Финиция
2500 г. до н.э. [ 1 ] –64 до н.э. | |||||||||||||
![]() Карта региона Финиции в зеленом | |||||||||||||
Капитал | Никто; Доминирующими городами были Сидон , Библос и Шина [ 2 ] | ||||||||||||
Общие языки | Финикийский , Пуник | ||||||||||||
Религия | Ханаанитская религия | ||||||||||||
Демоним (ы) | Финикийский | ||||||||||||
Правительство | Городские государства управляют королями , с различной степенью олигархических или плутократических элементов; Олигархическая Республика в Карфагене после c. 480 г. до н.э. [ 3 ] | ||||||||||||
Основные короли финикийских городов | |||||||||||||
• c. 1800 г. до н.э. | Abishemu I | ||||||||||||
• 969 - 936 до н.э. | Хирам я | ||||||||||||
• 820 - 774 г. до н.э. | Пигмалион шины | ||||||||||||
Историческая эра | Классическая древность | ||||||||||||
• Учредил | 2500 г. до н.э. [ 1 ] | ||||||||||||
969 г. до н.э. | |||||||||||||
• Основан Карфаген (в римских счетах Дидон ) | 814 до н.э. | ||||||||||||
• Помпей побеждает Финисия и остальную часть империи Селевкида | 64 г. до н.э. | ||||||||||||
|
Финиция ( / f / f ɪ / , fi f n iː to ʃ / ) , [ 4 ] или Phœnicia , была древняя семитская талассократическая цивилизация , происходящая в прибрежной полосе Левант -региона восточного Средиземноморья , в основном расположенной в современном Ливане . [ 5 ] [ 6 ] Территория феникийцев расширилась и сократилась на протяжении всей истории, а ядро их культуры простиралась от Арвада в современной Сирии до горы Кармель в современном Израиле . [ 7 ] Помимо своей родины, феникийцы продлились посредством торговли и колонизации по всему Средиземному морю, от Кипра до иберийского полуострова .
Феникийцы непосредственно сменили бронзового века ханаанитов , продолжая свои культурные традиции после снижения большинства основных культур в крахе позднего бронзового века и в железный век без прерывания. Считается, что они идентифицируются как ханааниты и называют свою землю как Ханаан, что указывает на непрерывную культурную и географическую ассоциацию. [ 8 ] Название Финисия - это древнегреческий экзоним , который не соответствовал точно сплоченной культуре или обществу, как это было бы понятно. [ 9 ] Таким образом, разделение между ханаанитами и феникийцами около 1200 г. до н.э. считается современным и искусственным разделением. [ 8 ]
Феникийцы, известные своим мастерством в торговле, мореплавании и навигации, доминировали в коммерции по всей классической древности и разработали обширную морскую торговую сеть, продолжающуюся более тысячелетия. Эта сеть способствовала культурным обменам между крупными колыбелью цивилизации , такими как Греция, Египет и Месопотамия. Феникийцы создали колонии и торговые посты по всему Средиземному морю; Карфаген , поселение на северо -западной Африке, стал крупной цивилизацией самостоятельно в седьмом веке до нашей эры.
Феникийцы были организованы в городских государствах , похожих на те, кто был у древней Греции , из которых наиболее заметными были Тира , Сидон и Библос . [ 10 ] [ 11 ] Каждое городское государство было политически независимым, и нет никаких доказательств, которые феникийцы считали себя единственной национальностью. [ 12 ] В то время как большинство городских государств регулировались какой-либо формой царствования , торговые семьи, вероятно, оказывали влияние через олигархии . После достижения своего зенита в девятом веке до н.э., финикийская цивилизация в восточном Средиземноморье постепенно снижалась из -за внешних влияний и завоеваний. Тем не менее, их присутствие сохранялось в центральном и западном Средиземноморье до разрушения Карфагена в середине секунды до н.э.
Феникийцы давно считались потерянной цивилизацией из-за отсутствия письменных записей коренных народов, и только с середины 20-го века историки и археологи смогли выявить сложную и влиятельную цивилизацию. [ 13 ] Их наиболее известное наследие-самый старый в мире проверенный алфавит , происхождение которого было связано с происхождением иврита с помощью прото-пронайтного сценария , [ 14 ] [ страница необходима ] и который был передан через Средиземноморье и использовался для разработки арабского сценария и греческого алфавита и, в свою очередь, латинских и кириллических алфавитов . [ 15 ] [ 16 ] Феникийцам также приписывают инновации в судостроении, навигации, промышленности, сельском хозяйстве и правительстве. Считается, что их международная торговая сеть способствовала экономической, политической и культурной основе классической западной цивилизации . [ 17 ] [ 18 ]
Этимология
[ редактировать ]Будучи обществом независимых городских государств, у феникийцев, очевидно, не было термина для обозначения земли Финиции в целом; [ 19 ] Вместо этого, демонимы часто получали от имени города, от которого вывел человек (например, сидонский для Сидона , Тириана для шин и т. Д.), Если бы у феникийцев был эндоним, чтобы обозначить землю в целом, некоторые ученые считают, что они бы использовали бы « Ханаан » и, следовательно, называют себя «ханаанитами». [ 20 ] реконструирует надпись датируемой ок . ( человека Крахмалкова медового [ 21 ]
Обелиски в штате Карнак содержат ссылки на «землю фнв », которая является во множественной форме fnḫ , древнеегипетское слово «плотник». Эта «земля плотников», как правило, идентифицируется как Финисия, учитывая, что Фенисия играла центральную роль в торговле пиломатериалами Леванта. [ 22 ] Как экзонивый , Fnḫw был, очевидно, заимствован в греческом языке как φοῖνιξ , phoînix , что означало разнообразно «финикийский человек», « Тирианский пурпурный , малиновый " или " свидальная ладоня ". Гомер использовал его с каждым из этих значений. [ 23 ] Слово уже засвидетельствовано в Микенском греческом линейном B от 2-го тысячелетия до н.э., как По-Ни-Ки-Джо . В этих записях это означает «малиновый» или «пальма» и не обозначает группу людей. [ 24 ] Название Феникийцев , как латинский poenī (прил. Poenicus , позже pūnicus ), происходит от греческого φοινίκη , phiníkē . Poenulus , латинская комедийная пьеса, написанная в начале 2 -го века до нашей эры, по -видимому, сохраняет пунический термин для «феникийцев», который может быть реконструирован как * pōnnīm . [ 25 ]
История
[ редактировать ]Поскольку Литтл выжил из финикийских записей или литературы , большая часть того, что известно об их происхождении и истории, происходит из -за других цивилизаций и выводов из их материальной культуры, раскопанных по всему Средиземноморью. Научный консенсус заключается в том, что период наибольшей известности в финикийцах составлял 1200 г. до н.э. до конца персидского периода (332 г. до н.э.). [ 26 ]
Обсуждается, были ли феникийцы на самом деле отличались от более широкой группы семитоязычных народов, известных как ханааниты . [ 27 ] [ 28 ] Историк Роберт Дрюс считает, что термин «ханаанцы» соответствует этнической группе, называемой «феникийцами» древними греками; [ 29 ] Археолог Джонатан Н. Табб утверждает, что « аммониты , моабиты , израильтяне и феникийцы, несомненно, достигли своей собственной культурной идентичности, и все же этнически они были ханаанитами», «те же люди, которые поселились в сельскохозяйственных деревнях в регионе на 8 -м тысячелетии до н.э.» Полем [ 30 ] : 13–14 Брайан Р. Доак утверждает, что ученые используют «феникийцев» в качестве короткого рук для «ханаантов, живущих в наборе городов вдоль северного побережья Левантины, которые разделили языковую и материальную культуру в период Iron I-II и которые также разработали организованные Система колоний в западном средиземноморском мире ». [ 31 ]
Финикийский ранний бронзовый век в значительной степени неизвестен. [ 32 ] Двумя наиболее важными участками являются Byblos и Sidon-Dakerman (недалеко от Сидона), хотя по состоянию на 2021 год, более сотен участков еще предстоит раскопать, в то время как другие, которые были еще предстоит полностью проанализировать. [ 32 ] Средний бронзовый век был в целом мирным временем увеличения населения, торговли и процветания, хотя существовала конкуренция за природные ресурсы. [ 33 ] В позднем бронзовом веке соперничество между Египтом, Миттани, Хиттами и Ассирией оказало значительное влияние на финикийские города. [ 33 ]
Происхождение
[ редактировать ]Ханаанитская культура, которая породила феникийцев, очевидно, развивалась in situ от более ранней гхассулианской халколитической культуры. Сам гассулиан развился из обстоятельного кочевого пастырского комплекса , который, в свою очередь, развивался в результате слияния их наследственных натуфских и харифских культур с культурами неолита B (PPNB), которые практикуют одомашнивание животных во время 8,2 килояжа , которое, которое, которое, которое, которое, которое, которое, которое, которое, которое, которое, которое, которое, которое, которое, которое событие, которое, которое, которое событие, которое, которое, которое событие, которое привел к неолитической революции в Леванте . [ 34 ] Состояние покойного бронзового века Угарит считается типично ханаанитским археологическим, [ 35 ] Даже если угаритный язык не принадлежит к собственному языкам ханаани . [ 36 ] [ 37 ]
Греческий историк в четвертом веке Британской Колумбии Геродот заявил, что феникийцы мигрировали из эритранского моря около 2750 г. до н.э., а географ в первом веке Страбограф сообщил о том, что они пришли из Тилоса и Арада ( Бахрейн и Мухаррак ). [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] Некоторые археологи, работающие над Персидским заливом, приняли эти традиции и предполагают миграцию, связанную с коллапсом цивилизации Дилмуна c. 1750 г. до н.э. [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] Однако большинство ученых отвергают идею миграции; Археологические и исторические данные указывают на тысячелетие непрерывности населения в регионе, а недавние генетические исследования показывают, что современные ливанцы получают большую часть своего происхождения от населения, связанного с ханаанитом. [ 42 ]
Появление во время позднего бронзового века (1479–1200 г. до н.э.)
