Jump to content

Итальянский фашизм

(Перенаправлено из «Двадцать лет фашизма» )

Итальянский фашизм ( итал . fascismo italiano ), также классический фашизм и фашизм — оригинальная фашистская идеология, которую Джованни Джентиле и Бенито Муссолини разработали в Италии. Идеология ( итальянского фашизма связана с рядом политических партий, возглавляемых Муссолини: Национальной фашистской партией НФФ), которая управляла Королевством Италия с 1922 по 1943 год, и Республиканской фашистской партией (ПФР), которая управляла Итальянской социальной партией. Республика с 1943 по 1945 год. Итальянский фашизм также связан с послевоенным Итальянским общественным движением (MSI), а затем с итальянскими неофашистскими политическими организациями.

Итальянский фашизм возник из идеологических комбинаций ультранационализма и итальянского национализма , национального синдикализма и революционного национализма , а также из милитаризма итальянского ирредентизма с целью вернуть «потерянные заморские территории Италии», которые считались необходимыми для восстановления итальянской националистической гордости. [1] Italian Fascists also claimed that modern Italy was an heiress to the imperial legacy of Ancient Rome, and that there existed historical proof which supported the creation of an Imperial Fascist Italy to provide spazio vitale (vital space) for the Second Italo-Senussi War of Italian settler colonisation en route to establishing hegemonic control of the terrestrial basin of the Mediterranean Sea.[2]

Italian fascism promoted a corporatist economic system, whereby employer and employee syndicates are linked together in associations to collectively represent the nation's economic producers and work alongside the state to set national economic policy.[3] This economic system intended to resolve class conflict through collaboration between the classes.[4]

Italian fascism opposed liberalism, especially classical liberalism, which fascist leaders denounced as "the debacle of individualism".[5][6] Fascism was opposed to socialism because of the latter's frequent opposition to nationalism,[7] but it was also opposed to the reactionary conservatism developed by Joseph de Maistre.[8] It believed the success of Italian nationalism required respect for tradition and a clear sense of a shared past among the Italian people, alongside a commitment to a modernised Italy.[9]

Originally, many Italian fascists were opposed to Nazism, as fascism in Italy did not espouse Nordicism nor, initially, the antisemitism inherent in Nazi ideology; however, many fascists, in particular Mussolini himself, held racist ideas (specifically anti-Slavism[10]) that were enshrined into law as official policy over the course of fascist rule.[11] As Fascist Italy and Nazi Germany grew politically closer in the latter half of the 1930s, Italian laws and policies became explicitly antisemitic due to pressure from Nazi Germany (even though antisemitic laws were not commonly enforced in Italy),[12][13] including the passage of the Italian racial laws.[14] When the fascists were in power, they also persecuted some linguistic minorities in Italy.[15][16] In addition, the Greeks in Dodecanese and Northern Epirus, which were then under Italian occupation and influence, were persecuted.[17]

Principal beliefs

[edit]

Nationalism

[edit]
Benito Mussolini and fascist Blackshirt youth in 1935

Italian fascism is based upon Italian nationalism and in particular seeks to complete what it considers as the incomplete project of Risorgimento by incorporating Italia Irredenta (unredeemed Italy) into the state of Italy.[1][18] The National Fascist Party (PNF) founded in 1921 declared that the party was to serve as "a revolutionary militia placed at the service of the nation. It follows a policy based on three principles: order, discipline, hierarchy".[18]

It identifies modern Italy as the heir to the Roman Empire and Italy during the Renaissance and promotes the cultural identity of Romanitas (Roman-ness).[18] Italian fascism historically sought to forge a strong Italian Empire as a Third Rome, identifying ancient Rome as the First Rome and Renaissance-era Italy as the Second Rome.[18] Italian fascism has emulated ancient Rome and Mussolini in particular emulated ancient Roman leaders, such as Julius Caesar as a model for the fascists' rise to power and Augustus as a model for empire-building.[19] Italian fascism has directly promoted imperialism, such as within the Doctrine of Fascism (1932), ghostwritten by Giovanni Gentile on behalf of Mussolini:

The Fascist state is a will to power and empire. The Roman tradition is here a powerful force. According to the Doctrine of Fascism, an empire is not only a territorial or military or mercantile concept, but a spiritual and moral one. One can think of an empire, that is, a nation, which directly or indirectly guides other nations, without the need to conquer a single square kilometre of territory.

— Benito Mussolini and Giovanni Gentile, The Doctrine of Fascism (1932)

Irredentism and expansionism

[edit]
Italian ethnic regions claimed in the 1930s: * Green: Nice, Ticino and Dalmatia * Red: Malta * Violet: Corsica * Savoy and Corfu were later claimed

Fascism emphasized the need for the restoration of the Mazzinian Risorgimento tradition that followed the unification of Italy, that the fascists claimed had been left incomplete and abandoned in the Giolittian-era Italy.[20] Fascism sought the incorporation of claimed "unredeemed" territories into Italy.

To the east of Italy, the fascists claimed that Dalmatia was a land of Italian culture whose Italians (Dalmatian Italians), including those of Italianized South Slavic descent, had been driven out of Dalmatia and into exile in Italy, and supported the return of Italians of Dalmatian heritage.[21] Mussolini identified Dalmatia as having strong Italian cultural roots for centuries via the Roman Empire and the Republic of Venice.[22] The fascists especially focused their claims based on the Venetian cultural heritage of Dalmatia, claiming that Venetian rule had been beneficial for all Dalmatians and had been accepted by the Dalmatian population.[22] The fascists were outraged when in 1919, after World War I, the agreement between Italy and the Entente Allies to have Dalmatia join Italy made in the 1915 Treaty of London was revoked.[22] The fascist regime supported the annexation of Yugoslavia's region of Slovenia into Italy that already held a portion of the Slovene population, whereby Slovenia would become an Italian province,[23] resulting in a quarter of Slovene ethnic territory and approximately 327,000 out of a total population of 1.3[24] million Slovenes being subjected to forced Italianization.[25][26] The fascist regime imposed mandatory Italianization upon the German and South Slavic populations living within Italy's borders.[27] The fascist regime abolished the teaching of minority German and Slavic languages in schools, German and Slavic language newspapers were shut down and geographical and family names in areas of German or Slavic languages were to be Italianized.[27] This resulted in significant violence against South Slavs deemed to be resisting Italianization.[27] The fascist regime supported the annexation of Albania, claimed that Albanians were ethnically linked to Italians through links with the prehistoric Italiotes, Illyrian and Roman populations and that the major influence exerted by the Roman and Venetian empires over Albania justified Italy's right to possess it.[28] The fascist regime also justified the annexation of Albania on the basis thatbecause several hundred thousand people of Albanian descent had been absorbed into society in southern Italy alreadythe incorporation of Albania was a reasonable measure that would unite people of Albanian descent into one state.[29] The fascist regime endorsed Albanian irredentism, directed against the predominantly Albanian-populated Kosovo and Epirus, particularly in Chameria inhabited by a substantial number of Albanians.[30] After Italy annexed Albania in 1939, the fascist regime endorsed assimilating Albanians into Italians and colonizing Albania with Italian settlers from the Italian Peninsula to gradually transform it into an Italian land.[31] The fascist regime claimed the Ionian Islands as Italian territory on the basis that the islands had belonged to the Venetian Republic from the mid-14th until the late 18th century.[32]

To the west of Italy, the fascists claimed that the territories of Corsica, Nice and Savoy held by France were Italian lands.[33][34] During the period of Italian unification in 1860 to 1861, Prime Minister of Piedmont-Sardinia, Camillo Benso, Count of Cavour, who was leading the unification effort, faced opposition from French Emperor Napoleon III who indicated that France would oppose Italian unification unless France was given Nice and Savoy that were held by Piedmont-Sardinia, as France did not want a powerful state having control of all the passages of the Alps.[35] As a result, Piedmont-Sardinia was pressured to concede Nice and Savoy to France in exchange for France accepting the unification of Italy.[36] The fascist regime produced literature on Corsica that presented evidence of the italianità (Italianness) of the island.[37] The fascist regime produced literature on Nice that justified that Nice was an Italian land based on historic, ethnic and linguistic grounds.[37] The fascists quoted Medieval Italian scholar Petrarch who said: "The border of Italy is the Var; consequently Nice is a part of Italy".[37] The fascists quoted Italian national hero Giuseppe Garibaldi who said: "Corsica and Nice must not belong to France; there will come the day when an Italy mindful of its true worth will reclaim its provinces now so shamefully languishing under foreign domination".[37] Mussolini initially pursued promoting annexation of Corsica through political and diplomatic means, believing that Corsica could be annexed to Italy through first encouraging the existing autonomist tendencies in Corsica and then the independence of Corsica from France, that would be followed by the annexation of Corsica into Italy.[38]

To the north of Italy, the fascist regime in the 1930s had designs on the largely Italian-populated region of Ticino and the Romansch-populated region of Graubünden in Switzerland (the Romansch are a people with a Latin-based language).[39] In November 1938, Mussolini declared to the Grand Fascist Council: "We shall bring our border to the Gotthard Pass".[40] The fascist regime accused the Swiss government of oppressing the Romansch people in Graubünden.[39] Mussolini argued that Romansch was an Italian dialect and thus Graubünden should be incorporated into Italy.[41] Ticino was also claimed because the region had belonged to the Duchy of Milan from the mid-fourteenth century until 1515, as well as being inhabited by Italian speakers of Italian ethnicity.[42] Claim was also raised on the basis that areas now part of Graubünden in the Mesolcina valley and Hinterrhein were held by the Milanese Trivulzio family, who ruled from the Mesocco Castle in the late 15th century.[43] Also during the summer of 1940, Galeazzo Ciano met with Hitler and Ribbentrop and proposed to them the dissection of Switzerland along the central chain of the Western Alps, which would have left Italy also with the canton of Valais in addition to the claims raised earlier.[44]

The session of the Grand Council of 9 May 1936, where the Italian Empire was proclaimed

To the south, the regime claimed the archipelago of Malta, which had been held by the British since 1800.[45] Mussolini claimed that the Maltese language was a dialect of Italian and theories about Malta being the cradle of the Latin civilization were promoted.[45][46] Italian had been widely used in Malta in the literary, scientific and legal fields and it was one of Malta's official languages until 1937 when its status was abolished by the British as a response to Italy's invasion of Ethiopia.[47] Italian irredentists had claimed that territories on the coast of North Africa were Italy's Fourth Shore and used the historical Roman rule in North Africa as a precedent to justify the incorporation of such territories to Italian jurisdiction as being a "return" of Italy to North Africa.[48] In January 1939, Italy annexed territories in Libya that it considered within Italy's Fourth Shore, with Libya's four coastal provinces of Tripoli, Misurata, Benghazi and Derna becoming an integral part of metropolitan Italy.[49] At the same time, indigenous Libyans were given the ability to apply for "Special Italian Citizenship" which required such people to be literate in the Italian language and confined this type of citizenship to be valid in Libya only.[49] Tunisia that had been taken by France as a protectorate in 1881 had the highest concentration of Italians in North Africa and its seizure by France had been viewed as an injury to national honour in Italy at what they perceived as a "loss" of Tunisia from Italian plans to incorporate it.[50] Upon entering World War II, Italy declared its intention to seize Tunisia as well as the province of Constantine of Algeria from France.[51]

