Крид
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на арабском языке . (Июль 2024 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Часть серии о Крид |
---|
Включая:
|
Часть серии о |
ислам |
---|
Акида ( арабский : عَقِيدَة , латинизированный : ʿaqīdah , IPA: [ʕɑˈqiːdæ] , мн. عَقَائِد , ʿaqāʾid , [ʕɑˈqɑːʔɪd] ) — исламский термин арабского происхождения, который буквально означает « вероучение ». [1] Его также называют исламским вероучением или исламской теологией . [2] [3]
Акида выходит за рамки краткого изложения веры и не может быть частью религиозного наставления обычного мусульманина. [4] Он отличается от имана тем, что «берет аспекты имана и расширяет их до уровня детализации», часто используя «человеческую интерпретацию или источники». [5] Кроме того, в отличие от имана , слово акида прямо не упоминается в Коране .
Существует множество школ исламской теологии, выражающих различную акыду . Однако этот термин нашел широкое техническое применение в исламской теологии и представляет собой отрасль исламских исследований, описывающую верования ислама.
Этимология
[ редактировать ]Акида происходит от семитского корня ʿ-qd , что означает «связывать; завязывать». [6] («Акида» используется не только как выражение школы исламского богословия или системы убеждений, но и как еще одно слово для обозначения «теологии» в исламе, например: «Теология (акида) охватывает все верования и системы убеждений мусульман, включая сектантские разногласия и спорные моменты»). [7]
Введение
[ редактировать ]По словам мусульманского ученого Сирила Гласса, «систематические изложения убеждений стали необходимы с самого начала [истории] ислама, сначала для опровержения ересей, а затем для различения точек зрения и представления их как расхождений между богословскими школами. или мнение возросло». [8]
«Первый» символ веры, написанный как «краткий ответ на актуальные ереси того времени», известен как Фикх Акбар и приписывается Абу Ханифе . [8] [9] Двумя вероучениями были Фикх Акбар II. [ нужна ссылка ] «представитель» ашаритов и Фикх Акбар III , «представитель» шафиитов . [8] У Аль-Газали также была акида . [8] Эти вероучения были более подробными, чем описанные ниже.
По словам Малкольма Кларка, хотя ислам «не является религией вероучения», он создал несколько подробных вероучений, «некоторые из которых содержат 100 или более утверждений о убеждениях», которые суммируют «теологическую позицию конкретного ученого или школы». [10]
Шесть статей веры
[ редактировать ]Шесть догматов веры или убеждений (Аркан аль-Иман), заимствованных из Корана и Сунны , [11] принимаются всеми мусульманами. Хотя существуют различия между шиитским и суннитским исламом и другими школами или сектами по таким вопросам, как атрибуты Бога или предназначение ангелов, шесть статей не оспариваются.
Шесть суннитских догматов веры:
- Вера в Бога и таухид
- Вера в ангелов
- Вера в исламские священные книги [12]
- Вера в пророков и посланников
- Вера в Страшный суд и воскресение
- Вера в предопределение
Первые пять основаны на нескольких коранических убеждениях:
- ...праведен тот, кто верует в Бога и Последний День, и в ангелов, и в писание, и в пророков (2:177)
- ...верующий верит в Бога, Его ангелов, Его писания и Его посланников (2:285)
- Тот, кто не верит в Бога, Его ангелов, Его писания, Его посланников и Последний день, поистине заблудился (4:136).
- Кто враг Бога, Его Ангелов, Его Посланников, Гавриила и Михаила! Тогда, о чудо! Бог — враг неверующим (2:98)
Шестой пункт вошел в символ веры из-за первых богословских разногласий в исламе. Хотя это не связано с суннитско-шиитским спором о преемственности, большинство шиитов-двунадесятников подчеркивают не безграничную власть Бога (кадар), а, скорее, Его безграничную справедливость ( адль ) как шестой пункт веры - это не означает, что сунниты отрицают Его справедливость, или шииты отрицают Его власть, просто акценты в другом. [ нужна ссылка ]
С точки зрения суннитов и шиитов, наличие имана буквально означает веру в шесть статей. [ нужна ссылка ]
Таухид
[ редактировать ]Часть серии об Исламе. |
Аллах ( Бог в исламе ) |
---|
Исламский портал • Категория |
Таухид («доктрина Единства») является самой фундаментальной концепцией религии и утверждает, что Аллах (арабское слово, обозначающее Бога) един ( ахад ), уникален ( вахид ) и единственное существо, достойное поклонения. Коран учит существованию единой и абсолютной истины, превосходящей мир, — уникального, независимого и неделимого существа, независимого от всего творения. [13] Бог, согласно исламу, является универсальным Богом, а не местным, племенным или приходским, и является абсолютом, объединяющим все позитивные ценности. [14] [15]
Вера
[ редактировать ]Иман в исламской теологии обозначает веру верующего в метафизические аспекты ислама . [16] [17] Его самое простое определение — это вера в шесть догматов веры , известных как аркан аль-иман .
