Jump to content

Шиддуч

(Перенаправлено с Шадчана )

Шиддух ) ( ивр .: שִׁדּוּךְ , мн. шиддухим שִׁדּוּכִים ‎, арамейское שידוכין шиддухин) — система сватовства , при которой одинокие евреи знакомятся друг с другом. [1] в ортодоксальных еврейских общинах с целью заключения брака.

Практика

[ редактировать ]

В прошлом и до сих пор в некоторых более консервативных ортодоксальных еврейских кругах свидания ограничивались поиском партнера по браку. Обе стороны (обычно родители, близкие родственники или друзья вовлеченных лиц, а также сами одинокие люди) наводят справки о потенциальном партнере (например, о его/ее характере, интеллекте, уровне образования , финансовом положении, состоянии семьи и здоровья, внешний вид и уровень религиозности). [2]

Шиддух мицву часто начинается с рекомендации членов семьи, друзей или других людей, которые рассматривают сватовство как или заповедь. Некоторые занимаются этим как профессией и взимают плату за свои услуги. Обычно профессиональную сваху называют шадчаном , но тот, кто делает шиддух по ней считается шадчаном . [3]

После того, как брак был предложен, потенциальные партнеры встречаются несколько раз, чтобы понять, подходят ли они друг другу. Количество свиданий до объявления о помолвке может варьироваться в зависимости от сообщества. У некоторых знакомства продолжаются несколько месяцев. В более строгих сообществах пара может принять решение через несколько дней после первой встречи друг с другом. Кроме того, возраст начала шиддухима может варьироваться в зависимости от сообщества. В кругах фрум , особенно среди хасидов , восемнадцать лет — это возраст , когда шиддухим начинают и шадчаним обращают на это внимание.

Те, кто поддерживает брак по шиддуху, считают, что он соответствует традиционному иудаистскому взгляду на цниут , скромное поведение в отношениях между мужчиной и женщиной, [1] [4] и предотвращает распущенность . Это также может быть полезно в небольших еврейских общинах, где знакомство с потенциальными партнерами по браку ограничено, и это дает им доступ к более широкому спектру потенциальных кандидатов.

Если шиддух не удается, обычно связываются с шадчаном и сообщают другой стороне, что договоренность не будет реализована. Если шиддух проходит успешно, пара сообщает шадхану об успехе.

появилось несколько сайтов с шиддухимами В последние годы в Интернете .

Потенциальные партнеры либо встречаются друг с другом, либо, в более строгих общинах харедим , ходят на «выступление» . [5] или сидячая забастовка. [6] Эту практику назвали « квази-свиданием под сопровождением ». [7]

Типичная сцена вечеринки состоит в том, что молодой человек со своими родителями идет навестить молодую женщину в ее доме (или в доме хозяина). [6] [8] чтобы узнать, совместима ли будущая пара. Обе группы родителей разговаривают друг с другом, а затем, когда обстановка становится более расслабленной, они уходят в другую комнату, оставляя мужчину и женщину в гостиной говорить между собой. Некоторые используют эту возможность, чтобы действительно задать друг другу уместные вопросы, а некоторые просто хотят узнать, нравятся ли они друг другу, больше полагаясь на информацию, полученную от шадчена или от других людей. Количество башоу до объявления помолвки варьируется: у некоторых их много , а у других всего один, что типично для детей хасидских ребе .

Башерт (или бешерт ; идиш : باشرت ) означает «судьба». [9] (Сравните средневерхненемецкое beschern: «предопределять, предназначать, распределять, распределять». [10] Сравните также немецкий beschert , что означает «дарованный» или «данный».Другие настаивают на том, что оно происходит от идишского шер, означающего «ножницы» или «ножницы»; эта этимология менее вероятна. [11] )Его часто используют для обозначения божественно предопределенного супруга или второй половинки , которого называют башерте (женщина) или башерт (мужчина). Его также можно использовать для выражения кажущейся судьбы или судьбы благоприятного или важного события, дружбы или события.

