Аштанга (восемь ступеней йоги)

Аштанга-йога ( санскрит : Аштанга-йога , латинизированное : аштанга-йога) . [ 1 ] «восемь ступеней йоги») — Патанджали классификация классической йоги , изложенная в его «Йога-сутрах» . Он определил восемь ступеней как яма (воздержание), нияма (соблюдение правил), асана (поза), пранаяма (дыхание), пратьяхара (отстранение), дхарана (концентрация), дхьяна (медитация) и самадхи (поглощение).
Восемь конечностей образуют последовательность от внешнего к внутреннему. Поза, асана, должна быть устойчивой и удобной в течение длительного времени, чтобы йогин мог практиковать конечности от пранаямы до самадхи. Основная цель — кайвалья , распознавание Пуруши , сознания-свидетеля, отдельного от Пракрити , когнитивного аппарата, и освобождение Пуруши от его запутанных загрязнений.
Определение йоги
[ редактировать ]Патанджали начинает свой трактат с изложения цели своей книги в первой сутре, за которой следует определение слова «йога» во второй сутре Книги 1: [ 2 ]
Йога – это обуздание инстинктов ума.
йогас-читта-вритти-ниродхах— Йога-сутры 1.2
Это краткое определение основано на значении трех санскритских терминов. И. К. Таймни переводит это как «Йога — это подавление ( nirodhaḥ ) изменений ( vṛtti ) ума ( citta )». [ 3 ] Свами Вивекананда переводит сутру как «Йога удерживает ( ниродхах ) вещество ума ( читта ) от принятия различных форм ( вритти )». [ 4 ] Когда ум успокоен, открывается видящий или настоящее Я:
1.3. Тогда Видящий утверждается в своей собственной сущностной и фундаментальной природе.
1.4. В других состояниях происходит ассимиляция (Видящего) с модификациями (ума). [ 5 ]
Восемь конечностей
[ редактировать ]
Патанджали изложил свое определение йоги в «Йога-сутрах» как восьмичленной (अष्टाङ्ग aṣṭ āṅga , «восемь конечностей») следующим образом:
Восемь ступеней йоги — это яма (воздержание), нияма (соблюдение правил), асана (позы йоги), пранаяма (контроль дыхания), пратьяхара (отстранение от чувств), дхарана (концентрация), дхьяна (медитация) и самадхи (поглощение). ." [ 6 ]
Восьмеричный путь йоги Патанджали состоит из набора предписаний морально дисциплинированной и целеустремленной жизни, из которых асаны (позы йоги) составляют лишь одну часть. [ 7 ]
1. Ямас
[ редактировать ]Яма — это этические правила в индуизме , и их можно рассматривать как моральные императивы («нельзя»). Пять ям, перечисленных Патанджали в «Йога-сутре» 2.30: [ 8 ]
- Ахимса (अहिंसा): ненасилие , непричинение вреда другим живым существам. [ 9 ]
- Сатья (सत्य): правдивость, неложность. [ 9 ] [ 10 ]
- Астея (अस्तेय): не воровство [ 9 ]
- Брахмачарья (ब्रह्मचर्य): целомудрие, [ 10 ] супружеская верность или сексуальные ограничения [ 11 ]
- Апариграха (अपरिग्रह): неалчность, [ 9 ] нестяжательство (не жадность) [ 10 ]
Патанджали в Книге 2 утверждает, как и почему каждое из вышеупомянутых самоограничений помогает в личностном росте человека. Например, в стихе II.35 Патанджали утверждает, что добродетель ненасилия и непричинения вреда другим ( ахимса ) ведет к отказу от вражды, состоянию, которое ведет йога к совершенству внутренней и внешней дружбы со всеми, всем . [ 12 ] [ 13 ]
2. Нияма
[ редактировать ]Второй компонент пути йоги Патанджали — это нияма, которая включает в себя добродетельные привычки и обряды («дос»). [ 14 ] [ 15 ] В 32-м стихе Садхана Пады ниямы перечислены следующим образом: [ 16 ]
- Шауча (शौच): чистота, ясность ума, речи и тела. [ 17 ]
- Сантоша (संतोष): удовлетворенность, принятие других, принятие своих обстоятельств такими, какие они есть, чтобы преодолеть или изменить их, оптимизм в отношении себя. [ 18 ]
- Тапас (तपस्): настойчивость, настойчивость, аскеза, аскетизм, самодисциплина. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]
- Свадхьяя (स्वाध्याय): изучение Вед, изучение себя, саморефлексия, самоанализ своих мыслей, речи и действий. [ 20 ] [ 23 ]
- Ишварапранидхана (इश्वरप्रणिधान): созерцание Ишвары (Бога/Высшего Существа, Брахмана , Истинного Я, Неизменной Реальности). [ 18 ] [ 24 ]
Как и в случае с Ямой, Патанджали объясняет, как и почему каждая из Ниям помогает в личностном росте. Например, в стихе II.42 Патанджали утверждает, что добродетель довольства и принятия других такими, какие они есть ( Сантоша ) приводит к состоянию, когда внутренние источники радости имеют наибольшее значение, а тяга к внешним источникам удовольствия прекращается. [ 25 ]
3. Асана
[ редактировать ]
Патанджали начинает обсуждение асаны (आसन, позы, сиденья) с определения ее в стихе 46 Книги 2 следующим образом: [ 2 ]
устойчивое удобное сиденье.
