Шиддуч
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
Шиддух ) ( ивр .: שִׁדּוּךְ , мн. шиддухим שִׁדּוּכִים , арамейское שידוכין шиддухин) — система сватовства , при которой одинокие евреи знакомятся друг с другом. [1] в ортодоксальных еврейских общинах с целью заключения брака.
Практика
[ редактировать ]В прошлом и до сих пор в некоторых более консервативных ортодоксальных еврейских кругах свидания ограничивались поиском партнера по браку. Обе стороны (обычно родители, близкие родственники или друзья вовлеченных лиц, а также сами одинокие люди) наводят справки о потенциальном партнере (например, о его/ее характере, интеллекте, уровне образования , финансовом положении, состоянии семьи и здоровья, внешний вид и уровень религиозности). [2]
Шиддух мицву часто начинается с рекомендации членов семьи, друзей или других людей, которые рассматривают сватовство как или заповедь. Некоторые занимаются этим как профессией и взимают плату за свои услуги. Обычно профессиональную сваху называют шадчаном , но тот, кто делает шиддух по ней считается шадчаном . [3]
После того, как брак был предложен, потенциальные партнеры встречаются несколько раз, чтобы понять, подходят ли они друг другу. Количество свиданий до объявления о помолвке может варьироваться в зависимости от сообщества. У некоторых знакомства продолжаются несколько месяцев. В более строгих сообществах пара может принять решение через несколько дней после первой встречи друг с другом. Кроме того, возраст начала шиддухима может варьироваться в зависимости от сообщества. В кругах фрум , особенно среди хасидов , восемнадцать лет — это возраст , когда шиддухим начинают и шадчаним обращают на это внимание.
Те, кто поддерживает брак по шиддуху, считают, что он соответствует традиционному иудаистскому взгляду на цниут , скромное поведение в отношениях между мужчиной и женщиной, [1] [4] и предотвращает распущенность . Это также может быть полезно в небольших еврейских общинах, где знакомство с потенциальными партнерами по браку ограничено, и это дает им доступ к более широкому спектру потенциальных кандидатов.
Если шиддух не удается, обычно связываются с шадчаном и сообщают другой стороне, что договоренность не будет реализована. Если шиддух проходит успешно, пара сообщает шадхану об успехе.
появилось несколько сайтов с шиддухимами В последние годы в Интернете .
Башоу
[ редактировать ]Потенциальные партнеры либо встречаются друг с другом, либо, в более строгих общинах харедим , ходят на «выступление» . [5] или сидячая забастовка. [6] Эту практику назвали « квази-свиданием под сопровождением ». [7]
Типичная сцена вечеринки состоит в том, что молодой человек со своими родителями идет навестить молодую женщину в ее доме (или в доме хозяина). [6] [8] чтобы узнать, совместима ли будущая пара. Обе группы родителей разговаривают друг с другом, а затем, когда обстановка становится более расслабленной, они уходят в другую комнату, оставляя мужчину и женщину в гостиной говорить между собой. Некоторые используют эту возможность, чтобы действительно задать друг другу уместные вопросы, а некоторые просто хотят узнать, нравятся ли они друг другу, больше полагаясь на информацию, полученную от шадчена или от других людей. Количество башоу до объявления помолвки варьируется: у некоторых их много , а у других всего один, что типично для детей хасидских ребе .
Башерт
[ редактировать ]Башерт (или бешерт ; идиш : باشرت ) означает «судьба». [9] (Сравните средневерхненемецкое beschern: «предопределять, предназначать, распределять, распределять». [10] Сравните также немецкий beschert , что означает «дарованный» или «данный».Другие настаивают на том, что оно происходит от идишского шер, означающего «ножницы» или «ножницы»; эта этимология менее вероятна. [11] )Его часто используют для обозначения божественно предопределенного супруга или второй половинки , которого называют башерте (женщина) или башерт (мужчина). Его также можно использовать для выражения кажущейся судьбы или судьбы благоприятного или важного события, дружбы или события.