В современном языке одинокие евреи скажут, что ищут своего башерта , то есть ищут того человека, который идеально их дополнит, и которого они идеально дополнят. Поскольку считается, что Бог предопределил, на ком жениться, супруг считается его башертом по определению, независимо от того, складывается ли супружеская жизнь пары хорошо или нет. [12]

Несколько родственное слово — зивуг . [13] Слово включает буквы еврейского слова zug , пара; подмножества/совпадения транслитерации тоже. [14] Богу угодно также ихудим еврейской пары: Шхина присутствует в союзе... на « свадьбе » . [15] Все желания могут быть направлены к Богу, и все удовольствия исходят из «божественного духовного источника» . [16]

Библейское сватовство

[ редактировать ]

Первым зафиксированным в Торе шиддухом была спичка, которую Элиэзер , слуга еврейского патриарха Авраама , сделал для сына своего хозяина Исаака ( Бытие, гл. 24). Авраам дал ему конкретные указания выбрать женщину из собственного колена Авраама. Элиэзер отправился на родину своего хозяина, чтобы исполнить желание Авраама, и прибыл к колодцу. После короткой молитвы Богу о руководстве, описывающей, как добродетельная женщина может поступить с странствующим незнакомцем у колодца, на сцене появилась Ревекка и сделала все, что описано в молитве Елиезера. Затем Элиезер пошел с Ревеккой к ее семье и попросил у них разрешения взять Ревекку с собой, чтобы она стала женой Исаака. Как только это разрешение было получено, Ревекка присоединилась к Элиезеру по дороге домой к Исааку. Несмотря на это, Исаак составил о ней собственное впечатление, прежде чем согласился жениться на ней (Раши, комментарий к Бытие 24:67).

Однако, когда Элиезер предлагает отвезти Ревекку обратно к Исааку в Ханаан , семья Ревекки говорит ему: «Давайте спросим девицу» ( т. е . Ревекку). Это воспринимается как указание еврейским родителям взвешивать мнение своего ребенка во время брака по расчету . Независимо от того, соблюдена ли надлежащая процедура, это не конец решения — евреи полагают, что последнее слово принадлежит Богу, у которого могут быть разные планы (сравните с браком Иакова и Лии ).

Талмудические ссылки

[ редактировать ]

В Талмуде (Бавли Кидушин 12а, первая версия) говорится, что глава академии Абба Ариха подвергнет телесному наказанию человека, который женится без шиддухин , то есть [17] без предварительной договоренности пары. В тексте представлены три версии его практики; две другие версии не согласны. Некоторые авторитеты придерживаются первой версии, [18] [19] в то время как другие правят согласно двум другим версиям. [20] [21]

В Кидушине 41а говорится, что мужчине не следует жениться на женщине, которую он не видел, иначе он нарушит принцип «возлюби ближнего своего, как самого себя».

Этимология слов «шиддух» и «шадчан» неясна. Средневековый раввин Ниссим из Героны (обычно называемый Ран ) связывает это слово с арамейским словом, означающим «спокойствие» (ср. Таргум из Книги Судей 5:31), и уточняет, что основная цель процесса шиддух состоит в том, чтобы молодые люди « Остепениться » и вступить в брак. [22] По словам Ястроу , это слово означает «вести переговоры» или «оговаривать» (финансовые условия помолвки). [23]

Шадхан ( иврит : שׁדקןן , множественное число שׁדקנים шадханим / шадхоним , женский שׁדקניט шадханит / шадханис ) — еврейское слово, обозначающее сваху ; [3] Идиш: Шадхн .

Слово шадхан относится к людям, которые занимаются шиддухим как профессией в религиозной еврейской общине. [24] Однако шадчан также можно использовать по отношению к кому угодно. [3] который знакомит двух одиноких евреев друг с другом в надежде, что они образуют пару.

Один из персонажей мюзикла «Скрипач на крыше» — сваха по имени Йенте. Из-за этого имя Йента ( יענטע ) иногда ошибочно принимают за синоним шадчана . [24]

Шадханус гельт

[ редактировать ]

Шадханус [25] ( сваты ) — деньги ( идиш : גלט , гельт ), выплачиваемые партии/партиям. [26] кто способствовал успешному спариванию. Это брокерское вознаграждение, а не подарок, и оно не может быть оплачено из средств, предназначенных для благотворительности ( מַעֲשֵׂר maaser ). [27] Обычно его платят родители. [28] и обычно каждый платит одинаковую сумму. [29]

Бэт-Коэн

[ редактировать ]

Хотя закон Торы позволяет бат-коэну жениться на халале , новообращенном или освобожденном рабе (иврит евед мешухрар ), Мидраш и Талмуд цитируют точку зрения Йоханана бар Наппаха о том, что дочери коэна лучше всего выйти замуж за коэна. Раввин Йоханан утверждает, что в случае, если бат-коэн женится на некоэне, скорее всего, проявятся нежелательные последствия для жениха, такие как бедность или смерть жениха. Исключением из этого табу является случай, когда жених – Талмид Хачам . [30]

