История евреев в Австрии
Общая численность населения | |
---|---|
от 10 300 до 18 000 [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Языки | |
австрийский немецкий , идиш , иврит | |
Религия | |
иудаизм | |
Родственные этнические группы | |
Другие евреи ( ашкенази , сефарды , мизрахи ), немецкие евреи , чешские евреи , польские евреи , венгерские евреи , русские евреи , украинские евреи. |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
История Австрии |
---|
Портал Австрии |
История евреев в Австрии, вероятно, начинается с исхода евреев Иудеи , из находящейся под римской оккупацией . [2] [3] [4] [5] [6] Евреи проживали в Австрии с III века нашей эры. На протяжении многих столетий политический статус общины многократно повышался и падал: в определенные периоды еврейская община процветала и пользовалась политическим равенством, а в другие периоды терпела погромы , депортации в концентрационные лагеря и массовые убийства, антисемитизм. . Холокост резко сократил еврейскую общину в Австрии, и, согласно переписи 2001 года, в Австрии осталось только 8140 евреев. Сегодня еврейское население Австрии составляет 10 300 человек, а если принять во внимание Закон о возвращении , то это число увеличится до 33 000 человек , что означает наличие хотя бы одного еврейского дедушки и бабушки. [1]
Античность
[ редактировать ]Евреи жили в Австрии по крайней мере с III века нашей эры. В 2008 году группа археологов обнаружила амулет третьего века нашей эры в виде золотого свитка, на котором были начертаны слова еврейской молитвы «Шма Исраэль» («Слушай, Израиль! Господь — Бог наш, Господь един»). могила еврейского младенца в Хальбтурне . [7] Это считается самым ранним сохранившимся свидетельством еврейского присутствия на территории современной Австрии. [8] Предполагается, что первые евреи иммигрировали в Австрию вслед за римскими легионами после римской оккупации Израиля. Предполагается, что римские легионы, участвовавшие в оккупации и вернувшиеся после Первой иудейско-римской войны, вернули еврейских пленных . [9]
Средневековье
[ редактировать ]Документ X века, устанавливавший равные права между еврейскими и христианскими купцами на Дунае, предполагает наличие еврейского населения в Вене на данный момент, хотя конкретных доказательств, опять же, нет. О существовании еврейской общины в этом районе достоверно известно только после начала XII века, когда существовали две синагоги. В том же столетии еврейское поселение в Вене увеличилось за счет поглощения еврейских поселенцев из Баварии и Рейнской области .
В начале 13 века еврейская община начала процветать. Одной из основных причин процветания было заявление императора Священной Римской империи Фридриха II о том, что евреи представляют собой отдельную этническую и религиозную группу и не связаны законами, направленными против христианского населения. После этой декларации в июле 1244 года император опубликовал билль о правах евреев, который запрещал им многие рабочие места, предприятия и возможности получения образования, но допускал права на продажу, тем самым поощряя их работать в сфере кредитования , поощряя иммиграция дополнительных евреев в этот район, а также обещанная защита и автономные права, такие как право судить себя и право собирать налоги. Этот билль о правах затронул другие королевства в Европе, такие как Венгрия , Польша , Литва , Силезия и Богемия , в которых проживала высокая концентрация евреев.
В этот период еврейское население в основном занималось торговлей и сбором налогов, а также заняло ключевые позиции во многих других сферах жизни Австрии. В 1204 году была построена первая документально подтвержденная синагога в Австрии. Кроме того, евреи пережили период религиозной свободы и относительного процветания; группа семей во главе с известными раввинами поселилась в Вене — этих ученых людей позже стали называть «венскими мудрецами». Группа основала бейт-мидраш , который в то время считался самой известной школой талмудизма в Европе.
Замкнутость и предполагаемое процветание еврейской общины вызвали усиление напряженности и зависти со стороны христианского населения, а также враждебность со стороны католической церкви . В 1282 году, когда эта территория перешла под контроль католического дома Габсбургов , известность Австрии снизилась до уровня религиозного центра еврейской научной деятельности из-за крайне антисемитской атмосферы.
Некоторые еврейские предприятия занимались гражданским финансированием, частными беспроцентными кредитами и государственными бухгалтерскими работами, обеспечивающими сбор налогов и кредитование землевладельцев-христиан. Самые ранние свидетельства о том, что еврейским чиновникам была поручена неприятная роль по сбору неуплаченных налогов, содержатся в документе 1320 года. В то же время произошли беспорядки, в которых стали козлами отпущения всех евреев, проживавших в этом районе, . Все еврейское население подверглось несправедливой атаке со стороны некоторых разгневанных соседей-неевреев, и эта враждебность сделала повседневную жизнь невыносимой — население продолжало сокращаться в середине 14 века. В начале 15-го века, во время режима Альберта III и Леопольда III , этот период характеризовался формальным списанием многих непогашенных долгов перед еврейскими финансистами, а также тех, которые были бы взысканы за счет деятельности евреев по взысканию долгов. были намеренно оставлены непогашенными, чтобы разорить еврейского кредитора; затем была проведена массовая официальная конфискация всего еврейского имущества и проведена политика, требующая экономических ограничений в отношении всего еврейского народа.
Депортация из Австрии
[ редактировать ]В середине 15 века, после создания антикатолического движения Яна Гуса в Чехии , положение евреев ухудшилось в результате необоснованных обвинений в том, что движение было связано с еврейской общиной.
В 1420 году статус еврейской общины резко упал, когда еврей из Верхней Австрии был ложно обвинен в осквернении священного хлеба . Это побудило Альберта V отдать приказ заключить в тюрьму всех евреев Австрии. 210 еврейских мужчин, женщин и детей были насильно вывезены из своих домов и сожжены заживо на городской площади, а оставшиеся семьи были собраны и депортированы из Австрии, вынужденные оставить все свое имущество. В 1469 году приказ о депортации был отменен Фридрихом III , который стал известен своей справедливостью и крепкими отношениями, позволив евреям жить относительно свободно от поиска козлов отпущения и преступлений на почве ненависти - его даже иногда называли «королем евреев». Он позволил евреям вернуться и поселиться во всех городах Штирии и Каринтии . При его режиме евреи обрели короткий период мира (между 1440 и 1493 годами).
В 1496 году Максимилиан I издал указ об изгнании всех евреев из Штирии . [10] В 1509 году он издал «Имперский мандат на конфискацию», который предусматривал уничтожение всех еврейских книг, за исключением одного — Библии . [11]
Подъём религиозного фанатизма Общества Иисуса
[ редактировать ]Период относительного мира длился недолго. Фердинанд I , режим которого начался в 1556 году, выступал против преследования евреев, но взимал чрезмерные налоги и приказал им носить позорный знак. Между 1564 и 1619 годами, во времена правления Максимилиана II , Рудольфа II и Матьяша , фанатизм иезуитов возобладал и положение евреев еще больше ухудшилось. Позже Фердинанд II теоретически выступил против преследований евреев, как и его дед, и даже разрешил строительство синагоги. Тем не менее, еврейское население было обложено огромными налогами.
