День прямых действий
День прямых действий Убийства в Калькутте, 1946 год. | |||
---|---|---|---|
Часть раздела Индии | |||
Дата | 16 августа 1946 г. | ||
Расположение | 22 ° 35' с.ш. 88 ° 22' в.д. / 22,58 ° с.ш. 88,36 ° в.д. | ||
Вызвано | Надвигающееся разделение Бенгалии по религиозному признаку | ||
Цели | Этнические и религиозные преследования | ||
Методы | Резня , погром , насильственное обращение в другую веру , поджоги , похищения и массовые изнасилования . | ||
В результате | Раздел Бенгалии | ||
Вечеринки | |||
Ведущие цифры | |||
Нет централизованного руководства | |||
Потери | |||
Летальные исходы) | 4,000 [ 3 ] [ 4 ] |
Часть серии о |
Преследование индусов в Индии до 1947 года |
---|
Проблемы |
Инциденты |
День прямых действий (16 августа 1946 г.) был днем, когда Всеиндийская мусульманская лига решила предпринять « прямые действия », используя насилие для запугивания немусульман и их лидеров в борьбе за отдельную мусульманскую родину после ухода Великобритании из Индии. Также известный как Калькуттские убийства 1946 года , это был день общенациональных общественных беспорядков. [ 5 ] Это привело к крупномасштабному насилию между мусульманами и индуистами в городе Калькутта (ныне известный как Калькутта) в Бенгальской провинции Британской Индии . [ 3 ] Этот день также ознаменовал начало так называемой «Недели длинных ножей» . [ 6 ] [ 7 ] Хотя существует определенный консенсус относительно масштабов убийств (хотя точные данные о потерях отсутствуют), включая их краткосрочные последствия, сохраняются разногласия относительно точной последовательности событий, ответственности различных участников и долгосрочных последствий. политические последствия. [ 8 ]
До сих пор ведутся обширные разногласия относительно соответствующих обязанностей двух основных общин, индуистов и мусульман, а также роли отдельных лидеров в этой бойне. Доминирующая британская точка зрения склонна в равной степени обвинять обе общины и выделять расчеты лидеров и жестокость последователей, среди которых были криминальные элементы. [ нужна ссылка ] В версии событий Индийского национального конгресса вина, как правило, возлагается непосредственно на Мусульманскую лигу и, в частности, на главного министра Бенгалии Хусейна Шахида Сухраварди . [ 9 ] По мнению Мусульманской лиги, Конгресс и индусы фактически использовали возможность, предоставленную Днем прямых действий, чтобы преподать урок мусульманам в Калькутте и убивать их в больших количествах. [ нужна ссылка ] Таким образом, беспорядки открыли путь к разделу Бенгалии между Западной Бенгалией, где доминируют индуисты , включая Калькутту, и Восточной Бенгалией, где доминируют мусульмане (ныне Бангладеш ). [ 8 ]
Всеиндийская мусульманская лига и Индийский национальный конгресс были двумя крупнейшими политическими партиями в Учредительном собрании Индии в 1940-х годах. 1940 года требовала, Мусульманская лига со времени своей Лахорской резолюции чтобы районы Индии с мусульманским большинством на северо-западе и востоке были преобразованы в «независимые государства». Миссия кабинета министров в Индию 1946 года для планирования передачи власти от британского владычества к индийскому руководству предложила трехуровневую структуру: центр, группы провинций и провинции. «Группы провинций» должны были удовлетворить требования Мусульманской лиги. И Мусульманская лига, и Конгресс в принципе приняли план миссии кабинета министров. [ 10 ] Однако; В речи Неру 10 июля 1946 г. отвергалась идея о том, что провинции будут обязаны присоединиться к группе [ 11 ] и заявил, что Конгресс не был связан и не привержен этому плану. [ 12 ] По сути, речь Неру разрушила план миссии и шанс сохранить единство Индии. [ 11 ] Джинна интерпретировал эту речь как еще один пример предательства со стороны Конгресса. [ 13 ] После выступления Неру о группировках Мусульманская лига отозвала свое предыдущее одобрение плана. [ 14 ] 29 июля. [ 15 ]
Следовательно, в июле 1946 года Мусульманская лига отозвала свое согласие на этот план и объявила всеобщую забастовку ( хартал ) 16 августа, назвав ее Днем прямых действий, чтобы отстоять свое требование создания отдельной родины для мусульман в некоторых северо-западных и восточных провинциях в колониальная Индия . [ 16 ] [ 17 ] Призывая к Дню прямых действий, Мухаммед Али Джинна , лидер Всеиндийской мусульманской лиги, заявил, что он хочет «либо разделенной Индии, либо разрушенной Индии». [ 18 ] [ 19 ]
На фоне межобщинной напряженности протест вызвал массовые беспорядки в Калькутте. [ 20 ] [ 21 ] За 72 часа в Калькутте погибло более 4000 человек и 100 000 жителей остались без крова. [ 3 ] [ 4 ] Насилие спровоцировало дальнейшие религиозные беспорядки в прилегающих регионах Ноахали , Бихар , Объединенные провинции (современный Уттар-Прадеш ), Пенджаб (включая резню в Равалпинди ) и Северо-Западную пограничную провинцию . [ 22 ] Эти события посеяли семена возможного раздела Индии .
