Консеквенциализм
Часть серии о |
Философия |
---|
В моральной философии консеквенциализм — это класс нормативных , телеологических этических теорий, которые утверждают, что последствия человека поведения являются окончательной основой для суждения о правильности или неправильности этого поведения. Таким образом, с консеквенциалистской точки зрения морально правильным действием (или бездействием) является действие, которое приведет к хорошему результату. Консеквенциализм, наряду с эвдемонизмом , подпадает под более широкую категорию телеологической этики — группы взглядов, которые утверждают, что моральная ценность любого действия состоит в его тенденции производить вещи, имеющие внутреннюю ценность . [1] Консеквенциалисты в целом считают, что поступок является правильным тогда и только тогда, когда это действие (или, согласно некоторым взглядам, правило, под которое оно подпадает) приведет, вероятно, приведет или предназначено для достижения большего баланса добра и зла, чем любое другое. доступная альтернатива. Различные консеквенциалистские теории различаются в том, как они определяют моральные блага , причем главными кандидатами являются удовольствие , отсутствие боли , удовлетворение предпочтений и более широкие понятия « общего блага ».
Консеквенциализм обычно противопоставляется деонтологической этике (или деонтологии ): деонтология, в которой правила и моральный долг занимают центральное место, выводит правильность или неправильность поведения человека из характера самого поведения, а не из результатов поведения. Она также контрастирует как с этикой добродетели , которая фокусируется на характере действующего лица, а не на природе или последствиях самого действия (или бездействия), так и с прагматической этикой, которая рассматривает мораль как науку : коллективное продвижение как общества в ходе многих жизней, так что любой моральный критерий подлежит пересмотру.
Некоторые утверждают, что консеквенциалистские теории (например, утилитаризм ) и деонтологические теории (например, кантианская этика ) не обязательно являются взаимоисключающими. Например, Т.М. Скэнлон продвигает идею о том, что права человека , которые обычно считаются «деонтологической» концепцией, могут быть оправданы только с учетом последствий обладания этими правами. [2] Точно так же Роберт Нозик выступал за теорию, которая в основном является консеквенциалистской, но включает в себя нерушимые «боковые ограничения», которые ограничивают виды действий, которые разрешено совершать агентам. [2] Дерек Парфит утверждал, что на практике, если их правильно понять, консеквенциализм правил, кантианская деонтология и контрактуализм в конечном итоге предписывают одно и то же поведение. [3]
Этимология
[ редактировать ]Термин консеквенциализм был введен Джем Анскомб в ее эссе « Современная моральная философия » в 1958 году. [4] [5] Однако значение этого слова изменилось с тех пор, как Анскомб его использовала: в том смысле, в каком она его придумала, она явно отнесла Дж. С. Милля к нонконсеквенциалистскому лагерю, а У. Д. Росса к консеквенциалистскому лагерю, тогда как в современном смысле слова , они будут классифицированы наоборот. [4] [6] Это происходит из-за изменения значения этого слова, а не из-за изменений в восприятии взглядов У. Д. Росса и Дж. С. Милля. [4] [6]
Классификация
[ редактировать ]Одна из распространенных точек зрения состоит в том, чтобы классифицировать консеквенциализм вместе с этикой добродетели под более широким ярлыком «телеологической этики». [7] [1] Сторонники телеологической этики (греч. telos , «цель, цель» + logos , «наука») утверждают, что моральная ценность любого действия состоит в его тенденции производить вещи, имеющие внутреннюю ценность . [1] Это означает, что действие является правильным тогда и только тогда , когда оно или правило, под которое оно подпадает, создает, вероятно, приведет или предназначено для создания большего баланса добра и зла, чем любое альтернативное действие. Эта концепция иллюстрируется знаменитым афоризмом « Цель оправдывает средства », приписываемым по-разному Макиавелли или Овидию. [8] т.е. если цель достаточно морально важна, любой метод ее достижения приемлем. [9] [10]
Телеологические этические теории противопоставляются деонтологическим этическим теориям, которые утверждают, что сами действия являются хорошими или плохими по своей сути , а не хорошими или плохими из-за внешних факторов (таких как последствия действия или моральный характер человека, который действует). [11]
Формы консеквенциализма
[ редактировать ]Утилитаризм
[ редактировать ]Природа отдала человечество под управление двух суверенных хозяев: боли и удовольствия. Только они могут указывать, что нам следует делать, а также определять, что нам следует делать. С одной стороны, к их трону прикреплены стандарты добра и зла, с другой — цепь причин и следствий. Они управляют нами во всем, что мы делаем, во всем, что мы говорим, во всем, что мы думаем...
- Джереми Бентам, Принципы морали и законодательства (1789), глава I, стр. 1.
Подводя итог, Джереми Бентам утверждает, что людьми движут их интересы и страхи, но их интересы имеют приоритет над их страхами; их интересы реализуются в соответствии с тем, как люди видят последствия, которые могут быть связаны с их интересами. Счастье в этом понимании определяется как максимизация удовольствия и минимизация боли. Можно утверждать, что существование феноменального сознания и « квалиа » необходимо для того, чтобы переживание удовольствия или боли имело этическое значение. [12] [13]
Исторически гедонистический утилитаризм является парадигмальным примером консеквенциалистской моральной теории. Эта форма утилитаризма утверждает, что важно совокупное счастье; счастье каждого, а не счастье какого-то конкретного человека. Джон Стюарт Милль в своем изложении гедонистического утилитаризма предложил иерархию удовольствий, означающую, что стремление к определенным видам удовольствий ценится выше, чем стремление к другим удовольствиям. [14] Однако некоторые современные утилитаристы, такие как Питер Сингер , озабочены максимизацией удовлетворения предпочтений, отсюда и утилитаризм предпочтений . Другие современные формы утилитаризма отражают формы консеквенциализма, изложенные ниже.
