Jump to content

Сокращать

(Перенаправлено от евреев Крыма )
Сокращать
Крымы   ( украинская )
Кримчаки
Общая численность населения
1200–1500 (восток) [ 1 ]
Регионы со значительным населением
 Израиль 1,200 [ 2 ]
 Россия 954 ( 2021 ) [ 3 ]
 Украина 406 ( 2001 ) [ 4 ]
Языки
Русский , Кремчак
Религия
Ортодоксальный иудаизм
Связанные этнические группы
Крымские татары , другие евреи , особенно крымские караиты

Krymchaks , ( Krymchak : множественное число: kъrыmчaхlar , qrımçahlar , единственные: кгрхай , кримсах ) являются еврейскими этно -религиозными общинами Креме полученными от турхических приглушек из крови иудеизма . [ 4 ] Исторически они жили в непосредственной близости от Крымского Караита , которые следуют иудаизму караита .

Сначала Кремчак русским , был использовавшим описательным ​сами себя. Перед этим их самоопределение было «Срелб Балалар» ( Срел Балалари )-буквально «Дети Израиля». Крымские татары называли их Zuluflı çufutlar («евреи с пеат »), чтобы отличить их от Караитов , которых называли Zulufsız kufutlar («евреи без Пе'от»). [ Цитация необходима ]

Кримчаки говорят на модифицированной форме крымского татарского языка , называемого языком Krymchak . Это еврейский патоис, [ 5 ] или этноалек крымского татара, который является туркским языком Kypchak . Перед русской революцией в 1917 году Кремчаки были по крайней мере двуязычной: они говорили по этноолета Кремчака и в то же время в основном использовали иврит для своей религиозной жизни и для письменного общения. Кремчаки придерживались их тюркских патоиса до Второй мировой войны , но позже начали терять свою лингвистическую идентичность. Теперь они прилагают усилия, чтобы возродить свой язык. Многие из лингвистических характеристик языка Кремчака можно было найти на Кройнском татарском языке. Кроме того, он содержит многочисленные иврит и арамейские ссуды и традиционно написан на ивритовых персонажах (теперь он написан в кириллическом сценарии ).

Происхождение

[ редактировать ]

Кремчаки, вероятно, являются результатом разнообразного происхождения, предки которых, вероятно, включали сефардские и ашкенази -евреи, а также евреи из Византийской империи, Генуи, Джорджии и других мест. [ 6 ]

Другие более спекулятивные теории включают в себя то, что кримчаки, вероятно, частично произошли от еврейских беженцев, которые поселились вдоль Черного моря в древние времена. Еврейские общины существовали во многих греческих колониях в регионе в течение позднего классического периода. Недавно раскопанные надписи в Крыму выявили еврейское присутствие, по крайней мере, еще в 1 -м веке до нашей эры. В некоторых крымских городах монотеистические языческие культы, называемые Sebomenoi Theon Hypsiston («поклонники самого высокого Бога», или « Божьи-бог »). [ Цитация необходима ] Эти квази-процессоры сохраняли еврейские заповедь, но оставались неясными и сохраняли определенные языческие обычаи. В конце концов, эти секты исчезли, когда их члены приняли либо христианство , либо нормативный иудаизм . Другая теория заключается в том, что после подавления восстания Бар Кохбы императором Адрианом те евреи, которые не были казнены, были изгнаны на Крымский полуостров . [ Цитация необходима ]

Поздняя классическая эра увидела большие потрясения в регионе, поскольку Крым был занят готами , гунными , болгарами , хазарами и другими народами. Еврейские торговцы, такие как радханиты, начали развивать обширные контакты в Понтическом регионе в течение этого периода и, вероятно, сохраняли тесные отношения с общинами Прото-Кримчака. Считается, что доминирование Хазара в Крыме в начале среднего века оказало, по крайней мере, частичное влияние на демографию Кремчака.

Средний возраст

[ редактировать ]

В конце 7 -го века большая часть Крыма упала на хазары. В 12 -м веке раввин Иегуда Халеви написал философскую работу, известную как Кузари , в которой он поместил ученый еврей в долгосрочной дискуссии с королем Хазара, который искал религию, которую он примет. Согласно Кузари и некоторым другим письменным источникам, некоторые или все его народ последовал за ним в иудаизм. В 20 -м веке еврейский писатель по имени Артур Костлер предположил, что евреи ашкенази произошли от этого эпизода . С тех пор эта теория восстановилась, в том числе антисемитами, которые стремятся отрицать преемственность между древними евреями с современным еврейским населением.