Поза для медитации должна быть устойчивой и удобной. [ 26 ] [ 27 ]- Йога-сутры II.46
Асана — это поза, которую можно удерживать в течение определенного периода времени, оставаясь расслабленной, устойчивой, удобной и неподвижной. Йога Сутра не перечисляет какие-либо конкретные асаны . [ 28 ] Аранья переводит стих II.47 как «асаны совершенствуются с течением времени путем расслабления усилий и медитации на бесконечность»; эта комбинация и практика предотвращают дрожь тела. [ 29 ] Любая поза, вызывающая боль или беспокойство, не является йогической позой. Вторичные тексты, в которых обсуждается сутра Патанджали, утверждают, что одним из требований правильной позы для сидячей медитации является поддержание груди, шеи и головы прямо ( правильное положение позвоночника ). [ 27 ]
Комментарий Бхасьи , который к Сутрам теперь считается автором самого Патанджали: [ 30 ] предлагает двенадцать сидячих поз для медитации: [ 31 ] Падмасана (лотос), Вирасана (герой), Бхадрасана (славный), Свастикасана (счастливый знак), Дандасана (посох), Сопасрайасана (с опорой), Парьянкасана (основание кровати), Краунча-нишадасана (сидящая цапля), Хастанишадасана (сидящий слон), Уштранишадасана (сидящий верблюд), Самасанстанасана (равновесное равновесие) и Стхирасукхасана (любая неподвижная поза, соответствующая вашему удовольствию). [ 27 ]
Более тысячи лет спустя « Хатха-йога-прадипика» упоминает 84 [ а ] асаны, которым обучал Шива , называя четыре из них наиболее важными: Сиддхасана (выполненная), Падмасана (лотос), Симхасана (лев) и Бхадрасана (славная), и описывает технику этих четырех и одиннадцати других асан. [ 33 ] [ 34 ] В современной йоге асаны заметны и многочисленны, в отличие от любой более ранней формы йоги. [ 35 ] [ 36 ]
4. Пранаяма
[ редактировать ]Пранаяма — это контроль дыхания, от санскрита прана (प्राण, дыхание). [ 37 ] и аяма (размерность, ограничение). [ 38 ]
После достижения желаемой позы стихи с II.49 по II.51 рекомендуют пранаяму , практику сознательного регулирования дыхания (вдох, полная пауза, выдох и пустая пауза). [ 39 ] Это делается несколькими способами, например, путем вдоха, а затем задержки выдоха на определенный период, выдоха и затем задержки вдоха на определенный период, замедления вдоха и выдоха или сознательного изменения времени и продолжительности дыхания (глубокого, короткого). дыхание). [ 40 ] [ 41 ]
5. Пратьяхара
[ редактировать ]Пратьяхара представляет собой комбинацию двух санскритских слов прати- (префикс प्रति-, «против» или «против») и ахара (आहार, «приблизить, принести»). [ 42 ]
Пратьяхара – это привлечение внимания. Это процесс отвода чувственного опыта от внешних объектов. Это шаг самоизвлечения и абстракции. Пратьяхара не означает сознательного закрытия глаз на чувственный мир; это сознательное закрытие процессов ума для чувственного мира. Пратьяхара дает человеку возможность перестать контролироваться внешним миром, привлечь внимание к поиску самопознания и испытать свободу, присущую его внутреннему миру. [ 43 ] [ 44 ]
Пратьяхара отмечает переход опыта йоги от первых четырех ступеней схемы Аштанги Патанджали, которые совершенствуют внешние формы, к последним трем ступеням, которые совершенствуют внутреннее состояние йогина: движение снаружи внутрь, от внешней сферы тела к внутренней сфере. духа. [ 45 ]
6. Дхарана
[ редактировать ]Дхарана (санскрит: धारणा) означает концентрацию, интроспективную сосредоточенность и однонаправленность ума. Корень слова — дхри (धृ), что означает «держать, поддерживать, сохранять». [ 46 ]
Дхарана, как шестая ступень йоги, удерживает ум на определенном внутреннем состоянии, предмете или теме ума. [ 47 ] Ум фиксируется на мантре , или на дыхании/пупке/кончике языка/любом месте, или на объекте, который мы хотим наблюдать, или на концепции/идее в уме. [ 48 ] [ 49 ] Фиксация ума означает однонаправленное сосредоточение, без дрейфа ума и без прыжков с одной темы на другую. [ 48 ]
7. Медитация
[ редактировать ]
Дхьяна (санскрит: ध्यान) буквально означает «созерцание, размышление» и «глубокая абстрактная медитация». [ 50 ]
