Бомбардье Челленджер 600 серии
Челленджер 600/601/604/605/650 | |
---|---|
Бомбардье CL-604 | |
Роль | Бизнес-джет |
Производитель | Канадэйр Бомбардье Аэроспейс |
Первый полет | 8 ноября 1978 г. |
Статус | В производстве |
Произведено | 1980 – настоящее время [ 1 ] |
Количество построенных | 1066 (октябрь 2018 г.) [ 1 ] |
Развитый в | Бомбардье CRJ100/200 Бомбардье Глобал Экспресс |
Серия Bombardier Challenger 600 — это семейство бизнес-джетов, разработанное Canadair на основе концепции Билла Лира , а затем производимое с 1986 года его новым владельцем, Bombardier Aerospace . В конце 1975 года Canadair начала финансировать разработку LearStar 600, а затем в апреле 1976 года купила проект бизнес-джета с широким салоном. 29 октября программа была запущена при поддержке федерального правительства Канады и разработана в соответствии с новыми стандартами FAR часть 25 .
В марте 1977 года он был переименован в Challenger 600 после прекращения производства Билла Лира, а исходное обычное хвостовое оперение было заменено на Т-образное, среди других разработок. Первый прототип был выпущен 25 мая 1978 года и совершил свой первый полет 8 ноября. В рамках программы летных испытаний 3 апреля 1980 года произошла смертельная авария, но Transport Canada CL-600 утвердила сертификацию типа 10 августа 1980 года .
В 1986 году Canadair была близка к банкротству и была куплена Bombardier. Позднее этот реактивный самолет был преобразован в региональный авиалайнер Bombardier CRJ , представленный 19 октября 1992 года, и более дальний авиалайнер Global Express , представленный в июле 1999 года. 500-й Challenger был выпущен в мае 2000 года, а 1000-й был доставлен NetJets в декабре 2015 года. К октябрю 2018 года было построено 1066 самолетов.
Challenger представляет собой низкоплан с двумя турбовентиляторными двигателями, установленными в хвостовой части фюзеляжа, со сверхкритическим крылом и стоячей кабиной с двумя секциями сидения. Оригинальные турбовентиляторные двигатели Lycoming ALF 502 были заменены парой двигателей General Electric CF34 на самолете CL-601, который также получил законцовки крыла и впервые поднялся в воздух 10 апреля 1982 года. Последующие варианты имели обновленные системы, авионику и больший вес.
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Примерно в 1974 году американский изобретатель авиации Билл Лир разработал концепцию LearStar 600 — низкоплана дальнемагистрального бизнес-джета , который был оснащен парой Garrett TFE731-1 и турбовентиляторных двигателей с редуктором оснащен сверхкритическим крылом . [ 2 ] [ 3 ] У Лира не было возможности запустить такой самолет, поэтому он обратился к другим агентствам для сотрудничества в его производстве и продаже, включая канадского производителя аэрокосмической продукции Canadair . По словам авторов Рона Пиклета и Ларри Милберри, высшее руководство Canadair считало концепцию Лира в лучшем случае схематичной. [ 4 ] Лир не обладал экспертными знаниями в области авиационной техники; до сих пор он мог заплатить только американскому авиационному консультанту за проведение очень предварительных проектных исследований. [ 5 ]
После исследования, сравнивающего предложенный Learstar с конкурентами, такими как Lockheed Jetstar , Dassault Falcon 50 и Grumman Gulfstream II , в конце 1975 года компания Canadair решила поддержать эту идею. [ 2 ] [ 3 ] По данным аэрокосмического издания Flight International , программа рассматривалась многими канадцами как шаг к развитию частной высокотехнологичной авиационной промышленности, которая будет конкурировать на глобальном уровне. [ 3 ] Возможно, еще важнее то, что канадское правительство выдвинуло требование о том, чтобы Canadair стала самодостаточной, поэтому компания хотела меньше зависеть от соглашений о субподряде с другими фирмами, такими как французская Dassault Aviation и американская Boeing , или от предоставления пакетов поддержки для существующих самолетов, для которых у них уже закончилось производство, например истребителя CF-5 . В это время Canadair почувствовала необходимость доказать свою способность самостоятельно разрабатывать оригинальные высокотехнологичные проекты. [ 3 ]
Canadair планировала использовать имя и навыки Лира для саморекламы, чтобы получить обширные финансовые гарантии для проекта бизнес-джета от федерального правительства Канады. [ 4 ] Это оказался эффективный выбор: будущий премьер-министр Жан Кретьен особо указывает на влияние личного контакта с Лиром на его решение направить финансовую поддержку программе Canadair. [ 6 ] На момент этих событий Кретьен последовательно был президентом Совета казначейства, министром промышленности, торговли и коммерции и министром финансов в канадском правительстве. Благодаря использованию утешительных писем размер финансовых обязательств министерства перед Canadair можно было скрывать от парламента и общественности в течение нескольких лет. [ 7 ] Эти финансовые гарантии позже были использованы как академический пример недостаточного мониторинга и слабого контроля в государственной поддержке промышленности. [ 8 ]
В апреле 1976 года Canadair приобрела концепцию LearStar 600. К тому времени он имел длину 63 фута (19 м) и ширину 53,3 фута (16,2 м), развивал максимальную скорость 0,85 Маха и дальность полета 7240 км (3910 морских миль). Будучи представительским самолетом, он имел достаточную вместимость для 14 пассажиров. В конфигурации грузового судна его грузоподъемность составляла 3400 кг (7500 фунтов), загружалась и выгружалась через переднюю дверь. Как пригородный авиалайнер , он мог вместить до 30 пассажиров при конфигурации 2–1 сиденье. [ 2 ] Canadair разработала конструкцию большого планера, оснащенного новой сверхкритической конструкцией крыла, новой авионикой и двигателями, а также соответствующая новым стандартам FAR часть 25 . Конфигурация была заморожена в августе, и модель в масштабе 1/25 прошла испытания в Национального авиационного учреждения трансзвуковой аэродинамической трубе . [ 2 ] Как сообщается, только на сверхкритическом крыле было проведено более 1800 часов испытаний в аэродинамической трубе. [ 3 ]
