Jump to content

непостоянство

(Перенаправлено с «Изменения (философия)

непостоянство
Буддийская картина, изображающая непостоянство.

Непостоянство , также известное как философская проблема перемен , представляет собой философскую концепцию , рассматриваемую в различных религиях и философиях . В восточной философии он известен своей ролью в буддийских трех признаках существования . Это также элемент индуизма . В западной философии оно наиболее известно благодаря своему первому появлению в греческой философии в трудах Гераклита и в его учении о panta rhei (все течет). В западной философии это понятие также называют становлением .

религиозные религии

[ редактировать ]

Палийское слово , обозначающее непостоянство, аничча , представляет собой составное слово, состоящее из «а», означающего непостоянство, и «никча», означающего «постоянный, непрерывный, постоянный». [1] В то время как «никча» — это концепция непрерывности и постоянства, «аничча» относится к своей полной противоположности; отсутствие постоянства и преемственности. Этот термин является синонимом санскритского термина анитья (а + нитья). [1] [2] Концепция непостоянства занимает видное место в буддизме, а также встречается в различных школах индуизма и джайнизма. Этот термин также появляется в Ригведе . [3] [4]

Переводы
непостоянство
Английский непостоянство
санскрит непостоянный
( IAST : Анитья )
Есть Анич
( аничка )
бирманский Смерть
( MLCTS : аничча )
китайский непостоянство
( Пиньинь : учан )
японский непостоянство
( Ромаджи : мудзё )
кхмерский Навсегда
( UNGEGN : аниччам )
корейский Бесплатно
( RR : лиса )
тибетский непостоянный
( Уайли: ми, пока, THL: ми, да, пока )
Тагальский Анисса
тайский непостоянный
( RTGS : Аниччан )
вьетнамский непостоянный
Глоссарий буддизма
непостоянство жизни
Согласно буддизму, живые существа переживают множество рождений. Буддизм не учит о существовании постоянной, неизменной души. Рождение одной формы из другой является частью процесса непрерывных изменений. [ нужна ссылка ]

Непостоянство , называемое аничча (пали) или анитья (санскрит), широко встречается в Палийском каноне. [1] как одно из основных учений буддизма . [1] [5] [6] Доктрина утверждает, что все обусловленное существование без исключения «преходяще, мимолетно, непостоянно». [1] Все временные вещи, материальные или ментальные, представляют собой составные объекты, находящиеся в постоянном изменении состояния, подверженные упадку и разрушению. [1] [2] Все физические и психические события не метафизически реальны. Они не постоянны и не постоянны; они возникают и растворяются. [7]

Аничча понимается в буддизме как первый из трёх признаков существования ( трилакшана ), два других — дуккха (страдание, боль, неудовлетворённость) и анатта (безличность, недуша, отсутствие сущности). [6] [5] [8] В палийских текстах оно появляется как «саббе санкхара аничча, саббе санкхара дуккха, саббе дхамма анатта» , что Щурек переводит как «все обусловленные вещи непостоянны, все обусловленные вещи болезненны, все дхаммы лишены Я». [9]

Все физические и психические события, утверждает буддизм, возникают и растворяются. [10] Человеческая жизнь воплощает в себе это течение в процессе старения, цикл повторяющихся рождений и смертей ( Сансара ), ничто не вечно, и все распадается. Это применимо ко всем существам и их окружению, включая существ, которые перевоплотились в дэва ( бога ) и нараки (ада). мирах [11] [12]

Аничча тесно связана с доктриной анатты , согласно которой вещи не имеют сущности, постоянного «я» или неизменной души. [13] [14] Будда учил, что, поскольку ни один физический или ментальный объект не является постоянным, желания или привязанности к любому из них вызывают страдания ( дуккха ). Понимание Аниччи и Анатты — это шаги на пути духовного продвижения буддиста к просветлению. [15] [7] [16]

