аль-Аллама аль-Хилли
аль-Хасан бин Юсуф бин Али ибн аль-Мутаххар аль-Хилли | |
---|---|
Заголовок | аль-Аллама аль-Хилли (Мудрец Хиллы) |
Персональный | |
Рожденный | 23 или 25 декабря 1250 года, Хилла , Ирак. |
Умер | 27 или 28 декабря 1325 г., Хилла , Ирак (75 лет) |
Религия | ислам |
Эра | Золотой век ислама |
Номинал | Шиитский ислам |
Юриспруденция | школа Джафари |
Крид | Двенадцатилетний шиизм |
Основной интерес(и) | Калам , тафсир , хадис , илм ар-риджал , усул и фикх |
Известные работы | Нахдж аль-Хак ва Кашф ас-Седк , Тазкират аль-Фукаха , Минхадж аль-Карама , Кашф аль-Якин и другие |
Известный | Введение иджтихада в шиитскую юриспруденцию Распространение шиитского ислама в Персии |
Мусульманский лидер | |
Под влиянием |
Часть серии о шиитском исламе. |
Двенадцатилетний шиизм |
---|
Портал шиитского ислама |
Джамаль ад-Дин аль-Хасан бин Юсуф бин Али ибн аль-Мутаххар аль-Хилли ( араб . Джамал ад-Дин аль-Хасан бин Юсуф бин Али ибн аль-Мутаххар аль-Хилли (араб. Джамаль ад-Дин аль-Хилли ); декабрь 1250 — декабрь 1325), известный под почётным титулом аль-Аллама аль-Хилли ( араб . Знак Аль-Хилли , «Мудрец Хиллы »). [ 1 ] был иракским арабом [ 2 ] ученый и один из самых влиятельных мусульманских авторов-двунадесятников всех времен. Он был знатоком теологии двунадесятников, а также муджтахидом . Аль-Хурр аль-Амили насчитал не менее 67 его произведений. [ 3 ]
Имена и титулы
[ редактировать ]Имя Аль-Хилли следующее: его кунья был Абу Мансур, а его первый титул был Аллама «мудрец», второй — Джамал ад-Дин, а третий — Джамал аль-Милла ва ль-Хакк ва ль-Дин. Его имя было аль-Хасан, а имя его отца было Юсуф. [ 4 ]
Жизнь
[ редактировать ]Аль-Хилли, также известный как «мудрец Хиллы», [ 5 ] родился в Хилле , Ирак , который обычно считается центром шиитского ислама , когда суннитские лидеры контролировали Багдад при его жизни. [ 5 ] Он вошел в известную семью шиитских юристов и богословов. Его отец, Садид ад-Дин аль-Хилли, был уважаемым муджтахидом и ведущей фигурой в шиитском сообществе. Его дядя по материнской линии Мухаккик аль-Хилли также был известным ученым.
Он изучал теологию и исламскую юриспруденцию в Хилле под эгидой своего отца, дяди и других известных ученых, в том числе Али ибн Тавуса аль-Хилли и Ахмада ибн Тавуса аль-Хилли. [ 6 ] Он также провел некоторое время в недавно созданной обсерватории Мараге , где изучал авиценнизм и математику под руководством Насир ад-Дина ат-Туси , а также познакомился с работами Фахра ад-Дина ар-Рази . Позже он отправился в Багдад и познакомился с учением ибн Араби . [ 7 ]
Среди других его учителей были Наджм ад-Дин аль-Казвини аль-Катиби и аль-Бахрани . Он также сидел с учеными-суннитами, изучая суннитскую юриспруденцию. Подобно Бахрани и Туси, Хилли был современником монгольского вторжения в Персию и Месопотамию и играл роль, аналогичную роли своего учителя.