To the south, the fascist regime held an interest in expanding Italy's African colonial possessions. In the 1920s, Italy regarded Portugal as a weak country that was unbecoming of a colonial power due to its weak hold on its colonies and mismanagement of them and as such Italy desired to annexe Portugal's colonies.[52] Italy's relations with Portugal were influenced by the rise to power of the authoritarian conservative nationalist regime of Salazar, which borrowed fascist methods, though Salazar upheld Portugal's traditional alliance with Britain.[52]

Racism

[edit]
Front page of the Italian newspaper Corriere della Sera on 11 November 1938: "Le leggi per la difesa della razza approvate dal Consiglio dei ministri" (English: "The laws for the defence of race approved by the Council of Ministers"). On the same day, the Racial Laws entered into force under the Italian Fascist regime, enacting the racial discrimination and persecution of Italian Jews.[53][54]

Until Benito Mussolini's alliance with Adolf Hitler, he had always denied any antisemitism within the National Fascist Party (PNF). In the early 1920s, Mussolini wrote an article which stated that Fascism would never elevate a "Jewish Question" and that "Italy knows no antisemitism and we believe that it will never know it" and then elaborated "let us hope that Italian Jews will continue to be sensible enough so as not to give rise to antisemitism in the only country where it has never existed".[55] In 1932 during a conversation with Emil Ludwig, Mussolini described antisemitism as a "German vice" and stated: "There was 'no Jewish Question' in Italy and could not be one in a country with a healthy system of government".[56] On several occasions, Mussolini spoke positively about Jews and the Zionist movement.[57] Mussolini had initially rejected Nazi racism, especially the idea of a master race, as "arrant nonsense, stupid and idiotic".[58]

In 1929, Mussolini acknowledged the contributions of Italian Jews to Italian society, despite their minority status, and believed that Jewish culture was Mediterranean, aligning with his early Mediterraneanist perspective. He also argued that Jews were natives to Italy, after living for a long period in the Italian Peninsula.[59][60] Initially, Fascist Italy did not enact comprehensive racist policies like those policies which were enacted by its World War II Axis partner Nazi Germany. Italy's National Fascist Party leader, Benito Mussolini, expressed different views on the subject of race throughout his career. In an interview conducted in 1932 at the Palazzo di Venezia in Rome, he said "Race? It is a feeling, not a reality: ninety-five percent, at least, is a feeling. Nothing will ever make me believe that biologically pure races can be shown to exist today".[61] By 1938, however, he began to actively support racist policies in the Italian Fascist regime, as evidenced by his endorsement of the "Manifesto of Race", the seventh point of which stated that "it is time that Italians proclaim themselves to be openly racist",[62] although Mussolini said that the Manifesto was endorsed "entirely for political reasons", in deference to Nazi German wishes.[63] The "Manifesto of Race", which was published on 14 July 1938, paved the way for the enactment of the Racial Laws.[53] Leading members of the National Fascist Party (PNF), such as Dino Grandi and Italo Balbo, reportedly opposed the Racial Laws.[64] Balbo, in particular, regarded antisemitism as having nothing to do with fascism and staunchly opposed the antisemitic laws.[65] After 1938, discrimination and persecution intensified and became an increasingly important hallmark of Italian Fascist ideology and policies.[66] Nevertheless, Mussolini and the Italian military did not consistently apply the laws adopted in the Manifesto of Race.[67] In 1943, Mussolini expressed regret for the endorsement, saying that it could've been avoided.[68] After the Second Italo-Ethiopian War, the Italian Fascist government implemented strict racial segregation between white people and black people in Ethiopia.[69]

Totalitarianism

[edit]

In 1925, the PNF declared that Italy's fascist state would be totalitarian.[18] The term "totalitarian" had initially been used as a pejorative accusation by Italy's liberal opposition that denounced the fascist movement for seeking to create a total dictatorship.[18] However, the fascists responded by accepting that they were totalitarian, but presented totalitarianism from a positive viewpoint.[18] Mussolini described totalitarianism as seeking to forge an authoritarian national state that would be capable of completing Risorgimento of the Italia Irredenta, forge a powerful modern Italy and create a new kind of citizen – politically active fascist Italians.[18]

The Doctrine of Fascism (1932) described the nature of Italian fascism's totalitarianism, stating the following:

Fascism is for the only liberty which can be a serious thing, the liberty of the state and of the individual in the state. Therefore for the fascist, everything is in the state, and no human or spiritual thing exists, or has any sort of value, outside the state. In this sense fascism is totalitarian, and the fascist state which is the synthesis and unity of every value, interprets, develops and strengthens the entire life of the people.

— Benito Mussolini and Giovanni Gentile, The Doctrine of Fascism (1932)

American journalist H. R. Knickerbocker wrote in 1941: "Mussolini's Fascist state is the least terroristic of the three totalitarian states. The terror is so mild in comparison with the Soviet or Nazi varieties, that it almost fails to qualify as terroristic at all." As example he described an Italian journalist friend who refused to become a fascist. He was fired from his newspaper and put under 24-hour surveillance, but otherwise not harassed; his employment contract was settled for a lump sum and he was allowed to work for the foreign press. Knickerbocker contrasted his treatment with the inevitable torture and execution under Stalin or Hitler, and stated "you have a fair idea of the comparative mildness of the Italian kind of totalitarianism".[70]

However, since World War II historians have noted that in Italy's colonies Italian fascism displayed extreme levels of violence. The deaths of one-tenth of the population of the Italian colony of Libya occurred during the fascist era, including from the use of gassings, concentration camps, starvation and disease; and in Ethiopia during the Second Italo-Ethiopian War and afterwards by 1938 a quarter of a million Ethiopians had died.[71]

Corporatist economics

[edit]

Italian fascism promoted a corporatist economic system. The economy involved employer and employee syndicates being linked together in corporative associations to collectively represent the nation's economic producers and work alongside the state to set national economic policy.[3] Mussolini declared such economics as a "Third Alternative" to capitalism and Marxism that Italian fascism regarded as "obsolete doctrines".[72] For instance, he said in 1935 that orthodox capitalism no longer existed in the country. Preliminary plans as of 1939 intended to divide the country into 22 corporations which would send representatives to Parliament from each industry.[73]

State permission was required for almost any business activity, such as expanding a factory, merging a business, or to fire or lay off an employee. All wages were set by the government, and a minimum wage was imposed in Italy. Restrictions on labor increased. While corporations still could earn profits,[73] Italian fascism supported criminalization of strikes by employees and lockouts by employers as illegal acts it deemed as prejudicial to the national community as a whole.[74]

Age and gender roles

[edit]

The Italian fascists' political anthem was called Giovinezza (Youth).[75] Fascism identifies the physical age period of youth as a critical time for the moral development of people that will affect society.[76]

Italian fascism pursued what it called "moral hygiene" of youth, particularly regarding sexuality.[77] Fascist Italy promoted what it considered normal sexual behaviour in youth while denouncing what it considered deviant sexual behaviour.[77] It condemned pornography, most forms of birth control and contraceptive devices (with the exception of the condom), homosexuality and prostitution as deviant sexual behaviour.[77] Fascist Italy regarded the promotion of male sexual excitation before puberty as the cause of criminality amongst male youth.[77] Fascist Italy reflected the belief of most Italians that homosexuality was wrong. Instead of the traditional Catholic teaching that it was a sin, a new approach was taken, based on the contemporary psychoanalysis, that it was a social disease.[77] Fascist Italy pursued an aggressive campaign to reduce prostitution of young women.[77]

Mussolini perceived women's primary role to be childbearers while men were warriors, once saying that "war is to man what maternity is to the woman".[78][79] In an effort to increase birthrates, the Italian fascist government initiated policies designed to reduce a need for families to be dependent on a dual-income. The most evident policy to lessen female participation in the workplace was a program to encourage large families, where parents were given subsidies for a second child, and proportionally increased subsidies for a third, fourth, fifth, and sixth child.[80] Italian fascism called for women to be honoured as "reproducers of the nation" and the Italian fascist government held ritual ceremonies to honour women's role within the Italian nation.[81] In 1934, Mussolini declared that employment of women was a "major aspect of the thorny problem of unemployment" and that for women working was "incompatible with childbearing". Mussolini went on to say that the solution to unemployment for men was the "exodus of women from the work force".[82] Although the initial Fascist Manifesto contained a reference to universal suffrage, this broad opposition to feminism meant that when it granted women the right to vote in 1925 it was limited purely to voting in local elections, and only applied to a small section of the female population. Furthermore, this reform was quickly made redundant as local elections were abolished in 1926 as a part of the Exceptional Fascist Laws [it].[83][84]

Tradition

[edit]
She-wolf

Italian fascism believed that the success of Italian nationalism required a clear sense of a shared past amongst the Italian people along with a commitment to a modernized Italy.[9] In a famous speech in 1926, Mussolini called for fascist art that was "traditionalist and at the same time modern, that looks to the past and at the same time to the future".[9]

Traditional symbols of Roman civilization were utilized by the fascists, particularly the fasces that symbolized unity, authority and the exercise of power.[85] Other traditional symbols of ancient Rome used by the fascists included the she-wolf.[85] The fasces and the she-wolf symbolized the shared Roman heritage of all the regions that constituted the Italian nation.[85] In 1926, the fasces was adopted by the fascist government of Italy as a symbol of the state.[86] In that year, the fascist government attempted to have the Italian national flag redesigned to incorporate the fasces on it.[86] This attempt to incorporate the fasces on the flag was stopped by strong opposition to the proposal by Italian monarchists.[86] Afterwards, the fascist government in public ceremonies rose the national tricolour flag along with a fascist black flag.[87] Years later, and after Mussolini was forced from power by the King in 1943 only to be rescued by German forces, the Italian Social Republic founded by Mussolini and the fascists did incorporate the fasces on the state's war flag, which was a variant of the Italian tricolour national flag.

