Bombardier Challenger 600 Series
Challenger 600/601/604/605/650 | |
---|---|
![]() Бомбардира CL-604 | |
Общая информация | |
Тип | Бизнес -самолет |
Производитель | Canadair Bombardier Aerospace |
Статус | В производстве |
Номер построен | 1 066 (октябрь 2018 г.) [ 1 ] |
История | |
Производится | 1980 -Present [ 1 ] |
Первый полет | 8 ноября 1978 года |
Превратился в | Bombardier CRJ100/200 Bombardier Global Express |
Серия Bombardier Challenger 600 - это семейство деловых самолетов, разработанное Canadair после концепции Билла Лира , а затем с 1986 года его новым владельцем Bombardier Aerospace . В конце 1975 года Canadair начал финансировать разработку Learstar 600, а затем купил дизайн для широкого кабинового бизнеса в апреле 1976 года. 29 октября программа была запущена, поддержана канадским федеральным правительством и предназначена для соответствия новым стандартам Far Fare 25 .
В марте 1977 года он был переименован в «Challenger 600» после того, как Билл Лир был снят с конца, и первоначальный обычный хвост был изменен для T-хвоста среди других событий. Первый прототип был развернут 25 мая 1978 года и выполнил свой первый рейс 8 ноября. Программа летных испытаний увидела смертельную аварию 3 апреля 1980 года, но Transport Canada CL-600 утвердила сертификацию типа 10 августа 1980 года.
В 1986 году Canadair был близок к банкротству и был куплен Bombardier. Позже самолет был протянут в региональный авиалайнер Bombardier CRJ , представленную 19 октября 1992 года, и более длительный диапазон Global Express , введенный в июле 1999 года. 500 -й Challenger был развернут в мае 2000 года, а 1000 -е было доставлено в NetJets в декабре 2015 года. К октябрю 2018 года было построено 1066 самолетов.
Challenger-это струя с низким крылом, прикрепленная к двум турбовентирующим, установленным в кормовой фюзеляжной стручке, с суперкритическим крылом и стойкой с двумя секциями сидения. Оригинальные турбо новостей Lycoming ALF 502 были заменены парой General Electric CF34s на CL-601, которая также приобрела крылья , и впервые пролетел 10 апреля 1982 года. Последующие варианты имеют обновленные системы, авионика и более высокие веса.
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]
Примерно в 1974 году изобретатель Американского авиации Билл Лир концептуализировал Learstar 600, низко крыло, бизнес-реактивное движение , которое было оснащено парой двигателей Garrett TFE731 -1 турбовентивных и оснащены суперкритическим крылом . [ 2 ] [ 3 ] У Лира не хватало возможностей запуска такого самолета, таким образом, искали другие агентства для сотрудничества как для производства, так и продажи, включая канадский аэрокосмический производитель Canadair . По словам авторов Рона Пиклет и Ларри Милберри, высшее руководство Canadair считало, что концепция Лира была в лучшем случае отрывочная. [ 4 ] У Лира не было экспертного понимания авиационной инженерии; До сих пор он был в состоянии заплатить американскому консультанту по аэронавите, чтобы провести очень предварительные исследования дизайна. [ 5 ]
После исследования, контрастируя с предлагаемым LearStar с такими конкурентами, как Lockheed Jetstar , Dassault Falcon 50 и Grumman Gulfstream II , Canadair решил отдать свою поддержку этой идее ближе к концу 1975 года. [ 2 ] [ 3 ] Согласно публикации аэрокосмической промышленности Publication Flight International , многие канадцы рассматривали программу как шаг к разработке частной авиационной индустрии высокотехнологичной авиации, которая будет конкурировать на глобальном уровне. [ 3 ] Возможно, что еще более важно, канадское правительство вынесло требование, чтобы Канадар стал самодостаточным, поэтому компания хотела меньше зависеть от соглашений о субподрядах с другими фирмами, такими как Франция Dassault Aviation и America's Boeing , или предоставление пакетов поддержки для существующих самолетов, для которых Они уже закончили производство, например, боец CF-5 . Canadair почувствовал необходимость доказать свою способность независимо развивать оригинальные высокотехнологичные проекты в это время. [ 3 ]
Canadair планировал использовать имя и навыки Лира для саморекламы, чтобы обеспечить обширные финансовые гарантии для проекта бизнес-реакции от канадского федерального правительства. [ 4 ] Это оказалось эффективным выбором: будущий премьер -министр Жан Кретиен, в частности, относится к влиянию личного контакта с Лиром в его решении направить финансовую поддержку программе Canadair. [ 6 ] Во время этих мероприятий Chrétien последовательно был президентом Казначейства, министра промышленности, торговли и торговли, а также министра финансов в правительстве Канады. Благодаря использованию писем о комфорте , степень финансовых обязательств министерства для Канадаира можно было хранить от парламента и общественности в течение нескольких лет. [ 7 ] Эти финансовые гарантии были позже использованы в качестве академического примера недостаточного мониторинга и слабой контроля в государственной поддержке промышленности. [ 8 ]
В апреле 1976 года Canadair приобрел концепцию Learstar 600. К тому времени это было длиной 63 фута (19 м) и шириной 53,3 фута (16,2 м) и способно достичь максимальной скорости Маха 0,85 и диапазона 7,240 км (3910 нми). Как исполнительный самолет, он имел достаточную мощность для 14 пассажиров. В конфигурации грузового корабля он имел пропускную способность полезной нагрузки 3400 кг (7500 фунтов), загруженную и выгруженную через переднюю дверь. В качестве пригородного авиалайнера он может разместить до 30 пассажиров в конфигурации сидений 2–1. [ 2 ] Canadair разработал дизайн в большой планере, оснащенный новым суперкритическим дизайном крыла, новой авионикой и двигателями, а также для соответствия новым стандартам Far Far D2 . Конфигурация была заморожена в августе, и модель 1/25 была протестирована в национальном авиационном учреждении трансочного ветряного туннеля . [ 2 ] Как сообщается, более 1800 часов тестирования на аэродинамическую туннели было выполнено только на суперкритическом крыле. [ 3 ]