Все, будь то физическое или ментальное, представляет собой формацию ( санкхару ), имеет зависимое происхождение и непостоянно. Оно возникает, меняется и исчезает. [17] [18] Согласно буддизму, все в жизни человека, все предметы, а также все существа, будь то небесные, адские или земные сферы в буддийской космологии , всегда изменчивы, непостоянны, претерпевают возрождение и повторную смерть ( Самсара ). [11] [12] Это непостоянство является источником дуккхи . Это противоположность нирване , реальности, которая является никча , или не знает изменений, распада или смерти. [1]

Руперт Гетин о Четырех благородных истинах говорит: [19]

Пока есть привязанность к вещам, которые
нестабильный, ненадежный, изменчивый и непостоянный,
будут страдания –
когда они изменятся, когда они перестанут быть
какими мы хотим, чтобы они были.
(...)
Если жажда является причиной страдания, то прекращение
страданий, несомненно, будет следовать из «полного
угасание и прекращение этой самой жажды»:
это отказ, отказ, освобождение, отпускание.

Термин Анитья (अनित्य), в смысле непостоянства объектов и жизни, появляется в стихе 1.2.10 Катха Упанишады , одной из Основных Упанишад индуизма. [20] [21] Он утверждает, что все в мире непостоянно, но непостоянная природа вещей — это возможность обрести то, что постоянно ( нитья ), как представляет индуистское писание свое учение об Атмане (Самости). [9] [21] [22] Термин Анитья также появляется в Бхагавад-гите в аналогичном контексте. [9]

Буддизм и индуизм разделяют доктрину Аниччи или Анитьи , то есть «ничто не вечно, все находится в состоянии постоянных изменений»; однако они не согласны с доктриной Анатты , то есть существует ли «Я» или нет. [7] Даже в деталях своих теорий непостоянства, утверждают Фрэнк Хоффман и Дигалле Махинда, буддийские и индуистские традиции различаются. [23] Изменение, связанное с Аниччей и связанными с ним привязанностями, вызывает печаль, или Дуккха, утверждает буддизм, и, следовательно, от них необходимо отказаться ради освобождения ( ниббана ), в то время как индуизм утверждает, что не все изменения и привязанности ведут к Дуккхе , а некоторые изменения – умственные, физические или самопознание – ведут к счастью и поэтому нужно стремиться к освобождению ( мокша ). [23] Никча анатта (постоянное) в буддизме — это ( не-душа), Нитья в индуизме — это атман (Я). [9]

Западная философия

[ редактировать ]

Непостоянство впервые появляется в греческой философии в трудах Гераклита и его учении о panta rhei (все течет). Гераклит был известен своей настойчивостью в том, что постоянные изменения являются фундаментальной сущностью вселенной, как сказано в знаменитой поговорке: «Ни один человек никогда не вступает в одну и ту же реку дважды». [24] Обычно это считается ключевым вкладом в развитие философской концепции становления , в отличие от «бытия», и иногда рассматривается в диалектической связи с утверждением Парменида о том, что «все, что есть, есть, а то, что не есть». не может быть», последнее понимается как ключевой вклад в развитие философской концепции бытия . По этой причине Парменид и Гераклит обычно считаются двумя основателями онтологии . Ученые в целом считали, что либо Парменид отвечал Гераклиту, либо Гераклит Пармениду, хотя мнения о том, кто кому отвечал, менялись на протяжении 20-го и 21-го веков. [25] Позиция Гераклита была дополнена его решительной приверженностью единству противоположностей в мире, заявив, что «путь вверх и вниз - один и тот же». Посредством этих доктрин Гераклит охарактеризовал все существующие сущности парами противоположных свойств, согласно которым ни одна сущность никогда не может занимать одно и то же состояние в одно и то же время. Это, наряду с его загадочным высказыванием о том, что «все сущности возникают в соответствии с этим Логосом » (буквально «слово», «причина» или «отчет»), было предметом многочисленных интерпретаций.

