Экспериментальный фильм
Экспериментальный фильм или авангардное кино — это способ кинопроизводства , который тщательно переоценивает кинематографические условности и исследует ненарративные формы или альтернативы традиционным повествованиям или методам работы. [1] Многие экспериментальные фильмы, особенно ранние, связаны с искусством в других дисциплинах: живописи, танце, литературе и поэзии. [2] или возникают в результате исследований и разработки новых технических ресурсов. [3]
Хотя некоторые экспериментальные фильмы распространялись по основным каналам или даже снимались в коммерческих студиях, подавляющее большинство из них было снято с очень низким бюджетом, с минимальной командой или одним человеком и либо на самофинансировании, либо поддерживается за счет небольших грантов. [4]
Режиссеры-экспериментаторы обычно начинают как любители, а некоторые используют экспериментальные фильмы как трамплин к коммерческому кинопроизводству или переходу на академические должности. Целью экспериментального кинопроизводства может быть передача личного видения художника или повышение интереса к новым технологиям, а не развлечение или получение дохода, как в случае с коммерческими фильмами. [5]
Определение
[ редактировать ]Термин «экспериментальный фильм» описывает ряд стилей кинопроизводства , которые часто отличаются от практик основного коммерческого и документального кинопроизводства и часто противостоят им . авангард Для описания этой работы в фильмах такого типа, снятых в двадцатые годы во Франции, Германии или России, также используется « андеграунд , а в шестидесятые годы использовалось слово », хотя оно имело и другие коннотации. Сегодня преобладает термин «экспериментальное кино», поскольку можно снимать экспериментальные фильмы без присутствия какого-либо авангардного движения в культурной сфере.
В то время как «экспериментальный» охватывает широкий спектр практики, экспериментальный фильм часто характеризуется отсутствием линейного повествования, использованием различных техник абстрагирования — расфокусировки, рисования или царапин на пленке, быстрого монтажа — использования асинхронного ( недиегетический ) звук или даже отсутствие какой-либо звуковой дорожки. Часто цель состоит в том, чтобы заставить зрителя более активно и вдумчиво относиться к фильму. По крайней мере, на протяжении 1960-х годов и в некоторой степени после них многие экспериментальные фильмы занимали оппозиционную позицию по отношению к основной культуре.
Большинство экспериментальных фильмов снимаются с очень низким бюджетом, на самофинансирование или за счет небольших грантов, с минимальной командой или, часто, с командой, состоящей только из одного человека, режиссера. Некоторые критики утверждают, что многие экспериментальные фильмы больше не являются «экспериментальными», а фактически стали основным жанром кино . [6] Многие из его наиболее типичных особенностей, таких как ненарративный, импрессионистический или поэтический подход к построению фильма, определяют то, что обычно понимают под «экспериментальным». [7]
История европейского авангарда
[ редактировать ]Начало
[ редактировать ]В 1920-е годы Европу подготовили к появлению экспериментального кино два условия. Во-первых, кино стало зрелым средством массовой информации, и интеллектуальное сопротивление массовым развлечениям начало ослабевать. Во-вторых, процветали авангардные движения в изобразительном искусстве. дадаисты Особенно и сюрреалисты увлеклись кино Рене Клера ( . Антракт 1924) с участием Фрэнсиса Пикабиа , Марселя Дюшана и Мана Рэя и на музыку Эрика Сати превратил сумасшедшую комедию в нонсенс.
Художники Ганс Рихтер , Жан Кокто , Марсель Дюшан, Жермен Дюлак и Викинг Эггелинг создали дадаистские/сюрреалистические короткометражки. Фернан Леже , Дадли Мерфи и Ман Рэй создали фильм «Механический балет» (1924), который называют дадаистским , кубистским или футуристическим . [ нужна ссылка ] Дюшан создал абстрактный фильм Anémic Cinéma (1926).
Альберто Кавальканти поставил «Rien que les heures» (1926), Вальтер Рутманн поставил «Берлин: Симфония мегаполиса» (1927), а Дзига Вертов снял «Человека с киноаппаратом » (1929), экспериментальные « городские симфонии » Парижа , Берлина и Киева . соответственно.
