Левиафан
Левиафан , ( / l ɪ ˈ v aɪ . ə θ ən / liv- EYE -ə-thən ; иврит : לִוְיָתָן , латинизированный : Līvyāṯān ; греческий : Λεβιάθαν ) — морской змей- демон отмеченный в теологии и мифологии. На него ссылаются в нескольких книгах еврейской Библии , включая Псалмы , Книгу Иова , Книгу Исайи и псевдоэпиграфическую Книгу Еноха . Левиафан часто является воплощением хаоса, угрожающего съесть проклятых, когда их жизнь закончится. В конце концов оно уничтожается. Христианские богословы отождествляли Левиафана с демоном смертного греха зависти . Согласно диаграммам Офитов , Левиафан заключает в себе пространство материального мира.
Левиафан из Книги Иова является отражением древнего ханаанского Лотана , первобытного монстра, побежденного богом Баал-Хададом . [ 1 ] [ 2 ] параллели с ролью месопотамской Тиамат , побежденной Мардуком уже давно проводятся В сравнительной мифологии , а также более широкие сравнения с повествованиями о драконах и мировых змеях , таких как Индра, убивающая Вртру, или Тор , убивающий Ёрмунганда . [ 3 ] Левиафан также фигурирует в еврейской Библии как метафора могущественного врага, особенно Вавилона ( Исаия 27:1). Некоторые ученые XIX века прагматично интерпретировали это слово как относящееся к крупным водным существам, таким как крокодил . [ 4 ] Позже это слово стало использоваться как термин для обозначения большого кита и морских чудовищ в целом.
Этимология и происхождение
[ редактировать ]Гезениус (среди других) утверждал, что имя לִוְיָתָן произошло от корня לוה lwh «сплетать; соединяться» с суффиксом прилагательного ן- , что буквально означает «свитый, скрученный в складки». [ 4 ] Если он существует, то суффикс прилагательного ן- (в отличие от -ון) не засвидетельствован, за исключением, возможно, Нехуштана , этимология которого неизвестна; ת также требует объяснения, поскольку Нехуштан образован от нехшоэ , а Левиафан от ливеи ; нормальное прилагательное fs будет לויון, liveyon . Другие филологи, в том числе Лескин , считали это иностранным заимствованием. [ 5 ] Третья школа считает это существительным. [ 6 ] Бауэр предложил לוית+תן, что означает «венок змеи». [ 7 ]
И название, и мифологическая фигура являются прямым продолжением угаритского морского чудовища Лотана , одного из слуг морского бога Ямму, побежденного Хададом в Цикле Ваала . [ 8 ] [ 9 ] В рассказе Угарита есть пробелы , из-за чего неясно, описывают ли некоторые фразы его или других монстров, находящихся в распоряжении Ямму, таких как Тунанну (библейский Таннин ). [ 10 ] Большинство ученых сходятся во мнении, что Лотана называют «беглым змеем» ( bn brḥ ). [ 9 ] но он может быть, а может и не быть «извивающимся змеем» ( bṯn ʿqltn ) или «могучим с семью головами» ( šlyṭ d.šbʿt rašm ). [ 11 ] Его роль, похоже, была прообразом более раннего змея Темтума , смерть которого от рук Хадада изображена на сирийских печатях XVIII–XVI веков до нашей эры. [ 11 ]
Морские змеи занимают видное место в мифологии древнего Ближнего Востока . [ 12 ] Они засвидетельствованы 3-м тысячелетием до нашей эры в шумерской иконографии, изображающей бога Нинурту, побеждающего семиглавого змея . было обычным В религиях Ближнего Востока явлением Хаоскампф : космическая битва между морским чудовищем, олицетворяющим силы хаоса , и богом-творцом или культурным героем наводит порядок . , который силой [ 13 ] Вавилонский описывает миф о сотворении мира победу Мардука над змеиной богиней Тиамат , тело которой было использовано для создания небес и земли . [ 14 ]
Танах
[ редактировать ]Левиафан конкретно упоминается шесть раз в Танахе : в Иове 3:8 , Иове 40:25–41:26 , Псалме 74:14 , Псалме 104:26 и дважды в Исаии 27:1 .