В 2013 году профессор Шаул Стампер из факультета истории Еврейского университета Иерусалима утверждал, что Кузари никогда не предназначался для того, чтобы быть истинным описанием событий, а просто аллегорией, использующей предполагаемую дискуссию для объяснения еврейской философии. По словам Старфера, в писаниях других нет еврейских кладбин, зданий, писаний или ссылок, чтобы предположить, что среди хазаров или их руководства была какая -либо значительная еврейская община. [ 7 ] Тем не менее, оценка Stampfer в отношении отсутствия писаний противоречит многочисленным другим ученым, которые процитировали широкие средневековые документы, некоторые из которых написаны современными с существованием Хазарии, начиная с 860-х население в целом. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]

течение периода правления Хазара можно было бы произойти некоторая степень смешанного брака между евреями и хазарами В , сосредоточенный на керчах ), кажется причудливым. Известно, что Кипчак обратится в иудаизм, существовал, [ Цитация необходима ] И возможно, что из этих конвертаций Krymchaks приняли свой характерный язык.

Во времена, когда Крыму принадлежала Византийской империи волны византийских евреев , а после этого там поселились . Эти новички в большинстве случаев были торговцами из Константинополя и привезли с собой римские еврейские практики (Bonfil 2011).

Монгольские завоеватели пантической - княстской степи были промоутерами религиозной свободы, а генуэзская оккупация южной Крыма (1315–1475) увидела растущие степени еврейского поселения в регионе. Еврейская община была разделена между теми, кто молился в соответствии с обрядами Сефарди , Ашкенази и Романа . В 1515 году различные традиции были объединены в отличительную молитвенную книгу Кремчака, которая представляла римский обряд [ 12 ] [ 13 ] Раввин Моше Ха-Гола, главный раввин Киев . , который поселился в Крыму [ 14 ]

В 18 -м веке сообщество возглавлял Дэвид Бен Элизер Лено (ум. 1735), автор «Введение в молитвенную книгу« Каффа »и Мишкан Дэвид (« обитель Давида »), посвященного ивритной грамматике. Он также был автором монументальной ивритской исторической хроники, Девар Сефатаим («высказывание рта»), об истории Крымского ханата.

Татар Правило

[ редактировать ]

Под Крымским ханатом евреи жили в отдельных кварталах и платили дхимми -такс ( джизья ). Ограниченная судебная автономия была предоставлена ​​в соответствии с системой османских просо . Явное, насильственное преследование было чрезвычайно редким.

По словам антрополога С. Вайсенберга, «происхождение кримхаков теряется в темноте веков. Можно сказать только одно, что они несут меньше туркской крови, чем караиты, хотя определенное родство между как народами и хазарами вряд ли может быть . отрицал ​Время генов с прибытием Ломброзо, Пястро и других . семей

Нет общей работы по этнографии Krymchaks. Доступное резюме материалов для фольклорных материалов не завершено. Обширные антропонимические данные были собраны с конца 19 и начала 20 -го веков, но не охватывают более ранние периоды, для которых существует архивный материал. Изучение каждой из этих групп источников может пролить свет на этногенез этнического меньшинства Кремчака.

Русское и советское правило

[ редактировать ]

Российская империя аннексировала Крым в 1783 году. После этого Кремчаки подвергались тому же религиозному преследованию, навязанным другим евреям в России . В отличие от своих соседей по караитам, Кремчаки пострадали от полной основной награды от антивоэврейских ограничений.

В течение 19 -го века многие ашкеназимы из Украины и Литвы начали поселиться в Крыму. По сравнению с этими ашкеназимами Кремчаки казались несколько отсталым; Например, их уровень неграмотности был довольно высоким, и они быстро придерживались многих суеверий. [ Цитация необходима ] Смешание брака с ашкеназимом значительно сократило количество отдельного сообщества Krymchak. К 1900 году в Крыму было 60 000 ашкеназимов и только 6000 кримхаков.

В середине 19-го века Кремчаки стали последователями раввина Хайма Хезекии Медини , также известного под названием его работы, Седэй Хемед, раввина Сефарди, родившегося в Иерусалиме , который приехал в Кумму из Истенбула . Его последователи присвоили ему титул Гаона . Основавшись в Карасубазаре , крупнейшей общине Кремчака в Крыму, раввин Медини провел свою жизнь, повышая свои образовательные стандарты.

Раввин Чейм Чизкияху Медини, «Чачам» евреев Кремчаки, со своей женой, дочерьми, зятью и внуками. Взят незадолго до того, как он ушел в Эрец Исраэль .

К 1897 году Кремчаки перестали быть «большинством евреев Талмуда на Крымом». [ 15 ]

После российской революции 1917 года гражданская война разорвала Крыму. Многие Кремчаки были убиты в борьбе между красной армией и белым движением . Больше еще умер во время голода начала 1920 -х годов и начала 1930 -х годов. Многие эмигрировали в Святую Землю , Соединенные Штаты и Турцию .

Под Джозефом Сталином Кремчаки было запрещено писать на иврите, и им было приказано использовать кириллический алфавит, чтобы написать свой собственный язык. Синагоги и иешивы были закрыты правительственным указом. Кремчаки были вынуждены работать на фабриках и коллективных фермах .

