Jump to content

День прямых действий

Координаты : 22 ° 35' с.ш. 88 ° 22' в.д.  /  22,58 ° с.ш. 88,36 ° в.д.  / 22,58; 88,36
(Перенаправлено из «Великих убийств в Калькутте »)

День прямых действий
Убийства в Калькутте, 1946 год.
Часть раздела Индии
Мертвые и раненые после Дня прямых действий, который перерос в ожесточенные сражения, когда мусульманские и индуистские толпы бунтовали по всей Калькутте в 1946 году, за год до обретения независимости.
Дата 16 августа 1946 г.
Расположение
22 ° 35' с.ш. 88 ° 22' в.д.  /  22,58 ° с.ш. 88,36 ° в.д.  / 22,58; 88,36
Вызвано Надвигающееся разделение Бенгалии по религиозному признаку
Цели Этнические и религиозные преследования
Методы Резня , погром , насильственное обращение в другую веру , поджоги , похищения и массовые изнасилования .
В результате Раздел Бенгалии
Вечеринки
Ведущие цифры

Нет централизованного руководства

Потери
Летальные исходы) 4,000 [ 3 ] [ 4 ]

День прямых действий (16 августа 1946 г.) был днем, когда Всеиндийская мусульманская лига решила предпринять « прямые действия », используя насилие для запугивания немусульман и их лидеров в борьбе за отдельную мусульманскую родину после ухода Великобритании из Индии. Также известный как Калькуттские убийства 1946 года , это был день общенациональных общественных беспорядков. [ 5 ] Это привело к крупномасштабному насилию между мусульманами и индуистами в городе Калькутта (ныне известный как Калькутта) в Бенгальской провинции Британской Индии . [ 3 ] Этот день также ознаменовал начало так называемой «Недели длинных ножей» . [ 6 ] [ 7 ] Хотя существует определенный консенсус относительно масштабов убийств (хотя точные данные о потерях отсутствуют), включая их краткосрочные последствия, сохраняются разногласия относительно точной последовательности событий, ответственности различных участников и долгосрочных последствий. политические последствия. [ 8 ]

До сих пор ведутся обширные разногласия относительно соответствующих обязанностей двух основных общин, индуистов и мусульман, а также роли отдельных лидеров в этой бойне. Доминирующая британская точка зрения склонна в равной степени обвинять обе общины и выделять расчеты лидеров и жестокость последователей, среди которых были криминальные элементы. [ нужна ссылка ] В версии событий Индийского национального конгресса вина, как правило, возлагается непосредственно на Мусульманскую лигу и, в частности, на главного министра Бенгалии Хусейна Шахида Сухраварди . [ 9 ] По мнению Мусульманской лиги, Конгресс и индусы фактически использовали возможность, предоставленную Днем прямых действий, чтобы преподать урок мусульманам в Калькутте и убивать их в больших количествах. [ нужна ссылка ] Таким образом, беспорядки открыли путь к разделу Бенгалии между Западной Бенгалией, где доминируют индуисты , включая Калькутту, и Восточной Бенгалией, где доминируют мусульмане (ныне Бангладеш ). [ 8 ]

Всеиндийская мусульманская лига и Индийский национальный конгресс были двумя крупнейшими политическими партиями в Учредительном собрании Индии в 1940-х годах. 1940 года требовала, Мусульманская лига со времени своей Лахорской резолюции чтобы районы Индии с мусульманским большинством на северо-западе и востоке были преобразованы в «независимые государства». Миссия кабинета министров в Индию 1946 года для планирования передачи власти от британского владычества к индийскому руководству предложила трехуровневую структуру: центр, группы провинций и провинции. «Группы провинций» должны были удовлетворить требования Мусульманской лиги. И Мусульманская лига, и Конгресс в принципе приняли план миссии кабинета министров. [ 10 ] Однако; В речи Неру 10 июля 1946 г. отвергалась идея о том, что провинции будут обязаны присоединиться к группе [ 11 ] и заявил, что Конгресс не был связан и не привержен этому плану. [ 12 ] По сути, речь Неру разрушила план миссии и шанс сохранить единство Индии. [ 11 ] Джинна интерпретировал эту речь как еще один пример предательства со стороны Конгресса. [ 13 ] После выступления Неру о группировках Мусульманская лига отозвала свое предыдущее одобрение плана. [ 14 ] 29 июля. [ 15 ]

Следовательно, в июле 1946 года Мусульманская лига отозвала свое согласие на этот план и объявила всеобщую забастовку ( хартал ) 16 августа, назвав ее Днем прямых действий, чтобы отстоять свое требование создания отдельной родины для мусульман в некоторых северо-западных и восточных провинциях в колониальная Индия . [ 16 ] [ 17 ] Призывая к Дню прямых действий, Мухаммед Али Джинна , лидер Всеиндийской мусульманской лиги, заявил, что он хочет «либо разделенной Индии, либо разрушенной Индии». [ 18 ] [ 19 ]

На фоне межобщинной напряженности протест вызвал массовые беспорядки в Калькутте. [ 20 ] [ 21 ] За 72 часа в Калькутте погибло более 4000 человек и 100 000 жителей остались без крова. [ 3 ] [ 4 ] Насилие спровоцировало дальнейшие религиозные беспорядки в прилегающих регионах Ноахали , Бихар , Объединенные провинции (современный Уттар-Прадеш ), Пенджаб (включая резню в Равалпинди ) и Северо-Западную пограничную провинцию . [ 22 ] Эти события посеяли семена возможного раздела Индии .

В 1946 году движение за независимость Индии против британского владычества достигло решающей стадии. Великобритании Премьер-министр Клемент Эттли направил в Индию миссию кабинета министров в составе трех человек с целью обсуждения и доработки планов передачи власти от британского владычества индийскому руководству. [ 23 ] После проведения переговоров с представителями Индийского национального конгресса и Всеиндийской мусульманской лиги — двух крупнейших политических партий в Учредительном собрании Индии — 16 мая 1946 года, Миссия предложила план состава нового Доминиона Индии и его правительство. [ 20 ] [ 24 ] Требование Мусульманской лиги об «автономных и суверенных» государствах на северо-западе и востоке было удовлетворено путем создания нового уровня «групп провинций» между провинциальным слоем и центральным правительством. Ожидалось, что центральное правительство будет заниматься вопросами обороны, внешних сношений и коммуникаций. Все остальные полномочия будут переданы «группам». [ 25 ]

