Научное фэнтези
В этой статье слишком много внимания уделяется конкретным примерам . ( март 2024 г. ) |
Фантастика |
---|
СМИ |
Жанровые исследования |
Поджанры |
|
Фэндом |
Категории |
Научное фэнтези — это гибридный жанр внутри спекулятивной фантастики , который одновременно использует или сочетает в себе образы и элементы научной фантастики и фэнтези . [1] В обычном научно-фантастическом рассказе мир представлен как научно логичный, в то время как обычный фэнтезийный рассказ содержит в основном сверхъестественные и художественные элементы, игнорирующие научные законы реального мира. Однако мир научного фэнтези построен так, чтобы быть научно логичным и часто снабжен точными научными объяснениями любых сверхъестественных элементов. [2] [3]
Во время Золотого века научной фантастики научно-фантастические рассказы резко контрастировали с кратким, научно правдоподобным материалом, который стал доминировать в основной научной фантастике, типичным примером которой является журнал Astounding Science Fiction . Хотя научно-фантастические рассказы в то время часто сводились к статусу детского развлечения, их свобода воображения и романтика оказали большое влияние на писателей «новой волны» 1960-х годов, которых раздражали ограничения «Жестких романов». Научная фантастика" . [4]
Исторический взгляд [ править ]
Термин «научная фантастика» был придуман в 1935 году критиком Форрестом Дж. Акерманом как синоним научной фантастики. В 1950-х годах британский журналист Уолтер Жиллингс считал научную фантастику частью научной фантастики, неправдоподобной с точки зрения науки того времени (например, использование ядерного оружия в романе Герберта Уэллса «Установка мира»). «Фри» было научной фантастикой с точки зрения физики Ньютона и произведением научной фантастики с точки зрения теории Эйнштейна). В 1948 году писательница Мэрион Циммер (позже известная как Брэдли) в журнале «Потрясающие истории» назвала «научную фантастику» смесью научной фантастики и фэнтези. Критик Джудит Мерри считала научное фэнтези произведениями фэнтези, в которых магия имеет естественно-научную основу. Критик научной фантастики Джон Клют выбрал более узкий термин «технологическое фэнтези» из более широкого понятия «научная фантастика».Этот ярлык впервые стал широко использоваться после того, как в американском издании было опубликовано множество научно-фантастических рассказов. журналы , такие как Роберта А. Хайнлайна , Magic, Inc. « Л. Рона Хаббарда » Рабы сна и Флетчера Пратта и Л. Спрэга де Кампа серия «Гарольд Ши» . Все они были относительно рационалистическими историями, опубликованными в журнале Джона Кэмпбелла - младшего « Unknown » . Это была преднамеренная попытка применить методы и подходы научной фантастики к традиционным сюжетам фэнтези.
Проводя различие между чистой научной фантастикой и чистым фэнтези, Род Серлинг утверждал, что первая — это «невероятное, ставшее возможным», а второе — «невозможное, ставшее вероятным». [5] Комбинация того и другого, научная фантастика придает налет научного реализма вещам, которые просто не могут произойти в реальном мире ни при каких обстоятельствах. Там, где научная фантастика не допускает существования фантастических или сверхъестественных элементов, научная фантастика явно полагается на них в качестве дополнения к научным элементам.
Объясняя интригу научного фэнтези, Карл Д. Мальмгрен приводит вступление к рассуждениям К.С. Льюиса об эмоциональных потребностях, действующих в этом поджанре: «В противоестественных мирах научного фэнтези воображаемое и реальное, магическое и прозаические, мифические и научные, встречаются и взаимоодушевляют. материал желаний, мечтаний и страха». [2]
Генри Каттнер и К.Л. Мур опубликовали романы в «Потрясающих историях» , поодиночке и вместе, которые были гораздо более романтичными . Они были тесно связаны с работой, которую они и другие выполняли для таких изданий, как Weird Tales , например, рассказы Мура о Northwest Smith . [ нужна ссылка ]
Ace Books опубликовала ряд книг в жанре научного фэнтези в 1950-х и 1960-х годах. [ нужна ссылка ]
Энциклопедия научной фантастики отмечает, что научное фэнтези как жанр «никогда не имело четкого определения» и чаще всего использовалось в период между 1950 и 1966 годами. [6]
Франшизу «Звездный путь» , созданную Джином Родденберри, иногда называют примером научного фэнтези. Писатель Джеймс Ф. Бродерик описывает «Звездный путь» как научное фэнтези, потому что он включает в себя как полуфутуристические, так и сверхъестественные/фэнтезийные элементы, такие как «Q» . [7] По словам покойного писателя-фантаста Артура Кларка , многие пуристы утверждают, что «Звездный путь» — это научная фантастика, а не научная фантастика из-за его маловероятных с научной точки зрения элементов, с которыми он частично согласился. [8]
Статус «Звездных войн» как научно-фантастической франшизы обсуждается. В 2015 году Джордж Лукас заявил, что « Звездные войны — это не научно-фантастический фильм, это фэнтези и космическая опера ». [9] [10]
См. также [ править ]
- Дизельпанк
- Умирающая Земля (жанр)
- Лавкрафтовский ужас
- Новая странность
- Планетарный роман
- Рэйган Готика
- Стимпанк
- Меч и планета
- Технофэнтези
Ссылки [ править ]
- ^ Слюссер, Джордж Эдгар; Рабкин, Эрик С., ред. (1987). Пересечения: фэнтези и научная фантастика . СИУ Пресс. ISBN 978-0-8093-1374-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мальмгрен, Карл Д. (1988). «К определению научной фантастики». Научно-фантастические исследования . 15 (3): 259–281. JSTOR 4239897 .
- ^ Эрик Р. Уильямс, Таксономия сценаристов: совместный подход к творческому рассказыванию историй , стр. 121
- ^ Муркок, Майкл (13 июня 2002 г.). «Королева марсианских загадок: признание Ли Брэкетта» . Фантастический мегаполис . Архивировано из оригинала 18 февраля 2012 года . Проверено 7 июля 2017 г.
- ^ « Беглец ». Сумеречная зона . Сезон 3. Эпизод 25. 9 марта 1962 года. CBS .
- ^ Нуссбаум, Эбигейл (2 апреля 2015 г.). «Научное фэнтези» . Николас, Питер (ред.). Энциклопедия научной фантастики . Проверено 25 мая 2017 г.
- ^ Бродерик, Джеймс Ф. (2006). «Глава шестнадцатая: Фантазия против реальности» . Литературная галактика «Звездного пути: анализ отсылок и тем в телесериалах и фильмах» . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Co., стр. 135–144. ISBN 9780786425716 . OCLC 475148033 .
- ^ Кларк, Артур К. (октябрь 2006 г.). «Сорок лет Звездного пути » . Локус . № 549 (Том 57, № 4) . Проверено 25 мая 2017 г. - с сайта Star Trek: Of Gods and Men. Ссылка на оглавление выпуска .
- ^ «Звездные войны — научная фантастика или фэнтези? Как Джордж Лукас изменил «научную фантастику» » . 15 февраля 2021 г.
- ^ «Звездные войны против научной фантастики» . 16 декабря 2015 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Аттебери, Брайан (2014). «Фантастика». В Лэтэме, Роб (ред.). Оксфордский справочник по научной фантастике . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199838844.013.0011 . ISBN 978-0-19-983884-4 .
- Скоулз, Р. (1987). Кипящие розы: мысли о научной фантастике. Пересечения: научная фантастика и фэнтези . СИУ Пресс. ISBN 9780809313747