Уйгурский каганат
Уйгурский каганат 𐱃𐰆𐰴𐰕:𐰆𐰍𐰕:𐰉𐰆𐰑𐰣 Девять и восемьдесят бедер | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
744–840 | |||||||||||||||
Тамга рода Яглакар
| |||||||||||||||
Территория Уйгурского каганата (745–850 гг.) и основные современные государства в континентальной Азии. [ 1 ] | |||||||||||||||
Статус | Каганат ( Кочевая империя ) | ||||||||||||||
Капитал |
| ||||||||||||||
Общие языки | |||||||||||||||
Религия |
| ||||||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||||||
Каган | |||||||||||||||
• 744–747 | Кутлуг Бильге Кёль (первый) | ||||||||||||||
• 841–847 | Эниан Каган (последний) | ||||||||||||||
История | |||||||||||||||
• Учредил | 744 | ||||||||||||||
• Упразднено | 840 | ||||||||||||||
Область | |||||||||||||||
800 [ 3 ] [ 4 ] | 3 100 000 км 2 (1 200 000 квадратных миль) | ||||||||||||||
|
Уйгурский каганат (также Уйгурская империя или Уйгурский каганат , самоопределяемый как страна Токуз-Огузов ; [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Древнетюркский : 𐱃𐰴𐰕:𐰆𐰍𐰕:𐰉𐰆𐰑𐰣 , латинизированный: Toquz Oγuz будун , букв. «Девять кланов», Тан имена эпохи , с современной Ханью Пиньинь : китайский : 回鶻 ; пиньинь : красный или китайский : 回紇 ; пиньинь : Хуэйхэ ) была тюркской империей. [ 8 ] существовавший около столетия между серединой 8-го и 9-го веков. Это была племенная конфедерация под властью орхон- уйгурской знати ( 回鶻 ), которую китайцы называли Цзю Син ( «Девять кланов»), что является калькой имени Токуз Огуз или Токуз Туглук . [ 9 ]
История
[ редактировать ]Рост
[ редактировать ]В середине V века уйгуры составляли племя Тиеле , также находившееся под властью Тюркского каганата. [ 10 ]
В 657 году Западно-Тюркский каганат потерпел поражение от династии Тан , после чего уйгуры перешли на сторону Тан. До этого уйгуры уже проявили склонность к союзам с Танами, когда воевали вместе с ними против Тибетской империи и турок в 627 году. [ 11 ] [ 12 ]
В 742 году уйгуры, карлуки и басмылы восстали против Второго Тюркского каганата . [ 13 ]
В 744 году басмылы захватили тюркскую столицу Отюкен и убили правящего кагана Озмиша . Позже в том же году против басмылов сформировался уйгурско-карлукский союз, который нанес им поражение. Их каган был убит, а басмылы перестали существовать как народ. Военные действия между уйгурами и карлуками затем вынудили карлуков мигрировать на запад, в Жетысу , и вступить в конфликт с тюргешами , которых они победили и завоевали в 766 году. [ 14 ]
Личное имя уйгурского хагана было Куллиг Бойла ( китайский : 骨力裴羅 ). Он принял титул Кутлуг Бильге Коль Каган ( Славный, мудрый, могучий каган ), претендуя на роль верховного правителя всех племен. Он построил свою столицу в Орду-Балике . Согласно китайским источникам, территория Уйгурской империи тогда доходила «на своей восточной оконечности до территории Шивэй , на западе до Горного Алтая , на юге она контролировала пустыню Гоби , так что она охватывала всю территорию древнего хунну». ". [ 15 ]
В 745 году уйгуры убили последнего хагана гёктюрков Баймея кехана Гулонг фу ( Белобровый хан Сокол Лунланг ) и отправили его голову Тану. [ 16 ]
Племенной состав
[ редактировать ]
Тан Хуйяо , т. 98, перечислены девять фамильных племен токуз-огузов (姓部 xìngbù ); другой список племен (部落 bùluò ) был записан в Старой книге Тан и Новой книге Тан . По мнению японских ученых Хашимото, Катаямы и Сенги, каждое имя в списках «Книг Тан» записывало каждую подплеменную фамилию каждого вождя, тогда как другой список в «Тан Хуйяо» записывал имена собственно племен токуз-огузов. [ 18 ] [ 19 ] Уолтер Бруно Хеннинг (1938) [ 20 ] связал девять имен, записанных на сакском языке « Сталь-Гольштейнский свиток», с именами, записанными ханьскими китайскими авторами.
Название племени на китайском языке | Племенное название в Саке | Племенное название на древнетюркском языке | Фамилия на старотюркском языке | Фамилия на сакском языке | Фамилия на китайском |
---|---|---|---|---|---|
Хуэйхэ Хуэйхэ | Уйгурский 𐰺𐰍𐰖𐰆 | 𐰖𐰍𐰞𐰴𐰺 Масленка | Яхидкари | 藥羅葛 Яолуогэ | |
Пугу 僕固 | Баку | * Личный[т] | * (H)Утуркар | Худуоге Худуоге | |
HunХунхун | * Цюнь | * Кюребир | Курабири | 咄羅勿 Гулуову | |
BayeguБайегу | Дай это мне | Байырку | * Охриплость голоса | Басикатти | Песня оконченаMogexiqi |
TongluoТонглуо | Ттаугара | Тонгра | * Авучаг | Вуди А- | |
Сиджие Сиджие | Сикари | * Сигара | * Страна | 葛薩 Геса | |
Киби Киби | Калибр | 斛嗢素 Хувасу | |||
А- Буси | * Начинать | Якумтикари | 藥勿葛 Яовуге | ||
Гулунвугу (си) кость кость кость (си) [ а ] | * (В)Поэма | Аябери | 奚耶勿 СиевуСияу |
- Примечания
Золотой век
[ редактировать ]
В 747 году Кутлуг Бильге Кёль Каган умер, оставив своего младшего сына, Баянчур-хана, править как каган Эль-етмиш Бильге «Государство устоявшееся, мудрое». Построив ряд торговых форпостов с Таном, Баянчур-хан использовал прибыль для строительства столицы Орду-Балика и еще одного города выше по реке Селенга — Бай-Балика . Затем новый хаган предпринял серию кампаний, чтобы привлечь под свое знамя все степные народы. За это время Империя быстро расширялась и привела под власть уйгуров секиз-огузов, кыргызов, карлуков, тюргешей, токузских татар, чиков и остатки басмылов.