Иов 41:1–34 посвящен его подробному описанию: «Вот, надежда на него тщетна; неужели никто не унывает даже при виде его?» [ 15 ] В длинное описание Божьего неукротимого творения включена огнедышащая способность Левиафана , его непробиваемые весы и его общая неукротимость в Иове 41. В Псалме 104 Бог восхваляется за то, что Он создал все сущее, включая Левиафана, и в Исаии 27:1. его называют «извилистым змеем», который будет убит в конце времен. [ 12 ]
Упоминание Танинов в повествовании о творении Книги Бытия. [ 16 ] переводится как «большие киты» (в версии короля Иакова ), [ 17 ] у Иова и в Псалме [ 18 ] не описывайте их как вредных, а как океанских существ, которые являются частью творения Бога. Элемент соревнования между Богом и морским чудовищем и использование Левиафана для описания могущественных врагов Израиля. [ 19 ] может отражать влияние месопотамских и ханаанских легенд или состязание в египетской мифологии между змеем Апепом и богом солнца Ра . С другой стороны, устранение такой конкуренции могло отражать попытку натурализовать Левиафана в процессе, который низвел его из божества до демона и монстра. [ 20 ] [ 21 ] [ нужна страница ]
иудаизм
[ редактировать ]Более поздние еврейские источники описывают Левиафана как дракона , который живет над источниками Глубины и который вместе с наземным монстром мужского пола Бегемотом будет подан праведникам в конце времен. Книга Еноха (60:7–9) описывает Левиафана как чудовище женского пола, обитающее в водной бездне (как Тиамат ), тогда как Бегемот — чудовище мужского пола, живущее в пустыне Дунайдин («к востоку от Эдема»). [ 12 ]
еврейский мидраш Когда составлялся (объяснение Танаха), считалось, что Бог первоначально создал левиафана мужского и женского пола, но чтобы при размножении видов не уничтожить мир, он убил самку, оставив ее плоть для пиршества. которое будет дано праведникам в пришествие Мессии . [ 22 ] [ 23 ] Подобное описание встречается в Книге Еноха (60:24), где описывается, как Бегемот и Левиафан будут приготовлены как часть эсхатологической трапезы.
Бытию Комментарий Раши к 1:21 повторяет традицию:
...морские чудовища : Большая рыба в море, и, по словам Агады (BB 74b), это относится к Левиафану и его супруге, ибо Он создал их мужчиной и женщиной, убил женщину и посолил ее. ее отдали праведникам в будущем, ибо, если бы они размножались, мир не мог бы существовать из-за них. הַתַּנִינִם написано. [То есть, отсутствует последнее слово «юд», обозначающее множественное число, отсюда следует, что Левиафана не осталось два, а его число сократилось до одного.] – [из Быт. Рабба 7:4, Мидраш Хасерот В'Йетерот, Батей Мидрашот, том 2, с. 225]. [ 24 ]
В Талмуде Баба Батра 75 рассказывается, что Левиафан будет убит, его плоть послужит пиршеством праведникам в [] Грядущее Время, а его кожей покроют шатер, где будет проходить банкет. Те, кто не заслуживает того, чтобы съесть его плоть под шатром, могут получить различные одежды Левиафана, от покровов (для несколько достойных) до амулетов (для наименее достойных). Оставшаяся кожа Левиафана будет расстелена на стены Иерусалима, тем самым озаряя мир своим блеском. Поэтому праздник Суккот (Праздник кущей) завершается молитвой, читаемой при выходе из сукки (палатки): «Да будет воля Твоя, Господь Бог наш и Бог наших отцов, чтобы так же, как я исполнил и жил в этой сукке Так пусть же я заслужу в наступающем году обитать в сукке из кожи Левиафана В следующем году в Иерусалиме». [ 25 ]
