Контрпросвещение
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2022 г. ) |
Контр -Просвещение относится к широкому набору интеллектуальных позиций, возникших во время европейского Просвещения в противовес его основным взглядам и идеалам. Обычно считается, что Контрпросвещение продолжалось с 18 века до начала 19 века, особенно с ростом романтизма . Его мыслители не обязательно соглашались с набором контрдоктрин, но вместо этого каждый бросал вызов конкретным элементам мышления Просвещения, таким как вера в прогресс , рациональность всех людей, либеральная демократия и растущая секуляризация общества.
Ученые расходятся во мнениях относительно того, кого следует включить в число главных деятелей Контрпросвещения. В Италии Джамбаттиста Вико раскритиковал распространение редукционизма и картезианского метода , который он считал кастрацией искусства и гуманитарных наук эпохи Возрождения . [ 1 ] Десятилетия спустя Жозеф де Местр на Сардинии и Эдмунд Берк в Великобритании критиковали идеи Просвещения за то, что они привели к насилию и тирании Французской революции . Идеи Жан-Жака Руссо и Иоганна Георга Хамана также сыграли важную роль в возникновении Контрпросвещения с французским и немецким романтизмом соответственно.
В конце 20 века концепция Контрпросвещения была популяризирована историком, сторонником Просвещения, Исайей Берлином. [ 2 ] как традиция релятивистов , антирационалистов , виталистов и органических мыслителей, происходящая в основном от Хамана и последующих немецких романтиков. [ 3 ] Хотя Берлину во многом приписывают усовершенствование и продвижение этой концепции, первое известное использование этого термина в английском языке произошло в 1949 году, и ранее он использовался несколько раз в других европейских языках. [ 4 ] в том числе немецкий философ Фридрих Ницше .
Использование термина
[ редактировать ]Раннее использование
[ редактировать ]Несмотря на критику Просвещения как широко обсуждаемой темы в мысли двадцатого и двадцать первого веков, термин «Контрпросвещение» медленно входил в общее употребление. Впервые он был кратко упомянут на английском языке в Уильяма Барретта статье «Искусство, аристократия и разум» в журнале «Partisan Review» в 1949 году . Он снова использовал этот термин в своей книге об экзистенциализме 1958 года « Иррациональный человек»; однако его комментарии по критике Просвещения были очень ограниченными. [ 2 ] В Германии выражение «Контрпросвещение» имеет более давнюю историю. Вероятно, он был придуман Фридрихом Ницше в «Посмертных фрагментах» в 1877 году. [ 5 ]
Льюис Уайт Бек использовал этот термин в своей книге «Ранняя немецкая философия» (1969) о контрпросвещении в Германии. Бек утверждает, что в Германии возникает контрдвижение в качестве реакции на Фридриха II светское авторитарное государство . С другой стороны, Иоганн Георг Хаманн и его коллеги-философы [ ВОЗ? ] полагают, что более органичная концепция социальной и политической жизни, более виталистический взгляд на природу и понимание красоты и духовной жизни человека были упущены в восемнадцатом веке. [ 2 ]
Исайя Берлин
[ редактировать ]Исайя Берлин установил место этого термина в истории идей . Он использовал это слово для обозначения движения, которое возникло в основном в конце 18-го и начале 19-го века в Германии против рационализма , универсализма и эмпиризма , которые обычно ассоциируются с Просвещением. Эссе Берлина «Контрпросвещение» было впервые опубликовано в 1973 году, а позднее переиздано в сборнике его сочинений « Против течения » в 1981 году. [ 6 ] С тех пор этот термин стал использоваться более широко.
Берлин утверждает, что, хотя и существовали противники Просвещения за пределами Германии (например, Жозеф де Местр ) и до 1770-х годов (например, Джамбаттиста Вико ), контрпросветительская мысль не прижилась до тех пор, пока немцы «не восстали против мертвой руки Франции в сферы культуры, искусства и философии и отомстили за себя, начав великую контратаку против Просвещения». Эта немецкая реакция на империалистический универсализм французского Просвещения и революции, навязанный им сначала франкофилом Фридрихом II Прусским , затем армиями революционной Франции и, наконец, Наполеоном , имела решающее значение для произошедшего сдвига сознания. в Европе в это время, что в конечном итоге привело к романтизму . Следствием этого восстания против Просвещения стал плюрализм . Противники Просвещения сыграли более решающую роль, чем его сторонники, некоторые из которых были монистами , чьи политические, интеллектуальные и идеологические потомки были террёр и тоталитаризм .
