Эстетический абсолютизм
Абсолютизм в эстетике — термин, применяемый к нескольким теориям эстетики с одинаковым присущим подходом. Дело в том, что красота есть объективный атрибут вещей, а не просто субъективное ощущение удовольствия того, кто ее воспринимает. Отсюда следует, что существует абсолютный стандарт прекрасного, по которому можно судить обо всех объектах. Тот факт, что на практике суждения даже знатоков постоянно расходятся и что так называемые критерии одного места или периода более или менее противоположны критериям всех других, объясняется гипотезой о том, что люди по-разному одарены. в отношении способности ценить. [1]
Определения
[ редактировать ]Джеймс О. Янг из Университета Виктории предполагает, что эстетический абсолютизм можно определить как «Эстетические суждения, которые становятся истинными только тогда и только тогда, когда это суждение является фактом , в силу того, что суждение связано с искусством». себя». [2] Эстетический абсолютизм в этом смысле может быть применен к любому объекту , который можно считать произведением искусства, при условии, что объект отвечает условию способности к эстетическому суждению, которое является онтологически истинным или ложным по своей природе.
В рамках философской логики применение эстетического абсолютизма в системе истинно-ценностей можно понимать как попытку описать природу искусства с точки зрения безупречного несогласия . Например, независимо от того, различаются ли утверждения А и не-А по существу объекта, они одновременно могут быть . истинными суждениями [3] Дэвид Малет Армстронг и другие отмечают, что основополагающий принцип, лежащий в основе этих суждений об истинности, может быть выведен из теории создателя истины , поскольку онтологическое обоснование отношений между объектами внутри суждений об истинности существует как таковое . [4] [5] В упрощенной форме абсолютизм подразумевает, что соотносительная природа эстетического объекта и объективной красоты существует в одном, статическом состоянии.
История
[ редактировать ]Сократический и досократический эстетический абсолютизм.
[ редактировать ]Самое раннее определение эстетического абсолютизма, которое можно найти в западной философии, возможно, лежит в философии Платона и в более широкой Платоновской Академии . В Платона «Пире » [6] В определении Красоты Диотимой Мантинейской она понимается как существующая внутри себя посредством Теории Форм . Теория обозначает концепцию, согласно которой на периферии эстетики нефизические сущности эстетических суждений носят абсолютный, универсальный и неизменный характер.
Она [красота] не находится где-нибудь в другой вещи, как в животном, или на земле, или на небе, или в чем-либо другом, но сама по себе сама с собой, она всегда едина по форме; и все другие прекрасные вещи разделяют это. (Платон, «Пир» , 212а-б).
Представление Платона о том, что это возможно, не обязательно было «абсолютистским» в современном смысле этого слова, а скорее основывалось на его концептуализации необходимости понимания чего-либо в рамках оценочной системы, призванной гарантировать стабильные ссылки на объекты. [7] Это то же самое обоснование, лежащее в основе его вывода об отделении «Форм» от чувственного мира или мира умопостигаемых объектов. Это можно рассматривать как контраст с элеатской школой, особенно в случае Парменида , где примат «Формы», или того, что должно «быть» (по- древнегречески «εστι»), обозначался как имеющий абсолютную значимость. разрешение в самом космосе , где не было разделения между тем, что можно разумно понять, и сущностью объекта как такового . [8]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Абсолютизм ». Британская энциклопедия . Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 76. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ О. Янг, Джеймс (май 2009 г.). «Релятивизм, стандарты и эстетические суждения» . Международный журнал философских исследований . 17 (2): 221–31. дои : 10.1080/09672550902794439 . S2CID 144728443 .
- ^ Бейкер, Карл; Робсон, Джон (29 сентября 2015 г.). «Абсолютистская теория безупречного разногласия в эстетике» . Тихоокеанский философский ежеквартальный журнал . 98 (3): 429–48. дои : 10.1111/papq.12102 .
- ^ М. Армстронг, Дэвид (1993). «Мир положений дел» . Философские перспективы . 7 (Язык и логика): 429–40. JSTOR 22141330 .
- ^ Дейли, Крис (июнь 2000 г.). «Собственность как создатели истины» . Логика и анализ . 43 (169–70): 95–107. JSTOR 44074520 .
- ^ Сартвелл, Криспин, «Красота», Стэнфордская энциклопедия философии (издание лета 2022 г.), Эдвард Н. Залта (редактор), URL = https://plato.stanford.edu/archives/sum2022/entries/beauty/ .
- ^ Паппас, Николас, «Эстетика Платона», Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск осенью 2020 г.), Эдвард Н. Залта (ред.), URL = https://plato.stanford.edu/archives/fall2020/entries/plato- эстетика/ .
- ^ Творог, Патрисия (1998). Наследие Парменида: элеатический монизм и поздняя досократическая мысль . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 39. ИСБН 978-1930972155 .