Мухаммед Али Джинна, бывший конгрессмен, а ныне лидер Мусульманской лиги, принял план миссии кабинета министров от 16 июня, как и центральный президиум Конгресса. [ 20 ] [ 26 ] Однако 10 июля Джавахарлал Неру , президент Конгресса , провел пресс-конференцию в Бомбее, заявив, что, хотя Конгресс согласился участвовать в Учредительном собрании, он оставляет за собой право изменять план миссии кабинета министров по своему усмотрению. [ 26 ] Опасаясь доминирования индуистов в центральном правительстве, политики Мусульманской лиги потребовали от Джинны вернуться к «его прежней несгибаемой позиции». [ 27 ] Джинна отверг план миссии британского кабинета министров по передаче власти временному правительству, которое объединило бы Мусульманскую лигу и Индийский национальный конгресс, и решил бойкотировать Учредительное собрание. В июле 1946 года Джинна провел пресс-конференцию у себя дома в Бомбее. Он заявил, что Мусульманская лига «готовится начать борьбу» и что они «наметили план». [ 17 ] Он сказал, что если мусульманам не будет предоставлен отдельный Пакистан, они начнут «прямые действия». Когда его попросили уточнить детали, Джинна ответил: «Пойдите в Конгресс и спросите их об их планах. Когда они поверят вам в свои секреты, я возьму вас в свои. Почему вы ожидаете, что я один буду сидеть, сложив руки? Я тоже пойду». создавать проблемы». [ 17 ]

На следующий день Джинна объявил 16 августа 1946 года «Днем прямых действий» и предупредил Конгресс: «Мы не хотим войны. Если вы хотите войны, мы без колебаний принимаем ваше предложение. У нас будет либо разделенная Индия, либо разрушенная Индия». [ 17 ] Таким образом, Мусульманская лига попрощалась с конституционными методами и была готова «создавать проблемы». [ 28 ]

В своей книге «Великий разрыв » Х.В. Ходсон вспоминал: «Рабочий комитет призвал мусульман по всей Индии отмечать 16 августа как «День прямого действия». Резолюция. Эти митинги и шествия прошли – как и было очевидно намерением центральных лидеров Лиги – без более чем обычных и ограниченных беспорядков, за одним огромным и трагическим исключением… То, что произошло, было больше, чем кто-либо мог предвидеть». [ 29 ]

В книге «Мусульманские общества: исторические и сравнительные аспекты » под редакцией Сато Цугитака Накадзато Нариаки пишет:

С точки зрения институциональной политики, беспорядки в Калькутте имели отличительную черту: они разразились в переходный период, отмеченный вакуумом власти и системным распадом. Также важно отметить, что они представляли собой часть политической борьбы, в которой Конгресс и Мусульманская лига конкурировали друг с другом за инициативу в создании нового национального государства (государств), в то время как британцы предприняли тотальную попытку провести деколонизацию с наименьшими политическими издержками для них. Политическое соперничество между основными националистическими партиями в Бенгалии приняло форму, отличную от той, что была в Нью-Дели, главным образом из-за широкой массовой базы, которой пользовались эти организации, и традиции гибкого политического поведения, в которой они преуспели. На начальном этапе беспорядков Конгресс и Мусульманская лига, казалось, были уверены, что смогут воспользоваться этой традицией, даже если в результате политического противостояния возникнет сложная ситуация. Скорее всего, День прямого действия в Калькутте планировался как масштабное мероприятие. хартал и массовый митинг (который является общепринятой частью политической культуры в Калькутте ), который они очень хорошо знали, как контролировать. Однако реакция масс далеко превзошла все ожидания. Политические лидеры серьезно просчитались, какой сильный эмоциональный отклик вызвало слово «нация» в новой интерпретации. В августе 1946 года слово «нация» уже не было просто политическим лозунгом. Оно быстро превращалось в «реальность» как в реальной политике, так и в воображении людей. Система, к которой политические лидеры Бенгалии привыкли десятилетиями, не могла справиться с этими динамичными изменениями. Как мы видели, он быстро и легко сломался в первый же день волнений. [ 16 ]

Прелюдия

[ редактировать ]

После беспорядков 11–14 февраля 1946 года в Калькутте межобщинная напряженность была высокой. Индуистские и мусульманские газеты подогревали общественное мнение провокационными и весьма партийными репортажами, которые усилили антагонизм между двумя общинами. [ 30 ] Еще больше топлива для разжигания мусульманских общинных чувств стала брошюра, написанная мэром Калькутты Сайедом Мухаммедом Усманом, в которой он сказал: «Мы, мусульмане, владели короной и правили. Не падайте духом, будьте готовы и возьмите мечи. О кафир ! Твоя гибель не за горами». [ 31 ]

После объявления Джинной 16 августа Днем прямых действий, действуя по совету Р.Л. Уокера, тогдашний главный секретарь Бенгалии, главный министр Мусульманской лиги Бенгалии Хусейн Шахид Сухраварди обратился к губернатору Бенгалии сэру Фредерику Берроузу с просьбой объявить в этот день государственный праздник. Губернатор Берроуз согласился. Уокер сделал это предложение в надежде, что риск конфликтов, особенно связанных с пикетированием, будет сведен к минимуму, если правительственные учреждения, коммерческие дома и магазины останутся закрытыми по всей Калькутте 16 августа. [ 3 ] [ 16 ] [ 32 ] Бенгальский конгресс протестовал против объявления государственного праздника, утверждая, что праздник позволит «праздным людям» успешно проводить в жизнь харталы в районах, где руководство Мусульманской лиги не было столь влиятельным. Конгресс обвинил правительство Лиги в том, что оно «занимается «общинной политикой» ради узкой цели». [ 33 ] Лидеры Конгресса считали, что если будет отмечаться государственный праздник, у его собственных сторонников не будет иного выбора, кроме как закрыть свои офисы и магазины и, таким образом, они будут вынуждены против своей воли протянуть руку помощи Харталу Мусульманской лиги . [ 16 ] 14 августа Киран Шанкар Рой , лидер партии Конгресс в Законодательном собрании Бенгалии , призвал индуистских владельцев магазинов не соблюдать государственный праздник и продолжать работу своих предприятий вопреки харталу . [ 34 ] По сути, в том, что монопольное положение, которое до сих пор занимал Конгресс в навязывании и обеспечении соблюдения харталов, забастовок и т. д., бросало вызов, присутствовал элемент гордости. [ 16 ] Однако Лига пошла дальше с заявлением, и мусульманские газеты опубликовали программу на тот день. [ нужна ссылка ]

