Финикия
2500 г. до н.э. [1] –64 г. до н.э. | |||||||||||||
Капитал | Никто; доминирующими городами были Сидон , Библос и Тир. [2] | ||||||||||||
Общие языки | финикийский , пунический | ||||||||||||
Religion | Canaanite religion | ||||||||||||
Demonym(s) | Phoenician | ||||||||||||
Government | City-states ruled by kings, with varying degrees of oligarchic or plutocratic elements; oligarchic republic in Carthage after c. 480 BC[3] | ||||||||||||
Major kings of Phoenician cities | |||||||||||||
• c. 1800 BC | Abishemu I | ||||||||||||
• 969 – 936 BC | Hiram I | ||||||||||||
• 820 – 774 BC | Pygmalion of Tyre | ||||||||||||
Historical era | Classical antiquity | ||||||||||||
• Established | 2500 BC[1] | ||||||||||||
969 BC | |||||||||||||
814 BC | |||||||||||||
• Pompey conquers Phoenicia and rest of Seleucid Empire | 64 BC | ||||||||||||
|
Финикия ( / f ə ˈ n ɪ ʃ ə , f ə ˈ n iː ʃ ə / ) , [4] или Финикия , была древней семитской талассократической цивилизацией, возникшей в прибрежной полосе Левантского региона восточного Средиземноморья , главным образом расположенной в современном Ливане . [5] [6] Территория финикийцев расширялась и сокращалась на протяжении всей истории, при этом ядро их культуры простиралось от Арвада в современной Сирии до горы Кармель в современном Израиле . [7] За пределами своей родины финикийцы распространились посредством торговли и колонизации по всему Средиземноморью, от Кипра до Пиренейского полуострова .
Финикийцы стали прямыми преемниками бронзового века хананеев , продолжая свои культурные традиции после упадка большинства основных культур в результате краха позднего бронзового века и без перерыва в железном веке . Считается, что они называли себя хананеями и называли свою землю Ханааном, что указывает на постоянную культурную и географическую ассоциацию. [8] Имя Финикия — это древнегреческий экзоним , который не совсем соответствовал сплоченной культуре или обществу, как это понималось изначально. [9] Therefore, the division between Canaanites and Phoenicians around 1200 BC is regarded as a modern and artificial division.[8]
The Phoenicians, known for their prowess in trade, seafaring and navigation, dominated commerce across classical antiquity and developed an expansive maritime trade network lasting over a millennium. This network facilitated cultural exchanges among major cradles of civilization, such as Greece, Egypt, and Mesopotamia. The Phoenicians established colonies and trading posts across the Mediterranean; Carthage, a settlement in northwest Africa, became a major civilization in its own right in the seventh century BC.
The Phoenicians were organized in city-states, similar to those of ancient Greece, of which the most notable were Tyre, Sidon, and Byblos.[10][11] Each city-state was politically independent, and there is no evidence the Phoenicians viewed themselves as a single nationality.[12] While most city-states were governed by some form of kingship, merchant families probably exercised influence through oligarchies. After reaching its zenith in the ninth century BC, the Phoenician civilization in the eastern Mediterranean gradually declined due to external influences and conquests. Yet, their presence persisted in the central and western Mediterranean until the destruction of Carthage in the mid-second century BC.
The Phoenicians were long considered a lost civilization due to the lack of indigenous written records, and only since the mid-20th century have historians and archaeologists been able to reveal a complex and influential civilization.[13] Their best known legacy is the world's oldest verified alphabet, whose origin was connected to that of the Hebrew script via the Proto-Sinaitic script,[14][page needed] and which was transmitted across the Mediterranean and used to develop the Arabic script and Greek alphabet and in turn the Latin and Cyrillic alphabets.[15][16] The Phoenicians are also credited with innovations in shipbuilding, navigation, industry, agriculture, and government. Their international trade network is believed to have fostered the economic, political, and cultural foundations of Classical Western civilization.[17][18]
Etymology
[edit]Being a society of independent city states, the Phoenicians apparently did not have a term to denote the land of Phoenicia as a whole;[19] instead, demonyms were often derived from the name of the city an individual hailed from (e.g., Sidonian for Sidon, Tyrian for Tyre, etc.) If the Phoenicians had an endonym to denote the land overall, some scholars believe that they would have used "Canaan" and therefore referred to themselves as "Canaanites".[20] Krahmalkov reconstructs the Honeyman inscription (dated to c. 900 BC by William F. Albright) as containing a reference to the Phoenician homeland, calling it Pūt (Phoenician: 𐤐𐤕).[21]
Obelisks at Karnak contain references to a "land of fnḫw", fnḫw being the plural form of fnḫ, the Ancient Egyptian word for 'carpenter'. This "land of carpenters" is generally identified as Phoenicia, given that Phoenicia played a central role in the lumber trade of the Levant.[22] As an exonym, fnḫw was evidently borrowed into Greek as φοῖνιξ, phoînix, which meant variably 'Phoenician person', 'Tyrian purple, crimson' or 'date palm'. Homer used it with each of these meanings.[23] The word is already attested in Mycenaean Greek Linear B from the 2nd millennium BC, as po-ni-ki-jo. In those records, it means 'crimson' or 'palm tree' and does not denote a group of people.[24] The name Phoenicians, like Latin Poenī (adj. poenicus, later pūnicus), comes from Greek Φοινίκη, Phoiníkē. Poenulus, a Latin comedic play written in the early 2nd century BC, appears to preserve a Punic term for 'Phoenicians', which may be reconstructed as *Pōnnīm.[25]
History
[edit]Since little has survived of Phoenician records or literature, most of what is known about their origins and history comes from the accounts of other civilizations and inferences from their material culture excavated throughout the Mediterranean. The scholarly consensus is that the Phoenicians' period of greatest prominence was 1200 BC to the end of the Persian period (332 BC).[26]
It is debated whether Phoenicians were actually distinct from the broader group of Semitic-speaking peoples known as Canaanites.[27][28] Historian Robert Drews believes the term "Canaanites" corresponds to the ethnic group referred to as "Phoenicians" by the ancient Greeks;[29] archaeologist Jonathan N. Tubb argues that "Ammonites, Moabites, Israelites, and Phoenicians undoubtedly achieved their own cultural identities, and yet ethnically they were all Canaanites", "the same people who settled in farming villages in the region in the 8th millennium BC".[30]: 13–14 Brian R. Doak states that scholars use "Phoenicians" as a short-hand for "Canaanites living in a set of cities along the northern Levantine coast who shared a language and material culture in the Iron I–II period and who also developed an organized system of colonies in the western Mediterranean world".[31]
The Phoenician Early Bronze Age is largely unknown.[32] The two most important sites are Byblos and Sidon-Dakerman (near Sidon), although, as of 2021, well over a hundred sites remain to be excavated, while others that have been are yet to be fully analysed.[32] The Middle Bronze Age was a generally peaceful time of increasing population, trade, and prosperity, though there was competition for natural resources.[33] In the Late Bronze Age, rivalry between Egypt, the Mittani, the Hittites, and Assyria had a significant impact on Phoenician cities.[33]
Origins
[edit]The Canaanite culture that gave rise to the Phoenicians apparently developed in situ from the earlier Ghassulian chalcolithic culture. Ghassulian itself developed from the Circum-Arabian Nomadic Pastoral Complex, which in turn developed from a fusion of their ancestral Natufian and Harifian cultures with Pre-Pottery Neolithic B (PPNB) farming cultures, practicing the domestication of animals during the 8.2 kiloyear event, which led to the Neolithic Revolution in the Levant.[34] The Late Bronze Age state of Ugarit is considered quintessentially Canaanite archaeologically,[35] even though the Ugaritic language does not belong to the Canaanite languages proper.[36][37]
The fourth-century BC Greek historian Herodotus claimed that the Phoenicians had migrated from the Erythraean Sea around 2750 BC and the first-century AD geographer Strabo reports a claim that they came from Tylos and Arad (Bahrain and Muharraq).[38][39][40][41] Some archaeologists working on the Persian Gulf have accepted these traditions and suggest a migration connected with the collapse of the Dilmun civilization c. 1750 BC.[39][40][41] However, most scholars reject the idea of a migration; archaeological and historical evidence alike indicate millennia of population continuity in the region, and recent genetic research indicates that present-day Lebanese derive most of their ancestry from a Canaanite-related population.[42]
Emergence during the Late Bronze Age (1479–1200 BC)
[edit]The first known account of the Phoenicians relates to the conquests of Pharaoh Thutmose III (1479–1425 BC). The Egyptians targeted coastal cities which they wrote belonged to the Fenekhu, 'carpenters', such as Byblos, Arwad, and Ullasa for their crucial geographic and commercial links with the interior (via the Nahr al-Kabir and the Orontes rivers). The cities provided Egypt with access to Mesopotamian trade and abundant stocks of the region's native cedarwood. There was no equivalent in the Egyptian homeland.[43]
By the mid-14th century BC, the Phoenician city-states were considered "favored cities" to the Egyptians. Tyre, Sidon, Beirut, and Byblos were regarded as the most important. The Phoenicians had considerable autonomy, and their cities were reasonably well developed and prosperous. Byblos was the leading city; it was a center for bronze-making and the primary terminus of precious goods such as tin and lapis lazuli from as far east as Afghanistan. Sidon and Tyre also commanded interest among Egyptian officials, beginning a pattern of rivalry that would span the next millennium.
