непостоянство
этой статьи Фактическая точность оспаривается . ( Апрель 2022 г. ) |
Непостоянство , также известное как философская проблема перемен , представляет собой философскую концепцию , рассматриваемую в различных религиях и философиях . В восточной философии он известен своей ролью в буддийских трех признаках существования . Это также элемент индуизма . В западной философии оно наиболее известно благодаря своему первому появлению в греческой философии в трудах Гераклита и в его учении о panta rhei (все течет). В западной философии это понятие также называют становлением .
религиозные религии
[ редактировать ]Палийское слово , обозначающее непостоянство, аничча , представляет собой составное слово, состоящее из «а», означающего непостоянство, и «никча», означающего «постоянный, непрерывный, постоянный». [1] В то время как «никча» — это концепция непрерывности и постоянства, «аничча» относится к своей полной противоположности; отсутствие постоянства и преемственности. Этот термин является синонимом санскритского термина анитья (а + нитья). [1] [2] Концепция непостоянства занимает видное место в буддизме, а также встречается в различных школах индуизма и джайнизма. Этот термин также появляется в Ригведе . [3] [4]
буддизм
[ редактировать ]Часть серии о |
буддизм |
---|
Переводы непостоянство | |
---|---|
Английский | непостоянство |
санскрит | непостоянный ( IAST : Анитья ) |
Есть | Анич ( аничка ) |
бирманский | Смерть ( MLCTS : аничча ) |
китайский | непостоянство ( Пиньинь : учан ) |
японский | непостоянство ( Ромаджи : мудзё ) |
кхмерский | Навсегда ( UNGEGN : аниччам ) |
корейский | Бесплатно ( RR : лиса ) |
тибетский | непостоянный ( Уайли: ми, пока, THL: ми, да, пока ) |
Тагальский | Анисса |
тайский | непостоянный ( RTGS : Аниччан ) |
вьетнамский | непостоянный |
Глоссарий буддизма |
Непостоянство , называемое аничча (пали) или анитья (санскрит), широко встречается в Палийском каноне. [1] как одно из основных учений буддизма . [1] [5] [6] Доктрина утверждает, что все обусловленное существование без исключения «преходяще, мимолетно, непостоянно». [1] Все временные вещи, материальные или ментальные, представляют собой составные объекты, находящиеся в постоянном изменении состояния, подверженные упадку и разрушению. [1] [2] Все физические и психические события не метафизически реальны. Они не постоянны и не постоянны; они возникают и растворяются. [7]
Аничча понимается в буддизме как первый из трёх признаков существования ( трилакшана ), два других — дуккха (страдание, боль, неудовлетворённость) и анатта (безличность, недуша, отсутствие сущности). [6] [5] [8] В палийских текстах оно появляется как «саббе санкхара аничча, саббе санкхара дуккха, саббе дхамма анатта» , что Щурек переводит как «все обусловленные вещи непостоянны, все обусловленные вещи болезненны, все дхаммы лишены Я». [9]
Все физические и психические события, утверждает буддизм, возникают и растворяются. [10] Человеческая жизнь воплощает в себе это течение в процессе старения, цикл повторяющихся рождений и смертей ( Сансара ), ничто не вечно, и все распадается. Это применимо ко всем существам и их окружению, включая существ, которые перевоплотились в дэва ( бога ) и нараки (ада). мирах [11] [12]
Аничча тесно связана с доктриной анатты , согласно которой вещи не имеют сущности, постоянного «я» или неизменной души. [13] [14] Будда учил, что, поскольку ни один физический или ментальный объект не является постоянным, желания или привязанности к любому из них вызывают страдания ( дуккха ). Понимание Аниччи и Анатты — это шаги на пути духовного продвижения буддиста к просветлению. [15] [7] [16]
Все, будь то физическое или ментальное, представляет собой формацию ( санкхару ), имеет зависимое происхождение и непостоянно. Оно возникает, меняется и исчезает. [17] [18] Согласно буддизму, все в жизни человека, все предметы, а также все существа, будь то небесные, адские или земные сферы в буддийской космологии , всегда изменчивы, непостоянны, претерпевают возрождение и повторную смерть ( Самсара ). [11] [12] Это непостоянство является источником дуккхи . Это противоположность нирване , реальности, которая является никча , или не знает изменений, распада или смерти. [1]
Руперт Гетин о Четырех благородных истинах говорит: [19]
Пока есть привязанность к вещам, которые
нестабильный, ненадежный, изменчивый и непостоянный,
будут страдания –
когда они изменятся, когда они перестанут быть
какими мы хотим, чтобы они были.