Хадис от Гавриила
[ редактировать ]Хадис Габриэля включает в себя пять столпов ислама ( таухид , намаз , саум , закят , хадж ) в ответ на вопрос: «О посланник Бога, что такое ислам?» Этот хадис иногда называют «истинно первым и самым фундаментальным вероучением». [8]
Салат
[ редактировать ]Салат – это акт поклонения. Салат означает обращение к Господу, Который создал и дал жизнь поклоняющемуся в Исламе. Этот призыв побуждает человека подчиниться воле звонящего, подчиняясь своему Богу. Это один из пяти столпов ислама. Ислам дает уступку при условии, если трудно совершать намаз формальными способами. Люди, которым физически тяжело, могут совершать намаз так, как им удобно. Для совершения действительного намаза мусульмане должны находиться в состоянии ритуальной чистоты, которая в основном достигается посредством ритуального омовения (вуду) в соответствии с предписанными процедурами. Салат состоит из «стояния» (киям) с намерением воззвать к Богу, поклона на коленях (руку), что означает готовность повиноваться, земного поклона (саджда), желающего подчинить волю поклоняющегося воле Бога, а затем сидения (ташхуд), утверждая доказательства единства Бог и окончательность Божьего апостола (Наби).
Приглашать
[ редактировать ]В терминологии исламского права саум означает воздержание от еды, питья (включая воду) и половых контактов от рассвета до заката. Соблюдение саума во время священного месяца Рамадан является одним из пяти столпов ислама , но не ограничивается этим месяцем.
Закят
[ редактировать ]Закят — это практика благотворительной помощи мусульман, основанная на накопленном богатстве, и она обязательна для всех, кто может это сделать. Считается, что мусульмане обязаны облегчить экономические трудности других и устранить неравенство.
Хадж
[ редактировать ]Хадж — это исламское паломничество в Мекку и крупнейшее ежегодное собрание мусульман в мире. Это один из пяти столпов ислама и религиозный долг, который должен выполнять каждый трудоспособный мусульманин, который может себе позволить сделать это хотя бы один раз в жизни.
Другие принципы
[ редактировать ]Часть серии о |
Ислам и Иман |
---|
Частные лица |
Группы |
|
Условия |
|
Кроме того, некоторые мусульмане включают джихад и призыв как часть акыды .
Джихад
[ редактировать ]Джихад (бороться) буквально означает прилагать усилия, бороться, трудиться, концентрироваться, усердно работать, добиваться результатов. Его можно использовать для обозначения тех, кто физически, умственно или экономически служит на пути Бога. [18] В религиозном контексте это борьба с неверием и несправедливостью с использованием любых возможных средств для установления, распространения и защиты веры и ее принципов на индивидуалистическом и общественном уровнях.
Дава
[ редактировать ]Да’ва («приглашение») означает проповедь ислама. Призыв буквально означает «вызов по вызову» или «приглашение», являясь активным причастием глагола, означающего по-разному «вызывать» или «приглашать». Мусульманина, который практикует призыв, либо в качестве религиозного деятеля, либо в качестве волонтера, называют даи (داعي множественное число дуа, ген: дуат دعاة).
Таким образом, даи — это человек, который предлагает людям понять ислам посредством диалога, что мало чем отличается от исламского эквивалента миссионера, приглашающего людей к вере, молитве и образу исламской жизни.
Эсхатология
[ редактировать ]Эсхатология буквально понимается как последние вещи или высшие вещи, а в мусульманском богословии эсхатология относится к концу этого мира и к тому, что произойдет в следующем мире или в будущей жизни. Эсхатология охватывает смерть человека, его души после телесной смерти, полное разрушение этого мира, воскресение людей, Страшный суд человеческих дел Богом после воскресения, а также награды и наказания верующих и неверующих. верующие соответственно. Места для верующих в загробной жизни известны как Рай , а для неверующих – как Ад .