Фон
[ редактировать ]В 1946 году движение за независимость Индии против британского владычества достигло решающей стадии. Великобритании Премьер-министр Клемент Эттли направил в Индию миссию кабинета министров в составе трех человек с целью обсуждения и доработки планов передачи власти от британского владычества индийскому руководству. [ 23 ] После проведения переговоров с представителями Индийского национального конгресса и Всеиндийской мусульманской лиги — двух крупнейших политических партий в Учредительном собрании Индии — 16 мая 1946 года, Миссия предложила план состава нового Доминиона Индии и его правительство. [ 20 ] [ 24 ] Требование Мусульманской лиги об «автономных и суверенных» государствах на северо-западе и востоке было удовлетворено путем создания нового уровня «групп провинций» между провинциальным слоем и центральным правительством. Ожидалось, что центральное правительство будет заниматься вопросами обороны, внешних сношений и коммуникаций. Все остальные полномочия будут переданы «группам». [ 25 ]
Мухаммед Али Джинна, бывший конгрессмен, а ныне лидер Мусульманской лиги, принял план миссии кабинета министров от 16 июня, как и центральный президиум Конгресса. [ 20 ] [ 26 ] Однако 10 июля Джавахарлал Неру , президент Конгресса , провел пресс-конференцию в Бомбее, заявив, что, хотя Конгресс согласился участвовать в Учредительном собрании, он оставляет за собой право изменять план миссии кабинета министров по своему усмотрению. [ 26 ] Опасаясь доминирования индуистов в центральном правительстве, политики Мусульманской лиги потребовали от Джинны вернуться к «его прежней несгибаемой позиции». [ 27 ] Джинна отверг план миссии британского кабинета министров по передаче власти временному правительству, которое объединило бы Мусульманскую лигу и Индийский национальный конгресс, и решил бойкотировать Учредительное собрание. В июле 1946 года Джинна провел пресс-конференцию у себя дома в Бомбее. Он заявил, что Мусульманская лига «готовится начать борьбу» и что они «наметили план». [ 17 ] Он сказал, что если мусульманам не будет предоставлен отдельный Пакистан, они начнут «прямые действия». Когда его попросили уточнить детали, Джинна ответил: «Пойдите в Конгресс и спросите их об их планах. Когда они поверят вам в свои секреты, я возьму вас в свои. Почему вы ожидаете, что я один буду сидеть, сложив руки? Я тоже пойду». создавать проблемы». [ 17 ]
На следующий день Джинна объявил 16 августа 1946 года «Днем прямых действий» и предупредил Конгресс: «Мы не хотим войны. Если вы хотите войны, мы без колебаний принимаем ваше предложение. У нас будет либо разделенная Индия, либо разрушенная Индия». [ 17 ] Таким образом, Мусульманская лига попрощалась с конституционными методами и была готова «создавать проблемы». [ 28 ]
В своей книге «Великий разрыв » Х.В. Ходсон вспоминал: «Рабочий комитет призвал мусульман по всей Индии отмечать 16 августа как «День прямого действия». Резолюция. Эти митинги и шествия прошли – как и было очевидно намерением центральных лидеров Лиги – без более чем обычных и ограниченных беспорядков, за одним огромным и трагическим исключением… То, что произошло, было больше, чем кто-либо мог предвидеть». [ 29 ]
В книге «Мусульманские общества: исторические и сравнительные аспекты » под редакцией Сато Цугитака Накадзато Нариаки пишет:
С точки зрения институциональной политики, беспорядки в Калькутте имели отличительную черту: они разразились в переходный период, отмеченный вакуумом власти и системным распадом. Также важно отметить, что они представляли собой часть политической борьбы, в которой Конгресс и Мусульманская лига конкурировали друг с другом за инициативу в создании нового национального государства (государств), в то время как британцы предприняли тотальную попытку провести деколонизацию с наименьшими политическими издержками для них. Политическое соперничество между основными националистическими партиями в Бенгалии приняло форму, отличную от той, что была в Нью-Дели, главным образом из-за широкой массовой базы, которой пользовались эти организации, и традиции гибкого политического поведения, в которой они преуспели. На начальном этапе беспорядков Конгресс и Мусульманская лига, казалось, были уверены, что смогут воспользоваться этой традицией, даже если в результате политического противостояния возникнет сложная ситуация. Скорее всего, День прямого действия в Калькутте планировался как масштабное мероприятие. хартал и массовый митинг (который является общепринятой частью политической культуры в Калькутте ), который они очень хорошо знали, как контролировать. Однако реакция масс далеко превзошла все ожидания. Политические лидеры серьезно просчитались, какой сильный эмоциональный отклик вызвало слово «нация» в новой интерпретации. В августе 1946 года слово «нация» уже не было просто политическим лозунгом. Оно быстро превращалось в «реальность» как в реальной политике, так и в воображении людей. Система, к которой политические лидеры Бенгалии привыкли десятилетиями, не могла справиться с этими динамичными изменениями. Как мы видели, он быстро и легко сломался в первый же день волнений. [ 16 ]
Прелюдия
[ редактировать ]После беспорядков 11–14 февраля 1946 года в Калькутте межобщинная напряженность была высокой. Индуистские и мусульманские газеты подогревали общественное мнение провокационными и весьма партийными репортажами, которые усилили антагонизм между двумя общинами. [ 30 ] Еще больше топлива для разжигания мусульманских общинных чувств стала брошюра, написанная мэром Калькутты Сайедом Мухаммедом Усманом, в которой он сказал: «Мы, мусульмане, владели короной и правили. Не падайте духом, будьте готовы и возьмите мечи. О кафир ! Твоя гибель не за горами». [ 31 ]
После объявления Джинной 16 августа Днем прямых действий, действуя по совету Р.Л. Уокера, тогдашний главный секретарь Бенгалии, главный министр Мусульманской лиги Бенгалии Хусейн Шахид Сухраварди обратился к губернатору Бенгалии сэру Фредерику Берроузу с просьбой объявить в этот день государственный праздник. Губернатор Берроуз согласился. Уокер сделал это предложение в надежде, что риск конфликтов, особенно связанных с пикетированием, будет сведен к минимуму, если правительственные учреждения, коммерческие дома и магазины останутся закрытыми по всей Калькутте 16 августа. [ 3 ] [ 16 ] [ 32 ] Бенгальский конгресс протестовал против объявления государственного праздника, утверждая, что праздник позволит «праздным людям» успешно проводить в жизнь харталы в районах, где руководство Мусульманской лиги не было столь влиятельным. Конгресс обвинил правительство Лиги в том, что оно «занимается «общинной политикой» ради узкой цели». [ 33 ] Лидеры Конгресса считали, что если будет отмечаться государственный праздник, у его собственных сторонников не будет иного выбора, кроме как закрыть свои офисы и магазины и, таким образом, они будут вынуждены против своей воли протянуть руку помощи Харталу Мусульманской лиги . [ 16 ] 14 августа Киран Шанкар Рой , лидер партии Конгресс в Законодательном собрании Бенгалии , призвал индуистских владельцев магазинов не соблюдать государственный праздник и продолжать работу своих предприятий вопреки харталу . [ 34 ] По сути, в том, что монопольное положение, которое до сих пор занимал Конгресс в навязывании и обеспечении соблюдения харталов, забастовок и т. д., бросало вызов, присутствовал элемент гордости. [ 16 ] Однако Лига пошла дальше с заявлением, и мусульманские газеты опубликовали программу на тот день. [ нужна ссылка ]
