Jump to content

Бомбардье Челленджер 600 серии

(Перенаправлено с CC-144 Challenger )

Челленджер 600/601/604/605/650
Бомбардье CL-604
Роль Бизнес-джет
Производитель Канадэйр
Бомбардье Аэроспейс
Первый полет 8 ноября 1978 г.
Статус В производстве
Произведено 1980 – настоящее время [ 1 ]
Количество построенных 1066 (октябрь 2018 г.) [ 1 ]
Развитый в Бомбардье CRJ100/200
Бомбардье Глобал Экспресс

Серия Bombardier Challenger 600 — это семейство бизнес-джетов, разработанное Canadair на основе концепции Билла Лира , а затем производимое с 1986 года его новым владельцем, Bombardier Aerospace . В конце 1975 года Canadair начала финансировать разработку LearStar 600, а затем в апреле 1976 года купила проект бизнес-джета с широким салоном. 29 октября программа была запущена при поддержке федерального правительства Канады и разработана в соответствии с новыми стандартами FAR часть 25 .

В марте 1977 года он был переименован в Challenger 600 после прекращения производства Билла Лира, а исходное обычное хвостовое оперение было заменено на Т-образное, среди других разработок. Первый прототип был выпущен 25 мая 1978 года и совершил свой первый полет 8 ноября. В рамках программы летных испытаний 3 апреля 1980 года произошла смертельная авария, но Transport Canada CL-600 утвердила сертификацию типа 10 августа 1980 года .

В 1986 году Canadair была близка к банкротству и была куплена Bombardier. Позднее этот реактивный самолет был преобразован в региональный авиалайнер Bombardier CRJ , представленный 19 октября 1992 года, и более дальний авиалайнер Global Express , представленный в июле 1999 года. 500-й Challenger был выпущен в мае 2000 года, а 1000-й был доставлен NetJets в декабре 2015 года. К октябрю 2018 года было построено 1066 самолетов.

Challenger представляет собой низкоплан с двумя турбовентиляторными двигателями, установленными в хвостовой части фюзеляжа, со сверхкритическим крылом и стоячей кабиной с двумя секциями сидения. Оригинальные турбовентиляторные двигатели Lycoming ALF 502 были заменены парой двигателей General Electric CF34 на самолете CL-601, который также получил законцовки крыла и впервые поднялся в воздух 10 апреля 1982 года. Последующие варианты имели обновленные системы, авионику и больший вес.

Разработка

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]
Первоначальная концепция LearStar 600 с обычным хвостовым оперением

Примерно в 1974 году американский изобретатель авиации Билл Лир разработал концепцию LearStar 600 — низкоплана дальнемагистрального бизнес-джета , который был оснащен парой Garrett TFE731-1 и турбовентиляторных двигателей с редуктором оснащен сверхкритическим крылом . [ 2 ] [ 3 ] У Лира не было возможности запустить такой самолет, поэтому он обратился к другим агентствам для сотрудничества в его производстве и продаже, включая канадского производителя аэрокосмической продукции Canadair . По словам авторов Рона Пиклета и Ларри Милберри, высшее руководство Canadair считало концепцию Лира в лучшем случае схематичной. [ 4 ] Лир не обладал экспертными знаниями в области авиационной техники; до сих пор он мог заплатить только американскому авиационному консультанту за проведение очень предварительных проектных исследований. [ 5 ]

После исследования, сравнивающего предложенный Learstar с конкурентами, такими как Lockheed Jetstar , Dassault Falcon 50 и Grumman Gulfstream II , в конце 1975 года компания Canadair решила поддержать эту идею. [ 2 ] [ 3 ] По данным аэрокосмического издания Flight International , программа рассматривалась многими канадцами как шаг к развитию частной высокотехнологичной авиационной промышленности, которая будет конкурировать на глобальном уровне. [ 3 ] Возможно, еще важнее то, что канадское правительство выдвинуло требование о том, чтобы Canadair стала самодостаточной, поэтому компания хотела меньше зависеть от соглашений о субподряде с другими фирмами, такими как французская Dassault Aviation и американская Boeing , или от предоставления пакетов поддержки для существующих самолетов, для которых у них уже закончилось производство, например истребителя CF-5 . В это время Canadair почувствовала необходимость доказать свою способность самостоятельно разрабатывать оригинальные высокотехнологичные проекты. [ 3 ]

Canadair планировала использовать имя и навыки Лира для саморекламы, чтобы получить обширные финансовые гарантии для проекта бизнес-джета от федерального правительства Канады. [ 4 ] Это оказался эффективный выбор: будущий премьер-министр Жан Кретьен особо указывает на влияние личного контакта с Лиром на его решение направить финансовую поддержку программе Canadair. [ 6 ] На момент этих событий Кретьен последовательно был президентом Совета казначейства, министром промышленности, торговли и коммерции и министром финансов в канадском правительстве. Благодаря использованию утешительных писем размер финансовых обязательств министерства перед Canadair можно было скрывать от парламента и общественности в течение нескольких лет. [ 7 ] Эти финансовые гарантии позже были использованы как академический пример недостаточного мониторинга и слабого контроля в государственной поддержке промышленности. [ 8 ]