[ редактировать ]Первый известный отчет о феникийцах связан с завоеваниями фараона Тутмоса III (1479–1425 гг. До н.э.). Египтяне нацелились на прибрежные города, которые они написали, принадлежали Фенеху , «плотники», такие как Библос, Арвад и Улласа, за их важные географические и коммерческие связи с интерьером (через Нахр аль-Кабир и реки Оронтес ). региона Города предоставили Египту доступ к мезопотамской торговле и обильными акциями местного кедрового дерева . На египетской родине не было эквивалента. [ 43 ]
К середине 14-го века до нашей эры финикийские городские государства считались «любимыми городами» для египтян. Шина, Сидон, Бейрут и Библос считались наиболее важными. Феникийцы имели значительную автономию, и их города были достаточно хорошо развиты и процветают. Библос был ведущим городом; Это был центр для изготовления бронзовых и основной конечной термин драгоценных товаров, таких как олово и лазули с дольше всего, как Афганистан . Сидон и Тир также пригласили интерес среди египетских чиновников, начав схему соперничества, которая охватит следующее тысячелетие.
сообщают Письма Амарны , что с 1350 по 1300 г. до н.э. соседние амориты и хетты захватывали финикийские города, особенно на севере. Впоследствии Египет потерял свои прибрежные владения от Угарита в северной Сирии до Библоса недалеко от центрального Ливана.
Воспитание и высокая точка (1200–800 до н.э.)
[ редактировать ]Когда -то между 1200 и 1150 г. до н.э., поздний бронзовый век разрушился сильно ослабл или разрушил большинство цивилизаций в регионе, включая египтян и хеттов. Феникийцы, по -видимому, относительно хорошо вывещали кризис, став отдельной и организованной цивилизацией в 1230 году до нашей эры. Период иногда описывается как «финикийский ренессанс». [ 44 ] Они заполнили вакуум власти, вызванный крахом позднего бронзового века, став единственной торговой и морской властью в регионе, статусом, который они будут поддерживать в течение следующих нескольких столетий. [ 27 ]
Восстановление средиземноморской экономики может быть приписано финикийским морякам и торговцам, которые восстановили торговлю на расстоянии между Египтом и Месопотамией в 10-м веке до нашей эры. [ 45 ]
В начале железного века феникийцы создали порты, склады, рынки и поселение по всему Средиземноморью и до южного Черного моря. Колонии были созданы на Кипре , Сардинии , Балеарских островах , Сицилии и Мальте , а также на побережьях Северной Африки и на иберийском полуострове. [ 46 ] Финикийский хаксильвер, датированный этим периодом, несет в себе коэффициенты, соответствующие рудам в Сардинии и Испании, что указывает на степень финикийских торговых сетей. [ 47 ]
К десятую веку до н.э. шина поднялась, чтобы стать самым богатым и самым могущественным финикийским городским государством, особенно во время правления Хирама I ( ок. 969–936 гг. До н.э.). [ 48 ] Экспертиза финикийских ремесленников, отправленных Хирамом I of Tire, в значительных строительных проектах во время правления Соломона , короля Израиля, задокументируется в Библии. [ 8 ]
Во время правления священника Итобаала (887–856 гг. До н.э.) шина расширила свою территорию на север, до Бейрута и в части Кипра; Этот необычный акт агрессии был самым близким, когда феникийцы когда -либо приходили к формированию унитарного территориального государства. Как только его царство достигло самой большой территориальной степени, Итобаал объявил себя «королем сидонцев», титул, который будет использоваться его преемниками и упомянутым как на греческих, так и в еврейских рассказах. [ 48 ]
Поздний железный век увидел высоту феникийского судоходства, коммерческой и культурной деятельности, особенно между 750 и 650 г. до н.э. Финикийское влияние было видно в «ориентации» греческих культурных и художественных конвенций. [ 27 ] Среди их самых популярных товаров были тонкие текстиль, обычно окрашенный тирским фиолетовым . Гомера Илиада , которая была составлена в течение этого периода, ссылается на качество финикийской одежды и металлические товары. [ 27 ]
Фонд Карфагена
[ редактировать ]Карфаген был основан феникийцами, прибывающими из шины, вероятно, изначально как станция в торговле металлом с южным иберийским полуостровами . [ 49 ] [ страница необходима ] Имя города в Пунике , Карт-Хадашт ( 𐤒𐤓𐤕 𐤇𐤃𐤔𐤕 ) , означает «новый город». [ 50 ] В некоторых древних источниках существует традиция, такие как Филистос Сиракуз , для «ранней» даты фонда около 1215 г. до н.э. - до падения Трои в 1180 году до нашей эры. Однако Тимей , греческий историк из Сицилии c. 300 г. до н.э., ставит основу Карфагена в 814 году до нашей эры, которая является датой, общепринятой современными историками. [ 51 ] Легенда, в том числе vergil 's aeneid , назначает основание города королеве Дидо . Карфаген вырастет в многоэтническую империю, охватывающую Северную Африку, Сардинию, Сицилию, Мальту, Балеарские острова и Южная Иберия, но в конечном итоге будет уничтожен Римом в Пунических войнах (264–146 гг. город. [ Цитация необходима ]
Вассалаж при ассирийцах и вавилоняне (858–538 гг. До н.э.)
[ редактировать ]
В качестве торговой силы, сосредоточенной вдоль узкой прибрежной полосы земли, у финикийцев не хватало размера и населения, чтобы поддержать крупных военных. Таким образом, когда соседние империи начали расти, феникийцы все чаще попадали под влияние иностранных правителей, которые в разной степени ограничивали свою автономию. [ 48 ]
Ассирийское завоевание Финиции началось с короля Шалманезера III . Он поднялся на власть в 858 году до нашей эры и начал серию кампаний против соседних штатов. Финикийские городские государства попали под его правление, вынужденные отдать дань уважения деньгам, товарам и природным ресурсам. Первоначально они не были напряжены - они оставались в состоянии вассалжа, подчиненных ассирийцам, но позволили определенную степень свободы. [ 48 ] Это изменилось в 744 г. до н.э. с восхождением Тиглат-Пилерайра III . К 738 г. до н.э. большая часть леванта, включая Северную Финицию, была аннексирована; Только шина и библосы, самые могущественные городские государства, остались приточными государствами за пределами прямого ассирийского контроля.
Шина, Библос и Сидон все восстали против ассирийского правления. В 721 году до н.э., Саргон II осадил шину и раздавил восстание. Его преемник Сеннахериб подавил дальнейшие восстания по всему региону. В течение седьмого века до н.э. Сидон восстал и был уничтожен Эсархаддоном , который поработил своих жителей и построил новый город на руинах. К концу столетия ассирийцы были ослаблены последовательными восстаниями, что привело к их разрушению со стороны средней империи .
Вавилоняне, бывшие вассалы ассирийцев, воспользовались крахом и восстали империи, быстро установив на его месте нео-бабилонскую империю . Финикийские города восстановились несколько раз на протяжении всего правления первого вавилонского короля, Набополисара (626–605 гг. До н.э.), и его сын Навуходоносой II ( ок. 605 - ок. 562 г. до н.э.). В 587 году до н.э. [ 52 ]
Персидский период (539–332 до н.э.)
[ редактировать ]
В 539 году до н.э. Сайрус Великий , король и основатель Персидской империи Ахеменидов , взял Вавилон. [ 53 ] Когда Сайрус начал консолидировать территории на Ближнем Востоке, феникийцы, по -видимому, сделали прагматический расчет «[уступив] персам». [ 54 ] Большая часть леванта была консолидирована Кирусом в одну сатрапию (провинцию) и вынуждена выплачивать ежегодную дань 350 талантов , что было примерно половиной дань, которая требовалась от Египта и Ливии. [ 55 ]
Площадь Финики была позже разделена на четыре вассальные королевства - Сидон, шина, Арвад и Библос, которые были допускаются значительной автономии. В отличие от других районов империй, нет записей о персидских администраторах, регулирующих финикийские городские государства. Местным феникийским королям было разрешено оставаться у власти и предоставлять те же права, что и персидские сатрапы (губернаторы), такие как наследственные офисы и мантирование их монет. [ 53 ] [ 56 ]

Феникийцы оставались основным активом империи Ахеменидов, особенно для их мастерства в морских технологиях и навигации; [ 53 ] Они предоставили основную часть персидского флота во время греко-персидских войн конца пятого века до нашей эры. [ 57 ] Феникийцы под Клерксом я построил канал Ксеркс и понтонные мосты, которые позволили его силам пересечь материковую Грецию. [ 58 ] Тем не менее, они были резко наказаны персидским королем после его поражения в битве при Саламисе , которую он обвинил в феникийской трусости и некомпетентности. [ 59 ]
В середине четвертого века до н.э. Кинг Теннес из Сидона возглавил неудачное восстание против Artaxerxes III , заручившись помощи египтян, которые впоследствии были втянуты в войну с персами. [ 60 ] В результате разрушение Сидона привело к возрождению шин, которая оставалась доминирующей финикийским городом в течение двух десятилетий до прибытия Александра Великого.