Дэррин МакМахон
[ редактировать ]В своей книге «Враги Просвещения» (2001) историк Дэррин МакМэхон распространяет Контрпросвещение обратно на дореволюционную Францию и вплоть до уровня « Груб-стрит ». МакМахон сосредотачивается на первых противниках Просвещения во Франции, обнаруживая давно забытую литературу « Груб-стрит » конца 18-го и начала 19-го веков, ориентированную на философов . Он погружается в темный мир «низкого контрпросвещения», нападавшего на энциклопедистов и боровшегося за предотвращение распространения идей Просвещения во второй половине века. Многие люди в прежние времена критиковали Просвещение за подрыв религии, социального и политического порядка. Позже это стало основной темой консервативной критики Просвещения. После Французской революции казалось, что оно подтвердило предупреждения антифилософов , высказанные за десятилетия до 1789 года.
Грэм Гаррард
[ редактировать ]Кардиффского университета Профессор Грэм Гаррард утверждает, что историк Уильям Р. Эверделл был первым, кто в своей диссертации 1971 года и в книге 1987 года « Христианская апологетика во Франции, 1730–1790: корни Романтическая религия . [ 7 ] В своей статье 1996 года «Происхождение контр-просвещения: Руссо и новая религия искренности» в журнале American Political Science Review (том 90, № 2) Артур М. Мельцер подтверждает точку зрения Эверделла о том, что происхождение Контрпросвещения в религиозных трудах Жан-Жака Руссо , далее показывая Руссо как человека, который сделал первый выстрел в Война между Просвещением и его противниками. [ 8 ] Грэм Гаррард следует за Мельцером в его «Контрпросвещении Руссо» (2003). Это противоречит описанию Берлином Руссо как философа (хотя и ошибочного), разделявшего основные убеждения своих современников эпохи Просвещения. Но, как и МакМахон, Гаррард прослеживает начало контрпросветительской мысли во Франции и до немецкого движения «Штурм и натиск» 1770-х годов. Книга Гаррарда «Контрпросвещение» (2006) еще больше расширяет этот термин, утверждая против Берлина, что не существовало единого «движения» под названием «Контрпросвещение». Скорее, с середины 18-го века по 20-й век среди критических теоретиков, постмодернистов и феминисток было много контрпросвещений. Просвещение имеет противников во всех точках своего идеологического компаса, от крайне левых до крайне правых, и во всех точках между ними. Каждый из претендентов на Просвещение изображал его таким, каким он его видел или хотел, чтобы его увидели другие, в результате чего возникло огромное количество портретов, многие из которых не только различны, но и несовместимы.
Джеймс Шмидт
[ редактировать ]Идея контрпросвещения развивалась в последующие годы. Историк Джеймс Шмидт поставил под сомнение идею «Просвещения» и, следовательно, существование движения, противостоящего ему. Поскольку концепция «Просвещения» стала более сложной и трудной для поддержания, то же самое произошло с идеей «Контр-Просвещения». Достижения в области науки Просвещения за последнюю четверть века бросили вызов стереотипному представлению о XVIII веке как о « веке разума », что заставило Шмидта задуматься о том, не могло ли Просвещение на самом деле быть творением своих противников, а наоборот. . Тот факт, что термин «Просвещение» впервые был использован в английском языке в 1894 году для обозначения исторического периода, подтверждает аргумент о том, что это была поздняя конструкция, перенесенная обратно в 18 век.