«Звезда Индии» , влиятельная местная мусульманская газета, которую редактирует Рагиб Ахсан , Мусульманская лига MLA из Калькутты, опубликовала подробную программу дня. Программа предусматривала проведение всеобщей и всеобщей забастовки во всех сферах гражданской, коммерческой и промышленной жизни, за исключением сферы услуг первой необходимости. В уведомлении говорилось, что шествия начнутся из нескольких частей Калькутты, Хауры , Хугли , Метиабруса и 24 Парганаса и сойдутся у подножия памятника Охтерлони (ныне известного как Шахид Минар), где состоится совместный массовый митинг под председательством Хусейна Шахида Сухраварди. будет проведено. Отделениям Мусульманской лиги было рекомендовано направить трех работников в каждую мечеть в каждом округе для разъяснения плана действий Лиги перед джума- намазом . устраивались специальные молебны . Более того, в каждой мечети в пятницу после джума- молитвы за свободу мусульманской Индии [ 35 ] Уведомление черпало божественное вдохновение из Корана , подчеркивая совпадение Дня прямого действия со священным месяцем Рамзаан и утверждая, что предстоящие протесты являются аллегорией конфликта Пророка Мухаммеда с язычеством и последующего завоевания Мекки и установления Царства Небесного. в Аравии. [ 35 ]

Индуистское общественное мнение было мобилизовано вокруг лозунга «Аханд Хиндустан» («Объединенная Индия»). [ 20 ] Некоторые лидеры Конгресса в Бенгалии усвоили сильное чувство индуистской идентичности, особенно с учетом предполагаемой угрозы, связанной с возможностью маргинализации себя в меньшинство под натиском пакистанского движения . [ 20 ] Такая мобилизация по общинному принципу была частично успешной благодаря согласованной пропагандистской кампании, которая привела к «легитимизации общинной солидарности». [ 20 ]

С другой стороны, после протестов против британцев после судебных процессов INA , британская администрация решила придать большее значение протестам против правительства, а не управлению межобщинным насилием среди индийского населения, согласно своей «Схеме чрезвычайных действий». [ 16 ] Фредерик Берроуз , губернатор Бенгалии , рационализировал объявление «государственного праздника» в своем отчете лорду Уэйвеллу : Сухраварди приложил немало усилий, чтобы склонить неохотных британских чиновников к вызову армии из лагеря отдыха Силда . К сожалению, британские официальные лица не отправили армию до 1:45 ночи 17 августа. [ 16 ]

Многие из злоумышленников были людьми, у которых и так были бы праздные руки. Если бы магазины и рынки были вообще открыты, я думаю, что грабежей и убийств было бы еще больше, чем было; праздник дал мирным гражданам возможность остаться дома.

- Фредерик Берроуз, Отчет Берроуза лорду Уэйвеллу. [ 3 ]

Беспорядки и резня

[ редактировать ]
Толпа на митинге Мусульманской лиги на Майдане.

Беспорядки начались утром 16 августа. Еще до 10 часов полицейское управление Лальбазара сообщило, что в городе царит волнение, что магазины вынуждены закрываться и что поступает множество сообщений о драках, нанесении ножевых ранений, бросании камней и кирпичей. В основном они были сосредоточены в северо-центральных частях города, таких как Раджабазар , Келабаган, Колледж-стрит , Харрисон-роуд, Колоотола и Буррабазар . [ 3 ] Некоторые из этих районов также были потрясены межобщинными беспорядками в декабре 1910 года. [ 36 ] В этих областях индусы составляли большинство, а также занимали превосходящее и мощное экономическое положение. Беспокойство приняло общественный характер, который он должен был сохранить на протяжении всего времени. [ 3 ]

Встреча началась около 14:00, хотя процессии мусульман со всех концов Калькутты начали собираться после полуденной молитвы . Сообщается, что большое количество участников было вооружено железными прутьями и рейками (бамбуковыми палками). Репортер центрального разведывательного управления оценил число присутствовавших в 30 000 человек, а инспектор специального отделения полиции Калькутты - в 500 000 человек. Последняя цифра невероятно высока: репортер Star of India оценил ее примерно в 100 000 человек. Основными докладчиками были Хаваджа Назимуддин и главный министр Гусейн Шахид Сухраварди. Ходжа Назимуддин в своей речи проповедовал миролюбие и сдержанность, но испортил эффект и усилил напряженность, заявив, что до 11 часов утра все пострадавшие были мусульманами, а мусульманская община принимала ответные меры лишь в порядке самообороны. [ 3 ] Гусейн Сухраварди в своей речи, похоже, косвенно пообещал, что против вооруженных мусульман не будет предпринято никаких действий. [ 37 ]

Специальное отделение полиции Калькутты направило на встречу только одного стенографиста, в результате чего стенограмма речи главного министра не сохранилась. Но офицер Центральной разведки и репортер, которого Фредерик Берроуз считал надежным, назначенные военными властями, сходятся в одном утверждении (вообще о котором не сообщила полиция Калькутты). Версия в отчете первого гласила: «Он [главный министр] позаботился о том, чтобы полиция и военные не вмешивались». [ 3 ] Версия последнего была такой: «Он смог сдержать военных и полицию». [ 3 ] Однако какого-то конкретного приказа «сдерживаться» полиция не получила. Итак, что бы Сухраварди ни хотел этим сказать, впечатление от такого заявления на в значительной степени необразованную аудиторию воспринимается некоторыми как открытое приглашение к беспорядкам. [ 3 ] действительно, как сообщается, многие из слушателей начали нападать на индуистов и грабить индуистские магазины, как только они покинули собрание. [ 3 ] [ 38 ] Впоследствии появились сообщения о грузовиках, которые проезжали по Харрисон-роуд в Калькутте и перевозили радикальных мусульманских гангстеров, вооруженных кирпичными битами и бутылками в качестве оружия, и нападали на магазины, принадлежащие индуистам. [ 39 ]

Более 300 рабочих племени ория на хлопковой фабрике Кесорама были убиты в трущобах Личубагана, Метиабруза .

