ꞌAreꞌare язык
ꞌАреꞌаре | |
---|---|
Область | |
Родной для | Соломоновы Острова |
Область | южная Малаита , Соломоновы Острова |
Носители языка | (18 000 по данным 1999 г.) [ 1 ] |
Диалекты |
|
Коды языков | |
ИСО 639-3 | alu |
глоттолог | area1240 |
На языке ꞌAreꞌare говорят люди ꞌAreꞌare, проживающие в южной части острова Малаита , а также на близлежащем острове Южная Малаита и восточном берегу Гуадалканала ( пролив Марау , в 60 км), в архипелаге Соломоновых островов . На нем говорят около 18 000 человек, что делает его вторым по величине океаническим языком на Соломоновых островах после квараа (также говорят на Малаите). Уровень грамотности в ꞌAreꞌare составляет где-то от 30% до 60% среди носителей первого языка и 25–50% среди изучающих второй язык . [ 1 ] Есть также переведенные отрывки Библии на этот язык с 1957 по 2008 год. [ 1 ] ꞌAreꞌare — лишь один из семидесяти одного языка, на котором говорят на Соломоновых Островах. Подсчитано, что существует как минимум семь диалектов ꞌAreꞌ. Некоторые из известных диалектов: Аре, Айаисий, Ву, Ионгиа, Тарапайна, Марехо и Марау; однако письменные источники о разнице между диалектами редки; без технического письменного стандарта. Существует лишь несколько ресурсов по словарному запасу языка ꞌAreꞌare. Письменный стандарт еще не установлен, единственным официальным документом по языку является словарь ꞌAreꞌare, написанный Питером Гертсом, который, однако, не объясняет произношение, звуковые системы или грамматику языка. [ нужна ссылка ]
Использование языка и тенденции
[ редактировать ]ꞌAreꞌare — это этнический меланезийский народ , в котором по состоянию на 1999 год проживало до 18 000 носителей языка, что было резким увеличением по сравнению с 9 000 носителей языка, зарегистрированными в 1993 году Джоном Уайнамо Наиторо. Согласно переписи населения, проведенной Национальным статистическим управлением Соломоновых Островов, общая численность населения островов выросла с 285 176 человек в 1986 году до 515 870 человек в 2009 году. [ нужна ссылка ] Однако язык ꞌAreꞌare не охватывает всю территорию островов. Скорее, большая часть говорящего населения ограничена южной стороной острова Малаита , а также столицей Хониара на острове Гуадалканал. [ 1 ] Носители живут охотниками и земледельцами. [ нужна ссылка ] Традиционно они являются религиозным народом, и хотя сейчас они в основном придерживаются христианской культуры, ꞌАре по-прежнему придают большое значение связи между предками и землей вокруг них. Могильники считаются тесно связанными как духовно, так и с точки зрения «родовой силы». Культура народа ꞌAreꞌare традиционно передается устно через мифы и другие истории, поэтому трудно вести учет всех аспектов их верований и языка. Однако Комитет по переводам Вайрокай предпринял шаги по установлению письменного стандарта, который впоследствии может быть внедрен в школьную программу ꞌAreꞌare. [ 2 ]
Музыкальная культура
[ редактировать ]Жители Соломоновых Островов ꞌAreꞌare уделяют большое внимание музыке. Фактически, большинство людей ꞌAreꞌare различают как минимум 20 различных музыкальных типов. ꞌAreꞌare относятся к музыкальным инструментам, использующим лексему ꞌau , которая имеет разное значение в зависимости от используемого контекста. На корневом уровне ꞌau означает «бамбук», который контрастирует с другими растениями. Например, когда говорят о «дереве», слово ꞌai используется . Поскольку значение лексемы au меняется в зависимости от контекста, au может также означать «музыкальные инструменты (из бамбука)» в зависимости от использования этого конкретного продукта. Поскольку слова в языке ꞌAreꞌare настолько двусмысленны, часто бывает сложно полностью точно перевести их значение. [ 3 ]
Фонология
[ редактировать ]Запас фонем языка ꞌAreꞌare представлен в таблице ниже. [ 4 ] Орфографические обозначения, отличающиеся от обозначений IPA, даны в угловых скобках. [ 4 ]
двугубный | Альвеолярный | Велар | Глоттальный | |
---|---|---|---|---|
носовой | м | н | ||
взрывной | п | т | к | ʔ ⟨ꞌ⟩ |
Кран | ɾ ⟨р⟩ | |||
Фрикативный | с | час | ||
аппроксимант | В |
Все взрывные звуки ( p, t, k, ʔ ) глухие и безнаддувные. Помимо этого, ꞌAreꞌare имеет два носовых звука ( m, n ), один жидкий ( r ), два фрикативных звука ( s, h ) и один аппроксимант ( w ). Эти два фрикатива противопоставляются в минимальной паре ɾasu «дым» и ɾahu «стареть».
