Рунный камень

обычно Рунический камень представляет собой выступающий камень с рунической надписью, но этот термин также может применяться к надписям на валунах и скальных породах . Традиция установки рунических камней в качестве памятника умершим зародилась в IV веке и продолжалась до XII века, но большинство дошедших до нас рунических камней датируются поздней эпохой викингов . Хотя большинство из них расположены в Скандинавии , особенно в Швеции , существуют также разбросанные рунные камни в местах, которые посещали скандинавы . Рунные камни при возведении обычно были ярко окрашены, хотя это уже не заметно, поскольку цвет потускнел.
История
[ редактировать ]Традиция поднимать камни с руническими надписями впервые появилась в IV и V веках в Норвегии и Швеции, и эти ранние рунические камни обычно размещались рядом с могилами. [ 2 ] [ 3 ] хотя их точная функция как памятных памятников подвергается сомнению. [ 4 ] Самые ранние датские рунические камни появились в VIII и IX веках, а в Скандинавии насчитывается около 50 рунных камней периода миграции . [ 5 ] Большинство рунических камней было установлено в период 950–1100 гг. н. э. , а затем их возводили в основном в Швеции и в меньшей степени в Дании и Норвегии . [ 2 ]
Эта традиция упоминается как в «Саге об Инглингах» , так и в «Хавамале» :
В память о влиятельных людях следует воздвигнуть курган, а всем другим воинам, прославившимся мужественностью, — стоячий камень — обычай, который сохранялся еще долго после . времен Одина
- — Сага об Инглингах [ 6 ]
Сын лучше,
хоть и поздно он родился,
И его отец до смерти погиб;
Камни памяти
редко стою у дороги
Спасти, когда родственник чтит своих родственников.- Шум [ 7 ]
Распространению рунических камней могло способствовать событие, произошедшее в Дании в 960-х годах. Король Харальд Блютуз только что крестился, и, чтобы отметить приход нового порядка и новой эпохи, он приказал построить рунический камень . [ 8 ] Надпись гласит
Конунг Харальд приказал построить этот памятник в память о Горме , его отце, и в память о Тюрве , его матери; тот Харальд, который завоевал себе всю Данию и Норвегию и сделал датчан христианами . [ 8 ] [ 9 ]
Рунный камень имеет три стороны, две из которых украшены изображениями. С одной стороны изображено животное, являющееся прототипом рунических животных, которых обычно гравируют на рунических камнях, а с другой стороны — старейшее в Дании изображение Иисуса . Вскоре после того, как этот камень был изготовлен, что-то произошло в рунической традиции Скандинавии. Десятки вождей и могущественных скандинавских кланов сознательно пытались подражать королю Харальду, и из Дании волна рунических камней распространилась на север через Швецию. В большинстве районов эта причуда угасла через поколение, но в центральных шведских провинциях Уппланд и Сёдерманланд мода продлилась до 12 века. [ 8 ]
Распределение
[ редактировать ]
Среди примерно 6000 рунических надписей Скандинавии насчитывается около 3000 рунических камней. [ 3 ] Рунные камни есть и в других частях света, поскольку традиция поднятия рунических камней следовала за скандинавами, куда бы они ни пошли, от острова Мэн ( Мэнские рунные камни ) на западе до Черного моря на востоке ( Рунный камень Березани ) и от От Емтланда на севере до Шлезвига на юге. [ 2 ]
Рунические камни распределены в Скандинавии неравномерно: в Дании их 250, в Норвегии — 50, а в Исландии нет ни одного. [ 5 ] В Швеции насчитывается около 1700 [ 5 ] и 2500 [ 3 ] [ 8 ] в зависимости от определения. Шведский район Уппланд имеет самую высокую концентрацию: 1196 надписей на камне, тогда как Седерманланд занимает второе место с 391 надписью. [ 8 ]
За пределами Скандинавии остров Мэн выделяется своими 30 руническими камнями 9-го и начала 11-го веков. [ 10 ] Разбросанные рунные камни также были найдены в Англии, Ирландии, Шотландии и на Фарерских островах . [ 3 ] За исключением рунного камня на Березани нет , рунических камней в Восточной Европе , что, вероятно, связано с отсутствием доступных камней и тем, что местное население, вероятно, не очень уважительно относилось к камням иностранцев. [ 11 ]
Рунические камни размещались в выбранных местах ландшафта, таких как места сборов , дороги, мостовые конструкции и броды. В средневековых церквях часто встречаются рунические камни, которые использовались в качестве строительного материала, и ведутся споры о том, были ли они изначально частью церкви или были перенесены туда. На юге Скании рунические камни могут быть связаны с большими поместьями, на земле которых также были построены церкви. В долине Меларен рунные камни, по-видимому, расположены так, что отмечают важные части владений поместья, такие как двор, могильное поле и границы соседних поместий. Рунические камни обычно появляются как одиночные памятники, реже - как пары. В некоторых случаях, например, в памятнике Хуннестаду , они являются частью более крупных памятников вместе с другими поднятыми камнями. [ 2 ]
