Шри Сукта

Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Шри Сукта ( санскрит : श्रीसूक्तम् , латинизированный : Шрисуктам ) , также называемый Шри Суктам , является самым ранним записанным санскритским религиозным гимном , почитающим Шри - Лакшми , индуистскую богиню богатства, процветания и плодородия. [ 1 ] Шри Сукта читается со строгим соблюдением санскритской просодии для почитания богини. Этот гимн можно найти в Ригведических хиланисах , приложениях к Ригведе , датируемых добуддийской эпохой. [ 2 ]
Литературные источники
[ редактировать ]Часть серии о |
Вайшнавизм |
---|
![]() |
Шри Сукта является частью хилани или приложений к Ригведе . Это были поздние дополнения к Ригведе, встречающиеся только в Башкала- шахе , а гимн существует в нескольких пластах, различающихся как по содержанию, так и по периоду составления. Например, по мнению Дж. Шефтеловица, слой 1 состоит из стихов 1–19 (причём стихи 3–12 обращены к богине Шри, а 1–2 и 13–17 – к Лакшми ), а второй слой состоит из стихов 16–29 ( т. е. вторая версия удаляет стихи 16–19 первой). Третий пласт, стихи которого начинаются с номера 23, также перекликается со вторым вариантом. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Первый слой является наиболее часто засвидетельствованным и обычно присоединяется к Пятой Мандале Ригведы . Большинство его стихов, вероятно, были написаны во времена Брахмана , а некоторые были добавлены во времена Упанишад . Второй слой появился позже первого; а третий засвидетельствован в одном, более позднем тексте. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Текст и символика
[ редактировать ]Богиня Шри появляется в нескольких более ранних ведических гимнах и является олицетворением благоприятных и царственных качеств. [ 2 ] Шри Сукта, пожалуй, первый текст, в котором проводится гомология между Шри и Лакшми, а богини в дальнейшем связаны с богом огня Агни . [ 4 ] Начиная с более позднего эпического периода (около 400 г. н.э.), Шри-Лакшми особенно ассоциируется с Вишну как с его женой или супругой. [ 6 ]
Шри Сукта описывает Шри как славного, украшенного, царственного, блестящего, как золото, и сияющего, как огонь, луна и солнце. К ней обращаются как к дарительнице славы, щедрости и изобилия в виде золота, скота, лошадей и еды; и ее умоляют изгнать ее сестру Алакшми (несчастье), которая связана с нуждой, голодом, жаждой и бедностью. В гимне Шри также ассоциируется с (аграрным) плодородием, и она описывается как мать кардамы (грязи), влажной, ощутимой по запаху и приносящей обильный урожай. [ 2 ]
Шри Сукта использует мотивы лотоса ( падма или камала ) и слона ( гаджа ) — символов, которые в более поздних источниках постоянно связываются с богиней Шри-Лакшми. Считается, что лотос является символом чистоты, красоты, духовной силы, жизни, плодородия, роста или, в Тантре , всей сотворенной вселенной. Этот мотив повторяется в индуистской (а также буддийской и джайнской ) литературе, и считается, что лотос, растущий из пупка Вишну , знаменует начало нового космического творения. Слоны являются символом королевской власти, а в индуистской мифологии также связаны с облаками и дождем; таким образом они укрепляют статус Шри-Лакшми как богини изобилия и плодородия. [ 7 ]
Более поздняя индуистская иконография часто изображает Шри-Лакшми в форме Гаджа-Лакшми , стоящей на лотосе в окружении двух слонов, которые окатывают ее водой из своих хоботов. [ 7 ] [ 8 ]
Сольный концерт в Тирумале
[ редактировать ]Шри Сукта — одна из Панча-Суктам (пяти Суктам), читаемых во время трехчасового Тируманджанама Венкатешвары Андхра - в знаменитом древнем святилище на холме храма Тирумала Венкатешвара в Прадеше , Индия . Тируманджанам . главному божеству совершается каждую пятницу Шри Суктам также читается во время ежедневной севы Арджита Васантотсавам .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Шри Суктам: Самый ранний гимн богине Лакшми» .
- ^ Jump up to: а б с Кинсли 1999 , с. 20
- ^ Jump up to: а б Коберн 1988 , стр. 258–264.
- ^ Jump up to: а б с Шефтеловиц 1906 г.
- ^ Jump up to: а б Шефтеловиц в 1921 году
- ^ Кинсли 1999 , с. 19
- ^ Jump up to: а б Кинсли 1999 , стр. 21–22.
- ^ Сингх 1983 , стр. 8–10.
Ссылки
[ редактировать ]- Камбхампати, Парвати Кумар (2012), Шри Суктам - Природа и характеристики Матери Мира , Dhanishta Publications
- Кинсли, Дэвид Р. (1999), Индуистские богини: видения божественной женственности в индуистской религии , Motilal Banarsidass Publ., ISBN 81-208-0394-9
- Коберн, Томас Б. (1988), Деви Махатмья: Кристаллизация традиции Богини , Motilal Banarsidass Publ., ISBN 81-208-0557-7
- Шефтеловиц, Исидор (1906), Die Apokryphen des Rgveda , Бреслау
- Шефтеловиц, Исидор (1921), «Шри Сукта», Журнал Немецкого восточного общества , 75 , Немецкое восточное общество : 37–50
- Сингх, Ом Пракаш (1983), Иконография Гаджа-Лакшми , Бхарати Пракашан