В апреле 1976 года Canadair приобрела концепцию LearStar 600. К тому времени он имел длину 63 фута (19 м) и ширину 53,3 фута (16,2 м), развивал максимальную скорость 0,85 Маха и дальность полета 7240 км (3910 морских миль). Будучи представительским самолетом, он имел достаточную вместимость для 14 пассажиров. В конфигурации грузового судна его грузоподъемность составляла 3400 кг (7500 фунтов), загружалась и выгружалась через переднюю дверь. Как пригородный авиалайнер , он мог вместить до 30 пассажиров при конфигурации 2–1 сиденье. [ 2 ] Canadair разработала конструкцию большого планера, оснащенного новой сверхкритической конструкцией крыла, новой авионикой и двигателями, а также соответствующая новым стандартам FAR часть 25 . Конфигурация была заморожена в августе, и модель в масштабе 1/25 прошла испытания в Национального авиационного учреждения трансзвуковой аэродинамической трубе . [ 2 ] Как сообщается, только на сверхкритическом крыле было проведено более 1800 часов испытаний в аэродинамической трубе. [ 3 ]

При поддержке федерального правительства программа была запущена 29 октября 1976 года с твердых заказов и залогов на 53 самолета. [ 2 ] В течение следующих двух лет в проектировании самолета было задействовано около 2500 сотрудников. [ 3 ] Изменения в исходную конфигурацию Learstar были внесены в преддверии запуска, например, обычное хвостовое оперение было заменено на аналог с Т-образным хвостовым оперением после того, как было обнаружено, что первое находится на пути потока выхлопных газов двигателя, перемещение топлива хранения в крыльях и многократное увеличение полной массы самолета. [ 2 ] [ 3 ] Из-за разногласий по поводу направления программы Билл Лир прекратил свое участие. В марте 1977 года самолет был переименован в Challenger 600. [ 2 ] Сообщается, что после отказа от участия в этом предприятии Лир назвал обновленный дизайн Canadair Толстым Альбертом . [ 3 ] После смерти Лира в мае 1978 года Canadair выплатила его наследству около 25 миллионов долларов за его вклад в программу. [ 3 ]

Из-за расширения конструкции первоначальная конфигурация силовой установки стала несостоятельной. Производитель двигателей Lycoming предложил разработать новую модель Lycoming ALF 502 L, которую команда дизайнеров Canadair приняла за увеличенный Challenger и на основе которой выстроила его общую компоновку. [ 3 ] Широкая грузовая дверь этого типа была спроектирована в ответ на потребности FedEx , первоначального заказчика этого типа, разместившего заказ на 25 самолетов. [ 2 ] У FedEx возникли проблемы с двигателями General Electric CF34 , и вместо этого она отдала предпочтение Lycoming ALF 502D. У более поздних были проблемы с доставкой и низкая производительность. [ 2 ] Как сообщается, FedEx конвертировала большую часть своих заказов в удлиненную версию Challenger, намереваясь перевозить на них до 12 500 фунтов груза за раз. [ 3 ] В конечном итоге FedEx решила отменить свои заказы из-за Закона о дерегуляции авиакомпаний США , и вместо этого конкретные самолеты, которые уже находились в производстве, были проданы другим клиентам. [ 2 ]

К весне 1977 года Canadair получила более 70 твердых заказов и приступила к строительству трех прототипов . [ 2 ] Заем в размере 70 миллионов долларов был заимствован из европейских источников для финансирования программы, что уменьшило финансовое бремя канадского правительства. [ 3 ] Полномасштабный макет фюзеляжа был показан на Парижском авиасалоне 1977 года перед туром по Европе и Северной Америке. К концу 1977 года было продано 106 штук. [ 2 ] В конце 1977 года, несмотря на критику по поводу того, что проект не сможет создать самолет, отвечающий заявленным характеристикам, официальные лица Canadair заявили, что они ожидают, что первый полет произойдет в 1978 году, и что первоначальные поставки планировалось начать. в сентябре 1979 года. Flight International отметила, что еще до первого полета прототипа этот тип уже оказал заметное влияние на конкуренцию, включая запуск Cessna Citation III и Grumman Gulfstream III . [ 3 ]

К началу марта 1978 года первый прототип был почти готов, и началась сборка двух других. [ 2 ] Предназначенный для контроля управляемости и летных испытаний, он был официально развернут 25 мая 1978 года. Через 19 месяцев после одобрения было подтверждено 116 заказов. [ 2 ] К этому моменту были установлены производственные стенды, позволяющие производить до семи Challenger в месяц, и они были готовы к серийному производству. [ 3 ] испытания планера Структурные начались в феврале 1979 года. Циклические эксплуатационные испытания начались в декабре 1979 года, к февралю 1985 года было смоделировано 72 638 летных часов , а прогнозируемый срок службы составил 30 000 часов. [ 2 ]

Этап летных испытаний

[ редактировать ]
Третий прототип был повторно использован в качестве ACT демонстратора электродистанционного управления . [ 2 ]

8 ноября 1978 года прототип самолета взлетел в свой первый полет из Монреаля, Квебек . Программа летных испытаний и сертификации проводилась в аэропорту округа Мохаве Керн, а не в Канаде из-за лучшей погоды. [ 2 ] Второй и третий прототипы впервые поднялись в воздух в 1979 году. Испытательный полет 3 апреля 1980 года в пустыне Мохаве закончился катастрофой. Самолет разбился из-за отказа спускового механизма отсоединить спасательный парашют после глубокого сваливания , в результате чего погиб один из летчиков-испытателей. Другой летчик-испытатель и инженер по летным испытаниям спрыгнули с парашютом в безопасное место. [ 9 ]

CL-600-1A11 Сертификация типа была одобрена Министерством транспорта Канады в августе 1980 года. [ 10 ] и Федеральным управлением гражданской авиации США в ноябре 1980 года. [ 11 ]

Стоимость программы составила 1,5 миллиарда канадских долларов (1,1 миллиарда долларов США на тот момент). [ 12 ]

Дальнейшее развитие

[ редактировать ]