В тех частях города, где произошли беспорядки, был введен комендантский час с 18:00. В 8 часов вечера силы были развернуты для обеспечения безопасности основных дорог и патрулирования этих артерий, тем самым высвободив полицию для работы в трущобах и других слаборазвитых районах. [ 40 ]

17 августа Сайед Абдулла Фаруки, президент Гарден Рич профсоюза текстильщиков , вместе с Элианом Мистри, бескомпромиссным мусульманским хулиганом, возглавили огромную вооруженную толпу на территорию фабрики хлопчатобумажной фабрики Кесорам в районе Личубаган в Метиабрузе. [ нужна ссылка ] . Рабочие мельницы, среди которых было значительное количество одиа , обычно жили на территории самой мельницы. 25 августа четверо выживших подали в полицейский участок Метиабруза жалобу на Фаруки. [ 41 ] Бишванат Дас , министр правительства штата Орисса , посетил Личубаган, чтобы расследовать убийства рабочих ория на хлопковой фабрике Кесорама. [ 42 ] По оценкам некоторых источников, число погибших составило 10 000 и более человек. [ 6 ] Многие авторы утверждают, что главными жертвами стали индусы. [ 2 ]

Самое страшное убийство произошло днем ​​17 августа. К вечеру солдаты взяли под контроль самые опасные районы, и в одночасье военные расширили свои владения. Однако в трущобах и других районах, которые все еще находились вне военного контроля, беззаконие и беспорядки обострялись ежечасно. Утром 18 августа «автобусы и такси ломились от сикхов и индусов, вооруженных мечами, железными прутьями и огнестрельным оружием». [ 43 ]

Стычки между общинами продолжались почти неделю. Наконец, 21 августа Бенгалия перешла под власть вице-короля . 5 батальонов британских войск при поддержке 4 батальонов индейцев и гуркхов В городе были дислоцированы . Лорд Уэйвелл утверждал, что дополнительные войска следовало бы ввести раньше, и нет никаких признаков того, что дополнительных британских войск не было в наличии. [ 2 ] 22 августа беспорядки прекратились. [ 44 ]

Характеристики беспорядков и демография 1946 года.

[ редактировать ]

Сухраварди приложил немало усилий, чтобы убедить сопротивлявшихся британских чиновников вызвать армию из лагеря отдыха Силда. К сожалению, британские официальные лица не отправили армию до 1:45 ночи 17 августа. [ 16 ]

Насилие в Калькутте между 1945 и 1946 годами проходило поэтапно: от индийского против европейца к индуистскому против мусульманского. Индийские христиане и европейцы в целом были свободны от приставаний. [ 45 ] поскольку темп индуистско-мусульманского насилия ускорился. Упадок антиевропейских настроений по мере роста межобщинной напряженности между индуистами и мусульманами в этот период очевиден из числа жертв. Во время беспорядков ноября 1945 года потери европейцев и христиан составили 46 человек; в беспорядках 10–14 февраля 1946 г. — 35; с 15 февраля по 15 августа — всего три; во время беспорядков в Калькутте с 15 августа 1946 г. по 17 сентября 1946 г. - ни одного. [ 46 ]

Религии в Калькутте в 1946 году [ 47 ]

  Индуизм (73%)
  Ислам (23%)
  Другие (4%)

В Калькутте проживало 2 952 142 индуиста, 1 099 562 мусульманина, 12 852 сикха по состоянию на 1946 год до раздела, а после обретения независимости население мусульман сократилось до 601 817 человек из-за миграции 500 000 мусульман из Калькутты в Восточный Пакистан после беспорядков. Перепись населения Индии 1951 года показала, что 27% населения Калькутты составляли беженцы из Восточной Бенгалии, в основном бенгальцы-индуисты. Миллионы бенгальских индуистов из Восточного Пакистана нашли убежище в основном в городе, и ряд оценок показывает, что около 320 000 индуистов из Восточного Пакистана иммигрировали только в Калькутту в период 1946–1950 годов. [ нужна ссылка ] Первая перепись после раздела показывает, что в Калькутте с 1941 по 1951 год число индуистов увеличилось, а количество мусульман уменьшилось, то есть процент индуистов увеличился с 73% в 1941 году до 84% в 1951 году, а процент мусульман снизился с 23%. в 1941 г. до 12% по переписи 1951 г. [ 48 ] Согласно переписи 2011 года, в городе Калькутта большинство составляют индуисты (76,51%), мусульмане занимают (20,6%) второе по величине сообщество, а население сикхов составляет (0,31%). [ 49 ]

Последствия

[ редактировать ]

Во время беспорядков тысячи людей начали покидать Калькутту. В течение нескольких дней мост Ховра через реку Хугли был переполнен эвакуированными людьми, направлявшимися на станцию ​​Ховра, спасаясь от хаоса в Калькутте. Многим из них не удалось избежать насилия, которое распространилось на регион за пределами Калькутты. [ 50 ] Лорд Уэйвелл заявил во время своей встречи 27 августа 1946 года, что Махатма Ганди сказал ему: «Если Индия хочет кровавой бани, она ее устроит… если кровавая баня была необходима, она произойдет, несмотря на ненасилие». [ 51 ]

Сухраварди, главного министра, отвечающего за внутренний портфель в Калькутте, критиковали за предвзятость, а сэра Фредерика Джона Берроуза, британского губернатора Бенгалии, за то, что он не взял ситуацию под контроль. Главный министр провел много времени в диспетчерской полицейского управления в Лальбазаре, где его часто посещали некоторые из его сторонников. Если не считать прямого приказа губернатора, не было никакой возможности запретить главному министру посещать диспетчерскую, когда бы он ни захотел; и губернатор Берроуз не был готов отдать такой приказ, поскольку это явно указывало бы на полное неверие в него. [ 3 ] Видные лидеры Мусульманской лиги проводили много времени в диспетчерских полиции, руководя операциями, и роль Сухраварди в препятствовании работе полиции документально подтверждена. [ 6 ] Сообщалось также, что 16 августа главный министр Сухраварди уволил индуистских полицейских. [ 52 ]

И британцы, и Конгресс обвинили Джинну в провозглашении Дня прямых действий, а Мусульманскую лигу считали ответственной за разжигание мусульманских националистических настроений. [ 53 ]

Существует несколько точек зрения на точную причину беспорядков в День прямых действий. Индуистская пресса обвинила правительство Сухраварди и Мусульманскую лигу. [ 54 ] По данным властей, беспорядки были спровоцированы членами Мусульманской лиги и дочернего Добровольческого корпуса. [ 3 ] [ 20 ] [ 16 ] [ 21 ] [ 55 ] в городе, чтобы обеспечить соблюдение заявления Мусульманской лиги о том, что мусульмане должны «приостановить весь бизнес», чтобы поддержать свое требование о независимом Пакистане. [ 3 ] [ 16 ] [ 21 ] [ 56 ] Однако сторонники Мусульманской лиги считали, что за насилием стоит партия Конгресса. [ 57 ] в попытке ослабить хрупкое правительство Мусульманской лиги в Бенгалии. [ 3 ] Историк Джоя Чаттерджи возлагает большую часть ответственности на Сухраварди за организацию конфронтации и неспособность остановить беспорядки, но отмечает, что в этом виноваты и индуистские лидеры. [ 58 ] Члены Индийского национального конгресса, в том числе Мохандас Ганди и Джавахарлал Неру, негативно отреагировали на беспорядки и выразили шок. Беспорядки приведут к дальнейшим беспорядкам и погромам между индуистами, сикхами и мусульманами. [ 38 ]

Дальнейшие беспорядки в Индии

[ редактировать ]

Беспорядки в День прямых действий спровоцировали в том же году несколько беспорядков между мусульманами и индуистами/сикхами в Ноахали, Бихаре и Пенджабе.

