Jump to content

Мать Тереза

Страница расширена и защищена
(Перенаправлено с Терезы Калькуттской )


Тереза ​​Калькуттская

Мать Тереза ​​в 1995 году.
Virgin
BornAnjezë Gonxhe Bojaxhiu
(1910-08-26)26 August 1910
Üsküp, Kosovo Vilayet, Ottoman Empire
Died5 September 1997(1997-09-05) (aged 87)
Calcutta, West Bengal, India
Venerated inCatholic Church
Beatified19 October 2003, Saint Peter's Square, Vatican City by Pope John Paul II
Canonized4 September 2016, Saint Peter's Square, Vatican City by Pope Francis
Major shrineMother House of the Missionaries of Charity, Calcutta, West Bengal, India
Feast5 September[1]
Patronage
TitleSuperior general
Personal
ReligionCatholicism
Nationality
DenominationCatholic
Signature
Organization
Institute
Senior posting
Period in office1950–1997
SuccessorSr. Nirmala Joshi, MC

Мэри Тереза ​​Бояджиу MC (урожденная Анжезе Гондже Бояджиу , Албанский: [aˈnew ˈɡandʒε bɔjaˈdʒi.u] ; 26 августа 1910 — 5 сентября 1997), более известная как Мать Тереза , [а] была албанско-индийской католической монахиней и основательницей организации «Миссионеры милосердия» . Родился в Скопье , входившем в то время в состав Османской империи . [б] в 18 лет она переехала в Ирландию, а затем в Индию, где прожила большую часть своей жизни. 4 сентября 2016 года она была канонизирована Католической церковью как Святая Тереза ​​Калькуттская . Годовщина ее смерти, 5 сентября, является ее праздником .

Mother Teresa founded Missionaries of Charity, a religious congregation, which grew to have over 4,500 nuns across 133 countries as of 2012. [6] Конгрегация управляет домами для людей, умирающих от ВИЧ/СПИДа , проказы и туберкулеза . Община также управляет столовыми , амбулаториями, мобильными клиниками, программами детского и семейного консультирования, а также детскими домами и школами. Члены дают обеты целомудрия, бедности и послушания , а также исповедуют четвертый обет: «от всего сердца бесплатно служить беднейшим из бедных». [7]

Mother Teresa received several honours, including the 1962 Ramon Magsaysay Peace Prize and the 1979 Nobel Peace Prize. A controversial figure during her life and after her death, Mother Teresa was admired by many for her charitable work, but was criticised for her views on abortion and contraception, as well as the poor conditions in her houses for the dying. Her authorised biography, written by Navin Chawla, was published in 1992, and she has been the subject of many other works. On 6 September 2017, Mother Teresa and Saint Francis Xavier were named co-patrons of the Roman Catholic Archdiocese of Calcutta.

Biography

Early life

Urban stone-and-glass building
Memorial House of Mother Teresa in her native Skopje

Mother Teresa's given name was Anjezë Gonxhe (or Gonxha)[8] Bojaxhiu (Anjezë is a cognate of Agnes; Gonxhe means "flower bud" in Albanian).[9] She was born on 26 August 1910 into a Kosovar Albanian family[10][11][12] in Skopje, Ottoman Empire (now the capital of North Macedonia).[13][14] She was baptised in Skopje the day after her birth.[8] She later considered 27 August, the day she was baptised, her "true birthday".[13]

She was the youngest child of Nikollë and Dranafile Bojaxhiu (Bernai).[15] Her father, who was involved in Albanian-community politics in Ottoman Macedonia, died in 1919 when she was eight years old.[13][c] He was born in Prizren (today in Kosovo), however, his family was from Mirdita (present-day Albania).[16][17] Her mother may have been from a village near Gjakova,[18] believed by her offspring to be Bishtazhin.[19]

According to a biography by Joan Graff Clucas, Anjezë was in her early years when she became fascinated by stories of the lives of missionaries and their service in Bengal; by age 12, she was convinced that she should commit herself to religious life.[20] Her resolve strengthened on 15 August 1928 as she prayed at the shrine of the Black Madonna of Vitina-Letnice, where she often went on pilgrimages.[21]

Anjezë left home in 1928 at age 18 to join the Sisters of Loreto at Loreto Abbey in Rathfarnham, Ireland, to learn English with the intent of becoming a missionary; English was the language of instruction of the Sisters of Loreto in India.[22] She saw neither her mother nor her sister again.[23] Her family lived in Skopje until 1934, when they moved to Tirana.[24]

She arrived in India in 1929[25] and began her novitiate in Darjeeling, in the lower Himalayas,[26] where she learned Bengali and taught at St. Teresa's School near her convent.[27] She took her first religious vows on 24 May 1931. She chose to be named after Thérèse de Lisieux, the patron saint of missionaries;[28][29] because a nun in the convent had already chosen that name, she opted for its Spanish spelling of Teresa.[30]

Teresa took her solemn vows on 14 May 1937 while she was a teacher at the Loreto convent school in Entally, eastern Calcutta, taking the style of 'Mother' as part of Loreto custom.[13][31][32] She served there for nearly twenty years and was appointed its headmistress in 1944.[33] Although Mother Teresa enjoyed teaching at the school, she was increasingly disturbed by the poverty surrounding her in Calcutta.[34] The Bengal famine of 1943 brought misery and death to the city, and the August 1946 Direct Action Day began a period of Muslim-Hindu violence.[35]

In 1946, during a visit to Darjeeling by train, Mother Teresa felt that she heard the call of her inner conscience to serve the poor of India for Jesus. She asked for and received permission to leave the school. In 1950, she founded the Missionaries of Charity, choosing a white sari with two blue borders as the order's habit.

Missionaries of Charity

Three-story building with a sign and a statue
Missionaries of Charity motherhouse in Calcutta

On 10 September 1946, Teresa experienced what she later described as "the call within the call" when she travelled by train to the Loreto convent in Darjeeling from Calcutta for her annual retreat. "I was to leave the convent and help the poor while living among them. It was an order. To fail would have been to break the faith."[36] Joseph Langford, MC, founder of her congregation of priests, the Missionaries of Charity Fathers, later wrote, "Though no one knew it at the time, Sister Teresa had just become Mother Teresa".[37]

She began missionary work with the poor in 1948,[25] replacing her traditional Loreto habit with a simple, white cotton sari with a blue border. Mother Teresa adopted Indian citizenship, spent several months in Patna to receive basic medical training at Holy Family Hospital and ventured into the slums.[38][39] She founded a school in Motijhil, Calcutta, before she began tending to the poor and hungry.[40] At the beginning of 1949, Mother Teresa was joined in her effort by a group of young women, and she laid the foundation for a new religious community helping the "poorest among the poor".[41]

Her efforts quickly caught the attention of Indian officials, including the prime minister.[42] Mother Teresa wrote in her diary that her first year was fraught with difficulty. With no income, she begged for food and supplies and experienced doubt, loneliness and the temptation to return to the comfort of convent life during these early months:

Our Lord wants me to be a free nun covered with the poverty of the cross. Today, I learned a good lesson. The poverty of the poor must be so hard for them. While looking for a home I walked and walked till my arms and legs ached. I thought how much they must ache in body and soul, looking for a home, food and health. Then, the comfort of Loreto [her former congregation] came to tempt me. "You have only to say the word and all that will be yours again", the Tempter kept on saying. ... Of free choice, my God, and out of love for you, I desire to remain and do whatever be your Holy will in my regard. I did not let a single tear come.[43]

Four nuns in sandals and white-and-blue saris
Missionaries of Charity in traditional saris

On 7 October 1950, Mother Teresa received Vatican permission for the diocesan congregation, which would become the Missionaries of Charity.[44] In her words, it would care for "the hungry, the naked, the homeless, the crippled, the blind, the lepers, all those people who feel unwanted, unloved, uncared for throughout society, people that have become a burden to the society and are shunned by everyone".[45]

In 1952, Mother Teresa opened her first hospice with help from Calcutta officials. She converted an abandoned Hindu temple into the Kalighat Home for the Dying, free for the poor, and renamed it Kalighat, the Home of the Pure Heart (Nirmal Hriday).[46] Those brought to the home received medical attention and the opportunity to die with dignity in accordance with their faith: Muslims were to read the Quran, Hindus received water from the Ganges, and Catholics received extreme unction.[47] "A beautiful death", Mother Teresa said, "is for people who lived like animals to die like angels—loved and wanted."[47]

White, older building
Nirmal Hriday, Mother Teresa's Calcutta hospice, in 2007

She opened a hospice for those with leprosy, calling it Shanti Nagar (City of Peace).[48] The Missionaries of Charity established leprosy-outreach clinics throughout Calcutta, providing medication, dressings and food.[49] The Missionaries of Charity took in an increasing number of homeless children; in 1955, Mother Teresa opened Nirmala Shishu Bhavan, the Children's Home of the Immaculate Heart, as a haven for orphans and homeless youth.[50]

The congregation began to attract recruits and donations, and by the 1960s it had opened hospices, orphanages and leper houses throughout India. Mother Teresa then expanded the congregation abroad, opening a house in Venezuela in 1965 with five sisters.[51] Houses followed in Italy (Rome), Tanzania and Austria in 1968, and, during the 1970s, the congregation opened houses and foundations in the United States and dozens of countries in Asia, Africa and Europe.[52]

The Missionaries of Charity Brothers was founded in 1963, and a contemplative branch of the Sisters followed in 1976. Lay Catholics and non-Catholics were enrolled in the Co-Workers of Mother Teresa, the Sick and Suffering Co-Workers, and the Lay Missionaries of Charity. Responding to requests by many priests, in 1981, Mother Teresa founded the Corpus Christi Movement for Priests[53] and with Joseph Langford founded the Missionaries of Charity Fathers in 1984 to combine the vocational aims of the Missionaries of Charity with the resources of the priesthood.[54]