Школы теологии
[ редактировать ]Суннитская мусульманская теология – это теология и интерпретация вероучения ( акида ), происходящая из Корана и хадисов . Содержание мусульманской теологии можно разделить на собственно теологию, такую как теодицея , эсхатология , антропология , апофатическая теология и сравнительное религиоведение . В истории суннитского богословия среди мусульман существовали богословские школы, демонстрировавшие как сходство, так и различия друг с другом в отношении верований. [19]
Традиционные школы
[ редактировать ]Калам
[ редактировать ]Калам — это «исламская схоластическая теология», направленная на поиск теологических принципов посредством диалектики . На арабском языке это слово буквально означает «речь/слова». Ученого калама называют мутакаллимом ( мусульманский богослов; множественное число мутакаллимун ). Существует множество школ Калама, основными из которых являются школы ашаритов и матуридистов в суннитском исламе , а также мутазилиты (которые не являются суннитами). [20] [21] Традиционалистская теология отвергает использование калама, считая человеческий разум греховным в невидимых вещах. [22]
Мутазили
[ редактировать ]Мутазилиты — неортодоксальная школа. Что касается отношений между людьми и их создателем, мутазилы ставят свободную волю человека выше предопределения. Они также свели божественные атрибуты к божественной сущности. Все традиционные суннитские исламские богословские школы считают мутазилитов еретиками. [23]
Ашарис
[ редактировать ]Одноименным основателем этой школы является Абу аль-Хасан аль-Ашари , один из первых, кто учился у мутазилитов, но затем покинул их. Затем, ближе к концу своей жизни, он стал атари. [24] [25] Это был исторический враг школы мутазилитов, «рационалистов» с точки зрения спекулятивной теологии. [26]
В отношении экзегетических вопросов и традиционалистских идей ашаризм отдает предпочтение разуму, а не доказательствам. [27] То, что Бог делает или приказывает – как показано в Коране и хадисах – справедливо по определению. То, что Он запрещает, несправедливо по определению. Правильное и неправильное – это объективная реальность. [28] Коран по своей сути является нетварным словом Бога, однако он создается , а затем принимает форму букв или звука. [29]
Матуридис
[ редактировать ]Матуридизм — суннитская богословская школа, основанная Абу Мансуром аль-Матуриди , занимающая многие позиции, общие с ашаритами, но отличающаяся от них в других. [30] [31] [32] [33] Подобно ашаритскому подходу к стихам Корана, который мог дать антропоморфическую концепцию Бога, они подтверждали Его трансцендентность, понимая эти выражения в обычных переносных значениях, которые они получили в арабском языке.
Матуридизм утверждает, что люди — существа, наделенные разумом, который отличает их от животных. Далее, отношения между людьми и Богом отличаются от отношений между природой и Богом; люди наделены свободой воли , но благодаря суверенитету Бога Бог творит действия, которые выбирают люди, чтобы люди могли их совершать. Этику можно понять только разумом, и она не нуждается в пророческом руководстве. Матуриди также считал хадисы ненадежными, если они противоречат разуму. [34] Однако человеческий разум сам по себе не мог постичь всей истины, поэтому он нуждается в откровении относительно таинственных дел. Далее, матуридизм выступает против антропоморфизма и подобия, одновременно не отрицая божественных атрибутов. Их следует либо интерпретировать в свете Таухида , либо оставлять без внимания. [35]
Теология воздействия
[ редактировать ]Для теологии Атари очевидный смысл Корана и особенно пророческих традиций имеет высший приоритет в вопросах веры, а также права, и участие в рациональных диспутах без текстовых доказательств абсолютно запрещено. [36] Атари занимаются амодальным чтением Корана, в отличие от та'виля (метафорической интерпретации). Они не пытаются рационально концептуализировать значения Корана и считают, что истинные значения должны быть переданы только Богу ( тафвид ). [37] Эта теология была взята из толкования Корана и высказываний ранних мусульман и позже систематизирована рядом ученых, включая Ахмада ибн Ханбала и Ибн Кудаму . [38] [39]
Шиитские верования и практики
[ редактировать ]Мусульмане-шииты отличаются от других: они считают, что существует пять догматов веры. Подобно суннитам, шииты не верят в полное предопределение или полную свободу воли. Они верят, что в жизни человека есть как свободная воля, так и предопределение.
Корни двунадесятников шиитской религии (Усул ад-Дин)
[ редактировать ]- Таухид : Единство Бога.
