Чжанчжунг
Чжанчжунг Чжан Чжуан | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
в. 500 г. до н.э. – 625 г. н.э. [ 1 ] | |||||||||||
Капитал | Кёнглунг | ||||||||||
Общие языки | Шанг-Шунг язык | ||||||||||
Религия | Молитва | ||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||
Брцанпо | |||||||||||
Историческая эпоха | Железный век ? к классической античности | ||||||||||
• Учредил | в. 500 г. до н.э. | ||||||||||
• Завоевание Сонгцен Гампо | 625 г. н.э. [ 1 ] | ||||||||||
| |||||||||||
Сегодня часть | Китай Индия Непал |
Чжанчжунг | |||
тибетское имя | |||
---|---|---|---|
тибетский | Чжан Чжуан | ||
| |||
Китайское имя | |||
китайский | Слон | ||
|
Чжанчжунг или Шангшунг был древним королевством на западе и северо-западе Тибета , существовавшим еще до появления тибетского буддизма . Культура Чжанчжунг связана с религией Бон , которая повлияла на философию и практику тибетского буддизма. Люди шжанчжунг часто упоминаются в древних тибетских текстах как первоначальные правители сегодняшнего западного Тибета. Лишь в последние два десятилетия археологам был предоставлен доступ к полевым работам на территориях, когда-то находившихся под властью Чжанчжуна.
Степень
[ редактировать ]Традиция гласит, что Чжанчжунг состоял «из трех различных регионов: сГоб-ба, внешнего; Пхуг-па, внутреннего; и Бар-ба, среднего. Внешний — это то, что мы могли бы назвать Западным Тибетом, от Гилгита на западе до Дангс-ра кхьюнг-рдзонг на востоке, рядом с озером ГНам-мцо, и от Хотана на севере до Чу-миг-бргьяд-курца-гньис на юге, Лахаул включая и Спити , входил в состав сГоб-ба. Внутренняя область называется стаг-гзиг (Тазиг) [часто отождествляется с Бактрией ], а средний рГья-мхар бар-чод — место, которое еще не идентифицировано». [ нужна ссылка ] Хотя неясно, действительно ли Чжанчжунг был таким большим, это было независимое королевство, охватывающее всю территорию сегодняшнего Западного Тибета, Ладакха и Гилгита. [ 2 ] [ 3 ]
Столица Жангжунга называлась Кхьюнглунг ( Wylie : Khyunglung Ngülkhar или Wylie : Khyung-lung dngul-mkhar ), «Серебряный дворец Гаруды », расположенный к юго-западу от горы Кайлас (гора Ти-се), который отождествляется с дворцами, найденными в Верхняя долина Сатледж . [ 4 ] [ нужен лучший источник ]
По словам Рольфа Альфреда Штайна , автора книги «Тибетская цивилизация» , территория Шанг Шунга исторически не была частью Тибета и была явно чужой территорией для тибетцев: [ 5 ]
«... затем, дальше на запад, тибетцы столкнулись с явно чужой нацией. – Шангшунгом со столицей в Кьюнглунге. Гора Кайлаша (Тисе) и озеро Манасаровар составляли часть этой страны., язык которой дошел до нас в ранние времена. документы, хотя до сих пор не идентифицированы, похоже, это индоевропейская .... Географически страна определенно была открыта для Индии, как через Непал, так и через Кашмир, и Кайлаша - святое место для индийцев, совершающих туда паломничество. Никто не знает, как долго они это делали, но культ вполне может восходить к тем временам, когда Шангшунг еще был независим от Тибета. Насколько далеко простирался Шангшунг на север, восток и запад, остается загадкой ... Мы уже имели случай отметить, что Шангшунг, охватывающий священную для индусов гору Кайласа, возможно, когда-то имел религию, во многом заимствованную из индуизма. Возможно, ситуация даже продолжалась довольно долго. Фактически, около 950 года у индуистского короля Кабула была статуя Вишну кашмирского типа (с тремя головами), которую, как он утверждал, подарил ему король Бхоты (тибетцев), который, в свою очередь, получил ее. от Кайласы». [ 5 ]
История
[ редактировать ]Возможная культура железного века
[ редактировать ]Археологические работы на плато Чанг Тан в 2010 году обнаружили возможные свидетельства существования культуры железного века в этом районе, который некоторые предварительно идентифицировали как культуру Чжанчжун. [ 6 ]
Завоевание Чжанчжуна
[ редактировать ]Существует некоторая путаница относительно того, завоевал ли Центральный Тибет Чжанчжунг во время правления Сонгцена Гампо (605 или 617–649) или во время правления Трисонга Децена ( Wylie : Khri-srong-lde-btsan ), (годы правления с 755 по 797 или 797 или 649 годы). 804). [ 7 ] Однако записи Танских летописей , кажется, ясно относят эти события к периоду правления Сонгцена Гампо, поскольку в них говорится, что в 634 году Янтун (Чжанчжун) и различные племена Цян «полностью подчинились ему». После этого он объединился со страной Янтун, чтобы победить Ажа или Туюхун , а затем завоевал еще два племени Цян, прежде чем угрожать Сунчжоу армией численностью более 200 000 человек. Затем он отправил к китайскому императору посла с подарками в виде золота и шелка просить женитьбу на китайской принцессе и, получив отказ, напал на Сунчжоу . Видимо, в конце концов он отступил и извинился, и позже император удовлетворил его просьбу. [ 8 ] [ 9 ]