Хилли был плодовитым писателем, библиография которого насчитывает около ста двадцати названий. Некоторые из его работ опубликованы, рукописи других еще предстоит найти. [ 8 ]
Освоив философию, теологию и астрологию в качестве ученика выдающихся ученых своего времени, он начал плодотворную карьеру как самостоятельный авторитетный писатель. Ему приписывают около 500 работ, но опубликовано лишь несколько. Он переехал в Персию в 705/1305 году, где стал наиболее влиятельным в распространении двунадесятного шиизма в придворных кругах Ильханата . [ 9 ]
В 1305 году Аль-Хилли эмигрировал в Персию, ко двору Иль -хана Оляйту , которого, как полагают, он обратил из суннитского ислама в двунадесятник. В результате своего обращения Оляйту провозгласил двунадесятник ислам государственной религией Ирана. Монеты чеканились в честь Двенадцати Имамов . И аль-Хилли, и его сын Фахр аль-Мухаккикин вели обширные богословские и юридические дебаты с местными учеными-суннитами. Произведя впечатление на Ильхана, он был назначен в передвижное медресе саяра . Аль-Хилли, однако, в конце концов вернулся в свой родной город и провел там последние годы своей жизни, преподавая. [ 7 ]
Интеллектуальный выход
[ редактировать ]Согласно некоторым источникам, Аль-Хилли написал более тысячи работ (включая короткие трактаты и послания) по исламскому праву, юриспруденции, теологии и тафсиру , или Корана . комментариям [ 10 ] Из них около шестидесяти сохранились до наших дней. Однако опубликовано только восемь из них. Они «расцениваются имамитами-шиитами как наиболее достоверное изложение их догмы и практики». [ 5 ] Популярность и влияние его сочинений на более поздних ученых подтверждается большим количеством рукописей и большим количеством написанных к ним комментариев. Он сам является лучшим источником информации о своих произведениях, поскольку он записал все свои сочинения до 1294 года в своем биографическом труде «Хуласат уль-Аквал» ( «Сводка мнений» ). [ 7 ]
Теология
[ редактировать ]В богословии Аль-Хилли был знаком с басранской школой мутазилизма , как показывает его самая ранняя работа по теологии «Манхадж уль-Якин фи Усул ил-Дин» . последнего Он также находился под глубоким влиянием Насир ад-Дина ат-Туси и написал комментарий к знаменитому Таджриду уль-Итикаду . Этот комментарий является одним из наиболее читаемых произведений аль-Хилли, поскольку он является первым комментарием, написанным к Таджриду и, таким образом, формирует основу для понимания работы Туси более поздними комментаторами. [ 7 ] Также благодаря своей работе в «Таджрид уль-Итикад» Аль-Хилли был известен как один из первых учёных шиитской имамии, использовавших термин «иджтихад» (и’тикад) в смысле «приложения максимальных усилий в приобретение знаний законов шариата » . [ 11 ] С этого момента шииты приняли этот термин.
Еще одна из его самых известных богословских работ — «Одиннадцатая глава» (название является намеком на более раннюю его работу « Манхадж уль-Салат» , состоявшую из десяти глав), которую он составил ближе к концу своей жизни как краткое изложение. шиитских доктрин для образованных мирян (а не для начинающих ученых). Судя по количеству написанных к нему комментариев и переводу на персидский и английский язык, это самая популярная его работа. [ 7 ]
он написал несколько полемических За время своего пребывания при дворе Ильхана трактатов. Они были в основном направлены против суннитской и ашаритской теологии. В них он был в основном озабочен поддержкой и защитой шиитского взгляда на идеи имамата и мутазилитов о свободе воли (в отличие от ашаритского детерминизма ). [ 7 ] Авиценнана и Ишраки Он также был знаком с философией . Он написал несколько собственных работ, посвященных таким предметам, как логика , физика , метафизика и математика. В целом он очень критично относится к мнениям исламских философов и стремится опровергнуть их всякий раз, когда они кажутся несогласными с господствующей теологией. [ 7 ] Согласно « Энциклопедии ислама» , «его услуги были настолько оценены шиитами, что вскоре после его смерти его могила в Мешхеде стала одним из центров почитания для тех, кто совершает паломничество к могиле имама Али-аля». -Рида». [ 5 ]
Юриспруденция