Эллинистический период (332–152 до нашей эры)
[ редактировать ]Финиция была одной из первых областей, которые были завоеваны Александрами Великим во время его военных кампаний по всей Западной Азии . Основной целью Александра в персидском Леванте была шина, которая сейчас является крупнейшим и самым важным городом региона. Он капитулировал после примерно семимесячной осады , во время которой многие из его граждан бежали в Карфаген. [ 61 ] Отказ Тира позволить Александру посетить его храм в Мелкарта , кульминацией которого стало убийство его посланников, привел к жестокому репрессии: 2000 его ведущих граждан были распятыми , и было установлено марионеточное правитель. [ 62 ] Остальная часть Финиции легко оказалась под его контролем, когда Сидон мирно сдался. [ 63 ]

Империя Александра имела политику эллинизации , в результате чего эллинская культура, религия, а иногда и язык распространялись или навязывались по завоеванным народам. Однако в большей части времени эллинизация не применялась и была просто языком администрации до его смерти. Обычно это было реализовано посредством основания новых городов, урегулирования македонской или греческой городской элиты, а также изменения названий местных мест для греческого. [ 61 ] Тем не менее, в Финиции не было организованной эллинизации, и, за одним или двумя незначительными исключениями, все финикийские городские государства сохранили свои родные имена, в то время как греческое поселение и администрация, по-видимому, были очень ограничены. [ 61 ]
Феникийцы сохраняли культурные и коммерческие связи со своими западными коллегами. Полибий рассказывает, как король селевейда Деметрия I сбежал из Рима, посадившись на карфагенский корабль, который доставлял товары для шин. [ 61 ] Адаптации к македонскому правлению, вероятно, помогали исторические связи феникийцев с греками, с которыми они разделили некоторые мифологические истории и фигуры; Два народа даже иногда считались «родственниками». [ 61 ]
Когда империя Александра рухнула после его смерти в 323 году до нашей эры, феникийцы попали под контроль самых больших его преемников, Селецидов . Финикийская родина неоднократно оспаривала Птолемейское королевство Египта в течение сорокалетних сирийских войн , оказавшись под правлением Птолемейца в третьем веке до нашей эры. [ 52 ] Селециды восстановили этот район в следующем столетии, держа ее до середины первого 2-го века до нашей эры. Под их правлением феникийцам была разрешена значительная степень автономии и самоуправления. [ 52 ]
Во время династических войн Селевейда (157–63 г. до н.э.) финикийские города были в основном самоуправляемые. Многие из них были сражались за или снова воюющими фракциями королевской семьи Селевейдов. Некоторые финикийские регионы находились под влиянием евреев, после того как евреи восстали и преуспели в победе над Селецидами в 164 году до нашей эры. Таким образом, значительная часть финикийской диаспоры в Северной Африке превратилась в иудаизм в конце тысячелетия до нашей эры. [ 64 ] [ 65 ] [ 66 ] Королевство Селевцида было захвачено Тиграном Великой Армении в 82 г. до н.э., заканчивая эллинистическим влиянием на Левант.
Демография
[ редактировать ]Люди, в настоящее время известные как феникийцы, были группой древних семитских народов , которые появились в Леванте, по крайней мере, в третьем тысячелетии до нашей эры. [ 27 ] Феникийцы называли себя «феникийцами», а скорее считают, что они широко называют себя «кена -ани», что означает « ханаанцы ». [ 67 ] Феникийцы специально идентифицировали себя с городом, из которого они приветствовали (например, сидонский для Сидона , Тириан для шин и т. Д.)
Генетические исследования
[ редактировать ]Исследование 2008 года, проведенное Пьером Золуа, показало, что шесть подкладов гаплогруппы J-M172 (J2), которые возникли между горами Кавказа , Месопотамии и Левантом , были «финикийской подпись» и присутствующей среди мужчин населения прибрежного ливана а также более широкий левант («Финикийская периферия»), за которыми следуют другие области исторических Финикийское поселение, охватывающее Кипр до Марокко. Эта преднамеренная последовательная выборка была попыткой разработать методологию для связи документированного исторического расширения популяции с определенной географической генетической моделью или паттернами. Исследователи предположили, что предлагаемая генетическая сигнатура связана с «общим источником родственных линий, основанных на Ливане ». [ 68 ] Другое исследование в 2006 году обнаружило доказательства генетической устойчивости феникийцев на испанском острове Ибице . [ 69 ]
В 2016 году была идентифицирована редкая материнская гаплогруппа U5B2C1 в ДНК 2500-летнего мужского скелета, раскопанных из пунической гробницы в Тунисе. Считается, что линия этого «молодого человека Берсы» представляет ранний поток генов из Иберии в Магриб . [ 70 ]
Согласно исследованию 2017 года, опубликованному Американским журналом генетики человека , современные ливанцы получают большую часть своего происхождения из популяции, связанной с ханаанитом , что, следовательно, подразумевает существенную генетическую непрерывность в Леванте, по крайней мере, бронзовый век . [ 71 ] [ 72 ] Более конкретно, исследование генетика Криса Тайлера-Смита и его команды в Институте Сангер в Великобритании, который сравнил «отобранную древнюю ДНК от пяти ханаанских людей , которые жили 3750 и 3650 лет назад с современными людьми, показали, что 93 процента генотических Передние родословные в Ливане происходили из ханаанитов (остальные 7 процентов были евразийской степенью населения). [ 72 ]
Одно исследование митохондриальных линий в Сардинии в 2018 году пришло к выводу, что феникийцы были «инклюзивными, многокультурными и имели значительную женскую мобильность», и свидетельство о том, что коренные сардинцы интегрировали «мирно и навсегда» с семитскими физическими поселенцами. Исследование также обнаружило, что доказательства, свидетельствующие о том, что южно -европейцы, возможно, также обосновались в районе современного Ливана. [ 73 ]
В исследовании 2020 года, опубликованном в Американском журнале генетики человека , исследователи показали, что в Ливане существует существенная генетическая непрерывность, поскольку бронзовый век прервал три значительных события примеси во время железного века , эллинистического и османского периода. В частности, феникийцы могут быть смоделированы как смесь местного населения бронзового века (63-88%) и населения с севера, связанной с древними анатолиями или древними юго-восточными европейцами (12-37%). Результаты показывают, что родословное, похожее на степи , обычно встречающееся у европейцев, начиная с железного века. в регионе появляется [ 74 ]
Экономика
[ редактировать ]Торговля
[ редактировать ]
Феникийцы служили посредниками между разрозненными цивилизациями, которые охватывали Средиземноморье и Ближний Восток, облегчая обмен товарами и знаниями, культурой и религиозными традициями. Их обширная и устойчивая торговая сеть приписывается закладыванию фондов экономически и культурно сплоченного Средиземноморья, которое будет продолжаться греками и особенно римлянами. [ 45 ]

Финикийские связи с греками пробежали глубоко. Самые ранние проверенные отношения, по -видимому, начались с минойской цивилизации на Крите (1950–1450 гг. До н.э.), которая вместе с микенской цивилизацией (1600–11100 гг. До н.э.) считается прародителем классической Греции. [ 75 ] Археологические исследования показывают, что минойцы постепенно импортировали ближневосточные товары, художественные стили и обычаи других культур через феникийцев.
В Египет феникийцы продали бревна кедра за значительные суммы, [ 76 ] и вино , начиная с восьмого века. Торговля вином с Египтом хорошо задокументирована кораблекрушениями, обнаруженными в 1997 году в открытом море в 50 километрах (30 миль) к западу от Аскалона , Израиль. [ 77 ] Керамические печи в шине и сарепте создали большие терракоттские банки, используемые для транспортировки вина. Из Египта феникийцы купили нубийское золото.
Из других мест они получили другие материалы, пожалуй, самые важные из которых - серебро , в основном от Сардинии и иберийского полуострова . Олово для изготовления бронзы «Возможно, была приобретена у Галисии через Атлантическое побережье южного Испании; альтернативно, он мог прийти из Северной Европы ( Корнуолл или Бриттани ) через долину Рона и прибрежную Массалия ». [ 80 ] Страбон утверждает, что с Британией была очень прибыльная торговля с финикийцами на олово через Cassiterides , расположение которого неизвестно, но, возможно, было у северо -западного побережья иберийского полуострова. [ 81 ]
Промышленность
[ редактировать ]
Финиции не хватало значительных природных ресурсов, кроме его кедрового дерева. Древесина была, вероятно, самым ранним и самым прибыльным источником богатства; Ни в Египте, ни Месопотамии не было достаточных источников древесины. Не в состоянии полагаться исключительно на этот ограниченный ресурс, феникийцы разработали промышленную базу, производящие различные товары как для повседневного, так и для роскошного использования. [ 27 ] Феникийцы разработали или освоили такие методы, как изготовление стекла , выгравированные и преследующие металлоконструкции (включая бронзу, железо и золото), резьба из слоновой кости и изделия из дерева. [ 82 ]
Феникийцы были ранними пионерами в массовом производстве и продавали множество предметов оптом. Они стали ведущим источником стеклянной посуды в древности, отправляя тысячи колб, бусин и других стеклянных предметов по всему Средиземному морю. [ 83 ] Раскопки колоний в Испании предполагают, что они также использовали колесо гончара . [ 84 ] Их воздействие на широкий спектр культур позволил им производить товары для конкретных рынков. [ 82 ] Илиада предполагает, что финикийская одежда и металлические товары высоко ценились греками. [ 27 ] Специализированные товары были разработаны специально для более богатой клиентуры, включая рельефы слоновой кости и бляшки, резные раковины из моллюсков , скульптурные янтарь, а также детализированные и окрашенные страусовые яйца.