Запуск
[ редактировать ]При поддержке федерального правительства программа была запущена 29 октября 1976 года с твердыми заказом и депозитами на 53 самолета. [ 2 ] В течение следующих двух лет примерно 2500 сотрудников были вовлечены в разработку самолета. [ 3 ] Изменения в оригинальной конфигурации LearStar были внесены при запуске, например, обычная хвостовая плоскость, заменяющая T-Tail Coundet после того, как первое было обнаружено на пути выхлопного потока двигателя, перемещение топлива Хранение до крыльев и множественное увеличение веса самолета. [ 2 ] [ 3 ] Следуя разногласиям по поводу направления программы, Билл Лир был вычеркнут из -за участия. В марте 1977 года самолет был переименован в Challenger 600. [ 2 ] Как сообщается, после его увольнения с предприятием, Лир назвал пересмотренный дизайн Canadair как Fat Albert . [ 3 ] После смерти Лира в мае 1978 года Канадаир заплатил около 25 миллионов долларов в свое имущество за его вклад в программу. [ 3 ]
Из -за расширения дизайна оригинальная конфигурация силовой установки стала несостоятельной. Производитель двигателя Lycoming предложил разработать новую модель, Lycoming Alf 502 L, которую команда разработчиков Canadair приняла для расширенного претендента, и вокруг которого была разработана общая договоренность. [ 3 ] Широкая грузовая дверь типа была спроектирована в ответ на потребности FedEx , оригинального клиента Type, который разместил заказ на 25 самолетов. [ 2 ] FedEx столкнулся с проблемами с двигателями General Electric CF34 и вместо этого предпочитал Lycoming ALF 502D. У них позже были проблемы с доставкой, и не хватало производительности. [ 2 ] По сообщениям, FedEx преобразовала большую часть своих заказов в растянутую версию Challenger, намереваясь перевозить до 12 500 фунтов груза одновременно, используя их. [ 3 ] В конечном итоге FedEx решила отменить свои заказы из -за Закона об дерегулировании авиакомпании США , и вместо этого конкретные самолеты, которые уже были в производстве, были проданы другим клиентам. [ 2 ]
К весне 1977 года Canadair получил более 70 твердых заказов и начал строить три прототипа . [ 2 ] Кредит на 70 миллионов долларов был заимствован из европейских источников, чтобы помочь финансировать программу, что уменьшило финансовое бремя для правительства Канады. [ 3 ] Полномасштабный макет фюзеляжа была выставлена на авиасалоне 1977 года до экскурсии по европейскому и североамериканскому туру. 106 были проданы к концу 1977 года. [ 2 ] В конце 1977 года, перед лицом критики в том, что проект не будет способен производить самолет, выполняющий понесенные гарантии производительности, чиновники Canadair прокомментировали, что они ожидают, что первый рейс произойдет в 1978 году, и что первоначальные поставки были запланированы, чтобы начать В течение сентября 1979 года. Flight International отметил, что даже до первого полета прототипа этот тип уже оказал заметное влияние на конкуренцию, включая запуск Cessna Citation III и Grumman Gulfstream III . [ 3 ]
К началу марта 1978 года первый прототип был почти закончен, и собрание двух других дебютировало. [ 2 ] Предназначенные для контроля качества обработки и тестовые результаты полета, он был официально развернут 25 мая 1978 года. 116 заказов были подтверждены через 19 месяцев после встречи. [ 2 ] К этому моменту были установлены производственные джиг, позволяющие продолжить производство до семи претендентов в месяц, готовые к продолжению количества. [ 3 ] испытания планера Структурные начались в феврале 1979 года. Оперативное велосипедное велосипед началось в декабре 1979 года, имитируя 72 638 летных часов к февралю 1985 года, в то время как его прогнозируемый срок службы составлял 30 000 часов. [ 2 ]
Фаза летного испытания
[ редактировать ]
8 ноября 1978 года самолет прототип взлетел на свой первый полет из Монреаля, Квебек . Программа летных испытаний и сертификации была проведена в аэропорту округа Мохаве Керн вместо Канады из -за лучшей погоды. [ 2 ] Второй и третий прототипы впервые пролетели в 1979 году. Тестовый рейс 3 апреля 1980 года в пустыне Мохаве привел к катастрофе. Самолет разбился из -за разрушения механизма высвобождения отсоединить желоб восстановления после глубокого прилавка , убив одного из испытательных пилотов. Другой пилот -тест и инженер летных испытаний с парашютом в безопасное место. [ 9 ]
CL-600-1A11 Сертификация типа была одобрена Transport Canada в августе 1980 года, [ 10 ] и федеральным авиационным администрацией США в ноябре 1980 года. [ 11 ]
Стоимость программы составила 1,5 млрд. Долл. США (в то время 1,1 млрд. Долл. США). [ 12 ]
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]В 1980 году первая производственная модель серии Challenger, CL-600, поступила на услугу с конечными клиентами. [ 13 ] Ранний маркетинг этого типа Canadair обычно противопоставил более просторную хижину, предлагаемую Challenger против его конкурентов, которые обычно имели более узкие фюзеляжи и, следовательно, тесные условия, а также экономию топлива типа. К 1982 году, в то время как только 10 самолетов вступили в эксплуатацию, компания начала публиковать новую модель самолета, CL-601, которая должна была работать в рамках пары General Electric CF34 турбовентировки вместо оригинальных моделей Lycoming единицы. 10 апреля 1982 года CL-601 выполнил свой первый полет. [ 14 ] Согласно Flight International , решение о принятии двигателя CF34 для новой модели отвечало за создание существенного бума в продажах Challenger. [ 15 ]