(...)
Если жажда является причиной страдания, то прекращение
страданий, несомненно, будет следовать из «полного
угасание и прекращение этой самой жажды»:
это отказ, отказ, освобождение, отпускание.
индуизм
[ редактировать ]Термин Анитья (अनित्य), в смысле непостоянства объектов и жизни, появляется в стихе 1.2.10 Катха Упанишады , одной из Основных Упанишад индуизма. [20] [21] Он утверждает, что все в мире непостоянно, но непостоянная природа вещей — это возможность обрести то, что постоянно ( нитья ), как представляет индуистское писание свое учение об Атмане (Самости). [9] [21] [22] Термин Анитья также появляется в Бхагавад-гите в аналогичном контексте. [9]
Буддизм и индуизм разделяют доктрину Аниччи или Анитьи , то есть «ничто не вечно, все находится в состоянии постоянных изменений»; однако они не согласны с доктриной Анатты , то есть существует ли «Я» или нет. [7] Даже в деталях своих теорий непостоянства, утверждают Фрэнк Хоффман и Дигалле Махинда, буддийские и индуистские традиции различаются. [23] Изменение, связанное с Аниччей и связанными с ним привязанностями, вызывает печаль, или Дуккха, утверждает буддизм, и, следовательно, от них необходимо отказаться ради освобождения ( ниббана ), в то время как индуизм утверждает, что не все изменения и привязанности ведут к Дуккхе , а некоторые изменения – умственные, физические или самопознание – ведут к счастью и поэтому нужно стремиться к освобождению ( мокша ). [23] Никча анатта (постоянное) в буддизме — это ( не-душа), Нитья в индуизме — это атман (Я). [9]
Западная философия
[ редактировать ]Часть серии о |
Философия |
---|
Непостоянство впервые появляется в греческой философии в трудах Гераклита и его учении о panta rhei (все течет). Гераклит был известен своей настойчивостью в том, что постоянные изменения являются фундаментальной сущностью вселенной, как сказано в знаменитой поговорке: «Ни один человек никогда не вступает в одну и ту же реку дважды». [24] Обычно это считается ключевым вкладом в развитие философской концепции становления , в отличие от «бытия», и иногда рассматривается в диалектической связи с утверждением Парменида о том, что «все, что есть, есть, а то, что не есть». не может быть», последнее понимается как ключевой вклад в развитие философской концепции бытия . По этой причине Парменид и Гераклит обычно считаются двумя основателями онтологии . Ученые в целом считали, что либо Парменид отвечал Гераклиту, либо Гераклит Пармениду, хотя мнения о том, кто кому отвечал, менялись на протяжении 20-го и 21-го веков. [25] Позиция Гераклита была дополнена его решительной приверженностью единству противоположностей в мире, заявив, что «путь вверх и вниз - один и тот же». Посредством этих доктрин Гераклит охарактеризовал все существующие сущности парами противоположных свойств, согласно которым ни одна сущность никогда не может занимать одно и то же состояние в одно и то же время. Это, наряду с его загадочным высказыванием о том, что «все сущности возникают в соответствии с этим Логосом » (буквально «слово», «причина» или «отчет»), было предметом многочисленных интерпретаций.