By 1997, the 13-member Calcutta congregation had grown to more than 4,000 sisters who managed orphanages, AIDS hospices and charity centres worldwide, caring for refugees, the blind, the disabled, the aged, alcoholics, the poor and homeless and victims of floods, epidemics and famine.[55] By 2007, the Missionaries of Charity numbered about 450 brothers and 5,000 sisters worldwide, operating 600 missions, schools and shelters in 120 countries.[56]

International charity

Mother Teresa said, "By blood, I am Albanian. By citizenship, an Indian. By faith, I am a Catholic nun. As to my calling, I belong to the world. As to my heart, I belong entirely to the Heart of Jesus."[4]

Fluent in five languages – Bengali,[57] Albanian, Serbian, English and Hindi – she made occasional trips outside India for humanitarian reasons.[58] These included, in 1971, a visit with four of her sisters, to Troubles-era Belfast. Her suggestion that the conditions she had found justified an ongoing mission was the cause of some embarrassment.[59] Reportedly under pressure from senior clergy, who believed "the missionary traffic should be in other direction", and despite local welcome and support, she and her sisters abruptly left the city in 1973.[60][61]

At the height of the Siege of Beirut in 1982, Mother Teresa rescued 37 children trapped in a front-line hospital by brokering a temporary cease-fire between the Israeli army and Palestinian guerrillas.[62] Accompanied by Red Cross workers, she travelled through the war zone to the hospital to evacuate the young patients.[63]

When Eastern Europe experienced increased openness in the late 1980s, Mother Teresa expanded her efforts to Communist countries which had rejected the Missionaries of Charity. She began dozens of projects, undeterred by criticism of her stands against abortion and divorce: "No matter who says what, you should accept it with a smile and do your own work". She visited Armenia after the 1988 earthquake[64] and met with Soviet Premier Nikolai Ryzhkov.[65]

Mother Teresa travelled to assist the hungry in Ethiopia, radiation victims at Chernobyl and earthquake victims in Armenia.[66][67][68] In 1991 she returned to Albania for the first time, opening a Missionaries of Charity Brothers home in Tirana.[69]

By 1996, the Missionaries of Charity operated 517 missions in over 100 countries.[70] The number of sisters in the Missionaries of Charity grew from twelve to thousands, serving the "poorest of the poor" in 450 centres worldwide. The first Missionaries of Charity home in the United States was established in the South Bronx area of New York City, and by 1984 the congregation operated 19 establishments throughout the country.[71]

Declining health and death

Mother Teresa had a heart attack in Rome in 1983 while she was visiting Pope John Paul II. Following a second attack in 1989, she received a pacemaker.[72] In 1991, after a bout of pneumonia in Mexico, she had additional heart problems. Although Mother Teresa offered to resign as head of the Missionaries of Charity, in a secret ballot the sisters of the congregation voted for her to stay, and she agreed to continue.[73]

In April 1996, Mother Teresa fell, breaking her collarbone, and four months later she had malaria and heart failure. Although she underwent heart surgery, her health was clearly declining. According to the Archbishop of Calcutta Henry Sebastian D'Souza, he ordered a priest to perform an exorcism (with her permission) when she was first hospitalised with cardiac problems because he thought she might be under attack by the devil.[74] On 13 March 1997, Mother Teresa resigned as head of the Missionaries of Charity. She died on 5 September.[75][76][77]

Reactions

Mother Teresa lay in repose in an open casket in St Thomas, Calcutta, for a week before her funeral. She received a state funeral from the Indian government in gratitude for her service to the poor of all religions in the country.[78] Cardinal Secretary of State Angelo Sodano, the Pope's representative, delivered the homily at the service.[79] Mother Teresa's death was mourned in the secular and religious communities. Prime Minister of Pakistan Nawaz Sharif called her "a rare and unique individual who lived long for higher purposes. Her life-long devotion to the care of the poor, the sick, and the disadvantaged was one of the highest examples of service to our humanity."[80] According to former U.N. Secretary-General Javier Pérez de Cuéllar, "She is the United Nations. She is peace in the world."[80]

Recognition and reception

India

From the Indian government, under the name of Mary Teresa Bojaxhiu, Mother Teresa was issued a diplomatic passport.[81] She received the Padma Shri in 1962 and the Jawaharlal Nehru Award for International Understanding in 1969.[82] She later received other Indian awards, including the Bharat Ratna (India's highest civilian award) in 1980.[83] Mother Teresa's official biography, by Navin Chawla, was published in 1992.[84] In Calcutta, she is worshipped as a deity by some Hindus.[85]

To commemorate the 100th anniversary of her birth, the government of India issued a special 5 coin (the amount of money Mother Teresa had when she arrived in India) on 28 August 2010. President Pratibha Patil said, "Clad in a white sari with a blue border, she and the sisters of Missionaries of Charity became a symbol of hope to many—namely, the aged, the destitute, the unemployed, the diseased, the terminally ill, and those abandoned by their families."[86]

Indian views of Mother Teresa are not uniformly favourable. Aroup Chatterjee, a physician born and raised in Calcutta who was an activist in the city's slums for years around 1980 before moving to the UK, said that he "never even saw any nuns in those slums".[87] His research, involving more than 100 interviews with volunteers, nuns and others familiar with the Missionaries of Charity, was described in a 2003 book critical of Mother Teresa.[87] Chatterjee criticized her for promoting a "cult of suffering" and a distorted, negative image of Calcutta, exaggerating work done by her mission and misusing funds and privileges at her disposal.[87][88] According to him, some of the hygiene problems he had criticized (such as the reuse of needles) improved after Mother Teresa's death in 1997.[87]

Bikash Ranjan Bhattacharya, mayor of Calcutta from 2005 to 2010, said that "she had no significant impact on the poor of this city", glorified illness instead of treating it and misrepresented the city: "No doubt there was poverty in Calcutta, but it was never a city of lepers and beggars, as Mother Teresa presented it."[89] On the Hindu right, the Bharatiya Janata Party clashed with Mother Teresa over the Christian Dalits but praised her in death and sent a representative to her funeral.[90] Vishwa Hindu Parishad, however, opposed the government decision to grant her a state funeral. Secretary Giriraj Kishore said that "her first duty was to the Church and social service was incidental", accusing her of favouring Christians and conducting "secret baptisms" of the dying.[91][92] In a front-page tribute, the Indian fortnightly Frontline dismissed the charges as "patently false" and said that they had "made no impact on the public perception of her work, especially in Calcutta". Praising her "selfless caring", energy and bravery, the author of the tribute criticised Teresa's public campaign against abortion and her claim to be non-political.[93]

In February 2015 Mohan Bhagwat, leader of the Hindu right-wing organisation Rashtriya Swayamsevak Sangh, said that Mother Teresa's objective was "to convert the person, who was being served, into a Christian".[94] Former RSS spokesperson M. G. Vaidhya supported Bhagwat's assessment, and the organisation accused the media of "distorting facts about Bhagwat's remarks". Trinamool Congress MP Derek O'Brien, CPI leader Atul Anjan and Delhi chief minister Arvind Kejriwal protested Bhagwat's statement.[95] In 1991[96] the country's first modern University, Senate of Serampore College (University) awarded a honorary doctorate during registrarship of D. S. Satyaranjan.

Elsewhere

US President Ronald Regan and Nancy Reagan with Mother Teresa, standing at a microphone
President Ronald Reagan presents Mother Teresa with the Presidential Medal of Freedom at a White House ceremony as First Lady Nancy Reagan looks on, 20 June 1985.

Mother Teresa received the Ramon Magsaysay Award for Peace and International Understanding, given for work in South or East Asia, in 1962. According to its citation, "The Board of Trustees recognises her merciful cognisance of the abject poor of a foreign land, in whose service she has led a new congregation".[97] By the early 1970s, Mother Teresa was an international celebrity. She had been catapulted to fame via Malcolm Muggeridge's 1969 BBC documentary, Something Beautiful for God, before he released a 1971 book of the same name.[98] Muggeridge was undergoing a spiritual journey of his own at the time.[99] During filming, footage shot in poor lighting (particularly at the Home for the Dying) was thought unlikely to be usable by the crew; the crew had been using new, untested photographic film. In England, the footage was found to be extremely well-lit and Muggeridge called it a miracle of "divine light" from Teresa.[100] Other crew members said that it was due to a new type of ultra-sensitive Kodak film.[101] Muggeridge later converted to Catholicism.[102]

Around this time, the Catholic world began to honour Mother Teresa publicly. Pope Paul VI gave her the inaugural Pope John XXIII Peace Prize in 1971, commending her work with the poor, her display of Christian charity and her efforts for peace.[103] She received the Pacem in Terris Award in 1976.[104] After her death, Teresa progressed rapidly on the road to sainthood.

