Революция
В науке революция . ( лат политической revolutio , «поворот») — это быстрая, фундаментальная трансформация государственной, классовой, этнической или религиозной структуры общества. [1] [2] [3] [4] Как отмечает социолог Джек Голдстоун , революции содержат «в своей основе общий набор элементов: (а) усилия по изменению политического режима , основанные на конкурирующем видении (или представлениях) справедливого порядка, (б) заметную степень неформального или официальная массовая мобилизация , и (в) усилия по принуждению к переменам посредством неинституционализированных действий, таких как массовые демонстрации , протесты, забастовки или насилие». [1]
Революции происходили на протяжении всей истории человечества и сильно различались по методам, успеху или неудаче, продолжительности и мотивирующей идеологии . [1] [5] Революции могут начаться с городских восстаний, направленных на захват столицы страны, или же они могут начаться на периферии страны посредством партизанской войны или крестьянских восстаний . [1] Режим может стать уязвимым для революции из-за недавнего военного поражения, экономического хаоса, оскорбления национальной гордости и самобытности или повсеместной коррупции и репрессий. [1] Революции обычно вызывают контрреволюции , которые стремятся остановить революционный импульс или повернуть вспять ход продолжающейся революционной трансформации. [6]
Революции могут быть вдохновлены растущей популярностью определенных глобальных идеологий, моральных принципов и моделей управления, таких как национализм , республиканизм , эгалитаризм , самоопределение , права человека , демократия , либерализм , фашизм и социализм . [7]
Известные революции последних столетий включают Войну за независимость в США (1775–1783), Французскую революцию (1789–1799), Гаитянскую революцию (1791–1804), Испано-американские войны за независимость (1808–1826), Европейские революции 1848 года , Мексиканскую революцию. (1910–1920), Русская революция 1917 года, Китайская коммунистическая революция 1940-х годов, Деколонизация Африки , Кубинская революция 1959 года, Иранская революция 1979 года и Европейские революции 1989 года .
Этимология
[ редактировать ]Французское английский существительное » восходит к 13 веку, а « революция эквивалент «революция» — к концу 14 века. Тогда это слово ограничивалось обозначением вращательного движения небесных тел. «Революция» в смысле резкого изменения общественного порядка была впервые зафиксирована в середине 15 века. [8] [9] К 1688 году политическое значение этого слова стало настолько известным, что замену Якова II на Вильгельма III назвали « Славной революцией » . [10]
Определение
[ редактировать ]Слово «революция» сейчас чаще всего используется для обозначения изменения социальных и политических институтов. [11] [12] [13] Джефф Гудвин предлагает два определения. Во-первых, широкий, включающий
любые и все случаи, когда государство или политический режим свергаются и тем самым трансформируются народным движением нерегулярным, внеконституционным или насильственным образом.
Во-вторых, узкий, в котором
Революции влекут за собой не только массовую мобилизацию и смену режима , но также более или менее быстрые и фундаментальные социальные, экономические или культурные изменения во время или вскоре после борьбы за государственную власть. [14]
Джек Голдстоун определяет революцию как
попытка трансформировать политические институты и оправдания политической власти в обществе, сопровождаемая формальной или неформальной массовой мобилизацией и неинституционализированными действиями, подрывающими власть. [1]
Ранние ученые обсуждали различия между революциями и гражданскими войнами. [5] [15] Они также обсуждали, были ли революции чисто политическими (касающимися трансформации правительства) или они носили более экспансивный характер и охватывали более широкие социальные изменения. [16]
Типы
[ редактировать ]В социологической литературе существует множество типологий революций. [17]
Алексис де Токвиль различал:
- политические революции, внезапные и жестокие революции, направленные не только на создание новой политической системы, но и на преобразование всего общества;
- медленные, но радикальные трансформации всего общества, для осуществления которых требуется несколько поколений (например, изменения в религии). [18]
Одна из марксистских типологий делит революции на:
- докапиталистический
- ранний буржуа
- буржуазия
- буржуазно-демократический
- ранний пролетарский
- социалистический [19]
Чарльз Тилли , современный исследователь революций, различал:
- Государственный переворот (захват власти сверху вниз)
- гражданская война
- бунт , и
- «великая революция» (революция, которая трансформирует экономические и социальные структуры, а также политические институты, например, Французская революция 1789 года, Русская революция 1917 года или Исламская революция в Иране ). [20] [21]
Марк Кац выделил шесть форм революции:
- сельская революция
- городская революция
- Государственный переворот, например, Египет, 1952 г.