The Amarna letters report that from 1350 to 1300 BC, neighboring Amorites and Hittites were capturing Phoenician cities, especially in the north. Egypt subsequently lost its coastal holdings from Ugarit in northern Syria to Byblos near central Lebanon.
Ascendance and high point (1200–800 BC)
[edit]Sometime between 1200 and 1150 BC, the Late Bronze Age collapse severely weakened or destroyed most civilizations in the region, including the Egyptians and Hittites. The Phoenicians appear to have weathered the crisis relatively well, emerging as a distinct and organized civilization in 1230 BC. The period is sometimes described as a "Phoenician renaissance".[44] They filled the power vacuum caused by the Late Bronze Age collapse by becoming the sole mercantile and maritime power in the region, a status they would maintain for the next several centuries.[27]
The recovery of the Mediterranean economy can be credited to Phoenician mariners and merchants, who re-established long-distance trade between Egypt and Mesopotamia in the 10th century BC.[45]
Early into the Iron Age, the Phoenicians established ports, warehouses, markets, and settlement all across the Mediterranean and up to the southern Black Sea. Colonies were established on Cyprus, Sardinia, the Balearic Islands, Sicily, and Malta, as well as the coasts of North Africa and the Iberian Peninsula.[46] Phoenician hacksilver dated to this period bears lead isotope ratios matching ores in Sardinia and Spain, indicating the extent of Phoenician trade networks.[47]
By the tenth century BC, Tyre rose to become the richest and most powerful Phoenician city-state, particularly during the reign of Hiram I (c. 969–936 BC).[48] The expertise of Phoenician artisans sent by Hiram I of Tyre in significant construction projects during the reign of Solomon, the King of Israel, is documented in the Bible.[8]
During the rule of the priest Ithobaal (887–856 BC), Tyre expanded its territory as far north as Beirut and into part of Cyprus; this unusual act of aggression was the closest the Phoenicians ever came to forming a unitary territorial state. Once his realm reached its largest territorial extent, Ithobaal declared himself "King of the Sidonians", a title that would be used by his successors and mentioned in both Greek and Jewish accounts.[48]
The Late Iron Age saw the height of Phoenician shipping, mercantile, and cultural activity, particularly between 750 and 650 BC. The Phoenician influence was visible in the "orientalization" of Greek cultural and artistic conventions.[27] Among their most popular goods were fine textiles, typically dyed with Tyrian purple. Homer's Iliad, which was composed during this period, references the quality of Phoenician clothing and metal goods.[27]
Foundation of Carthage
[edit]Carthage was founded by Phoenicians coming from Tyre, probably initially as a station in the metal trade with the southern Iberian Peninsula.[49][page needed] The city's name in Punic, Qart-Ḥadašt (𐤒𐤓𐤕 𐤇𐤃𐤔𐤕), means 'New City'.[50] There is a tradition in some ancient sources, such as Philistos of Syracuse, for an "early" foundation date of around 1215 BC—before the fall of Troy in 1180 BC. However, Timaeus, a Greek historian from Sicily c. 300 BC, places the foundation of Carthage in 814 BC, which is the date generally accepted by modern historians.[51] Legend, including Virgil's Aeneid, assigns the founding of the city to Queen Dido. Carthage would grow into a multi-ethnic empire spanning North Africa, Sardinia, Sicily, Malta, the Balearic Islands, and southern Iberia, but would ultimately be destroyed by Rome in the Punic Wars (264–146 BC) before being rebuilt as a Roman city.[citation needed]
Vassalage under the Assyrians and Babylonians (858–538 BC)
[edit]As a mercantile power concentrated along a narrow coastal strip of land, the Phoenicians lacked the size and population to support a large military. Thus, as neighboring empires began to rise, the Phoenicians increasingly fell under the sway of foreign rulers, who to varying degrees circumscribed their autonomy.[48]
The Assyrian conquest of Phoenicia began with King Shalmaneser III. He rose to power in 858 BC and began a series of campaigns against neighboring states. The Phoenician city-states fell under his rule, forced to pay heavy tribute in money, goods, and natural resources. Initially, they were not annexed outright—they remained in a state of vassalage, subordinate to the Assyrians but allowed a certain degree of freedom.[48] This changed in 744 BC with the ascension of Tiglath-Pileser III. By 738 BC, most of the Levant, including northern Phoenicia, were annexed; only Tyre and Byblos, the most powerful city-states, remained tributary states outside of direct Assyrian control.
Tyre, Byblos, and Sidon all rebelled against Assyrian rule. In 721 BC, Sargon II besieged Tyre and crushed the rebellion. His successor Sennacherib suppressed further rebellions across the region. During the seventh century BC, Sidon rebelled and was destroyed by Esarhaddon, who enslaved its inhabitants and built a new city on its ruins. By the end of the century, the Assyrians had been weakened by successive revolts, which led to their destruction by the Median Empire.
The Babylonians, formerly vassals of the Assyrians, took advantage of the empire's collapse and rebelled, quickly establishing the Neo-Babylonian Empire in its place. Phoenician cities revolted several times throughout the reigns of the first Babylonian King, Nabopolassar (626–605 BC), and his son Nebuchadnezzar II (c. 605 – c. 562 BC). In 587 BC Nebuchadnezzar besieged Tyre, which resisted for thirteen years, but ultimately capitulated under "favorable terms".[52]
Persian period (539–332 BC)
[edit]In 539 BC, Cyrus the Great, king and founder of the Persian Achaemenid Empire, took Babylon.[53] As Cyrus began consolidating territories across the Near East, the Phoenicians apparently made the pragmatic calculation of "[yielding] themselves to the Persians".[54] Most of the Levant was consolidated by Cyrus into a single satrapy (province) and forced to pay a yearly tribute of 350 talents, which was roughly half the tribute that was required of Egypt and Libya.[55]
The Phoenician area was later divided into four vassal kingdoms—Sidon, Tyre, Arwad, and Byblos—which were allowed considerable autonomy. Unlike in other empire areas, there is no record of Persian administrators governing the Phoenician city-states. Local Phoenician kings were allowed to remain in power and given the same rights as Persian satraps (governors), such as hereditary offices and minting their coins.[53][56]
The Phoenicians remained a core asset to the Achaemenid Empire, particularly for their prowess in maritime technology and navigation;[53] they furnished the bulk of the Persian fleet during the Greco-Persian Wars of the late fifth century BC.[57] Phoenicians under Xerxes I built the Xerxes Canal and the pontoon bridges that allowed his forces to cross into mainland Greece.[58] Nevertheless, they were harshly punished by the Persian King following his defeat at the Battle of Salamis, which he blamed on Phoenician cowardice and incompetence.[59]
In the mid-fourth century BC, King Tennes of Sidon led a failed rebellion against Artaxerxes III, enlisting the help of the Egyptians, who were subsequently drawn into a war with the Persians.[60] The resulting destruction of Sidon led to the resurgence of Tyre, which remained the dominant Phoenician city for two decades until the arrival of Alexander the Great.
Hellenistic period (332–152 BC)
[edit]Phoenicia was one of the first areas to be conquered by Alexander the Great during his military campaigns across western Asia. Alexander's main target in the Persian Levant was Tyre, now the region's largest and most important city. It capitulated after a roughly seven month siege, during which many of its citizens fled to Carthage.[61] Tyre's refusal to allow Alexander to visit its temple to Melqart, culminating in the killing of his envoys, led to a brutal reprisal: 2,000 of its leading citizens were crucified and a puppet ruler was installed.[62] The rest of Phoenicia easily came under his control, with Sidon surrendering peacefully.[63]
Alexander's empire had a Hellenization policy, whereby Hellenic culture, religion, and sometimes language were spread or imposed across conquered peoples. However, Hellenisation was not enforced most of the time and was just a language of administration until his death. This was typically implemented through the founding of new cities, the settlement of a Macedonian or Greek urban elite, and the alteration of native place names to Greek.[61] However, there was no organized Hellenization in Phoenicia, and with one or two minor exceptions, all Phoenician city-states retained their native names, while Greek settlement and administration appear to have been very limited.[61]
The Phoenicians maintained cultural and commercial links with their western counterparts. Polybius recounts how the Seleucid King Demetrius I escaped from Rome by boarding a Carthaginian ship that was delivering goods to Tyre.[61] The adaptation to Macedonian rule was probably aided by the Phoenicians' historical ties with the Greeks, with whom they shared some mythological stories and figures; the two peoples were even sometimes considered "relatives".[61]
When Alexander's empire collapsed after his death in 323 BC, the Phoenicians came under the control of the largest of its successors, the Seleucids. The Phoenician homeland was repeatedly contested by the Ptolemaic Kingdom of Egypt during the forty-year Syrian Wars, coming under Ptolemaic rule in the third century BC.[52] The Seleucids reclaimed the area the following century, holding it until the mid-first 2nd century BC. Under their rule, the Phoenicians were allowed a considerable degree of autonomy and self-governance.[52]
During the Seleucid Dynastic Wars (157–63 BC), the Phoenician cities were mainly self-governed. Many of them were fought for or over by the warring factions of the Seleucid royal family. Some Phoenician regions were under Jewish influence, after the Jews revolted and succeeded in defeating the Seleucids in 164 BC. A significant portion of the Phoenician diaspora in North Africa thus converted to Judaism in the late millennium BC.[64][65][66] The Seleucid Kingdom was seized by Tigranes the Great of Armenia in 82 BC, ending the Hellenistic influence on the Levant.