Медицинские аспекты

[ редактировать ]

Учитывая распространенность ряда генетических заболеваний как среди ашкенази , так и среди сефардов , несколько организаций (в первую очередь «Дор Ешорим» ) регулярно анонимно проверяют большие группы молодых людей, передавая им только номер телефона и PIN-код. Когда предлагается шиддух , кандидаты могут позвонить в организацию, ввести оба своих PIN-кода и узнать, может ли их союз привести к появлению детей с критическими отклонениями. Хотя реализация вызвала споры, с момента ее внедрения произошло резкое снижение числа детей, рожденных с болезнью Тея-Сакса и другими генетическими нарушениями. [31]

Известные шадхоним

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «В поисках семейного благословения, Квинс, Нью-Йорк» The New York Times . 11 сентября 2011. Меня подставили друзья... Это называется шиддух.
  2. ^ «Она объединяет «неудачников Хабада» » . COLlive.com . 3 апреля 2018 года. New York Times сообщает… Прежде чем совершить шиддух,… степень религиозной практики, семейное происхождение
  3. ^ Jump up to: а б с «Рав Авигдор Миллер о поиске хорошего Шиддуха» .
  4. ^ «Мы воздерживаемся от прикосновений до свадьбы».
  5. ^ «Раввин Форсайт о поиске своего зивуга - Башоу Минхаг» .
  6. ^ Jump up to: а б Они не «выходи». «Православный подсолнух» .
  7. ^ «Какова этимология хасидского термина «бшоа» для сопровождаемого квазисвидания» .
  8. ^ "Мы помирились, чтобы встретиться в доме друга.
  9. ^ Джейн Гордон Жюльен (9 ноября 2014 г.). «Призванные судьбой, как и поколения до них» . Нью-Йорк Таймс . слово... на идише для описания встречи: «башерт» или судьба.
  10. ^ Настоящее время
  11. ^ Левин, Сала (30 августа 2013 г.). «Еврейское слово: Бешерт» . Журнал «Момент» .
  12. ^ Евамот , 63б.
  13. ^ «Раздели свое море» .
  14. ^ «Зивуг» . Еврейская хроника .
  15. ^ Зоар , раввин Шимон бар Йохай
  16. ^ Исаак Лурия
  17. ^ Раши Киддушин 13а, Бедишадич (בדשדיך)
  18. ^ Маймонид , Мишне Тора , Женщины, Законы Ишута , 3:22 и Святость, Законы запрещенных отношений, 21:14
  19. ^ Джозеф Каро , Шулхан Арух , III:26:4
  20. ^ Хагахот Маймониот о Мишне Тора , Святость, объявление. лок.
  21. ^ Рема в рекламе Шулхан Аруха . лок.
  22. ^ Ниссим Жеронский. Комментарий к Альфаси Галахот , Шаббат 5б свеин мешадчин .
  23. ^ Словарь Ястрова, Шдач
  24. ^ Jump up to: а б Иоффе-Вальт, Хана (13 июня 2012 г.). «Что такое Йента?» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 7 октября 2019 г.
  25. ^ Шадханус в Галахе .
  26. ^ Иногда делятся поровну, в зависимости от ситуации. Раввин Йосеф Йешая Браун. «Шадханус Гельт» .
  27. ^ Раввин Ави Закутинский. «Расплата Шадхану (Часть 1)» . Православный союз .
  28. ^ «шадханус гельт» .
  29. ^ «Когда и как заплатить шадхану?» . 2 сентября 2017 г.
  30. ^ Ялкут Шимони к Левиту с. 738 (издание ХаМаор), Талмуд Песахим, стр. 49а
  31. ^ Лейман, Иегошуа. «Йосеф Экстайн - первопроходец в области генетики для еврейского мира и за его пределами». Личные взгляды, приложение к Хамодии, Песах 5766 г. (апрель 2006 г.), стр. 24–27.
  • Шани Стейн. «Руководство по выживанию в Шиддухиме». Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: издательство Feldheim, 1997. ISBN   1-56871-132-8 .
  • Лия Джейкобс, Шейнди Марк. «Тайны Шиддуха». Шаар Пресс, 2006. ISBN   1-4226-0220-6 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a3067d2e274cb7ff394b31f544a71145__1722139260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a3/45/a3067d2e274cb7ff394b31f544a71145.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shidduch - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)