Новые беспорядки в Хали

[ редактировать ]

Важным продолжением Дня прямых действий стала резня в районах Ноахали и Типпера в октябре 1946 года. Новости о Великом бунте в Калькутте спровоцировали в ответ бунт Ноахали-Типпера. Однако насилие по своей природе отличалось от насилия в Калькутте. [ 20 ] [ 59 ]

Беспорядки в округах начались 10 октября 1946 года в районе северного Ноахалинского района Рамганджского полицейского участка. [ 60 ] Развязанное насилие было описано как «организованная ярость мусульманской мафии». [ 61 ] Вскоре оно охватило соседние полицейские участки Райпур , Лакшмипур , Бегумгандж и Сандвип в Ноакхали, а также Фаридгандж , Хаджигандж , Чандпур , Лакшам и Чудаграм в Типпере. [ 62 ] Разрушения, вызванные массовым насилием, были обширными, что затрудняло точное определение количества жертв. По официальным оценкам, число погибших составляет от 200 до 300 человек. [ 63 ] [ 64 ] После того, как беспорядки были прекращены в Ноахали, Мусульманская лига заявила, что в результате беспорядков было убито только 500 индуистов, но выжившие полагали, что было убито более 50 000 индуистов. [ нужна ссылка ] По словам Фрэнсиса Тукера , который на момент беспорядков был главнокомандующим Восточным командованием Индии , индуистская пресса намеренно и сильно преувеличивала сообщения о беспорядках. [ 64 ] Нейтральная и широко признанная цифра числа погибших составляет около 5000 человек. [ 65 ] [ 66 ]

По словам губернатора Берроуза, «непосредственным поводом для начала беспорядков стало разграбление базара в полицейском участке Рамганджа после проведения массового митинга». [ 67 ] Это включало нападения на офисы Сурендры Натха Боса и Раджендры Лала Роя Чоудхури, бывшего президента коллегии адвокатов Ноакхали и известного лидера индуистской Махасабхи . [ 68 ]

Махатма Ганди разбил лагерь в Ноакхали на четыре месяца и совершил поездку по району с миссией по восстановлению мира и межобщинной гармонии. Тем временем руководство Конгресса начало принимать предложенный раздел Индии, а миротворческая миссия и другие лагеря помощи были заброшены. Большинство выживших мигрировали в Западную Бенгалию, Трипуру. [ 69 ] и Ассам . [ 70 ]

Бихар и остальная часть Индии

[ редактировать ]

Разрушительные беспорядки потрясли Бихар в конце 1946 года. С 30 октября по 7 ноября крупномасштабная резня в Бихаре приблизила раздел к неизбежности. Серьезное насилие вспыхнуло в Чхапра и районе Саране с 25 по 28 октября. Очень скоро Патна , Мунгер и Бхагалпур также стали местами серьезного насилия. Начавшийся как репрессия за бунт в Ноахали, число погибших в непосредственных отчетах было сильно завышено, властям было трудно справиться с ним, поскольку он распространился на большую территорию, охватывающую разбросанные деревни, а число жертв невозможно было установить. точно: «Согласно последующему заявлению в британском парламенте , число погибших составило 5000. По оценкам Государственного деятеля , число погибших составляло от 7500 до 10 000; партия Конгресса признала цифру 2 000; Джинна утверждал, что около 30 000». [ 71 ] Однако к 3 ноября, по официальной оценке, число погибших составило всего 445 человек. [ 20 ] [ 62 ]

По данным некоторых независимых источников, число погибших составило около 8000 человеческих жизней. [ 72 ]