Запуск
[ редактировать ]При поддержке федерального правительства программа была запущена 29 октября 1976 года с твердых заказов и залогов на 53 самолета. [ 2 ] В течение следующих двух лет в проектировании самолета было задействовано около 2500 сотрудников. [ 3 ] Изменения в исходную конфигурацию Learstar были внесены в преддверии запуска, например, обычное хвостовое оперение было заменено на аналог с Т-образным хвостовым оперением после того, как было обнаружено, что первое находится на пути потока выхлопных газов двигателя, перемещение топлива хранения в крыльях и многократное увеличение полной массы самолета. [ 2 ] [ 3 ] Из-за разногласий по поводу направления программы Билл Лир прекратил свое участие. В марте 1977 года самолет был переименован в Challenger 600. [ 2 ] Сообщается, что после отказа от участия в этом предприятии Лир назвал обновленный дизайн Canadair Толстым Альбертом . [ 3 ] После смерти Лира в мае 1978 года Canadair выплатила его наследству около 25 миллионов долларов за его вклад в программу. [ 3 ]
Из-за расширения конструкции первоначальная конфигурация силовой установки стала несостоятельной. Производитель двигателей Lycoming предложил разработать новую модель Lycoming ALF 502 L, которую команда дизайнеров Canadair приняла за увеличенный Challenger и на основе которой выстроила его общую компоновку. [ 3 ] Широкая грузовая дверь этого типа была спроектирована в ответ на потребности FedEx , первоначального заказчика этого типа, разместившего заказ на 25 самолетов. [ 2 ] У FedEx возникли проблемы с двигателями General Electric CF34 , и вместо этого она отдала предпочтение Lycoming ALF 502D. У более поздних были проблемы с доставкой и низкая производительность. [ 2 ] Как сообщается, FedEx конвертировала большую часть своих заказов в удлиненную версию Challenger, намереваясь перевозить на них до 12 500 фунтов груза за раз. [ 3 ] В конечном итоге FedEx решила отменить свои заказы из-за Закона о дерегуляции авиакомпаний США , и вместо этого конкретные самолеты, которые уже находились в производстве, были проданы другим клиентам. [ 2 ]
К весне 1977 года Canadair получила более 70 твердых заказов и приступила к строительству трех прототипов . [ 2 ] Заем в размере 70 миллионов долларов был заимствован из европейских источников для финансирования программы, что уменьшило финансовое бремя канадского правительства. [ 3 ] Полномасштабный макет фюзеляжа был показан на Парижском авиасалоне 1977 года перед туром по Европе и Северной Америке. К концу 1977 года было продано 106 штук. [ 2 ] В конце 1977 года, несмотря на критику по поводу того, что проект не сможет создать самолет, отвечающий заявленным характеристикам, официальные лица Canadair заявили, что они ожидают, что первый полет произойдет в 1978 году, и что первоначальные поставки планировалось начать. в сентябре 1979 года. Flight International отметила, что еще до первого полета прототипа этот тип уже оказал заметное влияние на конкуренцию, включая запуск Cessna Citation III и Grumman Gulfstream III . [ 3 ]
К началу марта 1978 года первый прототип был почти готов, и началась сборка двух других. [ 2 ] Предназначенный для контроля управляемости и летных испытаний, он был официально развернут 25 мая 1978 года. Через 19 месяцев после одобрения было подтверждено 116 заказов. [ 2 ] К этому моменту были установлены производственные стенды, позволяющие производить до семи Challenger в месяц, и они были готовы к серийному производству. [ 3 ] испытания планера Структурные начались в феврале 1979 года. Циклические эксплуатационные испытания начались в декабре 1979 года, к февралю 1985 года было смоделировано 72 638 летных часов , а прогнозируемый срок службы составил 30 000 часов. [ 2 ]
Этап летных испытаний
[ редактировать ]8 ноября 1978 года прототип самолета взлетел в свой первый полет из Монреаля, Квебек . Программа летных испытаний и сертификации проводилась в аэропорту округа Мохаве Керн, а не в Канаде из-за лучшей погоды. [ 2 ] Второй и третий прототипы впервые поднялись в воздух в 1979 году. Испытательный полет 3 апреля 1980 года в пустыне Мохаве закончился катастрофой. Самолет разбился из-за отказа спускового механизма отсоединить спасательный парашют после глубокого сваливания , в результате чего погиб один из летчиков-испытателей. Другой летчик-испытатель и инженер по летным испытаниям спрыгнули с парашютом в безопасное место. [ 9 ]
CL-600-1A11 Сертификация типа была одобрена Министерством транспорта Канады в августе 1980 года. [ 10 ] и Федеральным управлением гражданской авиации США в ноябре 1980 года. [ 11 ]
Стоимость программы составила 1,5 миллиарда канадских долларов (1,1 миллиарда долларов США на тот момент). [ 12 ]
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]В 1980 году на вооружение конечных потребителей поступила первая серийная модель серии Challenger — CL-600. [ 13 ] Ранний маркетинг этого типа компанией Canadair обычно противопоставлял более просторный салон, предлагаемый Challenger, его конкурентам, которые обычно имели более узкие фюзеляжи и, следовательно, стесненные условия, а также экономию топлива этого типа. К 1982 году, когда в эксплуатацию поступило всего 10 самолетов, компания начала рекламировать новую модель самолета, CL-601, который должен был быть оснащен парой двигателей General Electric CF34 турбовентиляторных вместо Lycoming исходных моделей. единицы. 10 апреля 1982 года CL-601 совершил свой первый полет. [ 14 ] По данным Flight International , решение использовать двигатель CF34 для новой модели стало причиной значительного бума продаж Challenger. [ 15 ]