Непостоянство было широко, но не повсеместно принято среди последующих греческих философов. Демокрита предполагала, что совокупности атомов непостоянны. Теория атомов [26] Пиррон заявил, что все есть астатмета (нестабильное) и анэпикрита (нестабильное). [27] Плутарх так комментировал непостоянство, говоря: «И если природа, которая измеряется, подчинена тем же условиям, что и время, которое ее измеряет, то эта природа сама по себе не имеет ни постоянства, ни «бытия», но становится и исчезает в соответствии со своим отношением ко времени. [28] Философ стоик - Марк Аврелий » в «Размышлениях содержит множество комментариев о непостоянстве, например: «Имейте в виду, что все существующее уже изнашивается по краям и находится в переходном состоянии, подвержено фрагментации и гниению». (10.18) [29]

Платон отверг непостоянство, возражая против Гераклита: [30]

Как может быть реальной вещью, которая никогда не находится в одном и том же состоянии? ...ибо в тот момент, когда наблюдатель приближается, они становятся другими... так что вы не можете продвинуться дальше в познании их природы или состояния... но если то, что знает, и то, что познано, существует когда-либо... .то я не думаю, что они могут напоминать процесс или поток....

слава мира» Несколько известных римско-латинских высказываний посвящены непостоянству, в том числе «Все меняется», «Так проходит , и времена меняются .