Mother Teresa with Michèle Duvalier in January 1981

She was honoured by governments and civilian organisations and appointed an honorary Companion of the Order of Australia in 1982 "for service to the community of Australia and humanity at large".[105] The United Kingdom and the United States bestowed a number of awards, culminating in the Order of Merit in 1983 and honorary citizenship of the United States on 16 November 1996.[106] Mother Teresa's Albanian homeland gave her the Golden Honour of the Nation in 1994,[93] but her acceptance of this and the Haitian Legion of Honour was controversial. Mother Teresa was criticised for implicitly supporting the Duvaliers and corrupt businessmen such as Charles Keating and Robert Maxwell; she wrote to the judge of Keating's trial requesting clemency.[93][107]

Universities in India and the West granted her honorary degrees.[93] Other civilian awards included the Balzan Prize for promoting humanity, peace and brotherhood among peoples (1978)[108] and the Albert Schweitzer International Prize (1975).[109] In April 1976, Mother Teresa visited the University of Scranton in northeastern Pennsylvania, where she received the La Storta Medal for Human Service from university president William J. Byron.[110] She challenged an audience of 4,500 to "know poor people in your own home and local neighbourhood", feeding others or simply spreading joy and love.[111] Mother Teresa continued: "The poor will help us grow in sanctity, for they are Christ in the guise of distress".[110] In August 1987, Mother Teresa received an honorary doctor of social science degree from the university in recognition of her service and her ministry to help the destitute and sick.[112] She spoke to over 4,000 students and members of the Diocese of Scranton[113] about her service to the "poorest of the poor", telling them to "do small things with great love".[114]

During her lifetime, Mother Teresa was among the top 10 women in the annual Gallup's most admired man and woman poll 18 times, finishing first several times in the 1980s and 1990s.[115] In 1999 she headed Gallup's List of Most Widely Admired People of the 20th Century,[116] out-polling all other volunteered answers by a wide margin. She was first in all major demographic categories except the very young.[116][117]

Nobel Peace Prize

External videos
video icon Mother Teresa's 1979 Nobel Peace Prize acceptance speech

In 1979, Mother Teresa received the Nobel Peace Prize "for work undertaken in the struggle to overcome poverty and distress, which also constitutes a threat to peace".[118] She refused the conventional ceremonial banquet for laureates, asking that its $192,000 cost be given to the poor in India[119] and saying that earthly rewards were important only if they helped her to help the world's needy. When Mother Teresa received the prize she was asked, "What can we do to promote world peace?" She answered, "Go home and love your family." Building on this theme in her Nobel lecture, she said: "Around the world, not only in the poor countries, but I found the poverty of the West so much more difficult to remove. When I pick up a person from the street, hungry, I give him a plate of rice, a piece of bread, I have satisfied. I have removed that hunger. But a person that is shut out, that feels unwanted, unloved, terrified, the person that has been thrown out from society – that poverty is so hurtable [sic] and so much, and I find that very difficult."

Social and political views

Mother Teresa singled out abortion as "the greatest destroyer of peace today. Because if a mother can kill her own child – what is left for me to kill you and you kill me – there is nothing between."[120]

Barbara Smoker of the secular humanist magazine The Freethinker criticised Mother Teresa after the Peace Prize award, saying that her promotion of Catholic moral teachings on abortion and contraception diverted funds from effective methods to solve India's problems.[121] At the Fourth World Conference on Women in Beijing, Mother Teresa said: "Yet we can destroy this gift of motherhood, especially by the evil of abortion, but also by thinking that other things like jobs or positions are more important than loving."[122] Abortion-rights groups have also criticised Mother Teresa's stance against abortion and contraception.[123][124][125] According to Mark Woods, writing in Christian Today, "to criticise her for opposing abortion and contraception... is to criticise her for not running a secular charity, which she never pretended to do."[126]

According to a paper by Canadian academics Serge Larivée, Geneviève Chénard and Carole Sénéchal, Mother Teresa's clinics received millions of dollars in donations but lacked medical care, systematic diagnosis, necessary nutrition, and sufficient analgesics for those in pain;[127] in the opinion of the three academics, "Mother Teresa believed the sick must suffer like Christ on the cross".[128] It was said that the additional money might have transformed the health of the city's poor by creating advanced palliative care facilities.[129][130]

One of Mother Teresa's most outspoken critics was English journalist and antitheist Christopher Hitchens, host of the documentary Hell's Angel (1994) and author of the essay The Missionary Position: Mother Teresa in Theory and Practice (1995) who wrote in a 2003 article: "This returns us to the medieval corruption of the church, which sold indulgences to the rich while preaching hellfire and continence to the poor. [Mother Teresa] was not a friend of the poor. She was a friend of poverty. She said that suffering was a gift from God. She spent her life opposing the only known cure for poverty, which is the empowerment of women and the emancipation of them from a livestock version of compulsory reproduction."[131] He accused her of hypocrisy for choosing advanced treatment for her heart condition.[132][133] Hitchens said that "her intention was not to help people", and that she lied to donors about how their contributions were used. "It was by talking to her that I discovered, and she assured me, that she wasn't working to alleviate poverty", he said, "She was working to expand the number of Catholics. She said, 'I'm not a social worker. I don't do it for this reason. I do it for Christ. I do it for the church'".[134]

Navin B. Chawla points out that Mother Teresa never intended to build hospitals, but to provide a place where those who had been refused admittance "could at least die being comforted and with some dignity." He also counters critics of Mother Teresa by stating that her periodic hospitalizations were instigated by staff members against her wishes and he disputes the claim that she conducted unethical conversions. "Those who are quick to criticise Mother Teresa and her mission, are unable or unwilling to do anything to help with their own hands."[135] Similarly, Sister Mary Prema Pierick, the former Superior General of the Missionaries of Charity, also stated that Mother Teresa's homes were never intended to be a substitute for hospitals, but rather "homes for those not accepted in the hospital... But if they need hospital care, then we have to take them to the hospital, and we do that." Sister Pierick also contested the claims that Mother Teresa deliberately cultivated suffering, and affirmed her order's goal was to alleviate suffering.[136]

Fr Des Wilson, who had hosted her in Belfast in 1971,[59] argued that "Mother Theresa was content to pick up the sad pieces left by a vicious political and economic system" and he noted that hers was a fate very different to that of Archbishop Óscar Romero of El Salvador. While she got the Nobel Prize, "Romero, who attacked the causes of misery as well as picking up the pieces, was shot in the head".[137]

In 1994, Mother Teresa argued that the sexual abuse allegations against Jesuit priest Donald McGuire were untrue. When he was convicted of sexually molesting multiple children in 2006, Mother Teresa's defence of him was criticised.[138][139]

Spiritual life

Analysing her deeds and achievements, Pope John Paul II said: "Where did Mother Teresa find the strength and perseverance to place herself completely at the service of others? She found it in prayer and in the silent contemplation of Jesus Christ, his Holy Face, his Sacred Heart."[140] Privately, Mother Teresa experienced doubts and struggle in her religious beliefs which lasted nearly 50 years, until the end of her life.[141] Mother Teresa expressed grave doubts about God's existence and pain over her lack of faith:

Where is my faith? Even deep down [...] there is nothing but emptiness and darkness. [...] If there be God – please forgive me. When I try to raise my thoughts to Heaven, there is such convicting emptiness that those very thoughts return like sharp knives and hurt my very soul.[142]

Outdoor bas-relief plaque
Plaque dedicated to Mother Teresa in Wenceslas Square, Olomouc, Czech Republic

Other saints (including Teresa's namesake Thérèse of Lisieux, who called it a "night of nothingness") had similar experiences of spiritual dryness.[143] According to James Langford, these doubts were typical and would not be an impediment to canonisation.[143]

After ten years of doubt, Mother Teresa described a brief period of renewed faith. After Pope Pius XII's death in 1958, she was praying for him at a requiem mass when she was relieved of "the long darkness: that strange suffering." However, five weeks later her spiritual dryness returned.[144]

Mother Teresa wrote many letters to her confessors and superiors over a 66-year period, most notably to Calcutta Archbishop Ferdinand Perier and Jesuit priest Celeste van Exem (her spiritual advisor since the formation of the Missionaries of Charity).[145] She requested that her letters be destroyed, concerned that "people will think more of me – less of Jesus."[99][146]

Semi-abstract painting honouring Mother Teresa

However, the correspondence was compiled in Mother Teresa: Come Be My Light.[99][147] Mother Teresa wrote to spiritual confidant Michael van der Peet, "Jesus has a very special love for you. [But] as for me, the silence and the emptiness is so great, that I look and do not see – listen and do not hear – the tongue moves [in prayer] but does not speak. [...] I want you to pray for me – that I let Him have [a] free hand."

In Deus caritas est (his first encyclical), Pope Benedict XVI mentioned Mother Teresa three times and used her life to clarify one of the encyclical's main points: "In the example of Blessed Teresa of Calcutta we have a clear illustration of the fact that time devoted to God in prayer not only does not detract from effective and loving service to our neighbour but is in fact the inexhaustible source of that service."[148] She wrote, "It is only by mental prayer and spiritual reading that we can cultivate the gift of prayer."[149]

Although her order was not connected with the Franciscan orders, Mother Teresa admired Francis of Assisi[150] and was influenced by Franciscan spirituality. The Sisters of Charity recite the prayer of Saint Francis every morning at Mass during the thanksgiving after Communion, and their emphasis on ministry and many of their vows are similar.[150] Francis emphasised poverty, chastity, obedience and submission to Christ. He devoted much of his life to serving the poor, particularly lepers.[151]

Канонизация

Чудо и беатификация

После смерти Матери Терезы в 1997 году Святой Престол начал процесс беатификации (второй из трех шагов на пути к канонизации ), и Брайан Колодейчук был назначен постулатом епархии Калькуттской . Хотя он сказал: «Нам не нужно было доказывать, что она была совершенна или никогда не совершала ошибок», ему пришлось доказать, что добродетель Матери Терезы была героической. Колодейчук представил 76 документов общим объемом 35 тысяч страниц, основанных на допросах 113 свидетелей, которым было предложено ответить на 263 вопроса. [152]

Витражное изображение ключевых моментов жизни матери Терезы в соборе Святой Матери Терезы в Приштине , Косово.