По данным Flight International , медленные первоначальные продажи Challenger во многом способствовали почти банкротству Canadair, которого удалось избежать только благодаря покупке компании Bombardier в 1986 году. [ 13 ] Bombardier решил не только продолжить производство этого типа, но и профинансировать разработку новых моделей и их производных. Этому выбору способствовало дизайнерское решение Canadair, позволяющее с самого начала легко растягивать Challenger. [ 3 ] По состоянию на октябрь 2018 года самым продаваемым вариантом серии Challenger был CL-604, выпуск которого состоялся в 1995 году. 500-й самолет был выпущен в мае 2000 года. [ 15 ] [ 16 ] 1000-й, 650-й, был доставлен NetJets в декабре 2015 года. [ 17 ]
По данным Flight International , Challenger 600 стал для Bombardier точкой опоры на рынке, что позволило им легче разрабатывать дальнейшие бизнес-джеты, такие как Bombardier Global Express . Еще одним прямым производным от серии Challenger стала серия Bombardier CRJ100 , более крупный региональный авиалайнер . Издание отметило, что у семейства Challenger "похоже хорошее будущее", поскольку в течение 2018 года темп производства составлял два самолета в месяц. [ 13 ]
Дизайн
[ редактировать ]Challenger — это двухмоторный бизнес-джет, который Flight International описывает как «миниатюрный двухдвигательный авиалайнер во всех отношениях». [ 3 ] Хотя Challenger в целом похож по конфигурации на предыдущие самолеты этого типа, некоторые его особенности выделяются; например, расширенный фюзеляж позволяет создать «прогулочную кабину». Challenger также был одним из первых бизнес-джетов со сверхкритическим крылом . Компания Canadair назвала это крыло одной из самых передовых особенностей самолета. [ 3 ] Он также способен выполнять короткие взлеты, сохраняя при этом уровень скорости и комфорта, обычно присущий более крупным лайнерам. [ 3 ]
Крыло Challenger называют модифицированным симметричным крылом NACA . [ 3 ] Подобно другим сверхкритическим крыльям, оно имеет закругленную переднюю кромку , перевернутый изгиб , тупую заднюю кромку и зубчатую нижнюю часть. Конструкция короба крыла с двумя лонжеронами охватывает всю длину крыла и разделена на отсеки, образующие пять внутренних топливных баков; эти баки могут вместить до 14 661 фунта топлива, что составляет почти половину пустого веса самолета. [ 3 ]
Обшивка крыльев производится на больших фрезерных станках, которые в 1978 году были признаны лучшими в Северной Америке. Многие элементы, такие как закрылки, элероны и передняя кромка, имеют традиционную конструкцию. Некоторые детали, включая обтекатель крыла/фюзеляжа, закрылки и законцовки крыла, отлиты из кевлара . как и другие элементы самолета, [ 3 ]
Оригинальный CL-600 Challenger был оснащен двумя турбовентиляторными двигателями Lycoming ALF 502L, которые были разработаны специально для Challenger. [ 3 ] Последующие модели использовали другие силовые установки, включая двигатель General Electric CF34. Двигатели установлены в задней части фюзеляжа рядом с хвостовой частью самолета, обеспечивая плавный поток воздуха к двигателям даже при полете под большими углами атаки , хотя это было в более низком положении, чем в оригинальной концепции LearStar, чтобы смягчить неблагоприятные характеристики управления по тангажу. . [ 3 ] Двигатели оснащены реверсорами тяги для уменьшения посадочной дистанции. Также имеется вспомогательная силовая установка для запуска двигателей и обеспечения кондиционирования воздуха в кабине на земле. [ 3 ]
Фюзеляж состоит из трех секций — носовой, центральной и хвостовой — которые изготавливаются отдельно на собственных станках и соединяются позже в производственном процессе. [ 3 ] Он был разработан для создания давления с максимальным перепадом 9,3 фунта на квадратный дюйм. В фюзеляже имеются различные вырезы для размещения различных функций, таких как большая главная дверь на левом борту самолета в передней части крыла, многократное регулирование. соответствующие аварийные выходы , багажный люк по левому борту крыла и многочисленные окна. [ 3 ]
Диаметр фюзеляжа был рассчитан на беспрепятственный пол кабины, высоту кабины 6 футов 1 дюйм в центральной секции, а также место для кессона крыла , встроенных под полом топливных баков, воздуховодов и различных кабелей управления. Он также был разработан с учетом ранних планов Canadair по удлинению фюзеляжа, для чего в передней и задней части центральной секции были установлены заглушки одинаковой длины, чтобы значительно увеличить вместимость Challenger. [ 3 ]
В «Челленджере» присутствует различная авионика. В стандартной комплектации CL-600 оснащается двухканальной Sperry SPZ-600 системой автоматического управления полетом , включающей в себя руководитель полета и компьютеры воздушных данных ; Эта система, более типичная для более крупных коммерческих самолетов, сертифицирована для выполнения автоматических посадок категории 3А. [ 3 ] Система управления полетом имеет значительное резервирование, включая три отдельные гидравлические системы; даже при полном отказе и потере одного привода сохраняется жизнеспособный уровень вспомогательного контроля над ключевыми поверхностями полета. Метеорологический радар и Marconi твердотельные приборные дисплеи производства Collins поставляются в стандартной комплектации, а также радиостанция производства дополнительное радиооборудование дальнего действия, такое как КВ -радиостанция и УКВ- навигационные средства. ; Может быть установлено [ 3 ]
В стандартной конфигурации представительского самолета салон разделен на переднюю кухню и две секции для сидения, которые обычно оснащены клубной секцией с четырьмя креслами, за которой следует либо зона для конференц-групп, либо диваны, а также туалет в кормовой части. . [ 18 ] [ 3 ] Стулья полностью откидываются и поворачиваются, а диваны могут служить спальным местом. Ранние примеры включают такие предметы роскоши, как телефоны, средства управления освещением и стереосистемы; Также были установлены раскладные столики, прикрепленные к стенкам каюты, а также пара шкафов, носового и кормового, для хранения ручной клади и других мелких вещей. [ 3 ]
Варианты
[ редактировать ]Челленджер 600 (CL-600-1A11)
[ редактировать ]- CL-600
- Оригинальная серийная версия, оснащенная турбовентиляторными двигателями Lycoming ALF 502L с тягой 7500 фунтов силы (33000 Н) каждый, 81 построен с 1978 по 1982 год.