Некоторые из самых жестоких беспорядков также произошли в Гархмуктешваре в Соединенных провинциях, где в ноябре 1946 года произошла резня, во время которой «индуистские паломники на ежегодной религиозной ярмарке нападали и истребляли мусульман не только на территории фестиваля, но и в соседнем городе. «в то время как полиция практически ничего не делала; По оценкам, число погибших составило от 1000 до 2000 человек. [ 73 ] Беспорядки также имели место в Пенджабе и Северо-Западной пограничной провинции в конце 1946 - начале 1947 года.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Саркар, Таника; Бандиопадхьяй, Сехар (2017). Калькутта: бурные десятилетия . Тейлор и Фрэнсис. п. 441.ISBN  978-1-351-58172-1 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с Уэйвелл, Арчибальд П. (1946). Доложите лорду Петику-Лоуренсу . Архив Британской библиотеки : IOR.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Берроуз, Фредерик (1946). Доложите вице-королю лорду Уэйвеллу . Британская библиотека IOR: L/P&J/8/655 и далее 95, 96–107.
  4. ^ Перейти обратно: а б Саркар, Таника; Бандиопадхьяй, Сехар (2017). Калькутта: бурные десятилетия . Тейлор и Фрэнсис. п. 8. ISBN  978-1-351-58172-1 .
  5. ^ Зехра, Рошина (16 августа 2016 г.). «День прямых действий: когда массовые общественные беспорядки вызвали кровотечение из Калькутты» . Квинт . Проверено 31 августа 2021 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Сенгупта, Дебжани (2006). «Город, питающийся сам собой: свидетельства и истории Дня« прямого действия »» (PDF) . В Наруле, Моника (ред.). Турбулентность . Серай Читатель. Том. 6. Программа Сарай, Центр изучения развивающихся обществ. стр. 288–295. OCLC   607413832 .
  7. ^ Л/I/1/425. Архив Британской библиотеки, Лондон.
  8. ^ Перейти обратно: а б «Беспорядки в Калькутте 1946 года | Науки о массовом насилии и сопротивлении - исследовательская сеть» . www.sciencespo.fr . 4 апреля 2019 г.
  9. ^ Харун-ор-Рашид (2003) [Впервые опубликовано в 1987 году]. Предзнаменование Бангладеш: Бенгальская мусульманская лига и мусульманская политика, 1906–1947 (переработанное и дополненное издание). Университет Пресс Лимитед. стр. 242, 244–245. ISBN  984-05-1688-4 .
  10. ^ Кульке и Ротермунд 2004 , стр. 318–319.
  11. ^ Перейти обратно: а б Меткалф и Меткалф 2006 , с. 216.
  12. ^ Вулперт 2009 , стр. 360–361.
  13. ^ Вулперт 2009 , с. 361
  14. ^ Талбот и Сингх 2009 , с. 40.
  15. ^ Харди 1972 , с. 249.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Нариаки, Наказато (2000). Политика бунта по поводу раздела: Калькутта в августе» « В Сато Цугитаке (ред.). Мусульманские общества: исторические и сравнительные аспекты . Рутледж. п. 112. ИСБН  978-0-415-33254-5 .
  17. ^ Перейти обратно: а б с д Бурк-Уайт, Маргарет (1949). На полпути к свободе: отчет о новой Индии словами и фотографиями Маргарет Бурк-Уайт . Саймон и Шустер. п. 15.
  18. ^ Гуха, Рамачандра (23 августа 2014 г.). «Разделены или уничтожены – вспоминая День прямых действий» . Телеграф (Мнение).
  19. ^ Тунзельманн, Алекс фон (2012). Бабье лето: Тайная история конца империи . Саймон и Шустер. ISBN  978-1-4711-1476-2 .
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Дас, Суранджан (май 2000 г.). «Бунт в Калькутте 1992 года в историческом континууме: рецидив «общинной ярости»?». Современные азиатские исследования . 34 (2): 281–306. дои : 10.1017/S0026749X0000336X . JSTOR   313064 . S2CID   144646764 .
  21. ^ Перейти обратно: а б с Дас, Суранджан (2012). «Калькуттский бунт, 1946 год» . В исламе Сираджуль ; Джамал, Ахмед А. (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (второе изд.). Азиатское общество Бангладеш .
  22. ^ Талбот, Ян; Сингх, Гурхарпал (2009), Раздел Индии , Cambridge University Press, стр. 67, ISBN  978-0-521-67256-6 ( Признаки «этнической чистки») также присутствовали в волне насилия, которая прокатилась от Калькутты до Бихара, где было большое число жертв среди мусульман, и до Ноахали глубоко в дельте Ганга-Брахмапутры в Бенгалии. Что касается беспорядков в Ноахали, один британский офицер говорил о «решительных и организованных» усилиях мусульман по изгнанию всех индусов, которые составляли около пятой части всего населения. Точно так же аналогом этого перехода насилия в Пенджабе была резня в Равалпинди в марте 1947 года. Уровень смертей и разрушений в таких деревнях Западного Пенджаба, как Тоа Хальса, был таков, что после этого общины не могли жить вместе.
  23. ^ Джалал 1994 , с. 176.
  24. ^ Мансерг, Николас ; Мун, Пендерел , ред. (1977). Передача власти 1942-1947 гг . Том. VII. Лондон: Канцелярия Ее Величества. стр. 582–591. ISBN  978-0-11-580082-5 .
  25. ^ Кульке и Ротермунд 2004 , с. 319.
  26. ^ Перейти обратно: а б Азад, Абул Калам (2005) [Впервые опубликовано в 1959 году]. Индия выигрывает свободу: автобиографический рассказ . Нью-Дели: Ориент Лонгман. стр. 164–165. ISBN  978-81-250-0514-8 . Резолюция была принята подавляющим большинством голосов... Таким образом, печать одобрения [AICC] была поставлена ​​на резолюции Рабочего комитета о принятии Плана миссии кабинета министров... 10 июля Джавахарлал провел пресс-конференцию в Бомбее... [ когда его спросили,] Джавахарлал решительно ответил, что Конгресс согласился только участвовать в Учредительном собрании и считает себя свободным изменить или модифицировать план миссии кабинета министров по своему усмотрению... Мусульманская лига приняла план миссии кабинета министров... Г-н Джинна ясно заявил, что рекомендует принять предложение.
  27. ^ Джалал 1994 , с. 210.
  28. ^ Хан, Ясмин (2017). Великий раздел: создание Индии и Пакистана (новое издание). Нью-Хейвен, Лондон: Издательство Йельского университета. п. 64. ИСБН  978-0-300-23032-1 .
  29. ^ Ходсон, Х.В. (1997) [Впервые опубликовано в 1969 году]. Великий разрыв; Великобритания, Индия, Пакистан . Издательство Оксфордского университета. п. 166. ИСБН  978-0-19-577821-2 .
  30. ^ Тукер, Фрэнсис (1950). Пока память служит . Касселл. п. 153. OCLC   937426955 . Начиная с февраля, межобщинная напряженность была сильной. В то же время антибританские настроения возбуждались заинтересованными людьми, которые пытались заменить ими более важные общественные эмоции. Единственным результатом их попыток было усиление всех эмоций... усиление трений между индуистами и мусульманами. В индуистских и мусульманских газетах появлялись предвзятые, извращенные и подстрекательские статьи и искаженные репортажи.