The issue of the rule of monarchy or republic in Italy was an issue that changed several times through the development of Italian fascism, as initially Italian fascism was republican and denounced the Savoy monarchy.[88] However, Mussolini tactically abandoned republicanism in 1922 and recognized that the acceptance of the monarchy was a necessary compromise to gain the support of the establishment to challenge the liberal constitutional order that also supported the monarchy.[88] King Victor Emmanuel III had become a popular ruler in the aftermath of Italy's gains after World War I and the army held close loyalty to the King, thus any idea of overthrowing the monarchy was discarded as foolhardy by the fascists at this point.[88] Importantly, fascism's recognition of monarchy provided fascism with a sense of historical continuity and legitimacy.[88] The fascists publicly identified King Victor Emmanuel II, the first King of a reunited Italy who had initiated the Risorgimento, along with other historic Italian figures such as Gaius Marius, Julius Caesar, Giuseppe Mazzini, Camillo Benso, Count of Cavour, Giuseppe Garibaldi and others, for being within a tradition of dictatorship in Italy that the fascists declared that they emulated.[89] However, this compromise with the monarchy did not yield a cordial relationship between the King and Mussolini.[88] Although Mussolini had formally accepted the monarchy, he pursued and largely achieved reducing the power of the King to that of a figurehead.[90][self-published source] The King initially held complete nominal legal authority over the military through the Statuto Albertino, but this was ended during the fascist regime when Mussolini created the position of First Marshal of the Empire in 1938, a two-person position of control over the military held by both the King and the head of government that had the effect of eliminating the King's previously exclusive legal authority over the military by giving Mussolini equal legal authority to the King over the military.[91] In the 1930s, Mussolini became aggravated by the monarchy's continued existence due to envy of the fact that his counterpart in Germany Adolf Hitler was both head of state and head of government of a republic; and Mussolini in private denounced the monarchy and indicated that he had plans to dismantle the monarchy and create a republic with himself as head of state of Italy upon an Italian success in the then-anticipated major war about to erupt in Europe.[88]

After being removed from office and placed under arrest by the King in 1943, with the Kingdom of Italy's new non-fascist government switching sides from the Axis to the Allies, Italian fascism returned to republicanism and condemnation of the monarchy.[92] On 18 September 1943, Mussolini made his first public address to the Italian people since his rescue from arrest by allied German forces, in which he commended the loyalty of Hitler as an ally while condemning King Victor Emmanuel III of the Kingdom of Italy for betraying Italian fascism.[92] On the topic of the monarchy removing him from power and dismantling the fascist regime, Mussolini stated: "It is not the regime that has betrayed the monarchy, it is the monarchy that has betrayed the regime" and that "When a monarchy fails in its duties, it loses every reason for being. ... The state we want to establish will be national and social in the highest sense of the word; that is, it will be fascist, thus returning to our origins".[92] The fascists at this point did not denounce the House of Savoy in the entirety of its history and credited Victor Emmanuel II for his rejection of "scornfully dishonourable pacts" and denounced Victor Emmanuel III for betraying Victor Emmanuel II by entering a dishonourable pact with the Allies.[93]

The relationship between Italian fascism and the Catholic Church was mixed, as originally the fascists were highly anti-clerical and hostile to Catholicism, though from the mid to late 1920s anti-clericalism lost ground in the movement as Mussolini in power sought to seek accord with the Church as the Church held major influence in Italian society with most Italians being Catholic.[94] In 1929, the Italian government signed the Lateran Treaty with the Holy See, a concordat between Italy and the Catholic Church that allowed for the creation of a small enclave known as Vatican City as a sovereign state representing the papacy. This ended years of perceived alienation between the Church and the Italian government after Italy annexed the Papal States in 1870. Italian fascism justified its adoption of antisemitic laws in 1938 by claiming that Italy was fulfilling the Christian religious mandate of the Catholic Church that had been initiated by Pope Innocent III in the Fourth Lateran Council of 1215, whereby the Pope issued strict regulation of the life of Jews in Christian lands. Jews were prohibited from holding any public office that would give them power over Christians and Jews were required to wear distinctive clothing to distinguish them from Christians.[95]

Doctrine

[edit]
Giovanni Gentile, philosophic father of Italian fascism. He was a ghostwriter of The Doctrine of Fascism and the writer of Manifesto of the Fascist Intellectuals

The Doctrine of Fascism (La dottrina del fascismo, 1932) by the actualist philosopher Giovanni Gentile is the official formulation of Italian fascism, published under Benito Mussolini's name in 1933.[96] Gentile was intellectually influenced by Hegel, Plato, Benedetto Croce and Giambattista Vico, thus his actual idealism philosophy was the basis for fascism.[96] Hence, the Doctrine's Weltanschauung proposes the world as action in the realm of humanity – beyond the quotidian constrictions of contemporary political trend, by rejecting "perpetual peace" as fantastical and accepting Man as a species continually at war; those who meet the challenge, achieve nobility.[96] To wit, actual idealism generally accepted that conquerors were the men of historical consequence, e.g. the Roman Julius Caesar, the Greek Alexander the Great, the Frank Charlemagne and the French Napoleon. The philosopher–intellectual Gentile was especially inspired by the Roman Empire (27 BC – AD 476, 1453), from whence derives fascism:[96]

The Fascist accepts and loves life; he rejects and despises suicide as cowardly. Life as he understands it means duty, elevation, conquest; life must be lofty and full, it must be lived for oneself but above all for others, both near bye and far off, present and future.

— Giovanni Gentile and Benito Mussolini, The Doctrine of Fascism, 1933[97]

In 1925, Mussolini assumed the title Duce (Leader), derived from the Latin dux (leader), a Roman Republic military-command title. Moreover, although fascist Italy (1922–1943) is historically considered an authoritarian–totalitarian dictatorship, it retained the original "liberal democratic" government façade: the Grand Council of Fascism remained active as administrators; and King Victor Emmanuel III of Italy could—at the risk of his crown—dismiss Mussolini as Italian Prime Minister as in the event he did.[98]

Gentile defined fascism as an anti-intellectual doctrine, epistemologically based on faith rather than reason. Fascist mysticism emphasized the importance of political myths, which were true not as empirical facts, but as "metareality".[99] Fascist art, architecture and symbols constituted a process which converted Fascism into a sort of a civil religion or political religion.[99] La dottrina del fascismo states that fascism is a "religious conception of life" and forms a "spiritual community" in contrast to bourgeois materialism.[99] The slogan Credere Obbedire Combattere ("Believe, Obey, Fight") reflects the importance of political faith in fascism.[99]

Emblem of the National Fascist Party

According to historian Zeev Sternhell, "most syndicalist leaders were among the founders of the fascist movement", who in later years gained key posts in Mussolini's regime.[100] Mussolini expressed great admiration for the ideas of Georges Sorel,[101] who he claimed was instrumental in birthing the core principles of Italian fascism.[102] J. L. Talmon argued that fascism billed itself "not only as an alternative, but also as the heir to socialism".[103]

La dottrina del fascismo proposed an Italy of greater living standards under a one-party fascist system than under the multi-party liberal democratic government of 1920.[104] As the leader of the National Fascist Party (PNF, Partito Nazionale Fascista), Mussolini said that democracy is "beautiful in theory; in practice, it is a fallacy" and spoke of celebrating the burial of the "putrid corpse of liberty".[104][105] In 1923, to give Deputy Mussolini control of the pluralist parliamentary government of the Kingdom of Italy (1861–1946), an economist, the Baron Giacomo Acerbo, proposed—and the Italian Parliament approved—the Acerbo Law, changing the electoral system from proportional representation to majority representation. The party who received the most votes (provided they possessed at least 25 percent of cast votes) won two-thirds of the parliament; the remaining third was proportionately shared among the other parties, thus the fascist manipulation of liberal democratic law that rendered Italy a one-party state.

In 1924, the PNF won the election with 65 percent of the votes,[106] yet the United Socialist Party refused to accept such a defeat—especially Deputy Giacomo Matteotti, who on 30 May 1924 in Parliament formally accused the PNF of electoral fraud and reiterated his denunciations of PNF Blackshirt political violence and was publishing The Fascisti Exposed: A Year of Fascist Domination, a book substantiating his accusations.[106][107] Consequently, on 10 June 1924, the Ceka[108] (ostensibly a party secret police, modelled on the Soviet Cheka) assassinated Matteotti and of the five men arrested, Amerigo Dumini, also known as Sicario del Duce (The Leader's Assassin), was sentenced to five years' imprisonment, but served only eleven months and was freed under amnesty from King Victor Emmanuel III. Moreover, when the King supported Prime Minister Mussolini the socialists quit Parliament in protest, leaving the fascists to govern unopposed.[109] In that time, assassination was not yet the modus operandi norm and the Italian fascist Duce usually disposed of opponents in the Imperial Roman way: political arrest punished with island banishment.[110]

Conditions precipitating fascism

[edit]

Nationalist discontent

[edit]
Territories promised to Italy by the Treaty of London (1915), i.e. Trentino-Alto Adige, the Julian March and Dalmatia (tan), and the Snežnik Plateau area (green). Dalmatia, after the WWI, however, was not assigned to Italy but to Yugoslavia

After World War I (1914–1918), despite the Kingdom of Italy (1861–1946) being a full-partner Allied Power against the Central Powers, Italian nationalism claimed Italy was cheated in the Treaty of Saint-Germain-en-Laye (1919), thus the Allies had impeded Italy's progress to becoming a "Great Power".[109] Thenceforth, the PNF successfully exploited that "slight" to Italian nationalism in presenting fascism as best-suited for governing the country by successfully claiming that democracy, socialism and liberalism were failed systems. The PNF assumed Italian government in 1922, consequent to the fascist Leader Mussolini's oratory and Blackshirt paramilitary political violence.

At the Paris Peace Conference in 1919, the Allies compelled the Kingdom of Italy to yield to Yugoslavia the Croatian seaport of Fiume (Rijeka), a mostly Italian city of little nationalist significance, until early 1919. Moreover, elsewhere Italy was then excluded from the wartime secret Treaty of London (1915) it had concorded with the Triple Entente;[111] wherein Italy was to leave the Triple Alliance and join the enemy by declaring war against the German Empire and Austria-Hungary in exchange for territories at war's end, upon which the Kingdom of Italy held claims (see Italia irredenta).