Французская революция
[ редактировать ]К середине 1790-х годов господство террора во время Французской революции вызвало серьезную реакцию против Просвещения. Многие лидеры Французской революции и их сторонники сделали Вольтера и Руссо , а также маркиза де Кондорсе идеи разума, прогресса , антиклерикализма и эмансипации центральными темами своего движения. Это привело к неизбежной обратной реакции на Просвещение, поскольку были люди, выступавшие против революции. Многие контрреволюционные писатели, такие как Эдмунд Берк , Жозеф де Местр и Огюстен Баррюэль , утверждали внутреннюю связь между Просвещением и революцией. [ 2 ] Они обвиняли Просвещение в подрыве традиционных верований, которые поддерживали старый режим . Поскольку революция становилась все более кровавой, идея «Просвещения» также была дискредитирована. Таким образом, Французская революция и ее последствия внесли свой вклад в развитие контрпросветительской мысли. [ нужна ссылка ]
Эдмунд Берк был одним из первых противников революции, кто связал философов с нестабильностью во Франции в 1790-х годах. Его «Размышления о революции во Франции» (1790 г.) определяют Просвещение как основную причину Французской революции. По мнению Берка, философы предоставили революционным лидерам теории, на которых основывались их политические схемы. [ 9 ]
Огюстена Баррюэля Идеи Контрпросвещения были хорошо развиты еще до революции. Он работал редактором антифилософского литературного журнала L'Année Litteraire . Баррюэль утверждает в своих «Мемуарах, иллюстрирующих историю якобинства» (1797), что революция была следствием заговора философов и масонов. [ 10 ] [ 11 ]
В «Рассуждениях о Франции» (1797) Жозеф де Местр интерпретирует революцию как божественное наказание за грехи Просвещения. По его словам, «революционная буря — это подавляющая сила природы, обрушенная на Европу Богом и высмеившая человеческие притязания». [ 2 ]
Романтизм
[ редактировать ]В 1770-х годах « Штурм и натиск в Германии зародилось движение ». Он поставил под сомнение некоторые ключевые предположения и последствия Aufklärung , и впервые был придуман термин « романтизм ». Многие ранние писатели-романтики, такие как Шатобриан , Фридрих фон Харденберг (Новалис) и Сэмюэл Тейлор Кольридж, унаследовали контрреволюционную антипатию к философам . Все трое прямо обвиняли философов во Франции и Aufklärer в Германии в обесценивании красоты, духа и истории в пользу взгляда на человека как на бездушную машину и на вселенную как на бессмысленную, разочарованную пустоту, лишенную богатства и красоты. Особую озабоченность ранних писателей-романтиков вызывал якобы антирелигиозный характер эпохи Просвещения, поскольку философы и Ауфклереры, как правило, были деистами и выступали против богооткровенной религии . Некоторые историки, такие как Хаманн , тем не менее утверждают, что этот взгляд на Просвещение как на эпоху, враждебную религии, является общей точкой зрения между этими писателями-романтиками и многими их консервативными контрреволюционными предшественниками. Однако немногие комментировали Просвещение, за исключением Шатобриана, Новалиса и Кольриджа, поскольку самого этого термина в то время не существовало, и большинство их современников игнорировали его. [ 2 ]
Историк Жак Барзен утверждает, что романтизм уходит корнями в эпоху Просвещения. Это была не антирациональная, а скорее сбалансированная рациональность против конкурирующих требований интуиции и чувства справедливости. Эта точка зрения выражена в «Сне разума» Гойи , в котором кошмарная сова предлагает дремлющему социальному критику « Лос Капричос» кусок рисовального мела. Даже разумный критик вдохновляется иррациональным содержанием сновидения под взглядом зоркой рыси. [ 12 ] Маршалл Браун приводит во многом тот же аргумент, что и Барзун в «Романтизме и Просвещении» , ставя под сомнение резкое противоречие между этими двумя периодами.
К середине XIX века память о Французской революции угасла, как и влияние романтизма. В этот оптимистичный век науки и промышленности было мало критиков Просвещения и мало явных защитников. Фридрих Ницше является заметным и весьма влиятельным исключением. После первоначальной защиты Просвещения в так называемый «средний период» (конец 1870-х — начало 1880-х годов) Ницше яростно выступил против него.
Тоталитаризм
[ редактировать ]После Второй мировой войны Просвещение вновь стало ключевой организующей концепцией в социальной и политической мысли и истории идей. контрпросветительская литература, обвиняющая доверие 18-го века к разуму в тоталитаризме Вместе с ним возродилась и этой 20-го века. Классическим местом точки зрения является Хоркхаймера и Теодора Адорно Макса «Диалектика просвещения» (1947), в которой прослеживается вырождение общей концепции просвещения от древней Греции (воплощенной хитрым «буржуазным» героем Одиссеем) до фашизма XX века. .