Холокост и после

[ редактировать ]
Крым Крым , .

В отличие от крымского караита, нацисты были нацелены на Кримчаки для уничтожения после захвата Крыма оси в 1941 году. Во время Холокоста были убиты шесть тысяч кримчаков, почти 75% их населения . Более того, по возвращении власти советской в регион в 1944 году многие Кремчаки оказались насильственно депортированными в Центральную Азию вместе со своими соседями -татарскими . [ 16 ]

К 2000 году в бывшем Советском Союзе жили только около 600 Кремчаков , около половины в Украине , а остальные в Грузии , России и Узбекистане . Около 600–700 Krymchaks все еще цепляются за свою крымскую личность, живут в Израиле, [ 2 ] и другие в Соединенных Штатах и ​​Канаде.

Культура

[ редактировать ]

Кримчаки практикуют ортодоксальный или талмудический иудаизм. Их уникальная нуса , или молитвенная книга, известная как Нуса Каффа, появилась в 16 веке. Каффа был бывшим именем Крымского города Феодосия . [ 6 ]

Традиционные занятия для Кремчаков включали сельское хозяйство, торговлю и виноградарство . [ 6 ]

Платье и обычаи Кремчаков напоминали ближайшие Караиты и Крымские татары. [ 6 ]

Кремчаки считали себя отдельной группой и редко вступают в брак с Караитами или Крымским татаром. Кремчаки использовали полигамию , но затем приняли моногамию к концу 19 -го века. [ 6 ]

Смотрите также

[ редактировать ]
  1. ^ Kizilov, M. Krymchaks: современная ситуация общины . «Еврейский еврейский ежегодный». 2008
  2. ^ Jump up to: а беременный "Михаил Кизилов. Крымчаки: современное состояние общины" . Archived from the original on 2015-10-17 . Retrieved 2015-10-17 .
  3. ^ "ВПН 2020 | Официальный сайт | Всероссийская перепись населения 2021" . Archived from the original on 2023-01-30 . Retrieved 2023-01-15 .
  4. ^ Jump up to: а беременный Krymchaks Архивировал 2014-06-22 на машине Wayback в Энциклопедии Украины
  5. ^ Янбай, IILA (2016). Кремчак Словарь Висбаден: Harrassowitz Verlag. Стр. IX - XIV. ISBN  978-3-447-10541-5 .
  6. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Акинер, Ширин (1986). Исламские народы Советского Союза: с приложением к немусульманским туркским народам Советского Союза: исторический и статистический справочник (2-е изд.). Лондон: KPI. п. 433. ISBN  0-7103-0188-х .
  7. ^ Stampfer, Shaul (2013). «Хазары обратились в иудаизм?». Еврейские общественные науки . 19 (3): 1–72. doi : 10.2979/jewisocistud.19.3.1 . S2CID   161320785 . Project Muse   547127 .
  8. ^ Притсак, Омельджан (сентябрь 1978 г.). «Обращение царства Хазара в иудаизм». Гарвардские украинские исследования . 3 (2): 261–281.
  9. ^ Золотой, Питер Б. (1983). «Хазария и иудаизм». Архив Евразийский Хепп . 3 : 127-156.
  10. ^ Шапира, Дэн (2008). «Евреи в Хазарии». Энциклопедия еврейской диаспоры: происхождение, опыт и культура . Тол. 3. ABC-Clio. С. 1097–1104. ISBN  978-1851098736 .
  11. ^ Брук, Кевин А. (2018). «Глава 6: обращение хазаров в иудаизм». Евреи Хазарии (3 -е изд.). Rowman & Littlefield Publishers. ISBN  978-1-5381-0342-5 .
  12. ^ Bernstein, S. "SK Mirsky Memorial Volume", стр. 451–538. 1970
  13. ^ Glazer, SM Piyyut и Pesah: поэзия и Пасха, с. 11, 2013
  14. ^ Ueber of Maḥor, чтобы кофе Ruts. Исаак Мартон, 1909.
  15. ^ Вольф, Дэн (12 марта 1993 г.). «Еврейский бюллетень Оттавы, том 57 Iss. 11» . Оттавский еврейский бюллетень . 57 (11): 18 . Получено 22 ноября 2018 года .
  16. ^ Габбай, Лиат Клейн (2019-09-11). Коренные, аборигенные, беглые и этнические группы по всему миру . BOD - Книги по требованию. п. 161. ISBN  978-1-78985-431-2 Полем Архивировано из оригинала 2022-05-09 . Получено 2020-10-23 .

Источники

[ редактировать ]
  • Блади, Кен. Еврейские общины в экзотических местах Northvale, NJ: Jason Aronson Inc., 2000. С. 115–130.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f27839bb96af18c6c07e34de0734db8c__1725074880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f2/8c/f27839bb96af18c6c07e34de0734db8c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Krymchaks - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)