Хотя учёным известно, где было обнаружено 95% всех рунических камней, только около 40% были обнаружены на их первоначальном месте. Остальные были найдены в церквях, на дорогах, мостах, могилах, фермах и водных путях. [ 12 ] С другой стороны, ученые сходятся во мнении, что камни не были перемещены очень далеко от своего первоначального места. [ 13 ]
Влияние религии
[ редактировать ]
Во многих районах 50% каменных надписей имеют следы христианства, но в Уппланде, где самая высокая концентрация рунических надписей в мире, около 70% из 1196 каменных надписей являются явно христианскими, о чем свидетельствуют выгравированные кресты. или добавлены христианские молитвы , и лишь несколько рунических камней не являются христианскими. [ 8 ]
Ученые предполагают, что причина, по которой в Уппланде было воздвигнуто так много христианских рунических камней, заключается в том, что этот район был центром конфликта между скандинавским язычеством и недавно обращенным в христианство королем Швеции . Вполне возможно, что вожди пытались продемонстрировать свою преданность королю и продемонстрировать свою христианскую веру миру и Богу, добавляя христианские кресты и молитвы на свои рунические камни. Против этой теории говорит тот факт, что Норвегия, Дания и Гёталанд не имели соответствующего развития в традиции рунических камней. При этом ни один рунный камень не заявляет о том, что к королю имелось какое-либо отношение. [ 15 ] Кроме того, рунные камни, похоже, показывают, что обращение было довольно мирным процессом. [ 16 ]
По другой теории, это была светская мода, популярная среди определенных кланов, но не среди них всех. [ 15 ] Как только некоторые кланы в южном Уппланде начали собирать рунные камни , соседние кланы последовали их примеру . Однако в тех частях, где эти кланы были менее влиятельными, поднятие рунических камней не достигло такой же популярности. [ 17 ] Некоторые ученые отмечают длительные экспедиции викингов и значительное накопление богатства в этом районе. В это время шведские вожди близ Стокгольма заработали значительные состояния за счет торговли и грабежей как на Востоке, так и на Западе. Они видели датские камни Еллинга или вдохновлялись ирландскими высокими крестами и другими памятниками. [ 8 ]
Рунные камни показывают различные способы, которыми христианство изменило скандинавское общество, и одно из величайших изменений заключалось в том, что умершего больше не хоронили на могильном поле клана среди его предков. Вместо этого его похоронили на кладбище церкви. [ 18 ] а рунный камень будет служить памятником в усадьбе, [ 19 ] но для некоторых семей перемен было меньше, поскольку у них были построены церкви рядом с полем семейной могилы. [ 20 ]
Надписи
[ редактировать ]
Основное назначение рунического камня заключалось в том, чтобы обозначить территорию, объяснить наследование, похвастаться постройками, прославить умерших родственников и рассказать о важных событиях. В некоторых частях Упланда рунические камни, по-видимому, также служили социальными и экономическими маркерами. [ 15 ]
Практически все рунные камни поздней эпохи викингов используют одну и ту же формулу. В тексте рассказывается в память о том, кто воздвиг рунный камень, кто его воздвиг и зачастую как связаны друг с другом покойный и тот, кто поднял рунный камень. Также надпись может рассказать о социальном статусе умершего, возможном зарубежном путешествии, месте смерти, а также молитве, как в следующем примере: [ 21 ] Рунный камень Линсберга U 241 :
И Данр, Хускарл и Свейн приказали воздвигнуть камень в память об Ульфрике, отце их отца. Он получил два платежа в Англии . Да поможет Бог и Божья мать душам отца и сына. [ 21 ] [ 22 ]

Сборщики камней
[ редактировать ]Большинство рунных камней были подняты мужчинами, и только один из восьми рунических камней поднят одной женщиной, в то время как не менее 10% подняты женщиной вместе с несколькими мужчинами. Обычно рунические камни поднимали сыновья и вдовы умершего, но их могли поднимать и сестры и братья. Почти только в Уппланде, Сёдерманланде и Эланде женщины поднимали рунические камни вместе с родственниками-мужчинами. Неизвестно, почему многие люди, такие как сестры, братья, дяди, родители, хускарлы и деловые партнеры, могут быть перечислены на рунических камнях, но возможно, что это потому, что они являются частью наследников. [ 21 ]
