Арним», опубликовал книгу « Еврей в армии » , которая, по его словам, была основана на доказательствах, собранных во время его участия в Judenzählung. , военная перепись, которая фактически показала, что немецкие евреи служили на передовой пропорционально их численности. В работе Рота утверждалось, что большинство евреев, участвовавших в войне, принимали участие только в качестве спекулянтов и шпионов, в то время как он также обвинял еврейских офицеров в воспитании пораженческого менталитета, который негативно влиял на их солдат. Таким образом, книга представляет собой одну из самых ранних опубликованных версий легенды об ударе в спину. [31]
Версия мифа об ударе в спину была обнародована в 1922 году антисемитским нацистским теоретиком Альфредом Розенбергом в его основном вкладе в нацистскую теорию сионизма « ( Der Staatsfeindliche Zionismus» «Сионизм, враг государства»). Розенберг обвинил немецких сионистов в стремлении к разгрому Германии и поддержке Великобритании и реализации Декларации Бальфура . [с]
Последствия
[ редактировать ]Дольхштосс . был центральным образом в пропаганде многих правых и традиционно консервативных политических партий, возникших в первые дни Веймарской республики, включая нацистскую партию Адольфа Гитлера Для самого Гитлера эта объяснительная модель Первой мировой войны имела решающее личное значение. [34] Он узнал о поражении Германии, когда лечился от временной слепоты после газовой атаки на фронте. [34] В «Майн кампф » он описал видение того времени, которое побудило его заняться политикой. На протяжении всей своей карьеры он выступал против «ноябрьских преступников» 1918 года, нанесших удар в спину немецкой армии.
Немецкий историк Фридрих Майнеке попытался проследить корни выражения «удар в спину» в статье от 11 июня 1922 года в венской газете Neue Freie Presse . [ нужна ссылка ] На национальных выборах 1924 года мюнхенский культурный журнал Süddeutsche Monatshefte опубликовал серию статей, обвиняющих СДПГ и профсоюзы в поражении Германии в Первой мировой войне, которые появились во время суда над Гитлером и Людендорфом по обвинению в государственной измене после Пивного путча в 1923. Редактор газеты СДПГ подал на журнал в суд за клевету , что привело к так называемому мюнхенскому Dolchstoßprozess с 19 октября по 20 ноября 1925 года. Многие видные деятели давали показания на этом процессе, в том числе члены парламентского комитета, расследующего причины поражение, поэтому некоторые его результаты были обнародованы задолго до публикации отчета комитета в 1928 году.
Вторая мировая война
[ редактировать ]Политика безоговорочной капитуляции союзников была разработана в 1943 году отчасти для того, чтобы избежать повторения мифа об ударе в спину. По словам историка Джона Уиллера-Беннета , говоря с британской точки зрения,
Нацистскому режиму и/или немецким генералам было необходимо безоговорочно сдаться, чтобы убедить немецкий народ в том, что он проиграл войну самостоятельно; так что их поражение не следует объяснять "ударом в спину". [35]
Вагнеровские аллюзии
[ редактировать ]Некоторым немцам идея «удара в спину» напомнила оперу Рихарда Вагнера 1876 года «Götterdämmerung» , в которой Хаген убивает своего врага Зигфрида – героя рассказа – копьем в спину. [36] [37] В мемуарах Гинденбург сравнил крах немецкой армии со смертью Зигфрида. [38]
Психология веры
[ редактировать ]Историк Ричард Макмастерс Хант утверждает в статье 1958 года, что этот миф был иррациональным убеждением, которое обладало силой неопровержимых эмоциональных убеждений миллионов немцев. Он предполагает, что за этими мифами стояло чувство коллективного стыда не за развязывание войны, а за ее поражение. Хант утверждает, что не вина за зло, а стыд слабости охватил национальную психологию Германии и «служил растворителем веймарской демократии, а также идеологическим цементом диктатуры Гитлера». [39]
Аналоги в других странах
[ редактировать ]Соединенные Штаты
[ редактировать ]Параллельные интерпретации национальной травмы после военного поражения появляются и в других странах. [40] Например, это было применено к участию Соединенных Штатов во Вьетнамской войне. [41] [42] и в мифологии « Проигранного дела Конфедерации» . [43] [44]
См. также
[ редактировать ]- Теория жертвы Австрии
- Причины Второй мировой войны
- Центр изучения причин войны
- пораженчество
- Оправдание геноцида
- Немецкая революция 1918–1919 гг.