Одним из известных экспериментальных фильмов является » Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали « Андалузский пес (1929). Анимационные короткометражки Ганса Рихтера, абстрактные фильмы Оскара Фишингера и Лена Лая являются фильмы примерами более абстрактных европейских авангардных фильмов. [8]
Франция
[ редактировать ]Работая во Франции, другая группа кинематографистов также финансировала фильмы через меценатство и распространяла их через киноклубы, но это были повествовательные фильмы, не привязанные к авангардной школе. Киновед Дэвид Бордвелл назвал этих французских импрессионистов и включил в их число Абеля Ганса , Жана Эпштейна , Марселя Л'Эрбье и Дмитрия Кирсанова . Эти фильмы сочетают в себе повествовательные эксперименты, ритмический монтаж и операторскую работу, а также акцент на субъективности персонажей. [9]
В 1952 году леттристов авангардное движение во Франции вызвало беспорядки на Каннском кинофестивале , когда был показан фильм Исидора Ису « Трактат о баве и вечности» (также известный как «Веном и вечность »). После критики Чарли Чаплина на пресс-конференции в Париже в 1952 году для журнала Chaplin's Limelight внутри движения произошел раскол. Ультралетристы продолжали сеять беспорядки , объявляя о смерти кино и демонстрируя свои новые гиперграфические приемы; Самый известный пример — « Ги Дебора ( Вой в пользу де Сада» Hurlements en Faveur de Sade ) 1952 года.
Советский Союз
[ редактировать ]Советские кинематографисты также нашли аналог модернистской живописи и фотографии в своих теориях монтажа . Фильмы Дзиги Вертова , Сергея Эйзенштейна , Льва Кулешова , Александра Довженко и Всеволода Пудовкина сыграли важную роль в предоставлении модели, альтернативной той, которую предлагал классический Голливуд . Хотя сами по себе они не были экспериментальными фильмами, они внесли свой вклад в киноязык авангарда. [10]
Италия
[ редактировать ]У Италии были исторически сложные отношения со своей авангардной сценой, хотя зарождение кино совпало с появлением итальянского футуризма . [11]
Потенциально новая среда кино идеально соответствовала задачам футуризма, известного продвижением новой эстетики, движения и способов восприятия. Особенно, если учесть увлечение футуристов ощущением скорости и динамизмом современной жизни. Однако то, что осталось от футуристического кино, по большей части находится на бумаге, многие фильмы утеряны, а другие так и не были сняты. Среди этой литературы стоит отметить «Футуристическое кино» (Маринетти и др., 1916), «Технический манифест футуристической литературы» (1912), «Театр эстрады» (1913), «Футуристический синтетический театр» (1915) и «Новая религия – мораль Скорость (1916). [12] Возможно, футуристы были среди первых авангардных кинематографистов, посвятивших себя потенциалу изображения, восхваляющих движение и стремящихся к антинарративной эстетике. [13] Например, цитата Маринетти:
«Кино — автономное искусство. Поэтому кино никогда не должно копировать сцену. Кино, будучи по своей сути зрительным, должно прежде всего осуществлять эволюцию живописи, отрываться от действительности, от фотографии, от изящного и торжественного…» [14]
Как показано в цитате, реальным предметом является изображение, а не история или игра, подход и отношение, которые остаются верными на протяжении всей истории экспериментального кинопроизводства.
Антон Джулио Брагалья , несомненно, самый известный режиссер футуристического движения.
Довоенный и послевоенный американский авангард: рождение экспериментального кино
[ редактировать ]в Соединенных Штатах было несколько авангардных фильмов До Второй мировой войны , таких как «Манхэтта» (1921) Чарльза Шилера и Пола Стрэнда и «Жизнь и смерть 9413: голливудская статистка» (1928) Славко Воркапича и Роберта Флори . Однако большая часть довоенной экспериментальной кинокультуры состояла из художников, работавших, часто изолированно, над кинопроектами. В начале 1930-х годов художник Эмлен Эттинг (1905–1993) снял танцевальные фильмы , которые считаются экспериментальными. Коммерческий художник ( Saturday Evening Post ) и иллюстратор Дуглас Крокуэлл (1904–1968). [15] делал анимацию с каплями краски, зажатыми между листами стекла в своей студии в Гленс-Фолс, Нью-Йорк . [16]
В Рочестере, штат Нью-Йорк , врач и филантроп Джеймс Сибли Уотсон и Мелвилл Уэббер поставили «Падение дома Ашеров» (1928) и «Лот в Содоме» (1933). Гарри Смит , Мэри Эллен Бьют , художник Джозеф Корнелл и Кристофер Янг сняли несколько экспериментальных фильмов под европейским влиянием. Смит и Бьют находились под влиянием Оскара Фишингера, как и многие авангардные аниматоры и режиссеры. журнал « Экспериментальное кино» . В 1930 году появился [17] Редакторами были Льюис Джейкобс и Дэвид Платт. В октябре 2005 года большая коллекция фильмов того периода была восстановлена и переиздана на DVD под названием Unseen Cinema: Early American Avant Garde Film 1894-1941 . [18]
Вместе со Славко Воркапичем Джон Хоффман написал два визуальных тональных стихотворения: «Настроения моря» (также известные как «Фингалова пещера» , 1941) и «Лесные шумы» (1947). Действие предыдущего фильма происходит по мотивам Феликса Мендельсона « увертюры Гебридские острова» и было восстановлено в 2004 году экспертом по сохранению пленки Дэвидом Шепардом .