- CL-600S
- CL-600 с законцовками крыла, представленными на CL-601-1A, построено три.
- Канадаэр CC-144
- Двенадцать самолетов были закуплены Королевскими ВВС Канады и поставлены в 1982 году, включая CE-144 и CX-144. [ 15 ] Еще семь планеров были закуплены в период с 1982 по 2020 год. Для выполнения этой роли были закуплены модели CL-600, CL-601, CL-604 и CL-650.
- Канадаэр CE-144
- Три тренажера радиоэлектронной борьбы (РЭБ) были переоборудованы в базовый CC-144 или из него.
- Канадаэр CX-144
- Второй прототип, CL-600-1A11, серийный номер 1002, был передан RCAF после завершения программы испытаний. Использовавшийся в Учреждении аэрокосмической техники и испытаний (AETE) CFB Cold Lake до выхода на пенсию в 1993 году, сейчас он хранится в CFB Winnipeg под обозначением CC-144 на вооружении.
Челленджер 601-1А (CL-600-2A12)
[ редактировать ]- CL-601-1A
- Усовершенствованная версия с законцовками крыла для уменьшения лобового сопротивления и более мощными турбовентиляторными двигателями General Electric CF34 -1A (построено 66 самолетов, включая шесть самолетов канадских вооруженных сил ). CC-144B [ 19 ]
- CL-601-1A/ER
- 601-1А с дополнительным топливным баком в хвостовой части
Челленджер 601-3А/3Р (CL-600-2B16)
[ редактировать ]- CL-601-3A
- Оснащен ТРДД General Electric CF34-3A с повышенной плоскостной мощностью и стеклянной кабиной . Первая версия, продаваемая Bombardier.
- CL-601-3A/ER
- 601-3А с дополнительным топливным баком в хвостовой части
- CL-601-3R
- Оборудован турбовентиляторными двигателями General Electric CF34-3A1, хвостовой бак входит в стандартную комплектацию.
Челленджер 604/605/650
[ редактировать ]- CL-604
- Оснащен турбовентиляторными двигателями General Electric CF34-3B, дополнительными седельными баками для увеличения запаса топлива, новой ходовой частью для увеличения взлетной и посадочной массы; структурные улучшения крыльев и хвоста, новая Rockwell Collins Pro Line 4. система авионики
- CL-604 ММА
- (Многоцелевой самолет), военизированный вариант, разработанный Field Aviation, [ 20 ] на датской службе. [ 20 ] Самолеты используются для морского патрулирования и поисково-спасательных операций. Они способны приземляться на короткие, неровные, гравийные взлетно-посадочные полосы, распространенные в Арктике. [ 20 ]
- С-143А
- Один самолет Challenger 604 был приобретен Береговой охраной США в декабре 2005 года в качестве нового самолета командования и управления средней дальности. [ 21 ]
Построенных с 1996 по 2006 год, было поставлено более 360 экземпляров. В 2016 году ранние модели продавались за 4,0–4,5 миллиона долларов, а поздние модели - менее чем за 8 миллионов долларов. от 27 000 до 27 100 фунтов (от 12 200 до 12 300 кг) Имея рабочую массу пустого самолета , он перевозит шесть или семь пассажиров и полный запас топлива с увеличенной взлетной массой . Он способен совершить крейсерский полет 7,5–8 часов со скоростью 0,80 Маха и перевезти пять пассажиров на расстояние 4000 морских миль со скоростью 0,74 Маха до эшелона полета 410.
Падение тяги с увеличением высоты, большая мощность и нагрузки на крыло влияют на высокие характеристики. Он взлетает на высоте от 3500 до 4000 футов (от 1100 до 1200 м) для полетов на расстояние менее 800 миль (1500 км; 920 миль), на высоте 5684 футов (1732 м) на взлетной высоте и на уровне моря. На высоте 9 123 футов (2 781 м) при высоте ISA + 20C и высоте 5 000 футов (1 500 м) TOW уменьшается до 47 535 фунтов (21 562 кг) для удовлетворения требований набора высоты.