В 1980 году на вооружение конечных потребителей поступила первая серийная модель серии Challenger — CL-600. [ 13 ] Ранний маркетинг этого типа компанией Canadair обычно противопоставлял более просторный салон, предлагаемый Challenger, его конкурентам, которые обычно имели более узкие фюзеляжи и, следовательно, стесненные условия, а также экономию топлива этого типа. К 1982 году, когда в эксплуатацию поступило всего 10 самолетов, компания начала рекламировать новую модель самолета, CL-601, который должен был быть оснащен парой двигателей General Electric CF34 турбовентиляторных вместо Lycoming исходных моделей. единицы. 10 апреля 1982 года CL-601 совершил свой первый полет. [ 14 ] По данным Flight International , решение использовать двигатель CF34 для новой модели стало причиной значительного бума продаж Challenger. [ 15 ]

По данным Flight International , медленные первоначальные продажи Challenger во многом способствовали почти банкротству Canadair, которого удалось избежать только благодаря покупке компании Bombardier в 1986 году. [ 13 ] Bombardier решил не только продолжить производство этого типа, но и профинансировать разработку новых моделей и их производных. Этому выбору способствовало дизайнерское решение Canadair, позволяющее с самого начала легко растягивать Challenger. [ 3 ] По состоянию на октябрь 2018 года самым продаваемым вариантом серии Challenger был CL-604, выпуск которого состоялся в 1995 году. 500-й самолет был выпущен в мае 2000 года. [ 15 ] [ 16 ] 1000-й, 650-й, был доставлен NetJets в декабре 2015 года. [ 17 ]

По данным Flight International , Challenger 600 стал для Bombardier точкой опоры на рынке, что позволило им легче разрабатывать дальнейшие бизнес-джеты, такие как Bombardier Global Express . Еще одним прямым производным от серии Challenger стала серия Bombardier CRJ100 , более крупный региональный авиалайнер . Издание отметило, что у семейства Challenger "похоже хорошее будущее", поскольку в течение 2018 года темп производства составлял два самолета в месяц. [ 13 ]

Стоячая кабина Challenger с плоским полом
«Челленджер» (здесь CC-144 Королевских ВВС Канады ) имеет стреловидное крыло , Т-образное оперение и два турбовентиляторных двигателя, установленных в кормовой части.

Challenger — это двухмоторный бизнес-джет, который Flight International описывает как «миниатюрный двухдвигательный авиалайнер во всех отношениях». [ 3 ] Хотя Challenger в целом похож по конфигурации на предыдущие самолеты этого типа, некоторые его особенности выделяются; например, расширенный фюзеляж позволяет создать «прогулочную кабину». Challenger также был одним из первых бизнес-джетов со сверхкритическим крылом . Компания Canadair назвала это крыло одной из самых передовых особенностей самолета. [ 3 ] Он также способен выполнять короткие взлеты, сохраняя при этом уровень скорости и комфорта, обычно присущий более крупным лайнерам. [ 3 ]

Крыло Challenger называют модифицированным симметричным крылом NACA . [ 3 ] Подобно другим сверхкритическим крыльям, оно имеет закругленную переднюю кромку , перевернутый изгиб , тупую заднюю кромку и зубчатую нижнюю часть. Конструкция короба крыла с двумя лонжеронами охватывает всю длину крыла и разделена на отсеки, образующие пять внутренних топливных баков; эти баки могут вместить до 14 661 фунта топлива, что составляет почти половину пустого веса самолета. [ 3 ]

Обшивка крыльев производится на больших фрезерных станках, которые в 1978 году были признаны лучшими в Северной Америке. Многие элементы, такие как закрылки, элероны и передняя кромка, имеют традиционную конструкцию. Некоторые детали, включая обтекатель крыла/фюзеляжа, закрылки и законцовки крыла, отлиты из кевлара . как и другие элементы самолета, [ 3 ]

Оригинальный CL-600 Challenger был оснащен двумя турбовентиляторными двигателями Lycoming ALF 502L, которые были разработаны специально для Challenger. [ 3 ] Последующие модели использовали другие силовые установки, включая двигатель General Electric CF34. Двигатели установлены в задней части фюзеляжа рядом с хвостовой частью самолета, обеспечивая плавный поток воздуха к двигателям даже при полете под большими углами атаки , хотя это было в более низком положении, чем в оригинальной концепции LearStar, чтобы смягчить неблагоприятные характеристики управления по тангажу. . [ 3 ] Двигатели оснащены реверсорами тяги для уменьшения посадочной дистанции. Также имеется вспомогательная силовая установка для запуска двигателей и обеспечения кондиционирования воздуха в кабине на земле. [ 3 ]

Фюзеляж состоит из трех секций — носовой, центральной и хвостовой — которые изготавливаются отдельно на собственных станках и соединяются позже в производственном процессе. [ 3 ] Он был разработан для создания давления с максимальным перепадом 9,3 фунта на квадратный дюйм. В фюзеляже имеются различные вырезы для размещения различных функций, таких как большая главная дверь на левом борту самолета в передней части крыла, многократное регулирование. соответствующие аварийные выходы , багажный люк по левому борту крыла и многочисленные окна. [ 3 ]

Диаметр фюзеляжа был рассчитан на беспрепятственный пол кабины, высоту кабины 6 футов 1 дюйм в центральной секции, а также место для кессона крыла , встроенных под полом топливных баков, воздуховодов и различных кабелей управления. Он также был разработан с учетом ранних планов Canadair по удлинению фюзеляжа, для чего в передней и задней части центральной секции были установлены заглушки одинаковой длины, чтобы значительно увеличить вместимость Challenger. [ 3 ]