[ редактировать ]Роль Аль-Хилли в формировании Двенадцати принципов исламской юриспруденции очень важна. Он подготовил объемистый юридический сборник, а также несколько работ и комментариев. Двумя наиболее важными произведениями являются аль-Мухталаф «Разногласие» и аль-Мунтаха «Конец». «Аль-Мухталаф» - это юридическое руководство, посвященное решению юридических вопросов, по которым юристы-двунадесятники придерживаются разных мнений, тогда как « Аль-Мунтаха» представляет собой систематическое и подробное изложение юридических заключений аль-Хилли. Он также написал краткое юридическое руководство « Каваид уль-Ахкам», которое пользовалось популярностью среди более поздних ученых, судя по количеству написанных к нему комментариев. Среди его более поздних юридических работ — «Тазкират аль-Фукаха» , юридическое руководство, предназначенное для использования непрофессионалами. Он также написал юридические труды по конкретным вопросам, таким как хадж или намаз . [ 7 ]
Вклад Аль-Хилли в юриспруденцию, « Мабади аль-вусул иля илм аль-усул», был переведен в двойном арабско-английском издании под названием «Основы юриспруденции: введение в имамитскую шиитскую правовую теорию» Сайида Амджада Х. Шаха Накави и опубликован Выходные данные Классической шиитской библиотеки Shīa Institute Press в сотрудничестве с Brill Publishers в 2016 году. [ а ] По словам Накави, « Мабадих » аль-Хилли представляет собой настоящую сумму юриспруденции, которая предлагает краткий и очень сжатый обзор всего предмета юриспруденции ( усуль аль-фикх ), а также перспективу, с которой можно полностью обозреть состояние государства. теории права как в эпоху автора, так и в предшествовавшую ей эпоху». [ 12 ] Во введении Накави заявляет, что первая глава « Мабади» касается философии языка, включая дискуссии относительно «природы отношений между значением (или смыслом) и ссылкой, то есть того, как семантические свойства высказывания соотносятся с его смыслом. синтаксические свойства, отношения между значением и употреблением, вопрос о том, опережает ли коннотация денотация, а также расширенное исследование и теоретизирование предполагаемого происхождения языка». Язык является ключом к юриспруденционному мышлению аль-Хилли, потому что, как говорит Накави, «все последующие дискуссии в Мабадихе зависят от того, как открытое слово Корана, а также записанные пророческие и имамические высказывания должны быть практически истолкованы и поняты для цели теории права — исследование, которое в равной степени связано с языком, как и с теологией». [ 13 ]
Вторая глава « Основ юриспруденции» посвящена исследованию постановлений аль-Хилли ( аль-ахкам ) и включает обсуждение «этической оценки и анализа действия, соответствующих постановлений, которые, следовательно, будут к нему применяться, условий, согласно которым постановление по иску может быть квалифицировано по способу его исполнения и другим связанным с этим вопросам с целью определения того, как они, в свою очередь, влияют на статус постановления по иску». [ 14 ]
Как отмечает Накави, третья глава «Мабадиха » , озаглавленная «О приказах ( аль-авамир ) и запретах ( ан-навахи )», начинается «с лингвистического исследования, в котором высказывания составляют команду; а именно обсуждение разногласий относительно сущности речи и повелительной формы глагола. «Аллама затем предлагает очень подробное описание и типологию различных видов обязательств, которые могут возникнуть в результате высказываний, и выдвигает на первый план особенности различных приказов и их различных модальностей». [ 15 ]
В «Мабадихе» содержатся дополнительные главы: «Приказы» ( аль-авамир ) и «Запреты» ( ан-навахи ), «Общность» ( аль-умум ) и «Специальность» ( аль-хусус ), «Неоднозначные» ( аль-муджмаль ) и «Разъясненные» ( аль-мубайян ), Действия ( аль-аф'ал ), Отмена ( аль-насх ), Согласие ( аль-иджма ), Повествования ( аль-ахбар ), Аналогическое рассуждение ( аль-кияс ), Предпочтение ( ат-тарджих ) и Юридическое рассуждение ( аль-иджтихад). ) и его иждивенцы.
По мнению Накави, «вклад аль-Хилли в развитие имамитской правовой теории и особая позиция, которую он занимает по некоторым вопросам юриспруденции [...], можно резюмировать следующим образом», а именно: «Аллама поддерживает: принцип безразличия ( аль-ибахах ) относительно состояния всех вещей до раскрытия божественного закона ( аш-шари ); что некоторые высказывания имеют юридическую достоверность ( аль-хакика аш-шарийя ); что команда ( аль-амр ) не означает ни разового выполнения ( аль-марра ), ни повторного исполнения ( ат-такр ); что в отношении социальных взаимодействий запрет ( ан-нахи ) не требует необоснованности ( аль-фасад ) того, что запрещено; что высказывания общего характера ( альфам аль-умум ) предназначены для достижения общего смысла ( аль-ма'на аль-амм ); что разрешено действовать в соответствии ( тааббуд ) с одиночным повествованием на основе мышления ( акль ) и божественного закона ( шари ); и что термин юридическое обоснование ( аль-иджтихад ) следует понимать в соответствии с новой номенклатурой ( иштилах ), впервые использованный его дядей аль-Мухаккиком аль-Хилли: как высшая научная попытка, предпринятая с целью вывести юридическое решение ( аль-хукм аш-шари ) на основе доказательств». [ 16 ]