В 751 году империя Тан потерпела стратегическое поражение от арабов в битве при Таласе . После этого Тан отступил из Центральной Азии , позволив уйгурам стать новой доминирующей силой. [ 23 ]
В 755 году Ань Лушань спровоцировал восстание против династии Тан , и в 756 году император Тан Сузун обратился к хану Баянчур за помощью. Каган Уйгурского каганата согласился и приказал своему старшему сыну служить военную службу императору Тан. Примерно 4000 уйгурских всадников помогли танским армиям вернуть Чанъань и Лоян в 757 году. После битвы при Лояне уйгуры грабили город в течение трех дней и остановились только после того, как было добыто большое количество шелка. В их помощь танцы прислали 20 000 рулонов шелка и наградили их почетными титулами. Кроме того, торговля лошадьми была установлена на уровне 40 рулонов шелка на каждую лошадь, а уйгурам предоставлялся статус «гостей» во время пребывания в Танском Китае. [ 13 ] [ 24 ] Тан и уйгуры заключили брак по обмену. Баянчур-хан женился на принцессе Нингуо, а уйгурская принцесса была замужем за танским принцем. [ 16 ] Уйгурский каганат обменялся принцессами в браке с Китаем династии Тан в 756 году, чтобы заключить союз против Ань Лушаня. Уйгурский каган Баянчур-хан выдал свою дочь уйгурскую принцессу Пицзя замуж за китайского принца династии Тан Ли Чэнцая Биня , принца Дуньхуана, сына Ли Шули, принца . в то время как китайская принцесса династии Тан Нинго Сунь, дочь императора Сузуна , вышла замуж за уйгурского кагана Баянчура.

В 758 году уйгуры обратили свое внимание на северных енисейских кыргызов . Баянчур-хан разрушил несколько их торговых аванпостов, прежде чем уничтожить киргизскую армию и казнить своего хана. [ 24 ]
В день жэнь-шэнь пятого месяца первого года правления Цяньюаня [29 марта 758 г. н. э.] послы Хуэй-хэ [Уйгурского каганата], Дуо-и-хай-а-бо и другие, всего восемьдесят человек, и эмир из в черных одеждах Даши [Аббасидский халифат], Нао-вэнь и другие, всего восемь человек, приходят одновременно с визитом [к двору Тан]; когда они идут к боковому входу во дворец, [обе делегации] спорят, кто должен первым [увидеть Императора]. Переводчики и дворцовые секретари распределяют их по левой и правой командам и входят одновременно через Восточные и Западные ворота. [После этого] Вэнь-ше-ши в чёрных одеждах и посланник Даши наносят визит [китайскому императору]. [ 25 ]
В 759 году уйгуры попытались помочь Танам в подавлении мятежников, но потерпели неудачу. Баянчур-хан умер, и его сын Тенгри Бёгу сменил его на посту кагана Кутлуг Тархана Сенгуна . [ 24 ]
В 762 году Тенгри Бёгу планировал вторгнуться в Тан с 4000 солдат, но после переговоров перешел на другую сторону и помог им разгромить повстанцев в Лояне. После битвы уйгуры разграбили город. Когда люди бежали в буддийские храмы в поисках защиты, уйгуры сожгли их, убив более 10 000 человек. За помощь Тан были вынуждены заплатить 100 000 кусков шелка, чтобы заставить их уйти. [ 26 ] В ходе похода каган столкнулся с жрецами-манихеями, которые обратили его в манихейство . С этого времени официальной религией Уйгурского каганата стало манихейство. [ 27 ]
Отклонить
[ редактировать ]

В 779 году Тенгри Бёгу планировал вторгнуться в династию Тан по совету своих согдийских придворных. Однако дядя Тенгри Бёгу, Тун Бага Тархан , выступил против этого плана и убил его и «почти две тысячи человек из числа семьи кагана, его клики и согдийцев». [ 28 ] Тун Багха Тархан взошел на трон с титулом Алп Кутлуг Бильге «Победоносный, славный, мудрый» и ввел в действие новый свод законов, которые он разработал для обеспечения единства каганата. Во время его правления манихейство было подавлено, но его преемники восстановили его в качестве официальной религии. [ 29 ]
В 780 году группа уйгуров и согдийцев была убита при выходе из Чанъаня с данью. Тун потребовал 1 800 000 связок денег в качестве компенсации, и Тан согласился выплатить эту сумму золотом и шелком. [ 30 ] В 789 году Тун Багха Тархан умер, и его сын сменил его на посту Кюлюг Кагана . Карлуки воспользовались этой возможностью, чтобы вторгнуться на территорию уйгуров и аннексировали долину Футу. [ 31 ] В 790 году войска уйгуров и Тан потерпели поражение от Тибетской империи при Тинчжоу ( Бешбалыке ). [ 12 ] Кюлюг-каган умер, и его сын А-чо стал его преемником на посту Кутлука Бильге-кагана .