Те, кто почтил память
[ редактировать ]Подавляющее большинство, 94%, воздвигнуто в память о мужчинах, но, вопреки распространенному мнению, подавляющее большинство рунных камней воздвигнуто в память о людях, умерших дома. Самые известные рунические камни, о которых люди склонны думать, — это те, которые рассказывают о зарубежных путешествиях, но они включают только ок. 10% всех рунных камней, [ 21 ] и обычно их воздвигали в память о тех, кто не вернулся из экспедиций викингов, а не как дань уважения тем, кто вернулся. [ 23 ] Эти рунные камни содержат примерно то же сообщение, что и большинство рунических камней, а именно: люди хотели почтить память одного или нескольких умерших родственников. [ 21 ]
Экспедиции на Восток
[ редактировать ]

Первым человеком, который, как известно ученым, пал на восточном пути, был Восточный Геат Эйвиндр, судьба которого упоминается на Кельвестенском руническом камне 9-го века . [ 21 ] Эпитафия гласит:
Стигр/Стигр построил этот памятник в память об Эйвиндре, своем сыне. Он пал на востоке вместе с Эйвислом. Цветной Викинг и Гримульфр. [ 23 ] [ 24 ]
К несчастью для историков, камни редко указывают на то, где погибли люди. [ 23 ] О Рунном камне Смула в Вестергётланде нам сообщается только, что они погибли во время военной кампании на Востоке: «Гулли/Колли воздвиг этот камень в память о братьях своей жены Асбьёрне и Юли, очень хороших доблестных людях. И они погибли на востоке в свите». [ 23 ] [ 25 ] Другой мастер рун из той же провинции лаконично заявляет о руническом камне Далум : «Токи и его братья воздвигли этот камень в память о своих братьях. Один умер на западе, другой на востоке». [ 23 ] [ 26 ]
Страна, которая упоминается на большинстве рунических камней, — это Византийская империя , которая в то время включала в себя большую часть Малой Азии и Балкан , а также часть Южной Италии. Если человек умирал в Византийской империи, независимо от того, как он умер и в какой провинции, это событие отмечалось как «он умер в Греции». Иногда исключение могло быть сделано для Южной Италии, которая была известна как земля лангобардов , например, Олейв Инги, который, как предполагается, был членом Варяжской гвардии и о котором рунический камень Джулафорса в Сёдерманланде говорит: «Инга поднял этот камень в память об Олейре, о ней... Он направил свою корму на восток и встретил свой конец в земле лангобардов». [ 23 ] [ 27 ]
Другие скандинавы погибли в Гардарики (Россия и Украина), такие как Сигвидр на Рунном камне Эста , который, как сообщил его сын Ингифастр, бежал в Новгород ( Хольмгард ): «Он пал в Холмгарде, командир корабля вместе с моряками». [ 23 ] [ 28 ] Были и другие, которые умерли недалеко от дома, и, похоже, с Эстонией были тесные контакты из-за многих личных имен, таких как Æistfari («путешественник в Эстонию»), Æistulfr («Волк эстонцев») и Æistr («эстонец»). ). Одним из рунических камней, сообщающих о смертях в Эстонии, является рунный камень Энгбю , который сообщает, что Бьёрн умер в Виронии ( Вирланде ). [ 23 ]
Согласно руническим камням, было много способов умереть. сообщает Рунный камень Ода , что Бергвид утонул во время путешествия в Ливонию . [ 23 ] а Рунный камень Сьонхема сообщает, что готландец Хродфусс был предательски убит кем-то, что, вероятно, было народом на Балканах . [ 29 ] Самыми известными руническими камнями, повествующими о восточных путешествиях, являются Рунические камни Ингвара , повествующие об экспедиции Ингвара Далекопутешественника в Серкланд , то есть мусульманский мир. Это закончилось трагедией, поскольку ни один из более чем 25 рунических камней, воздвигнутых в память о нем, не упоминает ни одного выжившего. [ 30 ]
Экспедиции на Запад
[ редактировать ]
Другие викинги отправились на запад. Англо-саксонские правители платили большие суммы, данегельды , викингам, в основном выходцам из Дании и прибывшим к английским берегам в 990-е годы и первые десятилетия XI века. То, что могло быть частью Данегельда, было найдено в ручье Сёдра-Бетби в Сёдерманланде, Швеция. На этом месте также находится рунический камень с текстом: «[...] поднимите камень в память о Йорундре, его сыне, который был на западе с Ульфом, сыном Хакона». [ 30 ] [ 31 ] Не исключено, что путешествие на запад связано с английскими серебряными сокровищами. [ 30 ] Другие рунные камни более явно связаны с Данегельдами. Ульф Борреста , живший в Валлентуне, несколько раз путешествовал на запад. [ 30 ] как сообщается на Рунном камне Иттергарде :