- Это : Справедливость Божья.
- Нубувва (Пророчество): Бог назначил совершенных и непогрешимых пророков и посланников, чтобы обучать человечество религии (т.е. совершенной системе того, как жить в «мире»).
- Имамат : (Лидерство): Бог назначил конкретных лидеров, чтобы вести и направлять человечество — пророк назначает хранителя религии перед своей кончиной.
- Страшный суд : Бог воскресит человечество на Суд
Исмаилитские шиитские верования
[ редактировать ]Ветвь ислама, известная как исмаилизм, является второй по величине шиитской общиной. Они соблюдают следующие дополнительные принципы:
- Вера в Имамат
- Вера в пророков и посланников
- Убеждения о Страшном суде
Литература, относящаяся к вероисповеданию
[ редактировать ]Многие мусульманские учёные написали исламские вероучения или отдельные аспекты акыды . В следующем списке представлены некоторые из наиболее известных вероучений.
суннитская литература
[ редактировать ]- Мухтасар Шуаб аль-Иман или «77 ветвей веры» имама аль-Байхаки.
- Аль-Фикх Аль-Акбар Имама Абу Ханифы
- аль-Акида ат-Тахавийя («Основы исламского вероучения ат-Тахави Это было принято почти всеми суннитами ( атаритами , ашаритами и матуридисами ). »). — Кари , аль-Майдани , ибн Аби аль-Изз и Абд аль-Азиз ибн Баз .
- Ас-Сунна имама Ахмада ибн Ханбала
- Аль-Иман от Аль-Адни
- Ас-Сунна Имама Абу Дауда
- Сарихус Сунна имама ат -Табари
- Ас-Сунна имама ат-Табарани
- Акида Салафит Ахль аль-Хадис аль-Сабуни
- И'тикад Ахль аль-Сунна валь Джама, автор Имам Лалкай Хибатулла
- Ас-Сунна Насра аль-Марвази
- Аш-Шариат аль-Аджурри
- Аль-Иман Ибн Манда
- Ад – История Язиба итикадуху, написанная Имамом Ибн Хазмом
- Китаб ат-Таухид Имама Ибн Раджаба
- Аль-Акида ан-Насафия, автор Имам Наджм ад-Дин Умар ан-Насафи
- Аби Заид аль-Кайроа, автор Аби Заид аль-Кайроа
- Аль-Итикад Аль -Байхаки
- Аль-Акида аль-Васития (« Кредо Васита ») Ибн Таймийи .
- Шарх как Сунна или Объяснение Сунны аль- Хасана ибн Али аль-Барбахари . Перечисляет около 170 пунктов, касающихся основ акиды .
- Хальк Афал аль-Ибад («Сотворение деяний слуг») Мухаммада аль-Бухари . Он отражает мнение ранних ученых ( салафов ), но не охватывает все темы.
- Лумат аль-Итикад Ибн Кудамы . Подробно описывает кредо первых имамов мусульман-суннитов и одно из ключевых произведений веры Атари .
- аль-Улув аль -Захаби . Подробно излагаются мнения ранних ученых по вопросам веры.
- Ибана ан усулид дияна Абу аль-Хасана аль-Ашари .
- Рисала аль-Кудсийя («Иерусалимский тракт») аль-Газали , где обсуждаются правила веры.
- Саад ад-Дин ат-Тафтазани о вероучении Абу Хафса Умара ан-Насафи
Шиитская литература
[ редактировать ]- Шиитский ислам Мухаммад Хусейн Табатабаи : перевод Хосейна Насра ; (также перепечатано под названием «Шииты».)»
- Корень и ветви веры Макбул Хусейн Рахим
- Учения, мысли и духовность шиизма Хоссейна Насра
Галерея
[ редактировать ]- Боснийская «Книга науки поведения» перечисляет 54 религиозных обязанности, о которых каждый мусульманин должен знать, во что верить и выполнять. Справочник был опубликован в 1831 году боснийским писателем и поэтом Абдулвахабом Жепчеви .
- «Книга мудрости», основанная на исламском богословии Ходжи Ахмета Яссави (умер в 1166 г.)
- «Защиты передачи» Убайд Аллаха ибн Масуда ибн Махмуда ибн Ахмада аль-Махбуби (умер в 1346 г.)