Demographics
[edit]The people now known as Phoenicians were a group of ancient Semitic-speaking peoples that emerged in the Levant in at least the third millennium BC.[27] Phoenicians did not refer themselves as "Phoenicians" but rather are thought to have broadly referred to themselves as "Kenaʿani", meaning 'Canaanites'.[67] Phoenicians specifically identified themselves with the city they hailed from (e.g., Sidonian for Sidon, Tyrian for Tyre, etc.)
Genetic studies
[edit]A 2008 study led by Pierre Zalloua found that six subclades of Haplogroup J-M172 (J2)—thought to have originated between the Caucasus Mountains, Mesopotamia and the Levant—were of a "Phoenician signature" and present amongst the male populations of coastal Lebanon as well as the wider Levant (the "Phoenician Periphery"), followed by other areas of historic Phoenician settlement, spanning Cyprus through to Morocco. This deliberate sequential sampling was an attempt to develop a methodology to link the documented historical expansion of a population with a particular geographic genetic pattern or patterns. The researchers suggested that the proposed genetic signature stemmed from "a common source of related lineages rooted in Lebanon".[68] Another study in 2006 found evidence for the genetic persistence of Phoenicians in the Spanish island of Ibiza.[69]
In 2016, the rare U5b2c1 maternal haplogroup was identified in the DNA of a 2,500-year-old male skeleton excavated from a Punic tomb in Tunisia. The lineage of this "Young Man of Byrsa" is believed to represent early gene flow from Iberia to the Maghreb.[70]
According to a 2017 study published by the American Journal of Human Genetics, present-day Lebanese derive most of their ancestry from a Canaanite-related population, which therefore implies substantial genetic continuity in the Levant since at least the Bronze Age.[71][72] More specifically, the research of geneticist Chris Tyler-Smith and his team at the Sanger Institute in Britain, who compared "sampled ancient DNA from five Canaanite people who lived 3,750 and 3,650 years ago" to modern people, revealed that 93 percent of the genetic ancestry of people in Lebanon came from the Canaanites (the other 7 percent was of a Eurasian steppe population).[72]
One 2018 study of mitochondrial lineages in Sardinia concluded that the Phoenicians were "inclusive, multicultural and featured significant female mobility", with evidence of indigenous Sardinians integrating "peacefully and permanently" with Semitic Phoenician settlers. The study also found evidence suggesting that south Europeans may have likewise settled in the area of modern Lebanon.[73]
In a 2020 study published in the American Journal of Human Genetics, researchers have shown that there is substantial genetic continuity in Lebanon since the Bronze Age interrupted by three significant admixture events during the Iron Age, Hellenistic, and Ottoman period. In particular, the Phoenicians can be modeled as a mixture of the local Bronze Age population (63%–88%) and a population coming from the North, related to ancient Anatolians or ancient South-Eastern Europeans (12%–37%). The results show that a Steppe-like ancestry, typically found in Europeans, appears in the region starting from the Iron Age.[74]
Economy
[edit]Trade
[edit]The Phoenicians served as intermediaries between the disparate civilizations that spanned the Mediterranean and Near East, facilitating the exchange of goods and knowledge, culture, and religious traditions. Their expansive and enduring trade network is credited with laying the foundations of an economically and culturally cohesive Mediterranean, which would be continued by the Greeks and especially the Romans.[45]
Phoenician ties with the Greeks ran deep. The earliest verified relationship appears to have begun with the Minoan civilization on Crete (1950–1450 BC), which together with the Mycenaean civilization (1600–1100 BC) is considered the progenitor of classical Greece.[75] Archaeological research suggests that the Minoans gradually imported Near Eastern goods, artistic styles, and customs from other cultures via the Phoenicians.
To Egypt the Phoenicians sold logs of cedar for significant sums,[76] and wine beginning in the eighth century. The wine trade with Egypt is vividly documented by shipwrecks discovered in 1997 in the open sea 50 kilometres (30 mi) west of Ascalon, Israel.[77] Pottery kilns at Tyre and Sarepta produced the large terracotta jars used for transporting wine. From Egypt, the Phoenicians bought Nubian gold.
From elsewhere, they obtained other materials, perhaps the most crucial being silver, mostly from Sardinia and the Iberian Peninsula. Tin for making bronze "may have been acquired from Galicia by way of the Atlantic coast of southern Spain; alternatively, it may have come from northern Europe (Cornwall or Brittany) via the Rhone valley and coastal Massalia".[80] Strabo states that there was a highly lucrative Phoenician trade with Britain for tin via the Cassiterides, whose location is unknown but may have been off the northwest coast of the Iberian Peninsula.[81]
Industry
[edit]Phoenicia lacked considerable natural resources other than its cedar wood. Timber was probably the earliest and most lucrative source of wealth; neither Egypt nor Mesopotamia had adequate wood sources. Unable to rely solely on this limited resource, the Phoenicians developed an industrial base manufacturing a variety of goods for both everyday and luxury use.[27] The Phoenicians developed or mastered techniques such as glass-making, engraved and chased metalwork (including bronze, iron, and gold), ivory carving, and woodwork.[82]
Финикийцы были пионерами массового производства и продавали различные товары оптом. В древности они стали ведущим источником стеклянной посуды, доставляя тысячи фляг, бус и других стеклянных предметов через Средиземноморье. [83] Раскопки колоний в Испании позволяют предположить, что они также использовали гончарный круг . [84] Их знакомство с широким разнообразием культур позволило им производить товары для конкретных рынков. [82] « Илиада» предполагает, что греки высоко ценили финикийскую одежду и металлические изделия. [27] Специализированные товары были разработаны специально для более состоятельной клиентуры, включая рельефы и таблички из слоновой кости, резные раковины моллюсков , скульптурный янтарь, а также детально детализированные и раскрашенные страусиные яйца.
Тирианский фиолетовый
[ редактировать ]Самыми ценными финикийскими товарами были ткани, окрашенные тирским пурпуром , которые составляли большую часть финикийского богатства. Фиолетово-пурпурный краситель, полученный из железы морской улитки Murex гипожаберной , когда-то широко доступной в прибрежных водах восточной части Средиземного моря, но эксплуатируемой до местного исчезновения. Финикийцы, возможно, открыли этот краситель еще в 1750 году до нашей эры. [85] Финикийцы основали второй центр по производству красителя в Могадоре , на территории современного Марокко . [86]
Исключительное господство финикийцев над производством и торговлей красителем в сочетании с трудоемким процессом экстракции сделало его очень дорогим. Впоследствии тирийский пурпур стал ассоциироваться с высшими классами. Вскоре он стал символом статуса в нескольких цивилизациях, особенно среди римлян. Записи о дани ассирийцам от финикийцев включают «одежду из ярких материалов», которая, скорее всего, включала тирский пурпур. Хотя рисунки, орнаменты и вышивка, использованные в финикийских тканях, пользовались большим уважением, методы и конкретные описания неизвестны. [82]
Горное дело
[ редактировать ]Горнодобывающие операции на родине финикийцев были ограничены; железо было единственным ценным металлом. Первые крупномасштабные операции по добыче, вероятно, произошли на Кипре, в основном по добыче меди. Сардиния, возможно, была колонизирована почти исключительно из-за ее минеральных ресурсов; Финикийские поселения были сосредоточены в южных частях острова, вблизи источников меди и свинца. Груды шлака и медных слитков, которые, по-видимому, появились еще до римской оккупации, позволяют предположить, что финикийцы добывали и обрабатывали металлы на острове. Пиренейский полуостров в древности был богатейшим источником многочисленных металлов, включая золото, серебро, медь, железо, олово и свинец. [87] [ нужна страница ] Значительное производство этих металлов во время финикийской и карфагенской оккупации явно подразумевало крупномасштабные горнодобывающие операции. [87] [ нужна страница ] Документально подтверждено, что карфагеняне использовали рабский труд при добыче полезных ископаемых, хотя неизвестно, делали ли это финикийцы в целом. [87] [ нужна страница ]
Виноградарство
[ редактировать ]Самым известным сельскохозяйственным продуктом было вино, которое финикийцы помогли распространить по всему Средиземноморью. [88] Обыкновенная виноградная лоза, возможно, была одомашнена финикийцами или хананеями, хотя, скорее всего, она прибыла из Закавказья по торговым путям через Месопотамию или Черное море . Виноградные лозы легко росли в прибрежных районах Леванта, а вино экспортировалось в Египет еще в период Старого царства (2686–2134 гг. До н.э.). Вино играло важную роль в финикийской религии , служа основным напитком для подношений и жертвоприношений. [88] Раскопки небольшого финикийского города к югу от Сидона обнаружили винный завод, использовавшийся по крайней мере с седьмого века до нашей эры и, как полагают, предназначавшийся для зарубежного рынка. [88] Чтобы предотвратить окисление , сосуды запечатывали слоем оливкового масла, сосновой древесины и смолы. [ нужна ссылка ]
Финикийцы основали виноградники и винодельни в своих колониях в Северной Африке, Сицилии, Франции и Испании. [88] и, возможно, обучали виноделию некоторых своих торговых партнеров. Древние иберийцы начали производить вино из местных сортов винограда после встречи с финикийцами. Иберийские сорта впоследствии легли в основу большинства западноевропейских вин. [89]
Судостроение
[ редактировать ]Еще в 1200 году до нашей эры финикийцы построили большие торговые корабли. [ нужна ссылка ] В эпоху бронзы разработали киль . [ нужна ссылка ] Соединения с пазами и шипами оказались достаточно эффективными, чтобы служить стандартом вплоть до позднего периода существования Римской империи. [ нужна ссылка ]
Финикийцы, возможно, были первыми, кто представил бирему около 700 г. до н.э. [90] В ассирийском отчете описывается, как финикийцы уклонялись от плена на этих кораблях. [ нужна ссылка ] Финикийцам также приписывают изобретение триеры , которая считалась самым совершенным и мощным судном в древнем средиземноморском мире и в конечном итоге была принята на вооружение греками. [48]
Финикийцы разработали еще несколько морских изобретений. Амфора . , тип контейнера, используемого как для сухих, так и для жидких грузов, была древним финикийским изобретением, которое на протяжении почти двух тысяч лет стало стандартным средством измерения объема Остатки самоочищающихся искусственных гаваней были обнаружены в Сидоне, Тире, Атлите и Акко. [91] Первый пример адмиралтейского права также появляется в Леванте. [92] Финикийцы продолжали вносить вклад в картографию вплоть до железного века. [93]
длиной 12 метров (39 футов) В 2014 году финикийский торговый корабль был найден недалеко от острова Гозо на Мальте. Датированный 700 г. до н.э., это одно из старейших затонувших кораблей, найденных в Средиземноморье. Рядом были разбросаны пятьдесят амфор, в которых хранилось вино и масло. [94] [95] [96]
Важные города и колонии
[ редактировать ]Финикийцы не были нацией в политическом смысле. Однако они были организованы в независимые города-государства, имеющие общий язык и культуру. Ведущими городами-государствами были Тир, Сидон и Библос. Соперничество ожидалось, но вооруженные конфликты случались редко.