А Ульф получил три платежа в Англии. Это было последнее, что заплатил Тости . Затем Торкетилл заплатил. Тогда Кнут заплатил. [ 30 ] [ 32 ]
Тости, возможно, был шведским вождем Скогларом Тости упоминает только , которого Снорри Стурлусон в Хеймскрингле и который, по словам Снорри, был «великим воином», который «длительное время находился в военных экспедициях». Торкетиллем был Торкель Высокий , один из самых известных вождей викингов, часто останавливавшийся в Англии. Кнутр — это не кто иной, как Канут Великий , ставший королем Англии в 1016 году. [ 30 ]
Канут отправил домой большую часть викингов, которые помогли ему завоевать Англию, но оставил у себя сильного телохранителя, тингалида . Быть частью этих сил считалось большой честью, и на Рунном камне Хэггебю в Уппланде сообщается, что Гейри «сидел в свите Ассамблеи на западе». [ 30 ] [ 33 ] а в Руническом камне Ландерида упоминается Оьялфи, «который был с Кнутром». [ 30 ] [ 34 ] Некоторые шведские викинги не хотели ничего другого, кроме как путешествовать с датчанами, такими как Торкелль и Канут Великий, но они не добрались до места назначения. Свейн, пришедший из Хусби-Сьюхундры в Уппланде, умер на полпути в Англию, как поясняется на руническом камне, воздвигнутом в его память : «Он умер в Ютландии . Он намеревался отправиться в Англию». [ 35 ] [ 36 ] Другие викинги, такие как Гудвер, нападали не только на Англию, но и на Саксонию , как сообщает Рунный камень Гринда в Сёдерманланде: [ 37 ]
Всего насчитывается около 30 рунических камней, повествующих о людях, отправившихся в Англию. [ 37 ] см. Рунные камни Англии . Некоторые из них очень лаконичны и сообщают лишь, что викинг был похоронен в Лондоне или в Бате, Сомерсет . [ 37 ]

Конверсия
[ редактировать ]Шведы, путешествовавшие по Дании, Англии или Саксонии и Византийской империи, сыграли важную роль в распространении христианства в Швеции . [ 39 ] и два рунических камня рассказывают о мужчинах, крещенных в Дании, например, рунический камень в Амно, на котором написано: «Он умер в крестильных одеждах в Дании». [ 40 ] [ 41 ] Аналогичное сообщение содержится и на другом руническом камне в Валлентуне недалеко от Стокгольма, где говорится, что два сына ждали, пока они не окажутся на смертном одре, прежде чем обратиться: «Они умерли в (своих) крестильных одеждах». [ 37 ] [ 42 ] Крещальные одежды или крестильную одежду, hvitavaðir , давали скандинавам-язычникам при их крещении, а в Уппланде есть по крайней мере семь камней, которые говорят о том, что новообращенные умерли в таких одеждах. [ 40 ] [ 43 ]
Язык, которым пользовались миссионеры, встречается на нескольких рунических камнях, и они предполагают, что миссионеры использовали довольно единообразный язык, когда проповедовали. [ 39 ] Выражение «свет и рай» представлено на трёх рунических камнях, два из которых расположены в Уппланде, а третий — на датском острове Борнхольм . На руническом камне U 160 в Рисбиле написано: «Пусть Бог и Божья мать помогут его духу и душе; даруй ему свет и рай». [ 39 ] [ 44 ] и Борнхольмский рунический камень также обращается к Святому Михаилу : «Пусть Христос и Святой Михаил помогут душам Аудбьорна и Гуннхильд попасть в свет и рай». [ 39 ] [ 45 ]
Христианская терминология была наложена на более раннюю языческую, и поэтому Рай заменил Валгаллу , обращения к Тору и магические чары были заменены Святым Михаилом, Христом , Богом и Богородицей . [ 39 ] Святой Михаил, который был лидером Небесной армии, взял на себя роль Одина как психопомпа и повёл мёртвых христиан к «свету и раю». [ 46 ] Обращения к Святому Михаилу есть на одном рунном камне в Уппланде, одном на Готланде , трех на Борнхольме и одном на Лолланде . [ 39 ]
Существует также рунический камень Богесунд, свидетельствующий об изменении того, что людей больше не хоронили на семейном могильном поле: «Он умер в Эйкрее (?). Он похоронен на кладбище». [ 19 ] [ 47 ]
Другие виды рунических камней
[ редактировать ]Еще один интересный класс рунных камней — это продвижение рунного камня как самого себя. Хвастовство было добродетелью в скандинавском обществе, привычкой, которой часто предавались герои саг, и это иллюстрируется руническими камнями того времени. Сотни людей вырезали камни с целью рекламы своих достижений или положительных качеств. Достаточно нескольких примеров:
- U 1011 : «Вигмунд вырезал этот камень в память о себе, умнейшем из людей. Да поможет Бог душе Вигмунда, капитана корабля. Вигмунд и Офрид вырезали этот памятник при его жизни».