Авионика Pro Line 4 включает в себя шесть электронно-лучевых трубок диаметром 7,25 дюйма (18,4 см) и двойную систему управления полетом . Он сжигает 3800 фунтов (1700 кг) за первый час, 3200 фунтов (1500 кг) за второй час, 2800 фунтов (1300 кг) за третий час, затем 2000 фунтов (910 кг) в час. Плановое техническое обслуживание проводится каждые 200 часов или шесть месяцев, а основные проверки проводятся каждые 96 месяцев и включают в себя капитальный ремонт шасси стоимостью 110 000 долларов США. ТРДД CF34-3B мощностью 8729 фунтов силы (38,83 кН) стоят 375 долларов за двигатель в час. [ 18 ]
- CL-605
- После первого полета в январе 2006 г. [ 22 ] Challenger 605 был сертифицирован и представлен в начале 2006 года. По сравнению с Challenger 604, планер был обновлен за счет увеличенных окон кабины и нового хвостового обтекателя, а кабина экипажа была обновлена системой Collins Pro Line 21 с возможностью электронной полетной сумки . 200-й Challenger 605 поступил на вооружение в октябре 2012 года. [ 23 ]
- CL-605 МСА
- Проект морского патрульного самолета , разрабатываемый компанией Boeing. [ 24 ] Компания Boeing предложила перекомпоновать некоторые датчики Boeing P-8 Poseidon, но не вооружение, в менее дорогой планер — бизнес-джет Bombardier Challenger 605. [ 25 ] Этот самолет получил название «Самолет морского наблюдения» (MSA) и был изображен с радаром AN/APY-10, электрооптическим датчиком в выдвижной башне и детектором магнитных аномалий. [ 26 ] В феврале 2014 года демонстратор MSA, представляющий собой модифицированный CL-604, совершил свой первый полет. Последний самолет будет использовать планер CL-605. [ 27 ] [ 28 ] В настоящее время демонстратор имеет внешние формы для датчиков и систем связи, которые будут добавлены позже. Ожидается, что окончательная стоимость MSA будет составлять от 55 до 60 миллионов долларов за самолет. [ 29 ]
У 605 и 650 улучшены авионика и кабина, но их летно-технические характеристики аналогичны 604. [ 18 ]
Челленджер 650
[ редактировать ]- Челленджер 650
- После первого полета в 2015 году Challenger 650 был сертифицирован и представлен в 2015 году. [ 30 ] По сравнению с Challenger 605 он имеет переработанную внутреннюю кабину, усовершенствованную авионику Rockwell Collins Pro Line 21, аналогичную Challenger 350, систему синтетического видения (SVS) и увеличенную на 5% взлетную тягу. [ 31 ] В 2023 году его оборудованная цена составила 33 миллиона долларов. [ 32 ]
Операторы
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2020 г. ) |
500-я единица была выпущена в мае 2000 года. [ 33 ] 1000-й, 650-й, был доставлен NetJets в декабре 2015 года. [ 34 ] К началу 2017 года , включая Challenger 300 и Challenger 850 , 1600 находящихся в эксплуатации самолетов Bombardier Challenger наработали 7,3 миллиона часов и совершили более 4,3 миллиона полетов. [ 35 ] По состоянию на декабрь 2017 года было поставлено около 1100 автомобилей Challenger серии 600. [ 36 ] К октябрю 2018 года мировой флот Challenger насчитывал 997 самолетов: из них 611 базировались в Северной Америке, 151 в Европе, 93 в Латинской Америке, 78 в Азиатско-Тихоокеанском регионе, 37 в Африке и 23 на Ближнем Востоке. [ 37 ]
Военные и правительственные операторы
[ редактировать ]- Королевские ВВС Канады : обозначены как Bombardier CC-144 Challenger для перевозки генерал-губернатора , правительственных чиновников, иностранных высокопоставленных лиц и премьер-министра Канады .
- № 412-я эскадрилья
- 434-я эскадрилья (бывшая)
- Правительство Квебека : эксплуатирует два самолета CL601 (один для медицинской эвакуации).
- Хорватские ВВС (EMS и VIP-транспорт)
- Чешские ВВС : бывший оператор
- Финская пограничная служба : два Challenger 650 заказаны в 2024 году [ 38 ]
- ВВС Германии (семь Challenger 601, списаны в 2011 г.)
- Правительственная летная служба : эксплуатирует два самолета CL605 в составе частичного парка.
- Береговая охрана Кореи : имеет один CL-604 (B701), оборудованный для морского патрулирования. [ 39 ]
- ВВС Пакистана : эксплуатирует 1 версию CL-605, совместно PAF и пакистанской армией.
- ВВС Швейцарии : два CL-604 куплены у REGA для использования в качестве санитарной авиации. [ 40 ]
- ВВС Объединенных Арабских Эмиратов : 1 Challenger 650 заказан в феврале 2019 года. [ 41 ]
- Армия США : 2 Challenger 650 'ARTEMIS' ISTAR представлены в 2020 г. [ 42 ]
- ВВС США
- Береговая охрана США : обозначен как самолет управления и управления средней дальности Bombardier C-143 (MRC2A), [ 43 ] предоставляет VIP-транспорт для высокопоставленных сотрудников Министерства внутренней безопасности и Береговой охраны США под обозначением Береговая охрана 02.
Гражданские операторы
[ редактировать ]- Khalifa Airways : эксплуатирует один самолет CL604.
- LifeFlight Australia : управляет четырьмя самолетами CL604, модифицированными для медицинской эвакуации.
- Surveillance Australia : эксплуатирует четыре CL604, модифицированных для поиска и спасения (SAR).
- Chartright Air Inc эксплуатирует два самолета CL-601, три самолета CL-604, один CL605 и один CL650.
- Shaw Communications : управляет двумя CL604.
- Sunwest Aviation : эксплуатирует два самолета CL604.
- VIH Execujet: эксплуатирует один CL604. [ 44 ]
- Правительство Хорватии : бывший оператор
- Hornbill Skyways : один CL-605 для государственных представительских рейсов.
- Princely Jets: эксплуатирует один C604 и один C601-3R.