Авторы ставят своей целью «Просвещение», включая его форму XVIII века, которую мы теперь называем «Просвещением». Они утверждают, что олицетворением этого является маркиз де Сад . Однако были философы, отвергавшие утверждение Адорно и Хоркхаймера о том, что моральный скептицизм Сада на самом деле последователен или что он отражает мысль Просвещения. [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]- Аласдер Макинтайр
- Aleksandr Dugin
- Антиинтеллектуализм
- Антинаука
- Огюстен Баррюэль
- Чарльз Тейлор
- Шатобриан
- Тёмное Просвещение (неореакционное движение)
- Дэррин МакМахон
- Диалектика Просвещения
- Фридрих Генрих Якоби
- Панайотис Кондилис
- Мональдо Леопарди
- Джакомо Леопарди
- Грэм Гаррард
- Фридрих Ницше
- Жан-Жак Лефран де Помпиньян
- Иоганн Георг Хаманн
- Джон Н. Грей
- Жозеф де Местр
- Мартин Хайдеггер
- Уолтер Бенджамин
- Льюис Уайт Бек
- Лео Штраус
- Луи де Бональд
- Карл Шмитт
- Эрнст Янгер
- Натуральная философия
- Норберт Элиас
- Новалис
- Хуан Доносо Кортес
- Сорен Кьеркегор
- Вольтер
- Томас Карлайл [ 14 ] [ а ]
- Юлиус Эвола
- Жак Деррида
- Жиль Делёз
- Джорджио Агамбен
- Джордж Батай
- Пьер Клоссовски
- Шарль Моррас
- Реакционная политика
- Кертис Ярвин
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Трудно дать определение мысли Карлейля, но его знаменитая концепция поклонения героям , а также его несколько критический анализ Французской революции связывают его с Контрпросвещением.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бертланд, Александр. «Джамбаттиста Вико (1668—1744)» . Интернет-энциклопедия философии .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гаррард, Грэм (2006). Контрпросвещение: от XVIII века до наших дней . Абингдон [Англия]: Рутледж. ISBN 0203645669 . OCLC 62895765 .
- ^ Аспекты, отмеченные Даррином М. МакМахоном, «Контрпросвещение и убожество литературы в дореволюционной Франции», Прошлое и настоящее, № 159 (май 1998: 77–112), стр. 159. 79 Примечание 7.
- ^ перечислено Генри Харди во втором издании книги Исайи Берлина « Против течения: очерки истории идей» (Princeton University Press, 2013), стр. XXV, примечание 1.
- ^ Ницше, Фридрих (1877). Работы: Critical Complete Edition . Берлин: Вальтер де Грюйтер. п. 478.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 сентября 2013 г. Проверено 3 августа 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Гаррард, Грэм (2003), «Контр-Просвещение Руссо: республиканская критика философов» , State University of New York Press,
Насколько мне известно, первое явное определение Руссо как «основателя «Контр-Просвещения» появляется в книге Уильяма Эверделла. исследование христианской апологетики во Франции восемнадцатого века.
- ^ Мельцер, Артур М. (1996). «Происхождение контрпросвещения: Руссо и новая религия искренности». Американский обзор политической науки . 90 (2): 344–360. дои : 10.2307/2082889 . JSTOR 2082889 . S2CID 146774142 .
- ^ Черч, Джеффри (2010). «Мыслитель, выступающий против просвещения». Обзор политики . 72:4 . Издательство Кембриджского университета: 731–733.
- ^ Джозефсон-Сторм, Джейсон (2017). Миф о разочаровании: магия, современность и рождение гуманитарных наук . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 58. ИСБН 978-0-226-40336-6 .
- ^ Гей, Питер (1995). Просвещение: рост современного язычества . Просвещение и интерпретация. Том. 1 (переработанная ред.). Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN 0393313026 .
- ^ Линда Саймон, Сон разума
- ^ Джеффри Рош, «Ощущение самого сурового безумия: моральный скептицизм де Сада». Ангелаки, том 15, выпуск 1, апрель 2010 г., страницы 45–59.
- ^ Янг, BW (2018). «Контрпросвещение Томаса Карлейля». В Керри, Пол Э.; Пионке, Альберт Д.; Дент, Меган (ред.) Томас Карлайл и идея влияния . Мэдисон и Тинек, Нью-Джерси: Издательство Университета Фэрли Дикинсон. ISBN 9781683930662.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Барсун, Жак . 1961. Классика, романтика и модерн . Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226038520 .