- Рунный камень Фрёсё : «Сын Остмана Гудфаста построил мост и христианизировал Емтланд»
- Доктор 212: «Эскилл Скулкасон воздвиг себе этот камень. Всегда будет стоять этот памятник, сделанный Эскиллом»;
- U 164 : «Ярлабанки при жизни поставил этот камень. И он проложил эту дорогу ради своей души. И он владел всем Тэби сам. Да поможет Бог его душе».
Другие рунические камни, о чем свидетельствуют две из трех предыдущих надписей, увековечивают память о благочестивых деяниях относительно новых христиан. В них мы можем видеть добрые дела, которые совершали люди, которые могли себе позволить заказать рунные камни. Другие надписи намекают на религиозные убеждения. Например, один читает:
- У 160 : «Ульвшаттил, Ге и Уне приказали воздвигнуть этот камень в память об Ульве, их добром отце. Он жил в Сколхамре. Бог и Божья Мать спасут его дух и душу, одарят его светом и раем».
Хотя большинство рунических камней были созданы для увековечивания памяти мужчин, многие говорят о женщинах, часто представленных как сознательные землевладельцы и благочестивые христианки:
- Sö 101 : «Сигрид, мать Алрика, дочь Орма, построила этот мост для своего мужа Хольмгерса, отца Сигерда, для его души»
как важные члены больших семей:
- Бр Олсен;215: «Маэль-Ломчон и дочь Дубх-Гаэля, на которой Адильс был женат, воздвигли этот крест в память о Маэль-Мюйре, его приемной матери. Лучше оставить хорошего приемного сына, чем плохого»
и столь же скучающие по близким людям:
- N 68 : «Ганнор, дочь Титрика, построила мост в память о своей дочери Астрид. Она была самой умелой девушкой в Хаделанде».
-
Камни Еллинга , которые положили начало великой тенденции рунических камней в Скандинавии. [ по мнению кого? ]
-
Рунический камень Gs 13 документирует шведского викинга начала XI века, умершего в Финляндии.
-
из Рунный камень Кингитторсуак Гренландии .
-
Рунный камень из Тирстеда в Национальном музее Дании
-
Рунный камень с рисунка Тирстеда 1765 года.
В качестве источников
[ редактировать ]Единственные существующие скандинавские тексты, датированные периодом до 1050 г. [ 48 ] (кроме немногочисленных находок надписей на монетах) встречаются среди рунических надписей, некоторые из которых нацарапаны на кусках дерева или металлических наконечниках копий, но по большей части они обнаружены на настоящих камнях. [ 49 ] Кроме того, рунные камни обычно остаются в своей первоначальной форме. [ 48 ] и в исходных местах, [ 50 ] поэтому их значение как исторических источников невозможно переоценить. [ 48 ]
Надписи редко предоставляют убедительные исторические свидетельства о событиях и идентифицируемых людях, но вместо этого дают представление о развитии языка и поэзии, родстве и привычках давать имена, поселениях, изображениях из скандинавского язычества , топонимах и коммуникациях, викингах, а также торговые экспедиции и, что немаловажно, распространение христианства . [ 51 ] Хотя камни служат скандинавским историкам основным источником информации о раннем скандинавском обществе, мало что можно узнать, изучая камни по отдельности. Богатую информацию, которую предоставляют камни, можно найти в различных движениях и причинах установки камней в каждом регионе соответственно. Примерно десять процентов известных рунических камней сообщают о путешествиях и смерти людей за границу. Эти рунические надписи совпадают с некоторыми латинскими источниками, такими как «Анналы святого Бертена» и сочинениями Людпранда Кремонского , которые содержат ценные сведения о скандинавах/ русах, посетивших Византию. [ 52 ]
Образы
[ редактировать ]
Надпись обычно располагается внутри полосы, которая часто имеет форму змеи, дракона или четвероногого зверя. [ 2 ]
Скандинавские легенды
[ редактировать ]Судя по изображениям шведских рунических камней, самой популярной скандинавской легендой в этом районе была легенда о Сигурде, убийце драконов. [ 53 ] Он изображен на нескольких рунических камнях , но самой известной из них является надпись Рамсунда . Сама надпись обычна и рассказывает о строительстве моста, но орнамент изображает Сигурда, сидящего в яме, пронзающего своим мечом, выкованным Регином тело дракона , что также образует руническую полосу, на которой руны выгравированы. В левой части надписи лежит обезглавленный Регин, а вокруг него все его кузнечные инструменты. Справа от Регина сидит Сигурд и только что обжег большой палец на сердце дракона, которое жарит. Он кладет большой палец в рот и начинает понимать язык болотных синиц , сидящих на дереве. Они предупреждают его о планах Регина. Лошадь Сигурда Грани также показана привязанной к дереву. [ 54 ]
