Шестой Далай-лама
Шестой Далай-лама, Цангьянг Гьяцо | |||
---|---|---|---|
Заголовок | Его Святейшество Далай-лама VI. | ||
Персональный | |||
Рожденный | |||
Умер | после 1706 г. (около 22-23 лет) Амдо (как сообщается, пережил похищение Лхазанг-ханом и транспорт Цин в 1706 году) | ||
Религия | Тибетский буддизм | ||
Старшая должность | |||
Период пребывания в должности | 1697 г. получил полные полномочия | ||
Предшественник | Пятый Далай-лама Нгаванг Лобсанг Гьяцо | ||
Преемник | VII Далай-лама, Келсанг Гьяцо | ||
Китайское имя | |||
китайский | Канъянг Гьяцо и Дангсанг Вангбо | ||
| |||
тибетское имя | |||
тибетский | Цангьянг Гьяцо | ||
|
Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
Шестой Далай-лама Цангьянг Гьяцо ( тибетский : ཚངས་དབྱངས་རྒྱ་མཚོ , Уайли : tshangs-dbyangs rgya-mtsho , ZYPY : Каньянг Гьямко ; (1 марта 1683 г. - после 1706 г.) был признан 6-м Далай-ламой после многолетней задержки, что позволило завершить строительство дворца Потала. [ 1 ] Он был нетрадиционным Далай-ламой, который предпочитал жизнь йога школы Ньингма жизни рукоположенного монаха. Позже он был похищен и свергнут Кошут Лха-бзанг-ханом .
Смерть Пятого Далай-ламы многие годы скрывал его Калон, чтобы завершить строительство дворца Потала. Шестой Далай-лама родился в южном Тибете, известном как Моньюл. [ а ] в монастыре Ургеллинг , который находится в современном районе Таванг , Аруначал-Прадеш , Индия. Официально он был обнаружен в возрасте то ли 13, то ли 14 лет.
В юности он продемонстрировал высокий уровень интеллекта и нестандартные взгляды. Позже, когда он жил практикующим-мирянином и йогом, он отрастил длинные волосы, оделся как обычный тибетец и, как говорили, также употреблял алкоголь и открыто принимал женщин в качестве компаньонов. [ 2 ] Говорили, что он был популярным Далай-ламой в районе Шол в Лхасе, расположенном у подножия Поталы.
Во время борьбы за власть между монголами и цинским Китаем в Тибете и Лхасе Калон (регент) Далай-ламы был убит Кошут Лха-бзанг-ханом. Шестой Далай-лама был похищен и свергнут монгольскими войсками. Он исчез и был либо убит, либо каким-то образом сбежал и выжил.
Шестой Далай-лама также хорошо известен своими стихами и песнями, которые продолжают пользоваться популярностью не только в современном Тибете, но и среди тибетоязычных общин в Непале , Индии и по всему Китаю .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Цангьянг Гьяцо родился 1 марта 1683 года в Мон Таванге (ныне современный Аруначал-Прадеш , Индия). Его отцом был лама Таши Тензин из Ургеллинга , потомок открывателя сокровищ Пемы Лингпы , а матерью — Цеванг Лхамо, женщина- монпа из королевской семьи деревни Бекхар . [ 3 ]
Таким образом, Далай-лама был монпа по этническому происхождению и родился в Моньюле. [ а ] в монастыре Ургеллинг , недалеко от Таванга. [ 4 ] и монастырь Таванг в северо-западной части современного Аруначал-Прадеша , Индия . [ 5 ]
Были особые события, связанные с рождением, жизнью и смертью Цангьянга Гьяцо. Его мать, Цеванг, еще до рождения Цангьянга Гьяцо пережила несколько чудес. Однажды, на первом месяце беременности, она лущила рис в каменной ступке. К ее удивлению, в ступке начала скапливаться вода. В другой раз, когда Цеванг пил воду в соседнем месте, вместо воды начало хлынуть молоко. С тех пор этот ручей стал известен как Ома-Циканг , что буквально означает молочная вода.
Со временем Цеванг родила мальчика по имени Сандже Тензин от деда Цангяна и Наванга Норбу от его отца. [ нужны разъяснения ] По этой причине легенда гласит, что он не будет пить молоко своей матери со следующего дня после их рождения. Однажды, когда лицо Цангяна начало опухать от инфекции, он едва мог открыть глаз, были вызваны два местных прорицателя. Они прописали очистительный обряд и сказали, что его имя следует изменить на Нгаванг Гьяцо.
Регент приписал свое выздоровление вмешательству собственного божества-хранителя Далай-ламы, Дордже Дакпы . Дедушке приснилось, что ребенка постоянно оберегают небесные существа. Мать, отдыхая от плетения, мечтала, что за ним приехала большая компания. Его бабушка по отцовской линии мечтала о двух солнцах, сияющих на небе.
