Jump to content

Локхид Модель 10 Электра

(Перенаправлено с Lockheed L-10 Electra )
Модель 10 Электра
Амелии Эрхарт и Фреда Нунана Модифицированная Electra 10E
Роль Легкий авиалайнер
Производитель Локхид
Дизайнер Холл Хиббард
Первый полет 23 февраля 1934 г.
Введение 1935
Количество построенных 149
Варианты Локхид ХС-35
Развитый в

Lockheed Model 10 Electra — американский двухмоторный цельнометаллический - моноплан авиалайнер , разработанный Lockheed Aircraft Corporation , который производился в основном в 1930-х годах для конкуренции с Boeing 247 и Douglas DC-2 . Этот тип получил значительную известность, поскольку на нем летали Амелия Эрхарт и Фред Нунан в их злополучной кругосветной экспедиции в 1937 году.

Проектирование и разработка

[ редактировать ]
Кларенс «Келли» Джонсон тестирует модель Electra с одним вертикальным оперением и наклоненным вперед лобовым стеклом в аэродинамической трубе Мичиганского университета .

Некоторые деревянные конструкции Lockheed, такие как Orion , были построены Detroit Aircraft Corporation с металлическими фюзеляжами. Однако Electra была первым цельнометаллическим двухмоторным двигателем Lockheed, разработанным Ллойдом Стирманом. [ 1 ] [ 2 ] и Холл Хиббард . Название Электра произошло от звезды в Плеядах . Прототип совершил свой первый полет 23 февраля 1934 года под Маршалла Хедла . управлением [ 3 ]

Работы в аэродинамической трубе над «Электрой» проводились в Мичиганском университете . Большую часть работы выполнил ассистент студента Кларенс Джонсон . Он предложил внести в конструкцию два изменения: заменить одинарное оперение на двойное (позже торговая марка Lockheed) и удалить слишком большие галтели крыла. Оба эти предложения были учтены в серийных самолетах. [ 4 ] Получив степень магистра, Джонсон присоединился к Lockheed в качестве постоянного сотрудника, в конечном итоге возглавив Skunk Works по разработке современных самолетов, таких как Lockheed SR-71 Blackbird .

Lockheed Electra был одним из первых коммерческих пассажирских самолетов с убирающимся шасси, оснащенным брызговиками в качестве стандартного оборудования, хотя самолеты с фиксированным шасси обычно имели брызговики гораздо раньше. [ 5 ]

Операционная история

[ редактировать ]
Lockheed 10B авиакомпании Marshall Airways (Австралия) в 1970 году, первоначально был поставлен Ansett Airways в 1937 году.

После октября 1934 года, когда правительство США запретило использование одномоторных самолетов для перевозки пассажиров или ночных полетов, компания Lockheed заняла превосходное положение на рынке со своей новой моделью 10 Electra. Помимо поставок американским авиакомпаниям, несколько европейских операторов добавили Electras в свой довоенный флот. В Латинской Америке первой авиакомпанией, которая использовала Electras, была Cubana de Aviación , начиная с 1935 года, на своих внутренних маршрутах.

Кабина экипажа модели 10А, обновленная более современной приборной панелью.

Помимо заказов авиакомпаний, новую Модель 10 также приобрел ряд некоммерческих гражданских операторов. [ 6 ] В мае 1937 года HT «Дик» Меррилл туда и обратно и Дж. С. Ламби совершили пересечение Атлантического океана . Этот подвиг был объявлен первым коммерческим перелетом этого океана туда и обратно на любом самолете. Это принесло им Хармон Трофи . На обратном пути из Великобритании они привезли с собой кинохронику крушения «Гинденбурга» , а на обратном пути из Соединенного Королевства — фотографии коронации короля Георга VI . Bata Shoes использовала Model 10 для перевозки своих руководителей между европейскими фабриками.

Эрхарт и ее модифицированный Lockheed Electra

Вероятно, самым известным применением Electra была сильно модифицированная Модель 10E, на которой пилотировали Амелия Эрхарт и Фред Нунан . В июле 1937 года они исчезли над центральной частью Тихого океана во время попытки кругосветного перелета. [ 6 ]

Многие модели Electras и их потомки ( Model 12 Electra Junior и Model 14 Super Electra ) были призваны на военную службу во время Второй мировой войны , например США ВВС C-36 . К концу войны конструкция Electra устарела, хотя многие более мелкие авиакомпании и чартерные службы продолжали эксплуатировать Electras до 1970-х годов. [ 6 ]

Электры были популярны как частные самолеты для королевских особ в Азии и Европе. В Индии махараджа Джамму и Кашмира и махараджа Джодхпура приобрели их для личного пользования в 1937 году. [ 7 ]

Варианты

[ редактировать ]
Локхид Y1C-36
Локхид Y1C-37
Локхид ХС-35

Electra выпускалась в нескольких вариантах как для гражданских, так и для военных заказчиков. Всего Lockheed построила 149 машин Electras.