В 791 году тибетцы напали на Линчжоу, но были отогнаны уйгурами, которые подарили захваченных пленников и скот императору Тан Дезонгу . Тибетцы и карлуки потерпели еще одно поражение от уйгуров при Бейтинге . Пленный тибетский генерал Зан Ргьялсум был отправлен в Дезонг. [ 32 ] В 792 году уйгуры под предводительством Баои-кагана нанесли поражение тибетцам и карлукам, взяв Гаочан . Вскоре после этого тибетцы напали на Юшу, укрепленный город в 560 ли к востоку от Кучи . Там они были осаждены Баои и уничтожены. [ 33 ] В 795 году умер Кутлук Бильге-каган, и династия Яглакаров прекратила свое существование. Генерал Кутлук II объявил себя новым каганом под титулом Ай Тангрида юлюг булмиш алп кутлуг улуг билга каган «Великолепно рожденный на лунном небе, победоносный, славный, великий и мудрый каган». [ 13 ] основал новую династию Адиз ( китайский : 阿茌士 ).
В 803 году уйгуры захватили Кочо . [ 34 ] В 808 году Кутлук II умер, и его его сын Баойи наследником стал . В том же году уйгуры отбили провинцию Лян . у тибетцев [ 35 ] в двухдневном пути В 816 году тибетский набег достиг уйгурской столицы Орду-Балика . [ 36 ] В 821 году Баойи Каган умер, и его его сын Чундэ наследником стал . Чонгдэ считался последним великим каганом Уйгурского каганата и носил титул Кюн тенгриде юлюг булмиш алп кюхлюг бильге «Великолепно рожденный на солнечных небесах, победоносный, сильный и мудрый». Его достижения включали улучшение торговли с регионом Согдия , и на поле битвы он отразил силы вторгшихся тибетцев в 821 году. После победы над силами тибетцев и карлуков уйгуры вошли в княжество Ушрусана и разграбили регион. [ 37 ] В 822 году уйгуры послали войска на помощь Тан в подавлении мятежников. Тан отказались от предложения, но им пришлось заплатить 70 000 кусков шелка, чтобы они могли вернуться домой. [ 30 ] В 823 году Тибетская империя развязала войну с уйгурами. [ 38 ] В 824 году Чонгде умер, и ему наследовал брат Касар . В 832 году Касар был убит. Ему наследовал сын Чонгде Ху . В том же году Тибетской империи не удалось начать войну с уйгурами. [ 38 ]
Падать
[ редактировать ]В 839 году Ху был вынужден покончить жизнь самоубийством, и министр по имени Кюребир захватил трон с помощью 20 000 всадников Шатуо из Ордоса . В том же году случился голод и эпидемия, а особенно суровая зима унесла жизни большей части домашнего скота, на котором основывалась уйгурская экономика. [ 40 ]
В 840 году один из 9 уйгурских министров, Кулуг Бага, соперник Куребира, бежал к енисейским киргизам и пригласил их вторгнуться с севера. Силой около 80 000 всадников они разграбили уйгурскую столицу Орду-Балык , сравняв ее с землей. [ 41 ] Киргизы захватили уйгурского кагана Кюребира ( Хеса/Касар ) и тут же обезглавили его. Они продолжили разрушать другие города по всей Уйгурской империи, сжигая их дотла. Уйгуры бежали двумя группами. Группа численностью 30 000 человек во главе с аристократом Ормизтом искала убежища на территории Тан, но император Тан Уузун приказал закрыть границы. Другая группа численностью 100 000 человек во главе с Уге , сыном Баои и новым хаганом побежденного Уйгурского каганата, также бежала на территорию Тан. Однако Оге потребовал построить город Тан для проживания, а также защиты манихеев и еды. Уцзун счел требования неприемлемыми и отказался. Он предоставил Ормизту убежище в обмен на использование своих войск против Уге. Два года спустя Уцзун распространил этот орден на христианство , зороастризм и особенно буддизм . [ 42 ]

Енисейские кыргызы и династия Тан начали успешную войну между 840 и 848 годами против Уйгурского каганата, используя заявленные ими семейные связи как оправдание союза. [ 43 ]
В 841 году Уге возглавил вторжение уйгуров в нынешнюю Шэньси .