Надир еврейской общины в Австрии пришелся на период правления Леопольда I , в период, когда евреев часто преследовали и депортировали из многих областей, включая Вену в 1670 году, хотя через несколько лет они постепенно вернулись. На евреев также действовали различные законы, один из которых разрешал вступать в брак только первенцам, чтобы остановить рост еврейского населения. Хотя Леопольд сурово относился к еврейскому населению, у него был еврейский экономический советник Самсон Вертхаймер .
Саббатейское . движение, возникшее в тот же период, достигло и еврейской общины Австрии, во многом благодаря тяжелому положению тамошних евреев Многие последовали по стопам Саббатая Цви, иммигрировав в землю Израиля.
Современный период
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2024 г. ) |
Еврейское население Вены [12] [13] [14] [15] по переписи и конкретному району | |||||||
Год | тотальная попса. | евреи | % | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1857 | 476,220 | 2,617 | 1.3 | ||||
1869 | 607,510 | 40,277 | 6.6 | ||||
1880 | 726,105 | 73,222 | 10.1 | ||||
1890 | 817,300 | 99,444 | 12.1 | ||||
1890* | 1,341,190 | 118,495 | 8.8 | ||||
1900 | 1,674,957 | 146,926 | 8.7 | ||||
1910 | 2,031,420 | 175,294 | 8.6 | ||||
1923 | 1,865,780 | 201,513 | 10.8 | ||||
1934 | 1,935,881 | 176,034 | 9.1 | ||||
1951 | 1,616,125 | 9,000 | 0.6 | ||||
1961 | 1,627,566 | 8,354 | 0.5 | ||||
1971 | 1,619,855 | 7,747 | 0.5 | ||||
1981 | 1,531,346 | 6,527 | 0.4 | ||||
1991 | 1,539,848 | 6,554 | 0.4 | ||||
2001 | 1,550,123 | 6,988 | 0.5 | ||||
* = после расширения Вены |
Изменение отношения к евреям
[ редактировать ]После периода религиозного фанатизма по отношению к еврейскому населению региона начался период относительной толерантности, который был менее заметен во время правления Марии Терезии Австрийской . Своего пика оно достигло во время правления австрийского Франца Иосифа I , который был очень популярен среди еврейского населения.
После раздела Речи Посполитой в 1772 году Королевство Галиция и Лодомерия , или просто «Галиция», стало самой крупной, самой густонаселенной и самой северной провинцией Габсбургской империи . В результате аннексии многие евреи были присоединены к Австрийской империи, и императрица Мария Терезия быстро издала различные законы, направленные на регулирование их прав, и отменила еврейскую автономию, чтобы взять на себя власть над евреями.
Хотя императрица была известна своей ненавистью к евреям, несколько евреев работали на нее при ее дворе. Императрица обязала евреев посещать общие начальные школы и, кроме того, разрешила им поступать в университеты. Еврейских школ в то время еще не существовало.
После смерти Марии Терезии в 1780 году ее сын Иосиф II стал ее преемником и начал работать над интеграцией евреев в австрийское общество. Император постановил, что они будут обязаны записаться в армию, и основал государственные школы для евреев. Эдикт о терпимости 1782 года отменил различные ограничения, которые ранее были наложены на евреев, такие как ограничение проживания только в заранее определенных местах и ограничение определенных профессий. Им теперь было разрешено основывать фабрики, нанимать слуг-христиан и учиться в высших учебных заведениях, но все это только при условии, что евреи будут обязаны посещать школу, что они будут использовать только немецкий язык в официальных документах вместо иврита или идиша . что дополнительный налог будет запрещен, что судебные процессы, проводимые внутри общины, будут сокращены и что те, кто не получит образования, не смогут жениться до достижения 25-летнего возраста. Император также заявил, что евреи будут создавать еврейские школы для их детей, но они выступили против этого, потому что он запретил им организовываться внутри сообщества и создавать общественные учреждения. После различного сопротивления, в том числе со стороны еврейской партии, которая выступала против многих условий, предъявляемых к ним, а также со стороны христианской партии, которая выступала против многих прав, предоставленных евреям, указ не был полностью выполнен.
После его смерти в 1790 году Иосифу II наследовал его брат Леопольд II . Всего через два года правления он умер, и ему наследовал его сын Франциск II , который продолжал работать над интеграцией евреев в более широкое австрийское общество, но был более умеренным, чем его дядя. В 1812 году в Вене была открыта еврейская воскресная школа. В тот же период на евреев был наложен ряд ограничений, таких как обязанность учиться в христианских школах и молиться на немецком языке.
Процветание
[ редактировать ]Между 1848 и 1938 годами евреи в Австрии пережили период процветания, начавшийся с начала правления Франца Иосифа I в качестве императора Австро -Венгерской империи и постепенно распавшийся после смерти императора после присоединения Австрии к Германии. нацистами, и этот процесс привел к началу Холокоста в Австрии.
Франц Иосиф I предоставил евреям равные права, заявив, что «гражданские права и политика страны не зависят от религии народа». Императора очень любили евреи, которые в знак признательности писали о нем молитвы и песни, которые печатались в еврейских молитвенниках. [16] В 1849 году император отменил запрет на организацию евреев внутри общины, а в 1852 году были установлены новые правила для еврейской общины. В 1867 году евреи формально получили полное равноправие благодаря усилиям по либерализации.
В отличие от средневеково-европейского взгляда на евреев как на отдельную иностранную нацию, австро-венгерские либералы определяли «еврейство» как религиозную идентичность и ожидали, что евреи ассимилируются в других сферах жизни. [17] В Венгрии это означало ассимиляцию с мадьярской идентичностью , но в остальной части империи этот процесс был более сложным, поскольку «Австрия» еще не существовала как национальная идентичность, а была только политическая идентичность. [17]
Император учредил фонд, направленный на финансирование создания еврейских учреждений, а кроме того, основал в Будапеште Талмудическую школу для раввинов . В 1890-е годы несколько евреев были избраны в австрийский рейхсрат .
Во время правления Франца Иосифа и после него еврейское население Австрии внесло большой вклад в австрийскую культуру, несмотря на их небольшой процент в населении. Пожертвования поступили от еврейских юристов, журналистов (среди них Теодор Герцль ), писателей, драматургов, поэтов, врачей, банкиров, бизнесменов и художников. Вена стала культурным еврейским центром и центром образования, культуры и сионизма. Теодор Герцль, отец сионизма , учился в Венском университете и был редактором фельетона Neue Freie Presse , очень влиятельной в то время газеты. Другой еврей, Феликс Зальтен , сменил Герцля на посту редактора фельетона.
Среди других известных влиятельных евреев, внесших большой вклад в австрийскую культуру, были композиторы Густав Малер , Арнольд Шенберг и авторы Стефан Цвейг , Артур Шницлер , Карл Краус , Элиас Канетти , Йозеф Рот , Вики Баум и врачи Зигмунд Фрейд , Виктор Франкл , Вильгельм Штекель и Альфред. Адлер , философы Мартин Бубер , Карл Поппер и многие другие.