См. также
[ редактировать ]- Арш
- Ересь
- Современная исламская философия
- Глоссарий ислама
- Вера (Ислам)
- Указатель статей по исламу
- Исламская эсхатология
- Исламские школы и филиалы
- Исламоведение
- Куфр
- Мазхаб
- Очерк ислама
- Школы исламского богословия
- Степень
- Шиитско-суннитские отношения
- Шиитский полумесяц
- Ширк (ислам)
- Наследование Мухаммеда
- Сунна
- Суфийско-салафитские отношения
- Таухид
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Абдель-Халим, MAS (2008). «Часть I: Исторические перспективы – Коран и хадисы» . Зимой , Тимоти (ред.). Кембриджский справочник классической исламской теологии . Кембридж : Издательство Кембриджского университета . стр. 19–32. дои : 10.1017/CCOL9780521780582.002 . ISBN 9781139001816 .
- ^ Буанг, Саеда; Чу, Филлис Гим-Лиан (9 мая 2014 г.). Мусульманское образование в 21 веке: азиатские перспективы . Рутледж. п. 97. ИСБН 978-1-317-81500-6 . Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ Аббас, Тахир (22 января 2007 г.). Исламский политический радикализм: европейская перспектива . Издательство Эдинбургского университета. п. 257. ИСБН 978-0-7486-3086-8 . Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ Гийом, Альфред (1978) [1954]. Ислам . Пингвин. п. 134.
- ^ ФАРУХ, МОХАММАД ОМАР (6 февраля 2020 г.). «Давайте довольствоваться иманом, а не акидой» . Исламизм . Проверено 26 июня 2022 г.
- ^ и, следовательно, глагол класса VIII iʿtaqada «твердо верить», отглагольное существительное iʿtiqād «вера, вера, доверие, уверенность, убеждение; вера, доктрина», причастие muʿtaqad «вера, доктрина, догма, убеждение, вера, мнение». (Источник: Вер, Ганс, «عقد» в: Дж. Милтон Коуэн (ред.), Словарь современного письменного арабского языка , 4-е издание (1979)).
- ^ «Богословие (Акида)» . Мадинский институт . Архивировано из оригинала 14 августа 2021 года . Проверено 12 августа 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Глассе, Сирил (2001). Новая энциклопедия ислама (пересмотренная ред.). Издательство Rowman & Littlefield. п. 105.
- ^ Абу Ханифа ан-Нуман. «Аль-Фикх Аль-Акбар» (PDF) . aicp.org . Проверено 14 марта 2014 г.
- ^ Кларк, Малькольм (2003). «4. Во что верят мусульмане. Отвергая формальные вероучения». Ислам для дураков . Уайли.
- ^ Джоэл Беверслейс, изд. (2011). Справочник по религиям мира: Межконфессиональное руководство по религии и духовности . Новая Всемирная библиотека. стр. 68–9. ISBN 9781577313328 .
- ^ «Коран» . Коран . авторы Иман Мохаммад Каши, Уве Хидеки Матцен и Online Quran Project.
{{cite web}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Винсент Дж. Корнелл, Энциклопедия религии, том 5, стр. 3561-3562.
- ^ Асма Барлас (2002), с. 97.
- ^ Ваххаб, Абдул Аль. «Глава 4, Страх перед ширком». Китаб аль-Таухид . Даруссалам.
- ^ Фарахи, Маджмуа Тафасир, 2-е изд. (Фонд Фаран, 1998), 347.
- ^ Фредерик М. Денни, Введение в ислам, 3-е изд., стр. 405
- ^ Халид Махмуд Шейх
- ^ Ресурсы исламских исследований, BAHISEEN [Исламские исследования]. «Основные ресурсы» . Архивировано из оригинала 26 февраля 2021 г.
- ^ Фрэнк, Дэниел Х.; Лиман, Оливер; Х, Фрэнк Дэниел (11 сентября 2003 г.). Кембриджский компаньон средневековой еврейской философии . Издательство Кембриджского университета. п. 72. ИСБН 978-0-521-65574-3 . Проверено 10 августа 2022 г.
- ^ Джеффри Р. Халверсон (2010). Теология и вера в суннитском исламе: Братья-мусульмане, ашаризм и политический суннизм . Пэлгрейв Макмиллан . п. 20. ISBN 9780230106581 .
- ↑ Хади Энайат Ислам и секуляризм в постколониальной мысли: картография асадийских генеалогий Springer, 30.06.2017 ISBN 9783319526119 стр.48
- ^ Надер Эль-Бизри , «Бог: сущность и атрибуты», в «Кембриджском справочнике по классической исламской теологии» , изд. Тим Винтер (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2008), стр. 121–140.