В 843 году танская армия во главе с Ши Сюном напала на уйгуров во главе с Оге и 13 февраля 843 года убила 10 000 уйгуров на горе «Убить варваров» (Шаху). [ 44 ] Уге был ранен. [ 45 ] [ 44 ] [ 46 ] [ 47 ] После поражения Уге Вузонг приказал разбить войска Ормизта и рассредоточить их по разным частям. Ормизт отказался подчиниться. Его войска были уничтожены генералом Лю Мианом. После поражения двух основных групп уйгуров Уцзун увидел свой шанс избавиться от манихеев. Он приказал разрушить манихейские храмы в нескольких городах, конфисковать их имения и казнить духовенство. [ 48 ]
На четвертой луне 843 года был издан императорский указ, предписывающий убить манихейских священников империи. [. . .] Манихейские жрецы пользуются большим уважением у уйгуров. [ 42 ]
— Эннин
В 846 году предпоследний уйгурский хаган, Уге, был убит после того, как провел свое 6-летнее правление в борьбе с киргизами, сторонниками своего соперника Ормизта , брата Кюребира, и династии Тан войсками в Ордосе и сегодняшней Шэньси . [ 27 ] Его брат, Эниан Каган , потерпел решительное поражение от войск Тан в 847 году. [ 48 ]
Преемники
[ редактировать ]
Енисейские кыргызы, пришедшие на смену Уйгурскому каганату, были бесхитростными и мало заинтересованными в управлении разрушенной ими империей. Они удерживали территорию от озера Байкал на востоке до реки Иртыш на западе и оставили Кулуг Багу, перешедшего на их сторону уйгура, управлять долиной Орхона . Во время правления Танского императора Ицзуна (860–873 гг.) было зарегистрировано три контакта между Танами и киргизами, но характер их отношений остается неясным. Танские политики утверждали, что нет смысла строить какие-либо отношения с кыргызами, поскольку уйгуры им больше не угрожают. Кидани . захватили долину Орхона у кыргызов в 890 году, и дальнейшего сопротивления со стороны кыргызов не зафиксировано [ 49 ] [ 50 ]
Киданьский правитель Абаоджи действительно распространил свое влияние на Монгольское нагорье в 924 году, но нет никаких признаков какого-либо конфликта с киргизами. Единственная информация, которую мы имеем из киданей (Ляо) источников относительно кыргызов, указывает на то, что две державы поддерживали дипломатические отношения. Ученые, пишущие о кыргызской «империи» примерно с 840 по 924 годы, описывают фантазию. Все имеющиеся данные свидетельствуют о том, что, несмотря на некоторое кратковременное распространение своей власти на Монгольское нагорье, кыргызы не сохранили там значительного политического или военного присутствия после своих побед в 840-х годах. [ 51 ]
— Майкл Дромпп
После падения Уйгурского каганата уйгуры мигрировали на юг и основали Уйгурское королевство Ганьчжоу на территории современного Ганьсу. [ 52 ] и Королевство Кочо недалеко от современного Турфана . Уйгуры в Кочо обратились в буддизм и, по словам Махмуда аль-Кашгари , были «самыми сильными из неверных», тогда как уйгуры Ганьчжоу были завоеваны тангутами в 1030-х годах. [ 53 ] Несмотря на это, Кашгари восхвалял современных уйгуров как двуязычных тюркофонов, чей тюркский диалект оставался «чистым» и «самым правильным» (точно так же, как диалекты, на которых говорили одноязычные ягмы и тухси ); между тем Кашгари высмеивал других двуязычных тюркоязычных ( каев , татар , басмылов , чёмюлов , ябакусов и др.), за включение в их речь иностранных заимствований и «невнятную речь». [ 54 ] В 1134 году Кочо стал вассалом Елю Даши зарождающейся империи Кара-Китай . В 1209 году правитель Кочо Идикут («Повелитель счастья») Барчук Арт Тегин заявил о своей преданности Чингисхану , и уйгуры стали важными государственными служащими в более поздней Монгольской империи , которая адаптировала староуйгурский алфавит в качестве своего официального письма. Согласно « Новой книге Тан» , третья группа отправилась искать убежища среди карлуков. [ 55 ]
Карлуки вместе с другими племенами, такими как чигилы и ягмы , позже основали Кара-Ханидское ханство (940–1212). Некоторые историки связывают Караханидов с уйгурами, поскольку ягмы были связаны с токузами-огузами . Султан Сатук Бугра Хан , который, как полагают, был Ягмой из Артуха , принял ислам в 932 году и захватил контроль над Кашгаром в 940 году, дав начало новой династии, известной как Караханиды . [ 56 ]
Отношения с согдийцами
[ редактировать ]
Чтобы контролировать торговлю на Шелковом пути , уйгуры установили торговые отношения с согдийскими купцами, контролировавшими некоторые оазисы Средней Азии . Как описано выше, принятие уйгурами манихейства было одним из аспектов этих отношений - выбор манихейства вместо буддизма мог быть мотивирован желанием продемонстрировать независимость от влияния Тан. [ 57 ] Не все уйгуры поддерживали обращение - в надписи в Орду-Балике говорится, что манихейны пытались отвратить людей от своих древних шаманских верований. [ 58 ] Довольно партийный отчет из уйгурско-манихейского текста того периода демонстрирует безудержный энтузиазм хагана по отношению к манихейству:
«В то время, когда божественный Богу Хан сказал это, мы, избранные всех людей, живущих на земле, возрадовались. Невозможно описать эту нашу радость. Люди рассказывали эту историю друг другу и радовались. В то время группы тысячи и десятки тысяч собрались и развлекались всевозможными развлечениями даже до рассвета, а на рассвете совершили короткий пост божественный правитель Богу-хан и все избранные из его свиты. на конях, и все принцы и принцессы во главе с людьми высокой репутации, большими и малыми, весь народ, среди великого ликования, направился к воротам города. И когда божественный правитель вошел в город, он сел. венец на главе своей… и сел на золотом престоле».
— Уйгурско-манихейский текст. [ 58 ]
Поскольку обращение было основано на политических и экономических проблемах, связанных с торговлей с согдийцами, оно было вызвано правителями и часто встречало сопротивление в нижних слоях общества. Более того, поскольку политическая власть хагана зависела от его способности экономически обеспечивать своих подданных, «союз с согдийцами посредством принятия их религии был важным способом достижения этой цели». [ 57 ] И согдийцы, и уйгуры получили от этого союза огромную выгоду. Согдийцы позволили уйгурам торговать в западных регионах и обменивать шелк из Китая на другие товары. Для согдийцев это обеспечило их китайским торговым общинам уйгурскую защиту. В V и VI веках произошла крупная эмиграция согдийцев в Китай. Согдийцы были основными торговцами на Шелковом пути, а Китай всегда был их крупнейшим рынком. Среди бумажной одежды, найденной на кладбище Астаны близ Турфана, находится список налогов, уплаченных за караванную торговлю в царстве Гаочан в 620-х годах. Текст неполный, но из 35 перечисленных в нем коммерческих операций 29 связаны с согдийским торговцем. [ 59 ] В конечном итоге как правители кочевого происхождения, так и оседлые государства признали важность купцов, таких как согдийцы, и заключили союзы для достижения своих собственных целей по контролю над Шелковым путем.