Непостоянство было широко, но не повсеместно принято среди последующих греческих философов. Демокрита предполагала, что совокупности атомов непостоянны. Теория атомов [26] Пиррон заявил, что все есть астатмета (нестабильное) и анэпикрита (нестабильное). [27] Плутарх так комментировал непостоянство, говоря: «И если природа, которая измеряется, подчинена тем же условиям, что и время, которое ее измеряет, то эта природа сама по себе не имеет ни постоянства, ни «бытия», но становится и исчезает в соответствии со своим отношением ко времени. [28] Философ стоик - Марк Аврелий » в «Размышлениях содержит множество комментариев о непостоянстве, например: «Имейте в виду, что все существующее уже изнашивается по краям и находится в переходном состоянии, подвержено фрагментации и гниению». (10.18) [29]
Платон отверг непостоянство, возражая против Гераклита: [30]
Как может быть реальной вещью, которая никогда не находится в одном и том же состоянии? ...ибо в тот момент, когда наблюдатель приближается, они становятся другими... так что вы не можете продвинуться дальше в познании их природы или состояния... но если то, что знает, и то, что познано, существует когда-либо... .то я не думаю, что они могут напоминать процесс или поток....
слава мира» Несколько известных римско-латинских высказываний посвящены непостоянству, в том числе «Все меняется», «Так проходит , и времена меняются .
В искусстве и культуре
[ редактировать ]- Акио Джиссоджи « буддийский Авторский фильм Мудзё » (также известный как «Эта преходящая жизнь ») обязан своим названием доктрине непостоянства.
- «Непостоянство» — название новеллы Даниэля Фризано.
- «Impermanence» — название седьмого трека альбома For The That Wish to Exist группы Architects .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Томас Уильям Рис Дэвидс; Уильям Стед (1921). Палийско-английский словарь . Мотилал Банарсидасс. стр. 355, Статья о Никке . ISBN 978-81-208-1144-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Роберт Э. Басуэлл младший; Дональд С. Лопес младший (2013). Принстонский словарь буддизма . Издательство Принстонского университета. стр. 47–48, Статья об Анитье . ISBN 978-1-4008-4805-8 .
- ^ AC Паранджпе (2006). «Я» и идентичность в современной психологии и индийской мысли . Springer Science & Business Media. п. 172. ИСБН 978-0-306-47151-3 .
- ^ Мартин Г. Уилтшир (1990). Аскетические фигуры до и в раннем буддизме: появление Гаутамы как Будды . Вальтер де Грюйтер. стр. 136, примечание 14. ISBN. 978-3-11-009896-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Ричард Гомбрич (2006). Тхеравада-буддизм . Рутледж. п. 47. ИСБН 978-1-134-90352-8 . , Цитата: «Говорят, что все феноменальное существование [в буддизме] обладает тремя взаимосвязанными характеристиками: непостоянством, страданием и отсутствием души или сущности».
- ^ Перейти обратно: а б Роберт Э. Басуэлл младший; Дональд С. Лопес младший (2013). Принстонский словарь буддизма . Издательство Принстонского университета. стр. 42–43, 47, 581. ISBN. 978-1-4008-4805-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с Рэй Биллингтон (2002). Понимание восточной философии . Рутледж. стр. 56–59. ISBN 978-1-134-79348-8 .
- ^ Аничча-буддизм , Британская энциклопедия (2013);
Анатта-буддизм , Британская энциклопедия (2013);
Пхра Паютто (1995). Буддадхамма: естественные законы и жизненные ценности . Перевод Гранта Олсона. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 62–63. ISBN 978-0-7914-2631-9 . - ^ Перейти обратно: а б с д Ричард Фрэнсис Гомбрич; Кристина Анна Шеррер-Шауб (2008). Буддийские исследования . Мотилал Банарсидасс. стр. 209–210. ISBN 978-81-208-3248-0 .