В «Челленджере» присутствует различная авионика. В стандартной комплектации CL-600 оснащается двухканальной Sperry SPZ-600 системой автоматического управления полетом , включающей в себя руководитель полета и компьютеры воздушных данных ; Эта система, более типичная для более крупных коммерческих самолетов, сертифицирована для выполнения автоматических посадок категории 3А. [ 3 ] Система управления полетом имеет значительное резервирование, включая три отдельные гидравлические системы; даже при полном отказе и потере одного привода сохраняется жизнеспособный уровень вспомогательного контроля над ключевыми поверхностями полета. Метеорологический радар и Marconi твердотельные приборные дисплеи производства Collins поставляются в стандартной комплектации, а также радиостанция производства дополнительное радиооборудование дальнего действия, такое как КВ -радиостанция и УКВ- навигационные средства. ; Может быть установлено [ 3 ]

В стандартной конфигурации представительского самолета салон разделен на переднюю кухню и две секции для сидения, которые обычно оснащены клубной секцией с четырьмя креслами, за которой следует либо зона для конференц-групп, либо диваны, а также туалет в кормовой части. . [ 18 ] [ 3 ] Стулья полностью откидываются и поворачиваются, а диваны могут служить спальным местом. Ранние примеры включают такие предметы роскоши, как телефоны, средства управления освещением и стереосистемы; Также были установлены раскладные столики, прикрепленные к стенкам каюты, а также пара шкафов, носового и кормового, для хранения ручной клади и других мелких вещей. [ 3 ]

Варианты

[ редактировать ]
Оригинальные CL-600 имеют ALF 502 с цельными обтекателями и не имеют законцовок крыла, а хвостовые обтекатели у них усечены.
Более поздние модели Challenger имеют винглеты и оснащены двигателями CF34 с открытыми соплами, а CL-605, изображенный на фото, имеет обтекаемые хвостовые обтекатели.

Челленджер 600 (CL-600-1A11)

[ редактировать ]
CL-600
Оригинальная серийная версия, оснащенная турбовентиляторными двигателями Lycoming ALF 502L с тягой 7500 фунтов силы (33000 Н) каждый, 81 построен с 1978 по 1982 год.
CL-600S
CL-600 с законцовками крыла, представленными на CL-601-1A, построено три.
Канадаэр CC-144
Двенадцать самолетов были закуплены Королевскими ВВС Канады и поставлены в 1982 году, включая CE-144 и CX-144. [ 15 ] Еще семь планеров были закуплены в период с 1982 по 2020 год. Для выполнения этой роли были закуплены модели CL-600, CL-601, CL-604 и CL-650.
Канадаэр CE-144
Три тренажера радиоэлектронной борьбы (РЭБ) были переоборудованы в базовый CC-144 или из него.
Канадаэр CX-144
Второй прототип, CL-600-1A11, серийный номер 1002, был передан RCAF после завершения программы испытаний. Использовавшийся в Учреждении аэрокосмической техники и испытаний (AETE) CFB Cold Lake до выхода на пенсию в 1993 году, сейчас он хранится в CFB Winnipeg под обозначением CC-144 на вооружении.

Челленджер 601-1А (CL-600-2A12)

[ редактировать ]
CL-601-1A
Усовершенствованная версия с законцовками крыла для уменьшения лобового сопротивления и более мощными турбовентиляторными двигателями General Electric CF34 -1A (построено 66 самолетов, включая шесть самолетов канадских вооруженных сил ). CC-144B [ 19 ]
CL-601-1A/ER
601-1А с дополнительным топливным баком в хвостовой части

Челленджер 601-3А/3Р (CL-600-2B16)

[ редактировать ]
Кабина экипажа 601 имеет стеклянную кабину с небольшими основными полетными дисплеями .
CL-601-3A
Оснащен ТРДД General Electric CF34-3A с повышенной плоскостной мощностью и стеклянной кабиной . Первая версия, продаваемая Bombardier.
CL-601-3A/ER
601-3А с дополнительным топливным баком в хвостовой части
CL-601-3R
Оборудован турбовентиляторными двигателями General Electric CF34-3A1, хвостовой бак входит в стандартную комплектацию.

Челленджер 604/605/650

[ редактировать ]
В кабине экипажа 604 установлена ​​система авионики Pro Line 4 с большими экранами.
CL-604
Оснащен турбовентиляторными двигателями General Electric CF34-3B, дополнительными седельными баками для увеличения запаса топлива, новой ходовой частью для увеличения взлетной и посадочной массы; структурные улучшения крыльев и хвоста, новая Rockwell Collins Pro Line 4. система авионики
CL-604 ММА
(Многоцелевой самолет), военизированный вариант, разработанный Field Aviation, [ 20 ] на датской службе. [ 20 ] Самолеты используются для морского патрулирования и поисково-спасательных операций. Они способны приземляться на короткие, неровные, гравийные взлетно-посадочные полосы, распространенные в Арктике. [ 20 ]
С-143А
Один самолет Challenger 604 был приобретен Береговой охраной США в декабре 2005 года в качестве нового самолета командования и управления средней дальности. [ 21 ]

Построенных с 1996 по 2006 год, было поставлено более 360 экземпляров. В 2016 году ранние модели продавались за 4,0–4,5 миллиона долларов, а поздние модели - менее чем за 8 миллионов долларов. от 27 000 до 27 100 фунтов (от 12 200 до 12 300 кг) Имея рабочую массу пустого самолета , он перевозит шесть или семь пассажиров и полный запас топлива с увеличенной взлетной массой . Он способен совершить крейсерский полет 7,5–8 часов со скоростью 0,80 Маха и перевезти пять пассажиров на расстояние 4000 морских миль со скоростью 0,74 Маха до эшелона полета 410.