Только в Леванте существовало множество других городов, многие из которых, вероятно, неизвестны, в том числе Бейрута (современный Бейрут ), Ампи, Амия, Арка, Баальбек , Ботрис, Сарепта и Триполис . С конца десятого века до нашей эры финикийцы основали торговые форпосты по всему Средиземноморью, а Тир основал колонии на Кипре, Сардинии, Иберии, Балеарских островах, Сицилии, Мальте и в Северной Африке. Позже колонии были основаны за пределами Гибралтарского пролива, особенно на атлантическом побережье Иберии. Финикийцы, возможно, исследовали Канарские и Британские острова. [27] Финикийские поселения были в основном сосредоточены на Кипре, Сицилии, Сардинии, Мальте, северо-западной Африке, Балеарских островах и южной Иберии.
Финикийская колонизация
[ редактировать ]Чтобы облегчить свои коммерческие предприятия, финикийцы основали многочисленные колонии и торговые фактории вдоль побережья Средиземного моря. Финикийским городам-государствам обычно не хватало численности или даже желания расширять свою территорию за границу. Лишь в немногих колониях проживало более 1000 жителей; только Карфаген и некоторые близлежащие поселения в западном Средиземноморье вырастут в размерах. [97] Основным мотивирующим фактором была конкуренция с греками, которые в тот же период начали экспансию по Средиземноморью. [98] Хотя их поселения на Крите и Сицилии в основном были мирными соперниками, время от времени происходили столкновения. [99]
Самые ранние финикийские поселения за пределами Леванта находились на Кипре и Крите , постепенно продвигаясь на запад в сторону Корсики , Балеарских островов , Сардинии и Сицилии , а также на материковой части Европы в Генуе и Марселе . [100] Первые финикийские колонии в западном Средиземноморье располагались вдоль северо-западного побережья Африки, а также на Сицилии , Сардинии и Балеарских островах . [101] Тир лидировал в заселении или контроле прибрежных территорий. [102]
Финикийские колонии были достаточно автономны. В лучшем случае от них ожидалось, что они будут отправлять ежегодную дань своему родному городу, обычно в контексте религиозного приношения. Однако в седьмом веке до нашей эры западные колонии перешли под контроль Карфагена. [103] [104] которое осуществлялось непосредственно через назначенных магистратов. [105] Карфаген продолжал отправлять ежегодную дань в Тир в течение некоторого времени после обретения независимости.
Общество и культура
[ редактировать ]Поскольку из сочинений финикийцев сохранилось очень мало, большая часть того, что известно об их культуре и обществе, взята из отчетов современных цивилизаций или выводов из археологических открытий. Финикийцы имели много общего с другими хананеями, включая язык, религию, социальные обычаи и монархическую политическую систему, сосредоточенную вокруг городов-государств. Однако к раннему железному веку (примерно 1300 г. до н.э.) они превратились в отдельный народ. Их культура, экономика и повседневная жизнь были в значительной степени сосредоточены на коммерции и морской торговле. Их склонность к мореплаванию привела их к контакту со многими другими цивилизациями. [106]
Политика и правительство
[ редактировать ]Финикийские города-государства были в высшей степени независимыми и конкурировали друг с другом. [107] Официальные союзы между городами-государствами были редкостью. Относительная власть и влияние городов-государств менялись с течением времени. Сидон господствовал между 12 и 11 веками до нашей эры и оказывал влияние на своих соседей. Однако к десятому веку до нашей эры Тир стал самым могущественным городом.
По крайней мере, на ранних стадиях своего развития финикийское общество было высоко стратифицированным и преимущественно монархическим . Наследственные короли обычно управляли с абсолютной властью над гражданскими, торговыми и религиозными делами. Они часто полагались на высших чиновников дворянства и купечества; жречество представляло собой отдельный класс, обычно принадлежащий королевскому происхождению или ведущим торговым семьям. Король считался представителем богов и нес на себе множество обязательств и обязанностей, касающихся религиозных шествий и ритуалов. Таким образом, священники пользовались большим влиянием и часто были связаны с королевской семьей.
Финикийские цари не отмечали свое правление скульптурами или памятниками. Их богатство, власть и достижения обычно передавались через богато украшенные саркофаги, как у Ахирама из Библоса . Финикийцы хранили записи о своих правителях в надгробных надписях, которые являются одними из немногих доступных до сих пор первоисточников. Историки определили четкую линию преемственности на протяжении веков для некоторых городов-государств, особенно Библоса и Тира.
Начиная с 15 века до нашей эры, финикийские лидеры «получали советы или собрания, которые постепенно приобретали все большую власть». [63] В шестом веке до нашей эры, в период вавилонского правления , Тир на короткое время принял систему правления, состоящую из пары судей с полномочиями, примерно эквивалентными римскому консулу , известных как суфеты ( шопхеты ), которые выбирались из числа наиболее могущественных знатных людей. семьи и отбывали короткие сроки. [108] [63]
В четвертом веке до нашей эры, когда армии Александра Македонского подошли к Тиру, их встретил не его король, а представители Содружества города. Точно так же историки того времени описывают «жителей» или «народ» Сидона, заключающих мир с Александром. [63] Когда македоняне попытались назначить нового царя Сидона, граждане выдвинули своего кандидата. [63]
Закон и администрация
[ редактировать ]После царя и совета двумя наиболее важными политическими должностями практически в каждом финикийском городе-государстве были губернатор и командующий армией. Подробности об обязанностях этих офисов скудны. Однако известно, что губернатор отвечал за сбор налогов, исполнение указов, надзор за судьями и обеспечение отправления закона и правосудия. [48] Поскольку среди самых торговых финикийцев военные действия были редкостью, командующий армией обычно отвечал за обеспечение защиты и безопасности города-государства и его внутренних районов.
У финикийцев была система судов и судей, которые разрешали споры и наказывали за преступления на основе полукодифицированного свода законов и традиций. Законы исполнялись государством и находились в ведении правителя и некоторых назначенных должностных лиц. Как и в других левантийских обществах, законы были суровыми и предвзятыми, отражая социальное расслоение общества. К убийству простолюдина относились как к менее жестокому, чем к убийству дворянина, и высшие классы имели больше всего прав; богатые часто избегали наказания, заплатив штраф. Свободные мужчины любого класса могли представлять себя в суде и имели больше прав, чем женщины и дети, тогда как рабы не имели никаких прав. Мужчины часто могли переложить наказание на своих жен, детей или рабов, даже заставляя их отбывать наказание вместо себя. В конечном итоге юристы стали профессией для тех, кто не мог защищать свое дело.
Как и в соседних обществах того времени, наказания за преступления часто были суровыми, что обычно отражало принцип взаимности; например, убийство раба будет наказываться убийством раба преступника. Тюремное заключение случалось редко, основными средствами правовой защиты были штрафы, ссылка, наказание и казнь.
Военный
[ редактировать ]Как и в случае с большинством аспектов финикийской цивилизации, существует мало записей об их вооруженных силах и подходах к ведению войны. По сравнению с большинством своих соседей, финикийцы, как правило, мало интересовались завоеваниями и вели себя относительно миролюбиво. [109] Богатство и процветание всех их городов-государств зависело от внешней торговли, которая требовала хороших отношений и определенной степени взаимного доверия. Им также не хватало территории и сельскохозяйственной базы, чтобы прокормить население, достаточно большое, чтобы собрать завоевательную армию. Вместо этого в каждом городе был командующий армией, отвечающий за оборонительный гарнизон. Однако специфика роли или защиты города неизвестна.