Дхьяна – это созерцание, размышление о том, Дхарана на чем сосредоточилась . Если в шестой ступени йоги человек фокусируется на личном божестве, то Дхьяна является его созерцанием. Если концентрация была на одном объекте, Дхьяна – это непредвзятое и непредвзятое наблюдение за этим объектом. [ 51 ] Если фокус был на концепции/идее, Дхьяна созерцает эту концепцию/идею во всех ее аспектах, формах и последствиях. Дхьяна – это непрерывный ход мыслей, поток познания, поток осознания. [ 49 ]
Дхьяна неразрывно связана с Дхараной, одно ведет к другому. Дхарана – это состояние ума, Дхьяна – процесс ума. Дхьяна отличается от Дхараны тем, что медитирующий активно занимается ее сосредоточением. Патанджали определяет созерцание ( дхьяну ) как процесс ума, при котором ум фиксируется на чем-то, а затем происходит «курс равномерного изменения знания». [ 52 ] Ади Шанкара в своем комментарии к «Йога-сутрам » отличает Дхьяну от Дхараны, объясняя Дхьяну как состояние йоги, когда существует только «поток непрерывной мысли об объекте, не прерываемый другими мыслями разного рода об одном и том же объекте»; Дхарана, утверждает Шанкара, сосредоточена на одном объекте, но осознает множество его аспектов и идей об одном и том же объекте. Шанкара приводит пример йогина, находящегося в состоянии дхараны на утреннем Солнце, который может осознавать его блеск, цвет и орбиту; Йогин в состоянии дхьяны созерцает, например, только орбиту Солнца, не отвлекаясь на его цвет, блеск или другие связанные с этим идеи. [ 53 ]
8. Самадхи
[ редактировать ]Самадхи (санскрит: समाधि) буквально означает «соединение, соединение, объединение, союз, гармоничное целое, транс». [ 54 ] [ 55 ] В самадхи, когда медитируешь на объекте, присутствует только объект осознания. [ 56 ] и осознание того, что человек медитирует, исчезает. [ 49 ] [ 56 ] [ 57 ] Самадхи бывает двух видов: [ 58 ] [ 59 ] Сампраджнята самадхи с поддержкой объекта медитации и Асампраджнята самадхи без поддержки объекта медитации. [ 60 ]
Сампраджнята самадхи , также называемый савикальпа самадхи и Сабиджа самадхи , [ 61 ] [ б ] медитация с опорой на предмет, [ 60 ] [ с ] ассоциируется с размышлением, размышлением, блаженством и «Я-есть» (YS 1.17). [ 65 ] [ д ]
Первые две ассоциации, размышление и размышление, составляют основу различных типов самапатти : [ 65 ] [ 67 ]
- Савитарка , «совещательный» (ЯС 1.42): [ 65 ] [ и ] Читта концентрируется на грубом объекте медитации, [ 60 ] объект с явной видимостью, воспринимаемой нашими органами чувств, [ 68 ] например, пламя лампы, кончик носа или изображение божества. [ нужна ссылка ] Концептуализация ( викальпа ) все еще имеет место в форме восприятия, слова и знания объекта медитации. [ 65 ] Когда размышление заканчивается, это называется нирвитарка самадхи (ЙС 1.43). [ 69 ] [ ж ]
- Савичара , «отражающий»: [ 68 ] читта концентрируется на тонком объекте медитации, [ 60 ] [ 68 ] которое не воспринимается органами чувств, но достигается посредством умозаключения, [ 68 ] такие как чувства, процесс познания, ум, Я-есть-ность, [ г ] чакры, внутреннее дыхание ( прана ), нади , интеллект ( буддхи ). [ 68 ] Неподвижность размышления называется нирвичара самапатти (ЙС 1.44). [ 68 ] [ ч ]
Последние две ассоциации, сананда самадхи и сасмита , являются соответственно состоянием медитации и объектом савичара самадхи :
- Сананда самадхи , ананда , [ я ] «блаженство»: это состояние подчеркивает еще более тонкое состояние блаженства в медитации; [ 60 ]
- Сасмита : читта концентрируется на ощущении или ощущении «Я есть». [ 60 ]
По мнению Яна Уичера, статус ананды и асмиты в системе Патанджали является предметом споров. [ 70 ] По мнению Мэле, первые две составляющие — размышление и размышление — составляют основу различных типов самапатти . [ 65 ] По мнению Фейерштейна,
«Радость» и «Я-есть» [...] следует рассматривать как сопутствующие явления всякого познавательного [экстаза]. Объяснения классических комментаторов по этому вопросу кажутся чуждыми иерархии [экстатических] состояний Патанджали, и кажется маловероятным, что ананда и асмита должны составлять независимые уровни самадхи .