- революция сверху, например, «Большой скачок Мао» 1958 года.
- революция извне, например, вторжение союзников в Италию в 1943 году и в Германию в 1945 году.
- революция путем осмоса, например, постепенная исламизация ряда стран. [22]
Эти категории не являются взаимоисключающими; Русская революция 1917 года началась с городской революции с целью свержения царя, за которой последовала сельская революция, за которой последовал большевистский переворот в ноябре. Кац также классифицировал революции следующим образом:
- Центральные: страны, обычно великие державы , играющие ведущую роль в революционной волне ; например, СССР , нацистская Германия , Иран с 1979 года. [23]
- Стремящиеся революции, следующие за Центральной революцией
- подчиненные или марионеточные революции
- конкурирующие революции, например, коммунистическая Югославия и Китай после 1969 года.
Еще одним измерением типологии Каца является то, что революции совершаются либо против (антимонархии, антидиктаторства, антикоммуниста, антидемократии), либо за (профашизма, прокоммунизма, пронационализма и т. д.). В последних случаях обычно необходим переходный период, чтобы решить, в каком направлении двигаться для достижения желаемой формы правления. [24]
Другие типы революций, созданные для других типологий, включают пролетарские или коммунистические революции вдохновленные идеями марксизма, направленными на замену капитализма коммунизмом ( ); неудавшиеся или неудавшиеся революции (революции, которым не удалось обеспечить власть после временных побед или крупномасштабной мобилизации); или насильственные и ненасильственные революции .
Термин «революция» также использовался для обозначения больших изменений за пределами политической сферы. Такие революции, часто называемые социальными революциями , признаются крупными преобразованиями в культуре, философии или технологии общества, а не в его политической системе . [25] Некоторые социальные революции носят глобальный характер, тогда как другие ограничиваются отдельными странами. Обычно упоминаемыми примерами социальной революции являются Промышленная революция , Научная революция , Коммерческая революция и Цифровая революция . Эти революции также соответствуют типу «медленной революции», определенному Токвилем. [26]
Исследования революции
[ редактировать ]Политические и социально-экономические революции изучались во многих социальных науках , особенно в социологии , политологии и истории . [27]
Исследователи революции выделяют четыре «поколения» теоретических исследований по теме революции. [1] Теоретики первого поколения, в том числе Гюстав Лебон , Чарльз А. Эллвуд и Питирим Сорокин , носили в основном описательный подход, а их объяснения явлений революций обычно были связаны с социальной психологией Лебона , например, с теорией психологии толпы . [11]
Второе поколение стремилось разработать подробные концепции, основанные на теории социального поведения , чтобы объяснить, почему и когда возникают революции. Их работу можно разделить на три основные категории: психологическую, социологическую и политическую. [11]
Работы Теда Роберта Гурра , Иво К. Фейербранда, Розалинд Л. Фейербранд, Джеймса А. Гешвендера, Дэвида К. Шварца и Дентона Э. Моррисона попадают в первую категорию. Они использовали теории когнитивной психологии и теорию фрустрации-агрессии, чтобы связать причину революции с психическим состоянием масс. Хотя эти теоретики по-разному подходили к вопросу о том, что именно побудило людей к восстанию (например, модернизация, рецессия или дискриминация), они согласились, что основной причиной революции было широко распространенное разочарование социально-политической ситуацией. [11]
Вторая группа, состоящая из таких ученых, как Чалмерс Джонсон , Нил Смелзер , Боб Джессоп , Марк Харт , Эдвард А. Тирьакян и Марк Хагопян, опиралась на работы Талкотта Парсонса и структурно-функционалистскую теорию в социологии. Они видели общество как систему, находящуюся в равновесии между различными ресурсами, потребностями и подсистемами (политическими, культурными и т. д.). Как и в психологической школе, они разошлись в своих определениях того, что вызывает неравновесие, но согласились, что именно состояние серьезного неравновесия является причиной революций. [11]