Правило консеквенциализма
[ редактировать ]В целом консеквенциалистские теории фокусируются на действиях. Однако это не обязательно так. Консеквенциализм правил — это теория, которую иногда рассматривают как попытку примирить консеквенциализм с деонтологией или этикой, основанной на правилах. [15] - и в некоторых случаях это выражается как критика консеквенциализма правил. [16] Как и деонтология, консеквенциализм правил утверждает, что моральное поведение предполагает следование определенным правилам. Однако консеквенциализм правил выбирает правила, основываясь на последствиях, которые имеет выбор этих правил. Консеквенциализм правил существует в формах утилитаризма правил и эгоизма правил .
Различные теоретики расходятся во мнениях относительно того, являются ли правила единственным определяющим фактором морального поведения или нет. Например, Роберт Нозик считал, что для обеспечения соответствующих действий необходим определенный набор минимальных правил, которые он называет «побочными ограничениями». [2] Существуют также различия в том, насколько абсолютны эти моральные правила. Таким образом, хотя побочные ограничения Нозика представляют собой абсолютные ограничения поведения, Амартия Сен предлагает теорию, которая признает важность определенных правил, но эти правила не являются абсолютными. [2] То есть они могут быть нарушены, если строгое соблюдение правила приведет к гораздо более нежелательным последствиям.
Одно из наиболее частых возражений против консеквенциализма правил заключается в том, что он непоследователен, поскольку основан на консеквенциалистском принципе, согласно которому нас следует интересовать как максимизация блага, но тогда он говорит нам не действовать для максимизации блага, а действовать ради максимизации блага. следовать правилам (даже в тех случаях, когда мы знаем, что нарушение правил может привести к лучшим результатам).
В книге «Идеальный код, реальный мир » Брэд Хукер избегает этого возражения, не основывая свою форму консеквенциализма правил на идеале максимизации блага. Он пишет: [17]
[T]лучший аргумент в пользу консеквенциализма правил заключается не в том, что он вытекает из всеобъемлющего стремления максимизировать благо. Лучшим аргументом в пользу консеквенциализма правил является то, что он лучше, чем его конкуренты, сопоставляет и связывает воедино наши моральные убеждения, а также предлагает нам помощь в преодолении наших моральных разногласий и неопределенностей.
Дерек Парфит охарактеризовал книгу Хукера как «лучшее на сегодняшний день изложение и защиту одной из самых важных моральных теорий». [18]
Государственный консеквенциализм
[ редактировать ]Задача доброжелательного человека – стремиться продвигать то, что полезно для мира, и устранять то, что вредно, и обеспечивать модель для мира. Какие блага он принесет, то, что не приносит пользы людям, он оставит в покое; ( Китайский : Те, кто совершает доброжелательные дела, должны стремиться принести пользу миру, устранить вред, наносимый миру, и относиться к миру как к закону. Если это приносит пользу другим, это будет сделано; если это вредно для других, это прекратится) . [19]
- Мози , Мози (5 век до н. э.) (Глава 8: Против музыки, часть I)
Государственный консеквенциализм , также известный как могистский консеквенциализм , [20] — это этическая теория , которая оценивает моральную ценность действия на основе того, насколько оно способствует благосостоянию государства. [20] Согласно Стэнфордской энциклопедии философии , мойистский консеквенциализм, восходящий к V веку до нашей эры, является «самой ранней в мире формой консеквенциализма, чрезвычайно сложной версией, основанной на множестве внутренних благ , считающихся составляющими человеческого благосостояния». [21]
В отличие от утилитаризма, который рассматривает полезность как единственное моральное благо, «основными благами в мохистском консеквенциалистском мышлении являются... порядок , материальное богатство и рост населения ». [22] Во времена Мози войны и голод были обычным явлением, а рост населения рассматривался как моральная необходимость гармоничного общества . «Материальное богатство» моистского консеквенциализма относится к основным потребностям , таким как кров и одежда; а «порядок» относится к позиции Мози против войны и насилия , которые он считал бессмысленными и угрозой социальной стабильности. [23] В «Кембриджской истории древнего Китая » из Стэнфорда китаевед Дэвид Шепард Нивисон пишет, что моральные блага мохизма «взаимосвязаны: больше базового богатства, затем больше воспроизводства ; больше людей, затем больше производства и богатства... если бы у людей было много, они бы будь хорошим, сыновним , добрым и так далее без проблем». [22]
Моисты считали, что мораль основана на «содействии благу всех под небом и устранении вреда всем под небом». В отличие от взглядов Джереми Бентама , государственный консеквенциализм не является утилитарным, поскольку он не гедонистический или индивидуалистический . Важность результатов, полезных для общества, перевешивает важность индивидуального удовольствия и боли. [24] Термин «государственный консеквенциализм» также применялся к политической философии конфуцианского философа Сюньцзы . [25] С другой стороны, «законник» Хан Фэй «почти полностью мотивирован с точки зрения правителя». [26]