— [ 70 ]
Ян Уичер не согласен с Фейерштейном, рассматривая ананду и асмиту как более поздние стадии нирвичара-самапатти . [ 70 ] Уичер ссылается на Вачаспати Мишру (900–980 гг. н. э.), основателя Бхамати Адвайта Веданты , который предлагает восемь типов самапатти : [ 71 ]
- Савитарка-самапатти и Нирвитарка-самапатти , оба с грубыми объектами в качестве объектов поддержки;
- Савичара-самапатти и Нирвичара-самапатти , оба с тонкими объектами в качестве объектов поддержки;
- Сананда-самапатти и Нирананда-самапатти , в которых органы чувств являются объектами поддержки.
- Сасмита-самапатти и Нирасмита-самапатти , оба с чувством «Я есмь» в качестве поддержки.
Виджняна Бикшу (ок. 1550–1600) предлагает шестиэтапную модель, явно отвергая модель Вачаспати Мишры. Виджняна Бикшу рассматривает радость ( ананду ) как состояние, которое возникает, когда ум выходит за пределы стадии вичара . [ 67 ] Уичер соглашается, что ананда не является отдельной стадией самадхи. [ 67 ] По мнению Уичера, собственная точка зрения Патанджали, по-видимому, заключается в том, что нирвичара-самадхи — это высшая форма познавательного экстаза. [ 67 ]
Асампраджнята самадхи , также называемое нирвикальпа самадхи. [ 59 ] и Нирбиджа Самадхи , [ 59 ] [ Дж ] это медитация без объекта, [ 60 ] что ведет к познанию пуруши или сознания, тончайшего элемента. [ 68 ] [ к ]
Сотериологическая цель: Кайвалья.
[ редактировать ]По мнению Брайанта, целью йоги является освобождение от страданий, вызванных запутанностью мира, посредством различения Пуруши , сознания-свидетеля, и пракрити , когнитивного аппарата, включающего запутанный ум и клеши . Восемь частей — это «средства достижения различительного различения», «отсоединение пуруши от всякой связи с пракрити и всякой вовлеченности в читту». Брайант утверждает, что, по мнению Патанджали, практика йоги «по существу состоит из медитативных практик, кульминацией которых является достижение состояния сознания, свободного от всех видов активного или дискурсивного мышления, и в конечном итоге достижение состояния, в котором сознание не осознает ни одного объекта, внешнего по отношению к себе. то есть осознает только свою собственную природу как сознание, несмешанное с каким-либо другим объектом». [ 73 ] [ 74 ]
Школа санкхьи предполагает, что джняна (знание) является достаточным средством для достижения мокши , Патанджали предполагает, что систематические методы/практика (личные эксперименты) в сочетании с подходом санкхьи к знанию являются путем к мокше. [ 73 ] Патанджали считает, что авидья , невежество, является причиной всех пяти клеш, которые являются причиной страдания и самсары . [ 73 ] Освобождение, как и многие другие школы, — это устранение невежества, которое достигается через различающую проницательность, знание и самосознание. Йога -сутры — это трактат школы йоги о том, как этого достичь. [ 73 ] Самадхи — это состояние, в котором развивается экстатическое осознание, утверждают ученые йоги, и именно так человек начинает процесс осознания Пуруши и истинного Я. Далее утверждается, что это осознание вечно, и как только это осознание достигнуто, человек никогда не сможет перестать осознавать; это мокша , сотериологическая цель в индуизме. [ 73 ]
Патанджали Третья книга «Йогасутры» посвящена сотериологическим аспектам философии йоги. Патанджали начинает с утверждения, что все разделы йоги являются необходимой основой для достижения состояния самосознания, свободы и освобождения. В стихах с III.4 по III.5 он называет три последние ступени йоги самьямой и называет ее технологией «различения принципов», овладения читтой и самопознанием. [ 49 ] [ 75 ] В стихе III.12 «Йогасутры» утверждают, что этот принцип различения затем дает человеку возможность совершенствовать сант (спокойствие) и удиту (разум) в своем уме и духе посредством сосредоточенности. Это приводит к способности различать шабду (слово), артху (значение) и пратьяю (понимание), и эта способность дает человеку возможность с состраданием понимать крик/речь всех живых существ. [ 76 ] [ 77 ] Как только йог достигает этого состояния самьямы , это приводит к необычным способностям, интуиции, самопознанию, свободе и кайвалье , искупительной цели йога. [ 76 ]
См. также
[ редактировать ]- Семь стадий (йога) — семь стадий прогресса в комментарии Вьяса к Йога-сутрам.