Согласно Flight International , медленные первоначальные продажи претендента в значительной степени способствовали почти банкротству Canadair, которого было избежано покупкой компании Bombardier в 1986 году. [ 13 ] Bombardier решил не только продолжить производство типа, но и для финансирования разработки новых моделей и производных. Этому выбору помогали дизайнерское решение Canadair, чтобы позволить претенденту легко растянуть с самого начала. [ 3 ] По состоянию на октябрь 2018 года наиболее продаваемым вариантом серии Challenger был CL-604, который был запущен в 1995 году. 500-й самолет был развернут в мае 2000 года. [ 15 ] [ 16 ] 1000 -й, 650, был доставлен в NetJets в декабре 2015 года. [ 17 ]
Согласно Flight International , Challenger 600 был опорой на рынке Bombardier, что позволило им более легко разрабатывать дальнейшие бизнес -джеты, такие как Bombardier Global Express . Еще одним прямым производным серии Challenger была серия Bombardier CRJ100 , более крупный региональный авиалайнер . Публикация прокомментировала, что у семьи Челленджер «, по -видимому, есть солидное будущее», наблюдая за производственным температурой двух самолетов в месяц в течение 2018 года. [ 13 ]
Дизайн
[ редактировать ]

Challenger-это бизнес-реактивный самолет с двумя двигателями, описанный Flight International как «миниатюрный авиалайнер Twinjet во всех отношениях». [ 3 ] Хотя претендент, как правило, похож на конфигурацию с предыдущими самолетами своего типа, некоторые из его функций выделяются; Например, расширенный фюзеляж позволяет «ходить в каюте». Challenger также был одним из первых деловых самолетов, которые были разработаны с суперкритическим крылом . Крыло называлось Canadair как одна из самых передовых функций самолета. [ 3 ] Он также способен выполнять короткие взлеты, сохраняя при этом уровни скорости и комфорта, обычно связанные с более крупными реактивниками. [ 3 ]
Крыло Challenger называлось как модифицированное симметричное аэродинамическое покрытие NACA . [ 3 ] Сродни другим суперкритическим крылам, в нем есть округлый передний край , перевернутый валика , тупик, следующий край и гребешка нижней стороны. Структура крыла с двойным крылом охватывает всю длину крыла и разделена с образованием пяти внутренних топливных баков; Эти резервуары могут вместить до 14 661 фунта топлива, почти половину пустого веса самолета. [ 3 ]
Скины крыльев производятся с использованием крупных фрезерных машин, которые в 1978 году, как утверждается, превосходят все остальное в Северной Америке. Многие элементы, такие как закрылки, элероны и передовые кромки, имеют обычную конструкцию. Несколько деталей, в том числе обтекатель крыла/фюзеляжа, кольки клапанов и кончики крыльев, отливаются из кевлара , как и другие элементы самолета. [ 3 ]
Оригинальный Challenger CL-600 был оснащен двумя турбовентивными двигателями Lycoming ALF 502L, которые были разработаны специально для Challenger. [ 3 ] Последующие модели приняли другие силовые установки, в том числе двигатель General Electric CF34. Двигатели установлены на заднем фюзеляже вблизи хвоста самолета, обеспечивая гладкий воздушный поток двигателям, даже когда они летали под высокими углами атаки , хотя это было в более низком положении, чем оригинальная концепция LearStar поставила их для смягчения неблагоприятных характеристик управления высотой тона Полем [ 3 ] Двигатели оснащены реверсами тяги, чтобы уменьшить расстояния приземления. Также присутствует вспомогательная энергетическая единица для запуска двигателей и обеспечения кондиционирования воздуха в салоне, находясь на земле. [ 3 ]
Фузеляж состоит из трех разделов - нос, центр и хвост - которые изготовлены отдельно в их собственных приживках и присоединяются позже в производственном процессе. [ 3 ] Он был разработан для того, чтобы находиться под давлением на максимальной дифференциации 9,3 фунта/кв. -ПОСПОРНИТЕЛЬНЫЙ ЭКСЕСТАТЕЛЬНЫЙ ЭКСПЕРТИК , багажник на стороне порта на корме крыла и многочисленные окна. [ 3 ]
Диаметр фюзеляжа был спроектирован для размещения беспрепятственного пола кабины, высоты кабины 6 футов 1 в центральной части и пространства для крылья , интегральных топливных баков с полостью, воздушных воздуховодов и различных управляющих кабелей. Он также был разработан, чтобы легко приспособить ранние планы Canadair по расширению фюзеляжа, для которых установлены заглушки равной длины перед центральной секцией, чтобы значительно увеличить емкость претендента. [ 3 ]
Различная авионика присутствует в Челленджере. В качестве стандарта, CL-600 снабжен двухканальной системой с автоматической управления полетом двумя каналами , включающей Data и компьютеры Data Data Data AIR ; Эта система, более типичная для более крупных коммерческих самолетов. [ 3 ] Система управления полетом имеет значительную избыточность, включая три отдельных гидравлических систем; Даже с полным отказа и потерей одного привода , остается жизнеспособный уровень контроля над ключевыми поверхностями полета. Погодные радиолокационные и марконе -построенные твердотельные приборы поставляются в качестве стандартного, а также построенный Коллинз радиопоставка; дополнительное долгосрочное, радио-оборудование, такое как HF радиостанции и навигационные средства VHF . Можно установить [ 3 ]
В стандартной конфигурации исполнительного самолета салон разделена между прямым камбузом и двумя секциями сидений, которые обычно оснащены участком из четырех кресла клуба, за которой следуют либо зона группы конференции, либо диваны, а также туалет на корме Полем [ 18 ] [ 3 ] Стулья полностью откидываются и могут поворачивать, в то время как диваны могут служить в качестве спального жилья. Ранние примеры показывают роскошь, такую как телефоны, управление освещением и стереосистемы; Также были установлены столы складки, прикрепленные к стенам кабины, вместе с парой шкафов, один передний и один кормовой, для хранения ручного багажа и других мелких предметов. [ 3 ]
Варианты
[ редактировать ]

Challenger 600 (CL-600-1A11)
[ редактировать ]- CL-600
- Оригинальная производственная версия, основанная на Lycoming Alf 502L Turbions с 7500 фунтов (33 000 н) тяги каждый, 81, построенный с 1978 по 1982 год.