В ранних тибетских источниках говорится, что тибетский король и король Чжанчжунга женились на сестрах друг друга в рамках политического союза. Однако тибетская жена короля Чжанчжуна жаловалась на плохое обращение со стороны главной жены короля. Последовала война, и из-за предательства тибетской принцессы «король Шангжунга Лигмикья, направляясь в Сум-бу ( провинция Амдо ), попал в засаду и был убит солдатами короля Сронгцена Гампо. В результате Чжанчжунг был присоединен к Боду ( Центральный Тибет). После этого новое царство, возникшее в результате объединения Чжанчжунга и Бода, стало известно как Бод Гьял-хаб». [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Р. А. Штейн относит завоевание Чжанчжуна к 645 году. [ 13 ]
677 восстание
[ редактировать ]Чжанчжунг восстал вскоре после смерти короля Мангсонга Мангцена или Триманга Лёнцана ( Wylie : Khri-mang-slon-rtsan , годы правления 650–677), сына Сонгцена Гампо , но был возвращен под тибетский контроль «твердым управлением великие лидеры клана Мгар». [ 14 ]
Чжанчжунгский язык
[ редактировать ]Несколько текстов шангжунг и двуязычных тибетских документов XI века свидетельствуют о языке шанг-шунг, родственном Киннаури . Бонпо утверждают , что тибетская система письма произошла от алфавита Чжанчжунг, в то время как современные ученые признают явное происхождение тибетского письма от североиндийского письма, что согласуется с небон-тибетскими источниками. На современном языке Киннаури, называемом тем же названием (местное произношение — Джангшунг ), говорят 2000 человек в долине Сатледж в Химачал-Прадеше, которые утверждают, что являются потомками Шангшунга. [ 15 ]
Культурное наследие
[ редактировать ]Традиция Бонпо утверждает, что Бон был основан Буддой по имени Тонпа Шенраб Мивоче . [ 16 ] которым приписывают учения, аналогичные по масштабу тем, которые приписывают историческому Гаутаме Будде . Бонпо утверждают, что Тонпа Шенраб Мивоче жил около 18 000 лет назад и посетил Тибет из земли Тагзиг Олмо Лунг Ринг, или Шамбала . [ 17 ] Бонпо также предполагают, что за это время учение Лорда Шенраба Мивоче распространилось по всему субконтиненту и отчасти было ответственно за развитие ведической религии . Примером этой связи является гора Кайлас , которая является центром культуры Шангчжунг, а также самой священной горой для индуистов. В результате бонпо утверждают, что предположительно гораздо более позднее индуистское учение обязано своим происхождением – по крайней мере косвенно – Тонпе Шенрабу Мивоче.
См. также
[ редактировать ]История Тибета |
---|
См. также |
Азиатский портал • китайский портал |
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Альдендерфер, Марк (2007). «Определение этнической принадлежности Шанг Шунг: археологический взгляд из далекого западного Тибета». В Эми Хеллер и Джакомелле Орофино (ред.). Открытия в Западном Тибете и Западных Гималаях: Очерки истории, литературы, археологии и искусства . Тибетские исследования, Труды десятого семинара Международной ассоциации тибетских исследований, Оксфорд, 2003. Лейден: Brill. стр. 1–22. ISBN 978-90-04-15520-6 .
- ^ Кармей, Самтен Г. (1979). Общее введение в историю и доктрины Бон , с. 180. Тойо Бунко, Токио.
- ^ Штейн, РА (1972). Тибетская цивилизация . Издательство Стэнфордского университета, Стэнфорд, Калифорния. ISBN 0-8047-0806-1 (ткань); ISBN 0-8047-0901-7 .
- ^ Аллен, Чарльз . (1999). В поисках Шангри-Ла: путешествие в историю Тибета . Издание Abacus, Лондон. (2000), стр. 266–267; 273–274. ISBN 0-349-11142-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Тибетская цивилизация Р. А. Штейн, Фабер и Фабер
- ^ «ОТЧЕТ ОБ ИССЛЕДОВАНИЯХ KM-III: Разведывательная миссия по обнаружению храма Шри Аштапада» . Архивировано из оригинала 28 мая 2010 г. Проверено 14 апреля 2010 г.
- ^ Карми, Самтен Г. (1975). «Общее введение в историю и доктрину Бон», стр. 180. Мемуары исследовательского отдела Тойо Бунко , № 33. Токио.
- ^ Ли, Дон Ю. (1981). История ранних отношений между Китаем и Тибетом: Из документального обзора Цзю Тан-шу , стр. 7–9. Восточная пресса, Блумингтон, Индиана.
- ^ Пеллиот, Пол. (1961). Древняя история Тибета , стр. 3–4. Книжный магазин Америки и Востока, Париж.