«Сети дня» (1943) Майи Дерен и Александра Хаммида — ранний американский экспериментальный фильм. Это послужило моделью самофинансируемого производства и распространения 16-миллиметровых фильмов , которую вскоре подхватили Cinema 16 и другие кинообщества . Не менее важно и то, что он создал эстетическую модель того, на что способен экспериментальный кинематограф. Меши создавали сказочное ощущение, напоминающее Жана Кокто и сюрреалистов, но в то же время казались личными, новыми и американскими. Ранние работы Кеннета Энгера , Стэна Брэхэджа , Ширли Кларк , Грегори Маркопулоса , Йонаса Мекаса , Уилларда Мааса , Мари Менкен , Кертиса Харрингтона , Сиднея Петерсона , Лайонела Рогозина и Эрла М. Пилигрима следовали в том же духе. Примечательно, что многие из этих режиссеров были первыми студентами новаторских университетских кинопрограмм, созданных в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке . В 1946 году Фрэнк Штауффахер начал серию экспериментальных фильмов «Искусство в кино» в Музее современного искусства Сан-Франциско , где фильмы Оскара Фишингера были представлены в нескольких специальных программах, оказав влияние на таких художников, как Джордан Белсон и Гарри Смит создаст экспериментальную анимацию.
Они создали «программы альтернативного кино» в колледже Блэк-Маунтин (ныне несуществующем) и Художественном институте Сан-Франциско . Артур Пенн преподавал в колледже Блэк-Маунтин, что указывает на популярное заблуждение как в мире искусства, так и в Голливуде, что авангард и реклама никогда не встречаются. Еще одним вызовом этому заблуждению является то, что в конце жизни, после того как их голливудская карьера закончилась, и Николас Рэй , и Кинг Видор сняли авангардные фильмы.
Теоретик кино П. Адамс Ситни предложил концепцию «визионерского фильма» и изобрел несколько жанровых категорий, в том числе мифопоэтический фильм , структурный фильм, транс-фильм и фильм с участием, чтобы описать историческую морфологию экспериментального кино в американском авангарде с 1943 по 2000-е годы. [19]
Новое американское кино и структурный фильм
[ редактировать ]Модель киносообщества и самофинансирования сохранялась в течение следующих двух десятилетий, но к началу 1960-х годов в творчестве американских кинематографистов-авангардистов стал заметен иной взгляд на мир. Такие режиссеры, как Майкл Сноу , Холлис Фрэмптон , Кен Джейкобс , Пол Шаритс , Тони Конрад и Эрни Гер , рассматриваются П. Адамсом Ситни как ключевые модели того, что он называет « структурным фильмом ». Ситни говорит, что ключевыми элементами структурной пленки являются фиксированное положение камеры, эффект мерцания, повторная съемка за кадром и циклическая печать. [20] Художник Брюс Коннер создал ранние примеры, такие как «Фильм» (1958) и «Космический луч» (1962). Как отметил Ситни, в работах Стэна Брэкиджа и других американских экспериментаторов раннего периода фильм используется для выражения индивидуального сознания создателя, являясь кинематографическим эквивалентом первого человека в литературе. Брэкеджа « Человек -собака-звезда» (1961–64) олицетворял переход от личной исповеди к абстракции, а также свидетельствовал о неприятии американской массовой культуры того времени. С другой стороны, Кеннет Энгер добавил рок-саундтрек к своему фильму «Восхождение Скорпиона» (1963), что иногда называют предвкушением музыкальных клипов , и включил некоторые лагерные комментарии к голливудской мифологии. Джек Смит и Энди Уорхол включили в свои работы элементы лагеря, а Ситни постулировал связь Уорхола со структурным фильмом.