«Звезда Индии» , влиятельная местная мусульманская газета, которую редактирует Рагиб Ахсан , Мусульманская лига MLA из Калькутты, опубликовала подробную программу дня. Программа предусматривала проведение всеобщей и всеобщей забастовки во всех сферах гражданской, коммерческой и промышленной жизни, за исключением сферы услуг первой необходимости. В уведомлении говорилось, что шествия начнутся из нескольких частей Калькутты, Хауры , Хугли , Метиабруса и 24 Парганаса и сойдутся у подножия памятника Охтерлони (ныне известного как Шахид Минар), где состоится совместный массовый митинг под председательством Хусейна Шахида Сухраварди. будет проведено. Отделениям Мусульманской лиги было рекомендовано направить трех работников в каждую мечеть в каждом округе для разъяснения плана действий Лиги перед джума- намазом . устраивались специальные молебны . Более того, в каждой мечети в пятницу после джума- молитвы за свободу мусульманской Индии [ 35 ] Уведомление черпало божественное вдохновение из Корана , подчеркивая совпадение Дня прямого действия со священным месяцем Рамзаан и утверждая, что предстоящие протесты являются аллегорией конфликта Пророка Мухаммеда с язычеством и последующего завоевания Мекки и установления Царства Небесного. в Аравии. [ 35 ]
Индуистское общественное мнение было мобилизовано вокруг лозунга «Аханд Хиндустан» («Объединенная Индия»). [ 20 ] Некоторые лидеры Конгресса в Бенгалии усвоили сильное чувство индуистской идентичности, особенно с учетом предполагаемой угрозы, связанной с возможностью маргинализации себя в меньшинство под натиском пакистанского движения . [ 20 ] Такая мобилизация по общинному принципу была частично успешной благодаря согласованной пропагандистской кампании, которая привела к «легитимизации общинной солидарности». [ 20 ]
С другой стороны, после протестов против британцев после судебных процессов INA , британская администрация решила придать большее значение протестам против правительства, а не управлению межобщинным насилием среди индийского населения, согласно своей «Схеме чрезвычайных действий». [ 16 ] Фредерик Берроуз , губернатор Бенгалии , рационализировал объявление «государственного праздника» в своем отчете лорду Уэйвеллу : Сухраварди приложил немало усилий, чтобы склонить неохотных британских чиновников к вызову армии из лагеря отдыха Силда . К сожалению, британские официальные лица не отправили армию до 1:45 ночи 17 августа. [ 16 ]
Многие из злоумышленников были людьми, у которых и так были бы праздные руки. Если бы магазины и рынки были вообще открыты, я думаю, что грабежей и убийств было бы еще больше, чем было; праздник дал мирным гражданам возможность остаться дома.
- Фредерик Берроуз, Отчет Берроуза лорду Уэйвеллу. [ 3 ]
Беспорядки и резня
[ редактировать ]Беспорядки начались утром 16 августа. Еще до 10 часов полицейское управление Лальбазара сообщило, что в городе царит волнение, что магазины вынуждены закрываться и что поступает множество сообщений о драках, нанесении ножевых ранений, бросании камней и кирпичей. В основном они были сосредоточены в северо-центральных частях города, таких как Раджабазар , Келабаган, Колледж-стрит , Харрисон-роуд, Колоотола и Буррабазар . [ 3 ] Некоторые из этих районов также были потрясены межобщинными беспорядками в декабре 1910 года. [ 36 ] В этих областях индусы составляли большинство, а также занимали превосходящее и мощное экономическое положение. Беспокойство приняло общественный характер, который он должен был сохранить на протяжении всего времени. [ 3 ]
Встреча началась около 14:00, хотя процессии мусульман со всех концов Калькутты начали собираться после полуденной молитвы . Сообщается, что большое количество участников было вооружено железными прутьями и рейками (бамбуковыми палками). Репортер центрального разведывательного управления оценил число присутствовавших в 30 000 человек, а инспектор специального отделения полиции Калькутты - в 500 000 человек. Последняя цифра невероятно высока: репортер Star of India оценил ее примерно в 100 000 человек. Основными докладчиками были Хаваджа Назимуддин и главный министр Гусейн Шахид Сухраварди. Ходжа Назимуддин в своей речи проповедовал миролюбие и сдержанность, но испортил эффект и усилил напряженность, заявив, что до 11 часов утра все пострадавшие были мусульманами, а мусульманская община принимала ответные меры лишь в порядке самообороны. [ 3 ] Гусейн Сухраварди в своей речи, похоже, косвенно пообещал, что против вооруженных мусульман не будет предпринято никаких действий. [ 37 ]
Специальное отделение полиции Калькутты направило на встречу только одного стенографиста, в результате чего стенограмма речи главного министра не сохранилась. Но офицер Центральной разведки и репортер, которого Фредерик Берроуз считал надежным, назначенные военными властями, сходятся в одном утверждении (вообще о котором не сообщила полиция Калькутты). Версия в отчете первого гласила: «Он [главный министр] позаботился о том, чтобы полиция и военные не вмешивались». [ 3 ] Версия последнего была такой: «Он смог сдержать военных и полицию». [ 3 ] Однако какого-то конкретного приказа «сдерживаться» полиция не получила. Итак, что бы Сухраварди ни хотел этим сказать, впечатление от такого заявления на в значительной степени необразованную аудиторию воспринимается некоторыми как открытое приглашение к беспорядкам. [ 3 ] действительно, как сообщается, многие из слушателей начали нападать на индуистов и грабить индуистские магазины, как только они покинули собрание. [ 3 ] [ 38 ] Впоследствии появились сообщения о грузовиках, которые проезжали по Харрисон-роуд в Калькутте и перевозили радикальных мусульманских гангстеров, вооруженных кирпичными битами и бутылками в качестве оружия, и нападали на магазины, принадлежащие индуистам. [ 39 ]
В тех частях города, где произошли беспорядки, был введен комендантский час с 18:00. В 8 часов вечера силы были развернуты для обеспечения безопасности основных дорог и патрулирования этих артерий, тем самым высвободив полицию для работы в трущобах и других слаборазвитых районах. [ 40 ]
17 августа Сайед Абдулла Фаруки, президент Гарден Рич профсоюза текстильщиков , вместе с Элианом Мистри, бескомпромиссным мусульманским хулиганом, возглавили огромную вооруженную толпу на территорию фабрики хлопчатобумажной фабрики Кесорам в районе Личубаган в Метиабрузе. [ нужна ссылка ] . Рабочие мельницы, среди которых было значительное количество одиа , обычно жили на территории самой мельницы. 25 августа четверо выживших подали в полицейский участок Метиабруза жалобу на Фаруки. [ 41 ] Бишванат Дас , министр правительства штата Орисса , посетил Личубаган, чтобы расследовать убийства рабочих ория на хлопковой фабрике Кесорама. [ 42 ] По оценкам некоторых источников, число погибших составило 10 000 и более человек. [ 6 ] Многие авторы утверждают, что главными жертвами стали индусы. [ 2 ]
Самое страшное убийство произошло днем 17 августа. К вечеру солдаты взяли под контроль самые опасные районы, и в одночасье военные расширили свои владения. Однако в трущобах и других районах, которые все еще находились вне военного контроля, беззаконие и беспорядки обострялись ежечасно. Утром 18 августа «автобусы и такси ломились от сикхов и индусов, вооруженных мечами, железными прутьями и огнестрельным оружием». [ 43 ]
Стычки между общинами продолжались почти неделю. Наконец, 21 августа Бенгалия перешла под власть вице-короля . 5 батальонов британских войск при поддержке 4 батальонов индейцев и гуркхов В городе были дислоцированы . Лорд Уэйвелл утверждал, что дополнительные войска следовало бы ввести раньше, и нет никаких признаков того, что дополнительных британских войск не было в наличии. [ 2 ] 22 августа беспорядки прекратились. [ 44 ]
Характеристики беспорядков и демография 1946 года.