- Инверсия Холокоста
- Теория еврейского военного заговора
- «Больше немец, чем немцы» : контрастный образ немецкого еврейства.
- Вторичный антисемитизм
- Курортные конференции (Первая мировая война)
- Курортная конференция (29 сентября 1918 г.)
Ссылки
[ редактировать ]Информационные примечания
- ↑ Несмотря на сходство немецкого слова Legende об ударе в спину « миф в английском языке является и английского слова «legend», предпочтительным термином » .
- ↑ Оригинал: Но я попросил СМ привести в правительство те круги, которым мы в основном должны быть благодарны за то, что зашли так далеко. Итак, теперь мы увидим, как эти господа перейдут в министерства. Теперь они должны заключить мир, который должен быть заключен сейчас. Им следует съесть суп, который они нам дали, сейчас же! [14]
- ^ Аналогично это описано Уильямом Хельмрайхом и Фрэнсисом Никосией. Хельмрайх отметил, что: « Der staatsfeindliche Zionismus », опубликованный в 1922 году, был главным вкладом Розенберга в национал-социалистическую позицию по сионизму. Он представлял собой частично развитие идей, уже выраженных в статьях в Volkischer Beobachter и в других опубликованных работах, особенно в Die Spur. В названии отражена суть тезиса, который Розенберг стремился донести до своих читателей: «Сионистская организация в Германии — это не что иное, как организация, преследующая легализованный подрыв немецкого государства». Он обвинил немецких сионистов в том, что они предали Германию во время войны, поддержав британскую Декларацию Бальфура и просионистскую политику, и заявил, что они активно работали над поражением Германии и Версальским соглашением, чтобы получить еврейский национальный дом в Палестине. Он продолжал утверждать. что интересы сионизма были прежде всего интересами мирового еврейства и, как следствие, международного еврейского заговора». [32] Никосия: «Розенберг утверждает, что евреи планировали Великую войну, чтобы обеспечить себе государство в Палестине. Другими словами, он предположил, что они спровоцировали насилие и войну среди неевреев, чтобы защитить свои собственные, исключительно еврейские, интересы. Фактически, название одной из этих работ, Der Staatsfeindliche Zionismus («Сионизм, враг государства»), опубликованной в 1922 году, передает суть подхода Розенберга к этому вопросу, подхода, который Гитлер использовал в некоторых своих выступлений с 1920 года. Розенберг пишет: «Сионистская организация в Германии — это не что иное, как организация, которая осуществляет легальную подрывную деятельность немецкого государства». Он также обвиняет сионистов в предательстве Германии во время Первой мировой войны, поддерживая Великобританию и ее Декларацию Бальфура, работая над поражением Германии и выполнением Декларации Бальфура, поддерживая Версальское соглашение и поддерживая еврейский национальный дом в послевоенном британском периоде. контролируемую Палестину». [33]
Цитаты
- ^ Кершоу 2016 , стр. 118–119.
- ^ Колб, Эберхард (2005). Веймарская республика . Нью-Йорк: Рутледж. п. 140 . ISBN 0415344425 .
- ^ Уотсон, Александр (2008). Пережить Великую войну: боевые действия, моральный дух и крах немецкой и британской армий, 1914–1918 гг . Кембридж: Кембриджские военные истории. гл. 6. ISBN 9780521881012 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эванс 2003 , с. 150.
- ^ Типтон 2003 , стр. 291–292.
- ^ Лерман, Кэтрин Энн (28 сентября 2016 г.). Дэниел, Ют; Гатрелл, Питер; Янц, Оливер; Джонс, Хизер; Кин, Дженнифер; Крамер, Алан; Нассон, Билл (ред.). «Бетманн Хольвег, Теобальд фон» . 1914–1918 онлайн. Международная энциклопедия Первой мировой войны . Свободный университет Берлина . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ Беккер, Берт (22 декабря 2016 г.). Дэниел, Ют; Гатрелл, Питер; Янц, Оливер; Джонс, Хизер; Кин, Дженнифер; Крамер, Алан; Нассон, Билл (ред.). «Михаэлис, Георг» . 1914–1918 — онлайн. Международная энциклопедия Первой мировой войны . Свободный университет Берлина . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ Саймондс, Фрэнк Герберт (1919) История мировой войны, Том 2 , Нью-Йорк: Doubleday. п. 85
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стейгманн-Галл, Ричард (2003). Святой Рейх: нацистские концепции христианства, 1919–1945 гг . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 16. ISBN 0521823714 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Университет Индианы в Блумингтоне» . Университет Индианы в Блумингтоне .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лидделл Харт 1930 , стр. 385–386.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кершоу 2016 , с. 61.