- CL-600S
- CL-600 с крыльями, представленными на CL-601-1A, три построенных
- Canadair CC-144
- Двенадцать самолетов были приобретены Королевскими канадскими ВВС и доставлены в 1982 году, включая CE-144 и CX-144. [ 15 ] Еще семь планеров были закуплены с 1982 по 2020 год. Модели CL-600, CL-601, CL-604 и CL-650 были закуплены для выполнения этой роли.
- Canadair CE-144
- Три тренера электронной войны (EW) были преобразованы в/из базового CC-144.
- Canadair CX-144
- Второй прототип, CL-600-1A11, C/N 1002, был выделен на RCAF после завершения программы испытаний. Используемый на аэрокосмическом инженерии и тестовом заведении (AETE), CFB Cold Lake до выхода на пенсию в 1993 году, в настоящее время он сохраняется в CFB Winnipeg , назначенном CC-144 в эксплуатации.
Challenger 601-1A (CL-600-2A12)
[ редактировать ]- CL-601-1A
- Рафинированная версия с крыльями для уменьшения сопротивления и более мощных общих электрических турбовениров CF34 -1A (66 построенных, включая шесть канадских сил CC -144B). [ 19 ]
- CL-601-1A/ER
- 601-1A с дополнительным топливным баком в хвосте
Challenger 601-3A/3R (CL-600-2B16)
[ редактировать ]
- CL-601-3A
- Оснащен с помощью General Electric CF34-3A турбо новостей с более высоким плоским рейтингом и стеклянной кабиной . Первая версия, продавая Bombardier.
- CL-601-3A/ER
- 601-3A с дополнительным топливным баком в хвосте
- CL-601-3R
- Оборудован общедоступным Electric CF34-3A1 Turbions, хвостовым баком, сделанным стандартом
Challenger 604/605/650
[ редактировать ]
- CL-604
- Оснащенные турбокультами General Electric CF34-3B, добавлены седловые резервуары для увеличения топливной емкости, новой шасси для более высокого взлета и посадочного веса; Структурные улучшения к крыльям и хвостам, New Rockwell Collins Pro Line 4 Avionics System
- CL-604 MMA
- (Мультимиссионные самолеты), милитаризованная версия, разработанная Field Aviation, [ 20 ] на датской службе. [ 20 ] Самолеты работают в морском патруле, а также поисковые и спасательные миссии. Они способны приземлиться на короткие, грубые, гравийные воздушные полосы, распространенные в Арктике. [ 20 ]
- C-143a
- Один самолет Challenger 604 был приобретен Береговой охраной Соединенных Штатов в декабре 2005 года в качестве нового самолета средней дистанции. [ 21 ]
Построенный с 1996 по 2006 год, более 360 были доставлены. Ранние продавались за 4,0–4,5 млн. Долл. США и поздние модели менее чем за 8 миллионов долларов в 2016 году. С 27 000 до 27 100 фунтов (от 12 200 до 12 300 кг), работая пустыми весами , он несет шесть или семь пассажиров и полное топливо с увеличением MTOW . Он может круиз в течение 7,5–8,0 часов на Маха 0,80 и летать пять пассажиров 4000 нм при Маке 0,74 до FL 410.
Уравновешивание по мере увеличения высоты, огромная мощность и нагрузки крыльев влияют на горячую и высокую производительность. Он вылетел от 3500 до 4000 футов (от 1 100 до 1100 м) для менее 800 нм (1500 км; 920 миль) миссий, на 5 684 футах (1 732 м) на уровне MTOW и моря. В 9,123 футах (2781 м) на ISA+20C и 5000 футов (1500 м) высоте, буксир уменьшается до 47 535 фунтов (21 562 кг) для удовлетворения требований подъема.