Огромные размеры Левиафана описаны Иохананом бар Наппахой , от которого исходили почти все агадоты , касающиеся этого чудовища: «Однажды мы зашли на корабль и увидели рыбу, которая высунула голову из воды. У нее были рога, на которых была написано: «Я одно из самых подлых существ, населяющих море, я длиной в триста миль, и вхожу сегодня в пасть Левиафана». [ 26 ] [ 23 ]
Когда Левиафан голоден, сообщает рабби Дими от имени рабби Йоханана, он испускает изо рта такой жар, что все воды глубокой воды закипают, и если бы он вложил свою голову в рай, ни одно живое существо не смогло бы терпеть его запах. [ 27 ] Его обителью является Средиземное море . [ 28 ] [ 23 ]
В легенде, записанной в Мидраше, под названием « Пирке де-рабби Элиэзер», говорится, что рыба, проглотившая Иону, едва не была съедена Левиафаном, который съедает одного кита каждый день. [ 29 ]
Тело Левиафана, особенно его глаза, обладают огромной просветляющей силой. Таково было мнение раввина Элиезера, который во время путешествия в компании с раввином Джошуа объяснил последнему, когда он испугался внезапного появления яркого света, что он, вероятно, исходил из глаз Левиафана. Он сослался на слова своего спутника из Иова 41:18: «От нужд его воссияет свет, и очи его — как веки утренние». [ 30 ] Однако, несмотря на свою сверхъестественную силу, левиафан боится маленького червяка под названием «килбит», который цепляется за жабры крупных рыб и убивает их. [ 31 ] [ 23 ]
одиннадцатого века В пиюте (религиозной поэме) «Акдамут» , читаемом в Шавуот (Пятидесятницу), предполагается, что в конечном итоге Бог убьет Левиафана, который описывается как имеющий «могучие плавники» (и, следовательно, кошерную рыбу). , а не несъедобную змею или крокодила), и это будет роскошный пир для всех праведников на Небесах.
В « Зогаре» Левиафан является метафорой просветления. Зоар отмечает, что легенда о праведниках, съедающих шкуру левиафана в конце дней, не является буквальной, а просто метафорой просветления. [ 32 ] В Зоаре также подробно указывается, что у Левиафана есть супруга. [ 33 ] Зоар также связывает метафору левиафана с «цадиком» или праведником в Зоар 2:11б и 3:58а. Зоар связывает это с «вилкой» шеста посередине досок скинии в Зоар 2:20а. Оба связаны со сфирой Йесод. [ 34 ]
По словам Авраама Исаака Кука , Левиафан – уникальное существо, не имеющее партнера, «его хвост находится во рту» ( Зохар ), «опоясывающий и охватывающий весь мир» ( Раши о Баба Батра 74b) – представляет собой яркую метафору основное единство Вселенной. Это единство откроется лишь в будущем, когда праведники будут пировать на Левиафане. [ 35 ]
христианство
[ редактировать ]Левиафана также можно использовать как образ дьявола , подвергающего опасности как Божьи создания — пытаясь их съесть, так и Божье творение — угрожая ему потрясениями в водах Хаоса. [ 36 ] [ 37 ] «Дракон» ( Drakon ), являющийся обычным переводом Левиафана в Септуагинте , появляется в Книге Откровения . Хотя Ветхий Завет нигде не отождествляет Левиафана с дьяволом, семиглавый дракон в Книге Откровения таковым является. [ 38 ] Тем самым битва между Богом и первородными монстрами хаоса превращается в битву между Богом и дьяволом. [ 39 ] Лишь однажды в Книге Иова Левиафан переведен как Морское чудовище ( кетос ). [ 39 ]