-
Уйгурский избранный манихей изображен на знамени храма из Кочо .
-
Уйгурские манихейские электы (женщины-избранницы) из Кочо.
-
Уйгурские священнослужители-манихеи из Кочо.
Карабалгасун
[ редактировать ]
Уйгуры создали империю с явным персидским влиянием, особенно в сферах управления. [ 60 ] Вскоре после основания империи они последовали примеру оседлых государств, основав постоянную оседлую столицу Карабалгасун ( Орду-Балик ), построенную на месте бывшей имперской столицы Гёктюрк , к северо-востоку от более поздней монгольской столицы Каракорума . Город представлял собой полностью укрепленный торговый центр, типичный для Шелкового пути, с концентрическими стенами и смотровыми башнями, конюшнями, военными и торговыми складами и административными зданиями. Определенные районы города были отведены под торговлю и ремесла, а в центре города располагались дворцы и храмы, в том числе монастырь. Дворец имел крепостные стены и двое главных ворот, а также рвы с водой и сторожевые башни.
Каган содержал там свой двор и определял политику империи. Не имея фиксированного урегулирования, хунну были ограничены в приобретении китайских товаров тем, что они могли увезти. Как заявил Томас Барфилд, «чем больше товаров приобретало кочевое общество, тем меньше у него было мобильности, следовательно, в какой-то момент человек был более уязвим, пытаясь защитить богатую сокровищницу, перемещая ее, чем укрепляя ее». [ 61 ] [ нужна страница ] Построив постоянный город, уйгуры создали защищенное пространство для хранения торговых товаров из Китая. Они могли бы иметь стабильный, постоянный суд, принимать торговцев и эффективно закреплять свою центральную роль в обмене на Шелковом пути. [ 61 ] [ нужна страница ] Однако уязвимостью, связанной с наличием постоянного города, стало падение уйгуров. [ 57 ]
Список уйгурских каганов
[ редактировать ]Следующий список основан на книге Ихонг Паня «Внешняя политика Суй-Тан: четыре тематических исследования». [ 62 ]
Личное имя | Тюркское название | Китайское название | Царствование |
---|---|---|---|
Кутлуг Бильге Каган Яолуоге Йибяоби | Кутлуг Бильге Кёль Каган | Хуайрен Каган (Хуайрен Хан) | 744-747 |
Баянчур Каган Яолуоге Моянчуо | Тенгри Болмиш Эль Этмиш Бильге Каган | Инву Вэйюань Пицзя Каган (Yingwu Weiyuan Pijia Qaghan) | 747–759 |
Богу Каган Яолуоге Идиджян | Тенгри Кут Болмиш Эль Тутмиш Альп Кюлюг Бильге Каган | Инъи Каган | 759–780 |
Также Бага Тархан Яолуэге Дунмохе | Альп Кутлуг Бильге Каган | Уи Чэнгун Каган (Wuyi Chenggong Qaghan)
Чаншоу Тяньцинь Каган (Тяньцинь Хан долголетия) |
780–789 |
Кулуг Бильге Каган Яолуоге Дуолуоси | Кюлюг Бильге Каган | Чжунчжэнь Каган (верный хан) | 789–790 |
Кутлук Бильге Каган Яолуоге Ачуо | Гутлук Бильге Гаган | Фэнчэн Каган (Фэнчэн Хан) | 790–795 |
Qutlux II Bilge Pattern Ади Поул, позже
Яолуоге Гудуолу |
Ай Тенгрид - Болмиш Алп Кутлук (Официальное музыкальное видео) | Хуайсинь Каган (Huaixin Qaghan) | 795–808 |
Баойи Каган | Ай Тенгриде Кут Болмиш Алп Бильге Каган | Баойи Каган (Баойи Хан) | 808–821 |
Чонгде Каган | Великий Болмиш Кучлуг Бильге Каган в Солнечном Тенгри | Чонде Каган | 821–824 |
Жаоли Каган | Ай Тенгриде Кут Болмиш Алп Бильге Каган | Жаоли Каган | 824–833 |
Чжансинь Каган Яолуоге Ху | Ай Тенгриде Кут Болмиш Альп Клуг Балдж Каган | Чжансинь Каган | 833–839 |
Касар Каган (Узурпатор) Джуэлуову или
Яолуоге Хэса |
Страна Каганов (㕎馺特勒) | 839–840 | |
Неделя Каган Яолуоге Уси | Уцзе Каган | 841–846 | |
Эниан Каган Яолуоге Эниан | Эниан Каган | 846–848 |
Менглиг Каган (годы правления 848-?), (личное имя, Манг/Панг Те-цинь Пан Тецин), суверенный титул: Ай Тенгриде Кут Болмиш Алп Кутлуг Бильге Каган Вэнь Лу Дэн Ли Луо Ми Ши Хэ Лу Би Цзя, китайский титул: Хуайцзян-каган Хуайцзянь-хан переместил свой политический центр на запад.