Язык ꞌAreꞌare имеет систему из пяти гласных, в которой используются буквы «i, e, a, u, o». Долгота этих гласных контрастна. [ 2 ] Долгие гласные отмечаются макроном .
Передний | Центральный | Назад | |
---|---|---|---|
Высокий | я | в | |
Средний | и | тот | |
Низкий | а |
Минимальные пары, показывающие фонематический статус длины гласных, представлены ниже: [ нужна ссылка ]
- isu 'двигаться' и i꞉su 'считать, читать'
- tete «камень» и te꞉te «мать»
- весна «маленькая» против. ma꞉sika 'червь'
- oto 'бросить, копье' vs. o꞉to 'встретиться'
- ꞌuta 'что' и u꞉tə 'дождь'
Грамматическая структура
[ редактировать ]Лексические категории
[ редактировать ]Поскольку лексические категории ꞌAreꞌre морфологически не выделяются, положение слова в предложении необходимо для определения его функции в предложении. Например, существительное raeꞌareha «обученное знание» основано на корне глагола rae-ꞌare «быть знающим», но отдельные компоненты rae и ꞌare могут функционировать как отдельные лексемы, означающие «знать» и «вещь» соответственно. [ 5 ]
Глаголы
[ редактировать ]Глаголы в языке ꞌAreꞌare не демонстрируют согласия с подлежащим, и вместо глагольного изменения используются довербальные частицы для выражения времени. Подлежащее обычно выражается именной группой и независимым местоимением, за которым могут следовать маркеры подлежащего; которое является самостоятельной формой, а не глагольной приставкой. [ 2 ]
Ниже приведены три категории, которые различают глаголы:
- Строго непереходный
- Строго транзитивный
- амбитранзитивный
Напряженный
[ редактировать ]Исследование, проведенное Катериной Найторо, показало, что в языке ꞌAreꞌare существует базовое временное различие между будущим и небудущим. Время используется, чтобы привязать ситуации к определенному моменту времени, чтобы распознавалась следующая структура. [ 5 ] Будущее время отмечено во всех типах предикатов, но небудущее время не отмечено. Невербальные предложения могут использоваться не в будущем, но не в будущем.
В отрицании также есть различие между будущим и небудущим. Небудущее отрицается с помощью довербальной частицы ma , тогда как частица si используется для отрицания будущего. Примером этого может служить фраза Na=ma ma'asu , что означает «Я не спал». Но во фразе Na=si ma'asu ma заменяется на si , что теперь меняет значение на «Я не буду спать». Кроме того, активные и стативные глагольные сказуемые будут иметь положительное будущее, отмеченное предглагольной частицей ка рао. Например, фраза На маасу означает «Я спал». Однако подобная фраза Na=ka rao ma'asu переводится как «Я буду спать».
Существительные
[ редактировать ]Существительные ꞌAreꞌare не различаются по структуре, поэтому часто словоформа функционирует как существительное или глагол.
Существительные в языке ꞌAreꞌare делятся на следующие категории:
- Нарицательные и собственные существительные
- Счет и массовые существительные
- Прямо и косвенно принадлежащие существительные
На языке ꞌAreꞌare имена собственные состоят из личных имен и географических названий, тогда как подгруппа нарицательных существительных состоит из слов, которые относятся к местам, зданиям и географическим объектам.
Местоимения
[ редактировать ]В языке ꞌAreꞌare используется ряд личных, притяжательных и относительных местоимений для обозначения как неодушевленных, так и одушевленных объектов. Эти местоимения также различаются по единственному, двойственному и множественному числу. Местоимения двойственного и множественного числа различают включающие и исключительные категории. Включающие местоимения включают адресата в группу, тогда как исключительные местоимения относятся только к говорящему. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д ꞌAreꞌare в Ethnologue (25-е изд., 2022 г.)
- ^ Перейти обратно: а б с д и Наиторо, 2013 г. , стр. 1–5.
- ^ Земп, Хьюго (1978). «ꞌAreꞌare Классификация музыкальных типов и инструментов». Этномузыкология . 22 (1): 37–67. дои : 10.2307/851365 . JSTOR 851365 .
- ^ Перейти обратно: а б Наиторо 2013
- ^ Перейти обратно: а б Пейн, TE (1997). Описание морфосинтаксиса: руководство для профильных лингвистов . Кембридж, Великобритания; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
- Наиторо, Катерина (2013). Эскиз грамматики ꞌAreꞌare: звуковая система и морфосинтаксис (магистерская диссертация). Университет Кентербери. hdl : 10092/8085 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]