В следующей главе семиглавый зверь , описанный с теми же чертами, что и дракон ранее, поднимается из вод, наделяя Зверя Земли силой. Разделение зверей на чудовище из воды и чудовище из сухой земли, вероятно, является напоминанием о чудовищной паре Левиафана и Бегемота. [ 40 ] В соответствии с Исайей 27:1 , дракон будет убит Богом в последний день и брошен в бездну. [ 39 ] [ 40 ] Уничтожение монстра хаоса приводит к созданию нового мирного мира без каких-либо следов зла. [ 39 ]
Иероним комментирует Псалом 104:26, что «это дракон, изгнанный из рая, который обольстил Еву, и которому разрешено в этом мире смеяться над нами. Скольких монахов и священнослужителей он разбил с головой!» Они все смотрят Тебе, чтобы дать им пищу в свое время, «ибо все создания Божии живут по Его повелению». [ 41 ]
Питер Бинсфельд классифицировал Левиафана как демона зависти, как одного из семи князей ада, соответствующих семи смертным грехам. Левиафан стал ассоциироваться и, возможно, первоначально упоминался под визуальным мотивом Адской пасти , чудовищного животного, в пасть которого проклятые исчезают на Страшном суде , встречающегося в англосаксонском искусстве примерно с 800 г., а затем и по всей Европе. . [ 42 ] [ 43 ]
В «Пересмотренной стандартной версии Библии» в сноске к Иову 41:1 предполагается, что Левиафан может быть именем крокодила , а в сноске к Иову 40:15 — что Бегемот может быть именем бегемота . [ 44 ]
Сатанизм
[ редактировать ]Антон ЛаВей в «Сатанинской Библии» (1969) изображает Левиафана, олицетворяющего стихию Воды и направление запада, и называет его одним из четырех наследных принцев ада . Эта ассоциация была навеяна демонической иерархией из «Книги Священной Магии Мага Абра-Мелина» . Церковь Сатаны использует еврейские буквы в каждой точке Символа Бафомета для обозначения Левиафана. Начиная с самой нижней точки пентаграммы и читая против часовой стрелки, слово читается как «לויתן»: (Нун, Тав, Йод, Вав, Ламед) на иврите означает «Левиафан». [ 45 ]
Гностицизм
[ редактировать ]Ориген Отец Церкви обвинил гностическую секту в почитании библейского змея сада Эдемского . Поэтому он называет их офитами , называя их в честь змея, которому они должны поклоняться. [ 46 ] В этой системе верований Левиафан выглядит как Уроборос , отделяющий божественное царство от человечества, окутывая или пронизывая материальный мир. [ 47 ] [ 46 ] [ 48 ] Неизвестно, действительно ли офиты отождествляли змея Эдемского сада с Левиафаном. [ 46 ] Однако, поскольку в этой гностической космологии Левиафан в основном имеет негативное значение, если они отождествляли его со змеем Книги Бытия, его, вероятно, действительно считали злым, и только его совет был добрым. [ 49 ]
Согласно космологии этой гностической секты, мир заключен в Левиафана в форме архонта в форме дракона, кусающего собственный хвост ( уробороса ). Генерируя внутреннее зло во всей вселенной, Левиафан отделяет нижний мир , управляемый Архонтами , от царства Бога . [ 50 ] душа должна пройти через семь сфер небес . После смерти Если душе это не удастся, ее поглотит Левиафан, который удерживает мир в плену и возвращает душу в животное тело. [ 51 ]
В мандеизме Левиафан рассматривается как единосущный демону по имени Ур . [ 52 ]
В манихействе , древней религии, находящейся под влиянием гностических идей, Левиафан убит сыновьями падшего ангела Шемьязы . Этот поступок изображается не как героический, а как глупый, символизирующий величайшие триумфы как преходящие, поскольку оба по очереди убиты архангелами после хвастовства своей победой. Это отражает манихейскую критику царской власти и пропагандирует аскетизм . [ 53 ]