Падение тяги с увеличением высоты, большая мощность и нагрузки на крыло влияют на высокие характеристики. Он взлетает на высоте от 3500 до 4000 футов (от 1100 до 1200 м) для полетов на расстояние менее 800 миль (1500 км; 920 миль), на высоте 5684 футов (1732 м) на взлетной высоте и на уровне моря. На высоте 9 123 футов (2 781 м) при высоте ISA + 20C и высоте 5 000 футов (1 500 м) TOW уменьшается до 47 535 фунтов (21 562 кг) для удовлетворения требований набора высоты.

Авионика Pro Line 4 включает в себя шесть электронно-лучевых трубок диаметром 7,25 дюйма (18,4 см) и двойную систему управления полетом . Он сжигает 3800 фунтов (1700 кг) за первый час, 3200 фунтов (1500 кг) за второй час, 2800 фунтов (1300 кг) за третий час, затем 2000 фунтов (910 кг) в час. Плановое техническое обслуживание проводится каждые 200 часов или шесть месяцев, а основные проверки проводятся каждые 96 месяцев и включают в себя капитальный ремонт шасси стоимостью 110 000 долларов США. ТРДД CF34-3B мощностью 8729 фунтов силы (38,83 кН) стоят 375 долларов за двигатель в час. [ 18 ]

В кабине экипажа 605 установлена ​​система авионики Pro Line 21 с возможностью электронной полетной сумки и экранами еще большего размера.
CL-605
После первого полета в январе 2006 г. [ 22 ] Challenger 605 был сертифицирован и представлен в начале 2006 года. По сравнению с Challenger 604, планер был обновлен за счет увеличенных окон кабины и нового хвостового обтекателя, а кабина экипажа была обновлена ​​системой Collins Pro Line 21 с возможностью электронной полетной сумки . 200-й Challenger 605 поступил на вооружение в октябре 2012 года. [ 23 ]
CL-605 МСА
Проект морского патрульного самолета , разрабатываемый компанией Boeing. [ 24 ] Компания Boeing предложила перекомпоновать некоторые датчики Boeing P-8 Poseidon, но не вооружение, в менее дорогой планер — бизнес-джет Bombardier Challenger 605. [ 25 ] Этот самолет получил название «Самолет морского наблюдения» (MSA) и был изображен с радаром AN/APY-10, электрооптическим датчиком в выдвижной башне и детектором магнитных аномалий. [ 26 ] В феврале 2014 года демонстратор MSA, представляющий собой модифицированный CL-604, совершил свой первый полет. Последний самолет будет использовать планер CL-605. [ 27 ] [ 28 ] В настоящее время демонстратор имеет внешние формы для датчиков и систем связи, которые будут добавлены позже. Ожидается, что окончательная стоимость MSA будет составлять от 55 до 60 миллионов долларов за самолет. [ 29 ]

У 605 и 650 улучшены авионика и кабина, но их летно-технические характеристики аналогичны 604. [ 18 ]

Челленджер 650

[ редактировать ]
Челленджер 650
После первого полета в 2015 году Challenger 650 был сертифицирован и представлен в 2015 году. [ 30 ] По сравнению с Challenger 605 он имеет переработанную внутреннюю кабину, усовершенствованную авионику Rockwell Collins Pro Line 21, аналогичную Challenger 350, систему синтетического видения (SVS) и увеличенную на 5% взлетную тягу. [ 31 ] В 2023 году его оборудованная цена составила 33 миллиона долларов. [ 32 ]

Операторы

[ редактировать ]

500-я единица была выпущена в мае 2000 года. [ 33 ] 1000-й, 650-й, был доставлен NetJets в декабре 2015 года. [ 34 ] К началу 2017 года , включая Challenger 300 и Challenger 850 , 1600 находящихся в эксплуатации самолетов Bombardier Challenger наработали 7,3 миллиона часов и совершили более 4,3 миллиона полетов. [ 35 ] По состоянию на декабрь 2017 года было поставлено около 1100 автомобилей Challenger серии 600. [ 36 ] К октябрю 2018 года мировой флот Challenger насчитывал 997 самолетов: из них 611 базировались в Северной Америке, 151 в Европе, 93 в Латинской Америке, 78 в Азиатско-Тихоокеанском регионе, 37 в Африке и 23 на Ближнем Востоке. [ 37 ]

Военные и правительственные операторы

[ редактировать ]
Королевские ВВС Дании приветствует оркестр Российской Армии
 Австралия
 Канада
 Китай
 Хорватия
 Чешская Республика
 Дания
 Финляндия
 Германия
 Гонконг
 Южная Корея
 Пакистан
  • ВВС Пакистана : эксплуатирует 1 версию CL-605, совместно PAF и пакистанской армией.
 Швейцария
 Объединенные Арабские Эмираты
 Соединенные Штаты

Гражданские операторы

[ редактировать ]
Медицинская эвакуация после катастрофы в Тохоку в 2011 году, проведенная Регой
Катар Исполнительный
Скипетр Международный
 Алжир
 Австралия
  • LifeFlight Australia : управляет четырьмя самолетами CL604, модифицированными для медицинской эвакуации.
  • Surveillance Australia : эксплуатирует четыре CL604, модифицированных для поиска и спасения (SAR).
 Канада
  • Chartright Air Inc эксплуатирует два самолета CL-601, три самолета CL-604, один CL605 и один CL650.
  • Shaw Communications : управляет двумя CL604.
  • Sunwest Aviation : эксплуатирует два самолета CL604.
  • VIH Execujet: эксплуатирует один CL604. [ 44 ]
 Хорватия
 Индия
  • Гуджарат использует один CL650 для поездок руководителей штата. [ 45 ]
 Иордания
 Малайзия
  • Hornbill Skyways : один CL-605 для государственных представительских рейсов.
 Пакистан
  • Princely Jets: эксплуатирует один C604 и один C601-3R.
 Катар
 Швейцария
 Таиланд
 Туркменистан
 Объединенные Арабские Эмираты
 Великобритания
 Соединенные Штаты
в аэропорту Уичито в 2000 году Остались воспоминания о катастрофе