- Qatar Executive : эксплуатирует три CL605.
- Номад Авиация
- Rega : управляет тремя CL650 для спасения с воздуха.
- VistaJet Холдинг СА
- Thai Airways : бывший оператор
- «Туркменские авиалинии» для государственных VIP-персон. Управляет двумя CL-605. [ 46 ]
- Dana Executive Jets : эксплуатирует один CL604.
- Jet Exchange Ltd – CL604/605, чартерные рейсы
- SkyAngels Air Ambulance использует один CL601-3R для миссий воздушной скорой помощи.
- Flex Jet эксплуатирует несколько самолетов CL604 и CL605. [ нужна ссылка ]
- West Coast Worldwide эксплуатирует шесть самолетов CL604.
Инциденты и несчастные случаи
[ редактировать ]К маю 2019 года на флоте Challenger произошло 18 аварий с потерей корпуса , в результате которых 39 человек погибли. [ 47 ]
Дата | Расположение | Вариант | Толстый. | Выж. | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
2000-10-10 | США, Канзас, Аэропорт Уичито | CL-600-2B16 Челленджер 604 | 3 | 0 | Испытательный полет, столкновение с местностью при начальном наборе высоты и пожар после удара. [ 48 ] |
2002-01-04 | Великобритания, Международный аэропорт Бирмингема | CL-600-2B16 Челленджер 604 | 5 | 0 | Быстро перевернулся на взлете и загорелся [ 49 ] |
2004-11-28 | США, Колорадо, Аэропорт Монтроуз | CL-600-2A12 | 3 | 3 | Разбился при попытке взлета из-за обледенения планера. [ 50 ] |
2005-11-11 | Великобритания, Лондон Хитроу | CL-600-2B16 Челленджер 604 | 0 | 5 | Отказ триммера автопилота по тангажу и отказ системы триммера стабилизатора из-за короткого замыкания в цепи электрооборудования, вызванного неисправностью конструкции блока управления триммером горизонтального стабилизатора. [ 51 ] |
2014-01-05 | США, Колорадо, Аэропорт Аспен | CL-600-2B16 Челленджер 601-3R | 1 | 2 | Авария из- за ошибки пилота после посадки с попутным ветром на малых высотах в условиях сдвига ветра и порывов ветра после ухода на второй круг . [ 52 ] |
2017-01-07 | Оман, над Маскатом | CL-600-2B16 Челленджер 604 | 0 | 9 | Потеря высоты на 9000 футов после прохождения турбулентного следа от Airbus A380 , списанного из -за повреждений после аварийной посадки. [ 53 ] |
2018-03-11 | Иран, горы Загрос | CL-600-2B16 Челленджер 604 | 11 | 0 | Разбился из-за частичного отказа приборов, приведшего к потере управления. [ 54 ] |
2019-05-05 | Мексика, Коауила | CL-600-2B16 Челленджер 601-3А | 13 | 0 | Разбился по возвращении из Лас-Вегаса, штат Невада. [ 55 ] |
2021-07-26 | США, Калифорния, Траки-Тахо | CL-600-2B16 Челленджер 605 | 6 | 0 | Разбился при подходе [ 56 ] [ 57 ] |
2022-01-31 | Великобритания, Лондонский аэропорт Станстед | CL-600-2B16 Челленджер 604 | 0 | 6 | При боковом ветре самолет совершил жесткую посадку, законцовка левого крыла несколько раз ударилась о взлетно-посадочную полосу. Носовая стойка шасси вышла из строя при срабатывании толкателя ручки управления. Травм не было. [ 58 ] |
2022-12-30 | Мексика, недалеко от Венадо, Сан-Луис-Потоси. | CL-600S Челленджер 600 | 2 | 0 | Самолет потерян после неконтролируемого снижения во время позиционного полета и «по-видимому, распался». [ 59 ] |
2024-02-09 | США, Флорида, недалеко от аэропорта Неаполя. | CL-600-2B16 Челленджер 604 | 2 | 3 | Произошел отказ двух двигателей за пределами взлетно-посадочной полосы; пилоты попытались приземлиться на межштатной автомагистрали 75 , самолет был уничтожен и охвачен пожаром после крушения. [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ] [ 63 ] |
Технические характеристики (Челенджер 650)
[ редактировать ]Дата от Bombardier. [ 64 ]
Общие характеристики
- Экипаж: двое (капитан и первый помощник)
- Вместимость: 2200 кг (4850 фунтов) и до 19 пассажиров.
- Длина: 20,85 м (68 футов 5 дюймов)
- Размах крыльев: 19,61 м (64 фута 4 дюйма)
- Высота: 6,30 м (20 футов 8 дюймов)
- Площадь крыла: 45,4 м 2 (489 кв. футов)
- Соотношение сторон : 8,46
- Вес пустого: 12 315 кг (27 150 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 21 863 кг (48 200 фунтов)
- Запас топлива: 9072 кг (20000 фунтов)
- Кабина: высота 1,83 м (6 футов), ширина 2,41 м (7 футов 11 дюймов)
- Силовая установка: 2 General Electric CF34-3B с турбовентиляторных двигателя тягой 41,0 кН (9220 фунтов силы) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 0,85 Маха.
- Дальность: 7400 км (4600 миль, 4000 миль)
- Практический потолок: 12 000 м (41 000 футов)
- Тяга/вес : 0,38
- Взлет: 1720 м (5640 футов) (SL, ISA, MTOW)
- Посадка: 732 м (2402 фута) (SL, ISA, типовая)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Мердо Моррисон (12 октября 2018 г.). «NBAA: Проекты бизнес-джетов, изменившие отрасль» . FlightGlobal .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Билл Аптон (2007). «Canadair CL-600/601/604 Challenger серийный 1003, регистрация C-GCGT» (PDF) . Канадский музей авиации.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но Майк Херст (12 августа 1978 г.). «Челленджер» . Рейс Интернешнл . стр. 470–478.