[ редактировать ]Сухраварди приложил немало усилий, чтобы убедить сопротивлявшихся британских чиновников вызвать армию из лагеря отдыха Силда. К сожалению, британские официальные лица не отправили армию до 1:45 ночи 17 августа. [ 16 ]
Насилие в Калькутте между 1945 и 1946 годами проходило поэтапно: от индийского против европейца к индуистскому против мусульманского. Индийские христиане и европейцы в целом были свободны от приставаний. [ 45 ] поскольку темп индуистско-мусульманского насилия ускорился. Упадок антиевропейских настроений по мере роста межобщинной напряженности между индуистами и мусульманами в этот период очевиден из числа жертв. Во время беспорядков ноября 1945 года потери европейцев и христиан составили 46 человек; в беспорядках 10–14 февраля 1946 г. — 35; с 15 февраля по 15 августа — всего три; во время беспорядков в Калькутте с 15 августа 1946 г. по 17 сентября 1946 г. - ни одного. [ 46 ]
В Калькутте проживало 2 952 142 индуиста, 1 099 562 мусульманина, 12 852 сикха по состоянию на 1946 год до раздела, а после обретения независимости население мусульман сократилось до 601 817 человек из-за миграции 500 000 мусульман из Калькутты в Восточный Пакистан после беспорядков. Перепись населения Индии 1951 года показала, что 27% населения Калькутты составляли беженцы из Восточной Бенгалии, в основном бенгальцы-индуисты. Миллионы бенгальских индуистов из Восточного Пакистана нашли убежище в основном в городе, и ряд оценок показывает, что около 320 000 индуистов из Восточного Пакистана иммигрировали только в Калькутту в период 1946–1950 годов. [ нужна ссылка ] Первая перепись после раздела показывает, что в Калькутте с 1941 по 1951 год число индуистов увеличилось, а количество мусульман уменьшилось, то есть процент индуистов увеличился с 73% в 1941 году до 84% в 1951 году, а процент мусульман снизился с 23%. в 1941 г. до 12% по переписи 1951 г. [ 48 ] Согласно переписи 2011 года, в городе Калькутта большинство составляют индуисты (76,51%), мусульмане занимают (20,6%) второе по величине сообщество, а население сикхов составляет (0,31%). [ 49 ]
Последствия
[ редактировать ]Во время беспорядков тысячи людей начали покидать Калькутту. В течение нескольких дней мост Ховра через реку Хугли был переполнен эвакуированными людьми, направлявшимися на станцию Ховра, спасаясь от хаоса в Калькутте. Многим из них не удалось избежать насилия, которое распространилось на регион за пределами Калькутты. [ 50 ] Лорд Уэйвелл заявил во время своей встречи 27 августа 1946 года, что Махатма Ганди сказал ему: «Если Индия хочет кровавой бани, она ее устроит… если кровавая баня была необходима, она произойдет, несмотря на ненасилие». [ 51 ]
Сухраварди, главного министра, отвечающего за внутренний портфель в Калькутте, критиковали за предвзятость, а сэра Фредерика Джона Берроуза, британского губернатора Бенгалии, за то, что он не взял ситуацию под контроль. Главный министр провел много времени в диспетчерской полицейского управления в Лальбазаре, где его часто посещали некоторые из его сторонников. Если не считать прямого приказа губернатора, не было никакой возможности запретить главному министру посещать диспетчерскую, когда бы он ни захотел; и губернатор Берроуз не был готов отдать такой приказ, поскольку это явно указывало бы на полное неверие в него. [ 3 ] Видные лидеры Мусульманской лиги проводили много времени в диспетчерских полиции, руководя операциями, и роль Сухраварди в препятствовании работе полиции документально подтверждена. [ 6 ] Сообщалось также, что 16 августа главный министр Сухраварди уволил индуистских полицейских. [ 52 ]
И британцы, и Конгресс обвинили Джинну в провозглашении Дня прямых действий, а Мусульманскую лигу считали ответственной за разжигание мусульманских националистических настроений. [ 53 ]
Существует несколько точек зрения на точную причину беспорядков в День прямых действий. Индуистская пресса обвинила правительство Сухраварди и Мусульманскую лигу. [ 54 ] По данным властей, беспорядки были спровоцированы членами Мусульманской лиги и дочернего Добровольческого корпуса. [ 3 ] [ 20 ] [ 16 ] [ 21 ] [ 55 ] в городе, чтобы обеспечить соблюдение заявления Мусульманской лиги о том, что мусульмане должны «приостановить весь бизнес», чтобы поддержать свое требование о независимом Пакистане. [ 3 ] [ 16 ] [ 21 ] [ 56 ] Однако сторонники Мусульманской лиги считали, что за насилием стоит партия Конгресса. [ 57 ] в попытке ослабить хрупкое правительство Мусульманской лиги в Бенгалии. [ 3 ] Историк Джоя Чаттерджи возлагает большую часть ответственности на Сухраварди за организацию конфронтации и неспособность остановить беспорядки, но отмечает, что в этом виноваты и индуистские лидеры. [ 58 ] Члены Индийского национального конгресса, в том числе Мохандас Ганди и Джавахарлал Неру, негативно отреагировали на беспорядки и выразили шок. Беспорядки приведут к дальнейшим беспорядкам и погромам между индуистами, сикхами и мусульманами. [ 38 ]
Дальнейшие беспорядки в Индии
[ редактировать ]Беспорядки в День прямых действий спровоцировали в том же году несколько беспорядков между мусульманами и индуистами/сикхами в Ноахали, Бихаре и Пенджабе.