Процесс канонизации требует документального подтверждения чуда, произошедшего в результате заступничества будущего святого. [153] В 2002 году Ватикан признал чудом исцеление опухоли в животе индийской женщины Моники Бесра после наложения медальона с изображением Терезы. По словам Бесры, от картины исходил луч света, и ее раковая опухоль излечилась; однако ее муж и некоторые из ее медицинских работников заявили, что традиционное лечение уничтожило опухоль. [154] Ранджан Мустафи, который рассказал The New York Times , что лечил Бесру, сказал, что киста была вызвана туберкулезом: «Это не было чудом... Она принимала лекарства от девяти месяцев до одного года». [155] По словам мужа Бесры: «Мою жену вылечили врачи, а не какое-то чудо [...] Это чудо - обман». [156] Бесра сказала, что ее медицинские записи, включая сонограммы, рецепты и записи врачей, были конфискованы сестрой Беттой из «Миссионеров милосердия». По данным Time , звонки сестре Бетте и в офис сестры Нирмалы (преемницы Терезы на посту главы ордена) не дали никаких комментариев. Чиновники больницы Балургат, куда Бесра обратилась за медицинской помощью, заявили, что на них оказало давление приказ назвать ее исцеление чудесным. [156] В феврале 2000 года бывший министр здравоохранения Западной Бенгалии Парто Де приказал проверить медицинские записи Бесры в Министерстве здравоохранения Калькутты. По словам Де, в ее болезни и выздоровлении, основанном на длительном лечении, не было ничего необычного. Он сказал, что отказался назвать Ватикану имя врача, который подтвердит, что исцеление Моники Бесра было чудом. [157]

Во время беатификации и канонизации Матери Терезы Ватикан изучал опубликованную и неопубликованную критику ее жизни и деятельности. Кристофер Хитченс и Чаттерджи (автор «Окончательного вердикта» , книги с критикой Матери Терезы) выступили перед трибуналом; По словам официальных лиц Ватикана, выдвинутые обвинения были расследованы Конгрегацией по делам святых . [152] Группа не нашла препятствий для канонизации Матери Терезы и опубликовала свой nihil obstat . 21 апреля 1999 года [158] [159] Из-за нападок на нее некоторые католические писатели назвали ее знаком противоречия . [160] Мать Тереза ​​была беатифицирована 19 октября 2003 года и была известна католикам как « Блаженная ». [161]

Канонизация

17 декабря 2015 года пресс-служба Ватикана подтвердила, что Папа Франциск признал второе чудо, приписываемое Матери Терезе: исцеление бразильца от множественных опухолей головного мозга в 2008 году. [162] Чудо впервые привлекло внимание представителей (должностных лиц, управляющих этим делом) во время мероприятий Всемирного дня молодежи 2013 года , когда Папа был в Бразилии в июле того же года. Последующее расследование проходило в Бразилии 19–26 июня 2015 года и позже было передано Конгрегации по делам святых, которая издала указ о признании расследования завершенным. [162]

Папа Франциск канонизировал ее на церемонии 4 сентября 2016 года на площади Святого Петра в Ватикане. Свидетелями церемонии стали десятки тысяч человек, в том числе 15 правительственных делегаций и 1500 бездомных со всей Италии. [163] [164] Его транслировали в прямом эфире на канале Ватикана и транслировали онлайн; Скопье, родной город Матери Терезы, объявил недельное празднование ее канонизации. [163] В Индии миссионеры милосердия в Калькутте отслужили специальную мессу. [164]

Со-покровитель Калькуттской архиепархии

4 сентября 2017 года во время празднования первой годовщины ее канонизации сестра Мария Према Пьерик, генеральный настоятельница Миссионеров милосердия, объявила, что Мать Тереза ​​станет сопокровителем Калькуттской архиепархии во время мессы в церкви. Собор Святейшего Розария 6 сентября 2017 г. [165] 5 сентября 2017 года архиепископ Томас Д'Суза , который является главой Римско-католической архиепархии Калькутты , подтвердил, что Мать Тереза ​​будет названа сопокровителем Калькуттской епархии наряду с Франциском Ксавьером. [166] [167] 6 сентября 2017 года около 500 человек посетили мессу в соборе, где Доминик Гомеш, местный генеральный викарий, [168] прочитал указ об учреждении ее второй покровительницей архиепископии. [169] Церемонию также возглавляли Д'Суза и посол Ватикана в Индии Джамбаттиста Дикуаттро , который возглавил мессу и открыл бронзовую статую в церкви Матери Терезы, несущей ребенка. [169]

Католическая церковь объявила Святого Франциска Ксаверия первым покровителем Калькутты в 1986 году. [169]

На момент ее смерти у «Миссионеров милосердия» было более 4000 сестер и связанное с ними братство из 300 членов, выполнявшее 610 миссий в 123 странах. [170] В их число входили хосписы и дома для людей с ВИЧ/СПИДом, проказой и туберкулезом, бесплатные столовые, программы консультирования детей и семей, детские дома и школы. Миссионерам милосердия помогали сотрудники, которых к 1990-м годам насчитывалось более миллиона. [171]

Памятники

Терминал аэропорта с четырьмя деревьями на переднем плане
Международный аэропорт Тираны имени матери Терезы

Мать Терезу чтят музеи и называют покровительницей ряда церквей. В ее честь названы здания, дороги и комплексы, в том числе международный аэропорт Албании . День Матери Терезы ( Dita e Nënë Terezës ), 5 сентября, является государственным праздником в Албании . В 2009 году Мемориальный дом Матери Терезы был открыт в ее родном городе Скопье, Северная Македония . собор Пресвятой Матери Терезы в Приштине ) . (Косово В ее честь назван [172] Снос исторического здания средней школы, чтобы освободить место для нового строительства, первоначально вызвал споры в местном сообществе, но позже средняя школа была переведена в новый, более просторный кампус. Освященный 5 сентября 2017 года, он стал первым собором в честь Матери Терезы и вторым сохранившимся собором в Косово. [173]

Собор Святой Матери Терезы , Приштина

Женский университет Матери Терезы , [174] в Кодайканале , был основан в 1984 году как государственный университет правительством штата Тамил Наду . Научно-исследовательский институт медицинских наук имени Матери Терезы, [175] в Пондичерри , была основана в 1999 году правительством Пудучерри . Благотворительная организация Sevalaya управляет Домом для девочек Матери Терезы , предоставляя бедным и сиротам недалеко от малообеспеченной деревни Касува в Тамил Наду бесплатную еду, одежду, кров и образование. [176] В индийских газетах и ​​журналах появилось несколько воспоминаний биографа Матери Терезы Навина Чавлы. [177] [178] [179] 26 августа 2010 года Индийские железные дороги представили новый поезд «Материнский экспресс», названный в честь Матери Терезы, в ознаменование столетия со дня ее рождения. [180] Правительство Тамилнада организовало празднование столетия в честь Матери Терезы 4 декабря 2010 года в Ченнаи во главе с главным министром М. Карунаниди . [181] [182] Начиная с 5 сентября 2013 года годовщина ее смерти была объявлена Международным днем ​​благотворительности ​​Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций . [183]

В 2012 году Мать Тереза ​​заняла пятое место в Outlook India журнала рейтинге величайших индейцев . [184]

В Университете Аве Мария в Аве Марии, штат Флорида, находится музей Матери Терезы.

Кино и литература

Документальные фильмы и книги

Фильмы и телевидение

Театр

  • Teresa, la Obra en Musical — аргентинский мюзикл 2004 года, основанный на жизни матери Терезы.

См. также

Примечания

  1. ^ Албанский : Нене Тереза ; Бенгальский : Мать Тереза , латинизированное : Мадара Триджа , или Мать Тереза , Мадара Тереза .
  2. После Первой мировой войны и распада Османской империи Скопье стал частью Королевства сербов, хорватов и словенцев на время детства Терезы. С 1990-х годов Скопье является столицей Северной Македонии .
  3. Хотя некоторые источники утверждают, что ей было 10 лет, когда умер ее отец, в интервью ее брату Ватикан документально подтвердил ее возраст на тот момент как «около восьми».