Тирианский фиолетовый
[ редактировать ]
Наиболее ценными финикийскими товарами были ткани, окрашенные тирским пурпурным , что составляло большую часть финикийского богатства. Характер фиолетового фиолета, полученный из гипообранхиальной железы морской улитки Murex , когда-то обильно доступной в прибрежных водах восточного Средиземного моря, но эксплуатируется для местного вымирания. Феникийцы, возможно, обнаружили краситель еще в 1750 году до нашей эры. [ 85 ] Феникийцы создали второй производственный центр для красителя в Могадоре , в современном Марокко . [ 86 ]
Исключительное командование феникийцев по поводу производства и торговли красителем в сочетании с трудоемким процессом добычи сделала его очень дорогим. Тирианский Пурпур впоследствии стал ассоциированным с высшими классами. Вскоре он стал символом статуса в нескольких цивилизациях, особенно среди римлян. Ассирийские записи дани от феникийцев включают «одежду ярко окрашенных вещей», которые, скорее всего, включали Тириан Фиолетовый. В то время как конструкции, орнамент и вышивка, используемые в феникийском текстиле, были уважаемыми, методы и конкретные описания неизвестны. [ 82 ]
Добыча
[ редактировать ]Майн -операции на финикийской родине были ограничены; Железо было единственным металлом любого. Первые крупномасштабные добычи, вероятно, произошли на Кипре, главным образом для меди. Сардиния, возможно, была колонизирована почти исключительно за свои минеральные ресурсы; Финикийские поселения были сосредоточены в южной части острова, недалеко от источников меди и свинца. Сваи из Scoria и медных слитков, которые, по -видимому, предшествуют римской оккупации, предполагают, что феникийцы добывали и обрабатывали металлы на острове. Иберийский полуостров был самым богатым источником многочисленных металлов в древности, включая золото, серебро, медь, железо, олово и свинец. [ 87 ] [ страница необходима ] Значительная производительность этих металлов во время финиции и карфагенской оккупации сильно подразумевает крупномасштабные добычи. [ 87 ] [ страница необходима ] Карфагенцы, как утверждают, полагались на рабский труд для добычи полезных ископаемых, хотя неизвестно, сделали ли это феникийцы в целом. [ 87 ] [ страница необходима ]
Виноградарство
[ редактировать ]Наиболее заметным сельскохозяйственным продуктом было вино, которое феникийцы помогли распространять через средиземноморье. [ 88 ] Общая виноградная лоза, возможно, была одомашнены феникийцами или ханаанитами, хотя, скорее всего, она прибыла из Трансавказа через торговые пути через Месопотамию или Черное море . Виноградные лозы легко выросли в прибрежном леванте, а вино экспортировалось в Египет еще в период Старого Королевства (2686–2134 до н.э.). Вино сыграло важную роль в финикийской религии , выступая в качестве основного напитка для предложений и жертв. [ 88 ] Раскопки небольшого финикийского города к югу от Сидона обнаружили винную фабрику, используемую по крайней мере с седьмого века до нашей эры, которая, как полагают, была направлена на зарубежный рынок. [ 88 ] Чтобы предотвратить окисление , сосуды были запечатаны слоем оливкового масла, соснового дерева и смолы. [ Цитация необходима ]
Феникийцы создали виноградники и винодельни в своих колониях в Северной Африке, Сицилии, Франции и Испании, [ 88 ] и, возможно, преподавал виноделение некоторым из своих торговых партнеров. Древние иберианцы начали производить вино из местных сортов винограда после их встречи с феникийцами. Впоследствии иберийские сорта стали основой большинства западных европейских вин. [ 89 ]
Судостроение
[ редактировать ]Уже в 1200 г. до н.э., феникийцы построили большие торговые корабли. [ Цитация необходима ] Во время бронзового века у них развился киль . [ Цитация необходима ] Привязанные к гидроциклам и тренду оказались достаточно эффективные, чтобы служить стандартом до позднего до поздней в Римской империи. [ Цитация необходима ]
Феникийцы, возможно, были первыми, кто представил Бирему , около 700 г. до н.э. [ 90 ] Ассирийский счет описывает, что феникийцы уклоняются от захвата этими кораблями. [ Цитация необходима ] Феникийцам также приписывают изобретение тририи , которая считалась самым продвинутым и могущественным судном в древнем средиземноморском мире и в конечном итоге был принят греками. [ 48 ]
Феникийцы разработали несколько других морских изобретений. Amphora . , тип контейнера, используемого как для сухих, так и для жидких товаров, представляла собой древнее финикийское изобретение, которое стало стандартизированным измерением объема в течение почти двух тысяч лет Остатки самоочищающихся искусственных гаваней были обнаружены в Сидоне, шине, Атлит и Акра. [ 91 ] Первый пример Адмиралтейского закона также появляется в Леванте. [ 92 ] Феникийцы продолжали вносить вклад в картографию в железный век. [ 93 ]
12 -метровое (39 футов) . было найдено В 2014 году недалеко от острова Гозо на Мальте Датированные 700 г. до н.э., это одно из старейших обломков, найденных в Средиземноморье. Пятьдесят амфор, используемые для содержания вина и масла, были разбросаны поблизости. [ 94 ] [ 95 ] [ 96 ]
Важные города и колонии
[ редактировать ]
Феникийцы не были нацией в политическом смысле. Тем не менее, они были организованы в независимые городские государства, которые разделяли общий язык и культуру. Ведущими городскими государствами были Тира, Сидон и Библос. Соперничество ожидалось, но вооруженный конфликт был редким.
Многочисленные другие города существовали только в Леванте, многие, вероятно, неизвестны, в том числе Бейрута (современный бейрут ) Ampi, Amia, Arqa, Baalbek , Botrys, Sarepta и Tripolis . С конца десятого века до нашей эры финикийцы создали коммерческие форпосты по всему средиземноморскому, с колониями, основательными шин на Кипре, Сардинии, Иберии, Балеарских островах, Сицилии, Мальте и Северной Африке. Более поздние колонии были основаны за проливами Гибралтара, особенно на Атлантическом побережье Иберии. Феникийцы могли исследовать Канарские острова и Британские острова. [ 27 ] Финикийское поселение было в основном сконцентрировано на Кипре, Сицилии, Сардинии, Мальте, Северо -Западной Африке, на Балеарских островах и Южной Иберии.
Финикийская колонизация
[ редактировать ]
Чтобы облегчить свои коммерческие предприятия, феникийцы создали многочисленные колонии и торговые посты вдоль побережья Средиземного моря. Финикийские городские штаты, как правило, не имели количества или даже желания расширить свою территорию за рубежом. Немногие колонии имели более 1000 жителей; Только Карфаген и некоторые близлежащие поселения в Западном Средиземноморье будут расти больше. [ 97 ] Основным мотивирующим фактором была конкуренция с греками, которые начали расширяться по всему Средиземноморью за тот же период. [ 98 ] Несмотря на то, что они в основном мирные соперники, их соответствующие поселения на Крите и Сицилии сталкивались с перерывами. [ 99 ]
Самые ранние финикийские поселения за пределами Леванта были на Кипре и Крите , постепенно движущиеся на запад к Корсике , Балеарским островам , Сардинии и Сицилии , а также на материковую часть Европы в Кадисе и Малаге . [ 100 ] Первые финикийские колонии в западном Средиземноморье были вдоль северо -западного африканского побережья и на Сицилии , Сардинии и Балеарских островах . [ 101 ] Шина привела путь к оседлению или контролю прибрежных районов. [ 102 ]
Финикийские колонии были довольно автономными. В большинстве случаев они должны были отправлять ежегодную дань своему материнскому городу, обычно в контексте религиозного предложения. Однако в седьмом веке до нашей эры западные колонии попали под контроль Карфагена, [ 103 ] [ 104 ] который был осуществлен непосредственно через назначенных магистратов. [ 105 ] Карфаген продолжал отправлять ежегодную дань уважения шине в течение некоторого времени после ее независимости.
Общество и культура
[ редактировать ]Поскольку выживалось очень мало писаний феникийцев, большая часть того, что известно об их культуре и обществе, происходит из счетов современными цивилизациями или выводами от археологических открытий. Феникийцы имели много общего с другими ханаанитами, включая язык, религию, социальные обычаи и монархическую политическую систему, сосредоточенную вокруг городских государств. Однако к раннему железному веку (примерно 1300 г. до н.э.) они стали отдельными людьми. Их культура, экономика и повседневная жизнь были в значительной степени сосредоточены на торговле и морской торговле. Их склонность к мореплаванию привела их к контакту со многими другими цивилизациями. [ 106 ]
Политика и правительство
[ редактировать ]
Финикийские городские государства были очень независимыми, конкурируя друг с другом. [ 107 ] Формальные альянсы между городскими государствами были редкими. Относительная власть и влияние городских государств варьировались со временем. Сидон был доминирующим между 12 и 11 веками до нашей эры и повлиял на его соседей. Однако к десятую веку до нашей эры шина поднялась, чтобы стать самым могущественным городом.
По крайней мере, на более ранних этапах финикийское общество было очень стратифицированным и преимущественно монархическим . Наследственные короли обычно управляют абсолютной властью над гражданскими, коммерческими и религиозными делами. Они часто полагались на высокопоставленных чиновников из благородных и торговых классов; Священство . было отдельным классом, обычно из королевской линии или ведущих торговых семей Король считался представителем богов и несет много обязательств и обязанностей, касающихся религиозных шествий и ритуалов. Таким образом, священники были очень влиятельными и часто переплетались с королевской семьей.
Финикийские короли не отмечали их правление через скульптуры или памятники. украшенные саркофаги, как у Ахирама Библоса Их богатство, власть и достижения обычно передавались через богато . Феникийцы ведут записи своих правителей в надписях гробниц, которые входят в число немногих первоисточников. Историки определили четкую линию преемственности на протяжении веков для некоторых городских государств, в частности, библонов и шины.
Начиная с 15 -го века до нашей эры, финикийские лидеры «консультировались советами или собраниями, которые постепенно приобрели большую власть». [ 63 ] В шестом веке до нашей эры, в период вавилонского правления , шина кратко приняла систему правительства, состоящей из пары судей с властью, примерно эквивалентными римскому консулу , известному как Sufetes ( шопе ), которые были выбраны из самого мощного благородного консула. семьи и обслуживали короткие сроки. [ 108 ] [ 63 ]

В четвертом веке до нашей эры, когда армии Александра Великого приближались к шире, их встретил не его король, а представители Содружества города. Точно так же историки в то время описывают «жители» или «народ» Сидона, заключающего мир с Александром. [ 63 ] Когда македонцы стремились назначить нового короля над Сидоном, граждане назначили своего кандидата. [ 63 ]
Право и администрация
[ редактировать ]После короля и совета двумя наиболее важными политическими позициями практически в каждом финикийском городском государстве были губернатором и командиром армии. Подробная информация, касающиеся обязанностей этих офисов, редки. Тем не менее, известно, что губернатор несет ответственность за сбор налогов, выполнение указов, контроль судей и обеспечение администрирования права и правосудия. [ 48 ] Поскольку война была редкой среди самых коммерческих феникийцев, командир армии был в целом ответственен за обеспечение защиты и безопасности городского государства и его внутренних районов.