- ^ Норбу, Намкай. (1981). Ожерелье Гзи, Культурная история Тибета , с. 30. Информационный офис Его Святейшества Далай-ламы, Дхарамсала, штат HP, Индия.
- ^ Беквит, Кристофер И. (1987). Тибетская империя в Средней Азии , с. 20. Издательство Принстонского университета, Принстон, Нью-Джерси. Четвертое издание с новым послесловием и первая версия в мягкой обложке. ISBN 0-691-02469-3 .
- ^ Аллен, Чарльз . В поисках Шангри-Ла: Путешествие в историю Тибета , стр. 127–128. (1999). Перепечатка: (2000). Абакус, Лондон. ISBN 0-349-11142-1 .
- ^ Штейн, РА (1972). Тибетская цивилизация , с. 59. Издательство Стэнфордского университета, Стэнфорд, Калифорния. ISBN 0-8047-0806-1 (ткань); ISBN 0-8047-0901-7 .
- ^ Беквит, Кристофер I. Тибетская империя в Центральной Азии. История борьбы за великую державу среди тибетцев, турок, арабов и китайцев в раннем средневековье, 1987, Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-02469-3 , с. 43.
- ^ Отчет Ethnologue 14 для языкового кода: JNA.
- ^ «Бон: Тонпа Шенраб – основатель Бона» . www.ligmincha.org . Архивировано из оригинала 30 декабря 2005 г.
Основателем религии Бон является лорд Шенраб Миво. ... Лорд Шенраб родился во дворце Барпо Согье к югу от горы Ёндонг. Он родился принцем, женился в молодости и имел детей. В возрасте 31 года он отрекся от мира и жил в аскезе, проповедуя учение.
- ^
Джигме Н. Кази (20 октября 2020 г.). «Буддизм в Тибете». Сыны Сиккима: Взлет и падение династии Намгьял в Сиккиме . Ченнаи: Notion Press. ISBN 9781648059810 . Проверено 31 октября 2022 г.
Говорят, что загадочная земля Олмо Лунгринг является частью более крупного географического региона к северо-западу от Тибета, называемого Тазиг, который ученые отождествляют с Ираном или, точнее, с Центральной Азией. ... Согласно «гзи-бриду», Олмо Лунгринг был также известен как Шамбала на санскрите .... ... Бонпо утверждают, что Тонпа Шенраб Мивоче жил около 18 000 лет назад и посетил Конгпо в южном Тибете из земли Тагзиг Олмо Лунгринг или Шамбала.
Источники
[ редактировать ]- Аллен, Чарльз . (1999) В поисках Шангри-Ла: Путешествие в историю Тибета . Литтл, Браун и компания. Перепечатка: 2000 Abacus Books, Лондон. ISBN 0-349-11142-1 .
- Беллецца, Джон Винсент: Жангжунг. Основы цивилизации в Тибете. Историко-этноархеологическое исследование памятников, наскальных рисунков, текстов и устной традиции древнего Тибетского нагорья. Меморандумы филолога-историка. Класс 368. Вклад в культурную и интеллектуальную историю Азии 61, издательство Австрийской академии наук, Вена, 2008 г.
- Хаммель, Зигберт . (2000). О Шанг-Шунге . Отредактировано и переведено Гвидо Вольотти. Библиотека тибетских произведений и архивов. Дхарамсала, HP, Индия. ISBN 81-86470-24-7 .
- Кармей, Самтен Г. (1975). Общее введение в историю и доктрину Бон . Мемуары исследовательского отдела Тойо Бунко, № 33, стр. 171–218. Токио.
- Штейн, Р.А. (1961). Древние племена китайско-тибетских походов: легенды, классификации и история . Прессы Университетов Франции, Париж. (на французском языке)
- Зейслер, Беттина. (2010). «К востоку от Луны и к западу от Солнца? Приближение к земле со многими именами, к северу от Древней Индии и к югу от Хотана». В: Тибетский журнал , специальный выпуск. Осень 2009 г., том XXXIV, н. 3-лето 2010 г., том XXXV, н. 2. «Записки Земляного Быка», под редакцией Роберто Витали, стр. 371–463.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Беллецца, Джон Винсент. (2010). «ГШен-раб Мий-бо, Его жизнь и времена согласно самым ранним литературным источникам Тибета». Revue d'Etudes Tibétaines, номер 19 октября 2010 г., стр. 31–118.
- Блезер, Хенк. (2010). «Великолепное усовершенствование в пространстве и времени: история звуковой передачи Бон из Чжанчжуна». В: Тибетский журнал , специальный выпуск. Осень 2009 г., том XXXIV, н. 3-лето 2010 г., том XXXV, н. 2. «Записки Земляного Быка», под редакцией Роберто Витали, стр. 71–160.
- Зейслер, Беттина (2010). «К востоку от Луны и к западу от Солнца? Приближение к земле со многими именами, к северу от Северной Индии и к югу от Хотана». В: Документы Земляного Быка. Специальный выпуск. Тибетский журнал , осень 2009 г., том XXXIV, № 3, лето 2010 г., том. СССВ н. 2. Под редакцией Роберто Витали. Библиотека тибетских произведений и архивов, Дхарамсала, HP, Индия. стр. 371–463.