Этический эгоизм
[ редактировать ]Этический эгоизм можно понимать как консеквенциалистскую теорию, согласно которой последствия для отдельного агента имеют большее значение, чем любой другой результат. Таким образом, эгоизм предписывает действия, которые могут быть полезными, вредными или нейтральными для благополучия других. Некоторые, например Генри Сиджвик , утверждают, что определенная степень эгоизма способствует общему благосостоянию общества по двум причинам: потому что люди знают, как лучше всего доставить себе удовольствие, и потому что, если бы каждый был строгим альтруистом, общее благосостояние неизбежно уменьшилось бы. [27]
Этический альтруизм
[ редактировать ]Этический альтруизм можно рассматривать как консеквенциалистскую теорию, которая предписывает человеку совершать действия, которые имеют наилучшие последствия для всех, кроме него самого. [28] Это отстаивал Огюст Конт , который ввёл термин «альтруизм» , и чья этика может быть выражена во фразе «Живи для других». [29]
Двухуровневый консеквенциализм
[ редактировать ]Двухуровневый подход предполагает участие в критическом рассуждении и рассмотрении всех возможных последствий своих действий перед принятием этического решения, но при этом возвращается к в целом надежным моральным правилам, когда человек не в состоянии отступить и изучить дилемму в целом. На практике это равносильно соблюдению правил консеквенциализма, когда можно рассуждать только на интуитивном уровне, и действию консеквенциализма, когда есть возможность отойти в сторону и рассуждать на более критическом уровне. [30]
Эту позицию можно охарактеризовать как примирение между консеквенциализмом действий , при котором моральность действия определяется последствиями этого действия, и консеквенциализмом правил , при котором моральное поведение выводится из следования правилам, ведущим к положительным результатам. [30]
Двухуровневый подход к консеквенциализму чаще всего ассоциируется с Р. М. Хэйром и Питером Сингером . [30]
Мотив консеквенциализм
[ редактировать ]Другая версия консеквенциализма - это мотивный консеквенциализм, который смотрит на то, является ли положение дел , возникающее в результате мотива выбора действия, лучшим или, по крайней мере, таким же хорошим, как каждое альтернативное положение дел, которое могло бы возникнуть в результате альтернативных действий. Эта версия придает значимость мотиву поступка и связывает его с его последствиями. Следовательно, действие не может быть неправильным, если решение действовать было основано на правильных мотивах. Возможный вывод состоит в том, что нельзя обвинять человека в ошибочных суждениях, если его мотивацией было сделать добро. [31]
Негативный консеквенциализм
[ редактировать ]Большинство консеквенциалистских теорий сосредоточены на обеспечении каких-то хороших последствий. Однако негативный утилитаризм излагает консеквенциалистскую теорию, которая фокусируется исключительно на минимизации плохих последствий.
Одним из основных различий между этими двумя подходами является ответственность агента. Позитивный консеквенциализм требует, чтобы мы создавали хорошие положения дел, тогда как негативный консеквенциализм требует, чтобы мы избегали плохих. Более сильные версии негативного консеквенциализма потребуют активного вмешательства для предотвращения плохого и смягчения существующего вреда. В более слабых версиях достаточно простого воздержания от действий, направленных на причинение вреда другим. Примером этого является аргумент скользкой дорожки , который побуждает других избегать определенного действия на том основании, что оно может в конечном итоге привести к нежелательным последствиям. [32]
Часто «негативные» консеквенциалистские теории утверждают, что уменьшение страданий важнее, чем увеличение удовольствия. Карл Поппер , например, утверждал, что «с моральной точки зрения боль не может быть перевешена удовольствием». [33] (Хотя Поппер сам по себе не является консеквенциалистом, это воспринимается как классическое утверждение негативного утилитаризма.) При рассмотрении теории справедливости негативные консеквенциалисты могут использовать общегосударственный или глобальный принцип: уменьшение страданий (для обездоленных). более ценно, чем повышенное удовольствие (для богатых или роскошных).
Действия и бездействие
[ редактировать ]Поскольку чистый консеквенциализм утверждает, что о действии следует судить исключительно по его результату, большинство консеквенциалистских теорий утверждают, что преднамеренное действие ничем не отличается от обдуманного решения не действовать. Это контрастирует с « доктриной действий и бездействия », которую поддерживают некоторые специалисты по медицинской этике и некоторые религии: она утверждает, что существует существенное моральное различие между действиями и преднамеренным бездействием, которые приводят к одному и тому же результату. Этот контраст проявляется в таких вопросах, как добровольная эвтаназия .