Период расцвета затронул и спортивную сферу: еврейский спортивный клуб «Хакоа Вена» был основан в 1909 году и преуспел в футболе , плавании и легкой атлетике .
Благодаря еврейскому процветанию и равенству, несколько еврейских ученых обратились в христианство, желая ассимилироваться в австрийском обществе. Среди них были Карл Краус и Отто Вейнингер .
В этот период Вена избрала мэром-антисемитом Карла Люгера . Император Франц Иосиф был против этого назначения, но после того, как Люгер был избран три раза подряд, император был вынужден принять его избрание в соответствии с правилами. В период своей власти Люгер отстранил евреев от должностей в городской администрации и запретил им работать на расположенных в Вене фабриках до своей смерти в 1910 году.
Переплетение евреев и отношение к ним императора можно было увидеть и в общем состоянии империи. С середины 19-го века началось большое давление со стороны различных национальностей, живущих в многонациональной империи Габсбургов : национальные меньшинства (такие как венгры , чехи и хорваты ) начали требовать все больше и больше коллективных прав; среди говорящих на немецком языке многие начали чувствовать себя более связанными с Германией, которая укреплялась. В этих обстоятельствах еврейское население особенно отличалось своей лояльностью к империи и восхищением императором. Австрийских евреев времен Первой мировой войны иногда описывают как имеющих «тройную идентичность»: политически австрийцев, культурно немцев и этнически евреев. [17]
Лояльность евреев к Австрии и императору была особенно сильна во время Первой мировой войны, учитывая, что главным врагом государства в течение первых двух лет войны была Россия , известная как очень опасное место для ее еврейских граждан . [17] Около 300 000 мужчин-евреев служили в австрийской армии. [17]
В 1910 году в австрийской половине империи проживало 1 313 687 евреев, большинство из них — в северо-восточных провинциях Галиции и Буковины. [17] В 1918 году в новом (гораздо меньшем) австрийском государстве проживало около 300 000 евреев, разбросанных по 33 различным поселениям. Большинство из них (около 200 000) проживало в Вене . В то время Вена занимала третье место по численности городского еврейского населения в Европе. [18]
Первая республика и австрофашизм (1918–1934/1934–1938)
[ редактировать ]Австрия во время Первой республики (1919–34) находилась под сильным влиянием евреев. Многие из ведущих руководителей Социал-демократической партии Австрии и особенно лидеры австромарксизма были ассимилированными евреями, например Виктор Адлер , Отто Бауэр , Густав Экстайн , Юлиус Дойч , а также реформатор школьной системы в Вене Хьюго Брейтнер. Поскольку Социал-демократическая партия была единственной партией в Австрии, которая принимала евреев в свои члены, а также на руководящие посты, несколько еврейских партий, основанных после 1918 года в Вене, где около 10% населения составляли евреи, не имели шансов на усиление своего влияния. части еврейского населения. Районы с высоким уровнем еврейского населения, такие как Леопольдштадт в Вене, единственные районы, где евреи составляли около половины населения, и соседние районы Альзергрунд и Бригиттенау , где до трети населения составляли евреи, обычно имели более высокий процент избирателей за Социал-демократическую партию, чем в классических «рабочих» округах. [19]
Первая Австрийская Республика отказала в гражданстве евреям бывшей Габсбургской монархии в межвоенный период . [20] Утечка мозгов из Австрии уже началась с ростом антисемитизма после распада империи Габсбургов . [21] В Венском университете с 1920-х годов участились жестокие нападения немецких студентов-националистов и национал-социалистов на одноклассников-евреев и социалистов, особенно в Институте анатомии под руководством Юлиуса Тандлера, а также в связи с отменой антисемитского студенческого постановления Гляйспаха 1930 года. . [22] В 1921 году в Вене прошел масштабный антисемитский парад толпы. [23] Антисемиты начали обвинять евреев в падении Австро-Венгрии и центральных держав во время Первой мировой войны , подобно немецкому мифу об «ударе в спину» . [24]
В 1920-е годы процветали творцы еврейской культуры, включая бестселлеры, написанные евреями, и возрождение идишского театра, которым наслаждались как евреи, так и неевреи. [18]
В мае 1923 года в Вене состоялся Первый Всемирный конгресс еврейских женщин в присутствии президента Михаэля Хайниша , призвавший, в частности, поддержать переселение еврейских беженцев в Палестину . [25] Также культурный вклад евреев достиг своего пика. Многие известные писатели, режиссеры кино и театра (например, Макс Рейнхардт , Фриц Ланг , Ричард Освальд , Фред Циннеманн и Отто Премингер ) актеры (например, Петер Лорре , Пауль Муни ) и продюсеры (например, Джейкоб Флек , Оскар Пильцер , Арнольд Прессбургер ) , архитекторы и сценографы (например, Артур Бергер , Гарри Хорнер , Оскар Стрнад , Эрнст Дойч-Драйден ), комики ( Кабарета художники (например, Генрих Айзенбах , Фриц Грюнбаум , Карл Фаркас , Георг Крейслер , Герман Леопольди , Армин Берг ), музыканты и композиторы (например, Фриц Крейслер , Ганс Дж. Зальтер , Эрих Вольфганг Корнголд , Макс Штайнер , Курт Адлер ) были австрийскими евреями. В 1933 году многие австрийские евреи, которые годами работали и жили в Германии, вернулись в Австрию, в том числе многие. которые бежали от нацистских ограничений в отношении евреев, работающих в киноиндустрии.
В 1934 году Гражданская война в Австрии разразилась . Новое федеральное государство Австрия было фашистским, и лидеры Социал-демократической партии были арестованы или были вынуждены бежать. Но, за исключением евреев, активно участвовавших в Социал-демократической партии, новый режим Отечественного фронта , считавший себя проавстрийским и антинациональным социализмом, не привёл к ухудшению положения еврейского населения.
Перепись 1934 года. [26] насчитало 191 481 еврея в Австрии, из них 176 034 проживали в Вене, а большая часть остальных - в Нижней Австрии (7 716) и Бургенланде (3 632), где также существовали известные еврейские общины. Из других Бундесландов только Штирия (2195 человек) также насчитывала более 1000 евреев. в По оценкам Мемориального музея Холокоста США, 1933 году в Австрии проживало 250 000 евреев. [27]
В 1936 году ранее сильная австрийская киноиндустрия , развившая собственное движение «эмигрантского кино», была вынуждена принять немецкие ограничения, запрещающие евреям работать в киноиндустрии. Эмиграция среди кинохудожников тогда резко возросла, и Лос-Анджелес главным направлением стал . Основная волна эмиграции началась в марте 1938 года, с аншлюса , и продолжалась до ноября 1938 года, когда почти все синагоги в Австрии были разрушены (более 100, от 30 до 40 из которых были построены как специальные синагоги, 25 из них в Вене).