Светское использование
[ редактировать ]Слово «Левиафан» стало обозначать любое морское чудовище , а с начала 17 века также использовалось для обозначения чрезвычайно могущественных людей или вещей (сравнимо с «Бегемотом», также библейским термином), во многом благодаря книге Гоббса (1651 г.). . [ нужна ссылка ]
термина для морского чудовища он также использовался для обозначения больших китов , в частности, Мелвилла Германа , например, в «Моби Дике » В качестве . (намереваясь обратиться к другому морскому чудовищу, хотя в современном иврите Танин чаще переводится как «крокодил»), и оставить слово «Левиафан» как есть, кивнув на двусмысленность слова «לויתן» в современном иврите – в что сейчас это слово означает просто «кит». [ 54 ]
Вымерший род кашалотов носит название Ливятан . Главный криовулканический объект на Нептуна крупнейшем спутнике Тритоне получил название «Патера Левиафана» . [ 55 ]
См. также
[ редактировать ]- Аспидохелон
- Бахамут (Считается, что это имя происходит от библейского Бегемота. [ 56 ] )
- Бакунава
- Книга Иова в византийских иллюминированных рукописях
- Цет (мифология)
- Дьявольский кит
- Стены (арабская легенда)
- Объятие
- Ладон (мифология)
- Гаасьендиета
- Nyami Nyami
- двигаться
- Уроборос
- деньги (срок)
- Ёрмунганд
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Чарльз Ф. Пфайффер « Лотан и Левиафан »
- ^ Марк Р. Снид «Израильтянская реконфигурация ханаанского боевого мифа: Левиафан» в: «Укрощение зверя: история приема Бегемота и Левиафана», Де Грюйтер, Берлин, 2022.
- ^ Сирлот, Хуан Эдуардо (1971). Словарь символов (2-е изд.). Дорсет Пресс. п. 186.
- ^ Jump up to: а б Гезениус, Вильгельм (1879). Еврейская и халдейская лексика к Ветхому Завету . Перевод Трегеля, Самюэля Придо.
- ^ Ландес, Джордж М.; Эйншпар, Брюс (1978). «Указатель еврейского лексикона Брауна, Драйвера и Бриггса» . Журнал библейской литературы . 97 (1): 108. дои : 10.2307/3265844 . ISSN 0021-9231 . JSTOR 3265844 .
- ^ Сушард, Бенджамин (24 сентября 2019 г.). Развитие библейских гласных иврита . Издательство «Брилл» . дои : 10.1163/9789004390263 . hdl : 1887/43120 . ISBN 978-90-04-39025-6 . S2CID 181866874 .
- ^ Шульц, Иоганн Кристоф Ф. (1792). Я. Христос Пятница. Шульции... Школы в Ветхом Завете (продолжение Г. Л. Бауэра) (на латыни).
- ^ Юлингер (1999) , с. 514.
- ^ Jump up to: а б Херрманн (1999) , с. 133.
- ^ Хайдер (1999) .
- ^ Jump up to: а б Юлингер (1999) , с. 512.
- ^ Jump up to: а б с ван дер Торн, К.; Бекинг, Боб; ван дер Хорст, Питер Виллем, ред. (1999). Словарь божеств и демонов в Библии . Вм. Издательство Б. Эрдманс. стр. 512–14. ISBN 9780802824912 . Проверено 13 июля 2012 г.
- ^ Герман Гункель, Генрих Циммерн; К. Уильям Уитни-младший, пер., « Сотворение и хаос в первобытную эпоху и Эсхатон: религиозно-историческое исследование Бытия 1 и Откровения 12» . (Гранд-Рапидс: MI: Eerdmans, 1895, 1921, 2006).
- ^ Энума Элиш, Табличка IV, строки 104–105, 137–138, 144 из Александра Хиделя (1963) [1942], Babylonian Genesis , 41–42.
- ^ Перевод Еврейского издательского общества (1917).
- ^ Gen. 1:21 .
- ^ Ген. 1:21 ( KJV ).
- ^ Пс. 104 .
- ^ Например, в Исаии 27:1 .
- ^ Герман Гункель, Генрих Циммерн; К. Уильям Уитни-младший, пер., « Сотворение и хаос в первобытную эпоху и Эсхатон: религиозно-историческое исследование Бытия 1 и Откровения 12» . (Гранд-Рапидс: MI: Eerdmans, 1895, 1921, 2006). п. 37-38.