Работает
[ редактировать ]Одна из его работ, посвященная концепции шиитского имамата ( Минхадж аль-карама ) подверглась критике со стороны суннитского ученого Ибн Таймийи в его девятитомном труде « Минхадж Ас-Сунна ан-Набавия» . Помимо различных трактатов по религиозному праву , Аллама создал систематическую версию науки о традициях ( хадисы и ахбар ), основанную на принципах, которые позже вызвали антагонизм усулиюн. [ нужны разъяснения ] и ахбариюн . В традиции калам он оставил комментарий к одному из первых трактатов, написанных одним из старейших имамитов- мутакаллимунов , Абу Исхаком Ибрагимом ан-Наубахти, умершим около 350/961 года. Точно так же он написал комментарии к двум упомянутым выше трактатам Насира, Таджриду и Каваиду , - комментарии, которые читались и перечитывались, изучались и комментировались поколениями ученых. Он оставил краткое изложение обширного комментария своего учителя Мейтама аль-Бахрани к « Нахдж аль-Балага» . Используя методы как человека калама, так и философа, он написал исследования по книгам Авиценны « Аль-Ишарат ва-'л-танбихат» ( «Замечания и увещевания» ) и «Китаб аль-Шифах» ( «Книга исцеления »); предпринял попытку решить трудности ( холм аль-мушкилат ) ас-Сухраварди «Китаб аль-талвихат» ( Книга разъяснений ) ; написал трактат, сравнивающий ( танасуб [ нужны разъяснения ] ) ашариты и софисты ; два других энциклопедических трактата: «Скрытые тайны » ( аль-Асар аль-хаффья ) по философским наукам, версия с автографом которого находится в Наджафе , и « Полный курс обучения» ( Талим тамм ) по философии и каламу и т. д. Он ставит под сомнение принцип Ex Uno non fit nisi Unum (только Один может исходить из Единого), как это сделал до него его учитель Насир Туси, вдохновленный ас-Сухраварди, и допускает существование внутрисубстанциального движения, которое возвещает теорию Муллы Садры . [ 17 ]
Его наиболее известные работы следующие:
- Кашф аль-Якин фи Фадаил Амир аль-Муминин , краткий трактат о превосходстве Али («Али ибн Аби Талиб»).
- Кихаластах ан-Нисаб , трактат о потомках Али, алави . В этот трактат также включены потомки Али, мигрировавшие в другие страны после возникновения халифата Омейядов .
- Минхадж аль-Салат фи кктисар аль-Мисбах , труд о религиозных обязанностях, особенно о молитве.
- Минхадж аль-карама , защита шиитской доктрины Имамата.
- Манахидж аль-якин фи ушул ад-дин , трактат об основных принципах шиитского вероучения. [ 18 ]
- Мааридж аль-Фахм , комментарий автора к его собственному труду «Назм аль-Барахин» .
- Нахдж Аль Хак Ва Кашф Аль Седк , опровержение теологии и правовой системы суннитов.
- Намм аль Барахин фи Усул ад-Дин , труд по схоластическому богословию.
- Тазкират аль-Фукаха , труд по шиитской юриспруденции в трех томах.
- Таххиб аль-вусул иля илм аль-усул. [ 18 ]
- Каваид аль-Ахкам [ 19 ]
- « Мухталаф аш-Шиа фи Ахкам аш-Шариа», работа, описывающая моменты юридических разногласий среди юристов.
Профессора
[ редактировать ]- Садид ад-Дин, Юсуф бин Али бин аль-Мутаххар аль-Хилли (отец).
- аль-Мухаккик аль-Хилли .
- Радхи ад-Дин, Али ибн Муса ибн Тавус аль-Хусайни.
- Джамаль ад-Дин, Ахмад бин Муса бин Таввус аль-Хусейни.
- Нашир ад-Дин аль-Туси .
- Яхья бин Саид аль-Хилли.
- Муфид ад-Дин, Мухаммад бин Джухайм аль-Асади аль-Хилли.
- Джамаль ад-Дин, аль-Хусейн бин Абан ан-Нахви.
- Мухаммад бин Мухаммад бин Ахмад аль-Кайши.
- Наджм ад-Дин, Али бин Омар аль-Катиби.
- Бурхан ад-Дин ан-Насафи.
- Изз ад-Дин аль-Фаруки аль-Васити.
- Таки ад-Дин, Абдулла бин Джафар аль-Саббах аль-Ханафи аль-Куфи.
Примечания
[ редактировать ]- ^ аль-Хилли, аль-Аллама (2016). «Основы юриспруденции - введение в имами-шиитскую правовую теорию». Основы юриспруденции - Введение в правовую теорию имами-шиитов . Брилл. ISBN 978-90-04-31177-0 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Аль-Аллама аль-Хилли» . Оксфордские библиографии.
- ^ Сабина Шмидтке (1991). Богословие аль-Аллама аль-Хилли: (ум. 726/1325) . Клаус Шварц Верлаг. стр. 11.