Еще один важный персонаж легенды о Нибелунгах — Гуннар . имеет Рунный камень Вестерлюнг три стороны, и на одной из них изображен человек, руки и ноги которого окружены змеями. Он держит руки вытянутыми, сжимая какой-то предмет, возможно, арфу, но эта часть повреждена из-за отслаивания. [ 54 ] Изображение, по-видимому, изображает более старую версию легенды о Гуннарре, в которой он играл на арфе пальцами, которая появляется в архаической эддической поэме Atlakviða . [ 55 ]
Скандинавские мифы
[ редактировать ]
Самым популярным скандинавским богом был Тор . [ 56 ] а Рунный камень Алтуны в Уппланде показывает рыболовную экспедицию Тора, когда он пытался поймать Змея Мидгарда . [ 57 ] Два столетия спустя исландец Снорри Стурлусон напишет: «Мидгартский змей укусил бычью голову, и крюк застрял в нёбе. Когда он это почувствовал, он вздрогнул так сильно, что оба кулака Тора врезались в планширь. . Тогда Тор разгневался, принял на себя всю свою божественную силу и так сильно уперся пятками, что его ноги прошли насквозь дно лодки, и он уперся ими в морское дно». (перевод Янссона). [ 58 ] Рунный камень Алтуны также включает в себя ступню, проходящую через доски. [ 59 ]
Оказывается, Рагнарек изображен на камне Ледберг в Эстергётланде . На одной из сторон изображен крупный воин в шлеме, которого у ног укусил зверь. Предполагается, что этим зверем является Фенрир , брат Змея Мидгарда, напавший на Одина . Внизу иллюстрации изображен распростертый мужчина с вытянутыми руками и без ног. Есть близкая параллель с иллюстрацией в Кирке Андреасе на острове Мэн. На мэнской иллюстрации Один изображен с копьем и с одним из своих воронов на плечах, и на Одина нападают так же, как на камень Ледберг. К духовному содержанию камня добавляется магическая формула, известная во всем мире языческим скандинавам. [ 59 ]
На одном из камней памятника Хуннестад в Скании находится изображение женщины верхом на волке, использующей змей в качестве поводьев. Камень может быть иллюстрацией великанши Хюррокин («огнеморщинистой»), которую боги призвали помочь спустить на воду « погребальный корабль Бальдра Хрингхорни» слишком тяжелый для них . Это был тот самый волк называют «лошадью Валькирии» , которого на рунном камне Рёк . [ 59 ]
Цвет
[ редактировать ]
Сегодня большинство рунических камней окрашены красным фалу , поскольку красный цвет позволяет легко различить орнамент, и это уместно, поскольку красная краска также использовалась для нанесения рун в эпоху викингов. [ 60 ] Фактически, одним из древнескандинавских слов, означающих «писать рунами», было fá , и первоначально оно означало «рисовать» на прото-норвежском языке ( faihian ). [ 61 ] Более того, в «Хавамале » Один говорит: «Так я пишу/и раскрашиваю руны» [ 60 ] [ 62 ] а в Guðrúnarkviða II Гудрун говорит : «В чаше были руны всех видов / Написанные и покрасневшие, я не мог их прочитать». [ 63 ] [ 64 ]
Есть несколько рунических камней, где заявлено, что они были изначально нарисованы. На руническом камне в Сёдерманланде написано: «Здесь будут стоять эти камни, окрашенные рунами». [ 60 ] [ 65 ] на втором руническом камне в той же провинции написано: «Асбьёрн вырезал, а Ульф раскрасил». [ 60 ] [ 66 ] а на третьем руническом камне в Сёдерманланде написано: «Асбьёрн вырезал камень, нарисованный как маркер и связанный рунами». [ 61 ] [ 67 ] Иногда первоначальные цвета сохраняются необычайно хорошо, особенно если рунические камни использовались в качестве строительного материала в церквях вскоре после их изготовления. Один рунический камень в церкви Кёпинг на Эланде был обнаружен полностью закрашенным, а цвет слов чередовался между черным и красным . [ 60 ]
Самыми распространенными красками были красная охра , свинцовый сурик , сажа , углекислый кальций и другие цвета земли , которые были связаны жиром и водой. Похоже также, что викинги импортировали свинцовые белила , зеленый малахит и синий азурит из континентальной Европы . [ 60 ] С помощью электронного микроскопа химики смогли проанализировать следы цвета на рунических камнях, и в одном случае они обнаружили ярко-красную киноварь , которая была импортным роскошным цветом. Однако доминирующими цветами были белый и свинцовый сурик. [ 68 ] Есть даже сведения, где руны были окрашены кровью, как в «Саге о Греттисе» , где Вёльва Турид вырезала руны на корне дерева и окрашивала их собственной кровью, чтобы убить Греттира, а также в «Саге об Эгилсе» , где Эгилл Скаллагримссон вырезал руны эля на роге для питья. и окрасил их собственной кровью, чтобы проверить, не отравлен ли напиток. [ 69 ]
Сохранение и уход
[ редактировать ]Обнаженные рунные камни сталкиваются с несколькими угрозами для поверхности скалы с надписями.