Историческая справка
[ редактировать ]Хотя 5-й Далай-лама умер в 1682 году, регент Дези Сангье Гьяцо ( Уайли : sangs rgyas rgya mtsho ) держал его смерть в секрете – отчасти для того, чтобы продолжить стабильное управление, а отчасти чтобы выиграть время для завершения строительства дворца Потала . Монахи . сосредоточили свои поиски в регионе Тибета, чтобы найти следующее воплощение, но позже пришли к выводу, что Шестой Далай-лама родился за пределами территории Тибета [ 6 ] в долине, название которой заканчивалось на «линг». Они обыскали все места, оканчивающиеся на «линг», в том числе три в Таванге – Ургянлинг, Сангелинг и Цоргелинг.
Власти Поталы забрали Далай-ламу у его матери в 1697 году из Ургьянлинга. Путешествие в Пота-Лхасу из Таванга заняло 7 дней, первую ночь они провели в Цоне (недалеко от озера Куона, Китай), где он спал с девушками. Отвечая на строгие правила тибетцев, он постоянно выступал против законов, которые его отменяли, и в конце концов стал пьяным. Прибыв в Тибет, Сангье Гьяцо в 1697 году отправил делегацию к Канси императору Цинского Китая , чтобы объявить, что Пятый Далай-лама умер и обнаружен шестой. [ 3 ]
Регент пригласил Лобсанга Еше, пятого Панчен-ламу дать обеты шраманеры ( послушного монаха) молодому человеку в Нанкарце и назвал его Цанг Гьяцо. 8 декабря 1697 года Цангьянг Гьяцо был возведен на трон шестого Далай-ламы. [ 7 ] [ 8 ]
В 1705 году Лха-бзанг-хан , монгольский король, приказал убить регента Сангье Гьяцо. Это сильно расстроило молодого Далай-ламу, который оставил учебу и даже посетил Пятого Панчен-ламу в Шигадзе , чтобы отказаться от обета шраманеры. [ 3 ]
Жизнь как Далай-лама
[ редактировать ]Будучи Далай-ламой, Цангян сочинял прекрасные произведения песен и стихов, но часто шел вразрез с принципами гелуг школы тибетского буддизма . Например, в восемнадцать лет он решил дать обеты гетсула Лобсангу Еше, пятому Панчен-ламе, вместо того, чтобы принять полные обеты гелонга, обычные для его возраста.
Панчен-лама, который был настоятелем монастыря Ташилунпо , и принц Лхазанг, младший брат По Гьялпо Вангьяла , убедили его не делать этого.
Цангян Гьяцо вел образ жизни, который включал в себя выпивку, компанию женщин и написание песен о любви. [ 9 ] [ 10 ] Он посетил V Панчен-ламу в Шигадзе и, попросив у него прощения, отрекся от обетов послушника-монаха. [ 3 ] Он приказал построить дворец Тромзикханг в Баркхоре , Лхаса.
Цангьянг Гьяцо всегда отвергал жизнь монаха, хотя это не означало отречения от своего поста Далай -ламы . Нося одежду обычного мирянина и предпочитая ходить пешком, чем ездить на лошади или пользоваться государственным паланкином , Цангян сохранял лишь временные прерогативы Далай-ламы. Он также посещал парки и ночевал на улицах Лхасы , пил вино, пел песни и вступал в любовные отношения с девушками. Цангян уединился и поселился в палатке в парке недалеко от северного откоса дворца Потала . В 1702 году Цангян окончательно отказался от своих выступлений в общественных парках и других местах, которые от него требовали в рамках его обучения.