- ^ Хидайет Хоссейн, М. (1913–1936). «аль-Хасан б. Юсуф б. Али б. аль-Мутаххар аль-Хилли» . У Мартина Теодора Хоутсмы ; и др. (ред.). Энциклопедия ислама . Том. II (1-е изд.). Лейден: Брилл. п. 277б. дои : 10.1163/2214-871X_ei1_SIM_2734 . ISBN 90-04-08265-4 .
- ^ « Уроки из жизни наших улемов. Архивировано 3 августа 2012 г. на archive.today – Часть 9». ИСЛАМСКИЕ ЗАКОНЫ - Фикх и улемы. Нп и Интернет. 12 апреля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джафри, ШМ (1954–2007) [1967]. «аль-Хилли, (1) Хаджамал ад-Дин Хасан б. Юсуф б. Али б. Мутаххар» . В ХАР Гибб ; и др. (ред.). Энциклопедия ислама . Том. III (2-е изд.). Лейден: Брилл. стр. 390а–390б. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_2867 . ISBN 90-04-07026-5 .
- ^ Тегерани, Ага Бузург, Табакат Алам иль-Шиах, т.5, стр.52 (арабский)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Шмидкте, С. ХЕЛЛИ, ХАСАН Б. ЮСОФ Б. МОТАХХАР. Энциклопедия Ираника (www.iranicaonline.org, дата обращения: 28.09.09)
- ^ Аль-Сухраварди и философия света, стр.59. Архивировано 26 марта 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Исмаилиты и другие арабские рукописи: описательный каталог рукописей.
- ^ Тегерани, Ага Бузург, Табакат Алам иль-Шиах, т.5, стр.53 (арабский)
- ^ Мутаххари, мученик Муртада. «Роль иджтихада в законодательстве». Аль-Таухид: Ежеквартальный журнал исламской мысли и культуры 4.2 (0): n. когда. http://www.al-islam.org/al-tawhid/ . Веб. 10 апр. 2010.
- ^ аль-Хилли, аль-Аллама. (07.11.2016). Основы юриспруденции - введение в правовую теорию имами-шиитов. Введение, перевод и критическое издание на арабском языке Сайида Амджада Х. Шаха Накави . Лейден и Бостон: Брилл в сотрудничестве с Классической шиитской библиотекой, издательством Шиитского института. стр. xv. ISBN 978-90-04-31177-0 .
- ^ аль-Хилли, аль-Аллама. (07.11.2016). Основы юриспруденции - введение в правовую теорию имами-шиитов. Введение, перевод и критическое издание на арабском языке Сайида Амджада Х. Шаха Накави . Лейден и Бостон: Брилл в сотрудничестве с Классической шиитской библиотекой, издательством Шиитского института. п. 18. ISBN 978-90-04-31177-0 .
- ^ аль-Хилли, аль-Аллама (07.11.2016). Основы юриспруденции - введение в правовую теорию имами-шиитов. Введение, перевод и критическое издание на арабском языке Сайида Амджада Х. Шаха Накави . Лейден и Бостон: Брилл в сотрудничестве с Классической шиитской библиотекой, издательством Шиитского института. п. 30. ISBN 978-90-04-31177-0 .
- ^ аль-Хилли, аль-Аллама (07.11.2016). Основы юриспруденции - введение в правовую теорию имами-шиитов. Введение, перевод и критическое издание на арабском языке Сайида Амджада Х. Шаха Накави . Лейден и Бостон: Брилл в сотрудничестве с Классической шиитской библиотекой, издательством Шиитского института. п. 35. ISBN 978-90-04-31177-0 .
- ^ аль-Хилли, аль-Аллама (07.11.2016). Основы юриспруденции - введение в правовую теорию имами-шиитов. Введение, перевод и критическое издание на арабском языке Сайида Амджада Х. Шаха Накави . Лейден и Бостон: Брилл в сотрудничестве с Классической шиитской библиотекой, издательством Шиитского института. стр. 94–5. ISBN 978-90-04-31177-0 .
- ^ Аль-Сухраварди и философия света, стр.59-60. Архивировано 26 марта 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Рукописи в микроформате: IM
- ^ Персидская литература, К. А. Стори
Источники
[ редактировать ]- Хилли, аль-. (2006). Британская энциклопедия. Получено 21 марта 2006 г. из Британской энциклопедии Premium Service [1].
- Тегеран, Ага Бузург. (дата неизвестна). Табакат Алам иль-Шиах. Тегеран: Исмаилианские издательства. (Арабский
- Шмидкте, С. Челли, ХАСАН Б. ЮСОФ Б. МОТАХХАР. Энциклопедия Ираника (www.iranicaonline.org, дата обращения: 28.09.09)