- ^ Перейти обратно: а б Пиклер, Рон и Ларри Милберри . Canadair: первые 50 лет. Торонто: Книги CANAV, 1995. ISBN 0-921022-07-7 . стр. 263.
- ^ Логи, Стюарт. На крыле: создание Challenger от Canadair. Торонто, Онтарио: Macmillan Canada. 1992. ISBN 0-77159-145-4 , с. 55-57.
- ^ Низкий, Стивен. Челленджер: Индустриальный романс (16 мм, 57 мин 23, звук, цветной фильм). Монреаль: Национальный совет по кинематографии Канады , 1980.
- ↑ Отчет Генерального аудитора Канады Палате общин за финансовый год, закончившийся 31 марта 1982 г., абз. С 10.95 до 10.100.
- ^ Боринс, Стэнфорд Ф. и Ли Браун. Инвестиции в провал. Нью-Йорк: Raven Press, 1987. ISBN 0-458-80340-5 .
- ^ «Крушение Челленджера №1001» . www.check-six.com . Архивировано из оригинала 20 октября 2010 года . Проверено 19 сентября 2012 г.
- ^ «Свидетельство А-131» . Транспорт Канады. 22 ноября 2019 г.
- ^ «Паспорт типа сертификата A21EA» (PDF) . США ФАУ . 26 ноября 2019 г.
- ^ «Бомбардир и опасности государственного вмешательства» . Авиационная неделя . 21 февраля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «МНЕНИЕ: Во славу Челленджера» . Рейс Интернешнл . 25 ноября 2018 г.
- ^ «Canadaair объявляет об очередном прорыве в борьбе с дороговизной авиакеросина» . Рейс Интернешнл . 29 мая 1982 г. с. 1403.
- ^ Перейти обратно: а б с «ИЗОБРАЖЕНИЯ: Четыре десятилетия серии Challenger 600» . Рейс Интернешнл . 10 октября 2018 г.
- ^ «Bombardier представляет 500-й бизнес-джет Challenger» . Сеть «Авиационная неделя» . 26 июня 2000 г.
- ^ Кейт Сарсфилд (21 декабря 2015 г.). «Первый Challenger 650 компании NetJets вводится в эксплуатацию» . Флайтглобал .
- ^ Перейти обратно: а б с Фред Джордж (25 августа 2016 г.). «Отчет о подержанном самолете: Challenger 604» . Деловая и коммерческая авиация . Авиационная неделя.
- ^ . Уокер, Р.Р. (2006). «Подробный список CC-144 Challenger» . Серийные номера канадских военных самолетов, Вооруженные силы Канады . Проверено 19 сентября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Обновление: арктические активы Дании и ответ Канады — самолеты ВВС Дании выполняют миссию над Арктикой Канады». Архивировано 9 июля 2009 г. в Wayback Machine Canadian American Strategic Review, июль 2009 г. Дата обращения: 19 сентября 2012 г.
- ^ Парш, Андреас. «DOD 4120.15-L – Приложение». Обозначение-systems.net, 2011. Дата обращения: 19 сентября 2012 г.
- ^ «Bombardier Challenger 605 совершил безупречный первый полет» . Бомбардье (Пресс-релиз). 23 января 2006 г.
- ^ «200-й самолет Challenger 605 компании Bombardier поступает в эксплуатацию» . Бомбардье (Пресс-релиз). 31 октября 2012 г.
- ^ Хеммердингер, Джон. «Самолет морского наблюдения Boeing Challenger приближается к первому полету». Flightglobal.com , 10 января 2014 г. Дата обращения: 16 января 2016 г.
- ^ Гейтс, Доминик. «Более дешевый самолет-разведчик Boeing совершил первый полет». Seattle Times (seattletimes.com), 5 марта 2014 г. Дата обращения: 16 января 2016 г.
- ^ «Самолет морского наблюдения: Boeing выбирает Bombardier Bizjet, Challenger 605, в качестве предпочтительного планера для предлагаемого MSA». Архивировано 23 сентября 2013 г. в Wayback Machine Canadian American Strategic Review , июль 2013 г. Дата обращения: 16 января 2015 г.
- ^ «Boeing выбирает бизнес-джет Bombardier для программы самолетов морского наблюдения». Boeing boeing.mediaroom.com, 18 ноября 2013 г. Дата обращения: 16 января 2016 г.
- ^ «Демонстратор Boeing MSA оказался годным к полетам». Архивировано 6 марта 2014 года в Wayback Machine Aviation Today (Access Intelligence, LLC), 5 марта 2014 года. Дата обращения: 16 января 2016 года.
- ^ Хеммердингер, Джон. «Полевая авиация совершила первый полет самолета морского наблюдения Boeing». Flightglobal.com (Reed Business Information), 5 марта 2014 г. Дата обращения: 16 января 2016 г.
- ^ «Бизнес-самолет Challenger 650 компании Bombardier получил сертификат EASA» . Бомбардье (Пресс-релиз). 8 марта 2016 г.
- ^ Джон Моррис (19 октября 2014 г.). «Bombardier обновляет Challenger 605 до 650» . Авиационная неделя . Архивировано из оригинала 29 сентября 2015 года . Проверено 28 сентября 2015 г.
- ^ «Справочник по планированию закупок — Таблица Jets» . Деловые и коммерческие самолеты . Второй квартал 2023 года.
- ^ «Bombardier представляет 500-й бизнес-джет Challenger» . Сеть «Авиационная неделя» . 26 июня 2000 г.