- Берлин, Исайя , «Контрпросвещение» в книге «Правильное изучение человечества: антология очерков» , ISBN 0-374-52717-2 .
- Берлин, Исайя, Три критика Просвещения: Вико, Хаманн, Гердер . ( Генри Харди , редактор). Издательство Принстонского университета, 2003 г.
- Эверделл, Уильям Р. Христианская апологетика во Франции, 1730–1790: корни романтической религии. Льюистон: Эдвин Меллен Пресс, 1987.
- Эверделл, Уильям Р. «Заговоры, кружки, заговоры: происхождение «тезиса Баррюэля» в апологетическом романе» (6 июля 1989 г.) в книге «Образ Французской революции: документы, представленные на Всемирном конгрессе»., том. III, Париж, 1989. Материалы Всемирного конгресса, «Образ Французской революции!», 6-12 июля 1989 г., Pergamon press, стр. 1881-1885 гг.
- Эверделл, Уильям Р. Евангелическое контрпросвещение: от экстаза к фундаментализму в христианстве, иудаизме и исламе в 18 веке . Нью-Йорк: Спрингер, 2021. ISBN 978-3-030-69761-7
- Гаррард, Грэм, Контрпросвещение Руссо: республиканская критика философов (2003) ISBN 0-7914-5604-8
- Гаррард, Грэм, Контрпросвещение: от восемнадцатого века до наших дней (2006) ISBN 0-415-18725-7
- Гаррард, Грэм, «Контрпросвещение Исайи Берлина» в Трудах Американского философского общества , изд. Джозеф Мали и Роберт Воклер (2003), ISBN 0-87169-935-4
- Гаррард, Грэм, «Война против Просвещения», Европейский журнал политической теории , 10 (2011): 277–86.
- Гаррард, Грэм, «Наклон ветряных мельниц контр-просвещения», Исследования восемнадцатого века , 49/ (2015): 77–82.
- Умберклод, Эрик , Récréations de Hultazob . Париж: L'Harmattan 2010, ISBN 978-2-296-12546-9 (о Мелехе Августе Хултазобе, немецком докторе-шарлатане эпохи Просвещения, убитом в 1743 году)
- Израиль, Джонатан , Оспаривание Просвещения: философия, современность и эмансипация человека, 1670–1752 гг. , Oxford University Press, 2006. ISBN 978-0-19-954152-2 .
- Юнг, Тео, «Множественные контрпросвещения: генеалогия полемики от восемнадцатого века до наших дней», в: Мартин Л. Дэвис (редактор), «Размышления о Просвещении: современность и ее последствия», Милтон-Парк / Нью-Йорк 2016, 209–226 ( PDF ).
- Ленер, Ульрих Л. Католическое Просвещение (2016)
- Ленер, Ульрих Л. Женщины, Просвещение и католицизм (2017)
- Массо, Дидье, Враги философов. Антифилософия в эпоху Просвещения , Париж: Альбин Мишель, 2000.
- МакМэхон, Дэррин М. , «Враги Просвещения: французское контрпросвещение и создание современности» подробно описывает реакцию на Вольтера и Просвещение в европейской интеллектуальной истории с 1750 по 1830 год.
- Нортон, Роберт Э. «Миф о контрпросвещении», Журнал истории идей , 68 (2007): 635–58.
- Шмидт, Джеймс, Какой проект Просвещения? , Политическая теория, 28/6 (2000), стр. 734–57.
- Шмидт, Джеймс, Изобретая Просвещение: антиякобинцы, британские гегельянцы и Оксфордский словарь английского языка , Журнал истории идей, 64/3 (2003), стр. 421–43.
- Волин, Ричард , «Соблазнение неразумия: интеллектуальный роман с фашизмом от Ницше до постмодернизма» (Princeton University Press) 2004, намеревается проследить «сверхъестественное сходство между Контр-Просвещением и постмодернизмом».
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Исайя Берлин, «Контрпросвещение» , в Словаре истории идей (1973).
- Дэррин М. МакМахон, «Контрпросвещение и низость литературы в дореволюционной Франции», из журнала «Прошлое и настоящее», май 1998 г.