Ссылки

  1. ^ «Святая Тереза ​​Калькуттская» . Католическое информационное агентство . Архивировано из оригинала 8 октября 2018 года . Проверено 6 сентября 2023 г.
  2. ^ Банерджи, Маник (6 сентября 2017 г.). «Ватикан объявляет Мать Терезу покровительницей Калькутты» . Ассошиэйтед Пресс. Архивировано из оригинала 6 сентября 2017 года . Проверено 6 сентября 2017 г.
  3. ^ «Мать Тереза ​​будет названа сопокровителем Калькуттской архиепархии в первую годовщину канонизации» . Первый пост . Индо-Азиатская служба новостей. 4 сентября 2017 г. Архивировано из оригинала 26 апреля 2020 г. . Проверено 5 сентября 2017 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б Кэннон, Мэй Элиз (2013). Справедливая духовность: как практика веры питает социальные действия . Межвузовская пресса. п. 19. ISBN  978-0-8308-3775-5 . Архивировано из оригинала 1 февраля 2022 года . Проверено 3 сентября 2016 г. Когда мать Терезу спросили о ее личной истории, она ответила: «По крови я албанка. По гражданству индиец. По вере я католическая монахиня. Что касается моего призвания, то я принадлежу миру. Что касается моего сердца, то я полностью принадлежу Сердцу Иисуса».
  5. ^ «Когда Мать Тереза ​​приехала в Тирану/2» [Когда Мать Тереза ​​приехала в Тирану/2]. Албанец Италии (на албанском языке). 2 декабря 2010 г. Архивировано из оригинала 18 сентября 2016 г. Проверено 4 сентября 2016 г.
  6. ^ Поплин, Мэри (2011). В поисках Калькутты: чему научила меня Мать Тереза ​​о значимой работе и служении . Межвузовская пресса. п. 112. ИСБН  978-0-8308-6848-3 . Архивировано из оригинала 1 февраля 2022 года . Проверено 3 октября 2020 г. .
  7. ^ Маггеридж (1971), глава 3, «Мать Тереза ​​говорит», стр. 105, 113.
  8. ^ Перейти обратно: а б Блаженны вы: Мать Тереза ​​и блаженства , изд. Эйлин Иган и Кэтлин Иган, OSB, MJF Books: Нью-Йорк, 1992, с. 135.
  9. ^ Ньюмарк, Леонард (17 сентября 2023 г.). «Гондже» . Албанско-английский словарь . Ресурсный центр славянских и евразийских языков.
  10. ^ Группа, Солсбери (2011). Обзор Солсбери, тома 19–20 . Межвузовская пресса. п. 2. ISBN  978-0-8308-3472-3 . Архивировано из оригинала 1 февраля 2022 года . Проверено 3 октября 2020 г. . Мать Тереза, албанка по происхождению.
  11. ^ «Мать Тереза» . www.nytimes.com . Архивировано из оригинала 4 сентября 2017 года . Проверено 18 мая 2017 г.
  12. ^ Альпион, Гезим (2006). Мать Тереза: святая или знаменитость? . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  0-203-08751-8 . Архивировано из оригинала 1 февраля 2022 года . Проверено 15 ноября 2014 г. мать монахини родилась в Призрене в Косово, ее семья родом из района Гьякова, также в Косово.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д (2002) «Мать Тереза ​​Калькуттская (1910–1997)». Служба новостей Ватикана . Проверено 30 мая 2007 г.
  14. ^ «Нобелевская премия мира 1979 года: Мать Тереза» . www.nobelprize.org . Архивировано из оригинала 11 октября 2014 года . Проверено 11 августа 2012 г.
  15. ^ Лестер, Мира (2004). Благословение святых . Попутный ветер. п. 138. ИСБН  1-59233-045-2 .
  16. ^ Лоля, Саймир (сентябрь 2007 г.). «Мать Тереза, четыре года спустя» . Католическая жизнь . Архивировано из оригинала 21 мая 2020 года . Проверено 25 мая 2020 г.
  17. ^ Мехмети, Фатон (1 сентября 2010 г.). «Мать Тереза ​​и славянские претензии на ее происхождение» . Телеграф . Архивировано из оригинала 21 мая 2020 года . Проверено 25 мая 2020 г.
  18. ^ «Мать Тереза» (на датском языке). Архивировано из оригинала 21 мая 2017 года . Проверено 23 августа 2010 г. Ее родители были иммигрантами из Шкодры в Албании; возможно, отец был из Призрена, мать - из деревни близ Гьякова.
  19. ^ Альпион, Гезим (2020). Мать Тереза ​​Святая и ее народ . Лондон: Bloomsbury Publishing India Pvt. ООО с. 103. ИСБН  9789389812466 . Архивировано из оригинала 6 апреля 2023 года . Проверено 19 марта 2023 г.
  20. ^ Клукас 1988 , с. 24
  21. ^ Грин 2004 , с. 11
  22. ^ Clucas 1988 , стр. 28–29.
  23. Шарн, Лори (5 сентября 1997 г.). «Мать Тереза ​​умирает в 87 лет». Архивировано 24 ноября 2016 года в Wayback Machine . США сегодня . Проверено 5 сентября 2016 г.
  24. ^ Аллегри, Ренцо (2011). Беседы с Матерью Терезой: личный портрет святого . Слово среди нас Пресса. ISBN  978-1-59325-415-5 . Архивировано из оригинала 23 октября 2021 года . Проверено 3 октября 2020 г. .
  25. ^ Перейти обратно: а б «От сестры к матери и святой: путешествие матери Терезы» . Новый Индийский экспресс . 31 августа 2016 года. Архивировано из оригинала 15 сентября 2016 года . Проверено 3 сентября 2016 г. [Мать Тереза] приехала в Индию в 1929 году... она основала организацию «Миссионеры милосердия» в 1948 году.
  26. ^ Клукас 1988 , с. 31
  27. ^ Грин 2004 , с. 17
  28. ^ Себба, Энн (1997). Мать Тереза: За пределами образа . Нью-Йорк. Даблдей, с. 35. ISBN   0-385-48952-8 .
  29. ^ «Блаженная Мать Тереза ​​Калькуттская и святая Тереза ​​Лизье: духовные сестры в Ночь веры» . Thereseoflisieux.org. 4 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 17 сентября 2018 г. Проверено 24 августа 2010 г.
  30. ^ Грин 2004 , с. 18
  31. ^ Спинк, Кэтрин (1997). Мать Тереза: Полная авторизованная биография . Нью-Йорк. ХарперКоллинз, с. 16. ISBN   0-06-250825-3 .
  32. ^ Клукас 1988 , с. 32
  33. ^ Грин 2004 , с. 25
  34. ^ Спинк, Кэтрин (1997). Мать Тереза: Полная авторизованная биография . Нью-Йорк. ХарперКоллинз, стр. 18–21. ISBN   0-06-250825-3 .
  35. ^ Спинк, Кэтрин (1997). Мать Тереза: Полная авторизованная биография . Нью-Йорк. ХарперКоллинз, стр. 18, 21–22. ISBN   0-06-250825-3 .
  36. ^ Клукас 1988 , с. 35
  37. ^ Лэнгфорд, Джозеф (октябрь 2008 г.). Тайный огонь Матери Терезы: встреча, изменившая ее жизнь, и как она может изменить вашу собственную . Наше воскресное издательство для посетителей. п. 44 . ISBN  978-1-59276-309-2 . Проверено 9 сентября 2011 г.
  38. ^ Клукас 1988 , с. 39
  39. ^ «Благословенная Мать Тереза» . Британская онлайн-энциклопедия . Британская энциклопедия. Архивировано из оригинала 28 января 2006 года . Проверено 20 декабря 2007 г.
  40. ^ Clucas 1988 , стр. 48–49.
  41. ^ «Мать Тереза ​​- Религиозные факты» . www.religionfacts.com . Архивировано из оригинала 27 сентября 2018 года . Проверено 20 декабря 2016 г.
  42. ^ Уильямс, Пол (2002). Мать Тереза . Индианаполис. Альфа-Книги, с. 57. ISBN   0-02-864278-3 .
  43. ^ Спинк, Кэтрин (1997). Мать Тереза: Полная авторизованная биография . Нью-Йорк. ХарперКоллинз, с. 37. ISBN   0-06-250825-3 .
  44. ^ Уильямс, Пол (2002). Мать Тереза . Индианаполис. Альфа-Книги, с. 62. ISBN   0-02-864278-3 .
  45. ^ «washingtonpost.com: Основные моменты жизни матери Терезы» . www.washingtonpost.com . Архивировано из оригинала 1 января 2018 года . Проверено 20 декабря 2016 г.
  46. ^ Себба, Энн (1997). Мать Тереза: За пределами образа . Нью-Йорк. Даблдей, стр. 58–60. ISBN   0-385-48952-8 .
  47. ^ Перейти обратно: а б Спинк, Кэтрин (1997). Мать Тереза: Полная авторизованная биография . Нью-Йорк. ХарперКоллинз, с. 55. ISBN   0-06-250825-3 .
  48. ^ Себба, Энн (1997). Мать Тереза: За пределами образа . Нью-Йорк. Даблдей, стр. 62–63. ISBN   0-385-48952-8 .
  49. ^ «Мать Тереза» . www.indianideology.com . Архивировано из оригинала 9 ноября 2013 года . Проверено 11 августа 2012 г.
  50. ^ Clucas 1988 , стр. 58–59.
  51. ^ Спинк, Кэтрин (1997). Мать Тереза: Полная авторизованная биография . Нью-Йорк. ХарперКоллинз, с. 82. ISBN   0-06-250825-3 .
  52. ^ Спинк, Кэтрин (1997). Мать Тереза: Полная авторизованная биография . Нью-Йорк. ХарперКоллинз, стр. 286–287. ISBN   0-06-250825-3 .
  53. ^ «Народ Божий жаждал святых священников, основанный благословенной Матерью Терезой Калькуттской. Движение Corpus Christi для священников » . Corpuschristimovement.com. Архивировано из оригинала 10 марта 2018 года . Проверено 14 марта 2013 г.
  54. ^ «Религиозная община священников, основанная Матерью Терезой. Миссионеры отцов милосердия » . Архивировано из оригинала 11 февраля 2016 года . Проверено 6 марта 2007 г.
  55. ^ Спинк, Кэтрин (1997). Мать Тереза: Полная авторизованная биография . Нью-Йорк. ХарперКоллинз, с. 284. ISBN   0-06-250825-3 .
  56. ^ Славичек, Луиза (2007). Мать Тереза . Нью-Йорк; Издательство «Информационная база», стр. 90–91. ISBN   0-7910-9433-2 .