Генетика
[ редактировать ]
В исследовании 2020 года было проанализировано генетическое происхождение 12 лиц Уйгурского каганата c. 9 век нашей эры из Монголии . Выборка демонстрировала высокую (~ 60%), но вариабельную западноевразийскую родословную, смоделированную как смесь индоиранских аланов и родословной Бактрийско-Маргианского археологического комплекса . Образец также имел существенное (~ 40%) происхождение из восточноазиатского источника, тесно связанного с культурой плитовых могил . По оценкам, смешение источников Западной и Восточной Евразии произошло около 500 года нашей эры . [ 64 ]
Из 5 проанализированных уйгурских мужчин 4 (или 80%) несли западноевразийскую отцовскую гаплогруппу гаплогруппу R1b , а 1 (или 20%) несли восточноевразийскую гаплогруппу Q1a . Из 12 обнаруженных материнских гаплогрупп 58% имели восточноевразийское происхождение ( A , B , D , G а 41% - западноевразийское ( JT , ) , H ). [ 65 ]
Было обнаружено, что останки уйгуров (GD1-3), проанализированные в исследовании 2024 года, имели в основном предков, происходящих от древних жителей Северо-Восточной Азии (около 83% ± 2–3%), а остальная часть предков происходила от западных степных пастухов ( сарматов ; c) 17% ±2–3%). Авторы отмечают, что это «даёт новую информацию об этом малоизученном периоде». [ 66 ]
Буддийские и манихейские уйгурские артефакты
[ редактировать ]Ниже представлен набор изображений буддистов и манихеев-уйгуров, найденных в пещерах Безеклик и гротах Могао.
См. также
[ редактировать ]История тюркских народов до XIV века. |
---|
![]() |
История Монголии |
---|
![]() |
История Казахстана |
---|
![]() |
- История тюркского народа
- История уйгурского народа
- Лушаньское восстание
- Этнические группы в истории Китая
- Го Цзыи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Босворт, CE (1 января 1998 г.). История цивилизаций Центральной Азии, Том 4 . ЮНЕСКО. п. 428. ИСБН 978-92-3-103467-1 .
- ^ «Данные» (PDF) . www.tekedergisi.com . Проверено 19 января 2020 г.
- ^ Турчин, Петр; Адамс, Джонатан М.; Холл, Томас Д. (декабрь 2006 г.). «Ориентация исторических империй Восток-Запад» . Журнал исследований мировых систем . 12 (2): 222. ISSN 1076-156X . Проверено 16 сентября 2016 г.
- ^ Таагепера, Рейн (сентябрь 1997 г.). «Модели расширения и сокращения крупных государств: контекст для России» . Ежеквартальный журнал международных исследований . 41 (3): 475–504. дои : 10.1111/0020-8833.00053 . JSTOR 2600793 .
- ^ Э. Дж. Брилл (1962). Четыре исследования по истории Средней Азии . п. 88.
- ^ Леви, Скотт С. (2009). Исламская Центральная Азия: Антология исторических источников . п. 29.
- ^ V. V. Barthold (1956). Four Studies on Central Asia . p. 88.
- ^ Бенсон 1998 , с. 16–19.
- ^ Бугра 1983 , с. 50–51.
- ↑ Глава 195, Хуэйхэ. См . вики-источник
- ^ Латуретт 1964 , с. 144.
- ^ Jump up to: а б Хейвуд 1998 , с. 3.2.
- ^ Jump up to: а б с Синор 1990 , с. 317–342.
- ^ Синор 1990 , с. 349.
- ^ «Глава 217 часть 1» . новая книга Тан [ Новая книга Тан ]
Шивэй на востоке, Цзиньшань на западе, пустыня на юге и все древние земли сюнну.
- ^ Jump up to: а б Барфилд 1989 , с. 151.
- ^ Ронг, Синьцзянь (24 октября 2022 г.). «Гаочан во второй половине V века и его отношения с Жужаньским каганатом и королевствами западных регионов». Шелковый путь и культурные обмены между Востоком и Западом . Брилл. стр. 577–578. дои : 10.1163/9789004512597_006 . ISBN 978-90-04-51259-7 .
- ^ Золотой 1992 , с. 156–157.
- ^ Сенга, Т. (1990). «Проблема токуз-огузов и происхождение хазар». Журнал истории Азии . 24 (1): 57–69. JSTOR 419253799 .
- ^ Хеннинг 1938 , с. 554–558.
- ^ Тан Хуйяо, Том 98.
- ^ Теобальд, У. «Хуэйхэ Уйгур, Хуэйху Уйгур, Вейвур Уйгур, Уйгуры» на ChinaKnowledge.de - Энциклопедия по китайской истории, литературе и искусству
- ^ Ри, Мэрилин Мартин (15 июля 2019 г.). Раннее буддийское искусство Китая и Центральной Азии, том 2 Период Восточного Чина и Шестнадцати царств в Китае и Тумшук, Куча и Карашар в Центральной Азии (2 тома) . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-39186-4 .
После катастрофического поражения танских армий от растущей мощи арабов в битве на реке Талас в 751 году танская армия покинула Центральную Азию, и территория вокруг Турфана перешла под контроль уйгуров, которые пришли как доминирующая держава Восточной Центральной Азии.
- ^ Jump up to: а б с Барфилд 1989 , с. 152.
- ^ Ван 2017 , с. 42.
- ^ Барфилд 1989 , с. 152–153.
- ^ Jump up to: а б Босворт 2000 , с. 70.
- ^ Азимов 1998 , с. 194.
- ^ Барфилд 1989 , с. 153.
- ^ Jump up to: а б Барфилд 1989 , с. 154.
- ^ «Глава 195» . Старая книга Тан [ Старая книга Тан ]
Гэ Лу воспользовался победой, чтобы отобрать реку Футу у Уйхэ, и, чтобы избежать ее, двинул овец и лошадей северо-западного племени к югу от Ячжана. [перевод: «Карлуки воспользовались возможностью, чтобы завоевать контроль над уйгурской долиной Фу-ту; уйгуры, потрясенные страхом, двинули свои северо-западные племена с овцами и лошадьми к югу от столицы, чтобы спастись».] ( В Синь Таншу долина Фу-ту ( 福图川 ) называлась долиной Шэнь-ту ( 深图川 ).