Связь
[ редактировать ]Процветание внезапно закончилось 13 марта 1938 года с аннексией Австрии нацистской Германией (« аншлюс »). Еврейское население Австрии в то время составляло 181 882 человека, из них 167 249 - в Вене. Тысячи евреев уже эмигрировали до аншлюса . Немецкие расовые Нюрнбергские законы были немедленно применены к Австрии, так что люди, у которых один еврейский дедушка или бабушка считались евреями, даже если они или их родители перешли в другую веру, так что от 201 000 до 214 000 человек были пойманы этими антиеврейскими законами. [26]
Нацисты вошли в Австрию без какого-либо серьезного сопротивления и были одобрительно приняты многими австрийцами. [28] Сразу после аншлюса нацисты начали вводить антиеврейские меры по всей стране. Евреи были изгнаны из всей культурной, экономической и общественной жизни Австрии. Еврейские предприятия были « арианизированы » и либо проданы за небольшую часть их стоимости, либо полностью конфискованы. Граждане-евреи подвергались унижениям, поскольку им приказывали выполнять различную черную работу без учета возраста, социального положения или пола. [ нужна ссылка ]
9 ноября «Ночь разбитого стекла» ( Хрустальная ночь ) прошла в Германии и Австрии. Синагоги по всей Австрии были разграблены и сожжены Гитлерюгендом и СА . Еврейские магазины подверглись вандализму и разграблению, а некоторые еврейские дома были разрушены. В Вене были разрушены все синагоги, кроме одной. [29] Той ночью в Австрии были убиты по меньшей мере 27 евреев, а многие другие избиты.
Холокост в Австрии
[ редактировать ]После аншлюса все евреи были фактически вынуждены эмигрировать из Австрии, но этот процесс был чрезвычайно затруднен. Эмиграционный центр находился в Вене, и от выезжающих требовалось иметь при себе многочисленные документы, подтверждающие выезд из разных ведомств. Центральное управление еврейской эмиграции под руководством Адольфа Эйхмана . За вопросы эмиграции отвечало [24] Им не разрешалось брать наличные деньги, акции или ценные предметы, такие как ювелирные изделия или золото, а большинство предметов антиквариата или произведений искусства были объявлены «важными для государства» и не могли быть вывезены, а часто просто конфисковывались; по существу можно было взять только одежду и предметы домашнего обихода, поэтому почти все ценное осталось позади. Чтобы покинуть страну, нужно было заплатить «налог» при выезде, который составлял большой процент от всего их имущества. Эмигранты поспешили собрать только самые важные личные вещи, оплатить выезд, а все остальное пришлось оставить. Выезд был возможен только при наличии визы для въезда в другую страну, которую было трудно получить, особенно для бедных и пожилых людей, поэтому даже богатым иногда приходилось оставлять своих родителей или бабушек и дедушек. К лету 1939 года страну покинуло 110 000 евреев. [24] Последние евреи легально уехали в 1941 году. Почти все евреи, оставшиеся после этого, были убиты во время Холокоста.
Некоторые иностранные чиновники помогли, выдав гораздо больше виз, чем им было официально разрешено. Китайский консул в Австрии Хо Фэн-Шань , рискуя своей жизнью и карьерой, быстро одобрил заявления на получение виз тысяч евреев, пытающихся спастись от нацистов. Среди них, возможно, были австрийские режиссеры Якоб и Луиза Флек , которые получили одну из последних виз в Китай в 1940 году и затем снимали фильмы с китайскими режиссерами в Шанхае . присвоила ему звание Праведника народов мира организация Действия Хо были признаны посмертно , когда в 2001 году израильская Яд Вашем .
Гертруда Вейсмюллер
[ редактировать ]В декабре 1938 года голландский представитель комитета помощи евреям Гертруда Вейсмюллер-Мейер отправилась в Вену после того, как ее об этом попросил британский (и еврейский) профессор Норман Бентвич , который от имени британского правительства обратился за помощью в выполнении квота на 10 000 временных еврейских детей-беженцев из нацистской Германии и нацистской Австрии. Вейсмюллер поехала в Вену, но была арестована за критику нацистской коллекции Винтерхильфе , но сумела отговориться и на следующий день направилась прямо в тогдашний офис Адольфа Эйхмана , тогда еще относительно неизвестного руководителя Центрального центра еврейской эмиграции Zentralstelle für jüdische. Аусвандерунг . Сначала он отказался ее видеть, но затем впустил ее на пять минут и неодобрительно сказал, что она сможет забрать 600 еврейских детей, если ей удастся вывезти их в течение одной недели. Она справилась. Затем она продолжила организовывать перевозки детей из Германии и Австрии. Так продолжалось до начала Второй мировой войны 1 сентября 1939 года, когда европейские границы были закрыты. Точное количество австрийских детей, которые могли бежать через организацию Вейсмюллер, точно не известно, но, по словам ее биографа, их число достигает 10 000. Последний транспорт – теперь известен под названием Киндертранспорт находился 14 мая 1940 года, через три дня после Нидерланды вторжения нацистов в , на последнем корабле, вышедшем из голландских вод, SS Bodegraven, на котором ей удалось разместить 74 немецких и австрийских еврейских ребенка. Сама она решила остаться в Голландии, хотя у нее была возможность присоединиться к группе детей. Все дети, которых она спасла, пережили военные обстоятельства. удостоил Вейсмюллера звания «Праведник народов мира» Яд Вашем . в ее честь была установлена статуя, В начале 2020 года в ее родном городе Алкмаре но монтаж и открытие были отложены из-за пандемии коронавируса.
Уничтожение
[ редактировать ]В 1939 году нацисты начали уничтожение еврейского населения. Наиболее знатные деятели общины, около 6000 человек, были отправлены в концентрационные лагеря Дахау и Бухенвальд . Главным концентрационным лагерем Австрии был концентрационный лагерь Маутхаузен , располагавшийся рядом с городом Линц . Многие другие евреи были отправлены в концентрационный лагерь Терезиенштадт и Лодзинское гетто в Польше, а оттуда перевезены в концентрационный лагерь Освенцим . Летом 1939 года правительство закрыло сотни фабрик и еврейских магазинов. В октябре 1941 года евреям запретили выезд за пределы Австрии. Общее число евреев, которым удалось покинуть Австрию, составляет около 28 тысяч. Некоторые венские евреи были отправлены в транзитный лагерь Ниско в оккупированной нацистами Польше . В конце зимы 1941 года еще 4500 евреев были отправлены из Вены в различные концентрационные лагеря и лагеря смерти в оккупированной нацистами Польше (в основном в Избицу Куявскую и в гетто на территории Польши). Люблинский район). В июне 1942 года транспорт направился прямо из Вены в лагерь смерти Собибор , в котором находилось около тысячи евреев. Осенью 1942 года нацисты отправили еще больше евреев в гетто в оккупированных ими городах Советского Союза : Риге , Каунасе , Вильнюсе и Минске . Эти евреи были убиты литовскими, латвийскими и белорусскими коллаборационистами под наблюдением немецких солдат, в основном расстреляны в лесах и захоронены в братских могилах.