  57. ^ «Мать Тереза» . Bangalinet.com . Архивировано из оригинала 19 июня 2018 года . Проверено 3 сентября 2012 г.
  58. ^ «Десять главных вещей, которые нужно знать о Матери Терезе» . biographycentral.net . Архивировано из оригинала 24 августа 2011 года . Проверено 3 сентября 2012 г.
  59. ^ Перейти обратно: а б Макдэйд, Лаура (4 сентября 2016 г.). «Мать Тереза ​​«отвергнута католической иерархией NI» » . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 18 августа 2023 года . Проверено 17 августа 2023 г.
  60. ^ «BBC One — Мать Тереза, Спрингхилл-авеню, 123» . Би-би-си . 2011. Архивировано из оригинала 31 августа 2023 года . Проверено 31 августа 2023 г.
  61. ^ «В Белфасте Мать Тереза ​​столкнулась с врагами в Церкви, что привело к ее драматическому отъезду» . BelfastTelegraph.co.uk . 3 сентября 2016 г. ISSN   0307-1235 . Архивировано из оригинала 31 августа 2023 года . Проверено 31 августа 2023 г.
  62. ^ «Мать Тереза: Профиль», CNN, 30 мая 2007 г.
  63. ^ Клукас 1988 , с. 17
  64. ^ Милена, Фаустова (26 августа 2010 г.). «Русский памятник Матери Терезе» . Архивировано из оригинала 18 февраля 2013 года . Проверено 13 сентября 2012 г.
  65. ^ «Мать Тереза ​​и Николай Рыжков» . 20 декабря 1988 года. Архивировано из оригинала 11 августа 2013 года . Проверено 13 сентября 2012 г.
  66. Купер, Кеннет Дж. (14 сентября 1997 г.). «Мать Тереза ​​похоронена после дани многоконфессионализму». Вашингтон Пост . Проверено 30 мая 2007 г.
  67. ^ «Призвание служения» . Телеканал «Вечное слово» . Архивировано из оригинала 24 января 2016 года.
  68. ^ Официальный сайт посольства Индии в Армении . Описывает, как Мать Тереза ​​отправилась в Армению в декабре 1988 года после сильного землетрясения. Она и ее прихожане основали там приют. Проверено 30 мая 2007 г. Архивировано 20 марта 2007 г. в Wayback Machine.
  69. ^ «История Албании: MC Созерцательный» . www.mc-contemplative.org . Архивировано из оригинала 2 января 2018 года . Проверено 16 декабря 2016 г. .
  70. ^ Уильямс, Пол (2002). Мать Тереза . Индианаполис. Альфа-Книги, стр. 199–204. ISBN   0-02-864278-3 .
  71. ^ Клукас 1988 , с. 104
  72. ^ «Кардиостимулятор, имплантированный Матери Терезе» . Новости Дезерета . 1 декабря 1989 года. Архивировано из оригинала 16 января 2022 года . Проверено 1 февраля 2022 г.
  73. ^ «Монахини игнорируют пенсионный план Матери Терезы, переизберите ее» . Тампа Бэй Таймс . Архивировано из оригинала 26 августа 2022 года . Проверено 26 августа 2022 г.
  74. Биндра, Сатиндер (7 сентября 2001 г.). «Архиепископ: Мать Тереза ​​подверглась экзорцизму». CNN Проверено 30 мая 2007 г.
  75. ^ «Монахиня индийского происхождения, ставшая преемницей Матери Терезы» . спн . 13 марта 1997 года. Архивировано из оригинала 9 октября 2018 года . Проверено 13 сентября 2012 г.
  76. ^ Пейс, Эрик (6 сентября 1997 г.). «Мать Тереза, Надежда отчаявшихся, умирает в 87 лет» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 5 января 2022 года . Проверено 5 января 2022 г.
  77. ^ Ротман, Лили (5 сентября 2017 г.). «Прочитайте оригинальный репортаж журнала TIME о смерти Матери Терезы за 1997 год» . Время . Архивировано из оригинала 7 сентября 2023 года . Проверено 7 сентября 2023 г.
  78. ^ Ассошиэйтед Пресс (14 сентября 1997 г.). " «Индия чтит монахиню государственными похоронами» . Архивировано из оригинала 6 марта 2005 года ». Houston Chronicle . Проверено 30 мая 2007 года.
  79. ^ «Госсекретарь Ватикана произносит проповедь на похоронах Матери Терезы» . Rediff.com . 14 сентября 1997 года. Архивировано из оригинала 4 ноября 2016 года . Проверено 29 октября 2018 г.
  80. ^ Перейти обратно: а б Мемориалы, христианин. «Онлайн-память матери Терезе Калькуттской» . www.christianmemorials.com . Архивировано из оригинала 21 сентября 2017 года . Проверено 18 мая 2017 г.
  81. ^ Чавла, Навин (2003). Мать Тереза . Нью-Дели: Пингвин. п. 1. ISBN  978-0-14-303178-9 . Архивировано из оригинала 2 ноября 2020 года . Проверено 21 сентября 2022 г.
  82. ^ «Лауреаты премии Неру | Индийский совет по культурным связям | Правительство Индии» . www.iccr.gov.in. ​Архивировано из оригинала 6 апреля 2018 года . Проверено 18 мая 2017 г.
  83. ^ «Список получателей Бхарат Ратны» (PDF) . Министерство внутренних дел . 14 мая 2015 г. Архивировано (PDF) из оригинала 15 ноября 2020 г. . Проверено 15 ноября 2020 г.
  84. ^ Чавла, Навин (1992). Мать Тереза: Официальная биография . Издательство Диана. ISBN  978-0-7567-5548-5 . Архивировано из оригинала 1 февраля 2022 года . Проверено 3 октября 2020 г. .
  85. ^ Стейси, Дэниел (3 сентября 2016 г.). «В Индии Тереза ​​привлекает приверженцев всех вероисповеданий» . Уолл Стрит Джорнал . ISSN   0099-9660 . Архивировано из оригинала 14 июня 2018 года . Проверено 18 мая 2017 г.
  86. ^ «Выпущена памятная монета в честь Матери Терезы» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 3 сентября 2017 года . Проверено 18 мая 2017 г.
  87. ^ Перейти обратно: а б с д Шульц, Кай (26 августа 2016 г.). «Одинокий поиск критика: раскрытие всей правды о Матери Терезе» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 5 апреля 2019 года . Проверено 18 мая 2017 г.
  88. ^ Чаттерджи, Аруп, Введение в окончательный вердикт
  89. ^ «Была ли Мать Тереза ​​святой? В городе она сделала синонимом страдания возобновившиеся дебаты о ее наследии» . Лос-Анджелес Таймс . 2 сентября 2016 г. ISSN   0458-3035 . Архивировано из оригинала 19 июля 2018 года . Проверено 18 мая 2017 г.
  90. ^ Дикер, Крис. Биография Матери Терезы: Свет преданной души, изменившей мир . Крис Дикер. Архивировано из оригинала 1 февраля 2022 года . Проверено 3 октября 2020 г. .
  91. Жизнь, полная самоотверженной заботы. Архивировано 20 августа 2017 года в статье Wayback Machine Frontline (журнал) .
  92. ^ «Тайное крещение» . Усислам.org. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 28 августа 2011 г.
  93. ^ Перейти обратно: а б с д Парвати Менон История на обложке: Жизнь, полная бескорыстной заботы , Frontline , Vol.14 :: No. 19 :: 20 сентября – 3 октября 1997 г.
  94. ^ Дхар, Аарти. «Целью Матери Терезы было обращение, — говорит Бхагват» . Индус . Архивировано из оригинала 7 января 2020 года . Проверено 18 мая 2017 г.
  95. ^ «RSS поддерживает высказывания своего руководителя Мохана Бхагвата о Матери Терезе, оппозиция набрасывается на него» . tsjzcra.timesofap.com . Архивировано из оригинала 9 апреля 2018 года . Проверено 18 мая 2017 г.
  96. ^ Сенат Серампурского колледжа (университет) , доктор богословия . [1] Архивировано 12 ноября 2022 г. в Wayback Machine.
  97. ^ Фонд премии Рамона Магсайсая (1962) Благодарность Матери Терезе .
  98. ^ «Сто лет грабежа» . Вашингтонский экзаменатор . Архивировано из оригинала 25 июля 2022 года . Проверено 24 июля 2022 г. В фильме 1969 года под названием «Что-то прекрасное для Бога» он представил образ, который мы все знаем как Мать Терезу. Почти идеальным ответом гедонизму того времени он сделал звезду из женщины, которая презирала корысть и удовольствия.
  99. ^ Перейти обратно: а б с Ван Биема, Дэвид (23 августа 2007 г.). «Кризис веры Матери Терезы» . Время . Архивировано из оригинала 25 августа 2007 года . Проверено 24 августа 2007 г.
  100. ^ Себба, Энн (1997). Мать Тереза: За пределами образа . Нью-Йорк. Даблдей, стр. 80–84. ISBN   0-385-48952-8 .
  101. ^ Альпион, Гезмин (2007). Мать Тереза: святая или знаменитость? . Рутледж Пресс, с. 9. ISBN   0-415-39246-2 .
  102. ^ «Духовная эволюция Малкольма Маггериджа» . www.thewords.com . Архивировано из оригинала 29 мая 2018 года . Проверено 20 декабря 2016 г.
  103. ^ Clucas 1988 , стр. 81–82.
  104. Сотрудники Quad City Times (17 октября 2005 г.). «Чиновник Хабитат получит Пацема в честь Терриса» . Корпус мира . Проверено 26 мая 2007 г.
  105. ^ «Это честь: AC» . Itsanhonour.gov.au. 26 января 1982 года. Архивировано из оригинала 29 января 2019 года . Проверено 24 августа 2010 г.
  106. ^ «Совместная резолюция о присвоении почетного гражданства Соединенных Штатов Агнес Гонджа Бояджиу, также известной как Мать Тереза» . Архивировано (PDF) из оригинала 25 мая 2020 г. Проверено 25 июня 2017 г.
  107. ^ Лаудон, Мэри (6 января 1996 г.). «Миссионерская позиция: Мать Тереза ​​в теории и практике, рецензия на книгу». БМЖ . 312 (7022): 64–65. дои : 10.1136/bmj.312.7022.64a . ISSN   0959-8138 . S2CID   58762491 .