Феникийцы имели систему судов и судей, которые разрешали споры и наказали преступления, основанные на полукодинированном составе законов и традиций. Законы были реализованы государством и были обязанностью правителя и определенными назначенными должностными лицами. Как и другие левантиновые общества, законы были суровыми и предвзятыми, отражая социальную стратификацию общества. Убийство простых оказалось как менее суровое, чем у дворянина, а высшие классы имели наибольшее количество прав; Богатые часто избегали наказания, заплатив штраф. Свободные мужчины любого класса могут представлять себя в суде и иметь больше прав, чем у женщин и детей, в то время как у рабов не было никаких прав. Мужчины часто могут отклонить наказание своим женам, детям или рабам, даже если они отбывают на своем приговоре. Адвокаты в конечном итоге стали профессией для тех, кто не мог обратить внимание на их дело.
Как и в соседних обществах в то время, штрафы за преступления часто были серьезными, обычно отражая принцип взаимности; Например, убийство раба будет наказана за счет убийства преступника. Тюремное заключение было редким, с штрафами, изгнанием, наказанием и исполнением основных средств правовой защиты.
Военный
[ редактировать ]Как и в большинстве аспектов финикийской цивилизации, есть несколько записей об их военных или подхода к войне. По сравнению с большинством своих соседей, феникийцы, как правило, мало интересовались завоеванием и были относительно мирными. [ 109 ] Богатство и процветание всех их городских государств опирались на внешнюю торговлю, которая требовала хороших отношений и определенной степени взаимного доверия. Им также не хватало территории и сельскохозяйственной базы, чтобы поддержать население, достаточно большое, чтобы поднять армию завоевания. Вместо этого у каждого города был командир армии, отвечающий за защитный гарнизон. Однако специфика роли или защиты города неизвестна.
Язык
[ редактировать ]Финикийский язык был членом ханаанского отделения северо -западных семитских языков . Его языковой язык, на котором говорят в карфагенской империи, называется Пуником . Пуник все еще говорил в пятом веке нашей эры и известен святому Августину Гиппопо .
Алфавит
[ редактировать ]
Около 1050 г. до н.э. [ 37 ] Феникийцы разработали сценарий для написания собственного языка . Алфавит ханаанита состоит из 22 букв, всех согласных (и, таким образом, строго абджад ). [ 16 ] Считается, что это продолжение прото-пронайского (или прото-канаанита) сценария, подтвержденного в Синае и в Ханаане в позднем бронзовом веке . [ 110 ] [ 111 ] Благодаря своей морской торговле финикийцы распространяют использование алфавита в Анатолию , Северной Африке и Европе. [ 27 ] [ 112 ] Название Финикиян по соглашениям, дается надписям, начиная с 1050 г. до н.э., потому что финикийский , иврит и другие ханаанитские диалекты были в значительной степени неотличимы до этого времени. [ 37 ] [ 15 ] Финикийские надписи встречаются в Ливане, Сирии, Израиле, Палестине, Кипре и других местах, в начале веков христианской эры.
Алфавит был принят и модифицирован греками, вероятно, в восьмом веке до нашей эры. Это, скорее всего, не произошло ни в одном случае, кроме процесса коммерческого обмена. [ 113 ] Легендарному финикийскому герою Кадмус приписывают привлечение алфавита в Грецию. Тем не менее, более правдоподобно, что финикийские иммигранты принесли его на Крит , [ 114 ] откуда он постепенно распространяется на север.
Искусство
[ редактировать ]Финикийское искусство было в значительной степени сосредоточено на декоративных предметах, особенно в ювелирных изделиях, керамике, стеклянной посуде и рельефах. [ 115 ] Большие скульптуры были редкими; Фигурки были более распространены. Финикийские товары были найдены из Испании и Марокко в Россию и Ирак; Многое из того, что известно о финикийском искусстве, основана на раскопках вне самой Пениции. Финикийское искусство находилось под сильным влиянием многих культур, в первую очередь Египет, Греция и Ассирия. Греческое вдохновение было особенно выражено в керамике, в то время как египетские стили были наиболее отражены в работе слоновой кости. [ 115 ]
Финикийское искусство также отличалось от его современников в его продолжении конвенций бронзового века , которые далеко в железном веке , таких как терракоттские маски. [ 116 ] Финикийские ремесленники были известны своим навыком с деревом, слоновой костью, бронзой и текстилем. [ 117 ] В Ветхом Завете ремесленник из Tire поручил построить и украсить легендарный храм Соломона в Иерусалиме, который «предполагает хорошо развитую и высоко уважаемую ремесленную промышленность в Финиции к середине десятилетия до н.э.». [ 116 ] Илиада как упоминает о вышитых одеждах жены Приама , Хекабе, как «работа годонских женщин» и описывает миску с смешанным серебром «шедевр сидонского мастерства». [ Цитация необходима ] Ассирийцы, по -видимому, оценили финикийские работы из слоновой кости, в частности, собирая огромные количества во дворцах. [ 118 ]
Финикийское искусство, по -видимому, было неизгладимо привязано к финикийским коммерческим интересам. [ 82 ] Они создали товары, чтобы обратиться к конкретным торговым партнерам, различая не только разные культуры, но и даже социально -экономические статусные классы. [ 82 ]
-
Декоративная табличка, которая изображает борьбу с человеком и гриффином ; 900–800 до н.э.; Nimrud ivory ; Музей искусств Кливленда (Огайо, США)
-
Онохо; 800–700 до н.э.; терракота; Высота: 24,1 см; Метрополитен Музей искусств (Нью -Йорк, США)
-
Бокат лица; Середина 4-го-3-го века до нашей эры; стекло; высота: 2,7 см; Метрополитный музей искусств
-
Серьга из пары, каждая с четырьмя рельефными лицами; Конец четвертого - 3 -го века до нашей эры; золото; В целом: 3,5 х 0,6 см; Метрополитный музей искусств
Женщины
[ редактировать ]
Женщины в Финиции приняли участие в публичных мероприятиях и религиозных процессиях, с изображениями банкетов, показывающих их случайно сидеть или наклоняться с мужчинами, танцы и играть музыку. [ 119 ] В большинстве контекстов женщины должны были одеваться и вести себя более скромно, чем мужчины; Женские фигуры почти всегда изображаются как одетые от головы до ног, а руки иногда покрыты руками.
Хотя они редко имели политическую власть, женщины принимали участие в общественных делах, в том числе в популярных собраниях, которые появились в некоторых городских государствах. [ 120 ] По крайней мере, одна женщина, Unmiashtart, зарегистрирована, что управляла Сидоном в пятом веке до нашей эры. [ 48 ] Двумя самыми известными финикийскими женщинами являются политические деятели: Иезавель , изображенная в Библии как злая принцесса Сидона, и Дидон , полузащитник и первая королева Карфагена. В Энеид эпическом стихотворении Вирджила, , Дидон описывается как коарольщик шин, используя умность, чтобы избежать тирании ее брата Пигмалиона и обеспечить идеальное место для Карфагена.
Религия
[ редактировать ]
Религиозные практики и убеждения Финиции, как правило, были общими для их соседей в Ханаане , которые, в свою очередь, обменивались характеристиками, распространенными во всем древнем семитском мире . [ 121 ] [ 122 ] Религиозные обряды были в основном для городских государств; Оплата налогов гражданами была рассмотрена в категории религиозных жертв. [ 123 ] Священные писания с финиками, известные древним, были потеряны. [ 124 ]
Несколько ханаанских практик утверждаются в древних источниках и упоминаются учеными, такими как Храмовая проституция [ 125 ] и детская жертва . [ 126 ] Специальные места, известные как « Топхиты », якобы использовались феникийцами, «чтобы сжечь своих сыновей и своих дочерей в огне» и осуждены Яхве в еврейской Библии, особенно в Иеремии 7: 30–32, а также во 2 -й царях 23. : 10 и 17:17. Позже стипендия отличается. Уильям Девер пишет, что он выходит из «предрассудков, древних и современных», что возник «Миф о« культовой проституции »». Он комментирует, что «другие тексты в дополнение к II Kings 23:10 без колебаний описывают жертву детей среди израильтян», и указывает на I Царств 16:34. [ 127 ] Несмотря на различия, культурные и религиозные сходства сохранялись между древними евреями и феникийцами. [ 128 ] Библейские традиции утверждают, что племя Ашера жила среди местных феникийцев. [ 129 ] [ 130 ] В конце концов, Дэвид и Соломон дали Финиции полную политическую автономию из -за их превосходства в судоходстве и торговле. [ 131 ]
Религиозная мифология ханаанита не выглядит так сложной, как их семитские кузены в Месопотамии. В Ханаане Верховный Бог назывался Эль (𐤀𐤋, «Бог»). [ 132 ] Сыном Эль был Баал (𐤁𐤏𐤋, «Мастер», «Господь»), мощный умирающий бог шторма . [ 133 ] Другие боги были вызваны королевскими названиями, такими как Мелкарт , что означает «царь города», [ 134 ] или Адонис для «Господа». [ 135 ] Такие эпитеты часто были просто местными названиями для тех же божеств.
Семитский пантеон был хорошо заполнен; который Бог стал первичным, очевидно, зависел от потребностей определенного городского государства. [ 136 ] [ 137 ] Мелкарт был выдающимся по всей Финиции и за рубежом, как и Астарте , богиня плодовита с царственными и матронскими аспектами.