In September 1919, the nationalist response of outraged war hero Gabriele D'Annunzio was declaring the establishment of the Italian Regency of Carnaro.[112] To his independent Italian state, he installed himself as the Regent Duce and promulgated the Carta del Carnaro (Charter of Carnaro, 8 September 1920), a politically syncretic constitutional amalgamation of right-wing and left-wing anarchist, proto-fascist and democratic republican politics, which much influenced the politico-philosophic development of early Italian fascism. Consequent to the Treaty of Rapallo (1920), the metropolitan Italian military deposed the Regency of Duce D'Annunzio on Christmas 1920. In the development of the fascist model of government, D'Annunzio was a nationalist and not a fascist, whose legacy of political–praxis ("Politics as Theatre") was stylistic (ceremony, uniform, harangue and chanting) and not substantive, which Italian Fascism artfully developed as a government model.[112][113]

В то же время Муссолини и многие из его революционных сторонников-синдикалистов тяготели к определенной форме революционного национализма в попытке «отождествить «общность» человека не с классом, а с нацией». [114] According to A. James Gregor, Mussolini came to believe that "Fascism was the only form of 'socialism' appropriate to the proletarian nations of the twentieth century" while he was in the process of shifting his views from socialism to nationalism.[115] Enrico Corradini, one of the early influences on Mussolini's thought and later a member of his administration, championed the concept of proletarian nationalism, writing about Italy in 1910: "We are the proletarian people in respect to the rest of the world. Nationalism is our socialism".[116] Муссолини стал использовать аналогичную формулировку, например, называя фашистскую Италию во время Второй мировой войны «пролетарскими нациями, восставшими против плутократов». [117]

Трудовые волнения

[ редактировать ]
Социологическое исследование насилия в Италии (1919–1922 гг.) посредством интеллектуального анализа текста (ширина стрелки пропорциональна количеству насильственных действий между социальными группами; щелкните большое анимированное изображение GIF, чтобы увидеть эволюцию)

итальянского фашизма Учитывая прагматическое политическое объединение левой правой и социально-экономической политики , недовольные рабочие и крестьяне оказались обильным источником народной политической власти, особенно из-за крестьянской оппозиции социалистическому сельскохозяйственному коллективизму. Вооруженный таким образом, бывший социалист Бенито Муссолини ораторски вдохновлял и мобилизовал страну и рабочий класс: «Мы объявляем войну социализму не потому, что он социалистический, а потому, что он выступает против национализма». Более того, для финансирования избирательной кампании в период 1920–1921 годов Национально-фашистская партия также обхаживала промышленников и (исторически феодальных) землевладельцев, апеллируя к их страхам перед левой социалистической и большевистской рабочей политикой, а также городскими и сельскими забастовками. Фашисты обещали хороший деловой климат с экономически эффективной рабочей силой, заработной платой и политической стабильностью; и фашистская партия была на пути к власти.

Историк Чарльз Ф. Делцелл сообщает: «Поначалу фашистская Революционная партия была сосредоточена в Милане и нескольких других городах. Они укрепляли свои позиции довольно медленно, между 1919 и 1920 годами; Промышленники начали оказывать финансовую поддержку Муссолини после того, как он переименовал свою партию и отказался от прежней поддержки Ленина и русской революции. Более того, к концу 1920 г. фашизм начал распространяться в сельской местности, заручившись поддержкой крупных землевладельцев, особенно в районе между Болоньей и Феррарой, традиционном оплоте левых и месте частого насилия со стороны социалистических и католических организаторов сельскохозяйственных рабочих в этом регионе, Венеции. Джулия, Тоскана и даже далекая Апулия вскоре подверглись нападению отрядов чернорубашечников -фашистов, вооруженных касторовым маслом, дубинками и более смертоносным оружием . начались ночные экспедиции по сожжению штабов социалистов и католиков. В это время фашистские отряды Муссолини также совершали жестокие нападения на церковь, в ходе которых «несколько священников были убиты, а церкви сожжены фашистами». [118]


Фашизм наделен полномочиями

[ редактировать ]

Использование Италией смелых элитных ударных войск , известных как Ардити , начиная с 1917 года, оказало важное влияние на фашизм. [119] Ардити были солдатами , специально подготовленными к жизни в условиях насилия и носившими уникальную форму черных рубашек и фески . [119] В ноябре 1918 года Ардити Ассоциацию фр гли сформировали национальную организацию — Ардити д'Италия , в которой к середине 1919 года насчитывалось около двадцати тысяч молодых людей. [119] Муссолини обратился к Ардити , и фашистские отряды , созданные после войны, были основаны на Ардити . [119]

Первая мировая война раздула экономику Италии большими долгами, безработицей (усугубленной тысячами демобилизованных солдат), социальным недовольством, выражающимся в забастовках, организованной преступностью. [109] и анархистские , социалистические и коммунистические восстания. [120] Когда избранное правительство Итальянской либеральной партии не смогло контролировать Италию, фашистский лидер Муссолини взял дело в свои руки, борясь с этими проблемами с помощью чернорубашечников , военизированных отрядов ветеранов Первой мировой войны и бывших социалистов, когда такие премьер-министры, как Джованни Джолитти, позволили фашистам захватить власть. закон в руках. [121] Насилие между социалистами и в основном самоорганизованными отрядами ополчения, особенно в сельской местности, возросло настолько резко, что Муссолини был вынужден объявить перемирие, чтобы добиться «примирения с социалистами». [122] Подписанный в начале августа 1921 года Муссолини и Итальянская социалистическая партия (PSI) согласились на Пакт об умиротворении , который был немедленно осужден большинством лидеров рас в отряде . Мирный пакт был официально денонсирован на Третьем фашистском конгрессе 7–10 ноября 1921 года.

Либеральное правительство предпочло бы фашистское классовое сотрудничество Коммунистической Италии, партии классовому конфликту если бы они взяли на себя управление, как это сделали Владимира Ленина во большевики время недавней русской революции 1917 года. [121] хотя Муссолини изначально восхвалял Октябрьскую революцию Ленина [123] и публично называл себя в 1919 году «Лениным Италии». [124]

В «Манифесте фашистской борьбы» (июнь 1919) ПФР изложены политико-философские положения фашизма. Авторами манифеста выступили национальный синдикалист Альцест Де Амбрис и футуристского лидер движения Филиппо Томмазо Маринетти . [125] Манифест был разделен на четыре раздела, описывающих цели движения в политической, социальной, военной и финансовой областях. [126]

Муссолини и марш фашистских военизированных чернорубашечников на Рим в октябре 1922 года.

К началу 1920-х годов народная поддержка борьбы фашистского движения с большевизмом составляла около 250 000 человек. В 1921 году фашисты превратились в ПНФ и добились политической легитимности, когда Муссолини был избран в Палату депутатов в 1922 году. [109] Хотя Либеральная партия сохранила власть, правящие премьер-министры оказались эфемерными, особенно правительство пятого премьер-министра Луиджи Факта , правительство которого оказалось колеблющимся. [109]

Чтобы свергнуть слабую парламентскую демократию , депутат Муссолини (при поддержке военных, бизнеса и либеральных правых) начал марш PNF в Риме (27–31 октября 1922 г.), государственный переворот , чтобы свергнуть премьер-министра Луиджи Факта и взять на себя управление Италией. восстановить националистическую гордость, перезапустить экономику, повысить производительность за счет контроля над трудом, устранить контроль над экономическим бизнесом и навести закон и порядок . [109] 28 октября, когда произошел «Марш», король Виктор Эммануил III отказался от поддержки премьер-министра Факта и назначил лидера ПНФ Бенито Муссолини шестым премьер-министром Италии.

Марш на Рим стал парадом победы: фашисты считали свой успех революционным и традиционалистским . [127] [128]

Экономика

[ редактировать ]
голландского Fiat 1939 года. Реклама

До 1925 года, когда либеральный экономист Альберто де Стефани , хотя и бывший член сквадристи , был отстранен от поста министра экономики (1922–1925), коалиционное правительство Италии смогло перезапустить экономику и сбалансировать национальный бюджет. Стефани разработала экономическую политику, которая соответствовала принципам классического либерализма, поскольку налоги на наследство , роскошь и иностранный капитал ; были отменены [129] и страхование жизни (1923) [130] государственные монополии связи были приватизированы и так далее. В эпоху коалиционного правительства Италии политика поддержки бизнеса, очевидно, не противоречила государственному финансированию банков и промышленности. Политолог Франклин Хью Адлер назвал этот период коалиции между назначением Муссолини премьер-министром 31 октября 1922 года и его диктатурой 1925 года как «либерально-фашизм, гибридный, нестабильный и переходный тип режима, при котором формальная организационно-правовая основа либеральной режим был законсервирован», что по-прежнему допускало плюрализм, состязательные выборы, свободу прессы и право профсоюзов на забастовку. [131] Лидеры Либеральной партии и промышленники думали, что они смогут нейтрализовать Муссолини, сделав его главой коалиционного правительства, тогда как, как заметил Луиджи Альбертини , «он будет гораздо более подвержен влиянию». [132]

Одним из первых действий премьер-министра Муссолини было финансирование Джио на сумму 400 миллионов лир. Ansaldo & C. , одна из важнейших инжиниринговых компаний страны. После дефляционного кризиса 1926 года такие банки, как Banco di Roma (Банк Рима), Banco di Napoli (Банк Неаполя) и Banco di Sicilia (Банк Сицилии), также финансировались государством. [133] В 1924 году частное предприятие учредило Unione Radiofonica Italiana (URI) как часть компании Маркони , которой итальянское фашистское правительство предоставило официальную монополию на радиовещание. После разгрома фашизма в 1944 году URI стала Radio Audizioni Italiane была переименована в RAI — Radiotelevisione Italiana (RAI), а с появлением телевидения в 1954 году .

Открытие Литтории в 1932 году.

Учитывая преимущественно сельский характер итальянской экономики того периода, сельское хозяйство было жизненно важно для фашистской экономической политики и пропаганды. Чтобы усилить внутреннее итальянское производство зерна, фашистское правительство в 1925 году провело протекционистскую политику, которая в конечном итоге потерпела неудачу (см. « Битва за зерно »).

С 1926 года после Пакта Дворца Видони и Синдикальных законов бизнес и труд были организованы в 12 отдельных ассоциаций, объявивших вне закона или объединивших все остальные. Эти организации заключали трудовые договоры от имени всех своих членов, при этом государство выступало в качестве арбитра. Государство имело тенденцию отдавать предпочтение крупной промышленности перед мелкой промышленностью, торговлей, банковским делом, сельским хозяйством, трудом и транспортом, хотя официально каждый сектор имел равное представительство. [134] Практика ценообразования, производства и распределения контролировалась ассоциациями работодателей, а не отдельными фирмами и трудовыми синдикатами, заключавшими коллективные трудовые договоры, обязательные для всех фирм в конкретном секторе. Обеспечение исполнения контрактов было трудным, а большая бюрократия задерживала разрешение трудовых споров. [135]

После 1929 года фашистский режим противостоял Великой депрессии масштабными программами общественных работ , такими как осушение Понтийских болот , развитие гидроэнергетики , улучшение железных дорог и перевооружение. [136] В 1933 году был создан Istituto per la Ricostruzione Industriale (IRI – Институт промышленной реконструкции) для субсидирования обанкротившихся компаний, который вскоре контролировал важные части национальной экономики через компании, связанные с государством , в том числе Alfa Romeo . итальянской экономики Валовой национальный продукт увеличился на 2 процента; было увеличено производство автомобилей, особенно автомобильной компании Fiat ; [137] авиационная промышленность . развивалась [109] Особенно после санкций Лиги Наций в 1936 году против итальянского вторжения в Эфиопию, Муссолини решительно выступал за аграризм и автаркию как часть своих экономических «битв» за землю , лиру и зерно . Будучи премьер-министром, Муссолини физически участвовал вместе с рабочими в выполнении работ; Наследие Габриэле Д'Аннунцио «политика как театр» породило великолепные пропагандистские образы Иль Дуче как «Человека из народа». [138] [139]

Через год после создания ИРИ Муссолини хвастался перед своей Палатой депутатов: «Три четверти итальянской экономики, промышленной и сельскохозяйственной, находятся в руках государства». [140] [141] Поскольку Италия продолжала национализировать свою экономику, IRI «стала владельцем не только трех важнейших итальянских банков, которые были явно слишком велики, чтобы обанкротиться, но и львиной доли итальянской промышленности». [142] В этот период Муссолини отождествлял свою экономическую политику с «государственным капитализмом» и «государственным социализмом», который позже был описан как «экономический дирижизм», экономическая система, в которой государство имеет право направлять экономическое производство и распределение ресурсов. [143] К 1939 году фашистская Италия достигла самого высокого уровня государственной собственности в экономике в мире, за исключением Советского Союза. [144] где итальянское государство «контролировало более четырех пятых итальянского судоходства и судостроения, три четверти производства чугуна и почти половину производства стали». [145]

Римский вопрос был решен с территорией города-государства Ватикан в 1929 году (см. Латеранский договор ).