  31. ^ Хан, Ясмин (2017). Великий раздел: создание Индии и Пакистана . Нью-Хейвен, Коннектикут: Йельский университет. п. 64. ИСБН  978-0-300-23032-1 .
  32. ^ Тайсон, Джон Д. ИОР: Документы Тайсона, Eur E341/41, записка Тайсона о беспорядках в Калькутте, 29 сентября 1946 г.
  33. ^ Чакрабарти, Бидют (2004). Раздел Бенгалии и Ассама, 1932–1947: контур свободы . Рутледж Керзон. п. 97. ИСБН  978-0-415-32889-0 . Поскольку государственный праздник позволил бы «праздным людям» успешно проводить в жизнь харталы в тех регионах, где руководство Лиги было неуверенным, Бенгальский конгресс ... осудил министерство Лиги за то, что оно занималось «общинной политикой» ради узкой цели.
  34. ^ Тукер, Фрэнсис (1950). Пока память служит . Касселл. стр. 154–156. OCLC   937426955 . В ответ на это г-н К. Рой, лидер партии Конгресс в Законодательном собрании Бенгалии, выступая на митинге в Баллигундже 14-го числа, сказал, что глупо думать, что праздник [будет] избежать волнений. Праздник с его праздными людьми создал бы проблемы, поскольку было совершенно очевидно, что те индусы, которые, все еще желая заниматься своим бизнесом, продолжали открывать свои магазины, будут вынуждены закрыть их силой. Из-за этого наверняка возникнут сильные беспорядки. Но он посоветовал индусам держать свои магазины открытыми и продолжать свой бизнес, а не подчиняться принудительному харталу .
  35. ^ Перейти обратно: а б «Программа Дня прямого действия». Звезда Индии . 13 августа 1946 года.
  36. ^ Бандиопадхьяй, Ритаджьоти (2022). Улицы в движении: создание инфраструктуры, собственности и политической культуры в Калькутте двадцатого века . Издательство Кембриджского университета. стр. 76, 120–121. дои : 10.1017/9781009109208 . ISBN  978-1-009-10920-8 . S2CID   250200020 .
  37. ^ Хан, Ясмин (2017). Великий раздел: создание Индии и Пакистана . Нью-Хейвен, Коннектикут: Йельский университет. п. 65. ИСБН  978-0-300-23032-1 .
  38. ^ Перейти обратно: а б Кей, Джон (2000). Индия: История . Атлантик Ежемесячник Пресс. п. 505 . ISBN  978-0-87113-800-2 . Сухраварди... объявил государственным праздником. Он намекнул, что полиция тоже возьмет выходной. Мусульмане, массово собравшиеся для речей и шествий, восприняли это как приглашение; они начали грабить и сжигать оставшиеся открытыми индуистские магазины. Поджог сменился убийством, и жертвы нанесли ответный удар... В октябре беспорядки распространились на некоторые части Восточной Бенгалии, а также на УП и Бихар... Неру в ужасе заломил руки... Ганди бросился на место происшествия, героически продвигаясь вперед. через опустошенные общины, чтобы проповедовать примирение.
  39. ^ Бурк-Уайт, Маргарет (1949). На полпути к свободе: отчет о новой Индии словами и фотографиями Маргарет Бурк-Уайт . Саймон и Шустер. п. 17. ... Семь грузовиков пронеслись по Харрисон-роуд. Из грузовиков начали выпрыгивать люди, вооруженные кирпичными битами и бутылками. Мусульманские «гунды», или гангстеры, решил Нанда Лал, поскольку они сразу же принялись грабить индуистские магазины.
  40. ^ Тукер, Фрэнсис (1950). Пока память служит . Касселл. стр. 159–160. OCLC   937426955 . В 18:00 во всех пострадавших от беспорядков районах был отменен комендантский час. В 8 часов вечера командующий районом... вывел 7-й Вустерский полк и Зеленых Ховардов из их казарм... [войска] расчистили основные маршруты... и распустил патрули, чтобы освободить полицию для работы в засадах .
  41. ^ Саньял, Сунанда; Басу, Сумья (2011). Серп и полумесяц: коммунисты, Мусульманская лига и раздел Индии . Лондон: Публикации на первой полосе. стр. 149–151. ISBN  978-81-908841-6-7 .
  42. ^ Синха, Динеш Чандра (2001). Шьямапрасад: Бангабханга о Пашимбанга . Калькутта: Ахил Бхаратия Итихаш Санкалан Самити. п. 127.
  43. ^ Тукер, Фрэнсис (1950). Пока память служит . Касселл. п. 161. OCLC   937426955 . Самая кровавая бойня произошла между 8:00 и 15:00 17-го числа, и к этому времени солдаты взяли под контроль самые худшие районы... [С] ранних часов 18-го числа... и далее область военного господства город был увеличен... За пределами «военных» районов ситуация ухудшалась с каждым часом. Автобусы и такси были загружены сикхами и индусами, вооруженными мечами, железными прутьями и огнестрельным оружием.
  44. ^ Дас, Суранджан (1991). Коммунальные беспорядки в Бенгалии 1905–1947 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 171. ИСБН  0-19-562840-3 .
  45. ^ Ламберт, Ричард (1951). Индо-мусульманские беспорядки . Докторская диссертация, Пенсильванский университет, стр.179.
  46. ^ Горовиц, Дональд Л. (октябрь 1973 г.). «Прямая, перемещенная и кумулятивная этническая агрессия». Сравнительная политика . 6 (1): 1–16. дои : 10.2307/421343 . JSTOR   421343 .
  47. ^ «Беспорядки в Калькутте 1946 года | Науки о массовом насилии и сопротивлении - исследовательская сеть» . 4 апреля 2019 г.
  48. ^ Бандиопадхьяй, Ритаджьоти (2022). «Город как территория: институционализация мажоритаризма» (PDF) . Улицы в движении: создание инфраструктуры, собственности и политической культуры в Калькутте двадцатого века . Издательство Кембриджского университета. п. 145. дои : 10.1017/9781009109208 . ISBN  978-1-009-10920-8 . S2CID   250200020 .
  49. ^ «Главная | Правительство Индии» . censusindia.gov.in .
  50. ^ Бурк-Уайт, Маргарет (1949). На полпути к свободе: отчет о новой Индии словами и фотографиями Маргарет Бурк-Уайт . Саймон и Шустер. п. 20. Тысячи людей начали покидать Калькутту. В течение нескольких дней мост через реку Хугли... представлял собой односторонний поток мужчин, женщин, детей и домашних животных, направлявшийся к железнодорожной станции Ховра... Но беженцы быстро бежали, и они не могли удержаться впереди. быстро распространяющаяся волна катастрофы. Калькутта была лишь началом цепной реакции бунтов, ответных бунтов и репрессий, прокатившихся по Индии.
  51. ^ Сирвай, Х.М. (1990). Раздел Индии: легенда и реальность . Издательство Оксфордского университета. п. 78. ИСБН  978-0-19-597719-6 .