К октябрю 1942 года в Австрии осталось всего от 2000 до 5000 евреев. [30] Около 1900 из них были высланы из страны в течение следующих двух лет, а остальные остались скрываться. Общая численность австрийского еврейского населения, убитого во время Холокоста, составляет около 65 500 человек, из них 62 000 известны по именам. [30] Остальная часть еврейского населения Австрии, за исключением до 5000, которым удалось выжить в Австрии, эмигрировала — около 135 000 человек еврейского вероисповедания или еврейского происхождения по сравнению с цифрой в 1938 году. Но до 1938 года эмигрировали тысячи австрийских евреев.
После Второй мировой войны
[ редактировать ]После Холокоста евреи по всей Европе, которым удалось выжить, были сконцентрированы в союзников лагерях для перемещенных лиц в Австрии. Пережившие Холокост, которым некуда было вернуться после войны, остались в лагерях для перемещенных лиц, и им помогали группы добровольцев, приехавших из Палестины . До 1955 года от 250 000 до 300 000 перемещенных лиц в Австрии проживало . Около 3000 из них остались в Австрии и образовали новую еврейскую общину. Многие евреи в лагерях для перемещенных лиц по всей Европе в конечном итоге иммигрировали в Израиль. Многие другие вернулись в Германию и Австрию. В октябре 2000 года в Вене был построен Мемориал Холокоста на Юденплац в память об австрийских евреях, погибших во время Холокоста.
Одним из известных узников концлагеря Маутхаузен был Симон Визенталь , который после освобождения работал вместе с армией США над поиском нацистских военных преступников.
Во время Венгерской революции 1956 года около 200 000 венгров бежали через Австрию на запад, среди них 17 000 евреев. Семьдесят тысяч венгров остались в Австрии, среди них было немало евреев. Один из самых известных из них — политолог и публицист Пол Лендвай .
Подробности об имуществе, конфискованном нацистами в Вене у австрийских евреев, таких как Сэмюэль Шаллингер, который был совладельцем отелей Imperial и Bristol . [31] а имена тех, кто их взял и так и не вернул, подробно описаны в книге и Тины Вальцер Unser Wien («Наша Вена») Стефана Темпла . [32]
Современная ситуация
[ редактировать ]После Холокоста еврейская община в Австрии восстановилась, хотя она намного меньше. В 1950-х годах волна иммиграции из Советского Союза привела русских евреев в Австрию. После падения железного занавеса возобновился приток евреев из бывшего Советского Союза. Нынешнее еврейское население Австрии составляет около 12 000–15 000 человек. [ нужна ссылка ] — большинство проживает в Вене , Граце и Зальцбурге . Около 800 человек — пережившие Холокост, жившие в Австрии до 1938 года, и около 1500 — иммигранты из стран, когда-то входивших в Советский Союз.
В июле 1991 года австрийское правительство признало свою роль в преступлениях Третьего рейха во время Второй мировой войны . В 1993 году австрийское правительство реконструировало еврейскую синагогу в Инсбруке , разрушенную во время Хрустальной ночи , а в 1994 году реконструировали еврейскую библиотеку в Вене, которая затем была вновь открыта.
Неонацизм и антисемитизм не исчезли полностью из общественной жизни Австрии. В 1990-е годы политикам и репортерам было отправлено множество писем с угрозами, а некоторые австрийские общественные деятели время от времени проявляли симпатию к нацизму.
Курт Вальдхайм был назначен президентом Австрии в 1986 году, несмотря на то, что он служил офицером Вермахта во время Второй мировой войны . Он оставался президентом Австрии до 1992 года. В течение своего срока его считали персоной нон грата во многих странах. С 1989 по 1991 и 1999–2008 годы был Йорг Хайдер , который неоднократно выступал с антисемитскими заявлениями и часто обвинялся в симпатиях к нацистам губернатором Каринтии . [33]
Австрийскому правительству предъявили иск за участие Австрии в Холокосте и потребовали выплатить компенсацию выжившим евреям. Первоначально правительство отложило вопросы компенсаций до тех пор, пока США не начали оказывать давление. В 1998 году австрийское правительство приняло Закон о реституции произведений искусства, который вновь рассмотрел вопрос об произведениях искусства, украденных нацистами. (Но см. также «Портрет Адели Блох-Бауэр I» , где приведен пример нежелания выплачивать компенсации жертвам.) В ноябре 2005 года австрийское правительство разослало письма о компенсации 19 300 австрийцам, пережившим Холокост, которые все еще живы. Общая сумма, выплаченная Австрией в качестве компенсации, составила более 2 миллионов долларов США, она была выплачена самим лицам, пережившим Холокост, владельцам пострадавших предприятий, а также за украденные банковские счета и т. д. Кроме того, австрийское правительство также перечислило 40 миллионов долларов США Австрийский еврейский фонд. [ нужна ссылка ]
Самое большое еврейское присутствие в Австрии сегодня находится в Вене, где есть синагоги, еврейский дом престарелых, Еврейский музей (основанный в 1993 году) и другие общественные учреждения. Австрийские евреи принадлежат к самым разным конфессиям: от харедим до евреев-реформистов . Еврейская община также проводит множество мероприятий, организованных движением Хабад , которое управляет детскими садами, школами, общественным центром и даже университетом. Существуют также активные отделения молодежных движений Бней Акива и Хашомер Хацаир . Сегодня самое большое меньшинство еврейской общины Вены составляют иммигранты из Грузии , за ними следуют выходцы из Бухары , каждая из которых имеет отдельные синагоги и большой общественный центр под названием «Испанский центр».
В первые послевоенные годы в Австрии было очень мало евреев; однако некоторые из них стали очень заметными в австрийском обществе. К ним относятся Бруно Крайский , который был канцлером Австрии в период с 1970 по 1983 год, художник и архитектор Фриденсрайх Хундертвассер и еврейские политики, такие как Элизабет Питтерманн , член парламента Австрии от Социал-демократической партии Австрии и Петер Зихровский , который был бывший член Партии свободы Австрии и представитель в Европейском парламенте .