Язык
[ редактировать ]Финикийский язык входил в ханаанскую ветвь северо-западных семитских языков . Язык его потомка, на котором говорили в Карфагенской империи, называется пуническим . На пуническом языке все еще говорили в пятом веке нашей эры, и он был известен святому Августину Гиппонскому .
Алфавит
[ редактировать ]Около 1050 г. до н. э., [37] финикийцы разработали письменность для написания собственного языка . Ханаанско-финикийский алфавит состоит из 22 букв, все согласные (и, таким образом, является строго абджадом ). [16] Считается, что это продолжение протосинайского (или протоханаанского) письма, засвидетельствованного на Синае и в Ханаане в эпоху поздней бронзы . [110] [111] Благодаря морской торговле финикийцы распространили использование алфавита в Анатолии , Северной Африке и Европе. [27] [112] Название финикийский по традиции дано надписям, начинающимся примерно с 1050 г. до н.э., потому что до этого времени финикийский , еврейский и другие ханаанские диалекты были практически неразличимы. [37] [15] Финикийские надписи встречаются в Ливане, Сирии, Израиле, Палестине, на Кипре и в других местах уже в первые века христианской эры.
Алфавит был принят и модифицирован греками, вероятно, в восьмом веке до нашей эры. Скорее всего, это произошло не в единичном случае, а в процессе коммерческого обмена. [113] Легендарному финикийскому герою Кадму приписывают появление алфавита в Греции. Однако более правдоподобно, что на Крит его привезли финикийские иммигранты , [114] откуда он постепенно распространился на север.
Искусство
[ редактировать ]Финикийское искусство было в основном сосредоточено на декоративных предметах, особенно на ювелирных изделиях, керамике, стеклянной посуде и рельефах. [115] Большие скульптуры были редкостью; фигурки были более распространены. Финикийские товары были найдены от Испании и Марокко до России и Ирака; большая часть того, что известно о финикийском искусстве, основана на раскопках за пределами самой Финикии. Финикийское искусство находилось под сильным влиянием многих культур, в первую очередь Египта, Греции и Ассирии. Греческое вдохновение особенно проявилось в керамике, а египетские стили больше всего отразились в изделиях из слоновой кости. [115]
Финикийское искусство также отличалось от своих современников тем, что оно сохраняло традиции бронзового века вплоть до железного века , такие как терракотовые маски. [116] Финикийские ремесленники были известны своим умением обращаться с деревом, слоновой костью, бронзой и текстилем. [117] В Ветхом Завете мастеру из Тира поручается построить и украсить легендарный Храм Соломона в Иерусалиме, что «предполагает хорошо развитую и весьма уважаемую ремесленную промышленность в Финикии к середине десятого века до нашей эры». [116] В « Илиаде» вышитые одежды жены Приама , Гекавы, упоминаются как «работа сидонских женщин», а чаша для смешивания из чеканного серебра описывается как «шедевр сидонского мастерства». [ нужна ссылка ] Ассирийцы, похоже, особенно ценили финикийские изделия из слоновой кости, собирая огромные количества изделий в своих дворцах. [118]
Финикийское искусство, похоже, было неразрывно связано с коммерческими интересами Финикии. [82] Они создали товары, ориентированные на конкретных торговых партнеров, различая не только разные культуры, но даже классы социально-экономического статуса. [82]
- Декоративная мемориальная доска, изображающая битву человека и грифона ; 900–800 гг. до н.э.; Нимруд слоновая кость ; Кливлендский художественный музей (Огайо, США)
- Ойночоэ; 800–700 гг. до н.э.; терракота; высота: 24,1 см; Метрополитен-музей (Нью-Йорк, США)
- Лицевая бусина; середина IV – III веков до н. э.; стекло; высота: 2,7 см; Метрополитен-музей
- Серьги из пары, каждая с четырьмя рельефными гранями; конец четвертого – третьего века до нашей эры; золото; общий размер: 3,5 х 0,6 см; Метрополитен-музей
Женщины
[ редактировать ]Женщины в Финикии принимали участие в общественных мероприятиях и религиозных шествиях, на изображениях банкетов было показано, как они непринужденно сидят или полулежат с мужчинами, танцуют и играют музыку. [119] В большинстве случаев от женщин ожидалось, что они будут одеваться и вести себя более скромно, чем мужчины; женские фигуры почти всегда изображаются одетыми с головы до ног, иногда с закрытыми руками.
Хотя они редко обладали политической властью, женщины принимали участие в общественных делах, в том числе в народных собраниях, возникавших в некоторых городах-государствах. [120] Сообщается, что по крайней мере одна женщина, Унмиаштарт, правила Сидоном в пятом веке до нашей эры. [48] Две самые известные финикийские женщины — политические деятели: Иезавель , изображаемая в Библии как злая царевна Сидона, и Дидона , полулегендарная основательница и первая царица Карфагена. В Энеида эпической поэме Вергилия « » Дидона описывается как соправительница Тира, использовавшая хитрость, чтобы избежать тирании своего брата Пигмалиона и обеспечить идеальное место для Карфагена.
Религия
[ редактировать ]Религиозные практики и верования Финикии в целом были схожи с таковыми у их соседей в Ханаане , которые, в свою очередь, имели общие характеристики, общие для всего древнего семитского мира . [121] [122] Религиозные обряды предназначались в первую очередь для целей городов-государств; уплата налогов гражданами рассматривалась в разряде религиозных жертвоприношений. [123] Финикийские священные писания, известные древним, утеряны. [124]
Некоторые ханаанские обычаи упоминаются в древних источниках и упоминаются учеными, например храмовая проституция. [125] и детское жертвоприношение . [126] Особые места, известные как «Тофеты», предположительно использовались финикийцами, чтобы «сжечь в огне своих сыновей и дочерей», и осуждаются Яхве в еврейской Библии, особенно в Иеремии 7: 30–32 и во 2 Царств 23. :10 и 17:17. Более поздние стипендии отличаются. Уильям Девер пишет, что именно из «предрассудков, древних и современных», возник «миф о «культовой проституции»». Он комментирует, что «другие тексты, помимо 4 Царств 23:10, без колебаний описывают жертвоприношение детей среди израильтян», и указывает на 3 Царств 16:34. [127] Несмотря на различия, между древними евреями и финикийцами сохранялось культурное и религиозное сходство. [128] Библейские предания гласят, что колено Ашера жило среди местных финикийцев. [129] [130] В конце концов, Давид и Соломон предоставили Финикии полную политическую автономию благодаря своему превосходству в судоходстве и торговле. [131]
Ханаанская религиозная мифология не кажется такой сложной, как ее семитские родственники в Месопотамии. В Ханаане верховного бога звали Эль (𐤀𐤋, «бог»). [132] Сыном Эла был Ваал (𐤁𐤏𐤋, «господин», «господин»), могущественный умирающий и восстающий бог бури . [133] Других богов называли царскими титулами, например Мелькарт , что означает «царь города». [134] или Адонис вместо «господин». [135] Такие эпитеты часто могли быть просто местными названиями одних и тех же божеств.
Семитский пантеон был густонаселен; какой бог стал главным, очевидно, зависело от потребностей конкретного города-государства. [136] [137] Мелькарт была известна по всей Финикии и за рубежом, как и Астарта , богиня плодородия с царственными и материнскими аспектами.
Религиозные учреждения в Тире, называемые марзе (𐤌𐤓𐤆𐤄, «место воссоединения»), многое сделали для укрепления социальных связей и «родственной» лояльности. Марзе проводил банкеты для своих членов в праздничные дни, и многие из них превратились в элитные братства . Каждый марзе воспитывал близость и общность посредством серии ритуальных трапез, разделяемых между доверенными родственниками в честь обожествленных предков. [138] В Карфагене, где сложилась сложная республиканская система правления, марза , возможно, играла роль в налаживании социальных и политических связей между гражданами; Карфагеняне были разделены на различные институты, которые укреплялись посредством общественных праздников и банкетов. города-государства Такие фестивальные группы также могли составлять группу для голосования при выборе членов Ассамблеи . [139] [140]
Финикийцы делали вотивные подношения своим богам, а именно в виде статуэток и глиняных сосудов. [141] Сотни статуэток и фрагментов были обнаружены в Средиземном море, причем между ними часто проходили столетия, что позволяет предположить, что их бросали в море для обеспечения безопасного путешествия. [141] Поскольку финикийцы были преимущественно мореплавателями, предполагается, что многие из их ритуалов совершались в море или на борту кораблей. Однако конкретная природа этих практик неизвестна. На суше они были известными строителями храмов, возможно, вдохновившими элементы архитектуры Первого Храма, Храма Соломона. «Как мы теперь знаем, план здания, резная каменная кладка и различные декоративные мотивы явно вдохновлены финикийцами». [127]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Бентли, Джерри Х.; Зиглер, Герберт Ф. (2000). Традиции и встречи: от истоков до 1500 года . МакГроу Хилл. ISBN 978-0-07-004949-9 .
- ^ Обет 2001 , стр. 18, 44.
- ^ Карфаген и карфагеняне , Р. Босворт Смит , с. 16
- ^ "Финикия" . Словарь английского языка Коллинза .
- ^ Китто, Джон (1851). Циклопедия библейской литературы . Адан и Чарльз Блэк.
- ^ Маласпина, Энн (2009). Ливан . Издательство информационной базы. ISBN 978-1-4381-0579-6 .