- ^ «Эрих Людендорф признает поражение: дневниковая запись Альбрехта фон Таера (1 октября 1918 г.)» . История Германии в документах и изображениях . Проверено 25 августа 2023 г.
- ^ «Эрих Людендорф признает поражение: из дневниковых записей Альбрехта фон Таера (1 октября 1918 г.)» . de:История Германии в документах и фотографиях (на немецком языке) . Проверено 25 августа 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Жаркий 2018 год , с. 21–22.
- ^ Кершоу 2016 , с. 86.
- ^ Кершоу 2016 , стр. 85–86.
- ^ «Биография: Вильгельм Гренер, 1867–1939» . 11 июля 2014 года. Архивировано из оригинала 11 июля 2014 года . Проверено 20 декабря 2021 г.
- ^ Лидделл Харт 1930 , стр. 383–384.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Бич, Джим (2013). Разведка Хейга: Ставка и немецкая армия, 1916–1918 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 303–319. ISBN 9781139600521 . Проверено 4 марта 2024 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лидделл Харт 1930 , с. 385.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гейсс, Иммануэль (1974). Тейлор, AJP (ред.). История Первой мировой войны . Книги Осьминога. п. 266. ИСБН 0706403983 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Роскилл, Юго-Запад (1974). Тейлор, AJP (ред.). История Первой мировой войны . Книги Осьминога. п. 229. ИСБН 0706403983 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Жаркий 2018 год , с. 29–33.
- ^ Барт, Борис (2003). Легенды о предательстве и политический распад: травма поражения Германии в Первой мировой войне 1914–1933 гг. (на немецком языке). Дюссельдорф: Дросте. стр. 167 и 340 и далее. ISBN 3770016157 . Барт говорит, что Деринг был армейским капелланом, а не придворным капелланом. Следующие ссылки на Барта находятся на страницах 148 (Мюллер-Майнинген) и 324 (статья в NZZ с обсуждением разговора Людендорфа и Малькольма).
- ^ Уилер-Беннетт, Джон В. (1938). «Людендорф: Солдат и политик» . Ежеквартальный обзор Вирджинии . 14 (2): 187–202.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эванс 2003 , с. 61.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ширер, Уильям Л. , Взлет и падение Третьего Рейха , Саймон и Шустер (1960), стр.31fn
- ^ Вильгельм, Кайзер (1992). Мемуары кайзера . Хорошая пресса. стр. 285–286.
- ^ Гинденбург, Пол (1993). Записи великих войн . Том. VI. Национальные выпускники: Чарльз Ф. Хорн.
- ^ Леви, Ричард С. (2005). Антисемитизм: Историческая энциклопедия предрассудков и преследований . Санта-Барбара: ABC-CLIO. стр. 623–624. ISBN 1851094393 .
- ^ Хельмрайх 1985 , с. 24.
- ^ Никосия 2008 , с. 67.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Брендон, Пирс (2000). Темная долина: Панорама 1930-х годов . Кнопф. п. 8 . ISBN 0-375-40881-9 .
- ^ Уиллер-Беннетт, Джон В. (1954). Немезида власти: немецкая армия в политике, 1918–1945 гг . Лондон: Макмиллан. п. 559 .
- ^ Робертс, Дж. М. (1999). Двадцатый век: мировая история с 1901 года по настоящее время . Лондон: Аллен Лейн/The Penguin Press. п. 289 №12 . ISBN 0-713-99257-3 .
- ^ Васчик, Джордж С. и Сэдлер, Марк Р., ред. (2016) Миф об ударе в спину и падение Веймарской республики: история в документах и визуальных источниках Bloomsbury Academic. стр.1 ISBN 9781474227797
- ^ Киммел, Эльке (6 октября 2021 г.). «Миф о Гинденбурге и легенда об ударе в спину» . Deutschlandfunk Kultur (на немецком языке) . Проверено 2 марта 2022 г.
- ^ Хант, Ричард М. (1958). «Мифы, вина и стыд в донацистской Германии». Ежеквартальный обзор Вирджинии . 34 (3): 355–71. ПроКвест 1291786296 .