- Благородный Восьмеричный Путь
- Дхьяна в буддизме
Примечания
[ редактировать ]- ^ Символизм числа 84 может происходить из его астрологических и нумерологических свойств: это произведение 7, количества планет в астрологии , и 12, количества знаков зодиака , тогда как в нумерологии 7 представляет собой сумму 3 и 4. и 12 — произведение, т.е. 84 — это (3+4)×(3×4). [ 32 ]
- ^ Семена или самскары не уничтожаются. [ 61 ]
- ^ По мнению Цзяньсиня Ли Сампраджняты, самадхи можно сравнить с рупа-джханами буддизма. [ 62 ] Эта интерпретация может противоречить мнению Гомбриха и Винна, согласно которым первая и вторая джханы представляют собой концентрацию, тогда как третья и четвертая джханы сочетают концентрацию с осознанностью. [ 63 ] По словам Эдди Крэнгла, первая джхана напоминает Сампраджнята Самадхи Патнаджали , в которых используются и витарка , и вичара . [ 64 ]
- ^ Йога Сутра 1.17: «Объектное самадхи (сампраджнята) связано с размышлением, размышлением, блаженством и Я-есть-ностью ( асмита ). [ 66 ]
- ^ Йога-сутра 1.42: «Совещательное ( савитарка ) самапатти - это самадхи , в котором слова, объекты и знания смешиваются посредством концептуализации». [ 65 ]
- ^ Йога Сутра 1.43: «Когда память очищается, ум кажется опустошенным от своей собственной природы, и сияет только объект. Это сверхсознательное ( нирвитака ) самапатти ». [ 69 ]
- ^ Следуя Йога Сутре 1.17, медитация на чувстве «Я есть» в других описаниях также группируется как «сасмита самапатти».
- ^ Йога Сутра 1.44: «Таким образом объясняются также отражающие ( савичара ) и сверхотражающие ( нирвичара ) самапатти , которые основаны на тонких объектах». [ 68 ]
- ^ См. также Свеклу .
- ^ Без семян и самскар. [ 59 ] По словам Свами Шивананды: «Все семена или впечатления сгорают в огне знания [...] все самскары и васаны, вызывающие перерождения, полностью сгорают. Все вритти или умственные модификации, возникающие из озера ума, приходят Пять омрачений, а именно: авидья (невежество), асмита (эгоизм), рага-двеша (любовь и ненависть) и абхинивеша (цепляние за что-либо). жизнь) разрушаются и узы Кармы уничтожаются [...] Это дает Мокшу (освобождение от колеса рождений и смертей). С приходом знания Самости невежество исчезает С исчезновением корня. причина, а именно, невежество, эгоизм и т. д., также исчезнут». [ 59 ]
- ^ По мнению Цзяньсиня Ли, Асампраджната Самадхи можно сравнить с арупа-джханами буддизма и Ниродха-Самапатти . [ 62 ] Крэнгл также отмечает, что сабиджа-асампраджнята самадхи напоминает четыре бесформенные джханы . [ 64 ] По мнению Крэнгла, четвертая арупа-джхана — это стадия перехода к «сознанию без семени» Патанджали. [ 72 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уэ, Жерар. «Словарь санскритского наследия» . sanskrit.inria.fr . Проверено 31 августа 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б
- Санскритский оригинал с переводом 1 : Философия йоги Т. Р. Татья (переводчик) с комментариями Бходжараджи; Архивы Гарвардского университета;
- Перевод 2 : Йога-даршан: Сутры Патанджали с Бхасьей Вьясы Г. Н. Джа (переводчик) с примечаниями; Архивы Гарвардского университета;
- Перевод 3 : Йогасутры Патанджали Чарльз Джонстон (переводчик)
- ^ Таймни 1961 , с. 12.