Актуализм и поссибилизм
[ редактировать ]Согласно консеквенциализму нормативный статус действия зависит от его последствий. Последствиями действий агента могут быть и другие действия этого агента. Актуализм и поссибилизм расходятся во мнениях относительно того, как последующие возможные действия влияют на нормативный статус текущего действия одного и того же агента. важно только то, что агент на самом деле сделал бы Актуалисты утверждают, что для оценки ценности альтернативы позже. Поссибилисты, с другой стороны, считают, что мы должны также принять во внимание, что агент может сделать, даже если он этого не сделает. [34] [35] [36] [37]
Например, предположим, что у Гифре есть выбор между двумя альтернативами: съесть печенье или ничего не есть. Съев первое печенье, Гифре может перестать есть печенье, что является лучшей альтернативой. Но, попробовав одно печенье, Гифре свободно решил бы продолжать есть печенье до тех пор, пока не будет съеден весь пакет, что привело бы к ужасной боли в желудке и было бы худшей альтернативой. С другой стороны, отказ от употребления печенья вообще был бы второй лучшей альтернативой. Теперь вопрос: должен ли Гифре съесть первое печенье или нет? Актуалисты озабочены только реальными последствиями. По их мнению, Гифре вообще не следует есть печенье, поскольку это лучше, чем альтернатива, вызывающая боли в животе. Поссибилисты, однако, утверждают, что наилучший вариант действий — съесть первое печенье, и поэтому Гифре должен поступить именно так. [38]
Одним из противоречивых последствий актуализма является то, что агенты могут избегать моральных обязательств, просто имея несовершенный моральный характер . [34] [36] Например, ленивый человек может оправдать отказ в просьбе помочь другу, утверждая, что из-за своего ленивого характера он все равно не выполнил бы эту работу, даже если бы принял просьбу. Сразу отклонив предложение, ей удалось, по крайней мере, не терять ничьего времени. Актуалисты могли бы даже счесть ее поведение достойным похвалы, поскольку она сделала то, что, согласно актуализму, должна была сделать. Кажется, это очень простой способ «сойти с крючка», которого избегает поссибилизм. Но поссибилизму приходится столкнуться с возражением, что в некоторых случаях он санкционирует и даже рекомендует то, что на самом деле приводит к наихудшему результату. [34] [39]
Дуглас В. Портмор предположил, что этих и других проблем актуализма и поссибилизма можно избежать, ограничив то, что считается подлинной альтернативой для агента. [40] По его мнению, это требование, чтобы агент имел рациональный контроль над рассматриваемым событием. Например, съесть только одно печенье и остановиться только после него — это вариант для Гифре, если у нее есть рациональная способность подавить искушение продолжать есть. Если искушение неудержимо, то такой образ действий не считается вариантом и, следовательно, не имеет значения при оценке наилучшей альтернативы. Портмор предполагает, что, учитывая эту корректировку, нам следует отдать предпочтение взгляду, очень тесно связанному с поссибилизмом, называемому максимализмом . [38]
Проблемы
[ редактировать ]Руководство к действию
[ редактировать ]Одной из важных характеристик многих нормативных моральных теорий, таких как консеквенциализм, является способность вырабатывать практические моральные суждения. По крайней мере, любая моральная теория должна определять точку зрения, с которой следует определять доброту последствий. Здесь на карту поставлена прежде всего ответственность агента . [41]
Идеальный наблюдатель
[ редактировать ]Одна из распространенных тактик среди консеквенциалистов, особенно тех, кто придерживается альтруистического (бескорыстного) подхода к консеквенциализму, состоит в том, чтобы использовать идеального, нейтрального наблюдателя, от которого можно выносить моральные суждения. Джон Ролз , критик утилитаризма, утверждает, что утилитаризм, как и другие формы консеквенциализма, опирается на точку зрения такого идеального наблюдателя . [2] Конкретные характеристики этого идеального наблюдателя могут варьироваться от всеведущего наблюдателя, который уловит все последствия любого действия, до идеально информированного наблюдателя, который знает столько, сколько можно разумно ожидать, но не обязательно все обстоятельства или все возможные варианты. последствия. Консеквенциалистские теории, принимающие эту парадигму, утверждают, что правильное действие — это действие, которое приведет к лучшим последствиям с точки зрения идеального наблюдателя. [ нужна ссылка ]
Настоящий наблюдатель
[ редактировать ]На практике очень трудно, а порой и невозможно принять точку зрения идеального наблюдателя . Отдельные моральные агенты не знают всего о своих конкретных ситуациях и, следовательно, не знают всех возможных последствий своих потенциальных действий. По этой причине некоторые теоретики утверждают, что консеквенциалистские теории могут требовать от агентов только выбора наилучшего действия в соответствии с тем, что они знают о ситуации. [42] Однако если этот подход наивно принят, то можно сказать, что моральные агенты, которые, например, безрассудно не задумываются о своей ситуации и действуют таким образом, что приводит к ужасным результатам, действуют морально оправданным образом. Действия в ситуации без предварительного ознакомления с обстоятельствами ситуации могут привести даже к самым благим намерениям, приводящим к печальным последствиям. В результате можно утверждать, что для агентов существует моральный долг как можно больше узнать о ситуации, прежде чем судить о соответствующем образе действий. Этот императив, конечно, вытекает из последовательного мышления: более информированный агент способен добиться лучших последствий. [ нужна ссылка ]
Последствия для кого
[ редактировать ]Моральные действия всегда имеют последствия для определенных людей или вещей. Разновидности консеквенциализма можно различать по тому, кто получает выгоду от хороших последствий. То есть можно было бы спросить: «Последствия для кого?»
Агент-ориентированный или агентно-нейтральный
[ редактировать ]Фундаментальное различие можно провести между теориями, которые требуют, чтобы агенты действовали ради целей, возможно, не связанных с их собственными интересами и стремлениями, и теориями, которые допускают, чтобы агенты действовали ради целей, в достижении которых у них есть некоторый личный интерес или мотивация . Они называются «агентно-нейтральными» и «агентно-ориентированными» теориями соответственно.