Отношения с католической церковью

[ редактировать ]

В 19 веке силы Рисорджименто (1815–1871) завоевали Рим и отобрали его у папства , которое отныне считало себя узником Ватикана . В феврале 1929 года, будучи главой итальянского правительства, Муссолини завершил неразрешенный церковно-государственный конфликт римского вопроса ( La Questione romana ) Латеранским договором между Королевством Италия и Святым Престолом , основав Ватикан микрогосударство в Риме. После ратификации Латеранского договора папство признало государство Италия в обмен на дипломатическое признание Ватикана. [146] территориальные компенсации, введение религиозного образования во всех государственных школах Италии. [104] [147] и 50 миллионов фунтов стерлингов , которые были переведены из акций итальянского банка в швейцарскую компанию Profima SA. Британские записи военного времени из Национального архива в Кью также подтвердили, что Profima SA является компанией Ватикана, которую во время Второй мировой войны обвиняли в «деятельности, противоречащей интересам союзников». Кембриджский историк Джон Ф. Поллард написал в своей книге, что это финансовое урегулирование гарантировало, что «папство [...] никогда больше не будет бедным». [148]

Вскоре после подписания Латеранского договора Муссолини был почти «отлучен от церкви» из-за своей «непреодолимой» решимости помешать Ватикану получить контроль над образованием. [149] В ответ Папа протестовал против «языческого поклонения государству» Муссолини и введения «исключительной клятвы послушания», которая обязывала всех поддерживать фашизм. [149] Однажды заявив в юности, что «религия — это разновидность психического заболевания», [150] Муссолини «хотел, чтобы Папа пользовался большим благосклонностью», но в то же время «никому не подчинялся». [149] Вдова Муссолини засвидетельствовала в своей книге 1974 года, что ее муж был «в основном нерелигиозен до последних лет своей жизни». [151]

Влияние за пределами Италии

[ редактировать ]

Модель фашистского правительства имела большое влияние за пределами Италии. период , длившийся двадцать один год В межвоенный , многие политологи и философы искали идеологического вдохновения в Италии. Установление Муссолини закона и порядка в Италии и ее обществе было высоко оценено Уинстоном Черчиллем . [152] Зигмунд Фрейд , [153] Джордж Бернард Шоу [154] и Томас Эдисон [155] как фашистское правительство боролось с организованной преступностью и сицилийской мафией . [156]

Итальянский фашизм был скопирован Адольфа Гитлера , нацистской партией Русской фашистской организацией , Румынским национальным фашистским движением ( Национальная румынская фасция , Национальное итало-румынское культурное и экономическое движение ), а голландские фашисты основывались на Verbond van Actualisten журнале . Х. А. Синклер де Рошмон и Альфред Хейтон . Саммаринская фашистская партия создала раннее фашистское правительство в Сан-Марино , и их политико-философской основой по существу был итальянский фашизм. В Югославия Королевстве Милан Стоядинович основал свой Югославский радикальный союз . Они носили зеленые рубашки и шапки- шайкачи и использовали римское приветствие . Стоядинович также принял титул Води . В Швейцарии пронацистский полковник Артур Фоньяллаз из Национального фронта стал ярым поклонником Муссолини после посещения Италии в 1932 году и выступал за итальянскую аннексию Швейцарии, одновременно получая фашистскую иностранную помощь. [157] Страна была местом проведения двух итальянских политико-культурных мероприятий: Международного центра фашистских исследований (CINEF — Centre International d'Études Fascistes ) и конгресса 1934 года Комитета действий за универсальность Рима (CAUR — Comitato d'Azione della Università). де Рома ). [158] В Испании писатель Эрнесто Хименес Кабальеро в книге «Genio de España» ( «Гений Испании» , 1932) призвал к итальянской аннексии Испании под руководством Муссолини, возглавляющего международную Латинско-римско-католическую империю. Затем он стал тесно связан с фалангизмом , что привело к отказу от аннексии Испании к Италии. [159]

Итальянские фашистские интеллектуалы

[ редактировать ]