В Швеции лишайник растет примерно 2 мм ( 1 ⁄ 16 дюйма) в год. В более идеальных условиях он может расти значительно быстрее. Многие рунные камни расставлены вдоль дорог, а дорожная пыль приводит к ускорению роста лишайников, что делает лишайники серьезной проблемой. Маленькие корневые нити лишайника прорываются сквозь скалу и отрывают крошечные кусочки, делая породу пористой, и со временем разрушают надписи. Водоросли и мох также приводят к тому, что камень становится пористым и крошится. [ 70 ]
Вода, попадающая в трещины и щели камня, может привести к падению целых секций либо из-за замерзания, либо из-за сочетания грязи, органических веществ и влаги, что может вызвать эффект углубления под поверхностью камня. [ 70 ]
Правильные методы консервации замедляют скорость деградации. Один из методов борьбы с проблемой лишайников, водорослей и мха — это намазать весь камень мелкозернистой влажной глиной. Затем его оставляют на несколько недель, что удушает органическое вещество и убивает его. [ 70 ]
См. также
[ редактировать ]- Аллитеративный стих
- Баутил
- Олений камень
- Камень Эльтанг
- Англия Рунические Камни
- Похороны
- Рунические камни Греции
- Камень героя
- Ингвар рунические камни
- Йотунвиллюр
- Кудурру
- Kurgan stelae
- Список рунических камней
- Древнескандинавская орфография
- Над руническими камнями озера
- Петроглифы
- Картина камень
- Пирейский лев
- Звезды
- Белый
- Варяжские рунические камни
- Рунные камни викингов
Примечания
[ редактировать ]- ^ «О жизни в Швеции в языческие времена» ( Оскара Монтелиуса 1905), стр. 81–82.
- ^ Jump up to: а б с д и «Рунстен», Национальная энциклопедия (1995), том 16, стр. 91-92.
- ^ Jump up to: а б с д Зильмер 2005:38
- ^ Кеслинг, Йонас. 2021. « Воспоминания, высеченные в камнях? Исследования коллективной памяти и ранние скандинавские рунические камни, или Замечания о банальности «погребальных камней» . Журнал скандинавско-канадских исследований / Études scandinaves au Canada 28: 38–77.
- ^ Jump up to: а б с Олстад, Лиза (16 декабря 2002 г.). «Мемориальный камень в честь себя» . forskning.no . Проверено 20 апреля 2008 г.
- ^ Сага об Инглингах в английском переводе, в Northvegr.
- ^ Беллоуз 1936:44
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Харрисон и Свенссон 2007: 192
- ^ Запись DR 42 в Rundata .
- ^ Страница 1995: 207–44.
- ^ Прицак 1987:306.
- ^ Сойер, Б. 2000:26
- ^ Зилмер 2005:39
- ^ Ларссон 1999: 176
- ^ Jump up to: а б с Харрисон и Свенссон 2007: 195
- ^ Янссон 1987: 120
- ^ Харрисон и Свенссон 2007: 195ff.
- ^ Янссон 1987: 116
- ^ Jump up to: а б Янссон 1987:118
- ^ Янссон 1987: 119
- ^ Jump up to: а б с д и ж Харрисон и Свенссон 2007: 196
- ^ Запись U 241 в Rundata .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Харрисон и Свенссон 2007: 197
- ^ Запись «Глаз 8» в Rundata .
- ^ Запись Vg 184 в Rundata .
- ^ Запись Vg 197 в Rundata .
- ^ Запись Sö 65 в Rundata .
- ^ Запись Sö 171 в Rundata .
- ^ Харрисон и Свенссон 2007: 197ff.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Харрисон и Свенссон 2007: 198
- ^ Запись Sö 260 в Rundata .