- ^ Кейт Сарсфилд (21 декабря 2015 г.). «Первый Challenger 650 компании NetJets вводится в эксплуатацию» . Флайтглобал .
- ^ «Сеть сервисных центров Bombardier Business Aircraft отмечает завершение более 200 96-месячных проверок самолетов Challenger» (пресс-релиз). Бомбардир. 17 января 2017 г.
- ^ «Новейшие модели самолетов Challenger от Bombardier превосходят важные этапы поставок» (пресс-релиз). Бомбардир. 6 декабря 2017 г.
- ^ Макс Кингсли Джонс (4 октября 2018 г.). «АНАЛИЗ: Challenger 600 исполняется 40 лет в бизнесе» . Флайтглобал .
- ^ https://www.navalnews.com/naval-news/2024/06/finland-orders-new-maritime-surveillance-aircraft/ [ только URL ]
- ^ "Изображение самолета Canadair CL-600-2B16 Challenger 604". авиалайнеры.нет . Проверено: 6 октября 2012 г.
- ^ ван дер Марк, Кес (август 2019 г.). «Претенденты ВВС Швейцарии». Эйр Интернешнл . Том. 97, нет. 2. п. 6. ISSN 0306-5634 .
- ^ Мартин, Джефф (20 февраля 2019 г.). «ВВС Объединенных Арабских Эмиратов закупят новые самолеты специального назначения» . Новости обороны . Абу Даби. Архивировано из оригинала 20 февраля 2019 года . Проверено 20 февраля 2019 г.
- ^ «Первый в истории пилотируемый самолет разведки и разведки ARTEMIS армии США выполнил миссии над Грузией и Абхазией» . 27 сентября 2020 г.
- ^ «История авиабазы Вашингтон». USCG. Проверено: 19 сентября 2012 г.
- ^ «Чартер частного самолета в Виктории, Британская Колумбия, на острове Ванкувер, Канада» . VIH Экзекуджет . Проверено 1 ноября 2019 г.
- ^ « «Bombardier Challenger 650»: новый самолет стоимостью 191 крор рупий для перевозки CM Гуджарата и других VIP-персон» . 6 ноября 2019 г.
- ^ «Авиапарк» . Туркменские авиалинии . Архивировано из оригинала 22 августа 2013 года.
- ^ «Статистика Canadair Challenger» . Сеть авиационной безопасности . Фонд безопасности полетов. 6 мая 2019 г.
- ^ «Краткий обзор авиационных происшествий NTSB» (PDF) . Aviation-safety.net . Архивировано из оригинала (PDF) 8 января 2016 года . Проверено 16 января 2016 г. .
- ^ «CL60, Бирмингем, Великобритания, 2002 г. | Авиационная безопасность SKYbrary» . skybrary.aero . Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ «CL60, Монтроуз, США, 2004 г. | Авиационная безопасность SKYbrary» . skybrary.aero . Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ «Сводка: AAR 1/2008 Bombardier CL600-2B16 Challenger 604, VP-BJM, 11 ноября 2005 г.» . GOV.UK. Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авария самолета ASN Canadair CL-600-2B16 Challenger 601 в аэропорту Аспен» . Aviation-safety.net . Проверено 7 июня 2020 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авария самолета ASN Canadair CL-600-2B16 Challenger 604 D-AMSC Маскат, Оман» . Aviation-safety.net . Проверено 18 мая 2017 г.
- ^ Эрдбринк, Томас (11 марта 2018 г.). «Крушение турецкого самолета в Иране» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 11 марта 2018 г.
- ^ «Авиакатастрофа Canadair CL-600-2B16 Challenger 601-3A N601VH Monclava» . Сеть авиационной безопасности . 6 мая 2019 г.
- ^ Пилар Вольфстеллер (27 июля 2021 г.). «Бизнес-джет Challenger 605 разбился в северной Калифорнии» . Флайтглобал .
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 265960» . Сеть авиационной безопасности . 26 июля 2021 г.
- ^ «Расследование AAIB в отношении Bombardier CL-600-2B16 Challenger 604, N999PX» . GOV.UK. Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ «Крушение самолета Canadair CL-600S Challenger возле Венадо: двое погибли | Архив Бюро авиационных происшествий» . www.baaa-acro.com . Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ Долан, Пол (9 февраля 2024 г.). «По меньшей мере двое погибших в результате крушения двухмоторного самолета на шоссе I-75 в округе Коллиер» . ВИНК-ТВ . Проверено 9 февраля 2024 г.
- ^ Фадулу, Лола (9 февраля 2024 г.). «Авиакатастрофа на шоссе Флориды, погибли двое, по словам властей» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 9 февраля 2024 г.
- ^ Стимсон, Бри (10 февраля 2024 г.). «Аудиозаписи смертельной авиакатастрофы между штатами Флориды: «Мы потеряли оба двигателя» » . Фокс Ньюс . Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ «Авария Bombardier CL-600-2B16 Challenger 604 N823KD» . Aviation-safety.net . Проверено 11 февраля 2024 г.
- ^ «Информационный бюллетень о Челленджере 650» . Бомбардир. 2017. Архивировано из оригинала 7 ноября 2017 года . Проверено 7 ноября 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- «СС-144 Челленджер» . Королевские ВВС Канады. 10 апреля 2013 г.
- «Канадский Челленджер» в воздухе . Рейс Интернешнл . 1 августа 1981 года.
- Майк Гержанич (21 мая 2008 г.). «ЛЕТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ: Bombardier Challenger 605 – Окна перемен» . Флайтглобал .
- Ричард Абулафия (апрель 2017 г.). «Bombardier Challenger/Global Series» (PDF) . Группа Тил.