Новые беспорядки в Хали
[ редактировать ]Важным продолжением Дня прямых действий стала резня в районах Ноахали и Типпера в октябре 1946 года. Новости о Великом бунте в Калькутте спровоцировали в ответ бунт Ноахали-Типпера. Однако насилие по своей природе отличалось от насилия в Калькутте. [ 20 ] [ 59 ]
Беспорядки в округах начались 10 октября 1946 года в районе северного Ноахалинского района Рамганджского полицейского участка. [ 60 ] Развязанное насилие было описано как «организованная ярость мусульманской мафии». [ 61 ] Вскоре оно охватило соседние полицейские участки Райпур , Лакшмипур , Бегумгандж и Сандвип в Ноакхали, а также Фаридгандж , Хаджигандж , Чандпур , Лакшам и Чудаграм в Типпере. [ 62 ] Разрушения, вызванные массовым насилием, были обширными, что затрудняло точное определение количества жертв. По официальным оценкам, число погибших составляет от 200 до 300 человек. [ 63 ] [ 64 ] После того, как беспорядки были прекращены в Ноахали, Мусульманская лига заявила, что в результате беспорядков было убито только 500 индуистов, но выжившие полагали, что было убито более 50 000 индуистов. [ нужна ссылка ] По словам Фрэнсиса Тукера , который на момент беспорядков был главнокомандующим Восточным командованием Индии , индуистская пресса намеренно и сильно преувеличивала сообщения о беспорядках. [ 64 ] Нейтральная и широко признанная цифра числа погибших составляет около 5000 человек. [ 65 ] [ 66 ]
По словам губернатора Берроуза, «непосредственным поводом для начала беспорядков стало разграбление базара в полицейском участке Рамганджа после проведения массового митинга». [ 67 ] Это включало нападения на офисы Сурендры Натха Боса и Раджендры Лала Роя Чоудхури, бывшего президента коллегии адвокатов Ноакхали и известного лидера индуистской Махасабхи . [ 68 ]
Махатма Ганди разбил лагерь в Ноакхали на четыре месяца и совершил поездку по району с миссией по восстановлению мира и межобщинной гармонии. Тем временем руководство Конгресса начало принимать предложенный раздел Индии, а миротворческая миссия и другие лагеря помощи были заброшены. Большинство выживших мигрировали в Западную Бенгалию, Трипуру. [ 69 ] и Ассам . [ 70 ]
Бихар и остальная часть Индии
[ редактировать ]Разрушительные беспорядки потрясли Бихар в конце 1946 года. С 30 октября по 7 ноября крупномасштабная резня в Бихаре приблизила раздел к неизбежности. Серьезное насилие вспыхнуло в Чхапра и районе Саране с 25 по 28 октября. Очень скоро Патна , Мунгер и Бхагалпур также стали местами серьезного насилия. Начавшийся как репрессия за бунт в Ноахали, число погибших в непосредственных отчетах было сильно завышено, властям было трудно справиться с ним, поскольку он распространился на большую территорию, охватывающую разбросанные деревни, а число жертв невозможно было установить. точно: «Согласно последующему заявлению в британском парламенте , число погибших составило 5000. По оценкам Государственного деятеля , число погибших составляло от 7500 до 10 000; партия Конгресса признала цифру 2 000; Джинна утверждал, что около 30 000». [ 71 ] Однако к 3 ноября, по официальной оценке, число погибших составило всего 445 человек. [ 20 ] [ 62 ]
По данным некоторых независимых источников, число погибших составило около 8000 человеческих жизней. [ 72 ]
Некоторые из самых жестоких беспорядков также произошли в Гархмуктешваре в Соединенных провинциях, где в ноябре 1946 года произошла резня, во время которой «индуистские паломники на ежегодной религиозной ярмарке нападали и истребляли мусульман не только на территории фестиваля, но и в соседнем городе. «в то время как полиция практически ничего не делала; По оценкам, число погибших составило от 1000 до 2000 человек. [ 73 ] Беспорядки также имели место в Пенджабе и Северо-Западной пограничной провинции в конце 1946 - начале 1947 года.
См. также
[ редактировать ]- Бенгальский национализм
- движение Тебхага
- Новые беспорядки в Хали
- Геноцид в Бангладеш
- Бенгальский Ренессанс
- Раздел Бенгалии
- Список массовых убийств в Индии
- Оппозиция разделу Индии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Саркар, Таника; Бандиопадхьяй, Сехар (2017). Калькутта: бурные десятилетия . Тейлор и Фрэнсис. п. 441.ISBN 978-1-351-58172-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с Уэйвелл, Арчибальд П. (1946). Доложите лорду Петику-Лоуренсу . Архив Британской библиотеки : IOR.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Берроуз, Фредерик (1946). Доложите вице-королю лорду Уэйвеллу . Британская библиотека IOR: L/P&J/8/655 и далее 95, 96–107.
- ^ Перейти обратно: а б Саркар, Таника; Бандиопадхьяй, Сехар (2017). Калькутта: бурные десятилетия . Тейлор и Фрэнсис. п. 8. ISBN 978-1-351-58172-1 .
- ^ Зехра, Рошина (16 августа 2016 г.). «День прямых действий: когда массовые общественные беспорядки вызвали кровотечение из Калькутты» . Квинт . Проверено 31 августа 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Сенгупта, Дебжани (2006). «Город, питающийся сам собой: свидетельства и истории Дня« прямого действия »» (PDF) . В Наруле, Моника (ред.). Турбулентность . Серай Читатель. Том. 6. Программа Сарай, Центр изучения развивающихся обществ. стр. 288–295. OCLC 607413832 .
- ^ Л/I/1/425. Архив Британской библиотеки, Лондон.
- ^ Перейти обратно: а б «Беспорядки в Калькутте 1946 года | Науки о массовом насилии и сопротивлении - исследовательская сеть» . www.sciencespo.fr . 4 апреля 2019 г.
- ^ Харун-ор-Рашид (2003) [Впервые опубликовано в 1987 году]. Предзнаменование Бангладеш: Бенгальская мусульманская лига и мусульманская политика, 1906–1947 (переработанное и дополненное издание). Университет Пресс Лимитед. стр. 242, 244–245. ISBN 984-05-1688-4 .
- ^ Кульке и Ротермунд 2004 , стр. 318–319.
- ^ Перейти обратно: а б Меткалф и Меткалф 2006 , с. 216.
- ^ Вулперт 2009 , стр. 360–361.
- ^ Вулперт 2009 , с. 361
- ^ Талбот и Сингх 2009 , с. 40.
- ^ Харди 1972 , с. 249.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Нариаки, Наказато (2000). Политика бунта по поводу раздела: Калькутта в августе» « В Сато Цугитаке (ред.). Мусульманские общества: исторические и сравнительные аспекты . Рутледж. п. 112. ИСБН 978-0-415-33254-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Бурк-Уайт, Маргарет (1949). На полпути к свободе: отчет о новой Индии словами и фотографиями Маргарет Бурк-Уайт . Саймон и Шустер. п. 15.