Итальянские фашистские лозунги

[ редактировать ]
«Мы мечтаем о римской Италии» — один из многих фашистских лозунгов.
  • Me ne frego («Мне плевать!»), девиз итальянских фашистов . [160]
  • Книга и мушкет , идеальный фашист.
  • Все в Государстве, ничего вне Государства, ничего против Государства . [161]
  • Верьте, подчиняйтесь, боритесь («Верьте, подчиняйтесь, боритесь»). [162]
  • Тот, кто колеблется, потерян («Тот, кто колеблется, потерян»).
  • Если я пойду вперед, следуйте за мной; если я отступлю, убей меня; если я умру, отомсти за меня («Если я наступлю, следуй за мной. Если я отступлю, убей меня. Если я умру, отомсти за меня»). Одолжен французским генералом-роялистом Анри де ла Рошжакленом .
  • Viva il Duce («Да здравствует вождь»).
  • Война для мужчины так же важна, как материнство для женщины . [163]
  • Боя чи молла («Кто сдается, тот жулик»); первое значение слова «боя» — «палач, палач», но в данном контексте оно означает «негодяй, негодяй, негодяй, негодяй, негодяй, подлец», а также может использоваться как восклицание сильного раздражения или разочарования или как восклицание сильного раздражения или разочарования. прилагательное в уничижительно-превосходной степени (например, tempo boia , «ужасная погода»). [164]
  • Много врагов , много чести. [165]
  • Плуг рисует борозду, но меч защищает ее («Плуг борозду режет, а меч ее защищает»).
  • Dux mea lux («Лидер — мой свет»), латинская фраза.
  • Дуче, а ной («Дуче, нам»). [166]
  • Муссолини всегда прав («Муссолини всегда прав»). [167]
  • Vincere, e vinceremo («Победить, и мы победим!»).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Аристотель А. Каллис. Фашистская идеология: территория и экспансионизм в Италии и Германии, 1922–1945 гг . Лондон; Нью-Йорк: Рутледж, 2000, с. 41. ISBN   9780415216128
  2. ^ Аристотель А. Каллис. Фашистская идеология: территория и экспансионизм в Италии и Германии, 1922–1945 гг . Лондон; Нью-Йорк: Рутледж, 2000. с. 50. ISBN   9780415216128
  3. ^ Перейти обратно: а б Эндрю Винсент. Современные политические идеологии . Третье издание. Молден, Массачусетс; Оксфорд, Англия: Blackwell Publishers Ltd., 2009. с. 160. ISBN   978-1405154956
  4. ^ Джон Уиттэм. Фашистская Италия . Манчестер; Нью-Йорк: Издательство Манчестерского университета, 1995. с. 160. ISBN   978-0719040047
  5. Джим Пауэлл, «Секреты экономического лидерства Бенито Муссолини», Forbes , 22 февраля 2012 г.
  6. ^ Ойген Вебер. Западная традиция: от эпохи Возрождения до наших дней . Хит, 1972. с. 791. ISBN   978-0669811414
  7. ^ Станислао Г. Пульезе. Фашизм, антифашизм и сопротивление в Италии: с 1919 года по настоящее время . Оксфорд: Rowman & Littlefield Publishers, Inc., 2004. стр. 43–44. ISBN   978-0742531222
  8. ^ Стэнли Дж. Пейн. История фашизма, 1914–45 . Мэдисон: Университет Висконсина, 1995. с. 214. ISBN   0299148742
  9. ^ Перейти обратно: а б с Клаудия Лаззаро, Роджер Дж. Крам. «Создание видимой фашистской нации: стратегии объединения прошлого и настоящего», Клаудия Лаззаро, «Донателло среди чернорубашечников: история и современность в визуальной культуре фашистской Италии» . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 2005. стр. 13. ISBN   978-0801489211
  10. ^ Сестани, Армандо, изд. (10 февраля 2012 г.). «Il conline orientale: una terra, molti esodi» [Восточная граница: одна земля, множественные исходы]. I profugi istriani, dalmati e fiumani a Lucca [ Беженцы из Истрии, Далмации и Риеки в Лукке ] (PDF) (на итальянском языке). Институт истории сопротивления и современной эпохи в провинции Лукка. стр. 12–13. Имея дело с такой расой, как славянская, — низшей и варварской, — мы должны проводить политику не пряника, а кнута. Нам не следует бояться новых жертв. Итальянская граница должна проходить через перевал Бреннер, Монте-Невозо и Динарские Альпы. Я бы сказал, что мы легко можем принести в жертву 500 000 варварских славян за 50 000 итальянцев. [ постоянная мертвая ссылка ]
  11. ^ Баррера, Джулия (2003). «Колониальные расовые законы Муссолини и отношения между государствами и поселенцами в Восточной Итальянской Африке (1935–41)». Журнал современных итальянских исследований . 8 (3): 425–443. дои : 10.1080/09585170320000113770 . S2CID   145516332 .
  12. ^ Джузеппе Ачерби (2011). Итальянские антиеврейские и расовые законы и класс юристов . Издательство Джуффре. стр. 33–. ISBN  978-88-14-15571-0 . Проверено 9 августа 2013 г.
  13. ^ Ричард С. Леви (1 января 2005 г.). Антисемитизм: Историческая энциклопедия предрассудков и преследований . АВС-КЛИО. стр. 585–. ISBN  978-1-85109-439-4 . Проверено 12 августа 2013 г.
  14. ^ Олиндо Де Наполи (2012). «Происхождение расистских законов при фашизме. Проблема историографии». Журнал современных итальянских исследований . 17 (1): 106–122. дои : 10.1080/1354571X.2012.628112 . S2CID   216113682 .
  15. ^ «Международная группа по правам меньшинств - Италия - грекоговорящие». Архивировано 9 января 2019 года в Wayback Machine .
  16. ^ Джепсон, Аллан; Кларк, Алан (2015). Управление и развитие сообществ, фестивалей и мероприятий . АААА. п. 137. ИСБН  978-1137508539 . Архивировано из оригинала 14 января 2019 года . Проверено 13 января 2019 г.
  17. ^ Дипломатические документы, касающиеся агрессии Италии против Греции; Белая книга Греции . Американский совет по связям с общественностью. 1943. стр. 5–8.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Теренс Болл, Ричард Беллами. Кембриджская история политической мысли двадцатого века . Издательство Кембриджского университета, стр. 133. ISBN   978-0521691628
  19. ^ Клаудия Лаззаро, Роджер Дж. Крам. «Август, Муссолини и параллельные образы империи» Энн Томас Уилкинс, « Донателло среди чернорубашечников: история и современность в визуальной культуре фашистской Италии» . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 2005. стр. 53. ISBN   978-0801489211
  20. ^ Фабио Фернандо Ризи, Бенедетто Кроче и итальянский фашизм . Университет Торонто Press, 2003. стр. 249. ISBN   9780802037626
  21. ^ Йозо Томасевич. Война и революция в Югославии 1941–1945: оккупация и сотрудничество . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, 2001. с. 131. ISBN   978-0804736152
  22. ^ Перейти обратно: а б с Ларри Вольф. Венеция и славяне: открытие Далмации в эпоху Просвещения . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. 2002, с. 355. ISBN   978-0804739467
  23. ^ Аллан Р. Миллетт, Уильямсон Мюррей. Военная эффективность, Том 2 . Новое издание. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2010. с. 184. ISBN   978-0521737500
  24. ^ Липущек, У. (2012) Sacro egoismo: словенцы в когтях секретного Лондонского пакта 1915 года , Cankarjeva založba, Любляна. ISBN   978-9612318710
  25. ^ Крешиани, Джанфранко (2004) Столкновение цивилизаций. Архивировано 6 мая 2020 года в Wayback Machine , Журнал итальянского исторического общества, Том. 12, № 2, с. 4
  26. ^ Хен, Пол Н. (2005). Десятилетие низкой нечестности: великие державы, Восточная Европа и экономические истоки Второй мировой войны, 1930–1941 гг . Международная издательская группа «Континуум». стр. 44–45. ISBN  0826417612 .
  27. ^ Перейти обратно: а б с Джон Ф. Поллард. Ватикан и итальянский фашизм, 1929–32: исследование конфликта . Издательство Кембриджского университета, 1985, 2005. с. 92. ISBN   978-0521023665
  28. ^ Родоньо, Давиде (2006). Европейская империя фашизма: итальянская оккупация во время Второй мировой войны . Издательство Кембриджского университета. п. 106. ИСБН  0521845157 .
  29. ^ Оуэн Пирсон. Албания в двадцатом веке: история , Том 3. Лондон; Нью-Йорк: IB Taurus Publishers, 2004. с. 389. [ISBN не указан]
  30. ^ Бернд Юрген Фишер . Албания в войне, 1939–1945 гг . Вест-Лафайет, Индиана: издательство Purdue University Press, 1999. стр. 70-73. ISBN   978-1557531414
  31. ^ Лемкин, Рафаэль; Власть, Саманта (2008). Правление Оси в оккупированной Европе . The Lawbook Exchange, Ltd., стр. 99–107. ISBN  978-1584779018 . Архивировано из оригинала 2 мая 2016 года . Проверено 14 августа 2015 г.
  32. ^ Родоньо 2006, с. 84
  33. ^ Аристотель А. Каллис. Фашистская идеология: экспансионизм в Италии и Германии 1922–1945 гг . Лондон; Нью-Йорк: Рутледж, 2000. с. 118. ISBN   978-0415216111
  34. ^ МакГрегор Нокс, Муссолини на свободе, 1939–1941: Политика и стратегия в последней войне фашистской Италии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1986, 1999. с. 38. ISBN   978-0521338356
  35. ^ Адда Брюммер Бозман. «Региональные конфликты вокруг Женевы: исследование происхождения, природы и последствий нейтрализованной зоны Савойи и безтаможенных зон Гекса и Верхней Савойи». п. 196.
  36. ^ Адда Брюммер Бозман. «Региональные конфликты вокруг Женевы: исследование происхождения, природы и последствий нейтрализованной зоны Савойи и безтаможенных зон Гекса и Верхней Савойи». Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, 1949. с. 196.
  37. ^ Перейти обратно: а б с д Давиде Родоньо. Европейская империя фашизма: итальянская оккупация во время Второй мировой войны . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2006. с. 88. ISBN   978-0521845151
  38. ^ Джон Гуч. Муссолини и его генералы: Вооруженные силы и фашистская внешняя политика, 1922–1940 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2007. с. 452. ISBN   978-0521856027
  39. ^ Перейти обратно: а б Джон Ф.Л. Росс. Нейтралитет и международные санкции: Швеция, Швейцария и коллективная безопасность . ABC-CLIO, 1989. с. 91. [ISBN не указан]
  40. ^ Аурелио Гароббио. Разговор с дуче . 1998. Мурсия, с. xvi. ISBN   978-8842524229
  41. ^ Карл Скутч. Энциклопедия меньшинств мира, Том 3 . Лондон: Рутледж, 2005. с. 1027. ISBN   978-1579583927
  42. ^ Фердинандо Креспи. Неискупленный Тичино: спорная граница: от культурной битвы при Адуле до планов вторжения , Ф. Анджели, 2004, с. 284 ISBN   8846453646
  43. ^ Креспи 2004, с. 250
  44. ^ МакГрегор Нокс, Муссолини на свободе, 1939–1941: Политика и стратегия в последней войне фашистской Италии. Архивировано 18 октября 2015 года в Wayback Machine (Кембридж: Cambridge University Press , 1982), 138. ISBN   978-0521338356
  45. ^ Перейти обратно: а б Джульетта Рикс. Мальта . Брэдт Путеводители. 2010. стр. 16–17. ISBN   978-1841623122
  46. ^ Джеффри Коул . Этнические группы Европы: Энциклопедия . АВС-КЛИО. 2011. с. 254. ISBN   978-1598843026
  47. ^ Норман Бердичевский. Нации, язык и гражданство . МакФарланд. 2004. стр. 70–71. ISBN   978-0786417100
  48. ^ Тони Поллард, Иэн Бэнкс. Выжженная земля: исследования археологии конфликтов . Брилл. 2007, с. 4. ISBN   978-9004164482
  49. ^ Перейти обратно: а б Джон Райт. История Ливии . Издательство Оксфордского университета. 2012, с. 165. ISBN   978-0199327119
  50. ^ Сьюзан Слёмовичс. Обнесенный стеной арабский город в литературе, архитектуре и истории: Живая Медина в Магрибе . Рутледж, 2003. с. 124. ISBN   978-0714651774
  51. ^ Роберт О. Пакстон. Виши, Франция: старая гвардия и новый порядок 1940–1944 гг . Издательство Колумбийского университета, 2001. с. 74. ISBN   978-0231124690
  52. ^ Перейти обратно: а б Лукас Ф. Брюнинг, Джозеф Теодор Леерсен. Италия-Европа . Родопи, 1990. с. 113. ISBN   978-9051831948
  53. ^ Перейти обратно: а б Шинн, Кристофер А. (2019) [2016]. «Внутри Итальянской империи: колониальная Африка, расовые войны и «Южный вопрос» ». В Киркланде, Юэн (ред.). Оттенки белизны . Лейден; Бостон: Издательство Brill . стр. 35–51. дои : 10.1163/9781848883833_005 . ISBN  978-1-84888-383-3 . S2CID   201401541 .
  54. ^ Джентиле, Эмилио (2004). «Фашизм у власти: тоталитарный эксперимент» . В Гриффине, Роджер; Фельдман, Мэтью (ред.). Фашизм: критические концепции в политической науке . Том. IV (1-е изд.). Лондон и Нью-Йорк : Рутледж . стр. 44–45. ISBN  9780415290159 .
  55. ^ Джошуа Д. Циммерман (27 июня 2005 г.). Евреи в Италии под фашистским и нацистским правлением, 1922–1945 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 62 . ISBN  978-0-521-84101-6 .
  56. ^ Кристофер Хибберт, Бенито Муссолини (1975), с. 99
  57. ^ Циммерман, стр.160
  58. ^ Хибберт, с. 98
  59. ^ Баум, Дэвид (2011). Еврейские аспекты Возрождения: источники и встречи . Брилл. ISBN  978-9004212558 . Проверено 9 января 2016 г.
  60. ^ Неоклеус, Марк. Фашизм . Миннеаполис, Миннесота, США: University of Minnesota Press, 1997. с. 35
  61. ^ «Беседы с Муссолини» . Литтл Браун и компания. 4 января 2024 г.
  62. ^ «Манифест расы» (PDF) . 1938. Архивировано из оригинала (PDF) 14 апреля 2016 года . Проверено 1 марта 2019 г.
  63. ^ Хибберт, Кристофер (1962). Иль Дуче; Жизнь Бенито Муссолини . Маленький, Браун. п. 87.
  64. ^ Гюнтер, Джон (1940). Внутри Европы . Нью-Йорк: Харпер и братья. п. 262.
  65. ^ Клаудио Дж. Сегре. Итало Бальбо: Фашистская жизнь . Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press, 1999. с. 346. ISBN   978-0520071995
  66. ^ Гешель, Кристиан (март 2017 г.). «Постановка дружбы: Муссолини и Гитлер в Германии в 1937 году». Исторический журнал . 60 (1). Кембридж и Нью-Йорк : Издательство Кембриджского университета : 149–172. дои : 10.1017/S0018246X15000540 . ISSN   1469-5103 . S2CID   156952523 .
  67. ^ Кренер, Бернхард Р.; Мюллер, Рольф-Дитер; Умбрейт, Ганс (2003). Германия и организация Второй мировой войны и мобилизация в немецкой сфере власти. Том. VII. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, стр. 247
  68. ^ Джилетт, Аарон (14 января 2004 г.). Расовые теории в фашистской Италии . Тейлор и Фрэнсис. п. 95. ИСБН  978-0-203-16489-1 .
  69. ^ Робертсон, Э.М. (1988). «Раса как фактор политики Муссолини в Африке и Европе» . Журнал современной истории . 23 (1): 37–58. дои : 10.1177/002200948802300103 . ISSN   0022-0094 . S2CID   161818702 .
  70. ^ Никербокер, HR (1941). Завтра Гитлера? 200 вопросов о битве человечества . Рейнал и Хичкок. стр. 72–73. ISBN  978-1417992775 . Архивировано из оригинала 25 ноября 2015 года . Проверено 14 августа 2015 г.
  71. ^ Рут Бен-Гиат . Фашистская современность: Италия, 1922–1945 гг . Калифорнийский университет. 2001. с. 126. ISBN   978-0520223639
  72. ^ Джозеф, Фрэнк (2010). Война Муссолини . Гелион Лимитед. стр. 50. ISBN  978-1906033569 .
  73. ^ Перейти обратно: а б Гюнтер, Джон (1940). Внутри Европы . Нью-Йорк: Харпер и братья. стр. 251–253. Архивировано из оригинала 1 февраля 2019 года . Проверено 18 января 2018 г. [ISBN не указан]
  74. ^ Джордж Сильвестр графс. Большевизм, фашизм и капитализм: описание трех экономических систем . 3-е издание. Издательство Йельского университета, 1970. с. 96. [ISBN не указан]
  75. ^ Марк Антлифф. Авангардный фашизм: мобилизация мифа, искусства и культуры во Франции, 1909–1939 гг . Издательство Университета Дьюка, 2007. с. 171. ISBN   978-0822340157