- ^ Уотсон, RS (2005). Несотворенный хаос: переоценка темы «хаоса» в еврейской Библии . Вальтер де Грюйтер. ISBN 3110179938 , ISBN 9783110179934
- ^ Вавилонский Талмуд , трактат Баба Батра 74б.
- ^ Jump up to: а б с д Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Хирш, Эмиль Г.; Кауфман Колер; Соломон Шехтер; Исаак Бройде (1901–1906). «Левиафан и Бегемот» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс . Проверено 3 сентября 2009 г.
- ^ Хабад. «Комментарий Раши к Бытию» . Проверено 25 октября 2012 г.
- ^ Финкель, Авраам (1993). Сущность Святых Дней: идеи еврейских мудрецов . Нортвейл, Нью-Джерси: Дж. Аронсон. п. 99. ИСБН 0-87668-524-6 . OCLC 27935834 .
- ^ Вавилонский Талмуд, Баба Батра 74а.
- ^ Вавилонский Талмуд, Баба Батра 75а.
- ^ Вавилонский Талмуд, Бекорот 55б; Баба Батра 75а.
- ^ Дракон часто изображается частично завернутым в себя, что явно связано с широко известной змеей; сочетание дракона с орбитами созвездий очевидно, он также представляет нетленные законы творения и в данном случае Законы звезд, как упоминается в Книге Псалмов и в частности в Кидуш левана , тем самым указывая на этический баланс того, кто, будучи цадиком , никогда не позволит себе соблазниться грехом. Соотношение с рыбой Левиафаном, как уже упоминалось, таким образом, касается попытки не позволить себе «погрузиться в грехи мира», настолько, что в том же «Пиркей Авот» прямо учится, что Бог милует Свои создания и о Творении, когда заслуги в Мире превосходят по количеству грехи людей. Таким образом, принцип стабильности в мире вместе с «отстранением от греха», хотя и уравновешивается участием в добрых вещах, которые он нам дарит, санкционируется тем, что Бог говорит нам. Царь Давид , предупреждая его о «основном камне мира в переписке с Иерусалимом »: поясняется, что Бог велит царю Давиду не настаивать... потому что «иначе основной камень поднялся бы на поверхность... и Воды снова вторглись бы в мир...» Это и есть та самая мессианская борьба, уже предсказанная о Левиафане.
- ^ Бава Батра ЖК
- ^ Шаббат 77б
- ^ Зоар 1:140б. См. также Зоар 3:279а.
- ^ Зоар 1:4б
- ↑ Матук Мидваш о Зохаре 2:11б.
- ^ Моррисон, Чанан; Кук, Авраам Исаак (2013). Сапфир из Земли Израиля: новый взгляд на еженедельную часть Торы из сочинений раввина Авраама Исаака Ха-Коэна Кука . Чанан Моррисон. п. 91. ИСБН 978-1490909363 .
- ^ Лабриола, Альберт К. (1982). «Средневековый взгляд на историю в потерянном раю » . В Малрайане, Джон (ред.). Мильтон и средние века . Издательство Бакнеллского университета . п. 127. ИСБН 978-0-8387-5036-0 .
- ^ https://isidore.co/aquinas/english/SSJob.htm#403 [ только URL ]
- ^ Гиблетт, Род (2019). Экологические гуманитарные науки и сверхъестественное: экокультура, литература и религия . Vereinigtes Königreich: Тейлор и Фрэнсис. п. 19.
- ^ Jump up to: а б с д Уоллес, Ховард (1948). «Левиафан и зверь в Откровении» . Библейский археолог . 11 (3): 61–68. дои : 10.2307/3209231 . JSTOR 3209231 .