- ^ Гуха, Рамачандра (23 августа 2014 г.). «Разделены или уничтожены – вспоминая День прямых действий» . Телеграф (Мнение).
- ^ Тунзельманн, Алекс фон (2012). Бабье лето: Тайная история конца империи . Саймон и Шустер. ISBN 978-1-4711-1476-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Дас, Суранджан (май 2000 г.). «Бунт в Калькутте 1992 года в историческом континууме: рецидив «общинной ярости»?». Современные азиатские исследования . 34 (2): 281–306. дои : 10.1017/S0026749X0000336X . JSTOR 313064 . S2CID 144646764 .
- ^ Перейти обратно: а б с Дас, Суранджан (2012). «Калькуттский бунт, 1946 год» . В исламе Сираджуль ; Джамал, Ахмед А. (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (второе изд.). Азиатское общество Бангладеш .
- ^ Талбот, Ян; Сингх, Гурхарпал (2009), Раздел Индии , Cambridge University Press, стр. 67, ISBN 978-0-521-67256-6 ( Признаки
«этнической чистки») также присутствовали в волне насилия, которая прокатилась от Калькутты до Бихара, где было большое число жертв среди мусульман, и до Ноахали глубоко в дельте Ганга-Брахмапутры в Бенгалии. Что касается беспорядков в Ноахали, один британский офицер говорил о «решительных и организованных» усилиях мусульман по изгнанию всех индусов, которые составляли около пятой части всего населения. Точно так же аналогом этого перехода насилия в Пенджабе была резня в Равалпинди в марте 1947 года. Уровень смертей и разрушений в таких деревнях Западного Пенджаба, как Тоа Хальса, был таков, что после этого общины не могли жить вместе.
- ^ Джалал 1994 , с. 176.
- ^ Мансерг, Николас ; Мун, Пендерел , ред. (1977). Передача власти 1942-1947 гг . Том. VII. Лондон: Канцелярия Ее Величества. стр. 582–591. ISBN 978-0-11-580082-5 .
- ^ Кульке и Ротермунд 2004 , с. 319.
- ^ Перейти обратно: а б
Азад, Абул Калам (2005) [Впервые опубликовано в 1959 году]. Индия выигрывает свободу: автобиографический рассказ . Нью-Дели: Ориент Лонгман. стр. 164–165. ISBN 978-81-250-0514-8 .
Резолюция была принята подавляющим большинством голосов... Таким образом, печать одобрения [AICC] была поставлена на резолюции Рабочего комитета о принятии Плана миссии кабинета министров... 10 июля Джавахарлал провел пресс-конференцию в Бомбее... [ когда его спросили,] Джавахарлал решительно ответил, что Конгресс согласился только участвовать в Учредительном собрании и считает себя свободным изменить или модифицировать план миссии кабинета министров по своему усмотрению... Мусульманская лига приняла план миссии кабинета министров... Г-н Джинна ясно заявил, что рекомендует принять предложение.
- ^ Джалал 1994 , с. 210.
- ^ Хан, Ясмин (2017). Великий раздел: создание Индии и Пакистана (новое издание). Нью-Хейвен, Лондон: Издательство Йельского университета. п. 64. ИСБН 978-0-300-23032-1 .
- ^ Ходсон, Х.В. (1997) [Впервые опубликовано в 1969 году]. Великий разрыв; Великобритания, Индия, Пакистан . Издательство Оксфордского университета. п. 166. ИСБН 978-0-19-577821-2 .
- ^ Тукер, Фрэнсис (1950). Пока память служит . Касселл. п. 153. OCLC 937426955 .
Начиная с февраля, межобщинная напряженность была сильной. В то же время антибританские настроения возбуждались заинтересованными людьми, которые пытались заменить ими более важные общественные эмоции. Единственным результатом их попыток было усиление всех эмоций... усиление трений между индуистами и мусульманами. В индуистских и мусульманских газетах появлялись предвзятые, извращенные и подстрекательские статьи и искаженные репортажи.
- ^ Хан, Ясмин (2017). Великий раздел: создание Индии и Пакистана . Нью-Хейвен, Коннектикут: Йельский университет. п. 64. ИСБН 978-0-300-23032-1 .
- ^ Тайсон, Джон Д. ИОР: Документы Тайсона, Eur E341/41, записка Тайсона о беспорядках в Калькутте, 29 сентября 1946 г.
- ^
Чакрабарти, Бидют (2004). Раздел Бенгалии и Ассама, 1932–1947: контур свободы . Рутледж Керзон. п. 97. ИСБН 978-0-415-32889-0 .
Поскольку государственный праздник позволил бы «праздным людям» успешно проводить в жизнь харталы в тех регионах, где руководство Лиги было неуверенным, Бенгальский конгресс ... осудил министерство Лиги за то, что оно занималось «общинной политикой» ради узкой цели.
- ^ Тукер, Фрэнсис (1950). Пока память служит . Касселл. стр. 154–156. OCLC 937426955 .
В ответ на это г-н К. Рой, лидер партии Конгресс в Законодательном собрании Бенгалии, выступая на митинге в Баллигундже 14-го числа, сказал, что глупо думать, что праздник [будет] избежать волнений. Праздник с его праздными людьми создал бы проблемы, поскольку было совершенно очевидно, что те индусы, которые, все еще желая заниматься своим бизнесом, продолжали открывать свои магазины, будут вынуждены закрыть их силой. Из-за этого наверняка возникнут сильные беспорядки. Но он посоветовал индусам держать свои магазины открытыми и продолжать свой бизнес, а не подчиняться принудительному харталу .
- ^ Перейти обратно: а б «Программа Дня прямого действия». Звезда Индии . 13 августа 1946 года.
- ^ Бандиопадхьяй, Ритаджьоти (2022). Улицы в движении: создание инфраструктуры, собственности и политической культуры в Калькутте двадцатого века . Издательство Кембриджского университета. стр. 76, 120–121. дои : 10.1017/9781009109208 . ISBN 978-1-009-10920-8 . S2CID 250200020 .
- ^ Хан, Ясмин (2017). Великий раздел: создание Индии и Пакистана . Нью-Хейвен, Коннектикут: Йельский университет. п. 65. ИСБН 978-0-300-23032-1 .
- ^ Перейти обратно: а б
Кей, Джон (2000). Индия: История . Атлантик Ежемесячник Пресс. п. 505 . ISBN 978-0-87113-800-2 .
Сухраварди... объявил государственным праздником. Он намекнул, что полиция тоже возьмет выходной. Мусульмане, массово собравшиеся для речей и шествий, восприняли это как приглашение; они начали грабить и сжигать оставшиеся открытыми индуистские магазины. Поджог сменился убийством, и жертвы нанесли ответный удар... В октябре беспорядки распространились на некоторые части Восточной Бенгалии, а также на УП и Бихар... Неру в ужасе заломил руки... Ганди бросился на место происшествия, героически продвигаясь вперед. через опустошенные общины, чтобы проповедовать примирение.