Агентно-нейтральный консеквенциализм игнорирует конкретную ценность, которую состояние дел имеет для любого конкретного агента. Таким образом, в агентно-нейтральной теории личные цели действующего лица не имеют большего значения, чем цели кого-либо еще при оценке того, какое действие ему следует предпринять. С другой стороны, агент-ориентированный консеквенциализм фокусируется на конкретных потребностях морального агента. Таким образом, в теории, ориентированной на агента, такой как та, которую излагает Питер Рейлтон , агент может быть озабочен общим благосостоянием, но агент больше озабочен непосредственным благополучием себя, своих друзей и семьи. [2]
Эти два подхода можно примирить, признав противоречие между интересами агента как личности и члена различных групп и стремясь каким-то образом оптимизировать все эти интересы. [ нужна ссылка ] Например, может быть имеет смысл говорить о поступке как о хорошем для человека как личности, но плохом для него как гражданина своего города.
Ориентирован на человека?
[ редактировать ]Может показаться, что многие консеквенциалистские теории в первую очередь касаются людей и их отношений с другими людьми. Однако некоторые философы утверждают, что мы не должны ограничивать наши этические соображения только интересами людей. Джереми Бентам , считающийся основателем утилитаризма , утверждает, что животные могут испытывать удовольствие и боль, тем самым требуя, чтобы «животные, не являющиеся людьми», были серьезным объектом морального беспокойства. [43]
Совсем недавно Питер Сингер заявил, что неразумно, что мы не уделяем равного внимания интересам животных и людей, когда выбираем, как нам с ними обращаться. [44] Такое равное внимание не обязательно подразумевает идентичное обращение с людьми и нечеловеческими существами, равно как и не обязательно подразумевает идентичное обращение со всеми людьми.
Ценность последствий
[ редактировать ]Один из способов разделить различные консеквенциализмы — это определить типы последствий, которые считаются наиболее важными, то есть какие последствия считаются хорошим положением дел. Согласно утилитаризму , хорошее действие — это то, которое приводит к увеличению удовольствия , а лучшее действие — это то, которое приносит наибольшее удовольствие наибольшему числу людей. С этим тесно связан эвдемонический консеквенциализм, согласно которому конечной целью является полноценная, процветающая жизнь, которая может совпадать, а может и не совпадать с получением большого количества удовольствий. Точно так же можно принять эстетический консеквенциализм, конечной целью которого является создание красоты. Однако в качестве соответствующего эффекта можно остановиться на непсихологических благах. Таким образом, можно стремиться к увеличению материального равенства или политической свободы вместо чего-то вроде более эфемерного «удовольствия». Другие теории предполагают пакет из нескольких товаров, которые должны продвигаться одинаково. Поскольку консеквенциалистский подход содержит неотъемлемое предположение о том, что результаты морального решения могут быть количественно оценены с точки зрения «хорошего» или «плохого» или, по крайней мере, В порядке возрастания предпочтений эта моральная теория особенно подходит для вероятностного подхода и подхода теории принятия решений . [45] [46]
Этика добродетели
[ редактировать ]Консеквенциализм можно также противопоставить ареальным моральным теориям, таким как этика добродетели . В то время как консеквенциалистские теории утверждают, что последствия действий должны быть в центре внимания наших размышлений об этике, этика добродетели настаивает на том, что в центре внимания должен быть характер, а не последствия действий. Некоторые специалисты по этике добродетели считают, что консеквенциалистские теории полностью игнорируют развитие и важность морального характера. Например, Филиппа Фут утверждает, что последствия сами по себе не имеют этического содержания, если они не обеспечены такой добродетелью, как доброжелательность. [2]
Однако консеквенциализм и этика добродетели не обязательно должны быть полностью антагонистическими. Иэн Кинг разработал подход, примиряющий две школы. [47] [48] [49] [50] Другие консеквенциалисты при оценке последствий учитывают влияние на характер людей, участвующих в действии. Точно так же консеквенциалистская теория может быть нацелена на максимизацию определенной добродетели или набора добродетелей. Наконец, следуя примеру Фута, можно было бы принять своего рода консеквенциализм, утверждающий, что добродетельная деятельность в конечном итоге приводит к лучшим последствиям. [ нужны разъяснения ]
Окончательный конец
[ редактировать ]Конечная цель — это концепция моральной философии Макса Вебера , согласно которой люди действуют добросовестно, а не рационально. [51]
Мы должны четко осознавать тот факт, что любое этически ориентированное поведение может руководствоваться одной из двух фундаментально различных и непримиримо противоположных максим: поведение может быть ориентировано на этику конечных целей или на этику ответственности . [...] Существует ужасный контраст между поведением, которое следует максиме этики конечных целей - то есть, с религиозной точки зрения, «христианин поступает правильно и оставляет результаты Господу» - и поведением, которое следует максиме этика ответственности, и в этом случае человек должен дать отчет о предвидимых результатах своих действий.