Электра 10-А
Оснащен двумя двигателями Pratt & Whitney R-985 Wasp Junior SB мощностью 450 л.с. (336 кВт) каждый; Произведено 101 шт.
Электра 10-Б
Оснащен двигателями Wright R-975-E3 Whirlwind мощностью 440 л.с. (328 кВт) каждый; 18 произведено
  • Семь из них поступили на вооружение ВВС США как C-36C , переименованные в UC-36C в 1943 году.
  • Один из них был построен как XR3O-1 для Береговой охраны США и предназначен для использования министром финансов .
Электра 10-С
Оснащен двигателями Pratt & Whitney R-1340 Wasp SC1 мощностью 450 л.с. (336 кВт) каждый; восемь произведено для Pan American Airways .
Электра 10-Д
Предлагаемая военно-транспортная версия; ни один не построен.
Электра 10-Э
Оснащен двигателями Pratt & Whitney R-1340 Wasp S3H1 мощностью 600 л.с. (447 кВт) каждый; 15 произведено. Версия, используемая Амелией Эрхарт .
  • Пять из них поступили на вооружение ВВС США как C-36B , переименованные в UC-36B в 1943 году.
ХС-35
Экспериментальная исследовательская модель под давлением с двигателями с турбонаддувом Pratt & Whitney XR-1340-43 , мощностью 550 л.с. (410 кВт) каждый. Одна серийная модель была испытана для военного министерства лейтенантом Бенджамином С. Келси . За эту работу армейский авиакорпус был награжден наградой Collier Trophy 1937 года . [ 8 ]
Локхид KXL1
Единственный Lockheed Model 10 Electra, переданный ВВС Императорского флота Японии для оценки.

Операторы

[ редактировать ]
Lockheed 10A восстановлен с RCAF военного времени маркировкой
Lockheed Electra 10A на Королевских ВВС вооружении
ВМС США XR2O-1

Гражданские операторы

[ редактировать ]
 Австралия
 Бразилия
 Канада
 Чили
 Куба
 Чехословакия
 Мексика
 Нидерланды
 Новая Зеландия
 Панама
  • TASA-Turismo Aereo SA эксплуатировала один самолет между Панама-Сити (Паитилла) и Читре примерно в 1957–1963 годах.
 Польша
 Румыния
 Великобритания
 Соединенные Штаты
 Венесуэла
 Югославия

Военные операторы

[ редактировать ]
 Аргентина
 Бразилия
 Канада
 Гондурас
 Никарагуа
 Испания
 Япония
 Великобритания
 Соединенные Штаты
 Венесуэла

Выживший самолет

[ редактировать ]
Electra 10A "CF-TCC" в ливрее Trans-Canada Air Lines в Музее авиации Западной Канады
Lockheed Electra в Музее науки (Лондон)

Технические характеристики (Электра 10А)

[ редактировать ]
Чертеж Lockheed Model 10 Electra в трех видах
3-view drawing of the Lockheed Model 10 Electra

Данные Jane's All the World's Aircraft, 1937 год. [ 41 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Вместимость: 10 пассажиров + 670 фунтов (304 кг) почты и багажа.
  • Длина: 38 футов 7 дюймов (11,76 м)
  • Размах крыльев: 55 футов (17 м)
  • Высота: 10 футов 1 дюйм (3,07 м)
  • Площадь крыла: 458,3 кв. футов (42,58 м 2 )
  • Профиль : корень: Clark Y (18%); совет: Кларк Ю (9%) [ 42 ]
  • Вес пустого: 6325 фунтов (2869 кг) в снаряженном состоянии.
  • Полная масса: 10 100 фунтов (4581 кг)
  • Запас топлива: 194 галлона США (161,5 имп галлонов; 734,4 л) в передних кромках центроплана и фюзеляже.
  • Силовая установка: 2 9-цилиндровых радиально-поршневых двигателя Pratt & Whitney R-985 Wasp Junior SB с воздушным охлаждением, мощностью 450 л.с. (340 кВт) каждый при 2300 об/мин на высоте 5000 футов (1524 м).
  • Гребные винты: 2-лопастные гребные винты Hamilton Standard с постоянной скоростью вращения.