Инциденты и несчастные случаи

[ редактировать ]

К маю 2019 года на флоте Challenger произошло 18 аварий с потерей корпуса , в результате которых 39 человек погибли. [ 47 ]

Дата Расположение Вариант Толстый. Выж. Примечания
2000-10-10 США, Канзас, Аэропорт Уичито CL-600-2B16 Челленджер 604 3 0 Испытательный полет, столкновение с местностью при начальном наборе высоты и пожар после удара. [ 48 ]
2002-01-04 Великобритания, Международный аэропорт Бирмингема CL-600-2B16 Челленджер 604 5 0 Быстро перевернулся на взлете и загорелся [ 49 ]
2004-11-28 США, Колорадо, Аэропорт Монтроуз CL-600-2A12 3 3 Разбился при попытке взлета из-за обледенения планера. [ 50 ]
2005-11-11 Великобритания, Лондон Хитроу CL-600-2B16 Челленджер 604 0 5 Отказ триммера автопилота по тангажу и отказ системы триммера стабилизатора из-за короткого замыкания в цепи электрооборудования, вызванного неисправностью конструкции блока управления триммером горизонтального стабилизатора. [ 51 ]
2014-01-05 США, Колорадо, Аэропорт Аспен CL-600-2B16 Челленджер 601-3R 1 2 Авария из- за ошибки пилота после посадки с попутным ветром на малых высотах в условиях сдвига ветра и ​​порывов ветра после ухода на второй круг . [ 52 ]
2017-01-07 Оман, над Маскатом CL-600-2B16 Челленджер 604 0 9 Потеря высоты на 9000 футов после прохождения турбулентного следа от Airbus A380 , списанного из -за повреждений после аварийной посадки. [ 53 ]
2018-03-11 Иран, горы Загрос CL-600-2B16 Челленджер 604 11 0 Разбился из-за частичного отказа приборов, приведшего к потере управления. [ 54 ]
2019-05-05 Мексика, Коауила CL-600-2B16 Челленджер 601-3А 13 0 Разбился по возвращении из Лас-Вегаса, штат Невада. [ 55 ]
2021-07-26 США, Калифорния, Траки-Тахо CL-600-2B16 Челленджер 605 6 0 Разбился при подходе [ 56 ] [ 57 ]
2022-01-31 Великобритания, Лондонский аэропорт Станстед CL-600-2B16 Челленджер 604 0 6 При боковом ветре самолет совершил жесткую посадку, законцовка левого крыла несколько раз ударилась о взлетно-посадочную полосу. Носовая стойка шасси вышла из строя при срабатывании толкателя ручки управления. Травм не было. [ 58 ]
2022-12-30 Мексика, недалеко от Венадо, Сан-Луис-Потоси. CL-600S Челленджер 600 2 0 Самолет потерян после неконтролируемого снижения во время позиционного полета и «по-видимому, распался». [ 59 ]
2024-02-09 США, Флорида, недалеко от аэропорта Неаполя. CL-600-2B16 Челленджер 604 2 3 Произошел отказ двух двигателей за пределами взлетно-посадочной полосы; пилоты попытались приземлиться на межштатной автомагистрали 75 , самолет был уничтожен и охвачен пожаром после крушения. [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ] [ 63 ]

Технические характеристики (Челенджер 650)

[ редактировать ]
Вид сбоку
Вид в плане

Дата от Bombardier. [ 64 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: двое (капитан и первый помощник)
  • Вместимость: 2200 кг (4850 фунтов) и до 19 пассажиров.
  • Длина: 20,85 м (68 футов 5 дюймов)
  • Размах крыльев: 19,61 м (64 фута 4 дюйма)
  • Высота: 6,30 м (20 футов 8 дюймов)
  • Площадь крыла: 45,4 м 2 (489 кв. футов)
  • Соотношение сторон : 8,46
  • Вес пустого: 12 315 кг (27 150 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 21 863 кг (48 200 фунтов)
  • Запас топлива: 9072 кг (20000 фунтов)
  • Кабина: высота 1,83 м (6 футов), ширина 2,41 м (7 футов 11 дюймов)
  • Силовая установка: 2 General Electric CF34-3B с турбовентиляторных двигателя тягой 41,0 кН (9220 фунтов силы) каждый.

Производительность

  • Максимальная скорость: 0,85 Маха.
  • Дальность: 7400 км (4600 миль, 4000 миль)
  • Практический потолок: 12 000 м (41 000 футов)
  • Тяга/вес : 0,38
  • Взлет: 1720 м (5640 футов) (SL, ISA, MTOW)
  • Посадка: 732 м (2402 фута) (SL, ISA, типовая)