- ^ Меир Эдрей (2019). Финикийская идентичность в контексте: материальный культурный койне в Леванте железного века . Древний Ближний Восток и Ветхий Завет. Том 469. Германия: Ugarit-Verlag – торговля книгами и СМИ, Мюнстер. стр. 23–24. ISBN 978-3-86835-282-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с Гейтс, Чарльз (2011). Древние города: археология городской жизни на древнем Ближнем Востоке и в Египте, Греции и Риме (2-е изд.). Лондон: Рутледж. стр. 189–190. ISBN 978-0-203-83057-4 .
- ^ «Кем были финикийцы? | История сегодня» . www.historytoday.com . Проверено 20 апреля 2020 г.
- ^ Обе (2001) , с. 17.
- ^ «Финикия» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 9 августа 2017 г.
- ^ Куинн (2017) , стр. 201–203.
- ^ Маркое (2000) , стр. 10–12.
- ^ Коулмас 1996 .
- ^ Перейти обратно: а б Маркое (2000) , с. 111.
- ^ Перейти обратно: а б Фишер, Стивен Роджер (2004). История письма . Книги реакции. п. 90.
- ^ Нимейер, Ганс Г. (2004). «Финикийцы и рождение многонационального средиземноморского общества». В Роллингере, Роберт; Ульф, Кристоф (ред.). Торговля и денежные системы в древнем мире . Штутгарт: Франц Штинер Верлаг. стр. 246, 250.
- ^ Скотт, Джон К. (2018) « Финикийцы и формирование западного мира », Сравнительный обзор цивилизаций: Том. 78: № 78, статья 4.
- ^ Отдел древнего ближневосточного искусства. «Финикийцы (1500–300 до н. э.)». В Хайльбрунне «Хронология истории искусств» . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/phoe/hd_phoe.htm (октябрь 2004 г.)
- ^ Британника, Редакторы энциклопедии. «Финикия». Британская энциклопедия , 20 августа 2020 г., https://www.britannica.com/place/Phoenicia . По состоянию на 9 января 2022 г.
- ^ Ханиман, AM « Финикийские надписи Кипрского музея » Ирак, том. 6, нет. 2, 1939, стр. 104–108, см. стр. 106–107, № 8.
- ^ Джеймс П. Аллен (2010) Среднеегипетский: Введение в язык и культуру иероглифов , 2-е издание, Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-51796-6, стр. 345.
- ^ «Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон, φοῖνιξ» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 3 февраля 2017 г.
- ^ Куинн (2017) , с. 48.
- ^ Наве, Джозеф. Журнал исследований Израиля , том. 51, нет. 1, 2001, стр. 113–15. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/27926965 . По состоянию на 27 августа 2022 г.
- ^ Жигулов 2021 , с. 13
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Скотт, Джон С. (2018). «Финикийцы и формирование западного мира» . Сравнительный обзор цивилизаций . 78 (78).
- ^ Куинн (2017) , стр. 24, 204.
- ^ Дрюс, Роберт (1998). «Хананеи и филистимляне» . Журнал для изучения Ветхого Завета . 23 (81): 39–61. дои : 10.1177/030908929802308104 . S2CID 144074940 .
- ^ Табб, Джонатан Н. (1998). Хананеи . Британский музей Люди прошлого. Университет Оклахомы Пресс. ISBN 9780806131085 . Проверено 9 октября 2018 г.
- ^ Доук, Брайан Р. (2020). Соседи Древнего Израиля . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780190690632 .
- ^ Перейти обратно: а б Жигулов 2021 , с. 18
- ^ Перейти обратно: а б Жигулов 2021 , стр. 18–9.
- ^ Зариньш, Юрис (1992). «Пастырское кочевничество в Аравии: этноархеология и археологические данные - пример». В Бар-Йосефе, О.; Хазанов А. (ред.). Скотоводство в Леванте . Мэдисон: Предыстория Пресс. ISBN 0-9629110-8-9 .
- ^ Табб, Джонатан Н. (1998), «Хананеи» (Люди прошлого из Британского музея)
- ^ Вудард, Роджер (2008). Древние языки Сирии-Палестины и Аравии . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-68498-9 .
- ^ Геродота Истории 1.1, 2.44 и 7.89; Страбон, География 16.3.4.
- ^ Перейти обратно: а б Бауэрсок, GW (1986). «Тилос и Тир. Бахрейн в греко-римском мире» . В Халифе — Хайя Али; Райс, Майкл (ред.). Бахрейн сквозь века – археология . Рутледж. стр. 401–2. ISBN 0-7103-0112-Х .
- ^ Перейти обратно: а б Райс, Майкл (1994). Археология Персидского залива . Рутледж. п. 20. ISBN 0-415-03268-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Р. А. Донкин (1998). За пределами цены: Жемчуг и ловля жемчуга: Истоки эпохи открытий, Том 224 . Американское философское общество. п. 48. ИСБН 0-87169-224-4 .
- ^ Хабер, Марк; Думе-Серхаль, Клод; Шейб, Кристиана; Сюэ, Яли; Данечек, Петр; Меззавилла, Массимо; Юханна, Соня; Мартиниано, Руи; Прадо-Мартинес, Хавьер; Шпак, Михал; Матису-Смит, Элизабет; Шутковски, Хольгер; Микульски, Ричард; Заллуа, Пьер; Кивисилд, Тоомас; Тайлер-Смит, Крис (2017). «Преемственность и примесь в последних пяти тысячелетиях истории Леванта на основе последовательностей генома древнего Ханаана и современного Ливана» . Американский журнал генетики человека . 101 (2): 274–282. дои : 10.1016/j.ajhg.2017.06.013 . ПМЦ 5544389 . ПМИД 28757201 .
- ^ Маркое (2000) , стр. 1–19.
- ^ Штиглиц, Роберт (1990). «Геополитика финикийского побережья в раннем железном веке». Бюллетень американских школ восточных исследований . 129 (9).
- ^ Перейти обратно: а б Бентли, Джерри Х. (1999). «Морские и океанские бассейны как основа исторического анализа». Географическое обозрение . 89 (2): 215–219. дои : 10.1111/j.1931-0846.1999.tb00214.x .
- ^ Барнс, Уильям Х. (1991). Исследования по хронологии разделенной монархии Израиля . Атланта: Scholars Press. стр. 29–55.
- ^ Чаморро, Хавьер Г. (1987). «Обзор археологических исследований Тартессоса». Американский журнал археологии . 91 (2): 197–232. дои : 10.2307/505217 . JSTOR 505217 . S2CID 191378720 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г История, увлекательная (2019). «Финикийцы: увлекательный путеводитель по истории Финикии и влиянию одной из величайших торговых цивилизаций древнего мира». Увлекательная история . Увлекательная история. ISBN 9781647482053 .
- ^ Уормингтон (1964) .
- ^ Шарль-Пикар и Пикард 1968 , стр. 28–35.
- ^ Лансель 1995 , стр. 20–23.
- ^ Перейти обратно: а б с «Ливан – ассиро-вавилонское господство над Финикией» . Британская энциклопедия . Проверено 22 апреля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Каценштейн, Джейкоб (1979). «Тир в раннеперсидский период (539–486 гг. до н.э.)» . Библейский археолог . 42 (1): 31. дои : 10.2307/3209545 . JSTOR 3209545 . S2CID 165757132 .
- ^ Геродот. «Истории», книга III . стр. §19.
- ^ Геродот. «Истории», книга III . стр. 218, §91.
- ^ МАМкинтош (29 августа 2018 г.). «История финикийской цивилизации» . Брюминат . Проверено 20 апреля 2020 г.
- ^ Геродот. «Истории», книга V. стр. §109.
- ^ Геродот. «Истории», книга VII . стр. §23.
- ^ Геродот. «Истории», книга VIII . стр. §90.
- ^ «LacusCurtius • Диодор Сицилийский — Книга XVI, главы 40–65» . penelope.uchicago.edu . Проверено 20 апреля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Миллар, Фергюс (2006). «Финикийские города». Финикийские города: пример эллинизации . Издательство Университета Северной Каролины. стр. 32–50. дои : 10.5149/9780807876657_millar.8 . ISBN 9780807830307 . JSTOR 10.5149/9780807876657_millar.8 .
- ^ «Осада Тира Александром, 332 г. до н. э.» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 7 марта 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Стоквелл, Стивен (2010). «До Афин: раннее народное правительство в финикийских и греческих городах-государствах». Геополитика, история и международные отношения (2): 128–129.
- ^ Фельдман, Луи Х. (1996). Исследования эллинистического иудаизма . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-10418-1 .
- ^ Ривс, 1995, стр.220.
- ^ Зельцер, Клаудия (1984). «Евреи в Карфагене и западной части Северной Африки, 66–235 гг. Н. Э.» . В Дэвисе, Уильям Дэвид (ред.). Кембриджская история иудаизма: поздний римско-раввинский период . Издательство Кембриджского университета. п. 69. ИСБН 978-0-521-77248-8 .
- ^ «Финикия» . britannica.com . 30 июня 2023 года. Архивировано из оригинала 28 июня 2023 года.
- ^ Заллуа, Пьер А .; и др. (2008). «Выявление генетических следов исторической экспансии: финикийские следы в Средиземноморье» . Американский журнал генетики человека . 83 (5): 633–642. дои : 10.1016/j.ajhg.2008.10.012 . ПМК 2668035 . ПМИД 18976729 .