Захват и исчезновение
[ редактировать ]Далай-ламы в качестве оправдания и с одобрения своего союзника китайского , императора Канси Лха -бзанг-хан , хан Хошута Используя поведение , убил регента и похитил Шестого Далай-ламу. [ 11 ] 28 июня 1706 года Лха-бзанг-хан сверг Цангьянга; Позже он назначил 21-летнего ламу Нгаванга Ешей Гьяцо «истинным» 6-м Далай-ламой в 1707 году, утверждая, что он, а не Цангьянг, был истинным возрождением 5-го Далай-ламы. Высокопоставленные лица гелугпа и тибетский народ отвергли назначение Лха-бзанг-ханом Нгаванга Ешей Гьяцо и продолжали признавать титул Цангьянга. [ 11 ] [ 12 ] Однако тибетцы считают Нгаванга Ешей Гьяцо воплощением Авалокитешвары . [ 13 ]
Будучи вывезенным из Тибета, Цангян сочинил стихотворение, которое, как говорят некоторые, предсказало его следующее рождение. «Белый журавль, одолжи мне свои крылья. Я не улечу далеко. Из Литанга я вернусь». [ б ] [ 14 ] Цангян загадочным образом исчез недалеко от Цинхая 15 ноября 1706 года, поэтому во дворце Потала для него нет могилы . [ 15 ] Говорят, что он был убит по дороге в Китай. [ 11 ] Ходили и другие слухи, что он сбежал и тайно жил где-то между Китаем и Монголией . В работе 1757 года утверждается, что Далай-лама выжил и был принят в Амдо группой монастырей, состоящих преимущественно из кагью . [ 16 ]
Тибетцы обратились к джунгарам , которые вторглись в Тибет и убили Лхабзанг-хана в конце 1717 года. [ 11 ]
Цангьянга сменил Келсанг Гьяцо, родившийся в Литанге, как 7-й Далай-лама .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Нанда 2020 , с. 30 : «Таванг, Диранг и части Западного Каменга в Аруначал-Прадеше исторически и территориально (традиционно) были частью Моньюла».
- ^ Птица — белый воробей. Одолжи мне свои крылья. Я не ухожу далеко. Я приеду в Литанг.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ История Тибета и Маньчжурии , Центральная тибетская администрация, 2003 г.
- ^ Кордье, Генри; Пеллиот, Пол, ред. (1922). Тунг Пао (通報) или Архивы . Полет. ХХ1. Ведущий: Э.Дж. Брилл . п. 30.
- ^ Jump up to: а б с д «Шестой Далай-лама ЦЕВАНГ ГЬЯЛЦО» . Монастырь Намгьял . Архивировано из оригинала 19 сентября 2020 года . Проверено 12 октября 2020 г.
- ^ «Монастырь Таванг» . Архивировано из оригинала 21 августа 2009 года . Проверено 7 сентября 2009 г.
- ^ Далай-ламы Тибета , с. 93. Тубтен Самфель, Тендар. Роли и Янссен, Нью-Дели. (2004). ISBN 81-7436-085-9 .
- ^ «Китайская политика и места рождения Далай-ламы» . Международная кампания за Тибет . 10 июля 2014 года . Проверено 22 мая 2021 г.
- ^ Уоррен Смит, Тибетская нация: история тибетского национализма и китайско-тибетских отношений (Тейлор и Фрэнсис, 2019)
- ^ Кристоф Баумер, История Центральной Азии (Bloomsbury Publishing, 2018).
- ^ Александра Дэвид-Нил , Посвящение и посвященные в Тибете , пер. Фреда Ротвелла, Нью-Йорк: Университетские книги, 1959.
- ^ Ю Даучюань, « Любовные песни Шестого Далай-ламы », монография Academia Sinica , серия A, № 5, 1930 г.
- ^ Jump up to: а б с д Штейн 1972 , с. 85
- ^ Чепмен, Ф. Спенсер . (1940). Лхаса: Священный город , с. 127. Ридерс Юнион Лтд. Лондон.
- ^ Маллин 2001 , стр. 274–5.
- ^ Брайант, Б. (2003). Мандала из песка «Колесо времени: наглядное писание тибетского буддизма» . Шамбала. п. 100. ИСБН 978-1559391870 .
- ^ Бакли, Майкл и Штраус, Роберт. (1986). Тибет: дорожный набор выживания , с. 45. Публикации Lonely Planet. Саут-Ярра, Вика, Австралия. ISBN 0-908086-88-1 .
- ^ Нгаванг Лхундруп Дарье, «Скрытая жизнь Шестого Далай-ламы», 1757. Перевод Саймона Уикхема-Смита. Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books, 2011 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Маллин, Гленн Х. (2001). Четырнадцать Далай-лам: священное наследие реинкарнации . Санта-Фе, Нью-Мексико: Издательство Clear Light. стр. 238–275. ISBN 1-57416-092-3 .
- Нанда, Нидерланды (2020 г.). «Таванг и мон на своих окраинах: исторический обзор» В Майилваганане, М.; Хатун, Насима; Бежевый, Сурина (ред.). Таванг, Монпас и тибетский буддизм в переходный период: жизнь и общество на индийско-китайской границе . Спрингер Сингапур. стр. 100-1 29–44. дои : 10.1007/978-981-15-4346-3_3 . ISBN 9789811543463 . S2CID 226473864 .
- Штейн, Р.А. (1972). Тибетская цивилизация . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-0901-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дхондуп, К. (13 июня 2005 г.). «Эротические стихи проливают свет на« Ламу Плейбоя » » . Сеул Таймс .
- Хаммел, Артур В. старший , изд. (1943). . Выдающиеся китайцы периода Цин . Типография правительства США .