В конечном счете, глубокие эмоции, породившие эти мифы в донацистской Германии, были, по сути, непреодолимым чувством общественного стыда. Это был вовсе не позор, связанный с ответственностью за развязывание войны. Тем более это был позор, связанный с ответственностью за проигрыш войны.
- ^ Маклауд, Дженни, изд. (2008). Поражение и память: культурные истории военных поражений с 1815 года . Лондон, Англия: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 9780230517400 .
- ^ Кимбалл, Джеффри П. (1988). «Легенда об ударе в спину и война во Вьетнаме». Вооруженные силы и общество . 14 (3). Ньюбери-Парк, Калифорния: Публикации SAGE: 433–58. дои : 10.1177/0095327X8801400306 . S2CID 145066387 .
- ^ Возраст, Арнольд (1973). «Американская диаспора: она другая?». Измерение диаспоры . Дордрехт: Springer Нидерланды. стр. 169–172. дои : 10.1007/978-94-010-2456-3_11 . ISBN 978-94-010-2456-3 .
- ^ МакНатт, Райан К. (2 сентября 2017 г.). «« То, что осталось от флага »: мифы о «проигрышном деле» Конфедерации и якобитов и построение мифических идентичностей посредством увековечения памяти о конфликтах». Журнал археологии конфликтов . 12 (3): 142–162. дои : 10.1080/15740773.2017.1480419 . ISSN 1574-0773 . S2CID 165855051 .
- ^ Леви, Нил; Ротберг, Майкл (7 июля 2018 г.). «Исследования памяти в момент опасности: фашизм, постфашизм и современное политическое воображаемое». Исследования памяти . 11 (3): 355–367. дои : 10.1177/1750698018771868 . ISSN 1750-6980 . S2CID 150272869 .
Библиография
- Эванс, Ричард Дж. (2003). Приход Третьего Рейха . Нью-Йорк: Пингвин. ISBN 0-14-303469-3 .
- Хельмрайх, Уильям (1985). Третий Рейх и палестинский вопрос . Издательство Техасского университета. ISBN 978-1-351-47272-2 .
- Хетт, Бенджамин Картер (2018). Смерть демократии . Нью-Йорк: Церковь Святого Мартина. ISBN 978-1-250-21086-9 .
- Кершоу, Ян (2016). В ад и обратно: Европа 1914–1949 . Нью-Йорк: Книги Пингвина. ISBN 978-0-14-310992-1 .
- Лидделл Харт, Б.Х. (1930). Настоящая война . Литтл, Браун и компания. ISBN 978-0-316-52505-3 . Проверено 28 февраля 2024 г. стр. 383 , 384 , 385 , 386
- Никосия, Фрэнсис Р. (2008). Сионизм и антисемитизм в нацистской Германии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-88392-4 .
- Типтон, Фрэнк Б. (2003). История современной Германии с 1815 года . Лондон: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-24049-0 .
Дальнейшее чтение
- Чикеринг, Роджер (2004). Имперская Германия и Великая война, 1914–1918 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521547806 .
- Дист, Вильгельм и Фейхтвангер, EJ (1996). «Военный крах Германской империи: реальность, стоящая за мифом об ударе в спину». Война в истории . 3 (2): 186–207. дои : 10.1177/096834459600300203 . S2CID 159610049 .
- Шивельбуш, Вольфганг (2001). Культура поражения: о национальной травме, трауре и восстановлении . Нью-Йорк: Пикадор. ISBN 0312423195 .
- Уотсон, Александр (2008). «Удар на фронте: после 1918 года был создан миф о том, что немецкая армия проиграла войну только потому, что она получила «нож в спину» от пораженцев и революционеров в тылу. Обзор ясных доказательств того, что на самом деле она просто проиграла Будет продолжать сражаться» . История сегодня . 58 (11).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Антисемитизм на Музея Холокоста во Флориде сайте
- Die Judischen Gefallenen Доска почета в память 12 000 немецких евреев, погибших за свою родину в Первой мировой войне.
- Рецензия на книгу Гарольда Маркузе с 15 иллюстрациями «удар в спину», 1918–1942 гг.
- Последствия Первой мировой войны
- Антисемитские стереотипы
- Антисемитизм в Германии
- Теории заговора в Германии
- Теории заговора с участием евреев
- Немецкий национализм
- Немецкая революция 1918–1919 гг.
- Исторический отрицание
- Историография Первой мировой войны
- Теории военного и военного заговора
- Военная история Германии во время Второй мировой войны.
- Пропагандистские легенды
- Правый антисемитизм
- Виктимология
- Веймарская республика