  52. ^ Хан, Ясмин (2017). Великий раздел: создание Индии и Пакистана . Нью-Хейвен, Коннектикут: Йельский университет. стр. 184–185. ISBN  978-0-300-23032-1 .
  53. ^ Себастьен, Виктор (2014), 1946: Создание современного мира , Пэн Макмиллан, с. 332, ISBN  978-1-4472-5050-0
  54. ^ Чаттерджи, Джойя (1994). Разделенная Бенгалия: индуистский коммунализм и раздел, 1932–1947 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 239. ИСБН  978-0-521-41128-8 . Вина индусов так и не была признана. Индуистская пресса возложила вину за насилие на правительство Сухраварди и Мусульманскую лигу.
  55. ^ Чакрабарти, Бидют (2004). Раздел Бенгалии и Ассама, 1932–1947: контур свободы . Рутледж Керзон. п. 99. ИСБН  978-0-415-32889-0 . Непосредственной провокацией массовых беспорядков, безусловно, стало дневное собрание Лиги у памятника Охтерлони... Майор Дж. Сим из Восточного командования писал: «Их, должно быть, [было] 100 000... в зеленой форме мусульманина». Национальная гвардия»… Сухраварди, судя по всему, подстрекал толпу… Как также отметил губернатор, «насилие в более широком масштабе вспыхнуло, как только собрание закончилось», и большинство из тех, кто позволил себе нападать на индусов… .. возвращались из [него].
  56. ^ «Прямое действие» . Время . 26 августа 1946 г. с. 34. Архивировано из оригинала 14 ноября 2007 года . Проверено 10 апреля 2008 г. Глава Мусульманской лиги Мохамед Али Джинна выбрал 18-й день Рамадана «Днем прямых действий» против британского плана независимости Индии (который не удовлетворяет старому требованию мусульман об отделении Пакистана).
  57. ^ Чакрабарти, Бидют (2004). Раздел Бенгалии и Ассама, 1932–1947: контур свободы . Рутледж Керзон. п. 105. ИСБН  978-0-415-32889-0 . Однако, увидев сообщения из своих собственных источников, он [Джинну] позже убедили признать, что «общинные беспорядки в Калькутте были в основном начаты индусами и... имели индуистское происхождение».
  58. ^ Чаттерджи, Джойя (1994). Разделенная Бенгалия: индуистский коммунализм и раздел, 1932–1947 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 232–233. ISBN  978-0-521-41128-8 . Обе стороны противостояния хорошо к этому подготовились... Сам Сухраварди несет большую часть ответственности за это кровопролитие, поскольку он бросил открытый вызов индусам и проявил грубую халатность... в своей неспособности подавить беспорядки. ... Но индуистские лидеры также были глубоко замешаны в этом.
  59. ^ Батабьял, Ракеш (2005). Коммунализм в Бенгалии: от голода до Ноахали, 1943–47 . Издательство Сейдж. п. 270. ИСБН  978-0-7619-3335-9 . Бунт был прямым следствием убийств в Калькутте в августе 1946 года и, следовательно, считается следствием последних... бунт Ноахали-Типпера... отличался по своей природе от убийств в Калькутте... новости о Убийства в Калькутте послужили толчком к этому.
  60. ^ Батабьял, Ракеш (2005). Коммунализм в Бенгалии: от голода до Ноахали, 1943–47 . Издательство Сейдж. п. 272. ИСБН  978-0-7619-3335-9 . Беспорядки в районах... начались в районе полицейского участка Рамгандж в северной части Ноахалинского района 10 октября 1946 года.
  61. ^ Гош Чоудхури, Харан К. (6 февраля 1947 г.). Труды Законодательного собрания Бенгалии (PBLA) . Том. LXXVII. Законодательное собрание Бенгалии. цитируется по Батабьялу 2005, с. 272.
  62. ^ Перейти обратно: а б Мансерг, Николас ; Мун, Пендерел (1980). Передача власти 1942-1947 гг . Том. IX. Лондон: Канцелярия Ее Величества. п. 48. ИСБН  978-0-11-580084-9 , цитируется по Батабьялу 2005, с. 272.
  63. ^ Мансерг, Николас ; Мун, Пендерел (1980). Передача власти 1942-1947 гг . Том. IX. Лондон: Канцелярия Ее Величества. п. 98. ИСБН  978-0-11-580084-9 , цитируется по Батабьялу 2005, с. 273.
  64. ^ Перейти обратно: а б Тукер, Фрэнсис (1950). Пока память служит . Касселл. стр. 174–176. OCLC   186171893 . Число погибших на тот момент достоверно оценивалось примерно в двести человек. С другой стороны, очень многие индуистские семьи бежали, царила паника, и невозможно было сказать, живы или мертвы отдельные люди... Индусы массово эвакуировали деревни , оставляя свои дома на милость грабителей, которые грабили и сожжены... По нашим оценкам, общее число убитых в этом эпизоде ​​составило менее трехсот. Ужасные и заведомо ложные истории были раздуты по всему миру истеричной индуистской прессой.
  65. ^ Хан, Ясмин (2017) [Впервые опубликовано в 2007 г.]. Великий раздел: создание Индии и Пакистана (новое издание). Издательство Йельского университета. п. 68. ИСБН  978-0-300-23032-1 .
  66. ^ «Написано кровью» . Время . 28 октября 1946 г. с. 42. Толпы в районе Ноахали в восточной Бенгалии... жгли, грабили и убивали в масштабах, превосходящих даже недавние беспорядки в Калькутте. За восемь дней было убито около 5000 человек.
  67. ^ Мансерг, Николас ; Мун, Пендерел (1980). Передача власти 1942-1947 гг . Том. IX. Лондон: Канцелярия Ее Величества. п. 98. ИСБН  978-0-11-580084-9 , цитируется по Батабьялу 2005, с. 277.
  68. ^ Батабьял, Ракеш (2005). Коммунализм в Бенгалии: от голода до Ноахали, 1943–47 . Издательство Сейдж. п. 277. ИСБН  978-0-7619-3335-9 . Это включало нападение на «Кутчери бари Бабу Суерндры Натха Боса и Рай Сахеба Раджендры Лал Рэя Чоудхури из Карпары».
  69. ^ Дев, Читта Ранджан (2005). «Два дня с Мохандасом Ганди» . Ишани . 1 (4). Фонд Махатмы Ганди Ишани. Архивировано из оригинала 4 августа 2020 года . Проверено 7 августа 2011 г.
  70. ^ Дасгупта, Аниндита (2001). «Отрицание и сопротивление: Силхети разделяет «беженцев» в Ассаме» . Современная Южная Азия . 10 (3). Южноазиатский форум по правам человека: 352. doi : 10.1080/09584930120109559 . S2CID   144544505 . Проверено 7 августа 2011 г.
  71. ^ Стивенс, Ян (1963). Пакистан . Нью-Йорк: Фредерик А. Прегер. п. 111. OCLC   1038975536 .
  72. ^ Марковиц, Клод (6 ноября 2007 г.). «Интернет-энциклопедия массового насилия» . Проверено 12 декабря 2011 г.
  73. ^ Стивенс, Ян (1963). Пакистан . Нью-Йорк: Фредерик А. Прегер. п. 113. OCLC   1038975536 .

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d9e6c208a181f7aebf7b218b21ab952f__1723171740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d9/2f/d9e6c208a181f7aebf7b218b21ab952f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Direct Action Day - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)