Третья группа, в которую входили такие писатели, как Чарльз Тилли , Сэмюэл П. Хантингтон , Питер Амманн и Артур Л. Стинчкомб , следовала по пути политологии и рассматривала теорию плюрализма и теорию конфликта групп интересов . Эти теории рассматривают события как результат борьбы за власть между конкурирующими группами интересов . В такой модели революции происходят, когда две или более группы не могут прийти к соглашению в рамках текущей политической системы нормального процесса принятия решений и когда они обладают необходимыми ресурсами для применения силы для достижения своих целей. [11]
Теоретики второго поколения рассматривали развитие революционных ситуаций как двухэтапный процесс: «Сначала возникает модель событий, которая каким-то образом отмечает разрыв или изменение предыдущих моделей. Затем это изменение влияет на некоторую критическую переменную — когнитивное состояние массы, равновесие системы или масштабы конфликта и контроля над ресурсами конкурирующих групп интересов. Если воздействие на критическую переменную имеет достаточную величину, возникает потенциально революционная ситуация». [11] Как только эта точка будет достигнута, негативного инцидента (война, бунт, неурожай), которого в прошлом могло быть недостаточно, чтобы спровоцировать восстание, теперь будет достаточно. Однако, если власти осознают опасность, они все равно могут предотвратить революцию посредством реформ или репрессий. [11]
Многие из таких ранних исследований, как правило, концентрировались на четырех исторических примерах, которые соответствуют практически всем определениям революции: Славная революция в Англии (1688 г.), Французская революция (1789–1799 гг.), Русская революция 1917 г. и Китайская коммунистическая революция (также известная как Гражданская война в Китае ) (1927–1949). [1] В своей влиятельной книге 1938 года «Анатомия революции » историк Крейн Бринтон немного изменил список, решив сосредоточиться на Гражданской войне в Англии , Американской революции , Французской революции и Русской революции. [28]
В последующие десятилетия учёные стали относить к революциям сотни других событий (см. Список революций и восстаний ). Их расширенное представление о революции породило новые подходы и объяснения. Теории второго поколения подверглись критике из-за ограниченного географического охвата и отсутствия эмпирической проверки. Кроме того, хотя теории второго поколения, возможно, были способны объяснить конкретную революцию, они не могли адекватно объяснить, почему революции не произошли в других обществах, находящихся в очень похожих обстоятельствах. [1]
Критика второго поколения привела к возникновению третьего поколения теорий, выдвинутых такими авторами, как Теда Скочпол , Баррингтон Мур , Джеффри Пейдж и другими, которые развивали старый марксистский подход к классовому конфликту , обращая свое внимание на «сельские проблемы». аграрно-государственные конфликты, государственные конфликты с автономными элитами и влияние межгосударственной экономической и военной конкуренции на внутриполитические изменения». [1] Скочпола В частности, «Государства и социальные революции» стали одним из наиболее широко признанных произведений третьего поколения. Скочпол определяла революцию как «быстрые, фундаментальные преобразования государственной и классовой структуры общества [...], сопровождаемые и частично осуществляемые классовыми восстаниями снизу», и она объясняла революции «сочетанием многочисленных конфликтов с участием государства, элит и низшие классы». [1]
С конца 1980-х годов появились новые научные работы, ставящие под сомнение доминирование теорий третьего поколения. Старым теориям также был нанесен значительный удар в результате новых революционных событий, которые они не могли легко объяснить. Иранская массовых и Никарагуанская революции 1979 года, Революция народной власти 1986 года на Филиппинах и « Осень наций» 1989 года в Европе привели к свержению многоклассовых коалиций, казалось бы, могущественных режимов среди народных демонстраций и забастовок в ходе ненасильственных революций .