Некоторые режиссеры-авангардисты еще дальше отошли от повествования. В то время как Новое американское кино было отмечено уклончивым подходом к повествованию, основанным на абстракции, лагере и минимализме, структурные кинематографисты, такие как Фрэмптон и Сноу, создали в высшей степени формалистическое кино, которое выдвинуло на первый план саму среду: кадр, проекцию и, самое главное, время. . Утверждалось, что, разбивая фильм на голые компоненты, они стремились создать антииллюзионистское кино, хотя поздние работы Фрэмптона во многом обязаны фотографиям Эдварда Уэстона , Пола Стрэнда и других и фактически прославляют иллюзию. Кроме того, хотя многие кинематографисты начали снимать скорее академические «структурные фильмы» после публикации в журнале «Кинокультура » статьи П. Адамса Ситни в конце 1960-х годов, многие из упомянутых в статье режиссеров возражали против этого термина.
Критический обзор структуралистов появился в выпуске художественного журнала Art in America за 2000 год . Он рассматривал структурный формализм как консервативную философию кинопроизводства.
1960–70-е и сегодня: искусство времени в ландшафте концептуального искусства
[ редактировать ]В 1970-е годы концептуальное искусство продвинулось еще дальше. Роберт Смитсон , художник из Калифорнии, снял несколько фильмов о своих земляных работах и связанных с ними проектах. Йоко Оно снимала концептуальные фильмы. Самым известным из них является «Изнасилование», в центре которого находится жизнь женщины, на которую вторгаются камеры, когда она пытается сбежать. Примерно в это же время в эту область вышло новое поколение, многие из которых были учениками ранних авангардистов. Лесли Торнтон , Пегги Ахвеш и Су Фридрих расширили работу структуралистов, включив более широкий диапазон содержания, сохраняя при этом саморефлексивную форму.
Энди Уорхол , человек, стоящий за поп-артом и множеством других форм устного искусства, на протяжении 1960-х годов снял более 60 фильмов, большинство из которых были экспериментальными. В последние годы такие режиссеры, как Крейг Болдуин и Джеймс О'Брайен ( «Гиперфутура» ), использовали видеоматериалы в сочетании с повествованиями живых выступлений в форме смешанного кино, имеющего сильный социально-политический подтекст. Криса Маркера » «Жете (1962) почти полностью состоит из фотографий, сопровождаемых повествованием, а в фильме Хонаса Куарона « Год гвоздя» (2007) используются не постановочные фотографии своих друзей и семьи, сделанные режиссером, в сочетании с озвучкой, чтобы рассказать вымышленная история. Другими примерами фильмов, созданных в XXI веке с использованием этой техники, являются Ларса фон Триера » «Догвилль и Дэвида Линча фильмография .
Феминистский авангард и другие политические ответвления
[ редактировать ]Написание и кинопроизводство Лоры Малви положили начало расцвету феминистского кинопроизводства, основанного на идее о том, что традиционное голливудское повествование укрепляет гендерные нормы и патриархальный взгляд. Их ответом было сопротивление повествованию, чтобы показать его трещины и непоследовательности. Шанталь Акерман и Салли Поттер — лишь двое ведущих режиссеров-феминисток, работавших в этом направлении в 1970-х годах. В этот период видеоарт возник как средство массовой информации, и феминистки, такие как Марта Рослер и Сесилия Кондит, в полной мере воспользовались этим.
В 1980-х годах феминистская, гей- и другая политическая экспериментальная работа продолжалась, и такие режиссеры, как Барбара Хаммер , Су Фридрих , Трейси Моффат , Сэди Беннинг и Исаак Жюльен, среди других, находили экспериментальный формат, способствующий их вопросам о политике идентичности.
Квиркор - движение породило ряд экспериментальных квир-режиссеров, таких как Дж.Б. Джонс (основатель движения) в 1990-х годах, а затем Скотт Треливен и другие.
Экспериментальный фильм в университетах
[ редактировать ]За очень немногими исключениями, в том числе Кертисом Харрингтоном , артисты, участвовавшие в этих ранних движениях, остались за пределами основной индустрии коммерческого кино и развлечений. Некоторые преподавали время от времени, а затем, начиная с 1966 года, многие стали профессорами в таких университетах, как Государственные университеты Нью-Йорка , Бард-колледж , Калифорнийский институт искусств , Массачусетский колледж искусств , Университет Колорадо в Боулдере и Университет Сан-Франциско. Художественный институт Франциско .
