Добродетельный язычник
Добродетельный язычник — понятие в христианском богословии , касающееся судьбы необразованных — вопроса неверующих , которые никогда не были евангелизированы и, следовательно, при жизни не имели возможности признать Христа , но, тем не менее, вели добродетельную жизнь, так что казалось предосудительным считать их проклятый . Яркими примерами добродетельных язычников являются Гераклит , Парменид , Сократ , Платон , Аристотель , Цицерон , Траян и Вергилий .
Христианская доктринальная формулировка этой концепции, хотя и не является общепринятой, известна как « анонимный христианин » в богословии Карла Ранера , что аналогично учению герим тошавим в иудаизме и ханифов в исламе . [1]
Библейские и богословские основы
[ редактировать ]В Библии законом апостол Павел учит, что совесть язычников будет судима, даже если они не могут обладать Божьим . [2] Павел пишет:
12 Ибо те, кто согрешил без закона, без закона и погибнет; и те, кто согрешил в законе, по закону будут судимы; 13 (Ибо не слушатели закона праведны перед Богом, но исполнители закона будут оправданы. 14 Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то они, не имея закона, сами себе закон: 15 Которые показывают дело закона, написанное в сердцах их, о чем свидетельствует совесть их, и мысли их, обвиняющие или оправдывающие друг друга;) 16 В тот день, когда Бог будет судить тайны людей через Иисуса Христа, согласно моему Евангелию. Римлянам 2:12–16.
Известно, что некоторые отцы церкви , хотя и поощряют евангелизацию неверующих, придерживаются более широкого взгляда на участие нехристиан в божественной мудрости. В главе 46 своей «Первой апологии » Юстин Мартир зашел так далеко, что объявил всех логосом вдохновленных язычников, , христианами, даже тех, кто придерживался нетеистической философии:
Нас учили, что Христос — Первенец Божий, и выше мы предположили, что Он — логос, причастниками которого были все расы мужчин и женщин. И те, кто жил с логосом, являются христианами, хотя их и считали атеистами; как у греков Сократ и Гераклит и подобные им люди». [3]
Фрэнсис А. Салливан считает, что ранние христианские писатели «не препятствовали добродетельным язычникам в возможном достижении спасения», но он «согласен, что вполне возможно, что отцы-отцы, если бы их спросили напрямую, возможно, отрицали бы, что язычники и евреи могли стать причастниками вечной жизни». [4]
В литературе и культуре
[ редактировать ]Данте Алигьери в своей «Божественной комедии ряд добродетельных язычников » помещает в первый круг Ада (аналог Лимба ) , в том числе Гомера , Горация , Овидия и Лукана . Любопытно, что мусульманский чемпион Саладин также причисляется к числу добродетельных нехристиан из-за его репутации рыцаря, несмотря на преобладающее среди христиан мнение, что мусульмане были раскольническими приверженцами еретической христологии ; тогда как сам Мухаммед был отправлен в девятый ров восьмого круга ада , предназначенный для раскольников. Тем временем Данте поместил языческого императора Траяна в рай и Катона Младшего самоубийцу вместе со Статием в чистилище , а Вергилия, поэзия которого считалась пророчеством христианской эпохи, он отправил в Лимбо. Ясно, что эти изображения отражают импрессионистические оценки Данте истинного характера каждой фигуры, а не применение доктринальной строгости к их случаям.
«Добродетельное язычество» стало актуальным для романтизма с его интересом к североевропейской мифологии или энтузиазмом по поводу вновь открытого языческого этоса исландских саг . Том Шиппи утверждает, что художественная литература Дж. Р. Р. Толкина в значительной степени основана на такой концепции добродетельного язычества :
Толкин был «весьма встревожен [Армагеддоном , в котором побеждает не та сторона ( Рагнарек )]: он видел, что идеал, который он представлял, может быть использован любой стороной, как это действительно было в преднамеренном культивировании Götterdämmerung нацистским . руководством в течение нескольких лет» же создало образ героической добродетели, которая могла существовать и которой можно было восхищаться вне . христианских рамок Тем не менее, оно все Теория мужества «может даже считаться этически превосходящей классическое, если не христианское мировоззрение, поскольку она требует приверженности добродетели без какого-либо предложения длительного вознаграждения ... Он также чувствовал, что древнескандинавская мифология представляет собой модель. за то, что можно было бы назвать «добродетельным язычеством», которое было языческим; по-своему беззаботный». [5]
См. также
[ редактировать ]- Христианство и язычество
- Криптоязычество § В средние века
- Дэниел
- Судьба необученных
- Ханиф
- Девять достойных
- Благородный дикарь
- Оригинальный монотеизм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэвис, Уильям Дэвид; Дэвис, штат Вашингтон; Эллисон, Дейл К. (1997). Матфей: Том 3: 19-28 . А&С Черный. п. 423. ИСБН 9780567085184 .
Скорее, он придерживался позиции, изложенной в Апокалипсисе Седраха: «есть народы, которые не имеют закона, но исполняют закон; они не крещены, но Мой Божественный Дух входит в них, и они обращаются к Моему крещению, и Я принимаю их с Моими праведниками на лоне Авраамовом. [Были раввины, которые учили, что праведные язычники будут спасены: т. Санх . 13,2; б. Санх . 105а. Вспомните также мысли Павла в Рим. 2:14-16: «Язычники, исполняющие закон, написанный в их сердцах, могут иметь добрую совесть в последний день». Однако контекст не учит явно двум судам; и мы не убеждены, что «наименьших» следует отождествлять с христианами (см. ниже). Далее, мы мало сомневаемся перед Матфеем, что сцена касалась всего человечества. В то же время 25:31-46 вполне может подразумевать, что Матфей считал возможным спасение для тех, кто находится вне церкви. Нам вспоминается так называемый «анонимный христианин» Карла Ранера.
- ^ Дарлингтон, Стивен (31 декабря 2018 г.). Pearson Edexcel Религиоведение Уровень A/AS Руководство для студентов: Христианство . Ходдерское образование. ISBN 978-1-5104-3258-1 .
- ^ Мученик Джастин (1997). Барнард, Лесли Уильям (ред.). Первое и второе извинения . Нью-Йорк: Паулист Пресс. ISBN 978-0-8091-0472-7 . , с. 55.
- ^ Канарис, Майкл М. (27 сентября 2016 г.). Фрэнсис А. Салливан, SJ и экклезиологическая герменевтика . стр. 118–119. ISBN 978-90-04-32684-2 – через Google Книги .
- ^ Шиппи, Том. «Толкин и Исландия: Филология зависти». Корни и ветви . стр. 191–192. Архивировано из оригинала 4 марта 2007 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Витто, Синди Л. (1989). «Добродетельный язычник: в среднеанглийской литературе» . Труды Американского философского общества . 79 (5): 1–100. дои : 10.2307/1006545 . JSTOR 1006545 .
- Синди Л. Витто, Добродетельный язычник: в среднеанглийской литературе , DIANE Publishing, 1989, ISBN 978-0-87169-795-0 .
- Ирвин, TH (1999). «Великолепные пороки?». Средневековая философия и теология . 8 (2): 105–27. дои : 10.5840/medievalpt1999825 .