В искусстве и культуре

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Томас Уильям Рис Дэвидс; Уильям Стед (1921). Палийско-английский словарь . Мотилал Банарсидасс. стр. 355, Статья о Никке . ISBN  978-81-208-1144-7 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Роберт Э. Басуэлл младший; Дональд С. Лопес младший (2013). Принстонский словарь буддизма . Издательство Принстонского университета. стр. 47–48, Статья об Анитье . ISBN  978-1-4008-4805-8 .
  3. ^ AC Паранджпе (2006). «Я» и идентичность в современной психологии и индийской мысли . Springer Science & Business Media. п. 172. ИСБН  978-0-306-47151-3 .
  4. ^ Мартин Г. Уилтшир (1990). Аскетические фигуры до и в раннем буддизме: появление Гаутамы как Будды . Вальтер де Грюйтер. стр. 136, примечание 14. ISBN.  978-3-11-009896-9 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Ричард Гомбрич (2006). Тхеравада-буддизм . Рутледж. п. 47. ИСБН  978-1-134-90352-8 . , Цитата: «Говорят, что все феноменальное существование [в буддизме] обладает тремя взаимосвязанными характеристиками: непостоянством, страданием и отсутствием души или сущности».
  6. ^ Перейти обратно: а б Роберт Э. Басуэлл младший; Дональд С. Лопес младший (2013). Принстонский словарь буддизма . Издательство Принстонского университета. стр. 42–43, 47, 581. ISBN.  978-1-4008-4805-8 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с Рэй Биллингтон (2002). Понимание восточной философии . Рутледж. стр. 56–59. ISBN  978-1-134-79348-8 .
  8. ^ Аничча-буддизм , Британская энциклопедия (2013);
    Анатта-буддизм , Британская энциклопедия (2013);
    Пхра Паютто (1995). Буддадхамма: естественные законы и жизненные ценности . Перевод Гранта Олсона. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 62–63. ISBN  978-0-7914-2631-9 .
  9. ^ Перейти обратно: а б с д Ричард Фрэнсис Гомбрич; Кристина Анна Шеррер-Шауб (2008). Буддийские исследования . Мотилал Банарсидасс. стр. 209–210. ISBN  978-81-208-3248-0 .
  10. ^ Аничча-буддизм , Британская энциклопедия (2013)
  11. ^ Перейти обратно: а б Дэмиен Киоун (2013). Буддизм: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. стр. 32–38. ISBN  978-0-19-966383-5 .
  12. ^ Перейти обратно: а б Питер Харви (2012). Введение в буддизм: учения, история и практики . Издательство Кембриджского университета. стр. 32–33, 38–39, 46–49. ISBN  978-0-521-85942-4 .
  13. ^ Анатта-буддизм , Британская энциклопедия (2013)
  14. ^ [а] Рождественские Хамфрис (2012). Изучение буддизма . Рутледж. стр. 42–43. ISBN  978-1-136-22877-3 .
    [б] Брайан Моррис (2006). Религия и антропология: критическое введение . Издательство Кембриджского университета. п. 51. ИСБН  978-0-521-85241-8 . , Цитата: «(...) анатта — это учение о не-я, крайняя эмпирическая доктрина, которая утверждает, что представление о неизменном постоянном «я» является фикцией и не имеет реальности. Согласно буддийской доктрине, отдельная личность состоит из пяти скандх или групп — тела, чувств, восприятий, импульсов и сознания. Вера в «я» или душу, стоящую над этими пятью скандами, иллюзорна и является причиной страдания».
    [с] Ричард Гомбрич (2006). Тхеравада-буддизм . Рутледж. п. 47. ИСБН  978-1-134-90352-8 . , Цитата: «(...) Учение Будды о том, что существа не имеют ни души, ни постоянной сущности. Эту «доктрину отсутствия души» (анатта-вада) он изложил в своей второй проповеди».
  15. ^ Брайан Моррис (2006). Религия и антропология: критическое введение . Издательство Кембриджского университета. стр. 51–53. ISBN  978-0-521-85241-8 .
  16. ^ Джон Уэлен-Бридж (2011). Письмо как просветление: буддийская американская литература в XXI веке . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 154–155. ISBN  978-1-4384-3921-1 .
  17. ^ Пол Уильямс (2005). Буддизм: Буддизм в Китае, Восточной Азии и Японии . Рутледж. стр. 150–153. ISBN  978-0-415-33234-7 .
  18. ^ Дэмиен Киоун (2004). Словарь буддизма . Издательство Оксфордского университета. п. 15. ISBN  978-0-19-157917-2 .
  19. ^ Руперт Гетин (1998). Основы буддизма . Издательство Оксфордского университета. п. 74 . ISBN  978-0-19-160671-7 .
  20. ^ Катха Упанишада 1.2.10 , Wikisource; Цитата: Я знаю, что Шевадхи бесконечен, но непостоянным он недостижим, ибо он непостоянен. Затем я Начикеты с получил огонь помощью непостоянных предметов. 10. 10॥
  21. ^ Перейти обратно: а б Поль Деуссен, Шестьдесят Упанишад Вед, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120814684 , страница 283 со сноской 1.
  22. ^ Макс Мюллер (1884). Упанишады . Издательство Оксфордского университета (перепечатано Dover Press, 2012). п. 9, стих 1.2.10. ISBN  978-0-486-15711-5 .
  23. ^ Перейти обратно: а б Фрэнк Хоффман; Дигалле Махинда (2013). Палийский буддизм . Рутледж. стр. 162–165. ISBN  978-1-136-78553-5 .
  24. Так Платон излагает учение Гераклита. См. Кратил , 402а.
  25. ^ Джон Палмер (2016). Парменид . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
  26. ^ «Демокрит» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. 2016.
  27. ^ Беквит, Кристофер И. (2015). Греческий Будда: Встреча Пиррона с ранним буддизмом в Центральной Азии (PDF) . Издательство Принстонского университета . стр. 22–23. ISBN  9781400866328 .
  28. ^ Плутарх, На букве «Е» в Дельфах.
  29. Марк Аврелий о непостоянстве phillipwells.com, апрель 2015 г. [ мертвая ссылка ]
  30. ^ Кратил, параграф 440, разделы, компакт-диск.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4843f6d534779bbb9ecf66c593ff6338__1719618300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/48/38/4843f6d534779bbb9ecf66c593ff6338.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Impermanence - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)