Религиозные учреждения в шине под названием Marzeh (𐤌𐤓𐤆𐤄, «место воссоединения»), многое сделали для развития социальной связи и лояльности «родственника». Марзе провел банкеты для их членства в фестивальные дни, и многие превратились в элитные братства . Каждый Марзе воспитывал конгениальность и общину посредством серии ритуальных блюд, разыгрываемых среди доверенных родственников в честь обожженных предков. [ 138 ] В Карфагене, которая разработала сложную республиканскую систему правительства, Марзе, возможно, сыграл роль в создании социальных и политических связей среди граждан; Карфагенцы были разделены на различные учреждения, которые были укреплены через общинные праздники и банкеты. Такие фестивальные группы также могли составить когорту голосования за выбор членов Ассамблеи города-государства . [ 139 ] [ 140 ]
Феникийцы делали общие подношения своим богам, а именно в виде статуэток и керамических сосудов. [ 141 ] Сотни статуэток и фрагментов были извлечены из Средиземного моря, часто охватывая века между ними, предполагая, что они были брошены в море для обеспечения безопасных путешествий. [ 141 ] Поскольку феникийцы были преимущественно мореплавными людьми, предполагается, что многие из их ритуалов были выполнены на море или на борту кораблей. Однако конкретный характер этих практик неизвестен. На суше они были известными строителями храма, возможно, вдохновляющими элементами архитектуры первого храма, храма Соломона. «План здания, каменная кладка, одетая долотом и различные декоративные мотивы, явно имеют феникийское вдохновение, как мы теперь знаем». [ 127 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Бентли, Джерри Х.; Циглер, Герберт Ф. (2000). Традиции и встречи: от начала до 1500 . МакГроу Хилл. ISBN 978-0-07-004949-9 .
- ^ Aubet 2001 , с. 18, 44.
- ^ Карфаген и карфагенцы , Р. Босворт Смит , с. 16
- ^ "Финиция" . Коллинз английский словарь .
- ^ Китто, Джон (1851). Циклопедия библейской литературы . Адан и Чарльз Блэк.
- ^ Маласпина, Энн (2009). Ливан . Публикация Infobase. ISBN 978-1-4381-0579-6 .
- ^ Мейр Эдри (2019). Финикийская идентичность в контексте: материальная культурная коне в железном веке Левант . Старый Ориент и Старая воля. Том. С. ISBN 978-3-86835-282-5 .
- ^ Jump up to: а беременный в Гейтс, Чарльз (2011). Древние города: археология городской жизни на древнем Ближнем Востоке и Египте, Греция и Риме (2 -е изд.). Лондон: Routledge. С. 189–190. ISBN 978-0-203-83057-4 .
- ^ феникийцами? «Кто были www.historytoday.com . Получено 2020-04-20 .
- ^ Aubet (2001) , p. 17
- ^ "Пениция" . Всемирная история энциклопедии . Получено 2017-08-09 .
- ^ Quinn (2017) , с. 201–203.
- ^ Markoe (2000) , с. 10–12.
- ^ Coulmas 1996 .
- ^ Jump up to: а беременный Маркоэ (2000) , с. 111.
- ^ Jump up to: а беременный Фишер, Стивен Роджер (2004). История письма . Книги Reaktion. п. 90
- ^ Niemeyer, Hans G. (2004). «Феникийцы и рождение многонационального средиземноморского общества». В Роллингере Роберт; Ульф, Кристоф (ред.). Коммерция и денежные системы в древнем мире . Штутгарт: Франц Стиенер Верлаг. С. 246, 250.
- ^ Скотт, Джон С. (2018) « Феникийцы и формирование западного мира », Сравнительные цивилизации Обзор: Vol. 78: № 78, статья 4.
- ^ Департамент древнего ближневосточного искусства. «Феникийцы (1500–300 гг. До н.э.». В Heilbrunn Timeline of Art History . Нью -Йорк: Музей искусств Метрополитен, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/phoe/hd_phoe.htm (октябрь 2004 г.)
- ^ Британская, редакторы энциклопедии. "Пениция". Encyclopedia Britannica , 20 августа 2020 года, https://www.britannica.com/place/phoenicia . Доступ 9 января 2022 года.
- ^ Honeyman, Am " Финикийские надписи кипрского музея " Ирак, вып. 6, нет. 2, 1939, с. 104–108 См. С.106-107, номер 8.
- ^ Джеймс П. Аллен (2010) Средний египетский: введение в язык и культуру иероглифов , 2-е издание, Кембридж: издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-51796-6, с. 345.
- ^ «Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, греко-английский лексикон, φοῖνιξ» . www.perseus.tufts.edu . Получено 2017-02-03 .
- ^ Куинн (2017) , с. 48
- ^ Наве, Джозеф. Израильский разведка журнал , вып. 51, нет. 1, 2001, с. 113–15. Jstor, http://www.jstor.org/stable/27926965 . Доступ 27 августа 2022 года.
- ^ Jigoulov 2021 , с. 13
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Скотт, Джон С. (2018). «Феникийцы и формирование западного мира» . Сравнительные цивилизации обзор . 78 (78).
- ^ Quinn (2017) , с. 24, 204.
- ^ Дрюс, Роберт (1998). «Ханааниты и филистимляне» . Журнал для изучения Ветхого Завета . 23 (81): 39–61. doi : 10.1177/030908929802308104 . S2CID 144074940 .
- ^ Tubb, Johnathan N. (1998). Ханааниты . Британский музей народ прошлого. Университет Оклахома Пресс. ISBN 9780806131085 Полем Получено 9 октября 2018 года .
- ^ Доак, Брайан Р. (2020). Древние соседи Израиля . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780190690632 .
- ^ Jump up to: а беременный Jigoulov 2021 , с. 18
- ^ Jump up to: а беременный Jigoulov 2021 , с. 18–9
- ^ Заринс, Юрис (1992). «Пастырский кочевой в Аравии: этноархеология и археологическая запись - тематическое исследование». В Bar-Yosef, O.; Хазанов А. (ред.). Пасторализм в Леванте . Мэдисон: доисторическая пресса. ISBN 0-9629110-8-9 .
- ^ Табб, Джонатан Н. (1998), «Ханааниты» (Британский музейный народ прошлого)
- ^ Вудард, Роджер (2008). Древние языки Сирии-Палестины и Аравии . Нью -Йорк: издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-68498-9 .
- ^ геродотоса История 1.1, 2,44 и 7,89; Strabo, География 16.3.4.
- ^ Jump up to: а беременный Bowersock, GW (1986). «Тилос и шина. Бахрейн в греко-римском мире» . В Халифе, Хая Али; Райс, Майкл (ред.). Бахрейн на протяжении веков - археология . Routledge. С. 401–2. ISBN 0-7103-0112-х .
- ^ Jump up to: а беременный Райс, Майкл (1994). Археология Аравийского залива . Routledge. п. 20. ISBN 0-415-03268-7 .
- ^ Jump up to: а беременный Ра Донкин (1998). Помимо цены: жемчужина и жемчужная рыбалка: происхождение до возраста открытий, том 224 . Американское философское общество. п. 48. ISBN 0-87169-224-4 .
- ^ Хабер, Марк; Doummet-Serhal, Claude; Шейб, Кристиана; Сюэ, попробуй; Данецек, Петр; Mezzavilla, Massimo; Youhanna, Sonia; Martinaano, Rui; Прадо-Мартинес, Хавьер; Szpak, Michanna; Матисо-Смит, Элизабет; Шутковский, Хольгер; Микульски, Ричард; Zalloua, Pierre; Кивизильд, Томас; Тайлер-Смит, Крис (2017). и современных ливанских последовательностей геном» » «Непрерывность и примесь в последних пяти тысячелетиях истории левантина из древней трости Американский журнал человеческой генетики 101 (2): 274–2 Doi : 10.1016/ j.ajhg.2017.06.0 5544389PMC 28757201PMID
- ^ Markoe (2000) , с. 1–19.
- ^ Stieglitz, Robert (1990). «Геополитика финикийского прибрежного прибрежного в раннем железном веке». Бюллетень американских школ восточных исследований . 129 (9).
- ^ Jump up to: а беременный Бентли, Джерри Х. (1999). «Морские и океанские бассейны как рамки для исторического анализа». Географический обзор . 89 (2): 215–219. doi : 10.1111/j.1931-0846.1999.tb00214.x .
- ^ Барнс, Уильям Х. (1991). Исследования в хронологии разделенной монархии Израиля . Атланта: ученые пресса. С. 29–55.
- ^ Чаморро, Хавьер Г. (1987). «Обзор археологических исследований о тартессовых». Американский журнал археологии . 91 (2): 197–232. doi : 10.2307/505217 . JSTOR 505217 . S2CID 191378720 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин ИСТОРИЯ, очарование (2019). «Феникийцы: очаровательное руководство по истории Финиции и воздействие, оказываемое одним из величайших торговых цивилизаций древнего мира». Очаровательная история . Очаровательная история. ISBN 9781647482053 .
- ^ Вплестингтон (1964) .
- ^ Charles-Picard & Picard 1968 , с. 28–35.
- ^ Lancel 1995 , стр. 20–23.
- ^ Jump up to: а беременный в «Ливан - ассирийский и вавилонский доминирование Финиции» . Энциклопедия Британская . Получено 2020-04-22 .
- ^ Jump up to: а беременный в Катзенштейн, Джейкоб (1979). «Шина в начале персидского периода (539-486 гг. До н.э.)» . Библейский археолог . 42 (1): 31. DOI : 10.2307/3209545 . JSTOR 3209545 . S2CID 165757132 .
- ^ Геродот. История, Книга III . с. §19.
- ^ Геродот. История, Книга III . С. 218, §91.
- ^ Mamcintosh (2018-08-29). «История финикийской цивилизации» . Пивоваренный . Получено 2020-04-20 .
- ^ Геродот. Истории, Книга V. с. §109.
- ^ Геродот. Истории, Книга VII . с. §23.
- ^ Геродот. Истории, Книга VIII . с. §90.
- ^ «Лакускуртиус • Диодор - Книга 16 главы 40-65» . Penelope.uchicago.edu . Получено 2020-04-20 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Миллар, Фергус (2006). «Финикийские города». Финикийские города: тематическое исследование эллинизации . Университет Северной Каролины Пресс. С. 32–50. doi : 10.5149/9780807876657_millar.8 . ISBN 9780807830307 Полем JSTA 10.5149/9780807876657_millar.8 .