- ^ AC Грейлинг (2019). История философии . Пингвин Великобритания . п. 390. ИСБН 9780241980866 .
).
- ^ Джеффри Т. Кенни; Эбрагим Муса , ред. (2013). Ислам в современном мире . Рутледж . п. 103. ИСБН 9781135007959 .
- ^ Хамид Дабаши (2012). Шиизм: религия протеста . Издательство Гарвардского университета . п. 338. ИСБН 9780674262911 .
- ^ Эд. Эспозито Оксфордская история ислама Oxford University Press, 1999 г. ISBN 9780195107999 с. 280
- ^ Браун, Джонатан AC (2014) Неверное цитирование Мухаммеда: вызов и выбор интерпретации наследия Пророка. Публикации Oneworld ISBN 978-1780744209 с. 53
- ^ Сирил Глассе, Хьюстон Смит Новая энциклопедия ислама Роуман Альтамира 2003 ISBN 978-0-759-10190-6 стр. 62-3
- ^ Абул Хасан Али Надви (1971). Мохиуддин Ахмад (ред.). Спасители исламского духа, Том 1 . Перевод Мохиуддина Ахмада. Лакнау, Индия : Академия исламских исследований и публикаций. п. 98.
Различия между ашаритами и матуридитами были просто незначительными и ограничивались 30-40 вопросами сравнительно меньшей важности.
- ^ Его Королевское Высочество принц Гази бин Мухаммад (2018 г.). Предисловие Его Величества короля Абдаллы II ибн аль-Хусейна (ред.). Путеводитель по исламу для мыслящего человека: Суть ислама в 12 стихах Корана . Издательство Турат. п. 171. ИСБН 9781906949648 .
Большинство суннитов из четырех мадхахибов следуют доктринальным и теологическим школам Ашари и Матуриди. Действительно, доктрины Ашари и Матуриди в основном различаются лишь по нескольким вопросам, большинство из которых, возможно, являются лингвистическими придирками, так что эти две богословские школы по сути представляют собой одну традицию.
- ^ Фицрой Моррисси (2021). Краткая история исламской мысли . Издательство Оксфордского университета . п. 68. ИСБН 9780197522011 .
Там, в городе, известном своим религиозным разнообразием, он продолжил старую традицию калама как аргументированной полемики: его сочинения содержат опровержения иудеев, христиан и дуалистов-манихеев и зороастрийцев, а также мутазилитов, шиитов. и другие ошибочные исламские секты. Против этих различных оппонентов аль-Матуриди отстаивал доктрины, которые по сути были близки к доктринам аль-Ашари.
- ^ «Являются ли сунниты в Иордании ашаритами?» . aliftaa.jo (на арабском языке). Департамент Генерального Ифтаа Иорданского Хашимитского Королевства . Архивировано из оригинала 4 июля 2015 года.
Ашариты составляют большинство суннитов и общину маликитов и шафиитов, а что касается ханафитов, то это матуриди, которые следуют за Абу Мансуром аль-Матуриди (333 г. хиджры). и разногласия между ними и ашаритами ограничены.
- ^ Рико Айзекс, Алессандро Фригерио, теоретизирующий политику Центральной Азии: государство, идеология и власть, Спрингер, 2018 г. ISBN 9783319973555 с. 108
- ^ Мохаммад Шариф Хан, Мохаммад Анвар Салим, издательство «Мусульманская философия и философы PH», 1994 ISBN 9788170246237 с. 30
- ^ Джеффри Р. Халверсон, Теология и вера в суннитском исламе. ISBN 0230106587 , стр. 36.
- ^ Джеффри Р. Халверсон, Теология и вера в суннитском исламе. ISBN 0230106587 , стр. 36–37.
- ^ Ахмад, Устада Шазия (29 марта 2022 г.). «Какой школе мысли мне следует следовать в Акиде?» . Руководство для ищущих . Проверено 26 июня 2022 г.
- ^ Абрамов, Биньямин (2016) [2014]. «Часть I: Исламское богословие в период формирования и раннего Среднего периода - библейское и традиционалистское богословие» . В Шмидтке, Сабина (ред.). Оксфордский справочник по исламской теологии . Оксфорд и Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . стр. 263–279. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199696703.013.025 . ISBN 9780199696703 . LCCN 2016935488 .