Pro Line 4 Avionics включает шесть 7,25 в (18,4 см) катодных лучей трубок и двойные системы управления полетами . Он сжигает 3800 фунтов (1700 кг) в первый час, 3200 фунтов (1500 кг) во второй час, 2800 фунтов (1300 кг) в третий час, затем 2000 фунтов (910 кг)/час. Запланированное техническое обслуживание проводится каждые 200 часов или шесть месяцев, а основные проверки проводится каждые 96 месяцев и включают в себя капитальные ремонты посадочной площадки в размере 110 000 долл. США, 8 729 фунтов (38,83 кН) CF34-3 млрд. Тербовинов стоят 375 долларов за двигатель за час. [ 18 ]

- CL-605
- После первого рейса в январе 2006 года, [ 22 ] Challenger 605 был сертифицирован и представлен в начале 2006 года. По сравнению с Challenger 604, планер был обновлен с помощью больших окон и нового хвостового конуса, а палуба полета была обновлена с помощью системы Collins Pro Line 21 с возможностью электронных мешков для летных вещей . 200 -й Challenger 605 вступил в службу в октябре 2012 года. [ 23 ]
- CL-605 MSA
- Проект Maritime Patrol самолетов, разработанный Boeing. [ 24 ] Boeing предложил переупаковку некоторых датчиков Boeing P-8 Poseidon, но не оружие в менее дорогой планер, Bombardier Challenger 605 Business Jet. [ 25 ] Этот самолет называется Maritime Supillance Suitravance (MSA) и изображен с радаром AN/APY-10, электрооптическим датчиком в выдвижной башне и детектором магнитной аномалии. [ 26 ] В феврале 2014 года демонстратор MSA, который является модифицированным CL-604, совершил свой первый полет. Последний самолет будет использовать планер CL-605. [ 27 ] [ 28 ] Демонстратор в настоящее время имеет внешние формы для датчиков и систем связи, которые будут добавлены позже. Ожидается, что окончательная MSA будет стоить от 55 до 60 миллионов долларов за самолет. [ 29 ]
605 и 650 улучшают авионика и салона, но их показатели производительности аналогичны 604. [ 18 ]

Challenger 650
[ редактировать ]- Challenger 650
- После первого рейса в 2015 году Challenger 650 был сертифицирован и представлен в 2015 году. [ 30 ] По сравнению с Challenger 605, он имеет переработанную внутреннюю каюту, Rockwell Collins Pro Line 21 Advanced Avionics, аналогично Challenger 350, системе синтетического зрения (SVS) и увеличению тяги взлета на 5%. [ 31 ] В 2023 году его оборудованная цена составила 33 миллиона долларов. [ 32 ]
Операторы
[ редактировать ]В этом разделе нужны дополнительные цитаты для проверки . ( Июнь 2020 г. ) |
500 -й блок был развернут в мае 2000 года. [ 33 ] 1000 -й, 650, был доставлен в NetJets в декабре 2015 года. [ 34 ] Включая Challenger 300 и Challenger 850 , 1600 Bombardier Challengers работали на 7,3 миллиона часов и более 4,3 миллиона рейсов к началу 2017 года. [ 35 ] По состоянию на декабрь 2017 года было доставлено около 1100 серий Challenger 600. [ 36 ] К октябрю 2018 года глобальный флот Challenger составил 997: из них 611 базировались в Северной Америке, 151 в Европе, 93 в Латинской Америке, 78 в Азиатско-Тихоокеанском регионе, 37 в Африке и 23 на Ближнем Востоке. [ 37 ]
Военные и правительственные операторы
[ редактировать ]
- Королевские канадские военно-воздушные силы : обозначены как бомбардировщик CC-144, чтобы перевезти генерального губернатора , правительственных чиновников, иностранных сановников и премьер-министра Канады .
- № 412 Эскадрилья
- № 434 Эскадрилья (бывшая)
- Правительство Квебека : управляет двумя CL601 (один для Medevac).
- Хорватские ВВС (EMS и VIP -транспорт)
- Чешские ВВС : бывший оператор
- Финская пограничная гвардия : два Челленджера 650 заказаны в 2024 году [ 38 ]
- Немецкие ВВС (Семь Челленджер 601, в отставке 2011)
- Правительственная летающая служба : управляет двумя CL605 как часть фракционного флота.
- Корея Береговая охрана : управляет одним CL-604 (B701), оснащенным для морского патруля. [ 39 ]
- ВВС Пакистана : управляет 1 версией CL-605, совместно с PAF и Пакистанской армией.
- Швейцарские ВВС : два CL-604, купленные у REGA для обязанностей по воздушной зоне. [ 40 ]
- ВВС Объединенных Арабских Эмиратов : 1 Challenger 650 заказан в феврале 2019 года. [ 41 ]
- Армия Соединенных Штатов : 2 Челленджер 650 «Артемида» ISTAR представлен в 2020 году [ 42 ]
- ВВС США
- Береговая охрана Соединенных Штатов : обозначен как бомбардировщик C-143 Среднего дистанционного самолета (MRC2A), [ 43 ] Предоставляет VIP-транспорт для высокопоставленных членов Министерства внутренней безопасности и береговой охраны США, используя обозначение береговой охраны 02
Гражданские операторы
[ редактировать ]

- Khalifa Airways : управляет одним CL604.
- LifeFlight Australia : управляет четырьмя CL604, модифицированными для Medevac.
- Supillance Australia : управляет четырьмя CL604, модифицированными для поиска и спасения (SAR).
- Chartright Air Inc управляет двумя CL-601, три CL-604, один CL605 и один CL650.
- Shaw Communications : управляет 2 CL604S.
- Sunwest Aviation : управляет двумя CL604S.
- VIH EXECUJET: управляет одним CL604. [ 44 ]
- Правительство хорватского происхождения : бывший оператор
- Hornbill Skyways : один CL-605 для государственного исполнительного рейса
- Princely Jets: управляет одним C604 и одним C601-3R
- Руководитель Катара : управляет тремя CL605
- Кочевая авиация
- Rega : управляет тремя CL650 для спасения воздуха
- Vistajet, держась за
- Thai Airways : бывший оператор
- Turkmenistan Airlines для правительственных VIP. Управляет двумя CL-605 [ 46 ]
- Dana Executive Jets : управляет одним CL604
- Jet Exchange Ltd - CL604 / 605, чартерные рейсы
- Скайнарская скорая помощь Skyangels управляет одним CL601-3R для миссий на воздушной машине скорой помощи
- Flex Jet управляет несколькими CL604 и CL605. [ Цитация необходима ]
- Западное побережье по всему миру управляет шестью CL604S.