  76. ^ Мария Соп Куайн. Демографическая политика в Европе двадцатого века: фашистские диктатуры и либеральные демократии . Рутледж, 1995. с. 47. ISBN   978-0415080699
  77. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Мария Соп Куайн. Демографическая политика в Европе двадцатого века: фашистские диктатуры и либеральные демократии . Рутледж, 1995. стр. 46–47. ISBN   978-0415080699
  78. ^ Боллас, Кристофер, Быть персонажем: психоанализ и собственный опыт (Routledge, 1993) ISBN   978-0415088152 , с. 205.
  79. ^ Малагрека, Мигель (май 2006 г.). «Лоттиамо Анкора 1: Обзор ста пятидесяти лет итальянского феминизма» (PDF) . Журнал международных женских исследований . 7 (4). Архивировано (PDF) из оригинала 25 декабря 2012 года . Проверено 22 июля 2012 г.
  80. ^ Макдональд, Хэмиш, Муссолини и итальянский фашизм . Нельсон Торнс. 1999. с. 27. ISBN   0748733868
  81. ^ Манн, Майкл. Фашисты . Издательство Кембриджского университета. 2004. с. 101. ISBN   978-0521831314
  82. ^ Дарем, Мартин, Женщины и фашизм . Рутледж. 1998. с. 15. ISBN   978-0415122801
  83. ^ Кевин Пассмор, Женщины, гендер и фашизм в Европе, 1919-45 . Издательство Университета Рутгерса. 2003. с. 16 ISBN   978-0813533087
  84. ^ Де Гранд, Александр (1976). «Женщины при итальянском фашизме» . Исторический журнал . 19 (4): 947–68.
  85. ^ Перейти обратно: а б с Клаудия Лаззаро, Роджер Дж. Крам. «Создание видимой фашистской нации: стратегии объединения прошлого и настоящего», Клаудия Лаззаро, «Донателло среди чернорубашечников: история и современность в визуальной культуре фашистской Италии» . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 2005. стр. 16. ISBN   978-0801489211
  86. ^ Перейти обратно: а б с Денис Мак Смит. Италия и ее монархия . Издательство Йельского университета, 1989. с. 265. ISBN   978-0274734382
  87. ^ Эмилио Джентиле. Сакрализация политики в фашистской Италии . Издательство Гарвардского университета, 1996. с. 119. ISBN   978-0674784758
  88. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Джон Фрэнсис Поллард. Фашистский опыт в Италии . Рутледж. 1998. с. 72. ISBN   978-0415116312
  89. ^ Кристофер Дагган. Фашистские голоса: интимная история Италии Муссолини . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. 2013. с. 76. ISBN   978-0199730780
  90. ^ Бизли-старший, Джимми Ли. Я был там, когда это произошло . Xlibris Corporation, 2010. с. 39. ISBN   978-1453544570
  91. ^ Давиде Родоньо. Европейская империя фашизма: итальянская оккупация во время Второй мировой войны . п. 113. ISBN   978-0521845151
  92. ^ Перейти обратно: а б с Мозли, Рэй (2004). Муссолини: Последние 600 дней Иль Дуче . Тейлор Трейд. ISBN  1589790952 .
  93. ^ Луиза Куортермейн. Последняя республика Муссолини: пропаганда и политика в Итальянской социальной республике (RSI) 1943–45 . Intellect Books, 1 января 2000 г. с. 102. ISBN   978-1902454085
  94. ^ Джон Ф. Поллард. Ватикан и итальянский фашизм, 1929–32: исследование конфликта . Издательство Кембриджского университета, 1985, 2005. с. 10. ISBN   978-0521023665
  95. ^ Уайли Файнштейн. Цивилизация Холокоста в Италии: поэты, художники, святые, антисемиты . Rosemont Publish & Printing Corp., 2003. с. 56. ISBN   978-1611472608
  96. ^ Перейти обратно: а б с д Грегор, А. Джеймс (2004). Джованни Джентиле: философ фашизма . Транзакционный паб. ISBN  0765805936 . Архивировано из оригинала 30 октября 2015 года . Проверено 14 августа 2015 г.
  97. ^ «Доктрина фашизма – Бенито Муссолини (1932)» . WorldFutureFund.org. 8 января 2008 г. Архивировано из оригинала 30 августа 2017 г. Проверено 21 апреля 2006 г.
  98. ^ Мозли, Рэй (2004). Муссолини: Последние 600 дней Иль Дуче . Тейлор Трейд. ISBN  1589790952 .
  99. ^ Перейти обратно: а б с д Пейн, Стэнли Г. (1996). История фашизма, 1914–1945 гг . Рутледж. п. 215. ИСБН  978-1857285956 .
  100. ^ Зеев Стернхелл, с Марио Шнайдером, Майей Ашери, Рождение фашистской идеологии: от культурного восстания к политической революции, Принстон: Нью-Джерси, Princeton University Press, 1994, стр. 33. ISBN   978-0691032894
  101. ^ Джейкоб Лейб Талмон, Миф о нации и видение революции , Калифорнийский университет Press, 1981, стр. 451. ISBN   978-0520044494
  102. ^ Зеев Стернхелл, Ни левые, ни правые: фашистская идеология во Франции , Princeton University Press, 1996, стр. 107. ISBN   978-0691006291
  103. ^ Джейкоб Лейб Талмон, Миф о нации и видение революции , Калифорнийский университет Press, 1981, стр. 501. ISBN   978-0520044494
  104. ^ Перейти обратно: а б с Хитер, Дерек Бенджамин (1987). Наш мир в этом веке . Издательство Оксфордского университета. ISBN  0199133247 .
  105. ^ Спиньези, Стивен Дж (2003). Итальянские 100: рейтинг самых влиятельных деятелей культуры, науки и политики прошлого и настоящего . ЦИТАДЕЛЬ ПР. ISBN  0806523999 . Архивировано из оригинала 30 ноября 2015 года . Проверено 14 августа 2015 г.
  106. ^ Перейти обратно: а б «Так давно» . Время . 8 января 2008 г. Архивировано из оригинала 24 февраля 2009 г. Проверено 16 июля 2008 г.
  107. Речь от 30 мая 1924 г. Архивировано 17 февраля 2010 г. в Wayback Machine, последняя речь Маттеотти, из it.wikisource.
  108. ^ Канделоро, Джорджио (1986). Фашизм и его войны (на итальянском языке). Фельтринелли. п. 68. ИСБН  978-8807808043 . Проверено 13 января 2023 г.
  109. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Муссолини и фашизм в Италии» . FSmitha.com. 8 января 2008 г. Архивировано из оригинала 23 июня 2008 г. Проверено 16 июля 2008 г.
  110. ^ Фаррелл, Николас Берджесс (2004). Муссолини: Новая жизнь . Издательская группа Орион. ISBN  1842121235 . Архивировано из оригинала 27 ноября 2015 года . Проверено 14 августа 2015 г.
  111. ^ Эдвард Р. Танненбаум. Фашистский опыт . Проект электронной книги по истории ACLS. 2008. с. 22. [ISBN не указан]
  112. ^ Перейти обратно: а б Макдональд, Хэмиш (1999). Муссолини и итальянский фашизм . Нельсон Торнс. ISBN  0748733868 .
  113. ^ Роджер Итвелл. Фашизм: История . Книги о пингвинах. 1995. с. 49. ISBN   978-0140257007
  114. ^ А. Джеймс Грегор , Джованни Джентиле: философ фашизма , Нью-Брансуик: Нью-Джерси, Transaction Publishers, 2004, стр. 55. ISBN   0765805936
  115. ^ А. Джеймс Грегор , Феникс: фашизм в наше время , Нью-Брансуик: Нью-Джерси, Transaction Press, 2009, стр. 191. ISBN   978-0765808554
  116. ^ Джейкоб Л. Талмон, Миф о нации и видение революции: истоки идеологической поляризации , Беркли и Лос-Анджелес: University of California Press. 1991. с. 484. ISBN   978-0520044494
  117. ^ Интервью Муссолини, «Монолог «свободы» острова Тримеллон», на итальянском острове Тримеллон, журналист Иваноэ Фоссани, 20 марта 1945 г., Opera Omnia , vol. 32. Интервью также известно как «Завещание Бенито Муссолини», или « Testamento di Benito Mussolini». Также опубликовано в разделе «Муссолини признался звездам», издательство Latinitas, Рим, 1952 г.
  118. ^ Морис Пармель, Большевизм, фашизм и либерально-демократическое государство , Лондон; Chapman and Hill, LTD, Нью-Йорк: John Wiley and Son, Inc., 1935, с. 190. [ISBN не указан]
  119. ^ Перейти обратно: а б с д Роджер Гриффин, Мэттью Фельдман. Фашизм: Фашизм и культура. Лондон; Нью-Йорк, США: Routledge, 2004. с. 207. ISBN   978-0415290180
  120. ^ «Марш на Рим» . Британская энциклопедия . 8 января 2008 г.
  121. ^ Перейти обратно: а б Де Гранд, Александр Дж (2001). Портной «Горбуна»: Джованни Джолитти и либеральная Италия от вызова массовой политики до подъема фашизма, 1882–1922 гг . Издательская группа Гринвуд. ISBN  027596874X .
  122. ^ Далия С. Элазар, Становление фашизма: класс, государство и контрреволюция, Италия 1919–1922 гг . Издательская группа Гринвуд. 2001. с. 141. ISBN   978-0275958640
  123. ^ Питер Невилл, Муссолини , Оксон; Нью-Йорк: Рутледж, 2004, с. 36. ISBN   978-0415249904
  124. ^ Денис Мак Смит , Современная Италия: политическая история , University of Michigan Press, 1997, впервые опубликовано в 1959 году, стр. 284. ISBN   978-0472108954
  125. ^ Элазар, Далия С. (2001). Создание фашизма: класс, государство и контрреволюция, Италия, 1919–1928 (первое опубликованное издание). Вестпорт, Коннектикут [ua]: Издательская группа Greenwood. п. 73. ИСБН  978-0275958640 . Архивировано из оригинала 24 декабря 2013 года . Проверено 1 ноября 2012 г.
  126. ^ «Манифест борьбы с фасцией» . Архивировано из оригинала 20 февраля 2014 года . Проверено 2 февраля 2014 г.
  127. ^ Сарти, Роланд (8 января 2008 г.). «Фашистская модернизация в Италии: традиционная или революционная». Американский исторический обзор . 75 (4). Роланд Сарти: 1029–1045. дои : 10.2307/1852268 . JSTOR   1852268 .
  128. ^ «Италия Муссолини» . Appstate.edu. 8 января 2008 г. Архивировано из оригинала 15 апреля 2008 г.
  129. ^ Даниэль Герен , Фашизм и большой бизнес, глава IX, второй раздел, с. 193 в Syllepse Editions 1999 года. ISBN   978-2913165014
  130. ^ Даниэль Герен Фашизм и большой бизнес , Глава IX, Первый раздел, с. 191 в Syllepse Editions 1999 года. ISBN   978-2913165014
  131. ^ Франклин Хью Адлер, Итальянские промышленники от либерализма к фашизму: политическое развитие промышленной буржуазии, 1906–1934 , Cambridge University Press, 1995, стр. 188. ISBN   978-0521522779
  132. ^ Адриан Литтелтон, Захват власти: фашизм в Италии, 1919–1929 , Лондон: Weidenfeld & Nicolson, 1973, стр. 96. ISBN   978-0297765868
  133. ^ Даниэль Герен , Фашизм и большой бизнес , Глава IX, Пятый раздел, с. 197 в Syllepse Editions 1999 года. ISBN   978-2913165014
  134. ^ Пол Корнер, Муссолини и фашизм . Издательство «Виэлла». 2022. с. 101. ISBN   979-1254690604
  135. ^ Сарти, 1968.
  136. ^ Уорвик Палмер, Алан (1996). Кто есть кто в мировой политике: с 1860 года до наших дней . Рутледж. ISBN  0415131618 .
  137. ^ Толлидей, Стивен (1991). Власть управлять?: Работодатели и производственные отношения в сравнительном анализе . Рутледж. ISBN  0415026253 .
  138. ^ «Анно 1925» . Cronologia.it. 8 января 2008 г. Архивировано из оригинала 22 июля 2011 г. Проверено 16 июля 2008 г.
  139. ^ «Экономика в фашистской Италии» . HistoryLearningSite.co.uk. 8 января 2008 г. Архивировано из оригинала 15 октября 2008 г. Проверено 16 июля 2008 г.
  140. ^ Джанни Тониоло, редактор, Оксфордский справочник по итальянской экономике с момента объединения , Оксфорд: Oxford University Press, 2013, стр. 59. ISBN   978-0199936694
  141. ^ Карл Шмидт, Корпоративное государство в действии: Италия при фашизме , Лондон: Victor Gollancz Ltd., 1939, стр. 153–76. [ISBN не указан]
  142. ^ Костанца А. Руссо, «Национализация банков 1930-х годов в Италии: формула IRI», «Теоретические исследования в области права» , Vol. 13:407 (2012), с. 408
  143. ^ Иван Т. Беренд , Экономическая история Европы двадцатого века , Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2006, с. 93. ISBN   978-0521856669
  144. ^ Патрисия Найт, Муссолини и фашизм: вопросы и анализ в истории , Нью-Йорк: Routledge, 2003, стр. 65. [ISBN не указан]
  145. ^ Мартин Блинхорн , Муссолини и фашистская Италия , 2-е издание, Нью-Йорк: Routledge, 1991, с. 26. ISBN   978-0415102315
  146. ^ Латеранский договор
  147. ^ Словарь Чемберса всемирной истории . Ларусс Зимородок Чемберс. 2000. стр. 464–65. ISBN   978-0550130006
  148. Как Ватикан построил империю секретной собственности, используя миллионы Муссолини. Архивировано 2 декабря 2016 года в Wayback Machine . Папство использовало оффшорные налоговые убежища для создания международного портфеля стоимостью 500 миллионов фунтов стерлингов, включающего недвижимость в Великобритании, Франции и Швейцарии. The Guardian , 21 января 2013 г.
  149. ^ Перейти обратно: а б с Денис Мак Смит, Муссолини , Нью-Йорк: Vintage Books, 1983, стр. 162. ISBN   0394716582
  150. ^ Джеймс А. Хоут, 2000 лет неверия: известные люди, имеющие смелость сомневаться , Амхерст, Нью-Йорк: Prometheus Books, 1996, стр. 256. ISBN   978-1573920674
  151. ^ Рэйчел Муссолини, Муссолини: интимная биография , Нью-Йорк: Pocket Books, 1977, стр. 131. Первоначально опубликовано Уильямом Морроу в 1974 году. ISBN   978-0671812720
  152. ^ «Десять главных фактов о Муссолини» . RonterPening.com. 27 января 2008 г. Архивировано из оригинала 19 июня 2008 г. Проверено 16 июля 2008 г.
  153. ^ Фаласка-Зампони, Симонетта (2000). Фашистский спектакль: эстетика власти в Италии Муссолини . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  0520226771 .
  154. ^ Мэтьюз Гиббс, Энтони (2001). Хронология Бернарда Шоу . Пэлгрейв. ISBN  0312231636 . Архивировано из оригинала 21 ноября 2015 года . Проверено 14 августа 2015 г.
  155. ^ «Фут в чистилище» . Леон Сюретт. 2008. ISBN  978-0252024986 . Архивировано из оригинала 24 ноября 2015 года . Проверено 14 августа 2015 г.
  156. ^ «Муссолини борется с мафией» . Американская Мафия.com. 8 января 2008 г. Архивировано из оригинала 13 февраля 2006 г. Проверено 16 июля 2008 г.
  157. ^ Алан Моррис Шом , Исследование нацистских и пронацистских групп в Швейцарии: 1930–1945. Архивировано 26 сентября 2007 года в Wayback Machine Центра Симона Визенталя.
  158. ^ Роджер Гриффин, Природа фашизма , Лондон: Routledge, 1993, стр. 129. ISBN   978-0415096614
  159. ^ Филип Рис , Биографический словарь крайне правых с 1890 года . Саймон и Шустер. 1991. с. 148. ISBN   978-0130893017
  160. ^ Тисо, Джованни (22 июня 2018 г.). «Краткая фашистская история «Мне все равно» . Сухопутный . Архивировано из оригинала 22 июня 2018 года . Проверено 24 октября 2016 г.
  161. ^ Используется Муссолини в речи перед Палатой депутатов 26 мая 1927 г., Discorsi del 1927: Milano, Alpes, 1928, стр. 157. [ISBN не указан]
  162. ^ «Credere Obbedire Combattere — Vincere» . Имперские военные музеи . Архивировано из оригинала 24 октября 2019 года . Проверено 24 октября 2019 г.
  163. ^ Сарти, Роланд. 1974. Топор внутри: итальянский фашизм в действии , Нью-Йорк: новые точки зрения. п. 187. ISBN   978-0531064986
  164. ^ «Итальянское определение слова boia ». Архивировано 18 июня 2013 года в Wayback Machine .
  165. ^ Сквайрс, Ник (30 июля 2018 г.). «Заместитель премьер-министра Италии Маттео Сальвини, выступающий против иммиграции, подвергся критике за цитирование Муссолини» . Телеграф . Архивировано из оригинала 24 октября 2019 года . Проверено 24 октября 2019 г.
  166. ^ «Европа: Хлеб и зрелища» . Время . 13 мая 1946 года. Архивировано из оригинала 1 января 2012 года . Проверено 10 января 2012 г.
  167. ^ Бламирес, Киприан; Джексон, Пол (2018). Мировой фашизм: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN  978-1576079409 – через Google Книги.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Фашистская идеология