- ^ «Осада шины Александра, 332 г. до н.э.» . Всемирная история энциклопедии . Получено 2019-03-07 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Стоквелл, Стивен (2010). «До Афин: раннее популярное правительство в финикийских и греческих городских штатах». Геополитика, история и международные отношения (2): 128–129.
- ^ Фельдман, Луи Х. (1996). Исследования в эллинистическом иудаизме . Брилль ISBN 978-90-04-10418-1 .
- ^ Rives, 1995, с.220
- ^ Сельцер, Клаудия (1984). «Евреи в Карфагене и Западной Северной Африке, 66-235 гг.» . В Дэвисе, Уильям Дэвид (ред.). Кембриджская история иудаизма: поздний римский период . Издательство Кембриджского университета. п. 69. ISBN 978-0-521-77248-8 .
- ^ "Пениция" . Britannica.com . 30 июня 2023 года. Архивировано с оригинала 28 июня 2023 года.
- ^ Zalloua, Pierre A .; и др. (2008). «Выявление генетических следов исторических расширений: финикийские следы в Средиземноморье» . Американский журнал человеческой генетики . 83 (5): 633–642. doi : 10.1016/j.ajhg.2008.10.012 . PMC 2668035 . PMID 18976729 .
- ^ Томас, Карме (2006). «Дифференциальный материнский и отцовский вклад в генетический бассейн острова Ибица, Balearic Archipelago». Американский журнал физической антропологии . 129 (2): 268–278. doi : 10.1002/ajpa.20273 . PMID 16323196 .
- ^ Матису-Смит, Элизабет А.; Гослинг, Анна Л.; Букок, Джеймс; Кардайлски, Ольга; Курумилиан, Яра; Roudesli-chebbi, sihem; и др. (25 мая 2016 г.). «Европейский митохондриальный гаплотип, идентифицированный в древних финикийских останках из Карфагена, Северная Африка» . Plos один . 11 (5): E0155046. BIBCODE : 2016PLOSO..1155046M . doi : 10.1371/journal.pone.0155046 . PMC 4880306 . PMID 27224451 .
- ^ Харб, Марк; и др. (Июль 2017). «Непрерывность и примесь в последних пяти тысячелетиях левантиновой истории из древних ханаанитских и современных ливанских последовательностей генома» . Американский журнал человеческой генетики . 101 (2): 274–282. doi : 10.1016/j.ajhg.2017.06.013 . PMC 5544389 . PMID 28757201 .
- ^ Jump up to: а беременный Абед, Мира (27 июля 2017 г.). «ДНК древних ханаанцев живет в современном ливанском языке, генетический анализ показывает» . Los Angeles Times . Архивировано из оригинала 9 августа 2021 года . Получено 5 августа 2021 года .
- ^ «Древняя финикийская жизнь была смешанной и многокультурной» . Журнал Cosmos . 10 января 2018 года . Получено 2020-04-25 .
- ^ Хабер, Марк; Нассар, Джойс; Альмарри, Мохамед А.; Saupe, Тина; Сааг, Лехти; Гриффит, Самуэль Дж.; Думет-Серхал, Клод; Чанто, Жюльен; Saghieh-Beydoun, Muntaha; Сюэ, Яли; Scheib, Christiana L.; Тайлер-Смит, Крис (2020). «Генетическая история Ближнего Востока от прохождения времени ADNA, отбирая восемь очков за последние 4000 лет» . Американский журнал человеческой генетики . 107 (1): 149–157. doi : 10.1016/j.ajhg.2020.05.008 . PMC 7332655 . PMID 32470374 .
- ^ Braudel, Fernand (2001). Память и Средиземноморье . Перевод Рейнольдса, Сиан. Нью -Йорк: Альфред А. Кнопф. С. 112–113.
- ^ Cunliffe (2008) , с. 241–2.
- ^ Stager, Le (2003). «Финикийский кораблекрушение в глубоком море». Морские маршруты: от Сидона до Хельвы: взаимосвязи в Средиземноморье, 16–6 -й в. До н.э. Музей велосипеда. С. 233–248. ISBN 978-960-7064-40-0 .
- ^ Ab freijeiro, Р. Корзо Санчес, новый антропоидный саркофаг из Кадиса. В кн.: Сообщения Мадридера 22, 1981.
- ^ Lapuente, P.; Рода, я; Gutiérrez Garcia-M, A.; Брилли, М. (июнь 2021 г.). «Обращаясь к противоречивому происхождению мраморного источника, используемого в финикийском антропоидном саркофаге Гадира (Кадис, Испания)» . Археометрия . 63 (3): 467–480. doi : 10.1111/arcm.12623 . S2CID 225150177 .
- ^ Маркоэ (2000) , с. 103
- ^ Хоукс, Кристофер (1977). «Британия и Юлий Цезарь». Материалы Британской академии (63): 124–192.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Марко, Гленн; Макговерн, Патрик Э. (март 1990 г.). «Нация ремесленников» . Археология . 43 (2): 32–33. JSTOR 41765806 .
- ^ Herm, Gerhard (1975). Феникийцы . Перевод Хиллера, Кэтрин. Нью -Йорк: Уильям Морроу. п. 80
- ^ Мур, Карл; Льюис, Дэвид (1999). Рождение многонационального . Копенгаген: Copenhagen Business School Press. п. 85
- ^ Сент -Клер, Кассия (2016). Секретная жизнь цвета . Лондон: Джон Мюррей. С. 162–164.
- ^ ИСТОРИЯ, очарование (2019). Феникийцы: очаровательное руководство по истории Финиции и воздействие, оказываемое одним из величайших торговых цивилизаций древнего мира . Очаровательная история. п. 60. ISBN 978-1647482053 .
- ^ Jump up to: а беременный в Роулинсон (1889) .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый «2600-летняя вина« фабрика », обнаружившаяся в Ливане» . История и культура . 2020-09-14. Архивировано из оригинала 15 сентября 2020 года . Получено 2020-09-15 .
- ^ Сехрист, Роберт. Планета винограда: география вина . С. 6–7.
- ^ "Галлея | Корабль" . Encyclopædia Britannica . Получено 2020-04-19 .
- ^ Хагги, Арад (2010). «Отчет о подводных раскопках в финикийской гавань, Атлит, Израиль». Международный журнал морской археологии (39): 283.
- ^ Wachsmann, Shelley (1998). Морские корабли и моряки в леванте бронзового века . Колледж Стейшн, Техас: Техасский университет A & M Press. С. 300, 51, 323–325, 332.
- ^ Вулмер, Марк (2011). Древняя Финиция: введение . Лондон: Бристольская классическая пресса. п. 84
- ^ Гамбин, Тимми (октябрь 2017 г.). Между Востоком и Западом - финикийский кораблекрушение от Гозо (PDF) (отчет). Университет Мальты. Архивировано из оригинала (PDF) 6 ноября 2020 года . Получено 6 ноября 2020 года .
- ^ Кляйн, Кристофер. «2700-летний финикийский кораблекрушение обнаружило» . История Получено 2020-04-23 .
- ^ Лорензи, Росселла (28 августа 2014 г.). «2700-летний финикийский кораблекрушение обнаружило» . Искатель .
- ^ Хансен, Могенс Герман (2000). «Заключение: влияние городских культур на мировую историю» . Сравнительное исследование тридцати культур городских государств: исследование . Kgl. Датское общество наук. С. 601–602. ISBN 978-87-7876-177-4 Полем Получено 5 апреля 2013 года .
- ^ Эрик Х. Клайн; Марк У. Грэм (27 июня 2011 г.). Древние империи: от Месопотамии до роста ислама . Издательство Кембриджского университета. п. 70. ISBN 978-0-521-88911-7 Полем Получено 24 февраля 2013 года .
- ^ Дэвид Сакс; Освин Мюррей; Лиза Р. Броди (1 января 2009 г.). Энциклопедия древнегреческого мира . Infobase Publishing. п. 76. ISBN 978-1-4381-1020-2 Полем Получено 3 марта 2013 года .
- ^ Вальдман, Карл; Мейсон, Кэтрин (2006). Энциклопедия европейских народов . Infobase Publishing. п. 586. ISBN 978-1-4381-2918-1 Полем Получено 23 февраля 2013 года .
- ^ Смит, Ричард Л. (31 июля 2008 г.). Премодерн Торговля в мировой истории . Routledge. п. 65. ISBN 978-0-203-89352-4 Полем Получено 3 марта 2013 года .
- ^ Нейлор, Филипп Чивигес (1 июля 2009 г.). Северная Африка: история от древности до настоящего . Университет Техасской прессы. п. 25. ISBN 978-0-292-77878-8 Полем Получено 23 февраля 2013 года .
- ^ Swartz, BK; Дюмет, Рэймонд Э. (1 января 1980 г.). Динамика западноафриканской культуры: археологические и исторические перспективы . Уолтер де Грютер. п. 236. ISBN 978-3-11-080068-5 Полем Получено 17 февраля 2013 года .
- ^ Гарнси, КПК; Whittaker, CR (15 февраля 2007 г.). Империализм в древнем мире: исследовательский семинар Кембриджского университета в древней истории . Издательство Кембриджского университета. п. 80. ISBN 978-0-521-03390-9 Полем Получено 22 февраля 2013 года .
- ^ П. Робертс (1 октября 2004 г.). HSC Древняя история . Pascal Press. п. 64. ISBN 978-1-74125-179-1 Полем Получено 17 февраля 2013 года .
- ^ «Все в море: морская жизнь древних феникийцев» . press.princeton.edu .
- ^ Марк, Джошуа Дж. "Пениция" . Всемирная история энциклопедии .
- ^ Кроули Куинн, Джозефина (2018). «Новый финикийский мир». В поисках феникийцев . ПРИЗНАЯ УНИВЕРСИТЕТА ПРИСЕТА. С. 153–175. doi : 10.2307/j.ctvc77kkd.13 . ISBN 9780691195964 Полем JSTOR J.CVC77KKD.13 .