  108. ^ Мать Тереза ​​Калькуттская , Fondazione Internazionale Balzan, Премия Бальзана 1978 года за человечность, мир и братство между народами. Проверено 26 мая 2007 г. Архивировано 14 мая 2006 г. в Wayback Machine.
  109. Джонс, Элис и Браун, Джонатан (7 марта 2007 г.). «Противоположности притягиваются? Когда Роберт Максвелл встретил Мать Терезу». Независимый . Проверено 25 марта 2012 г.
  110. ^ Перейти обратно: а б «Мать Тереза ​​обращается к 4500 людям в Лонг-центре» . Католический свет . Цифровые коллекции Университета Скрэнтона. Университет Скрэнтона. 1 мая 1976 года. Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 года . Проверено 28 апреля 2015 г.
  111. ^ Каннелла, Тони (28 апреля 1976 г.). «Мать Тереза ​​просит местных жителей распространять любовь и помогать бедным сердцем» . Скрэнтон Таймс . Цифровые коллекции Университета Скрэнтона. Университет Скрэнтона. Архивировано из оригинала 25 июля 2018 года . Проверено 28 апреля 2015 г.
  112. ^ Коннорс, Терри (октябрь 1987 г.). «Мать Тереза ​​удостоена почетной степени» . Журнал «Северо-Восток» . Цифровые коллекции Университета Скрэнтона. Университет Скрэнтона. Архивировано из оригинала 25 июля 2018 года . Проверено 28 апреля 2015 г.
  113. ^ Пайфер, Джерри (6 сентября 1987 г.). «Мать Тереза ​​в Скрэнтоне» . Скрэнтониан . Цифровые коллекции Университета Скрэнтона. Университет Скрэнтона. Архивировано из оригинала 25 июля 2018 года . Проверено 28 апреля 2015 г.
  114. ^ «Делайте маленькие дела с большой любовью: епархия Матери Терезы Грейс» . Католический свет . Цифровые коллекции Университета Скрэнтона. Университет Скрэнтона. 27 августа 1987 года. Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 года . Проверено 28 апреля 2015 г.
  115. ^ Фрэнк Ньюпорт, Дэвид В. Мур и Лидия Саад (13 декабря 1999 г.). «Самые уважаемые мужчины и женщины: 1948–1998», Организация Gallup .
  116. ^ Перейти обратно: а б Фрэнк Ньюпорт (31 декабря 1999 г.). «Мать Тереза ​​признана американским народом самым уважаемым человеком века», Организация Gallup .
  117. Величайшее за столетие. Архивировано 5 января 2007 года по результатам опроса Wayback Machine Gallup/CNN/USA Today. 20–21 декабря 1999 г.
  118. ^ «Нобелевский комитет: пресс-релиз Нобелевской премии мира 1979 года» . Архивировано из оригинала 23 июня 2017 года . Проверено 14 июня 2017 г.
  119. Локк, Мишель (22 марта 2007 г.). «Нобелевские лауреаты Беркли жертвуют призовые деньги на благотворительность». Ворота Сан-Франциско . Ассошиэйтед Пресс. Проверено 26 мая 2007 г.
  120. Мать Тереза ​​(11 декабря 1979 г.). «Нобелевская лекция». Нобелевская премия.org. Проверено 25 мая 2007 г.
  121. ^ Курильщик 1980 , стр. 11, 28.
  122. ^ «Послание Матери Терезы Четвертой женской конференции» . ЭВТН. 6 октября 2006 г. Архивировано из оригинала 30 сентября 2018 г. . Проверено 28 марта 2016 г.
  123. ^ Адам Тейлор (18 декабря 2015 г.). «Почему Мать Тереза ​​до сих пор не является святой для многих своих критиков» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 23 мая 2019 года . Проверено 17 ноября 2015 г.
  124. ^ «На той же странице – Амит Чаудхури – 18 марта 2013 г.» . Архивировано из оригинала 6 января 2016 года . Проверено 17 ноября 2015 г.
  125. ^ «Город сомнений: непростая любовь Калькутты к матери Терезе - New America Media» . Архивировано из оригинала 2 августа 2018 года . Проверено 17 ноября 2015 г.
  126. ^ Вудс, Марк (31 августа 2016 г.). «Мать Тереза ​​и ее критики: действительно ли ее следует сделать святой?» . www.christiantoday.com . Архивировано из оригинала 8 октября 2019 года . Проверено 3 сентября 2023 г.
  127. ^ Лариве, Серж; Кэрол Сенешаль; Женевьева Шенар (1 марта 2013 г.). «Мать Тереза: кто угодно, только не святая…» Университет Монреаля . Архивировано из оригинала 1 апреля 2016 года . Проверено 6 марта 2013 г.
  128. ^ Адриана Бартон (5 марта 2013 г.). «Мать Тереза ​​была кем угодно, только не святой», утверждает новое канадское исследование» . Глобус и почта . Архивировано из оригинала 23 апреля 2017 года . Проверено 5 сентября 2017 г.
  129. ^ « Я не думаю, что она заслужила Нобелевскую премию» – Анирудх Бхаттачария – 18 марта 2013 г.» . Архивировано из оригинала 20 января 2016 года . Проверено 17 ноября 2015 г.
  130. ^ «Святой и Скептик – Дола Митра – 18 марта 2013 г.» . Архивировано из оригинала 20 января 2016 года . Проверено 17 декабря 2015 г.
  131. ^ Хитченс, Кристофер (18 декабря 2015 г.). «Мамочка дорогая» . Сланец . Архивировано из оригинала 12 октября 2018 года . Проверено 19 декабря 2015 г.
  132. ^ Хитченс (1995), с. 41
  133. ^ см . о. Джеймс Мартин, SJ, Письмо в The New York Review of Books , 19 сентября 1996 г. В защиту Матери Терезы. Архивировано 1 декабря 2017 г. в Wayback Machine , по состоянию на 2 февраля 2014 г.
  134. ^ «Дебаты о святости». Архивировано 18 апреля 2021 г. в Wayback Machine (19 октября 2003 г.). Новости CBS.
  135. Чавла, Навин Б. (26 августа 2013 г.). Чавла, Навин Б., «Мать Тереза, которую ее критики предпочитают игнорировать». Архивировано 4 мая 2019 г. в Wayback Machine . Индус .
  136. ^ МакДона, Мелани (30 августа 2016 г.). « Мать Тереза ​​видела Иисуса в каждом » . Национальный католический реестр . Архивировано из оригинала 4 февраля 2022 года . Проверено 3 февраля 2022 г.
  137. ^ Уилсон, Дес (2005). Как я это вижу: автобиография отца Де Вильсона . Белфаст: публикации за пределами бледности. п. 112. ИСБН  1900960281 .
  138. ^ Джеймисон, Питер. «Запятнанная святая: Мать Тереза ​​защищала священника-педофила» . Еженедельник Сан-Франциско . Архивировано из оригинала 10 октября 2021 года . Проверено 2 ноября 2021 г.
  139. ^ Джонс, Нельсон (10 июня 2021 г.). «Мать Тереза ​​и педофил» . Новый государственный деятель . Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года . Проверено 2 ноября 2021 г.
  140. ^ Иоанн Павел II (20 октября 2003 г.). «Обращение Иоанна Павла II к паломникам, прибывшим в Рим для беатификации Матери Терезы» . Ватикан.ва . Архивировано из оригинала 1 января 2007 года . Проверено 13 марта 2007 г.
  141. ^ Дэвид Ван Биема (23 августа 2007 г.). «Кризис веры Матери Терезы» . ВРЕМЯ . Архивировано из оригинала 25 августа 2007 года.
  142. ^ «Проповедь – некоторые сомневаются» . Edgewoodpc.org. 19 июня 2011 года. Архивировано из оригинала 15 октября 2011 года . Проверено 28 августа 2011 г.
  143. ^ Перейти обратно: а б Новая книга раскрывает борьбу Матери Терезы с верой. Архивировано 16 сентября 2008 г. в Wayback Machine Beliefnet, AP, 2007 г.
  144. ^ «Хитченс бросает вызов Матери Терезе» . Newsweek . 28 августа 2007 г. Архивировано из оригинала 29 марта 2010 г. Проверено 11 декабря 2008 г.
  145. ^ «Тёмная ночь «блаженной души» » . Балтимор Сан . Балтимор. 19 октября 2003 г. Архивировано из оригинала 21 июля 2015 г. Проверено 17 июля 2015 г.
  146. ^ «Кризис веры Матери Терезы» . Сан Таймс . Архивировано из оригинала 11 октября 2007 года . Проверено 26 августа 2007 г.
  147. ^ Тереза, Мать; Колодейчук, Брайан (2007). Мать Тереза: Приди, будь моим светом . Нью-Йорк: Даблдей. ISBN  978-0-385-52037-9 . Архивировано из оригинала 1 февраля 2022 года . Проверено 3 октября 2020 г. .
  148. ^ Папа Бенедикт XVI. "Deus caritas est". Архивировано 23 октября 2021 года в Wayback Machine 25 декабря 2005 года. § 36 Libreria Editrice Vaticana.
  149. ^ Мать Тереза ​​(197). Нет большей любви . Новая Всемирная библиотека. ISBN  978-1-57731-201-7 . Архивировано из оригинала 1 февраля 2022 года . Проверено 12 августа 2007 г.
  150. ^ Перейти обратно: а б «Мать Тереза ​​Калькуттская отдает дань уважения святому Франциску Ассизскому» на американском католическом сайте. Проверено 30 мая 2007 г.
  151. ^ «Святой Франциск Ассизский о радости бедности и ценности навоза» . Христианская история | Изучите историю христианства и церкви . Архивировано из оригинала 25 декабря 2016 года . Проверено 21 декабря 2016 г.
  152. ^ Перейти обратно: а б Браун, Мик (2 сентября 2016 г.). «Действительно ли Мать Тереза ​​творила чудеса?» . Телеграф . Телеграф Медиа Группа. Архивировано из оригинала 10 января 2022 года . Проверено 4 сентября 2016 г.