Скрытый антисемитизм является проблемой в нескольких сельских районах страны. Некоторые проблемы на курорте Серфаус привлекли особое внимание в 2010 году, когда людям, считавшимся евреями, было запрещено бронировать номера в отелях по причине расовой предвзятости . Сообщалось о враждебном отношении некоторых жителей села к тем, кто размещает евреев. Несколько отелей и квартир в городе подтвердили, что евреям запрещено находиться в этих помещениях. Те, кто бронирует номера, подвергаются расовому профилированию в комнатах отказывают , а тем, кто идентифицируется как возможные ортодоксальные евреи, . [34]
В августе 2020 года арабский иммигрант из Сирии был арестован в Граце за нападения на евреев и порчу синагоги граффити с надписью «Свободная Палестина». Он также подозревался в нападениях на католическую церковь и ЛГБТ . Официальные лица охарактеризовали эти нападения как связанные с радикальным исламистским антисемитизмом . [35] [36]
В сентябре 2019 года Австрия проголосовала за внесение поправок в свой закон о гражданстве , позволяющих прямым потомкам жертв национал-социализма восстановить австрийское гражданство. Ранее только жертвам и их детям разрешалось восстановить австрийское гражданство. Данная поправка вступила в силу 1 сентября 2020 года. [37] и к началу 2021 года уже было одобрено около 950 заявок. [38]
Известные люди
[ редактировать ]- Курт Адлер , хормейстер и дирижер Метрополитен-опера, Нью-Йорк
- Питер Альтенберг , писатель и поэт [39]
- Отто Бауэр , политик, основатель австромарксизма , министр иностранных дел Австрии [40]
- Игнац Брюлль , композитор и пианист [41]
- Саймон Дойч , революционер [42]
- Карл Джерасси , химик-фармацевт [43]
- Ханс Эйслер , композитор [44] [45]
- Роберт Фейн , штангист, олимпийский чемпион [46]
- Виктор Франкл , психиатр, основатель логотерапии. [47]
- Зигмунд Фрейд , невролог и основатель психоанализа [48]
- Фриц Грюнбаум , артист кабаре [49]
- Ханс Хаас , штангист, олимпийский чемпион [50]
- Эльфрида Елинек , актриса, Нобелевской премии лауреат [51]
- Франц Кафка , прозаик и автор рассказов [52]
- Эрик Кандел , нейробиолог, Нобелевской премии лауреат [53]
- Хелен Сингер Каплан , сексопатолог [54]
- Мелани Кляйн , психоаналитик [55]
- Карл Коллер , офтальмолог [56]
- Эрих Вольфганг Корнгольд , композитор и дирижер [57]
- Бруно Крайский , политик, канцлер Австрии [58]
- Фриц Крейслер , скрипач и композитор [59]
- Густав Малер , композитор [60]
- Людвиг фон Мизес , экономист [61]
- Реджи Налдер , актер [62]
- Пауль Нейман , пловец и врач, олимпийский чемпион. [63]
- Отто Нейрат , философ науки, социолог и политэконом. [64]
- Эллен Прайс , фехтовальщица, олимпийская чемпионка [65]
- Джозеф Рот , журналист и писатель [66]
- Гарри Шейн , актер [67]
- Джозеф Шильдкраут , актер [68]
- Артур Шницлер , автор [69]
- Арнольд Шенберг , композитор [70]
- Людвиг Витгенштейн , философ [71]
См. также
[ редактировать ]- Австро-израильские отношения
- Список австрийских евреев
- История евреев в Зальцбурге
- История евреев в Вене
- История евреев в Германии
- История евреев в Швейцарии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Сколько евреев в Австрии» . 18 июня 2020 г. Проверено 14 мая 2023 г.
- ^ Дотен-Сниткер, Кериче (14 декабря 2020 г.). «Контексты государственного насилия: изгнание евреев в Священной Римской империи» . Ассоциация истории социальных наук . 45 (1): 131–163. дои : 10.1017/ssh.2020.39 . ISSN 0145-5532 – через издательство Cambridge University Press.
- ^ Рутгерс, Леонард Виктор (1 апреля 1994 г.). «Римская политика в отношении евреев: изгнание из города Рима в первом веке нашей эры» Классическая античность . 13 (1): 56–74. дои : 10.2307/25011005 . ISSN 0278-6656 . JSTOR 25011005 .
- ^ Слингерленд, Диксон (1992). «Светоний Клавдий 25.4, Деяния 18 и «Historiarum Adversum Paganos Libri VII» Паула Орозия: «Датирование изгнания римских евреев Клавдием» . Еврейский ежеквартальный обзор 83 (1/2): 127–144. дои : 10.2307/1455110 . ISSN 0021-6682 . JSTOR 1455110 .
- ^ Меррилл, Элмер Трусделл (1919). «Изгнание евреев из Рима при Тиберии» . Классическая филология . 14 (4): 365–372. дои : 10.1086/360251 . ISSN 0009-837X . JSTOR 263501 .
- ^ Ланс, Биргит ван дер (2015), Лабан, Майкл; Лехтипуу, Оути (ред.), «Политика исключения: изгнание евреев и других людей из Рима» , « Люди под властью: ранние еврейские и христианские ответы на Римскую империю» , Amsterdam University Press, стр. 33–78, ISBN 978-90-485-2199-9 , получено 19 февраля 2024 г.
- ^ Андрей, Михай (19 марта 2008 г.). «Самый ранний еврейский золотой свиток, найденный в Австрии» . ЗМЭ Наука . Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ Археологическая сенсация в Австрии. Ученые из Венского университета раскопали самые ранние свидетельства еврейского проживания в Австрии, 13 марта 2008 года. «Археологическая сенсация в Австрии. Ученые Венского университета раскопали самые ранние свидетельства еврейского проживания в Австрии» . Архивировано из оригинала 3 июня 2023 г.
- ^ Университет, Ассаф (2 апреля 2008 г.). «Амулет III века - признак древнейшей еврейской жизни в Австрии - Ежедневная газета Гаарец | Новости Израиля» . Гаарец.com. Архивировано из оригинала 24 марта 2008 г. Проверено 14 марта 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Дин Филлип Белл (2001). Священные общины: еврейская и христианская идентичности в Германии пятнадцатого века . БРИЛЛ. п. 119. ИСБН 0-391-04102-9 .
- ^ «Этот день в еврейской истории / Император Священной Римской империи приказывает уничтожить все еврейские книги, кроме Библии» . Гаарец .
- ^ перепись 1890, 1900, 1910 годов Центральной статистической комиссии КК и перепись 1934 года и Статистический ежегодник города Вены за 1910 год , в: Ансон Рабинбах: Миграция галицких евреев в Вену . Ежегодник истории Австрии, том XI, Berghahn Books/Rice University Press, Хьюстон, 1975, стр. 48.
- ^ Статистический ежегодник города Вены 1930–1935 (новая серия. 3-й том), изданный Муниципальным статистическим управлением. Содержит цифры 1910, 1923 и 1934 годов.
- ^ Австрийская комиссия историков: Заключительный отчет Комиссии историков Австрийской Республики. Том 1 . Oldenbourg Verlag, Вена, 2003 г., стр. 85–87 (результаты переписи 1934 г.).
- ^ Статистическое управление Австрии: Население по религиозным убеждениям и федеральным землям с 1951 по 2001 год (по состоянию на 15 января 2009 г.)
- ^ Варади (редактирование/транскрипция), Аарон Н. (24 февраля 2022 г.). «Молитва за государя (императора Франца Иосифа I), техина Авраама Неуда (1855 г.)» . opensidur.org/?p=42814 . Проверено 8 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Розенблит, Марша Л. (2001). Реконструкция национальной идентичности: евреи Габсбургской Австрии во время Первой мировой войны . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-513465-0 .