- ^ Бурк-Уайт, Маргарет (1949). На полпути к свободе: отчет о новой Индии словами и фотографиями Маргарет Бурк-Уайт . Саймон и Шустер. п. 17.
... Семь грузовиков пронеслись по Харрисон-роуд. Из грузовиков начали выпрыгивать люди, вооруженные кирпичными битами и бутылками. Мусульманские «гунды», или гангстеры, решил Нанда Лал, поскольку они сразу же принялись грабить индуистские магазины.
- ^ Тукер, Фрэнсис (1950). Пока память служит . Касселл. стр. 159–160. OCLC 937426955 .
В 18:00 во всех пострадавших от беспорядков районах был отменен комендантский час. В 8 часов вечера командующий районом... вывел 7-й Вустерский полк и Зеленых Ховардов из их казарм... [войска] расчистили основные маршруты... и распустил патрули, чтобы освободить полицию для работы в засадах .
- ^ Саньял, Сунанда; Басу, Сумья (2011). Серп и полумесяц: коммунисты, Мусульманская лига и раздел Индии . Лондон: Публикации на первой полосе. стр. 149–151. ISBN 978-81-908841-6-7 .
- ^ Синха, Динеш Чандра (2001). Шьямапрасад: Бангабханга о Пашимбанга . Калькутта: Ахил Бхаратия Итихаш Санкалан Самити. п. 127.
- ^ Тукер, Фрэнсис (1950). Пока память служит . Касселл. п. 161. OCLC 937426955 .
Самая кровавая бойня произошла между 8:00 и 15:00 17-го числа, и к этому времени солдаты взяли под контроль самые худшие районы... [С] ранних часов 18-го числа... и далее область военного господства город был увеличен... За пределами «военных» районов ситуация ухудшалась с каждым часом. Автобусы и такси были загружены сикхами и индусами, вооруженными мечами, железными прутьями и огнестрельным оружием.
- ^ Дас, Суранджан (1991). Коммунальные беспорядки в Бенгалии 1905–1947 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 171. ИСБН 0-19-562840-3 .
- ^ Ламберт, Ричард (1951). Индо-мусульманские беспорядки . Докторская диссертация, Пенсильванский университет, стр.179.
- ^ Горовиц, Дональд Л. (октябрь 1973 г.). «Прямая, перемещенная и кумулятивная этническая агрессия». Сравнительная политика . 6 (1): 1–16. дои : 10.2307/421343 . JSTOR 421343 .
- ^ «Беспорядки в Калькутте 1946 года | Науки о массовом насилии и сопротивлении - исследовательская сеть» . 4 апреля 2019 г.
- ^ Бандиопадхьяй, Ритаджьоти (2022). «Город как территория: институционализация мажоритаризма» (PDF) . Улицы в движении: создание инфраструктуры, собственности и политической культуры в Калькутте двадцатого века . Издательство Кембриджского университета. п. 145. дои : 10.1017/9781009109208 . ISBN 978-1-009-10920-8 . S2CID 250200020 .
- ^ «Главная | Правительство Индии» . censusindia.gov.in .
- ^ Бурк-Уайт, Маргарет (1949). На полпути к свободе: отчет о новой Индии словами и фотографиями Маргарет Бурк-Уайт . Саймон и Шустер. п. 20.
Тысячи людей начали покидать Калькутту. В течение нескольких дней мост через реку Хугли... представлял собой односторонний поток мужчин, женщин, детей и домашних животных, направлявшийся к железнодорожной станции Ховра... Но беженцы быстро бежали, и они не могли удержаться впереди. быстро распространяющаяся волна катастрофы. Калькутта была лишь началом цепной реакции бунтов, ответных бунтов и репрессий, прокатившихся по Индии.
- ^ Сирвай, Х.М. (1990). Раздел Индии: легенда и реальность . Издательство Оксфордского университета. п. 78. ИСБН 978-0-19-597719-6 .
- ^ Хан, Ясмин (2017). Великий раздел: создание Индии и Пакистана . Нью-Хейвен, Коннектикут: Йельский университет. стр. 184–185. ISBN 978-0-300-23032-1 .
- ^ Себастьен, Виктор (2014), 1946: Создание современного мира , Пэн Макмиллан, с. 332, ISBN 978-1-4472-5050-0
- ^ Чаттерджи, Джойя (1994). Разделенная Бенгалия: индуистский коммунализм и раздел, 1932–1947 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 239. ИСБН 978-0-521-41128-8 .
Вина индусов так и не была признана. Индуистская пресса возложила вину за насилие на правительство Сухраварди и Мусульманскую лигу.
- ^ Чакрабарти, Бидют (2004). Раздел Бенгалии и Ассама, 1932–1947: контур свободы . Рутледж Керзон. п. 99. ИСБН 978-0-415-32889-0 .
Непосредственной провокацией массовых беспорядков, безусловно, стало дневное собрание Лиги у памятника Охтерлони... Майор Дж. Сим из Восточного командования писал: «Их, должно быть, [было] 100 000... в зеленой форме мусульманина». Национальная гвардия»… Сухраварди, судя по всему, подстрекал толпу… Как также отметил губернатор, «насилие в более широком масштабе вспыхнуло, как только собрание закончилось», и большинство из тех, кто позволил себе нападать на индусов… .. возвращались из [него].
- ^ «Прямое действие» . Время . 26 августа 1946 г. с. 34. Архивировано из оригинала 14 ноября 2007 года . Проверено 10 апреля 2008 г.
Глава Мусульманской лиги Мохамед Али Джинна выбрал 18-й день Рамадана «Днем прямых действий» против британского плана независимости Индии (который не удовлетворяет старому требованию мусульман об отделении Пакистана).
- ^ Чакрабарти, Бидют (2004). Раздел Бенгалии и Ассама, 1932–1947: контур свободы . Рутледж Керзон. п. 105. ИСБН 978-0-415-32889-0 .
Однако, увидев сообщения из своих собственных источников, он [Джинну] позже убедили признать, что «общинные беспорядки в Калькутте были в основном начаты индусами и... имели индуистское происхождение».
- ^ Чаттерджи, Джойя (1994). Разделенная Бенгалия: индуистский коммунализм и раздел, 1932–1947 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 232–233. ISBN 978-0-521-41128-8 .
Обе стороны противостояния хорошо к этому подготовились... Сам Сухраварди несет большую часть ответственности за это кровопролитие, поскольку он бросил открытый вызов индусам и проявил грубую халатность... в своей неспособности подавить беспорядки. ... Но индуистские лидеры также были глубоко замешаны в этом.