В современном языке одинокие евреи скажут, что ищут своего башерта , то есть ищут того человека, который идеально их дополнит, и которого они идеально дополнят. Поскольку считается, что Бог предопределил, на ком жениться, супруг считается его башертом по определению, независимо от того, складывается ли супружеская жизнь пары хорошо или нет. [12]
Зивуг
[ редактировать ]Несколько родственное слово — зивуг . [13] Слово включает буквы еврейского слова zug , пара; подмножества/совпадения транслитерации тоже. [14] Богу угодно также ихудим еврейской пары: Шхина присутствует в союзе... на « свадьбе » . [15] Все желания могут быть направлены к Богу, и все удовольствия исходят из «божественного духовного источника» . [16]
Библейское сватовство
[ редактировать ]Первым зафиксированным в Торе шиддухом была спичка, которую Элиэзер , слуга еврейского патриарха Авраама , сделал для сына своего хозяина Исаака ( Бытие, гл. 24). Авраам дал ему конкретные указания выбрать женщину из собственного колена Авраама. Элиэзер отправился на родину своего хозяина, чтобы исполнить желание Авраама, и прибыл к колодцу. После короткой молитвы Богу о руководстве, описывающей, как добродетельная женщина может поступить с странствующим незнакомцем у колодца, на сцене появилась Ревекка и сделала все, что описано в молитве Елиезера. Затем Элиезер пошел с Ревеккой к ее семье и попросил у них разрешения взять Ревекку с собой, чтобы она стала женой Исаака. Как только это разрешение было получено, Ревекка присоединилась к Элиезеру по дороге домой к Исааку. Несмотря на это, Исаак составил о ней собственное впечатление, прежде чем согласился жениться на ней (Раши, комментарий к Бытие 24:67).
Однако, когда Элиезер предлагает отвезти Ревекку обратно к Исааку в Ханаан , семья Ревекки говорит ему: «Давайте спросим девицу» ( т. е . Ревекку). Это воспринимается как указание еврейским родителям взвешивать мнение своего ребенка во время брака по расчету . Независимо от того, соблюдена ли надлежащая процедура, это не конец решения — евреи полагают, что последнее слово принадлежит Богу, у которого могут быть разные планы (сравните с браком Иакова и Лии ).
Талмудические ссылки
[ редактировать ]В Талмуде (Бавли Кидушин 12а, первая версия) говорится, что глава академии Абба Ариха подвергнет телесному наказанию человека, который женится без шиддухин , то есть [17] без предварительной договоренности пары. В тексте представлены три версии его практики; две другие версии не согласны. Некоторые авторитеты придерживаются первой версии, [18] [19] в то время как другие правят согласно двум другим версиям. [20] [21]
В Кидушине 41а говорится, что мужчине не следует жениться на женщине, которую он не видел, иначе он нарушит принцип «возлюби ближнего своего, как самого себя».
Этимология слов «шиддух» и «шадчан» неясна. Средневековый раввин Ниссим из Героны (обычно называемый Ран ) связывает это слово с арамейским словом, означающим «спокойствие» (ср. Таргум из Книги Судей 5:31), и уточняет, что основная цель процесса шиддух состоит в том, чтобы молодые люди « Остепениться » и вступить в брак. [22] По словам Ястроу , это слово означает «вести переговоры» или «оговаривать» (финансовые условия помолвки). [23]
Шадчан
[ редактировать ]Шадхан ( иврит : שׁדקןן , множественное число שׁדקנים шадханим / шадхоним , женский שׁדקניט шадханит / шадханис ) — еврейское слово, обозначающее сваху ; [3] Идиш: Шадхн .
Слово шадхан относится к людям, которые занимаются шиддухим как профессией в религиозной еврейской общине. [24] Однако шадчан также можно использовать по отношению к кому угодно. [3] который знакомит двух одиноких евреев друг с другом в надежде, что они образуют пару.