- ^ Аничча-буддизм , Британская энциклопедия (2013)
- ^ Перейти обратно: а б Дэмиен Киоун (2013). Буддизм: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. стр. 32–38. ISBN 978-0-19-966383-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Питер Харви (2012). Введение в буддизм: учения, история и практики . Издательство Кембриджского университета. стр. 32–33, 38–39, 46–49. ISBN 978-0-521-85942-4 .
- ^ Анатта-буддизм , Британская энциклопедия (2013)
- ^ [а] Рождественские Хамфрис (2012). Изучение буддизма . Рутледж. стр. 42–43. ISBN 978-1-136-22877-3 .
[б] Брайан Моррис (2006). Религия и антропология: критическое введение . Издательство Кембриджского университета. п. 51. ИСБН 978-0-521-85241-8 . , Цитата: «(...) анатта — это учение о не-я, крайняя эмпирическая доктрина, которая утверждает, что представление о неизменном постоянном «я» является фикцией и не имеет реальности. Согласно буддийской доктрине, отдельная личность состоит из пяти скандх или групп — тела, чувств, восприятий, импульсов и сознания. Вера в «я» или душу, стоящую над этими пятью скандами, иллюзорна и является причиной страдания».
[с] Ричард Гомбрич (2006). Тхеравада-буддизм . Рутледж. п. 47. ИСБН 978-1-134-90352-8 . , Цитата: «(...) Учение Будды о том, что существа не имеют ни души, ни постоянной сущности. Эту «доктрину отсутствия души» (анатта-вада) он изложил в своей второй проповеди». - ^ Брайан Моррис (2006). Религия и антропология: критическое введение . Издательство Кембриджского университета. стр. 51–53. ISBN 978-0-521-85241-8 .
- ^ Джон Уэлен-Бридж (2011). Письмо как просветление: буддийская американская литература в XXI веке . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 154–155. ISBN 978-1-4384-3921-1 .
- ^ Пол Уильямс (2005). Буддизм: Буддизм в Китае, Восточной Азии и Японии . Рутледж. стр. 150–153. ISBN 978-0-415-33234-7 .
- ^ Дэмиен Киоун (2004). Словарь буддизма . Издательство Оксфордского университета. п. 15. ISBN 978-0-19-157917-2 .
- ^ Руперт Гетин (1998). Основы буддизма . Издательство Оксфордского университета. п. 74 . ISBN 978-0-19-160671-7 .
- ^ Катха Упанишада 1.2.10 , Wikisource; Цитата: Я знаю, что Шевадхи бесконечен, но непостоянным он недостижим, ибо он непостоянен. Затем я Начикеты с получил огонь помощью непостоянных предметов. 10. 10॥
- ^ Перейти обратно: а б Поль Деуссен, Шестьдесят Упанишад Вед, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120814684 , страница 283 со сноской 1.
- ^ Макс Мюллер (1884). Упанишады . Издательство Оксфордского университета (перепечатано Dover Press, 2012). п. 9, стих 1.2.10. ISBN 978-0-486-15711-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Фрэнк Хоффман; Дигалле Махинда (2013). Палийский буддизм . Рутледж. стр. 162–165. ISBN 978-1-136-78553-5 .
- ↑ Так Платон излагает учение Гераклита. См. Кратил , 402а.
- ^ Джон Палмер (2016). Парменид . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
- ^ «Демокрит» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. 2016.
- ^ Беквит, Кристофер И. (2015). Греческий Будда: Встреча Пиррона с ранним буддизмом в Центральной Азии (PDF) . Издательство Принстонского университета . стр. 22–23. ISBN 9781400866328 .
- ^ Плутарх, На букве «Е» в Дельфах.
- ↑ Марк Аврелий о непостоянстве phillipwells.com, апрель 2015 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Кратил, параграф 440, разделы, компакт-диск.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Буддийская философия универсального потока (1935) Саткари Мукерджи
- «Все о переменах», Таниссаро Бхиккху
- Три признака существования Ньянапоники Тхеры
- Время и временность: буддийский подход , Кеннет К. Инада (1974), Философия Востока и Запада