Производительность

  • Максимальная скорость: 190 миль в час (310 км/ч, 170 узлов) на уровне моря, при полной загрузке.
210 миль в час (182 узла; 338 км / ч) на высоте 5000 футов (1524 м)
  • Крейсерская скорость: 176 миль в час (283 км/ч, 153 узла) на уровне моря.
185 миль в час (161 узел; 298 км / ч) на высоте 5000 футов (1524 м)
195 миль в час (169 узлов; 314 км / ч) на высоте 9600 футов (2926 м)
  • Посадочная скорость: 64 миль в час (56 узлов; 103 км / ч), закрылки опущены.
  • Дальность: 810 миль (1300 км, 700 миль) при мощности 75% и максимальном топливе.
  • Практический потолок: 21 250 футов (6 480 м) * Абсолютный потолок: 23 200 футов (7 071 м)
  • Абсолютный потолок на одном двигателе: 5800 футов (1768 м) при полной загрузке.
  • Скорость набора высоты: 1000 футов/мин (5,1 м/с).
  • Нагрузка на крыло: 22,04 фунта/кв. футов (107,6 кг/м). 2 )
  • Мощность/масса : 0,079 л.с./фунт (0,130 кВт/кг)

См. также

[ редактировать ]
  • Lockheed L-188 Electra , несвязанный послевоенный турбовинтовой авиалайнер Lockheed, позже носивший то же имя.

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

[ редактировать ]