Один из персонажей мюзикла «Скрипач на крыше» — сваха по имени Йенте. Из-за этого имя Йента ( יענטע ) иногда ошибочно принимают за синоним шадчана . [24]
Шадханус гельт
[ редактировать ]Шадханус [25] ( сваты ) — деньги ( идиш : גלט , гельт ), выплачиваемые партии/партиям. [26] кто способствовал успешному спариванию. Это брокерское вознаграждение, а не подарок, и оно не может быть оплачено из средств, предназначенных для благотворительности ( מַעֲשֵׂר maaser ). [27] Обычно его платят родители. [28] и обычно каждый платит одинаковую сумму. [29]
Бэт-Коэн
[ редактировать ]Хотя закон Торы позволяет бат-коэну жениться на халале , новообращенном или освобожденном рабе (иврит евед мешухрар ), Мидраш и Талмуд цитируют точку зрения Йоханана бар Наппаха о том, что дочери коэна лучше всего выйти замуж за коэна. Раввин Йоханан утверждает, что в случае, если бат-коэн женится на некоэне, скорее всего, проявятся нежелательные последствия для жениха, такие как бедность или смерть жениха. Исключением из этого табу является случай, когда жених – Талмид Хачам . [30]
Медицинские аспекты
[ редактировать ]Учитывая распространенность ряда генетических заболеваний как среди ашкенази , так и среди сефардов , несколько организаций (в первую очередь «Дор Ешорим» ) регулярно анонимно проверяют большие группы молодых людей, передавая им только номер телефона и PIN-код. Когда предлагается шиддух , кандидаты могут позвонить в организацию, ввести оба своих PIN-кода и узнать, может ли их союз привести к появлению детей с критическими отклонениями. Хотя реализация вызвала споры, с момента ее внедрения произошло резкое снижение числа детей, рожденных с болезнью Тея-Сакса и другими генетическими нарушениями. [31]
Известные шадхоним
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Еврейские взгляды на брак
- Еврейская свадьба
- Негия (рекомендации по физическому контакту)
- Нида (законы менструации)
- Сегула (Каббала)
- Шиддучский кризис
- Шалом байит (мир и гармония в отношениях между мужем и женой)
- Йихуд (запрет уединяться с незнакомцем)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «В поисках семейного благословения, Квинс, Нью-Йорк» The New York Times . 11 сентября 2011.
Меня подставили друзья... Это называется шиддух.
- ^ «Она объединяет «неудачников Хабада» » . COLlive.com . 3 апреля 2018 года.
New York Times сообщает… Прежде чем совершить шиддух,… степень религиозной практики, семейное происхождение
- ^ Jump up to: а б с «Рав Авигдор Миллер о поиске хорошего Шиддуха» .
- ^ «Мы воздерживаемся от прикосновений до свадьбы».
- ^ «Раввин Форсайт о поиске своего зивуга - Башоу Минхаг» .
- ^ Jump up to: а б Они не «выходи». «Православный подсолнух» .
- ^ «Какова этимология хасидского термина «бшоа» для сопровождаемого квазисвидания» .
- ^ "Мы помирились, чтобы встретиться в доме друга.
- ^ Джейн Гордон Жюльен (9 ноября 2014 г.). «Призванные судьбой, как и поколения до них» . Нью-Йорк Таймс .
слово... на идише для описания встречи: «башерт» или судьба.
- ^ Настоящее время
- ^ Левин, Сала (30 августа 2013 г.). «Еврейское слово: Бешерт» . Журнал «Момент» .
- ^ Евамот , 63б.
- ^ «Раздели свое море» .
- ^ «Зивуг» . Еврейская хроника .
- ^ Зоар , раввин Шимон бар Йохай
- ^ Исаак Лурия
- ^ Раши Киддушин 13а, Бедишадич (בדשדיך)
- ^ Маймонид , Мишне Тора , Женщины, Законы Ишута , 3:22 и Святость, Законы запрещенных отношений, 21:14
- ^ Джозеф Каро , Шулхан Арух , III:26:4
- ^ Хагахот Маймониот о Мишне Тора , Святость, объявление. лок.
- ^ Рема в рекламе Шулхан Аруха . лок.
- ^ Ниссим Жеронский. Комментарий к Альфаси Галахот , Шаббат 5б свеин мешадчин .
- ^ Словарь Ястрова, Шдач
- ^ Jump up to: а б Иоффе-Вальт, Хана (13 июня 2012 г.). «Что такое Йента?» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 7 октября 2019 г.
- ^ Шадханус в Галахе .
- ^ Иногда делятся поровну, в зависимости от ситуации. Раввин Йосеф Йешая Браун. «Шадханус Гельт» .
- ^ Раввин Ави Закутинский. «Расплата Шадхану (Часть 1)» . Православный союз .
- ^ «шадханус гельт» .
- ^ «Когда и как заплатить шадхану?» . 2 сентября 2017 г.
- ^ Ялкут Шимони к Левиту с. 738 (издание ХаМаор), Талмуд Песахим, стр. 49а
- ^ Лейман, Иегошуа. «Йосеф Экстайн - первопроходец в области генетики для еврейского мира и за его пределами». Личные взгляды, приложение к Хамодии, Песах 5766 г. (апрель 2006 г.), стр. 24–27.
Книги
[ редактировать ]- Шани Стейн. «Руководство по выживанию в Шиддухиме». Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: издательство Feldheim, 1997. ISBN 1-56871-132-8 .
- Лия Джейкобс, Шейнди Марк. «Тайны Шиддуха». Шаар Пресс, 2006. ISBN 1-4226-0220-6 .