  153. ^ «Мать Тереза: Дорога к официальной святости» . www.americancatholic.org . Архивировано из оригинала 14 октября 2012 года . Проверено 13 сентября 2012 г.
  154. ^ Орр, Дэвид (10 мая 2003 г.). «Медицина вылечила «чудо» женщину, а не Мать Терезу, говорят врачи». Телеграф . Проверено 30 мая 2007 г.
  155. ^ «Ее наследие: принятие и сомнения в чуде». Архивировано 16 февраля 2018 года в Wayback Machine , Дэвид Род. Нью-Йорк Таймс . 20 октября 2003 г.
  156. ^ Перейти обратно: а б «При чем здесь Мать Тереза?» . Время.com. 13 октября 2002 г. Архивировано из оригинала 28 января 2019 г. . Проверено 4 сентября 2016 г.
  157. ^ Эдамаруку, Санал . «Католическая церковь сотворила чудо яичников для Матери Терезы» . Церковь и государство . Архивировано из оригинала 2 апреля 2017 года . Проверено 19 ноября 2016 г.
  158. ^ «История дела Матери Терезы» . Католик онлайн. Архивировано из оригинала 4 сентября 2016 года . Проверено 4 сентября 2016 г.
  159. ^ Латтин, Дон (12 октября 2003 г.). «Живой святой: быстрый путь матери Терезы к канонизации» . Хроники Сан-Франциско . Архивировано из оригинала 28 января 2012 года . Проверено 4 сентября 2016 г.
  160. ^ Шоу, Рассел. (1 сентября 2005 г.). «Нападение на святого» . Архивировано из оригинала 26 мая 2007 года . Проверено 14 сентября 2006 г. , Католический Вестник . Проверено 1 мая 2007 г.
  161. ^ «Ватиканский пресс-релиз» . Ватикан.ва. 19 октября 2003 года. Архивировано из оригинала 19 августа 2010 года . Проверено 24 августа 2010 г.
  162. ^ Перейти обратно: а б «Мать Тереза ​​станет святой после того, как Папа признал «чудо» – сообщает» . Хранитель . Агентство Франс-Пресс . 18 декабря 2015 года. Архивировано из оригинала 30 апреля 2019 года . Проверено 18 декабря 2015 г.
  163. ^ Перейти обратно: а б Поволедо, Элизабетта (3 сентября 2016 г.). «Мать Тереза ​​объявлена ​​святой Папой Франциском» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 7 мая 2019 года . Проверено 4 сентября 2016 г.
  164. ^ Перейти обратно: а б «Мать Тереза ​​объявлена ​​святой Папой Франциском на церемонии в Ватикане» . Новости Би-би-си . 4 сентября 2016 г. Архивировано из оригинала 13 апреля 2019 г. . Проверено 4 сентября 2016 г.
  165. ^ «Мать Тереза ​​​​будет покровительницей Калькуттской архиепископии» . Архивировано из оригинала 6 сентября 2017 года . Проверено 5 сентября 2017 г.
  166. ^ «Мать Тереза ​​названа сопокровителем Калькуттской архиепархии: заголовки новостей» . www.catholiccultural.org . Архивировано из оригинала 5 сентября 2017 года . Проверено 5 сентября 2017 г.
  167. ^ Интернет., Вестник Малайзии. «Архиепископ Д'Суза: Мать Тереза ​​​​будет покровительницей Калькутты» . Вестник Малайзии Интернет . Архивировано из оригинала 5 сентября 2017 года . Проверено 5 сентября 2017 г.
  168. ^ «Римско-католическая архиепископия Калькутта-Индия» . www.archdioseofcalcutta.in . Архивировано из оригинала 1 апреля 2020 года . Проверено 6 сентября 2017 г.
  169. ^ Перейти обратно: а б с «Ватикан объявляет Мать Терезу покровительницей Калькутты» . Архивировано из оригинала 7 сентября 2017 года . Проверено 6 сентября 2017 г.
  170. ^ «Гасит свет для Матери Терезы» . Бернардгольдберг.com. 23 августа 2010 года. Архивировано из оригинала 20 февраля 2011 года . Проверено 25 марта 2012 г.
  171. ^ «Нобелевская премия мира 1979 года» . Архивировано из оригинала 10 июня 2017 года . Проверено 14 июня 2017 г.
  172. ^ Петрит Коллаку (26 мая 2011 г.). «Мусульмане Косово возмущаются новой статуей Матери Терезы» . Балканский взгляд. Архивировано из оригинала 30 августа 2017 года . Проверено 16 декабря 2014 г.
  173. ^ «В Косово освящен первый собор Матери Терезы» . 5 сентября 2017 года. Архивировано из оригинала 6 сентября 2017 года . Проверено 6 сентября 2017 г.
  174. ^ ":: Добро пожаловать в Женский университет Матери Терезы ::" . Архивировано из оригинала 13 мая 2019 года . Проверено 1 февраля 2022 г.
  175. ^ «Аспирантка Мать Терезы и Научно-исследовательский институт медицинских наук, Пондичерри» . Mtihs.Pondicherry.gov.in. Архивировано из оригинала 24 марта 2019 года . Проверено 28 августа 2011 г.
  176. ^ «Деятельность: Детский дом» . Севалая. Архивировано из оригинала 1 ноября 2014 года.
  177. ^ «Воспоминания о Матери Терезе» . Hinduonnet.com. 26 августа 2006 года. Архивировано из оригинала 23 мая 2011 года . Проверено 22 октября 2011 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  178. ^ «Прикоснитесь к бедным…» India-today.com. 15 сентября 1997 года. Архивировано из оригинала 3 сентября 2010 года . Проверено 24 августа 2010 г.
  179. ^ Навин Чавла (11 апреля 2008 г.). «Миссия выполнима» . Indiatoday.digitaltoday.in. Архивировано из оригинала 18 января 2012 года . Проверено 24 августа 2010 г.
  180. ^ « Материнский экспресс» будет запущен 26 августа» . ИБН в прямом эфире . 2 августа 2010 года. Архивировано из оригинала 12 августа 2011 года . Проверено 5 августа 2010 г.
  181. ^ «Центр мог бы сделать больше для Матери Терезы: Карунаниди» . Таймс оф Индия . 4 декабря 2010 г. Архивировано из оригинала 4 ноября 2012 г.
  182. ^ «Столетие матери Терезы» . Новый Индийский экспресс . 5 декабря 2010 года. Архивировано из оригинала 23 февраля 2015 года . Проверено 28 августа 2011 г.
  183. ^ «Благотворительность способствует развитию диалога, солидарности и взаимопонимания между людьми» . Международный день благотворительности: 5 сентября . Объединенные Нации. Архивировано из оригинала 11 июля 2017 года . Проверено 29 июня 2017 г.
  184. ^ «Мера человека» . Журнал OutlookIndia . Архивировано из оригинала 1 мая 2020 года . Проверено 11 марта 2020 г.
  185. ^ Маггеридж, Малькольм (1986). Что-то прекрасное для Бога: Мать Тереза ​​Калькуттская (1st Harper & Row pbk. Ed.). Нью-Йорк: Харпер и Роу. ISBN  0-06-066043-0 .
  186. ^ «Мать Тереза ​​умирает» . Би-би-си. Архивировано из оригинала 25 января 2011 года . Проверено 6 сентября 2011 г.
  187. ^ «Искатель душ» . Время . 24 июня 2001 г. Архивировано из оригинала 24 августа 2010 г. Проверено 4 мая 2010 г.
  188. ^ «Мать века» . www.filmsdivision.org . Архивировано из оригинала 9 июля 2021 года . Проверено 3 июля 2021 г.
  189. ^ «Мать Тереза» . www.filmsdivision.org . Архивировано из оригинала 9 июля 2021 года . Проверено 3 июля 2021 г.
  190. ^ «Мать Тереза: Нет большей любви» . www.odeon.co.uk . Архивировано из оригинала 15 октября 2022 года . Проверено 15 октября 2022 г.
  191. ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Библейские истории – Ноев ковчег» . Студия Наводая . 5 декабря 2013 года . Проверено 3 июля 2021 г.
  192. ^ «Актриса использует монастырский опыт для роли Терезы» . Чикаго Трибьюн . Архивировано из оригинала 1 января 2018 года . Проверено 1 февраля 2022 г.
  193. ^ Грейданус, Стивен Д. «Мать Тереза ​​(2003) | Достойные фильмы – Обзоры ЦУР» . Достойные фильмы . Архивировано из оригинала 25 июля 2018 года . Проверено 17 декабря 2016 г.
  194. ^ «Награды CAMIE» . 6 июля 2007 года. Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года . Проверено 31 декабря 2016 г.
  195. ^ Шагер, Ник (4 декабря 2015 г.). «Рецензия на фильм: «Письма» » . Разнообразие . Архивировано из оригинала 21 декабря 2016 года . Проверено 21 декабря 2016 г.
  196. ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : Битвы истории, Эпический рэп (22 сентября 2019 г.). «Мать Тереза ​​против Зигмунда Фрейда. Эпические рэп-битвы истории» . Ютуб . Проверено 5 ноября 2019 г.
  197. ^ «Рецензия на фильм «Мать Тереза ​​и я»: Этот фильм представляет собой искреннюю попытку, но не обеспечивает захватывающего опыта» . Таймс оф Индия . ISSN   0971-8257 . Архивировано из оригинала 27 сентября 2023 года . Проверено 27 сентября 2023 г.

Источники

Титулы католической церкви
Новое творение Генерал-настоятель миссионеров милосердия
1950–1997
Преемник
Награды
Предшественник Премия Рамона Магсайсая
1962
Преемник
Новая награда Премия Темплтона
1973
Преемник
Предшественник Нобелевская премия мира
1979
Преемник
Предшественник Бхарат Ратна
1980
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 00cb4f129c32f9d73d78f2a8b57a369e__1722323820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/00/9e/00cb4f129c32f9d73d78f2a8b57a369e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mother Teresa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)