В 2024 году Public Service Broadcasting выпустила первый сингл со своего последнего альбома, посвященного достижениям Амелии Эрхарт. Сингл «Electra» — это музыкальная дань уважения конструкции и важности самолета.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Ллойд Стирман» . Национальный зал авиационной славы. Архивировано из оригинала 6 августа 2013 года . Проверено 22 мая 2013 г.
  2. ^ Филлипс, Эдвард Х (2006). Самолет Стирмана: Подробная история . Специализированная прессаПаб и оптовая торговля. п. 26.
  3. ^ Ганстон 1998, с. 8.
  4. ^ Франсильон 1982, стр. 117–118.
  5. ^ «Крылья на колесах самолета защищают шасси». «Популярная механика» , апрель 1935 г., с. 523 (внизу справа).
  6. ^ Jump up to: а б с Винчестер 2004, с. 188.
  7. ^ Straits Times , 30 декабря 1937 г., стр. 10.
  8. ^ «Новый самолет готов к испытательным полетам в стратосфере». «Популярная механика» , август 1937 года.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Франсильон 1982, с. 125.
  10. ^ Бриджмен 1948, с. 24б.
  11. ^ Бриджмен 1948, с. 30б.
  12. ^ Jump up to: а б с Франсильон 1982, с. 124.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Франсильон 1982, с. 122.
  14. ^ «ЭЛЕКТРА» . Музей авиации и космонавтики Пима . Архивировано из оригинала 23 октября 2017 года . Проверено 22 октября 2017 г.
  15. ^ «РЕЕСТР ФАУ [N4963C]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США. Архивировано из оригинала 23 октября 2017 года . Проверено 23 октября 2017 г.
  16. ^ «Локхид Модель 10-Е Электра» . Музей авиации . Проверено 23 октября 2017 г.
  17. ^ «РЕЕСТР ФАУ [N72GT]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США. Архивировано из оригинала 23 октября 2017 года . Проверено 23 октября 2017 г.
  18. ^ «Досье по планеру — Lockheed L-10 Electra, c/n 1026, c/r N38BB» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 23 октября 2017 г.
  19. ^ «Досье по планеру — LockheedL-10 Electra, c/n 1037, c/r G-LIOA» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 23 октября 2017 г.
  20. ^ «РЕЕСТР ФАУ [N1602D]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США. Архивировано из оригинала 23 октября 2017 года . Проверено 23 октября 2017 г.
  21. ^ Кронклтон, Роберт А. (21 августа 2016 г.). «Самолет, похожий на самолет Амелии Эрхарт, прибудет в понедельник в Атчисон, штат Канзас» . Звезда Канзас-Сити . Проверено 23 октября 2017 г.
  22. ^ «Первоначальный корабль-близнец к самолету Эрхарта, чтобы совершить последнее путешествие домой в Атчисон, штат Канзас, место рождения Амелии Эрхарт» . АвиацияПрофи . 15 августа 2016 г.
  23. ^ «Локхид 10-А «Электра» » . Музей авиации Новой Англии . Архивировано из оригинала 23 октября 2017 года . Проверено 22 октября 2017 г.
  24. ^ "Посещать" . Музей авиации Новой Англии . Архивировано из оригинала 25 сентября 2010 года . Проверено 22 октября 2017 г.
  25. ^ «Досье по планеру — Lockheed XR20-1, серийный номер 0267 USN, серийный номер 1052, серийный номер N57573» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 23 октября 2017 г.
  26. ^ «Локхид Электра 10А Яна Антонина Бати» . Пражский аэропорт Токна (на чешском языке). Архивировано из оригинала 23 октября 2017 года . Проверено 23 октября 2017 г.
  27. ^ «1937 год. Электра восстанавливается для поездки домой в Прагу» . Уичито Игл . 27 августа 2014 года . Проверено 23 октября 2017 г.
  28. ^ «Последний полет Electra 10 приземляется в Warplane Heritage на техническое обслуживание» . Гамильтон Зритель . 24 апреля 2015 г. Проверено 31 июля 2016 г.
  29. ^ Джонстон, Крис (28 мая 2015 г.). «САМОЛЕТ BAŤA LOCKHEED ELECTRA ВОЗВРАЩАЕТСЯ ПОСЛЕ БОЛЬШЕ 75 ЛЕТ» . Чешское радио . Чески Рожлас . Проверено 23 октября 2017 г.
  30. ^ «ЛОКХИД Л-10А ЭЛЕКТРА» . Ингениум . Проверено 23 октября 2017 г.
  31. ^ «Досье по планеру — Lockheed L-10A Electra, серийный номер 1526 RCAF, серийный номер 1112, серийный номер CF-TCA» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 23 октября 2017 г.
  32. ^ «Локхид 10А Электра, CF-TCC» . Королевский музей авиации Западной Канады . Проверено 23 октября 2017 г.
  33. ^ «Канадский реестр гражданских самолетов: сведения о самолетах [CF-TCC]» . Транспорт Канады . 28 августа 2013 года . Проверено 23 октября 2017 г.
  34. ^ «Л-10 ЭЛЕКТРА» . Национальный музей морской авиации . Фонд Музея морской авиации . Проверено 22 октября 2017 г.
  35. ^ «Досье на планер — Lockheed L-10A Electra, c/n 1130, c/r N19HL» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 23 октября 2017 г.
  36. ^ «САМОЛЕТ [LOCKHEED MODEL 10E ELECTRA]» . МОТАТ . Архивировано из оригинала 23 октября 2017 года . Проверено 22 октября 2017 г.
  37. ^ «Результаты запроса реестра воздушных судов» . Управление гражданской авиации Новой Зеландии . Aviation.govt.nz/ . Проверено 31 января 2024 г.
  38. ^ «Локхид Электра 10А C/n 1145» . Аэро Р. aerorestoration.co.nz/ . Проверено 31 января 2024 г.
  39. ^ «Локхид Л10 Электра» . Изображения самолетов Киви . kiwiaircraftimages.com/ . Проверено 31 января 2024 г.
  40. ^ «Локхид ХС-35 Электра» . Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики . Архивировано из оригинала 24 мая 2017 года . Проверено 22 октября 2017 г.
  41. ^ Грей, компьютерная графика; Бриджмен, Леонард, ред. (1937). Джейн «Все самолеты мира», 1937 год . Лондон: Sampson Low, Marston & Company, Ltd. стр. 307c–308c.
  42. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бриджмен, Леонард. Джейн «Все самолеты мира», 1948 год . Лондон: Сэмпсон Лоу, Marston & Company, Ltd., 1948.
  • Франсильон, Рене Дж. Локхид Самолеты с 1913 года . Лондон: Патнэм, 1982. ISBN   0-370-30329-6 .
  • Франсильон, Рене Дж. Локхид Самолеты с 1913 года . Аннаполис, Мэриленд, США: Издательство Военно-морского института, 1987. ISBN   0-85177-835-6 .
  • Гаррисон, Питер. «Головной скунс». Журнал Air & Space , март 2010 г.
  • Гердессен, Фредерик. «Эстонская авиация 1918–1945». Air Enthusiast , № 18, апрель – июль 1982 г., стр. 61–76. ISSN   0143-5450 .
  • Ганстон, Билл. Lockheed Aircraft: История Lockheed Martin (В разрезе самолетов). Оксфорд, Великобритания: Оспри, 1998. ISBN   978-1-85532-775-7 .
  • Хусто, Крейг П. «Десять из десяти: жизнь и времена Lockheed Electra». Air Enthusiast , № 94, июль – август 2001 г., стр. 10–917. ISSN   0143-5450
  • Винчестер, Джим, изд. «Локхид-10 Электра». Гражданские самолеты (Факты об авиации). Лондон: Grange Books plc, 2004. ISBN   1-84013-642-1 .
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Lockheed Model 10 Electra, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 134b8eb79195384cd76a2123aaba6e04__1721343840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/13/04/134b8eb79195384cd76a2123aaba6e04.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lockheed Model 10 Electra - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)