См. также

[ редактировать ]
Бок о бок с Falcon 2000

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

  1. ^ Перейти обратно: а б Мердо Моррисон (12 октября 2018 г.). «NBAA: Проекты бизнес-джетов, изменившие отрасль» . FlightGlobal .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Билл Аптон (2007). «Canadair CL-600/601/604 Challenger серийный 1003, регистрация C-GCGT» (PDF) . Канадский музей авиации.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но Майк Херст (12 августа 1978 г.). «Челленджер» . Рейс Интернешнл . стр. 470–478.
  4. ^ Перейти обратно: а б Пиклер, Рон и Ларри Милберри . Canadair: первые 50 лет. Торонто: Книги CANAV, 1995. ISBN   0-921022-07-7 . стр. 263.
  5. ^ Логи, Стюарт. На крыле: создание Challenger от Canadair. Торонто, Онтарио: Macmillan Canada. 1992. ISBN   0-77159-145-4 , с. 55-57.
  6. ^ Низкий, Стивен. Челленджер: Индустриальный романс (16 мм, 57 мин 23, звук, цветной фильм). Монреаль: Национальный совет по кинематографии Канады , 1980.
  7. Отчет Генерального аудитора Канады Палате общин за финансовый год, закончившийся 31 марта 1982 г., абз. С 10.95 до 10.100.
  8. ^ Боринс, Стэнфорд Ф. и Ли Браун. Инвестиции в провал. Нью-Йорк: Raven Press, 1987. ISBN   0-458-80340-5 .
  9. ^ «Крушение Челленджера №1001» . www.check-six.com . Архивировано из оригинала 20 октября 2010 года . Проверено 19 сентября 2012 г.
  10. ^ «Свидетельство А-131» . Транспорт Канады. 22 ноября 2019 г.
  11. ^ «Паспорт типа сертификата A21EA» (PDF) . США ФАУ . 26 ноября 2019 г.
  12. ^ «Бомбардир и опасности государственного вмешательства» . Авиационная неделя . 21 февраля 2020 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б с «МНЕНИЕ: Во славу Челленджера» . Рейс Интернешнл . 25 ноября 2018 г.
  14. ^ «Canadaair объявляет об очередном прорыве в борьбе с дороговизной авиакеросина» . Рейс Интернешнл . 29 мая 1982 г. с. 1403.
  15. ^ Перейти обратно: а б с «ИЗОБРАЖЕНИЯ: Четыре десятилетия серии Challenger 600» . Рейс Интернешнл . 10 октября 2018 г.
  16. ^ «Bombardier представляет 500-й бизнес-джет Challenger» . Сеть «Авиационная неделя» . 26 июня 2000 г.
  17. ^ Кейт Сарсфилд (21 декабря 2015 г.). «Первый Challenger 650 компании NetJets вводится в эксплуатацию» . Флайтглобал .
  18. ^ Перейти обратно: а б с Фред Джордж (25 августа 2016 г.). «Отчет о подержанном самолете: Challenger 604» . Деловая и коммерческая авиация . Авиационная неделя.
  19. ^ . Уокер, Р.Р. (2006). «Подробный список CC-144 Challenger» . Серийные номера канадских военных самолетов, Вооруженные силы Канады . Проверено 19 сентября 2012 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б с «Обновление: арктические активы Дании и ответ Канады — самолеты ВВС Дании выполняют миссию над Арктикой Канады». Архивировано 9 июля 2009 г. в Wayback Machine Canadian American Strategic Review, июль 2009 г. Дата обращения: 19 сентября 2012 г.
  21. ^ Парш, Андреас. «DOD 4120.15-L – Приложение». Обозначение-systems.net, 2011. Дата обращения: 19 сентября 2012 г.
  22. ^ «Bombardier Challenger 605 совершил безупречный первый полет» . Бомбардье (Пресс-релиз). 23 января 2006 г.
  23. ^ «200-й самолет Challenger 605 компании Bombardier поступает в эксплуатацию» . Бомбардье (Пресс-релиз). 31 октября 2012 г.
  24. ^ Хеммердингер, Джон. «Самолет морского наблюдения Boeing Challenger приближается к первому полету». Flightglobal.com , 10 января 2014 г. Дата обращения: 16 января 2016 г.
  25. ^ Гейтс, Доминик. «Более дешевый самолет-разведчик Boeing совершил первый полет». Seattle Times (seattletimes.com), 5 марта 2014 г. Дата обращения: 16 января 2016 г.
  26. ^ «Самолет морского наблюдения: Boeing выбирает Bombardier Bizjet, Challenger 605, в качестве предпочтительного планера для предлагаемого MSA». Архивировано 23 сентября 2013 г. в Wayback Machine Canadian American Strategic Review , июль 2013 г. Дата обращения: 16 января 2015 г.
  27. ^ «Boeing выбирает бизнес-джет Bombardier для программы самолетов морского наблюдения». Boeing boeing.mediaroom.com, 18 ноября 2013 г. Дата обращения: 16 января 2016 г.
  28. ^ «Демонстратор Boeing MSA оказался годным к полетам». Архивировано 6 марта 2014 года в Wayback Machine Aviation Today (Access Intelligence, LLC), 5 марта 2014 года. Дата обращения: 16 января 2016 года.
  29. ^ Хеммердингер, Джон. «Полевая авиация совершила первый полет самолета морского наблюдения Boeing». Flightglobal.com (Reed Business Information), 5 марта 2014 г. Дата обращения: 16 января 2016 г.
  30. ^ «Бизнес-самолет Challenger 650 компании Bombardier получил сертификат EASA» . Бомбардье (Пресс-релиз). 8 марта 2016 г.
  31. ^ Джон Моррис (19 октября 2014 г.). «Bombardier обновляет Challenger 605 до 650» . Авиационная неделя . Архивировано из оригинала 29 сентября 2015 года . Проверено 28 сентября 2015 г.
  32. ^ «Справочник по планированию закупок — Таблица Jets» . Деловые и коммерческие самолеты . Второй квартал 2023 года.