- ^ Томас, Карме (2006). «Дифференциальный материнский и отцовский вклад в генетический фонд острова Ибица, Балеарский архипелаг». Американский журнал физической антропологии . 129 (2): 268–278. дои : 10.1002/ajpa.20273 . ПМИД 16323196 .
- ^ Матису-Смит, Элизабет А.; Гослинг, Анна Л.; Букок, Джеймс; Кардаильский, Ольга; Курумилиан, Яра; Рудесли-Шебби, Сихем; и др. (25 мая 2016 г.). «Европейский митохондриальный гаплотип, выявленный в древних финикийских останках из Карфагена, Северная Африка» . ПЛОС ОДИН . 11 (5): e0155046. Бибкод : 2016PLoSO..1155046M . дои : 10.1371/journal.pone.0155046 . ПМЦ 4880306 . ПМИД 27224451 .
- ^ Харб, Марк; и др. (июль 2017 г.). «Преемственность и примесь в последних пяти тысячелетиях истории Леванта на основе последовательностей генома древнего Ханаана и современного Ливана» . Американский журнал генетики человека . 101 (2): 274–282. дои : 10.1016/j.ajhg.2017.06.013 . ПМЦ 5544389 . ПМИД 28757201 .
- ^ Перейти обратно: а б Абед, Мира (27 июля 2017 г.). «ДНК древних хананеев живет в современных ливанцах, как показывает генетический анализ» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 9 августа 2021 г. Проверено 5 августа 2021 г.
- ^ «Жизнь древних финикийцев была смешанной и многокультурной» . Журнал «Космос» . 10 января 2018 года . Проверено 25 апреля 2020 г.
- ^ Хабер, Марк; Нассар, Джойс; Альмарри, Мохамед А.; Саупе, Тина; Сааг, Лехти; Гриффит, Сэмюэл Дж.; Думе-Серхаль, Клод; Шанто, Жюльен; Сагье-Бейдун, Мунтаха; Сюэ, Яли; Шейб, Кристиана Л.; Тайлер-Смит, Крис (2020). «Генетическая история Ближнего Востока на основе временного курса адДНК с выборкой восьми точек за последние 4000 лет» . Американский журнал генетики человека . 107 (1): 149–157. дои : 10.1016/j.ajhg.2020.05.008 . ПМЦ 7332655 . ПМИД 32470374 .
- ^ Бродель, Фернан (2001). Память и Средиземноморье . Перевод Рейнольдса, Сиан. Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. стр. 112–113.
- ^ Канлифф (2008) , стр. 241–2.
- ^ Стагер, Л.Э. (2003). «Финикийские кораблекрушения в глубоком море». Морские пути: От Сидона до Уэльвы: соединения в Средиземноморье, 16–6 вв. до нашей эры . Музей кикладского искусства. стр. 233–248. ISBN 978-960-7064-40-0 .
- ^ AB Фрейхейро, Р. Корсо Санчес, Новый антропоидный саркофаг из Кадиса. В: Мадридские уведомления № 22, 1981 г.
- ^ Лапуэнте, П.; Рода, И.; Гутьеррес Гарсия-М, А.; Брилли, М. (июнь 2021 г.). «Решение спорного происхождения источника мрамора, использованного в финикийских антропоидных саркофагах Гадира (Кадис, Испания)» . Археометрия . 63 (3): 467–480. дои : 10.1111/arcm.12623 . S2CID 225150177 .
- ^ Маркое (2000) , с. 103.
- ^ Хоукс, Кристофер (1977). «Британия и Юлий Цезарь». Труды Британской академии (63): 124–192.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Марко, Гленн; Макговерн, Патрик Э. (март 1990 г.). «Нация ремесленников» . Археология . 43 (2): 32–33. JSTOR 41765806 .
- ^ Герм, Герхард (1975). Финикийцы . Перевод Хиллер, Кэтрин. Нью-Йорк: Уильям Морроу. п. 80.
- ^ Мур, Карл; Льюис, Дэвид (1999). Рождение транснациональной компании . Копенгаген: Издательство Копенгагенской школы бизнеса. п. 85.
- ^ Сент-Клер, Кассия (2016). Тайная жизнь цвета . Лондон: Джон Мюррей. стр. 162–164.
- ^ История, увлекательная (2019). Финикийцы: увлекательный путеводитель по истории Финикии и влиянию одной из величайших торговых цивилизаций древнего мира . Увлекательная история. п. 60. ИСБН 978-1647482053 .
- ^ Перейти обратно: а б с Роулинсон (1889) .
- ^ Перейти обратно: а б с д «В Ливане обнаружена винная фабрика возрастом 2600 лет» . История и культура . 14 сентября 2020 г. Архивировано из оригинала 15 сентября 2020 года . Проверено 15 сентября 2020 г.
- ^ Сехрист, Роберт. Планета винограда: география вина . стр. 6–7.
- ^ «Галера | корабль» . Британская энциклопедия . Проверено 19 апреля 2020 г.
- ^ Хагги, Арад (2010). «Отчет о подводных раскопках в финикийской гавани, Атлит, Израиль». Международный журнал морской археологии (39): 283.
- ^ Ваксманн, Шелли (1998). Морские корабли и мореплавание в Леванте бронзового века . Колледж-Стейшн, Техас: Издательство Техасского университета A&M. стр. 300, 51, 323–325, 332.
- ^ Вулмер, Марк (2011). Древняя Финикия: Введение . Лондон: Бристоль Классикал Пресс. п. 84.
- ^ Гамбин, Тимми (октябрь 2017 г.). Между востоком и западом – финикийское кораблекрушение у Гозо (PDF) (Отчет). Мальтийский университет. Архивировано из оригинала (PDF) 6 ноября 2020 года . Проверено 6 ноября 2020 г.
- ^ Кляйн, Кристофер. «Обнаружено затонувшее финикийское судно возрастом 2700 лет» . ИСТОРИЯ . Проверено 23 апреля 2020 г.
- ^ Лоренци, Росселла (28 августа 2014 г.). «Обнаружено затонувшее финикийское судно возрастом 2700 лет» . Искатель .
- ^ Хансен, Могенс Герман (2000). «Заключение: Влияние культур городов-государств на всемирную историю» . Сравнительное исследование тридцати культур городов-государств: исследование . Королевский Датское общество наук. стр. 601–602. ISBN 978-87-7876-177-4 . Проверено 5 апреля 2013 г.
- ^ Эрик Х. Клайн; Марк В. Грэм (27 июня 2011 г.). Древние империи: от Месопотамии до расцвета ислама . Издательство Кембриджского университета. п. 70. ИСБН 978-0-521-88911-7 . Проверено 24 февраля 2013 г.
- ^ Дэвид Сакс; Освин Мюррей; Лиза Р. Броуди (1 января 2009 г.). Энциклопедия древнегреческого мира . Издательство информационной базы. п. 76. ИСБН 978-1-4381-1020-2 . Проверено 3 марта 2013 г.
- ^ Уолдман, Карл; Мейсон, Кэтрин (2006). Энциклопедия европейских народов . Издательство информационной базы. п. 586. ИСБН 978-1-4381-2918-1 . Проверено 23 февраля 2013 г.
- ^ Смит, Ричард Л. (31 июля 2008 г.). Домодернистская торговля в мировой истории . Рутледж. п. 65. ИСБН 978-0-203-89352-4 . Проверено 3 марта 2013 г.
- ^ Нейлор, Филип Чивигес (1 июля 2009 г.). Северная Африка: история от древности до наших дней . Издательство Техасского университета. п. 25. ISBN 978-0-292-77878-8 . Проверено 23 февраля 2013 г.
- ^ Шварц, БК; Даметт, Раймонд Э. (1 января 1980 г.). Динамика культуры Западной Африки: археологические и исторические перспективы . Вальтер де Грюйтер. п. 236. ИСБН 978-3-11-080068-5 . Проверено 17 февраля 2013 г.
- ^ Гарнси, КПК; Уиттакер, ЧР (15 февраля 2007 г.). Империализм в древнем мире: исследовательский семинар Кембриджского университета по древней истории . Издательство Кембриджского университета. п. 80. ИСБН 978-0-521-03390-9 . Проверено 22 февраля 2013 г.
- ^ П. Робертс (1 октября 2004 г.). ВСК Древняя история . Паскаль Пресс. п. 64. ИСБН 978-1-74125-179-1 . Проверено 17 февраля 2013 г.
- ^ «Все в море: Морская жизнь древних финикийцев» . press.princeton.edu .
- ^ Марк, Джошуа Дж. «Финикия» . Энциклопедия всемирной истории .
- ^ Кроули Куинн, Жозефина (2018). «Новый финикийский мир». В поисках финикийцев . Издательство Принстонского университета. стр. 153–175. дои : 10.2307/j.ctvc77kkd.13 . ISBN 9780691195964 . JSTOR j.ctvc77kkd.13 .
- ^ Причард, Джеймс Б.; Эдей, Мейтленд А. (1974). Знакомство с «Морскими торговцами» . Нью-Йорк: Книги Time-Life. п. 7.
- ^ Кросс, Фрэнк Мур (1980). «Недавно найденные надписи на древнеханаанском и раннем финикийском письме». Бюллетень американских школ восточных исследований . 238 (238 (весна 1980 г.)). Издательство Чикагского университета от имени Американских школ восточных исследований: 1–20. дои : 10.2307/1356511 . JSTOR 1356511 . S2CID 222445150 .