- ^ Jump up to: а б Сильверман, Лиза (19 июня 2012 г.). Стать австрийцами: евреи и культура между мировыми войнами . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-994272-5 .
- ^ Рут Беккерманн: Остров Маззес . В: Рут Беккерманн (ред.): Остров Мацце - евреи в Венском Леопольдштадте 1918–38 . Лёккер Верлаг, Вена, 1984 г.
- ^ Кузьманы (2018). «Изменения и преемственность в борьбе Австрии с кризисами беженцев на протяжении трех столетий» . Журнал австрийско-американской истории . 2 (2): 116–141. дои : 10.5325/jaustamerhist.2.2.0116 . JSTOR 10.5325/jaustamerhist.2.2.0116 .
- ^ Файхтингер, Йоханнес (2015). «1918 год и начало утечки научных мозгов из Австрии» . Вклад в правовую историю Австрии . 1 :286-298. дои : 10.1553/BRGOE2014-2s286 .
- ^ Книфач, Катарина (23 марта 2015 г.). «Антисемитизм в Венском университете» . 650 Плюс .
- ^ «Антисемитская толпа марширует по Вене – кричит «Юден Хинаус!» Она толкает евреев и бьет окна – Полиция защищает гетто – Демонстрация считается частью общего реакционного движения» . Нью-Йорк Таймс . 15 марта 1921 года.
- ^ Jump up to: а б с Игел, Ли Х. (01 сентября 2007 г.), «Судьба евреев в Австрии, 1933–39» , The Routledge History of the Holocaust , Routledge, doi : 10.4324/9780203837443.ch9 , ISBN 978-0-203-83744-3 , получено 5 ноября 2021 г.
- ^ Бен-Габриэль, Моше Яаков; Бен-Гавриэль, Моше Яаков; Уоллас, Армин А. (1999). Тагебухер с 1915 по 1927 год . Бёлау Верлаг Вена. стр. 473–. ISBN 978-3-205-99137-3 .
- ^ Jump up to: а б цитата: Комиссия историков Австрии: Заключительный отчет Комиссии историков Австрийской Республики . Том 1. Oldenbourg Verlag, Вена, 2003 г., стр. 85–87.
- ^ www.ushmm.org - Еврейское население Европы в 1933 году. Архивировано 15 января 2009 г. в Wayback Machine.
- ↑ Мемориальный музей Холокоста США, Вашингтон, округ Колумбия , «Австрия» , веб-сайт Мемориального музея Холокоста США , 28 ноября 2019 г.
- ^ «Изгнание, депортация и убийство — история евреев в Вене» . www.wien.gv.at. Проверено 16 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Комиссия историков Австрии: Заключительный отчет Комиссии историков Австрийской Республики . Том 1. Oldenbourg Verlag, Вена, 2003 г., стр. 291–293.
- ^ Эрлангер, Стивен (7 марта 2002 г.). «Вена пронзена как грабитель евреев нацистской эпохи» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Коннолли, Кейт (21 мая 2002 г.). «Туристическая тропа Вены, полная грабежей» . Хранитель .
- ^ «Евреи Австрии» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот . Архивировано из оригинала 01 апреля 2019 г. Проверено 25 июня 2018 г.
- ^ Sueddeutsche Zeitung (немецкий) о возможном антисемитизме в Серфаусе.
- ^ Мерфи, Франсуа (24 августа 2020 г.). «Австрия арестовала сирийца за нападение на еврейского лидера синагоги» . Насдак . Рейтер. Архивировано из оригинала 16 мая 2022 года.
Следователи считают, что мотив исламистский», — сказал Нехаммер, добавив, что меры безопасности в синагогах были усилены, чтобы предотвратить нападения подражателей.
- ^ « Радикальный исламист-антисемит» арестован в связи с нападениями на еврейскую общину Граца» . Еврейская хроника . 25 августа 2020 г.
31-летний сирийский беженец был арестован в связи с тремя нападениями на еврейскую общину в Граце на юге Австрии... Первое нападение произошло около 23:00 18 августа, когда синагога Граца была разрисована словами " Палестина свободна» и «Наш язык и наша земля — это красные линии»... Его также подозревают в том, что на прошлой неделе он разрушил штаб-квартиру ЛГБТК-ассоциации Граца и католическую церковь. Министр внутренних дел Австрии Карл Нехаммер приписал нападениям «исламистский мотив», назвав подозреваемого «радикальным исламистским антисемитом» и «гомофобом».
- ^ «Австрия расширяет гражданство потомкам жертв нацистских преследований» . Австрия . Архивировано из оригинала 22 апреля 2022 г. Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ «Член изгнанной семьи Эфрусси получил австрийское гражданство» . Виндобона.орг | Венские международные новости . Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ Ким, Дэвид. «Альтенберг, Питер (1859–1919)» . Энциклопедия модернизма Рутледжа.
- ^ Велч, Роберт; Сильверман, Лиза. «Бауэр, Отто» . Энциклопедия.com.
- ^ Еврей: «Современное обозрение, июнь 1999 г., Энтони Патерсон» «Мир компакт-дисков | Современный обзор | Найдите статьи на BNET.com» . Архивировано из оригинала 10 апреля 2008 г. Проверено 30 октября 2006 г. «Запрет нацистов на его композиции - он был евреем» По состоянию на 6 ноября 2006 г.
родился в Моравии: «Композиторы классической музыки» [1]. Архивировано 27 сентября 2011 г. в Wayback Machine «Брюлль, Игнац 1846–1907 Моравия, Просниц - Австрия, Вена», по состоянию на 6 ноября 2006 г. - ^ Гринберг, Мартин Гарри (1979). Еврейские списки: физики и генералы, актеры и писатели и сотни других списков выдающихся евреев . Шокенские книги. п. 43. ИСБН 9780805237115 .
- ^ «Карл Джерасси: Король стероидов». Карл Джерасси: Король стероидов. Нп и Интернет. 1 октября 2016 года. Оба его родителя были евреями, но хотя юный Карл был бар-мицвахед, семья не была религиозной. Он характеризует себя как «еврейский атеист».
- ^ Леви, Эрик (август 1998 г.). «Ханнс Эйслер: Жизнь: композитор месяца по версии BBC» . eislermusic.com . Североамериканский форум Ханнса Эйслера. Архивировано из оригинала 14 сентября 2017 года . Проверено 30 сентября 2012 г.
- ^ Певец, Курт Д. (1953). Люди в троянском коне . Маяк Пресс. [ нужна страница ] [ нужна цитата для проверки ]
- ^ «Австрийский олимпийский комитет – Австрийский олимпийский музей» . www.olympia.at .
- ^ Франкл, Виктор Эмиль (2000). Воспоминания Виктора Франкла: Автобиография . Основные книги. ISBN 978-0738203553 . Архивировано из оригинала 22 марта 2015 года . Проверено 24 мая 2016 г.
- ^ МакГрат, Уильям Дж. «Насколько евреем был Фрейд?» . Нью-Йоркское обозрение книг.
- ^ «Фриц Грюнбаум» . МузыкаИХолокост.