  33. ^ «Bombardier представляет 500-й бизнес-джет Challenger» . Сеть «Авиационная неделя» . 26 июня 2000 г.
  34. ^ Кейт Сарсфилд (21 декабря 2015 г.). «Первый Challenger 650 компании NetJets вводится в эксплуатацию» . Флайтглобал .
  35. ^ «Сеть сервисных центров Bombardier Business Aircraft отмечает завершение более 200 96-месячных проверок самолетов Challenger» (пресс-релиз). Бомбардир. 17 января 2017 г.
  36. ^ «Новейшие модели самолетов Challenger от Bombardier превосходят важные этапы поставок» (пресс-релиз). Бомбардир. 6 декабря 2017 г.
  37. ^ Макс Кингсли Джонс (4 октября 2018 г.). «АНАЛИЗ: Challenger 600 исполняется 40 лет в бизнесе» . Флайтглобал .
  38. ^ https://www.navalnews.com/naval-news/2024/06/finland-orders-new-maritime-surveillance-aircraft/ [ только URL ]
  39. ^ "Изображение самолета Canadair CL-600-2B16 Challenger 604". авиалайнеры.нет . Проверено: 6 октября 2012 г.
  40. ^ ван дер Марк, Кес (август 2019 г.). «Претенденты ВВС Швейцарии». Эйр Интернешнл . Том. 97, нет. 2. п. 6. ISSN   0306-5634 .
  41. ^ Мартин, Джефф (20 февраля 2019 г.). «ВВС Объединенных Арабских Эмиратов закупят новые самолеты специального назначения» . Новости обороны . Абу Даби. Архивировано из оригинала 20 февраля 2019 года . Проверено 20 февраля 2019 г.
  42. ^ «Первый в истории пилотируемый самолет разведки и разведки ARTEMIS армии США выполнил миссии над Грузией и Абхазией» . 27 сентября 2020 г.
  43. ^ «История авиабазы ​​Вашингтон». USCG. Проверено: 19 сентября 2012 г.
  44. ^ «Чартер частного самолета в Виктории, Британская Колумбия, на острове Ванкувер, Канада» . VIH Экзекуджет . Проверено 1 ноября 2019 г.
  45. ^ « «Bombardier Challenger 650»: новый самолет стоимостью 191 крор рупий для перевозки CM Гуджарата и других VIP-персон» . 6 ноября 2019 г.
  46. ^ «Авиапарк» . Туркменские авиалинии . Архивировано из оригинала 22 августа 2013 года.
  47. ^ «Статистика Canadair Challenger» . Сеть авиационной безопасности . Фонд безопасности полетов. 6 мая 2019 г.
  48. ^ «Краткий обзор авиационных происшествий NTSB» (PDF) . Aviation-safety.net . Архивировано из оригинала (PDF) 8 января 2016 года . Проверено 16 января 2016 г. .
  49. ^ «CL60, Бирмингем, Великобритания, 2002 г. | Авиационная безопасность SKYbrary» . skybrary.aero . Проверено 1 августа 2024 г.
  50. ^ «CL60, Монтроуз, США, 2004 г. | Авиационная безопасность SKYbrary» . skybrary.aero . Проверено 1 августа 2024 г.
  51. ^ «Сводка: AAR 1/2008 Bombardier CL600-2B16 Challenger 604, VP-BJM, 11 ноября 2005 г.» . GOV.UK. ​Проверено 1 августа 2024 г.
  52. ^ Рантер, Харро. «Авария самолета ASN Canadair CL-600-2B16 Challenger 601 в аэропорту Аспен» . Aviation-safety.net . Проверено 7 июня 2020 г.
  53. ^ Рантер, Харро. «Авария самолета ASN Canadair CL-600-2B16 Challenger 604 D-AMSC Маскат, Оман» . Aviation-safety.net . Проверено 18 мая 2017 г.
  54. ^ Эрдбринк, Томас (11 марта 2018 г.). «Крушение турецкого самолета в Иране» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 11 марта 2018 г.
  55. ^ «Авиакатастрофа Canadair CL-600-2B16 Challenger 601-3A N601VH Monclava» . Сеть авиационной безопасности . 6 мая 2019 г.
  56. ^ Пилар Вольфстеллер (27 июля 2021 г.). «Бизнес-джет Challenger 605 разбился в северной Калифорнии» . Флайтглобал .
  57. ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 265960» . Сеть авиационной безопасности . 26 июля 2021 г.
  58. ^ «Расследование AAIB в отношении Bombardier CL-600-2B16 Challenger 604, N999PX» . GOV.UK. ​Проверено 1 августа 2024 г.
  59. ^ «Крушение самолета Canadair CL-600S Challenger возле Венадо: двое погибли | Архив Бюро авиационных происшествий» . www.baaa-acro.com . Проверено 1 августа 2024 г.
  60. ^ Долан, Пол (9 февраля 2024 г.). «По меньшей мере двое погибших в результате крушения двухмоторного самолета на шоссе I-75 в округе Коллиер» . ВИНК-ТВ . Проверено 9 февраля 2024 г.
  61. ^ Фадулу, Лола (9 февраля 2024 г.). «Авиакатастрофа на шоссе Флориды, погибли двое, по словам властей» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 9 февраля 2024 г.
  62. ^ Стимсон, Бри (10 февраля 2024 г.). «Аудиозаписи смертельной авиакатастрофы между штатами Флориды: «Мы потеряли оба двигателя» » . Фокс Ньюс . Проверено 11 февраля 2024 г.
  63. ^ «Авария Bombardier CL-600-2B16 Challenger 604 N823KD» . Aviation-safety.net . Проверено 11 февраля 2024 г.
  64. ^ «Информационный бюллетень о Челленджере 650» . Бомбардир. 2017. Архивировано из оригинала 7 ноября 2017 года . Проверено 7 ноября 2017 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a34fe400260badbf47a8bb4dd3d9a25e__1722506880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a3/5e/a34fe400260badbf47a8bb4dd3d9a25e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bombardier Challenger 600 series - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)