- Макс Вебер, Политика как призвание , 1918 г. [52]
Критика
[ редактировать ]Джем Анскомб возражает против консеквенциализма Сиджвика на том основании, что моральная ценность поступка основана на предсказательных способностях человека, что освобождает его от ответственности за «плохость» поступка, если он «приведет аргументы в пользу его недопустимости». предвидя» негативные последствия. [5]
Иммануил Кант приводит аналогичный аргумент против консеквенциализма в случае расследования убийства. В примере задается вопрос, правильно ли было бы дать ложные показания допрашивающему убийцу, чтобы увести человека в сторону от предполагаемой жертвы. » он утверждает, В своей книге «О предполагаемом праве лгать из доброжелательных побуждений что ложь из «благожелательных мотивов», в данном случае мотив максимизировать хорошие последствия путем защиты намеченной жертвы, должна затем возложить на лжеца ответственность за последствия поступка. Например, возможно, что расследование убийства было направлено не туда, где, как предполагалось, предполагаемая жертва, а на самом деле убийство было направлено на предполагаемую жертву. [53] То, что такой поступок аморален, отражает возражение Анскомба Сиджвику о том, что его консеквенциализм проблематично освобождает консеквенциалиста от моральной ответственности, когда консеквенциалист не может предвидеть истинные последствия поступка.
Будущее усиление последствий небольших решений [54] является важным фактором, который затрудняет прогнозирование этической ценности последствий, [55] хотя большинство согласится с тем, что только предсказуемые последствия налагают моральную ответственность . [51]
Бернард Уильямс утверждал, что консеквенциализм отчуждает, поскольку требует от моральных агентов устанавливать слишком большую дистанцию между собой и своими собственными проектами и обязательствами. Уильямс утверждает, что консеквенциализм требует от моральных агентов строго безличного взгляда на все действия, поскольку, как говорят, имеют значение только последствия, а не то, кто их производит. Уильямс утверждает, что это требует слишком многого от моральных агентов, поскольку (по его утверждению) консеквенциализм требует, чтобы они были готовы пожертвовать любыми личными проектами и обязательствами в любых данных обстоятельствах, чтобы следовать наиболее выгодному из возможных вариантов действий. Далее он утверждает, что консеквенциализм не способен понять интуитивное представление о том, что может иметь значение, является ли кто-то лично автором определенного следствия или нет. Например, участие в преступлении может иметь значение, даже если преступление все равно было бы совершено или даже было бы хуже без участия агента. [56]
Некоторые консеквенциалисты, в первую очередь Питер Рейлтон , пытались разработать форму консеквенциализма, которая признает и избегает возражений, выдвинутых Уильямсом. Рейлтон утверждает, что критики Уильямса можно избежать, приняв форму консеквенциализма, в которой моральные решения должны определяться тем типом жизни, который они выражают. По его мнению, агент должен выбрать такой образ жизни, который в целом принесет наилучшие общие результаты. [2]
Известные консеквенциалисты
[ редактировать ]- Р.М. Адамс (1937 г.р.)
- Джонатан Бэрон (1944 г.р.)
- Джереми Бентам (1748–1832)
- Ричард Б. Брандт (1910–1997)
- Джон Дьюи (1857–1952)
- Джулия Драйвер (1961-)
- Милтон Фридман (1912–2006)
- Дэвид Фридман (1945 г.р.)
- Уильям Годвин (1756–1836)
- Р. М. Хэйр (1919–2002)
- Джон Харсаньи (1920–2000)
- Брэд Хукер (1957 г.р.)
- Фрэнсис Хатчесон (1694–1746)
- Шелли Каган (1963 г.р.)
- Никколо Макиавелли (1469–1527)
- Джеймс Милль (1773–1836)
- Джон Стюарт Милль (1806–1873)
- Дж. Э. Мур (1873–1958)
- Кино (470–391 до н.э.)
- Филип Петтит (1945 г.р.)
- Питер Рэйлтон (1950 г.р.)
- Генри Сиджвик (1838–1900)
- Питер Сингер (1946 г.р.)
- Джей Джей Си Смарт (1920–2012)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с « Телеологическая этика ». Энциклопедия философии . через энциклопедию.com . 28 мая 2020 г. Проверено 2 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Шеффлер, Сэмюэл (1988). Консеквенциализм и его критики . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-875073-4 .
- ^ Парфит, Дерек. 2011. О том, что важно . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета
- ^ Jump up to: а б с Зайдель, Кристиан (2018). Консеквенциализм: новые направления, новые проблемы . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 2-3. ISBN 9780190270124 .
- ^ Jump up to: а б Анскомб, GEM (1958). «Современная моральная философия» . Философия . 33 (124): 1–19. дои : 10.1017/S0031819100037943 . S2CID 197875941 .
- ^ Jump up to: а б Даймонд, Кора (1997), Одерберг, Дэвид С.; Лэнг, Жаклин А. (ред.), «Консеквенциализм в современной моральной философии и в «современной моральной философии» » , «Человеческие жизни: критические очерки консеквенциалистской биоэтики» , Лондон: Palgrave Macmillan UK, стр. 13–38, doi : 10.1007/ 978-1-349-25098-1_2 , ISBN 978-1-349-25098-1 , получено 21 марта 2024 г.
- ^ «Телеологическая этика» . Британская энциклопедия . Проверено 5 августа 2020 г.
- ^ Сфр. «Цель оправдывает средства» в Викисловаре.
- ^ « Цель оправдывает средства » . Кембриджский словарь английского языка .
- ^ Миццони, Джон (31 августа 2009 г.). Этика: основы . Джон Уайли и сыновья. п. 97 ф., 104. ISBN 9781405189941 .
- ^ Томас, А. Джин. 2015. « Деонтология, консеквенциализм и моральный реализм ». Минерва 19:1–24. ISSN 1393-614X .