Многие специалисты экспериментального кино сами не имеют высшего образования, хотя их показы престижны. Некоторые ставят под сомнение статус фильмов, снятых в академии, но давние профессора кино, такие как Стэн Брэхейдж , Кен Джейкобс , Эрни Гер и многие другие, продолжали совершенствовать и расширять свою практику во время преподавания. Однако включение экспериментальных фильмов в курсы киноискусства и стандартные книги по истории кино сделало эти работы более широко известными и доступными.
Выставка и распространение
[ редактировать ]Начиная с 1946 года Фрэнк Штауффахер руководил программой экспериментальных и авангардных фильмов «Искусство в кино» в Музее современного искусства Сан-Франциско .
С 1949 по 1975 год Фестиваль экспериментального кино Кнокке-ле-Зут , проходивший в Кнокке-Хейсте , Бельгия , был самым известным фестивалем экспериментального кино в мире. Это позволило открыть американский авангард в 1958 году благодаря фильмам Брэкеджа и многих других европейских и американских кинематографистов.
С 1947 по 1963 год нью-йоркская компания Cinema 16 выступала в качестве основного экспонента и дистрибьютора экспериментальных фильмов в Соединенных Штатах. Под руководством Амоса Фогеля и Марсии Фогель «Синема 16» процветала как некоммерческое членское общество, занимающееся показом документальных, авангардных, научных, образовательных и перформансов постоянно растущей аудитории. [21]
В 1962 году Йонас Мекас и около 20 других кинематографистов основали Кооператив кинематографистов в Нью-Йорке. Вскоре подобные кооперативы художников были созданы и в других местах: Canyon Cinema в Сан-Франциско, Лондонском кооперативе кинематографистов и Центре распространения канадских кинематографистов.
Следуя модели «Синема 16», экспериментальные фильмы демонстрировались в основном за пределами коммерческих кинотеатров, в небольших киноклубах , микрокинотеатрах , музеях , художественных галереях , архивах и на кинофестивалях . [22]
Несколько других организаций как в Европе, так и в Северной Америке помогли разработать экспериментальный фильм. В их число входили Архив фильмов-антологий в Нью-Йорке, Киномастерская «Миллениум», Британский институт кино в Лондоне, Национальный совет по кинематографии Канады и Коллектив живого кино.
Некоторые из наиболее популярных кинофестивалей, такие как кинофестиваль в Анн-Арборе , Нью-Йоркского кинофестиваля боковой бар «Виды авангарда» , Международный кинофестиваль в Роттердаме и кинофестиваль Media City. [23] заметное место занимают экспериментальные работы.
Фестиваль андеграундного кино в Нью-Йорке , фестиваль андеграундного кино в Чикаго , LA Freewaves фестиваль экспериментальных медиа-искусств , Нью-йоркский фестиваль экспериментальных фильмов о лесбиянках и геях MIX NYC и фестиваль изображений в Торонто также поддерживают эту работу и предоставляют площадки для показа фильмов, которые иначе не были бы показаны. видимый. Существует некоторый спор о том, действительно ли «андеграунд» и «авангард» означают одно и то же, и действительно ли бросающее вызов нетрадиционному кино и кино изобразительного искусства фундаментально связаны. [24]
Такие места, как Архив фильмов антологии , Синематека Сан-Франциско , Тихоокеанский киноархив в Беркли, Калифорния , Тейт Модерн в Лондоне и Центр Помпиду в Париже, часто включают исторически значимые экспериментальные фильмы и современные произведения. Серии показов экспериментальных работ, которые больше не проводятся в Нью-Йорке, включают Мемориальный кинотеатр Роберта Бека, Ocularis и Коллектив живого кино .