- ^ Вивекананда, с. 115.
- ^ Таймни 1961 , с. 16-17.
- ^ Йога-сутры 2.29.
- ^ Каррико, Мара (10 июля 2017 г.). «Познакомьтесь с восемью ступенями йоги» . Журнал йоги .
- ^ Агаше, К.С. (1904). Патанджалайогасутрани . Пуна: Анандашрам. Мистер. 102.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джеймс Лохтефельд, «Яма (2)», Иллюстрированная энциклопедия индуизма , Том. 2: N – Z, Rosen Publishing . ISBN 9780823931798 , стр. 777.
- ^ Перейти обратно: а б с Арти Дханд (2002), Этика религии: исследование идеалов индуизма, Журнал религиозной этики, 30 (3), страницы 347–372.
- ^ [а] Луиза Тейлор (2001), Женская книга йоги, Таттл, ISBN 978-0804818292 , стр. 3;
[б] Джеффри Лонг (2009), Джайнизм: Введение, IB Tauris, ISBN 978-1845116262 , стр. 109; Цитата: Четвертый обет – брахмачарья – означает для мирян супружескую верность и добрачное безбрачие; для подвижников оно означает абсолютное безбрачие; Джон Корт утверждает: «Брахмачарья предполагает занятия сексом только с супругом, а также избегание пылких взглядов или непристойных жестов (...) – Цитируется Лонгом, там же, стр. 101 - ^ Философия йоги Т.Р. Татья (переводчик) с комментарием Бходжараджи; Архив Гарвардского университета , стр. 80.
- ^ Ян Э.М. Хубен и Карел Райк ван Коой (1999), Насилие отрицается: насилие, ненасилие и рационализация насилия в истории культуры Южной Азии , Brill Academic, ISBN 978-9004113442 , стр. 5
- ^ Н. Туммерс (2009), Преподавание йоги на всю жизнь , ISBN 978-0736070164 , страницы 13–16.
- ^ Ю. Савай (1987), «Природа веры в традиции Шанкаран Веданты» , Numen , Vol. 34, Фаск. 1 (июнь 1987 г.), стр. 18–44.
- ^ Агаше, К.С. (1904). Патанджалайогасутрани . Пуна: Анандашрам. Мистер. 102.
- ^ Шарма и Шарма, Индийская политическая мысль , Atlantic Publishers, ISBN 978-8171566785 , стр. 19
- ^ Перейти обратно: а б Н. Таммерс (2009), Преподавание йоги на всю жизнь , ISBN 978-0736070164 , страницы 16–17.
- ^ Кельбер, Вашингтон (1976). «Тапас», Рождение и духовное возрождение в Ведах, История религий, 15 (4), 343–386.
- ^ Перейти обратно: а б С.А. Бхагват (2008), Йога и устойчивое развитие. Журнал йоги , осень/зима 2008 г., 7 (1): 1–14.
- ^ Эспин, Орландо О.; Николофф, Джеймс Б. (2007). Вводный словарь теологии и религиоведения . Литургическая пресса. п. 1356. ИСБН 978-0-8146-5856-7 .
- ^ Робин Райнхарт (2004). Современный индуизм: ритуал, культура и практика . АВС-КЛИО. п. 359. ИСБН 978-1-57607-905-8 .
- ↑ Полировка зеркала Yoga Journal , Гэри Крафтсоу, 25 февраля 2008 г.
- ^ Ишвара + пранидхана, Ишвара. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine и пранидхана . Архивировано 16 апреля 2016 г. в Wayback Machine , разговорный санскрит.
- ^ Философия йоги Т.Р. Татья (переводчик) с комментарием Бходжараджи; Архив Гарвардского университета , стр. 84.
- ^ Философия йоги Т.Р. Татья (переводчик) с комментарием Бходжараджи; Архив Гарвардского университета, стр. 86.
- ^ Перейти обратно: а б с Харихарананда Аранья (1983), Философия йоги Патанджали , State University of New York Press , ISBN 978-0873957281 , стр. 228 со сносками.
- ^ Йога-даршан: Сутры Патанджали с Бхасьей Вьясы Г. Н. Джа (переводчик); Архив Гарвардского университета , страница xii
- ^ Харихарананда Аранья (1983), Философия йоги Патанджали , State University of New York Press , ISBN 978-0873957281 , стр. 229.