- ^ Леви, Н. (2014). «Ценность сознания» . Журнал исследований сознания . 21 (1–2): 127–138. ПМК 4001209 . ПМИД 24791144 .
- ^ Шеперд, Джошуа. 2018. Сознание и моральный статус . Рутледж. ISBN 9781315396347 . hdl : 20.500.12657/30007 .
- ^ Милль, Джон Стюарт (1998). Утилитаризм . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-875163-2 .
- ^ Д'Суза, Дживан. «Об измерении моральной ценности поступка» . Филос, Китай.
- ^ Уильямс, Бернард . 1993. «Утилитаризм». В Морали . Издательство Кембриджского университета .
- ^ Хукер, Брэд . 2000. Идеальный код, реальный мир . Издательство Оксфордского университета . п. 101.
- ^ Хукер, Брэд (30 января 2003 г.). Идеальный код, реальный мир . Oxford University Press, новое издание 2002 г., задняя обложка. ISBN 978-0-19-925657-0 .
- ^ ДиМо; Сюньцзы; Ди Мо Сюньцзы Фей Хан; Профессор Бертон Уотсон (1967). Основные сочинения Мо Цзы, Сюнь Цзы и Хань Фэй Цзы . Издательство Колумбийского университета. п. 110. ИСБН 978-0-231-02515-7 .
- ^ Jump up to: а б Айвенго, ПиДжей; Ван Норден, Брайан Уильям (2005). Чтения по классической китайской философии . Издательство Хакетт . п. 60. ИСБН 978-0-87220-780-6 .
«Он выступал за форму государственного консеквенциализма, который стремился максимизировать три основных блага: богатство, порядок и население государства.
- ^ Фрейзер, Крис. [2002] 2015. « Мохизм ». Стэнфордская энциклопедия философии под редакцией Э. Н. Залта .
- ^ Jump up to: а б Лоу, Майкл; Шонесси, Эдвард Л. (1999). Кембриджская история Древнего Китая . Издательство Кембриджского университета . п. 761 . ISBN 978-0-521-47030-8 .
- ^ Ван Норден, Брайан В. (2011). Введение в классическую китайскую философию . Издательство Хакетт . п. 52. ИСБН 978-1-60384-468-0 .
- ^ Джей Л. Гарфилд; Уильям Эдельгласс (9 июня 2011 г.). Оксфордский справочник мировой философии . Издательство Оксфордского университета. п. 62. ИСБН 978-0-19-532899-8 .
Блага, служащие критериями нравственности, являются коллективными или общественными, в отличие, например, от индивидуального счастья или благополучия
. - ^ Дин К. Чаттерджи (6 октября 2011 г.). Энциклопедия глобальной справедливости . Спрингер. п. 1170. ИСБН 978-1-4020-9159-9 .
в этом смысле можно интерпретировать политическую философию Сюньцзы как форму государственного утилитаризма или государственного консеквенциализма.
- ^ Хансен, Чад (1994). «Фа (стандарты: законы) и изменения смысла в китайской философии» (PDF) . Философия Востока и Запада . 44 (3): 435–488. дои : 10.2307/1399736 . hdl : 10722/45241 . JSTOR 1399736 . Архивировано (PDF) из оригинала 10 октября 2022 г.
- ^ Сиджвик, Генри (1907). Метод этики . Нью-Йорк: Дувр (1981). ISBN 978-0-915145-28-7 . Архивировано из оригинала 9 декабря 2007 года.
- ^ Фишер, Джеймс; Даудвен, Брэдли. «Этика» . Интернет-энциклопедия философии .
- ^ Моран, Габриэль (2006). «Христианская религия и национальные интересы» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 6 июля 2006 г. [ ненадежный источник? ]
- ^ Jump up to: а б с Синнотт-Армстронг, Уолтер . [2003] 2019. « Консеквенциализм ». Стэнфордская энциклопедия философии под редакцией Э. Н. Залты . (изд. зимы 2015 г.). Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 01 февраля 2019 г.
- ^ Адамс, Р.М. (1976). «Мотив утилитаризма». Журнал философии . 73 (14): 467–81. дои : 10.2307/2025783 . JSTOR 2025783 .
- ^ Хэй, Мэтью; Вуд, Джеффри С.; Стюарт, Эндрю Дж. (01 июля 2016 г.). «Аргументы о скользкой дорожке подразумевают противодействие переменам» (PDF) . Память и познание . 44 (5): 819–836. дои : 10.3758/s13421-016-0596-9 . ISSN 0090-502X . ПМИД 26886759 . S2CID 25691758 . Архивировано (PDF) из оригинала 19 июля 2018 г.
- ^ Поппер, Карл . 1945. Открытое общество и его враги 1. Рутледж . стр. 284–85.
- ^ Jump up to: а б с Тиммерман, Трэвис; Коэн, Ишай (2020). Актуализм и поссибилизм в этике . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
- ^ Коэн, Ишай; Тиммерман, Трэвис (2016). «Актуализм имеет проблемы с контролем» . Журнал этики и социальной философии . 10 (3): 1–18. дои : 10.26556/jesp.v10i3.104 .
- ^ Jump up to: а б Тиммерман, Трэвис; Свенсон, Филип (2019). «Как быть реалистом и обвинять людей» . Оксфордские исследования в области агентности и ответственности . 6 : 216–240. дои : 10.1093/oso/9780198845539.003.0009 . ISBN 9780198845539 .