Все эти ассоциации и движения способствовали рождению и развитию национальных экспериментальных фильмов и школ, таких как «телесное кино» («Écoles du corps» или «Cinéma corporel») и «постструктурные» движения во Франции, а также «структурный/материализм». в Англии например. [25]
Влияние на основные коммерческие СМИ
[ редактировать ]Хотя экспериментальный фильм известен относительно небольшому числу практиков, ученых и ценителей, он оказал и продолжает влиять на кинематографию , визуальные эффекты и монтаж . [26]
Экспериментальный фильм достиг широкой аудитории на всемирных выставках, особенно в Монреале, Экспо 67 . [27] и Осака, Экспо 70 . [28]
Жанр музыкального видео можно рассматривать как коммерциализацию многих приемов экспериментального кино. На дизайн названий и телевизионную рекламу также повлиял экспериментальный фильм. [29] [30] [31] [32]
Многие режиссеры-экспериментаторы также снимали художественные фильмы, и наоборот. [33]
См. также
[ редактировать ]- Абстрактная анимация
- Абстрактное искусство
- Художественный фильм
- Коллаж фильм
- Чистое кино
- Экстремальное кино
- Список форматов фильмов
- Списки авангардных фильмов
- Кинобанк
- Микрокинотеатр
- Модернистский фильм
- Новое медиа-искусство
- Неповествовательный фильм
- Перформанс
- Ремодернистский фильм
- Медленное кино
- Неподвижный фильм
Примечания
[ редактировать ]- ^ Мария Прамаджоре и Том Уоллис, Фильм: критическое введение, издательство Laurence King Publishing, Лондон, 2005, стр. 247
- ^ Лаура Маркус, Десятая муза: письмо о кино в период модернизма, Oxford University Press, Нью-Йорк, 2007 г.
- ^ * Джин Янгблад , Expanded Cinema (Даттон, 1970), доступно в формате pdf на Ubuweb.
- ^ «10 лучших экспериментальных фильмов — Toptenz.net» . 19 января 2011 г.
- ^ MoMA-Эксперименты в кино-Авангард
- ^ ГринКайн | Экспериментальный / Авангард. Архивировано 10 декабря 2005 г. в Wayback Machine.
- ^ «Экспериментальный фильм - женат, показ, название, кино, сцена, книга, рассказ, документальный фильм» .
- ^ BFI Screenonline: Авангард 20-30-х годов
- ^ Терви, Малкольм (2011). Съемки современной жизни . Массачусетский технологический институт Пресс. ISBN 9780262525114 . JSTOR j.ctt5hhcg7 .
- ^ (Очень краткая) История экспериментального кино - киношколы без кино
- ^ «Нексус | Футуристическое кино / Кубизм и футуризм» . necsus-ejms.org . 27 мая 2020 г. Проверено 16 октября 2022 г.
- ^ Английские переводы вышеизложенного доступны, например, в «Манифестах футуристов» под редакцией У. Аполлонио (2009) или «Избранных сочинениях Маринетти» (1977).
- ^ Эйкен, Э. «Кино и итальянская футуристическая живопись», Art Journal, Vol. 41, № 4 (Футуризм), 1981: 353–357.
- ^ Маринетти, Балла и др., Футуристическое кино, в Маринетти: Избранные произведения, изд. Флинт, с. 131. Оригинальная цитата: «Кино само по себе является искусством. Поэтому кино никогда не должно копировать сцену. Кино, будучи по своей сути визуальной, должно прежде всего совершить эволюцию живописи: отстраниться от действительности, от фотографии, от изящного и от торжественный».
- ^ «Дуглас Крокуэлл, Алфавит иллюстраторов, Коллекция Криса Маллена» .
- ^ «Голливуд Ежеквартально» .
- ^ «Экспериментальное кино» . Интернет-архив . Июнь 1930 года . Проверено 31 марта 2021 г.
- ^ «Интервью с куратором Брюсом Познером» . Архивировано из оригинала 5 марта 2010 г.
- ^ Ситни, П. Адамс (1974). Визионерский фильм - Американский авангард 1943–2000 (3-е изд.). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 479. ИСБН 0-19-514885-1 .
- ^ Ситни, П. Адамс , изд. (1970). Читатель кинокультуры . Издательство Прагер .
- ↑ Амос Фогель, основатель Нью-Йоркского кинофестиваля и Cinema 16, умер в возрасте 91 года | IndieWire
- ^ Ежеквартальный онлайн-фильм «Архив авангарда»
- ^ «Кинофестиваль Медиа Сити» . Медиа-сити кинофестиваль . Проверено 8 марта 2021 г.
- ^ Именование и определение авангарда или экспериментального фильма - Фред Кампер
- ^ Доминик Ногес , «Что такое экспериментальное кино? Похвала экспериментальному кино , Париж, Центр Жоржа-Помпиду , 1979, с. 15.