- ^ Маас, Филипп А. (2013). «Краткая историография классической философии йоги», в: Эли Франко (ред.), Периодизация и историография индийской философии» . Предварительная версия статьи, опубликованной в: Эли Франко (ред.), Периодизация и историография индийской философии. Публикации Исследовательской библиотеки де Нобили, 37. Вена: Коллекция де Нобили . Вена: Коллекция де Нобили, Институт исследований Южной Азии, Тибета и буддизма Венского университета.
- ^ Йога-даршан: Сутры Патанджали с Бхасьей Вьясы Г. Н. Джа (переводчик); Архив Гарвардского университета , стр. 89.
- ^ Розен, Ричард (2017). Часто задаваемые вопросы по йоге: почти все, что вам нужно знать о йоге — от асан до ямы . Шамбала. стр. 171–. ISBN 978-0-8348-4057-7 .
это число имеет символическое значение. С. Дасгупта в книге «Неясные религиозные культы » (1946) приводит многочисленные примеры вариаций числа восемьдесят четыре в индийской литературе, которые подчеркивают его «чисто мистическую природу»; ... Гудрун Бюнеманн в своей всеобъемлющей книге «Восемьдесят четыре асаны в йоге » отмечает, что это число «означает полноту, а в некоторых случаях и священность». ... Джон Кэмпбелл Оман, в книге «Мистики, аскеты и святые Индии» (1905) ... семь ... классических планет в индийской астрологии ... и двенадцать - количество знаков зодиака. ... Мэтью Капштейн дает.. нумерологическую точку зрения... 3+4=7... 3x4=12...
- ^ Хатха Йога Прадипика П. Синх (переводчик), страницы 33-35
- ^ Микель Берли (2000), Хатха-йога: ее контекст, теория и практика, Мотилал Банарсидасс , ISBN 978-8120817067 , стр. 198.
- ^ Синглтон, Марк (4 февраля 2011 г.). «Древние и современные корни йоги» . Журнал йоги .
- ^ Джайн, Андреа (июль 2016 г.). «Ранняя история современной йоги» . Оксфордские исследовательские энциклопедии. дои : 10.1093/акр/9780199340378.013.163 . ISBN 978-0-19-934037-8 . Проверено 24 мая 2019 г.
- ^ prAna Санскритско-английский словарь, Кельнский университет, Германия
- ^ AyAma , Кельнский университет, Германия Санскритско-английский словарь
- ^ Харихарананда Аранья (1983), Философия йоги Патанджали , State University of New York Press , ISBN 978-0873957281 , страницы 230-236.
- ^ Философия йоги Т.Р. Татья (переводчик) с комментарием Бходжараджи; Архив Гарвардского университета , стр. 88-91.
- ^ Йога-даршан: Сутры Патанджали с Бхасьей Вьясы Г. Н. Джа (переводчик); Архив Гарвардского университета , страницы 90–91.
- ^ AhAra , Кельнский университет, Германия Санскритско-английский словарь
- ^ Гита Айенгар (1998), Йога: жемчужина для женщин , ISBN 978-8170237150 , страницы 29–30.
- ^ Шарлотта Белл (2007), Осознанная йога, Осознанная жизнь: Руководство для повседневной практики , Rodmell Press, ISBN 978-1930485204 , страницы 136-144.
- ^ RS Bajpai (2002), Великолепие и размеры йоги , Мотилал Банарсидасс , ISBN 978-8171569649 , страницы 342-345.
- ^ dhR , Монье Уильямса (редакция 2008 г.), Cologne Digital Sanskrit Lexicon, Германия Санскритско-английский словарь
- ^ Бернар Буаншо (1997), Сущность йоги: размышления о йога-сутрах Патанджали , Rudra Press, ISBN 9780915801695 , стр. 149.
- ^ Перейти обратно: а б Шарлотта Белл (2007), Осознанная йога, Осознанная жизнь: Руководство для повседневной практики , Rodmell Press, ISBN 978-1930485204 , страницы 145-151.
- ^ Перейти обратно: а б с д Йога-даршан: Сутры Патанджали с Бхасьей Вьясы - Книга 3 Г.Н. Джа (Переводчик); Архив Гарвардского университета , страницы 94–95.
- ^ dhyAna , Санскритско-английский словарь Монье Уильямса (редакция 2008 г.), Cologne Digital Sanskrit Lexicon, Германия
- ^ Шарлотта Белл (2007), Осознанная йога, Осознанная жизнь: Руководство для повседневной практики, Rodmell Press, ISBN 978-1930485204 , страницы 151-159.