- ^ Джексон, Фрэнк; Парджеттер, Роберт (1986). «Должны, варианты и актуализм» . Философский обзор . 95 (2): 233–255. дои : 10.2307/2185591 . JSTOR 2185591 .
- ^ Jump up to: а б Портмор, Дуглас В. (2019). «5. Рационалистический максимализм». Выбираем лучшее: возможности и возможности . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Гольдман, Холли С. (1976). «Устаревшая правота и моральное несовершенство» . Философский обзор . 85 (4): 449–487. дои : 10.2307/2184275 . JSTOR 2184275 .
- ^ Портмор, Дуглас В. (2019). «3. Каков соответствующий вид контроля?». Выбираем лучшее: возможности и возможности . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Конюшни, Эндрю (2016). «Ответственность за пределами рациональности: аргументы в пользу ризоматического консеквенциализма». Международный журнал детской духовности . 9 (2): 219–225. дои : 10.1080/1364436042000234404 . S2CID 214650271 .
- ^ Маки, Дж.Л. (1990) [1977]. Этика: выявление правильного и неправильного . Лондон: Пингвин. ISBN 978-0-14-013558-9 .
- ^ Бентам, Джереми (1996). Введение в принципы морального законодательства . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-820516-6 . Архивировано из оригинала 5 января 2008 года.
- ^ Певец, Питер (2002). Хельга Кузе (ред.). Неосвящающая человеческая жизнь . Оксфорд: Блэквелл. ISBN 978-0-631-22507-2 .
- ^ Симмонс, HJ 1986. « Количественная оценка счастья в утилитаризме » ( докторская диссертация ). Гамильтон, Онтарио: Университет Макмастера .
- ^ Ауди, Роберт . 2007. «Может ли утилитаризм быть распределительным? Максимизация и распределение как критерии управленческих решений». Ежеквартальный журнал деловой этики 17 (4): 593–611.
- ^ Кинг, Иэн . 2008. Как принимать правильные решения и всегда быть правыми: решение загадки добра и зла , Лондон: Континуум . [ нужна страница ]
- ^ Чендлер Бретт (16 июля 2014 г.). «24 и философия» . Блэквелл . Проверено 27 декабря 2019 г.
- ^ Фреззо, Эльдо (25 октября 2018 г.). Медицинская этика: Справочное руководство . Рутледж. п. 5. ISBN 978-1138581074 .
- ^ Цукерман, Фил (10 сентября 2019 г.). Что значит быть нравственным . Контрапункт. п. 21. ISBN 978-1640092747 .
- ^ Jump up to: а б Зибек, Мор . 2018. «Возвращаясь к этике ответственности Макса Вебера». Перспективы этики 12. с. 67.
- ^ Первоначально речь в Мюнхенском университете, 1918 г. Опубликовано как «Политика как профессия» (Мюнхен: Duncker & Humblodt, 1919). Позже у Макса Вебера, Сборник политических сочинений (Мюнхен, 1921), 396–450. На английском языке: Х. Х. Герт и К. Райт Миллс, пер. и ред., Макс Вебер: Очерки социологии (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1946), 77–128.
- ^ Кант, I .: 1898, «О предполагаемом праве лгать из доброжелательных побуждений», В: Т.К. Эбботт (пер.), «Критика практического разума Канта и другие работы по теории этики». Лондон: Лонгманс, Грин и Ко.
- ^ Грегерсен, Хэл Б. и Ли Сэйлер. 1993. "Теория хаоса и ее последствия для исследований в области социальных наук". Человеческие отношения 46(7):777–802. два : 10.1177/001872679304600701 . Абстрактный .
- ^ Ленман, Джеймс . 2000. « Последовательность и невежество ». Философия и связи с общественностью 29 (4): 342–70.
- ^ Смарт, JJC и Бернард Уильямс . 1973. Утилитаризм: за и против . Издательство Кембриджского университета . стр. 98 и далее.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дарвалл, Стивен, изд. (2002). Консеквенциализм . Оксфорд: Блэквелл. ISBN 978-0-631-23108-0 .
- Гудман, Чарльз (2009). Последствия сострадания: интерпретация и защита буддийской этики . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-537519-0 .
- Хондерих, Тед (октябрь 1996 г.). «Консеквенциализм, мораль беспокойства и эгоизма» . Философия . 71 (278): 499-520. дои : 10.1017/S0031819100053432 . S2CID 146267944 . Проверено 18 сентября 2023 г.
- Портмор, Дуглас В. (2011). Консеквенциализм здравого смысла: в котором мораль встречается с рациональностью . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-979453-9 .
- Прайс, Терри (2008). «Консеквенциализм» . В Хамови, Рональд (ред.). Энциклопедия либертарианства . Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE ; Институт Катона . стр. 91–93. дои : 10.4135/9781412965811.n60 . ISBN 978-1-4129-6580-4 . LCCN 2008009151 . OCLC 750831024 .
- Шеффлер, Сэмюэл (1994). Отказ от консеквенциализма: философское исследование соображений, лежащих в основе конкурирующих моральных концепций . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-823511-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Консеквенциализм» . Интернет-энциклопедия философии .
- Синнотт-Армстронг, Уолтер. «Консеквенциализм» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Хукер, Брэд. «Правило консеквенциализма» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Техасский университет. Развернутая этика – консеквенциализм