Инциденты и несчастные случаи
[ редактировать ]К маю 2019 года флот Challenger потерпел 18 несчастных случаев потери корпуса , что привело к 39 погибших. [ 47 ]
Дата | Расположение | Вариант | Толстый. | Выживший | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
2000-10-10 | Соединенные Штаты, Канзас, Аэропорт Вичито | CL-600-2B16 Challenger 604 | 3 | 0 | Испытательный полет, воздействие с местностью во время первоначального подъема и после воздействия [ 48 ] |
2002-01-04 | Великобритания, международный аэропорт Бирмингема | CL-600-2B16 Challenger 604 | 5 | 0 | Быстро перевернулся по взлету и загорелся [ 49 ] |
2004-11-28 | Соединенные Штаты, Колорадо, аэропорт Монтроуза | CL-600-2A12 | 3 | 3 | Разбился во время попытки взлета из -за обледенения на плане [ 50 ] |
2005-11-11 | Великобритания, Лондон Хитроу | CL-600-2B16 Challenger 604 | 0 | 5 | Отказ от обрезки шага с автопилотом вышел из строя и удалила систему обрезки стабилизатора из -за электрического обощера, вызванной ошибкой в конструкции блока управления горизонтальными стабилизаторами. [ 51 ] |
2014-01-05 | Соединенные Штаты, Колорадо, Аэропорт Аспена | CL-600-2B16 Challenger 601-3R | 1 | 2 | Пилотная ошибка сбоя после посадки с ветром в условиях низкого уровня ветра и порыва после ухода . [ 52 ] |
2017-01-07 | Оман, над Маскатом | CL-600-2B16 Challenger 604 | 0 | 9 | Потеря высоты на 9 000 футов после прохождения через турбулентность из Airbus A380 , списанный из -за ущерба после аварийной посадки [ 53 ] |
2018-03-11 | Иран, горы Загрос | CL-600-2B16 Challenger 604 | 11 | 0 | Разбился после частичного сбоя инструмента, что привело к потере контроля [ 54 ] |
2019-05-05 | Мексика, Коахуила | CL-600-2B16 Challenger 601-3A | 13 | 0 | Разбился по возвращении из Лас -Вегаса, штат Невада [ 55 ] |
2021-07-26 | Соединенные Штаты, Калифорния, Траки Тахо | CL-600-2B16 Challenger 605 | 6 | 0 | Разбился на подходе [ 56 ] [ 57 ] |
2022-01-31 | Великобритания, лондонский аэропорт Стэнстеда | CL-600-2B16 Challenger 604 | 0 | 6 | Во время бокового ветра самолет сделал жесткую посадку, левый пост крыла несколько раз ударил по взлетно -посадочной полосе. Помещение носа вышла из строя, когда активирован толкатель палочки. Там не было никаких травм. [ 58 ] |
2022-12-30 | Мексика, недалеко от Венадо, Сан -Луис Потоси | CL-600S Challenger 600 | 2 | 0 | Самолеты потеряны после неконтролируемого происхождения во время поставки полета и «очевидно распадаются» [ 59 ] |
2024-02-09 | Соединенные Штаты, Флорида, недалеко от аэропорта Неаполя | CL-600-2B16 Challenger 604 | 2 | 3 | Опытный двойной сбой двигателя, кроме взлетно -посадочной полосы; Пилоты попытались приземлиться на межгосударственном 75 , самолет был уничтожен и поглощен пожаром после взрыва. [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ] [ 63 ] |
Технические характеристики (Challenger 650)
[ редактировать ]

Данные от Bombardier. [ 64 ]
Общие характеристики
- Экипаж: два (капитан и первый офицер)
- Емкость: 2200 кг (4850 фунтов) и до 19 пассажиров
- Длина: 20,85 м (68 футов 5 дюймов)
- Размах крыльев: 19,61 м (64 фута 4 дюйма)
- Высота: 6,30 м (20 футов 8 дюймов)
- Область крыла: 45,4 м 2 (489 кв. Футов)
- Соотношение сторон : 8,46
- Пустой вес: 12 315 кг (27 150 фунтов)
- Максимальный вес взлета: 21 863 кг (48 200 фунтов)
- Топливная емкость: 9 072 кг (20 000 фунтов)
- Кабинка: 1,83 м (6 футов) высотой, 2,41 м (7 футов 11 дюймов) в ширину
- Силовая установка: 2 × Electric Electric CF34 -3B Тербовинов , 41,0 кН (9 220 фунтов).
Производительность
- Максимальная скорость: Маха 0,85
- Диапазон: 7400 км (4,600 миль, 4000 нм)
- Потолок обслуживания: 12 000 м (41 000 футов)
- Тяга/вес : 0,38
- Взлет: 1720 м (5640 футов) (SL, ISA, MTOW)
- Посадка: 732 м (2402 футов) (SL, ISA, типичный)
Смотрите также
[ редактировать ]
Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Мурдо Моррисон (12 октября 2018 г.). «NBAA: Business Jet Designs, которые изменили отрасль» . Flightglobal .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Q. Билл Аптон (2007). «Canadair CL-600 /601 /604 Challenger Serial 1003, регистрация C-GCGT» (PDF) . Канадский авиационный музей.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Q. ведущий с Т в v В х и С аа Аб и объявление Но Майк Херст (12 августа 1978 г.). "Challenger" . Flight International . С. 470–478.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Пиклер, Рон и Ларри Милберри . Canadair: первые 50 лет. Торонто: Canav Books, 1995. ISBN 0-921022-07-7 . п. 263.