Для некоторых историков традиционная парадигма революций как вызванных классовой борьбой конфликтов, сосредоточенных в Европе и вовлекающих жестокое государство против своего народа, уже не была достаточной. Таким образом, изучение революций развивалось в трех направлениях: во-первых, некоторые исследователи применяли предыдущие или обновленные структуралистские теории революции к событиям, отличным от хорошо проанализированных европоцентрических примеров. Во-вторых, ученые призвали уделять больше внимания сознательному действию в форме идеологии и культуры при формировании революционной мобилизации и целей. В-третьих, аналитики как революций, так и социальных движений осознали, что эти явления имеют много общего, и была разработана новая литература «четвертого поколения» по спорной политике, в которой делается попытка объединить выводы, полученные в результате изучения социальных движений и революций, в надежде понять оба феномена. . [1]
Четвертое поколение все чаще обращалось к количественным методам при формулировании своих теорий. Исследования в области политологии вышли за рамки отдельных или сравнительных тематических исследований и перешли к статистическому анализу с большим числом чисел, оценивающему причины и последствия революции. Первоначальные исследования в основном опирались на ряд данных Polity о демократизации . [29] Такие анализы, например, от Enterline, [30] Маоз , [31] и Мэнсфилд и Снайдер, [32] определили революцию по значительному изменению рейтинга страны по шкале от автократии к демократии.
Совсем недавно такие ученые, как Джефф Колган, утверждали, что ряд данных Polity, который оценивает степень демократической или автократической власти в институтах управления государством на основе открытости набора руководителей, ограничений исполнительной власти и политической конкуренции, неадекватен, потому что он измеряет демократизацию, а не революцию, и не учитывает режимы, которые приходят к власти в результате революции, но не способны изменить структуру государства и общества в достаточной степени, чтобы добиться заметной разницы в показателе «Политика». [33] Вместо этого Колган предложил новый набор данных, чтобы выделить правительства, которые «трансформируют существующие социальные, политические и экономические отношения государства, свергая или отвергая основные существующие институты общества». [34] Этот набор данных был использован для внесения эмпирически обоснованного вклада в литературу о революции путем выявления связей между революцией и вероятностью международных споров.
К революциям также подходили с антропологической точки зрения. Опираясь на работы Виктора Тернера о ритуалах и перформансах, Бьёрн Томассен утверждал, что революции можно понимать как «пограничные» моменты: современные политические революции очень напоминают ритуалы и поэтому могут изучаться в рамках процессуального подхода. [35] Это подразумевало бы не только сосредоточение внимания на политическом поведении «снизу», но и признание моментов, когда «высокое и низкое» релятивизируются, ниспровергаются или становятся нерелевантными, и когда микро- и макроуровни сливаются воедино в критических соединениях.
Экономист Дуглас Норт утверждал, что революционерам гораздо легче изменить формальные политические институты, такие как законы и конституции, чем изменить неформальные социальные условности. По мнению Норта, несоответствие между быстро меняющимися формальными институтами и медленно меняющимися неформальными институтами может препятствовать эффективным социально-политическим изменениям. По этой причине долгосрочный эффект революционной политической реструктуризации часто оказывается более умеренным, чем мнимый краткосрочный эффект. [36]
Хотя революции охватывают события, варьирующиеся от относительно мирных революций, свергнувших коммунистические режимы, до жестокой исламской революции в Афганистане , они исключают государственные перевороты , гражданские войны, восстания и восстания, которые не предпринимают никаких усилий по преобразованию институтов или оспариванию оправдания власти ( такие как Юзефа Пилсудского в майский переворот 1926 году или Гражданская война в США ), а также мирный переход к демократии посредством институциональных механизмов, таких как плебисциты и свободные выборы , как в Испании после смерти Франсиско Франко . [1]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Голдстоун, Джек (2001). «К четвёртому поколению революционной теории» . Ежегодный обзор политической науки . 4 : 139–187. дои : 10.1146/annurev.polisci.4.1.139 .
- ^ Бек, Колин Дж. (2018). «Структура сравнения в изучении революции» . Социологическая теория . 36 (2): 134–161. дои : 10.1177/0735275118777004 . ISSN 0735-2751 . S2CID 53669466 .
- ^ Скочпол, Теда (1979). Государства и социальные революции: сравнительный анализ Франции, России и Китая . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9780511815805 . ISBN 978-0-521-22439-0 .