- ^ Причард, Джеймс Б.; Эди, Мейтленд А. (1974). Введение в морских торговцев . Нью-Йорк: Книги временной жизни. п. 7
- ^ Крест, Фрэнк Мур (1980). «Недавно найденные надписи в старых ханаанитских и ранних финикийских сценариях». Бюллетень американских школ восточных исследований . 238 (238 (весна, 1980)). Университет Чикагского университета от имени американских школ восточных исследований: 1–20. doi : 10.2307/1356511 . JSTOR 1356511 . S2CID 222445150 .
- ^ Миллард, АР (1986). «Младенчество алфавита». Всемирная археология . 17 (3): 390–398. doi : 10.1080/00438243.1986.9979978 .
- ^ Бек, Роджер Б.; Черная, Линда; Кригер, Ларри С.; Нейлор, Филипп С.; Shabaka, Dahia Ibo (1999). Всемирная история: модели взаимодействия . Эванстон, Иллинойс: Макдугал Литтелл. ISBN 978-0-395-87274-1 .
- ^ Москати (1965) .
- ^ Джеффри, Л.Х. (1976). Архаичная Греция: греческие городские государства 700–500 г. до н.э. Эрнест Бенн Лтд и Тоннбридж.
- ^ Jump up to: а беременный «Феникийское искусство» . Всемирная история энциклопедии . Получено 2020-04-19 .
- ^ Jump up to: а беременный Марко, Гленн Э. (август 1990 г.). «Появление финикийского искусства» . Бюллетень американских школ восточных исследований (279): 13–26. doi : 10.2307/1357205 . JSTOR 1357205 . S2CID 163353156 .
- ^ «Феникийцы (1500–300 гг. До н.э.» . www.metmuseum.org . Получено 2020-04-19 .
- ^ «Мебельная табличка, вырезанная в высоком облегчении с двумя египетивационными фигурами, фланкирующими дерево Volute, c. 9 -й -8 -й век до н.э.» www.metmuseum.org . Получено 2020-04-19 .
- ^ Холст (2011) , с. 31
- ^ Холст (2011) , с. 44
- ^ Москати (1957) , например, с. 40 и 113.
- ^ Смит (1956) , с. 1–15.
- ^ Гастер (1965) , с. 113–143, 114–5.
- ^ Харден (1962) , с. 83–4.
- ^ Брэндон (1970) , с. 512–513.
- ^ Брэндон (1970) , с. 448.
- ^ Jump up to: а беременный Девер, Уильям (2008). У Бога была жена? Полем Соединенные Штаты Америки: Eerdmans Publishing Co. p. 97
- ^ Брэндон (1970) , с. 173.
- ^ "Ашер" . Британская .
- ^ Нисан, Мордехай (2015). «Идентичность и народы в истории: размышления о древних средиземноморских загадках» . Левантиновый обзор . 4 (2) - через Бостонский колледж.
- ^ Стерн, Э. (1990). «Новые доказательства DOR о первом появлении финикийцев вдоль северного побережья Израиля» . Бюллетень американских школ восточных исследований (279): 27–34. doi : 10.2307/1357206 . JSTOR 1357206 - через JSTOR.
- ^ Брэндон (1970) , с. 258 («Эль»).
- ^ Здесь Баал использовался вместо имени Бога Шторма Хадада . Брэндон (1970) , с. 315, 28, 124
- ^ Micked (1957) , стр. 113-4.
- ^ Брэндон (1970) , с. 29–30.
- ^ Брэндон (1970) , с. 173, 501.
- ^ Карлион, Ричард (1981). Руководство по богам . Нью -Йорк: Книги перо. С. 311–333.
- ^ Маркоэ (2000) , с. 120.
- ^ Вплестингтон (1964) , с. 148.
- ^ Смит (1956) , с. 33–43.
- ^ Jump up to: а беременный «Давно потерянные феникийские фигурки могут выявить секреты древнего культуры» . Иерусалимский пост | Jpost.com . 8 сентября 2020 года . Получено 2020-09-11 .
Источники
[ редактировать ]- Aubet, Maria Eugenia (2001). Феникийцы и Запад: политика, колонии и торговля . Перевод Туртона, Мэри. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-79543-2 Полем См. Обзор Роджера Райта , Университет Ливерпуля.
- Бонди, SF 1988. «Курс истории». У феникийцев , под редакцией Сабатино Москати, 38–45. Милан: редакционная группа Fabbri Group.
- Брэндон, SGF, изд. (1970). Словарь сравнительной религии . Нью -Йорк: сын Чарльза Скрибнера. ISBN 9780684310091 .
- Чарльз-Пикарт, Гилберт ; Пикард, Колетт (1968). (Оригинальный французский ред.: Vie et Mort de Carthage Paris: Hatchtete 1968) [ Жизнь и смерть Карфагена ]. Нью -Йорк: кольцо.
- Coulmas, Florian (1996). Блэквелл энциклопедия систем письма . Оксфорд: Блэквелл. ISBN 978-0-631-21481-6 .
- Cunliffe, Barry (2008). Европа между океанами; 9000 до н.э.-AD 1000 . Нью -Хейвен, CT: Издательство Йельского университета.
- Elayi, J. 2013. История Финиции . Париж: Перрин
- Гастер, Теодор Х. (1965). "Религия Канайта" В Ферме, Вергилиус (ред.). ( изд . Оргинальное Нью -Йорк: Цитадель Прес.
- Харден, Дональд (1962). Феникийцы . Нью -Йорк, Нью -Йорк: Фредерик А. Праегер.
- Холст, Сэнфорд (30 апреля 2011 г.). Финикийские секреты: изучение древнего Средиземноморья . Санторини книги. ISBN 978-0983327905 .
- Джигулов, Вадим С. (2021). Феникийцы: потерянные цивилизации . Лондон: Reaktion Books . ISBN 978-1-789-14478-9 .
- Лансел, Серж (1995). (Оригинал изд. На французском языке: Карфаген . Париж: Librairie Artheme Fayard 1992) [ Карфаген. История ]. Оксфорд: Блэквелл.
- Маркоэ, Гленн Э. (2000). Народы прошлого: феникийцы . Беркли, Калифорния: Университет Калифорнийской прессы . ISBN 978-0-520-22614-2 .
- Москати, Сабатино (1957). Древние семитские цивилизации . Лондон, Англия: Элексы книги.
- Москати, Сабатино (1965). Мир феникийцев . Нью -Йорк, Нью -Йорк: Фредерик А. Праегер.
- Куинн, Джозефина Кроули (2017). В поисках феникийцев . ПРИЗНАЯ УНИВЕРСИТЕТА ПРИСЕТА. ISBN 978-1-4008-8911-2 .
- Роулинсон, Джордж (1889). История Финиции .
- Röllig, W. (1995), финикийский и финикийцы в контексте древнего Ближнего Востока , в С. Москати (ред.), Феникийцы вчера сегодня вечером: исследования, открытия, проекты, Рим, с. 203–214
- Смит, В. Робертсон (1956) [А. & C. Black, Edinburgh, 1889]. Лекции по религии семитов . Нью -Йорк: Меридианская библиотека.
- Уэммингтон, Брайан Х. (1964). Карфаген . Пингвин (Оригинал Эд .:ROBERT HALE 1960).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Карион, Николас, Финикийский и Пунический порты , докторская диссертация, 2008, Страсбург, Франция.
- Cioffi, Robert L., «пальма, цвет и мифическая птица» (обзор Джозефины Куинн, в поисках феникийцев , Принстон, 2017, 360 с., ISBN 978 0 691 17527 0 ), Лондонский обзор книг , вып. 41, нет. 1 (3 января 2019 г.), с. 15–16.
- Крест, Фрэнк М. (1973). Ханаанитский миф и еврейский эпический . Гарвардский университет издательство. ISBN 9780674091764 .
- Thiollet, Жан-Пьер , меня зовут Библос , Предисловие Гая Гей-Пара, H & D, Paris, 2005, ISBN 2-914266-04-9 .
- Тодд, Малкольм ; Эндрю Флеминг (1987). Юго -Запад до 1000 г. н.э. (серия региональной истории Англии №:8) . Харлоу, Эссекс: Лонгман. ISBN 978-0-582-49274-5 Полем , для критического изучения доказательств финиции с юго -западом Великобритании
- Сильва, Диоген. «Литература по феникийцам на территории Бразилии: происхождение и причины», PhD Themis, Madrid - 2016. Доступно в https://eprints.ucm.es/39468/
- Сорен, Дэвид; Khader, Aicha b.; Слим, Хеди (1990). Карфаген . Нью -Йорк, новый: Саймон и Шустер. ISBN 9780671669027 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- BBC Radio4 - В наше время : Феникийцы (аудио -архив)
- Поиск феникийцев в Южном Ливане (архивировано 10 января 2009 г.)
- Финикийский алфавит
- Сэм Хасельби (ред.). «Фоениция: воображаемый друг народов, нуждающихся в предках» . Жозефина Куинн, доцент в древней истории в Вустерском колледже, Оксфордский университет . Эон.
- Финиция
- 2 -е тысячелетие до н.э.
- 9 век до н.э.
- 8 -й век до н.э.
- 7 век до н.э.
- 6 век до н.э.
- 6-го века до н.э.
- Древняя Азия
- Древняя Африка
- Древняя Европа
- Древняя Сирия
- Древняя Анатолия
- Древняя история иберийского полуострова
- Древняя история Северной Африки
- Древний Израиль и Иуда
- Древний Ливан
- Древний Левант
- Древний Ближний Восток
- Цивилизации осевых возрастов
- Бронзовый век Азия
- Культуры бронзового века
- Африканские культуры железного века
- Культуры железного века Азии
- История Средиземноморья
- История Палестины (регион)
- Бывшие страны в Западной Азии
- Штаты и территории, созданные в 3 -м тысячелетии до н.э.
- Государства и территории раскрыты в 6 веке до нашей эры
- Ханааниты
- Племя Ашера