- ^ Логи, Стюарт. Покрытие: создание претендента Канадаира. Торонто, Онтарио: Макмиллан Канада. 1992. ISBN 0-77159-145-4 , P. 55-57.
- ^ Низкий, Стивен. Challenger: промышленный роман (16 мм, 57 мин 23, звук, цветная пленка). Монреаль: Национальный совет по фильмам Канады , 1980.
- ^ Отчет Генерального аудитора Канады в Палату общин за финансовый год, закончившийся 31 марта 1982 года, пункт. 10,95 до 10.100.
- ^ Боринс, Стэнфорд Ф. и Ли Браун. Инвестиции в неудачу. Нью -Йорк: Raven Press, 1987. ISBN 0-458-80340-5 .
- ^ «Авария Челленджер № 1001» . www.check-six.com . Архивировано из оригинала 20 октября 2010 года . Получено 19 сентября 2012 года .
- ^ «Сертификат A-131» . Транспорт Канада. 22 ноября 2019 года.
- ^ «Тип сертификата листа данных A21EA» (PDF) . США FAA . 26 ноября 2019 года.
- ^ «Бомбардье и опасности правительственного вмешательства» . Авиационная неделя . 21 февраля 2020 года.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в «Мнение: в похвале претендента» . Flight International . 25 ноября 2018 года.
- ^ «Canadair объявляет о еще одном прорыве в борьбе с высокой стоимостью реактивного топлива» . Flight International . 29 мая 1982 г. с. 1403.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в «Фотографии: четыре десятилетия серии Challenger 600» . Flight International . 10 октября 2018 года.
- ^ «Bombardier выкатывает 500 -й Business Jet Challenger» . Авиационная неделя сеть . 26 июня 2000 года.
- ^ Кейт Сарсфилд (21 декабря 2015 г.). «NetJets 'First Challenger 650 входит в эксплуатационную услугу» . Flightglobal .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Фред Джордж (25 августа 2016 года). «Отчет по использованию самолетов: Challenger 604» . Бизнес и коммерческая авиация . Авиационная неделя.
- ^ . Уокер, RR (2006). "CC-144 Detailenger подробный список" . Серийные числа канадских военных самолетов, канадские вооруженные силы . Получено 19 сентября 2012 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в «ОБНОВЛЕНИЕ: Арктические активы Дании и реакция Канады - самолеты Датских ВВС на миссии над Высокой Арктикой Канады». Архивировано 2009-07-09 в The Wayback Machine Canadian American Strategic Review, июль 2009 г. Получено: 19 сентября 2012 года.
- ^ Парш, Андреас. "Dod 4120.15-L-Приложение". Обозначение-systems.net, 2011. Получено: 19 сентября 2012 г.
- ^ «Bombardier Challenger 605 выполняет безупречный первый рейс» . Bombardier (пресс -релиз). 23 января 2006 г.
- ^ «200 -й Challenger 605 Jet Bombardier . Bombardier (пресс -релиз). 31 октября 2012 года.
- ^ Хеммердингер, Джон. «Самолет на базе Boeing's Challenger Maritime Supillance приближается к первым рейсам». FlightGlobal.com , 10 января 2014 года. Получено: 16 января 2016 года.
- ^ Гейтс, Доминик. «Более дешевый самолет Boeing занимает первый рейс». Seattle Times (Seattletimes.com), 5 марта 2014 г. Получено: 16 января 2016 года.
- ^ «Самолет морского наблюдения: Boeing выбирает бомбардировщик« Bizjet », Challenger 605, в качестве предпочтительного планера для предлагаемого MSA». Архивировано 2013-09-23 в The Wayback Machine Canadian American Strategic Review , июль 2013 года. Получено: 16 января 2015 года.
- ^ «Boeing выбирает Bombardier Business Jet для программы Maritime Supililance Aircraft». Boeing boeing.mediaroom.com, 18 ноября 2013 г. Получено: 16 января 2016 года.
- ^ «Демонстратор Boeing MSA доходит до воздуха». Архивировано 6 марта 2014 года в The Wayback Machine Aviation сегодня (Access Intelligence, Llc.), 5 марта 2014 года. Получено: 16 января 2016 года.
- ^ Хеммердингер, Джон. «Полевая авиация достигает первого полета на морском эпиднадзоре Boeing. FlightGlobal.com (Reed Business Information), 5 марта 2014 года. Получено: 16 января 2016 года.
- ^ «Бизнес -самолет Bombardier's Challenger 650 получает сертификацию EASA» . Bombardier (пресс -релиз). 8 марта 2016 года.
- ^ Джон Моррис (19 октября 2014 г.). "Bombardier обновляет Challenger 605 как 650" . Авиационная неделя . Архивировано с оригинала 29 сентября 2015 года . Получено 28 сентября 2015 года .
- ^ «Справочник по планированию покупки - Jets Table» . Бизнес и коммерческие самолеты . Вторая четверть 2023 года.
- ^ «Bombardier выкатывает 500 -й Business Jet Challenger» . Авиационная неделя сеть . 26 июня 2000 года.
- ^ Кейт Сарсфилд (21 декабря 2015 г.). «NetJets 'First Challenger 650 входит в эксплуатационную услугу» . Flightglobal .
- ^ «Сеть сервисного центра Bombardier Business Aircraft отмечает завершение более 200 96-месячных проверок на Challenger Jets» (пресс-релиз). Бомбардира. 17 января 2017 года.