- ^ Леруа, Арманд М.; Ламберт, Бен; Маух, Матиас; Пападопулу, Марина; Ананиаду, София; Линдберг, Стаффан И.; Линденфорс, Патрик (2020). «О революциях» . Пэлгрейв Коммуникейшнз . 6 (4). дои : 10.1057/s41599-019-0371-1 .
- ^ Jump up to: а б Стоун, Лоуренс (1966). «Теории революции» . Мировая политика . 18 (2): 159–176. дои : 10.2307/2009694 . ISSN 1086-3338 . JSTOR 2009694 . S2CID 154757362 .
- ^ Кларк, Киллиан (2023). «Революционное насилие и контрреволюция» . Американский обзор политической науки . 117 (4): 1344–1360. дои : 10.1017/S0003055422001174 . ISSN 0003-0554 . S2CID 254907991 .
- ^ Гуницкий 2018 ; Гуницкий 2017 ; Гуницкого 2021 ; Реус-Смит 2013 ; Фукуяма, 1992 г .; Гетачев 2019
- ^ OED том QR стр. 617 1979 Sense III утверждает использование «Изменение, изменение, мутация» с 1400 года, но называет его «редким». «ок. 1450 г., Лидг 1196 г. Тайны Элементиса Революции, Чаунга тимов и комплексов». Понятно, что это словоупотребление закрепилось в начале 15 века, но вошло в широкое употребление только в конце 17 века в Англии.
- ^ «Революция» . Интернет-словарь этимологии .
- ^ Пайпс, Ричард. «Краткая история русской революции» . Архивировано из оригинала 11 мая 2011 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Голдстоун, Джек (1980). «Теории революций: третье поколение». Мировая политика . 32 (3): 425–453. дои : 10.2307/2010111 . JSTOR 2010111 . S2CID 154287826 .
- ^ Форан, Джон (1993). «Возвращение к теориям революции: на пути к четвертому поколению». Социологическая теория . 11 (1): 1–20. дои : 10.2307/201977 . JSTOR 201977 .
- ^ Кребер, Клифтон Б. (1996). «Теория и история революции». Журнал всемирной истории . 7 (1): 21–40. дои : 10.1353/jwh.2005.0056 . S2CID 144148530 .
- ^ Гудвин, стр.9.
- ^ Биллингтон, Джеймс Х. (1966). «Шесть взглядов на русскую революцию» . Мировая политика . 18 (3): 452–473. дои : 10.2307/2009765 . ISSN 1086-3338 . JSTOR 2009765 . S2CID 154688891 .
- ^ Йодер, Дейл (1926). «Современные определения революции» . Американский журнал социологии . 32 (3): 433–441. дои : 10.1086/214128 . ISSN 0002-9602 . JSTOR 2765544 .
- ^ Гринин Леонид; Гринин Антон; Коротаев, Андрей (2022). «Революции ХХ века: характеристики, типы и волны» . Гуманитарные и социальные науки. Коммуникации . 9 (124). дои : 10.1057/s41599-022-01120-9 .
- ^ Боше, Роджер (2006). Дорожная карта Токвиля: методология, либерализм, революция и деспотизм . Лексингтонские книги . п. 86. ИСБН 0-7391-1665-7 .
- ^ Топольски, Дж. (1976). «Революции в новой и новейшей истории (17-20 вв.)». Исторический ежеквартально (на польском языке). LXXXIII : 251–267.
- ^ Тилли, Чарльз (1995). Европейские революции, 1492-1992 гг . Издательство Блэквелл . стр. 16 . ISBN 0-631-19903-9 .
- ^ Льюис, Бернард. «Иран в истории» . Центр Моше Даяна, Тель-Авивский университет . Архивировано из оригинала 29 апреля 2007 года.
- ^ Кац 1997 , с. 4.
- ^ Кац 1997 , с. 13.
- ^ Кац 1997 , с. 12.
- ^ Фанг, Ирвинг Э. (1997). История массовой коммуникации: шесть информационных революций . Фокальная пресса . стр. xv. ISBN 0-240-80254-3 .
- ^ Мюррей, Уорвик Э. (2006). География глобализации . Рутледж . стр. 226 . ISBN 0-415-31800-9 .
- ^ Гудвин, Джефф (2001). Другого выхода нет: государства и революционные движения, 1945-1991 гг . Издательство Кембриджского университета . п. 5.