[ редактировать ]
  • Де Феличе, Ренцо . 1976. Фашизм: неформальное введение в его теорию и практику: интервью с Майклом Ледином , Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Transaction Books. ISBN   0878551905 .
  • Фриче, Питер. 1990. Репетиции фашизма: популизм и политическая мобилизация в Веймарской Германии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN   0195057805 .
  • Грегор, А. Джеймс «Интеллектуалы Муссолини: фашистская социальная и политическая мысль». Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 2005. ISBN   978-0691127903 .
  • Гриффин, Роджер . 2000. «Революция справа: фашизм», глава в книге Дэвида Паркера (ред.) «Революции и революционные традиции на Западе 1560–1991» , Рутледж, Лондон.
  • Лакер, Уолтер . 1966. Фашизм: прошлое, настоящее, будущее, Нью-Йорк: Оксфорд: Oxford University Press, 1997.
  • Шапиро, Дж. Салвин . 1949. Либерализм и вызов фашизма, социальные силы в Англии и Франции (1815–1870). Нью-Йорк: МакГроу-Хилл.
  • Лаклау, Эрнесто. 1977. Политика и идеология в марксистской теории: капитализм, фашизм, популизм. Лондон: NLB/Atlantic Highlands Humanities Press.
  • Стернхелл, Зеев с Марио Шнайдером и Майей Ашери. [1989] 1994. Рождение фашистской идеологии, от культурного восстания к политической революции. Пер. Дэвид Мейсей. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.

Международный фашизм

[ редактировать ]
  • Куган, Кевин . 1999. Мечтатель дня: Фрэнсис Паркер Йоки и послевоенный фашистский интернационал . Бруклин, Нью-Йорк: Autonomedia.
  • Грегор, А. Джеймс. 2006. «В поисках неофашизма: использование социальных наук и злоупотребление ими». Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
  • Гриффин, Роджер. 1991. Природа фашизма . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина.
  • Пакстон, Роберт О. 2004. Анатомия фашизма . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф.
  • Вебер, Ойген . [1964] 1985. Разновидности фашизма: доктрины революции в двадцатом веке, Нью-Йорк: Компания Ван Ностранд Рейнхольд, содержит главы, посвященные фашистским движениям в разных странах.
  • Уоллес, Генри. «Опасности американского фашизма» . «Нью-Йорк Таймс» , воскресенье, 9 апреля 1944 года.
  • Троцкий, Леон . 1944. «Фашизм. Что это такое и как с ним бороться» Издательство «Пионер» (брошюра).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5b9676c70d1a4d42712edc9d66751449__1721830920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5b/49/5b9676c70d1a4d42712edc9d66751449.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Italian fascism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)