- ^ Миллард, Арканзас (1986). «Младенчество алфавита». Мировая археология . 17 (3): 390–398. дои : 10.1080/00438243.1986.9979978 .
- ^ Бек, Роджер Б.; Блэк, Линда; Кригер, Ларри С.; Нейлор, Филипп С.; Шабака, Дахия Ибо (1999). Всемирная история: закономерности взаимодействия . Эванстон, Иллинойс: Макдугал Литтел. ISBN 978-0-395-87274-1 .
- ^ Москати (1965) .
- ^ Джеффри, Л.Х. (1976). Архаическая Греция: Греческие города-государства 700–500 гг. до н.э. Эрнест Бенн Лтд. и Тоннбридж.
- ^ Перейти обратно: а б «Финикийское искусство» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 19 апреля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Марко, Гленн Э. (август 1990 г.). «Возникновение финикийского искусства» . Бюллетень американских школ восточных исследований (279): 13–26. дои : 10.2307/1357205 . JSTOR 1357205 . S2CID 163353156 .
- ^ «Финикийцы (1500–300 до н. э.)» . www.metmuseum.org . Проверено 19 апреля 2020 г.
- ^ «Мебельная табличка с горельефом и изображением двух египетских фигур, обрамляющих спиральное дерево, ок. 9–8 веков до н.э.» www.metmuseum.org . Проверено 19 апреля 2020 г.
- ^ Холст (2011) , с. 31.
- ^ Холст (2011) , с. 44.
- ^ Москати (1957) , например, с. 40 и 113.
- ^ Смит (1956) , стр. 1–15.
- ^ Гастер (1965) , стр. 113–143, 114–5.
- ^ Харден (1962) , стр. 83–4.
- ^ Брэндон (1970) , стр. 512–513.
- ^ Брэндон (1970) , с. 448.
- ^ Перейти обратно: а б Девер, Уильям (2008). Была ли у Бога жена? . Соединенные Штаты Америки: Eerdmans Publishing Co., с. 97.
- ^ Брэндон (1970) , с. 173.
- ^ «Ашер» . Британника .
- ^ Нисан, Мордехай (2015). «Личность и народы в истории: размышления о тайнах Древнего Средиземноморья» . Левантийский обзор . 4 (2) – через Бостонский колледж.
- ^ Стерн, Э. (1990). «Новые свидетельства из Дора о первом появлении финикийцев вдоль северного побережья Израиля» . Бюллетень американских школ восточных исследований (279): 27–34. дои : 10.2307/1357206 . JSTOR 1357206 – через JSTOR.
- ^ Брэндон (1970) , с. 258 («Эл»).
- ↑ Здесь вместо имени бога бури Хадада использовалось Ваал . Брэндон (1970) , стр. 315, 28, 124.
- ^ Москати (1957) , стр. 113–4.
- ^ Брэндон (1970) , стр. 29–30.
- ^ Брэндон (1970) , стр. 173, 501.
- ^ Карлайон, Ричард (1981). Путеводитель по богам . Нью-Йорк: Quill Books. стр. 311–333.
- ^ Маркое (2000) , с. 120.
- ^ Уормингтон (1964) , с. 148.
- ^ Смит (1956) , стр. 33–43.
- ^ Перейти обратно: а б «Давно потерянные финикийские статуэтки могли раскрыть тайны древнего культа» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . 8 сентября 2020 г. Проверено 11 сентября 2020 г.
Источники
[ редактировать ]- Обе, Мария Евгения (2001). Финикийцы и Запад: политика, колонии и торговля . Перевод Тертона, Мэри. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-79543-2 . См. обзор Роджера Райта , Ливерпульский университет.
- Бонди, С.Ф. 1988. «Курс истории». В «Финикийцах» под редакцией Сабатино Москати, 38–45. Милан: Gruppo Editoriale Fabbri.
- Брэндон, SGF, изд. (1970). Словарь сравнительного религиоведения . Нью-Йорк: сын Чарльза Скрибнера. ISBN 9780684310091 .
- Шарль-Пикар, Гилберт ; Пикард, Колетт (1968). (Оригинальное издание на французском языке: Vie et mort de Carthage Paris: Hatchette 1968) [ Жизнь и смерть Карфагена ]. Нью-Йорк: Таплингер.
- Коулмас, Флориан (1996). Энциклопедия систем письменности Блэквелла . Оксфорд: Блэквелл. ISBN 978-0-631-21481-6 .
- Канлифф, Барри (2008). Европа между океанами; 9000 г. до н. э. — 1000 г. н. э . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.
- Элайи, Дж. 2013. История Финикии . Париж: Перрен
- Гастер, Теодор Х. (1965). «Религия хананеев». В Ферме, Вергилий (ред.). (Оригинальная редакция: Философская библиотека, 1950 г.) [ Древние религии ]. Нью-Йорк: Цитадель Прес.
- Харден, Дональд (1962). Финикийцы . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Фредерик А. Прегер.
- Холст, Сэнфорд (30 апреля 2011 г.). Финикийские тайны: исследование древнего Средиземноморья . Книги Санторини. ISBN 978-0983327905 .
- Жигулов, Вадим С. (2021). Финикийцы: утраченные цивилизации . Лондон: Книги реакции . ISBN 978-1-789-14478-9 .
- Лансель, Серж (1995). (Оригинальное издание на французском языке: Карфаген . Париж: Librairie Artheme Fayard, 1992) [ Карфаген. История ]. Оксфорд: Блэквелл.
- Марко, Гленн Э. (2000). Народы прошлого: финикийцы . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0-520-22614-2 .
- Москати, Сабатино (1957). Древние семитские цивилизации . Лондон, Англия: Elek Books.
- Москати, Сабатино (1965). Мир финикийцев . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Фредерик А. Прегер.
- Куинн, Жозефина Кроули (2017). В поисках финикийцев . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-8911-2 .
- Роулинсон, Джордж (1889). История Финикии .
- Рёллиг, В. (1995), Финикийцы и финикийцы в контексте Древнего Ближнего Востока , в С. Москати (ред.), Финикийцы вчера сегодня завтра: исследования, открытия, проекты, Рим, стр. 203–214
- Смит, В. Робертсон (1956) [А. и К. Блэк, Эдинбург, 1889]. Лекции о религии семитов . Нью-Йорк: Библиотека Меридиана.
- Уормингтон, Брайан Х. (1964). Карфаген . Пингвин (оригинальная редакция: Роберт Хейл, 1960).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Карайон, Николя, Финикийские и Пунические порты , докторская диссертация, 2008 г., Страсбург, Франция.
- Серкейро, Даниэль, Корабли Таршиса, или кем были финикийцы , Буэнос-Айрес, Ред. Венеция, 2002 г., ISBN 987-9239-13-Х .
- Чиоффи, Роберт Л., «Пальма, цвет и мифическая птица» (рецензия на книгу Жозефины Куинн, В поисках финикийцев , Принстон, 2017, 360 стр., ISBN 978 0 691 17527 0 ), Лондонское обозрение книг , том. 41, нет. 1 (3 января 2019 г.), стр. 15–16.
- Кросс, Фрэнк М. (1973). Ханаанский миф и еврейский эпос . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674091764 .
- Тиолле, Жан-Пьер , Меня зовут Библос , предисловие Гая Гей-Пара, H&D, Париж, 2005 г., ISBN 2-914266-04-9 .
- Тодд, Малькольм ; Эндрю Флеминг (1987). Юго-Запад до 1000 г. н. э. (Серия «Региональная история Англии» №: 8) . Харлоу, Эссекс: Лонгман. ISBN 978-0-582-49274-5 . , для критического анализа свидетельств финикийской торговли с юго-западом Великобритании.
- Сильва, Диоген. «Литература о финикийцах на территории Бразилии: происхождение и причины», докторская диссертация, Мадрид, 2016 г. Доступно по адресу https://eprints.ucm.es/39468/.
- Сорен, Дэвид; Хадер, Айша Б.; Слим, Хеди (1990). Карфаген . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 9780671669027 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- BBC Radio4 - В наше время : финикийцы (аудиоархив)
- Поиски финикийцев в Южном Ливане (архивировано 10 января 2009 г.)
- Финикийский алфавит
- Сэм Хэселби (ред.). «Финикия: воображаемый друг народов, нуждающихся в предках» . Жозефина Куинн, доцент кафедры древней истории Вустерского колледжа Оксфордского университета . Эон.
- Финикия
- 2-е тысячелетие до н.э.
- 9 век до н.э.
- 8 век до н.э.
- 7 век до н.э.
- 6 век до н.э.
- Разрушения VI века до н.э.
- Древняя Азия
- Древняя Африка
- Древняя Европа
- Древняя Сирия
- Древняя история Турции
- Древняя история Пиренейского полуострова
- Древняя история Северной Африки
- Древний Израиль и Иудея
- Древний Ливан
- Древний Левант
- Древний Ближний Восток
- Цивилизации осевого века
- Бронзовый век Азии
- Культуры бронзового века
- Культуры железного века Африки
- Культуры железного века Азии
- История Средиземноморья
- История Палестины (регион)
- История Западной Азии
- Государства и территории, основанные в 3 тысячелетии до нашей эры.
- Государства и территории, упраздненные в VI веке до нашей эры.
- Ханаанский народ
- Племя Ашера