- ^ Эйзен, Джордж. «Еврейские олимпийские медалисты» , Международный зал еврейской спортивной славы . По состоянию на 2 февраля 2011 г.
- ^ «Эльфрида Елинек» . Еврейская виртуальная библиотека.
- ^ Броннер, Итан (2008). «Насколько евреем был Франц Кафка?» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Эпплби, Сара (1 марта 2019 г.). «Памятные мемуары: трогательная жизнь Эрика Кандела» . Колледж Лейк-Форест.
- ^ Саксон, Вольфганг (19 августа 1995 г.). «Доктор Хелен Каплан, 66 лет, умерла; пионер в области секс-терапии» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 9 декабря 2023 г.
- ^ Дональдсон, Гейл. «Мелани Кляйн (1882–1960)» . Юнион Колледж.
- ^ Груби, К. (1986). «[Был ли доктор Карл Коллер изгнан из Вены в 1885 году?]» . Венский клинический еженедельник . 98 (5). НИЗ: 155-156. ПМИД 3515769 .
- ^ «Эрих Вольфганг Корнголд» . Центр Кеннеди.
- ^ Шиндлер, Колин. Рецензия на книгу «Крейский, Израиль и еврейская идентичность: встанет ли настоящий Бруно?» . Еврейская хроника.
- ^ Фитцгиббон, М. (2018). «Фриц Крейслер» . Энциклопедия.com.
- ^ Вайзер, Алекс (2017). «Антисемиты и евреи согласны: Густав Малер — еврейский композитор» . Институт еврейских исследований YIVO.
- ^ фон Кюнельт-Леддин, Эрик (2019). «Культурное прошлое Людвига фон Мизеса» . Институт Мизеса.
- ^ «Реджи Надлер» . IMDb.
- ^ Пол Тейлор (2004). Евреи и Олимпийские игры: столкновение между спортом и политикой: с полным обзором еврейских олимпийских медалистов . Сассекс Академик Пресс. п. 237. ИСБН 9781903900871 . Проверено 6 марта 2017 г.
- ^ «Отто Нейрат» . Стэнфордская энциклопедия философии. 2019.
- ^ Энциклопедия современной еврейской культуры
- ^ Лазаромс, Ильза Жозефа. «Рот, Джозеф» . Международная энциклопедия Первой мировой войны.
- ^ «Гарри Шейн» . Шведский институт кино. 2 марта 2014 г.
- ^ «Джозеф Шильдкраут, известный американский еврейский актер, умер; ему было 68 лет» . Еврейское телеграфное агентство . 23 января 1964 года . Проверено 21 сентября 2014 г.
- ^ Дорога к открытию (JC Verite European Classics Book 1) - издание Kindle Артура Шницлера, Дж. Чакраварти, Горация Сэмюэля. Литература и художественная литература Электронные книги Kindle @ Amazon.com . Июнь 2014.
- ^ «Всегда внутри еврей утверждает Шенберг о своем возвращении» . Центр Арнольда Шёнберга.
- ^ Стерн, Дэвид. «Был ли Витгенштейн евреем?» (PDF) .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Беллер, Стивен. Вена и евреи, 1867–1938: история культуры (Кембриджский университет, 1990).
- Френке, Йозеф, изд. «Евреи Австрии: очерки их жизни, истории и уничтожения» . (Валентайн Митчелл и компания, Лондон. 1967. ISBN 0-85303-000-6
- Гаррабрант, Эмили. «Звезды, которых мы никогда не видели». Вашингтон, округ Колумбия, 2022 г.
- Фрейденрайх, Гарриет Пасс. Еврейская политика в Вене: 1918-1938 (Indiana University Press, 1991)
- Леви, Ричард С., изд. Антисемитизм: историческая энциклопедия предрассудков и преследований (2 том ABC-CLIO, 2005 г.), том 1, стр. 48–50.
- Оксаал, Ивар, Майкл Поллак и Герхард Ботц, ред. Евреи, антисемитизм и культура в Вене (Тейлор и Фрэнсис, 1987)
- Розенблит, Марша Л. Евреи Вены, 1867-1914: ассимиляция и идентичность (SUNY Press, 1984).
- Розенблит, Марша Л. Реконструкция национальной идентичности: евреи Габсбургской Австрии во время Первой мировой войны (Oxford University Press, 2004)
- Сильверман, Лиза. Стать австрийцами: евреи и культура между мировыми войнами (Oxford UP, 2012) онлайн
- Вистрих, Роберт С. Евреи Вены в эпоху Франца Иосифа (Оксфордский университет, 1989)
- Вистрич, Роберт С. (2007). Лаборатория разрушения мира: немцы и евреи в Центральной Европе . Издательство Университета Небраски. ISBN 978-0-8032-1134-6 .
На немецком языке
[ редактировать ]- Эвелин Брюггер , Биргит Видл . Регестен по истории евреев в средние века. Том 1: От начала до 1338 года . Институт истории евреев в Австрии. StudienVerlag , Инсбрук. 2005. ISBN 3-7065-4018-5 ).
- Микаэла Фёрштайн , Герхард Милькрам . Еврейская Вена . Бёлау Верлаг , Вена. 2001. ISBN 3-205-99094-3
- Сабина Хёдль , Петер Раушер , Барбара Штаудингер (ред.) Придворные евреи и деревенские евреи. Еврейская жизнь в раннее Новое время . Фило Верлаг , Вена. 2004. ISBN 3-8257-0352-5
- Марта Кайль , Эльке Фориш , Эрнст Шайбер . (ред.) Памятники. Еврейские кладбища в Вене, Нижней Австрии и Бургенландский клуб Нижняя Австрия , Санкт-Пельтен. 2006. ISBN 3-9502149-0-9 .
- Кристоф Линд . «Последний еврей покинул храм»: евреи Нижней Австрии 1938–1945 гг . Мандельбаум Верлаг , Вена. 2004. ISBN 3-85476-141-4
- Барбара Штаудингер. «Деревни Ганце, полные евреев»: Евреи в Нижней Австрии 1496-1670 гг . Мандельбаум Верлаг, Вена. 2005. ISBN 3-85476-165-1
- Томас Э. Шарф . Еврейская жизнь в Бадене: от начала до наших дней . Мандельбаум Верлаг, Вена. 2005. ISBN 3-85476-164-3
- Вернер Зульцгрубер . Еврейская община Винер-Нойштадта: от зарождения до разрушения . Мандельбаум Верлаг, Вена. 2005. ISBN 3-85476-163-5
- Не в одной постели — евреи и христиане в средние века и в начале нового времени. Серия: Евреи в Центральной Европе, издание 2005 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Институт истории евреев в Австрии
- Центр информации и поддержки жертв Холокоста
- Австрийская Республика|Историческая комиссия
- Еврейская община Вены
- Информационный бюллетень ДЭВИДА
- Обычный изгнанник | Австрийские еврейские беженцы во Франции и Бельгии
- Базы данных австрийских еврейских беженцев во Франции и Бельгии