- ^ Батабьял, Ракеш (2005). Коммунализм в Бенгалии: от голода до Ноахали, 1943–47 . Издательство Сейдж. п. 270. ИСБН 978-0-7619-3335-9 .
Бунт был прямым следствием убийств в Калькутте в августе 1946 года и, следовательно, считается следствием последних... бунт Ноахали-Типпера... отличался по своей природе от убийств в Калькутте... новости о Убийства в Калькутте послужили толчком к этому.
- ^ Батабьял, Ракеш (2005). Коммунализм в Бенгалии: от голода до Ноахали, 1943–47 . Издательство Сейдж. п. 272. ИСБН 978-0-7619-3335-9 .
Беспорядки в районах... начались в районе полицейского участка Рамгандж в северной части Ноахалинского района 10 октября 1946 года.
- ^ Гош Чоудхури, Харан К. (6 февраля 1947 г.). Труды Законодательного собрания Бенгалии (PBLA) . Том. LXXVII. Законодательное собрание Бенгалии. цитируется по Батабьялу 2005, с. 272.
- ^ Перейти обратно: а б Мансерг, Николас ; Мун, Пендерел (1980). Передача власти 1942-1947 гг . Том. IX. Лондон: Канцелярия Ее Величества. п. 48. ИСБН 978-0-11-580084-9 , цитируется по Батабьялу 2005, с. 272.
- ^ Мансерг, Николас ; Мун, Пендерел (1980). Передача власти 1942-1947 гг . Том. IX. Лондон: Канцелярия Ее Величества. п. 98. ИСБН 978-0-11-580084-9 , цитируется по Батабьялу 2005, с. 273.
- ^ Перейти обратно: а б Тукер, Фрэнсис (1950). Пока память служит . Касселл. стр. 174–176. OCLC 186171893 .
Число погибших на тот момент достоверно оценивалось примерно в двести человек. С другой стороны, очень многие индуистские семьи бежали, царила паника, и невозможно было сказать, живы или мертвы отдельные люди... Индусы массово эвакуировали деревни , оставляя свои дома на милость грабителей, которые грабили и сожжены... По нашим оценкам, общее число убитых в этом эпизоде составило менее трехсот. Ужасные и заведомо ложные истории были раздуты по всему миру истеричной индуистской прессой.
- ^ Хан, Ясмин (2017) [Впервые опубликовано в 2007 г.]. Великий раздел: создание Индии и Пакистана (новое издание). Издательство Йельского университета. п. 68. ИСБН 978-0-300-23032-1 .
- ^ «Написано кровью» . Время . 28 октября 1946 г. с. 42.
Толпы в районе Ноахали в восточной Бенгалии... жгли, грабили и убивали в масштабах, превосходящих даже недавние беспорядки в Калькутте. За восемь дней было убито около 5000 человек.
- ^ Мансерг, Николас ; Мун, Пендерел (1980). Передача власти 1942-1947 гг . Том. IX. Лондон: Канцелярия Ее Величества. п. 98. ИСБН 978-0-11-580084-9 , цитируется по Батабьялу 2005, с. 277.
- ^ Батабьял, Ракеш (2005). Коммунализм в Бенгалии: от голода до Ноахали, 1943–47 . Издательство Сейдж. п. 277. ИСБН 978-0-7619-3335-9 .
Это включало нападение на «Кутчери бари Бабу Суерндры Натха Боса и Рай Сахеба Раджендры Лал Рэя Чоудхури из Карпары».
- ^ Дев, Читта Ранджан (2005). «Два дня с Мохандасом Ганди» . Ишани . 1 (4). Фонд Махатмы Ганди Ишани. Архивировано из оригинала 4 августа 2020 года . Проверено 7 августа 2011 г.
- ^ Дасгупта, Аниндита (2001). «Отрицание и сопротивление: Силхети разделяет «беженцев» в Ассаме» . Современная Южная Азия . 10 (3). Южноазиатский форум по правам человека: 352. doi : 10.1080/09584930120109559 . S2CID 144544505 . Проверено 7 августа 2011 г.
- ^ Стивенс, Ян (1963). Пакистан . Нью-Йорк: Фредерик А. Прегер. п. 111. OCLC 1038975536 .
- ^ Марковиц, Клод (6 ноября 2007 г.). «Интернет-энциклопедия массового насилия» . Проверено 12 декабря 2011 г.
- ^ Стивенс, Ян (1963). Пакистан . Нью-Йорк: Фредерик А. Прегер. п. 113. OCLC 1038975536 .
Библиография
[ редактировать ]- Бурк-Уайт, Маргарет (1949). На полпути к свободе: отчет о новой Индии словами и фотографиями Маргарет Бурк-Уайт . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. OCLC 10065226 .
- Харди, Питер (1972). Мусульмане Британской Индии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-08488-1 .
- Джалал, Аиша (1994) [впервые опубликовано в 1985 году]. Единственный представитель: Джинна, Мусульманская лига и спрос на Пакистан . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-45850-4 .
- Кульке, Герман ; Ротермунд, Дитмар (2004) [впервые опубликовано в 1986 году]. История Индии (4-е изд.). Рутледж. ISBN 978-0-415-32919-4 .
- Меткалф, Барбара Д.А .; Меткалф, Томас Р. (2006) [Впервые опубликовано в 2001 г.]. Краткая история современной Индии (PDF) (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-86362-9 .
- Талбот, Ян; Сингх, Гурхарпал (2009). Раздел Индии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-85661-4 .
- Цугитака, Сато, изд. (2004). Мусульманские общества: исторические и сравнительные аспекты . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 112–. ISBN 978-0-203-40108-8 .
- Вулперт, Стэнли (2009) [Впервые опубликовано в 1977 году]. Новая история Индии (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-516677-4 .
- 1946 год в Британской Индии.
- Убийства 1946 года в Индии
- протесты 1946 года
- беспорядки 1946 года
- 20 век в Калькутте
- Массовое убийство 20-го века в Индии
- Нападения на магазины в Индии
- События августа 1946 года в Азии
- Бенгальское президентство
- Этническая чистка в Азии
- Резня в 1946 году
- Резня в Индии
- История Всеиндийской мусульманской лиги
- Пакистанское движение
- Раздел Индии
- Насилие на почве индуизма в Индии
- Антимусульманское насилие в Индии
- Преследование индуистов со стороны мусульман
- Нападения на здания и сооружения в 1940-е годы
- Погромы
- Политическая терминология в Пакистане
- Религиозные беспорядки в Индии
- Грабежи в Индии
- Гусейн Шахид Сухраварди
- История Бенгалии