- ^ Запись U 344 в Rundata .
- ^ Запись U 668 в Rundata .
- ^ Запись «Глаз 111» в Rundata .
- ^ Харрисон и Свенссон 2007: 198ff.
- ^ Запись U 539 в Rundata .
- ^ Jump up to: а б с д и Харрисон и Свенссон 2007: 199
- ^ Запись Sö 166 в Rundata .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Янссон 1987:113
- ^ Jump up to: а б Янссон 1987:112
- ^ Запись U 699 в Rundata .
- ^ Запись U 243 в Rundata .
- ↑ Монах в аббатстве Святого Галла рассказывает о группе скандинавов, посетивших двор франкского короля Людовика Благочестивого . Они согласились креститься и получили ценные крестильные одежды, но, поскольку одежд не хватало, одежды были разрезаны и разделены между норвежцами. Один из викингов тогда воскликнул, что он крестился 20 раз и всегда получал красивую картошку, но на этот раз ему достались лохмотья, которые больше подходят пастуху, чем воину. (Харрисон и Свенссон 2007:199)
- ^ Запись U 160 в Rundata .
- ^ Запись DR 399 в Rundata .
- ^ Янссон 1987: 114
- ^ Запись U 170 в Rundata .
- ^ Jump up to: а б с Прицак 1987:307
- ^ Сойер, Б. 2000:1
- ^ Прицак 1987:308
- ^ Сойер, Б. 2000:3
- ^ Сойер, П. 1997:139
- ^ Янссон 1987: 144
- ^ Jump up to: а б Янссон 1987:145
- ^ Янссон 1987: 146
- ^ Янссон 1987: 149
- ^ Янссон 1987: 150
- ^ Янссон 1987: 151 и далее
- ^ Jump up to: а б с Янссон 1987:152
- ^ Jump up to: а б с д и ж Харрисон и Свенссон 2007: 208
- ^ Jump up to: а б Янссон 1987:156
- ^ Беллоуз 1936:67
- ^ Янссон 1987:153
- ^ Беллоуз 1936: 459
- ^ Запись Sö 206 в Rundata .
- ^ Запись Sö 347 в Rundata .
- ^ Запись Sö 213 в Rundata .
- ^ Харрисон и Свенссон 2007: 209
- ^ Янссон 1987: 154
- ^ Jump up to: а б с Снедал и Олен 2004: 33–34.
Ссылки
[ редактировать ]- Беллоуз, Генри А. (1936). Поэтическая Эдда . Издательство Принстонского университета, Принстон, Нью-Йорк.
- Харрисон Д. и Свенссон К. (2007). Жизнь викингов . Fälth & Hässler, Вернамо. ISBN 91-27-35725-2
- Национальная энциклопедия (1995), том 16, стр. 91–92.
- Янссон, Свен Б.Ф. (1987), Руны в Швеции , Гидлундс, ISBN 91-7844-067-Х
- Кеслинг, Йонас. 2021. « Воспоминания, высеченные в камнях? Исследования коллективной памяти и ранние скандинавские рунические камни, или Замечания о банальности «погребальных камней» . Журнал скандинавско-канадских исследований / Études scandinaves au Canada 28: 38–77.
- Ларссон, Матс Г. (1999). Свитёд - Путешествие к истокам Швеции . Атлантида. ISBN 91-7486-421-1
- Пейдж, Раймонд И. (1995). Руны и рунические надписи: Сборник очерков англосаксонских рун и рун викингов . Парсонс, Д. (ред.). Вудбридж: Бойделл Пресс. ISBN 978-0-85115-387-2
- Прицак, О. (1987). Происхождение Руси. Кембридж, Массачусетс: Распространено издательством Гарвардского университета для Гарвардского украинского исследовательского института.
- Сойер, Биргит . (2000). Рунические камни эпохи викингов: обычаи и поминки в раннесредневековой Скандинавии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-926221-7
- Сойер, П. (1997). Оксфордская иллюстрированная история викингов . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-285434-8
- Снедал Т. и Олен М. (2004). Шведский рунор . Риксантиквариямбетет, 33 и 34. ISBN 91-7209-366-8
- Стоклунд, Мари; и др., ред. (2006), Руны и их секреты: исследования в области рунологии , Копенгаген: Museum Tusculanum Press, ISBN 87-635-0428-6
- Зильмер, Кристель (2005), «Он утонул в море Холмра»: Балтийский трафик в ранних скандинавских источниках (PDF) , издательство Тартуского университета, (дисс.), ISBN 9949-11-089-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Проект Еллинг – Информация о Еллинге и рунических камнях
- Фотографии рунических камней и изображений камней с Готланда.