- ^ Бринтон, Крейн (1965) [1938]. Анатомия революции (переработанная ред.). Нью-Йорк: Винтажные книги.
- ^ «ПолитиПроект» . Центр системного мира . Проверено 17 февраля 2016 г.
- ^ Энтерлайн, AJ (1 декабря 1998 г.). «Смена режима, районы и межгосударственный конфликт, 1816–1992». Журнал разрешения конфликтов . 42 (6): 804–829. дои : 10.1177/0022002798042006006 . ISSN 0022-0027 . S2CID 154877512 .
- ^ Маоз, Зеев (1996). Внутренние источники глобальных изменений . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета .
- ^ Мэнсфилд, Эдвард Д.; Снайдер, Джек (2007). Выбор воевать: почему развивающиеся демократии вступают в войну . МТИ Пресс .
- ^ Колган, Джефф (1 сентября 2012 г.). «Измерительная революция». Управление конфликтами и наука о мире . 29 (4): 444–467. дои : 10.1177/0738894212449093 . ISSN 0738-8942 . S2CID 220675692 .
- ^ «Данные — Джефф Д. Колган» . сайты.google.com . Проверено 17 февраля 2016 г.
- ^ Томассен, Бьёрн (2012). «К антропологии политических революций» (PDF) . Сравнительные исследования в обществе и истории . 54 (3): 679–706. дои : 10.1017/s0010417512000278 . S2CID 15806418 .
- ^ Норт, Дуглас К. (1992). Трансакционные издержки, институты и экономические показатели . Сан-Франциско: ICS Press. п. 13.
Библиография
[ редактировать ]- Фукуяма, Фрэнсис (1992). Конец истории и последний человек . Пингвин . ISBN 978-0-14-013455-1 .
- Гетачью, Адом (2019). Создание мира после империи: взлет и падение самоопределения . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0-691-17915-5 .
- Гуницкий, Сева (2017). Афтершоки . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0-691-17233-0 .
- Гуницкий, Сева (2018). «Демократические волны в исторической перспективе». Перспективы политики . 16 (3): 634–651. дои : 10.1017/S1537592718001044 . ISSN 1537-5927 . S2CID 149523316 .
- Гуницкий, Сева (2021), Бартель, Фриц; Монтейро, Нуно П. (ред.), «Великие державы и распространение автократии со времен холодной войны» , «До и после падения: мировая политика и конец холодной войны» , Cambridge University Press , стр. 225–243, дои : 10.1017/9781108910194.014 , ISBN 978-1-108-84334-8 , S2CID 244851964
- Кац, Марк Н. (1997). Революции и революционные волны . Пресса Святого Мартина . ISBN 978-0312173227 .
- Петр Кропоткин (1906), Воспоминания революционера . Лондон: Swan Sunshine & Co., Ltd.
- Реус-Смит, Кристиан (2013). Права личности и создание международной системы . Издательство Кембриджского университета . дои : 10.1017/cbo9781139046527 . ISBN 978-0-521-85777-2 .
- Стрэнг, Дэвид (1991). «Глобальные закономерности деколонизации, 1500-1987 гг.» . Ежеквартальный журнал международных исследований . 35 (4): 429–454. дои : 10.2307/2600949 . ISSN 0020-8833 . JSTOR 2600949 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Байсингер, Марк Р. (2024). « Развивающееся исследование революции ». Мировая политика.
- Бек, Колин Дж. (2018). «Структура сравнения в изучении революции» . Социологическая теория . 36 (2): 134–161. дои : 10.1177/0735275118777004 . S2CID 53669466 .
- Голдстоун, Джек А. (1982). « Сравнительное и историческое исследование революций ». Ежегодный обзор социологии . 8 : 187–207
- Несс, Иммануэль, изд. (2009). Международная энциклопедия революции и протеста: с 1500 года до наших дней . Молден, Массачусетс: Wiley & Sons . ISBN 978-1-4051-8464-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Арендт, Ханна (1963). IEP.UTM.edu . О революции . Пингвинская классика. Новое издание Ed: 8 февраля 1991 г. ISBN 0-14-018421-X .