- ^ Философия йоги Т.Р. Татья (переводчик) с комментарием Бходжараджи; Архив Гарвардского университета, стр. 94-95.
- ^ Тревор Леггетт (1983), Шанкара о Йога-сутрах , Том 2, Routledge, ISBN 978-0710095398 , страницы 283-284.
- ^ samAdhi , Санскритско-английский словарь Монье Уильямса (редакция 2008 г.), Cologne Digital Sanskrit Lexicon, Германия
- ^ samAdhi , Кельнский университет, Германия Санскритско-английский словарь
- ^ Перейти обратно: а б Оранжевый 1983 , с. 252–253.
- ^ Демарэ 2008 , с. 175-176.
- ^ Джонс и Райан 2006 , с. 377.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Шри Свами Шивананда, Раджа Йога Самадхи
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Свами Джнанешвара Бхарати, Интеграция более 50 разновидностей йогической медитации
- ^ Перейти обратно: а б Свами Шивананда, Сампраджнята Самадхи
- ^ Перейти обратно: а б Цзяньсинь Линд .
- ^ Винн 2007 , с. 106; 140, примечание 58.
- ^ Перейти обратно: а б Крэнгл 1984 , с. 191.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Мэле 2007 , с. 177.
- ^ Мэле 2007 , с. 156.
- ^ Перейти обратно: а б с д Уичер 1998 , с. 254.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Мэле 2007 , с. 179.
- ^ Перейти обратно: а б Мэле 2007 , с. 178.
- ^ Перейти обратно: а б с Уичер 1998 , с. 253.
- ^ Уичер 1998 , с. 253-254.
- ^ Крэнгл 1984 , с. 194.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Эдвин Брайант (2011, Университет Рутгерса), Йога-сутры Патанджали IEP
- ^ Брайант 2009 , с. 10.
- ^ Грегор Мэле (2007), Аштанга-йога: практика и философия , ISBN 978-1577316060 , страницы 237-238.
- ^ Перейти обратно: а б Йога-даршан: Сутры Патанджали с Бхасьей Вьясы - Книга 3 Г.Н. Джа (Переводчик); Архив Гарвардского университета, страницы 108–126.
- ^ Философия йоги Т.Р. Татья (переводчик) с комментарием Бходжараджи; Архив Гарвардского университета, страницы 108-109.
Источники
[ редактировать ]- Аранья, Харихарананда (1983), Философия йоги Патанджали , State University of New York Press, ISBN 978-0873957281
- Брайант, Эдвин Ф. (2009), Йога-сутры Патанджали: новое издание, перевод и комментарии , Нью-Йорк: North Point Press, ISBN 978-0865477360
- Крэнгл, Эдди (1984), «Сравнение индуистских и буддийских методов достижения самадхи» (PDF) , в Хатче, РА; Феннер, П.Г. (ред.), Под тенью дерева кулиба: австралийские исследования сознания , University Press of America, заархивировано из оригинала (PDF) 1 сентября 2021 г. , получено 4 августа 2021 г.
- Демарэ, Мишель Мари (2008), Изменение сознания: разум, сознание и идентичность в Йога-сутре Патанджали , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120833364
- Цзяньсинь Ли (без даты), Сравнительное исследование йоги и индийского буддизма , asianscholarship.org, заархивировано из оригинала 4 марта 2016 г.
{{citation}}
: CS1 maint: год ( ссылка ) - Джонс, Констанс; Райан, Джеймс Д. (2006), Энциклопедия индуизма , издательство Infobase Publishing
- Мэле, Грегор (2007), Аштанга-йога: практика и философия , Библиотека Нового Мира
- Таймни, И.К. (1961), Наука йоги: Йога-сутры Патанджали (PDF)
- Уичер, Ян (1998), Целостность йога-даршана: пересмотр классической йоги , SUNY Press
- Винн, Александр (2007), Происхождение буддийской медитации (PDF) , Routledge
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Т. Р. Татья (1885), Философия йоги с комментарием Бходжараджи; Архивы Гарвардского университета;
- Г. Н. Джа (1907), Йога-даршан: Сутры Патанджали с Бхасьей Вьясы с примечаниями; Архивы Гарвардского университета;
- Чарльз Джонстон (1912), Йогасутры Патанджали
- И.К. Таймни (1961), Наука йоги: Йога-сутры Патанджали
- Чип Хартранфт (2003), Йога-сутра Патанджали. Санскритско-английский перевод и глоссарий (86 страниц)