- ^ «Новейшие модели Jet's Models от Bombardier превзошли значительные вехи доставки» (пресс -релиз). Бомбардира. 6 декабря 2017 года.
- ^ Макс Кингсли Джонс (4 октября 2018 г.). «Анализ: Challenger 600 отмечает 40 лет в бизнесе» . Flightglobal .
- ^ «Финляндия приказывает новое морское наблюдение самолетов» . 28 июня 2024 года.
- ^ «Изображение самолета Canadair CL-600-2B16 Challenger 604». Airliners.net . Получено: 6 октября 2012 года.
- ^ Ван дер Марк, Кис (август 2019 г.). «Швейцарские военно -воздушные силы». Air International . Тол. 97, нет. 2. с. 6. ISSN 0306-5634 .
- ^ Мартин, Джефф (20 февраля 2019 г.). «Объединенные арабские эмираты ВВС для покупки новых самолетов специальной миссии» . Защитные новости . Абу -Даби. Архивировано из оригинала 20 февраля 2019 года . Получено 20 февраля 2019 года .
- ^ «Первый в истории укомплектованный ISR Artemis Jet Army Army Army Armide выполнил миссии по поводу Джорджии и Абхазии» . 27 сентября 2020 года.
- ^ «История авиационной станции Вашингтон». USCG. Получено: 19 сентября 2012 года.
- ^ «Частная реактивная чартер в Виктории до нашей эры на острове Ванкувер Канада» . Vih execujet . Получено 1 ноября 2019 года .
- ^ « Bombardier Challenger 650»: новые самолеты RS 191-крор для перевозки Gujarat CM, другие VIP » . 6 ноября 2019 года.
- ^ «Самолетный флот» . Туркменистан авиакомпании . Архивировано из оригинала 22 августа 2013 года.
- ^ «Статистика Canadair Challenger» . Авиационная сеть безопасности . Фонд безопасности полета. 6 мая 2019 года.
- ^ «НАСТОЯЩИЕ НАПРАВЛЕНИЕ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАСПРАВЛЕНИЯ» (PDF) . Aviation-sfeepety.net . Архивировано из оригинала (PDF) 8 января 2016 года . Получено 16 января 2016 года .
- ^ «CL60, Birmingham UK, 2002 | Skybrarary Aviation Safety» . Skybrary.aero . Получено 1 августа 2024 года .
- ^ «CL60, Montrose USA, 2004 | Skybrarary Aviation Safety» . Skybrary.aero . Получено 1 августа 2024 года .
- ^ «Резюме: AAR 1/2008 Bombardier CL600-2B16 Challenger 604, VP-BJM, 11 ноября 2005 года» . Gov.uk. Получено 1 августа 2024 года .
- ^ Рантер, Харро. «Авария ASN авиационная авария Canadair CL-600-2B16 Challenger 601 Aspen Airport» . Aviation-sfeepety.net . Получено 7 июня 2020 года .
- ^ Рантер, Харро. «Авария ASN авиационная авария Canadair CL-600-2B16 Challenger 604 D-AMSC Muscat, Оман» . Aviation-sfeepety.net . Получено 18 мая 2017 года .
- ^ Эрдбринк, Томас (11 марта 2018 года). «Турецкий самолет падает в Иране» . New York Times . Получено 11 марта 2018 года .
- ^ «Авария авиации Canadair CL-600-2B16 Challenger 601-3A N601VH Monclava» . Авиационная сеть безопасности . 6 мая 2019 года.
- ^ Пилар Вольфстеллер (27 июля 2021 года). «Challenger 605 Business Jet Cass в Северной Калифорнии» . Flightglobal .
- ^ «ASN Wikibase Acdurence # 265960» . Авиационная сеть безопасности . 26 июля 2021 года.
- ^ «Расследование AAIB для Bombardier CL-600-2B16 Challenger 604, N999PX» . Gov.uk. Получено 1 августа 2024 года .
- ^ «Авария претендента CANADAIR CL-600S возле Венадо: 2 убитых | Архив Бюро авиационных происшествий» . www.baaa-acro.com . Получено 1 августа 2024 года .
- ^ Долан, Пол (9 февраля 2024 г.). «По крайней мере, 2 погибших после авиакатастрофа с двумя двигателями на I-75 в округе Кольер» . Wink-TV . Получено 9 февраля 2024 года .
- ^ Фадулу, Лола (9 февраля 2024 г.). «Самолет на шоссе Флориды, убив 2, власти говорят» . New York Times . ISSN 0362-4331 . Получено 9 февраля 2024 года .
- ^ Симсон, Бри (10 февраля 2024 г.). «Аудио, выпущенный из смертельной аварии межгосударственного самолета Флориды:« Мы потеряли оба двигателя » . Fox News . Получено 11 февраля 2024 года .
- ^ «Авария Bombardier CL-600-2B16 Challenger 604 N823KD» . Aviation-sfeepety.net . Получено 11 февраля 2024 года .
- ^ "Челленджер 650 Фактический лист" . Бомбардира. 2017. Архивировано с оригинала 7 ноября 2017 года . Получено 7 ноября 2017 года .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Bombardier Challenger 600 ( категория )
- Официальный сайт
- "CC-144 Challenger" . Королевские канадские ВВС. 10 апреля 2013 года.
- «Canadair Challenger в воздухе» . Flight International . 1 августа 1981 года.
- Майк Герзанис (21 мая 2008 г.). «Летный тест: Bombardier Challenger 605 - Windows of Change» . Flightglobal .
- Ричард Абулафия (апрель 2017 г.). «Bombardier Challenger/Global Series» (PDF) . Чирская группа.