- ^ Jump up to: а б Бокэм, Р. (1993). Богословие Книги Откровения. Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. п. 89
- ^ Мерфи, Келли Дж. (2020). «От Левиафана Люциферу: что (все еще) раскрывают библейские монстры» . Интерпретация: Журнал Библии и теологии . 74 (2): 146–158. дои : 10.1177/0020964319896308 .
- ^ Линк, Лютер (1995). Дьявол: Маска без лица . Лондон: Книги реакции. стр. 75–6. ISBN 0-948462-67-1 .
- ^ Хофманн, Петра (2008). Инфернальные образы в англосаксонских хартиях (Диссертация). Сент-Эндрюс. стр. 143–44. hdl : 10023/498 .
- ^ Пересмотренная стандартная версия Библии . Нью-Йорк: Томас Нельсон и сыновья. 1959. С. 555–56 .
- ^ «История происхождения сигилы Бафомета и ее использования в Церкви Сатаны» . Сайт Церкви Сатаны . Проверено 3 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Туомас Расимус: Переосмысление рая в гностическом мифотворчестве: переосмысление сифианства в свете свидетельств офитов BRILL 2009 ISBN 9789047426707 с. 68
- ^ Курт Рудольф Гнозис: Природа и история гностицизма A&C Black 2001 ISBN 9780567086402 с. 69
- ^ Эйприл Деконик, Грегори Шоу, Джон Д. Тернер, практикующий гнозис: ритуал, магия, теургия и литургия в Наг-Хаммади, манихейской и другой древней литературе. Очерки в честь Биргера А. Пирсона BRILL 2013 ISBN 9789004248526 с. 48
- ^ Туомас Расимус Рай, пересмотренный в гностическом мифотворчестве: переосмысление сифианства в свете свидетельств офитов BRILL 2009 ISBN 9789047426707 с. 69
- ^ Сильвиу Лупашку. «На девятом небе - гностическая подоплека румынской фольклорной традиции «Небесных таможен»». Данубий 1:309-325.
- ^ Расимус, Туомас (2009). Переосмысление рая в гностическом мифотворчестве: переосмысление сифианства в свете свидетельств офитов . Издательство «Брилл» . п. 70. ИСБН 9789047426707 .
- ^ Йонас, Ганс (2001). Гностическая религия (3-е изд.). Бостон. п. 117.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Тардье, Мишель (2008). Манихейство . Издательство Университета Иллинойса . стр. 46–48. ISBN 9780252032783 .
- ^ «Левиафан» . Milog: Бесплатный онлайн-словарь иврита .
- ^ «Левиафан Патера» . Справочник планетарной номенклатуры . Программа астрогеологических исследований Геологической службы США. (Широта центра: 17,00 °, долгота центра: 28,50 °)
- ^ Штрек, Максимилиан [на немецком языке] (1936), «Хаф» , Энциклопедия ислама , том. IV, EJ Brill Ltd., стр. 582–583, ISBN. 9004097902
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Хайдер, Джордж К. (1999). «Таннин» . Словарь божеств и демонов в Библии (2-е изд.). Гранд-Рапидс: Wm. Издательство Б. Эрдманс. стр. 834–836. ISBN 9780802824912 .
- Херрманн, Вольфганг (1999). «Баал» . Словарь божеств и демонов в Библии (2-е изд.). Гранд-Рапидс: Wm. Издательство Б. Эрдманс. стр. 132–139. ISBN 9780802824912 .
- Юлингер, К. (1999). «Левиафан» . Словарь божеств и демонов в Библии (2-е изд.). Гранд-Рапидс: Wm. Издательство Б. Эрдманс. стр. 511–515. ISBN 9780802824912 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Испытание Бога. Библейская Книга Иова содержит большой раздел, посвященный литературному использованию Левиафана.
- Иов 41:1–41:34 (KJV)
- Окаменелый череп колоссального «морского монстра» был раскопан на Юрском побережье Великобритании. 27 октября 2009 г.
- Окаменелость кита «морского монстра» обнаружена 30 июня 2010 г.
- Энума Элиш (вавилонский эпос о сотворении мира)
- Страница согласия Филолога