- ^ Журнал Aesthetica - Фильмы художников становятся популярными в кино
- ^ «Cinema Expo 67 – исследование самых гениальных экранных экспериментов Expo 67» . Cinemaexpo67.ca . Проверено 24 января 2024 г.
- ^ Росс, Джулиан А. (январь 2014 г.). За рамкой: интермедиа и расширенное кино в Японии 1960-1970-х годов (докторская диссертация). Университет Лидса.
- ^ Авангард влияет на мейнстрим-Variety.
- ^ «Эстетика MTV» в кино: исследование заблуждения кинокритики
- ^ Анимационный графический дизайн: прикладная история и эстетика - Джон Краснер - Google Книги
- ^ Телевидение по дизайну: современное искусство и рост сетевого телевидения - Линн Шпигель - Google Книги
- ^ Журнал Aesthetica - Фильмы художников становятся популярными в кино
Ссылки
[ редактировать ]- А.Л. Рис , История экспериментального кино и видео ( Британский институт кино , 1999).
- Малкольм Ле Грайс , «Абстрактный фильм и не только» ( MIT Press , 1977).
- Скотт Макдональд, Критическое кино , тома 1, 2, 3, 4 и 5 (Беркли: Калифорнийский университет Press , 1988, 1992, 1998, 2005 и 2006).
- Скотт Макдональд, Авангардный фильм: исследования движения (Кембридж: издательство Кембриджского университета , 1993).
- Холли Роджерс, «Звук в галерее: видео и рост художественной музыки» (Оксфорд: Oxford University Press , 2013).
- Холли Роджерс и Джереми Бархэм, Музыка и звук экспериментального фильма (Оксфорд: Oxford University Press , 2017).
- Джеймс Петерсон, Мечты о хаосе, Видения порядка: понимание американского авангардного кино (Детройт: издательство Wayne State University Press , 1994).
- Джек Сарджант , «Обнаженные линзы: Beat Cinema» (Creation, 1997).
- П. Адамс Ситни , Визионерский фильм: Американский авангард (Нью-Йорк: Oxford University Press , 1974).
- Майкл О'Прей, Авангардный фильм: формы, темы и страсти (Лондон: Wallflower Press, 2003).
- Дэвид Кертис (редактор), Справочник британских художников кино и видео (Совет по делам искусств, 1999).
- Дэвид Кертис, Экспериментальное кино – пятидесятилетняя эволюция (Лондон. Studio Vista. 1971)
- Уилер Уинстон Диксон , Взрывающийся глаз: новая история американского экспериментального кино 1960-х годов (Олбани, Нью-Йорк: State University of New York Press, 1997)
- Уиллер Уинстон Диксон и Гвендолин Одри Фостер (редакторы) Экспериментальное кино – читатель фильмов (Лондон: Routledge, 2002)
- Стэн Брэхейдж , Фильм на грани остроумия - Очерки американских независимых кинематографистов (Эдинбург: Полигон. 1989)
- Стэн Брэкедж, Essential Brakhage - Избранные сочинения о кинопроизводстве (Нью-Йорк: McPherson. 2001)
- Паркер Тайлер , Подпольный фильм: Критическая история (Нью-Йорк: Grove Press , 1969)
- Джеффри Сколлер Тени, призраки, осколки: творение истории в авангардном фильме (Миннеаполис: Миннесота, UP, 2005)
- Джеки Хэтфилд , Экспериментальный фильм и видео (John Libbey Publishing, 2006; распространяется в Северной Америке издательством Indiana University Press )
- Джин Янгблад , Expanded Cinema (Даттон, 1970), доступно в формате pdf на Ubuweb.
- Доминик Ногес , Похвала экспериментальному кино (Paris Expérimental, 2010, 384 стр. ISBN 978-2-912539-41-0 , на французском языке) Парижский экспериментальный центр
- Эл Рис, Дэвид Кертис, Дункан Уайт, Стивен Болл, редакторы, « Расширенное кино: искусство, перформанс и кино » (Tate Publishing, 2011)
- Крис Мей-Эндрюс, История видеоарта (Bloomsbury Publishing, 2014)
- Рэйчел Симпсон, Авангардное видеоарт: как кинематографисты-экспериментаторы создают захватывающий опыт, превосходящий обычное кино (2018)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 20 главных фильмов для знакомства с авангардным кино на вкус кино