- ^ Беквит 1987 , с. 155-156.
- ^ Беквит 1987 , с. 156.
- ^ Брегель 2003 , с. 20.
- ^ Деньги 2013 , стр. 184.
- ^ «Тибетцы в Ордосе и Северном Китае: размышления о роли Тибетской империи в мировой истории» (PDF) .
- ^ Беквит 1987 , с. 165.
- ^ Jump up to: а б Деньги 2013 , с. 187.
- ^ СКУПНЕВИЧ, Патрик (Университет Седльце, Польша) (2017). Короны, шляпы, тюрбаны и шлемы. Головные уборы в I томе истории Ирана: Доисламский период . Седльце-Тегеран: К. Максимюк и Г. Карамян. стр. 253.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «глава 217 часть 2» . новая книга Тан [ Новая книга Тан ]
В конце года случился голод, а затем разразилась эпидемия, пошел сильный снегопад, и погибло много овец и лошадей.
- ^ Дромпп 2005 , с. 37.
- ^ Jump up to: а б Баумер 2012 , с. 310-311.
- ^ Дромпп, Майкл Р. (1999). «Нарушение орхонской традиции: присоединение киргизов к Енисейскому региону после 840 г. н.э.» . Журнал Американского восточного общества . 119 (3): 390–403. дои : 10.2307/605932 . JSTOR 605932 . Проверено 4 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Дромпп 2005 , с. 114.
- ^ Дардесс, Джон В. (10 сентября 2010 г.). Управление Китаем: 150–1850 гг . Издательство Хакетт. стр. 32–. ISBN 978-1-60384-447-5 .
- ^ Дромпп, Майкл Р. (2018). «УЙГУРО-КИТАЙСКИЙ КОНФЛИКТ 840–848 ГГ.» . В «Космо», Никола Ди (ред.). Война в истории Внутренней Азии (500–1800 гг.) . Справочник востоковедения. Секция 8 Уральские и центральноазиатские исследования. БРИЛЛ. п. 92. ИСБН 978-9004391789 .
- ^ Дромпп, Майкл Р. (2018). «УЙГУРО-КИТАЙСКИЙ КОНФЛИКТ 840–848 ГГ.» . В «Космо», Никола Ди (ред.). Война в истории Внутренней Азии (500–1800 гг.) . Справочник востоковедения. Секция 8 Уральские и центральноазиатские исследования. БРИЛЛ. п. 99. ИСБН 978-9004391789 .
- ^ Jump up to: а б Баумер 2012 , с. 310.
- ^ Барфилд 1989 , с. 165.
- ^ Золотой 1992 , с. 181.
- ^ Дромпп, Майкл (январь 2002 г.), «Енисейские кыргызы с древнейших времен до монгольского завоевания» , Турки , 1 , Анкара: Yeni Türkiye: 480–488
- ^ Золотой 2011 , с. 47.
- ^ Миллуорд 2007 , с. 50.
- ^ Махмуд аль-Кашгари. «Диван Лугат аль-Тюрк». Отредактировано и переведено Робертом Данкоффом в сотрудничестве с Джеймсом Келли. В источниках восточных языков и литературы . (1982). Часть I. п. 82-84
- ^ новая книга Тан [ Новая книга Тан ]
В длинном предложении Эрцюй записано, что Мохэ и Цзякиси вместе со стотысячным войском напали на уйгурский город, убили хана, убили Луоу, сожгли ему зубы и разгромили его министров Ючжи и Понтеле. Пятнадцать войск бросились на Гелуолу. , а оставшиеся войска вошли в Тубо и Аньси. [Перевод: Вскоре великий вождь Джулумохе и киргизы собрали сто тысяч всадников, чтобы напасть на уйгурский город, они убили кагана, казнили Цзюэлуоу и сожгли царский лагерь — его министры Сажи и Панг Теле с пятнадцатью; роды бежали к карлукам, оставшееся множество ушло в Тибетскую империю и Аньси .]
- ^ Синор 1990 , с. 355–357.
- ^ Jump up to: а б с Граница 1990 года .
- ^ Jump up to: а б Проф. Р. Ремер, изд. (1984) «Уйгурская империя Монголии (глава 5) » .
- ^ де ла Вэсьер, Этьен. «Согдийцы в Китае: краткая история и некоторые новые открытия» .
- ^ Азад, Ширзад (9 февраля 2017 г.). Иран и Китай: новый подход к двусторонним отношениям . Роуман и Литтлфилд. п. 34. ISBN 978-1-4985-4458-0 .
- ^ Jump up to: а б Барфилд 1989 .
- ^ Пан, Ихонг (1990). Внешняя политика Суй-Тан: четыре тематических исследования (Диссертация). Университет Британской Колумбии. дои : 10.14288/1.0098752 .
- ^ Свендсайд, Катрина (1 января 2018 г.). «Тюркские стелы-фигуры» . Тюркские стелы Центральной и Внутренней Азии: VI-XIII вв. н.э.: Рисунок 34.
- ^ Jeong 2020 : «Высокую генетическую гетерогенность периода раннего средневековья наглядно иллюстрируют 12 человек с кладбища уйгурского периода Олон Дов (OLN; рисунок 2) в окрестностях уйгурской столицы Орду-Балыка. Шесть из этих людей произошли из одной могилы (могила 19), из которых родственны только две (ОЛН002 и ОЛН003, вторая степень; таблица S2D); отсутствие более тесных родственных связей поднимает вопросы о функции таких гробниц и социальных отношениях похороненных в них людей, которые демонстрируют высокую, но различную степень западно-евразийского происхождения – лучше всего смоделированного. как смесь аланов, исторической кочевой скотоводческой группы, вероятно, произошедшей от сарматов и современников гуннов (Bachrach, 1973), и иранской родственной группы (связанное с BMAC) происхождение - вместе с происхождением Ulaanzuukh_SlabGrave (связанное с ANA) (рис. 3E). Даты смешения, оцененные для древних тюркских и уйгурских людей в этом исследовании, соответствуют примерно 500 г. н.э.: 8 ± 2 поколения до тюркских людей. и на 12 ± 2 поколения раньше уйгурских особей (представленных ZAA001 и Olon Дов особи)».
- ^ Чон, Чхонгвон (12 ноября 2020 г.). «Динамичная 6000-летняя генетическая история восточной степи Евразии» . Клетка . 183 (4): 890–904.e29. дои : 10.1016/j.cell.2020.10.015 . ISSN 0092-8674 . ПМЦ 7664836 . ПМИД 33157037 . Информация о гаплогруппах содержится в таблице S2 , S2C_SexHaplogroups, GUID дополнительных материалов: E914F9CE-9ED4-4E0F-9172-5A54A08E9F6B.
- ^ Ли, Джухён; Сато, Такехиро; Тадзима, Ацуши; Амгалантугс, Ценд; Цогтбаатар, Батмунх; Накагоме, Сигэки; Мияке, Тошихико; Сираиси, Нориюки; Чон, Чунгвон; Гакухари, Такаши (1 марта 2024 г.). «Средневековые геномы из восточной Монголии имеют стабильный генетический профиль на протяжении тысячелетия» . Популяционная генетика и геномика человека . 4 (1). дои : 10.47248/hpgg2404010004 . ISSN 2770-5005 .
Библиография
[ редактировать ]- Азимов, М.С. (1998), История цивилизаций Центральной Азии, Том IV. Эпоха достижений: с 750 г. н.э. до конца пятнадцатого века. Часть первая. Историческая, социальная и экономическая обстановка , Издательство ЮНЕСКО.
- Барфилд, Томас (1989), Опасный рубеж: кочевые империи и Китай , Бэзил Блэквелл
- Баумер, Кристоф (2012), История Центральной Азии: эпоха степных воинов
- Беквит, Кристофер I (1987), Тибетская империя в Центральной Азии: история борьбы за великую державу среди тибетцев, турок, арабов и китайцев в раннем средневековье , Princeton University Press
- Бенсон, Линда (1998), Последние кочевники Китая: история и культура китайских казахов , М. Е. Шарп
- Брегель, Юрий (2003), Исторический атлас Центральной Азии , Брилл
- Босворт, Клиффорд Эдмунд (2000), Эпоха достижений: с 750 г. н.э. до конца пятнадцатого века - Том. 4, Часть II: Достижения (История цивилизаций Центральной Азии) , Издательство ЮНЕСКО
- Бугра, Имин (1983), История Восточного Туркестана , Стамбул: Стамбульские публикации.
- Дромпп, Майкл Роберт (2005), Танский Китай и крах Уйгурской империи: документальная история , Брилл, ISBN 9004141294 . Том 13 Библиотеки Внутренней Азии Брилла.
- Голден, Питер Б. (1992), Введение в историю тюркских народов.
- Голден, Питер Б. (2011), Центральная Азия в мировой истории , Oxford University Press
- Хейвуд, Джон (1998), Исторический атлас средневекового мира, 600–1492 гг. Нашей эры , Barnes & Noble
- Хеннинг, ВБ (1938), «Арги и «тохарцы» », Бюллетень Школы восточных исследований Лондонского университета , 9 (3): 545–571, doi : 10.1017/S0041977X0007837X , JSTOR 608222 , S2CID 161147644
- Латуретт, Кеннет Скотт (1964), Китайцы, их история и культура, Тома 1–2 , Macmillan
- Маккеррас, Колин (1990), «Глава 12 - Уйгуры», Синор, Денис (редактор), Кембриджская история ранней Внутренней Азии , Cambridge University Press, стр. 317–342, ISBN 0-521-24304-1
- Маккеррас, Колин (1972), Уйгурская империя: согласно династическим историям Тан, Исследование китайско-уйгурских отношений, 744–840 , издательство Австралийского национального университета, ISBN 0-7081-0457-6
- Миллуорд, Джеймс А. (2007), Евразийский перекресток: история Синьцзяна , издательство Колумбийского университета
- Жун, Синьцзян (2013), Восемнадцать лекций о Дуньхуане , Брилл
- Синор, Денис (1990), Кембриджская история ранней Внутренней Азии , издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-24304-9
- Ван, Лэй (2017), Первый рекорд китайского путешествия по арабскому миру
- Ван, Чжэньпин (2013), Танский Китай в многополярной Азии: история дипломатии и войны , University of Hawaii Press
- Сюн, Виктор (2008), Исторический словарь средневекового Китая , Соединенные Штаты Америки: Scarecrow Press, Inc., ISBN 978-0810860537
- Сюэ, Цзунчжэн (1992), Тюркские народы , China Social Sciences Press
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Цзю Таншу ( 老书 ) Старая книга Тан, глава 195 (на китайском языке)
- Синь Таншу ( 新唐書 ) Новая книга Тан , глава 217, часть 1 и часть 2 (на китайском языке). Перевод на английский здесь [1] (большая часть 1 и начало 2).
- Китайская надпись на уйгурском памятнике в Кара-Балгассуне (1896 г.)